Единственный Наслаждающийся

Аюрведа радио - 25 January 2008
Всё есть проявление энергии Бога. Уникальность «Бхагавад-гиты». Слепая вера никому не нужна. Владыка всех жертвоприношений. Чистый преданный попадает в обитель Господа. Подношения для Господа. Деятельность, очищающая ум. Ответы на вопросы. В чём заключается доказательство того, что Кришна ‒ воплощение личности Бога? Попавший на высшую планету может упасть вниз? Какой результат получит тот, кто служит Богу, помогая больным, бедным и другим нуждающимся? Подробнее о методах служения.
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:37:32 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 118 | скачано: 235 | избрано: -1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:15 Ведущая: Добрый день, дорогие радиослушатели, рада приветствовать вас на волнах «Аюрведа» радио. Итак, давайте же приступим. Сегодня с нами в прямом эфире Критский Владимир Георгиевич, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», а так же ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Вы можете присылать свои вопросы к нам в чат скайпа, я с удовольствием прочитаю их в прямом эфире. Владимир Георгиевич, добрый день.

00:00:37 Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья.
Ведущая: Здравствуйте.

00:00:40 Критский В.Г.: Итак, дорогие друзья, мы продолжаем цикл «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”, и я напомню, что мы с вами изучаем главу 9 «Самое сокровенное знание». Я напомню, о чём шла речь в прошлый раз. Мы читали стихи, в которых очень ярко и своеобразно объясняется, каким образом Господь Кришна является Абсолютной Личностью Бога и высшим проявлением Абсолютной Истины. И всё в мире, по сути, есть проявление Его энергии.
Всё есть проявление энергии Бога

00:01:21 Мы ещё раз прочитаем эти яркие стихи без комментариев. Стих 17: «Я – отец этой вселенной, Я – мать, Я – опора и прародитель, Я – цель познания, Я – очистительная сила и слог Ом, а также «Риг-веда», «Сама-веда» и «Яджур-веда».

00:01:42 Стихи 18–19: «Я – цель, опора, повелитель и свидетель, прибежище и самый дорогой друг. Я – творение и уничтожение, основа всего сущего, место покоя и вечное семя. О Арджуна, это Я дарую тепло, Я посылаю и останавливаю дождь. Я – бессмертие, и Я – олицетворение самой смерти. И дух, и материя находятся во мне».

00:02:13 Стихи 22–23: «Тем, кто всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью и постоянно созерцают Мою трансцендентную форму, Я даю то, чего у них нет, и сохраняю то, что они имеют. Те, кто с верой поклоняются другим богам, в действительности поклоняются Мне, о сын Кунти, но делают это без должного понимания».

00:02:36 И, наконец, стих 24, на котором мы закончили: «Ибо Я – единственный наслаждающийся и владыка всех жертвоприношений. Те, кто не признают Мою божественную природу, падают вниз».

00:02:53 Это те стихи, что мы с вами прочитали в прошлый раз. И такие утверждения могут показаться немного безапелляционными, самоуверенными, но следует учесть, что это говорит Господь Кришна – Верховная Личность Бога. Поэтому эти слова не просто голословное утверждение. Господь Кришна докажет это Арджуне в одиннадцатой главе Бхагавад-гиты, когда Он покажет вселенскую форму, то есть свою всепроникающую форму материального проявления. По сути, все материальные энергии есть Его проявление, различные Его формы. Это будет очень наглядное доказательство для Арджуны через прямое восприятие, но, к сожалению, оно не доступно для нас, поскольку мы не присутствуем на поле Курукшетра. И мы должны опираться на другое, более тонкое доказательство, через звук, через звуковое свидетельство (шабда).

Уникальность «Бхагавад-гиты»

00:04:00 По сути, вся «Бхагавад-гита» – это теорема, и доказательством этой теоремы мы с вами занимаемся. Нам дано, что Господь Кришна рассказывает Арджуне «Бхагавад-гиту», и нужно доказать, что Господь Кришна является Изначальной, Верховной, Личностью Бога. И доказательством является вся «Бхагавад-гита», и в нашем цикле мы пытаемся понять, так ли это на самом деле. Точно так же как в науке доказательство теоремы может быть непростым, может занять много времени, так и здесь мы не можем ожидать немедленного результата. Но если мы делаем всё правильно, то результатом будет наше понимание этого факта. Теоретически возможны два варианта. Первый: мироздание имеет случайный характер. В это верит современная материалистическая наука. Ничего не было, потом взорвалось, и всё появилось. И второй вариант: существует Высшая, Абсолютная Истина, источник всего сущего, которая является личностью, Верховной Личностью Бога. Поскольку в этом мире всё есть разные личности, личности людей, животных и растений, поэтому естественно, что высшим источником должна быть так же личность.

