Глава 6 стихи 8-19

Аюрведа радио - 24 августа 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:34:59 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 151 | скачано: 254 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [ведущая] Добрый день дорогие радиослушатели, я рада слышать, точнее рада, что у вас есть возможность слушать Аюрведа-радио, ох, сегодня я что-то уже сразу заговорилась. У нас сегодня Владимир Критский в прямом эфире «Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите», а так же вопросы на ответы, которые вы к нам пришлете, точнее ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Ждем ваших вопросов на наш почтовый ящик Ayurveda-iRadio@mail.ru , так же в чат по Скайпу, итак, Владимир, здравствуйте.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья.
[ведущая] Здравствуйте, ещё раз. Не знаю, что происходит, но сегодня у меня заплетается язык.
[Критский В.Г.] Вот, видимо, такая астрологическая ситуация, что жара страшная, уже несколько дней, почти как в Африке, может быть это влияет?

00:01:12 Дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл бесед «Обзор системы йоги по Бхагавад-Гите» и в прошлый раз мы с вами начали шестую главу, которая называется Гьяна-йога, или йога медитации. Эта глава занимает особое место в Бхагавад-Гите, как мы с вами говорили, каждая глава Бхагавад-Гиты называется по определённой системе йоги: карма-йога, джнана-йога, в данном случае аштанга-йога, или гьяна-йога. Наиболее совершенной и вершиной этой лестницы йоги является бхакти-йога, которой будут посвящены наши последующие передачи. Вот это йога, аштанга-йога, или восьмичленная система йоги является наиболее популярной на западе и у нас в стране, и она, как правило, представляется, как некая система упражнений физических и дыхательных, ради того, чтобы поправить своё здоровье, чтоб обрести равновесие и покой ума, лучшее состояние сознания и умиротворение.

00:02:36 Мы с вами уже говорили, что на самом деле это всего лишь некие побочные материальные эффекты системы йоги, что высшая цель системы йоги – это развитие совершенного духовного сознания, сознание Бога. И в этом плане Бхагавад-Гита является уникальным произведением, это безграничный океан знания. Это знание об абсолютной реальности без прикрас и без иллюзий. И Бхагавад-Гита отвечает на такие вопросы, которые не ставит перед собой даже современная наука, касающаяася смысла человеческой жизни. И в этой связи эта глава Бхагавад-Гиты, как я уже говорил, занимает уже несколько особое положение. Потому что у современных людей имеются иногда немножечко искаженные превратные представления о том, что такое йога.

00:03:41 И с их точки зрения, вот, поскольку, различные общества, клубы имеются во множестве, как у нас в стране, так и на западе, и во всех этих заведениях учебных, группах, преподается вот эта система йоги, именно, аштанги-йоги, которую мы сейчас с вами изучаем. И я в своё время, 20 с лишним лет назад тоже занимался в такой группе около года и чувствовал довольно большой эффект, я чувствовал, что это очень помогает моему здоровью, самочувствию, настроению, и я как-то стал ощущать себя более счастливым.

00:04:31 Естественно, что я этим увлекался и с удовольствием ходил на занятия, и где-то через 6-7 месяцев я совершенно случайно оказался на лекции ученика, духовного учителя Бхактивиданте Свами Пробхупады. И лекция, как раз, была посвящена обзору разных систем йоги. Т.е. примерно то, что мы сейчас с вами рассматриваем, и передо мною собственно раскрылся новый мир. Я понял, что система йоги, которой я занимаюсь – это всего лишь маленькая ступенька огромной лестницы, которая ведет с самых основ духовной жизни, каких-то моральных [непонятно] предписаний, и кончается вершинами духовного бытия, которое неизвестно современным людям, большинству современных людей.

00:05:33 И с этого, собственно, начался мой интерес Ведами, Ведической философией, но вот именно самой первой ступенькой, начальной, это была именно вот эта вот классическая система йоги, [непонятно] йоги, которой я занимался, руководителя звали Юрий Александрович Мищенко, он несколько лет учился в Индии, и он вдохнул в меня первую искру интереса к индийской культуре, и в частности, к системе йоги.

