Глава 16 стихи 1-3

Аюрведа радио - 24 октября 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:55:58 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 49 | скачано: 145 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Запись] Хорошее настроение с Аюрведа радио.
[Ведущая] Здравствуйте, здравствуйте, наши дорогие, любимые, обожаемые радиослушатели. С вами Оксана, хотя вы уже наверное и по голосу можете определить, кто говорит. Спешу вам сообщить, что сегодня Критский Владимир Георгиевич будет давать семинар Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите. И вы можете присылать свои вопросы в скайп, по чату, либо на почтовый ящик Ayurvedaradio@mail.ru. Здравствуйте, Владимир Георгиевич.
[Критский В. Г.] Здравствуйте, Оксана. Дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл Обзор систем йоги по Бхагавад Гите. И в прошлый раз мы закончили изучать 15 главу под названием йога Верховной личности.

00:01:04 Так, в этой главе материальный мир сравнивается с огромным деревом баньян, перевернутым корнями вверх. В этой аналогии каждая ветвь дерева — это определённый вид материальной деятельности, в которой запуталось живое существо, а преданное служение — это единственный способ выбраться из иллюзорного дерева материального мира, являющегося искаженным отражением духовной реальности. Блуждая по ветвям, обусловленные души запутались в ветвях этого дерева, и не в состоянии самостоятельно из него выбраться. И последние стихи, которые мы с вами прочитали в прошлый раз, это были 19 и 20 стихи, где Господь Кришна сказал: «Тот, кто знает меня как Верховную личность Бога, и твердо в это верит, поистине познал все. Такой человек, о сын Бараты, неустанно служит меня с любовью и преданностью. О безгрешный, я открыл тебе самую сокровенную часть Вед, тот, кто поймет её, обретет мудрость, в конце концов достигнет совершенства жизни».

00:02:11 И сегодня мы начинаем читать главу 16-ую Бхагавад Гиты, как она есть, под названием Божественные и демонические натуры. Стихи с 1 по 3-ий. Господь, Верховная личность Бога сказал: «Бесстрашие, развитие духовного знания, милосердие, самообладание, совершение жертвоприношений, изучение священных писаний, аскетизм, простота, ненасилие, правдивость, отсутствие гнева, самоотречение, умиротворенность, нежелание искать недостатки в других, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, доброта, скромность, решимость, целеустремленность, всепрощение, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям, таковы трансцендентные качества, присущие людям, обладающим божественной природой».

00:03:11 И к этому большому списку из 26 качеств Бхактиведанта Свами Прабхупаду дает комментарий, также довольно большой. Он займет у нас практически всю передачу. Вначале 15-ой главы Господь рассказал Арджуне о дереве баньян, символизирующим материальный мир. Его ветки и корни означают деятельность живых существ, как благочестивую, так и греховную. Согласно Ведам, деятельность в гунне благости помогает человеку достичь освобождения, и поэтому её называют трансцендентной. Те, кто находится на трансцендентном уровне, продвигаются по пути к освобождению. С другой стороны, люди в гуннах страсти и невежества, не имеют возможности освободится из материального плена. Они либо снова родятся людьми, либо появятся на свет в животных телах, или ещё более низких формах жизни.

00:04:06 В 16-ой главе Господь расскажет о качествах, присущих божественной природе, а также о демонической природе, и по каким признакам можно узнать её представителей. В этом стихе употребляется слово, означающее, что человек от рождения обладает трансцендентной или божественной природой. Чтобы зачать ребенка в гунне благости, необходимо произвести ведический обряд Драбадана Санскара. Если родители хотят, чтобы у них родился благочестивый ребенок с божественными качествами, они должны следовать 10 принципам цивилизованной социальной жизни. Ранее, в предыдущих главах Бхагавад Гиты говорилось, что половая жизнь с целью зачатия благочестивого потомства представляет самого Кришну. Половая жизнь не является грехом, если совершается в сознании Бога. Люди в духовном сознании должны сделать все необходимое для того, чтобы появившись на свет, их ребенок стал преданным Господа.