00:05:32 И поскольку по определению Господь обладает совершенным знанием, то Он должен как-то проявить Себя, дать знать о Себе что-то, чтобы мы что-то поняли (если мы этого заслуживаем). И, по сути, процесс изучения «Бхагавад-гиты» – это и есть доказательство. Кришна лично рассказывает Арджуне о том, как устроено Его творение, что собой представляет материальный мир. И в этом уникальность «Бхагавад-гиты». Это единственное произведение ведической литературы, рассказанное самим Господом Кришной, и, может быть, во всей мировой литературе.

Слепая вера никому не нужна

00:06:25 Наша задача в том, чтобы изучить это доказательство, приведённое в «Бхагавад-гите», понять его. И процесс этот очень деликатный, поскольку каждый человек – это индивидуальность, личность. В Библии говорится: «Много званных, но мало избранных», то есть всё зависит от желания человека понять истину. В стихе 3 той же главы 9 Господь Кришна говорит: «Те, кто не имеет веры в это преданное служение, не смогут достичь Меня, о покоритель врагов. Они снова возвращаются к рождению и смерти в материальном мире». И к этому стиху комментарий Бхактиведанты Свами был такой (я прочитаю небольшой отрывок): «Неверующий человек никогда не достигнет успеха в преданном служении, таков смысл этого стиха. Обрести веру можно только в общении с преданными Господа. Поистине несчастны те, кто, даже услышав от великих душ все доводы Вед, тем не менее не обретают веры в Бога». Это был отрывок из комментария Бхактиведанты Свами.

00:07:31 И что значит иметь веру? Не получается ли здесь замкнутый круг: мы, с одной стороны, хотим обрести понимание, обрести веру, с другой стороны – нам требуется вера. На самом деле здесь нет противоречия, потому что поначалу достаточно небольшой, чисто теоретической веры в возможность существования Абсолютной Истины, Верховной Личности Бога. Слепая вера никому не нужна. Человек должен быть просто беспристрастным и готовым принять Абсолютную Истину, Верховную Личность Бога. Но если человек заранее всё отрицает, ни во что не верит и считает, что он всегда прав, то в данном случае, конечно, доказать будет очень сложно. Процесс заключается в том, что мы должны внутренне убедиться в том, что всё, что говорится в «Бхагавад-гите», верно, соответствует действительности, и Господь Кришна действительно является Верховной Личностью Бога.

00:08:32 Я приведу такой пример. Если вы помните, в школе на уроках геометрии изучалась теорема Пифагора: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. И доказательство этой теоремы довольно громоздкое: на сторонах треугольника строятся квадраты, и эти квадраты разбиваются на треугольники, и они все измеряются, сравниваются, и оказывается, что сумма площадей квадратов, построенных на катетах, равна квадрату, построенному на гипотенузе. Если вы в первый раз прослушали это доказательство теоремы Пифагора, то вы можете ничего не понять. Это звучит очень сложно и громоздко, для понимания нужно изучить все этапы доказательства, постараться понять их, запомнить наиболее важные моменты, и тогда постепенно к вам придёт понимание, и вы сможете сами воспроизвести это доказательство. Так и в данном случае: духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада разъясняет нам истину о Верховной Личности Бога, но поначалу мы можем её не понять и не принять, поэтому необходим определённый процесс изучения этой уникальной философии, которая отвечает на все вопросы бытия. Чем мы с вами, собственно, и занимаемся.

Владыка всех жертвоприношений

00:09:59 Я ещё раз прочитаю стих 24, на котором мы остановились: «Ибо Я – единственный наслаждающийся и владыка всех жертвоприношений. Те, кто не признают Моей божественной природы, падают вниз».

