Глава 33. Описание танца раса

01 января 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:34:30 | качество: mp3 64kB/s 15 Mb | прослушано: 765 | скачано: 580 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:31 Гопи с радостью слушали утешительные речи Верховного Господа Кришны. Слушая Кришну, а также прикасаясь к Нему, они полностью избавились от жестоких мучений, вызванных разлукой.

00:00:44 Затем Верховный Господь начал танец раса. Танец в кругу многих девушек называется танцем раса. Кришна начал танцевать с самыми прекрасными и удачливыми девушками трёх миров. Гопи Вриндавана, которые так любили Кришну, танцевали с Ним, взявшись за руки.

00:01:16 Танец раса, который явил Кришна, нельзя сравнить ни с одним танцем в материальном мире, бальным или народным. Танец раса полностью духовен. Чтобы доказать это, верховный мистик Кришна явился во множестве форм и встал рядом с каждой гопи.

00:01:35 Положив руки на плечи девушек, стоявших по обе стороны от Него, Кришна стал танцевать с ними. Девушки не видели, что Кришна мистическим образом, распространил Себя во множество форм, каждой казалось, что Кришна танцует только с ней.

00:01:53 Над местом, где проходил этот чудесный танец, парили воздушные корабли небожителей, жаждавших увидеть, как Кришна танцует с гопи. Гандхарвы и киннары вместе со своим жёнами запели и стали осыпать танцующих цветами.

00:02:18 Гопи и Кришна танцевали под аккомпанемент дивных звуков, которые издавали надетые на них браслеты, колокольчики и другие украшения. Кришна казался зеленоватым сапфиром в ожерелье из золота и драгоценных камней.

00:02:36 Танцующие гопи и Кришна являли удивительную картину. Движение их ног, сплетение рук, движение бровей, улыбки Кришны и гопи, колышущиеся груди и развивающиеся одежды пастушек, их подрагивающиеся серьги и украшенные цветами волосы – всё это в ритме танца и пения казалось похожим на тучи, гром, снег и молнию.

00:03:05 Тело Кришны походило на вереницу туч, песни гопи звучали словно гром, их красота сверкала как молния в небесах, а капли пота на их лицах напоминали падающие снежинки. Так Кришна и гопи кружились в вихре танца.

00:03:31 От всё возрастающего желания насладиться общением с Кришной шеи у девушек порозовели. Чтобы доставить им удовольствие, Кришна стал хлопать в ладоши в такт их пению.

00:03:47 На самом деле весь мир наполнен пением Кришны, но разные живые существа воспринимают его по-разному. Это подтверждается в Бхагавад-гите: йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамйахам – Кришна танцует, и все живые существа тоже танцуют, но танцы в духовном и материальном мире отличаются друг от друга.

00:04:10 Автор «Чайтанья-чаритамриты» в этой связи говорит, что в танце Кришна – господин, а все остальные – Его слуги. Все стараются подражать танцу Кришны. Те, кто действительно обладает сознанием Кришны, правильно понимают смысл Его танца и не стремятся танцевать по-своему, но обитатели материального мира пытаются подражать Кришне как Верховной Личности Бога.

00:04:32 Живые существа танцуют по указке майи, энергии Кришны, и воображают, что равны Ему, однако это далеко не так. Человек, обладающий сознанием Кришны, свободен от подобных заблуждений, он знает, что Кришна – Верховный повелитель, а все остальные – Его слуги. Танцевать надо, чтобы угодить Кришне, а не подражать Ему или пытаться сравняться с Богом.

00:05:03 Гопи хотели доставить Кришне радость и потому, когда Он пел, хвалили Его, восклицая: «Замечательно! Прекрасно!»

00:05:23 Иногда они сами выводили голосом чудесные мелодии, чтобы порадовать Его, и тогда Он отзывался похвалами. Некоторые гопи, устав от танца, положили руки на плечи Шри Кришне. Их волосы разметались и украшавшие их цветы попадали на землю.

