Глава 9 стихи 29-34

Аюрведа радио - 01 февраля 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:37:14 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 35 | скачано: 153 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [радиоведущая] Аюрведа-радио, в объятиях прекрасного. Добрый день дорогие радиослушатели, рада вас приветствовать на волнах Аюрведа-радио. Итак, давайте приступим, не будем откладывать в долгий ящик, тем более, что время 15:02 по московскому. Итак сегодня с нами в прямом эфире Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагават-Гите, а так же ответы по ведической культуре и философии. Так что присылайте свои вопросы на наш почтовый адрес Ayurveda-Radio@mail.ru , чат Скайп, у нас всегда активен, так что ждем ваших вопросов. Добрый день Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья.
[радиоведущая] Здравствуйте.
[Критский В.Г.] Итак, дорогие друзья. Мы продолжаем цикл на тему «Обзор систем йоги по Бхагават-Гите». Я напомню, что в прошлый раз мы с вами продолжали изучать главу 9-ю, «Самое сокровенное знание» и тема, которая была у нас в прошлый раз, она на протяжении 9-й и дальше будет 10-й главы, что Господь Кришна является абсолютной личностью Бога, высшим проявлением абсолютной истины, источником всего сущего.

00:01:18 И все в мире есть проявление его энергии. И некоторые, наиболее яркие стихи, которые в тот раз читали, я ещё раз их повторю без комментариев, где Господь Кришна говорит [арджуни] Это я единственный наслаждающийся и владыка всех жертвоприношений. Тех, кто не признают мою божественную природу – падают вниз. И 27 стих «Чтобы ты ни делал, чтобы ты ни ел, чтобы ты ни принимал или раздавал, и какие бы аскезы ты ни совершал, все должно делаться, как подношение мне» И последний стих, на котором мы с вами остановились 29-й, где Кришна говорит: «Я никому не завидую, я ни к кому не пристрастен, я равно отношусь ко всем, но тот, кто преданностью служит мне, как друг, тот во мне, и я ему так же друг»

00:02:22 Мы прочитаем комментарии Бхактивиданте Свами Пробхупады «Хотя Кришна ко всем одинаково, и никого не считает другом, или врагом, все же он проявляет особую заботу о своих преданных, которые постоянно служат ему. Это вполне естественно, и в данном случае Кришну нельзя обвинять в пристрастии. Человек в материальном мире может любить людей и заботиться о них, но к собственным детям всегда относятся с особой любовью. Господь говорит, что все живые существа, в какой бы форме жизни они не находились – его дети. И он любит каждого из них, и обеспечивает всем необходимым.

00:03:12 Он подобен туче, поливающей дождем все, и море и горы и землю, но к своим преданным Господь относится с особой заботой. Отношение с Господом основано на взаимности, поэтому Господь говорит: « В какой степени человек предается мне, в такой же степени я его вознаграждаю. Духовное отношение между Господом и его преданным реально существует, поскольку и Господь и преданный обладают сознанием. Можно привести такой пример. Бриллиант, оправленный в золото, становится ещё красивее. Золото украшает бриллиант, а бриллиант – золото. Подобно этому Господь и живые существа вечно излучают сияние, и когда другое существо исполняется желаниями служить Господу, оно становится подобным золоту, а Господь подобен бриллианту, и такое сочетание прекрасно.

00:04:14 Живых существ в чистом сознании называют преданными слугами Господа. Однако Верховный Господь зачастую становится сам слугой своих слуг, как, например, было в слушае с Кришной и [Арджини] на поле[кругшетра]. Господа часто сравнивают с древом желаний, поскольку он дает людям улучшать все, чего они пожелают. Но преданным Всевышний Господь являет особую милость – это милость Господа не является проявлением закона Кармы. Она относится к трансцендентной сфере, в которой действуют законы духовного мира, где царят вечная жизнь, знание и блаженство». Это было комментарий Бхактивиданте Свами Пробхупады.

