Глава 11 стихи 9-32

Аюрведа радио - 28 марта 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:45:12 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 24 | скачано: 160 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 В объятьях прекрасного. Аюрведа радио.
[Ведущая]: Рада поприветствовать всех радиослушателей собравшихся сегодня, дабы обсудить вместе с нами «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите» вместе с Владимиром Критским в прямом эфире, слушать самые замечательные знания, задавать вопросы и получать ответы. Напомню, вопросы вы можете присылать на наш почтовый адрес: aurvedaradio@mail.ru, а также в наш чат по скайпу. И сейчас Владимир Георгиевич скажет вам: «Добрый день». Здравствуйте, Владимир Георгиевич!
[Критский В.Г.]: Здравствуйте, Наталья!
[Ведущая]: Ещё раз чуть погромче, вас плохо слышно.
[Критский В.Г.]: Ну, давайте наладим. Я вас слышу нормально.
[Ведущая]: Вот, уже лучше.

00:00:57 [Критский В.Г.]: Дорогие друзья, я напомню, что в прошлый раз мы начали изучать 11 главу Бхагават-гиты под названием [нишару] или вселенское [неразборчиво]. Перед этим мы в 10-й главе разъяснили, каким образом Кришна рассказывает Арджуне со своей всепроникающей природе, то есть каким образом он проявляется через различные явления, объекты материального мира. Это нужно для того, чтобы постоянно помнить о Верховной личности, о его проявлениях. И 11 глава является логичным продолжением 10-й. Мы прочитаем несколько стихов, которые были в прошлый раз, для того, чтобы раскрыть тему. В первом стихе Арджуна сказал: «О, Кришна, я выслушал наставления сокровенных духовных вопросов и мои иллюзии рассеялись». Стих 2: «О лотосоокий, услышав твой рассказ [неразборчиво] я постиг сущность вещей». 3. «Величайший, всевышний Господь, изначальный, я хочу видеть [неразборчиво] твой чудный образ, о котором ты мне поведал». И смысл в том, вселенское является свидетельством того, что перед нами Верховная личность Бога, и каждый [неразборчиво] показать эту вселенскую форму, форму всепроникающую.
[Ведущая]: Владимир Георгиевич…
[Критский В.Г.]: И в последних стихах мы прочитали…
[Ведущая]: Алло, Владимир Георгиевич!

00:02:54 [Критский В.Г.]: В восьмом стихе Господь сказал: «О, Арджуна, в этом удивительном облике ты можешь увидеть всё, что пожелаешь. Вселенское откроет твоему взору всё, что ты хочешь видеть в настоящем и всё, что ты захочешь увидеть в будущем, всё движимое и неподвижное, но ты не можешь меня [неразборчиво] своими глазами, поэтому божественным [неразборчиво] узри же [неразборчиво]». Последний стих: «О, царь, - произнеся их Верховный Господь, повелитель мистических сил, Верховная личность Бога явил Арджуне свою вселенскую форму». И небольшое пояснение, что такое вселенская форма.
[Ведущая]: Владимир Георгиевич!

00:03:48 [Критский В.Г.]: [неразборчиво] источника, которые Кришна проявил Арджуне для его блага, блага всех существ. Они делают очевидной центральную роль Всевышнего Господа в материальном творении. Мы теперь продолжим чтение стихов 11-й главы. Без особых пояснений с моей стороны, я буду читать только небольшие комментарии Бхактиведанты Свами Прабхупады и вы увидите, что это просто потрясающая, фантастическая картина явленная Арджуне, она оказывает на человека огромное эмоциональное воздействие, хотя мы её не видим, только слышим. Стих 10, 11: «Арджуна увидел во вселенской форме бесчисленное множество ртов, бесчисленное множество глаз и дивных видений. Господь бы облачён в дивные одежды и украшен удивительными нарядами. Тело его было умащено ароматическими благовониями и украшено небесными гирляндами. Всё это было ослепительно, безгранично и беспрестанно росло». Комментарий Бхактиведанты Свами: «Видение, представшее взору Арджуны, охватывало всю Вселенную, но милостью Господа Арджуна увидел это, нисходя со своего места. Это стало возможным благодаря непостижимому могуществу Господа Кришны.

