Глава 87. Молитвы олицетворенных вед. часть 1

01 January 2009
Назначение Вед. Беседа между Нарадой муни и Нараяной риши. Положение живого существа. Пять уровней развития сознания. Сверхдуша в сердце каждого и индивидуальная душа. Преданное служение Господу, как результат очищения сознания. Слушание и повторение историй об Играх Господа.
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:00:57 | качество: mp3 64kB/s 27 Mb | прослушано: 1164 | скачано: 864 | избрано: 17
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:17 Царь Парикшит задал Шукадеве Госвами вопрос, очень важный для понимания духовных предметов: «Поскольку в Ведах говорится главным образом о том, что связано с тремя гунами материальной природы, – спросил он, –  как могут они описать духовную реальность, недосягаемую для трёх материальных гун? Поскольку ум материален и звуки, из которых состоят слова, тоже материальны, как ведическое знание, выражающее материальными звуками мысли материального ума, может проникнуть в сферу трансцендентного?

00:00:50 Описывая что-либо, необходимо назвать его источник, качества и действия, а сделать это можно только с помощью материального ума и материальных слов. В Брахмане, Абсолютной Истине, нет материальных качеств, а наша речь способна описывать только материальные качества. Как же твои слова могут отобразить Брахман, Абсолютную истину? Разве можно постичь трансцендентное с помощью слов, которые состоят из материальных звуков?»

00:01:20 Царь Парикшит задал Шукадеве Госвами этот вопрос, чтобы узнать, какой – безличной или личностной – в конечном счёте, описывают Веды Абсолютную Истину.

00:01:30 Есть три уровня постижения Абсолютной Истины, на которых она открывается, соответственно, как безличный Брахман, как Параматма в сердце каждого, и наконец как Верховная Личность Бога, Кришна.

00:01:44 Веды рассматривают три вида деятельности. Первый вид – это карма-канда, то есть деятельность, основанная на ведических предписаниях. Занимаясь ею, человек постепенно очищается и осознаёт свою истинную природу.

00:01:57 Второй вид деятельности – гьяна-канда, умозрительное постижение Абсолютной Истины. И третий вид деятельности – упасана-канда, поклонение Верховной Личности Бога, а иногда и полубогам. Веды рекомендуют поклоняться полубогам, помня, что они связаны с Верховной Личностью Бога.

00:02:16 У Верховного Господа множество неотъемлемых частей. Одни из них – это свамши, всемогущие экспансии Господа, а другие – вибиннамши, или живые существа. И свамши, и вибиннамши исходят от изначальной Личности Бога. Свамши называются вишну-таттвой, а вибиннамши относятся к категории джива-таттвы. Полубоги принадлежат к джива-таттве.

00:02:41 Обусловленные души обычно приходят в материальный мир, чтобы наслаждаться, и, как сказано в Бхагавад-гите, чтобы упорядочить деятельность тех, кто слишком привязан к разным мирским удовольствиям, им иногда рекомендуют поклоняться полубогам. Так, людям, которым очень нравится мясная пища, Веды советуют поклоняться богине Кали. Они должны, следуя предписаниям карма-канды, принести в жертву богине козу (но не другое животное), и только после этого им разрешается есть мясо. Такие обряды рекомендуются не для того, чтобы поощрить употребление в пищу мяса, а для того, чтобы ограничить тех, кто пристрастился к мясу.

00:03:22 Следовательно, поклонение полубогам не является поклонением Абсолютной Истине, но, поклоняясь полубогам, человек косвенно почитает Верховного Господа и может постепенно признать Его. В Бхагавад-гите такое косвенное признание Верховной Личности Бога называется авидхи. Авидхи означает «неавторитетное». Поклонение полубогам считается неавторитетным, поэтому имперсоналисты утверждают, что нужно сосредоточиться на безличном аспекте Абсолютной Истины.

00:03:54 Царь Парикшит спросил: «Какова конечная цель ведического пути познания: постижение безличного Брахмана или постижение Абсолютной Истины как личности? Ведь оба эти проявления Верховного Господа не доступны материальному восприятию. Безличное проявление Абсолюта, сияние Брахмана, – не что иное, как лучи, исходящие от тела Кришны. Эти лучи, которые исходят от тела Личности Бога, разливаются по всему мирозданию, и та их часть, которую застилает облако материи, называется сотворённым космосом, царством трёх материальных гун: саттвы, раджаса и тамаса. Как же могут люди, находящиеся под этим облаком, в материальном мире, постичь Абсолютную Истину умозрительным путём?»

00:04:42 Отвечая на вопрос царя Парикшита, Шукадева Госвами сказал, что Верховный Господь создал ум, чувства и жизненную силу всех существ, чтобы те могли придаваться чувственным удовольствиям и переселяться из одного тела в другое, а также освободиться из материального плена. Иными словами, мы можем использовать чувства, ум и жизненную силу либо для того, чтобы наслаждаться жизнью и менять материальные тела, либо для того, чтобы обрести освобождение.

00:05:12 Следуя предписаниям Вед, обусловленные души могут в допустимой мере удовлетворять потребности своих чувств и наслаждаться, но в тоже время им даётся возможность достичь более высокого уровня бытия. В конечном счёте, когда сознание обусловленной души полностью очистится, она займёт своё изначальное положение и вернётся домой, к Богу.

00:05:34 Живые существа обладают разумом. С помощью разума они должны управлять умом и чувствами. Когда обусловленная душа правильно использует свой разум, её ум и чувства очищаются и она обретает освобождение. Если же она использует разум не для обуздания ума и чувств, то будет продолжать переселяться из одного материального тела в другое только для того, чтобы наслаждаться в этом мире.

00:05:59 Кроме того, Шукадева Госвами ясно сказал, что Господь создал ум, чувства и разум, которыми обладают живые существа, но не самих живых существ. Мы не встретим утверждения, что живые существа были когда-то созданы: живые существа вечно являются частицами Верховной Личности Бога, подобно тому как сверкающие частицы солнечных лучей всегда принадлежат солнцу.

00:06:26 Солнечные лучи иногда застилает облако, созданное самим же солнцем. Точно так же обусловленные души, вечные неотъемлемые частицы Верховной Личности Бога, иногда оказываются в облаке материальных представлений о жизни и погружаются во тьму невежества. Единственное предназначение Вед – рассеять эту тьму. В конце концов, когда ум и чувства обусловленного существа полностью очищаются от скверны, оно обретает своё изначальное сознание, то есть сознание Кришны, и это называется освобождением.