00:05:04 Итак, мы с вами уже говорили, что основные темы 9-й главы – это личностная природа абсолютной истины. Господь – это личность, и отношения с ним должны быть так же личностные. В противном случае Господь Кришна останется для нас пустым звуком, картинкой в книге, или камнем на алтаре и т.д. Этот аспект очень важен, гораздо более важно, чем всемогущество Господа. Например, богатые люди не любят афишировать своё богатство, потому что к ним начнут относиться просто формально, как к денежным мешкам, которые могут нам что-то дать. И подобно этому Господь Кришна, хотя и является обладателем всех богатств, но Он предпочитает бескорыстное отношение со своими преданными, не основанные на материальной выгоде.

00:06:02 В этом стихе Господь Кришна говорит: «Я никому не завидую, я ни к кому не пристрастен, я равно отношусь ко всем». И что это значит? Ведь есть люди, которые не верят в Бога, не признают Бога и даже его ненавидят. Ну, например, в ведической литературе царь Кампса. Но Господь Кришна говорит, что он ко всем относится равно. Мы видим, что как праведные, так и демоничные люди, получают все необходимое для жизни, даже более того, зачастую эгоистичные люди живут лучше, чем хорошие. И Всевышний Господь дает им возможность жить и наслаждаться, как они того заслужили по своей карме, не зависимо от того, признают они Бога или нет. Разумеется, в будущем человек получит воздаяние за свои благочестивые или греховные поступки, но до поры до времени, Господь не вмешивается в их свободу воли, и позволяет им делать все, что им заблагорассудится.

00:07:07 В современной западной культуре вообще не считается обязательным какое-то духовное образование. Это считается личным делом каждого. Но в ведической традиции это культура взаимоотношений человека с людьми и с Верховной личностью Бога является необходимой. В ведической литературе есть удивительные истории, которые иллюстрируют эту мысль. Ну, например, давайте рассмотрим слова Господа Кришны, вот, из данного стиха: «Кто преданно служи мне как друг, тот во Мне, Я ему тоже друг». В чем проявляется эта дружба? Есть много известных историй из ведической литературы, в которых преданные оказывались в трудном положении, например [Прохолада Махараджи][Трува Махараджи][Пандавы][Троупади из Махабхараты][Гопи Врендаваны] и т.д. И во всех этих историях, хотя преданные находились в очень тяжелом, отчаянном, почти в безвыходном положении, но Господь Кришна каждый раз выручал их и иногда это происходило в самый последний момент.

00:08:20 Очень интересно в этой связи история взаимоотношений с Пандовыми и Троупади. У пандов была очень драматичная судьба из-за постоянных столкновений с двоюродными братьями курабами, которые много раз пытались отравить, сжечь в загородном доме, который был специально сделан из горючих материалов, и в этот дом их пригласили, якобы для отдыха, но Господь Кришна предупредил их через [Цивкьяди Ведуру] и тот заранее прислал землекопа, который за несколько дней вырыл подземный ход, и когда этот дом, наконец, запылал, они благополучно выбрались из него.

00:09:08 И в конце концов, состоялась драматическая игра в кости, на которую вызвали [Юшхиттиру] старшего из пандавов. И мало того, что их нечестно обыграли, отобрав их имущество, их пытались отобрать и жену [Дроупади] насильно приведя её в зал ассамблеи и при всех пытаясь раздеть, и тогда Господь Кришна сделал сари [Дроупади] бесконечным, и [Душхасана] долго разматывал её сари, но Дроупади всегда оставалась одетой. И в конце концов, когда пандавы вернулись из ссылки, то [коуровы] отказались вернуть им их законную половину царства, поэтому стала неизбежной битва, на поле [Коушетра]. Тогда Господь Кришна согласился стать возничим, т.е. по сути, слугой Аджуны, чтобы, по сути, защищать его и направлять во время битвы.

