Глава 9 стихи 10-13

Аюрведа радио - 04 января 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:35:34 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 61 | скачано: 163 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Слова любви и новогодние поздравления на волнах «Аюрведа радио».
[Критский В.Г.] Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Критский Владимир Георгиевич. Приближается Новый 2008 год. И в преддверии этого праздника я хочу пожелать вам всего самого наилучшего, здоровья, счастья, успехов в личной жизни, и желаю вам столь же быстро расти в духовном отношении, как растёт наше радио «Аюрведа», даже ещё быстрее. Спасибо вам за внимание. Всего наилучшего.
[Ведущая] Здравствуйте, здравствуйте, дорогие радиослушатели. Новый год наступил и очень приятно слышать наших лекторов в прямом эфире с поздравлениями. Итак, сегодня у нас Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по “Бхагавад-гите”», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Всё это в прямом эфире из города Москва в 2008 году. Сегодня 4 января. И я хочу ещё напомнить о том, что вы можете присылать свои вопросы к нам на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru, а также чат в Skype у меня всегда активен.

00:01:07 Итак, давайте начнём. Владимир Георгиевич, здравствуйте.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья. Дорогие друзья, я напоминаю, что мы с вами читаем девятую главу — «Самое сокровенное знание». И мы в прошлый раз остановились на десятом стихе, который рассказывает об общем замысле материального творения во вселенской космической иерархии. И сегодня мы завершим эту тему, и перейдём к новой. Итак, десятый стих: «О сын Кунти, будучи одной из моих энергий, материальная природа действует по Моему повелению, производя на свет все движущиеся и неподвижные создания. По Моей воле этот проявленный мир создаётся и уничтожается вновь и вновь».

00:02:01 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Здесь ясно говорится, что хотя Верховный Господь стоит в стороне от деятельности материального мира, Он всегда остаётся Верховным Повелителем. Господь представляет высшую волю, основу всего материального проявления, непосредственной деятельностью которого, тем не менее, управляет материальная природа. Кришна говорит в “Бхагавад-гите”, что он отец всех живых существ во всём многообразии их видов и форм. Как отец вносит во чрево матери семя, из которого впоследствии появляется ребёнок, так и Верховный Господь своим взглядом оплодотворяет материальную природу, из лона которой выходят самые разнообразные живые существа. Они получают при рождении тот или иной тип тела в зависимости от желаний, которые остались у них с прошлой жизни. Таким образом, все живые существа получают разные типы тел в зависимости от прошлой деятельности и желаний.

00:03:05 Окидывая материальную природу взглядом, Верховный Господь, безусловно, совершает деятельность, но сам он не принимает непосредственное участие в создании материальной Вселенной. В писаниях приводится следующий пример: когда человек держит в руке цветок, аромат цветка достигает его обоняния, однако сам цветок и его аромат отличны друг от друга. Аналогичная связь существует между материальным миром и Верховной Личностью Бога. В действительности Господь не связан непосредственно с материальным миром, но своим взглядом он творит его и устанавливает его законы. Сам же Господь всегда находится в стороне от материальной деятельности». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Здесь мы видим кажущиеся противоречия. С одной стороны вовлеченность в материальную деятельность Верховного Господа, и в то же время отстранённость от неё. Это тонкий философский момент одновременного единства и отличия Бога и его энергии.

00:04:16 Это, по сути, не позволяет понять ведическую философию многим не только обычным людям, но даже учёным и философам, поскольку это выходит за рамки обычной логики. Но дело в том, что Верховный Господь, Кришна, не обязан следовать стандартной логике материального мира. Логика — это всего лишь орудие нашего ума, который имеет свои ограничения. Есть много примеров, когда на основании логики делались ошибочные выводы. Например, в юриспруденции, сколько было случаев, когда все улики были против какого-то человека, что именно он совершил преступление, и много лет спустя оказывалось, что человек не имеет к нему отношения. Скажем, улики были кем-то подстроены.

00:05:08 Стих 11: «Глупцы смеются надо Мной, когда Я являюсь в человеческом облике. Им неведома Моя трансцендентная природа и Моё верховное владычество над всем сущим», — это слова Господа Кришны. Это очень актуальная тема для современной ситуации и у нас в стране, и во всём мире, поскольку многие люди не относятся серьёзно к ведической культуре, считая, что это чужая традиция. Но оказывается, что это характерно не только для наших дней. Господь Кришна говорил об этом ещё 5 тысяч лет назад, когда сам он находился на Земле. Почему это происходит, мы рассмотрим дальше.