00:07:02 В первом же афоризме «Веданта-сутры» задаётся вопрос об Абсолютной Истине: атато брама джигьяса – какова природа Абсолютной Истины? Ответ на этот вопрос даётся в следующей сутре: Абсолютная Истина – источник всего сущего. Всё, с чем мы имеем дело, даже в материальной жизни, исходит от Абсолютной Истины. Абсолютная Истина создала ум, чувства и разум, значит, и Сама Она обладает ими. Другими словами, Она не безлична. Само слово «создала» означает, что Абсолютная Истина обладает трансцендентным разумом.

00:07:41 Тело ребёнка состоит из различных органов, потому что те же органы есть у его родителей. Ребёнок рождается с руками и ногами, потому что руки и ноги есть у отца. Иногда говорят, что человек создан по образу и подобию Бога, следовательно, Абсолютная Истина – это Верховная Личность, обладающая трансцендентным умом, чувствами и разумом. Когда наш ум, разум и чувства очистятся от материальной скверны, мы сможем постичь изначальную личностную природу Абсолютной Истины.

Назначение Вед

00:08:18 Назначение Вед – помочь обусловленной душе подняться от гуны невежества к гуне страсти и от гуны страсти к гуне благости. Человек в гуне благости озарён светом знания и способен понять истинную природу вещей. Так, из земли вырастает дерево, а из его древесины возникает огонь. При разжигании огня сначала появляется дым, затем жар и только потом огонь, который можно использовать для различных нужд.

00:08:48 Таким образом, конечной целью наших усилий является огонь. Аналогично этому, те существа, вся жизнь которых проходит на грубом материальном уровне, пребывают во власти гуны невежества. Последовательно переходя из нецивилизованных форм жизни в цивилизованные, обусловленная душа постепенно освобождается от невежества и поднимается до уровня гуны страсти.

00:09:14 Те, кто находится на ступени варварства под влиянием гуны невежества, потворствуют своим чувствам самым примитивным образом. Цивилизованный же человек, находящийся под влиянием гуны страсти, делает это более утончённо. Но тот, кто поднялся до гуны благости, начинает понимать – чувства и ум заняты материальной деятельностью только потому, что ими управляет осквернённое сознание.

00:09:41 Когда осквернённое сознание живого существа постепенно преобразуется в сознание Кришны, перед живым существом открывается путь к освобождению. Поэтому неверно думать, что Абсолютную Истину нельзя постичь с помощью чувств и ума. Правильнее сказать, что чувства, ум и разум, поражённые материальной скверной, неспособны понять природу Абсолютной Истины, но когда они очищаются от скверны – это становится возможным.

00:10:09 Метод очищения ума, разума и чувств называется преданным служением, или сознанием Кришны. В Бхагавад-гите ясно сказано, что цель изучения Вед – это постижение Кришны. Чтобы постичь Кришну, нужно покориться Ему и затем посвятить себя преданному служению.

00:10:29 Как сказано в Бхагавад-гите, необходимо всегда думать о Кришне, всегда с любовью служить Кришне, смиренно склоняться перед Кришной и почитать Его. Так и только так можно войти в царство Бога. Тот, кто, преданно служа Господу, достигает уровня гуны благости и обретает знание, выходит из-под влияния гун невежества и страсти.

00:10:53 Отвечая на вопрос царя Парикшита, Шукадева Госвами употребил слово «атмане». Атмане – это ступень духовного развития, на которой человек обретает качества брахмана и получает право изучать ведические писания, которые называются Упанишадами.

00:11:10 Упанишады описывают трансцендентные качества Верховного Господа. Абсолютную Истину, Верховного Господа, называют ниргуна, это не означает, что у Него нет качеств. Только потому, что Верховный Господь обладает качествами, ими обладают даже обусловленные живые существа. Цель изучения Упанишад – понять, что качества Абсолютной Истины в противоположность материальным качествам: невежеству, страсти и благости – трансцендентны, таково заключение Вед.

00:11:42 Великие мудрецы – четверо Кумаров, во главе с Санакой, следуя этим наставлениям Вед, постепенно отказались от имперсоналистских представлений об Абсолютной Истине и начали поклоняться Верховной Личности Бога.

00:11:55 Мы должны идти по стопам великих святых, к их числу относится и Шукадева Госвами, и его ответ на вопрос Махараджи Парикшита заслуживает полного доверия. Тот, кто следует примеру таких великих душ, легко достигнет освобождения и в итоге вернётся домой, к Богу, тем самым исполнив предназначение человеческой жизни.

Беседа между Нарадой муни и Нараяной риши

00:12:25 Шукадева Госвами сказал Махарадже Парикшиту: «О царь, я поведаю тебе одну замечательную историю. Эта история имеет особое значение, ибо связана с Нараяной, Верховной Личностью Бога. Я расскажу тебе о беседе между Нараяной Риши и великим мудрецом Нарадой. Нараяна Риши, который считается воплощением Самого Нараяны, до сих пор живёт в Бадарикашраме. Бадарикашрам находится в северной части Гималайских гор и всегда занесён снегом. Верующие индийцы по-прежнему посещают это место летом, когда там нет сильных снегопадов.

00:13:07 Однажды Нарада, великий преданный и подвижник среди полубогов, путешествуя по разным планетам, решил посетить Бадарикашрам, чтобы встретиться с подвижником Нараяной и выразить Ему своё почтение. Со времени возникновения этого мира, Нараяна Риши – воплощение Бога в образе великого мудреца – предаётся суровой аскезе, чтобы научить обитателей Бхарата-варши, как достичь высшей ступени совершенства – вернуться к Богу. Его подвижничество может служить примером для всех людей.

00:13:40 Когда Нарада Муни пришёл в деревню Калапаграма, он увидел Нараяну Риши, воплощение Бога, который сидел в окружении преданных. Разумеется, вместе с Ним сидели не обычные мудрецы. Подойдя к ним, великий мудрец Нарада почтительно приветствовал Нараяну Риши, а затем задал Ему тот же самый вопрос, с которым царь Парикшит обратился к Шукадеве Госвами.

00:14:05 Отвечая на его вопрос, Риши поведал то, что узнал от своих предшественников. Он сказал, что этот вопрос ранее обсуждался на планете Джаналока, расположенной выше Луны, Венеры и других планет Сваргалоки. На планете Джаналока живут великие мудрецы и святые, и однажды они также говорили о том, как по-настоящему познать Брахман.

00:14:30 «О Нарада, – сказал великий мудрец Нараяна, – Я поведаю тебе об одном событии, которое произошло давным-давно. Когда-то обитатели райских планет собрались вместе и начали говорить о том, каким образом можно постичь Абсолютную Истину – Брахман.

