Глава третья ‒ Карма-йога

Аюрведа радио - 04 мая 2007
Краткий обзор второй главы «Бхагавад-гиты». Осознание Бога путём преданного служения. Душа как активное начало. Активная деятельность в преданном служении. Выполнение предписанных обязанностей как жертвоприношение. Ответы на вопросы. Каково происхождение души? Понятие реинкарнации и трансмиграции души. Есть ли душа у природных материалов и изделий из пластмассы? Четыре расы с точки зрения Вед. Связь цвета и гун материальной природы. Что происходит с душой после того, как она покинула тело? Как установить связь с Богом?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 01:01:51 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 534 | скачано: 322 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Краткий обзор второй главы «Бхагавад-гиты»

00:00:00 Владимир Критский, семинар «Обзор различных систем йоги» и ответы на вопросы после лекции по ведической культуре и философии. Уважаемые радиослушатели, пожалуйста, пишите нам в чате по скайпу, присылайте свои смс-сообщения на номер 89099337709, а также пишите письма на ayurvedaradio@mail.ru.

00:00:28 Ведущая: Владимир, добрый вечер.
Критский В.Г.: Добрый вечер.
Ведущая: Я рада вас приветствовать.
Критский В.Г.: Спасибо.
Ведущая: Итак, слово вам.
Критский В.Г. Дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл «Обзор системы йоги в «Бхагавад-гите». Это продолжение нашего цикла «Основы ведической культуры». Я напомню, что в прошлый раз мы рассматривали вторую главу «Бхагавад-гиты», которая называется „Обзор, краткое содержание «Бхагавад-гиты»”, и сегодня будем рассматривать третью, она называется «Карма-йога».

00:01:08 Основные идеи второй главы такие: Шри Кришна описал Арджуне природу души, и, как вы помните, Арджуна находился в сомнении, колебании, он не хотел сражаться, он не хотел убивать своих близких, родственников, учителей. И он высказал свои сомнения Кришне, и Кришна, чтобы помочь своему другу, спасти его от океана материальных страданий, рассказал ему эту уникальную философию «Бхагавад-гиты», философию духовной жизни. Путь духовного самоосознания называется на санскрите буддхи-йога, или сознание Бога.

00:02:04 Это путь, на котором человек осознает свою духовную природу. И самое первое, что человек должен понять, с чего начинается вторая глава ‒ это вечность души, что мы не есть тело, тело ‒ наша внешняя оболочка, одежда. Мы духовное существо, находящееся внутри тела, как водитель внутри автомобиля. И со смертью тела жизнь, естественно, не кончается. Иногда считают, что человек, который встаёт на духовный путь, должен отказаться от всякой деятельности, от всего отречься, уединиться в какое-то удаленное место, но здесь говорится, что тому, кто в полной мере не овладел духовной философией, нецелесообразно уходить в уединенное место и там воспевать святые имена.

00:03:07 И он ничего не получит, кроме дешевой популярности от неискушенной публики. Арджуна как раз думал, что сознание Бога, или буддхи-йога (это деятельность на уровне разума), предполагает уход от активной жизни, совершение каких-то аскез в уединенном месте. То есть, по сути, Арджуна хотел избежать участия в битве под предлогом, так сказать, посвящения себя духовной жизни. Но, будучи искренним учеником своего учителя, он рассказал о своих сомнениях и спросил, как ему лучше поступить. В ответ на его сомнения Кришна рассказывает ему «Бхагавад-гиту». Начинается третья глава, «Карма-йога», и мы с вами начнем с первого стиха.

Осознание Бога путем преданного служения

00:04:04 Арджуна сказал: «О, Кришна, почему Ты хочешь вовлечь меня в эту отвратительную бойню, если считаешь, что путь разума выше материальной кармической деятельности. Мой ум смущен Твоими двусмысленными наставлениями. Поэтому прошу Тебя, скажи мне определённо, что является для меня наиболее благоприятным». То есть, задавая эти вопросы, Арджуна хочет понять этот путь осознания Бога не только сам, но и расчистить этот путь для всех тех, кто хочет проникнуть в тайну «Бхагавад-гиты» и постичь её сокровенный смысл. В третьем стихе Господь Кришна отвечает: «О, безгрешный Арджуна, как Я говорил тебе, есть два типа людей, которые пытаются осознать свою сущность. Одни из них идут путем философского познания, а другие посвящают себя преданному служению Господу». То есть здесь, если раскрыть смысл этого стиха, Кришна разрешает одну очень, я бы сказал, сокровенную загадку современного общества, современной культуры.

00:05:29 Это кажущееся противоречие между наукой и религией. Потому что, по сути, первый путь самоосознания, санкхья-йога, или гьяна-йога, - это путь фактически научного познания, это аналитическое изучение природы духа и материи с помощью эмпирических, философских методов познания. И другой путь – это буддхи-йога, или осознание Бога путем преданного служения. И этот, второй, путь более естественный и более доступный для широкого класса людей

00:06:11 И, как мы увидим из дальнейшего, является более совершенным. Если первый путь – это путь людей с таким, научным, философским складом ума, которые пытаются постичь мир с помощью эмпирических, научных, методов, то путь буддхи-йоги – путь религиозного служения, когда человек ощущает свою зависимость от Бога, и таким образом он может контролировать свои чувства через преданное служение Богу. По сути, оба эти метода являются взаимозависимыми, и они связаны друг с другом как философия и религия. Есть очень мудрое изречение одного из восточных философов: «Религия без философии – это сентиментализм или фанатизм, а философия без религии – это некие умственные измышления».