00:05:18 Стих 12. «Как если бы сотни тысяч солнц одновременно поднялись над горизонтом, их свет мог бы сравниться с сиянием Верховного Господа в этой вселенской форме». Комментарий: «То, что открылось взору Арджуны, было поистине неописуемо, но всё же Санджая пытается описать Тритараштре это дивное видение. Ни Санджая, ни Тритараштра не присутствовали на месте событий, но Санджая по милости Вьясы мог видеть всё происходящее, поэтому чтобы в доступной форме передать то, что увидел Арджуна, он сравнивает это с картиной, которую можно нарисовать в воображении, то есть с сиянием тысячи солнц». Стих 13: «В это время Арджуна увидел в гигантской форме Господа безграничные пространства Вселенной, соединившиеся в одной точке и, в о же время, разделённые на бесчисленные части». Комментарий: «Когда Арджуна увидел вселенскую форму, то он и Кришна сидели на колеснице. Другие воины, находившиеся на поле битвы, не могли видеть вселенскую форму, поскольку Кришна наделил таким видением только Арджуну. В гигантском теле Кришны Арджуна увидел тысячи и тысячи планет. Из ведических писаний известно, что в мире существует великое множество вселенных. В каждой огромное множество планет. Одни созданы из земли, другие из металла, третьи из драгоценных камней. Одни планеты огромны, другие уступают им по размерам и так далее. Арджуна увидел всё это, не сходя с колесницы, но никто другой не понимал того, что происходило между Кришной и Арджуной».

00:07:12 Стих 14: «Изумлённый и потрясённый, с волосами стоящими дыбом, Арджуна благоговейно склонил голову и, сложив ладони, стал возносить молитвы Верховному Господу». Комментарий: «Как только глазам Арджуны предстало это дивное видение, отношения между ним и Кришной сразу изменились. Прежде он считал Кришну своим другом, но теперь, увидев вселенскую форму, Арджуна склонился перед ним в благоговейном почтении и, сложив ладони, стал возносить молитвы. В этих молитвах он прославляет вселенскую форму. Таким образом, в отношениях Арджуны с Кришной на смену дружбы пришло изумление. Великие преданные видят в Кришне вместилище всех взаимоотношений. В священных писаниях их перечисляется 12 видов и все они присутствуют в Кришне, поэтому Кришну называют океаном взаимоотношений, которые могут связывать между собой живые существа, полубогов или же Верховного Господа и его преданных. В данном случае Арджуной двигало изумление и, поглощённый этим чувством, Арджуна, будучи от природы человеком рассудительным и спокойным, пришёл в состояние экстаза. Волосы на его теле стали дыбом и, сложив ладони, он почтительно склонился перед Господом Кришной. Он не испытывал страха, но был поражён чудом, которое явил Господь. В данный момент Арджуна охвачен изумлением, которое на время заслонило дружеские чувства, связывающие его с Господом Кришной».

00:09:00 Стих 15: «Арджуна сказал: «О, мой Господь, я вижу в твоём теле всех полубогов и великое множество других существ. Я вижу Брахму, восседающего на цветке лотоса, Господа Шиву, всех великих мудрецов и божественных змеев». Комментарий: «Взору Арджуны открылось всё, что существует во вселенной, поэтому он увидел всю вселенную от высшей планеты в форме лотоса, на котором живёт Господь Брахма – первое сотворённое живое существо и до Гарбадакашаи Вишну, находящегося в низших сферах вселенной. Такое возможно лишь по милости Господа Кришны». Стих 16: «О, Господь вселенной, я вижу в твоём теле несметное множество рук, ртов, животов и глаз, они находятся всюду, им нет конца. О, вселенская форма, поистине, у тебя нет ни начала, ни конца, ни середины». Комментарий: «Кришна – это Верховная личность Бога, он беспределен, поэтому в нём можно увидеть всё сущее».

00:10:21 Стих 17. «Ослепительное сияние, исходящее от тебя подобно бушующему пожару или нестерпимо яркому солнечному свету. Заливая собой всё, оно мешает мне видеть тебя. Но, всё же, куда я не брошу свой взор – везде вижу твои сверкающие образы, увенчанные коронами с палицами и дисками в руках». 18. «Ты высшая цель познания, на тебе покоится вся вселенная, ты неисчерпаемый и старейший, ты хранитель вечной религии, ты Верховная личность Бога – таково моё мнение». Небольшое пояснение: обратите внимание, какой философский вывод делает Арджуна, он говорит: «Ты высшая цель познания». Хотя Арджуна был воином, кшатрием, но, благодаря воспитанию в ведической культуре, он делает верный вывод, который, к сожалению, не понимают некоторые учёные и философы, что высшей целью познания является не материальный мир, не материальная природа, которая временна и только запутывает людей в хитросплетениях материальной жизни. Целью является абсолютная истина, Верховная личность Бога, которая является изначальной причиной всех причин, в том числе и материальной природы. Это принципиальная ошибка современной цивилизации.