0:05:42 Когда девушки положили руки на плечи Кришне, их опьянил аромат Его тела, украшенного лотосами, другими душистыми цветами и сандаловой пастой. Гопи неудержимо влекло к Кришне, и они стали целовать Его. Некоторые девушки прижимались щекой к Его щеке, и Кришна в поцелуе перекладывал из Своих уст в их уста бетель, с удовольствием принимая этот бетель, они ещё более возвышались духовно.

00:06:32 После долгих танцев и пения гопи устали. Шри Кришна танцевал с ними, и, чтобы прогнать усталость, девушки брали Его руку и клали на свои высокие груди. Руки Кришны, так же как и груди гопи, вечно благодатны, поэтому, когда они соприкасались, их духовная красота становится ещё возвышеннее. Гопи были так счастливы в обществе Кришны, супруга богини процветания, что забыли о своих мирских мужьях. Наслаждаясь объятиями Кришны, танцуя с Ним и подпевая Ему, они позабыли обо всём на свете.

00:07:15 В Шримад-Бхагаватам описывается, как прекрасны были гопи, кружившиеся с Кришной в танце раса: их волосы были убраны цветами лотоса, лица украшены сандаловой пастой и тилаком, а вокруг улыбающихся губ блестели капельки пота. Колокольчики и браслеты на их ногах издавали мелодичный звон, цветы, украшавшие причёски девушек, падали к ногам Кришны, и Ему это очень нравилось.

00:07:46 Как сказано в «Брахма-самхите», все эти гопи – проявление энергии наслаждения Кришны. Касаясь их руками и глядя в их влюблённые глаза, Кришна испытывал точно такое же удовольствие, которое испытывает ребёнок, играя с собственным отражением в зеркале.

00:08:04 Когда Кришна касался их тел, гопи ощущали прилив духовной энергии. Как они не старались, им не удавалось поправить пришедшую в беспорядок одежду. Их волосы рассыпались по плечам, одежда и украшения сбились – так они забыли себя, находясь рядом с Кришной.

00:08:24 Пока Кришна наслаждался с гопи в танце раса, полубоги и их жёны смотрели с небес на эту удивительную картину. Луна, словно охваченная страстью, стала наблюдать за танцем и застыла в изумлении. Гопи молили богиню Катьяяни о том, чтобы получить в мужья Кришну. Теперь Кришна исполнил их желание, распространив Себя во столько форм, сколько было с Ним гопи, и наслаждаясь гопи как супруг.

00:08:57 Шрила Шукадева Госвами далее говорит, что Кришна самодостаточен. Он атмарама. Он ни от кого не зависит в удовлетворении Своих желаний, но поскольку гопи хотели, чтобы Кришна стал их мужем, Он исполнил их желание.

00:09:12 Заметив, что девушки устали, танцуя с Ним, Кришна тут же провёл ладонью по лицу каждой, чтобы прогнать усталость. Тронутые Его заботой, гопи ответили Ему влюблённым взглядом. От благодатного прикосновения Кришны их охватило счастье. Улыбающиеся лица пастушек светились красотой, и с духовным упоением они начали славить Кришну.

00:09:39 Поскольку гопи – чистые преданные Господа, чем дольше они наслаждались Его обществом, тем больше осознавали Его величие и таким образом отвечали Ему взаимностью. Желая угодить Кришне, они прославляли Его божественные лилы. Кришна – Верховная Личность Бога, владыка всех владык, и гопи хотели почтить Его, отблагодарив за явленную им милость.

00:10:13 Чтобы прогнать усталость после танца раса, гопи и Кришна вошли в воды Ямуны. Гирлянды из лилий, украшавшие гопи, рассыпались, когда они обнимали Кришну, а сами лилии покраснели от кункумы, которой гопи припудривали грудь. Вокруг лилий роились пчёлы, стараясь собрать с них мёд.

00:10:36 Кришна вместе с гопи вошёл в воды Ямуны подобно тому, как слон входит в воду в сопровождении своих подруг. И гопи, и Кришна забылись, играя в воде, наслаждаясь обществом друг друга, и вся их усталость исчезла.

