Дхьяна-йога

Аюрведа радио - 17 August 2007
Место аштанга-йоги в общей системе йоги. Кто такой йог? Три ступени йоги. Ум: друг или враг? Что даёт нам контроль над умом
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:29:14 | качество: mp3 24kB/s 5 Mb | прослушано: 122 | скачано: 332 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:24 [Ведущая] Владимир, здравствуйте.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья.

00:00:29 [Ведущая] Сегодня у нас, дорогие радиослушатели, Владимир Критский с прямым эфиром из Москвы «Обзор различных систем йоги по «Бхагавад-гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Можете присылать свои вопросы, номер телефона 8-909-933-77-09. Итак, я хочу передать слово вам, Владимир.

00:00:52 [Критский В.Г.] Спасибо. Ещё раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Критский Владимир Георгиевич. И, как сказала Наталья, наш цикл называется «Обзор различных систем йоги по «Бхагавад-гите».

0:01:06 Мы с вами в прошлый раз сделали обзор первых пяти глав «Бхагавад-гиты», о которых мы говорили примерно месяц или два назад, до нашего месячного перерыва. И я напомню, что в конце пятой главы Кришна подвел итог вот этим главам, которые в целом называются «Карма-йога». «Мудрец, знающий Меня как цель всех жертвоприношений и аскез, как Верховного Господа всех планет и полубогов, благодетеля и доброжелателя всех существ, достигает мира, избавляясь ото всех материальных страданий». Это был конец, последний стих пятой главы, которая называлась «Карма-йога – деятельность в сознании Бога». И мы сейчас с вами перейдем к следующей, шестой, главе, которая является логичным продолжением предыдущих пяти глав.

Место аштанга-йоги в общей системе йоги

00:02:07 Шестая глава называется «Дхьяна-йога», или «Йога медитации», и она является более высоким этапом, более высокой системой по сравнению с предыдущими системами йоги: карма-йогой и гьяна-йогой. В третьей и пятой главах Кришна объяснял принцип деятельности в йоге, то есть каким образом человек должен действовать, не привязываясь к плодам своего труда, посвящая плоды Всевышнему Господу. Четвертая глава «Гьяна-йога» рассматривала принципы познания, поясняла, что такое знание и каким образом человек должен использовать своё философское понимание для духовного прогресса, для того, чтобы совершать определённые жертвоприношения, ради развития духовного знания.

00:03:10 И шестая глава, посвященная дхьяна-йоге, или йоге медитации, очень важная и очень интересная. Она [аштанга-йога – прим. ред.) очень популярна в нашу эпоху. Практически во всех странах мира имеются различные общества йоги, которые занимаются разными асанами, пранаямами, и у людей часто складывается представление, что, собственно, вот это и есть йога. Из всего вышесказанного понятно, что аштанга-йога является лишь одной ступенью в этой большой лестнице йоги, которая описывается Кришной в «Бхагавад-гите». Она имеет некоторые особенности, и главная её особенность в том, что (возможно, для некоторых это будет неожиданным) она, по сути, слишком сложна для данной эпохи. Об этом будет говориться в конце шестой главы.

00:04:14 В первых стихах мы с вами будем рассматривать принципы аштанга-йоги, причем первые стихи будут посвящены ещё и повтору основных идей карма-йоги. Она, несомненно, очень интересная и очень красивая, и здесь её Кришна описывает, я бы сказал, с поэтическим мастерством. Значит, её особенность в том, что она слишком сложна, она требует очень высокой степени отречения и, по сути, удаления от мира. Вот главная причина, почему она не может быть, скажем так, полной системой, которой можно посвятить всю свою жизнь, а является лишь одной ступенечкой в этой общей лестнице йоги.

00:05:09 В конце этой главы Кришна будет рекомендовать карма-йогу и бхакти-йогу как более высокую ступень карма-йоги, как более практичный способ духовной реализации. Но в любом случае аштанга-йога может быть полезна как некое средство на нашем духовном пути, в нашем духовном развитии. И, по сути, элементы аштанга-йоги используют практически все люди, ставшие на духовный путь, в том числе и христианские святые. Если мы почитаем жизнеописание христианских святых, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, мы увидим, что они иногда выполняли определённые аскезы, которые в точности соответствуют упражнениям аштанга-йоги.