00:06:13 Мы с вами в прошлый раз остановились на восьмом стихе, я ещё раз его прочитаю, тем более, что я нашел более точный перевод, более литературный. Итак восьмой стих. «Считайте что человек достиг самоосознания, и называется йогом, мистиком, когда он полностью удовлетворен, благодаря полученному знанию и его реализации. Такой человек находится на трансцендентном уровне, он полностью владеет собой, для него все: будь-то галька, камень или золото – суть одно». Стих очень красивый, я бы сказал, неожиданный. Ну, начало стиха понятно, когда человек достиг духовного самоосознания, он считается йогом, и он полностью удовлетворен, благодаря полученному знанию и его реализации. Что это значит?

00:07:12 Это значит, что человек уже не просто теоретически понимает какие-то духовные основы, что там, я не есть тело, что есть духовное существо, тело – моя оболочка, что существует высший разум, но он это конкретно применяет в своей жизни. Т.е. духовное знание для него не просто какая-то красивая теория, а это руководство к действию. И это собственно означает реализацию или осознание. Далее говорится, что такой человек полностью удовлетворен, и владеет собой. Т.е. это духовное знание, поскольку оно дает ему реальные плоды, поскольку оно не просто теория, удовлетворяет, собственно, все его желания. И он естественно может владеть своими чувствами.

00:08:15 Почему человек в обычной жизни не может владеть собой? Потому что он неудовлетворен, потому что у него имеются какие-то материальные желания, он не способен их удовлетворить в процессе своей материальной жизни. И духовная практика, йога, обладает тем преимуществом, что она дает человеку возможность достичь этого удовлетворения, по сути, обрести счастье. И дальше Кришна делает вывод, который для современных людей может показаться невероятным, мистическим. Для такого человека счастье и несчастье, жара и холод – суть одно. Будь-то… для него все, будь-то галька, камень или золото – суть одно. Т.е. такой человек совершенно спокойно и беспристрастно смотрит на материальные ценности, и понимает, что они не принесут человеку счастье.

00:09:31 Это может конечно, показаться удивительным, парадоксальным, но я стараюсь, по мере сил, объяснить это, с моей точки зрения. И сейчас мы с вами приступим дальше к изучению следующих стихов. Стих 9-й.
«Еще выше тот, кто одинаково относится ко всем, будь-то честные доброжелатели или завистники, друзья или враги, праведники или грешники». Возникает вопрос, как можно равно относиться ко всем? Мы всегда кого-то любим, кого-то нет. Поскольку мы несовершенны, поскольку кто-то нам близок, кто хорошо к нам относится, для нас дорог, мы его любим, кто-то к нам относится негативно, и мы стараемся избегать с ним общения, и все это в следствие нашего несовершенства.

00:10:35 Но на самом деле точно такая же мысль есть в Библии, и Иисус Христос говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте, проклинающих вас, молитесь за бьющих и гонящих вас» Т.е. эта мысль, которую Кришна приводит в Бхагавад Гите, приводится так же Иисусом Христом в евангелие, в нагорной проповеди. Для того, чтобы это все пояснить, я хочу прочитать отрывок из комментария духовного учителя Бхактивиданте Свами Пробхупады:

00:11:05 «Наука сознания Бога изложена в Бхагавад Гите, академическое образование само по себе ещё не достаточно, чтобы обрести сознание Бога. Мы должны встретить на своем пути человека, обладающего чистым, духовным сознанием, и вступить с ним в общение. Человек, обладающий сознанием Бога по милости Господа осознал полученное знание, поскольку нашел полное удовлетворение в преданном служении Господу. Трансцендентное знание помогает человеку оставаться непоколебимым в своих убеждениях, того же, кто обладает только академическим знанием легко сбить с толку и смутить кажущимися противоречиями, современными научными представлениями. Мирское знание и умственные спекуляции, которые некоторые люди ценят на вес золота, для такого человека не более ценны, чем галька, или камни.

