Чистое преданное служение
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:08 [Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели. Рада вновь приветствовать вас на волнах «Аюрведа» радио. У нас продолжение программы. Критский Владимир Георгиевич, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», а также ответы на вопросе по ведической культуре и философии. Добрый день, Владимир Георгиевич.
[Критский В. Г.] Здравствуйте.
00:00:32 [Ведущая] Здравствуйте. Итак, я уже объявила, наши радиослушатели с нетерпением ждут очень интересных бесед с вами и с удовольствием, я думаю, будут присылать вопросы, которые я прочитаю после эфира, и на которые вы дадите ответы. Итак, давайте приступим.
Абсолютная истина – это личность
00:00:50 [Критский В. Г.] Я готов. Итак, дорогие друзья, начинаем передачу прямого эфира «Аюрведа» радио. В эфире продолжение цикла «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”». Я напомню, что в прошлый раз мы с вами продолжили изучать главу 7, которая называется «Знание об Абсолюте». Это очень интересное и сокровенное знание о всепроникающей природе Абсолютной Истины, Верховной Личности Бога, в её различных аспектах и проявлениях в материальном мире. Это сокровенное знание, и его не так просто понять. Что такое Абсолютная Истина? В «Бхагавад-гите» неоднократно подчеркивается, что Абсолютная Истина – это личность, это Верховная Личность Бога. Главное имя Бога – Кришна, что означает всепривлекающий, и, по идее, Бог должен быть привлекающим, Он должен быть средоточием всех качеств.
00:02:02 Почему тогда многие люди отрицают Бога? Они не понимают, каким образом Господь допускает в мире столько зла, насилия, несправедливости. То есть на первый взгляд кажется, что в мире нет справедливости, нет гармонии. А где же Бог? В чем Его, так сказать, высший разум, высшая справедливость? Это немножко тонкий, философский, момент, и в нём необходимо разобраться.
00:02:35 Дело в том, что Бог – личность, Высшая Личность, и мы тоже личности. Как мы с вами говорили, согласно Ведам, мы являемся маленькими составными частицами Бога, как бы солнечными лучиками. И в Ведах Господь, Абсолютная Истина, сравнивается с Солнцем, а мы как индивидуальные живые существа – с солнечными лучами. И солнечные лучи обладают той же энергией, тем же качеством, что и Солнце, но они атомарны, они очень малы по своим размерам. Вот точно так же мы обладаем высшей трансцендентной природой, но мы очень ограничены, мы не сравнимы по своим возможностям, по своей потенции с Верховной Личностью Бога.
00:03:35 Вот ключ к пониманию многих стихов, которые иначе могут показаться какими-то метафорами. И, по сути, выражение людьми какого-то недовольства, ощущение несправедливости Бога возможны на уровне материального сознания, когда человек отождествляет себя со своим телом. Когда кажется, что есть какая-то несправедливость. «За что мне такие страдания?»
00:04:05 Но мы с вами говорили о том, что в материальном мире властвует закон Кармы, закон высшей справедливости, который является универсальным законом материального мира: каждый получает то, что он заслужил по своей прошлой жизни. Но на духовном, трансцендентном, уровне все мы являемся частицами Бога. То есть когда мы достигаем такого понимания и воспринимаем своё тождество, принимаем то, что мы неразрывно связаны с Богом и что Верховная Личность Бога, как мы говорили, имеет имя Вишну или же имя Кришна, означающее всепривлекающий, то приходит понимание, что фактически все эти материальные проблемы, которые для современных людей кажутся страшной несправедливостью, на самом деле не стоят выеденного яйца.
00:05:04 И Бхактиведанта Свами Прабхупада в своих комментариях сравнивает это со сновидением. Человек во сне может увидеть тигра, увидеть, что за ним гонятся тигры, или его тигр съел, или что-то еще, а когда он просыпается, он убеждается, что тигра нет, что всё это было всего лишь сновидением. Точно так же здесь, в материальном мире, у нас были тысячи жизней, о которых мы забыли и которые абсолютно нас никак не волнуют. И со временем эта жизнь также забудется и превратится просто в какое-то сновидение. И для нас гораздо важнее наша реальная духовная жизнь, поскольку материальная жизнь в материальных телах – это постоянная смена материальных оболочек, которая не имеет большого значения для нашей высшей духовной жизни, то есть восстановления связи с Верховной Личностью Бога.