Кто такой йог?

00:06:10 Итак, стих 1 главы 6.
श्रीभगवानुवाच
अनाश्रित: कर्मफलं कार्यं कर्म करोति य: ।
स सन्न्यासी च योगी च न निरग्न‍िर्न चाक्रिय: ॥ १ ॥

śrī-bhagavān uvāca
anāśritaḥ karma-phalaṁ
kāryaṁ karma karoti yaḥ
sa sannyāsī ca yogī ca
na niragnir na cākriyaḥ

«Господь Верховная Личность Бога сказал: „Тот, кто не привязан к плодам своего труда, кто трудится из чувства долга, именно он находится в отречении, он настоящий йог, а не тот, кто не разводит огня и ничего не делает, не исполняет долга».

00:06:39 То есть эта идея в принципе не новая, об этом говорилось во второй и в третьей главе «Бхагавад-гиты»: кто не привязан к плодам своего труда, кто трудится из чувства долга, именно он является настоящим йогом. Этот стих является связующим звеном между этой и предыдущими главами.

00:07:03 Я сейчас прочитаю отрывок из комментария духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады, где он очень хорошо это всё объясняет. «В этой главе Господь рассказывает о том, как метод восьмиступенчатой системы йоги является средством обуздания ума и чувств. Однако обыкновенным людям, особенно в эпоху Кали, очень трудно следовать этому методу. Хотя здесь и рекомендуется восьмиступенчатая йога, Господь подчеркивает, что метод карма-йоги, то есть деятельности в сознании Бога, гораздо более доступен. В этом мире каждый человек трудится, чтобы прокормить себя, свою семью, но при этом преследует какие-то корыстные интересы, стремится к удовлетворению своих чувств, либо в узком, либо в широком смысле. Тот, кто действительно достиг совершенства, тот действует в сознании Бога, не ради собственного наслаждения, а ради наслаждения Господа, поскольку все живые существа являются изначально неотъемлемыми частичками Всевышнего. И отдельные части тела должны действовать ради удовлетворения всего тела. »

00:08:15 Это очень наглядный пример: Прабхупада сравнивает живое существо с маленькой частичкой, частью целого тела, которая должна иметь интересы, не отличные от него.

00:08:38 Стих 2:
यं सन्न्यासमिति प्राहुर्योगं तं विद्धि पाण्डव ।
न ह्यसन्न्यस्तसङ्कल्पो योगी भवति कश्चन ॥ २ ॥

yaṁ sannyāsam iti prāhur
yogaṁ taṁ viddhi pāṇḍava
na hy asannyasta-saṅkalpo
yogī bhavati kaścana

«Знай же, о сын Панду, то, что называется отречением, по сути то же самое, что и йога, или процесс воссоединения человека со Всевышним, поскольку йогом может стать только тот, кто освободился от желания чувственного наслаждения».

00:08:58 То есть Кришна говорит, что отречение от материальной деятельности, посвящение себя духовной деятельности – это и есть йога, это есть процесс воссоединения человека со Всевышним. Йогом может стать только тот, кто избавился от корыстных желаний чувственного удовлетворения.

Три ступени йоги

00:09:18 Стих 3:
आरुरुक्षोर्मुनेर्योगं कर्म कारणमुच्यते ।
योगारूढस्यतस्यैव शम: कारणमुच्यते ॥ ३ ॥

ārurukṣor muner yogaṁ
karma kāraṇam ucyate
yogārūḍhasya tasyaiva
śamaḥ kāraṇam ucyate

«Говорится, что для того, кто начал заниматься йогой, деятельность есть средство достижения цели, а для того, кто достиг высшей ступени йоги, таким средством является прекращение материальной деятельности».