00:12:08 Вот такой комментарий духовного учителя Бхактивиданте Свами Пробхупады я позволю себе добавить несколько слов, чтобы пояснить этот уникальный характер духовного знания, духовной практики, что это не просто некая абстрактная теория, имеющая отношение к реальности. Мне совсем недавно попалась распечатка из Интернета, в ней рассказывалось о научных исследованиях, которые проводились в японском институте общих проблем в Токио, под руководством профессора Имато Масару. И эта книга называлась «Энергоиформационная структура воды». И вот в этой книге, в частности распечатке, было сказано о том, что долгое время проводилось исследование, каким образом различные звуки, слова оказывают влияние на тонкую структуру воды. Формулу воды м знаем Н2О, но это только общая химическая формула, она… молекулы образовывают разные кристаллики, или могут находиться в хаотическом состоянии. И вот, оказывается, вот эта тонкая структура воды зависит от того, в каком настроении находится человек, находящийся рядом.

00:13:37 Если перед водой произносились какие-то молитвы христианские, или мусульманские, или какие-то благословения, пожелания людям, то вода начинала образовывать вот такую форму красивых кристаллов, красивых снежинок, фотографии которых здесь приводились, на сайте Интернета, и тут так же приводились фотографии воды из разных святых источников, в частности родник Сергея Радонежского в Троицо-Сергиевской лавре тоже имеет такую красивую форму правильного шестиугольника. Ну, и тут другие тоже фотографии из разных источников. Одна – из области Антарктики, тоже какие-то кристаллы, хотя, менее красивые, менее правильной формы.

00:14:38 И если перед этой водой человек произносил какие-то злословия или проклятия, то кристаллическая структура разрушалась и вода принимала хаотическую форму. И более того, в этой статье приводились данные, что именно, вот эта, правильная кристаллическая форма воды наиболее полезна для здоровья. Она способствует лучшему пищеварению, лучшему самочувствию. И напротив, вот эта хаотическая структура, которая получена в результате каких-то нежелательных, некрасивых действий – ухудшает здоровье и самочувствие.

00:15:21 Вот это вот очень интересный пример того, что духовная жизнь, духовная практика реально оказывает влияние на материю, на материальную энергию, в частности, На структуру воды. А это уже существенно влияет на человека, который потребляет эту воду. Вот это небольшое мое добавление, комментарий к этому стиху, в котором объяснялось, что человек посвятил себя духовной жизни, находится как бы, в особом трансцендентном положении, и не обращает особого внимания на материальное окружение.

00:16:03 Стих десятый. «Йог-трансценденталист должен всегда занимать своё тело, ум и душу деятельностью ради удовлетворения Всевышнего Господа. Находясь в уединенном месте всегда должен держать ум под контролем и освободиться от всех желаний и чувства собственности». Итак, о чем говорится в этом стихе? Что йога – это деятельность ради удовлетворения Всевышнего Господа. Не просто система неких физических упражнений и дальше приводятся фундаментальные принципы духовной культуры, что человек должен держать свой ум под контролем, т.е. не выходить из себя. Он должен освободиться от всех материальных желаний и чувства собственности. Мы можем более подробно рассмотреть основные элементы вот этой практики. В йоге они называются Яме-яме, т.е. правила и предписания, системы йоги. И мы увидим очень большую аналогию с принципами ведической культуры, которую мы изучали два-три месяца назад.

00:17:15 Первый принцип Яме – это запреты, это Ахимса или ненасилие. Т.е. запрет на причинение зла другим живым существам, не только людям – соответствует заповеди «не убий». Второй принцип называется [Сатье] - правдивость – заповедь в Библии – не лги. Третья называется [Ацтея] – запрет воровства, имеется в виду не только воровство материальных вещей, но и воровство каких-то духовный ценностей. Четвертый называется [Брахмачайа] или безбрачие. Отказ от секса – это дает человеку силу, решимость, силу воли, силу разума и т.д. Пятый называется [Апариграаха] нестяжательство, т.е. непривязанность к материальной собственности. И в Ведах говорится, что соблюдение этого принципа дает человеку память о прошлых жизнях.

