Глава 6 стихи 40-46

Аюрведа радио - 14 сентября 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:33:56 | качество: mp3 24kB/s 5 Mb | прослушано: 80 | скачано: 184 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:23 [Ведущая] Уважаемые радиослушатели, рада приветствовать вас вновь на волнах «Аюрведа Радио». И сегодня продолжение нашей программы, несмотря на то, что у нас нет возможности корректировать расписание на сайте, но тем не менее Владимир Критский в прямом эфире на волнах «Аюрведа Радио» сегодня с нами. Обзор различных систем йоги, а также ответы на вопросы по Бхагавад-гите, те вопросы, которые вы нам пришлете. Добрый день, Владимир Георгиевич!
[Критский В. Г.] Добрый день. Дорогие друзья, сегодня у нас заключительная передача по 6 главе Бхагавад-гита [деян йога], затем будет небольшой перерыв на две недели, и затем в начале октября мы продолжим уже начиная с 7 главы.

00:01:10 И как обычно я хочу в начале сказать несколько слов по поводу значимости той передачи, которой мы с вами занимаемся. Поскольку многие утверждения Бхагавад-гите и других ведических произведений могут показаться нереальными, фантастичными. Это, по сути, следствие различных подходов восточного и западного типа мышления. Как говорил знаменитый писатель Редьярд Киплинг «Восток – это восток, а Запад – есть Запад». И восточный подход можно назвать интегральным, он рассматривает такие глобальные понятия, как абсолютная истина, понятие кармы. Западный подход является дифференциальным, то есть он пытается проанализировать понятия по их составным частям. Мы в прошлый раз с вами говорили о книге Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физика?» - это характерный пример того, как современная наука пытается изучать жизнь.

00:02:21 Другой пример, моей собственной практики, на моем опыте, был мой отец, он был доктор биологических наук, профессор, он работал в Институте биохимии Академии наук имени Баха. И он водил меня в свой институт с детских лет, я видел, так сказать, этот процесс, как бы делание науки. Там был в подвале такой виварий, в котором держали животных, несчастных животных, на которых ставили опыты: мышей, крыс, кроликов, собак. Отец мой изучал влияние радиации на обмен нуклеиновых кислот и для того чтобы провести эксперимент, для того чтобы выяснить каким образом повлияло на это животное облучение, животное просто убивали, я видел это собственными глазами. То есть, по сути для того, чтобы изучить жизнь, нужно в начале убить жизнь. Это разумеется во благо науки, на благо человека. Это научный подход, так называемый, так сказать, эмпирический дифференциальный метод. Это, по сути, не изучение жизни, а изучение материальной оболочки и современная культура, по сути, вся основана на таких телесных механистических представлениях.

00:03:52 Когда же человек знакомится с реальной культурой, культурой духовного мира, то на него находит определённое просветление. Он понимает, что он познакомился с неким более возвышенным, реальным миром, а не каким-то материальным подобием. Мир – это духовное творение и здесь на каждом шагу мы видим личности, мы с вами личности, животные тоже личности, даже растения тоже личности, как мы на одной из наших передач говорили о книге «Тайная жизнь растений», которая блестяще доказывает, что растения тоже обладают сознанием. И в конце концов мы должны понять, что из себя представляет верховная личность, Бога, которая является обладателем всех качеств, всех энергий, источником всего сущего. В этом является, по сути, цель духовной жизни, в этом заключается процесс йоги. То есть йога – это путь духовного развития, восстановление отношений с абсолютно истинной верховной личностью Бога, а не просто какая-то система гимнастических упражнений. Есть такое красивое выражение, я не знаю кто его автор «Дорога к истине - есть дорога к счастью». То есть, по сути – это есть путь духовного познания, познания высшего смысла человеческой жизни и практикой этого пути является система йоги.