00:09:39 Это звучит немножко сложно, но сейчас мы этот стих разберем. Суть очень простая: на первом этапе, на первом шаге нашего духовного развития человек не должен отказываться от своих предписанных обязанностей, от деятельности в материальном мире. Он должен исполнять свои обязанности без привязанности к плодам, не ради каких-то корыстных интересов. И это может продолжаться какое-то время, пока у него постепенно не разовьется отречение и он не потеряет интерес к этой материальной деятельности. И на более высокой ступени, когда он достиг, как здесь говорится, высшей ступени йоги, для него средством духовного прогресса будет являться прекращение материальной деятельности, полное посвящение себя духовной жизни.

00:10:34 Вот отрывок из комментария Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Процесс воссоединения живого существа со Всевышним называется йогой. Этот процесс можно сравнить с лестницей, ведущей к вершине духовного самоосознания. Эта лестница начинается с самого низшего уровня, обусловленного состояния живого существа, и восходит до вершины самоосознания, то есть к чистой духовной жизни. Ступени этой лестницы, соответствующие различным уровням духовного самоосознания, известны под разными именами. Всю лестницу в целом называют йогой, разделяя её на три больших вида: гьяна-йога, дхьяна-йога и бхакти-йога. Низшую, самую первую, ступень этой лестницы называют йогарурукшу, а высшую называют йогарудха».

00:11:26 Таким образом, карма-йога является предварительной ступенью, более высокой ступенью является гьяна-йога, йога знания, четвертая глава «Бхагавад-гиты»; затем идет дхьяна-йога, или йога медитации, шестая глава; и последующие несколько глав будут посвящены бхакти-йоге, или преданному служению Всевышнему Господу.

00:11:55 Стих 4:
यदा हि नेन्द्रियार्थेषु न कर्मस्वनुषज्ज‍ते ।
सर्वसङ्कल्पसन्न्यासी योगारूढस्तदोच्यते ॥ ४ ॥

yadā hi nendriyārtheṣu
na karmasv anuṣajjate
sarva-saṅkalpa-sannyāsī
yogārūḍhas tadocyate

«Говорится, что человек достигает совершенства в йоге, когда, полностью освободившись от всех материальных желаний, он перестает действовать ради удовлетворения собственных чувств или наслаждения её плодами».

00:12:12 Кришна, по сути, подчеркивает ту же самую мысль, нет ничего нового: смысл йоги состоит в отречении от материальной деятельности, от стремления к материальным, чувственным, наслаждениям.

Ум: друг или враг?

00:12:26 В пятом стихе Кришна приступает уже непосредственно к описанию системы аштанга-йоги. Суть этой системы – это контроль ума, контроль чувств через определённую систему физических и дыхательных упражнений.

00:12:47 Стих 5:
उद्धरेदात्मनात्मानं नात्मानमवसादयेत् ।
आत्मैव ह्यात्मनो बन्धुरात्मैव रिपुरात्मन: ॥ ५ ॥

uddhared ātmanātmānaṁ
nātmānam avasādayet
ātmaiva hy ātmano bandhur
ātmaiva ripur ātmanaḥ

«Используя свой ум, человек должен освободиться из материального плена, а не деградировать. Ум может быть как другом обусловленной души, так и её врагом».

00:13:03 Вот это уже очень глубокий философский момент. Дело в том, что современные люди не очень четко представляют себе, что такое ум. Они думают, что ум – это их природа: «я подумал», «я что-то решил». Здесь, в «Бхагавад-гите», и в целом в ведических писаниях объясняется, что ум – это всего лишь наша тонкая оболочка, оболочка тонкого тела. Наше физическое тело: руки, ноги, голова и т. д. – это наша грубая физическая оболочка, как скафандр.

00:13:50 И понять, что мы не есть оболочка, не так уж сложно. Скажем, если человек потеряет руку или потеряет ногу, он всё равно останется человеком, он может потерять обе руки, обе ноги, но всё равно он будет существовать. Хотя, конечно, его деятельность будет сильно ограничена, но его сознание останется, он, может быть, будет страдать, но он останется личностью, потому что тело – это, как говорилось, наша внешняя оболочка.