00:14:49 На этом великом собрании присутствовали почти все самые известные брахмачари, в том числе четверо Кумаров – Санандана, Санака, Санатана и Санат. Тебя там не было, потому что ты отправился на остров Шветадвипа, чтобы увидеться с Анируддхой, который является Моей экспансией. В этом собрании великие мудрецы и брахмачари очень долго обсуждали тот же самый вопрос, который ты задал мне. Обсуждение было очень интересным и таким сложным, что даже Веды не смогли ответить на заданные там трудные вопросы».

00:15:24 Риши Нараяна сказал Нарададжи, что мудрецы, собравшиеся на Джаналоке, пытались найти ответ на тот же самый вопрос, который задал Нарададжи. Так духовное знание передаётся по парампаре, цепи духовных учителей и учеников.

00:15:40 Махараджа Парикшит обратился с вопросом к Шукадеве Госвами, и тот, отвечая на него, сослался на мудреца Нараду, который в своё время задал тот же самый вопрос Нараяне Риши. Нараяна рассказал ему о том, что его великие предшественники – Санатана, Санака, Санандана и Санат – обсуждали этот вопрос с мудрецами, собравшимися на планете Джаналока.

00:16:04 Эти четыре брахмачари, Кумары, – признанные знатоки Вед и других шастр. Аскетизм и безграничная мудрость Кумаров проявляется в их возвышенном, безупречном нраве. Они очень добры и любезны и никогда не делят людей на друзей, врагов и благожелателей. Поскольку Кумары находятся на трансцендентном уровне, они свободны от материалистических представлений и бесстрастно относятся к любым проявлениям материальной двойственности.

00:16:36 В собрании мудрецов говорил только один из четырёх братьев – Санандана, остальные же предпочли слушать. Санандана сказал: «После разрушения материального космоса все энергии и всё мироздание в своей зачаточной форме входят в тело Гарбходакашайи Вишну. Господь погружается в долгий сон, а когда приходит время вновь создавать материальный мир, олицетворённые Веды собираются вокруг Господа и начинают прославлять Его божественные лилы. Так слуги царя, придворные декламаторы, собравшись у его опочивальни, восхваляют доблестные деяния своего повелителя и, слушая их, царь постепенно пробуждается.

00:17:21 Чтецы Вед, или олицетворённые Веды, прославляют Господа: «О непобедимый Господь! Ты – Верховная Личность. Нет никого равного Тебе или более великого, чем Ты. Никто не может совершать такие деяния как Ты. Слава Тебе! Слава! Обладая божественной природой, Ты в полной мере владеешь всеми шестью достояниями и потому можешь освободить всех обусловленных душ из плена майи. О Господь! Мы искренне молим Тебя, будь же милостив, освободи их.

00:17:58 Живые существа, Твои неотъемлемые частицы, по природе вечны, исполнены блаженства и знания. Но они повинны в том, что пытаются подражать Тебе и занять место Верховного наслаждающегося. Они не желают подчиняться Тебе и таким образом становятся преступниками, из-за этого они оказываются во власти Твоей материальной энергии, и тогда духовную радость, блаженство и мудрость, которыми они обладают, застилают облака трёх материальных гун.

00:18:28 Этот проявленный мир, созданный из трёх материальных гун, – своего рода тюрьма для обусловленных душ, и они отчаянно борются за то, чтобы освободиться от материального рабства. Обусловленные души попадают в разные условия жизни и занимаются различной деятельностью, но, поскольку всякая деятельность основана на знании, которое исходит от Тебя, обусловленные души могут вершить благие дела, только если Ты милостиво вдохновишь их на это. Таким образом, не найдя прибежища у Твоих лотосных стоп, нельзя преодолеть влияние материальной энергии. Мы, олицетворённые Веды, всегда служим Тебе, помогая обусловленным душам постичь Тебя».

00:19:13 Из этой молитвы олицетворённых Вед явствует, что Веды призваны помочь обусловленным душам познать Кришну. Все шрути – олицетворённые Веды – вновь и вновь славили Господа, восклицая: «Джайа! Джайа!» Это значит, что Господь обладает непревзойдёнными достоинствами, заслуживающими прославления. Из всех Его достоинств самое главное – та беспричинная милость, которую Он являет обусловленным душам, когда вызволяет их из сетей майи.

Положение живого существа

00:19:50 Бесчисленные живые существа помещены в различные тела, движущиеся и неподвижные. Все они ведут обусловленную жизнь только потому, что забыли о своей вечной связи с Верховной Личностью Бога. Когда живое существо хочет господствовать над материальной энергией, подражая Кришне, оно немедленно оказывается в её власти и, соответственно своему желанию, получает тело, принадлежащее к одному из 8 400 000 видов жизни.

00:20:18 Даже испытывая тройственные материальные страдания, живое существо под влиянием иллюзии мнит себя хозяином всего, что видит вокруг. Находясь во власти материальной энергии, трёх материальных гун, живое существо так запутывается в этих сетях, что не может освободиться самостоятельно, без милости Верховного Господа.

00:20:39 Живое существо само, своими усилиями, не может преодолеть влияние материальных гун, однако Господь неподвластен материальной природе, наоборот, это она подчиняется Ему. Кроме Господа ни одно живое существо, от Брахмы до мельчайшего муравья, не способно противостоять материальной природе. Только Господь, который в полной мере обладает всеми шестью достояниями: богатством, силой, славой, красотой, знанием и отрешённостью – неподвластен чарам материальной природы.

00:21:13 Живое существо сможет приблизиться к Верховной Личности Бога, лишь когда обретёт сознание Кришны. Однако Всемогущий Господь способен как Сверхдуша изнутри давать живому существу наставления, следуя которым, оно может постепенно приблизиться к Нему, даже если занимается самыми обычными делами, а в Бхагавад-гите Господь говорит: «Что бы ты ни делал, делай это ради Меня. Что бы ты ни ел, сначала предложи это Мне. Какие бы пожертвования ты не раздавал и какую бы аскезу не совершал, делай всё это ради Меня».

00:21:49 Следуя этому наставлению, карми могут постепенно развить в себе сознание Кришны. Философам Кришна тоже помогает постепенно приблизиться к Нему: постигая разницу между Брахманом и майей, философ в конце концов, когда его знание становится совершенным – предаётся Кришне. В Бхагавад-гите Кришна говорит: «После многих, многих жизней тот, кто истинно мудр, предаётся Мне».

00:22:17 Йогам рекомендуют медитировать на Кришну, пребывающего в сердце, ибо так они смогут всегда находиться в сознании Кришны и постепенно освободятся из сетей материальной энергии. Однако преданные с самого начала с любовью служат Господу, поэтому Господь лично руководит ими, чтобы они легко и не сбиваясь с пути пришли к Нему. Об этом тоже сказано в Бхагавад-гите: «Только по милости Господа живое существо может постичь истинную природу Брахмана, Параматмы и Багавана».

