Глава 10 стихи 5-13

Аюрведа радио - 15 февраля 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:31:20 | качество: mp3 24kB/s 5 Mb | прослушано: 33 | скачано: 156 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Хорошее настроение с Аюрведа радио.
[Ведущая]: Добрый день, дорогие радиослушатели! Рада приветствовать вас на волнах Аюрведа радио. Всех тех, кто сегодня собрался, дабы послушать всё самое интересное о Бхагават-гите. Итак, с нами в прямом эфире Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Всё это с нами в прямом эфире. Здравствуйте, Владимир Георгиевич!
[Критский В.Г.]: Здравствуйте, Наталья!
[Ведущая]: Здравствуйте! Вас замечательно слышно, я сделаю ещё одно маленькое объявление для наших радиослушателей о том, что вопросы, которые могут появиться во время лекции, они могут присылать в чат по скайпу, а также на наш почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru. Итак, я с удовольствием слово передаю вам.

00:00:47 [Критский В.Г.]: Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по Бхагават-гите». Я напомню, что в прошлый раз мы с вами начали читать 10-ю главу «Богатство абсолюта» и основной идеей, которую мы в прошлый раз обсуждали было то, что Всевышний Господь Кришна является всемогущим Господом, обладателем всех богатств, высшим творцом и источником всего сущего. И стихи, которые мы с вами читали, был такой, 3 стих: «Тот, кто знает меня как нерождённого, не имеющего начала, как Верховного Господа всех миров, лишь он, неподвластный иллюзии, освобождается ото всех грехов». И последние стихи, которые мы читали – 4, 5: «Разум, знание, свобода от сомнений и заблуждений, всепрощение, правдивость, контроль ума и чувств, счастье и горе, рождение и смерть, страх и бесстрашие, отказ от насилия, уравновешенность, удовлетворённость, аскетизм, благотворительность, слава и бесславие – все эти качества живых существ сотворены одним лишь мной». Это слова Господа Кришны, которыми мы закончили в прошлый раз читать Бхагават-гиту и сегодня мы продолжим.

00:02:18 Это вот очень интересный стих, мы о нём немножко говорили. И для многих людей непонятно, почему в мире существует столько зла, насилия, несправедливости, но здесь Господь Кришна говорит, что все эти вещи присущи материальному миру, что это часть плана Всевышнего Господа и поэтому у меня возникает вопрос. Я надеюсь, что радиослушатели помогут на него ответить. Почему Всевышний Господь создаёт не только какие-то положительные вещи в этом мире, но и явно негативные? Счастье и горе, рождение и смерть, страх и бесстрашие, слава и позор. В чём здесь смысл? Мне бы хотелось, чтобы в конце передачи радиослушатели написали нам и предложили свои варианты ответа. А мы продолжим читать Бхагават-гиту, 6 стих: «Семь великих мудрецов, а до них четыре великих мудреца и Ману, прародители человечества порождены моим умом и дали начало всем живым существам, обитающим на различных планетах вселенной». Комментарий Бхактиведанты Свами: «Господь излагает краткую историю заселения вселенной. Брахма был первым живым существом, рождённым с помощью энергии Верховного Господа. Брахма в свой черёд произвёл семь великих мудрецов, а до них ещё 4 других, а также Ману. Этих великих мудрецов называют прародителями всех живых существ во вселенной.

00:04:06 Существует бесчисленное множество вселенных и планет, каждая из которых населена самыми разными живыми существами. Все они берут своё начало от этих прародителей. В течении тысячи лет, по исчислению полубогов, Брахма совершал аскезы, прежде чем по милости Кришны понял, как творить вселенную. Брахма произвёл на свет четырёх Кумаров, затем Господа Шиву, а после него семь великих мудрецов, и таким образом все брахманы и кшатрии появились на свет из энергии Верховной личности Бога. Поэтому Брахму называют дедом, а Кришну прадедом всех живых существ. Об этом говорится в 11-й главе Бхагават-гиты». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Обратите внимание, что приведённая здесь схема процесса творения очень похожа на версию творения из первой главы бытия Библии, в которой говорится, что первым существом во вселенной был Адам, от которого появились все остальные живые существа. То есть сам Господь сотворил Адама, его супругу Еву и уже они положили начало дальнейшему заселению вселенной. Здесь же, в Бхагават-гите говорится по тому же принципу, что первым живым существом был Господь Брахма, который олицетворяет творческую потенцию Господа и от него появились 11 прародителей, от которых произошли все линии родов человеческого общества. Интересно ещё заметить, что Брахма и Адам, вам это ничего не напоминает? Это очень близкие, похожие слова. Не исключено, что одно произошло от другого.