00:18:20 И наконец, пять принципом Ньямы или положительных предписаний, и тоже многие из них вам знакомы. Первый из них называется [шаучиам] чистота, имеется в виду внешняя, чистота тела и чистота ума, чистота души. Второй называется – Сантоши – удовлетворенность, человек не должен стремиться к каким-то материальным благам, которые ему не доступны. Третья называется [Топас] аскеза – это уже характерно для данной системы йоги – Гьяна-йоги, поскольку, эта йога считается наиболее сложной, наиболее аскетичной, четвертая называется [Свадяя] изучение священных писаний, это понятно. Это обязанность всех учеников. И пятая – [Ишва пронидана] предание себя Всевышнему Господу. Это уже высший аспект, это будет более подробно объясняться в последующих беседах, когда мы будем заниматься Бхакти-йогой.

00:19:26 Вот это вот пять принципов положительных и пять запретов Яма и Ньяма, они приводятся из такого трактата, который называется [йога сутра патанджали], который является классическим руководством по вот этой восьмиступенчатой системой йоги. И далее в 11-12-м стихе Кришна уже более подробно описывает техническую практику йоги. Итак стихи 11-12 «Для занятий йогой необходимо удалиться в уединенное место, постелить на землю траву [куша], покрыв её оленьей шкурой и мягкой одеждой, сидение не должно находиться не слишком высоко и не слишком низко, и располагаться в священном месте. Усевшись на него йог должен приступить к занятиям йогой, чтобы обуздав свой ум, чувства, и контролируя свою деятельность, сосредоточить ум на одной точке и таким образом очистить своё сердце от материальной скверны».

00:20:41 Священное место в Индии называют это священные места паломничества, которые известны испокон веков, и в Индии трансценденталисты, или йоги, преданные Господу, как правило, уходят в эти священные места, когда принимают отуреченный образ жизни, и поселяются в них. Это такие места как [Мадхуван] и Брендаван, которые связаны с детскими играми Господа Кришны, а так же [Хришикеши Хавадвар], находящиеся в Гималаях, где находятся истоки священных рек Гранга и Емуна, и там занимаются практикой йоги.

00:21:20 Разумеется, для современных людей Запада это все практически невозможно. Даже трудно найти какое-то спокойное места, какой-то лес, или садик, скверик, не говоря о том, чтобы найти какое-то святое место, связанное с играми Господа. Поэтому общество йоги, которое находится на Западе и обучают людей йоге не особенно эффективны в плане духовной жизни. Они помогают человеку улучшить своё здоровье, улучшить своё состояние, сознание, но с точки зрения достижения высшей духовной цели они бесполезны.

00:22:12 В Ведах, в этой связи приводится стих, который говорит о том, какая система йоги наиболее проста и эффективна в данную эпоху, Кали-Югу. [Читает на санскрите стих] В этот век вражды и лицемерия единственным путем, ведущим к духовному совершенству является повторение святых имен Бога. И нет иного пути, и нет иного пути, и нет иного пути. Т.е. это тактика повторений имен Бога, или мантры, она аналогична повторению молитв или псалмов, которая говорит в Библии. Например в [непонятно] царя Давида есть слова: «Славьте Господа с каждым дыханием, славьте его барабаном и флейтой, и кто грустен из нас, пусть молится, кто весел – пусть поет псалмы».

