Высшее достижение человечества

Аюрведа радио - 01 February 2008
Особая милость Господа. Господь – это личность. Оскверняющее влияние майи. Очищение от материальной скверны. Совершенство преданного служения. Ответы на вопросы. Можно ли на нашем уровне ощутить личные взаимоотношения с Господом Кришной? Как управлять умом в критических ситуациях? Как вести себя в тех случаях, когда становишься свидетелем недостойных поступков со стороны преданных?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:37:14 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 62 | скачано: 215 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:05 Ведущая: Добрый день, дорогие радиослушатели, рада вас приветствовать на волнах «Аюрведа» радио. Итак, давайте приступим, не будем откладывать в долгий ящик, тем более, что время 15:02 по московскому. Итак, сегодня с нами в прямом эфире Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по „Бхагават-Гитеˮ», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Так что присылайте свои вопросы на наш почтовый адрес, и чат скайпа у нас всегда активен, так что ждем ваших вопросов. Добрый день Владимир Георгиевич.

00:00:38 Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья.
Ведущая: Здравствуйте.

Особая милость Господа

00:00:40 Критский В.Г.: Итак, дорогие друзья, мы продолжаем цикл лекций на тему «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ». Я напомню, что в прошлый раз мы с вами продолжили изучать главу 9 «Самое сокровенное знание», и тема, которую мы рассматривали в прошлый раз и которая будет раскрываться на протяжении девятой и десятой главы, такова: Господь Кришна является Абсолютной Личностью Бога, высшим проявлением Абсолютной Истины, источником всего сущего, и всё в мире есть проявление Его энергии.

00:01:21 И некоторые, наиболее яркие, стихи, которые были прочитаны в тот раз, я ещё раз повторю без комментариев. Господь Кришна говорит Арджуне: «Это Я – единственный наслаждающийся и владыка всех жертвоприношений. Те, кто не признают Моей божественной природы, падают вниз». Стих 27: «Что бы ты ни делал, что бы ни ел, что бы ни принимал или раздавал, какие бы аскезы ты ни совершал, ты должен делать как подношение Мне». И последний стих, на котором мы с вами остановились, стих 29, где Кришна говорит: «Я никому не завидую и ни к кому не пристрастен. Я равно отношусь ко всем. Но тот, кто с преданностью служит Мне, как друг, тот во Мне, и Я ему так же друг».

00:02:22 Мы прочитаем комментарии Бхактиведанты Свами Прабхупады. «Хотя Кришна ко всем относится одинаково и никого не считает другом или врагом, всё же Он проявляет особую заботу о Своих преданных, которые постоянно служат Ему. Это вполне естественно, и в данном случае Кришну нельзя обвинять в пристрастии. Человек в материальном мире может любить людей и заботиться о них, но к собственным детям всегда относятся с особой любовью. Господь говорит, что все живые существа, в какой бы форме жизни они ни находились, – Его дети. И Он любит каждого из них и обеспечивает всем необходимым. Он подобен туче, поливающей дождём всё: и море, и горы, и землю, но к Своим преданным Господь относится с особой заботой.

00:03:24 Отношение с Господом основано на взаимности, поэтому Господь говорит: „В какой степени человек предаётся Мне, в такой же степени Я его вознаграждаю. Духовное отношение между Господом и Его преданным реально существует, поскольку и Господь, и преданный обладают сознанием. Можно привести такой пример. Бриллиант, оправленный в золото, становится ещё красивее. Золото украшает бриллиант, а бриллиант – золото. Подобно этому Господь и живые существа вечно излучают сияние, и, когда живое существо исполняется желанием служить Господу, оно становится подобным золоту. Господь же подобен бриллианту, и такое сочетание прекрасно.