00:06:00 Мы продолжим читать седьмой стих. «Тот, кто истинно ведает о моей славе и могуществе, со всей решимостью посвящает себя служению мне и в этом нет никакого сомнения». Комментарий: «Достичь высшей ступени духовного совершенства – значит постичь Верховную личность Бога. Пока человек не будет твёрдо верить в то, что Верховный Господь обладает всеми достояниями, он не сможет заниматься преданным служением. Обычно люди говорят, что Бог велик, но они не знают истинных масштабов его величия. Представление об этом можно получить из данного стиха. Тот, кто действительно постиг величие Бога, естественным образом предаётся ему и занимается преданным служением. У человека, которому открылось действительно величие Господа, нет другой альтернативы, кроме того, что предаться ему. Это знание можно и обратившись к Шримад Бхагаватам, Бхагават-гите и другим священным писаниям. Тот, кто убеждён в существовании этих достояний Верховного Господа избавляется от всех сомнений, обретает непоколебимую веру в Господа Кришну и посвящает себя преданному служению ему. Все эти знания необходимы для того, чтобы заинтересовать человека в преданном служении. Мы не должны пренебрегать знанием о величии Кришны, ибо осознав это, мы уже никогда не сойдём с пути преданного служения.

00:07:40 Стих 8, Кришна продолжает: «Я – источник всех духовных и материальных миров, всё исходит от меня. Мудрецы, постигшие истину, служат и поклоняются мне всем сердцем». Комментарий: «Если учёный мудрец в совершенстве изучил Веды и получил знание о таких авторитетах, как Господь Чайтанья, то он сможет постичь Кришну, как источник всего сущего в материальном и духовном мирах. До конца осознав это, он будет беспрерывно заниматься преданным служением Господу. Никакие горе-комментаторы не заставят его сойти с пути преданного служения. Все ведические писания единодушно признают Кришну творцом Господа Брахмы, Господа Шивы и других полубогов. В Атхарваведе Гопал Топами Упанишад говорится: «Это Кришна на заре творения поведал Брахме ведическое знание». В Нараяна Упанишад говорится: «Тогда верховная личность Бога Нараяна решил создать живых существ». Эту мысль развивают Упанишады. От Нараяны родился Брахма и все великие патриархи. От Нараяны произошёл Индра, от него произошли 8 Васу, 11 Рудр и 12 Адитьев, этот Нараяна является экспансией Кришны. В Ведах также сказано: «Сын Деваки, Кришна является Верховной личностью Бога». Это Нараяна Упанишад, стих 4. Там также говорится: «В начале творения существовала только Верховная личность Бога – Нараяна. Тогда не было ни Брахмы, ни Шивы, ни огня, ни луны, ни звёзд на небе, ни солнца». Это Махаупанишад, стих 1.