Пять аспектов преданности
00:06:01 Итак, после этого небольшого вступления я продолжу читать стихи «Бхагавад-гиты». Мы с вами остановились на стихе 14, где Кришна говорит:
दैवी ह्येषा गुणमयी मम माया दुरत्यया ।
मामेव ये प्रपद्यन्ते मायामेतां तरन्ति ते ॥ १४ ॥
daivī hy eṣā guṇa-mayī
mama māyā duratyayā
mām eva ye prapadyante
māyām etāṁ taranti te
«Эту Мою божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы, очень трудно преодолеть, но тот, кто предался Мне, может легко выйти из-под её власти».
00:06:25 Здесь появляется понятие бхакти (преданности) Верховной Личности Бога, которая является основной темой «Бхагавад-гиты». Само понятие преданности очень глубокое, очень важное. Оно состоит из пяти основных аспектов, и первое – это нейтральные отношения; второе – это служение, когда мы относимся к Богу как к господину, а мы являемся его слугами; третье – это дружеские отношения, когда мы смотрим на Бога как на друга, как на брата, старшего брата; четвёртое – родительские отношения, более сокровенные, о которых вы узнаете, когда мы будем рассматривать игры Кришны (Кришна родился как сын Деваки и Васудевы в Матхуре и провел свои детские годы во Вриндаване); и, наконец, любовные, или супружеские отношения, которые были у Кришны с его возлюбленными, пастушками Вриндавана или с царицами Двараки, и они, в принципе, аналогичны тем любовным отношениям, которые являются главным предметом, главной темой материального мира, материальной жизни, высшим счастьем и блаженством. И в духовном мире то же самое: любовные отношения являются наиболее близкими, наиболее возвышенными отношениями с Верховной Личностью Бога.
00:08:05 Мы с вами говорили в прошлой передаче, когда я читал комментарий Свами Прабхупады к этому стиху, что, в принципе, живые существа, будучи энергией Всевышнего Господа, обладают духовной, божественной природой, но когда они попадают в материальный мир и соприкасаются с материей, материя покрывает их духовное сознание и они отождествляют себя с материальным телом и оказываются во власти материальной иллюзии. Но поскольку по своей природе живые существа принадлежат к высшей, духовной, энергии Господа, то лекарством от материальной болезни является преданное служение, бхакти.
00:08:55 То есть когда живые существа, даже будучи в материальном мире, вспоминают о своей природе и начинают этот процесс бхакти, преданного служения, то они постепенно очищаются от материального загрязнения, понимают свою духовную природу и своё качественное равенство с Богом, с Верховной Личностью Бога. Таким образом, главный и единственный способ лечения – это напомнить человеку о его вечной духовной природе. Это подобно тому, как когда человек попадает в аварию и теряет память, находится в состоянии амнезии, его лечат от этого состояния, постепенно напоминая ему о его природе, о его каких-то связях, родственниках, знакомых, с ним беседуют, его куда-то привозят, показывают ему знакомые места, и человек постепенно вспоминает кто он, и к нему постепенно возвращается память. И аналогично этому понятие бхакти, преданности, преданного служения, является ключевым, стержнем «Бхагавад-гиты», и этому будут посвящены последующие главы.
О непреданных
00:10:19 В стихе 15 Господь Кришна описывает качества людей, которые не имеют преданности:
न मां दुष्कृतिनो मूढा: प्रपद्यन्ते नराधमा: ।
माययापहृतज्ञाना आसुरं भावमाश्रिता: ॥ १५ ॥
na māṁ duṣkṛtino mūḍhāḥ
prapadyante narādhamāḥ
māyayāpahṛta-jñānā
āsuraṁ bhāvam āśritāḥ
«Невежественные и глупые люди, чьё знание украдено их заблуждениями, а также безбожные демоны никогда не предаются Мне».
