Глава 47. Гопи получают послание Кришны

01 января 2009
Гопи собираются вокруг Уддхавы чтобы распросить о Кришне. Радхарани разговаривает со шмелём о Кришне. Маха-бхава Шримати Радхарани. Уддхава читает письмо Кришны адресованное гопи. Энергии Кришны. Вечное единение гопи с Кришной. Превосходство бхакти-йоги. Випраламбха-сева – единство в разлуке. Уддхава гостит во Вриндаване.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:53:53 | качество: mp3 64kB/s 24 Mb | прослушано: 520 | скачано: 505 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:39 Гопи сразу же заметили, что внешне Уддхава почти не отличается от Кришны, и догадались, что он великий преданный Господа. У него были очень красивые длинные руки, а глаза напоминали лепестки лотоса. На нём были жёлтые одежды и гирлянды из лотосов. Получив освобождение сарупья, Уддхава обрёл такой же облик, как у Господа, и был очень похож на Кришну.

00:01:08 Пока Кришна отсутствовал, гопи каждый день ранним утром непременно приходили в дом матушки Яшоды. Они знали, что Махараджа Нанда и матушка Яшода убиты горем, и считали своим первейшим долгом выразить почтение двум самым возвышенным из старших жителей Вриндавана.

00:01:26 Встречая подруг Кришны, Нанда и Яшода с радостью вспоминали Самого Кришну, гопи же радовались, глядя на Махараджу Нанду и Яшоду. Заметив, что Уддхава даже обликом очень напоминает Кришну, гопи подумали, что он один из тех, кто целиком предался Верховному Господу, и стали размышлять вслух:

00:01:51 «Кто этот юноша, столь похожий на Кришну? У него такие же глаза, подобные лепесткам лотоса, такой же нос, такое же прекрасное лицо и точно такая же улыбка. Он как две капли воды похож на Кришну, Шьямасундару, красивого смуглоликого юношу. И даже одет он точно так же как Кришна. Откуда он приехал? Какая счастливица называет его своим мужем?»

00:02:17 Так говорили они между собой. Им очень хотелось побольше узнать о приезжем, и, будучи простодушными деревенскими девушками, они обступили его со всех сторон.

Гопи собираются вокруг Уддхавы чтобы распросить о Кришне

00:02:30 Узнав, что Уддхава привёз письмо от Кришны, гопи очень обрадовались, отвели его в уединённое место и усадили так, чтобы ему было удобно. Они хотели поговорить с ним совершенно свободно и не желали, чтобы их смущало присутствие посторонних. Сначала они учтиво, с величайшим смирением приветствовали его:

00:02:55 «Мы знаем, что ты один из приближённых Кришны, и потому Он послал тебя во Вриндаван, чтобы ты утешил Его отца и мать. Мы понимаем, что родственные чувства очень сильны. Даже великие мудрецы, отрёкшиеся от мира, не могут полностью освободиться от привязанности к своим близким и время от времени вспоминают о них. Поэтому Кришна и послал тебя к Своему отцу и матери, ведь здесь, во Вриндаване, у Него больше нет никаких других дел.

00:03:23 Теперь Он живёт в городе. Какой интерес горожанину знать о деревне Вриндаван и о пастбищах? Всё это стало безразлично для Кришны, потому что Он переселился в город. И уж конечно, Он не станет интересоваться теми, кто не являются членами Его семьи.

00:03:44 Дружба с посторонними всегда основывается на корысти, так с какой стати беспокоиться о них? Это, прежде всего, относится к дружбе с чужими жёнами – она живёт лишь до тех пор, пока у мужчины есть необходимость удовлетворять свои чувства.

00:04:00 Шмель вьётся вокруг цветка лишь до тех пор, пока не соберёт нектар. Продажная женщина порывает с любовником, как только его кошелёк опустеет. Когда правительство неспособно защитить своих подданных, они покидают страну. Закончив образование, ученик порывает связь с учителем и школой. Жрец, получивший вознаграждение, забывает о том, кто его наградил.

00:04:26 Когда деревья заканчивают плодоносить, птицы становятся безразличными к ним. Поев в доме хозяина, гость сразу же забывает о нём. Когда в лесу от пожара выгорает трава, олени и другие животные покидают лес, так и мужчина, вдоволь насладившись своей подругой, отворачивается от неё».

00:04:49 Приводя все эти сравнения, гопи обвиняли Кришну. Слушая их, Уддхава понял, что все вриндаванские гопи только и думают, что о Кришне и Его детских играх. За разговорами о Кришне, они совсем забыли о домашних делах. Более того, они забыли даже о самих себе, так велико было их желание слушать о Кришне.

Радхарани разговаривает со шмелём о Кришне

00:05:24 Одна из гопи, Шримати Радхарани, которая особенно близко общалась с Кришной, была так поглощена мыслями о Нём, что даже заговорила со шмелём, который летал вокруг, стараясь коснуться Её лотосных стоп. Пока другие гопи разговаривали с посланцем Кришны, Уддхавой, Шримати Радхарани решив, что шмель тоже прислан Кришной, обратилась к нему с такими словами:

00:05:57 «Шмель, ты привык перелетать с цветка на цветок, собирая нектар, поэтому, видно, ты и захотел стать посланцем Кришны, который очень схож с тобой нравом. Я вижу на твоих усах красную кункуму, она осталась на гирлянде Кришны, когда Он прижимал к груди какую-то другую девушку, мою соперницу. Ты, как видно, гордишься тем, что притрагивался к этой гирлянде и что твои усы от этого покраснели.

00:06:27 Ты принёс мне весть от Кришны, и теперь стараешься коснуться моих стоп, но, дорогой шмель, предупреждаю тебя – не прикасайся ко мне! Я не хочу слышать никаких вестей от твоего ветреного господина. Ты ветреный слуга ветреного господина!»

