Кришна ‒ верховный правитель

Аюрведа радио - 04 January 2008
Кто управляет материальным миром? Трансцендентная природа Господа. Уважать каждого и не пренебрегать никем. К чему приводит отрицание Личности Господа. Ответы на вопросы. Кому выгодно утаивать Веды? Имеет ли астральное тело нацию? Есть ли на Земле потомки змея Калии? Кто такие Дед Мороз и Снегурочка с точки зрения Вед? Какое влияние оказывает изучение ведического знания на женщин?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:35:34 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 90 | скачано: 233 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:06 Критский В.Г.: Здравствуйте, дорогие друзья. В эфире Критский Владимир Георгиевич. Приближается новый, 2008 год, и в преддверии этого праздника я хочу пожелать вам всего наилучшего: здоровья, счастья, успехов в личной жизни, и желаю вам столь же быстро расти в духовном отношении, как растёт наше радио «Аюрведа», даже ещё быстрее. Спасибо вам за внимание. Всего наилучшего.

00:00:36 Ведущая: Здравствуйте, здравствуйте, дорогие радиослушатели. Новый год наступил, и очень приятно слышать наших лекторов в прямом эфире с поздравлениями. Итак, сегодня у нас Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по “Бхагавад-гите”», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Всё это в прямом эфире из города Москвы в 2008 году, сегодня 4 января. И я хочу ещё напомнить о том, что вы можете присылать свои вопросы к нам на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru, а также чат в Skype у меня всегда активен. Итак, давайте начнём. Владимир Георгиевич, здравствуйте.

Кто управляет материальным миром?

00:01:08 Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья. Дорогие друзья, я напоминаю, что мы с вами читаем главу 9 «Самое сокровенное знание». И мы в прошлый раз остановились на стихе 10, который рассказывает об общем замысле материального творения, вселенской космической иерархии. Сегодня мы завершим эту тему и перейдём к новой.

00:01:38 Итак, стих 10:
मयाध्यक्षेण प्रकृति: सूयते सचराचरम् ।
हेतुनानेन कौन्तेय जगद्विपरिवर्तते ॥ १० ॥

mayādhyakṣeṇa prakṛtiḥ
sūyate sa-carācaram
hetunānena kaunteya
jagad viparivartate

«О сын Кунти, будучи одной из Моих энергий, материальная природа действует по Моему повелению, производя на свет все движущиеся и неподвижные создания. По Моей воле этот проявленный мир создаётся и уничтожается вновь и вновь».

00:02:01 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Здесь ясно говорится, что, хотя Верховный Господь стоит в стороне от деятельности материального мира, Он всегда остаётся Верховным Повелителем. Господь представляет высшую волю, основу всего материального проявления, непосредственной деятельностью которого тем не менее управляет материальная природа. Кришна говорит в “Бхагавад-гите”, что Он отец всех живых существ во всём многообразии их видов и форм. Как отец вносит во чрево матери семя, из которого впоследствии появляется ребёнок, так и Верховный Господь своим взглядом оплодотворяет материальную природу, из лона которой выходят самые разнообразные живые существа. Они получают при рождении тот или иной тип тела в зависимости от желаний, которые остались у них с прошлой жизни. Таким образом, все живые существа получают разные типы тел в зависимости от прошлой деятельности и желаний.

00:03:05 Окидывая материальную природу взглядом, Верховный Господь, безусловно, совершает деятельность, но сам Он не принимает непосредственное участие в создании материальной Вселенной. В писаниях приводится следующий пример: когда человек держит в руке цветок, аромат цветка достигает его обоняния, однако сам цветок и его аромат отличны друг от друга. Аналогичная связь существует между материальным миром и Верховной Личностью Бога. В действительности Господь не связан непосредственно с материальным миром, но своим взглядом Он творит его и устанавливает его законы. Сам же Господь всегда находится в стороне от материальной деятельности». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Здесь мы видим кажущееся противоречие: с одной стороны, вовлечённость в материальную деятельность Верховного Господа, с другой – отстранённость от неё. Это тонкий философский момент одновременного единства и отличия Бога от Его энергии.