00:07:12 То есть эти два пути, по сути, являются взаимодополняющими, и между ними нет принципиального противоречия. Мы говорили об этом более подробно в начале цикла «Основы ведической культуры». И фактически я опирался на вот этот и другие стихи «Бхагавад-гиты», где об этом говорится. Высшей целью всех людей, стремящихся к духовному совершенствованию, является постижение Абсолютной Истины. И философы, которые искренне занимаются поиском Абсолютной Истины, в конечном счете приходят к осознанию Бога, об этом говорится здесь, в «Бхагавад-гите». То есть суть данного метода йоги заключается в том, чтобы осознать своё истинное положение и свои взаимоотношения с Верховным Существом, Высшим Разумом.

00:08:08 Философский путь познания является косвенным путем, и, идя по нему, человек с течением времени может, должен прийти к осознанию Бога. Но другой метод йоги, более прямой, более естественный, дает возможность установить непосредственную связь живого существа с Высшей Сущностью через метод преданного служения. Этот метод более естественный для души, потому что душа активна по своей природе, а метод философского познания предполагает очень сильное отречение от материальной деятельности. И в следующем, четвертом, стихе об этом будет говориться. Итак, четвертый стих.

Душа как активное начало

00:09:02 «Каждый человек вынужден действовать беспомощно перед лицом законов материальной природы и в соответствии с качествами, данными от материальных гун. Поэтому никто не может воздержаться от деятельности даже на мгновение». То есть душа по природе активна, наша активная деятельность в материальном мире – не следствие активности тела. Тело – это мертвая машина, определённый скафандр, который действует по указаниям души, находящейся внутри сердца каждого человека. Душа же ‒ это активное начало, сознательное начало, и она не может долго находиться в бездействии. Человек может, если он устал, заснуть, но даже если он засыпает, его ум может действовать.

00:09:56 Известно, что есть различные стадии сна, и есть сон со сновидениями, когда фактически ум действует. И лишь незначительную часть ночи, где-то около двух часов, занимает глубокий сон, когда душа полностью отдыхает, засыпает, но остальную часть сна занимает активный сон, когда мы видим различные сны, то есть фактически ум не спит. Это небольшой пример, который иллюстрирует этот стих «Бхагавад-гиты». Будучи в материальной природе, душа неизменно приобретает какие-то материальные качества, и, чтобы очистить душу от материального загрязнения, человеку необходимо исполнять предписанные обязанности. И самые естественные – это исполнять обязанности находясь в сознании Бога, и тогда вся эта деятельность принесет человеку благо.

Активная деятельность в преданном служении

00:11:00 Есть интересный стих в Ведах, в «Шримад-Бхагаватам»: «Даже если человек, который действует в сознании Бога, не исполняет совершенным образом свои предписанные обязанности и даже со временем сходит с этого пути, то что он теряет? И в то же время, если человек исполняет все свои материальные обязанности, но не находится в сознании Бога, то что он находит?». То есть из двух видов наших предписанных обязанностей гораздо более важны духовные обязанности, но материальные тоже важны, они помогают нам соответствующим образом контролировать себя, контролировать свои чувства. В стихе 6 Кришна говорит очень интересную, довольно тонкую вещь: «Тот, кто ограничивает деятельность своих чувств, но чей ум привязан к чувственным объектам, безусловно, обманывает сам себя и зовется притворщиком». Это, может быть, сразу будет не так легко понять.

00:12:16 То есть человек пытается как-то ограничивать свою чувственную деятельность, чувственные наслаждения. Но ум его беспокоен, ум его пытается наслаждаться, человек вспоминает о каких-то прошлых наслаждениях или мечтает о будущих, и Кришна говорит, что этот процесс далеко не совершенный. Такого человека Он называет притворщиком, он обманывает сам себя. И дальше Он продолжает: «Тот же, кто пытается обуздать свои чувства и в то же время занимается деятельностью в преданном служении, карма-йогой, такой человек значительно выше первого». То есть самое лучшее, если человек будет контролировать свои чувства не искусственным образом, а через активную деятельность в преданном служении, которая является очень естественной и несложной для человека.

00:13:15 И далее в стихе 8 Кришна подводит итог этой первой части третьей главы: «Исполняй свои предписанные обязанности. Это лучше, чем бездействие. Без работы человек не может поддержать даже своего тела». Тут всё просто и ясно. О чём, собственно, говорилось раньше, во второй главе, и здесь: человек должен исполнять свои предписанные обязанности, с одной стороны ‒ духовные, с другой стороны – материальные, и в первую очередь он должен исполнять свои духовные обязанности, как будет рассказано Арджуне. И, по мере возможности, он исполняет свои материальные обязанности в той мере, в которой необходимо для поддержания его тела.

00:14:08 Ведущая: Владимир, скажите, а если человек занимается материальной, мирской, деятельностью и посвящает её, ну скажем так, Богу, это идет ему во благо, правильно?
Критский В.Г.: Да, это правильно, если эта материальная деятельность находится в гуне благости, потому что есть разные виды материальной деятельности. В гуне благости, страсти и в невежестве. Скажем, одна материальная деятельность: я, скажем, помогаю другим, я строю какие-нибудь больницы, кормлю бедных – это гуна благости. Это очень благоприятно для человека. Другая материальная деятельность: я работаю для себя, зарабатываю деньги и трачу их на собственные наслаждения. Это гуна страсти. И есть материальная деятельность в гуне невежества, когда то, что я зарабатываю, я трачу на водку, на наркотики, на мясо, и такая материальная деятельность не приносит блага, она слишком сильно стягивает человека вниз.

00:15:15 Ее нельзя посвятить служению Богу. Служению Богу можно посвятить материальную деятельность в гуне благости, ну или, по крайней мере, с небольшой примесью страсти, что неизбежно в материальном мире.
Ведущая: Я с вами согласна.
Критский В.Г.: Далее я ещё почитаю несколько стихов, потому что время у нас ещё довольно много осталось. В стихе 9 Кришна говорит: «Всякая деятельность должна совершаться как жертвоприношение Господу Вишну, в противном случае она является причиной материального рабства. Поэтому, о, сын Кунти, действуй ради Его удовлетворения, таким образом ты будешь всегда свободен от этого рабства». Это очень интересный стих.

