Глава 7 стихи 14-19

Аюрведа радио - 19 октября 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:37:06 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 76 | скачано: 173 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Запись] Хорошее настроение с Аюрведа радио.
[Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели. Рада вновь приветствовать вас на волнах Аюрведа радио. У нас продолжение программы. Критский Владимир Георгиевич, обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите. А также ответы на вопросе по ведической культуре и философии. Добрый день, Владимир Георгиевич.
[Критский В. Г.] Здравствуйте.
[Ведущая] Здравствуйте. Итак, я уже объявила, наши радиослушатели с нетерпением ждут очень интересных бесед с вами, и с удовольствием, я думаю, будут присылать вопросы, которые я зачитаю после эфира, и на которые вы дадите ответы. Итак, давайте приступим.
[Критский В. Г.] Я готов. Итак, дорогие друзья, начинаем передачу прямого эфира Аюрведа радио.

00:01:00 В эфире продолжение цикла Обзор систем йоги по Бхагавад Гите. Я напомню, что в прошлый раз мы с вами продолжили изучать седьмую главу, которая называется Знание об Абсолюте. Это очень интересное и сокровенное знание о всепроникающей природе абсолютной истины, Верховной личности Бога, в его различный аспектах и проявлениях в материальном мире. Это очень сокровенное знание, и его не так просто понять. Что такое6 абсолютная истина? В Бхагавад Гите неоднократно подчеркивается, что абсолютная истина — это личность, это Верховная личность Бога, и главное имя Бога — Кришна, что означает всепривлекающий. И по идее Бог должен быть привлекающим, он должен быть средоточием всех качеств.

00:02:02 Почему тогда многие люди отрицают Бога? Они не понимают, каким образом Господь допускает в мире столько зла, насилия, несправедливости. То есть, на первый взгляд кажется, что в мире нет справедливости, нет гармонии. А где же Бог? В чем его, так сказать, высший разум, высшая справедливость? Это немножко тонкий философский момент, и в нем необходимо разобраться. Дело в том, что Бог — личность, высшая личность, и мы тоже личность. Как мы с вами говорили, согласно Ведам, мы являемся маленькими составными частицами Бога, как бы солнечными лучиками. И в Ведах сравнивается Господь, Абсолютная истина, сравнивается с солнцем, а мы как индивидуальные живые существа с солнечными лучами.

00:03:07 И солнечные лучи обладают той же энергией, тем же качеством, что и солнце, но они атамарны, они очень малы по своим размерам. Вот точно также мы обладаем высшей трансцендентной природой, но мы очень ограничены, мы не сравнимы по своим возможностям, по своей потенцией, с потенцией Верховной личности Бога. Вот это ключ к пониманию многих стихов, которые иначе могут показаться какими-то метафорами, и по сути вот когда люди высказывают какое-то недовольство, они ощущают несправедливость Бога, это возможно на уровне материального сознания, когда человек отождествляет себя со своим телом, тогда кажется, что вот какая-то несправедливость. За что вот мне такие страдания?

00:04:06 Но мы с вами говорили о том, что в материальном мире, у нас как бы закон Кармы, то есть закон как бы высшей справедливости, который является универсальным законом материального мира, каждый получает то, что он заслужил по своей прошлой жизни. Но на духовном, трансцендентном уровне все мы являемся частицами Бога, то есть когда мы достигаем такого понимания, и \воспринимаем своё тождество, что мы неразрывно связаны с Богом, и Верховная личность Бога, как мы говорили имеет имя Вишну, или же имя Кришна означает всепривлекающий, то фактически все вот эти материальные проблемы, которые для современных людей кажутся страшной несправедливостью, на самом деле не стоят выеденного яйца.

00:05:05 И Бхактиведанта Свами Прабхупада в своих комментариях сравнивает это со сновидением. Человек во сне может увидеть тигра, что за ним гонятся тигры, там его тигр съел, или что-то еще, а когда он просыпается, он убеждается, что тигра нет, что все это был всего лишь сновидением. Точно также здесь в материальном мире у нас были тысячи жизней, о которых мы забыли, и которые абсолютно нас никак не волнуют, и со временем эта жизнь также забудется и превратится просто в какое-то сновидение. И для нас гораздо важнее наша реальная духовная жизнь, поскольку материальная жизнь в материальных телах — это постоянная смена материальных оболочек, которая не имеет большого значения для нашей высшей духовной жизни, то есть восстановление связи с Верховной личностью Бога.