00:04:17 Это, по сути, не позволяет понять ведическую философию многим не только обычным людям, но даже учёным и философам, поскольку это выходит за рамки обычной логики. Но дело в том, что Верховный Господь Кришна не обязан следовать стандартной логике материального мира. Логика – это всего лишь орудие нашего ума, который имеет свои ограничения. Есть много примеров, когда на основании логики делались ошибочные выводы. Например, сколько было случаев в юриспруденции, когда все улики были против какого-то человека, они, казалось бы, указывали на то, что именно он совершил преступление, а много лет спустя оказывалось, что человек не имеет к нему отношения. Скажем, улики были кем-то подстроены.

Трансцендентная природа Господа

00:05:08 Стих 11:
अवजानन्ति मां मूढा मानुषीं तनुमाश्रितम् ।
परं भावमजानन्तो मम भूतमहेश्वरम् ॥ ११ ॥

avajānanti māṁ mūḍhā
mānuṣīṁ tanum āśritam
paraṁ bhāvam ajānanto
mama bhūta-maheśvaram

«Глупцы смеются надо Мной, когда Я являюсь в человеческом облике. Им неведома Моя трансцендентная природа и Моё верховное владычество над всем сущим».

Это слова Господа Кришны. Это очень актуальная тема для современной ситуации и у нас в стране, и во всём мире, поскольку многие люди не относятся серьёзно к ведической культуре, считая, что это чужая традиция. Но оказывается, что это характерно не только для наших дней, Господь Кришна говорил об этом ещё пять тысяч лет назад, когда сам Он находился на Земле. Почему это происходит, мы рассмотрим дальше.

00:06:00 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Из всего сказанного в предыдущих стихах становится ясно, что Верховный Господь приходит в материальный мир в человеческом облике, но не является обычным человеком. Личность Бога, который руководит процессами творения, поддержания и уничтожения материального космоса, не может быть обычным человеком, однако есть немало людей, которые считают, что Кришна – это просто могущественный человек и не более того. В мире есть много правителей, обладающих властью. В системе управления мы видим руководителей разных рангов, которыми руководят чиновники более высокого ранга, те в свой черёд подчиняются министру, тот – президенту, и все они являются руководителями, хотя подчиняются один другому. Однако в “Брахма-самхите” ясно сказано, что именно Кришна является Верховным правителем. Его тело нематериально, поскольку он является изначальной Верховной Личностью Бога.

00:07:04 Живые существа, обладающие материальными телами, не способны совершать те чудесные деяния, которые совершает Господь и о которых рассказывается в священных писаниях. Тело Господа вечно, исполнено знания и блаженства. Хотя Он отнюдь не заурядная личность, но глупцы смеются над Ним и считают Его обычным человеком. В данном эпизоде тело Господа называют человекоподобным, поскольку Он действует, как обычный человек, друг Арджуны, политик, участвующий в битве на поле Курукшетра. На самом деле Его тело является воплощением вечного блаженства и Абсолютного Знания. Это подтверждается во многих ведических писаниях. Например, в “Гопала-тапани-упанишад” говорится: "Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховной Личностью Бога Кришной, являющимся воплощением вечности, знания и блаженства".

00:08:04 Но, несмотря на это, многие комментаторы “Бхагавад-гиты” смеются над Кришной, считая Его обычным человеком. Эти учёные могут обладать незаурядными способностями, но их представления о Кришне – следствие скудности их познаний. Они называют Кришну обычным человеком, потому что ничего не знают о сокровенных деяниях Господа, его различных энергий. Не ведая о многочисленных трансцендентных качествах Кришны, они смеются над Ним». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к данному стиху.