00:11:50 Стих 19. «У тебя нет ни начала, ни конца, ни середины. Твоё величие беспредельно. У тебя бесчисленное множество рук. Солнце и луна – твои очи. Я вижу, как из твоих уст вырывается огонь, опаляя всю вселенную, залитую ослепительным сиянием». Комментарий: «Шесть совершенств Верховной личности Бога, поистине, беспредельны. Здесь Арджуна повторяет то, что мы уже несколько раз слышали ранее, но, согласно со священным писанием, повтор в писаниях, прославляющие Господа, нельзя считать литературным изъяном. Говорится, что человек озадаченный, изумлённый или восхищённый чем-то от волнения много раз повторяет одно и то же. Это не является недостатком». Стих 20. «Ты один заполняешь собой всё небо, планеты и пространства между ними. О, великий, созерцая эту чудную грозную форму все миры приходят в смятение». Комментарий: «Особенно важны употреблённые в этом стихе слова: «Пространство, отделяющее райские планеты от земли». Они свидетельствуют о том, что вселенскую форму Господа видел не только Арджуна, но и обитатели райских планет. Вселенская форма не привиделась Арджуне в воображении. Все, кого Господь наделил трансцендентным зрением, созерцали эту форму, явленную Господом на поле битвы.

00:13:30 Стих 21: «Сонмы полубогов склоняются перед тобой и входят в твоё тело. Великие мудрецы и люди, достигшие совершенства, напуганы происходящим, сложив ладони, возносят тебе молитвы о мире. Они взывают к тебе, исполняя ведические гимны». Комментарий: «Страхи перед внушающим ужас вселенской форме, её ослепительным сиянием, полубоги со всех планет стали молить Господа о защите». Стих 22. «Все воплощения Господа Шивы, а также Дитьи, Васу, Сакхьи, Васудевы, Кумары, Маруты, Питы, гантхарвы, асуры, достигшие совершенства полубоги взирают на тебя в изумлении». Здесь Кришна перечисляет различные формы жизни, обитающие на разных планетах вселенной и в основном они относятся к категории полубогов. В более подробном ведическом произведении Шримад Бхагаватам даётся достаточно полное описание вселенной и её обитателей. И, возможно, в одной из следующих передач вероятно уже в следующем цикле мы будем это рассматривать. 23 стих: «О, могучий, все планеты и обитающие на них полубоги пришли в смятение увидев твою гигантскую форму, её многочисленные лики, глаза, руки, ноги, бёдра, чревы и устрашающие зубы. Меня также охватывает смятение».

00:15:18 24. «О вездесущий Вишну, видя твоё ослепительное разноцветное сияние простирающее до неба, твои зевы и огромные пылающие очи, я дрожу от страха и не могу сохранять спокойствие». 25. «О, Бог Богов, о, прибежище всех миров, умоляю тебя, смилуйся надо мной. При виде твоих сияющих смертоносных ликов, зубов, я прихожу в смятение, куда бы я ни взглянул, мой разум не находит покоя». 26, 27 стих. «Я вижу, как все сыновья Тритараштры и ставшие на их сторону цари - Бхишма, Дрона и Карна и все наши воины устремляются в твои страшные зевы, и как головы некоторых из них сокрушаются твоими зубами». Комментарий: «До этого Господь обещал показать Арджуне захватывающее зрелище, и вот теперь Арджуна стал свидетелем гибели военачальников армии врага Бхишмы, Дроны, Карны и сыновей Тритараштры, а также своих и вражеских воинов. Это предвещало гибель всех собравшихся на поле битвы Курукшетра и победу Арджуны. Здесь также сказано, что Бхишма, которого считали непобедимым, также падёт на поле боя. Та же участь ожидает и Карну. В этой битве суждено было погибнуть не только великим воинам на стороне Кауравов, но и многим великим военачальникам на стороне Арджуны».