00:06:03 Вот после этого небольшого вступления, я продолжу читать стихи Бхагавад Гиты, и мы с вами остановились на 14 стихе, где Кришна говорит: «Эту мою божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы, очень трудно преодолеть, но тот, кто предался мне, может легко выйти из-под её власти». Здесь появляется понятие Бахти, преданности Верховной личности Бога, которая является основной темой Бхагавад Гиты. Это само понятие преданности очень глубокое, очень важное. Оно состоит из пяти основных аспектов, и первое, это нейтральное отношение, второе — это служение, когда мы относимся к Богу как к господину, а мы его слуги, третье — это дружеские отношения, когда мы смотрим на Бога как на друга, как на брата, старшего брата.

00:07:06 Затем родительские отношения, это уже более сокровенные, о которых вы узнаете, когда мы будем рассматривать игры Кришны, когда Кришна родился как сын Дэва Кива Шедевы Абматхури, затем провел свои детские годы во Вриндаване, и наконец, любовные отношения, или супружеские отношения, которые были у Кришны с его возлюбленными, воздушными Вриндавана, с царицами Бараки, и они в принципе аналогичны тем любовным отношениям, которые являются главным предметом, главной темой материального мира, материальной жизни и высшим счастьем и блаженством. И в духовном мире тоже самое, любовные отношения являются наиболее близкими, наиболее возвышенными отношениями с Верховной личностью Бога.

00:08:07 Мы с вами говорили на прошлой передаче, когда я зачитывал комментарий Прабхупады к этому стиху, что в принципе живые существа, будучи энергией Всевышнего Господа, обладают духовной, божественной природой, но когда они попадают в материальный мир, при соприкосновении с материей, то материя покрывает их духовное сознание, и они отождествляют себя с материальным телом, и оказываются во власти материальной иллюзии. Но поскольку по своей природу живые существа принадлежат к высшей духовной энергии Господа, то лекарством от материальной болезни является преданное служение, Бахти.

00:08:57 То есть когда живые существа, даже будучи в материальном мире, вспоминают о своей природе, и начинают этот процесс Бахти — преданного служения, то они постепенно очищаются от материального загрязнения, и понимают свою духовную природу, и своё качественное равенство с Богом, с Верховной личностью Бога. И таким образом, главный и единственный способ лечения — это напомнить человеку о его вечной духовной природе, подобно тому, как если человек попадает в аварию, и теряет память, попадает в состояние амнезии, то его лечат от этого состояния, постепенно напоминая ему о его природе, о его каких-то связях, родственниках, знакомых, с ним беседуют, его куда-то привозят, показывают ему знакомые места, и человек постепенно вспоминает кто он, и к нему постепенно возвращается память.

00:10:06 И аналогично этому, вот это понятие Бахти — преданности, преданного служения, являются ключевым стержнем Бхагавад Гиты, и этому будут посвящены последующие главы. Стих 15-ый В этом стихе Господь Кришна описывает качества людей, которые не имеют преданности. Невежественные и глупые люди, чье знание украдено их заблуждениями, а также безбожные демоны никогда не предаются мне. Комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады: в Бхагавад Гите говорится, что просто предавшись Верховному Господу, и служа его стопам, можно выйти из-под власти суровых законов материальной природы.

00:11:00 Поэтому резонно спросить, почему же тогда выдающиеся люди, философы, ученые, предприниматели, и другие лидеры общества не склоняются к стопам Господа Кришны, всемогущей личности Бога? Они год за годом, из поколения в поколения строят грандиозные планы, чтобы обрести власть над законами материальной природы, и прилагают к этому огромные усилия. Но если это можно сделать, просто придавшись Верховной личности Бога, почему же все эти умные люди, которые пекутся о благе общества, не пользуются этим простым методом? Бхагавад Гита отвечает на этот вопрос прямо, что истинные лидеры общества, предводители общества, духовные лидеры, такие как Господь Брахма, Господь Шива, Капила Муни, Ману, Дьсадэву, составитель ведической литературы, и более поздние учителя, Матхава Ачария, Ревалунти Ачария и Шри Читанья Махапрабу, эти истинные философы, а также честные политики, ученые, вручают себя всемогущему Господу, Верховной личности Бога, и ищут прибежища у его лотосных стоп.