00:05:40 Итак, мы с вами в прошлый раз остановились на сороковом стихе, где господь Кришна отвечает на сомнения Арджуны. Итак, сороковой стих. Господь верховная личность [неразборчиво] сказал: «О сын Притхви, трансцеденталист, занятый благочестивой деятельностью, никогда не гибнет – ни в этой жизни, ни в следующей. Того, кто творит добро, мой друг, никогда не одолеет зло».
Вот сейчас мы с вами смотрим что это означает творить добро и мы, время от времени, будем зачитывать отрывки из комментария духовного учителя Бхактиведанта Свами Прабхупада, который наиболее авторитетно отвечает на эти вопросы. Людей идущих по пути добра или благочестивой деятельности можно разделить на три категории. Первая – те, кто следует предписаниям священных писаний, вед и стремятся при этом к материальному счастью. Второй – это те, кто пытаются освободиться из плена материального рабства. И третья – это люди, которые занимаются преданным служением Господу в сознании Бога.

00:06:57 Первые, те кто следует правилам и предписаниям священных писаний, чтобы обрести материальное счастье можно в свой черед разделить на две большие группы: те, кто трудится ради плодов своего труда и те, кто не стремятся использовать плоды своего труда для удовлетворения своих чувств. Те, кто занимаются кармической материальной деятельностью ради удовлетворения чувств могут достичь более высокого уровня жизни и даже подняться на высшие райские планеты, но поскольку они продолжают оставаться в плену материальной природы, путь по которому они следуют нельзя назвать наилучшим. Единственной, по истине, благотворной деятельностью является та, которая ведет человека к освобождению, любая деятельность, которая в конечном счете не направлена на достижение духовного самосознания или освобождения от материального рабства не является благотворной. Но деятельность преданному служению Господу это, по сути, единственная благотворная деятельность и того, кто стремится, несмотря на все трудности, развить в себе сознание Бога можно назвать совершенным йогом.

00:08:14 Шримад Бхагаватам приводится цитата, в которой [Нара Домуни] дает совет Вьясадеви, составителю ведической литературы «Если оставив материальные устремления человек посвящает себя служению Господу, он никогда не встретит в жизни потерь и поражений. С другой стороны не преданный, даже неукоснительно исполняющий свои предписанные обязанности, по сути, ничего не достигает».
И в следующих стихах Господь Кришна начинает разъяснять свои слова в предыдущем стихе. 41 стих. «После многих лет жизни на райских планетах, где живут благочестивые существа, неудачливый йог рождается в семье праведников или богатой аристократии». Согласно ведам, жизнь есть практически на всех планетах Вселенной. Это достаточно революционная точка зрения и её довольно трудно доказать с научной точки зрения, но легко объяснить, что на самом деле нет противоречий с научными данными. Дело в том, что жизнь на других планетах существует в иных формах. Материальные тела, состоящие из более тонких материальных элементов – это вода, воздух, огонь, эфир. Здесь, на Земле преобладающим элементом является земля, то есть, самый грубый элемент, который является носителем качества твердости. Поэтому здесь, на Земле преобладают вот эти самые тяжелые элементы – земля и вода и, соответственно, самая сложная система устройства материального тела.

00:10:06 42 стих. «Тот же, кто оставил занятия йогой после многих лет практики рождается в семье трансценденталистов , наделенных духовной мудростью. Такое рождение большая редкость в этом мире». Итак, в этих двух стихах Господь Кришна разъясняет, что есть две категории неудачливых йогов. Первая, это те, кто оставили занятия йогой, едва его начав, и те, кто сошли с этого пути пройдя значительную часть. Первые отправляются на планеты, где живут благочестивые существа, так называемые райские планеты. А вторые, после многих лет практики йоги вновь попадают на… Большая удача появиться в семье йогов трансценденталистов, поскольку ребенок родившийся в такой семье, с самого начала жизни получает мощный толчок духовному развитию. Члены таких семей, где чтут традиции и дают детям надлежащее воспитание, сведущие в духовной науке, являются преданными Господу, поэтому с течением времени они становятся духовными учителями.
В Индии ещё сохранились семьи, которые из поколения в поколение воспитывают трансценденталистов, появиться в таких семьях – это огромное преимущество. И духовный учитель, который перевел Бхагават-гиту Бхактиведанта Свами Прабхупада, а также его учитель [неразборчиво] Сарасвати Махараджа – оба родились в таких семьях и с самых первых дней могли заниматься преданным служением Господу.

