Глава 6. Смерть Путаны

01 января 2009
аудиокнига для практикующих из раздела «Шастры и духовные писания» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:22:45 | качество: mp3 32kB/s 10 Mb | прослушано: 703 | скачано: 638 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:29 По дороге домой Махараджа Нанда размышлял над предупреждением Васудевы о том, что в Гокуле может случиться беда. Совет был, безусловно, дружеским и не мог быть напрасным.
«Васудева неспроста сказал мне об этом», – подумал Нанда. Встревожившись, он стал молить Верховного Господа о защите, и естественно, что в минуту опасности преданный обращается к Кришне, у него нет другого прибежища.
Когда в опасности оказывается ребёнок, его защищают отец или мать. Так и преданный всегда находится под защитой Верховной Личности Бога, и если ему угрожает опасность, он сразу вспоминает о Господе.

00:01:15 Обсудив всё со своими советниками-демонами, Камса обратился к ведьме Путане, которая владела искусством чёрной магии и умела самыми жестокими способами умерщвлять маленьких детей. Он поручил ей убить всех младенцев в городах, деревнях и на пастбищах.
Такие ведьмы могут пользоваться чёрной магией только в тех местах, где не повторяют и не слушают святое имя Кришны. Говорится, что даже там, где святое имя повторяют небрежно, все злые силы, ведьмы, злые духи исчезают, и это место минуют все невзгоды. Тем более это относится к тем местам, где святое имя Кришны повторяют искренне и сосредоточенно, в особенности к Вриндавану, где находился Сам Верховный Господь.

00:02:10 Опасения Нанды объяснялись, конечно же, любовью к Кришне. На самом деле угрозы со стороны Путаны, несмотря на всё её могущество, не было. Таких ведьм называют кхечари, что значит «умеющая летать». Этим видом чёрной магии по-прежнему занимаются некоторые женщины в глухих уголках северо-западной Индии. Они могут перелетать из одного места в другое верхом на ветке от поваленного дерева. Путана владела искусством чёрной магии, и поэтому в Бхагаватам она названа кхечари.
Путана явилась в Гокулу, где жил Махараджа Нанда, без предупреждения. Приняв облик красивой женщины, она вошла в дом матушки Яшоды. Она казалась настоящей красавицей: нарядно одетая, с пышными бёдрами, упругой грудью, с серьгами в ушах и цветами в волосах. Особенно привлекательной была её тонкая талия.

00:03:12 Ласковые взгляды Путаны и её пленительная улыбка очаровали всех жителей Вриндавана. Простодушные пастушки приняли её за богиню процветания, с цветком лотоса в руке пришедшую во Вриндаван. Они решили, что она пришла, чтобы увидеться с Кришной, своим супругом.
Путана была так красива, что её никто не остановил, и она беспрепятственно вошла в дом Махараджи Нанды. Путана, к тому времени убившая уже очень много детей, увидела младенца Кришну, лежавшего в колыбели, и сразу поняла, что в этом ребёнке таится необычайная сила, которая скрыта словно огонь под слоем пепла.
Путана подумала: «Этот ребёнок так могуч, что может в одно мгновение разрушить всю вселенную».

00:04:04 То, что Путана это поняла, весьма примечательно. Верховная Личность Бога пребывает в сердце каждого. Согласно Бхагавад-гите, Он наделяет каждого и необходимым разумом, и способностью забывать.
Путана сразу поняла, что младенец, которого она видит в доме Махараджи Нанды, – Сам Верховный Господь. Он лежал там в облике младенца, но это не умаляло Его могущества.
Материалистические теории об антропоморфности Бога неверны. Никакой человек, даже если он занимается медитацией или совершает аскезу, не может стать Богом. Бог всегда Бог. Кришна в облике младенца так же могуществен, как и в облике цветущего юноши.

00:04:54 Согласно философии майявады живое существо в прошлом было Богом, но затем оказалось во власти майи. Поэтому приверженцы этой философии утверждают, что сейчас живое существо не является Богом, но, сбросив с себя покров майи, оно снова станет им. Однако такие представления о крошечных живых существах неверны. Живые существа – мельчайшие частицы Верховной Личности Бога, мельчайшие частицы, или искры, изначального огня. Искры могут оказаться во власти майи, а изначальный огонь, Кришна, – нет. Он – Верховная Личность Бога с первой минуты Своего появления в доме Васудевы и Деваки.