00:10:05 Можно задать вопрос, в чем проявляется милость Господа Кришны для нас? Мы с вами живем в эпоху Кали Юги, в эпоху духовной деградации всего общества, которое по сути лишено духовных идеалов. Те исторические примеры, которые мы с вами разобрали – очень возвышенны, но мы в нашей ситуации не можем претендовать на такую степень преданности Господу, но тем не менее, хотя мы очень далеки от ведической культуры, мы смогли познакомиться с этим уникальным знанием по милости Господа Кришны. И уже от нас зависит, как мы воспользуемся этим уникальным знанием. Мы продолжим читать стихи 9-й главы. 30-й стих:

00:10:53 «Даже если человек, занимающийся преданным служением иногда совершает неблаговидный поступок, его всё равно следует считать праведником, ибо он стоит на верном [непонятно] Бхативиданте Свами. В обусловленном состоянии живое существо может заниматься двумя видами деятельности. Заботясь о нуждах тела, подчиняясь законам общества и государства, такой человек, даже преданный, занимается материальной деятельностью, которая называется обусловленной. А живое существо, которое осознало свою духовную природу, занимается деятельностью в сознании Кришны, или преданным служению Господу. Такая деятельность называется трансцендентной и она соответствует духовной природе, изначальному положению живого существа. Когда преданные находятся в обусловленном состоянии, его преданное служение и обусловленная деятельность, связанная заботой о потребностях тела, совершаются параллельно, а иногда вступают в противоречия друг с другом.

00:12:00 Поэтому, человек в сознании Кришны может иногда совершить поступок, который с социальной точки зрения является недостойным, такое поведение, тем не менее, является временным, и не лишает его достигнутым в преданном служении результатов. В Шримад Бхагаватам говорится, что если человек падает, но вместе с тем, посвящает себя преданному служению Господу, то Господь, находящийся в его сердце очищает его сознание и прощает за совершенный проступок. Оскверняющее его влияние материальной природой столь велико, что его жертвой может стать даже йог, поглощенный медитацией на Господа. Но благодаря могуществу Cознания Кришны он быстро оправится после случайного падения. Поэтому, никто не должен смеяться над преданным за случайный проступок, ибо, как говорится в данном стихе: «Такие случайные падения прекратятся, после того, как преданный разовьет в себе знание Кришны».

00:13:05 С другой стороны не следует заблуждаться, считая, что преданный Господа Кришны может совершать греховные поступки. В этом стихе идет речь лишь о случайном падении, которое обусловлено серией материальных обстоятельств. Что вступая на путь преданного служения, человек объявляет войну материальной энергии, вводящей человека в иллюзию. И пока у него недостаточно сил, чтобы отражать её натиск, ему не избежать случайных падений. Когда преданный окрепнет, эти падения прекратятся сами собой.

00:13:42 Стих 31-й: «Он быстро обретает праведность и достигает прочного мира, о сын [Кути] срочно объяви это всем, мой преданный никогда не гибнет». Комментарий: Следует правильно понимать смысл этого стиха. В 7-й главе Господь говорит, что тот, кто занимается греховной деятельностью никогда не сможет преданно служить Господу. Как правило занимаясь 9-ю видами преданного служения, человек очищает своё сердце ото всей материальной скверны.

00:14:22 Он хранит в сердце верховную личность Бога и вся материальная скверна уходит сама собой. Беспрестанно размышляя о Господе, преданный возвращается в своё изначальное [непонятно] состояние. Тому, кто достигнув высокого положения, снова падает Веды предписывают совершать ряд очистительных ритуалов. Но для преданного в этом нет особой необходимости, ибо всегда думая во верховной личности Бога, он постоянно очищает своё сердце. Поэтому нужно все время повторять имена Господа Кришны, это очистит нас от любых случайных падений и навсегда оградит от всех видов материальной скверны.