00:06:47 Вполне возможно, что Шримати Радхарани нарочно обращалась к шмелю с насмешливыми словами, чтобы таким образом уязвить Уддхаву – посланца Кришны. Как и другие гопи, Шримати Радхарани видела, что внешне Уддхава очень похож на Кришну, и даже более того, она намекала, что Уддхава и Кришна одинаковы, то есть Уддхаве нельзя доверять, как и Самому Кришне. Далее она изложила конкретные причины Своего недовольства Кришной и Его посланцем.

00:07:21 Шримати Радхарани снова обратилась к шмелю: «Твой хозяин Кришна очень схож с тобой нравом. Ты садишься на один цветок, собираешь с него немного нектара и тут же перелетаешь на другой. Таков и твой хозяин Кришна. Только один раз дал Он мне вкусить нектар Своих уст и покинул меня навсегда.

00:07:46 Я знаю, что Кришне неустанно служит богиня процветания Лакшми, восседающая на цветке лотоса, но я не понимаю, что её привлекает в Кришне, и почему она к Нему так привязалась, ведь ей известно Его непостоянство. Может быть, её заворожили обольстительные речи Кришны, и она уже не может понять Его истинный нрав. Что же касается меня, то у меня, в отличие от богини процветания, хватит разума, чтобы не позволить себя обмануть, ни Самому Кришне, ни Его посланцам».

00:08:21 По мнению знатоков ведических писаний, Лакшми, богиня процветания, исходит от Шримати Радхарани и подчиняется ей. Как Сам Кришна принимает образы многочисленных воплощений вишну-мурти, так и Его энергия наслаждения, Радхарани, принимает образы множества воплощений – богинь процветания. Поэтому богиня процветания Лакшми-джи всегда стремится возвыситься до положения гопи.

00:08:49 «Глупый шмель, – продолжала Шримати Радхарани, – ты славишь Кришну в надежде угодить мне и получить награду, но это пустая затея. У нас ничего не осталось. У нас больше нет ни дома, ни семьи. Мы многое знаем о Кришне. Мы знаем даже больше, чем ты. Поэтому, что бы ты ни говорил о Нём, для нас всё это старые сказки.

00:09:15 Кришна сейчас живёт в городе, где все прославляют Его как друга Арджуны. У Него много новых возлюбленных, которые, несомненно, очень счастливы с Ним. Да и как им не быть счастливыми, если Кришна смог успокоить жар, бушевавший в их груди. Если ты полетишь к ним и станешь славить Кришну, возможно, они будут рады и наградить тебя.

00:09:41 Я вижу, ты стараешься задобрить меня своим угодливым поведением и потому склоняешься головой к моим ногам, но меня не проведёшь, я-то знаю, что тебя, хитреца, прислал ещё больший хитрец – Кришна! Поэтому, прошу, оставь меня в покое. Мне ведомо, что ты умеешь мирить поссорившихся, но знай, что я не могу доверять ни тебе, ни твоему господину – Кришне.

00:10:12 Ради Кришны мы бросили своих мужей, детей и родственников, но Он всегда вёл Себя так, будто ничем нам не обязан. Наконец Он уехал, бросив нас одних. Ты думаешь, мы сможем доверять Ему снова? Мы знаем, что без общества молодых женщин Кришна не может прожить и минуты. Таков Его характер. Ему трудно в Матхуре, потому что это не деревня, где Он привык жить среди простодушных пастушек. Теперь Он вращается среди знати, где не так-то легко подружиться с юными девушками.

00:10:50 А может, ты прилетел сюда, чтобы снова свести нас с Ним или отправить нас в Матхуру? Но зачем мы нужны там Кришне? Он как никто другой способен покорить всех девушек не только во Вриндаване или Матхуре, но и по всему свету.

00:11:08 Его чарующая улыбка столь притягательна, а движения бровей так прекрасны, что любая девушка с райских, средних или низших планет явится к Нему по первому зову. Даже Маха-Лакшми, величайшая из богинь процветания, жаждет оказать Ему хоть какую-нибудь услугу. Что мы в сравнении с этими обитательницами вселенной? В сравнении с ними мы – ничто.

00:11:34 Кришна всюду говорит о Своём великодушии, и все великие святые прославляют Его. Но Его достоинства нашли бы себе лучшее применение, если бы Он проявил к нам хоть немного милосердия, мы чувствуем себя глубоко униженными Его пренебрежением.

00:11:53 Бедный посланец, ты всего лишь неразумный слуга. Ты так мало знаешь о Кришне, о том, каким неблагодарным и бессердечным Он бывал не только в этой жизни, но и в предыдущих. Мы слышали об этом от нашей бабушки Парнамаси. Она рассказывала нам, что прежде Кришна был сыном кшатрия и носил имя Рамачандра. Тогда Он убил Вали, который был врагом Его друга, но не так, как подобает кшатрию, а как это делают охотники.

00:12:24 Охотник прячется в засаде и убивает зверя, даже не показываясь ему на глаза. Господу Рамачандре, родившемуся кшатрием, следовало сразиться с Вали лицом к лицу, но по наущению Своего друга Он убил его из-за дерева. Так Он нарушил религиозные заповеди, которым должны следовать кшатрии.

00:12:42 Кроме того, Он был так очарован красотой Ситы, что отрезал Шурпанакхе – сестре Раваны – нос и уши, обезобразив её. Шурпанакха хотела, чтобы он утолил её страсть, и, как истинный кшатрий, Он должен был исполнить её желание, но Ситадеви так подчинила Его себе, что, не в силах забыть её, Он обезобразил Шурпанакху.

00:13:09 Ещё до того, как родиться кшатрием, Он появился на свет мальчиком-брахманом по имени Ваманадева, который попросил подаяние у Махараджи Бали. Махараджа Бали в своём великодушии предложил Ему всё, чем владел, но неблагодарный Ваманадева-Кришна велел связать его, словно ворона, и отправил в подземное царство Патала.

