Глава 64. История царя Нриги

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:21:13 | качество: mp3 64kB/s 9 Mb | прослушано: 529 | скачано: 813 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:23 Однажды члены семьи Господа Кришны: Самба, Прадьюмна, Чару, Бхану, Гада и другие царевичи из династии Яду – отправились на прогулку в лес, находившийся недалеко от Двараки. Проведя там немало времени, они почувствовали жажду и стали искать, где бы напиться воды.
Вскоре они обнаружили в лесу колодец. Подойдя к нему, они увидели, что воды в нём нет, но вместо воды они обнаружили в нём удивительное существо. Это была огромная ящерица, и все были поражены, увидев такое чудо. Царевичи поняли, что ящерица попала в западню и не может выбраться своими силами. Тогда, движимые состраданием, они решили вытащить её из колодца, но как ни пытались, они не смогли это сделать.
Царевичи вернулись домой и рассказали обо всём Господу Кришне. Господь Кришна – друг всех существ, поэтому, выслушав рассказ Своих сыновей, Он Сам отправился к колодцу, и с лёгкостью левой рукой вытащил оттуда огромную ящерицу.

00:01:40 Как только Господь Кришна коснулся этого существа, оно сбросило тело ящерицы и предстало в образе прекрасного полубога, обитателя райских планет. Его кожа сияла, как расплавленное золото, на нём были дивные одежды и драгоценное ожерелье.
Для Господа Кришны не было тайной, почему полубогу пришлось родиться ящерицей, но для того, чтобы об этом узнали другие, Господь спросил:
«О полубог, баловень судьбы, каким прекрасным и сияющим стало твоё тело. Кто ты? Судя по всему, ты один из самых возвышенных полубогов с райских планет. Пусть же тебе во всём сопутствует удача.
Думаю, тебе не подобает жить ящерицей. Несомненно, ты стал ею вследствие своих прошлых поступков, и всё же хочется услышать от тебя, как это произошло. Если можешь открыть свою тайну, прошу, поведай нам, кто ты?»

00:02:47 В действительности эта громадная ящерица была царём Нригой. В ответ на слова Верховного Господа царь низко склонился перед Ним, коснувшись земли своим сияющим, словно солнце, шлемом. Выразив почтение Верховному Господу, он сказал: «О Господь, я царь Нрига, сын царя Икшваку. Если Тебе когда-нибудь рассказывали о людях, щедро раздающих пожертвования, Ты наверняка слышал моё имя.
О Господь, Ты – высший свидетель и судья. Тебе известны все даже самые незначительные поступки живых существ в прошлом, настоящем и будущем. Ты обладаешь вечным знанием, и от Тебя невозможно что-либо скрыть. Однако Ты велел мне рассказать мою историю, поэтому я поведаю её во всех подробностях».
Царь Нрига стал рассказывать историю своего падения, к которому привело его увлечение карма-кандой. Он сказал, что всегда щедро раздавал пожертвования и подарил брахманам столько коров, сколько песчинок на земле, звёзд на небе или капель воды в потоках дождя.

00:04:01 В тех разделах Вед, где описываются различные ритуалы, человеку, который желает сделать пожертвования, рекомендуется дарить брахманам коров. Из слов царя Нриги явствует, что он строго следовал этому указанию, и всё же из-за досадного недоразумения был обречён родиться ящерицей. Поэтому в Бхагавад-гите Господь советует тем, кто склонен к благотворительности и желает извлечь из неё пользу, подносить дары ради того, чтобы угодить Кришне. Раздача милостыни – благочестивая деятельность, и она помогает человеку достичь высших планет, но вознесение на райские планеты ещё не является гарантией того, что человек никогда не опустится до низших форм жизни.
Пример царя Нриги показывает, что кармическая деятельность, даже очень благочестивая, не может дать нам вечное, полное блаженства бытие. Как сказано в Бхагавад-Гите, плоды любой деятельности, благочестивой или греховной, порабощают человека, если он не совершает ягью, то есть не действует ради Верховной Личности Бога.

