Глава 13. Как Брахма украл мальчиков и телят

01 января 2009
Кришна с пастушками обедают на берегу Ямуны. Брахма похищает телят и пастушков. Кришна являет себя в облике точных копий всех своих друзей и телят. Жители Вриндавана не замечают подмены, а лишь проникаются к своим детям еще более сильными чувствами. Целый год никто во Вриндаване не знает о случившемся. Баларама распрашивает Кришну о странном поведении коров. Брахма понимает, что шутка не удалась. Шри Кришна предстает перед Брахмой.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:30:45 | качество: mp3 64kB/s 14 Mb | прослушано: 835 | скачано: 692 | избрано: -3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:25 Шукадева Госвами очень воодушевился, когда Махараджа Парикшит спросил его, почему пастушки целый год никому не рассказывали о гибели Агасуры. Он сказал: «О царь, твои желания узнать о божественных играх Кришны как можно больше делают наше обсуждение всё более и более интересным».

00:00:49 Преданный всегда стремится услышать о Кришне и неустанно прославляет Господа, используя для этого свой ум, энергию, слух и речь. Такая деятельность называется Сознанием Кришны, и тому, кто с воодушевлением слушает и пересказывает повествования о Кришне, они никогда не кажутся избитыми или устаревшими.

00:01:11 Это отличает духовные темы от материальных. Любая материальная тема со временем перестаёт интересовать нас, мы не можем долго слушать об одном и том же, нам всегда требуется что-то новое. Но духовные повествования называются нитйа-нава-навайамана. Это значит, что прославлять Господа и слушать о Нём можно бесконечно, не чувствуя усталости, оставаясь внимательным и желая слушать ещё и ещё.

00:01:42 Долг духовного учителя – открывать искреннему и любознательному ученику все трансцендентные тайны. Шукадева Госвами решил рассказать царю, почему уничтожение Агасуры стало предметом обсуждения только через год. «Слушай меня внимательно, и я открою тебе в чём тут секрет», – сказал он Махарадже Парикшиту.

Кришна с пастушками обедают на берегу Ямуны

00:02:07 После того как Господь Кришна спас Своих друзей из пасти Агасуры и убил змея, Он привёл их на берег Ямуны и обратился к ним с такими словами: «Смотрите, друзья, какое прекрасное место. Мы можем пообедать тут и поиграть на мягком песке на берегу Ямуны.

00:02:24 Полюбуйтесь красотой цветущих на воде лотосов, почувствуйте какой от них исходит аромат. Крики павлинов перекликаются с пением других птиц и шелестом листвы на деревьях, и все эти звуки сливаются в одну мелодию. Они делают это место под тенистыми деревьями ещё прекраснее. Давайте пообедаем тут! Уже поздно, и мы проголодались. Пусть телята останутся рядом с нами и напьются воды из Ямуны. Пока мы будем обедать, они могут щипать свежую траву».

00:02:58 Услышав предложение Кришны, мальчики очень обрадовались и ответили: «Конечно, сядем здесь и пообедаем». Они тут же пустили телят пастись на мягкой траве. Сев в кружок с Кришной посередине, пастушки стали распаковывать взятые из дому корзинки с едой. Господь Кришна сидел в центре, а все пастушки расселись так, чтобы видеть Его лицо. Они ели и радовались тому, что могут всё время лицезреть Господа.

00:03:27 Кришна сидел словно в чашечке лотоса, лепестками которого были маленькие пастушки. Мальчики собрали цветы, листья и кору деревьев и разложили на них еду, а некоторые так и оставили её в корзинках. Затем вместе с Кришной они начали обедать.

00:03:45 Во время обеда каждый из мальчиков по-своему общался с Кришной, и все с удовольствием перебрасывались шутками. Так Господь Кришна наслаждался обедом со Своими друзьями.

00:03:56 Флейта была заткнута у Него за пояс с правой стороны, а рожок и посох висели на левом боку. В левой руке Он держал лакомство, приготовленное из риса, масла, йогурта и фруктов, и кусочки фруктов виднелись у Него между пальцами, похожими на лепестки лотоса.