00:04:16 Живых существ с чистым сознанием называют преданными слугами Господа, однако Верховный Господь зачастую сам становится слугой своих слуг, как, например, было в случае с Кришной и Арджуной на поле Курукшетра. Господа часто сравнивают с древом желаний, поскольку Он даёт людям всё, чего они пожелают. Но преданным Всевышний Господь являет особую милость. Эта милость Господа не является проявлением закона кармы. Она относится к трансцендентной сфере, в которой действуют законы духовного мира, где царят вечная жизнь, знание и блаженство». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Господь – это личность

00:05:05 Итак, мы с вами уже говорили, что основная тема девятой главы – это личностная природа Абсолютной Истины. Господь – это личность, и отношения с Ним должны быть также личностные. В противном случае Господь Кришна навсегда останется для нас пустым звуком, картинкой в книге или камнем на алтаре и т.д. Этот аспект очень важен, гораздо более важный, чем всемогущество Господа. Например, богатые люди не любят афишировать своё богатство, поскольку в этом случае к ним будут относиться чисто формально, как к денежным мешкам, которые могут нам что-то дать. И так же Господь Кришна, хотя Он и является обладателем всех богатств, Он предпочитает бескорыстные отношения со своими преданными, не основанные на материальной выгоде.

00:06:02 В этом стихе Господь Кришна говорит: «Я никому не завидую и ни к кому не пристрастен. Я равно отношусь ко всем». Что это значит? Ведь есть люди, которые не верят в Бога, не признают Бога и даже Его ненавидят. Например, в ведической литературе царь Камса. Но Господь Кришна говорит, что Он ко всем относится равно. Мы видим, что как праведные, так и демоничные люди получают всё необходимое для жизни, даже более того: зачастую эгоистичные люди живут ещё лучше, чем хорошие. И Всевышний Господь даёт им возможность жить и наслаждаться, как они того заслужили по своей карме независимо от того, признают они Бога или нет. Разумеется, в будущем человек получит воздаяние за свои благочестивые и греховные поступки, но до поры до времени Господь не вмешивается в их свободу воли и позволяет им делать всё, что им заблагорассудится.

00:07:07 В современной западной культуре вообще не считается обязательным какое-то духовное образование. Это считается личным делом каждого. Но в ведической традиции культура взаимоотношений человека с людьми и с Верховной Личностью Бога является необходимой. В ведической литературе есть удивительные истории, которые иллюстрируют эту мысль. Ну, например, давайте рассмотрим слова Господа Кришны из данного стиха: «Кто с преданностью служит Мне, как друг, тот во Мне, и Я ему так же друг». В чём проявляется эта дружба? Есть много известных историй в ведической литературе, в которых преданные оказывались в трудном положении, например Прахлада Махарадж, Дхрува Махарадж, Пандавы, Драупади из «Махабхараты», гопи Вриндавана и т. д. И во всех этих историях, хотя преданные находились в очень тяжелом, отчаянном, в почти безвыходном положении, Господь Кришна каждый раз выручал их, и иногда это происходило в самый последний момент.

00:08:19 Очень интересна в этой связи история взаимоотношений с Пандавами и Драупади. У Пандавов была очень драматичная судьба из-за постоянных столкновений с двоюродными братьями Кауравами, которые много раз пытались их отравить, сжечь в загородном доме, который был специально сделан из горючих материалов. В этот дом их пригласили якобы для отдыха, но Господь Кришна предупредил их через их дядю Видуру, и тот заранее прислал землекопа, который за несколько дней вырыл подземный ход. И когда этот дом, наконец, запылал, они благополучно выбрались из него.

00:09:07 И в конце концов состоялась драматичная игра в кости, на которую вызвали Юдхиштхиру, старшего из Пандавов. И мало того, что их нечестно обыграли, отобрав их имущество, у них пытались отобрать их жену Драупади, насильно приведя её в зал ассамблеи и при всех пытаясь раздеть. И тогда Господь Кришна сделал сари Драупади бесконечным, и Духшасана долго разматывал её сари, но Драупади всегда оставалась одетой. И в конце концов, когда Пандавы вернулись из ссылки, то Кауравы отказались вернуть им их законную половину царства, поэтому стала неизбежной битва, на поле Курукшетра. Тогда Господь Кришна согласился стать возничим, то есть, по сути, слугой Арджуны, чтобы постоянно защищать его и направлять во время битвы.

00:10:04 Можно задать вопрос: в чём проявляется милость Господа Кришны для нас? Мы с вами живем в эпоху Кали-юги, в эпоху духовной деградации всего общества, которое, по сути, лишено духовного идеала. Те исторические примеры, которые мы с вами разобрали, очень возвышенны, но мы в нашей ситуации не можем претендовать на такую степень преданности Господу, но тем не менее, будучи очень далекими от ведической культуры, мы смогли познакомиться с этим уникальным знанием по милости Господа Кришны. И уже от нас зависит, как мы воспользуемся этим уникальным знанием. Мы продолжим читать стихи главы 9.

