Глава 6 стихи 1-8

Аюрведа радио - 17 августа 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:29:14 | качество: mp3 24kB/s 5 Mb | прослушано: 76 | скачано: 208 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Аюрведарадио. Аюрведарадио. Мы желаем вам счастья.
[Ведущая] Алло, Владимир, здравствуйте. Это Аюрведарадио.
[Критский В. Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] сегодня у нас, дорогие радиослушатели, Владимир Критский с прямым эфиром из Москвы, обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите, а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Можете присылать свои вопросы, номер телефона 8-909-933-77-09. Ну, и так, я уже могу слово, даже не то, что могу, хочу передать слово вам, Владимир.
[Критский В. Г.] Спасибо. Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Критский Владимир Георгиевич. И как сказала Наталья, наш цикл называется обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите.

00:01:06 Мы с вами в прошлый раз сделали обзор первых пяти глав Бхагавад Гиты, о которых мы говорили примерно месяц или два назад, до нашего месячного перерыва. И я напомню, что в конце пятой главы Кришна подвел итог вот этим главам, которые в целом называются Кармайога. Мудрец, знающий меня как цель всех жертвоприношений и аскез, как Верховного Господа всех планет и полу богов, благодетеля и доброжелателя всех существ, достигает мира, избавляясь ото всех материальных страданий. Это был конец, последний стих пятой главы, которая называлась Кармайога — деятельность в сознании Бога. И мы сейчас с вами уже перейдем к следующей, шестой главе, которая является логичным продолжением предыдущих пяти глав.

00:02:07 Значит, шестая глава называется Гьянайога, или йога медитации, и она является более высоким этапом, более высокой системой, по сравнению с предыдущими системами йоги, Кармайогой и Гьянайога. В третьей и пятой главах Кришна объяснял принцип деятельности йоги, то есть каким образом человек должен действовать, не привязываясь к плодам своего труда, посвящая плоды Всевышнему Господу. Четвертая глава, Гьянайога рассматривала принципы познания и что такое знание, и каким образом человек должен использовать своё философское понимание для духовного прогресса, для того, чтобы совершать определённые жертвоприношения, ради развития духовного знания.

00:03:10 И вот эта шестая глава, посвященная Гьянайоге, или йоге медитации. Очень важная, и очень интересная, потому что она, во-первых, очень популярна в нашу эпоху. Практически во всех странах мира имеются различные общества йоги, которые занимаются разными там асанами, пранаямами, и у людей часто складывается представление, что собственно вот это и есть йога. Вот из всего выше сказанного, понятно, что Аштанга-йога является лишь одной ступенью в этой большой лестнице йоги, которая описывается Кришной в Бхагавад Гите. Она имеет некоторые особенности. И главная её особенность в том, что, возможно для некоторых это будет неожиданным, что она по сути слишком сложна для данной эпохи.

00:04:11 Об этом будет говориться в конце шестой главы. Сейчас в первых стихах мы с вами будем рассматривать принципы вот этой Аштанга-йоги. Причем первые стихи будут даже посвящены повтору основных идей Кармайоги, и она очень интересная, и очень красивая, и здесь Кришна описывает, ну, просто я бы сказал, с поэтическим мастерством. Значит, её, так сказать, особенность в том, что она слишком сложна, она требует очень высокой степени отречения, и по сути удаления от мира. Вот эта главная причина, почему она не может быть как бы полной системой, которой можно посвятить всю свою жизнь. А является лишь одной ступенечкой в этой общей лестнице йоги.

00:05:09 В конце этой главы Кришна будет рекомендовать Кармайогу и Бахтийогу, как более высокую ступень Кармайоги, как более практичный способ духовной реализации. Но в любом случае, вот эта Аштанга-йога может быть полезна как некое средство в нашем как бы духовном пути, в нашем духовном развитии, и по сути элементы Аштанга-йоги используют практически все, так сказать, люди, все, люди, ставшие на духовный путь, в том числе и христианские святые. Если мы почитаем жизнеописание христианских святых, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, мы увидим, что они иногда выполняли определённые аскезы, которые в точности соответствуют упражнениям Аштанга-йоги.