00:16:01 Здесь Всевышний Господь называется Господь Вишну. И от Вишну происходит русское слово «вышний» или «всевышний», то есть это ещё пример, когда санскритское слово Вишну, обозначающее Всевышнего Господа, пришло практически без изменения в русский язык и тоже обозначает Всевышнего Господа. Мы с вами говорили в курсе ведической культуры, что цивилизованное общество состоит из четырёх варн, классов: интеллектуального класса, административного, торгового и рабочего класса. И когда говорится о предписанных обязанностях, то имеется в виду исполнение обязанностей в рамках этой социальной системы, на санскрите называемой варнашрама, это система четырёх варн и четырёх ашрамов. И, по сути, когда человек исполняет свои обязанности в этой системе, следуя священным писаниям, то это как раз деятельность в гуне благости.

00:17:05 И в Ведах очень подробно расписаны обязанности каждого сословия: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Мы об этом более подробно говорили в курсе «Ведической культуры». Я хочу в заключение этого раздела прочитать комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, это духовный учитель, который перевел на русский язык «Бхагавад-гиту» и является представителем авторитетной ученической преемственности, называемой гуру-парампара. «Таким образом, каждый из нас должен действовать ради удовлетворения Господа. Любая другая деятельность, совершаемая в материальном мире, порабощает живое существо, поскольку и благочестивые, и греховные поступки приносят материальные реакции, и каждые реакции связывают нас цепями материального рабства.

00:17:58 Поэтому мы должны действовать в сознании Бога, ради Его удовлетворения, и тот, кто занимается подобной деятельностью, получает освобождение. Это великое искусство, и на первых порах эта деятельность требует опытного наставника. Поэтому человек должен усердно трудиться, следуя указаниям Господа Кришны или Его представителя, духовного учителя. Целью любой деятельности должно стать не удовлетворение собственных чувств, а удовлетворение чувств Господа. Такой образ действий не только освободит нас от материальных кармических реакций, но и поможет подняться на уровень трансцендентного любовного служения Господу, ибо только такое служение откроет перед нами врата в царство Бога». Вот, мы прочитали с вами первые девять стихов, это примерно треть третьей главы. Есть какие-нибудь, может быть, вопросы, Наталья?

00:18:58 Ведущая: Я вас так внимательно слушала, что мне кажется, что на данный момент у меня вопросов нет. И то, что у меня было, я вам задала.
Критский В.Г. А от радиослушателей вопросов нет никаких?
Ведущая: А от радиослушателей есть вопрос, очень объемный. Я могу вам его выслать. Шесть вопросов в одном письме. Если у вас сейчас есть, что добавить…
Критский В.Г. Я могу добавить ещё несколько минут.
Ведущая: Хорошо, а я вам пока вышлю вопросы.

Выполнение предписанных обязанностей как жертвоприношение

00:19:24 Критский В.Г.: Хорошо, ладно. Мы с вами прочитаем ещё пару стихов из третьей главы, которые являются логичным продолжением прочитанного. И дальше в третьей главе будут определённые идеи, которые немножечко отличаются по теме от всего вышесказанного. Вот стих: «Мой дорогой Арджуна! Тот, кто в человеческой жизни не выполняет жертвоприношений, предписанных священными писаниями, ведет жизнь, полную греха. Живя только для удовлетворения чувств, такой человек живет напрасно». Этот стих очень интересный и очень сильный. Под жертвоприношением здесь подразумевается, в первую очередь, исполнение своих предписанных обязанностей. Это самое главное наше жертвоприношение. Это не принесение в жертву каких-нибудь животных или, тем более, людей. Хотя, в принципе, в священных писаниях описываются определённые жертвоприношения животных. Но это раздел карма-канды, который предназначен для материалистичных людей, это самый первый путь духовного поиска, когда человек просто исполняет свои материальные желания с помощью священных писаний. Мы, может быть, об этом в следующий раз поговорим, если будет время. Или если сегодня останется. А главный смысл этого стиха в том, что Господь Кришна осуждает философию материалистов, которые проповедуют работу в поте лица ради чувственных наслаждений.

00:21:17 В этих стихах рекомендуется вышеупомянутый процесс служения, то есть совершение жертвоприношений через предписанные обязанности. И если человек не следует этому процессу, то он рискует подвергнуться наказанию со стороны законов материальной природы. Понятно, что рождение, болезни, старость и смерть в материальном мире неизбежны, но одно дело, когда человек покидает этот мир, прожив жизнь нормально, поняв её смысл, и он обеспечивает себе благоприятное рождение в следующей жизни, другое дело, когда человек покидает этот мир, так собственно ничего и не поняв. Что-то он заработал, что-то не заработал, и, нельзя считать, что такой человек живет цивилизованной жизнью.

00:22:08 Вот я в заключение прочитаю ещё один стих, следующий, где эта тема продолжается. «Для того, кто черпает удовольствие в самом себе, чья человеческая жизнь направлена на самосознание, кто находит полное удовлетворение в себе самом, для того нет обязанностей». То есть здесь Кришна говорит, что чистая духовная личность, святой человек, он полностью удовлетворен своим служением Богу, и он не страдает и не переживает от того, что он не приобрел каких-то материальных благ. И для него, говорится, уже не существует никаких обязанностей, потому что само его пребывание в материальном мире, само его служение, очищает всех окружающих. Вот, пожалуй, на этом можно завершить сегодняшнюю беседу.