00:08:40 Я хочу привести интересную историю, которая иллюстрирует то, что здесь объясняет Бхактиведанта Свами. История из знаменитого романа Жана-Батиста Мольера «Дон Жуан». Там есть интересный эпизод, когда Дон Жуан встречает нищего странника, святого, который просит милостыню. Дело в том, что Дон Жуан был не только очень развратным человеком, он был к тому же ещё атеистом, безбожником. И для него увидеть верующего была просто пощёчина. Такому человеку, у которого убеждения расходятся с его совестью, с его внутренним голосом, требуется искать подтверждения своим иллюзорным воззрениям где-то извне. И для него видеть, что кто-то следует совсем другим принципам, духовным принципам жизни, – нестерпимо. И Дон Жуан стал издеваться над ним, смеяться. Но что получилось? Сейчас хочу вам прочитать этот очень интересный момент.

00:09:57 Дон Жуан спрашивает у этого нищего странника: «Чем ты занимаешься?». Тот отвечает: «Каждый день молюсь Господу о здравии добрых людей, которые мне чем-нибудь помогают». Дон Жуан: «Так не может быть, чтобы ты в чём-то терпел нужду!». Нищий: «Увы, государь, я очень бедствую». Дон Жуан: «Вот ещё! Человек, который весь день молится Богу, ни в чём не может иметь недостатка» (издевается). Нищий: «Уверяю вас, государь, у меня часто куска хлеба нет». Дон Жуан: «Вот странное дело, плохо же награждает тебя твой Господь за твоё усердие! Ну, так вот я сейчас дам тебе золотой, но ты должен за это побогохульствовать». Нищий: «Что вы, государь? Неужели вы хотите, чтобы я совершил такой грех?». Дон Жуан: «Как хочешь, твоё дело. Хочешь – получай золотой, не хочешь – не надо. Вот смотри, я даю тебе золотой, ты должен немножко побогохульствовать. Ну, давай». Нищий: «Государь мой…». Дон Жуан: «Ну, давай-давай, что ты боишься? Бери же золотой. Бери, только побогохульствуй». И нищий отвечает: «Нет, уж лучше я умру с голоду». Это было, конечно, для Дон Жуана ударом. И он как-то в сердце изменился и сказал: «Ну, хорошо, возьми, я даю тебе из своей доброты, из человеколюбия». То есть этот нищий странник не прельстился этой приманкой денежного вознаграждения, которым хотел его прельстить Дон Жуан, и сказал: «Уж лучше я умру с голоду, чем я буду совершать этот грех богохульства». И на Дон Жуана это произвело какое-то впечатление, он увидел человека более сильного духом и как будто решил оправдать себя и предложил ему взять эти деньги без всяких условий.

Уважать каждого и не пренебрегать никем

00:12:12 Мы продолжим читать комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, он довольно длинный. «Господь уже неоднократно заявлял о том, что материальная энергия, обладая необыкновенным могуществом, тем не менее находится под Его началом. И каждый, кто предаётся Ему, может освободиться из-под её власти. Однако недалёкие люди не могут себе представить, как Личность Бога Кришна, находясь в облике обычного человека, может повелевать всеми атомами и проявлениями огромной материальной Вселенной. Бесконечно большое и бесконечно малое лежат за пределами воображения, поэтому людям трудно себе представить, что живое существо в образе человека может одновременно держать под контролем бесконечно большое и бесконечно малое. Но, даже управляя бесконечно большим и бесконечно малым, сам Господь стоит в стороне. Между имперсоналистами и персоналистами не утихают споры о явлении Господа в материальном мире. Однако, обратившись к “Бхагавад-гите” и “Шримад-Бхагаватам”, авторитетным писаниям, где излагается наука о Боге, мы узнаём, что Кришна – Верховная Личность Бога. Появляясь на Земле в облике обычного человека, Он в действительности не является таковым. В главе 1 песни 1 “Шримад-Бхагаватам” мудрецы, собравшиеся в лесу Наймишаранья, спрашивая о деяниях Кришны, говорят: „Играя роль обычных людей, Господь Кришна, Верховная Личность Бога, и Господь Баларама являли удивительные деяния, непостижимые для обычного человека”.