00:09:39 Таким образом, Веды утверждают, что объектом поклонения является Верховный Господь, создатель Брахмы и Шивы». Это был комментарий Бхактиведанты Свами. Итак, Бхактиведанта Свами Прабхупада, в соответствии с ведической традицией, приводит свидетельства различных писаний, подтверждающих, что Господь Кришна является Верховной личностью Бога, изначальной причиной всего сущего. Стих 9. «Мысли моих чистых преданных всегда обо мне, их жизнь отдана служению мне и они испытывают огромное удовлетворение и блаженство, просвещая друг друга в беседах обо мне». Комментарий: «Чистые преданные, о которых говорится в этом стихе, целиком и полностью отдают себя трансцендентному любовному служению Господу. Их умы постоянно сосредоточены на стопах Господа Кришны и они говорят только на духовные темы». Здесь особо выделяются отличительные черты чистых преданных. Такие преданные 24 часа в сутки славят достоинства и деяния Верховного Господа. Их сердца всегда погружены в Кришну и, говоря о нём с другими преданными, они испытывают огромное удовольствие. На первых этапах преданного служения источниками трансцендентного блаженства является процесс служения Господу, а достигая духовной зрелости, они обретают любовь к Богу. Достигнув трансцендентного уровня, они наслаждаются вкусом высшего блаженства, которое царит в обители Господа.

00:11:25 Господь Чайтанья сравнивает трансцендентное преданное служение с семенем, посаженным в сердце живого существа. Бесчисленное множество существ скитается по вселенной, переходя с одной планеты на другую, и лишь немногим их них выпадает удача встретить на своём пути чистого преданного, который посвятит их в тайны преданного служения. Преданное служение подобно семени, которое посажено в сердце живого существа. Если живое существо постоянно слушает о Боге и повторяет мантру Харе Кришна, то это семя даёт всходы. Подобно тому, как прорастает семя дерева, поливаемое водой. Духовная лиана преданного служения вырастает, поднимается всё выше и выше и, пройдя через оболочку материальной вселенной, достигает высшей планеты Голока Вриндаваны, высшей обители Кришны. На Голока Вриндаване она находит прибежище под тенью лотосных стоп Господа Кришны и остаётся там. И когда преданный погружается в состояние любви к Богу и уже ни на мгновение ни может прожить без Верховного Господа, как рыба не может жить без воды. В этом состоянии преданный обретает трансцендентные качества, общаясь с Верховной личностью Бога.

00:12:48 В Шримад Бхагаватам также есть много повествований о взаимоотношениях Верховного Господа и его преданных, поэтому Шримад Бхагаватам так дорог преданным. Это единственное произведение, где в полной мере описана трансцендентная природа Верховного Господа и его преданных, поэтому те, кто достигли самоосознания и развили в себе Cознание Кришны, постоянно наслаждаются, слушая эти трансцендентные повествования. Поэтому те, кто достиг самоосознания и развили в себе Cознание Кришны, постоянно наслаждаются общением друг с другом, как юноша и девушка наслаждаются общением между собой». Это был комментарий Бхактиведанты Свами, в котором он объясняет, как проходит процесс развития Cознания Кришны у преданного. Этот процесс постепенный, но он вполне естественен, поскольку человек по мере очищения сердца всё больше и больше ощущает красоту и совершенство этого пути, на каждом шагу чувствуя духовное удовлетворение, которое постепенно перерастает в состояние духовного блаженства.

00:14:03 Стих 10: «Тем, кто постоянно служит мне с любовью и преданностью, я даю разум, с помощью которого они могут прийти ко мне». Комментарий: «Когда человек исполняется решимости вернуться домой к Богу и стремится развить Cознание Кришны, то такая деятельность называется будхи йогой. Иначе говоря будхи йога – это деятельность, ведущая к освобождению из материального рабства. Конечной целью духовного совершенства является Господь Кришна. Люди, как правило, этого не знают, вот почему такое большое значение придается общению с преданными и истинным духовным учителем. Человек должен знать, что его цель постичь Кришну и когда цель определена, он медленно, но верно движется по пути духовного развития и, в конце концов, достигает высшей цели. Если зная о цели жизни, человек продолжает сохранять привязанность к плодам своего труда, то его действия называются карма йогой. Если зная о цели жизни, он пытается постичь Кришну на основании философских исследований, то это называется гьяна йогой. Тот же, кто зная о цели, ищет Кришну, как Верховную личность Бога и предано служит ему в системе бхакти йоги или будхи йоги – это является высшей системой, он может достичь духовного совершенства.