00:23:10 Я напоминаю, что в эфире Критский Владимир Георгиевич, если есть какие-то вопросы… Сейчас я посмотрю, что мне прислала Наталья.
Ведущая: Я объявлю трехминутную паузу, для того чтобы Владимир смог прочитать вопрос. Дорогие радиослушатели, оставайтесь с нами… Итак, дорогие радиослушатели, мы продолжаем. Сегодня у нас в эфире Владимир Критский. И сейчас будут ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Владимир, вопросы зачитать мне или вы зачитаете?
Критский В.Г.: Я буду зачитывать вопросы и по ходу чтения буду отвечать, потому что вопросов очень много и все их подряд читать – это займет какое-то время. Значит, письмо такое. Тут благодарность: «Большое спасибо за то, что вы даете в ваших лекциях. Ниже написала свои вопросы, понимаю, что их очень много. Буду благодарна, если вы ответите хотя бы на некоторые».

00:24:11 Ну вот я так и поступлю. Сходу я отвечу на некоторые, может быть, на половину вопросов, остальные тогда оставим на следующий раз.

Ответы на вопросы

Каково происхождение души? Отделяются ли души в какой-то момент от Бога, создаются ли Им, проявляются или что-то ещё? Возможна ли смерть души?

00:24:32 Значит, мы начнем с конца: возможна ли смерть души. Ответ однозначный, что смерть души невозможна. Об этом Кришна приводит очень много стихов во второй главе «Бхагавад-гиты». Для души нет ни рождения, ни смерти, она никогда не возникала, не возникает и не возникнет, она не умирает, когда умирает тело. Кришна это повторяет столько раз, что у нас уже не остается в этом никаких сомнений, что душа вечна и нам, разумеется, немножко трудно это понять с нашим ограниченным материальным сознанием: каким образом душа вечна? Но если в будущем ещё можно, но каким образом душа была вечна в прошлом ‒ это понять очень сложно.

00:25:19 Потому что в материальном мире всё начинается и кончается. Материальный мир создается когда-то, он творится Господом в определённый момент времени, и он в определённый момент времени уничтожается. И вся эта космология очень подробно описана в Ведах как жизнь Господа Брахмы, это существование нашей Вселенной. Наша Вселенная существует, пока существует Господь Брахма, который рождается после появления Вселенной. После её творения Господом Маха-Вишну. Вот он исходит из тела Гарбходакашайи Вишну, который является экспансией, проявлением Господа внутри Вселенной. И Господь Брахма живет 100 своих лет, и каждый год – это, примерно, миллиарды земных лет, это очень долго. И когда он умирает, материальная вселенная разрушается, и вся материя входит снова в тело Господа Маха-Вишну.

00:26:23 Это совершенно колоссальный цикл космического летоисчисления, который приводится в Ведах. Это тема отдельной беседы, я сейчас не хочу приводить этих цифр. Могу только кратко сказать, что один день Брахмы составляет тысячу маха-юг, а каждая маха-юга ‒ четыре с лишним миллиона лет. То есть один день Брахмы – это четыре с лишним миллиарда лет. Это один день Брахмы.

00:26:54 Это вот в отношении последней части вопроса. Дальше будет похитрее, посложнее: каково происхождение души. Дело в том, что сам вопрос о происхождения души подразумевает, что души когда-то не было и когда-то она появилась, а всё вышесказанное говорит о том, что душа была вечна, а вот где она была раньше, на этот вопрос ответить сложнее, и однозначно об этом в Ведах не говорится. Говорится, что некоторые души спустились в материальный мир из духовного, духовная жизнь вечна, совершенно очевидно. А какие-то души, так сказать… В принципе, все души так или иначе попали из духовного мира, но находились в разном состоянии. Какие-то души были преданными и несли служение Богу, и они спустились сюда ради исполнения своей миссии: для того, чтобы помогать обусловленным душам. Обусловленные души ‒ это те, которые практически всё время находятся в материальном мире, это может длиться миллиарды лет в соответствии с ведическим летоисчислением.

00:28:06 И где они были вначале можно только рассуждать, но однозначного ответа нет, и это не существенно. Важно понять, что мы здесь есть, что мы попали в материальный мир, и раз мы попали в материальный мир и страдаем, нам нужно отсюда выбраться. Значит, это такой вопрос немножечко заумный, эзотерический. И однозначного ответа в Ведах на него не дается, потому что у каждой души своя судьба. Дальше автор письма предполагает: отделяются ли души в какой-то момент от Бога, создаются ли Им, проявляются или что-то еще. Вот это интересные вещи: отделяются ли души в какой-то момент от Бога. Есть такие философы-ведантисты, которые считают, что обусловленные души до появления в материальном мире находились во вселенском теле Господа Маха-Вишну.

00:29:14 То есть они находились в спокойном полудремлющем состоянии покоя, и им это в конце концов надоело. И поскольку не было чистой любви и преданности Богу, они спустились в материальный мир для того, чтобы удовлетворить свои материальные желания и достичь духовного совершенства. Вот это предположение, близкое к реальности, но создаются ли они, я уже ответил, что душа никогда не рождается и не умирает, поэтому этот вопрос особого смысла не имеет. Создается тело. Вот тела наши, несомненно, создаются, рождаются из чрева матери, и изначально макеты, модели тел были созданы Господом Брахмой. Согласно Ведам существует 8 миллионов 400 тысяч видов тел.

00:30:04 Из них 8 миллионов тел животных и растений и 400 тысяч – человеческих. То есть во Вселенной имеется совершенно огромное количество человеческих форм жизни, почти полмиллиона. И здесь, на Земле, мы видим далеко не все. Согласно Ведам, жизнь есть и на других планетах, и есть планеты, и причём их очень много, называемые высшие райские планеты, где находятся существа более совершенные и более возвышенные. И этому есть свидетельства во многих писания. Так в Библии есть разные ангелы, архангелы и прочие. И, то же самое, согласно Ведам есть (они немножко иначе называются) гандхарвы, апсары, кинары. Но суть та же самая: есть жизнь на других планетах и причем очень много форм человеческой жизни, но выше по уровню, чем человек.

Чем отличаются друг от друга реинкарнация и трансмиграция души?