00:05:05 Итак, здесь Бхактиведанта Свами объясняет, что в ведической культуре поддержание духовного статуса обеспечивалось следованием принципов цивилизованной жизни, и проведением специальных жертвоприношений для зачатия ребенка. И далее мы продолжаем. Институт Варнашама Дарвы, предусматривающий существование в обществе четырех классов, и четырех укладов духовной жизни, предназначен для того, чтобы разделить людей на классы не в зависимости от их происхождения, а в соответствии с их качествами и уровнем развития. Целью подобного деления является поддержание в обществе мира и процветания. Перечисленные в данном стихе качества называются трансцендентными, обладая ими, человек может достичь духовного самоосознания и освободиться от материального рабства. В систем Варнашрамы Саньяси, или того, кто ведет жизнь в отречении, считают духовным учителем всех остальных классов и укладов жизни.

00:06:07 Брахманы являются духовными учителями трех других классов: Кшатриев, Вайшьи и Шудр. Но Саньяси, стоящие на самом верху общественной лестницы, являются также духовными учителями и для Брахманов. Главным качеством, необходимым для Саньяси, является бесстрашие. Поскольку Саньяси живет один, без поддержки общества, он должен во всем зависеть от милости Верховной личности Бога. Если человек беспокоится, кто защитит его, когда он порвет связи с семьей и обществом, то ему не следует принимать обет отречения, он должен быть твердо убежден, что Кришна, Верховная личность Бога в аспекте сверх души всегда пребывает в его сердце, и знает все его намерения. Поэтому необходимо твердо верить, что Господь Кришна позаботится о предавшейся ему душе, преданный должен понимать, что он никогда не останется один.

00:07:02 Даже в самых непроходимых джунглях Кришна всегда будет рядом с ним и не оставит его без защиты. Такую убежденность называют Абгаем, то есть бесстрашием. И она должна определять сознание человека, находящегося в отречении. Саньяси также должен всегда находится в чистоте. Тому, кто ведет отреченный образ жизни, необходимо следовать соответствующим правилам и предписаниям. Особенно важным является правило, запрещающее Саньяси вступать в близкие отношения с женщинами. Он не должен даже говорить с женщиной наедине. Когда Господь Читанья, который был идеальным Саньяси, жил в Пуре, его преданные из числа женщин не могли приблизиться к нему, и кланялись ему на расстоянии. Это не признак женоненавистничества, просто Саньяси запрещается близкое общение с женщинами. Чтобы возвысить своё сознание, человек должен следовать правилам и предписаниям, регламентирующим жизнь того социального и духовного уклада, к которому он относится.

00:08:09 Из жизнеописаний Господа Читаньи мы узнаем, что хотя его считают самым великодушным воплощением Бога, который давал милость всем падшим душам, он тем не менее строго следовал правилам и предписаниям уклада Саньяси. «Для Саньяси, - говорил Читанья, - и любого, кто хочет вырваться из когтей материальной природы, и стремиться достичь духовного уровня, и вернуться обратно домой, к Богу, даже смотреть на женщин с вожделением является серьезным проступком, и человек не должен допускать возникновения таких греховных желаний». Это правило может показаться нам немного фанатичным, но дело в том, что оно предназначено только для отреченного уклада жизни, который должен следовать высшему духовному стандарту, что само по себе уже большая редкость в современную эпоху.

00:09:03 Но это правило имеет глубокий смысл. Для иллюстрации этого принципа, мы можем вспомнить слова Иисуса Христа. Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Другой интересный пример из русской классической литературы — это рассказ Льва Николаевича Толстого «Отец Сергий». Там говорится о бывшем богатом и красивом князе, который по определённым причинам принял обет отречения, и ушел из мира, это можно сравнить с принятием Саньяси, и какие его ждали искушения. В конце концов отец Сергий не выдержал и нарушил свой обет целомудрия, и это тоже подтверждает справедливость данного принципа. Мы продолжим читать комментарий. Следующим элементом является распространение знаний.