00:23:14 Это тоже интересная аналогия с христианским описанием, с иудейской Библией, что на самом деле принципы духовной жизни едины, даже духовная практика индейской, христианской традиции совершенно аналогична духовной практике йогической или соответствующей ведической философии. Стихи 13-й, 14-й:

00:23:44 «Держать тело, шею и голову вертикально на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа, обуздав ум, избавившись от страха, полностью отказавшись от половой жизни, он должен медитировать на Господа, греющемуся в сердце, и сделать его высшей целью своей жизни». Вот какой комментарий дал к этим стихам Бхактивиданте Свами Пробхупада: «Цель жизни заключается в том, чтобы постичь Господа, который пребывает в сердце каждого живого существа, как сверхдуша. Он находится там в форме четырехрукого Господа Вишну. Йогой занимаются для того, чтобы увидеть эту локализованную форму Господа Вишну, а не ради какой-либо иной цели.

00:24:40 Локализованные аспекты Господа – это полная часть экспансии Всевышнего, находящаяся в сердце каждого живого существа. Тому, кто не стремится осознать эту форму, Вишнумурти, только зря теряет своё время, в лишенных смысла занятиях, так называемой йогой. Высшей целью жизни является Господь Вишну, а цель йоги заключается в том, чтобы постичь Вишнумурти, находящегося в сердце. Для этого необходимо отказаться от половой жизни, поэтому йог должен уйти из дома и жить у уединенном месте, занимаясь йогой, как это описано выше.

00:25:21 Человек не может каждый день предаваться плотским утехам, либо дома, либо в другом месте, и в то же время посещать занятия общества йоги, и стать так называемым йогом. Йог должен учиться контролировать свой ум, избегая всех видов чувственных наслаждений, из которых главным является секс. В правилах, регулирующих жизнь воздержания, изложенных в Ведах, говорится: «Избавиться от страха и полностью развить в себе сознание Бога, обусловленная душа возможна может лишь тогда, когда восстановит свои извечные взаимоотношения с Господом». Таков медот Бхакти-йоги, или сознания Бога.

00:26:10 Стих 15-й. «Таким образом, постоянно контролируя своё тело, ум и чувства мистик-трансценденталист, обуздавший ум, достигает Божьего царства навсегда покончив материальное существование». Т.е. в этом стихе формулируется конечная цель занятий йогой. Йога предназначена не для развития в себе каких-то материальных способностей, а для того, чтобы помочь человеку раз и навсегда покончить с материальным существованием. Вырваться из круговорота рождения и смерти можно, если постичь духовную личность Господа Вишну и таким образом, совершенство йоги заключается в том, чтобы освободиться из плена материальной жизни, а не просто обрести какие-то мистические способности.

00:27:13 Стих 16-й. «Человек не сможет стать йогом [непонятно], если он ест слишком много, или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно». Т.е. здесь Господь Кришна рекомендует йогам отрегулировать своё питание и сон. Если человек ест слишком много, это значит, что он перегружает свой желудок, свою пищеварительную систему, и у него будут какие-то проблемы с духовной жизнью. Человеку нет нужды питаться невегетарианской пищей, каким-то мясом животных, потому всегда есть довольно зерна, овощей, фруктов, молока, чем обеспечивает нас природа-мать. Это очень простая и очень полезная пища, согласно Бхагават-Гите, является самой лучшей пищей в гунне благости. Мясо животных предназначено для людей, находящихся в низших гуннах: страсти и невежестве. Поэтому те, кто едят мясо, пьют вино, курят и т.д. не могут достичь совершенства в духовной жизни.

00:28:28 Поскольку они пытаются наслаждать свои собственные чувства, таким образом первый контроль, который необходим – это контроль языка, контроль своего питания, и второе, о чем здесь говориться, это то, что сон должен быть ограничен, и духовный учитель пишет в комментарии, что как правило человеку достаточно в сутки спать не более 6 часов. Тот кто спит больше 6-ти часов находится под влиянием гунны невежества, и такой человек будет очень ленивым по природе и не сможет заниматься духовной практикой.