00:14:23 Но процесс отождествления себя с умом, то есть с тонким материальным телом, гораздо более глубокий. Тем не менее мы можем понять, что мы не есть ум. Мы можем постараться наблюдать себя со стороны, мы можем понять, что иногда нам в ум приходят совершенно глупые, бредовые мысли. Иногда мы срываемся на каких-то людей, на своих близких, потом сами об этом жалеем. Мы можем забыть сделать простейшую вещь, например выключить утюг, выходя из дома.

00:14:59 То есть ум – это некий инструмент, который дается нам для определённой цели. И это очень четко здесь объясняется, в этой главе «Бхагавад-гиты». И для того, чтобы человек мог духовно прогрессировать, он должен этот инструмент всегда держать в чистом состоянии. Инструмент должен быть всегда наготове выполнить свою роль. И здесь, в этом стихе, Кришна дает эту фундаментальную идею шестой главы, что ум может быть и причиной материальной деградации, и средством духовного прогресса.

00:15:44 Стих 6:
बन्धुरात्मात्मनस्तस्य येनात्मैवात्मना जित: ।
अनात्मनस्तु शत्रुत्वे वर्तेतात्मैव शत्रुवत् ॥ ६ ॥

bandhur ātmātmanas tasya
yenātmaivātmanā jitaḥ
anātmanas tu śatrutve
vartetātmaiva śatru-vat

«Для того, кто обуздал свой ум, ум его лучший друг, для того же, кто не смог этого сделать, собственный ум становится величайшим врагом».

00:15:44 Вот это уже конкретно Кришна объясняет, что значит ум-друг, и что значит ум-враг. Если мы можем контролировать свой ум, если мы можем направлять его на благотворную деятельность, на благо всех людей и самого себя, то он является нашим другом, он может выручить нас в самой тяжелой ситуации, когда мы можем потерять самообладание, потерять дар речи. И в то же время, если ум не обуздан, если он подвержен каким-то нежелательным проявлениям, типа гнева, жадности, похоти, то, как объясняет здесь Кришна, он становится нашим врагом.

Что даёт нам контроль над умом

00:16:48 Так, следующий стих, стих 7:
जितात्मन: प्रशान्तस्य परमात्मा समाहित: ।
शीतोष्णसुखदु:खेषु तथा मानापमानयो: ॥ ७ ॥

jitātmanaḥ praśāntasya
paramātmā samāhitaḥ
śītoṣṇa-sukha-duḥkheṣu
tathā mānāpamānayoḥ

«Тот, кто обуздал свой ум, уже достиг Сверхдуши, ибо он обрел умиротворение. Для такого человека счастье и несчастье, жара и холод, честь и бесчестие – всё одно».

00:17:06 Это ещё более серьезные вещи, ещё более фундаментальная идея, которую объясняет Кришна, которая, на самом деле, относится не только к аштанга-йоге, но и к йоге вообще, то есть в целом к духовной жизни. Я ещё раз хочу прочитать этот стих. «Тот, кто сумел обуздать свой ум, уже достиг Сверхдуши, ибо он обрел умиротворение. Для такого человека счастье и несчастье, жара и холод, честь и бесчестие – всё одно». Ну, как мы с вами упоминали, Сверхдуша – это и есть аспект, экспансия Всевышнего Господа в сердце человека, то есть Сверхдуша сопровождает каждого человека и каждое живое существо в его блужданиях по материальному миру.

00:17:56 И мы реально ощущаем присутствие Сверхдуши как голос совести, как то, что подсказывает нам как поступать, когда мы не можем совладать с собой, когда у нас какое-то неуемное стремление к материальным благам, к материальной корысти. Мы можем, если мы честные люди, услышать этот голос совести, когда Господь нам подсказывает из сердца, как нужно поступать. И Кришна здесь объясняет: для того чтобы услышать Параматму, Сверхдушу, человек должен контролировать свой ум. В обычном состоянии ум постоянно занят какими-то материальными мыслями, материальными планами, он мечется от одного объекта к другому, и в таком состоянии человек никогда не услышит голос собственной совести, то есть, по сути, голос Господа в своем сердце.