00:31:02 Это я почти что полностью ответил на первый вопрос, а автора письма зовут Римма. Дальше вопрос такой: чем отличаются друг от друга реинкарнация и трансмиграция души. Я, честно говоря, не очень себе это представляю. Реинкарнации – это перевоплощение души, трансмиграция – это переход души из тела в тело. По-моему, это, в принципе, то же самое.

Есть ли душа у таких объектов, как произведения науки и искусства, есть ли душа у изделия из пластмассы или других синтезированных материалов. Есть ли душа у изделий, созданных на основе природных материалов, натуральных тканей, теста и дерева, и т.д.?

00:32:00 Вопросы довольно оригинальные и странные. Для какого-то человека, не знакомого с ведической традицией, могут показаться даже бессмысленными: есть ли душа у изделий из пластмасс. Но, с точки зрения ведической философии, эти вопросы имеют смысл, потому что, действительно, есть, казалось бы, неодушевленные предметы, у которых на самом деле есть душа. И, например, в своих лекциях доктор Торсунов говорит, что, например, драгоценные камни имеют душу. То есть драгоценные камни и какие-то кристаллы со временем могут расти, и это один из признаков того, что есть активное начало. Есть и другие свидетельства, в Ведах также говорится, что драгоценные камни – это йоги, которые упали в процессе своей духовной практики йоги. Они, как бы, возгордились своим духовным совершенством и получили такое, казалось бы, красивое, сияющее тело, но это всего лишь кристалл, это не активно, это не человек.

00:33:15 Это очень интересный момент, который будет неожиданным для многих радиослушателей, которые не слушали лекции доктора Торсунова. Но что касается других вещей, типа изделий из пластмассы, думаю, что это все неодушевленные предметы, это всё просто какие-то изделия материальной энергии, и о них говорить особо не приходится.

Говорится ли что-нибудь в Ведах об известных четырёх расах людей: белой, красной, желтой и черной? Речь не идёт о расе как о вкусе жизни.

00:33:57 Значит, согласно философии Веданты, каждый цвет имеет своё настроение, то есть своё сознание. Белый цвет и желтый цвет соответствует саттва-гуне, гуне благости. Красный цвет соответствует гуне страсти, и черный – тамо-гуне, гуне невежества. И, соответственно, это проявляется в материальной энергии. Например, есть два каких-нибудь голубя или два ягненка: ягненок белый и ягненок черный. Или две собаки: собака белая и собака черная. Белый цвет соответствует присутствию гуны благости, соответственно, черный – гуне невежества. То есть это факт, о котором говорится в Ведах: цвет связан с гунами материальной природы. Это не значит, что все белые в гуне благости, а все черные в гуне невежества, это говорит о преобладании, о процентном соотношении, что у белой расы больший процент гуны благости, а у красной, у кого красноватый оттенок, – гуны страсти. И черный ‒ гуна, соответственно, невежества, тамо-гуна.

00:35:19 Мы не сторонники расовой теории, но какой-то небольшой смысл в этом есть, что каждый цвет соответствует определённой гуне материальной природе. Вот, пожалуй, таков ответ.
Ведущая: можно я от себя вопрос задам? А вот есть люди от природы русые, блондины, есть рыжие люди, шатены, да? Это тоже как-то определяется по гунам?
Критский В.Г.: Разумеется. Цвет волос ‒ это тоже часть цвета нашего тела.
Ведущая: И глаз.
Критский В.Г.: Ну, кстати, в Индии все практически имеют черные волосы. Я был несколько раз в Индии, и, так сказать, хотя Индия ‒ место традиционной ведической культуры, но там практически у всех черные волосы.

00:36:10 И, кстати, вероятно, такой деятель, как Адольф Гитлер, он слишком, как бы, буквально понял, что белый цвет, белая раса, соответствует саттва-гуне, а другие цвета – низшие. То есть он вот это материальное правило возвел в степень абсолюта, и он, как бы, немецкую нацию объявил преемниками арийской культуры, что это наиболее возвышенная, наиболее духовная нация, и она имеет право господствовать на Земле. Все эти ведические принципы, которые касаются материальной природы, они не являются абсолютными.

00:36:57 Ничего в материальном мире нет абсолютного. Всегда имеется, как помните по философии марксизма и ленинизма, единство и борьба противоположностей. И то же самое здесь. Нельзя сказать, что все люди с белой кожей, с белыми волосами ‒ святые личности. Точно так же нельзя сказать, что все негры ‒ негодяи. Всё это относительно, потому что сам материальный мир – это комбинация гун материальной природы. И мы должны понимать, что существуют абсолютные законы, вот о чём «Бхагавад-гита» и в чём суть ведического знания: помимо этих относительных принципов существуют абсолютные принципы, принципы духовной жизни, духовной энергии. И, собственно, «Бхагавад-гита» раскрывает нам принципы абсолютной природы. Вот, скажем, первым объектом абсолютной природы является душа, джива-атма.

00:37:56 С чего начинается вторая глава? Что душа вечна, она никогда не рождается, никогда не умирает. Тело относительно, и будь то тело черного цвета или тело белого цвета, это временно, это следствие нашей кармы. И в следующей жизни у нас будет новое тело, которое может быть совсем другим. Поэтому ко всем этим вещам не нужно слишком привязываться и не нужно их абсолютизировать. Потому что суть-то ведического знания, ведической культуры в том, что гораздо важнее духовные, абсолютные, принципы, чем вот эти материальные, хотя они тоже помогают. Та же Аюрведа: знание как питаться и т.д. ‒ это всё очень полезное, уникальное знание, но оно имеет материальный оттенок. Гораздо выше духовное знание, которое ставит перед человеком высшие духовные цели.

00:38:50 Вот так я могу ответить.
Ведущая: следующий вопрос мне зачитать?
Критский В.Г.: Давайте.

Как бы вы обозначили свою религиозную, конфессионную, принадлежность? Нужно ли её считать индуизмом? Если да, то какое она занимает место среди прочих направлений индуизма?