00:17:03 Стих 28. «Подобно рекам, несущим свои воды к океану, эти великие воины исчезают в твоих пылающих зевах». 29. «Я вижу, как подобно мотылькам, летящим на огонь, все люди стремительно несутся в твои раскрытые рты». 30. «О, Вишну, я вижу, как ты поглощаешь людей, которые исчезают в твоих пылающих зевах, озаряя всю вселенную ослепительным сиянием, ты испускаешь грозные, опаляющие лучи». 31 стих. «О, Бог богов, твой образ столь ужасен, поведай кто ты есть, смилуйся надо мной. Я припадаю к твоим стопам. О, изначальный Господь, скажи мне, ради чего ты явился в этот мир». И 32 стих, последний на сегодня, какой мы прочитаем: «Верховный Господь сказал: «Я есть время, великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому. Кроме вас, Пандавов, все воины с обеих сторон должны погибнуть в предстоящем сражении». На этом мы с вами остановим чтение Бхагават-гиты и в следующий раз мы продолжим начиная с этого же стиха. И несколько слов я хочу сказать в заключении. Разумеется, это описание может показаться фантастическим, но суть в том, что вселенская форма, которую явил Кришна Арджуне, является свидетельством того, что перед нами Верховная личность Бога и Прабхупада пишет в комментарии, что среди тех кто претендует на своё божественное происхождение должен быть способен показать вселенскую форму.

00:19:02 Конечно, многие учёные сомневаются, есть ли Бог, но дело в том, что далеко не всегда они понимают, что есть Бог и философия Веданты блестяще объясняет, фактически, доказывает что есть Бог. Мы с вами присутствуем как бы на научном семинаре, который проводит Господь Кришна для Арджуны, для нас с вами. Конечно, это не так просто. Если бы не титаническая работа великого учителя, мы бы с вами не смогли всё это понять. «Великий учитель способен сделать сложное простым, а простое красивым», – это сказал Константин Сергеевич Станиславский. И в данном случае великий учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада раскрывает нам эту великую тайну, что такое Бог. Бог есть всё в том смысле, что всё есть энергии Бога. И 10, 11 главы Бхагават-гиты это блестяще объясняют. По сути, это доказательство бытия Бога. Современная наука не может объяснить, откуда произошёл этот мир, она не может объяснить происхождение жизни, возникновение человека и так далее.

00:20:17 По сути, учёные не знают что такое объяснить весь мир, потому что они пытаются объяснить исходя из материи, считая, что изначальной является материальная энергия. Но материальная энергия – это только внешняя, материальная сторона жизни и, разумеется, главное – это духовное измерение, которое не доступно научным методам исследования. И, к счастью, сейчас появляется всё больше учёных, которые это понимают, понимают в чём главная ошибка современной цивилизации. Я хочу в заключении рассказать один небольшой случай, который был со мной. Когда я ещё учился в МГУ на физическом факультете у нас был семинар по квантовой теории и преподаватель проводил занятие, я уже не помню, честно говоря, его фамилию, и как раз шла речь о происхождении вселенной. Очень многие студенты задавали вопросы, но как же всё таки понять эту теорию большого взрыва, ведь она очень нелогична, она противоречит представлениям современной физики и этот преподаватель замялся и сказал: «Ну, откуда же всё взялось, ведь не боженька же всё сотворил?». Вот это психология современных учёных. Не боженька же всё сотворил?! Действительно, мир реальности может быть настолько фантастичен, что он кажется невероятным даже для буйного воображения современных писателей. На этом я хочу закончить чтение. Если хотите, то, пожалуйста, задавайте вопросы, присылайте на наш сайт. Я напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагават-гите»

00:22:07 [Ведущая]: Вопросы обязательно наши радиослушатели пришлют после музыкальной паузы. Вопросы можно присылать в чат по скайпу а также на наш почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru. Пока будут печатать вопросы, я ещё не запустила музыку, я всё таки хотела добавить. Знаете, Владимир Георгиевич, когда я жила в Сибири, в Москве я сейчас конечно такого не наблюдаю, несмотря на то что на дворе весна, я вспомню зиму. Когда смотришь на изысканные, тончайшим образом нарисованные узоры на стекле, созданные таким образом, что человеческому уму просто неподражаемо такое создать, начинаешь задумываться, что за всем этим стоит очень великая сила, очень творческая, очень красивая великая личность. Каждый раз, когда я вижу такие узоры на стекле, даже просто шикарные маленькие снежинки, падающие с неба, я всегда восхищаюсь творцом.
[Критский В.Г.]: Да, на самом деле материальная природа, как мы с вами читали стихи Бхагават гиты, тоже являет собой столько чудес и столько непостижимых вещей, что, по сути, существование высшего разума, высшей гармонии – это вещь достаточно очевидная.