Оскверняющее влияние майи

00:10:50 Стих 30:
अपि चेत्सुदुराचारो भजते मामनन्यभाक् ।
साधुरेव स मन्तव्य: सम्यग्व्यवसितो हि स: ॥ ३० ॥

api cet su-durācāro
bhajate mām ananya-bhāk
sādhur eva sa mantavyaḥ
samyag vyavasito hi saḥ

«Даже если человек, занимающийся преданным служением, иногда совершает неблаговидный поступок, его всё равно следует считать праведником, ибо он стоит на верном пути».

00:11:05 Комментарий Бхактиведанты Свами: «В обусловленном состоянии живое существо может заниматься двумя видами деятельности. Заботясь о нуждах тела, подчиняясь законам общества и государства, такой человек, даже преданный, занимается материальной деятельностью, которая называется обусловленной. А живое существо, которое осознало свою духовную природу, занимается деятельностью в сознании Кришны, или преданным служением Господу. Такая деятельность называется трансцендентной, и она соответствует духовной природе, изначальному положению живого существа. Когда преданный находится в обусловленном состоянии, его преданное служение и обусловленная деятельность, связанная с заботой о потребностях тела, совершаются параллельно, а иногда вступают в противоречие друг с другом.

00:11:59 Поэтому человек в сознании Кришны может иногда совершить поступок, который с социальной точки зрения является недостойным. Такое поведение тем не менее является временным и не лишает его достигнутых в преданном служении результатов. В „Шримад-Бхагаватам” говорится, что, если человек падает, но вместе с тем посвящает себя преданному служению Господу, то Господь, находящийся в его сердце, очищает его сознание и прощает за совершенный проступок. Оскверняющее влияние материальной природы столь велико, что его жертвой может стать даже йог, поглощенный медитацией на Господа. Но благодаря могуществу Cознания Кришны он быстро оправится после случайного падения. Поэтому никто не должен смеяться над преданным за случайный проступок, ибо, как говорится в следующем стихе, такие случайные падения прекратятся после того, как преданный полностью разовьет в себе знание Кришны.

00:13:02 С другой стороны, не следует заблуждаться, считая, что преданный Господа Кришны может совершать греховные поступки. В этом стихе идет речь лишь о случайном падении, которое обусловлено силой материальных обстоятельств. Вступая на путь преданного служения, человек объявляет войну материальной энергии, вводящей человека в иллюзию. И пока у него недостаточно сил, чтобы отражать её натиск, ему не избежать случайных падений. Когда преданный окрепнет, эти падения прекратятся сами собой».

Очищение от материальной скверны

00:13:42 Стих 31:
क्षिप्रं भवति धर्मात्मा शश्वच्छान्तिं निगच्छति ।
कौन्तेय प्रतिजानीहि न मे भक्त: प्रणश्यति ॥ ३१ ॥

kṣipraṁ bhavati dharmātmā
śaśvac-chāntiṁ nigacchati
kaunteya pratijānīhi
na me bhaktaḥ praṇaśyati

«Он быстро обретает праведность и достигает прочного мира. О сын Кунти, смело объяви это всем: мой преданный никогда не гибнет».

00:13:55 Комментарий: «Следует правильно понимать смысл этого стиха. В главе 7 Господь говорит, что тот, кто занимается греховной деятельностью, никогда не сможет преданно служить Господу. Как правило, занимаясь девятью видами преданного служения, человек очищает своё сердце от всей материальной скверны. Он хранит в сердце Верховную Личность Бога, и вся материальная скверна уходит сама собой. Беспрестанно размышляя о Господе, преданный возвращается в своё изначальное чистое состояние. Тому, кто, достигнув высокого положения, снова падает, Веды предписывают совершать ряд очистительных ритуалов. Но для преданного в этом нет особой необходимости, ибо, всегда думая о Верховной Личности Бога, он постоянно очищает своё сердце. Поэтому нужно всё время повторять имена Господа Кришны, это очистит нас от любых случайных падений и навсегда оградит от всех видов материальной скверны».