00:15:37 Комментарий Бхактиведанты Свами: «Чтобы оказать им особую милость, я находясь в их сердцах светом, знания рассеиваю тьму неведения». Комментарий: «Иногда философы критикуют преданных Господа, считают, что большинство из них невежественны в философии и являются наивными сентименталистами. На самом деле это далеко не так. Среди тех, кто проповедует философию преданного служения есть немало выдающихся учёных, но даже если преданный не изучает написанных ими произведений и не может воспользоваться помощью духовного учителя, но искренне занимается преданным служением, то Кришна находясь в его сердце сам приходит к нему на помощь. Поэтому искренний преданный, действующий в сознании Кришны, всегда может обрести знание постоянно занимаясь преданным служением. Современные философы считают, что не обладая высоким интеллектом, невозможно обрести чистое знание. В ответ на это Верховный Господь говорит: «Те, кто занимаются чистым преданным служением даже не имея надлежащего образования и не зная всех предписаний Вед, как говорится в этом стихе, всё равно обретает милость Господа.

00:17:00 Чистый преданный всегда носит Кришну в свеем сердце и благодаря присутствию Кришны, который подобен солнцу, рассеивается тьма неведения, царящая в сердце преданного. Это особая милость, которую Кришна оказывает своему чистому преданному. Есть известный пример, который иллюстрирует это, когда Господь Чайтанья, великий посланник великий посланник Всевышнего Господа старался привлечь жителей Бенареса к пению мантры Харе Кришна на улицах города, за ним следовали тысячные толпы народа. В это время в Бенаресе жил очень известный учёный Прокришананда Сарасвати, который стал смеяться над Господом Чайтаньей, обвиняя его в сентиментальности. Но, в результате уникальной встречи Господа Чайтаньи с Прокришанандой Сарасвати, он убедился в чистоте и божественной силе Господа и стал его последователем. И, наконец, последние стихи, которые мы сегодня прочитаем - 12, 13 стих. «Арджуна сказал: «Ты Верховная личность Бога, высшая обитель, ты чистейший, ты абсолютная истина, ты вечная трансцендентная изначальная личность, нерождённая и величайшая. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Асита, Девала, Вьяса подтверждают эту истину о тебе, и сейчас ты сам говоришь мне об этом». Как видите, это состояние восторга, экстаза Арджуны, в которое он вошёл, выслушав наставления Господа Кришны. В следующий раз мы прочитает комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, а сейчас мне хотелось бы повторить вопрос, который был в прошлый раз. Для чего нужно постоянное прославление Господа Кришны? Какой в этом смысл? И сегодня у нас в самом начале беседы был вопрос: почему Господь Кришна создал негативные качества людей, какой в этом смысл? У кого есть желание попытаться ответить и пояснить вопросы, то я буду очень рад.

00:19:18 [Ведущая]: У нас пришёл вопрос от одной из слушательниц, как внизу подписываются даже группа ваших слушателей. «Слушали на вашем радио, что коровий навоз обладает способностью очищать всё на тонком уровне», и спрашивают как же правильно очищать одежду или жильё в котором… в одежде ходили а в жилье жили до этого люди с тяжёлой кармой. Вот такой вот вопрос.

00:19:46 [Критский В.Г.]: Спасибо. Вопрос, думаю, достаточно простой. Коровий навоз действительно обладает уникальной очищающей силой, как и все продукты коровы. Я думаю, что вы на лекциях по Аюрведе слышали, что есть например способ очищения коровьей мочой, а значит коровий навоз, во первых, – это очень хорошее удобрение, а кроме того он обладает огромной очищающей силой. Если вы помоете полы таким достаточно слабеньким раствором коровьего навоза, у вас в комнате будет не какой-то неприятный запах, а наоборот ощущение свежести и какой-то лёгкости. То есть в этом плане коровий навоз действует противоположно обычному навозу, который находится в тама гуне, в котором ничего хорошего нет. Поэтому в Индии традиционно с помощью коровьего навоза очищают не только дома, но даже храмы, даже пол в храме можно его в начале мыть коровьим навозом. Но богатые храмы, они кроме коровьего навоза моют ещё молоком, так сказать, не жалея молока для того, чтобы очистить внутреннее помещение храма. Что касается одежды, то тут я не знаю как использовать коровий навоз. Одежду просто нужно постирать и даже обычную одежду, которую вы сами носите нужно периодически стирать. Нижнее бельё, например, нужно стирать каждый день. Согласно ведической культуре, то бельё нижнее, в котором вы ходили вы в нём можете спать ночью, а утром, когда вы принимаете душ, вы должны его скинуть, бросить в стирку и одеть чистое, свежее. Ну, какие-то наружные вещи типа рубашки тоже нужно регулярно стирать. Костюм или пальто время от времени, но тоже надо как-то постараться очистить или сдать в химчистку. Я точно не знаю можно ли здесь использовать коровий навоз, но тут обычные средства чистки годятся. Вот так я могу ответить на ваш вопрос.