00:04:15 Верховный Господь, наслаждающийся плодами великих жертвоприношений, смеялся и шутил, обедая со Своими друзьями во Вриндаване, и небожители наблюдали эту сцену. Тогда как мальчики просто упивались неземным блаженством в обществе Верховной Личности Бога.

Брахма похищает телят и пастушков

00:04:36 В это время телята, которые паслись рядом, зашли в лес, привлечённые свежей травой, и постепенно исчезли из вида. Когда мальчики заметили, что телят нет, они испугались и воскликнули: «Кришна!»

00:04:54 Кришна уничтожает само олицетворение страха. Все боятся страха, но сам страх боится Кришны. Воскликнув «Кришна!», мальчики тут же перестали бояться. Из любви к Своим товарищам Кришна не хотел, чтобы они прерывали весёлую трапезу и занимались поисками телят. Поэтому Он сказал: «Друзья, продолжайте обедать, Я Сам разыщу телят».

00:05:19 Всё ещё держа в левой руке лакомство из риса и йогурта, Господь Кришна отправился на поиски. Он искал телят в зарослях и пещерах, в лощинах и в лесу, но нигде не мог их найти.

00:05:35 В то время когда полубоги с великим изумлением наблюдали за тем, как был убит Агасура, Брахма, рождённый на цветке лотоса, который вырос из пупка Вишну, тоже прибыл узнать, что произошло. Он был поражён тем, что малыш Кришна совершил такое чудо. Хотя он знал, что маленький пастушок на самом деле Бог, Верховная Личность, он хотел увидеть и другие замечательные деяния Господа. Тогда он украл всех телят и пастушков и спрятал их.

00:06:12 Вот почему Господь Кришна, несмотря на все старания, не мог найти телят, мало того, Он ещё и потерял Своих друзей, обедавших на берегу Ямуны. В облике пастушка Господь Кришна был очень мал по сравнению с Брахмой, но, будучи Верховной Личностью Бога, Он тут же понял, что это Брахма похитил телят и мальчиков.

Кришна являет себя в облике точных копий всех своих друзей и телят

00:06:34 Кришна подумал: «Брахма украл всех пастушков и телят. Как же Я вернусь без них во Вриндаван? Их матери не вынесут этого горя». Ради спокойствия матерей, а также для того, чтобы убедить Брахму в превосходстве Верховной Личности Бога, Кришна сделал так, что из Него в тот же миг изошли новые пастушки и телята.

00:07:02 В Ведах говорится, что из Верховного Господа, обладающего непостижимыми энергиями, уже изошло множество живых существ. Поэтому Ему вовсе не трудно было принять облик многочисленных телят и мальчиков.

00:07:16 Новые пастушки были точно такими же как прежние, все они были разного телосложения, с разными лицами, по-разному одеты и украшены и вели себя тоже не одинаково. Иначе говоря, все живые существа, будучи индивидуальными душами, имеют совершенно разные склонности, по-разному действуют и ведут себя. Тем не менее Кришна в точности повторил все приметы и качества каждого из мальчиков. Он стал и телятами, которые тоже различались по размерам, окраске и повадкам. Это стало возможно потому, что всё сущее порождено энергией Кришны.

00:07:59 В «Вишну-пуране» сказано: парасйа брахманах шактих. Всё, что мы видим в материальном мире: материальные предметы и деятельность живых существ – всё это энергия Верховного Господа, так же как тепло и свет – различные энергии огня.

Жители Вриндавана не замечают подмены, а лишь проникаются к своим детям еще более сильными чувствами

00:08:19 Явив Себя в облике мальчиков и телят, Кришна, окружённый собственными воплощениями, вернулся во Вриндаван. Жители деревни ничего не знали о случившемся. Войдя во Вриндаван, телята отправились по коровникам, а мальчики по домам, где их ждали матери.

00:08:40 Ещё до того, как дети вошли в деревню, матери услышали звуки их флейт и появились на пороге своих домов, чтобы встретить и обнять их. От избытка материнской любви у них из груди потекло молоко, и они накормили им сыновей. В действительности же молоко пили не их дети, но Сам Господь, принявший образ этих пастушков. Так все матери Вриндавана смогли накормить Верховную Личность Бога своим молоком. Иначе говоря, Господь Кришна дал возможность кормить Его грудью не только Яшоде, но и всем старшим гопи.