00:22:49 Из молитв олицетворённых Вед явствует, что ведические писания предназначены только для постижения Кришны. Бхагавад-гита подтверждает, что весь смысл изучения Вед состоит в том, чтобы познать Кришну. Кришна всегда наслаждается, и в материальном мире, и в духовном. Поскольку Он – Верховный наслаждающийся, для Него нет различия между материальным миром и духовным. Материальный мир создаёт трудности для обычных живых существ (ибо они находятся в его власти), но он не может помешать наслаждаться Кришне – повелителю материального мира.

00:23:26 В Упанишадах, которые являются частью Вед, снова и снова говорится: «Верховный Брахман вечен, исполнен знания и блаженства. Этот единый Верховный Господь пребывает в сердцах всех живущих. Будучи вездесущим, Он находится не только в сердце каждого, но и в каждом атоме. Как Сверхдуша, Он управляет действиями всех живых существ. Он находится в сердце каждого из них и наблюдает за их поступками. Он позволяет им делать то, что они хотят, а затем вознаграждает их последствиями всего, что они делают».

00:23:02 Господь – жизненная сила всего сущего, однако Он вне материальных гун. Он всемогущ, Он способен создать всё и, изначально обладая высшим знанием, подчинить всех Своей власти. Поэтому Господь властвует над всеми. Господь пронизывает всю материю, но при этом время от времени Сам приходит на землю.

00:24:25 Когда Господь пожелал предстать в многообразии форм, Он бросил взгляд на материальную энергию, и так проявились бесчисленные живые существа. Всё создаётся высшей энергией Господа, и всё в Его творении исполнено совершенства. Поэтому те, кто хочет освободиться из материального плена, должны поклоняться Верховной Личности Бога – причине всех причин.

00:24:51 Господь подобен земле, из которой делают самые разные сосуды. Сосуды сделаны из глины, то есть земли, они стоят на земле и, разбившись, вновь смешиваются с землёй, изначальной причиной всего, что из неё появляется. Пользуясь сравнением Брахмана с землёй, имперсоналисты особенно подчёркивают изречение Вед: сарвам калв идам брахма – «всё есть Брахман».

00:25:19 Имперсоналисты не принимают во внимание многообразия вещей, которые исходят от высшей причины – Брахмана. Они лишь признают, что всё исходит от Брахмана, а после разрушения всё сливается с Брахманом и что промежуточная стадия существования тоже Брахман. Но хотя майавади верят, что космос до его проявления покоился в Брахмане, после сотворения мира остаётся в Брахмане и, разрушаясь, погружается в Брахман, они не знают, что такое Брахман.

00:25:49 Однако в «Брахма-самхите» даётся ясное описание Брахмана: «Живые существа, пространство и время, огонь, земля, воздух, вода, ум и другие первоэлементы образуют материальный космос. Материальное мироздание с его тремя сферами: Бу, Бува и Сва – проявлено Говиндой. Оно процветает благодаря могуществу Говинды и после разрушения погружается в Говинду и покоится в Нём». Поэтому Господь Брахма говорит: «Я поклоняюсь Господу Говинде, изначальной личности, причине всех причин».

00:26:31 Слово «Брахман» указывает на величайшего из всех, хранителя всего сущего. Имперсоналистов восхищает необъятное небо, но их не восхищает величие Кришны, поскольку они не обладают совершенным знанием. Однако в жизни нас больше восхищает величие какого-нибудь человека, а не величие огромной горы.

00:26:53 Фактически, слово «Брахман» относится именно к Кришне, и в Бхагавад-гите Арджуна провозглашает, что Господь Кришна – это Пара-брахман, изначальное вместилище всего сущего. Кришна – Верховный Брахман, поскольку Он обладает безграничным знанием, бесчисленными энергиями, безграничной силой и безграничной властью, безграничной красотой и безграничной отрешённостью.

00:27:19 Поэтому, в конечном счёте слово «Брахман» можно употреблять только по отношению к Кришне. Арджуна также утверждает, что Кришна – Парабрахман, поскольку безличный Брахман – это сияние, исходящее от трансцендентного тела Кришны. Всё находит опору в Брахмане, но сам Брахман находит опору в Кришне. Поэтому Кришна – Верховный Брахман, или Парабрахман.

00:27:46 Материальные первоэлементы составляют низшую энергию Кришны, благодаря их взаимодействию проявляется материальный космос, который покоится на Кришне. После того, как материальный космос будет разрушен, он снова войдёт в тело Кришны как Его тонкая энергия. Таким образом, Кришна – причина как возникновения, так и разрушения материального мира.

00:28:11 Слова «сарвам калв идам брахма» означают, что всё сущее – это Господь Кришна, в том смысле, что всё есть Его энергия. Такова точка зрения маха-бхагават, которые видят всё связанным с Кришной. Имперсоналисты, напротив, пытаются доказать, что Кришна стал всем и, следовательно, всё есть Кришна, а поклоняться чему угодно – значит поклоняться Кришне.

00:28:37 В Бхагавад-гите Кришна опровергает этот ложный довод: хотя всё сущее возникает из энергии Кришны, Сам Кришна присутствует не везде. Он одновременно и присутствует, и не присутствует во всём. Он присутствует всюду в виде Своей энергии, но не как источник энергии. Мы не способны воспринять это одновременное присутствие и отсутствие Кришны в мире своими нынешними чувствами. Но есть совершенное целое, и хотя от Кришны исходят бесчисленные энергии и всё производимое ими, Сам Кришна как личность всегда остаётся неизменным.

00:29:17 Поскольку Кришна – причина всех причин, разумные люди должны искать прибежища у Его лотосных стоп. Кришна говорит, что каждый должен предаться Ему одному и в этом суть всех ведических наставлений. Поскольку Кришна – причина всех причин, великие мудрецы и святые поклоняются Ему, следуя предписаниям Вед. Медитируя, они сосредоточивают мысли на божественном образе Кришны в своих сердцах.

00:29:46 Умы великих преданных всегда заняты Кришной, сердца отданы Кришне, и говорят Они только о Нём. Разговоры о Кришне или пение Его святого имени называется киртаном. Господь Чайтанья учит: киртанийа сада хари – всегда думай и говори о Кришне и ни о чём другом. Это и есть сознание Кришны.

00:30:12 Сознание Кришны столь могущественно, что тот, кто следует этим путём, может достичь высшей ступени совершенства, которая безусловно выше ступени освобождения. Поэтому в Бхагавад-гите Кришна советует каждому всегда думать о Нём, преданно служить Ему, поклоняться Ему и выражать Ему почтение. Таким образом преданный в полной мере разовьёт в себе сознание Кришны и, всегда оставаясь в этом сознании, вернётся к Кришне.