00:13:31 Нам ли не знать, каким неблагодарным может быть Кришна. Но вот незадача, хотя Он так жесток и бессердечен, мы не можем перестать говорить о Нём. Не только мы, даже великие мудрецы и святые всегда ведут о Нём разговор. Мы, гопи Вриндавана, не желаем больше дружить с этим смуглокожим юношей, но не представляем себе, где найти силы, чтобы не вспоминать о Нём и не говорить о Его поступках».

00:14:04 Кришна абсолютен, поэтому Его неблаговидные поступки столь же привлекательны, как и Его добрые дела. Вот почему святые люди, и, конечно, такие великие преданные как гопи, ни при каких обстоятельствах не могут отречься от Кришны.

00:14:22 Господь Чайтанья в Своих молитвах говорил: «Кришна, Ты полностью свободен и независим. Ты можешь обнять Меня или попрать ногами, делай, что Тебе угодно. Можешь разбить Моё сердце, не позволяя видеть Тебя до конца моих дней, но Ты единственный, кому отдана Моя любовь».

00:14:43 «По-моему, – продолжала Шримати Радхарани, – лучше ничего не слышать о Кришне, ибо тот, в чьи уши попала хоть капля нектара из рассказов о Его божественных деяниях, тут же перестаёт испытывать притяжение и неприязнь к чему бы то ни было. Он полностью освобождается от скверны привязанностей и отрешается от материального мира: от семьи, дома, жены, детей и всего, что так дорого каждому.

00:15:11 Тот, кто лишился всех материальных приобретений, становится несчастным сам и делает несчастными своих родных. Словно птица, блуждает он в поисках Кришны, добровольно избрав удел нищего странника. Он продолжает искать Его повсюду, даже если рождается животным. Истинно понять Кришну, Его имя и Его качества, Его облик, Его лилы, Его атрибуты и окружение очень и очень трудно».

00:15:44 Обращаясь к чёрному шмелю, посланцу Кришны, Шримати Радхарани добавила: «Прошу, не говори больше о Кришне. Лучше поговорим о чём-нибудь другом. Бывает, что пятнистую лань в лесу завораживают сладкие звуки флейты охотника, неся ей гибель. Так и мы на свою погибель зачарованы сладкими речами Кришны. Вновь и вновь вспоминая о сиянии, исходящем от ногтей на пальцах Его ног, мы всё сильнее жаждем встретиться с Ним. Поэтому прошу тебя, не говори больше ни слова о Кришне».

Маха-бхава Шримати Радхарани

00:16:31 Весь этот разговор Радхарани с вестником-шмелём, её многочисленные упрёки в адрес Кришны, а также признание своей неспособности не говорить о Нём – признаки высочайшего трансцендентного экстаза, маха-бхавы. Испытывать маха-бхаву может только сама Радхарани и её приближённые.

00:16:52 Великие ачарьи, Рупа Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур, тщательно изучили вызванные маха-бхавой речи Шримати Радхарани и описали их разновидности, такие как удгхурна, или слова, произнесённые в замешательстве, и джалпа-пратиджалпа – сбивчивые речи. Всё это признаки удджвала-расы – сверкающей жемчужины любви к Богу.

00:17:20 Пока Радхарани говорила, шмель летал вокруг неё, но затем он вдруг скрылся из глаз. Она глубоко тосковала в разлуке с Кришной и, беседуя со шмелём, чувствовала прилив экстатической любви. Но, как только шмель исчез, Радхарани почти обезумела от страха, что вестник-шмель вернётся к Кришне и расскажет Ему о том, как она укоряла Его. «Кришна очень огорчится, когда услышит об этом», – подумала она. Её снова охватил экстаз, но уже другого рода.

00:18:06 Тем временем неугомонный шмель вновь приблизился к Радхарани. «Кришна по-прежнему благосклонен ко Мне, – обрадовалась она, – хотя вестник-шмель передал Ему мои упрёки, Кришна так добр, что снова прислал его за мной».

00:18:24 На этот раз Шримати Радхарани решила, что никак не должна укорять Кришну. «Мой дорогой друг, – промолвила она, – приветствую тебя, Кришна так добр и так любит меня, что, на моё счастье, прислал тебя вновь, хотя я наговорила Ему много неприятного. Будь благословен, мой дорогой друг. Теперь можешь просить у меня всё, чего пожелаешь. Я не откажу тебе ни в чём, ведь ты так добр ко мне.

00:18:56 Кришна не может приехать сюда, потому что в Матхуре Его окружают новые подруги, и ты прилетел, чтобы отнести меня к Нему, но ведь ты такое крохотное существо. Как же ты сумеешь отнести меня в Матхуру? Вряд ли ты можешь помочь мне встретиться с Кришной, который возлежит сейчас с богиней процветания и прижимает её к Своей груди.

00:19:20 Ну, да ничего. Я не буду больше думать о том, чтобы отправиться к Нему или послать тебя своим вестником. Лучше расскажи мне, как живётся Кришне в Матхуре. Расскажи, помнит ли Он ещё Своего приёмного отца, Махараджу Нанду, Свою любящую мать Яшоду, Своих друзей-пастушков и нас, бедных гопи.

00:19:44 Я уверена, что Он иногда говорит о нас, ведь мы служили Ему как служанки, совершенно бескорыстно. Можно ли надеяться, что Кришна вернётся и возложит на наши головы Свою руку, благоухающую ароматом агуру? Прошу тебя, спроси обо всём этом Кришну».

Уддхава читает письмо Кришны адресованное гопи

00:20:07 Уддхава, стоявший рядом, слышал, как Радхарани, почти обезумев от любви к Кришне, говорила со шмелём. Уддхава был поражён тем, что гопи непрестанно думают о Кришне, объятые высшим проявлением экстаза любви, маха-бхавой. Он привёз им письмо от Кришны и теперь хотел прочесть его, чтобы успокоить их.