00:18:59 Но в процессе духовной практики, в процессе занятия йогой, человек должен постепенно успокоить свой ум. И Кришна дает признак, когда человек действительно достиг вот этой реализации, то есть он ощущает Верховную Душу в своем сердце: для такого человека счастье и несчастье, жара и холод, честь и бесчестие – всё одно.

00:19:28 Я хочу в качестве иллюстрации привести один очень интересный случай из жизни святых ведической традиции. Я недавно прочитал книгу «Госвами Вриндавана», и в ней рассказывается о довольно малоизвестной личности, его звали [Гобадхар] Бхатта Госвами. Есть знаменитые Госвами Вриндавана, их шесть: Санатана Госвами, Рупа Госвами, Джива Госвами и другие. Это известные на весь мир святые, которые написали основные ведические произведения в современном, скажем так, изложении. Но [Гобадхар] Бхатта Госвами не относился к их числу, то есть он не был столь знаменитой личностью. Тем не менее про него я прочитал очень интересную историю в этой книжке и хочу вам её рассказать.

00:20:23 Он регулярно по утрам давал лекции по ведическим произведениям, по «Шримад Бхагаватам». На них собиралось очень много народа, его уважали и почитали, потому что в Индии почитают святых людей, особенно во Вриндаване, который является главным святым местом ведической традиции, где провел детские годы Господь Кришна пять тысяч лет назад. И вот, у него появился ученик, местный раджа, я не помню, как его звали, не так важно, и он стал регулярно ходить на его лекции, стал его учеником.

00:21:04 И тогда жена этого раджи стала опасаться, что он в конце концов примет отречение, уйдет от мира и покинет её, примет отреченный образ жизни. И она пыталась вначале как-то отговорить мужа, чтобы он не ходил на лекции [Гобадхара] Бхатты Госвами, но муж её не слушал, муж всё равно посещал этого святого и очень был к нему привязан. И тогда жена решила пойти на хитрость. Она нашла какую-то женщину, беременную, которая должна была родить ребенка, у нее не было мужа. То есть она зачала ребенка вне брака. Она уговорила эту женщину, заплатила ей, чтобы она пришла на лекцию [Гобадхара] Бхатты Госвами и, так сказать, его скомпрометировала.

00:22:05 И вот, эта женщина однажды пришла на лекцию [Гобадхара] Бхатты Госвами, и когда лекция кончилась и все задавали вопросы, она тоже подняла руку и сказала: «Махараджа, я вам очень благодарна, вы благословили меня ребенком, и я воспринимаю это как вашу милость, пожалуйста, помогите мне содержать его, чтобы мне не надо было просить милостыню». Её слова прозвучали как гром среди ясного неба. Если к какому-то даже мирскому мужчине подойдет какая-то женщина, неизвестная, и скажет: вы благословили меня ребенком, то у него будут проблемы или со своей женой, или с окружающими, друзьями, знакомыми из-за того, что он, скажем так, поступил не очень красиво и зачал ребенка от посторонней женщины.

00:22:58 И хотя в современной культуре это не считается великим грехом, но в ведическую эпоху было иначе, к тому же [Гобадхар] Бхатта Госвами был не просто каким-то мужчиной, он был святой личностью, и для него секс был исключен, тем более секс с какой-то посторонней женщиной. Отреченная личность, санньяси, вообще не имеет жены и не должен иметь секса ни с кем. И вот, когда эти слова прозвучали и все буквально замерли, были ошарашены и думали, какая будет реакция и как вообще ответит [Гобадхар] Бхатта Госвами, его реакция была совершенно потрясающей. Он ничего не стал отвечать, не стал возражать этой женщине. Он как ни в чем не бывало стал говорить с ней и беседовать о том, как он может ей помочь, как помочь ей в её материальных проблемах.