00:12:17 Но из всех людей нашей русской культуры, о которых вы все знаете, можно привести пример великого писателя Льва Николаевича Толстого, который был не просто неким писателем, он был выдающимся философом, преданным Господа, и в своих произведениях он собственно приводил и литературно объяснял те идеи, которые он узнал из Вед, из ведических произведений, которые он внимательно читал, изучал, о чем свидетельствует оставленный в Ясной поляне, прочитанные им книги, Рамаяна, Махабхарата и другие.

00:13:04 То есть Лев Николаевич Толстой, хотя мало кто об этом знает, был на самом деле очень великой личностью, не просто писателем, но и одним из последователей ведической традиции, и ведической культуры, он был вегетарианцем, он следовал принципам ведической культуры в своей жизни, и пытался донести это до людей через свои произведения. Дальше в комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада приводит четыре класса людей, которые относятся к этому разряду не преданных, и кратко мы их перечислим: первый класс — это люди, которые любят трудится до седьмого пота, как вьючные животные, и они наслаждаются плодами своего труда и ничего не хотят отдавать другим и жертвовать для служения Богу.

00:14:12 И Прабхупада в комментариях сравнивает их с ослами, потому что аналогично этому осел трудится весь день, и получает в конце дня пучок травы от своего хозяина и ничего кроме этого не знает. Другой класс людей называется Наратхамы на санскрите, это нищее сословие людей, которое не имеет культуры, не имеет образования, и если первый класс, по крайней мере они трудолюбивые, они любят работать, то эти может быть просто лентяи, и они просто в следствие своей тяжелой кармы ничего не знают, и не хотят знать о Боге, и просто интересуются собственными чувственными наслаждениями.

00:14:58 Третий класс — это те люди, чьи знания украдены иллюзорной материальной энергией, называется Маяпахритидиана, то есть это люди уже высокого класса, это философы, ученые, поэты, писатели, у нас в советской России был такой писатель — Земляк Бедный, который был отъявленным атеистом, и проповедовал атеизм в своих произведениях. Люди, которые как бы увлеклись умственными ментальными рассуждениями, и забыли о том, что наши умственные способности ограничены и мы не можем постичь абсолютную истину собственными усилиями, для этого необходим процесс йоги, то ест процесс связи с Абсолютной истиной через авторитетный источник.

00:15:50 И, наконец, четвертый класс людей — это отъявленные атеисты, отъявленные, которые просто отрицают Бога, вверяют, что Бога нет, и даже, если Бог есть, то он не способен явится в материальном мире, хотя не имеют к этому доказательств. Они попросту завидуют Богу, и также иногда придумывают мнимые воплощения Бога, то есть, есть такие люди, особенно в Индии, которые себя называют Богом, и так сказать, творят какие-то иерархические, так сказать, чудеса. И по сути сбивают с толку обычных людей. Стих 16-ый, о лучший из Бхарат, четыре типа благочестивых людей встают на путь преданного служения, страждущие, ищущие богатств, любознательные, и стремящиеся к познанию Абсолютной истины.

00:16:59 В этом стихе Кришна описывает людей, которые встают на путь Бахти, преданного служения, и духовные учителя, Ачарии говорят, что эти четыре класса соответствуют четырем классам человеческого общества. Первый — низший класс — это Шудры, рабочий класс, который страдает, который не может обрести счастье материальное, но у них есть какая-то благость, благочестивая карма, и поэтому они признают Бога, и они пытаются избавиться от страданий с помощью преданного служения. Второй класс — ищущие богатства, это соответствует Вайшьям, то есть торгово-экономическому классу, которые достаточно разумны, и понимают, что все принадлежит Богу, и они пытаются обрести богатства через преданное служение, через поклонение Богу в храме.

00:18:04 Третий класс — любознательные, это соответствует Кшатриям, то есть административному сословию, которое достаточно разумны, которые лидеры общества, они управляют людьми, они имеют к этому склонности и способности, и через свою духовную практику они стремятся обрести власть. И, наконец, четвертый класс, самый разумный, это Брахманы, стремящиеся к знанию Абсолютной истины, которые стремятся к знанию, это, к сожалению, самый малый, но искренний класс, но как мы увидим, Кришна ценит этот класс больше всего. То есть они считают духовно наиболее продвинутыми, возвышенные личности.