00:30:40 Хотя Веды и рекомендуют поклоняться различным полубогам как неотъемлемым частицам Кришны, такие наставления предназначены для неразумных людей, которые всё ещё жаждут материальных удовольствий. Тот же, кто действительно хочет в совершенстве исполнить предназначение человеческой жизни, должен поклоняться только Господу Кришне – это и проще, и непременно приведёт к цели.

00:31:04 Хотя и небо, и вода, и земля – части материального мира, стоящий на земле занимает более прочное положение чем тот, кто находится в небе или в воде. Разумный человек не ищет покровительства полубогов, хотя они – неотъемлемые частицы Кришны. Он предпочитает иметь под ногами твёрдую землю сознания Кришны. Это делает его положение прочным и надёжным.

00:31:29 Имперсоналисты иногда приводят такой пример: если человек стоит на камне или на бревне, значит, он стоит на земле, потому что и камень, и бревно лежат на земле. Но стоять на самой земле гораздо безопаснее, чем стоять на бревне или на камне, лежащем на земле. Иными словами, избрать своим прибежищем Параматму или безличный Брахман не так надёжно, как найти прибежище у Самого Кришны, в сознании Кришны. Следовательно, положение гьяни и йогов менее прочно, чем положение преданных Кришны.

00:32:05 В Бхагавад-Гите Господь говорит, что только люди, лишившиеся разума, начинают поклоняться полубогам, а о тех, кто привязан к безличному Брахману, в Шримад-Бхагаватам сказано: «О Господь, люди, которые предаются философским рассуждениям и поэтому считают себя освобождёнными, ещё не до конца очистились от материальной скверны, ибо не смогли найти прибежище у Твоих лотосных стоп. Даже поднявшись до трансцендентного уровня и погрузившись в сияние Брахмана, они вновь падают в пучину материальной жизни, так как не желают поклоняться Твоим стопам».

00:32:43 Господь Кришна говорит, что те, кто поклоняется полубогам, не отличаются разумом, так как они обретают лишь временные, преходящие результаты. Все их труды – это труды неразумных людей. Но преданному, утверждает Господь, падение не грозит.

00:32:59 Олицетворённые Веды продолжали возносить Господу молитвы: «О возлюбленный Господь, можно сделать вывод, что если человек хочет поклоняться кому-то, кто превосходит его, то хотя бы из соображения этикета он должен поклоняться только Твоим лотосным стопам, ибо в конечном счёте именно Ты управляешь процессами творения, сохранения и разрушения. Ты – владыка трёх миров: Бу, Бува и Сва, четырнадцати высших и низших планетных систем и Ты – повелитель трёх материальных гун.

00:33:36 Полубоги и люди, обладающие духовным знанием, всегда слушают и пересказывают повествования о Твоих трансцендентных играх, ибо таким образом можно избавиться от последствий своих грехов. Разумные люди погружаются в нектарный океан Твоих деяний и с неослабным вниманием слушают о них. Благодаря этому они очень скоро освобождаются от оскверняющего влияния материальных гун, так что им не нужно подвергать себя суровой аскезе, чтобы духовно совершенствоваться.

00:34:06 Слушать и пересказывать повествования о Твоих божественных играх – самый лёгкий метод духовного самоосознания. Когда преданный смиренно внимает трансцендентному посланию, он очищается от материальной скверны и в его сердце утверждается сознание Кришны».

00:34:25 Бхишмадева – великий знаток духовной науки – также говорит, что слушать рассказы о Верховном Господе и прославлять Его – это высшая форма религии, а в «Тайттирия-упанишад» утверждается, что поклонение Верховной Личности Бога – это суть всех ведических обрядов.

00:34:45 «О возлюбленный Господь, – продолжали Веды, – тот, кто, стремясь к совершенству, посвящает себя преданному служению, слушает о Господе и прославляет Его, очень скоро перестаёт зависеть от противоположностей материального бытия. Совершая эту простую аскезу, преданный угождает Сверхдуше, пребывающей в его сердце, и Сверхдуша указывает ему путь домой, к Богу».

00:35:11 В Бхагавад-гите также сказано, что тот, кто все органы своего тела занимает деятельностью в преданном служении Господу, тем самым угождает Сверхдуше и обретает полное умиротворение. Тогда он перестаёт воспринимать противоположности материального бытия: жару и холод, почёт и бесчестье – и ощущает духовное блаженство. Он уже не испытывает мучительных тревог, которые приносит материальная жизнь.

00:35:39 В Бхагавад-гите говорится, что преданный, всегда погружённый в сознание Кришны, не думает о том, как прокормить или защитить себя. Погружённый в сознание Кришны, он постепенно достигает высшей ступени совершенства. Пока такой преданный находится в материальном мире, он живёт спокойно и радостно, без забот и тревог, а оставив тело, возвращается домой, к Богу.

00:36:03 Господь говорит об этом в Бхагавад-гите: «Тот, кто вошёл в мою высочайшую трансцендентную обитель, никогда не возвращается в материальный мир. Тот, кто занят личным служением мне в Моей вечной обители – достиг высшей ступени совершенства, и ему не надо опять приходить в полный страданий материальный мир».

00:36:25 «О Господь, – продолжали олицетворённые Веды, – каждый должен посвятить себя сознанию Кришны и служить Тебе, слушая о Твоих деяниях, прославляя Тебя и исполняя Твои повеления. Тот, кто не обладает сознанием Кришны и не служит Тебе с любовью и преданностью, всё равно что мёртв, даже если он дышит. Дыхание – признак жизни. Человек, не обладающий сознанием Кришны, подобен кузнечным мехам. Кузнечные мехи представляют собой кожаный мешок, который втягивает и выпускает воздух. Человек, не стремящийся обрести сознание Кришны и с любовью служить Господу, это всё ровно, что кожаный мешок с костями, он мало чем отличается от кузнечных мехов. Непреданный может прожить долгую жизнь, но ведь и дерево живёт очень долго, он может много есть, но также много едят собаки и свиньи, и половые наслаждения, которым он предаётся, мало чем отличаются от тех, которым предаются свиньи или козы».

00:37:30 Все материальные проявления возникли только благодаря тому, что Верховный Господь в образе Маха-Вишну вступил в этот мир. Под влиянием Маха-Вишну совокупная материальная энергия пришла в движение, и только тогда материальные гуны начали взаимодействовать друг с другом. Отсюда следует, что всё, чем мы пытаемся наслаждаться в материальном мире, возникло и существует лишь по милости Верховной Личности Бога.