00:06:00 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Из всего сказанного в предыдущих стихах становится ясно, что Верховный Господь приходит в материальный мир в человеческом облике, но не является обычным человеком. Личность Бога, который руководит процессами творения, поддержания и уничтожения материального космоса, не может быть обычным человеком. Однако есть немало людей, которые считают, что Кришна — это просто могущественный человек, не более того. В мире есть много правителей, обладающих властью. В системе управления мы видим руководителей разных рангов, которыми руководят чиновники более высокого ранга, те в свой черед подчиняются министру, тот президенту, и все они являются руководителями, хотя подчиняются один другому. В “Брахма-самхите” однако ясно сказано, что именно Кришна является Верховным правителем. Его тело нематериально, поскольку он является изначальной Верховной Личностью Бога.

00:07:04 Живые существа, обладающие материальными телами, не способны совершать те чудесные деяния, которые совершает Господь и о которых рассказывается в священных писаниях. Тело Господа вечно, исполнено знания и блаженства. Хотя он отнюдь не заурядная личность, но глупцы смеются над ним и считают его обычным человеком. В данном эпизоде тело Господа называют человекоподобным, поскольку он действует, как обычный человек, друг Арджуны, политик, участвующий в битве на поле битвы Курукшетра. На самом деле его тело является воплощением вечного блаженства и абсолютного знания. Это подтверждается во многих ведических писаниях. Например, в “Гопалатапани-упанишад” говорится: “Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховной Личностью Бога Кришной, являющимся воплощением вечности, знания и блаженства”.

00:08:02 Но, несмотря на это, многие комментаторы “Бхагавад-гиты” смеются над Кришной, считая его обычным человеком. Эти учёные могут обладать незаурядными способностями, но их представления о Кришне — следствие скудности их познаний. Они называют Кришну обычным человеком, потому что ничего не знают о сокровенных деяниях Господа, его различных энергий, не ведая о многочисленных трансцендентных качествах Кришны, они смеются над ним». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к данному стиху. Я хочу привести интересную историю, которая иллюстрирует то, что здесь рассказывает, объясняет Бхактиведанта Свами. История из знаменитого романа Жан-Батиста Мольера «Дон Жуан». Там есть интересный эпизод, когда Дон Жуан встречает нищего странника, святого, который просит милостыню.

00:09:07 Дело в том, что Дон Жуан был не только человеком очень развратным, он был к тому же ещё атеистом, безбожником. И для него увидеть верующего была просто пощёчина. Для такого человека, у которого убеждения расходятся с его совестью, с его внутренним голосом, ему требуется искать подтверждения своим иллюзорным воззрениям где-то извне. И когда он видит, что кто-то следует совсем другим принципам, духовным принципам жизни, для него это нестерпимо. И Дон Жуан стал издеваться над ним, смеяться. Но что получилось, вот сейчас хочу вам прочитать этот момент очень интересный.

00:09:57 Значит, Дон Жуан спрашивает у этого нищего странника: «Чем ты занимаешься?». Тот отвечает: «Каждый день молюсь Господу о здравии добрых людей, которые мне чем-нибудь помогают». Дон Жуан: «Так не может быть, чтобы ты в чём-то терпел нужду!». Нищий: «Увы, государь, я очень бедствую». Дон Жуан: «Вот ещё! Человек, который весь день молится Богу, ни в чём не может иметь недостатка», — ну, он так издевается. Нищий: «Уверяю вас, государь, у меня часто куска хлеба нет». Дон Жуан: «Вот странное дело, плохо же награждает тебя твой Господь за твоё усердие! Ну, так вот я сейчас дам тебе золотой, но ты должен за это побогохульствовать». Нищий: «Что вы, государь? Неужели вы хотите, чтобы я совершил такой грех?». Дон Жуан: «Как хочешь — твоё дело. Хочешь, получать золотой, не хочешь — не надо. Вот смотри, я даю тебе золотой, ты должен немножко побогохульствовать. Ну, давай». Нищий: «Государь мой…». — «Ну, давай-давай, что ты боишься? Бери же золотой. Бери, только побогохульствуй». И нищий отвечает: «Нет, уж лучше я умру с голоду». Ну, это было, конечно, для Дон Жуана ударом. И он как-то в сердце изменился и сказал: «Ну, хорошо, возьми, я даю тебе из своей доброты, из человеколюбия». То есть этот нищий странник не прельстился на вот эту приманку денежного вознаграждения, которым хотел его прельстить Дон Жуан, и сказал: «Уж лучше я умру с голоду, чем я буду совершать этот грех богохульства». И на Дон Жуана это произвело какое-то впечатление, он увидел человека более сильного духом, и он как бы решил оправдать себя, и предложил ему взять эти деньги без всяких условий.