00:20:36 «Дорогие гопи, – сказал он, – ваша жизнь в человеческом теле увенчалась успехом. Все вы замечательные преданные Верховной Личности Бога и потому достойны всеобщего почитания. Вы заслуживаете того, чтобы вам поклонялись все живые существа, во всех трёх мирах, ибо вы всё время чудесным образом поглощены мыслями о Васудеве, Кришне.

00:21:01 Все благочестивые дела и религиозные обряды, будь то раздача милостыни, неукоснительное следование обетам, суровое подвижничество или возжигание жертвенного огня, совершаются для того, чтобы познать Его. С той же целью люди повторяют мантры, изучают Веды, обуздывают чувства и сосредоточивают ум в медитации. Это лишь некоторые из многочисленных методов самоосознания, позволяющих достичь совершенства. Однако в действительности, все эти методы предназначены лишь для того, чтобы постичь Кришну и погрузиться в трансцендентное полное любви служение Верховному Господу».

00:21:39 О том же гласит и последнее наставление Бхагавад-гиты. Описав различные методы самоосознания, Кришна в самом конце, тем не менее, советует оставить их и полностью предаться Ему. Все прочие методы призваны научить людей тому, как предаться лотосным стопам Кришны. В Бхагавад-гите также сказано, что всецело предаться Кришне может лишь искренний человек, который в течение многих жизней стремился к самоосознанию, занимался подвижничеством и так обрёл мудрость.

00:22:13 Поскольку вся жизнь гопи является образцом совершенства, которого можно достичь благодаря такому подвижничеству, Уддхава с великой радостью наблюдал за тем, как они выражали свои трансцендентные чувства.

00:22:27 «О, гопи, – продолжал он, – даже великим мудрецам и святым очень трудно обрести подобную преданность Кришне. Вы достигли высшей ступени совершенства. Всем вам необыкновенно посчастливилось, ибо вы сумели сосредоточить все свои помыслы на Верховном Господе –  Кришне и решили посвятить себя Ему одному.

00:22:51 Ради Него вы оставили семью, дом, родственников, мужей и детей. Так как ваши мысли целиком поглощены Кришной, Высшей Душой, в вас сама собой пробудилась любовь ко всему сущему. Я считаю большой удачей, что мне, по вашей милости, удалось увидеть, как велика ваша любовь к Кришне».

00:23:14 Когда Уддхава сказал, что у него есть письмо от Кришны, гопи тотчас же забыли о его славословиях, им куда больше хотелось узнать содержание письма, чем слушать похвалы в свой адрес. Им не очень нравилось, когда им говорили о том, как они возвышенны. Всем своим видом они показывали, что им не терпится услышать вести от Кришны, которые привёз Уддхава.

00:23:41 Тогда Уддхава сказал: «О гопи, Сам Кришна прислал меня вестником к вам, великим безупречным преданным. Кришна выбрал меня потому, что я Его слуга и пользуюсь Его особым доверием».

Энергии Кришны

00:23:58 Уддхава не стал вручать гопи письмо Кришны, а сам прочёл его им. Письмо было написано со всей серьезностью, чтобы не только гопи, но и все философы-эмпирики могли понять, как чистая любовь к Богу по самой сути своей неразрывно соединена со всеми разнообразными энергиями Верховного Господа.

00:24:20 Из ведических писаний известно, что у Верховного Господа великое множество энергий: парасйа шактир вивидхаива шруйате. К тому же гопи были так близки и дороги Кришне, что, пока Он писал для них письмо, Он очень разволновался и не мог писать разборчиво. Уддхава, будучи учеником Брихаспати, обладал необычайно острым умом, поэтому он решил, что будет лучше, если он сам прочитает письмо и даст к нему необходимые пояснения.

00:24:52 «Вот, что пишет вам Верховный Господь, – начал Уддхава. – О гопи, Мои дорогие подруги, знайте, что мы неразлучны всегда, везде и при любых обстоятельствах, ибо Я вездесущ».

00:25:10 Вездесущая природа Кришны описана в девятой и седьмой главах Бхагавад-гиты. В девятой главе говорится, что Кришна вездесущ в Своём безличном проявлении: всё пребывает в Нём, но Сам Он лично не присутствует во всём. В седьмой главе сказано, что пять грубых стихий (земля, вода, огонь, воздух и небо) и три тонких (ум, разум и эго) – это низшие энергии Верховной Личности Бога, но есть и другая, высшая энергия Кришны, называемая живым существом.

00:25:44 Живые существа – неотъемлемые частицы Кришны. Поэтому Кришна – вещественная и движущая причина всего сущего. Он всегда присутствует во всём и как причина, и как следствие. Не только гопи, но и все существа нерасторжимо связаны с Кришной. Однако гопи со всей полнотой и ясностью сознают свои отношения с Кришной, а те существа, которые находятся под влиянием иллюзорной энергии (майи), склонны забывать о Кришне и думать, что они отделены от Него и никак с Ним не связаны.

00:26:20 Любовь к Кришне, или сознание Кришны, – вершина истинного понимания природы вещей. Опустошить ум невозможно, он постоянно заполнен мыслями, но предметом наших размышлений обычно являются восемь начал, составляющих энергию Кришны.

00:26:39 Человек, понимающий философскую основу всех мыслей, воистину мудр, такой человек целиком предаётся Кришне. Гопи – олицетворение этой высшей ступени познания. Они не просто философы-теоретики. Их ум всегда сосредоточен на Кришне. Ум – не что иное, как энергия Кришны.

00:26:59 В сущности, ни один человек, способный мыслить, чувствовать и желать, не может быть отрезан от Кришны. Но когда человек понимает свои вечные отношения с Ним, эта ступень эволюции называется сознанием Кришны. Недуг, состоящий в забвении этих отношений, есть состояние осквернения – майя.