00:39:20 Критский В.Г.: Ну, вот неслучайно Олег Геннадьевич Торсунов, когда он планировал, создавал это «Аюрведа» радио, он это предполагал и рекомендовал не слишком обсуждать вопросы религии. Потому что существует много религий, и, в принципе, в каждой стране своя религия и основных религий четыре: христианство, мусульманство, буддизм, индуизм. И также есть сотни всевозможных направлений религиозных в мире.

00:40:00 И, к сожалению, очень часто люди из-за этих религиозных различий кого-то считают праведником, кого-то негодяем и грешником.
Ведущая: они просто ссорятся на этой почве.
Критский В.Г. Это фактически является причиной для каких-то межконфессиональных разногласий, и поэтому у современных интеллигентных людей вообще к религии определённая антипатия, безразличие. Они говорят, что религия – это просто дополнительная причина для ссор, для межконфессиональных противоречий. И Олег Геннадьевич очень мудро, когда он создавал, предлагал концепцию радио «Аюрведа», он предлагал не акцентировать вопрос религиозной принадлежности, потому что он ставил в основу философские, научные основы жизни, Аюрведа – это наука о жизни. И это гораздо более правильная, мудрая позиция, потому что люди ссорятся по разным причинам: соседи по квартире, муж с женой иногда не могут ужиться.

00:41:14 По любому поводу, и религия создает дополнительный повод для ссоры. Мы можем сотрудничать, представители разные религий могут сотрудничать на общей философской основе. Мы стремимся к духовному знанию, духовному совершенству, мы все дети одного Бога, и каждый может исповедовать любую религию, ту, которую он пожелает, потому что философские принципы всех религий едины. В любой религии предполагается существование души, душа вечна, существование Бога – Высшего разума, который является началом, Творцом всего сущего, то есть философские принципы те же самые.
Ведущая: Да, и в каждой религии описываются правила, предписания для человека, которым он должен следовать. Они все, в принципе, очень похожи.

00:42:05 Критский В.Г.: Конечно, и те же заповеди: не убий, не кради, не лги, не прелюбодействуй ‒ это имеет место и в Библии, христианской традиции, и в ведической традиции, потому что знание это едино. И вот, я могу таким образом ответить на вопрос Риммы: что мне бы не хотелось на радио говорить на эту тему, потому что, действительно, мы слышим иногда на улицах, что вы исповедуете чужую религию, на самом деле, нет чужой религии, потому что Бог един и религия тоже едина, религия означает следование законам Бога. И если человек не следует законам Бога, то к какой бы религии он себя не причислял, толку от этого не будет. Один священник, я так слышал, христианский священник сказал очень мудрые слова, что человек создает границы между религиями, но до Бога эти границы не доходят. Стенки, человек создает стенки, перегородки между разными религиями, но до Бога, до неба, эти перегородки не доходят, то есть это все на Земле, это все следствие несовершенной материальной натуры, которая во всем ищет какие-то проблемы, противоречия и предметы для ссор.

00:43:25 Вот так я могу ответить.

Как индийские брахманы и ваше движение относятся к трудам брахмана и санскритолога Бал Гангадхар Тилака (1856-1920), писавшего об арктической родине в Ведах?

00:43:46 К сожалению, я не читал и не слышал лекций об этом ученом. Если к следующему разу мне удастся что-то выяснить, то я отвечу.

Если в случае с животными душа бродит возле мертвого тела, пока то не сгниет, то что происходит с душой растений и минералов при разрушении их тел, особенно человеческой рукой?

00:44:11 Критский В.Г.: Да, это интересный вопрос. У Риммы такой пытливый ум.
Ведущая: Это же очень хорошо.
Критский В.Г.: Да. Известно, что после смерти душа покидает тело. И в случае человека у нас есть очень много данных, свидетельств, что после выхода из тела душа полностью сохраняет сознание. Человек видит своё тело со стороны, он видит какое-то светящееся существо, идет к нему, и светящееся существо ему объясняет рассказывает, что он, кто он. Почему он покинул тело и т.д. То есть у нас есть множество данных о людях, переживших состояние клинической смерти, которые действительно подтверждают, что после оставления тела, если человек не готов, он ничего не знает о реинкарнации, то он может быть полностью сбит с толку, и он видит своё тело со стороны, и он думает: «Как же так, я выскочил из тела, надо мне как-то обратно в него забраться».

00:45:18 И, кстати, в ведической традиции, вы наверняка слышали, есть обычай кремации, что тело сжигается. И как раз смысл этого обряда в том, чтобы помочь душе двинуться дальше, к следующей жизни, чтобы душа поняла, что все в этой жизни закончено, тело уничтожено, и у нее не было никаких иллюзий и попыток, как бы, снова вернуться в своё бывшее тело. Что касается животных и растений, то у нас, естественно, таких данных нет, потому что животные и растения не обладают таким развитым сознанием и не могут рассказать, что они пережили после выхода из тела.

00:46:00 Но, по крайней мере, в Ведах есть некоторые истории, которые говорят, что душа может попасть в тело животного, душа человека, если человек очень привязывается к животному, очень любит и думает о животном. И в «Бхагавад-гите» говорится (в главе 8), что если человек помнит в момент смерти о каком-то любимом существе, то он оказывается именно в таком теле. Если он, допустим, помнит о собаке, он может оказаться в теле собаки. Есть знаменитый пример Махараджи Бхараты, царя, который отрекся от мира, посвятил себя духовной практике, и он спас однажды олененка и привязался к этому олененку, кормил его, ласкал, и через какое-то время он неожиданно умер, причем, он не просто умер, он практически прекратил свою духовную жизнь из-за этой привязанности, перестал следовать принципам духовной жизни.