00:10:41 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «В „Бхагавад-гите” говорится, что, просто предавшись Верховному Господу и служа его стопам, можно выйти из-под власти суровых законов материальной природы. Поэтому резонно спросить, почему же тогда выдающиеся люди, философы, ученые, предприниматели и другие лидеры общества не склоняются к стопам Господа Кришны, Всемогущей Личности Бога? Они год за годом из поколения в поколение строят грандиозные планы, чтобы обрести власть над законами материальной природы и прилагают к этому огромные усилия. Но если это можно сделать просто предавшись Верховной Личности Бога, почему же все эти умные люди, которые пекутся о благе общества, не пользуются этим простым методом? „Бхагавад-гита” отвечает на этот вопрос прямо: истинные лидеры общества, предводители общества, духовные лидеры, такие как Господь Брахма, Господь Шива, Капила Муни, Ману, Вьясадева, составитель ведической литературы, и более поздние учителя: Мадхвачарья, Рамануджачарья и Шри Чайтанья Махапрабху, эти истинные философы, а также честные политики, ученые вручают себя всемогущему Господу, Верховной Личности Бога, и ищут прибежища у его лотосных стоп».
00:12:15 Но из всех людей нашей русской культуры, о которых вы все знаете, можно привести пример великого писателя Льва Николаевича Толстого, который был не просто великим писателем, он был выдающимся философом, преданным Господа. И в своих произведениях он, собственно, приводил и литературно объяснял те идеи, которые он узнал из Вед, из ведических произведений, которые он внимательно читал, изучал, о чем свидетельствуют оставленные в Ясной поляне прочитанные им книги: «Рамаяна», «Махабхарата», Упанишады и другие. То есть Лев Николаевич Толстой, хотя мало кто об этом знает, был на самом деле очень великой личностью, не просто писателем, а одним из последователей ведической традиции и ведической культуры, он был вегетарианцем, он следовал принципам ведической культуры в своей жизни и пытался донести это до людей через свои произведения.
Четыре класса людей, которых не интересует преданность
00:13:39 Дальше в комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада приводит четыре класса людей, которые относятся к этому разряду непреданных. Кратко мы их перечислим.
00:13:48 Первый класс – это люди, которые любят трудиться до седьмого пота, как вьючные животные, и они наслаждаются плодами своего труда, ничего не хотят отдавать другим и жертвовать для служения Богу. Прабхупада в комментарии сравнивает их с ослами, потому что аналогично этому осел трудится весь день и получает в конце дня пучок травы от своего хозяина и ничего кроме этого не знает.
00:14:23 Второй класс людей называется на санскрите нарадхамы, это низшее сословие людей, которые не имеют культуры, не имеют образования. И если относящиеся к первому классу люди по крайней мере трудолюбивые, любят работать, то эти, может быть, просто лентяи и вследствие своей тяжелой кармы ничего не знают и не хотят знать о Боге, а просто интересуются собственными чувственными наслаждениями.
00:14:55 Третий класс – это люди, чьи знания украдены иллюзорной материальной энергией, маяяпахрита-гьяна. Это люди уже высокого класса, это философы, ученые, поэты, писатели. У нас в советской России был такой писатель — Демьян Бедный, который был отъявленным атеистом и проповедовал атеизм в своих произведениях. Люди, которые, скажем так, увлеклись умственными, ментальными, рассуждениями и забыли о том, что наши умственные способности ограничены и мы не можем постичь Абсолютную Истину собственными усилиями, для этого необходим процесс йоги, то есть процесс связи с Абсолютной Истиной через авторитетный источник.
00:15:46 И, наконец, четвертый класс людей — это отъявленные атеисты, демоны, которые просто отрицают Бога, уверяют, что Бога нет или даже если Бог есть, то он не способен явиться в материальном мире, хотя не имеют никаких доказательств этого. Они попросту завидуют Богу и даже иногда придумывают мнимые воплощения Бога. Есть такие люди, особенно в Индии, которые себя называют Богом и творят какие-то йогические чудеса и, по сути, сбивают с толку обычных людей.
