Глава 75. Обида Дурьодханы

01 January 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Имена» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:15:33 | качество: mp3 64kB/s 7 Mb | прослушано: 578 | скачано: 850 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:40 Царь Юдхиштхира был известен как аджата-шатру, что значит – «тот, у кого нет врагов». Поэтому полубоги, цари, мудрецы, святые и все люди очень обрадовались, когда увидели, что Раджасуя-ягья, которую проводил царь Юдхиштхира, успешно завершена. То, что Дурьодхана не радовался этому, весьма удивило Махараджу Парикшита, и он спросил Шукадеву Госвами, в чём была причина недовольства Дурьодханы.
Шукадева Госвами сказал: «О царь Парикшит, твой дед Махараджа Юдхиштхира был поистине великой душой. Он привлекал к себе всех своим искренним расположением и каждый становился его другом. Поэтому его называли аджата-шатру – тот, кто никогда не создавал врагов.
Во время Раджасуя-ягьи он возложил на всех членов рода Куру разные обязанности. Бхима распоряжался на кухне, Дурьодхана заведовал казной, Сахадева встречал и размещал гостей, Накула отвечал за все припасы, Арджуна следил за тем, чтобы старшие гости не испытывали никаких неудобств. Самым удивительным было то, что Кришна, Верховная Личность Бога, взялся омывать стопы всем прибывающим гостям. Царице Драупади – богине процветания – поручили кормить гостей, а Карне, который славился своей щедростью, – раздавать дары. Сатьяки, Викарна, Хардикья, Видура, Сантардана, Бхуришрава – сын Бахлики – и другие помогали проводить жертвоприношение Раджасуя. Все они очень любили царя Юдхиштхиру и просто хотели порадовать его».

00:02:40 После того как Шишупалу, по милости Господа, постигла смерть и он погрузился в духовное бытие, в конце Раджасуя-ягьи, когда всем друзьям, гостям и доброжелателям оказали подобающие почести и раздали дары, царь Юдхиштхира отправился к Ганге, чтобы совершить омовение.
Реку, на которой стоял город Хастинапур, сейчас называют Ямуной, однако в Шримад-Бхагаватам говорится, что царь Юдхиштхира совершал омовение в Ганге. Это значит, что во времена Пандавов Ямуну также называли Гангой. Когда царь совершал омовение авабхритха, вокруг раздавались звуки мриданг, раковин, барабанов панава, литавр и рожков. С ними сливался звон колокольчиков на ногах юных танцовщиц. Певцы хором пели, а музыканты играли на винах, флейтах, гонгах и тарелках, и их громкие звуки возносились до небес.
Вместе с процессией, возглавляемой царём Юдхиштхирой, туда с разноцветными флагами прибыли гости, правители Сринджайи, Камбоджи, Куру, Кекайи и Кошалы. Их сопровождали воины на богато убранных слонах, лошадях и колесницах, а также пешие ратники. Жрецы и остальные брахманы, совершавшие жертвоприношение, громко декламировали ведические гимны. Полубоги, обитатели Питрилоки и Гандхарвалоки, а также многочисленные мудрецы, осыпали собравшихся цветами.

00:04:17 Жители Хастинапура, или Индрапрастхи, мужчины и женщины, нарядились в яркие одежды, украсили себя гирляндами, надели драгоценности и умастили свои тела цветочными маслами. Они веселились, брызгая друг на друга водой, маслом, молоком и йогуртом, а некоторые даже обмазывали ими друг друга. Так все наслаждались весёлым праздником. Эти жидкости, смешанные с куркумой и шафраном, были ярко-жёлтого цвета. Куртизанки, веселясь, обрызгивали ими мужчин, а мужчины в ответ обрызгивали куртизанок. В небе на воздушных кораблях парили жёны полубогов, которые прилетели, чтобы полюбоваться этим великим праздником. Туда же прибыли в своих паланкинах царицы из династии Куру, нарядные и окружённые телохранителями.