00:27:19 Поскольку гопи обладают чистым трансцендентным знанием, их ум всегда погружён в сознание Кришны. Как неразделимы огонь и воздух, так неразделимы Кришна и живые существа. Когда живые существа забывают о Кришне, они находятся в противоестественном состоянии. Гопи же всегда помнят о Кришне и потому обладают в высшей степени совершенным знанием.

00:27:46 Так называемые философы-эмпирики иногда полагают, что путь бхакти предназначен для неразумных людей, но, пока эти учёные мужи не возвысятся до бхакти, их знание, безусловно, останется нечистым и несовершенным.

00:28:00 Забвение своих вечных отношений с Кришной разлучает нас с Ним. Но это также иллюзия, ибо нас нельзя разлучить. Гопи не были подвержены иллюзии, поэтому даже с философской точки зрения для них не существовало разлуки с Кришной.

Вечное единение гопи с Кришной

00:28:20 Уддхава продолжал читать письмо Кришны: «Нет ничего, что существовало бы отдельно от Меня, всё мироздание покоится на Мне и от Меня неотделимо. Я же был и до его сотворения».

00:28:37 Об этом говорится в Ведах: эко нарайана асин на брахмана ишанах – «До сотворения мира был только Нараяна. Не было ни Брахмы, ни Шивы». Мирозданием управляют три гуны материальной природы. Говорится, что вселенную сотворил Брахма – аватара, повелевающая гуной страсти, но Брахма – вторичный творец, изначальный творец – это Нараяна.

00:29:04 О том же самом говорит Шанкарачарья: нараянах паро авйактат – «Нараяна трансцендентен, Он находится за пределами сотворённого мира». Таким образом, нет ничего в материальном мире, что существовало бы отдельно от Кришны, хотя Кришну в Его изначальном облике не разглядеть во всём сущем. Являясь в образе различных воплощений, Кришна создаёт, поддерживает и уничтожает материальный мир. Всё есть Кришна, и всё зависит от Кришны, но Он невидим в материальной энергии, поэтому её называют майей, иллюзией.

00:29:43 В духовной энергии, однако, Кришна виден всегда, на каждом шагу. Гопи – пример тех, кто обрёл такое совершенное видение. Как Кришна всегда обособлен от материального космоса, который при этом целиком от Него зависит, так и живое существо полностью обособлено от материальной обусловленной жизни, хотя в основании материального тела лежит духовное бытие.

00:30:07 В Бхагавад-гите говорится, что материальная природа – мать живых существ, а Кришна – их отец. Как отец оплодотворяет мать, помещая живое существо в её чрево, так и Кришна помещает живых существ в чрево материальной природы. Они появляются в различных телах согласно своей карме. Но при любых обстоятельствах живое существо обособлено от материальной обусловленной жизни. Достаточно изучить наше собственное тело, чтобы убедиться, что душа всегда отделена от телесной оболочки.

00:30:38 Каждое действие тела происходит благодаря взаимодействию трёх гун материальной природы. Мы видим, что в наших телах ежеминутно происходит множество изменений, которые, однако, никак не затрагивают вечную душу. Мы не способны ни создать, ни уничтожить что-либо из творимого материальной природой, ни вмешаться в её деятельность.

00:30:58 Живое существо заключено в клетку материального тела и обусловлено в трёх состояниях: в бодрствовании, во сне и в бессознательном состоянии. Ум продолжает действовать во всех трёх состояниях. Когда живое существо спит, его сны представляются ему реальностью, но, пробудившись, оно уже не воспринимает их таковыми. Отсюда ясно, что одна и та же вещь при одних обстоятельствах кажется нам реальной, а при других – нереальной.

00:31:25 Этим предметом занимаются философы-эмпирики или санкхья-йоги. Чтобы прийти к правильным выводам, санкхья-йоги предаются суровой аскезе, обуздывают чувства и отрекаются от мира. Различные пути достижения цели жизни сравнивают с реками, а Кришну – с океаном. Как реки устремляются к океану, так и все усилия обрести знание устремлены к Кришне. Когда после многих, многих жизней, проведённых в поисках истины, человек приходит наконец к Кришне, он достигает совершенства.

00:32:01 Кришна говорит в Бхагавад-гите: клешо ади катарас тешам авйакта сакта четасам – «Все стремятся постичь Меня, но тех, кто следует путями, лишёнными бхакти, ожидают большие трудности». Кришну нельзя понять, не обретя бхакти.

00:32:21 В Бхагавад-гите Кришна рассказывает о трёх путях: карма-йоге, гьяна-йоге и бхакти-йоге. Тем, кто привержен к обрядовой деятельности, советуют совершать действия, которые приведут к бхакти. Тем, кто слишком привязан к эмпирической философии, тоже рекомендуют действовать так, чтобы развить в себе бхакти. Этим карма-йога отличается от обычной кармы, а гьяна-йога – от гьяны.

00:32:46 В конечном счёте, как Господь говорит в Бхагавад-гите: бхактйа мам абхиджанати – познать Его можно только посредством преданного служения. Гопи достигли совершенства в преданном служении потому, что стремились познать только Кришну. Это подтверждается в Ведах: касмин бхагаво вигьате сарвам идам вигьяатам бхавати – «Кто познаёт Кришну, тот познаёт всё».

Превосходство бхакти-йоги

00:33:15 Уддхава продолжал читать письмо Кришны: «О гопи, для вас более нет необходимости в трансцендентном знании Абсолюта. Вы испытывали любовь ко Мне с самого начала жизни».

00:33:29 Знание Абсолютной Истины, прежде всего, необходимо людям, стремящимся к освобождению из материального плена, но тот, кто обрёл любовь к Кришне, обрёл и освобождение. Как сказано в Бхагавад-гите, всякий, кто поглощён чистым преданным служением, находится на трансцендентном уровне и является освобождённым.