00:09:57 Саньяси должен посвятить свою жизнь распространению знания среди домохозяев, и всех тех, кто забыли об истинной цели человеческой жизни. Одно из качеств человека, находящегося на трансцендентном уровне, является смирение, и поэтому Саньяси может стучаться в каждую дверь для того, чтобы встречаться с домохозяевами, и пробуждать в них сознание Бога, это долг Саньяси. Тот, кто достиг высокого уровня духовного развития, должен, следуя указаниям своего учителя, проповедовать Cознание Кришны, используя логику и аргументы. Тому же, кто не столь продвинут, не следует принимать обет отречения. Если человек, не обладая достаточными знаниями, все же принял обет отречения, то он должен расширять свой кругозор, слушая истинного духовного учителя. Таким образом, Саньяси, человек, ведущий жизнь в отречении, должен обладать бесстрашием, чистотой и знанием.

00:11:00 И как я уже говорил, данные правила для Саньяси, покажутся строгими для обычного человека, но мы должны понимать высокий стандарт ведической культуры, и продолжим дальше читать комментарий. Заниматься благотворительностью — это обязанность домохозяев. Зарабатывая на жизнь честным трудом, они должны отдавать половину своего дохода на распространение духовного знания по всему миру. Для этого следует жертвовать тем общественным организациям, которые занимаются проповеднической деятельностью, а не отдавать деньги кому попало. Есть разные виды благотворительности, о которых будет говориться в следующей главе: благотворительность в гунне благости, страсти и невежестве. Священные писания рекомендуют совершать благотворительность в гунне благости и избегать благотворительности в страсти и невежестве, поскольку это пустая трата времени и средств. Отдавать деньги и средства необходимо на проповедь Cознания Кришны по всему миру, это и есть благотворительность в гунне благости.

00:12:06 Что касается самообладания, умения контролировать чувства, то им должны обладать представители всех духовных укладов, и особенно домохозяева. Живя с женой, домохозяин тем не менее не должен идти на поводу у чувств, и не ограничено заниматься сексом. Половая жизнь должна ограничиваться целью зачатия благочестивого потомства. В современном обществе люди, чтобы избежать ответственности, связанной с рождением и воспитанием ребенка, широко используют противозачаточные средства, и другие, более жесткие методы предотвращения и прерывания беременности. Разумеется, это демонические тенденции. Тот, кто хочет продвигаться в духовной жизни, должен ограничивать половую жизнь, и зачинать детей ради служения Господу. Если человек способен зачинать детей, которые в будущем разовьют в себе сознание Бога, то он может иметь сотни детей, но человек не должен заниматься сексом ради удовлетворения собственных чувств.

00:13:11 Я замечу, что в одной из наших прошлых передач, мы рассказывали об известном хирурге-гинекологе из Израиля, Бернандин Атансонь. Он делал операции аборта под рентгеном, и видел реакцию не рожденного младенца на введение ножей. Младенец очень пугался и прижимался к стенкам, пытаясь спастись от неминуемой гибели, эта публикация в своё время вызвала бурю протеста по всему миру. Такова реальность незаконных сексуальных отношений, они ведут к убийству не рожденных детей. Дальше продолжим читать комментарий. Домохозяева обязаны совершать жертвоприношения, однако, они обычно требуют больших затрат.

00:13:58 Представители других духовных укладов, Брахмачарии, Ванапрастхи и Саньяси живут на подаяние. Поэтому у них нет своих доходов, поэтому совершать разные жертвоприношения — это обязанность домохозяев. Самым лучшим видом жертвоприношений для современной эпохи является пение или повторение святых имен Бога, о чем говорится в любой духовной традиции. В ведической культуре наиболее эффективной считается мантра Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе. О чем говорится в Ведах, Кали Сантарана Упанишат. Это самое лучшее жертвоприношение, не требующее никаких затрат, и каждый может совершать его и получить огромное благо. Итак, для семейных людей, которые составляют большинство населения, Веды рекомендуют такие качества как благотворительность, умение контролировать чувства и совершение жертвоприношений.