00:12:11 Мы продолжим читать комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, он довольно длинный. «Господь уже неоднократно заявлял о том, что материальная энергия, обладая необыкновенным могуществом, тем не менее, находится под его началом. И каждый, кто придаётся ему, может освободиться из-под её власти. Однако недалёкие люди не могут себе представить, как Личность Бога, Кришна, находясь в облике обычного человека, может повелевать всеми атомами и проявлением огромной материальной Вселенной. Бесконечно большое и бесконечно малое лежат за пределами воображения. Поэтому людям трудно себе представить, что живое существо в образе человека может одновременно держать под контролем бесконечно большое и бесконечно малое.

00:13:04 Но даже управляя бесконечно большим и бесконечно малым Сам Господь стоит в стороне. Между имперсоналистами и персоналистами не утихают споры о явлении Господа в материальном мире. Однако обратившись к “Бхагавад-гите” и “Шримад-Бхагаватам” (авторитетным писаниям, где излагается наука о Боге), мы узнаём, что Кришна, Верховная Личность Бога, появляясь на Земле в облике обычного человека, в действительности не является таковым. В первой главе первой песни “Шримад-Бхагаватам” говорится, что мудрецы, собравшиеся в лесу Наймишаранья, спрашивают о деяниях Кришны. Играя роль обычных людей, Господь Кришна, Верховная Личность Бога, и Господь Баларама являли удивительные деяния, не постижимые обычному человеку.

00:14:00 В “Шримад-Бхагаватам”, первая песня, говорится, что ни один человек не может совершить тех чудесных деяний, которые совершал Господь Кришна, находясь на Земле. С самого своего рождения он предстал перед отцом и матерью — Васудевой и Деваки — в своей четырёхрукой форме, но, услышав молитвы, принял облик обычного ребёнка. В данном стихе также сказано, что способность Господа принимать человеческий облик является одним из свойств его трансцендентного тела. В 11 главе “Бхагавад-гиты” говорится, что Арджуна попросил Кришну показать ему четырёхрукую форму. Представ перед ним в этой форме, Кришна опять по просьбе Арджуны принял свои изначальный двурукий образ. Эти черты Верховного Господа не могут быть присущи обычному человеку». Я замечу, что эти удивительные деяния Господа Кришны, о которых пишет Бхактиведанта Свами, описываются в «Шримад-Бхагаватам» и также в недавно вышедшей книге «Кришна — Верховная Личность Бога» в издательстве «BBT», которая имеется в нашем ведическом культурном центре около метро «Динамо». И также об этом будет говориться в одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты».

00:15:20 Продолжаем комментарий: «Вайшнавские ачарьи Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур написали к этому стиху комментарии, в которых говорится, что Кришна своей полной частью в аспекте Сверхдуши находится во всех живых существах, поэтому начинающий преданный, который направляет своё внимание на поклонение образу Господа в храме, не проявляя уважения к другим живым существам, не получает от этого поклонения никаких результатов. Преданный должен видеть, что поскольку Кришна в аспекте Сверхдуши пребывает в сердце каждого, то тело каждого человека является храмом Верховного Господа. И с тем же почтением, с каким мы относимся к храму, мы должны относится к телам всех живых существ, поскольку там находится Сверхдуша. Поэтому мы должны уважать каждого и не пренебрегать никем». Таков был комментарий Бхактиведанты Свами к этому стиху, немного длинный. Ну, и в качестве небольшой иллюстрации можно вспомнить заповедь Иисуса Христа: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», — который хорошо иллюстрирует эти слова Бхактиведанты Свами.