00:33:51 Гопи, на самом деле, не испытывали страданий, сопутствующих материальной жизни, но они глубоко переживали разлуку с Кришной. Поэтому Кришна сказал: «Мои дорогие гопи, ваша любовь ко Мне беспримесна, и, желая сделать её ещё сильнее, Я нарочно покинул вас, чтобы вы непрестанно думали обо Мне».

00:34:14 Медитация гопи – образец совершенства. Йоги обычно более склонны к медитации, чем к преданному служению, но они не знают, что достичь совершенства в йоге – значит обрести преданность Господу. Бхагавад-гита подтверждает, что постоянные размышления гопи о Кришне составляют совершенство йоги.

00:34:38 Кришна хорошо знает психологию женщин. В разлуке с любимым женщина думает о нём гораздо больше, чем в его присутствии. На примере гопи Кришна хотел показать всем, что человек, находящийся как гопи в постоянном трансе, непременно достигнет Его лотосных стоп.

00:34:58 Господь Чайтанья учил всех випраламбха-севе – тому, как служить Верховному Господу в разлуке с Ним. Шестеро Госвами также учили поклоняться Господу с теми чувствами, которые испытывали гопи в разлуке с Кришной.

00:35:13 Всё это замечательно объяснил Шриниваса Ачарья в молитвах, обращённых к Госвами. Там он говорит, что Госвами были всегда погружены в океан тех же трансцендентных чувств, какие владели гопи. Живя во Вриндаване, они всё время искали Кришну, плача в разлуке с Ним: «Где же Ты, Кришна? Где вы, гопи? Где Ты, Шримати Радхарани?» Они никогда не говорили: «Мы видели Радху и Кришну, мы достигли того, к чему стремились». Их цель всегда оставалась недостигнутой – они так и не встретились с Радхой и Кришной.

00:35:52 Кришна напомнил гопи, что во время танца раса те из них, кто не мог пойти танцевать с Ним, были так поглощены мыслями о Нём, что оставили тело. Таким образом, погружение в сознание Кришны посредством переживаемых в разлуке чувств – скорейший способ достичь лотосных стоп Кришны.

Випраламбха-сева – единство в разлуке

00:36:12 Слова Кришны убедили гопи в необычайной силе чувства разлуки. Они уже поклонялись Кришне с помощью этого трансцендентного метода, и понимание того, что Кришна находится не вдали от них, а рядом с ними, принесло им большое облегчение. Поэтому, выслушав Уддхаву, гопи очень обрадовались.

00:36:40 Одна из них сказала: «Мы слышали, что царь Камса, который всегда преследовал Ядавов, убит. Это хорошая новость. Мы думаем, что Ядавы теперь очень счастливы, ведь они могут общаться с Кришной, который способен исполнить любые желания Своих преданных.

00:37:00 О Уддхава, скажи, находясь в окружении знатных девушек Матхуры, вспоминает ли Кришна хоть иногда о нас? Мы знаем, что женщины и девушки Матхуры не чета простым деревенским. Они образованы и очень красивы. Кришне, должно быть, нравятся их застенчивые взгляды, их смущённые улыбки и другие привлекательные черты. Мы знаем, что Кришну неудержимо влечёт к красивым женщинам. Видно, Его покорили и обитательницы Матхуры. Дорогой Уддхава, скажи, вспоминает ли Кришна о нас хоть изредка среди других женщин?»

00:37:35 Другая гопи спросила: «Помнит ли Он ту ночь, когда луна ярко освещала цветы кумуда, делая Вриндаван таким прекрасным? Кришна танцевал с нами, и кругом разливался звон ножных колокольчиков. Мы тогда так приятно беседовали с Ним. Помнит ли Он ту чудесную ночь? Мы хорошо её помним и тем острее ощущаем разлуку.

00:38:04 Разлука с Кришной причиняет нам жгучую боль, словно в наших телах полыхает пламя. Собирается ли Он вернуться во Вриндаван и погасить это пламя, подобно тому как туча заливает дождевыми струями бушующий лесной пожар?»

00:38:22 Третья гопи сказала: «Кришна убил Своего врага, Камсу, и победоносно завладел его царством. Может быть, Он уже успел жениться на какой-нибудь царевне и счастливо живёт среди родных и друзей? Для чего Ему возвращаться в деревню Вриндаван?»

00:38:43 Одна гопи сказала: «Кришна – Верховный Господь, супруг Богини процветания. Он самодостаточен. Какое Ему дело до нас, девушек из вриндаванского леса или городских женщин из Матхуры? Он великая Сверхдуша. Что общего может быть у Него хоть с кем-нибудь из нас?»

00:39:06 Ещё одна гопи сказала: «Думаю, нам не стоит надеяться на возвращение Кришны во Вриндаван. Мы должны научиться находить счастье в разочаровании. Даже Пингала – знаменитая блудница, сказала, что разочарование может принести величайшее блаженство. Мы знаем всё это, но не надеяться на возвращение Кришны – превыше наших сил. Кто может позабыть о задушевных беседах наедине с Кришной? Богиня процветания всегда покоится на Его груди, хоть Он и не желает её общества.

00:39:43 О Уддхава, Вриндаван – край рек, лесов и коров. Здесь раздавались звуки флейты Кришны, здесь Он вместе со Своим старшим братом Баларамой наслаждался деревенской жизнью и здесь встречался с нами. Поэтому всё во Вриндаване постоянно напоминает нам о Кришне и Балараме. На земле Вриндавана ещё свежи отпечатки Его стоп, ставших обителью богини процветания. Глядя на эти следы, мы не можем забыть Кришну».

00:40:18 Гопи рассказали Уддхаве, что Вриндаван по-прежнему благоденствует, никто из здешних жителей не испытывает ни в чём недостатка, но несмотря на все эти богатства, они не могут забыть Кришну и Балараму.