00:11:52 43 стих. «Родившись в такой семье, йог возрождает божественное создание предыдущей жизни и вновь начинает занятия йогой, ради достижения полного совершенства, о потомок Куру». Итак, имеет место определённая преемственность в развитии духовного знания. В следующей жизни мы начинаем своё духовное развитие с того момента, на котором остановились в прошлой жизни. Пример, который приводится в ведической литературе – это история царя Бхараты, который родился в семье благочестивого Брахмы. В своей предыдущей жизни Бхарата был императором всего мира и правил огромным царством, и в его честь эту планету называют также Бхарата-варша. Но, будучи ещё молодым император решил отречься от мира, он покинул свой дворец и отправился в лес ради достижения духовного совершенства. Но, так или иначе, он не сумел достичь поставленной цели и в одной из последующих жизней он родился в семье благочестивого Брахмана, под именем Джада Бхарата. Он всегда искал уединения и избегал всякого мирского общения с кем бы то ни было. Это была его последняя жизнь и в конце он вернулся обратно домой, обратно к Богу. И на этом примере видно, что все что достигнуто трансеценденталистом в процессе практики йоги не пропадает даром, и по милости Господа он снова получает возможность полностью развить в себе сознание Бога.

00:13:48 Другой, очень интересный, уже современный пример приводится в номерах нашей газеты «Золотой век», о которой, я думаю вы знаете. В прошлом году к нам в Москву приезжала женщина, которая родилась в Индии и эта женщина интересна тем, что она вспомнила свою прошлую жизнь, то есть, ей пришли воспоминания о том, что в прошлой жизни она жила в Англии, она была юношей и жила в индусском храме, что в Англии очень большая община индусов и последователей ведической традиции. И в предыдущей жизни, примерно 30 лет назад она была молодым юношей и пыталась заниматься бхакти-йогой, но трагически погибла, этого юношу сбила машина и вот она примерно двадцать с лишним лет назад родилась в Индии уже в теле женщины и дала интервью. Ее история была в печати, и в том числе в газете «Золотой век», она приезжала в Москву и здесь рассказывала о своем опыте. Это не просто фантазии, потому что все, что она рассказала проверялось, группа исследователей приезжала в Англию, нашла этот город, где она родилась в прошлой жизни и проверила все её данные, что действительно в указанные ею годы там жил такой юноша, который решил посвятить свою жизнь йоге, ведической культуре и он трагически погиб, где-то примерно в возрасте 20 лет.

00:15:44 44 стих. «Обладая божественным сознанием предыдущей жизни, такой человек естественным образом начинает следовать принципам йоги даже не ощущая их. Трансценденталист стремящийся к духовному знанию, всегда стоит выше ритуалов священного писания». Дело в том, что есть разные уровни духовного развития, большинство людей знают только морально-этические принципы, которые являются внешней оболочкой духовной жизни. Но йогов, достигших высокой ступени духовного развития не интересуют вот эти внешние принципы и ритуалы, описанные в священных писаниях. Их естественным образом привлекают внутренние, глубинные принципы йоги, которые помогают им развить сознание Бога и достичь духовного совершенства. Это достаточно тонкий момент, дело в том, что священные писания предназначены для всех людей, в первую очередь для начинающих духовную жизнь, поскольку продвинутым йогам хорошо известны все эти принципы. И здесь господь Кришна говорит о принципах Бхакти, которая является высшей системой йоги и она начинается с прослушивания и повторения святых имен Бога. Те, кто следуют данной системе Бхакти-йоги, каждый день повторяют святые имена Бога и в том числе в нашей традиции повторяется Харе Кришна мантра, которая часто звучит на волнах радио «Аюрведа».

