Глава 24. Поклонение холму Говардхана
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:27 После этих событий, связанных с брахманами, которых интересовали только ведические жертвоприношения, Кришна и Баларама увидели, что пастухи тоже готовятся к одному из таких жертвоприношений, чтобы умилостивить Индру, царя небес, посылающего на землю дожди.
00:00:45 Как сказано в «Чайтанья-чаритамрите», преданный Кришны непоколебимо верит в то, что, если он посвятил себя сознанию Кришны, трансцендентному преданному служению Господу, он свободен от всех прочих обязательств.
00:01:00 Чистый преданный не обязан совершать ведические обряды или поклоняться кому-либо из полубогов. Считается, что тот, кто предан Господу Кришне, уже совершил все ведические ритуалы и все обряды поклонения полубогам.
00:01:14 Ведические ритуалы и поклонения полубогам сами по себе ещё не открывают доступ к преданному служению Кришне, но, если человек целиком посвящает себя служению Господу, считается, что он уже выполнил все предписания Вед.
00:01:29 Чтобы положить конец подобной ритуальной деятельности Своих преданных, Кришна во время Своего пребывания во Вриндаване решил утвердить безусловное превосходство преданного служения. Будучи всеведущей Личностью Бога, Кришна знал, что пастухи готовят жертвоприношение Индре, но, как подобает ребёнку, начал почтительно и смиренно расспрашивать об этом старших, прежде всего Махараджу Нанду.
00:01:58 Кришна спросил Своего отца: «Дорогой отец, верно ли, что готовится большое жертвоприношение? Чего вы ожидаете от него и для кого оно предназначено? Как оно совершается? Расскажи Мне об этом. Я очень хочу узнать, как будет проходить это жертвоприношение, и прошу тебя объяснить Мне его цель».
00:02:23 Услышав вопросы Кришны, Махараджа Нанда ничего не ответил, полагая, что его маленький сын не в состоянии понять все тонкости ягьи, но Кришна настаивал: «Дорогой отец! Те, кто великодушен и чист сердцем, ни от кого ничего не скрывают. Такие люди не делят окружающих на друзей, врагов и сторонних наблюдателей, их сердце всегда открыто для каждого. Но даже человек, который не столь возвышен, не должен ничего скрывать от членов своей семьи и от друзей, хотя он может не раскрывать свои секреты врагам. Поэтому ты не должен ничего держать в тайне от Меня.
00:03:03 В этом мире все люди поглощены кармической деятельностью. Некоторые знают, что она собой представляет и к чему ведёт, а другие действуют, не ведая ни цели, ни плодов, которые они получат в результате своих действий.
00:03:16 Человек, знающий ради чего он совершает обряды, добивается наилучшего результата, а тот, кто действует, не зная цели, получает совсем немного. Поэтому, скажи, какова цель готовящегося жертвоприношения. Соответствует ли оно указаниям Вед? Или же это только обычай? Прошу, расскажи Мне подробно об этом жертвоприношении».
00:03:42 В ответ на просьбу Кришны Махараджа Нанда сказал: «Мой дорогой мальчик, это более или менее традиционный обряд. Поскольку дожди выпадают по милости царя Индры, а тучи – исполнители его воли, и поскольку вода нам жизненно необходима, мы должны как-то отблагодарить Махараджу Индру, повелителя дождей. Вот мы и устраиваем это жертвоприношение, стараясь угодить царю небес, который милостиво прислал нам тучи, пролившие достаточно воды, чтобы наши труды увенчались успехом.
00:04:19 Вода для нас очень важна, без дождей мы не сможем возделывать землю и выращивать зерно, а без зерна мы не сможем жить. Итак, дожди необходимы для успешного проведения религиозных обрядов, для процветания нашего хозяйства и в конечном счёте для достижения нами освобождения. Поэтому нам не следует отказываться от этого традиционного обряда. Если мы пренебрежём им, движимые жадностью, вожделением или страхом, это не принесёт нам ничего хорошего».
00:04:53 Услышав это, Кришна, Верховная Личность Бога, в присутствии Своего отца и всех старших пастухов Вриндавана начал говорить так, чтобы Своими словами вызвать гнев царя небес. Он предложил отказаться от жертвоприношения в честь Индры. Доказывая его ненужность, Кришна привёл два довода. Прежде всего, как сказано в Бхагавад-гите, нет необходимости поклоняться полубогам ради материальных благ. Плоды такого поклонения недолговечны и прельщают только неразумных людей.