00:10:14 Это слова Господа Кришны. Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Здесь ясно сказано, что все те многочисленные жертвоприношения, которые рекомендуются в Ведах, в действительности предназначены для удовлетворения Верховного Господа. Ягья на санскрите означает «жертвоприношение», а так же это имя Господа Вишну. В главе 3 «Бхагавад-гиты» говорилось, что человек должен трудиться для удовлетворения Ягьи, то есть Господа Вишну. Идеальная система организации человеческого общества называется варнашрама-дхарма, и она предназначена для удовлетворения Господа Вишну. Однако, не зная об этом, неразумные люди поклоняются полубогам ради временных материальных благ, поэтому они снова падают в материальный мир и не достигают высшей цели жизни. Если у человека всё же остаются какие-то материальные желания, то ему лучше просить о них Верховного Господа, хотя это и не чистое преданное служение, но тем не менее человек получит то, чего он желает».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

Чистый преданный попадает в обитель Господа

00:11:29 Стих 25:
यान्ति देवव्रता देवान्पितॄन्यान्ति पितृव्रता: ।
भूतानि यान्ति भूतेज्या यान्ति मद्याजिनोऽपि माम् ॥ २५ ॥

yānti deva-vratā devān
pitṝn yānti pitṛ-vratāḥ
bhūtāni yānti bhūtejyā
yānti mad-yājino ’pi mām

«Все, кто поклоняются полубогам, родятся среди полубогов. Те, кто поклоняется предкам – отправятся к предкам. Те, кто поклоняются духам и призракам – родятся среди таких существ. А те, кто поклоняются Мне, будут жить со Мной».

00:11:55 Есть такое представление, особенно это популярно в Индии, что нет разницы, кому поклоняться. Можно поклоняться любому богу или полубогу, результат будет один. Но на самом деле это не так, и Кришна здесь опровергает это представление. Каждый занимается деятельностью, которая соответствует гунам материальной природы: гуне благости, гуне страсти, невежества, и в «Бхагавад-гите», в частности в данном стихе, говорится, что те, кто в гуне благости, поклоняются полубогам, те, кто в гуне страсти, поклоняются предкам, те, кто в гуне невежества, поклоняются духам и призракам. Те же, кто находится на духовном, трансцендентном, уровне, поклоняются Верховной Личности Бога. Это уникальный процесс, о котором мы с вами не знали на протяжении многих жизней, и это доступно только в человеческой форме.

00:12:58 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Тот, кто хочет отправиться на Луну или любую райскую планету, может это сделать, следуя соответствующим предписаниям Вед. В разделах Вед, посвященных кармической деятельности, подробно описаны методы поклонения полубогам, обитающим на райских планетах. Точно так же, совершая соответствующие жертвы, человек может отправиться на планеты духов и привидений, такое поклонение называется черной магией. Те, кто занимается черной магией, а таких немало, считают свою деятельность духовной, на самом деле она материальна от начала до конца. Подобно этому чистый преданный, который поклоняется только Верховной Личности Бога, достигает планеты Вайкунтхи или попадает на Кришналоку. В этом нет никаких сомнений. К сожалению, многие люди ничего не знают об этих трансцендентных планетах, обителях Господа Кришны и Вишну. Лишённые этого знания, они падают в материальный мир.

00:14:02 Этой участи не могут избежать даже имперсоналисты, достигшие сияния Брахмаджьоти. Возвышенное знание, данное Господом Кришной в «Бхагавад-гите», несёт благо всем людям Земли. Просто повторяя мантру Харе Кришна, человек сможет уже в этой жизни достичь совершенства, вернуться обратно домой к Богу. Поэтому лучше всего стремиться попасть в духовный мир, чтобы обрести вечную жизнь, полную знаний и блаженства, и никогда не возвращаться в этот материальный мир, полный страданий». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Подношения для Господа

00:14:41 Стих 26:
पत्रं पुष्पं फलं तोयं यो मे भक्त्य‍ा प्रयच्छति ।
तदहं भक्त्य‍ुपहृतमश्न‍ामि प्रयतात्मन: ॥ २६ ॥

patraṁ puṣpaṁ phalaṁ toyaṁ
yo me bhaktyā prayacchati
tad ahaṁ bhakty-upahṛtam
aśnāmi prayatātmanaḥ

«Если человек с любовью и преданностью предложит Мне листок, цветок, плод или воду, Я это приму».