00:15:06 Стих 32-й: О, сын [непонятно], те, кто нашли во мне прибежище, будь они даже не высокого рождения: женщины, вайши или шрудры непременно достигнут наивысшей цели. Комментарии Бхактивиданте Свами: И Верховный Господь явственно говорит, что в преданном служении нет деления на людей высших и низших категорий. Такое разделение существует в рамках материалистических представлений, но тому, кто занимается трансцендентному преданному служению Господу, для них нет никакого дела. Каждый, кто служит Господу, может достичь высшей цели. Шримад Бхагаватам говорит, что даже люди самой низшей касты, называемой [чанвалами] общаясь с чистыми преданными Господа, могут очиститься от материальной скверны.

00:16:03 Самый простой человек может очиститься приняв прибежище у чистого преданного и следуя его указаниям. В соответствии с гунами материальной природы, под влиянием которых они находятся, люди разделяются на несколько классов. Те, кто находится в гуне благости – те называются Брамами, люди, на которых влияет гуна страсти – называются шатриями – это административный класс, далее идут вайши – торговое сословие, и шрудры – это рабочий класс. Еще ниже стоят [непонятно] те, кто появились на свет в семьях греховных людей. Как правило, представители высших сословий избегают общения с такими людьми, но метод преданного служения столь могущественен, что чистый преданный Господа может помочь представителями всех сословий достичь высшей ступени духовного совершенства.

00:17:00 Стих 33: «Что же тогда говорить о благочестивых Брахмах, преданных и праведных царях, которые попав в этот бренный мир полный страданий, посвятили себя любовном преданному служению огню». Комментарий: В материальном мире существуют разные классы и группы людей, но никто из них не может найти здесь счастье. В этом стихе явственно говорится: этот преходящий, полный страданий мир – не место для разумного человека. Некоторые философы, в особенности философы [майвади] называют этот мир иллюзорным, но из Бхагават Гиты мы узнаем, что материальный мир является не иллюзорным, а временным. Помимо этого бренного мира существует иной мир, который является вечным и полным блаженством.

00:17:59 [Праджуна] появился на свет в благочестивой царской семье. Господь обращается к нему так же: «Стань на путь преданного служения и скорей возвращайся обратно к Богу. Никто из нас не должен задерживаться в этом бренном мире, который является юдолью страданий. Мы должны найти приют у духовной личности Бога, и таким образом обрести вечное счастье. Преданное служение Верховному Господу – единственный метод, позволяющий разрешить проблемы всех классов и сословий, поэтому каждый человек должен стать на путь преданного служения Господу и сделать свою жизнь совершенной. Это был комментарий Бхактивиданте Свами Пробхупады.

00:18:45 И наконец последний 34-й стих этой главы: «Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, и выражая почтение, кланяйся Мне, поглощенный мыслями обо Мне, ты непременно вернешься в Мою обитель». Комментарий: [непонятно] сказано, что Cознание Кришны – единственный метод, который поможет нам очиститься от материальной скверны, и вырваться из материального плена. Недобросовестные комментаторы, подчас, искажают предельно-ясный смысл этого стиха, в котором говорится, что преданное служение должно быть направлено на верховную личность Бога Кришны.

00:19:28 Что касается демонов, то они так же думают о Кришне, но с завистью, как это делал царь Кампси, брат его матери [Девеки]. Он думал о Кришне днем и ночью, но считал его своим врагом. Находясь в постоянном беспокойстве, страхе, Кампса ждал, когда Кришна придет, чтобы убить его. Подобные мысли не принесут блага. Мы должны думать о Кришне с любовью и преданностью – это называется Бхакти. Мы должны постоянно углублять свои знания о Кришне, это значит, что такое знание должно быть получено от истинно-духовного учителя. Такие беседы о Кришне помогут стать его преданными, а знания о Кришне полученного из неавторитетного источника не принесет желаемого результата.

00:20:20 Поэтому, преданный должен сосредоточить свой ум на вечной, изначальной форме Кришны и поклоняться ему с убежденностью в сердце, что Кришна – это Всевышний Господь. В Индии тысячи храмов, в которых люди поклоняются Кришне и занимаются преданным служением. Тот, кто таким образом служит Господу, должен навсегда выражать своё почтение, склоняясь перед божеством. Поэтому, человек должен служить Господу телом, умом и посвящать ему все свои действия. Таким образом, он всегда будет поглощен мыслями о Кришне, не отвлекаясь ни на что другое, и в конце концов отправится в обитель Господа Кришны.