00:23:22 [Ведущая]: Итак, немного музыки для наших радиослушателей и мы ждём от вас вопросов. Несмотря на замечательные чудесные индийские мотивы на волнах Аюрведа радио, мы продолжим наш прямой эфир по ведической культуре и философии, ответы на вопросы на текущий момент. Владимир Георгиевич, у нас есть вопросы, я вам их присылала в чат, дабы вы смогли их зачитать, но сейчас я их зачитаю для радиослушателей. «Разъясните, пожалуйста, такой момент: дети 11 и 9 лет с удовольствием ходят в храм и вкушают прасад, и даже понимают, что нужно читать джапу но делаю это с великой неохотой. Стоит ли настаивать или нет? Может быть, время ещё не пришло?»

00:24:26 [Критский В.Г.]: Спасибо. Вопрос хороший, но я так вижу, что автор этого вопроса сама, как бы, чувствует ответ, что действительно насильно не нужно ничего заставлять, особенно в духовной жизни. В этом красота духовной жизни, что это вещь полностью добровольная. Ну, предположим, в процессе воспитания детей можно их обучать исполнять свои обязанности, там убираться за собой, девочек одно, помогать маме, мальчиков там помогать папе. И, в любом случае, не нужно оказывать на них какое-то давление, но в отношении духовной жизни всё должно быть добровольным и вы можете пригласить детей в алтарную, чтобы они приняли участие в пении или в каком-то там танце. Если это им понравится, то хорошо, но понятно, что у них нет усидчивости, у них нет внимания, они долго там не высидят. Какое-то время они побудут, потом уйдут. Это не страшно и, собственно, вот и всё. Постепенно, поскольку вот это духовное чувство понимания Бога находится в сердце каждого человека, то со временем они начнут что-то чувствовать. И, поскольку я несколько лет преподавал в гурукуле, я помню, что когда обучение детей начинается с младшего возраста, где-то там с 6-7 лет, дети очень легко начинают интересоваться духовными предметами и, на самом деле, даже не потребуется не только принуждение, но и даже какие-то уговоры. В более зрелом возрасте, где-то после 11,12,13 лет у них появляются конечно материальные интересы. У них появляется какая-то определённая половая определённость. Они начинают смотреть мальчики на девочек, девочки на мальчиков и в этот момент как раз их интерес к духовной жизни падает, потому что у них резко возрастает гуна страсти. Но для таких маленьких детей до 10 лет вообще особой проблемы нет. Нужно просто им что-то рассказывать, читать на ночь какие-то сказки о Господе Кришне из «Источника вечного наслаждения» и так далее, и они естественным образом будут прогрессировать.

00:27:07 [Ведущая]: Я хотела сделать дополнение. У меня дочери 11 лет, она залпом прочитала «Источник вечного наслаждения» так как она очень любит читать и в день может прочитать 500 страниц – для неё это не проблема, но, тем не менее, с повторением махамантры у неё вот тяжко. Проще книгу прочитать, чем махамантру.
[Критский В.Г.]: Очень хорошо. Мантра – это всё таки йога. Она требует внимания, спокойствия. У детей этого нет. У них неусидчивость и поэтому нужно, чтобы они делали это добровольно.
[Ведущая]: Вот ещё вопрос о детях, я так понимаю, что это всё та же слушательница далее пишет, что это Кира из города Тамбов. Вопрос о детях и святом имени. «Если петь малышу махамантру, как колыбельную слышит ли он её? И примечание: заметила один момент, что когда пою махамантру годовалому сыну, то он притихает и смотрит на меня так серьёзно разинув рот».

00:28:08 [Критский В.Г.]: Ну вот. Очень интересное наблюдение, что даже годовалый младенец, он ещё не может ни говорить толком, ни ходить, но он сразу настораживается, когда слышит пение имён Бога, мантру Харе Кришна. Это говорит о том, что у ребёнка ещё не развит ум. То есть, ум у него практически совершенно, так сказать, не развит, в неразвитом состоянии. Он воспринимает мир чувствами. Его душа воспринимает трансцендентную вибрацию помимо ума. То есть для неё не нужно вот это посредство, которое в материальном мире является нашим главным поводырём, наш материальный ум, с помощью которого мы живём в материальном мире, стремимся к каким-то материальным благам и так далее, к наслаждениям. У малыша этого ещё нет, но он воспринимает духовную, трансцендентную вибрацию и вот, как заметила сама мама, что он раскрывает глазки и начинает внимательно смотреть. Вот очень интересный момент.