00:05:41 Совсем как маленький ребёнок Кришна закрыл глаза, будто бы для того, чтобы не видеть лица Путаны. Преданные размышляют над этим поступком Кришны и по-разному объясняют его. Некоторые считают, что Кришна закрыл глаза потому, что не хотел видеть лицо Путаны, которая уже убила стольких детей и теперь явилась убить Его. Другие говорят, что Путана не решалась взять младенца на руки, так как внутренний голос подсказывал ей, что перед ней не обычный ребёнок. Поэтому Кришна закрыл глаза, желая придать ей уверенности и подбодрить её. Третьи объясняют это иначе: Кришна явился, чтобы уничтожить демонов и защитить преданных, как об этом говорится в Бхагавад-гите, паритранайа садхунам винашайа ча душкртам.
Первым демоном, которого Ему предстояло убить, была женщина. Веды категорически запрещают убивать женщин, брахманов, коров и детей. Кришна вынужден был убить ведьму Путану, но, поскольку ведические писания запрещают убивать женщин, Ему не оставалось ничего иного, как закрыть глаза.

00:06:55 Есть и другое толкование. Кришна закрыл глаза потому, что принял Путану в качестве Своей кормилицы. Путана пришла, чтобы дать Кришне грудь и накормить своим молоком. Кришна необыкновенно милостив, даже зная о том, что Путана пришла, чтобы убить Его, Он повёл Себя с ней как с кормилицей или матерью.
Согласно Ведам, у человека есть семь матерей: родная мать, жена учителя или духовного наставника, жена царя, жена брахмана, корова, кормилица и мать-земля.
Поскольку Путана пришла, чтобы взять Кришну на руки и накормить, Он принял её как одну из Своих матерей. Это считается ещё одной причиной, по которой Он закрыл глаза: Ему предстояло убить мать или кормилицу. Но, убивает ли Кришна Свою мать-кормилицу или проявляет любовь к родной матери или приёмной матери – Яшоде, Его действия одинаково благотворны.

00:07:59 В Ведах также сказано, что Кришна отнесся к Путане как к матери и отвёл ей тоже место, что и Яшоде: Он даровал ей освобождение.
Когда маленький Кришна закрыл глаза, Путана взяла Его на руки. Она не знала, что держит на руках олицетворённую смерть. Если человек принимает змею за веревку, он погибнет, тоже самое случилось с Путаной. До того как Путана увидела Кришну, она уже убила множество детей, по ошибке она приняла Его за обычного ребенка. Однако на этот раз она держала в руках «змею», которая должна была очень скоро убить её.
Когда Путана взяла Кришну на руки, рядом стояли Яшода и Рохини, но, так как Путана была очень красиво одета и, казалось, испытывала к ребёнку материнские чувства, женщины не остановили её. Они не знали, что Путана подобна мечу в ножнах с дорогой отделкой. Путана заранее смазала грудь сильным ядом и, взяв ребёнка на руки, тут же сунула сосок Ему в рот. Она надеялась, что как только Кришна возьмёт у неё грудь, Он сразу умрет. Но младенец Кришна с яростью впился в сосок и вместе с отравленным молоком выпил саму жизнь демоницы. Иными словами, Кришна высосал молоко из груди Путаны и одновременно убил её, высосав её жизнь.

00:09:35 Кришна очень милостив: поскольку ведьма Путана пришла, чтобы накормить Его своим молоком, Он исполнил её желание и принял её как Свою мать, но, чтобы положить конец её злодеяниям, Он мгновенно убил Путану, а поскольку Путана была убита Кришной, она получила освобождение.
Когда Кришна с огромной силой сжал её грудь и стал высасывать из ведьмы её жизненный воздух, Путана упала на землю, раскинув руки и ноги, и закричала: «О дитя, отпусти, отпусти же меня!» Она кричала очень громко, вся обливаясь потом.
Умирая, она испустила страшный вопль, который разнёсся по небу и земле, достиг высших и низших планет, и людям показалось, будто грянул гром.
Так пришёл конец злодеяниям Путаны, и она приняла свой истинный облик – громадной ведьмы. Путана разинула свой чудовищный рот и раскинула руки и ноги. Она рухнула точно так же, как рухнул Вритрасура, когда Индра сразил его своей громовой стрелой.

00:10:56 Её длинные волосы разметались, а её огромное тело, падая, повалило все деревья на протяжении двадцати километров. Громадное тело Путаны привело людей в изумление и трепет. Её зубы были похожи на лемехи плуга, а ноздри – на горные пещеры. Груди напоминали небольшие холмы, волосы походили на кусты с красной листвой. Глазницы её казались бездонными колодцами, а бёдра – берегами реки. Руки были похожи на два крепких моста, а живот – на высохшее озеро.
Все пастухи и их жёны со страхом и изумлением смотрели на Путану. Грохот от её падения оглушил их и заставил учащенно забиться их сердца.