00:14:59 Продолжим читать комментарий. Главной обязанностью молодых людей в период ученичества является изучение Вед. Брахмачарии не должны близко общаться с женщинами, они должны соблюдать безбрачие и сосредотачивать свой ум на изучении священных писаний, что поможет им обрести духовное знание. Заметим, что это также сложно для современных людей в западной культуре, но это естественно для представителей высших сословий любой духовной традиции. Например, для элитных учебных заведений Англии, странах Востока, обучение проводится раздельно. Юноши и девушки обучаются раздельно по вполне понятным причинам. И можно также вспомнить историю Александру Сергеевича Пушкина, который учился в царско-сельском лицее. Если бы там помимо юношей учились бы ещё и девушки, то возможно у нас не было бы гениального русского поэта, солнца русской поэзии.

00:16:01 Далее продолжим читать комментарий. Тапассия, или совершение аскез — занятие тех, кто отошел от семейной жизни. Человеку нет необходимости до конца оставаться в семье, поскольку существует четыре уклада духовной жизни: Брахмачарии, Грехастхана, Напрасхана и Саньяса. Завершив период семейной жизни, человек может отойти от семейных дел, таковы правила, регламентирующие жизнь духовных укладов в ведическом обществе. Человек, отошедший от семейной жизни, должен совершать аскезы, направленные на обуздание тела, ума и языка. Вот что такое Тапассия, составляющая основу всей системы Варнашана Дхармы. Без совершение аскезы, ни один из нас не сможет достичь освобождения. Теория, что человеку не нужно совершать аскезы, и он может просто продолжать спекулировать на духовные темы, и все будет замечательно, не находит подтверждения ни в Ведах, ни в Бхагавад Гите.

00:17:03 Подобные теории создаются дешевыми спиритуалистами, стремящимися увеличить число своих последователей. Любые ограничения, предписания, разумеется, отпугивают людей, поэтому желая привлечь как можно больше последователей, так называемые поборники религии, стремясь произвести на людей впечатление, не требуют от своих учеников соблюдения каких-то правил и предписаний, да и сами им не особо следуют. Однако, Веды отвергают подобную практику. Это очень важный момент, на котором стоит остановиться. Качества аскетичности, то есть склонности к ограничениям, необходимы для успешного духовного прогресса. Это имеет место в любой духовной традиции в той или иной степени. Смысл в том, что человек должен понять, что не ограниченные чувственные наслаждения — причина материального рабства. Они все больше привязывают нас к телесной концепции жизни, не позволяя освободиться от материальной обусловленности.

00:18:05 Поэтому та или иная степень отрешенности необходима для всех классов и укладов жизни. Если человек конечно стремиться к духовному прогрессу. И дальше продолжим читать комментарий. Что касается такого качества как простота, присущая Брахманам, то им должны обладать не только представители какого-то одного духовного уклада, но и каждый человек, будь он Брахмачарий. Грехастха, Ванапрастха или Саньяси. Каждый из нас должен быть прост и прямолинеен в общении. Следовать принципу не насилия, значит, никогда не препятствовать кому бы то ни было в духовном развитии. Сейчас люди привыкли есть мясо животных, не смотря на то, что Бог дает достаточное количество зерна, молока и фруктов. Поэтому нет необходимости убивать животных.

00:19:00 Конечно, если нет никакого другого выхода, то можно убить животное в процессе жертвоприношения. В случае, когда пищи вдоволь, люди, желающие достичь духовного совершенства, никогда не должны совершать насилие над животными, истинная Ахимса, не насилие, обязывает человека не препятствовать развитию других живых существ. Животные также поднимаются по эволюционной лестнице, переходя из одной формы жизни в другую. Однако, убивая животное, мы препятствуем его дальнейшему развитию. Если животное находилось в каком-то теле определённое число лет, но затем было убито, то ему придется снова получить тоже самое тело, чтобы закончив срок пребывания в нем, перейти в другую форму жизни. Поэтому мы не должны мешать развитию животных, ради удовлетворения собственного языка. Таков принцип не насилия. Как вы знаете, последователи ведической культуры — вегетарианцы.