Пять уровней развития сознания

00:37:58 Живое существо имеющее материальное тело, проходит через пять стадий бытия: анна-майя, прана-майя, мано-майя, вигьяна-майя и, наконец, ананда-майя.

00:38:12 В начале жизни каждый думает только о еде. Ребёнок или животное испытывают удовлетворение только тогда, когда может вкусно поесть. Эта стадия развития сознания, когда главная цель живого существа – наесться досыта, называется анна-майя. Слово анна означает «пища».

00:38:32 Затем человек начинает сознавать, что он существует и, если его жизни не угрожает опасность, он счастлив. Эта ступень называется прана-майя, то есть осознание своего бытия. Сознание же человека, который поднялся на уровень ума именуется мано-майей.

00:38:51 Материалистическая цивилизация находится преимущественно на этих трёх ступенях: анна-майя, прана-майя и мано-майя. Первая забота цивилизованных людей – обеспечить своё экономическое благополучие, вторая – оградить себя от всего, что представляет угрозу для жизни.

00:39:09 Когда же человек достигает следующей стадии в развитии сознания, он начинает размышлять и вырабатывает философский подход к жизненным ценностям. Если в ходе эволюции своих философских взглядов человек начинает жить на уровне разума и понимает, что он не материальное тело, а вечная душа, значит, он достиг стадии вигьяна-майи.

00:39:32 Совершенствуясь духовно, он затем постигает Верховного Господа – Высшую Душу. Когда человек восстанавливает свои отношения с Господом и начинает с любовью и преданностью служить Ему, он достигает стадии сознания Кришны, стадии ананда-майя. Ананда-майя – это вечная жизнь, исполненная знания и блаженства.

00:39:54 Как сказано в «Веданта-сутре»: ананда майо бхйасат. Верховный Брахман и Брахман, подвластный Ему, то есть Верховная Личность Бога и живые существа по природе своей исполнены блаженства. До тех пор, пока живые существа находятся на четырёх низших стадиях: анна-майя, прана-майя, мано-майя и вигьана-майя, они ведут материальную жизнь, но, достигнув стадии ананда-майя, обусловленная душа освобождается из материального плена.

00:40:25 В Бхагавад-гите стадия ананда-майя называется брахма-бута. Там сказано, что достигший ступени брахма-бута освобождается от тревог и мирских желаний. Прежде всего он начинает одинаково относиться ко всем живым существам, а, совершенствуясь далее, обретает сознание Кришны. На этой ступени преданный стремится всегда служить Верховной Личности Бога.

00:40:50 Желание служить Господу отличается от желания наслаждаться жизнью в материальном мире. Другими словами, желания остаются у живого существа и в духовной жизни, но они очищаются. Аналогичным образом, когда наши чувства очистятся, они поднимутся над четырьмя формами материального сознания: анна-майи, прана-майи, мано-майи и вигьяна-майи, и достигнут высшей ступени – ананда-майи – счастливой и радостной жизни в сознании Кришны.

00:41:20 Философы-майавади считают, что на стадии ананда-майи живое существо сливается со Всевышним воедино, так что исчезает всякое различие между Сверхдушой и индивидуальной душой. В действительности же, единство не означает слияния со Всевышним и утраты индивидуальности. Для живого существа слиться с духовным бытием – значит понять, что оно качественно неотлично от Верховного Господа, так как живое существо тоже вечно, и исполнено знания.

00:41:52 Но действительно достичь стадии ананда-майи и обрести блаженство можно только посвятив себя преданному служению. Это подтверждается в Бхагавад-гите: мад бактим лабате парам. Господь Кришна говорит, что стадия брахма-буты, ананда-майя по-настоящему достигается лишь когда Всевышний и подчинённые Ему живые существа связаны узами истинной любви.

00:42:19 Пока человек не достиг ступени ананда-майи, его дыхание подобно дыханию кузнечных мехов, его долгая жизнь имеет такую же ценность, как долгая жизнь деревьев, и сам он ничем не лучше верблюда, свиньи, собаки или других животных. Безусловно, вечные живые существа никогда не уничтожаются, но жизнь низших видов исполнена страданий, а те, кто с любовью и преданностью служит Верховному Господу, пребывают в состоянии ананда-майи и всегда испытывают блаженство.

00:42:53 Все ступени бытия, описанные выше, связаны с Верховной Личностью Бога. И Верховный Господь, и живые существа – вечны, однако Господь всегда пребывает в состоянии ананда-майи, тогда как подвластные Ему живые существа, будучи крошечными частицами Всевышнего, часто переходят на другие, более низкие уровни бытия.

00:43:15 Хотя на всех уровнях Верховный Господь пребывает вместе с живыми существами, Он всегда выше наших представлений о жизни, в каком бы состоянии, обусловленном или освобождённом мы не находились.

00:43:29 Материальный космос создаётся и существует по милости Верховного Господа и покоится в Нём после своего разрушения, это значит, что Верховный Господь есть высшее бытие, причина всех причин. Поэтому тот, кто не развил в себе сознание Кришны, прожил жизнь напрасно.

00:43:48 Очень материалистичным людям не способным постичь природу духовного мира, обители Кришны, великие мудрецы рекомендуют заниматься мистической йогой, медитируя на муладхару, а затем постепенно поднимаясь на манипура-чакру, которая находится в области живота.

00:44:06 Для материалистов самое главное – забота о материальном благосостоянии, поскольку они считают, что человек существует только благодаря еде. Они забывают, что если мы наполним пищей желудок и она не переварится, то мы будем страдать от изжоги и несварения. Поэтому еда сама по себе не является источником жизненной энергии. Чтобы переварить пищу, необходима другая, высшая энергия, которая в Бхагавад-гите называется Вайшванара. В Бхагавад-гите (15.14) Господь Кришна говорит, что Он в форме Вайшванары способствует пищеварению. Бог вездесущ, поэтому неудивительно, что Он присутствует у нас в желудке как Вайшванара.

00:44:50 Кришна пребывает всюду. Поэтому вайшнав наносит на тело: на живот, на грудь, между ключицами, на лоб и на макушку или брахма-рандру, знаки тилака, которые символизируют храмы Вишну. Тринадцать тилаков на теле вайшнава обозначают: на лбу – храм Господа Кешавы, на животе – храм Господа Нараяны, на груди – храм Господа Мадавы, на шее, между ключицами, храм Господа Говинды, на правой стороне живота – храм Господа Вишну, на правом плече – храм Господа Мадхусуданы , на правом плечевом суставе – храм Господа Тривикрамы, на левой стороне живота – храм Господа Ваманадевы, на левом плече – храм Шридхары, на левом плечевом суставе – храм Хришикеши, в верхней части спины – храм Падманабхи, в нижней части спины – храм Дамодары и на темени – храм Васудевы.