00:23:54 И этот раджа, ради которого, собственно, был разыгран этот спектакль, после лекции подозвал эту женщину к себе и пригрозил ей, немножечко надавил и заставил её признаться во всём, в том, что она солгала и что, конечно, [Гобадхар] Бхатта не имеет никакого отношения к её ребенку во чреве. И после этого он разгневался, хотел пойти домой и вообще прибить свою жену, но [Гобадхар] Бхатта это понял, позвал его к себе, успокоил и сказал: «Ничего страшного, успокойся, твоя жена не виновата, это было небольшое испытание, небольшая проверка, которую Господь посылает нам, мы не должны выходить из равновесия».

00:24:45 Вот интересная история, которая иллюстрирует этот стих, который по началу может показаться очень, может быть, фанатичным или радикальным. Но, по сути, именно такими качествами должен обладать святой человек, который достиг совершенства в йоге. Я ещё раз прочитаю: «Тот, кто обуздал свой ум, уже достиг Сверхдуши, поскольку он обрел умиротворение. Для такого человека счастье и несчастье, жара и холод, честь и бесчестие – всё одно». И, наверное, последний на сегодня стих, который мы прочитаем, и затем прервемся на вопросы.

00:25:29 Стих 8:
ज्ञानविज्ञानतृप्‍तात्मा कूटस्थो विजितेन्द्रिय: ।
युक्त इत्युच्यते योगी समलोष्ट्राश्मकाञ्चन: ॥ ८ ॥

jñāna-vijñāna-tṛptātmā
kūṭa-stho vijitendriyaḥ
yukta ity ucyate yogī
sama-loṣṭrāśma-kāñcanaḥ

«Тот, кто получил духовное знание и осознал его на практике, тот обретает полное удовлетворение, его считают достигшим совершенства и называют йогом. Такой человек находится на трансцендентном уровне, он является хозяином своих чувств, и для него нет различия между галькой, камнем и золотом».

00:26:01 Тоже стих достаточно интересный, очень красивый, очень глубокий. И поначалу, может быть, немножко трудно схватить, в чём его смысл, поэтому мы его кратко рассмотрим. Обычно человек, занятый материальной деятельностью, сбит с толку влиянием иллюзорной энергии Господа и запутывается в сетях материальной деятельности. Поэтому когда человек в процессе занятий йогой достигает духовного уровня, когда он может контролировать свой ум и чувства, то считается, что он достиг йоги (естественно, что он должен при этом следовать указаниям духовных авторитетов).

00:26:29 Когда ум человека попадает под влияние духовной энергии Господа, он автоматически теряет интерес к каким-то материальным вещам, к материальным благам и видит, что всё окружающее – это просто различные формы материальной энергии, которые также являются творением Господа. Вот таким образом можно объяснить кратко смысл этого стиха.

00:27:23 Я ещё раз его прочитаю: «Когда человек обрел духовное знание и осознал его на практике, он обретает полное удовлетворение и достигает самоосознания. Такого человека называют йогом, он находится на трансцендентном уровне и является хозяином своих чувств, для него нет различия между галькой, камнем и золотом».

00:28:49 Я думаю, что на этом мы можем остановиться, потому что не стоит давать слишком много идей. «Бхагавад-гита» – это не та книга, которую можно читать для развлечения, на досуге. В ней множество очень глубоких философских идей, которые иногда можно найти в других произведениях, в других писаниях мира, но всё же «Бхагавад-гита» считается уникальным произведением, жемчужиной ведической литературы. Если у вас есть какие-то вопросы, то, пожалуйста, звоните нам. Я слушаю.

00:28:30 [Ведущая] Ну, и как обещали радиослушателям, было даже больше, чем пять минут на то, чтобы прислать вопросы, вопросов нет. Всем всё ясно, всем всё понятно.
[Критский В.Г.] Ну, хорошо.
[Ведущая] Ну что, спасибо большое вам, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] Будьте счастливы, счастья вам и вашим близким.
[Критский В.Г.] Спасибо. До свидания.
[Ведущая] До свидания. Итак, дорогие радиослушатели, вы продолжаете слушать Аюрведа-радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 26 November 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 16 November 2021