00:22:06 [Ведущая]: Вот по прошлой передаче, помнится мне, вы задавали вопрос, но, к сожалению, пока никто из радиослушателей не ответил. И мне бы хотелось в свою очередь попросить вас ответить на тот вопрос, который вы задавали, а я его напомню: для чего нужно постоянное прославление Господа Кришны, какой в этом смысл?
[Критский В.Г.]: Да, это вопрос достаточно серьёзный и он непонятен людям, общей публике, непреданным и поэтому я его не случайно задал нашей аудитории, надеясь что кто-то может предложит ответы. Это кажется каким-то таким сентиментальным занятием и это абсолютно непонятно с материальной точки зрения, с точки зрения обычной логики здравого смысла нам достаточно один раз что-то сказать, чтоб это произвело какой-то эффект. Если не произвело, то можно повторить, но в данном случае, вот этот процесс прославления, восхваления Господа продолжается постоянно. Я не случайно упомянул, что это имеет место во всех духовных традициях. Смысл в том, что имена Господа Бога обладают трансцендентной силой. В Ведах говорится, что Господь находится на трансцендентном Абсолютном уровне. Если в материальном мире каждый предмет, объект или субъект имеет имя, имеет форму, качества, но это отличается от самого объекта или субъекта, то в духовном мире это то же самое. То есть материальный мир – это мир двойственности.

00:24:06 Я могу сказать имя человека своего. Мне, может, будет от этого немного легче, если я имею большую привязанность, но мне это особенно не поможет, потому что мне нужно общение с самой личностью, я в духовном мире имя Верховной личности Бога - это вот сам Господь, это его появление в звуке, хотя это может быть так, не очень легко понять, но это легко проверить. То есть, во всех священных писаниях говорится, что… В Библии например: «Славьте Господа с каждым дыханием, славьте его с барабаном и флейтой, кто грустен из вас – пусть молится, кто весел – пусть поёт псалмы». В Пуранах есть такой знаменитый стих: «Повторение имени Бога, имени Бога, имени Бога в этот темный век ссор и разногласий нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути». То есть этот процесс прославления Бога – это процесс прославления его имени, потому что у нас нет другого общения с Богом, кроме как через его имя, кроме как через звук. И, фактически, это есть главный процесс преданного служения, о чём мы с вами говорили на лекциях, что процессы бхакти и преданного служения – это 1) шраванам – слушание о Боге; 2)киртанам – пение, прославление, рассказы о Боге и 3) смаранам –памятование о Боге.

00:25:40 Вот таким образом – это очень глубокий философский момент, что имя Бога обладает трансцендентной природой, и чем больше мы его повторяем, чем больше мы о нём говорим, помним или там рассказываем или слушаем, тем больше мы очищаемся, тем больше мы просветляем наш разум, наше сердце и так далее, - в этом смысле. И поэтому не случайно Бхактиведанта Свми Прабхупада практически во всех своих комментариях упоминает о мантре Харе Кришна, которая рекомендуется в данную эпоху, как основная мантра обращённая к Господу Кришне, потому что наши учителя подчёркивали, что этот процесс является самым уникальным и самым универсальным процессом преданного служения. Ну, например, все другие процессы могут быть несовершенны. Например, мы слушаем что-то о Боге, но мы должны слушать из авторитетного источника. Если мы слушаем учёных-материалистов, они наврятли скажут что-то серьёзное, авторитетное. Если мы читаем священные писания, мы можем неправильно их понять, потому что мы несовершенны, наш разум ограничен и так далее. Есть разные процессы преданного служения. Поклонение божествам в храме тоже требует высокого стандарта чистоты и так далее.