00:06:12 Итак, мы начинаем первый стих шестой главы. Господь, Верховная личность Бога сказал: «Тот, кто не привязан к плодам своего труда, кто трудится из чувства долга, именно он находится в отречении, он настоящий йог, а не тот, кто не разводит огня, и ничего не делает, не исполняет долга». То есть эта идея в принципе не новая, об этом говорилось во второй и в третьей главе Бхагавад Гиты, кто не привязан к плодам своего труда, кто трудится из чувства долга, именно он является настоящим йогом. Здесь этот стих является как бы связующим звеном с предыдущими главами.

00:07:05 Я сейчас, мы с вами прочитаем отрывок из комментария духовного учителя, Бхактиведанта Свами Прабхупады, где он очень хорошо это все объясняет. В этой главе Господь рассказывает о том, как метод восьмиступенчатой системы йоги является средством обуздания ума и чувств. Однако, обыкновенным людям, особенно в эпоху Кали, очень трудно следовать этому методу. Поэтому в этой главе рекомендуется, хотя Господь и рекомендует эту восьмиступенчатую систему, он подчеркивает, что метод Кармайоги, то есть деятельности в сознании Бога, гораздо более доступен. В этом мире каждый человек трудится, чтобы прокормить себя, свою семью, но при этом преследует какие-то корыстные интересы, стремится к удовлетворению своих чувств, либо в узком, либо в широком смысле. Тот, кто действительно достиг совершенства, тот действует в сознании Бога, не ради собственного наслаждения, а ради наслаждения Господа.

00:08:06 Поскольку все живые существа являются изначально неотъемлемыми частичками Всевышнего, и отдельные части тела должны действовать ради удовлетворения всего тела. Вот это очень наглядный комментарий, когда Прабхупада сравнивает живое существо с маленькой частичкой, каким-то, может быть частью всего тела, которая должна так же иметь интересы, не отличные от всего тела. Второй стих. Знай же, о сын Панду, то, что называется отречением, по сути то же самое что и йога, или процесс воссоединения человека со Всевышним. Поскольку йогом может стать только тот, кто освободился от желания чувственного наслаждения.

00:09:00 То есть Кришна говорит, что отречение от материальной деятельности, посвящение себя духовной деятельности — это и есть йога, это есть процесс воссоединения человека со Всевышним. Йогом может стать только тот, кто избавился от корыстных желаний чувственного удовлетворения. Третий стих. Говорится, что для того, кто начал заниматься йогой, деятельность — есть средство достижения цели, а для того, кто достиг высшей ступени йоги — таким средством является прекращение материальной деятельности. Это так звучит немножко сложно, но сейчас мы этот стих разберем. Суть очень простая, на первом этапе, на первом шаге нашего духовного развития, человек не должен отказываться от своих предписанных обязанностей, от деятельности в материальном мире.

00:09:59 Он должен исполнять свои обязанности без привязанности к плодам, не ради каких-то корыстных интересов. И это может продолжаться какое-то время, пока у него постепенно не разовьется отречение, и он потеряет интерес к этой материальной деятельности. И на более высокой степени, когда он достиг, как здесь говорится, высшей ступени йоги, для него средством духовного прогресса будет являться прекращение материальной деятельности, полное посвящение себя духовной жизни. Вот отрывок из комментария Бхактиведанта Свами Прабхупады. Процесс воссоединения живого существа со Всевышним называется йогой. Этот процесс можно сравнить с лестницей, ведущей к вершине духовного самоосознания. Эта лестница начинается с самого низшего уровня, обусловленного состоянием живого существа и восходит до вершины самоосознания, то есть к чистой духовной жизни.

00:11:03 Ступени этой лестницы, соответствующие различным уровням духовного самоосознания известны под разными именами. Всю лестницу в целом называют йогой, разделяя её на три больших вида: Дьянайога, Гьянайога и Бахтийога. Низшую, самую первую ступень этой лестницы называют Ойга Рукшу, а высшую называют Йога Рутха. Ну, вот как бы Кармайога является предварительной ступенью, более высокой ступенью является Гьянайога, йога знания, четвертая глава Бхагавад Гиты. Затем идет Дьянайога, или йога медитации, вот эта вот шестая глава. И далее последующие несколько глав будут посвящены Бахтийоге, или преданному служению Всевышнему Господу. Пятый стих.