00:14:00 В первой песне “Шримад-Бхагаватам” говорится, что ни один человек не может совершить тех чудесных деяний, которые совершал Господь Кришна, находясь на Земле. С самого своего рождения Он предстал перед отцом и матерью, Васудевой и Деваки, в своей четырёхрукой форме, но, услышав молитвы, принял облик обычного ребёнка. В данном стихе также сказано, что способность Господа принимать человеческий облик является одним из свойств его трансцендентного тела. В главе 11 “Бхагавад-гиты” говорится, что Арджуна попросил Кришну показать ему четырёхрукую форму. Представ перед ним в этой форме, Кришна опять по просьбе Арджуны принял свой изначальный, двурукий, образ. Эти черты Верховного Господа не могут быть присущи обычному человеку». Я замечу, что эти удивительные деяния Господа Кришны, о которых пишет Бхактиведанта Свами, описываются в «Шримад-Бхагаватам» и также в недавно вышедшей в издательстве «BBT» книге «Кришна – Верховная Личность Бога», которая имеется в нашем ведическом культурном центре около метро «Динамо». И также об этом будет говориться в главе 11 «Бхагавад-гиты».

00:15:20 Продолжаем комментарий: «Вайшнавские ачарьи Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур написали к этому стиху комментарии, в которых говорится, что Кришна своей полной частью в аспекте Сверхдуши находится во всех живых существах, поэтому начинающий преданный, который направляет своё внимание на поклонение образу Господа в храме, не проявляя уважения к другим живым существам, не получает от этого поклонения никаких результатов. Преданный должен видеть, что поскольку Кришна в аспекте Сверхдуши пребывает в сердце каждого, то тело каждого человека является храмом Верховного Господа. И с тем же почтением, с каким мы относимся к храму, мы должны относиться к телам всех живых существ, поскольку там находится Сверхдуша. Поэтому мы должны уважать каждого и не пренебрегать никем». Таков был комментарий Бхактиведанты Свами к этому стиху, немного длинный. И в качестве небольшой иллюстрации можно вспомнить заповедь Иисуса Христа «Возлюби ближнего своего, как самого себя», которая хорошо иллюстрирует эти слова Бхактиведанты Свами.

К чему приводит отрицание Личности Господа

00:16:39 Стих 12:
मोघाशा मोघकर्माणो मोघज्ञाना विचेतस: ।
राक्षसीमासुरीं चैव प्रकृतिं मोहिनीं श्रिता: ॥ १२ ॥

moghāśā mogha-karmāṇo
mogha-jñānā vicetasaḥ
rākṣasīm āsurīṁ caiva
prakṛtiṁ mohinīṁ śritāḥ

«Введённые таким образом в заблуждение, они придерживаются демонических и безбожных взглядов. Поскольку они пребывают в иллюзии, то все их надежды на освобождение, материальная деятельность и стремление к знанию терпят крах».

00:16:58 Комментарий: «Есть много преданных, которые считают, что они обладают сознанием Кришны и занимаются преданным служением, но в своём сердце не признают Верховную Личность Бога Кришну как Абсолютную Истину. Им не удастся обрести плод преданного служения и вернуться домой, обратно к Богу. Точно так же те, кто занимается благочестивой кармической деятельностью, надеясь в конце жизни освободиться из материального плена, никогда не достигнут этой цели, поскольку они смеются над Верховной Личностью Бога, Кришной. Как сказано в главе 7 “Бхагавад-гиты”, такие личности никогда не предаются Господу, поэтому их философские изыскания ради постижения Абсолютной Истины приводят их к ложному выводу о том, что живые существа тождественны Верховному Господу. Находясь в таком заблуждении, они думают, что тело человека – это просто покрытие материальной энергии, но, освободившись от материального тела, они станут неотличны от Бога. Любые попытки сравняться с Кришной обречены на неудачу, поскольку являются следствием иллюзий. Поэтому все усилия атеистов и демонов, направленные на обретение духовного знания, оказываются тщетными. Об этом сказано в данном стихе. Даже изучая ведические писания, такие как “Веданта-сутра” и упанишады, эти люди напрасно тратят время. Поэтому тот, кто считает Кришну, Верховную Личность Бога, обычным человеком, совершает огромную ошибку. Такой человек, безусловно, пребывает в иллюзии, ибо не в состоянии постичь вечную форму Господа. В действительности люди смеются над Кришной, потому что завидуют Верховной Личности Бога. Поэтому они обречены вновь и вновь рождаться на свет в демонических формах жизни. Их истинное знание останется скрытым покровом иллюзии, и они со временем опускаются в темнейшие области материального мира».