00:14:51 Комментарий: «Чтобы достичь нетленной, исполненной блаженства обители Господа и обрести вечное счастье, разумный человек должен развить в себе сознание Бога, занимаясь трансцендентным, любовным служением Ему. Метод, позволяющий достичь этого замечательного результата, очень простой, и ему может следовать любой человек, даже тот, у которого нет выдающихся качеств. Единственное, что для этого необходимо, – это быть чистым преданным Господа. Неважно кто вы и какое положение в обществе вы занимаете. Метод настолько простой, что даже если человек предложит Господу листок, плод или немного воды, сделав это с искренней любовью, Господь будет доволен и примет это подношение. Поэтому метод сознания Кришны доступен каждому в силу своей простоты и универсальности. Кришне нужны только любовь и преданность, и это всё. От своего чистого преданного Кришна примет даже маленький цветок, но от непреданного не возьмёт ничего.

00:16:01 Ему ничего ни от кого не нужно, поскольку Он самодостаточен, но, тем не менее, Он принимает подношение от преданного, сделанное с любовью. Нужно подчеркнуть, что бхакти – преданное служение – это единственный способ приблизиться к Господу. Только преданность, а не богатство или великая учёность могут заставить Кришну принять этот дар. Преданность Господу не зависит ни от каких условий и существует вечно. Это деятельность, связанная с непосредственным служением души полному целому. Здесь Господь говорит о подношениях, которые Он желает получить. Тот, кто хочет заниматься преданным служением, чтобы очиститься и достичь цели жизни – преданного служения Господу, должен выяснить: чего от него хочет Господь. Тот, кто любит Кришну, будет предлагать Ему то, что Господь Кришна хочет, и не будет предлагать то, что Господь не хочет. Поэтому Кришне нельзя предлагать мясо, рыбу или яйца, Он этого не примет. Если бы Он этого хотел, то сказал бы об этом.

00:17:21 Однако Господь просит предлагать Ему листья, плоды, цветы и воду и обещает, что Он это примет. Овощи, зерно, фрукты, молоко и вода предназначены людям в пищу. Любые другие продукты предлагать Господу нельзя, и Он их никогда не примет. Поэтому, совершая подобные подношения, мы не сможем действовать на уровне любовного преданного служения Господу». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Я хочу добавить от себя, что в Библии, в главе 1 Бытия, говорится, что Бог дал людям в пищу растения, сеющие семя, и каждой твари, в которой душа живая, дал в пищу растения, сеющие семя. То есть, по сути, здесь, в Библии, писании для христианской, иудейской традиции, в краткой форме говорится то же самое.

00:18:20 Стих 27:
यत्करोषि यदश्न‍ासि यज्ज‍ुहोषि ददासि यत् ।
यत्तपस्यसि कौन्तेय तत्कुरुष्व मदर्पणम् ॥ २७ ॥

yat karoṣi yad aśnāsi
yaj juhoṣi dadāsi yat
yat tapasyasi kaunteya
tat kuruṣva mad-arpaṇam

«Что бы ты ни делал, что бы ни ел, что бы ни принимал или раздавал, какие бы аскезы ты ни совершал, ты должен делать как подношение Мне».

00:18:36 Комментарий: «Каждый человек должен построить свою жизнь таким образом, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах не забывать о Кришне. Всем нам приходится трудиться, чтобы поддержать душу в теле, и здесь Кришна говорит, что свой труд мы должны посвящать Ему. Мы не можем жить без пищи, но питаться следует только тем, что предложено Кришне. Каждый цивилизованный человек должен совершать религиозные обряды и ритуалы, поэтому Кришна говорит: «Поклоняйся Мне». Каждый человек склонен делать какие-то пожертвования, и Кришна говорит: «Предлагай свои дары Мне».

00:19:16 Это значит, что все имеющиеся у нас излишки денег или каких-то вещей нужно использовать для служения Господу. Сейчас многие стремятся заниматься медитацией, что в нынешний век фактически невыполнимо. Но тот, кто 24 часа в сутки медитирует на Господа Кришну, повторяя на чётках мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, безусловно, самый великий йог и великий мистик, как об этом говорится в последнем стихе шестой главы „Бхагавад-гиты”».

Деятельность, очищающая ум

00:19:55 Стих 28:
श‍ुभाश‍ुभफलैरेवं मोक्ष्यसे कर्मबन्धनै: ।
सन्न्यासयोगयुक्तात्मा विमुक्तो मामुपैष्यसि ॥ २८ ॥

śubhāśubha-phalair evaṁ
mokṣyase karma-bandhanaiḥ
sannyāsa-yoga-yuktātmā
vimukto mām upaiṣyasi

«Таким образом ты освободишься от бремени материальной деятельности и её благоприятных и дурных последствий. Отрешившись от материального мира и сосредоточив на Мне свой ум, ты достигнешь освобождения и вернёшься в Мою обитель».