00:11:47 Когда гопи увидели, что маленький Кришна бесстрашно играет на груди Путаны, они сразу подбежали и взяли Его на руки. Яшода, Рохини и другие старшие гопи тут же стали совершать очистительный обряд. Они несколько раз обошли вокруг Кришны, обмахивая Его кисточкой коровьего хвоста, затем омыли Его коровьей мочой и обсыпали пылью, поднятой копытами коров. Всё это делалось для того, чтобы уберечь маленького Кришну от всех опасностей и несчастий в будущем.
Этот обряд подтверждает, какую важную роль играют коровы в жизни семьи, человеческого общества и всех живых существ. Трансцендентное тело Кришны не нуждается в защите, но в знак того, что корова имеет особое значение для жизни человека, Господа обмазали коровьим навозом, омыли коровьей мочой и обсыпали пылью, поднятой копытами коров.

00:12:47 Совершив очистительные обряды, гопи во главе с Яшодой и Рохини стали повторять имена Вишну, чтобы защитить тело Кришны от злых сил. Женщины вымыли руки и ноги и трижды отпили воды, как того требует ритуал перед чтением мантры. После этого они стали повторять:

00:13:08 «Дорогой Кришна! Да хранит Господь, известный под именем Аджа, Твои ноги. Да хранит Господь Маниман Твои колени. Пусть Господь Ягья хранит Твои бёдра, а Господь Ачьюта защитит Твоё тело выше пояса. Да хранит Господь Хаягрива Твой живот. Да хранит Господь Кешава Твоё сердце. Да хранит Господь Иша Твою грудь. Да хранит Господь Сурья Твою шею. Да хранит Господь Вишну Твои руки. Да хранит Господь Урукрама Твоё лицо. Да хранит Господь Ишвара Твою голову. Пусть Господь Чакрадхара защитит Тебя спереди, а Господь Гададхара сзади. Пусть Господь Мадхусудана, держащий в руке лук, защитит Твой правый бок, а Господь Аджана, Твой левый бок. Пусть Господь Уругая Своей раковиной защитит Тебя со всех сторон. Пусть Господь Упендра защитит Тебя сверху. Пусть Господь Таркшья защитит Тебя на земле. Пусть Господь Халадхара защитит Тебя со всех сторон. Да хранит Господь Хришикеша Твои чувства. Да хранит Господь Нараяна Твой жизненный воздух. Да хранит Нараяна, Господь Шветадвипы, Твоё сознание. Да хранит Господь Йогешвара Твой ум. Да хранит Господь Пришнигарбха Твой разум, и да хранит Бог, Верховная Личность, Твою душу.

00:14:35 Когда Ты играешь, пусть защитит Тебя со всех сторон Господь Говинда. Когда Ты спишь, пусть оградит Тебя от всех опасностей Господь Мадхава. Когда Ты ходишь, пусть Господь Вайкунтхи охранит Тебя от падения. Когда Ты сидишь, да хранит Тебя Господь Нараяна. Когда Ты ешь, да хранит Тебя Господь – Владыка всех жертвоприношений!»
Так Яшода повторяла имена Вишну, чтобы защитить различные части тела маленького Кришны. Она была твёрдо убеждена, что должна уберечь своё дитя от злых духов и прочей нечисти: от дакини, ятудани, якшей, кушмандов, ракшасов, винаяк, котаров, ревати, джьештх, путан, матрик, унмад и других злых духов, которые заставляют человека забыть, кто он такой, нарушают циркуляцию жизненного воздуха и мешают действовать чувствам.
Иногда эти духи являются во сне и причиняют людям беспокойства, иногда они приходят в образе старух и сосут кровь младенцев, но никто из этих призраков и злых духов не может находиться там, где повторяют святое имя Бога.

00:15:51 Яшода твёрдо верила наставлениям Вед о важности коров и святого имени Вишну и потому прибегла к помощи коров и к имени Вишну, чтобы защитить маленького Кришну. Она произнесла все имена Вишну, прося Его, чтобы Он спас её дитя.
Ведическая цивилизация ещё на заре истории знала, какое благо приносит забота о коровах и повторение святого имени Вишну. Поэтому те, кто продолжает следовать предписаниям Вед, особенно семейные люди, даже сейчас держат по меньшей мере десяток коров и поклоняются Божеству Господа Вишну, установленному у них в доме.
Те, кто стремится обрести сознание Кришны, должны извлечь урок из описанных в этой главе событий и также заботиться о коровах и почитать святое имя Вишну.