00:10:53 Гопи со смехом плескали на Кришну водой, и это доставляло Ему удовольствие. Кришна радовался шуткам и забавам в воде, а в это время полубоги с райских планет осыпали Его цветами. Так они выражали своё восхищение чудесным танцем Кришны, Верховного наслаждающегося, и Его играми с гопи в водах Ямуны.

00:11:30 Выйдя из воды, Господь Кришна и гопи пошли вдоль берега, обдуваемые лёгким ветерком, который разносил над землёй и водой аромат цветов. Во время прогулки Кришна читал им стихи. Так Он наслаждался обществом гопи в прохладном свете осенней луны.

00:11:53 Осенью вожделение становится сильнее, однако удивительной чертой отношений Кришны с гопи является полное отсутствие у них вожделения. В «Бхагаватам» Шукадева Госвами говорит: аваруддха саурата – их половое влечение было обуздано.

00:12:13 Танец Господа Кришны с гопи отличается от танцев обыкновенных существ в материальном мире. Чтобы предупредить возможное неправильное понимание танца раса и отношений Кришны с гопи, Махараджа Парикшит, слушая Шримад-Бхагаватам, сказал Шукадеве Госвами:

00:12:29 «Кришна пришёл на землю, чтобы утвердить устои религии и покончить с засильем безбожия, но поведение Кришны и гопи может стать оправданием для тех, кто нарушает заповеди религии в материальном мире. Меня очень удивляет, что Кришна глубокой ночью наслаждался обществом чужих жён».

00:12:50 Шукадева Госвами счёл замечание царя весьма уместным и важным, так как получил возможность, отвечая ему, осудить низкое поведение имперсоналистов майявади, которые претендуют на место Кришны и наслаждаются обществом девушек и молодых женщин.

00:13:09 Веды категорически запрещают мужчине вступать в интимные отношения с женщиной, если она не является его женой. Отношения Кришны с гопи, на первый взгляд, явно противоречат этой заповеди.

00:13:22 Из рассказа Шукадевы Госвами Махараджа Парикшит вполне уяснил истинное положение вещей, и тем не менее, чтобы все лучше поняли, что танец раса и отношения Кришны с гопи – духовны, он выразил недоумение. Это очень важно для пресечения попыток пракрита-сахаджий оправдать свою практику ничем не ограниченного общения с женщинами.

00:13:49 В своём замечании Махараджа Парикшит употребил несколько важных слов, которые нуждаются в пояснении. Первое из них джугупситам, что значит «предосудительный». Одно из сомнений Махараджи Парикшита заключалось в следующем: Господь Кришна, Верховная Личность Бога, пришёл в этот мир, чтобы восстановить устои религии. Почему же тогда Он под покровом ночи встречался с чужими жёнами, танцевал с ними, наслаждался их объятиями и поцелуями? С точки зрения Вед это недопустимо.

00:14:24 Кроме того, когда гопи пришли к Кришне, Он Сам сначала велел им возвращаться домой. Согласно Ведам, созывать чужих жён или юных девушек и танцевать с ними – в высшей степени предосудительно. Почему же Кришна делал это?

00:14:43 Другое слово, употреблённое Махараджей Парикшитом – апта кама. Некоторые могут подумать, что Кришна испытывал физическое влечение к молодым женщинам. Однако Махараджа Парикшит сказал, что это исключено. Кришна не мог испытывать вожделения. Прежде всего, по материальным понятиям Ему было всего восемь лет. В таком возрасте мальчик ещё не может испытывать вожделение.

00:15:09 Апта кама означает, что Верховный Господь самодостаточен. Даже если бы Он испытывал вожделение, Ему не нужно было бы прибегать к чьей-то помощи, чтобы его удовлетворить.