00:45:46 Нанося эти знаки на различные части тела, вайшнавы медитируют на Господа. Тем же, кто не являются вайшнавами, великие мудрецы рекомендуют медитировать на различные части тела, поднимаясь от живота к сердцу, горлу, бровям, ко лбу и темени.

00:46:04 Мудрецы, которые принадлежат к цепи ученической преемственности, ведущей начало от великого святого Аруны, медитируют на сердце, потому что именно там, вместе с индивидуальной душой, находится Сверхдуша. Это подтверждается в пятнадцатой главе Бхагавад-гиты, где Господь говорит: «Я пребываю в сердце каждого».

00:46:26 Вайшнавы заботятся о своём теле, чтобы служить Господу, считая такую заботу частью преданного служения. (Материалисты же отождествляют себя с телом.) Почитая тело, они медитируют на различные его части, в том числе: живот и сердце, постепенно поднимаясь к брахма-рандре на темени.

00:46:48 Тот, кто достиг совершенства в мистической йоге, может в конце концов, выйти из тела через брахма-рандру и вознестись на любую планету материального или духовного мира. О том, каким образом йоги переносятся на другие планеты, подробно рассказано во Второй песни Шримад-Бхагаватам, где Шукадева Госвами рекомендует неофитам поклоняться вират-пуруши – гигантской вселенской форме Господа.

00:47:15 Тем, кто не верит, что Господу можно с не меньшим успехом поклоняться в образе Божества в храме (арча-виграхи), и тем кто не может сосредоточить ум на этом образе, рекомендуют поклоняться вселенской форме Господа. Считается, что нижняя часть вселенной – это стопы и ноги вселенского тела Господа, средняя часть вселенной – это пупок Его или живот, верхние планетные системы: Джаналока и Махарлока – это сердце Господа, а высочайшая планета вселенной, Брахмалока – Его темя.

00:47:46 Разным людям великие мудрецы рекомендуют различные методы медитации, но конечная цель всех видов йогической медитации – помочь человеку вернуться домой, к Богу. Согласно Бхагавад-гите, тому, кто достиг главной планеты духовного мира, обители Кришны - Голоки-Вриндаваны, или даже Вайкунтхалок, уже не придётся возвращаться в полный страданий материальный мир. Поэтому в Ведах сказано, что целью всех наших усилий должно быть достижение лотосных стоп Вишну.

00:48:18 Тад вишнох парамам падам: планеты Вишну, или Вишнулока, располагаются выше любых материальных планет. Планеты Вайкунтхи называются санатана-дхама, они вечны и никогда не разрушаются, даже когда погибнет весь материальный мир.

00:48:37 Итак, если человек не поклоняется Верховному Господу и не достигает цели жизни, то есть не возвращается домой, к Богу, значит, он дышит, подобно кузнечным мехам, живёт подобно дереву, ест подобно верблюду и совокупляется, подобно собакам и свиньям. Иначе говоря, это означает, что ему не удалось исполнить предназначение человеческой жизни.

Сверхдуша в сердце каждого и индивидуальная душа

00:49:01 Продолжая возносить молитвы Господу, олицетворённые Веды сказали, что Господь входит в самые разные тела, к каким бы формам жизни они не принадлежали. В четырнадцатой главе Бхагавад-гиты говорится, что в теле каждого живого существа присутствует неотъемлемая духовная частица Верховного Господа. Сам Господь утверждает в Гите, что Он – дающий семя, отец всех существ, принадлежащих к различным формам жизни, и, следовательно, все живые существа – Его дети.

00:49:35 Поскольку Господь как Параматма пребывает в сердце каждого, сбитые с толку имперсоналисты, порой, приравнивают живых существ к Верховному Господу, они думают: «И верховный Господь, и индивидуальная душа вселяются во всевозможные тела, так в чём же различие между ними? Почему индивидуальные души должны поклоняться Параматме, Сверхдуше?»

00:49:59 По их убеждению, Сверхдуша и индивидуальная душа одно и тоже, никакой разницы между ними нет. Однако в действительности, Сверхдуша отличается от индивидуальной души. В пятнадцатой главе Бхагавад-гиты Господь говорит, что хотя Он и находится в одном теле с живым существом, Он занимает по отношению к нему более высокое положение.

00:50:21 Господь, пребывающий в сердце, указывает индивидуальной душе, как нужно действовать, и наделяет её разумом. В Гите ясно сказано, что Господь в облике Сверхдуши даёт индивидуальной душе разум, что Он наделяет её способностью помнить, и способностью забывать. Ни одно живое существо не может действовать независимо от Сверхдуши.

00:50:46 Индивидуальная душа действует в соответствии со своей прошлой кармой, и именно Господь напоминает ей о том, что она должна делать. Индивидуальной душе свойственно забывать, но Господь, пребывающий в её сердце, напоминает ей о желаниях, которые были у неё в прошлой жизни. Разум, индивидуальной души, проявляется подобно огню в поленьях. Огонь всегда огонь, но величина и форма пламени зависит от размера поленьев.

00:51:14 Хотя индивидуальная душа качественно неотлична от Верховного Господа, её способность проявлять себя ограничена телом, в котором она заключена, но Верховный Господь, Сверхдуша, безграничен. Говорится, что Он – эка-раса, эка означает «один», а раса – «вкус». По Своей божественной природе Господь вечен, исполнен блаженства и знания. Слово эка-раса указывает на то, что положение Господа не меняется ни в малейшей степени, даже когда Он становится свидетелем и советчиком индивидуальной души в каждом теле.

00:51:51 Индивидуальная же душа, от Господа Брахмы до муравья, проявляет свою духовную силу соответственно телу, в котором находится. Полубоги такие же индивидуальные души, как и те, кто пребывает в телах людей или животных. Поэтому разумные люди не поклоняются полубогам, бесконечно малым представителям Кришны, заключённым в материальные тела. Индивидуальная душа проявляет свои способности только в зависимости от формы и строения тела. Но Верховный Господь остаётся всемогущим в любом облике.

00:52:25 Утверждение философов-майявади, что Бог и индивидуальная душа тождественны, неверно, поскольку способности индивидуальной души развиваются постепенно, по мере развития тела. Индивидуальная душа в теле ребёнка не обладает всеми способностями взрослого человека, но Верховный Господь, Кришна, даже в облике младенца явил всё Своё могущество, расправившись с Путаной и другими демонами, которые пытались Его убить. Вот почему духовное могущество Верховной Личности Бога называют неизменным – эко-раса.