00:09:23 Мальчики вели себя со своими матерями как обычно, и матери как обычно вечером искупали своих детей, нанесли им на лоб глиной знак тилака и надели на них украшения, а затем накормили их после дневных трудов.

00:09:38 Коровы, находившиеся на дальних пастбищах, к вечеру тоже вернулись и стали звать своих телят. Телята тут же подбежали к ним, и коровы принялись их облизывать. Отношения между гопи и их детьми, а также между коровами и телятами оставались такими же как прежде, хотя настоящие мальчики и телята были в другом месте.

00:10:03 Более того, любовь коров к своим телятам и старших гопи к своим детям, безо всякой видимой причины усилилась. Это произошло естественно, хотя телята и мальчики-пастушки не были их родными детьми.

00:10:18 Коровы и старшие гопи Вриндавана всегда любили Кришну больше чем собственных детей, но после всего случившегося их любовь к своим детям неизмеримо возросла и стала такой же сильной как любовь к Кришне.

Целый год никто во Вриндаване не знает о случившемся

00:10:35 В течение целого года телята и пастушки, которые были Самим Кришной, ходили на пастбища Вриндавана. Как сказано в Бхагавад-гите, Кришна в облике Сверхдуши пребывает в сердце каждого, но на этот раз вместо того чтобы явить Себя в образе Сверхдуши, Кришна превратился в телят и мальчиков-пастушков и оставался ими в течение года.

00:11:02 Однажды, за несколько дней до истечения этого срока, когда Кришна и Баларама пасли в лесу телят, Они увидели коров на вершине холма Говардхана. Коровам была видна долина, где находились мальчики и телята. Внезапно, заметив своих телят, коровы бросились к ним. Они бежали вниз с вершины холма так стремительно, что казалось, будто у них только одна пара ног. Испытывая к своим телятам необычайную любовь, они не обращали внимания на каменистую дорогу с горы вниз на пастбище. Их вымя было полно молока, а хвост высоко поднят.

00:11:46 Пока коровы бежали по склону холма, молоко изливалось на землю, оттого что их переполняла любовь к телятам, хотя это были не самые маленькие их телята. У этих коров уже были другие телята, а те, что паслись у подножия холма Говардхана, были постарше и должны были питаться травой, а не молоком. Тем не менее коровы подбежали к телятам, стали их облизывать и допустили к вымени. Было видно, что коров и телят связывают самые нежные узы.

00:12:20 Когда коровы бросились вниз с холма Говардхана, пастухи попытались их остановить. Взрослых коров пасут мужчины, а телят - мальчики. По возможности телят стараются держать подальше от коров, чтобы они не выпивали у них всё молоко. Именно поэтому взрослые пастухи, которые пасли коров на вершине холма Говардхана, пытались остановить их, но не сумели.

00:12:47 Раздосадованные неудачей, они были одновременно смущены и рассержены. Пастухи, спустились вниз, но когда они увидели своих сыновей, которые присматривали за телятами, то вдруг почувствовали прилив любви к ним.

00:13:03 Это было удивительно. Хотя пастухи были очень раздосадованы и сердиты, стоило им увидеть своих сыновей, как их сердца растаяли от любви. Вся их злость, разочарование и огорчение тут же прошли. В приливе отеческой любви они брали детей на руки и обнимали их. Они вдыхали запах их волос и чувствовали себя очень счастливыми. Затем пастухи погнали коров обратно на вершину холма Говардхана. По дороге они думали о своих детях, и по их щекам текли слёзы любви.

Баларама распрашивает Кришну о странном поведении коров

00:13:41 Когда Баларама увидел столь небывалое проявление любви между коровами и телятами, а также между отцами и их сыновьями, хотя ни телята, ни мальчики больше не нуждались в такой заботе, Его это озадачило. Он был удивлён: жители Вриндавана относились к своим детям с такой же любовью, с какой они относились к Кришне, и коровы проявляли к своим телятам такую же привязанность, какую испытывали к Кришне.

00:14:10 Поэтому Баларама решил, что во всём этом есть нечто мистическое, сотворённое полубогами или каким-нибудь могущественным человеком. Иначе как объяснить такие чудеса? В конце концов Он пришёл к мысли, что эти загадочные перемены, должно быть, вызваны Кришной, которого Баларама почитал как Верховную Личность Бога. Он думал: «Всё это устроил Кришна, и даже Я не могу помешать проявлению Его мистической силы».