00:15:23 Может возникнуть и другое сомнение: хотя Кришна Сам не испытывал вожделения, Его могли увлечь страстные желания гопи. Но Махараджа Парикшит употребил ещё одно слово – йаду пати, означающее, что Кришна – самый возвышенный из Ядавов. Цари этой династии считались самыми благочестивыми, и такими же были все их потомки. Родившись в такой семье, мог ли Кришна поддаться соблазну, даже если он исходил от гопи?

00:15:57 Итак, очевидно, что Кришна не мог совершить греха, но Махараджу Парикшита всё же одолевали сомнения, он не понимал, почему Кришна поступил таким образом, какова была Его истинная цель.

00:16:13 Ещё одно слово, которое Махараджа Парикшит употребил, обращаясь к Шукадеве Госвами – суврата, что значит «давший обет благочестия». Шукадева Госвами был учёным брахмачари, и потому не имел право вступать в половые отношения или даже обсуждать их. Это категорически запрещено брахмачари, не говоря уже о брахмачари такого уровня, как Шукадева Госвами, но поскольку обстоятельства, при которых проходил танец раса, вызывали сомнения, Махараджа Парикшит попросил его разъяснить их.

00:16:47 Шукадева Госвами тотчас ответил царю, что нарушение заповедей религии Самим Всевышним – свидетельство Его величайшего могущества. Так, огонь может поглотить все нечистоты, и это свидетельствует о его силе. Точно так же солнце может испарить влагу из нечистот, само при этом не осквернившись, более того, своими лучами оно очищает и дезинфицирует осквернённое место.

00:17:15 Могут также возразить, что, поскольку Кришна – Верховный властелин, Его поступки должны служить для других примером. На это Шукадева Госвами ответил однозначно: ишвара, Верховный властелин, может иногда нарушать Свои повеления, но это позволительно только Ему, а не Его подчинённым.

00:17:37 Необычным, из ряда вон выходящим поступкам Всевышнего ни в коем случае нельзя подражать. Шукадева Госвами предупредил, что обусловленные живые существа, поскольку высшая власть принадлежит не им, не должны даже в мыслях подражать необычным деяниям Верховного повелителя.

00:17:57 Философы майявади могут мнить себя Богом – Кришной, но совершать такие деяние, какие совершал Кришна, они не могут. Они могут уговорить своих последователей участвовать в так называемом танце раса, но поднять холм Говардхана им не под силу.

00:18:16 Не раз бывало, что негодяи майявади вводили в заблуждение своих последователей и представлялись Кришной, чтобы насладиться раса-лилой. Во многих случаях власти задерживали таких обманщиков и наказывали. В Ориссе, Тхакур Бхактивинода наказал одного шарлатана, который выдавал себя за воплощение Вишну и устраивал раса-лилу с юными девушками. Многие жаловались на это «воплощение». Тогда правительство поручило Бхактивиноде Тхакуру, который в то время занимал пост судьи, призвать негодяя к ответу, и Бхактивинода Тхакур наказал его со всей суровостью.

00:18:53 Никто не имеет права подражать раса-лиле. Шукадева Госвами предупредил, что даже думать об этом недопустимо. Он сказал, что, если кто-то по глупости вздумает подражать Кришне в танце раса, он погибнет, так же как и тот, кто решит последовать примеру Господа Шивы, выпившего океан яда. Господь Шива выпил океан яда и задержал его в горле. От яда его шея посинела, и поэтому Господа Шиву стали называть нила-канта. Но, если обыкновенный человек, подражая Господу Шиве, будет пить яд и курить ганджу, он лишь погубит себя.

00:19:35 Господь Кришна общался с гопи при особых обстоятельствах. Большинство гопи в своих прошлых жизнях были великими мудрецами, знатоками Вед, и, когда Господь Кришна явился в образе Рамачандры, они пожелали, чтобы их связывали с Ним супружеские отношения.

00:19:52 Господь Рамачандра благословил их, обещав, что их желание исполнится, когда Он придёт на землю в образе Кришны. Отсюда видно, что гопи долго ждали прихода Господа Кришны и возможности общаться с Ним. Поэтому они обратились к богине Катьяяни с молитвой о том, чтобы получить в мужья Кришну.