00:15:06 Стих 32:
मां हि पार्थ व्यपाश्रित्य येऽपि स्यु: पापयोनय: ।
स्त्रियो वैश्यास्तथा श‍ूद्रास्तेऽपि यान्ति परां गतिम् ॥ ३२ ॥

māṁ hi pārtha vyapāśritya
ye ’pi syuḥ pāpa-yonayaḥ
striyo vaiśyās tathā śūdrās
te ’pi yānti parāṁ gatim

«О сын Притхи, те, кто нашли во мне прибежище, будь они даже невысокого рождения: женщины, вайшьи или шудры, непременно достигнут наивысшей цели».

00:15:20 Комментарии Бхактиведанты Свами: «Верховный Господь ясно говорит, что в преданном служении нет деления на людей высших и низших категорий. Такое разделение существует в рамках материалистических представлений, но тому, кто занимается трансцендентным преданным служением Господу, до них нет никакого дела. Каждый, кто служит Господу, может достичь высшей цели. „Шримад-Бхагаватам” говорит, что даже люди самой низшей касты, называемой чандалами, общаясь с чистыми преданными Господа, могут очиститься от материальной скверны. Самый простой человек может очиститься, приняв прибежище у чистого преданного и следуя его указаниям.

00:16:05 В соответствии с гунами материальной природы, под влиянием которых они находятся, люди разделяются на несколько классов. Те, кто находится в гуне благости, называются брахманами, люди, на которых влияет гуна страсти, называются кшатриями (это административный класс), далее идут вайшьи (торговое сословие) и шудры – рабочий класс. Еще ниже стоят чандалы, те, кто появились на свет в семьях греховных людей. Как правило, представители высших сословий избегают общения с такими людьми, но метод преданного служения столь могущественен, что чистый преданный Господа может помочь представителями всех сословий достичь высшей ступени духовного совершенства.»

Совершенство преданного служения

00:17:00 Стих 33:
किं पुनर्ब्राह्मणा: पुण्या भक्ता राजर्षयस्तथा ।
अनित्यमसुखं लोकमिमं प्राप्य भजस्व माम् ॥ ३३ ॥

kiṁ punar brāhmaṇāḥ puṇyā
bhaktā rājarṣayas tathā
anityam asukhaṁ lokam
imaṁ prāpya bhajasva mām

«Что же тогда говорить о благочестивых брахманах, преданных и праведных царях, которые, попав в этот бренный мир, полный страданий, посвятили себя любовному, преданному служению Мне?».

00:17:14 Комментарий: «В материальном мире существуют разные классы и группы людей, но никто из них не может найти здесь счастье. В этом стихе ясно говорится: этот преходящий, полный страданий мир – не место для разумного человека. Некоторые философы, в особенности философы-майявади, называют этот мир иллюзорным, но из „Бхагавад-гиты» мы узнаём, что материальный мир является не иллюзорным, а временным. Помимо этого бренного мира существует иной мир, который является вечным и полным блаженства.

00:17:53 Арджуна появился на свет в благочестивой царской семье. Господь обращается к нему так же: „Встань на путь преданного служения и скорей возвращайся обратно домой, к Богу”. Никто из нас не должен задерживаться в этом бренном мире, который является юдолью страданий. Мы должны найти приют у Верховной Личности Бога и таким образом обрести вечное счастье. Преданное служение Верховному Господу – единственный метод, позволяющий разрешить проблемы всех классов и сословий, поэтому каждый человек должен стать на путь преданного служения Господу и сделать свою жизнь совершенной».

00:18:36 Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:18:43 И наконец последний стих этой главы. Стих 34:
मन्मना भव मद्भ‍क्तो मद्याजी मां नमस्कुरु ।
मामेवैष्यसि युक्त्वैवमात्मानं मत्परायण: ॥ ३४ ॥

man-manā bhava mad-bhakto
mad-yājī māṁ namaskuru
mām evaiṣyasi yuktvaivam
ātmānaṁ mat-parāyaṇaḥ

«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным и, выражая почтение, кланяйся Мне. Поглощённый мыслями обо Мне, ты непременно вернешься в Мою обитель».