Четыре типа благочестивых людей
00:16:36 Стих 16:
चतुर्विधा भजन्ते मां जना: सुकृतिनोऽर्जुन ।
आर्तो जिज्ञासुरर्थार्थी ज्ञानी च भरतर्षभ ॥ १६ ॥
catur-vidhā bhajante māṁ
janāḥ su-kṛtino ’rjuna
ārto jijñāsur arthārthī
jñānī ca bharatarṣabha
«О лучший из Бхарат, четыре типа благочестивых людей встают на путь преданного служения: страждущие, ищущие богатств, любознательные и стремящиеся к познанию Абсолютной Истины».
00:16:54 В этом стихе Кришна описывает людей, которые встают на путь бхакти, преданного служения. Духовные учителя, ачарьи, говорят, что эти четыре класса соответствуют четырем классам человеческого общества. Первый, низший, класс – это шудры (рабочий класс), которые страдают, которые не могут обрести счастье в материальном мире, но у них есть какая-то благость, благочестивая карма, и поэтому они признают Бога и пытаются избавиться от страданий с помощью преданного служения. Второй класс – ищущие богатство, что соответствует вайшьям, то есть торгово-экономическому классу. Они достаточно разумны, понимают, что всё принадлежит Богу, и пытаются обрести богатство через преданное служение, через поклонение Богу в храме.
00:17:59 Третий класс – любознательные, это соответствует кшатриям, то есть административному сословию, которые достаточно разумны, они лидеры общества, они управляют людьми, они имеют к этому склонность и способности, и через свою духовную практику они пытаются обрести власть. И, наконец, четвертый класс, самый разумный, это брахманы, стремящиеся к познанию Абсолютной Истины. Они стремятся к знанию, это, к сожалению, самый малочисленный класс, но, как мы увидим, Кришна ценит этот класс больше всего. То есть они считаются духовно наиболее продвинутыми, возвышенными личностями.
00:18:53 В комментарии Прабхупада приводит цитату: «Трансцендентным служением Верховному Господу Кришне следует заниматься из любви, не стремясь к материальной выгоде и к тому, чтобы достичь каких-либо иных целей в процессе материальной деятельности или философских изысканий. Такое преданное служение называется чистым» («Бхакти-расамрита-синдху»; 1.1.11). Как мы с вами увидим (это будет подробно объясняться в «Бхагавад-гите»), именно такое, бескорыстное, преданное, служение будет являться духовным совершенством жизни.
Что делает преданное служение чистым?
00:19:36 Стих 17:
तेषां ज्ञानी नित्ययुक्त एकभक्तिर्विशिष्यते ।
प्रियो हि ज्ञानिनोऽत्यर्थमहं स च मम प्रिय: ॥ १७ ॥
teṣāṁ jñānī nitya-yukta
eka-bhaktir viśiṣyate
priyo hi jñānino ’tyartham
ahaṁ sa ca mama priyaḥ
«Лучший из них тот, кто обладает совершенным знанием, всецело отдает себя чистому преданному служению. Ибо Я очень дорог ему, и он очень дорог Мне».
00:19:53 Вот, Кришна говорит, что самым лучшим преданным является тот, кто служит ему, обладая совершенным знанием. И здесь подчеркивается именно важность осознания человеком Абсолютной Истины, то есть знания о Боге, а не слепой веры. Познавая духовную науку, человек постепенно понимает, что его истинная сущность отлична от материи, от тленного тела, и он познает Абсолют вначале в безличном аспекте, аспекте безличного Брахмана, потом в аспекте Параматмы, Высшей Души, и постепенно, духовно продвигаясь, он осознает своё изначальное положение как вечного слуги Верховной Личности Бога. Общаясь с чистыми преданными, такие праведники постепенно очищаются от материальных загрязнений и достигают духовного совершенства.
00:21:00 Стих 18:
उदारा: सर्व एवैते ज्ञानी त्वात्मैव मे मतम् ।
आस्थित: स हि युक्तात्मा मामेवानुत्तमां गतिम् ॥ १८ ॥
udārāḥ sarva evaite
jñānī tv ātmaiva me matam
āsthitaḥ sa hi yuktātmā
mām evānuttamāṁ gatim
«Все эти преданные, без сомнения, возвышенные души, но тот из них, кто постиг меня, всегда со Мной. Служа мне с трансцендентной любовью, он непременно достигнет Меня, самой высшей и заветной цели».