Преданное служение Господу, как результат очищения сознания

00:53:01 Верховный Господь единственный, кому следует поклоняться, это известно всем, кто не осквернён гунами материальной природы. Иначе говоря, только освобождённые души могут поклоняться Верховной Личности Бога. Неразумные же майавади поклоняются полубогам, думая, что полубоги равны Верховному Господу.

00:53:23 Олицетворённые Веды продолжали прославлять Господа: «О возлюбленный Господь, – молились они, – те, кто после многих жизней обрёл совершенное знание, истинную мудрость, начинают поклоняться Твоим лотосным стопам».

00:53:39 Это подтверждается и в Бхагавад-гите, где Господь говорит, что после многих, многих жизней великая душа, махатма, предаётся Господу, в полной мере сознавая, что Васудева, Кришна – причина всех причин.

00:53:54 «Поскольку ум, разум и чувства дарованы живому существу Богом, – продолжали Веды, – после того, как они очистятся, их единственным занятием становится преданное служение Господу. Живое существо вынуждено менять тела потому, что неверно использует свой ум, разум и чувства, занимая их материальной деятельностью. Оно получает различные материальные тела, пожиная плоды своих действий и создаются они материальной природой в соответствии с его желаниями. Если живое существо желает и заслуживает, то или иное тело, материальная природа, по велению Верховного Господа, даёт ему такое тело.

00:54:35 В третьей песни Шримад-Бхагаватам (3.31) рассказывается о том, как живое существо, по воле свыше, попадает в мужское семя, и вместе с ним в чрево матери, где формируется его тело. Живое существо по собственному выбору находит применение своим чувствам, разуму и уму, и в результате получает тело определённого типа. Так оно переходит из одной формы жизни в другую, оказываясь то в теле полубога, то в теле человека или животного.

00:55:08 В Ведах сказано, что живые существа, заключённые в различных телах – неотъемлемые частицы Верховного Господа. Философы-майявади ошибочно отождествляют живое существо с Параматмой, Верховным Господом, который пребывает в сердце живого существа и является его другом. Поскольку Параматма, Верховный Господь пребывающий в сердце, и индивидуальное живое существо находятся в одном теле, иногда возникает ошибочное впечатление, будто между ними нет разницы. Однако между индивидуальной душой и Сверхдушой есть совершенно определённая разница, о которой говорится в «Вараха-пуране».

00:55:48 У Верховного Господа два вида неотъемлемых частей: живое существо, называемое вибинамша, и Параматма, всемогущая экспансия Верховного Господа, называемая свамша. Полная экспансия Верховной Личности Бога – свамша – обладает таким же могуществом, как и Сам Верховный Господь. Между могуществом Верховной Личности Бога и могуществом Параматмы нет ни малейшей разницы. Но неотъемлемые частицы Господа, которые называются вибинамша обладают лишь крошечной частью Его могущества.

00:56:22 В «Нарада-панчаратре» сказано, что живые существа, относящиеся к пограничной энергии Верховного Господа, по природе своей духовны, как и Сам Господь, но склонны оскверняться материальными гунами. Поскольку бесконечно малые живые существа склонны попадать под влияние материальных гун, их называют дживами, а Верховную Личность Бога иногда называют Шивой, Всеблагим. Разница между Шивой и дживами заключается в том, что Всеблагой Господь никогда не испытывает воздействия материальных гун, тогда как мельчайшие частицы Верховной Личности Бога склонны попадать под их влияние.

00:57:00 Индивидуальное живое существо должно поклоняться Сверхдуше, которая вместе с ним пребывает в материальном теле и является полной экспансией Господа. Поэтому великие мудрецы заключают, что предназначение медитации – помочь живому существу сосредоточить мысли на лотосных стопах Сверхдуши (Вишну) – это истинное самадхи.

00:27:22 Собственными усилиями живое существо не может освободиться из пут материи. Для этого оно должно с любовью и преданностью служить лотосным стопам Верховного Господа, Сверхдуше в своём сердце. В связи с этим Шридхара Свами, великий комментатор Шримад-Бхагаватам, написал замечательный стих такого содержания:

00:57:40 «О Господь, я извечно Твоя частица, но я запутался в сетях материальной энергии, которая также исходит от Тебя. Как причина всех причин, Ты в облике Сверхдуши вошёл в моё сердце, и я вместе с Тобой могу наслаждаться высшим бытием, исполненным блаженства и знания. О Господь, вели, чтобы я с любовью и преданностью служил Тебе, ибо только так я смогу познать изначально присущее мне духовное блаженство».

00:58:11 Великие люди, понимают, что своими усилиями живое существо не может освободиться из сетей материального мира. С твёрдой верой и преданностью они посвящают себя трансцендентному любовному служению Господу. Так утверждают олицетворённые Веды.

Слушание и повторение историй об Играх Господа

00:58:28 «О возлюбленный Господь, – продолжали Веды, – в совершенстве познать Абсолютную Истину очень трудно. Безгранично милосердный к падшим душам Ты приходишь в этот мир в образе различных воплощений и вершишь чудесные деяния. Ты являешься сюда даже как исторический герой, и Твои подвиги описаны в Ведах. Повествования о Тебе – океан духовного блаженства.

00:58:54 Людям нравится читать рассказы, прославляющие обычных джив, но когда они открывают для себя мир ведической литературы, повествующей о Твоих вечных лилах, то погружаются в океан духовного блаженства. Подобно тому как усталый человек освежается, погружаясь в воду, обусловленная душа, разочаровавшись в материальной жизни и устав от мирских дел, освежается и забывает об усталости, просто погружаясь в океан Твоих божественных лил. Так она постепенно обретает духовное блаженство, поэтому самые разумные из тех кто идёт путём самоосознания, предпочитают всем остальным его методам – преданное служение, включающее в себя девять видов деятельности, главный из которых слушание и повторение.

00:59:43 Неустанно слушая и пересказывая повествования о Твоих божественных играх, такие преданные не стремятся даже испытывать духовное блаженство освобождения, то есть счастье слияния с бытием Всевышнего. Им не нужно это так называемое освобождение, и уж тем более, они не желают заниматься материальной деятельностью, направленной на то, чтобы в будущем наслаждаться жизнью на райских планетах.

01:00:09 Чистые преданные стремятся только к общению с парамахамсами, великими, свободными от пут материи преданными, чтобы постоянно слушать о Тебе и прославлять Тебя. Ради этого чистые преданные готовы пожертвовать всеми мирскими благами, даже теми, которые сулят семейная жизнь, так называемое общество, дружба и любовь. Те, кто испил нектара преданности, наслаждаясь божественными звуками, прославляющими Тебя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе – не желают ни другого духовного блаженства, ни материальных благ. Для чистого преданного всё это не ценнее соломы, лежащая на дороге».

транскрибирование: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 03 August 2018
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 27 August 2018