00:21:04 Мы не должны позволять недобросовестным горе-комментаторам сбивать себя с толку. Мы должны всегда заниматься девятью видами преданного служения, начиная со слушания и повествования о Господе, и повторения имен Господа. Чистое, преданное служение – это высшее достижение человечества». Так заканчивается комментарий Бхактивиданте Свами в 9-й главе Шримад Бхагават Гиты под названием «Самое сокровенное знание». И на этом мы с вами закончили на сегодня читать стихи Бхагават Гиты. В следующий раз мы сделаем обзор девятой главы и начнем читать десятую главу, которая называется «Богатство абсолюта». На этом я хочу завершить и предложить вам присылать свои вопросы на наш сайт, звоните по телефону, напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагават Гите».

00:22:04 [радиоведущая] Да, я напомню ещё раз, что вопросы можно присылать на почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru и в чат по Скайпу. Пять минут выделим для того, чтобы вы могли напечатать нам вопросы. Владимир Георгиевич, оставайтесь с нами!
Аюрведа-радио.
Итак дорогие радиослушатели, давайте продолжим нашу программу, сегодня Владимир Георгиевич Критский сегодня с нами, он отвечает нам в данным момент на вопросы по ведической культуре и философии. Владимир Георгиевич, у нас есть два вопроса.
[Критский В.Г.] Да, я слушаю.
[радиоведущая] Вопрос первый: Можно ли на нашем уровне ощутить личные взаимоотношения с Господом Кришной?
[Критский В.Г.] Можно ли на нашем уровне ощутить личные взаимоотношения с Господом Кришной? Это хороший вопрос. Господь Кришна, верховная личность Бога и Он достаточно аристократичный, достаточно разборчив, и как говорят наши духовные авторитеты, отношения с Кришной восстановить, ощутить очень сложно. Для этого нужно быть чистой душой, чистым преданным.

00:23:25 До той поры, пока мы не являемся чистыми преданными, мы для… Кришна на нас особого внимания не обращает, поскольку у нас есть другие интересы. В конце Бхагават Гиты Кришна говорит: «Оставь все виды обязанностей и просто предайся мне». Т.е. цена, для того чтобы получить вот это вот взаимоотношение с Господом Кришной достаточно высока. Но мы можем иметь личностные отношения с какими-то Его милостивыми представителями, например, с духовным учителем, или, Господь Чайтанья считается самым милостивым воплощением Господа Кришны, и он менее строгий. И мы можем, предположим, молиться господу Чайтаньи задавать какие-то вопросы, и он нам будет отвечать из сердца.

00:24:27 Вот это вот, так, немножко, сокровенное знание, что напрямую ощутить Господа Кришну очень трудно. Но можно ощутить его через более его какие-то милостивые ипостаси, вот, в частности Господа Чайтанью. И когда Пробхупада приезжал в Америку или Европу, он первоначально устанавливал божества Господа Чайтаньи и в отдельных очень больших храмах он устанавливал божества Кришны, но в этом случае он особо молился и просил Господа простить преданных в оскорблении служения. А вот мы, в России… нам рекомендуют поклоняться Господу Чайтаньи, поскольку это более милостивое воплощение Господа. И с ним ощутить взаимоотношения возможно.

00:25:34 Следуя указаниям Господа Чайтаньи, повторяя святые имена, мантру Хари-Кришна и давая людям знания о Господе, мы будем ощущать его милость и будем получать его благословение. Вот так я могу ответить на этот вопрос.
[радиоведущая] Я зачитаю второй: «Что происходит с умом человека, практикующего ведические знания в момент финансового риска? Я столкнулся с его реакцией, которая показывает его истинный уровень, иногда так поступают обычные люди, не знающие ведических писаний. Что именно происходит в этот момент, и как именно реагировать на подобные случаи?»