00:47:04 И когда в конце концов он скончался, он помнил об этом олененке и в следующей жизни он родился в теле оленя. Этот пример говорит о том, что когда человек выходит из тела животного, которое очень сильно ограничивает сознание человека, сознание больше, чем человеческое тело, то, естественно, душа может пробудиться, может понять, что к чему, что она находилась в теле животного. Но шансов меньше. Если даже человек непросвещенный, может быть неграмотным и не знать о реинкарнации, то для животного это тем более вероятно. За исключением того случая, когда в тело животного попадает вот такой святой человек, потому что Махараджа Бхарата, когда он попал в тело оленя, он помнил о своей прошлой жизни, то есть он был необычным оленем, он был оленем, который знает о душе, о смысле жизни, и он в теле оленя стал ходить на то место, где он занимался йогой, медитацией, и он в душе пытался молиться, повторять молитвы, которые он помнил.

00:48:21 То есть он пытался по мере сил следовать тому процессу йоги, который он не завершил в прошлой жизни. И тогда в следующей жизни этот бывший олень родился брахманом, в семье брахмана. И причем не просто брахманом, а очень продвинутым, очень возвышенным брахманом, и это было его последнее рождение, после которого он вернулся обратно домой, в царство Бога.

00:48:47 Вот интересный пример, который рассказывается в Ведах, в «Шримад-Бхагаватам», который в какой-то степени отвечает на вопрос. Как я уже сказал, как правило, животным очень трудно понимать, что происходит, и душа может какое-то время блуждать вокруг тела, пока его не съедят, но если это животное особое, животное, которое было йогом в прошлой жизни, то оно может понимать что к чему. Спасибо.
Ведущая: Я хотела ещё для Риммы сделать такой небольшой комментарий. Скоро на сайте у нас будет выложена лекция Сергея Серебрякова «Помощь умершим родственникам», это очень интересная и познавательная лекция, обязательно прослушайте её, и я думаю, что на следующей неделе она появится, и вы сможете её скачать, а сейчас мы продолжим.

Какой должен быть режим дня и питания для живущих в Заполярье?

00:49:40 Разумеется, Заполярье ‒ это не самое лучшее, не самое благоприятное рождение для духовной жизни, оно и для материальной жизни очень тяжелое и там, естественно, пищевые ограничения. Там ничего не растет, можно есть только то, что привезут. Местные жители, эскимосы, питаются практически одной рыбой, там больше нечем питаться. И если человек по каким-то стечениям обстоятельств, по своей карме попал туда (потому что каждый принимает рождение по своей карме, естественно), это следствие каких-то не самых лучших, не самых благоприятных поступков в прошлой жизни, потому что самое благоприятное рождение, как говорится в «Бхагавад-гите» – это родиться в семье йогов, трансценденталистов, которые знают о сущности человеческой жизни, они это знание передадут своим детям. Но, по крайней мере, если человек, который стремиться к духовному осознанию, попал в это Заполярье, не очень благоприятное для жизни, он должен по возможности следовать духовным принципам и не слишком привязываться к диетическим ограничениям. То есть те диетические ограничения, которые у нас действуют или в Индии, вегетарианское питание три раза в день, то есть то, что Аюрведа нам советует, разумеется, в Заполярье этому следовать практически невозможно.

00:51:17 И духовные авторитеты говорят, что, если человек попадает в неблагоприятное место, то все эти принципы, даже принцип отказа от мясной пищи, уже становится неважным, и человек может есть все, что у него есть, чтобы не умереть с голоду. И в то же время в душе помнить о Боге и следовать принципам духовной жизни, повторять соответствующие мантры, молитвы и рассказывать другим людям о духовном знании. Вот так я могу ответить.

Как помочь кошке, живущей в доме в условиях мегаполиса, выполнять свой долг перед людьми, служа им, если у животного есть возможность ловить мышей только летом в деревне?

00:52:03 К тому же Римма не лишена чувства юмора. Как помочь кошке в условиях мегаполиса? Нужно стараться помочь людям, живущим в условиях мегаполиса. Кошке помогать неплохо, но это не самое главное, потому что если кошка живет в семье йогов, то йоги будут кормить её освященной пищей, по возможности, может быть, не будут давать ей мясо. В принципе, кошку можно приучить питаться кашей, хлебом с маслом, я не знаю. Молоком. И лучше думать о том, как помочь людям. Если вокруг тысячи людей ничего не знают о душе, о смысле человеческой жизни, то более важно помогать им, чем и занимается «Аюрведа» радио.

00:52:54 Олег Геннадьевич Торсунов, который является духовным руководителем и фактическим руководителем радио, его вдохновителем, нашел людей, которые помогают это как-то финансировать. Вот это пример начинания такой выдающейся личности, который имеет очень большую любовь и сострадание к другим людям. Я не знаю, если у него спросить, что он сделал для окружающих каких-то кошек, я не знаю, это не так существенно. Он свою жизнь посвятил тому, что он служит людям, что он помогает сотням людей, которые посещают наш сайт, понять смысл человеческой жизни.

00:53:46 Но если действительно пожилой человек, пенсионер живёт вместе с кошкой, то нужно кормить эту кошку, желательно освященной пищей. А не только мясом. Ловит она мышей или не ловит, мыши водятся не везде. В деревне, естественно, кошка будет ловить мышей и выполнять свои предписанные обязанности, а в городе это не так существенно. Мы должны помочь и кошке, повторять ей какие-то мантры, молитвы. Есть некоторые кошки, которые слушают. Они, может быть, долго слушать не будут, но хотя бы немножко послушают и в следующей жизни они вспомнят, и такая кошка может в следующей жизни родиться человеком. Вот, пожалуй, то, что можно ответить.