00:05:30 Во-вторых, даже эти преходящие плоды человек получает с разрешения Верховной Личности Бога. В Бхагавад-гите ясно сказано: майаива вихитан хи тан. Те блага, которые люди надеются получить от полубогов, в действительности дарует Верховный Господь. Без Его разрешения ни одно живое существо не может кого-либо облагодетельствовать. Но иногда под влиянием материальной энергии полубоги начинают кичиться своим могуществом и мнят себя единовластными правителями, забывая о главенстве Верховного Господа.
00:06:09 В Шримад-Бхагаватам ясно сказано, что в данном случае Кришна намеренно хотел рассердить царя Индру. Кришна пришёл на землю, чтобы уничтожить демонов и защитить Своих преданных. Царь Индра безусловно предан Кришне, он никакой не демон, но, поскольку он возомнил о себе, Кришна решил преподать ему урок.
00:06:31 Для начала Он рассердил Индру, остановив Индра-пуджу, к которой готовились пастухи Вриндавана. Чтобы добиться Своей цели, Кришна заговорил так, будто был неверующим и придерживался философии карма-мимамсы.
00:06:50 Сторонники этой философии не признают верховную власть Личности Бога. Они утверждают, что, если человек хорошо работает, то он обязательно получит желаемый результат. По их мнению, даже если и существует Бог, вознаграждающий человека за труды, поклоняться Ему нет необходимости, ибо, если человек не будет работать, Бог ему ничего не сможет дать. Вместо того чтобы поклоняться Богу или полубогам, утверждают они, люди должны добросовестно выполнять свои обязанности, и тогда они наверняка добьются всего.
00:07:24 Господь Кришна стал говорить со Своим отцом, приводя эти аргументы, в философии карма-мимамсы: «Дорогой отец, – сказал Он, – Я не думаю, что ради хороших урожаев тебе надо поклоняться кому-либо из полубогов. Каждый рождается в соответствии со своей прошлой кармой и покидает тело, забирая с собой карму, накопленную в нынешней жизни.
00:07:47 Все существа получают разные тела в соответствии со своей прошлой деятельностью, а то, каким будет их следующее тело, зависит от поступков, совершаемых в этой жизни. В материальном мире счастье и горе, хорошие обстоятельства и плохие, являются результатом деятельности живых существ в прошлой или нынешней жизни».
00:08:09 Махараджа Нанда и другие старшие пастухи возразили, что, не удовлетворив бога, управляющего какой-то сферой, нельзя с помощью одной материальной деятельности добиться хороших результатов. И это действительно так. Бывает, что, несмотря на лучшую медицинскую помощь, оказанную самыми опытными врачами, больной умирает. Следовательно, лучшее лечение или усилия лучшего врача сами по себе не являются залогом выздоровления. Необходимо вмешательство Верховной Личности Бога. Точно так же забота отца и матери о детях не является гарантией их благополучия. Случается, что, несмотря на заботу родителей, дети заболевают или умирают.
00:08:55 Итак, материальных причин ещё недостаточно для получения желаемых результатов. Необходимо дозволение Верховной Личности Бога. Поэтому Махараджа Нанда настаивал на том, что хороший урожай можно получить, только ублаготворив Индру, повелителя дождей.
00:09:14 Господь Кришна отверг этот довод, сказав, что полубоги вознаграждают лишь тех, кто выполняет свои обязанности, предписанные шастрами. Полубоги не могут вознаградить человека, который пренебрегает долгом. Поэтому дары полубогов зависят от выполнения людьми своих обязанностей. Полубоги не могут собственной властью раздавать эти дары. Так стоит ли поклоняться им?
00:09:41 «Дорогой отец, – сказал Господь Кришна, – нам нет никакой необходимости поклоняться Индре. Каждый получает плоды собственной деятельности. Мы видим, что все живые существа, будь то люди или полубоги, действуют согласно своей природе и получают соответствующий результат. Все рождаются в телах, относящихся к высшим или низшим формам жизни, и наживают врагов, заводят дружбу или находятся в нейтральных отношениях с другими только потому, что занимаются различной деятельностью.
00:10:16 Нужно старательно выполнять обязанности, предписанные нам в соответствии с нашей природой, и не отвлекаться на поклонение полубогам. Полубоги будут довольны, если мы будем выполнять эти обязанности, поэтому нам нет нужды поклоняться им. Давайте лучше как следует заниматься своим делом. Ведь человек не может быть счастлив, не выполняя свой долг.