00:12:00 Говорится, что человек достигает совершенства в йоге, когда полностью, освободившись от всех материальных желаний, он перестает действовать ради удовлетворения собственных чувств или наслаждения её плодами. Кришна по сути подчеркивает ту же самую мысль, нет ничего нового, что смысл йоги состоит в отречении от материальной деятельности, от стремления к материальным чувственным наслаждениям. Пятый стих. Здесь уже Кришна приступает непосредственно к описанию системы Аштанга-йоги. Суть это системы — это контроль ума, контроль чувств через определённую систему физических дыхательных упражнений. Пятый стих. Используя свой ум, человек должен освободится от материального плена, а не деградировать.

00:13:00 Ум может быть как другом, обусловленной души, так и её врагом. Вот это уже очень глубокий философский момент. Дело в том, что современные люди не очень четко представляют себе, что такое ум. Они думают, что ум — это как бы их природа, что вот я подумал, я что-то решил. Здесь, в Бхагавад Гите, и в целом в ведических писаниях объясняется, что ум — это всего лишь наша тонкая оболочка, оболочка тонкого тела. Наше физическое тело, руки, ноги, голова и т. д. - это наша грубая физическая оболочка, это скафандр. И понять, что мы не есть оболочка не так уж сложно.

00:13:58 Скажем, если человек потеряет руку, он всё равно останется человеком, или потеряет ногу, он может потерять, так сказать, все руки, все ноги, но всё равно он будет существовать, хотя конечно его деятельность будет сильно ограничена. Но его сознание останется, он может быть будет страдать, но тем не менее он останется личностью, потому что тело — это, как говорилось, это наша внешняя оболочка. Но процесс отождествления себя с умом, то есть с тонким материальным телом, гораздо более глубокий, но тем не менее, мы может понять, что мы не есть ум. Мы можем постараться наблюдать себя со стороны, мы можем понять, что иногда нам в ум приходят совершенно глупые, бредовые мысли. Иногда мы срываемся на каких-то людей, на своих близких, потом сами об этом жалеем. Мы можем забыть сделать самую простейшую вещь, там выключить утюг, выходя из дома.

00:15:03 То есть ум — это некий инструмент, который дается нам для определённой цели. И это очень четко здесь объясняется, в этой главе Бхагавад Гиты. И для того, чтобы человек мог духовно прогрессировать, он должен этот инструмент всегда держать в чистом состоянии. Инструмент должен быть всегда наготове, выполнить свою роль. И здесь, в этом стихе Кришна дает эту фундаментальную идею шестой главы, что ум может быть причиной и материальной деградации, и может быть как бы средством духовного прогресса. Шестой стих. Для того, кто обуздал свой ум, ум его лучший друг, для того же, кто не смог этого сделать, собственный ум становится величайшим врагом.

00:16:02 Вот это уже конкретно Кришна объясняет, что значит ум-друг, и что значит ум-враг. Если мы можем контролировать свой ум, если мы можем направлять его на благотворную деятельность, на благо всех людей и самого себя, то он является нашим врагом, он может выручить нас в самой тяжелой ситуации, когда мы можем потерять самообладание, потерять дар речи, и в то же время, если ум необуздан, если он подвержен каким-то нежелательным проявлениям, типа гнева, жадности, похоти, то, как объясняет здесь Кришна, он становится нашим врагом. Так, следующий, седьмой стих. Тот, кто обуздал свой ум, уже достиг сверх души, ибо он обрел умиротворение. Для такого человека счастье, и несчастье, жара и холод, честь и бесчестие, все одно.

00:17:11 Это ещё более серьезные вещи, ещё более фундаментальная идею, которую объясняет Кришна, которая на самом деле относится не только ко Аштанга-йоге, но и к йоге вообще, то есть в целом к духовной жизни. Я ещё раз хочу прочитать этот стих. Тот, кто обуздал свой ум, уже достиг сверх души, ибо он обрел умиротворение. Для такого человека счастье, и несчастье, жара и холод, честь и бесчестие, все одно. Ну, как мы с вами упоминали, сверхдуша — это и есть аспект, экспансия Всевышнего Господа в сердце человека, то есть сверхдуша сопровождает каждого человека, и каждое живое существо в его блужданиях по материальному миру.