00:20:12 Есть и много других обстоятельств, свидетельствующих, что Кришна Верховный повелитель, не связанный условностями материального мира. В особых случаях Он поступает, как пожелает, чтобы оказать милость Своим преданным. Это позволено только Ему, ибо Он Верховный повелитель. Люди должны следовать указаниям, которые Господь Кришна дал в Бхагавад-гите, и даже не думать о том, чтобы подражать Ему в танце раса.

00:20:43 Когда Кришна держал холм Говардхана или убивал могучих демонов, таких, как Путана, Он, несомненно, совершал чудеса. Точно так же танец раса – необычный танец, и его не может повторить обычный человек.

00:20:58 Обычный человек, подобно Арджуне, должен выполнять предписанные ему обязанности, ради удовольствия Кришны. Это ему по силам. Так, например, Арджуна был воином, и Кришна хотел, чтобы он сражался ради Него. Арджуна согласился, хотя сначала не желал воевать. Обычные люди должны выполнять свой обязанности. Им не следует браться за то, что им не под силу, и подражать Кришне в танце раса, тем самым обрекая себя на гибель.

00:21:27 Нужно твёрдо знать, что Кришна не был заинтересован ни в чём из того, что делал ради блага гопи. В Бхагавад-гите сказано: на мам кармани лимпанти – Кришна никогда не наслаждается результатами Своих деяний и никогда не страдает от них. Поэтому, Его поступки не могут противоречить заповедям религии, Он выше всех религиозных предписаний.

00:21:56 Гуны материальной природы не влияют на Него. Он Верховный повелитель всех живых существ: людей, полубогов на райских планетах и тех, кто принадлежит к низшим формам жизни. Он также Верховный повелитель материальной природы, поэтому Он выше греха и добродетели.

00:22:14 Шукадева Госвами далее заключает, что великие мудрецы и преданные полностью свободны от материальной скверны, и даже соприкасаясь с ней, они остаются в безопасности, поскольку хранят в своём сердце, Кришну – Верховную личность Бога. Это значит, что они также не подвластны закону, отмеряющему удовольствия и страдания тем, кто находится под влиянием материальных гун.

00:22:37 Так может ли Кришна, который нисходит в материальный мир посредством Своей внутренней энергии, подчиняться закону кармы? В Бхагавад-гите Господь ясно говорит, что когда бы Он ни появился в материальном мире, Он делает это с помощью Своей внутренней энергии. Никто не может заставить Его, словно обычное живое существо, получить тело в соответствии с законом кармы.

00:23:00 Обычные живые существа вынуждены получать тело, возникшее в результате их поступков в прошлом, но Кришна нисходит в материальный мир в Своём изначальном теле, которое представляет собой инструмент для трансцендентных, исполненных блаженства игр, являемых Его внутренней энергией. Он не связан законами кармы.

00:23:21 Майявади, исповедующий философию монизма, вынужден получать определённое тело, навязанное ему законами материальной природы. Поэтому его претензии на тождество с Кришной, Богом, не более чем слова. Когда такие люди объявляют себя равными Господу Кришне и устраивают раса-лилы, это подвергает опасности других людей.

00:23:44 Верховный Господь Кришна как Сверхдуша уже находился в телах гопи и их мужей. Он направляет всех живых существ, о чём говорится в «Катха-упанишад»: нитйо нитйанам четанаш четананам – Сверхдуша руководит действиями каждой индивидуальной души, является исполнителем и свидетелем её действий.

00:24:05 В Бхагавад-гите также говорится, что Кришна присутствует в сердце каждого и является источником знания, памяти и забвения. Он изначальная Личность, и Его постигают, овладев мудростью Вед. Он творец философии веданты, в совершенстве знающий её.

00:24:24 Так называемые ведантисты и майявади неспособны познать по-настоящему Кришну. Они лишь вводят в заблуждение своих последователей, когда, вопреки указаниям шастр, подражают действиям Кришны. Кришна в образе Сверхдуши уже находится в теле каждого, поэтому, если Он смотрит на кого-нибудь или кого-нибудь обнимает, в этом нет ничего предосудительного.