00:40:34 «Мы всё время вспоминаем пленительные черты Кришны, Его красоту, Его походку, Его улыбки и Его шутливые слова. Все мы покорены обходительностью Кришны и не можем Его забыть. Мы всегда молимся Ему, взывая: О Господь, о супруг Богини процветания, Ты властелин Вриндавана и единственный, кто может избавить от мук всех преданных Тебе. Мы тонем в океане страданий, так вернись же скорее во Вриндаван и облегчи наши муки».

00:41:09 Уддхава внимательно наблюдал за трансцендентной болезнью гопи, глубоко переживающих разлуку с Кришной и решил, что самое разумное – вновь и вновь говорить о тех лилах, которыми гопи наслаждались вместе с ним. Люди мирские всегда горят в огне материальных страданий, гопи же пылали в огне духовных мук, вызванных разлукой с Кришной. Этот огонь, терзавший гопи, отличается от огня страданий в материальном мире. Гопи неизменно жаждут общения с Кришной, тогда как мирские люди стремятся только к материальным благам.

00:41:48 Вишванатха Чакраварти Тхакур упоминает, что Кришна мгновенно спас от лесного пожара Своих друзей-пастушков, стоило им закрыть глаза. Уддхава сказал гопи, что и они могут спастись от жгучих мук разлуки – закрыв глаза и вспоминая обо всём, что делал Кришна с самой первой их встречи. Слушая рассказы Уддхавы, гопи живо представляли себе все прежние лилы Кришны, которые ярко запечатлелись в их памяти.

00:42:19 Из наставлений Уддхавы гопи поняли, что Кришна не расставался с ними. Как они постоянно думают о Кришне, так и Кришна постоянно думает о них в Матхуре. Советы и наставления Уддхавы спасли гопи от неминуемой смерти, и они были признательны ему за оказанное им благодеяние. Уддхава вёл себя в этом случае как духовный наставник гопи, и они оказали ему такое же почтение, которое оказали бы Самому Кришне.

00:42:50 В священных писаниях говорится, что духовного наставника нужно чтить наравне с Самим Богом, ибо он Его доверенный слуга, и великие ачарьи единодушно признают, что духовный учитель – это внешнее проявление Кришны.

00:43:05 Осознав, что Кришна всегда с ними, гопи избавились от сжигавших изнутри духовных страданий. В глубине сердца они всё равно вспоминали о своих встречах с Кришной, но внешне Уддхава исчерпывающими наставлениями помог им вновь соединиться с Ним.

00:43:24 В священных писаниях говорится, что Верховный Господь – адхокшаджа, Он не доступен восприятию материальных чувств. Вместе с тем, Он пребывает в сердце каждого, Он также присутствует всюду как всепроникающий Брахман. Человек может постичь все три трансцендентных проявления Абсолютной Истины: Бхагавана – Личность Бога, Параматму – Сверхдушу в сердце и всепроникающий Брахман. Для этого достаточно слушать о чувствах, которые испытывали гопи во время встречи с Уддхавой, описанной в Шримад-Бхагаватам.

00:43:57 Шриниваса Ачарья говорит, что шестеро Госвами, всегда были поглощены мыслями о гопи, и Чайтанья Махапрабху советовал поклоняться Верховному Господу также, как это делали гопи Вриндавана. Он назвал этот метод в высшей степени совершенным.

00:44:15 Шрила Шукадева Госвами говорит, что каждый, кто услышит об отношениях гопи с Кришной от сведущих людей и будет следовать наставлениям ачарьев прошлого, сможет достичь вершины преданного служения и освободится от жажды материальных удовольствий.

Уддхава гостит во Вриндаване

00:44:30 Наставления Уддхавы принесли гопи утешения, и они попросили его задержаться во Вриндаване на несколько дней. Он согласился и провёл с ними даже не несколько дней, а несколько месяцев. Он всё время старался помочь гопи думать о трансцендентном послании Кришны, о Его лилах, и гопи чувствовали будто они общаются с Самим Кришной.

00:44:52 Пока Уддхава оставался во Вриндаване, его обитатели наслаждались общением с ним. Когда они обсуждали деяния Кришны, дни пролетали как мгновения. Сама природа Вриндавана, река Ямуна, чудесные сады с деревьями, усыпанными фруктами, холм Говардхана, пещеры и благоухающие цветы – всё это вдохновляло Уддхаву говорить о лилах Кришны, а обитатели Вриндавана наслаждались его обществом так же, как наслаждались обществом Кришны.

00:45:21 Отношение гопи к Кришне, их безмерная привязанность к Нему привлекали Уддхаву, его воодушевляли те экстатические чувства, которые гопи испытывали к Кришне. Он выражал гопи своё глубочайшее почтение и слагал песни, где восхвалял их неземные добродетели.

00:45:39 «Среди всех душ, получивших человеческое тело, – говорилось в этих песнях, – гопи достигли высшего совершенства и в полной мере исполнили предназначение человеческой жизни. Их мысли всегда устремлены к лотосным стопам Кришны. Великие мудрецы и я сам стараемся сосредоточить мысли на Его лотосных стопах, занимаясь йогической медитацией, но для гопи, питающих к Господу великую любовь, думать о Нём настолько естественно, что они не нуждаются в помощи йоги. Это значит, что тому, кто достиг уровня гопи, нет необходимости рождаться Господом Брахмой или сыном брахмана или же проходить обряд посвящения в брахманы».

00:46:22 Господь Кришна в Бхагавад-гите тоже говорит о том, что человек, принимающий Его покровительство с искренними намерениями, будь он шудрой, женщиной или неприкасаемым, обязательно достигнет высшей цели жизни.

00:46:36 Гопи явили идеал преданного служения для всего мира, и тот, кто по их примеру посвятит все свои мысли Кришне, сможет достичь вершины духовного совершенства. Гопи родились не в семьях учёных брахманов, а в семьях простых пастухов, но они сумели обрести высочайшую любовь к Кришне – Сверхдуше, Верховной Личности Бога, Верховному Брахману.