00:16:38 Стих 12: «Введённые таким образом в заблуждение, они придерживаются демонических и безбожных взглядов. Поскольку они пребывают в иллюзии, то все их надежды на освобождение, материальная деятельность и стремление к знанию терпят крах». Комментарий: «Есть много преданных, которые считают, что они обладают сознанием Кришны и занимаются преданным служением, но в своём сердце не признают Верховную Личность Бога Кришну как Абсолютную Истину. Им не удастся обрести плод преданного служения и вернуться домой, обратно к Богу. Точно так же те, кто занимаются благочестивой кармической деятельностью, надеясь в конце жизни освободиться из материального плена, никогда не достигнут этой цели, поскольку они смеются над Верховной Личностью Бога, Кришной. Как сказано в седьмой главе “Бхагавад-гиты”, такие личности никогда не предаются Господу, поэтому их философские изыскания ради постижения Абсолютной Истины приводят их к ложному выводу о том, что живые существа тождественны Верховному Господу. Находясь в таком заблуждении, они думают, что тело человека — это просто покрытие материальной энергии. Но освободившись от материального тела, они станут не отличны от Бога.

00:18:04 Любые попытки сравняться с Кришной обречены на неудачу, поскольку являются следствием иллюзий. Поэтому все усилия атеистов и демонов направленные на обретение духовного знания, оказываются тщетными. Об этом сказано в данном стихе. Даже изучая ведические писания, такие как “Веданта-сутра” и упанишады, эти люди напрасно тратят время. Поэтому тот, кто считает Кришну, Верховную Личность Бога, обычным человеком, совершает огромную ошибку. Такой человек, безусловно, пребывает в иллюзии, ибо не в состоянии постичь вечную форму Господа. В действительности люди смеются над Кришной, потому что завидуют Верховной Личности Бога. Поэтому они обречены вновь и вновь рождаться на свет в демонических формах жизни. Их истинное знание останется скрыты покровом иллюзии, и они со временем опускаются в темнейшие области материального мира».

00:19:07 Итак, смысл этого комментария Бхактиведанты Свами таков, что те, кто отрицают личность Господа Кришны, обречены пребывать в иллюзии. Мы видим в этом мире множество примеров, когда люди, ослеплённые стремлением к власти, богатству, славе, совершают ужасные ошибки. Например, такие великие завоеватели, как Александр Македонский, Наполеон и, последний пример, Гитлер, пытались завоевать весь мир, но терпели крах. И это в истории мы видим на каждом шагу. Интересно, что последний герой XX века, Адольф Гитлер, что-то знал о ведической традиции, он использовал какие-то атрибуты ведической культуры, свастику, термин «арии», но по сути он отвергал дух ведической традиции — это служение другим людям, ради их блага. В результате он потерпел полный крах.

00:20:11 Сама материальная природа побуждает человека совершать такие ошибки. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит: «Все живые существа, рождённые в иллюзии, не в силах преодолеть двойственность желаний и гнева, поэтому человек, не имеющий духовного знания, не может выбраться из ловушки материального мира». Тринадцатый стих, последний, который мы с вами сегодня прочитаем и разберём его в следующий раз. «О сын Притхи, великие души, неподвластные иллюзии, находятся под покровительством божественной природы, они полностью посвящают себя преданному служению, ибо знают, что Я — Верховная Личность Бога, изначальная и неисчерпаемая». Это слова Господа Кришны, которые посвящены святым личностям, преданным Господа, которые находятся вне иллюзии, и, как здесь говорит Кришна, находятся под покровительством божественной природы.

00:21:20 Я думаю, что на сегодня достаточно. Мы с вами прочитали много интересных и очень глубоких стихов. Пожалуйста, можете писать на наш сайт, задавать вопросы. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по “Бхагавад-гите”».
[Ведущая] Итак, Владимир Георгиевич, у нас есть два вопроса от двух слушателей, но вопросов в этих вопросах очень много. Начну с первого: «Скажите, пожалуйста, кому выгодно утаивать всё это, то есть Веды? А также объясните, астральное тело имеет нацию? И поясните, на планете Земля змей Калия имеет своих последователей?». Вот такой вот вопрос.
[Критский В.Г.] Сразу три.
[Ведущая] Да.

00:22:04 [Критский В.Г.] Ну, первый наиболее, пожалуй, серьёзный и глубокий вопрос, это кому надо утаивать Веды. Суть в том, что когда душа попадает в материальный мир, ей хочется чего-то нового. Она хочет узнать, что происходит в материальном мире. Хотя, в принципе, в духовном мире душа знает, что материальный мир — это несовершенный мир, не мир счастья. Но какой-то процент, какие-то души идут на такой эксперимент, а некоторые посылаются сюда. И попав в материальный мир, душа постепенно забывает о своей истинной духовной природе. Поэтому не то, что бы Веды кто-то утаивает или прячет, а, скорее всего, душа сама теряет интерес к Абсолютному Знанию. Она привязывается к материальной жизни, к материальным наслаждениям, и довольствуется той материальной относительной картиной мира, жизни, ради каких-то материальных плодов, и постепенно оказывается во власти иллюзии.