00:18:58 В комментарии Прабхупаду приводит цитату: трансцендентным служением Верховному Господу Кришне следует заниматься из любви, не стремясь к материальной выгоде, и к тому, чтобы достичь каких-либо иных целей в процессе материальной деятельности или философских изысканий. Такое преданное служение называется чистым. Так мы с вами увидим, и как будет подробно объясняться в Бхагавад Гите, вот именно такое бескорыстное преданное служение будет являться духовным совершенствованием жизни.
[Запись] Хорошее настроение с Аюрведа радио.
[Критский В. Г.] Стих 17-ый. Лучший из них тот, кто обладает совершенным знанием, всецело отдает себя чистому преданному служению, ибо я очень дорог ему, и он очень дорог мне. Вот Кришна говорит, что самым лучшим преданным является тот, кто служит ему, обладая совершенным знанием.

00:20:08 И здесь подчеркивается именно важность осознания человеком Абсолютной истины, то есть знание о Боге, а не слепой веры. Познавая духовную науку, человек постепенно понимает, что его истинная сущность бытия отлична от материи, от тленного тела, и он познает Абсолют вначале в безличном аспекте, аспекте Брамана, потом в аспекте Параматмы, высшей души, и постепенно, духовно продвигаясь, он осознает своё изначальное положение как вечного слуги Верховной личности Бога. Общаясь с чистыми преданными, такие праведники постепенно очищаются от материальных загрязнений, и достигают духовного совершенства.

00:21:05 Стих 18-ый. Все эти преданные без сомнения возвышенные души, но тот из них, кто простит меня всегда со мной, служа мне с трансцендентной любовью, он непременно достигнет меня, самой высшей и заветной цели. Здесь Кришна говорит о том, чо достижение духовного совершенства означает по сути то, что человек покидает материальный мир, покидает этот мир рождения и смерти, где все в страданиях рождаются, в страданиях болеют и умирают, и возвращаются в духовный мир, как Кришна говорит, он непременно достигнет меня, самой высшей и заветной цели. И, наконец, 19-ый стих, который мы с вами сегодня рассмотрим, очень важный, интересный и красивый.

00:22:04 После многих рождений и смертей тот, кто истинно обладает знанием, предается мне, зная меня как изначальную причину всех причин, источник всего сущего, такая великая душа встречается очень редко. Комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады: спустя много жизней, посвященных духовной практике, преданному служению живое существо обретает чистое трансцендентное знание, и понимает, что конечной целью пути духовного самоосознания является Верховная личность Бога. На первом этапе духовного пути, когда человек пытается освободиться от материальных привязанностей, он проявляет склонность к имперсоанализму. Но поднявшись на более высокую ступень, он понимает, что духовная жизнь полна разнообразия, которое составляют преданные служению Господу.

00:23:03 Осознав это, человек развивает в себе привязанность к духовному Господу и предается ему. И тогда он понимает, что милость Господа Кришны — есть все, и Кришна — это причина всех причин, и материальный мир целиком зависит от него. Он также понимает, что материальный мир является искаженным отражением разнообразия, царящего в духовном мире, и здесь все связано с Верховным Господом. В результате он начинает все видеть в связи с Господом Кришной, такое видение побуждает человека полностью предаться Господу Кришне, который является конечной целью духовного пути. Такая великая душа, поручившая себя Господу встречается очень редко. Наше тело обладает способностью говорить и видеть, слышать, мыслить и т. д.

00:24:03 Но все это теряет своё значение, если это не связано с Верховным Господом, все эти аспекты нашего сознания не поддаются материальному описанию и пониманию, они вне сферы постижения человеческого разума, поскольку это энергии духовной личности Бога, Вишну или Кришны. Поэтому постижение Господа Кришны и восстановление союза с ним, это главная цель человеческой жизни. Вот на этом я хочу закончить нашу передачу, на 19-ом стихе. Мы ещё его прочитаем, очень красивый стих. После многих рождений и смертей тот, кто истинно обладает знанием, предается мне, зная меня как изначальную причину всех причин, источник всего сущего, такая великая душа встречается очень редко.

00:25:00 Теперь, дорогие радиослушатели, пожалуйста, задавайте ваши вопросы, пишите на сайт, или звоните по нашим телефонам. В эфире передача Обзор йоги по Бхагавад Гите.
[Ведущая] У меня есть один вопрос, и этот вопрос интересует лично меня. Я точно не помню, то ли в Бхагавад Гите, то ли в Шримад Бхагаватам, я вычитала такую фразу, когда твой разум выберется из дебрей иллюзий, ты станешь безразличным ко всему, что тебе довелось услышать, и что ещё предстоит услышать. Я эту фразу выучила наизусть, и она мне очень нравится, и мне кажется, что она имеет очень глубокий смысл, но какой именно, я до конца не пойму, и все, кому я говорю, и пытаюсь спросить об этом, мне говорят: «Какое безразличие имеется в виду? Что ты хочешь узнать?» Будьте любезны, прокомментируйте, пожалуйста, этот стих.
[Критский В. Г.] Да, это интересный стих, один из самых красивых стихов второй главы Бхагавад Гиты.