00:54:37 Ведущая: Тут далее идет небольшой рассказ о себе и немного вопросов. Мне бы хотелось вкратце сказать, что девушку очень интересует создание семьи на почве религиозности, я так понимаю. Хотелось бы познакомиться с молодым человеком, который бы помог ей создать очень благостную семью. И далее вопрос: отрицаете ли вы, например, знакомство через Интернет, на интернет-сайтах, или приветствуете?
Критский В.Г. Нет, я ничего не отрицаю, без Интернета было бы не возможно интернет-радио. Если вы через Интернет найдете достойного, порядочного человека, то это замечательно. Но также есть возможность посещать храмы, и Бхактиведанта Свами, духовный учитель ведической культуры, говорил, что в любой духовной традиции женщины больше интересуются духовной жизнью, чем мужчины. Они более эмоциональны, более чувствительны, и это имеет место и в христианской традиции, и в нашей традиции. Мужчины более твердолобые, их труднее раскачать, но зато если их раскачаешь, они уже будут идти до конца.

00:55:58 Вот. То есть я вполне понимаю её, тут нужно предпринимать какие-то усилия, и, так сказать, не бросаться на первого встречного-поперечного, потому что это очень рискованно и лучше какое-то время пожить одной, следовать духовной жизни и молиться Господу Богу о том, чтобы Он помог. Потому что для женщины, конечно, очень важно создать семью и не просто какую-то семью, а духовную, в которой муж и жена понимают друг друга и следуют аналогичным духовным принципам. Но, к сожалению, если муж и жена имеют разные религии, то часто бывают очень большие проблемы, противоречия, муж бьет жену, поэтому этого делать не стоит. Можно самой определиться и найти мужа аналогичных убеждений. И я думаю, что Господь вам поможет. Так я могу ответить.

00:56:59 Ведущая: И тут у нас последний, кульминационный вопрос от Риммы. Я думаю, что его все-таки стоило в первую очередь задавать.

Существуют ли какие-то рекомендации по установлению связи с Богом? То, что я её не чувствую, меня мучает много лет. Те практики, о которых я слышала, в какой-то мере уже предполагают веру в Бога, знание Бога. А у меня именно с этим и проблема.

00:57:23 Критский В.Г: Это не такой уж сложный вопрос, потому что на самом деле, если бы Римма не чувствовала связи с Богом, она бы не слушала радио «Аюрведа» и не посылала бы свои вопросы. Связь с Богом у неё, несомненно, есть, но большинство людей её не чувствуют, даже некоторые сомневаются, есть Бог или нет Бога, но если человек участвует в духовной жизни, сотрудничает с другими духовными людьми, это означает, что он связь чувствует.

00:57:58 Пускай это не очень явно, пускай это не очень осознанно, но даже на уровне подсознания это уже означает, что связь есть. Для того, чтобы эту связь оживить и её почувствовать, почувствовать духовное счастье, требуется как раз процесс йоги. И как раз «Бхагавад-гита» является йога-шастрой, учебником по йоге, и мы будем изучать основные системы йоги. Вот начиная с карма-йоги, исполнения предписанных обязанностей, дальше будет гьяна-йога, йога духовного знания, затем будет аштанга-йога, йога медитации, и, в конце концов, бхакти-йога, или йога преданного служения, которая является кульминацией. И, по сути, хотя формально Кришна излагает всю систему йоги, Прабхупада в комментариях к «Бхагавад-гите» с самого начала, с самой первой главы поясняет, что бхакти-йога является вершиной, кульминацией, и остальные системы йоги являются лишь некими подпорками, которые нужны в процессе строительства. Когда мы строим дом, строятся деревянные леса.

00:59:02 Без этих лесов трудно построить дом: нужно оштукатурить, покрасить. Но когда дом построен, леса не нужны, их можно отбросить. И точно так же здесь. Другие системы йоги они полезны, они нужны до той поры, пока мы ещё не очень сильны в духовной жизни. Но когда человек обретает сознание Бога, когда он ощущает эту связь, о которой пишет Римма, то, по сути, другие системы уже не нужны, они теряют смысл, потому что человек обретает всё желаемое. Вот так я могу ответить на её вопрос, и практический совет такой: она должна найти личность, должна найти человека или людей, которые посвятили свою жизнь этому, которые являются если не святыми, то, по крайней мере, потенциально святыми, которые стремятся к духовной чистоте.

01:00:00 И просто чему-то у них учиться, и со временем она окрепнет и сможет уже следовать самостоятельно духовным путем. Вот что я могу ответить.
Ведущая: Я правильно поняла, наверное, Римма живет в Заполярье, и там не так много людей, с которыми, может быть, ей хотелось бы общаться, и она ищет интересного круга.
Критский В.Г.: Она или живет в Заполярье, или там бывает, посещает. По крайней мере она не должна из-за этого сильно огорчаться, потому что, судя по её вопросам, это очень серьезный и очень целеустремленный человек. И то, что она пока, казалось бы, не чувствует связи с Богом ‒ это как раз влияние этого Заполярья, потому что в другом месте она бы это чувствовала гораздо лучше, но её деятельность, её вопросы говорят однозначно, что связь у нее есть и она её вскоре почувствует.
Ведущая: Хотелось бы пожелать Римме, чтобы она все-таки нашла то, что ищет: связь с Богом, нашла молодого человека, который бы удовлетворил её любовь к Богу, можно так сказать, и вместе они шли правильным путем.
Критский В.Г.: Я присоединяюсь к вашим пожеланиям.
Ведущая: Владимир, время у нас уже сегодня 20:07 по Москве. Спасибо вам большое, что были с нами, рассказали очень интересные стихи из глав «Бхагавад-гиты», я все внимательно слушала и даже записывала. Я думаю, наши радиослушатели испытали какие-то приятные моменты, узнав интересную информацию. Спасибо вам большое.
Критский В.Г: Всего хорошего.
Ведущая: До свидания.
Критский В.Г: До свидания.
Ведущая: Дорогие радиослушатели, мы продолжаем нашу программу, далее у нас музыка для вас и ваших близких. Оставайтесь с нами на «Аюрведа» радио. Всего доброго.

транскрибирование: Ирина Ефремова | Омск | Россия | 18 ноября 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 27 февраля 2021