00:24:50 Иногда спрашивают, если Кришна самодостаточен, почему Он вообще являет Свои игры с гопи, возмущающие мирских моралистов? Ответ таков, делая это, Кришна оказывает особую милость падшим обусловленным душам. Гопи – экспансии внутренней энергии Кришны, но, поскольку Господь желал исполнить раса-лилу, они появились на земле в облике обычных людей.

00:25:18 В материальном мире высшее наслаждение заключено во взаимном влечении мужчины и женщины. Мужчина живёт для того, чтобы влюбиться в женщину, а женщина, чтобы влюбиться в мужчину. Это основа материальной жизни. Когда такое влечение приводит к сближению, люди всё больше запутываются в сетях материального существования. Желая оказать им особую милость, Кришна явил танец раса. Он сделал это только для того, чтобы привлечь к Себе обусловленные души. Поскольку их так привлекают любовные отношения, они могут наслаждаться ими с Кришной, и таким образом освободиться от материального рабства.

00:25:59 Во Второй песни Шримад-Бхагаватам Махараджа Парикшит также поясняет, что игры и деяния Господа Кришны – своего рода лекарство для обусловленных душ. Просто слушая о Кришне, они смогут излечиться от болезни материального существования. Люди пристрастились к материальным удовольствиям, к чтению эротических книг, но, слушая о божественных играх Кришны с гопи, они очистятся от материальной скверны.

00:26:28 Шукадева Госвами далее объяснил, как и из чьих уст нужно слушать повествования об играх Кришны. Беда в том, что мир полон майявади. Когда они становятся профессиональными рассказчиками Шримад-Бхагаватам и люди, не зная о пагубном воздействии философии майявады, слушают их, в головах у людей возникает путаница.

00:26:53 Обсуждать раса-лилу с обычными людьми не рекомендуется, поскольку они находятся под влиянием философии майявады, но, если тот, кто достиг высокого уровня в сознании Кришны, разъяснит им смысл божественных игр Верховного Господа, люди, слушая его, постепенно тоже обретут сознание Кришны и очистятся от материальной скверны.

00:27:15 Важно отметить так же, что ни одна из гопи, танцевавших с Кришной, не была в материальном теле. Они танцевали с Ним в духовных телах. Их мужья считали, что жёны спят рядом с ними. Так называемые мужья гопи уже находились во власти внешней энергии Кришны, и эта энергия не позволяла им понять, что их жёны ушли танцевать с Кришной, а тогда, какие могут быть основания обвинять Кришну в том, что Он танцевал с чужими жёнами? Тела гопи, принадлежавшие их мужьям, лежали с ними в постели, но духовные частицы Кришны танцевали с Ним. Кришна – Верховная Личность, духовное целое, а танцевал Он с духовными телами гопи. Поэтому все обвинения в адрес Кришны несостоятельны.

00:28:08 Когда танец раса закончился, ночь (то была ночь Брахмы, которая, согласно Бхагавад-гите, длится невероятно долго) перешла в брахма-мухурту. Брахма-мухурта наступает за полтора часа до восхода солнца. В это время рекомендуется встать с постели и, совершив ежедневное омовение, перейти к духовной деятельности: провести церемонию мангала-арати, а затем повторять мантру Харе Кришна. Это время особенно благоприятно для духовных занятий.

00:28:42 Когда наступило это благодатное время, Кришна попросил гопи уйти. Хотя Его возлюбленным не хотелось расставаться с Ним, они не могли ослушаться. Как только Кришна попросил их удалиться, гопи немедленно отправились домой.

00:29:03 Заключая рассказ о раса-лиле, Шукадева Госвами подчеркнул, что тот, кто услышит о развлечениях Кришны (Самого Вишну) с гопи, порождениями Его энергии, из достоверного источника, излечится от самой опасной болезни – вожделения. Другими словами, тот, кто надлежащим образом слушает повествование о раса-лиле, полностью освободиться от стремления удовлетворять похоть и поднимется на высший уровень духовного самопознания.