00:26:17 [Критский В.Г.] значит, что происходит с умом человека, практикующего ведические знания в момент финансового риска? Если человек знаком с ведическим знанием, то он понимает, что все виды материальной собственности – это временное наше достояние, которое мы рано или поздно потеряем неизбежно. И человек на духовном уровне, который понимает философию, с чего, скажем, начинает Шри Упанишад «Все живое и неживое во Вселенной принадлежит Всевышнему Господу и находится в Его владении» Поэтому человек должен брать только то, что ему необходимо, выделено, как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо зная, кому это принадлежит.

00:27:16 Деньги это не наша собственность. Это энергия Господа Кришны, это энергия богини Лакшми. Деньги нам даются по нашей карме, чтобы мы исполняли свои желания в той мере, как мы это заслужили, и получали какое-то материальное счастье, тоже самое, которое нам дано по нашей карме, но рано или поздно мы с деньгами будем вынуждены расстаться. Есть очень мудрое изречение, по-моему, Омара Хаяма: «Сокровища свои раздай, пока ты жив»… я полностью это четверостишье не помню, может в следующий раз его приведу, но там такая строчка: «Сокровища раздай свои пока ты жив». Т.е. человек должен так построить свою жизнь, чтобы те богатства, которые он получил, чтобы он использовал на благо всех людей, в том числе то, что необходимо ему, естественно, но в основном, это должно использоваться на благо других людей, и высшее благо, которое мы можем дать людям – это духовное знание.

00:28:35 Конечно, есть благотворительная деятельность, кормить голодных, и т.д., но дело в том, что если люди не имеют духовного знания, то любая материальная помощьд не улучшит их карму, они всё равно будут оставаться в пределах своей кармы и будут неизбежно совершать греховные действия, деградировать и их судьба в следующей жизни неизвестна, они могут отправиться в ад, или в низшие формы жизни. Поэтому высшей благотворительной деятельностью является та деятельность, которой занимаются преданные и специалисты на радио «Аюрведа», которые дают духовные знания, и тогда человек не будет переживать во время финансовых кризисов, когда он рискует потерять свои деньги, он просто должен помнить всегда, что это деньги – не его имущество, он должен использовать на благо другим в служении Господу, и тогда с его умом будет все в порядке, он не будет выходить из себя, он всегда будет оставаться в равновесии.

00:29:52 Так я могу ответить на этот вопрос.
[радиоведущая] У нас есть ещё один вопрос, похожий на предыдущий: «Объясните ещё раз пожалуйста, 30-й стих, очень часто мы сталкиваемся в тем, что преданные очень часто совершают неправильные поступки, прямо противоположные тому, о чем они проповедуют. Как вести себя в таком случае, чтобы не нанести оскорблений?»

00:30:23 [Критский В.Г] Ну, конечно, это бывает, и Пробхупада не случайно к этому стиху дает подробный, просторный комментарий. «До той поры пока мы не чистые души, пока у нас имеются материальные привязанности, у нас в душе борется два желания. С одной стороны желание иметь какие-то материальные блага, материальные наслаждения, с другой стороны желания духовные. И в какой-то момент эти желания вступают в противоречия. И далеко не всегда мы делаем правильный выбор. И разумеется, в суд так же может вмешиваться и сам Господь, например в случае с [испандовыми] Он может посылать нам какие-то испытания, какие-то проверки. И преданный может иногда принять какое-то неправильное решение, эгоистичное, под влиянием материальной энергии маи.

00:31:41 И Пробхупада говорит в своем комментарии очень подробно, что мы не должны осуждать преданных за их ошибки, за их недостойные действия. Как говорил Иисус Христос: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и будете судимы». Другой знаменитый пример, который есть в библии, когда к Иисусу Христу привели грешницу, которую поймали, она согрешила с другим мужчиной, и по иудейским законам её должны были забить насмерть камнями. Очень строгие, можно даже сказать, жестокие законы Торы. И когда у Христа спросили, вот, что с ней делать: «Вот, ты говоришь, что нужно прощать людей, что нужно проявлять к ним милость, а по нашим законам её нужно убить?»