00:26:01 И кратко, в комментарии Шрилу Прабхупада пишет, что когда человек понимает свою связь с Богом, когда он вы наполняется вот этим трансцендентным счастьем и блаженством, то все материальные взаимоотношения для него теряют всякий интерес. На чем основаны наши материальные отношения? На беседах, на том, что мы говорим о каких-то материальных вещах, или слушаем какие-то там лекции, передачи по радио, телевидению. И в Ведах говорится, что слух — это наше самое главное чувство. Хотя более, казалось бы, такое яркое чувство, это зрение, когда мы что-то видим, но на самом деле любое знание, оно передается в общем-то не через зрение, ну, мы конечно читаем какие-то книги, но в основном наше самое тонкое, и самое как бы совершенное чувство восприятие — это слух.

00:27:06 И не случайно реклама идет по радио, по телевидению, это очень важная вещь. То есть, мы должны на самом деле очень внимательно относится к тому, что мы слушаем, и кого мы слушаем. Смысл этого стиха в том, что мы должны, это вот самое важное, и самое тонкое чувство использовать для духовного прогресса. То есть мы должны слушать вещи, которые связаны с постижением как бы Абсолюта, абсолютной истины, или по крайней мере, то, что способствует исполнению нами наших предписанных обязанностей, которые формально относятся к материальной сфере, но фактически они помогают нам подняться на уровень гуны благости. Мы не должны использовать это чувство слуха для пустых вещей, для какой-то пустой болтовни, сплетен, каких-то слухов и прочее.

00:28:05 То есть мы должны как бы беречь свои уши, есть такое выражение. Потому что через это чувство слуха мы можем очень легко подвергнуться загрязняющему влиянию материального мира, материальной природы. Вот так я могу это объяснить. Еще какие-то есть вопросы, Наталья?
[Ведущая] Вопросов нет, но я все-таки хотела дополнение сделать, то есть безразличие имеется в виду не какое-то равнодушие, а безразличие, имеющее под собой привязанность, правильно?
[Критский В. Г.] Да, я согласен, что это безразличие к материальным вещам, к материальным слухам, и это привязанность к духовному, что фактически как бы через слух, точно также как радио Аюрведа дает людям это духовное знание, и в Веданта Сутри, самый последний стих, очень интересный, Анавритий Шабдат.

00:29:02 Через звук человек обретает освобождение. То есть на самом деле, поскольку слух — это наше самое тонкое, и самое совершенное чувство, именно через слух мы можем духовно прогрессировать. Если мы слушаем духовные вибрации, духовные звуки, и мы привязываемся к этому, то мы будем духовно прогрессировать и очищать наше сознание. И в этом случае все материальные вибрации, которые не имеют отношения к духовному знанию, теряют для нас всякий смысл и будут нам совершенно безразличны.
[Ведущая] Понятно, хорошо, вопросов сейчас больше нет. Объявим ли мы немного времени для наших радиослушателей, дадим ли мы им такой шанс, чтобы...
[Критский В. Г.] Давайте пять минут подождем.
[Ведущая] Хорошо.
[Критский В. Г.] Если какие-то вопросы будут, тогда хорошо.
[Ведущая] Дорогие радиослушатели, мы ждем ваших вопросов, Чатская пять всегда для вас. Присылайте вопросы. [звучит музыка].

00:30:01 Итак, уважаемые радиослушатели, мы продолжаем, в прямом эфире Владимир Георгиевич Критский, семинар Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите, и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Все это в прямом эфире, и сейчас у нас есть вопрос. Владимир Георгиевич, я зачитаю его. Препятствуют ли материальные богатства в духовном продвижении или же оно способствует духовному продвижению?
[Критский В. Г.] Спасибо. Интересный вопрос. И ответ на него неоднозначный. Материальное богатство может препятствовать на пути духовного продвижения, и оно моет способствовать на пути духовного прогресса. Есть очень интересные стихи в Шримад Бхагаватам, первые песни, так называемые молитвы царицы Кунти.