00:20:16 Комментарий: «Рупа Госвами говорит, что, находясь в материальном мире, мы вынуждены действовать, мы не можем находиться в бездействии. Если, занимаясь той или иной деятельностью, мы выполняем её в умонастроении самоотречения и отдаем её плоды Кришне, то подобная деятельность очищает зеркало нашего ума, и, развиваясь духовно, мы можем постепенно предаться Верховной Личности Бога. Таким образом, в конечном итоге человек достигает освобождения, но не того освобождения, когда живое существо погружается в брахман, имперсональное сияние брахмаджьоти. Преданный попадает на планету Господа Вайкунтху или Кришналоку. Поскольку здесь ясно говорится, «он приходит ко Мне», то есть возвращается домой, к Богу. Есть пять разных видов освобождения, и в данном стихе ясно сказано, что преданный, который всегда следует указаниям Всевышнего Господа, оставив тело, возвращается домой, к Богу, и вступает в непосредственное общение с Ним».

00:21:29 И, наконец, последний стих, который мы с вами сегодня прочитаем. Очень интересный и красивый. Стих 29:
समोऽहं सर्वभूतेषु न मे द्वेष्योऽस्ति न प्रिय: ।
ये भजन्ति तु मां भक्त्य‍ा मयि ते तेषु चाप्यहम् ॥ २९ ॥

samo ’haṁ sarva-bhūteṣu
na me dveṣyo ’sti na priyaḥ
ye bhajanti tu māṁ bhaktyā
mayi te teṣu cāpy aham

«Я никому не завидую и ни к кому не пристрастен. Я равно отношусь ко всем. Но тот, кто с преданностью служит Мне, как друг, тот во Мне, и Я ему так же друг».

00:21:52 Это слова Господа Кришны из стиха 29 главы 9. В следующий раз мы его разберём, прочитаем комментарий. А сегодня я хочу на этом закончить чтение стихов «Бхагавад-гиты, я думаю, что мы прочитали достаточно интересные и важные стихи. Я точно не знаю, каким образом можно направлять нам вопросы, это должна пояснить Наталья.

00:22:19 Ведущая: Да, вопросы нам можно присылать через скайп, так как в данный момент почтовый ящик мне недоступен. Итак, дорогие радиослушатели, 5 минут музыки для того, чтобы вы могли прислать нам вопрос по данной теме, что вас беспокоит, что вам непонятно. Владимир Георгиевич, оставайтесь с нами.
Критский В.Г.: Спасибо.

Ответы на вопросы

00:22:53 Ведущая: Итак, дорогие радиослушатели, давайте продолжим. Сейчас мы будем отвечать на вопросы по ведической культуре и философии, у нас есть три вопроса. Вопрос первый. В чём заключается доказательство того, что Кришна – воплощение личности Бога?

00:23:11 Критский В.Г.: Спасибо. Вопрос не в бровь, а в глаз. Мы с вами говорили о различных типах доказательств, которые существуют: пратьякша – через чувственное восприятие, анумана – через логику и шабда – это свидетельства авторитетов. Это основные доказательства, которые даются в ведической литературе. В данном случае пратьякши у нас нет, мы непосредственно Кришну воспринимать не можем, вроде бы. У нас есть доказательства на уровне ануманы, то есть логики, и на уровне шабды. На уровне логики мы видим, что философия, которую Кришна развивает в «Бхагавад-гите», уникальна и совершенна. Она отвечает практически на все вопросы, на любой вопрос, который можно придумать, есть ответ. Скажем, если сравнить с какими-то философскими современными системами или научными теориями, то ничего аналогичного в мире не существует. В любой теории есть какие-то белые пятна. Скажем, в современной физике: откуда взялся мир? От большого взрыва. Но дело всё в том, что этот взрыв противоречит законам природы, потому что есть определённые законы энтропии, законы термодинамики, согласно которым само по себе ничего не происходит, должна быть какая-то причина. Но эта причина находится, скажем так, вне сферы компетенции науки. О причине как раз и говорится в Ведах: причиной является Высший Разум, Абсолютная Личность Бога.