00:20:00 К сожалению, в Индии сейчас некоторые, особенно в больших городах едят мясо, но в святых местах, таких как Маяпур, Вриндаван, вы не найдете мясной лавки. Представители низших сословий: Шудры и неприкасаемые, иногда ловят в Ганге рыбу, но представители высшего сословия: Брахманы или Кшатрии, вы никогда не застанете за таким занятием. Продолжим читать комментарий. Сатьям — правдивость, означает, что человек не должен искажать истину в корыстных целях. В ведических писаниях иногда встречаются трудные для понимания утверждения, значение и смысл которых должен разъяснить духовный учитель. Таков процесс постижения ведического знания. Мы не должны интерпретировать писание как это нам хочется. Существует множество комментариев к Бхагавад Гите, которые сильно искажают изначальный смысл текста. Мы должны знать этот истинный смысл, заключенный в словах священных писаний.

00:21:06 И сделать это можно с помощью истинного духовного учителя. Умение подавлять в себе гнев, означает, что даже если нас провоцируют, мы должны сдерживать себя, ибо когда человек начинает гневаться, то все его тело оскверняется. Гнев является порождением гунны страсти и невежества, и находящийся на трансцендентном уровне, должен уметь подавлять в себе чувство гнева. Далее человек не должен искать недостатки в других, или без нужды делать им замечания. Разумеется, сказать вору, что он вор не значит искать у него недостатки, но если мы назовем вором честного человека, то совершим большое оскорбление, которое станет препятствием на нашем духовном пути. Решимость означает, что мы не должны разочаровываться, сталкиваясь с неудачами.

00:22:01 Какие-то наши попытки могут закончиться поражением, но мы не должны сокрушаться об этом, и терпеливо и решительно продолжать двигаться по данному пути. Употребленное здесь слово теджес относится к Шатрием, которые должны быть физически очень сильны, чтобы защищать слабых. Они не должны отказываться от насилия, когда это необходимо, но человек, способный победить врага, должен в определённых условиях прощать незначительные обиды и оскорбления. Слово чистота относится не только к телу и уму. Мы должны быть чисты также в наших взаимоотношениях с другими, это качество особенно важно для людей, занимающихся коммерцией, которые не должны участвовать в махинациях на черном рынке. Отсутствие стремления к почестям — это качество, которым должны обладать Шудры, представители низшего класса ведической социальной системы.

00:23:04 Они не должны стремиться к престижу или почету. Долг Шудр почитать представителей высших классов, поддерживая таким образом в обществе мир и порядок. Эти 26 качеств, перечисленных в данном стихе, являются трансцендентными. Их следует развивать в рамках всех классов и укладов жизни, все люди, кто не смотря на страдания, сопутствующие материальной жизни, развивают в себе эти качества, смогут с течением времени подняться на высшую ступень духовного совершенства. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады к стихам с 1 по 3-ий 16-ой главы Бхагавад Гиты. Я думаю, что мы на этом можем остановиться и в следующий раз уже продолжим читать четвертый стих и последующие. Теперь, пожалуйста, вы можете присылать вопросы. На сколько я знаю, уже какие-то вопросы есть.

00:24:03 [Ведущая] Да, уже есть целых пять вопросов. Здравствуйте, у меня такой вопрос. Могут ли быть занятия спортом аскезой в благости, если во время тренировки желать всем счастья?
[Критский В. Г.] Спасибо. Да, заниматься спортом не плохо. Прабхупаду говорил, что из всех видов спорта, самым полезным является плавание. Не нужно заниматься спортом в процессе соревнований. То есть если вы, ну, скажем, бегаете, или плаваете, то не нужно с кем-то соревноваться. Потому что это уже азарт, это уже совсем другое дело, это уже по сути нарушение принципа запрета, отказа от азартных игр, поэтому занимайтесь спортом, так сказать, не слишком интенсивно. Еще полезнее чем спорт, это занятие йогой. Йога — это физические упражнения, вот Хатха йога — это тоже фактически спорт в гунне благости.