00:23:40 В принципе, в Ведах говорится, что на заре творения был такой великий демон — асура Хаягрива с головой лошади, который похитил Веды. То есть эта история рассказывается в пуранах, что действительно такой эпизод имел место, что Веды были похищены именно для того, чтобы лишить человечество вот этого духовного знания. И Господь воплотился в облике с головой лошади, и сразился с этим демоном Хаягривой, убил его, и освободил Веды. Вот такая немножко фантастическая история, которая для нас действительно кажется просто сказочной. Но, по крайне мере, вот об этом говорится, что когда-то на заре творения Веды были похищены и Господь их освободил, спас. Сейчас, конечно, нет таких великих демонов и происходит процесс добровольного погружения в иллюзию. Никто не заставляет нас смотреть телевизор, рекламу, через которую фактически на человека влияет вся эта майа, иллюзорная действительность материального мира.

00:25:06 Но, конечно, есть определённые силы демонические, которые всё это создают — создают всю эту рекламу, создают какие-то там порнографические фильмы, боевики и так далее. Но в конечном итоге никто не заставляет насильно человека, он добровольно соглашается тратить своё драгоценное время на то, чтобы заниматься какой-то совершенно пустой бессмысленной деятельностью, например, смотреть какие-то телевизионные шоу, и не тратить время на то, что действительно ценно, то есть на постижение духовного знания, смысла человеческой жизни. Люди говорят нам: «Это неинтересно, у нас куча материальных проблем». Такова иллюзия материальной жизни, что человек забывает о том, что действительно важно, и ставит на первое место то, что на самом деле имеет десятистепенную ценность.

00:26:08 Что касается второго вопроса насчёт астрального тела. Если под астральным телом имеется в виду тонкое тело человека — тело ума, интеллекта, ложного эго, то оно, конечно, не имеет никакой национальности. Национальность — это принадлежность нашего грубого физического тела, какие-то признаки: цвет кожи, разрез глаз и так далее. Это наша внешняя форма. Тонкое тело — это тело ума, которое задаёт определённый склад мышления, определённые привычки, наклонности и так далее, и не имеет отношения к нации. И, наконец, третий вопрос о змее Калия.

00:27:03 Змей Калия — это очень интересная историческая личность, о которой рассказывается в Ведах. С ним сразился Кришна ещё будучи мальчиком, когда змей Калия пришёл во Вриндаван и там жил в озере, отравлял озеро своим ядом. Кришна победил его и прогнал из этого озера, но он его не убил, оставил в живых, потому что за него молились жёны Калии, которые были преданными. И по их просьбе Кришна оставил Калию в живых, просто прогнал. И поскольку у Калии такие продвинутые жёны, то я думаю, что у него есть и дети, и в этом проблем нет. И я даже на одной лекции слышал, что этот змей Калия живёт до сих пор. То есть имеется определённое место в каком-то из пустынных удалённых островов, где этот змей живёт. По крайней мере, я могу сказать, что в океане, и не только где-то на дне океана, но даже близко к поверхности, находятся много удивительных существ, которые неизвестны современной науке. Но в отдельных случаях они себя показывают. Я слышал, что знаменитый норвежский исследователь Тур Хейердал видел колоссальную рыбу, которая по размерам превосходит кита. Она в ведической литературе называется тименгила. То есть в Ведах рассказывается не только какая-то духовная наука духовного совершенствования, но и описывается материальный мир более подробно с большими деталями, чем это известно в современной науке. Таким образом я могу ответить.

00:29:12 [Ведущая] Я зачитаю второй вопрос: «Возможно немного не по теме вопрос, но вот задумался. Уходит старый год в образе старого бородатого деда. Приходит молодой год в образе юного мальчика. Куда уходит старый и откуда приходит молодой? И вообще, откуда это поверье пошло? И есть ли какие-либо сопоставимые факты, подтверждаемые ведическим знанием? И почему Снегурочка вечно юная? Кто она? Есть ли какой-то персонаж или личность в исторических хрониках Вед?». Это новогодний вопрос.
[Критский В.Г.] Да, новогодний вопрос. Ну, в отношении деда Мороза я не могу ничего сказать, откуда взялась эта традиция. Думаю, что эта традиция не столь древняя, как ведическая культура, что эта традиция, может быть, несколько сот лет назад откуда-то идёт, из какого-то, может быть, фольклора. И мне дать какую-то ведическую интерпретацию трудно, я просто ничего не знаю.