00:29:22 [Ведущая]: Интересно, засыпает ли он под звуки махамантры с широко разинутым ртом и глазками, когда смотрит на маму в этот момент? Вот тоже было б… наблюдения. Пришлите, поделитесь впечатлениями. Следующий вопрос: «Слышала, что у каждой души в духовном мире есть своя роль и именно свои отношения с Кришной, которые происходят из индивидуальных особенностей живого существа? Значит ли это что я, допустим, буду мальчиком, живущим в одном конкретном доме на определённой улице или есть возможность радовать Господа в разных ролях? Иногда к нему отношение как к возлюбленному, иногда как к другу хочется поиграться или всё таки в духовном мире мы занимаем именно одну фиксированную роль?

00:30:14 [Критский В.Г.]: Это очень серьёзный вопрос, который касается нашей роли в духовном мире. Это раздел знания, который называется прайоджана. Первый раздел философского знания назвается самбанда – это учение о наших взаимоотношениях с Богом. Второй раздел называется абхидея – это учение о том, каким образом достичь своего истинного духовного положения, то есть практика духовной жизни. И третье называется прайоджана – это учение о том, что ждёт человека в духовном мире, когда он закончит свои материальные странствия и вернётся обратно домой к Богу. На эту тему есть сокровенные ведические произведения. Одно из них о том, я недавно слушал цикл лекций, называется Брихат Бхагаватимира. Её пока нет на русском языке, она только на английском издана издательством Бхактиведанта Буктраст. Вот. И это потрясающее произведение, в котором очень подробно рассказывается, что ждёт человека, душу, когда она возвращается в духовный мир, причём именно в обитель Кришны, потому что есть различные области духовного мира. Есть область так называемой Вайкунтхи, где души поклоняются Богу, как Верховной личности, то есть там Господь царствует, как владыка, его имя Нараян, Вишну или Нараяна.

00:31:47 И есть другая область, называется Голока Вриндавана, в которой находится сам Кришна и в которой отношения души с Богом более сокровенные. То есть там как раз дружеские отношения, там родительские отношения, отношения возлюбленных. Там нет вот этого почтения и благоговения, которое царствует на планетах Вайкунтха. И, в принципе, у души в духовном мире определённая роль. Вот в этом произведении Брихат Бхагаватамирита рассказывается про Гопа Кумара, который был пастушком во Вриндаване, у него были дружеские отношения с Кришной, но до того, как он вернулся во Вриндаван, духовный Вриндаван в духовном мире, он прошёл все предыдущие ступени, он побывал на различных райских планетах во вселенной. Затем он покинул вселенную и попал в духовный мир, в начале в обитель Господа Шивы, потом попал в начале на планеты Вайкунтхи, где Господь Нараяна, Вишну Нараяна, затем попал на Айодхью, где Господь Рамачандра, потом попал в Двараку, где Кришна, но Кришна как царь. И, в конце концов, он вернулся во Вриндаван и он увидел, что самые прекрасные и самые сладкие отношения – это именно с Кришной, как с другом, пастушком. То есть, в принципе, у нас определённые отношения с Господом, но, по мере нашего прогресса, нашего возвращения, мы можем пройти какие-то определённые ступени до той поры, пока не дойдём до своей ступени, на которой мы будем полностью счастливы. Вот в этом основная как бы идея вот этой Брихат Бхагаватамриты, что с одной стороны у нас есть определённая роль, но, с другой стороны, мы можем побывать и в других ролях, которые нас полностью не удовлетворяют. И когда наконец мы будем полностью счастливы – это значит, что мы достигли своей вечной роли, называется сварупа, то есть истинная форма взаимоотношений с Богом. Вот так я могу ответить.

00:34:05 [Ведущая]: Следующий вопрос звучит так: «Как можно человеку, который больше верит буддизму, понять Верховную личность Бога?»
[Критский В.Г.]: Если человек верит в учение буддизма, собственно в учении буддизма с философской точки зрения там не во что верить, потому что там нет особо философских систем. Учение буддизма – это некая система моральных, этических принципов, которая основана на принципе ахимсы, ненасилия и в этой чисто практической части учения буддизма, по сути, не отличается от вайшнавизма. М тоже проповедуем ненасилие, мы тоже выступаем против убийства животных, против убийства детей во чреве матери и так далее. Но для меня не совсем понятно, как верить в буддизм. Просто современные буддисты, они поклоняются Будде, как Богу. И согласно Ведам Господь Будда является воплощением Кришны. Будда является одним из воплощений Кришны, который явился 2500 лет назад с миссией прекратить убийства животных под видом ведических жертвоприношений. Если вы почитаете Шримад Бхагаватам, то в Шримад Бхагаватам, который был написан 5000 лет назад, то есть за 2500 лет до появления Будды предсказывается его явление, предсказывается его миссия, предсказывается деревня в которой он должен родится, имена его родителей и так далее.