00:31:05 Где эта знаменитая преданная, она была тетушкой Кришны, и она знала, что Кришна является Верховной личностью Бога. И там была очень интересная история, когда Пандалов преследовали, когда у них было множество проблем, их выгнали из царства, их много раз пытались убить. И в это врем Кришна каждый раз их выручал, и он каждый раз оказывался в нужное время на нужном месте. И так продолжалось много лет, была там 20-ти или даже больше лет. И в конце концов, как вы знаете, состоялась грандиозная битва на поле Карукшетра, и это было последнее как бы активное участие Кришны.

00:32:01 Когда Кришна на колеснице вместе с Арджуной, вел его колесницу, и перед началом битвы он рассказал Кришне ту самую Бхагавад Гиту, которую мы с вами изучаем. И после того, как битва закончилась, и Пандаловы завоевали царство, и стали законными наследниками престола, Кришна уезжает обратно, в свой город Дварупу. И перед его отъездом тетушка Кунти подходит к нему, и умоляет остаться. И она возносит к нему молитвы и говорит, что когда у нас были трудности, проблемы, ты был с нами, ты нас каждый раз спасал и выручал, а теперь вот мы стали царями, у нас появилось богатство, появилась власть, и ты нас покидаешь. И я готова вновь пережить все эти несчастья, все эти страдания для того, чтобы ты остался с нами. То есть смысл этих молитв в том, что иногда бывает, что когда человек обретает богатство, обретает материальное благополучие, он забывает о Боге.

00:33:14 Он забывает о том, что все богатство идет от Бога, что, ну, может быть это его карма, может быть он это заслужил по своей карме, но в любом случае в том же Шримад Бхагаватам говорится, что материальные блага даются Верховным Господом, хотя с другой стороны, это как бы то, что он заслужил по своей карме. Но закон кармы установлен Богом, не нужно это забывать, что закон кармы — это воплощение воли Бога в материальном мире. И иногда бывает, что увлекшись материальным богатством, материальным положением, человек совершенно забывает о Боге, и это естественно приводит к его духовной деградации.

00:34:04 И есть много примеров в священных писаниях, когда великие преданные Господа, ему поклонялись всю жизни, и даже, не смотря на то, что они теряли своё материальное благосостояние, богатство, они понимали, что это милость Бога, они всё равно не отказывались от своей преданности. В Библии есть знаменитый пример Иова, который был очень богатым, процветал, и вдруг в один прекрасный момент Бог у него начал отбирать все, он стал отирать родственников, друзей, богатство, дом и т. д., он постепенно потерял все, но он не отказывался от своей веры, он продолжал поклоняться Богу. Ну, и аналогичный пример есть в Ведах, в ведических писаниях, и вот, в частности, вот эти молитвы царицы Кунти, которые говорят, что чистая преданность Богу дает человеку такое ощущение счастья и блаженства, которое не сравнимо с наслаждением материальным богатством.

00:35:10 И проблема современной культуры в том, что современные люди думают, что материальные богатства и благосостояние принесет им счастье. Но это не верная идея, потому что в мире есть очень богатые, процветающие страны, скажем, Соединенные Штаты Америки, в которых безработные получают больше, чем у нас профессоры. И там нет проблем с материальным богатством, там достаточно поработать несколько часов дворником, подмести на улице мусор, и получить свои там 10 тысяч долларов в месяц. То есть это очень богатая страна, но в Америке самый высокий процент самоубийств, то есть нельзя сказать, что в Америке очень счастливые люди. То есть материальное богатство может принести человеку благо, если человек не забывает о Боге, если он понимает, что это богатство — дар Бога, и он использует его для служения Богу.

00:36:10 Если этого нет, и это богатство отвлекает его с духовного пути, то это будет приводить к его деградации. Вот так я могу ответить на этот, довольно-таки интересный вопрос.
[Ведущая] Спасибо большое. Вопросы так больше и не пришли. Ну что ж, два вопроса и то хорошо. Как вам?
[Критский В. Г.] Да, я тоже так думаю.
[Ведущая] Хорошо, по-маленьку.
[Критский В. Г.] Да, спасибо вам.
[Ведущая] Спасибо вам большое, Владимир Георгиевич, что были с нами на волнах Аюрведа радио. Всего доброго.
[Критский В. Г.] До свидания.
[Ведущая] Уважаемые радиослушатели, я напомню, что это был Владимир Георгиевич Критский, Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите, и ответы на вопросы по ведической культуре и философии, в прямом эфире на волнах Аюрведа радио. Вы продолжаете слушать Аюрведа радио. Спасибо вам за это.

00:37:07 [Запись] В объятьях прекрасного. Аюрведа радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 08 декабря 2012