00:30:21 Но что касается Снегурочки, то это олицетворение как бы вечно юной женской ипостаси. И здесь как раз можно догадаться, что, скорее всего, это вечная супруга Господа. Это может быть либо Шримати Радхарани, либо богиня Лакшми. И в Ведах как раз об этом говорится достаточно подробно, что в духовном мире имеются обитатели как в мужских телах, так и в женских телах, в зависимости от своих отношений с Богом. И как раз женское начало — это начало, которое олицетворяет энергию Бога, энергию любви, энергию наслаждения. И точно также, как здесь Снегурочка олицетворяет начало любви, доброты. И точно также Веды говорят, что эти личности есть и в духовном мире. Поэтому тут я могу дать какую-то интерпретацию, о которой я сказал. Но в отношении деда Мороза, может быть, стоит спросить у наших радиослушателей. Может быть, кто-то знает, откуда взялась эта традиция.
[Ведущая] Да, было бы на самом деле интересно, так как у меня дочь тоже спросила, откуда они взялись. И вот ещё вопрос: «Является ли ведическое знание полезным для женщин? Или женщине лучше слушать знание о доме, детях, кулинарии? Не делают ли остальные знания женщину (имеются в виду ведические знания) сухой и мужественной?». Вопрос пришёл к нам из Риги, его прислала [Изиля]. Видимо, имя такое.

00:32:12 [Критский В.Г.] Ведическое знание полезно всем. Другое дело, что разные люди могут как бы изучать ведическое знание в разных аспектах. Например, у нас есть книга «Ведическая кулинария», то есть искусство вкусно готовить. И готовить очень полезную пищу, это тоже одна из ведических дисциплин. В аюр-веде тоже даются рекомендации о том, как нужно правильно питаться. И если женщина довольствуется тем, чтобы всю жизнь готовить, стоять у плиты и делать вкусные блюда, это соответствует, конечно, каким-то древним традициям домостроя. Для современной женщины, я думаю, это навряд ли приемлемо. Современные женщины любят быть наравне с мужчиной. И поэтому мне кажется, что им будет очень интересно узнать и какие-то более глубокие сокровенные вещи о том, как устроен материальный мир, что из себя представляет духовный мир, и каковы наши отношения с Богом.

00:33:19 Вот эти все самые важные темы, которые раскрываются в Ведах, они интересны всем, но другое дело, что кто-то больше склонен к философии. В «Бхагавад-гите» довольно много философии. И я понимаю, что, может быть, не всем это достаточно легко воспринимать. Есть произведения более лёгкие. Вот я, например, сегодня упоминал книгу «Кришна — Верховная Личность Бога», в которой очень мало философии и в основном рассказывается об играх Кришны, когда он жил на Земле 5000 лет назад. Я могу посоветовать вам почитать эту книгу. Я думаю, что она есть и в Риге. По крайней мере, в Москве у нас она уже появилась. Она предназначена, собственно, для всех людей. Это интересно для всех. Понятно, что точно также, как и в обычной науке есть какие-то очень абстрактные философские темы, которые не всем доступны. Есть вещи более простые, более интересные. Так и Веды, это безграничный океан знания, в котором каждый может найти для себя что-то ему доступное и интересное.

00:34:36 [Ведущая] Но вот вопросов больше нет. Наши радиослушатели, видимо, ещё от морозов не отошли. По крайней мере, в Москве минус 15, как-то вот примораживает.
[Критский В.Г.] Холодно. Холодно.
[Ведущая] Примораживает, думать очень тяжело. Но ничего страшного. Я думаю, что на этом мы наш эфир закончим. Мы продолжим наше вещание приятной замечательной музыкой. Спасибо большое вам, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] До новых встреч на следующей неделе. До свидания.
[Критский В.Г.] До свидания.
[Ведущая] Уважаемые радиослушатели, Владимир Георгиевич Критский и «Обзор различных систем йоги по “Бхагавад-гите”» вы только что могли слышать. И ответы. Ответы на ваши вопросы. Вы продолжаете слушать «Аюрведа радио». Будьте счастливы.
С любовью к вам «Аюрведа радио».

транскрибирование: Василий Чернавский | Россия | 07 февраля 2013