00:29:20 17-й стих. «Тот кто с указаниями священных писаний выработал систему еды, сна, работы и отдыха может в процессе практики йоги может освободиться ото всех материальных страданий». Т.е. система йоги может помочь человеку выработать свой индивидуальный режим дня, с помощью, чтобы полностью отрегулировать свою материальную жизнь, и таким образом, занимаясь йогой, человек сможет победить проблемы материальной жизни, материальных страданий.

00:30:00 И последний стих, который мы сегодня рассмотрим 19-й стих, очень красивый, который подводит определённый итог, предыдущий: «Как пламя светильника не колеблется в безветренном месте, так и йог-трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда пребывает в состоянии медитации на трансцендентную сущность». Смысл в том, что когда человек погружается в состояние медитации, то его ум полностью спокоен и не выходит из равновесия, и йог ощущает полное удовлетворение и блаженство в состоянии медитации на трансцендентную сущность, как мы говорили выше, на Господа Вишну, находящегося в сердце каждого человека.

00:30:57 Вот на этом я хочу завершить свою беседу, в следующий раз мы продолжим с этого 19-го стиха, примерно, половина шестой главы, если есть какие-то вопросы, то пожалуйста, звоните, напоминаем, что в эфире Критский Владимир Георгиевич, цикл «Обзор системы йоги по Бхагават Гите»
[радиоведущая] Спасибо, будем ждать вопросов.
[Критский В.Г] Давайте подождем
[радиоведущая] Хорошо. Уважаемые радиослушатели, 7 минут музыки для того, чтобы вы смогли прислать нам вопросы, ждем.
Итак мы продолжаем, у нас есть вопрос, а точнее, есть вопрос от радиослушателя: «Имеет ли смысл заниматься Хатха-йогой, или это потеря времени?»
[Критский В.Г.] Спасибо за вопрос. Заниматься – имеет смысл. Важно только, чтобы у вас была какая-то авторитетная группа, какое-то авторитетное руководство, потому что Хатха-йога это не столь безопасная вещь, и неоднократно были случаи, когда люди самостоятельно занимаясь Хатха-йогой по каким-то руководствам, по каким-то учебникам, наносили серьезный вред своему здоровью. Принцип такой, какой нас учили – не делать ничего через силу. Нужно заниматься очень осторожно и не слишком напрягаться. В случае, если у вас есть какой-то хороший руководитель, преподаватель – он вас [непонятно] защитит, должен научить вас как это все делать.

00:32:00 Для чего может быть полезна Хатха-йога – ну, во-первых, она не для всех необходима, т.е. это для тех, кто имеет к этому определённую склонность, кто любит заниматься вот этими физическими упражнениями, дыханием, не жалеет на это времени, который чувствует от этого благо. Для людей более такой раджестической, энергичной натуры, может это не обязательно, может им нужна более активная деятельность, но в любом случае, занятия йогой помогают успокоить ум, улучшить своё здоровье, отрегулировать своё дыхание, пищеварительную систему, как следствие. Т.е. в целом, если у вас есть хорошая возможность, есть какая-то группа, которую ведет специалист, то имеет смысл заниматься, как-то поправить своё здоровье, понимая, в то же самое время, что не в этом высший смысл, а это просто некая промежуточная ступень на пути вашего духовного развития. Вот так я могу ответить на ваш вопрос.

00:34:21 [радиоведущая] Хорошо, спасибо большое. Вопросов больше нет. Радиослушателям все ясно, все понятно. Благодарю Вас, что были сегодня с нами
[Критский В.Г.] Спасибо.
[радиоведущая] Спасибо Вам, до новых встреч на следующей неделе на волнах Аюрведа-радио.
[Критский В.Г.] До свидания.
[радиоведущая] До свидания, итак, дорогие радиослушатели, это был Владимир Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагават Гите» а так же ответы на вопросы по ведической культуре и философии, и все это в прямом эфире. Вы слушаете Аюрведа-радио, продолжайте оставаться с нами.

транскрибирование: Геннадий Хлопотов | Киев | Украина | 08 декабря 2012