00:14:44 Так Баларама догадался, что все эти мальчики и телята – Сам Кришна в разных обликах. Баларама спросил Кришну, что же происходит на самом деле. Он сказал: «О Кришна, сначала Я думал, что все эти телята и пастушки либо великие мудрецы и праведники, либо полубоги, но теперь Мне кажется, что все они Твои воплощения. Они – это Ты. Ты Сам играешь роли телят и маленьких пастушков, но что случилось? Куда делись настоящие телята и пастушки? И почему Ты принял облик телят и мальчиков? Прошу, объясни Мне, в чём тут причина?»

00:15:32 В ответ на просьбу Баларамы Кришна вкратце рассказал Ему обо всём, что произошло: о том, как Брахма украл телят и мальчиков, и как Он, Кришна, скрыл это, приняв их облик, чтобы жители Вриндавана не узнали, что настоящие телята и мальчики пропали. Пока Кришна и Баларама разговаривали, Брахма спустя мгновение (по своему исчислению) вернулся назад.

Брахма понимает, что шутка не удалась

00:16:03 О продолжительности жизни Брахмы можно узнать из Бхагавад-гиты – тысяча циклов из четырёх юг, или 1000 раз по 4 320 000 лет, составляет двенадцать часов жизни Брахмы, а одно мгновение жизни Брахмы соответствует году по солнечному исчислению.

00:16:24 Через мгновение по своему исчислению Брахма вернулся, чтобы узнать, чем закончилась его шутка – кража детей и телят. В то же время он испытывал опасение, зная, что играет с огнём. Кришна был его господином, а он, Брахма, сыграл с Ним шутку, украв Его друзей и телят. Брахму съедала тревога и потому он отсутствовал недолго, всего мгновение.

00:16:53 Вернувшись, он обнаружил, что пастушки и телята играют с Кришной так же, как они играли, когда он впервые их увидел, хотя Брахма был уверен, что унёс и усыпил их с помощью своих мистических чар.

00:17:10 Брахма стал размышлять: «Я забрал всех телят и мальчиков, и я знаю, что все они до сих пор спят. Как же получилось, что те же мальчики и телята сейчас играют с Кришной? Значит ли это, что на них не подействовали мои чары? Неужели они целый год так и играли здесь?»

00:17:36 Брахма старался понять, кто они такие и почему на них не подействовали его чары, но не мог. Другими словами, он сам был введён в заблуждение своими же мистическими силами. Влияние его мистических сил стало похоже на снег в темноте или на светлячка при свете дня. Светлячок мерцает только во тьме ночи, а снег на вершине горы или на земле блестит только днём. Ночью снег теряет свой серебристый блеск, так же как светлячок перестаёт светиться в дневное время, и ничтожная сила Брахмы в сравнении с мистическим могуществом Кришны стала похожа на снег во тьме ночи или на светлячка при свете дня.

00:18:23 Когда человек, обладающий ничтожной мистической силой, хочет проявить её в присутствии более могущественного мистика, он только показывает, сколь мала его сила. Даже великий полубог Брахма, решив показать свою мистическую силу перед Кришной, попал в смешное положение. Так мистическая сила Брахмы сбила с толку его самого.

00:18:50 Чтобы убедить Брахму, что эти телята и мальчики не те, которых он украл, телята и пастушки, игравшие с Кришной, превратились в вишну-мурти, четырёх-рукие формы Вишну. Настоящие дети и телята спали, околдованные мистическими чарами Брахмы, а те, которых он видел сейчас, были воплощениями Самого Кришны, или Вишну.

00:19:17 Перед Брахмой предстали многочисленные формы Вишну, который тоже является воплощением Кришны. Все Вишну были тёмно-синего цвета, в жёлтых одеждах, у всех было по четыре руки, в которых Они держали булаву, диск, лотос и раковину. Их головы венчали сверкающие золотые шлемы, усыпанные драгоценными камнями. Они были украшены жемчугами и гирляндами из прекрасных цветов. В ушах у каждого были серьги, а на груди - знак Шриватса, на руках – браслеты и другие украшения. Их шеи были подобны раковинам. На щиколотках у Них позванивали колокольчики. Все вишну-мурти были перепоясаны золотыми поясами, на пальцах у Них сверкали перстни с самоцветами.