00:05:08 Царь Нрига сказал, что коровы, которых он раздавал, не были обычными коровами. Они были очень молодыми, первого отёла, давали много молока, были здоровыми и всегда спокойными. Все эти коровы были куплены на деньги, полученные честным путём. Рога коров были позолочены, а копыта посеребрены. Их украшали ожерелья и шёлковые ткани, расшитые жемчугом. Царь сказал, что он не дарил этих чудесных коров недостойным людям, а отдавал их истинным брахманам, которым он также преподносил изысканные одежды и золотые украшения. Брахманы эти были очень достойными, но не богатыми людьми, потому их семьи всегда испытывали нужду.

00:05:57 Истинные брахманы не станут, подобно кшатриям или вайшьям, копить деньги для роскошной жизни, они намеренно живут в бедности, поскольку знают, что деньги склоняют ум к мирским удовольствиям. Жить в бедности – обет истинного брахмана, и все брахманы, которым царь Нрига раздавал коров, твёрдо следовали этому возвышенному обету. Все они хорошо знали Веды, были аскетичны и великодушны, как и подобает настоящим брахманам. Они ко всем относились дружелюбно, кроме того, они были молоды и безукоризненно выполняли свои обязанности. Помимо коров, царь Нрига раздавал им землю, золото, дома, лошадей и слонов. Тем, кто не был женат, он давал жён, служанок, а также зерно, серебро, домашнюю утварь, одежды, драгоценности, мебель, колесницы и прочее. Всё это он совершал как жертвоприношение в полном соответствии с предписаниями Вед. Царь рассказал, что он не только одаривал брахманов, но и совершал другие благие дела: рыл колодцы и пруды вдоль проезжих дорог, сажал деревья.

00:07:10 «Но несмотря на всё это, – продолжал царь, – со мной случилось несчастье. Одна из коров, которую я отдал в дар брахману, опять оказалась в стаде моих коров. Не зная этого, я снова отдал её, но уже другому брахману. Когда тот забирал корову, её бывший владелец заявил на неё свои права и сказал: «Прежде эту корову отдали мне, так почему же ты забираешь её?» Тогда два брахмана стали спорить и ссориться, а затем явились ко мне и обвинили меня в том, что я забрал назад корову, которую отдал в дар».
Сделать кому-нибудь подарок, а потом забрать его – большой грех, особенно если поступить так по отношению к брахману. Когда два брахмана обратились к царю с этим обвинением, он был озадачен, недоумевая, как такое могло произойти. С великим смирением царь предложил каждому из брахманов сто тысяч коров вместо одной коровы, которая стала причиной их ссоры. Он уверял брахманов, что он их слуга и что произошла какая-то ошибка. Царь умолял их быть милостивыми к нему и принять его дар вместо этой коровы, он горячо взывал к брахманам, моля их сделать так, чтобы он не попал из-за этой ошибки в ад.

00:08:41 По законам Ману, даже правительство не может забрать собственность брахмана, которая называется брахма-сва.
Каждый из брахманов настаивал на том, что корова принадлежит ему и никто не вправе отнять её у него. И ни один, ни другой не желали соглашаться обменять её на сто тысяч коров. Отвергнув предложение царя, оба брахмана, разгневанные, покинули дворец, считая, что царь присвоил то, что по праву принадлежало им.
Когда царю пришло время оставить тело, его привели к Ямарадже, повелителю смерти, и тот спросил царя, что он хочет сначала: насладиться плодами своей благочестивой деятельности или искупить страданиями свои грехи. Зная, что царь совершил множество добродетельных поступков и щедро раздавал пожертвования, Ямараджа сказал, что не видит предела ожидающим царя наслаждений. Другими словами, царю уготовано почти бесконечное материальное счастье, но царь не понял намёка и, пребывая в замешательстве, решил сначала искупить страданием свои грехи, а потом получить плоды своих благочестивых поступков, и Ямараджа в тот же миг превратил его в ящерицу.

00:10:05 Долгое время царь Нрига, ставший ящерицей, жил в колодце.
Он сказал Господу Кришне: «Даже в этом жалком состоянии я беспрестанно думал о Тебе, о Господь, и память никогда не изменяла мне».
Из рассказа царя Нриги явствует, что люди, которые ради каких-то материальных благ следуют предписаниям карма-канды, не слишком разумны. По милости Ямараджи, повелителя смерти, у царя Нриги был выбор – он мог сначала получить плоды своей благочестивой деятельности, однако он решил, что лучше сначала расплатиться за свои грехи, а потом, уже ни о чём не тревожась, наслаждаться плодами благих дел. По сути, он не обладал сознанием Кришны. В человеке, который обрёл сознание Кришны, пробуждается любовь к Богу, Кришне, а не привязанность к благочестию или греху, поэтому его действия не влекут за собой кармических последствий.
Как сказано в «Брахма-самхите», по милости Господа преданный выходит из-под власти закона кармы. Но так или иначе, поскольку царь Нрига был благочестив, он всегда стремился увидеть Господа.