00:17:27 45 стих. «После многих лет духовной практики искренне стремясь к духовному прогрессу, такой йог в конце концов очищается от материальной скверны и обретает духовное совершенство».

00:17:42 46 стих. «Йог выше аскета, выше философа-эмпирика и выше того, кто занимается материальной деятельностью, поэтому о Арджуна при всех обстоятельствах будь йогом». Вот коментарий Бхактиведанта Свами Прабхупада: «Йога – это процесс воссоединения нашего сознания с высшей абсолютной истиной. Разные категории людей по-разному называют этот процесс, в зависимости от выбранного метода духовной жизни. Когда процесс воссоединения со Всевышним основан на материальной деятельности, его называют «карма-йогой», когда он связан с философскими исследованиями, он носит название «гьяна-йоги», а когда в основе процесса лежит преданное служение Господу – его называют «бхакти-йогой».
Бхакти-йога или метод сознания Бога, как будет объясняться в следующем стихе, является высшей ступенью йоги, которое дает человеку полное духовное знание и поэтому является наиболее совершенным методом духовного сознания. И вот на конец, последний 47 стих этой 6 главы: «Господь Кришна сказал «Из всех же йогов, тот кто с непоколебимой верой всегда думает обо мне в глубине сердца и постоянно служит мне с любовью и преданностью наиболее тесно связан со мной в йоге и он из всех является наивысшим. Таково мое мнение»».

00:19:26 Комментарий. Занятия йогой достигают своей кульминации на уровне бхакти-йоги, все остальные методы йоги всего лишь ступени ведущие к бхакти. Строго говоря йога и означает бхакти-йогу, начиная со ступени карма-йоги и кончая уровнем бхакти-йогой живое существо проходит долгий путь духовного осознания. Началом этого пути является карма-йога, то есть работа без стремления к плодам своего труда. Когда человек, занимающийся карма-йогой обретает знания и способность к самоотречению, он поднимается на уровень гьяна-йоги. Когда занятия гьяна-йогой приводят его к уровню медитации на верховную душу через различную систему физических упражнений, то он способен сосредоточить свой ум на Господе и достигает стадии аштанга-йоги. Поднявшись ещё выше и осознав верховную личность Бога Кришну, человек достигает уровня бхакти-йоги – кульминации всех йог.

00:20:34 Бхакти-йога является высшей целью занятий йогой, но чтобы глубоко понять суть этого метода, человек должен познать и содержание остальных методов йоги. Тот, кто достигнув определённой ступени йоги останавливается на нем и не продвигается дальше называют соответственно карма-йогом, гьяна-йогом, раджа-йогом, хатха-йогом и так далее. Если человеку посчастливится подняться на уровень бхакти, то он поднимается над всеми остальными методами йоги, поэтому развить в себе сознание Бога – это значит достичь высшей ступени йоги. Только тот, кому посчастливится может обрести сознание Бога следуя путем бхакти и выполняя предписания вед. Идеальный йог, достигший совершенства способен сосредоточить свой ум на Господе Кришне, которого именуют также Шьямасундара. Господь приходит в материальный мир в разных воплощениях, появляясь на Земле в облике человека, он известен под именами Рама, Кришна, Говинда, Васудева. Он самый совершенный сын, совершенный муж, друг и господин, он исполнен всех достояний и трансцендентных качеств. Того, кто полностью осознал эти качества Господа, называют совершенным йогом. Достичь высшей ступени совершенства можно занимаясь бхакти-йогой, все это подтверждается в ведах. Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Господа и духовного учителя открывается смысл ведического знания [неразборчиво].

00:22:29 Итак, бхакти-йога, преданное служение Господу, не оскверненное желанием материальной выгоды, является целью всей системы йоги. На этом кончается комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупада к 6 главе бхагават-гиты, которая называется «гьяна-йога или йога медитаций» и на этом я, соответсвенно, хочу закончить свою передачу. На сегодня, если у вас есть какие-то вопросы или замечания, пожалуйста звоните по нашим телефонам или пишите на наш сайт, напоминаю, что в эфире Критский Владимир Георгиевич.