00:35:33 То есть Будда для нас с одной стороны не удивительно, потому что Будда это одно из воплощений Кришны в данную эпоху Кали югу, но, с другой стороны, он дал философию, которая, так сказать, не просто отличается от философии Веданты, но, по сути, в ней нет такой философии. Будда не говорил о какой-то философии, потому что у него была другая миссия. И в своё время буддизм был разгромлен великим учителем Шанкарачарьей, который жил около 1000 лет назад и буддисты были вытеснены из Индии. После Шанкарачарьи стали появляться вайшнавские учителя начиная с Рамануджи ачарьи, Мадхава ачарьи и, в конце концов, явился 500 лет назад Господь Чайтанья Махапрабху, который поставил окончательную точку в восстановлении авторитетной философии Веданты. Поэтому если вас очень, вам близок Господь Будда и его учение, пожалуйста, вы можете ему следовать, но имейте в виду, что Будда – это воплощение Кришны. Так я могу ответить.

00:36:46 [Ведущая]: Следующий вопрос и тоже не маленький, достаточно, я бы сказала, умный, потому что задаёт его нам Нина. «Мой муж часто спрашивает, как понять личность Бога? Неужели это и правда личность? Нет, я считаю, что всё это индийская мифология, - пишет Нина слова супруга. Мой муж считает, что всё это описывается в священных писаниях лишь аллегорией. Как мудро ему это объяснить? То есть, на самом деле была какая-то личность, возможно, но не было демонов и что всё то, что описывают Веды, не было, ибо это слишком фантастично. Вопрос как бы более кратко формулирует Нина: как осознать Верховную личность Бога не следуя бхакти?» И далее были дополнения. «Всё, что мужу достаточно, это слушание о Господе из моих уст. Мне кажется, я не достаточно авторитетна, чтобы ему всё объяснить, ведь он учёный. Но ему не понятно именно как понять, что Бог личность?»
[Критский В.Г.]: Замечательный вопрос. Нина задавала, да?
[Ведущая]: Да, вопрос прислала Нина.

00:38:00 [Критский В.Г.]: Нина, это очень хорошо, что ваш муж интересуется этим. То есть, всё таки, в глубине души он это допускает. Он об этом думает. Я могу сказать про себя, я тоже был когда-то учёным, оканчивал физический факультет, учился в аспирантуре. И всё то, что вы пишете о своём муже, я бы мог сказать про самого себя, что я был точно в таком же положении, примерно 27-28 лет назад, до того как я познакомился с учением Кришны, и начал читать Бхагават-гиту, когда я начал чувствовать, что в этом что-то есть. То есть, это не удивительно, что ваш муж всё это воспринимает как фантазию, было бы более удивительно, если бы он сразу поверил бы в это во всё. Это бы означало, что он просто какой-то человек несерьёзный, сентиментальный, поэтому абсолютно не удивляйтесь и не пытайтесь его разубедить, потому что по ведической культуре жена не должна как бы учить мужа явным образом. Конечно же, она может и должна учить мужа, но более тонко, через своё отношение, через свою любовь, через своё служение. Это у нас было в курсе ведической культуры. Послушайте эти лекции, там я объясняю это более подробно, но самое лучшее вам послушать лекции Торсунова «Основы семейных взаимоотношений», потому что я то, собственно, не говорю ничего нового. Всё это взято из его лекций.