00:21:18 Здесь Кришна говорит о том, что достижение духовного совершенства означает, по сути, то, что человек покидает материальный мир, покидает этот мир рождения и смерти, где все в страданиях рождаются, в страданиях болеют и умирают, и возвращается в духовный мир. Как Кришна говорит: он непременно достигнет Меня, самой высшей и заветной цели.
00:21:48 И, наконец, очень важный, интересный и красивый стих 19:
बहूनां जन्मनामन्ते ज्ञानवान्मां प्रपद्यते ।
वासुदेव: सर्वमिति स महात्मा सुदुर्लभ: ॥ १९ ॥
bahūnāṁ janmanām ante
jñānavān māṁ prapadyate
vāsudevaḥ sarvam iti
sa mahātmā su-durlabhaḥ
«После многих рождений и смертей тот, кто истинно обладает знанием, предается Мне, зная Меня как изначальную причину всех причин, источник всего сущего. Такая великая душа встречается очень редко».
00:22:15 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Спустя много жизней, посвященных духовной практике и преданному служению, живое существо обретает чистое, трансцендентное, знание и понимает, что конечной целью пути духовного самоосознания является Верховная Личность Бога. На первом этапе духовного пути, когда человек пытается освободиться от материальных привязанностей, он проявляет склонность к имперсонализму. Но поднявшись на более высокую ступень, он понимает, что духовная жизнь полна разнообразия, которая составляет преданное служение Господу. Осознав это, человек развивает в себе привязанность к духовному Господу и предается Ему. И тогда он понимает, что милость Господа Кришны есть всё, и Кришна – это причина всех причин, и материальный мир целиком зависит от Него. Он также понимает, что материальный мир является искаженным отражением разнообразия, царящего в духовном мире, и здесь всё связано с Верховным Господом. В результате он начинает всё видеть в связи с Господом Кришной, такое видение побуждает человека полностью предаться Господу Кришне, который является конечной целью духовного пути. Такая великая душа, вручившая себя Господу, встречается очень редко.
00:23:50 Наше тело обладает способностью говорить, видеть, слышать, мыслить и т. д., но всё это теряет своё значение, если это не связано с Верховным Господом. Все эти аспекты нашего сознания не поддаются материальному описанию и пониманию, они вне сферы постижения человеческого разума, поскольку это энергии духовной личности Бога, Вишну или Кришны. Поэтому постижение Господа Кришны и восстановление союза с Ним – это главная цель человеческой жизни». Вот на этом я хочу закончить нашу передачу, на стихе 19. Мы ещё раз его прочитаем, очень красивый стих: «После многих рождений и смертей тот, кто истинно обладает знанием, предается Мне, зная Меня как изначальную причину всех причин, источник всего сущего. Такая великая душа встречается очень редко».
00:25:00 Теперь, дорогие радиослушатели, пожалуйста, задавайте ваши вопросы, пишите на сайт или звоните по нашим телефонам. В эфире передача «Обзор йоги по „Бхагавад-гите”».
Ответы на вопросы.
Как связь с Богом делает человека безразличным к материальному знанию?
00:25:06 [Ведущая] У меня есть один вопрос, и этот вопрос интересует лично меня. Я точно не помню, то ли в «Бхагавад-гите», то ли в «Шримад-Бхагаватам», я вычитала такую фразу: «когда твой разум выберется из дебрей иллюзий, ты станешь безразличным ко всему, что тебе довелось услышать и что ещё предстоит услышать». Я эту фразу выучила наизусть, она мне очень нравится, и мне кажется, что она имеет очень глубокий смысл, но какой именно, я до конца не пойму, и все, кому я говорю и пытаюсь спросить об этом, мне говорят: «Какое безразличие имеется в виду? Что ты хочешь узнать?» Будьте любезны, прокомментируйте, пожалуйста, этот стих.