00:18:58 Комментарий: «Здесь ясно сказано, что Cознание Кришны – единственный метод, который поможет нам очиститься от материальной скверны и вырваться из материального плена. Недобросовестные комментаторы подчас искажают предельно ясный смысл этого стиха, в котором говорится, что преданное служение должно быть направлено на Верховную Личность Бога Кришну. Что касается демонов, то они также думают о Кришне, но с завистью, как это делал царь Камса, брат Его матери – Деваки. Он думал о Кришне днём и ночью, но считал Его своим врагом. Находясь в постоянном беспокойстве, страхе, Камса ждал, когда Кришна придет, чтобы убить его. Подобные мысли не принесут блага. Мы должны думать о Кришне с любовью и преданностью – это называется бхакти. Мы должны постоянно углублять свои знания о Кришне, это значит, что такое знание должно быть получено от истинного духовного учителя. Такие беседы о Кришне помогут нам стать Его преданными, а знание о Кришне, полученное из неавторитетного источника, не принесет желаемого результата. Поэтому преданный должен сосредоточить свой ум на вечной, изначальной форме Кришны и поклоняться Ему с убежденностью в сердце, что Кришна – это Всевышний Господь.

00:20:25 В Индии тысячи храмов, в которых люди поклоняются Кришне и занимаются преданным служением. Тот, кто таким образом служит Господу, должен всегда выражать Ему своё почтение, склоняясь перед божеством. Поэтому человек должен служить Господу телом, умом и посвящать Ему все свои действия. Таким образом он всегда будет поглощен мыслями о Кришне, не отвлекаясь ни на что другое, и в конце концов отправится в обитель Господа Кришны. Мы не должны позволять недобросовестным горе-комментаторам сбивать себя с толку. Мы должны всегда заниматься девятью видами преданного служения, начиная со слушания повествований о Господе и повторения имен Господа. Чистое преданное служение – это высшее достижение человечества».

00:21:20 Так заканчивается комментарий Бхактиведанты Свами в главе 9 «Бхагавад-гиты» под названием «Самое сокровенное знание». И на этом мы с вами закончили на сегодня читать стихи «Бхагавад-гиты». В следующий раз мы сделаем краткий обзор главы 9 и начнем читать главу 10, которая называется «Богатство Абсолюта». На этом я хочу закончить и предложить вам присылать свои вопросы на наш сайт, звонить по телефону, напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ».

Ответы на вопросы

00:21:59 Ведущая: Да, я напомню ещё раз о том, что вопросы можно присылать на почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru и в чат скайпа. Пять минут выделим для того, чтобы вы могли задать нам вопросы. Владимир Георгиевич, оставайтесь с нами! Итак, дорогие радиослушатели, давайте продолжим нашу программу, Владимир Георгиевич Критский сегодня с нами, в настоящий момент он готов ответить на вопросы по ведической культуре и философии. Владимир Георгиевич, у нас есть два вопроса.
Критский В.Г.: Да, я слушаю.

00:22:31 Ведущая: Можно ли на нашем уровне ощутить личные взаимоотношения с Господом Кришной?

00:22:43 Критский В.Г.: Можно ли на нашем уровне ощутить личные взаимоотношения с Господом Кришной? Это хороший вопрос. Господь Кришна – Верховная Личность Бога, и Он достаточно аристократичен, достаточно разборчив, и, как говорят наши духовные авторитеты, отношения с Кришной возобновить, ощутить очень сложно. Для этого нужно быть чистой душой, чистым преданным.

00:23:20 До той поры, пока мы не являемся чистыми преданными, Кришна на нас особого внимания не обращает, поскольку у нас есть другие интересы. В конце «Бхагавад-гиты» Кришна говорит: «Оставь все виды обязанностей и просто предайся Мне». То есть цена обретения этих взаимоотношений с Господом Кришной достаточно высокая. Но мы можем иметь личностные отношения с какими-то Его милостивыми представителями, например с духовным учителем. Или Господь Чайтанья считается самым милостивым воплощением Господа Кришны, Он менее строгий. И мы можем, предположим, молиться господу Чайтанье, задавать Ему какие-то вопросы, и Он нам будет отвечать из сердца.