00:05:14 Господь Кришна, двоюродный брат Пандавов по матери, и Его близкий друг Арджуна брызгали в цариц водой, маслом, молоком и йогуртом. Царицы смущались, но их лица озаряли очаровательные улыбки. Их сари промокли, и сквозь влажную ткань проглядывали очертания их прекрасных тел, особенно груди и талии. Царицы тоже принесли сосуды с разными жидкостями и стали брызгать ими в своих родственников. Во время этой весёлой игры их косы расплелись, а украшавшие их цветы попадали на землю. Так Господь Кришна, Арджуна и царицы развлекались, а в это время тех, чьи сердца не были чисты, терзало вожделение. Другими словами, подобные игры мужчин и женщин, сердца которых чисты, приносят им одну радость, но в тех, чьё сознание поражено материальной скверной, они пробуждают похоть.
Царь Юдхиштхира, в роскошной колеснице, запряжённой отборными лошадьми, находился там вместе с Драупади и другими царицами. И царь, и царицы были так прекрасны, что казались олицетворением великого жертвоприношения Раджасуя вместе со всеми его ритуалами.
За Раджасуя-ягьей следовал ведический обряд Патни-самьяджа. Это жертвоприношение, которое муж должен совершать вместе с женой, было надлежащим образом исполнено под руководством жрецов царя Юдхиштхиры. Когда царица Драупади и царь Юдхиштхира совершали омовение авабхритха, жители Хастинапура и полубоги, ликуя, стали бить в барабаны, трубить в трубы, и с небес пролился дождь из цветов.

00:07:09 После того как царь и царица вышли из воды, все их подданные, представители всех варн или каст: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры – также омылись в Ганге.
Веды рекомендуют совершать омовение в Ганге, потому что такое омовение смывает с человека все грехи. В Индии до сих пор следуют этому обычаю, и в благоприятное для омовения время миллионы людей купаются в Ганге.
После омовения царь Юдхиштхира облачился в новые шёлковые одежды, надел чадар и украсил себя драгоценностями. Он также преподнёс одежды и украшения жрецам и другим участникам ягьи. Царь беспрестанно осыпал почестями друзей, членов своей семьи, родственников, доброжелателей – всех присутствующих. Поскольку он был вайшнавом, великим преданным Господа Нараяны, он умел хорошо обращаться со всеми.
Философы-майявади стремятся в каждом видеть Бога, но это искусственный способ узреть единство. Вайшнав же, преданный Господа Нараяны, видит в каждом живом существе неотъемлемую частицу Всевышнего, поэтому отношение вайшнава к другим живым существам имеет абсолютную природу. Никто не станет обращаться с одной частью своего тела лучше или хуже, чем с другими: все они принадлежат одному и тому же телу. Так и вайшнав не проводит различий между человеком и животным, ибо видит, что и в том, и в другом одновременно пребывает душа и Сверхдуша.

00:08:45 Все участники ягьи, освежённые купанием, в шёлковых одеждах, в тюрбанах и длинных накидках, с драгоценными серьгами в ушах, жемчужными ожерельями и гирляндами из цветов были похожи на полубогов с райских планет. Особенно красивы были женщины в роскошных нарядах. Стан каждой охватывал золотой пояс. Их лица, украшенные тилаком, обрамлённые локонами и озарённые улыбкой, очаровывали взор.
Все, кто принимал участие в Раджасуя-ягье: самые искусные жрецы и помогавшие им брахманы, представители всех варн, цари, полубоги, мудрецы, святые и обитатели Питрилоки – были очень довольны приёмом, который оказал им царь Юдхиштхира, и когда ягья закончилась, они, счастливые и радостные, вернулись к себе. По дороге они говорили о достоинствах царя Юдхиштхиры. Они без устали восхваляли его деяния так, как будто пили нектар.
Вскоре все гости разъехались, и только Господа Кришну и других своих близких друзей Махараджа Юдхиштхира попросил не уезжать. Господь Кришна не мог отказать царю в его просьбе. Чтобы угодить ему, Он остался, отослав в Двараку Самбу и других героев-Ядавов.