00:46:59 Чтобы постичь самого себя или постичь Бога, вовсе не обязательно рождаться в аристократической семье. Единственное, что для этого требуется – развить в себе экстатическую любовь к Богу. Чтобы достичь совершенства в сознании Кришны, не нужно обладать какими-то особыми достоинствами, надо только постоянно с любовью и преданностью служить Кришне, ибо преданное служение – это ни с чем не сравнимый нектар и изначальный источник блаженства.

00:47:27 Приобщиться к сознанию Кришны – всё равно что отведать нектара, независимо от того, сознаём мы это или нет, нектар возымеет действие. Действующее начало сознания Кришны одинаковым образом проявится в каждом, не имеет значения, где и как родился тот или иной человек. Кришна, несомненно, одарит Своей милостью любого, кто вступил на путь сознания Кришны.

00:47:53 Уддхава продолжал: «Хотя гопи и родились в семьях простых пастухов, они заслужили высочайшее благословение, которого никогда не удостаивалась ни сама богиня процветания, ни обитательницы райских планет, благоухающие, как лотос. Гопи выпало величайшее счастье, ибо Кришна, танцуя с ними, заключал их в объятия и танцевал. Кроме гопи такого счастья не удостоилась ни одна женщина во всех трёх мирах.

00:48:25 Поэтому я хотел бы родиться лианой или травинкой во Вриндаване: этим растениям выпала огромная удача, ибо их касаются стопы гопи. С какой любовью эти простые пастушки служат Кришне, Самому Мукунде, который дарует освобождение и которого стремятся постичь великие мудрецы и святые. Ради Него гопи оставили всё: семью, детей, друзей, дом и порвали все мирские связи».

00:48:56 Осознав, сколь возвышенны гопи, Уддхава готов был пасть перед ними ниц и посыпать голову пылью с их стоп. Но он не осмелился попросить у них на это позволения, ибо опасался, что гопи воспротивятся его намерению. Чтобы без их ведома посыпать голову пылью с их стоп, Уддхава хотел родиться былинкой на земле Вриндавана.

00:49:21 Гопи были так привязаны к Кришне, что, едва заслышав звуки Его флейты, бросали свои дома, семьи, детей, забывали о чести и женской скромности и со всех ног бросались туда, где ждал их Кришна. Им было всё равно, бегут ли они по дороге или через лес. Пыль с их стоп незаметно ложилась на травы Вриндавана. Не надеясь в этой жизни посыпать голову этой пылью, Уддхава мечтал в будущем родиться во Вриндаване травинкой или другим растением. Тогда он смог бы осуществить своё желание.

00:49:57 Уддхава понимал, какое великое счастье выпало гопи, которые освободились от всех материальных страданий и тревог, возложив лотосные стопы Кришны на свою высокую грудь. Эти стопы почитает не только богиня процветания, но и возвышенные полубоги – Брахма и Господь Шива, а также великие йоги, медитирующие на эти стопы в глубине своего сердца. Поэтому Уддхава молился о том, чтобы его всегда осеняла пыль с лотосных стоп гопи, которые своими песнями о божественных лилах Господа Кришны прославились во всех трёх мирах.

00:50:35 Прожив во Вриндаване некоторое время, Уддхава решил возвратиться к Кришне и попросил у Махараджи Нанды и матушки Яшоды разрешения уехать. В последний раз встретившись с гопи, он попросил позволения уехать и у них и, получив его, сел на колесницу, готовый отправиться в Матхуру.

00:51:04 Провожать его собрались все обитатели Вриндавана, во главе с Махараджей Нандой и Яшодой, они преподнесли Уддхаве разнообразные дары из того, чем богат Вриндаван. Охваченные безмерной любовью к Кришне, они со слезами на глазах выражали свои чувства.

00:51:24 Все спросили у Уддхавы благословения. Все хотели вечно помнить о чудесных деяниях Кришны, хотели, чтобы их мысли всегда устремлялись к Его лотосным стопам, чтобы их слова всегда восхваляли Его и чтобы их тела не уставали кланяться Ему, пока они помнят о Нём.

00:51:42 Эта молитва обитателей Вриндавана – высочайший образец духовного самоосознания. Метод чрезвычайно прост – постоянно держать ум сосредоточенным на лотосных стопах Кришны, постоянно говорить о Кришне, не отвлекаясь ни на что другое, и постоянно использовать тело в служении Кришне. Всем, кто родился в человеческом облике, следует посвящать свою жизнь, свои силы, речь и разум служению Господу. Только так можно достичь высшей ступени совершенства. Это утверждают все великие ачарьи.

00:52:18 Обитатели Вриндавана сказали: «По воле свыше в воздаяние за наши дела, мы можем родиться в любом месте. Где именно мы родимся, не имеет значения, мы молим лишь о том, чтобы мы всегда действовали в сознании Кришны».

00:52:45 Чистый преданный Господа не стремится попасть ни на райские планеты, ни даже на Вайкунтху или Голоку Вриндавану, потому что не заботится о личном благополучии. Для чистого преданного рай ничем не лучше ада. Там, где нет Кришны, рай становится адом, а там, где есть Кришна, ад превращается в рай.

00:53:08 После того как чистые преданные Господа почтили Уддхаву, он возвратился в Матхуру, к своему господину – Кришне. Низко склонившись перед Господом Кришной и Баларамой, он описал чудесную жизнь обитателей Вриндавана, целиком посвящённую преданному служению. Затем он передал Васудеве, отцу Кришны, и Уграсене, Его деду, дары, полученные от жителей Вриндавана.

00:53:41 Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава сорок седьмая «Гопи получают послание Кришны».

транскрибирование: Сергей Дубровин | 18 апреля 2018
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 22 мая 2018