00:10:39 Тех, кто не исполняет как должно своих обязанностей, сравнивают с неверной женой. Брахманам предписано изучать Веды. Обязанность царей, кшатриев – защищать подданных, сословие вайшьев должно заниматься земледелием, торговлей и заботится о коровах, а обязанность шудр – служить высшим сословиям: брахманам, кшатриям и вайшьям.
00:11:06 Мы принадлежим к сословию вайшьев и должны пахать землю, торговать продуктами земледелия, заботиться о коровах, либо давать деньги в рост».
00:11:18 Кришна причислил Себя к вайшьем, потому что Махараджа Нанда держал много коров и Кришна их пас. Он назвал четыре вида занятий для сословия вайшьев: земледелие, торговля, забота о коровах и ростовщичество. Хотя вайшьи могут заниматься любым из этих видов деятельности, мужчины Вриндавана преимущественно заботились о коровах.
00:11:43 Кришна продолжал объяснять отцу: «Мироздание находится под влиянием трёх гун материальной природы: благости, страсти и невежества. Эти три гуны – причины созидания, сохранения и разрушения материального мира. Туча возникает под влиянием гуны страсти, значит, именно эта гуна вызывает дождь, а после дождя труд земледельцев приносит плоды. Так какое же отношение имеет к этому Индра?
00:12:14 Даже если вы не угодите Индре, что он может сделать? Мы не получаем от него никаких особых благ. Даже если предположить, что он есть, посмотри, он льёт воду и в океан, где в ней нет никакой нужды. Индра льёт воду в океан и на землю независимо от того, поклоняемся мы ему или нет, и нам вовсе не нужно уезжать в какой-то город, деревню или страну.
00:12:42 В городах много роскошных дворцов, но нас устраивает жизнь в лесу Вриндавана. Всеми благами мы обязаны только этому лесу и холму Говардхана. Поэтому Я прошу тебя, дорогой отец, устроить жертвоприношение в честь вриндаванских брахманов и холма Говардхана и не иметь никакого дела с Индрой».
00:13:04 Выслушав Кришну, Махараджа Нанда ответил: «Хорошо, мой мальчик, раз Ты просишь, я устрою особое жертвоприношение для здешних брахманов и холма Говардхана. А пока позволь мне совершить это жертвоприношение, Индра-ягью».
00:13:23 Кришна, однако возразил: «Дорогой отец, не медли - чтобы устроить жертвоприношение в честь холма Говардхана и местных брахманов, потребуется много времени. Лучше возьми то, что ты уже приготовил для Индра-ягьи, и не мешкая используй всё это для поклонения холму Говардхана и местным брахманам».
00:13:47 В конце концов Махараджа Нанда уступил. После этого пастухи спросили у Кришны, как провести это жертвоприношение, и Кришна дал им такие указания:
00:14:00 «Приготовьте всевозможные яства из зерна и топлёного масла, собранного для ягьи. Сварите рис и дал, сделайте халаву, пакоры, пури, ладду и приготовьте молочные блюда: сладкий рис, рабри, сладкие шарики, сандеш, расагулы.
00:14:20 Пригласите также учёных брахманов, умеющих декламировать ведические гимны и совершать приношения огню. Брахманов следует щедро одарить зерном. После этого украсьте всех коров и хорошо их накормите. Затем дайте брахманам пожертвования.
00:14:37 Собаки и другие низшие животные, а также люди низших сословий – чандалы, или представители пятой касты, которые считаются неприкасаемыми, тоже должны вдоволь наесться прасада. После того как коровы получат сочную траву, можно сразу начинать жертвоприношение, называемое Говардхана-пуджа. Если вы проведёте это жертвоприношение, Я буду очень доволен».
00:15:06 По сути, в этих указаниях Господь Кришна описал, как должно вести хозяйство сословие вайшьев. Всем сословиям, включая брахманов, кшатриев, вайшьев, шудр, и даже чандалов, а также животным: коровам, собакам, козам и другим – отведена определённая роль. Каждый должен работать, сотрудничая с другими, для блага всего общества, к которому принадлежат не только одушевленные существа, но и неодушевлённые предметы, например, земля.
00:15:36 Вайшьи несут особую ответственность за процветание общества, так как выращивают зерно, заботятся о коровах, перевозят, когда возникает необходимость, продовольствие и занимаются финансовой деятельностью.