00:32:34 Естественно, это была определённая ловушка, хотели Иисуса Христа, как бы, поймать, потому что если бы он настаивал, что нужно её простить, тогда бы его бы обвинили в нарушении законов Торы, а если бы Он сказал, что поступайте с ней по своим законам, то Его бы обвинили в двуличии, что Он проповедует одно, а сейчас говорит по-другому. Иисус Христос ответил гениально, он сказал: «Кто из вас без греха, пускай первым бросит в нее камень». Т.е. пожалуйста, поступайте с ней по своим законам, но тот пускай начнет, кто сам невиновен в греховных действиях, кто сам чист. Тогда эти обвинители задумались, повесили голову и разошлись. Иисус Христос сказал вот этой женщине: «Ну, видишь женщина, где твои обвинители, иди с миром, и больше не греши».

00:33:32 И по сути, абсолютно тот же самый принцип имеет место в нашей философии, в философии Cознания Кришны. Тоже самое, учил нас Господь Чайтанья. Знаменитый пример с [Чагаем Мадхаем] когда Господь Чайтанья простил двух грешников, которые напали на Господа Нитьяйнанду, и Господь Нитьяйнанду упросил Господа Чайтанью простить их, потому что он в начале хотел с ними расправиться, хотел их прикончить, но Господь Нитьяйнанда проявил истинное милосердие. Разумеется, тут нужно различать, если какие-то греховные действия совершаются по отношению к нам самим, то мы имеем право прощать любой грех, если какие-то греховные действия совершаются к другим преданным, то мы не обязаны это прощать. И в данном случае мы либо уполномочены указать человеку на его недостатки, на его ошибки, если мы находимся в положении какого-то наставника, то мы можем в деликатной форме человеку сказать об этом. Если мы неуполномочены, если мы находимся с ним в равном положении, или ниже, то мы просто не должны вмешиваться и оставить это на суд Кришны, что это не входит в нашу компетенцию быть мировым судьей, и просто следовать принципу Иисуса Христа «Не судите, да не судимы будете».

00:35:17 Есть очень много примеров, когда человек критиковал преданного за какие-то недостатки, за какие-то проблемы, ну, например, проявление похоти, или жадности, или чего угодно, и у этого человека появлялись точно такие же недостатки. Т.е. это совершенно потрясающий эффект, который я хочу, вот… поделиться с вами, это даже в какой-то степени сокровенное знание, но это знание, этот факт наблюдали очень многие. В принципе, Иисус Христос говорит о том же самом, что «не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким и будете судимы». Т.е. если вы будете критиковать других за их недостатки, то вас будут критиковать за аналогичные недостатки у вас, потому что достаточно ли мы сами чисты, чтобы критиковать других, как в приведенном выше примере. Вот это я могу сказать, ответить на данный вопрос. И хотя эта проблема остается, и легче привести общие рекомендации, чем иногда привести какой-то конкретный совет, поэтому если у автора вопроса есть более конкретная какая-то ситуация, то можно было ответить более конкретно, но общие слова, которые я могу сказать, это вот те, что уже сказаны.

00:36:49 [радиоведущая] Ну, вот я думаю, что пока вопросов больше нет завершим передачу. Владимир Георгиевич, спасибо, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.] Спасибо вам.
[радиоведущая] До свидания, до новых встреч.
[Критский В.Г.] Всего хорошего.

00:37:04 Уважаемые радиослушатели, напомню ещё раз, для тех, кто пропустил самое начало. С нами в прямом эфире был Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагават-Гите, а так же ответы по ведической культуре и философии. Вы продолжаете слушать Аюрведа-радио.
Аюрведа радио – гармония и совершенство.

транскрибирование: Геннадий Хлопотов | Киев | Украина | 28 декабря 2012