00:29:35 Как правило, поскольку люди узнают о раса-лиле от майявади и сами являются ими, их жажда плотских наслаждений только усиливается. Чтобы правильно понять танец раса, обусловленные души должны слушать, как о нём рассказывает истинный духовный учитель и пройти подготовку у такого учителя. Тогда они смогут достичь высшей ступени духовного развития, в противном случае они будут введены в заблуждение.

00:30:05 Материальное вожделение – своего рода болезнь сердца, и, чтобы излечиться от этой болезни, обусловленным душам рекомендуется слушать, но слушать не мошенников-имперсоналистов. Если они будут слушать знающего наставника и правильно поймут услышанное, результат будет совершенно другим.

00:30:27 Говоря о человеке, имеющим духовный опыт, Шукадева Госвами употребляет слово шрадханвита. Шраддха, или «вера» – это самое начало. Тот, кто обрёл веру в Кришну как Верховную Личность Бога, вечную Высшую Душу, может слушать о раса-лиле и рассказывать о ней другим.

00:30:49 Шукадева Госвами также употребляет слово анушрнуйат – слушать нужно того, кто принадлежит к парампаре. Ану значит «следуя», и ану также значит «всегда». Необходимо всегда следовать за истинным духовным учителем, а не слушать всяких профессиональных рассказчиков, будь то майявади или обычные люди.

00:31:11 Анушрнуйат значит, что слушать надо опытного наставника, принадлежащего к цепи духовных учителей и всегда занятого служением в сознании Кришны. Если человек слушает рассказы о раса-лиле от такой личности, он обязательно достигнет духовного совершенства.

00:31:34 Шукадева Госвами употребляет также два особых слова – бактим и парам. Бактим парам означает преданное служение тех, кто уже перестал быть неофитом.

00:31:50 Неофитом называют человека, которого привлекает поклонение в храме, но который ещё не знает философии бхакти. Эта ступень бхакти не является совершенством. Достигший совершенства в бхакти – преданном служении Господу, полностью свободен от материального осквернения.

00:32:09 Самым опасным видом осквернения является вожделение, или похоть. Преданное служение, бхактим парам, столь могущественно, что чем больше преданный совершенствуется в нём, тем меньше привлекает его материальная жизнь. Тот, кто действительно получает пользу, слушая о танце раса, безусловно достигнет трансцендентного уровня, из его сердца окончательно исчезнут следы вожделения.

00:32:38 Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур указывает, что, согласно Бхагавад-гите, день Брахмы составляет 4 300 000 000 солнечных лет. Столько же длится и его ночь. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что танец раса продолжался целую ночь Брахмы, но гопи не знали об этом. Чтобы исполнить их желание, Кришна продлил ночь на такой долгий срок.

00:33:09 Кто-то спросит, как это возможно? В ответ на это, Вишванатха Чакраварти Тхакур напоминает нам, что Кришна, даже связанный небольшой верёвкой, смог показать матери всю вселенную у Себя во рту. Как это произошло? Ответ таков: ради удовольствия Своих преданных Кришна может сделать всё, что угодно. Поскольку гопи мечтали насладиться обществом Кришны, они получили возможность оставаться с Ним в течение очень долгого времени. Так Кришна выполнил Своё обещание.

00:33:44 Когда Кришна украл одежду девушек, купавшихся у Чирагхате на Ямуне, Он обещал исполнить их желание в одну из будущих ночей. Поэтому в течение одной ночи они общались с Кришной как со своим любимым супругом, но это была не обычная ночь. Это была ночь Брахмы, и она длилась многие миллионы лет. Для Кришны нет ничего невозможного, ибо Он Верховный повелитель.

00:34:18 Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава тридцать третья «Описание танца раса».

транскрибирование: Сергей Дубровин | 19 марта 2018