00:18:01 И мы реально ощущаем присутствие сверхдуши, как голос совести, как то, что подсказывает нам как поступать, когда мы не можем совладать с собой, когда у нас какое-то неуемное стремление к материальным благам, к материальной корысти, то мы можем, если мы честный человек, услышать этот голос совести, что Господь нам подсказывает из сердца, как нужно поступать. И Кришна здесь объясняет, что для того, чтобы услышать параматму, свердушу, человек должен контролировать свой ум. В обычном состоянии ум постоянно занят какими-то материальными мыслями, \материальными планами, он мечется от одного объекта к другому, и в таком состоянии человек никогда не услышит голос собственной совести, то есть по сути голос Господа в своем сердце.

00:19:04 Но в процессе духовной практики, в процессе занятия йогой, человек должен постепенно успокоить свой ум. И Кришна дает признак, когда человек действительно достиг вот этой реализации, то есть он ощущает верховную душу в своем сердце, для такого человека счастье и несчастье, жара и холод, честь и бесчестие, все одно. Я хочу в качестве иллюстрации привести один очень интересный случай из жизни святых ведической традиции, я недавно прочитал книгу Варсами Вендавана, и в ней рассказывается о такой, довольно мало известной личности, его звали Багатхар Багата Свами. Потому что есть знаменитый Гасвами Вендаваны, их шесть, начиная с Савата Гасвами, Рупага Свами, Рута Гасвами, Дживага Свами и другие.

00:20:02 Это известные на весь мир по сути святые, которые написали основные ведические произведения в современном как бы изложении. Но Багатхар Багата Свами не относился к их числу, то есть он не был столь знаменитой личностью, но тем не менее про него я прочитал очень интересную историю в этой книжке, и хочу вам её рассказать. Он регулярно по утрам давал лекции по ведическим произведениям, по Шримад Бхаватам. На них собиралось очень много народа, его уважали и почитали, потому что в Индии почитают святых людей, особенно во Вриндаване, который является как бы главным святым местом ведической традиции, где провел детские годы Господь Кришна тысяч лет назад. И вот у него появился ученик, местный раджа, я не помню как его звали, не так важно, и он стал регулярно ходить на его лекции, стал его учеником.

00:21:10 И тогда жена этого раджи стала опасаться, что он в конце концов примет это отречение, уйдет от мира, и как бы покинет её, примет отреченный образ жизни. И она пыталась вначале как бы отговорить мужа, чтобы он ходил на лекции Багатхара Багата Свами, но муж её не слушал, муж всё равно посещал этого святого, и очень был к нему привязан. И тогда жена решила пойти на хитрость. Она нашла какую-то женщину, беременную, которая должна была родить ребенка, у нее не было мужа. То есть ну вот она зачала ребенка как бы вне брака, и она уговорила эту женщину, заплатила ей, чтобы она пришла на лекцию Багатхара Багата Свами, и, ну, его, так сказать, скомпрометировала.

00:22:10 И вот эта женщина однажды пришла на лекцию Багатхара Багата Свами, и когда лекция кончилась, и все задавали вопросы, она тоже подняла руку, и сказала: «Махараджа, я вам очень благодарна, вы благословили меня ребенком, и я воспринимаю это как вашу милость, пожалуйста, помогите мне содержать его, чтобы мне не надо было просить милостыню». Ее слова прозвучали как гром среди ясного неба. Если какому-то даже мирскому мужчине подойдет какая-то женщина неизвестная, скажет вот вы благословили меня ребенком, то у него будут проблемы, или со своей женой, или там с окружающими друзьями, знакомыми, что он как бы поступил не очень красиво, и зачал ребенка от посторонней женщины, хотя в современную культуру это как бы считается не великим грехом.