00:23:07 [Ведущая]: Итак, уважаемые радиослушатели, мы продолжаем нашу программу. Владимир Критский в прямом эфире на волнах «Аюрведа радио», обзор различный систем йоги. А в данный момент – ответы на вопросы по ведической философии. Итак, у нас есть первый вопрос. Владимир Георгиевич, вы с нами?
[Критский В.Г]: Да-да, конечно.
[Ведущая]: Вопрос звучит так: «Где можно заниматься в система бхакти-йоги?»

00:23:33 [Критский В. Г.]: Это вопрос достаточно простой. Существует несколько обществ ведической культуры, я назову только основные из них, наиболее авторитетные, популярные. С одной стороны есть общества созданные самим Прабхупадой, духовным учителем, который, по сути, возродил на Западе интерес к ведической культуре, есть общества «Сознание Кришны», которые находятся по адресу Ленинградский проспект, дом 39 за комплексом «Старт», это примерно одна остановка ехать от метро «Динамо» в сторону аэровокзала. Затем, есть достаточно крупный центр, храм общества [Гудиаматх, так называется читание Саросватматх]. Он имеет храм на Кисельном переулке, в центре, недалеко от метро «Кузнецкий мост» и есть ещё несколько других обществ, которые имеют небольшие центры, не столь крупные. То есть сейчас ведическая традиция достаточно распространилась у нас в стране и на Западе и наиболее серьезные и авторитетные представительства я назвал. Но есть целый ряд, также, других обществ ведической культуры и не все из них придерживаются того же философского направления, что и наши, которые называются «Бхакти-веданта». Есть другая интерпретация бхагават-гиты, так называемая «Адвайта-веданта» или концепция имперсонализма и я кратко упоминал и сейчас я ещё раз скажу, что это довольно сильно отличается, как бы от наших представлений, хотя внешне, вроде все то же самое. Они тоже опираются на веды, бхагават-гиту, они следуют тем же самым регулирующим принципам, но с философской точки зрения – это учение о пустоте, о том что высшим абсолютом является безличный Браман. Наше учение Бхакти или Бхакти-веданта по сути очень близко, скажем, к христианству. То есть это монотеистическая традиция, которая признает существование единого Бога, высшего разума и очень глубоко и философски это обосновывает. Имперсональные направления уже по сути отрицают вот это, того что Всевышний Господь является начальным источником, для них Бог это некая абстракция, по сути эти направления в какой-то степени материалистичны. Поэтому я не случайно назвал именно два центра, которые следуют авторитетной трактовке, вот этого учения веданты, именно центр около метро «Динамо», Ленинградский проспект, 39 и центр [Читание Саросватматх] на Кисельном переулке. Вот такой ответ на данный вопрос.

00:27:01 [Ведущая]: Как приобрести непоколебимую веру в Бога, в то что делаешь, если совместить благоприятные мысли с благоприятными действиями забыв о страхе? Как совместить благоприятные мысли с благоприятными действиями забыв о страхе?
[Критский В. Г.]: Значит приобрести непоколебимую веру не так то просто. Господь Иисус Христос говорит в Евангелие, что будь у вас вера хотя бы с горчичное зерно, скажете горе «Иди» и гора пойдет. То есть, вера – это очень великая вещь, на самом деле, хотя в современной культуре превозносится именно знание, как бы это сказать, некоторое философское, научное понимание, но в духовной традиции ни чуть не меньшее значение имеет также вера и здесь во многом все зависит, как бы во что верить. То есть верить то нужно в то во что нужно верить, то есть что является действительно авторитетным духовным путем и обрести непоколебимую веру можно, в принципе, двумя путями. Во-первых через индивидуальную духовную практику, то есть следую предписаниям духовных писаний, следуя принципам священных писаний, воспевая так сказать святые имена Бога и второе, следуя примеру великих душ. То есть, даже ещё может быть важнее найти такую личность, которая обладает такой верой и эта личность способна, как бы, вдохновить вас, дать вам пример, повести за собой. Для всех нас таким примером является духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада, который почти что в 70 лет уехал из Индии, приехал в Америку и основал там общество ведической культуры и институт Бхактиведанты и в течении 12 лет он проповедовал по всему миру и распространял это древнее ведическое знание. Разумеется это сделать не так то просто и в молодом возрасте, а в 70 лет тем более, но он был настолько силен своей верой, в то что Господь его защитит, что Господь даст ему силы, что он осуществил эту великую миссию и у нас сейчас есть возможность следовать этим путем, читать ведические произведения в авторитетном переводе, в том числе бхагават-гиту, которой мы занимаемся.