00:24:48 [Критский В. Г.] Да, это интересный стих, один из самых красивых стихов второй главы «Бхагавад-гиты». Кратко в комментарии Шрила Прабхупада пишет, что когда человек понимает свою связь с Богом, когда он наполняется вот этим трансцендентным счастьем и блаженством, то все материальные взаимоотношения для него теряют всякий интерес. На чём основаны наши материальные отношения? На беседах, на том, что мы говорим о каких-то материальных вещах или слушаем какие-то лекции, передачи по радио, телевидению. И в Ведах говорится, что слух – это наше самое главное чувство. Хотя, казалось бы, более яркое чувство – это зрение, когда мы что-то видим, но на самом деле любое знание передается, в общем-то, не через зрение. Мы, конечно, читаем какие-то книги, но в основном наше самое тонкое и самое, можно сказать, совершенное чувство – это слух.
00:27:00 И не случайно реклама идет по радио, по телевидению, это очень важная вещь. То есть мы должны на самом деле очень внимательно относиться к тому, что мы слушаем и кого мы слушаем. Смысл этого стиха в том, что мы должны это самое важное и самое тонкое чувство использовать для духовного прогресса. Мы должны слушать вещи, которые связаны с постижением Абсолюта, Абсолютной Истины, или по крайней мере то, что способствует исполнению нами наших предписанных обязанностей, которое формально относится к материальной сфере, но фактически помогает нам подняться на уровень гуны благости. Мы не должны использовать чувство слуха для пустых вещей, для какой-то пустой болтовни, сплетен, каких-то слухов и прочее.
00:27:57 То есть мы должны беречь свои уши, есть такое выражение. Потому что через чувство слуха мы можем очень легко подвергнуться загрязняющему влиянию материального мира, материальной природы. Вот так я могу это пояснить. Ещё какие-то есть вопросы, Наталья?
00:28:16 [Ведущая] Вопросов нет, но я всё-таки хотела уточнить: то есть под безразличием имеется в виду не какое-то равнодушие, а безразличие, связанное с привязанностями, правильно?
00:28:29 [Критский В. Г.] Да, я согласен, что это безразличие к материальным вещам, к материальным слухам, это привязанность к духовному. Так, радио «Аюрведа» даёт людям это духовное знание. И в «Веданта-сутре» самый последний стих очень интересный: anavriti shabdat – «Через звук человек обретает освобождение». То есть поскольку слух – это наше самое тонкое и самое совершенное чувство, именно через слух мы можем духовно прогрессировать. Если мы слушаем духовные вибрации, духовные звуки и привязываемся к этому, то мы будем духовно прогрессировать и очищать наше сознание. И в этом случае все материальные вибрации, которые не имеют отношения к духовному знанию, потеряют для нас всякий смысл и будут нам совершенно безразличны.
00:29:27 [Ведущая] Понятно, хорошо, вопросов сейчас больше нет. Дадим ли мы немного времени нашим радиослушателям?
[Критский В. Г.] Давайте пять минут подождем.
[Ведущая] Хорошо.
[Критский В. Г.] Если какие-то вопросы будут, тогда хорошо.
[Ведущая] Дорогие радиослушатели, мы ждем ваших вопросов, Чат в скайпе всегда для вас. Присылайте вопросы.
00:29:53 Итак, уважаемые радиослушатели, мы продолжаем. В прямом эфире Владимир Георгиевич Критский, семинар «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Всё это в прямом эфире, и сейчас у нас есть вопрос. Владимир Георгиевич, я прочитаю его.
Материально богатство и духовное продвижение
00:30:15 Препятствует ли материальное богатство духовному продвижению или же, наоборот, способствует ему?
00:30:26 [Критский В. Г.] Спасибо. Интересный вопрос. И ответ на него неоднозначный. Материальное богатство может стать препятствием на пути духовного продвижения, но оно может и способствовать духовному прогрессу. Есть очень интересные стихи в «Шримад-Бхагаватам», первые песни, так называемые молитвы царицы Кунти. Эта знаменитая преданная была тетушкой Кришны, и она знала, что Кришна является Верховной Личностью Бога. И там была очень интересная история. Когда Пандавов преследовали, у них было множество проблем, их выгнали из царства и много раз пытались убить, Кришна каждый раз их выручал, Он каждый раз оказывался в нужное время в нужном месте. И так продолжалось двадцать лет или даже больше. И в конце концов, как вы знаете, состоялась грандиозная битва на поле Курукшетра. И это было последнее, скажем так, активное участие Кришны, когда Кришна вёл колесницу Арджуны. И перед началом битвы он рассказал Арджуне ту самую «Бхагавад-гиту», которую мы с вами изучаем.