00:25:02 Это такой простой пример. Значит, первое доказательство на уровне логики такое: это философия, которая отвечает на все вопросы. На уровне разума (это тоже, в принципе, логика, но более высокого порядка) мы видим, что учение Кришны очень гармонично, очень эстетично, очень красиво, и это практически невозможно придумать. И, наконец, есть доказательство на уровне души: мы знаем, что Бог находится в сердце как параматма, как сверхдуша, и, если мы делаем богоугодное дело, как говорят христиане, то Господь будет доволен и мы будем чувствовать удовлетворение. Соответственно, это самое тонкое доказательство. Когда вы изучаете Веды, в частности «Бхагавад-гиту», то вы ощущаете это удовлетворение, которого нет, когда вы изучаете какую-нибудь философскую систему Гегеля или Канта, от которой у вас только голова болит. Вот такой краткий ответ на этот вопрос.

00:26:28 Ведущая: Я прочитаю второй вопрос. Попавший на высшую планету может падать вниз или нет?

00:26:43 Критский В.Г.: Если человек попадает на высшую райскую планету, то он может вернуться обратно на Землю, а может не вернуться, а попасть в духовный мир. Это зависит от того, как он попал на высшую планету. Если человек попадает на высшую планету через карма-канду, то есть через совершение жервтоприношений полубогам, то он вернется обратно со стопроцентной вероятностью, об этом говорит Кришна в «Бхагават-гите». Но бывают случаи, когда человек попадает на райскую планету, не стремясь попасть на райскую планету, когда человек совершает преданное служение Богу, но при этом у него остаются материальные желания. У него в сердце остаются, например, желания посмотреть как же там полубоги наслаждаются, но он при этом понимает, что это, в общем-то, не нужно, что это не цель жизни, просто пока ещё он не совсем чист. И Кришна поднимает его на райскую планету, и на пути обратно домой, к Богу, он может на какое-то время попасть на вот эту райскую планету, посмотреть, как там живут полубоги. В то же время сам он не будет увлекаться наслаждениями, он будет заниматься преданным служением, потому что в душе-то у него остается духовное знание. В главе 6 «Бхагавад-гиты» мы читали, что такой йог легко привлекается принципами йоги, даже не ища их. И, соответственно, он не будет там предаваться этим наслаждениям, понимая, что они, в общем-то, бренны, он будет заниматься бхакти – преданным служением. И он уже, не возвращаясь на Землю, отправится обратно к Богу. Таков ответ.

00:28:33 Ведущая: Еще один вопрос у нас есть. Люди других конфессий, служа Аллаху, Будде, Иисусу и т. д., распространяют религиозные знания через книги и прочие источники. Помогают пенсионерам, бедным и больным. Они искренне считают, что это их служение Богу. Какой результат они получат?

00:28:56 Критский В.Г.: Если человек занимается такой благотворительной деятельностью и помогает бедным, пенсионерам, больным, то результат может быть различным. То есть помощь может быть чисто материалистической, если человек сам не пытается возвысить людей духовно, а просто, например, кормит их и при этом чувствует, что сам с этого что-то получит. А это факт, что он получит, потому что эта деятельность в гуне благости и результат тоже будет в гуне благости. То есть у него будет материальное счастье, удача, богатство… И, соответственно, он получит материальные плоды. Но, если это человек преданный и не просто кормит их, а кормит их вегетарианской едой, прасадом (пищей, предложенной Богу), то результат будет духовным. Он будет духовно прогрессировать, и, соответственно, будут прогрессировать люди, которым он помогает. В данном случае результат уже будет гораздо выше. Не просто какое-то материальное благо, а будет духовный прогресс. Так я могу ответить.

00:30:14 Ведущая: У нас есть ещё одно письмо. Огромная благодарность за ваше красивое объяснение стихов «Бхагавад-гиты». Расскажите более подробно о методах служения Господу.

00:30:36 Критский В.Г.: Да, это хороший вопрос. Методы служения, в принципе, кратко раскрываются в «Бхагавад-гите», а более подробно – в книге «Нектар преданности», о которой я уже упоминал (можно подъехать в ведический культурный центр, который находится по адресу Ленинградский проспект, 39). В принципе, преданное служение, мы с вами говорили, заключается в слушании о Боге, рассказах о Боге, повторении Его Святых Имен и памятовании о Боге, мы с вами этим сейчас и занимаемся. Но, если более подробно, то вы должны изучать, естественно, священные писания, это эквивалентно слушанию (шраванам), слушать лекции духовных учителей или каких-то авторитетов (на радио «Аюрведа», скажем), и на уровне киртанам, на уровне повторения, вы должны освоить мантру Харе Кришна, о которой Шрила Прабхупада пишет почти в каждом комментарии.