00:20:12 Брахма также увидел, что тело каждого Вишну, от лотосных стоп и до самой макушки, усыпано свежими листьями и бутонами цветов туласи. И самое главное, все Вишну поражали взор неземной красотой, их улыбки напоминали, лунный свет, а взгляды – лучи восходящего солнца. Уже одни Их взгляды показывали, что Они создатели и хранители гун невежества и страсти.

00:20:42 Вишну олицетворяет гуну благости, Брахма гуну страсти, а Господь Шива гуну невежества. Поэтому, будучи хранителем всего мироздания, Вишну также творец и хранитель Брахмы и Господа Шивы.

00:20:59 В это время Брахма увидел, как множество других Брахм и Шив, полубогов и даже мельчайших муравьёв и травинок, все движущиеся и неподвижные существа танцуют вокруг Господа Вишну. Их танец сопровождался игрой музыкальных инструментов, и все они поклонялись Господу Вишну. Брахма понял, что все Вишну в полной мере обладают всеми мистическими силами, начиная с анима-сиддхи, позволяющей уменьшиться до размеров атома, и кончая способностью стать громадным, как мироздание.

00:21:37 Все мистические силы Брахмы, Шивы и других полубогов, а также двадцать четыре стихии материального космоса были полностью представлены в личности Вишну. Повинуясь Господу Вишну, все мистические силы поклонялись Ему. Господу Вишну поклонялось время, пространство, сотворённый космос, очистительные обряды, желания, деятельность и три гуны материальной природы.

00:22:07 Брахма также осознал, что Господь Вишну – средоточие всей истины, знания и блаженства. Он сочетает в Себе три трансцендентных свойства: вечность, знание и блаженство, и Он же объект поклонения всех, кто следует учению Упанишад.

00:22:27 Брахма понял, что мальчики и телята не могли превратиться в Вишну под воздействием мистических сил какого-то йога или полубога. Телята и мальчики, превратившиеся в вишну-мурти, формы Вишну, были не проявлением вишну-майи (энергии Вишну), а Самим Вишну.

00:22:50 Вишну и вишну-майя, соотносится между собой так же как огонь и жар. В жаре есть одно из качеств огня, а именно тепло, но жар – это не огонь. Мальчики и телята, принявшие облик Вишну, были подобны не теплу, а огню, ведь в действительности все они были Самим Вишну.

00:23:15 Вишну есть средоточие всей истины, всего знания и всего блаженства. Можно привести другой пример, связанный с материальными предметами. Материальный предмет может иметь множество отражений. Когда солнце отражается в нескольких сосудах с водой, его отражения – это не само солнце. Отражения солнца в сосудах не дают ни тепла, ни света, хотя выглядят как солнце. Но формы, которые принял Кришна, были все как одна настоящими Вишну. В связи с этим в Шримад-Бхагаватам употреблены слова сатйа-гьяна-ананта-ананда. Сатйа – значит «истина», гьяна – «совершенное знание», ананта – «безграничное» и ананда – «блаженство».

00:24:05 Величие трансцендентных форм Верховной Личности Бога таково, что имперсоналисты-последователи учения Упанишад не способны овладеть знанием, необходимым, чтобы постичь это величие. Поистине, для имперсоналистов непостижимы трансцендентные формы Господа, ибо имперсоналисты, изучая Упанишады, могут осознать только, что Абсолютная Истина нематериальна и не ограничена материей.

00:24:33 Когда Господь Брахма увидел, что Кришна явил Себя в многочисленных формах Вишну, его ограниченных способностей хватило на то, чтобы понять, что всё движущееся и неподвижное в мироздании - суть различные проявления энергии Верховного Господа.

00:24:51 Брахма пребывал в замешательстве, он сознавал, как ничтожна его сила и сфера его деятельности, ограниченная одиннадцатью органами. Брахма понял, что он тоже творение материальной энергии, простая марионетка в руках кукловода. Подобно тому, как марионетка не способна самостоятельно танцевать, а танцует по воле кукловода, полубоги и все живые существа подвластны Верховной Личности Бога.