00:32:03 И после того, как битва закончилась и Пандавы завоевали царство, стали законными наследниками престола, Кришна уезжает обратно в свой город Двараку. И перед его отъездом тетушка Кунти подходит к Нему и умоляет остаться. Она возносит к Нему молитвы и говорит: «Когда у нас были трудности, проблемы, Ты был с нами, Ты нас каждый раз спасал и выручал, а теперь мы стали царями, у нас появилось богатство, появилась власть, и Ты нас покидаешь. Я готова вновь пережить все эти несчастья, все эти страдания для того, чтобы Ты остался с нами».
00:32:49 То есть смысл этих молитв в следующем: иногда бывает так, что человек, обретая богатство, обретая материальное благополучие, забывает о Боге. Он забывает о том, что всё богатство идёт от Бога. Может быть, это его карма, может быть, он это заслужил по своей карме, но в любом случае в том же «Шримад-Бхагаватам» говорится, что даже материальные блага даются Верховным Господом, хотя, с другой стороны, это то, что он заслужил по своей карме. Но закон кармы установлен Богом, не нужно забывать о том, что закон кармы – это воплощение воли Бога в материальном мире. И иногда бывает, что, увлекшись материальным богатством, материальным положением, человек совершенно забывает о Боге, и это, естественно, приводит к его духовной деградации.
00:33:55 И есть много примеров в священных писаниях, когда великие преданные Господа Ему поклонялись всю жизнь и, даже не смотря на то, что они теряли своё материальное благосостояние, богатство, понимали, что это милость Бога. Они всё равно не отказывались от своей преданности. В Библии есть знаменитый пример Иова, который был очень богатым, процветал, и вдруг в один прекрасный момент Бог у него стал отбирать всё: родственников, друзей, богатство, дом и т. д. Иов постепенно потерял всё, но он не отказывался от своей веры, он продолжал поклоняться Богу. Ну, и аналогичные примеры есть в Ведах, в ведических писаниях. В частности, вот эти молитвы царицы Кунти говорят, что чистая преданность Богу даёт человеку такое ощущение счастья и блаженства, которое не сравнимо с наслаждением материальным богатством.
00:35:00 И проблема современной культуры такова: люди думают, что материальные богатства и благосостояние принесут им счастье. Но это неверная идея, потому что в мире есть очень богатые, процветающие страны, скажем, Соединенные Штаты Америки, в которых безработные получают больше, чем у нас профессора. И там нет проблем с материальным богатством, там достаточно поработать несколько часов дворником, подмести на улице мусор и получить свои, скажем, 10 тысяч долларов в месяц. Это очень богатая страна, но в Америке самый высокий процент самоубийств, то есть нельзя сказать, что в Америке очень счастливые люди. Материальное богатство может принести человеку благо, если человек не забывает о Боге, если он понимает, что это богатство – дар Бога и использует его для служения Богу.
00:36:00 Если этого нет и богатство сбивает человека с духовного пути, то это будет приводить к деградации. Вот так я могу ответить на этот довольно-таки интересный вопрос.
[Ведущая] Спасибо большое. Вопросов больше нет. Ну что ж, два вопроса и то хорошо. Как вам?
[Критский В. Г.] Да, я тоже так думаю.
[Ведущая] Спасибо вам большое, Владимир Георгиевич, что были с нами на волнах «Аюрведа» радио. Всего доброго.
[Критский В. Г.] До свидания.
[Ведущая] Уважаемые радиослушатели, я напомню, что это был Владимир Георгиевич Критский и «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии в прямом эфире на волнах «Аюрведа» радио. Вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио. Спасибо вам за это.
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 09 February 2022
тегирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 16 February 2022