00:15:50 Из сказанного Кришной мы также узнаём, что, хотя собаки и кошки, которые сейчас окружены такой заботой, не должны быть брошены на произвол судьбы, гораздо важнее заботиться о коровах. Очевидно также, что высшим сословиям не следует пренебрегать чандалами, то есть неприкасаемыми, они тоже должны находиться под защитой.
00:16:14 Все слои общества важны, но некоторые прямо способствуют его развитию, а некоторые участвуют в этом лишь косвенно. Однако, когда общество построено на принципе сознания Кришны, каждый человек в обществе получает всё, что ему необходимо.
00:16:30 Обряд Говардхана-пуджа совершают и участники Движения сознания Кришны. Господь Шри Чайтанья Махапрабху говорил, что, почитая Господа Кришну, мы должны также почитать Его землю – Вриндаван и холм Говардхана. И Господь Кришна сказал, что проводить Говардхана-пуджу – всё равно, что поклоняться Ему Самому.
00:16:53 До сих пор люди ежегодно устраивают жертвоприношение холму Говардхана, называемое «Аннакута». Во время этой церемонии во всех храмах во Вриндаване и за его пределами готовится большое количество пищи, которая щедро раздаётся людям. Иногда еду бросают в толпу, и люди с радостью подбирают её с земли. Это значит, что прасад, пища, предложенная Кришне, никогда не загрязняется и не оскверняется, даже если она падает на землю. Поэтому люди подбирают её и едят с большим удовольствием.
00:17:33 Итак, Шри Кришна, Верховная Личность Бога, чтобы наказать Индру, который слишком возгордился тем, что он верховный правитель райских планет, предложил пастухам вместо жертвоприношения Индре провести Говардхана-пуджу.
00:17:49 Простодушные и добросовестные пастухи, во главе с Махараджей Нандой, приняли предложение Кришны и сделали всё, как Он просил. Они совершили обряд поклонения холму Говардхана и почтительно обошли вокруг него. С тех пор и по сей день вовремя Говардхана-пуджи жители Вриндавана, нарядно одетые, собираются около холма Говардхана, чтобы совершить обряд и вместе со своими коровами обойти вокруг этого холма.
00:18:20 Следуя указанию Господа Кришны, Махараджа Нанда и пастухи позвали учёных брахманов, чтобы они декламировали ведические мантры, и стали поклоняться холму Гавардхана. Жители Вриндавана украсили своих коров и накормили их свежей травой. Пустив коров перед собой, они начали обходить холм Говардхана. Нарядно одетые гопи уселись в повозки, запряжённые быками, и стали петь песни об играх Кришны. Брахманы, собравшиеся там, чтобы быть жрецами вовремя Говардхана-пуджи, благословили пастухов и их жён, гопи.
00:19:02 Когда всё было готово, Кришна вырос до небес и в этом новом божественном облике объявил жителям Вриндавана, что Он Сам и есть холм Говардхана. Он хотел убедить Своих преданных, что холм Говардхана неотличен от Него Самого. Потом Кришна стал есть все приготовленные яства.
00:19:26 Понимание того, что Кришна и холм Говардхана, не отличны друг от друга, до сих пор живёт в умах людей. Поэтому великие преданные берут с холма Говардхана камни (говардхана-шилы) и поклоняются им так же, как изваяниям Кришны в храмах.
00:19:43 Участники Движения сознания Кришны тоже могут собирать небольшие камни на холме Говардхана и поклоняться им дома, ибо поклоняться им – всё равно, что поклонятся Божеству.
00:19:56 Кришна в образе холма принялся есть поднесённые яства, а Сам Кришна вместе с другими жителями Вриндавана, поклонился этому Божеству, а также холму Говардхана. Принося Свои поклоны, Кришна сказал:
00:20:14 «Посмотрите, какую огромную форму принял холм Говардхана! Он оказывает нам милость, принимая все наши подношения».
00:20:23 Кришна также объявил присутствующим: «Тот, кто не станет поклоняться холму Говардхана, как это Я делаю сейчас, никогда не будет счастлив. На Говардхане водится множество змей, и они будут смертельно жалить тех, кто откажется участвовать в Говардхана-пудже. Чтобы обезопасить коров и самих себя, все жители Вриндавана, расположенного у подножия холма Говардхана, должны поклоняться ему, следуя Моим указаниям».
00:20:55 Выполняя повеление Кришны, сына Васудевы, все жители Вриндавана приняли участие в жертвоприношении, называемом Говардхана-пуджа, а затем разошлись по домам.
00:21:10 Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава двадцать четвёртая «Поклонение холму Говардхана».