00:11:22 Он продолжал: «Дорогой Господь, у меня было великое желание – однажды увидеть Тебя воочию. Думаю, что это желание, а также моя приверженность к ведическим ритуалам и благотворительности дали мне возможность, даже став ящерицей, сохранить память о том, кем я был в прошлой жизни».
Человека, который помнит свою прошлую жизнь, называют джати-смара. И в наши дни есть немало примеров того, как маленькие дети вспоминают подробности своей прошлой жизни.
«О Господь, Ты – Сверхдуша, пребывающая в сердце каждого. Есть много великих йогов-мистиков, способных узреть Тебя через Веды и Упанишады. Чтобы подняться до осознания своего качественного равенства с Тобой, они всегда медитируют на Тебя, пребывающего в сердце. Но хотя столь возвышенные святые беспрерывно созерцают Тебя в своём сердце, они не могут лично встретиться с Тобой. Поэтому я поражён тем, что удостоился такой чести. Я жил в богатстве, роскоши и испытал много радостей и невзгод в материальном мире, но несмотря на это, сейчас мне выпало счастье встретиться с Тобой. Мне известно, что увидеть Тебя может лишь тот, кто уже освободился из материального плена».

00:12:49 Царь Нрига предпочёл сначала искупить свои грехи, и за оплошность, которую он однажды допустил, получил тело ящерицы. Поэтому он не мог сразу возвыситься до уровня полубогов. Но поскольку, совершая благие дела, царь думал о Кришне, он быстро покинул тело ящерицы, и тут же получил тело небожителя.
Те, кто, поклоняясь Верховному Господу, жаждут материальных богатств, получают тела могущественных полубогов. Иногда такие полубоги могут воочию встретится с Верховной Личностью Бога, но даже они, ещё не достойны вступить в духовное царство, на планеты Вайкунтхи. Однако если полубоги остаются преданными Господа, то в следующей жизни они получают возможность достичь Вайкунтхалок.
Итак, царь Нрига обрёл тело полубога. Помня всё, что с ним происходило, он сказал: «О Господь, Ты – Всевышний, почитаемый всеми полубогами. Тебя нельзя считать обычным живым существом. Ты – Верховная Личность, Пурушоттама. Ты – источник счастья и радости для всех живущих, поэтому Тебя называют Говиндой. Ты – повелитель всех живых существ, – и тех, которые получили материальные тела, и тех, кто ещё не обрёл их».

00:14:15 К живым существам, лишённым материальных тел, относятся те из них, которые блуждают в материальном мире как злые духи и привидения, а у тех, кто находится в духовном царстве, на Вайкунтхалоках, есть тела, но эти тела не созданы из материальных элементов.
«О Господь, Ты непогрешим. Ты – Верховное существо, чистейшее среди всех живущих. Ты пребываешь в сердце каждого. Ты – прибежище для всех живых существ – Нараяна. Находясь в сердцах всех живущих, Ты повелеваешь их чувствами, поэтому Тебя называют Хришикешей.
Мой возлюбленный Господь, Кришна, Ты даровал мне тело полубога, и теперь мне предстоит отправиться на одну из райских планет. Поэтому я хочу воспользоваться этой возможностью и попросить у Тебя милости – в каком бы теле, на какой бы планете я ни родился, позволь мне всегда помнить о Твоих лотосных стопах. Ты вездесущ, Ты пребываешь повсюду как причина и как следствие. Ты – причина всех причин и Твоё могущество безгранично. Ты – Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога и Верховный Брахман, поэтому я снова и снова в почтении, склоняюсь перед Тобой.