00:10:10 В материальном мире каждый стремится осуществить все свои желания, но никому и никогда не удавалось добиться этого. Однако царь Юдхиштхира, благодаря своей непоколебимой преданности Кришне, смог совершить жертвоприношение Раджасуя, в результате чего все его желания исполнились.
Из описания Раджасуя-ягьи ясно, что она подобна великому океану трудноосуществимых желаний. Обычный человек не способен преодолеть этот океан, но царь Юдхиштхира, милостью Господа Кришны, смог легко пересечь его и тем самым освободился от всех тревог.
Когда Дурьодхана увидел, что, совершив Раджасуя-ягью, Махараджа Юдхиштхира стяжал великую славу и исполнил все свои желания, его стал изнутри сжигать огонь зависти, ибо его ум всегда был пропитан ядом. Больше всего он завидовал великолепному дворцу, выстроенному для Пандавов демоном Майей.

00:11:20 Этот чудесный дворец, сооружённый с необычайным искусством, был достоин и великих земных царей, и предводителей полубогов или демонов. В этом прекрасном дворце Пандавы жили вместе со своими близкими, и царица Драупади мирно служила своим супругам. Поскольку в дни Раджасуя-ягьи там находился и Господь Кришна, дворец также украшали тысячи Его цариц. У каждой из цариц был тонкий стан и пышная грудь, и когда они проходили по дворцу, колокольчики на их ногах мелодично позванивали в такт их движениям, так что весь дворец казался роскошнее небесного царства. Царицы посыпали свою грудь шафраном, и от этого жемчужные ожерелья на их груди становились нежно розовыми. Большие серьги и развевающиеся локоны делали цариц ещё прекраснее.
Когда Дурьодхана увидел во дворце царя Юдхиштхиры таких красавиц, его охватила зависть и вожделение. Его зависть и вожделение были особенно сильны, когда Дурьодхана смотрел на Драупади, поскольку он воспылал к ней страстью ещё до того, как она вышла замуж за Пандавов. Дурьодхана тоже присутствовал на сваямваре Драупади, когда она выбирала себе жениха. Как и другие царевичи, он был пленён её красотой, но не смог добиться её руки.

00:12:52 Однажды царь Юдхиштхира восседал на своём золотом троне во дворце, построенном демоном Майей. В тронном зале также присутствовали четверо его братьев, другие родственники, а также его великий доброжелатель –  Верховный Господь Кришна. Казалось, что царь Юдхиштхира владел не меньшими богатствами, чем сам Господь Брахма.
Когда царь, окружённый друзьями, сидел на троне, и певцы возносили ему хвалу, во дворец вошёл Дурьодхана вместе со своими младшими братьями. На голове у него был шлем, а в руках меч. Всегда завистливый и раздражительный, он из-за пустяка разразился бранью на стражей и разгневался ещё больше.
Искусный зодчий Майа сделал некоторые залы дворца так затейливо, что незнавший секрета мог принять пол за воду, а воду за пол. Дурьодхана оказался во власти иллюзии, созданной демоном Майей и свалился в воду, приняв её за пол, чем очень рассмешил цариц. Махараджа Юдхиштхира понял, какие чувства владеют Дурьодханой, и попытался удержать цариц от смеха, но Господь Кришна знаком показал царю, что не надо мешать их веселью. Кришна хотел, чтобы Дурьодхана попал впросак, и все вдоволь посмеялись над его глупостью.

00:14:21 Их смех очень обидел Дурьодхану, так что волосы на всём его теле встали дыбом от злости. Он опустил голову и, оскорблённый, покинул дворец. Он не стал возмущаться и не проронил ни слова. Когда Дурьодхана в гневе удалился, все, в особенности царь Юдхиштхира, пожалели о том, что произошло, и только Кришна хранил молчание, Он не выразил ни сожаления, ни радости по поводу случившегося.
Очевидно, что Дурьодхана оказался во власти иллюзии по воле Самого Господа Кришны, и с тех пор между двумя ветвями рода Куру началась непримиримая вражда. Всё это было частью замысла Кришны, который пришёл на землю, чтобы избавить её от непосильного бремени.
Царь Парикшит спросил у Шукадевы Госвами, почему Дурьодхана не радовался успешному завершению Раджасуя-ягьи, и в ответ Шукадева Госвами рассказал ему эту историю.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава семьдесят пятая «Обида Дурьодханы».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 26 June 2018