00:19:08 Итак, смысл этого комментария Бхактиведанты Свами таков: те, кто отрицает личность Господа Кришны, обречены пребывать в иллюзии. Мы видим в этом мире множество примеров, когда люди, ослеплённые стремлением к власти, богатству, славе, совершают ужасные ошибки. Например, такие великие завоеватели, как Александр Македонский, Наполеон и, последний пример, Гитлер, пытались завоевать весь мир, но терпели крах. И в истории мы видим это на каждом шагу. Интересно, что последний «герой» XX века, Адольф Гитлер, что-то знал о ведической традиции, он использовал какие-то атрибуты ведической культуры, свастику, термин «арии», «арийская культура», но, по сути, он отвергал дух ведической традиции – это служение другим людям ради их блага. В результате он потерпел полный крах. Сама материальная природа побуждает человека совершать такие ошибки. В «Бхагавад-гите» Господь Кришна говорит: «Все живые существа рождены в иллюзии, будучи не в силах преодолеть двойственность желаний и гнева». Поэтому человек, не имеющий духовного знания, не может выбраться из ловушки материального мира.

00:20:38 Последний стих, который мы с вами сегодня прочитаем. Разберём его уже в следующий раз. Стих 13:
महात्मानस्तु मां पार्थ दैवीं प्रकृतिमाश्रिता: ।
भजन्त्यनन्यमनसो ज्ञात्वा भूतादिमव्ययम् ॥ १३ ॥

mahātmānas tu māṁ pārtha
daivīṁ prakṛtim āśritāḥ
bhajanty ananya-manaso
jñātvā bhūtādim avyayam

«О сын Притхи, великие души, неподвластные иллюзии, находятся под покровительством божественной природы, они полностью посвящают себя преданному служению, ибо знают, что Я –Верховная Личность Бога, изначальная и неисчерпаемая».

00:21:03 Эти слова Господа Кришны посвящены святым личностям, преданным Господа, которые пребывают вне иллюзии, и, как здесь говорит Кришна, находятся под покровительством божественной природы. Я думаю, что на сегодня достаточно. Мы с вами прочитали много интересных и очень глубоких стихов. Пожалуйста, можете писать на наш сайт, задавать вопросы. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по “Бхагавад-гите”».

Ответы на вопросы

00:21:37 Ведущая: Итак, Владимир Георгиевич, у нас есть вопросы от двух слушателей. Начну с первого.
Кому выгодно утаивать Веды? Имеет ли астральное тело нацию? Имеет ли змей Калия потомков на планете Земля?

00:22:04 Критский В.Г.: Ну, первый – наиболее, пожалуй, серьёзный и глубокий вопрос. Кому надо утаивать Веды? Суть в том, что когда душа попадает в материальный мир, ей хочется чего-то нового. Она хочет узнать, что происходит в материальном мире. Хотя, в принципе, в духовном мире душа знает, что материальный мир – это несовершенный мир, не мир счастья. Но какой-то процент душ идут на такой эксперимент, а некоторые посылаются сюда. И, попав в материальный мир, душа постепенно забывает о своей истинной, духовной, природе. Поэтому не то что бы Веды кто-то утаивает и прячет, а, скорее всего, душа сама теряет интерес к Абсолютному Знанию. Она привязывается к материальной жизни, к материальным наслаждениям, довольствуется той материальной, относительной, картиной мира (жизни) ради каких-то материальных плодов и постепенно оказывается во власти иллюзии.