00:16:43 Старшие гопи Вриндавана были настолько поглощены любовью к Кришне, что хотели оградить Его от беды, хотя необходимости в этом не было, Он уже и так защитил Себя Сам. Они не сознавали, что Кришна – это Верховный Господь, играющий роль ребёнка.
Завершив обряды, предназначенные для защиты Кришны, Яшода взяла Его на руки и дала Ему грудь. Теперь, когда ребёнок был защищён вишну-мантрой, Яшода считала, что Он в безопасности.
К тому времени все пастухи, отправившиеся в Матхуру, чтобы заплатить налоги, вернулись домой и были поражены видом гигантского трупа Путаны.
Махараджа Нанда вспомнил пророчество Васудевы и подумал, что тот должно быть великий мудрец и йог, обладающий мистической силой. Иначе как он мог предсказать то, что случилось во Вриндаване в отсутствие пастухов?

00:17:44 Жители Враджа разрубили гигантское тело Путаны на куски, сложили на костёр и подожгли. Когда тело Путаны загорелось, поднявшийся от костра дым наполнил воздух ароматом агуру. Запах агуру появился потому, что Путану убил Кришна. Это означало, что ведьма Путана полностью очистилась от всех своих грехов и обрела небесное тело.
Верховный Господь беспричинно милостив: Путана пришла, чтобы убить Кришну, но, поскольку Он пил её молоко, она тотчас очистилась, и её мёртвое тело приобрело неземные качества. При жизни её единственным занятием было убивать маленьких детей, она жила питаясь их кровью, и всё же, несмотря на всю свою ненависть к Кришне, Путана обрела спасение, потому что накормила Кришну своим молоком. Что же тогда говорить о тех, кто по-матерински относится к Кришне, кто всегда с большой любовью и преданностью служит Ему – Верховной Личности Бога и Сверхдуше, пребывающей в сердцах всех живущих существ?

00:18:54 Это значит, что если мы потратим хотя бы немного своих сил в служении Господу, это принесёт нам огромное духовное благо. Об этом говорится в Бхагавад-гите: свалпам апи асйа дхармасйа трайате махато бхайат. Преданное служение в сознании Кришны настолько возвышенно, что даже незначительная услуга, оказанная Кришне осознанно или неосознанно, приносит величайшее духовное благо. Когда мы поклоняемся Кришне и подносим Ему сорванные с дерева цветы, живое существо, заключённое в теле дерева, тоже получает благо. Когда цветы и плоды преподносят Кришне, это благотворно сказывается и на дереве, которое их вырастило. Поэтому арчана, поклонение Божеству, приносит благо всем.
Кришне поклоняются такие великие полубоги, как Брахма и Господь Шива, и Путане очень повезло, что тот же самый Кришна в облике младенца играл у неё на руках. Её тела касались лотосные стопы Кришны, которым поклоняются великие мудрецы и преданные.

00:20:02 Поклоняясь Кришне, преданные с великим благоговением и любовью подносят Ему пищу, но Кришна без всяких церемоний пил молоко из груди Путаны. Поэтому в своих молитвах Господу преданные говорят: «Путана была врагом Кришны, но, предложив Ему своё молоко, она получила великое благо. Как же тогда измерить благо, ожидающее тех, кто поклоняется Кришне с любовью и преданностью?» Иначе говоря, поклоняться нужно только Кришне, ибо того, кто поклоняется Ему, ждёт великая награда.
Хотя Путана была злой ведьмой, она удостоилась положения столь же возвышенного, как и положение матери Верховной Личности Бога. Совершенно очевидно, что коровы и старшие гопи, кормившие Кришну своим молоком, тоже достигли духовного мира.

00:20:55 Кришна может предложить кому угодно что угодно, начиная от освобождения и кончая любыми материальными благами. Поэтому Путана, несомненно, обрела спасение, ведь Кришна так долго сосал молоко из её груди. Можно ли сомневаться в спасении гопи, так сильно любивших Кришну? Нет сомнения, что гопи, мальчики-пастушки, коровы и все, кто с любовью и преданностью служил Кришне во Вриндаване, получили избавление от полной страданий материальной жизни.
Когда жители Вриндавана ощутили аромат, который исходил от горящего тела Путаны, они стали спрашивать друг друга: «Откуда доносится этот чудесный запах?» Наконец они поняли, что это аромат костра, на котором сжигают тело Путаны.

00:21:47 Они очень любили Кришну и, как только услышали, что Он убил ведьму Путану, стали благословлять Его, выражая свою любовь.
После сожжения тела Путаны, Махараджа Нанда вернулся домой, сразу же взял малыша Кришну на руки и стал вдыхать аромат Его волос, радуясь тому, что его дитя спаслось от такой ужасной беды.
Шрила Шукадева Госвами даёт благословения всем, кто услышит рассказ о том, как Кришна убил Путану, и говорит, что они непременно обретут милость Говинды.
Так в книге Бхактиведанты «Кришна – Верховная Личность Бога» заканчивается глава шестая «Смерть Путаны».

транскрибирование: Сергей Дубровин | 29 ноября 2017