00:23:08 Но в ведическую эпоху, и к тому же Багатхара Багата Свами был не просто каким-то мужчиной, он был святой личностью, и для него секс был исключен, тем более секс с какой-то посторонней женщиной. Отреченная личность, Саньяси, он вообще не имеет жены, и он не должен иметь секса ни с кем. И вот когда эти слова прозвучали, и все буквально замерли, были ошарашены, и думали вообще, какая будет реакция, и как вообще ответит Багатхара Багата Свами, его реакция была совершенно потрясающей. Он ничего не стал отвечать, не стал возражать этой женщине. Он как ни в чем не бывало стал говорить с ней и беседовать, вот как он может ей помочь, как помочь ей в её материальных проблемах.

00:24:00 И этот Раджа, который присутствовал, собственно ради которого была разыгран этот спектакль, он после лекции подозвал эту женщину к себе, и пригрозил ей, немножечко надавил, и заставил её признаться во всем, что она солгала, что конечно Багатхара не имеет никакого отношения к её ребенку во чреве. И после этого он разгневался и хотел пойти домой, и вообще прибить свою жену, но Багатхара это понял, и он позвал его к себе и успокоил, сказал: «Ничего страшного, успокойся, твоя жена не виновата, это было как бы небольшое испытание, небольшая проверка, которую Господь посылает нам, мы не должны выходить из равновесия». Вот ещё интересная история, которую иллюстрирует этот стих, которая по началу может показаться очень, может быть, фанатичным, или радикальным.

00:25:04 Но по сути именно такими качествами должен обладать святой человек, который достиг совершенства в йоге. Я ещё раз прочитаю его. Тот, кто обуздал свой ум, уже достиг сверх души, ибо он обрел умиротворение. Для такого человека счастье, и несчастье, жара и холод, честь и бесчестие, все одно. И наверное последний на сегодня стих, который мы прочитаем, и затем прервемся на вопросы. Восьмой стих. Тот, кто получил духовное знание, и осознал его на практике, тот обретает полное удовлетворение, его считают достигшим совершенства и называют йогом, такой человек находится на трансцендентном уровне, он является хозяином своих чувств, и для него нет различия между галькой, камнем и золотом.

00:26:07 Тоже стих достаточно интересный и очень красивый, очень глубокий, и поначалу так может быть его немножко трудно схватить смысл, поэтому мы его кратко рассмотрим. Обычно человек, занятый материальной деятельностью, сбит с толку влиянием иллюзорной энергии Господа, и запутывается в сетях материальной деятельности. Поэтому когда человек в процессе занятий йогой достигает духовного уровня, когда он может контролировать свой ум и чувства, то считается, что он достиг йоги. Естественно, что он должен при этом следовать указаниям духовных авторитетов, и тогда ум человека попадает под влияние духовной энергии Господа.

00:27:05 Он автоматически теряет интерес к каким-то материальным вещам, к материальным благам, и видит, что все окружающее — это просто различные формы материальной энергии, которые также являются творением Господа. Вот таким образом можно объяснить кратко смысл этого стиха. Я ещё раз его прочитаю, что когда человек обрел духовное знание, и осознал его на практике, он обретает полное удовлетворение и достигает совершенства. Такого человека называю йогом, он находится на трансцендентном уровне и является хозяином своих чувств, для него нет различия между галькой, камнем и золотом. Я думаю, что на этом мы можем остановиться, потому что не стоит давать слишком много идей.

00:28:06 Бхагавад Гита — это не та книга, которую можно читать для развлечения, на досуге. В ней множество очень глубокий философских идей, которые иногда можно найти в других произведениях, в других писаниях мира, но в том числе, но все же Бхагавад Гита считается уникальным произведением, жемчужиной, так сказать, ведической литературы. Если у вас есть какие-то вопросы, то, пожалуйста, звоните нам. Я слушаю.
[Ведущая] Ну, и как обещали радиослушателям, было даже больше, чем пять минут на то, чтобы прислать вопросы, вопросов нету. Всем все ясно, всем все понятно.
[Критский В. Г.] Ну, хорошо.
[Ведущая] Ну что, спасибо большое вам, что были сегодня с нами.
[Критский В. Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] Будьте счастливы, счастья вам и вашим близким.

00:29:01 [Критский В. Г.] Спасибо. До свидания.
[Ведущая] До свидания. Итак, дорогие радиослушатели, вы продолжаете слушать Аюрведарадио.
Хорошее настроение с Аюрведарадио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 26 ноября 2012