00:15:38 О Господь, Твоё тело исполнено трансцендентного блаженства и знания. Ты вечен. Ты – повелитель всех мистических сил, поэтому Тебя называют Йогешварой. Будь же милостив ко мне и позволь мне стать пылинкой у Твоих лотосных стоп».
Перед тем, как вознестись на райские планеты, царь Нрига почтительно обошёл вокруг Господа и низко склонился перед Ним, коснувшись шлемом Его лотосных стоп.
Тут перед ним появился воздушный корабль с райских планет, и он, с позволения Господа, взошёл на него. После того как царь Нрига отбыл, Господь Кришна прославил его преданность брахманам, щедрость и приверженность ведическим ритуалам.
Вот почему, если человек не может сразу стать преданным Господа, ему рекомендуют следовать предписаниям Вед. Это позволит ему, в один прекрасный день, увидеть Господа, либо сразу, достигнув духовного мира, либо сначала, побывав в райском царстве, откуда можно подняться на духовные планеты.

00:16:45 В то время Господь Кришна находился среди Своих родственников, принадлежащих к сословию кшатриев. Чтобы преподать им урок, Он, ссылаясь на пример благородного царя Нриги, сказал: «Даже если царь-кшатрий могуществен как огонь, он не имеет права отнимать собственность брахмана и использовать её для своих нужд. Что же тогда говорить об обычных царях, которые по недоразумению, считают себя самыми могущественными в материальном мире, как они могут посягать на собственность брахмана? Я полагаю, лучше принять яд, чем присвоить то, что принадлежит брахману. От обычного яда можно найти противоядие, но присвоенная собственность брахмана, становится ядом, от которого ничто не спасёт.
Лучший пример тому – царь Нрига. Он был очень могуществен и благочестив, но из-за одной досадной ошибки, из-за того, что по неведению, он забрал у брахмана корову, он был вынужден влачить жалкое существование ящерицы. Обычный яд действует только на того, кто его пьёт, а обычный огонь можно потушить, залив его водой, но огонь арани, зажжённый духовной силой разгневанного брахмана, может превратить в пепел всю семью человека, который вызвал его гнев».
В прежние времена брахманы зажигали жертвенный огонь не спичками и не от другого огня, а с помощью могущественных мантр, называемых арани.

00:18:17 «Если кто-нибудь посмеет хотя бы коснуться собственности брахмана, то три поколения его семьи погибнут. А тот, кто отнимет собственность брахмана силой, погубит десять поколений своих предков и десять поколений потомков. С другой стороны, если человек станет чистым вайшнавом, преданным Господа, то десять поколений его семьи, родившихся до него и десять последующих поколений, освободятся из материального плена».
Господь Кришна продолжал: «Когда какой-нибудь глупый царь, возгордившийся своим богатством, властью и силой, посягает на собственность брахмана, он прокладывает себе дорогу в ад. Ему не ведомо, какие страдания принесёт ему этот неблагоразумный поступок. Тот, кто присваивает собственность великодушного брахмана, обременённого большой семьёй, отправится в ад Кумбхипака, и не только он, но и все члены его семьи будут обречены на адские муки. Человек, который отбирает у брахмана то, что прежде сам ему дал, или то, чем его одарили другие, станет червём, и будет жить в испражнениях по меньшей мере шестьдесят тысяч лет.

00:19:32 Поэтому, Мои дорогие сыновья и родственники, последуйте Моему совету и даже по ошибке не берите того, что принадлежит брахманам, ибо тем самым вы оскверните всю свою семью. Уже одно желание завладеть собственностью брахмана, а тем более попытка забрать её силой, сократит человеку жизнь. Враги одолеют его, он лишится своего царства, а покинув тело, станет змеёй и будет всем причинять зло.
Дорогие сыновья и родственники, даже если брахман, разгневавшись, станет осыпать вас бранью или проклинать, никогда не отвечайте ему тем же. Напротив, с улыбкой, сносите его гнев и выражайте брахману своё уважение.
Вы знаете, что и Я Сам, трижды в день, с великим почтением, кланяюсь брахманам, поэтому всегда следуйте Моим наставлениям и примеру. Любого, кто не будет им следовать, Я строго накажу. Пусть история царя Нриги всегда напоминает вам, что тот кто, даже по неведению, присвоит собственность брахмана, обрекает себя на муки.
Так Господь Кришна, который всегда старается очистить воплощённых живых существ от материальной скверны, давал наставления не только членам Своей семьи и другим жителям Двараки, но и всем людям. Закончив говорить, Господь возвратился к Себе во дворец.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава шестьдесят четвёртая «История царя Нриги».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 04 June 2018