00:24:22 Это, скажем так, сокровенное знание: напрямую ощутить Господа Кришну очень трудно. Но можно ощутить Его через какие-то Его более милостивые ипостаси, в частности Господа Чайтанью. И когда Прабхупада приезжал в Америку и Европу, он первоначально устанавливал божества Господа Чайтаньи, и в отдельных, очень больших, храмах он устанавливал божества Кришны, но в этом случае он особо молился и просил Господа простить преданным оскорбления в служении. А нам, живущим в России, рекомендуют поклоняться Господу Чайтанье, поскольку это более милостивое воплощение Господа, и с ним ощутить взаимоотношения возможно. Следуя указаниям Господа Чайтаньи, повторяя Святые Имена, мантру Харе Кришна и давая людям знания о Господе, мы будем ощущать Его милость и будем получать Его благословение. Вот так я могу ответить на этот вопрос.

00:25:46 Ведущая: Я прочитаю второй вопрос. «Что происходит с умом человека, практикующего ведические знания, в момент финансового риска? Я столкнулся с такой реакцией, которая показывает его истинный уровень, иногда так поступают обычные люди, не знающие ведических писаний. Что именно происходит в этот момент, и как мне реагировать на подобные случаи?»

00:26:11 Критский В.Г.: Значит, что происходит с умом человека, практикующего ведические знания, в момент финансового риска? Если человек знаком с ведическим знанием, то он понимает, что все виды материальной собственности – это наше временное достояние, которое мы неизбежно рано или поздно неизбежно потеряем. С чего начинается «Шри Ишопанишад»: «Всё живое и неживое во Вселенной принадлежит Всевышнему Господу и находится в Его владении». Поэтому человек должен брать только то, что ему необходимо, что выделено как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо зная, кому это принадлежит. Деньги – это не наша собственность, это энергия Господа Кришны, энергия богини Лакшми. Деньги нам даются по нашей карме, для того чтобы мы исполняли свои желания в той мере, в которой мы это заслужили, и получали какое-то материальное счастье, которое также дано нам по нашей карме. Но рано или поздно с деньгами мы будем вынуждены расстаться.

00:27:38 Есть очень мудрое изречение, по-моему Омара Хайяма: «Сокровища свои раздай, пока ты жив».
Коль можешь, не тужи о времени бегущем,
Не отягчай души ни прошлым, ни грядущим.
Сокровища свои потрать, пока ты жив,
Ведь все равно в тот мир предстанешь неимущим.
Омар Хайям
(прим. ред.)

00:27:50 Я полностью это четверостишье не помню, может, в следующий раз его приведу, но там такая строчка: «Сокровища свои раздай, пока ты жив». То есть человек должен так построить свою жизнь, чтобы те богатства, которые он получил, он использовал на благо всех людей, в том числе то, что необходимо ему, естественно, но в основном это должно использоваться на благо других людей, и высшее благо, которое мы можем дать людям, – это духовное знание. Конечно, есть благотворительная деятельность, кормить голодных и т. д., но дело в том, что если люди не имеют духовного знания, то любая материальная помощь не улучшит их карму, они всё равно будут оставаться в пределах своей кармы и будут неизбежно совершать греховные действия, деградировать, и их судьба в следующей жизни неизвестна, они могут отправиться в ад или получить низшие формы жизни.

00:29:01 Поэтому высшей благотворительной деятельностью является та деятельность, которой занимаются преданные и специалисты на радио «Аюрведа», дающие людям духовные знания. Человек не будет сильно переживать во время финансовых кризисов, когда он рискует потерять свои деньги, он просто должен помнить всегда, что эти деньги – не его имущество, он должен использовать на благо другим, в служении Господу, и тогда с его умом будет всё в порядке, он не будет выходить из себя, он всегда будет оставаться в равновесии. Так я могу ответить на этот вопрос.

00:29:48 Ведущая: У нас есть ещё один вопрос. «Объясните ещё раз пожалуйста стих 30. Очень часто мы сталкиваемся в тем, что преданные совершают неправильные поступки, прямо противоположные тому, что они проповедуют. Как вести себя в таком случае, чтобы не нанести оскорблений?»

00:30:17 Критский В.Г.: Конечно, это бывает, и Прабхупада не случайно к этому стиху даёт подробный комментарий. До той поры, пока мы ещё не чистые души, пока у нас имеются материальные привязанности, у нас в душе борются два желания. С одной стороны, желание иметь какие-то материальные блага, материальные наслаждения, с другой стороны – желания духовные. И в какой-то момент эти желания вступают в противоречие. И далеко не всегда мы делаем правильный выбор. И, разумеется, в этих случаях также может вмешиваться и сам Господь, например в случае с Пандавами. Он может посылать нам какие-то испытания, какие-то проверки. И преданный может иногда принять какое-то неправильное решение, эгоистичное, под влиянием материальной энергии, майи.