00:31:45 Поскольку я вам цитировал стих из одной пураны, где говорится, что в данную эпоху Кали повторение имени Бога, имени Бога, имени Бога, нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути (Брихан-нарадия-пурана, 38.126 – прим. ред.). То есть там три раза повторяется, что повторение, воспевание имен Бога – это главный путь духовного очищения. И последователи данной традиции повторяют на четках мантру Харе Кришна. И эту мантру в Индии знают все, даже представители других религий. И периодически там происходят песнопения, шествия. Как у нас есть крестный ход на Пасху, там тоже преданные Господа Кришны, или Вишну, выходят с разными флажками, с изображениями Господа, с божествами и ходят по улицам, воспевая святые имена Бога. У нас это тоже происходит на Старом Арбате обычно в летнее время, в субботу и воскресенье.

00:32:54 Преданные Кришны выходят, и это тоже очень важный процесс, потому что тысячи людей, которые при этом присутствуют, они могут быть верующими или неверующими, но они слышат имена Бога, они начинают интересоваться, многие подходят, спрашивают, приезжают в ведический культурный центр, начинают слушать лекции, то есть, таким образом, люди начинают интересоваться главным – смыслом своей жизни. Значит, это второй процесс, которым вы можете заниматься. Очень рекомендуется повторять мантру Харе Кришна на чётках. И в конце концов вы достигнете уровня смаранам, то есть памятование о Боге. Мы с вами не раз говорили, что ваша будущая жизнь зависит от того, сможете ли вы помнить о Боге в конце жизни, в момент смерти, неизбежный, который для всех нас рано или поздно настанет. Это, на самом деле, естественное состояние души – помнить о Боге, поскольку все мы являемся частичками абсолютного целого, Верховной Личности Бога.

00:34:05 Когда человек не помнит о Боге, это как раз неестественное состояние забвения, это называется майя на санскрите, то есть иллюзия, когда человек помнит о каких-то искусственных, временных вещах. Например, дом, одежда, жена, дети – это всё временные вещи, которые рано или поздно уйдут, и мы всё это забудем. В следующей жизни у нас уже будет другое тело, жена, дети или, может быть, муж будет, потому что наш пол, мужской или женский, – это тоже наша телесная принадлежность. А то, что вечное, что всегда будет с нами, что нас сопровождает, – это наша связь с Богом. И это, собственно, то, о чём мы должны помнить, это является целью человеческой жизни. Поэтому третий процесс, который наступает после первых двух, слушания и воспевания, – это процесс смаранам, то есть памятование о Боге. И вы, соответственно, должны научиться всегда помнить о Боге, что бы вы ни делали. Вы должны что-нибудь вспоминать или напевать мантру Харе Кришна или какие-то молитвы, если у вас другая религиозная традиция.

00:35:23 Я знаю, что, например, у христиан есть такая традиция, что они весь день молятся. 24 часа в сутки молятся. И если вы почитаете их жизнеописание, то все великие святые какое-то время полностью посвящали себя молитве. Это то же самое, что у нас киртанам – воспевание имён Бога. Вот так более подробно я могу ответить на этот вопрос, но вам, конечно, лучше познакомиться с этим, прочитав книгу «Нектар преданности», или, может быть, даже в ведическом культурном центре есть определённые лекции и семинары, и вам стоит пойти и послушать эти семинары, где уже это объясняется впрямую. Потому что любая дисциплина легче осваивается через преподавателей, какого-то наставника, и гораздо сложнее всё это выучить самому, даже имея учебник. Так я могу ответить.

00:36:26 Ведущая: У нас вопросов больше нет, я думаю, что на этом мы подведём итог, рассказав нашим радиослушателям, точнее, напомнив о том, что сегодня мы рассмотрели главу 9 «Бхагавад-гиты», стихи 24–29. Если же у вас есть «Бхагавад-гита», откройте её и перечитайте. Это принесёт благо не только вам, но и вашим близким, если вы прочитаете это вслух. Спасибо большое, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами.
Критский В.Г.: Спасибо вам.
Ведущая: До свидания, до новых встреч.
Критский В.Г.: До свидания.
Ведущая: Уважаемые радиослушатели, вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио.

транскрибирование: Геннадий Хлопотов | Киев | Украина | 02 February 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 20 October 2022