00:39:29 И ваше отношение к мужу, мне кажется у вас хорошие отношения с мужем, судя по тому, что вы пишите он вам как бы честно высказывает свои сомнения, недоверие, вы ему что-то рассказываете, он вас слушает – это по сути всё очень хорошо. То есть у меня такое впечатление, что ваш муж, в общем-то, может уже даже прогрессирует или, по крайней мере, будет прогрессировать уже очень скоро. Вы должны просто ему служить, готовить ему прасад, стараться исполнять его желания, если только он не заказывает спиртные напитки, курение, конечно это лучше избегать. И, по крайней мере, он должен понимать как человек учёный, что это очень плохо, вредно для здоровья. Там вино, водка, курение, наркотики – всё это разрушает человеческое здоровье, его материальный и духовный разум, поэтому желательно общаться с ним так, чтобы не нарушать принципы бхакти йоги. И он должен как бы начать воспринимать Кришну через вас. То есть, вы можете за него молиться. Ведь Господь находится в сердце каждого. Он находится в вашем сердце и он находится в сердце вашего мужа. Пока что по его [неразборчиво] понять и не пытаться прыгнуть выше крыши. То есть это постепенно через какое-то время, через годы он начнёт об этом думать.

00:41:12 Когда он начнёт сомневаться в научных предпосылках, в научных теориях множество противоречий и мы это с вами кое-какие вещи рассматривали в той же физике, и поэтому пока он верит в научные доводы особых шансов понять Кришну у него нет. Вот когда у него появятся сомнения, когда он увидит, что с философской точки зрения современная наука в общем-то беспомощна, она ничего не может объяснить, вот тогда он заинтересуется философией Веданты. И вы как раз тут как тут. Вы дадите ему послушать какие-то лекции, почитать какие-то книги и самое лучшее вам действовать через учителя Бхактиведанту Свами Прабхупаду, потому что для психологии мужчины, я про себя могу сказать, очень трудно принять наставления жены. Ладно ещё по каким-то семейным вопросам, по вопросам там домашнего хозяйства, для жены понятно, она этим занимается, но философские наставления мужу от жены принять очень сложно, поэтому вы не должны пытаться это сделать, а действовать более нужно хитро, тонко, ему подсовывать какие-то книжечки, какие-то лекции. Например, из книг Бхактиведанты Свами Прабхупады есть такая замечательная книга «Наука самоосознания» и в этой книге есть раздел, который называется «Наука и лженаука», там две беседы. В одной Прабхупада беседует с доктором Бенфордом, как раз физиком. Это совершенно блестящая беседа, она называется «Цель познания» и вторая беседа беседуют с доктором химии Синхом. Обе беседы интересные.

00:42:55 С моей точки зрения, особо блестящая первая беседа с профессором Бенфордом из американского Калифорнийского университета, это один из крупных учёных. И он там буквально разбивает философию материализма, на котором основана наука, не оставляет от неё камня на камне. Вам самой стоит прочитать эту беседу и дать её мужу. То есть тогда, когда говорит учитель, такой великий учитель, то это будет гораздо более убедительно и авторитетно, чем вы будете, так сказать, наставлять своего мужа. Так я могу ответить.
[Ведущая]: Да, замечательно. Вопросов пока нет, но я думаю что сейчас наши радиослушатели ещё что-нибудь напечатают, а я хотела добавить тот момент, что на самом деле как мне крупно повезло, что мой супруг увлёкся священными писаниями, а я параллельно увлеклась ведической кулинарией. Просто повезло. Я благодарна Господу за такой вот подарок. Так, что-то пишут. «Спасибо, всё замечательно объяснили», - прислала Нина.

00:44:10 [Критский В.Г.]: Я очень рад.
[Ведущая]: Вот. Я даже не знаю, что дальше делать.
[Критский В.Г.]: Уже 4 часа почти. Время.
[Ведущая]: Я не против. Если вопросов больше нет, то я с удовольствием отпущу вас, Владимир Георгиевич, по делам, которые ждут вас. Спасибо, что были сегодня с нами, я думаю, что наши радиослушатели обязательно ещё напишут вопросы, и мы зададим их в следующем эфире, а также я напомню, что сегодня «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите» глава 11, стихи с 9 по 32. Правильно?
[Критский В.Г.]: Совершенно точно.
[Ведущая]: Замечательно. Память меня не подводит. Спасибо, что были с нами. Всего доброго, Владимир Георгиевич!
[Критский В.Г.]: Всего хорошего! До свиданья!
[Ведущая]: До свиданья! Уважаемые радиослушатели, вы продолжаете слушать Аюрведа радио, а у нас интересная программа сегодня. Я знаю, что вам понравилась Ольга Маслова, психолог с новым семинаром «Здоровый стиль жизни», 17-00, присоединяйтесь. В прямом эфире с Украины Ольга Маслова будет с нами.
В объятьях прекрасного. Аюрведа радио.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 16 декабря 2012