00:31:34 И Прабхупада говорит в своём комментарии очень подробно, что мы не должны осуждать преданных за их ошибки, за их недостойные действия. Как говорил Иисус Христос: «Не судите да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и будете судимы». Другой знаменитый пример, который есть в Библии: когда к Иисусу Христу привели грешницу. Её поймали, она согрешила с другим мужчиной, и по иудейским законам её должны были забить насмерть камнями. Очень строгие, можно даже сказать жестокие, законы Торы. И тогда у Христа спросили: «Вот, ты говоришь, что нужно прощать людей, что нужно проявлять к ним милость, а по нашим законам её нужно убить, что делать?» Естественно, это была определённая ловушка для Иисуса Христа, потому что, если бы он настаивал на том, что нужно её простить, тогда бы его бы обвинили в нарушении законов Торы, а если бы он сказал поступать с ней по закону, то его бы обвинили в двуличии, в том, что он проповедует одно, а сейчас говорит по-другому. Иисус Христос ответил гениально, он сказал: «Кто без греха, пускай первым бросит в неё камень». То есть, пожалуйста, поступайте с ней по своим законам, но пускай начнет тот, кто сам не совершает греховных действий, кто сам чист. Тогда эти обвинители задумались, повесили голову и разошлись. Иисус Христос сказал этой женщине: «Видишь, женщина, где твои обвинители, иди с миром и больше не греши».

00:33:24 И, по сути, абсолютно тот же самый принцип имеет место в нашей философии, в философии Cознания Кришны. Тому же учил нас Господь Чайтанья. Знаменитый пример с Джагаем и Мадхаем, когда Господь Чайтанья простил двух грешников, которые напали на Господа Нитьянанду. Господь Нитьянанда просил Господа Чайтанью простить их, потому что тот вначале хотел с ними расправиться, хотел их прикончить, но Господь Нитьянанда проявил истинное милосердие. Разумеется, тут нужно различать: если какие-то греховные действия совершаются по отношению к нам самим, то мы имеем право прощать любой грех, если какие-то греховные действия совершаются по отношению к другим преданным, то мы не обязаны это прощать. И в данном случае мы уполномочены указать человеку на его недостатки, на его ошибки, если мы находимся в положении наставника, старшего, мы можем в деликатной форме человеку сказать об этом. Если мы не уполномочены, если мы находимся в равном с ним положении или ниже, то мы просто не должны вмешиваться и оставить это на суд Кришны. Это не в нашей компетенции – быть мировым судьей, и нужно просто следовать принципу Иисуса Христа: «Не судите да не судимы будете».

00:35:10 Есть очень много примеров, когда человек критиковал преданного за какие-то недостатки, за какие-то проблемы, например проявление похоти, жадности или ещё чего-нибудь, и затем у этого человека появлялись точно такие же недостатки. То есть это совершенно потрясающий эффект. Это даже в какой-то степени сокровенное знание, но этот факт наблюдали очень многие. В принципе, Иисус Христос говорит о том же самом: «Не судите да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и будете судимы». То есть если вы будете критиковать других за их недостатки, то вас будут критиковать за аналогичные недостатки, потому что достаточно ли мы сами чисты, чтобы критиковать других, как в приведенном выше примере. Вот так я могу ответить на этот вопрос. Хотя эта проблема остается, легче привести общие рекомендации, чем иногда дать какой-то конкретный совет, поэтому, если у автора вопроса есть какая-то конкретная ситуация, то можно было бы ответить более конкретно.

00:36:44 Ведущая: Пока вопросов больше нет, завершаем передачу. Владимир Георгиевич, спасибо, что были сегодня с нами.
Критский В.Г.: Спасибо вам.
Ведущая: До свидания, до новых встреч.
Критский В.Г.: Всего хорошего.
Ведущая: Уважаемые радиослушатели, напомню ещё раз для тех, кто пропустил начало. С нами в прямом эфире был Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», а так же ответы по ведической культуре и философии. Вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио.

транскрибирование: Геннадий Хлопотов | Киев | Украина | 28 December 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 21 October 2022
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 04 February 2023