00:27:10 Повторение имён Бога во всех священных писаниях описывается как самый универсальный и совершенный процесс. И говорится, что есть три стадии повторения. Так называемая нама бхаса, шудха нама, нама апарадха, то есть повторение чистое, совершенное, повторение, которое есть попыткой и повторение с оскорблениями, греховное что ли. Но самое удивительное, что даже повторение с оскорблениями, так называемая нама апарадха приносит человеку благо, хотя могут быть какие-то реакции за то, что человек… что значит повторение с оскорблениями? Когда человек, ну, например, совершает греховные действия в надежде, что он обращаясь к Богу, как бы, получит прощение своих грехов. То есть фактически умышленный грех и повторение в таком настроении считается оскорблением. Есть другие тоже случаи, когда повторение считается оскорбительным. Но, самое интересное то, что даже повторение вот с такими оскорблениями, если всё таки человек искренний, не совершая это , не богохульствуя, всё равно приносит благо, всё равно приводит к тому, что человек будет постепенно очищаться и избавится от своих оскорблений, и достигнет следующей стадии нама бхаса, когда человек повторяет имена Бога искренне и очень серьёзно. Это уже считается настолько важным этапом, что человек уже может покинуть материальный мир и вернутся в духовный мир.

00:28:57 На этой стадии нама бхаса – это уже даёт такую возможность, хотя это не даёт возможность развить чистую любовь к Богу, для этого нужно чистое повторение, так называемое шудха нама. Но, по крайней мере, достичь такого блага, которое избавит от материальных страданий и покинуть материальный мир – это уже даёт такую возможность. Так я могу ответить на этот вопрос, который я сам же задал. Но мне также хотелось бы, чтобы наши слушатели высказались на эту тему или сами задали какие-то вопросы, если что-то не ясно или предложили какие-то свои интересные идеи. Процесс преданного служения – это процесс в общем-то творческий, когда человек проявляет свою свободу. В материальной жизни мы живём по своей карме. До той поры, пока мы не обращаемся к Богу, всё что мы получаем – это то, что мы заслужили по своей прошлой жизни. Это есть реакции наши. Реальная свобода проявляется тогда, когда мы понимаем, что существует высшая цель, высший смысл нашей жизни, и тогда наша карма начинает разваливаться, и тогда планеты, которые держат нас в рамках нашего гороскопа начинают, так сказать, разбегаться и мы становимся действительно свободны. Вот такой ответ на этот вопрос, который я сам же задал и сам же отвечаю.

00:30:25 [Ведущая]: Одна из слушательниц, она во время ваших комментариев к вашему же вопросу она писала, что это нужно нам для того, чтобы у нас было шансов больше не забыть Бога в момент смерти, чтоб была возможность вернуться к нему.
[Критский В.Г.]: Да, это очень хорошо.
[Ведущая]: Вот единственный ответ, который у нас пришёл. Видимо, все просто слушают и, может быть, заняты.
[Критский В.Г.]: Я надеюсь, что ещё кто-то напишет.
[Ведущая]: Может быть. Я предполагаю такой вариант, что люди заняты, они просто слушают Аюрведа радио и занимаются своими делами, и у них, может быть, нет возможности сейчас просто подбежать и напечатать вопросы или ответы. В любом случае я поблагодарю вас Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.]: Спасибо вам.
[Ведущая]: Спасибо вам. Ждём ответов от наших радиослушателей на заданный вами ещё один вопрос. Спасибо, до новых встреч.
[Критский В.Г.]: До свиданья.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 13 декабря 2012