00:23:40 В принципе, в Ведах говорится, что на заре творения был такой великий демон с головой лошади, Асура Хаягрива, который похитил Веды. То есть эта история рассказывается в пуранах: действительно, такой эпизод имел место, Веды были похищены именно для того, чтобы лишить человечество вот этого духовного знания. И Господь воплотился в облике с головой лошади и сразился с этим демоном Хаягривой, убил его и освободил Веды. Вот такая немножко фантастическая история, которая для нас действительно кажется просто сказочной. Но, по крайне мере, об этом говорится: когда-то на заре творения Веды были похищены и Господь их освободил, спас. Сейчас, конечно, нет таких великих демонов, и происходит процесс добровольного погружения в иллюзию. Никто не заставляет нас смотреть телевизор, рекламу, через которую фактически на человека влияет вся эта майя, иллюзорная действительность материального мира. Но, конечно, есть определённые силы, демонические, которые всё это создают: всю эту рекламу, порнографические фильмы, боевики и так далее. Но никто не заставляет человека, он добровольно соглашается тратить своё драгоценное время на то, чтобы заниматься какой-то совершенно пустой, бессмысленной деятельностью, например смотреть какие-то телевизионные шоу, вместо того, чтобы использовать время на то, что действительно ценно, то есть на постижение духовного знания, смысла человеческой жизни. Люди говорят: «Нам это неинтересно, у нас куча материальных проблем». Такова иллюзия материальной жизни: человек забывает о том, что действительно важно, и ставит на первое место то, что на самом деле имеет десятистепенную ценность.

00:26:08 Второй вопрос. Если под астральным телом имеется в виду тонкое тело человека, тело ума, интеллекта, ложного эго, то оно, конечно, не имеет никакой национальности. Национальность относится к нашему грубому физическому телу, это какие-то его признаки: цвет кожи, разрез глаз и так далее. Это наша внешняя форма. Тонкое тело – это тело ума, которое задаёт определённый склад мышления, определённые привычки, наклонности и т. д. и не имеет отношения к нации.

00:26:57 И наконец третий вопрос – о змее Калия. Змей Калия – это очень интересная историческая личность, о которой рассказывается в Ведах. С ним сразился Кришна, ещё будучи мальчиком, когда змей Калия пришёл во Вриндаван и там жил в озере, отравлял его своим ядом. Кришна победил его и прогнал из этого озера, но он его не убил, оставил в живых, потому что за него молились жёны Калии, которые были преданными. И по их просьбе Кришна оставил Калию в живых, просто прогнал. И поскольку у Калии такие продвинутые жёны, то я думаю, что у него есть и дети, в этом проблем нет. И я даже на одной лекции слышал, что этот змей Калия живёт до сих пор. То есть имеется определённое место, на одном из пустынных удалённых островов, где этот змей живёт. По крайней мере, я могу сказать, что в океане, на дне океана и даже близко к поверхности, и не только в океане находится много удивительных существ, которые неизвестны современной науке. Но в отдельных случаях они себя показывают. Я слышал, что знаменитый норвежский исследователь Тур Хейердал видел колоссальную рыбу, которая по размерам превосходит кита. Она в ведической литературе называется тимингила. То есть в Ведах описывается не только наука духовного совершенствования, но и описывается материальный мир, более подробно, более детально, чем это известно современной науке. Таким образом я могу ответить.

00:29:14 Ведущая: Я прочитаю второй вопрос.
Старый год уходит в образе старого бородатого деда. Молодой год приходит в образе юного мальчика. Куда уходит старый и откуда приходит молодой? Откуда пришло это поверье? Есть ли какие-то факты, связанные с этим, подтверждаемые ведическим знанием? Почему Снегурочка вечно юная? Кто она? Есть ли какой-то персонаж или личность в исторических хрониках Вед?