00:25:23 Как сказано в «Чайтанья-чаритамрите», единственный властелин – это Кришна, а все остальные – Его слуги. Весь мир погружён в океан материальной иллюзии. Живые существа плавают в нём как соломинки в воде и беспрестанно борются за существование. Но как только человек осознаёт, что он вечный слуга Верховной Личности Бога, этой иллюзорной борьбе за существование (майе) приходит конец.

00:25:56 Господь Брахма, повелитель Богини знания, величайший знаток ведической мудрости, был не в силах постичь необычайное могущество, явленное Верховной Личностью Бога. В материальном мире даже такие великие полубоги как Брахма не в состоянии постичь мистические силы Верховного Господа. Брахма не только не мог понять масштаба этой силы, он пришёл в замешательство при виде всего лишь одного её проявления, показанного Кришной.

00:26:29 В конце концов Брахма даже потерял способность видеть, как Господь принимает облик Вишну и превращается в телят и пастушков. Тогда Кришна сжалился над ним и, продолжая проявлять вишну-мурти, внезапно опустил на эту сцену завесу йогамайи.

00:26:50 В Бхагавад-гите говорится, что Верховный Господь скрыт от нас завесой йогамайи. То, что скрывает реальность, является махамайей, или внешней энергией, которая не позволяет обусловленной душе понять Верховного Господа, запредельного материальному миру, но энергия, которая частично открывает Верховного Господа, а частично скрывает Его от нас, называется йогамайей.

00:27:17 Брахма - не обычная обусловленная душа. Он намного превосходит других полубогов, и всё же он не мог понять того, что показывает ему Кришна – Верховная Личность Бога. Поэтому Кришна прекратил показывать ему как действует Его энергия. Обусловленные души не только приходят в замешательство, когда видят могущество Господа, они вообще теряют способность что-либо понимать.

Шри Кришна предстает перед Брахмой

00:27:47 Завеса йогамайи была опущена для того, чтобы не усиливать замешательство Брахмы. Когда Брахма вышел из оцепенения, он как будто пробудился ото сна, похожего на смерть. С большим трудом он открыл глаза.

00:28:05 Теперь он смотрел на окружающий мир как раньше. Он увидел вокруг себя чудесные окрестности Вриндавана, густо поросшие деревьями, которые поддерживают жизнь всех существ. Он восхитился священной землёй Вриндавана, обитатели которой не подвластны законам материальной природы.

00:28:27 В лесах Вриндавана даже тигры и другие хищные звери мирно живут рядом с оленями и людьми. Брахма понял, что благодаря присутствию Верховной Личности Бога Вриндаван запределен всему материальному и свободен от вожделения и жадности.

00:28:46 Брахма увидел перед собой Шри Кришну – Верховного Господа, играющего роль маленького пастушка. Держа в руке лакомства, Он искал Своих товарищей и телят точно так же, как делал это год назад, сразу после того когда они исчезли.

00:29:06 Брахма немедленно сошёл со своего огромного лебедя и упал перед Господом как золотой жезл. Когда вайшнавы хотят выразить кому-то почтение, они приносят ему поклон, называемый дандават. Это слово буквально значит «упасть как палка».

00:29:28 Выражая почтение вайшнаву, занимающему более высокое положение, нужно пасть ниц, оставаясь прямым как палка. Точно так же Брахма упал ниц перед Господом, выражая Ему почтение. И поскольку кожа Брахмы золотистого цвета, он был похож на золотой жезл, лежащий перед Господом Кришной.

00:29:49 Каждый из шлемов на четырёх головах Брахмы касался лотосных стоп Кришны. Брахма был очень счастлив и проливал слёзы радости, омывая ими лотосные стопы Господа. Он снова и снова падал и вставал, каждый раз вспоминая Его чудесные деяния.

00:30:10 После множества поклонов Брахма поднялся и вытер глаза. Видя перед собой Господа, он с благоговейным трепетом, почтением и великим смирением начал сосредоточенно возносить Ему молитвы.

00:30:30 Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава тринадцатая «Как Брахма украл мальчиков и телят».

транскрибирование: Сергей Дубровин | 18 декабря 2017
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 14 января 2018