00:29:43 [Ведущая]: А вообще зачем нужны все эти различные общества, о котором вы говорили в предыдущем ответе?
[Критский В. Г.]: Ну эти общества нужны для того, чтобы человеку было легче следовать по духовному пути, потому что в современную эпоху, когда материалистическая культура преобладает, индивидуальное духовное развитие практически не осуществимо. Об этом говорится, собственно, и в бхагават-гите и пишет Бхактиведанта Свами Прабхупада, что когда вы общаетесь с людьми аналогичного настроения, аналогичного менталитета, то вам гораздо легче, вы гораздо удобнее себя чувствуете, точно также если вы находитесь в семье, где вас любят, уважают, вы чувствуете себя очень удобно, комфортно и можете полностью раскрыть себя, раскрыть свои способности. Если вы живете в среде, где к вам относятся недружелюбно, с каким-то недоверием, непониманием, то вам будет очень трудно. Вы должны быть великим аскетом, великим йогом, чтобы принести свою жизнь на алтарь вот этого служения, что может, конечно, далеко не каждый. И вот как раз вот в этих обществах духовных традиций, люди западной культуры, которые, по сути, ничего не знают о ведической традиции могут найти круг себе подобных людей и в их обществе следовать вот этому духовному методу, методу бхакти-йоги, которая является наиболее совершенной ступенью в лестнице йоги. Вот в этом смысл всех этих обществ.

00:31:37 [Ведущая]: А также вопрос, разве одного наставника не достаточно?
[Критский В. Г.]: В принципе достаточно, то есть если у вас настолько совершенный учитель, как Бхактиведанта Свами Прабхупада, то несомненно вы также сможете достичь духовного совершенства, но реально такое случается очень редко. Большинство людей, которые познакомились с ведической культурой в глаза никогда не видели духовного учителя и они познакомились с этим либо через книги, либо услышав какую-то передачу по радио или по телевидению и им зачастую вообще очень трудно продвигаться по духовному пути, до той поры пока они не найдут людей, которые близки им по настроению. Это даже не обязательно называть громким именем «духовный наставник» или «духовный учитель», это могут быть просто какие-то наши духовные братья и сестры, которые уже раньше нас стали на этот путь и могут помогать нам, а в дальнейшем когда человек продвинется на этом пути и поймет, что действительно необходимо найти совершенного учителя и принять от него посвящение, то он, естественно, обратиться и найдет такую личность, потому что таких личностей не так много, всего несколько человек во всем мире и он постарается найти такую личность, обратиться к нему и принять от него духовное посвящение, вот так я могу ответить на этот вопрос.

00:33:15 [Ведущая]: Спасибо большое, вам, Владимир Георгиевич. Вопросов больше нет, очень рады были вас слышать.
[Критский В. Г.]: И вот сейчас я ещё раз вам напоминаю, что следующей передачи действительно не будет, потому что я через несколько дней уезжаю под Новороссийск, где у нас состоится слет последователей ведической культуры, поэтому я прощаюсь с нашими радиослушателями «Аюрведа радио» до начала октября, где состоится очередная передача уже по 7 главе бхагават-гиты.
[Ведущая]: Хорошо, спасибо большое, всего доброго и удачной вам поездки.
[Критский В. Г.]: Спасибо, до свидания.

транскрибирование: Игорь Витюгин | 30 ноября 2012