00:29:54 Критский В.Г.: Да, новогодний вопрос. Ну, в отношении деда Мороза я не могу ничего сказать, не знаю, откуда взялась эта традиция. Думаю, что эта традиция не столь древняя, как ведическая культура, этой традиции, может быть, несколько сотен лет, возможно, она связана с каким-то фольклором. И какую-то ведическую интерпретацию мне дать трудно, я просто ничего не знаю. Но что касается Снегурочки, то она соответствует вечно юной женской ипостаси. И здесь как раз можно догадаться, что, скорее всего, это вечная супруга Господа. Это может быть либо Шримати Радхарани, либо богиня Лакшми. И в Ведах как раз об этом говорится достаточно подробно: в духовном мире имеются обитатели как в мужских телах, так и в женских телах, в зависимости от своих отношений с Богом. И как раз женское начало – это начало, которое олицетворяет энергию Бога, энергию любви, энергию наслаждения. И точно так же, как здесь Снегурочка олицетворяет начало любви, доброты, точно так же Веды говорят, что эти личности есть и в духовном мире. Поэтому тут я могу дать какую-то интерпретацию, о которой я сказал. Но в отношении деда Мороза, может быть, стоит спросить у наших радиослушателей. Может быть, кто-то знает, откуда взялась эта традиция.
Ведущая: Да, было бы интересно, так как у меня дочь тоже спросила, откуда они взялись. И вот ещё вопрос:
Является ли ведическое знание полезным для женщин? Или женщине лучше слушать о доме, детях, кулинарии? Не делают ли остальные ведические знания женщину сухой и мужественной?

00:32:12 Критский В.Г.: Ведическое знание полезно всем. Другое дело, что разные люди могут изучать ведическое знание в разных аспектах. Например, у нас есть книга «Ведическая кулинария», то есть искусство вкусно готовить. И готовить очень полезную пищу – это тоже одна из ведических дисциплин. В аюрведе тоже даются рекомендации о том, как нужно правильно питаться. И если женщина довольствуется тем, чтобы всю жизнь готовить, стоять у плиты и делать вкусные блюда, это соответствует, конечно, каким-то древним традициям домостроя. Для современной женщины, я думаю, это вряд ли приемлемо. Современные женщины любят быть наравне с мужчиной. И поэтому, мне кажется, им будет очень интересно узнать и какие-то более глубокие, сокровенные вещи о том, как устроен материальный мир, что представляет собой духовный мир и каковы наши отношения с Богом.

00:33:19 Вот это самые важные темы, которые раскрываются в Ведах, они интересны всем, но другое дело, что кто-то больше склонен к философии. В «Бхагавад-гите» довольно много философии. И я понимаю, что, может быть, не всем это достаточно легко воспринимать. Есть произведения более лёгкие. Вот я, например, сегодня упоминал книгу «Кришна – Верховная Личность Бога», в которой очень мало философии и в основном рассказывается об играх Кришны, когда Он жил на Земле 5000 лет назад. Я могу посоветовать вам почитать эту книгу. Я думаю, что она есть и в Риге. По крайней мере, в Москве она уже появилась. Она предназначена, собственно, для всех людей. Это интересно для всех. Понятно, что точно так же, как и в обычной науке есть какие-то очень абстрактные философские темы, которые не всем доступны, а есть вещи более простые, более интересные. Так и Веды – это безграничный океан знания, в котором каждый может найти для себя что-то доступное и интересное.

00:34:37 Ведущая: Вопросов больше нет. Наши радиослушатели, видимо, ещё от морозов не отошли. По крайней мере, в Москве –15, как-то вот примораживает.
Критский В.Г.: Холодно. Холодно.
Ведущая: Примораживает, думать очень тяжело, но ничего страшного. Я думаю, что на этом мы наш эфир закончим. Мы продолжим наше вещание приятной, замечательной музыкой. Спасибо большое вам, Владимир Георгиевич.
Критский В.Г.: Спасибо вам.
Ведущая: До новых встреч на следующей неделе. До свидания.
Критский В.Г.: До свидания.
Ведущая: Уважаемые радиослушатели, с нами был Владимир Георгиевич Критский и «Обзор различных систем йоги по “Бхагавад-гите”», а также ответы на ваши вопросы. Вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио. Будьте счастливы.

транскрибирование: Василий Чернавский | Россия | 07 February 2013
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 27 August 2022