00:25:03 Там тоже есть определённые упражнения, которые успокаивают дыхание, которые успокаивают как бы деятельность сердца. Потому что конечно в процессе обычного спорта очень большие нагрузки могут быть, что может плохо сказаться на сердце. Поэтому я, например, как бы умеренно занимаюсь спортом, ходьбой, например, когда есть возможность плавать, люблю плавать, а в основном ежедневно занимаюсь, у меня небольшая зарядка состоит из упражнений Хатха йоги. Вот так я могу ответить. А желать всем счастья, это всегда хорошо, и в процессе занятий спортом, и без занятий спортом, это прекрасно. Таков ответ.
[Ведущая] Вопрос следующий. Его задала Любовь. Здравствуйте, какую духовную практику делать старейшему человеку, чтобы сохранить здоровье? Я молюсь, посещаю церковь, если ничего не болит. Мне 62 года, я стоматолог.

00:26:07 [Критский В. Г.] Спасибо за ваш вопрос. Очень хорошо, что вы ходите в церковь, что вы молитесь. Даже для пожилого человека очень полезны прогулки, то есть не сидите много дома, предположим, вот наша практика повторения мантра, мы повторяем определённое число кругов мантры Хари Кришна, и иногда трудно все время как бы сидеть дома, или там в храме, и полезно прогуляться по свежему воздуху, особенно если это не в центре Москвы, а где-нибудь в парке, вот это пожалуй самое главное. Поскольку в священных писаниях, и особенно в Ведах подчеркивается, что, я вам уже не раз цитировал знаменитые изречения из Пуран, что повторение имени Бога, имени Бога, имени Бога в этом темной веке ссор и разногласий, нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути.

00:27:09 То есть вы должны повторять те имена Бога, которые имеются в вашей духовной традиции, если вы Христианка, то вы молитесь Иисусу Христу, естественно, обращаетесь к его имени, и мы в нашей традиции обращаемся к имени Господа Кришны, и к другим именам Господа. Смысл тот же самый. Так я могу ответить.
[Ведущая] Следующий вопрос. Бог — это изначальная причина всех причин, значит человек появился по его беспричинной милости, все во вселенной совершается по его воле, так? Но тогда любые поступки человека — это воля Бога, тогда и грехи совершаются с его попущения. Так как же Бог может наказывать души, отправляя их в ад?
[Критский В. Г.] Да, это уже вопрос более интересный, и с таким с небольшим вызовом. С одной стороны так, но с другой стороны, не так.

00:28:02 То есть Бог создает тела, души не создаются Богом, души вечны. Мы как души являемся вечными, неотъемлемыми частичками Бога. Это Веды подчеркивают много раз. Самый первый афоризм Веданта Сутры: Джан Мадъяи Атага, Абсолютная истина — то, из чего все истекает. То есть мы являемся также энергией Бога, то есть его маленькими частичками, обладающими той же духовной природой. Бог обладает независимостью в полной мере. Мы обладаем независимостью в ограниченной мере. То есть наша независимость проявляется только в человеческой форме. Ее по сути нет, когда мы деградируем или рождаемся в форме животных, или растений, которые просто как бы испытывают кармические реакции своей прошлой жизни, но в человеческом теле мы имеем ограниченную свободу, независимость, это факт. Я думаю, вы это отрицать не сможете.

00:29:04 И поэтому фраза, что все совершается по воле Бога — это фраза такая немножко скользкая. С одной стороны все, с другой стороны, не все. Потому что Бог не вмешивается вот в эту небольшую независимость живого существа. Вы утром встаете, просыпаетесь. Это первый момент, когда вы проявляете свою независимость. Вы можете или усилием воли проснуться, скинуть одеяло, пойти помыться, или вы можете снова повернуться на другой бок и уснуть. Это самый первый момент, и на протяжении дня очень много моментов, когда перед нами определённый выбор, что мы предпочтем. Предпочтем ли мы путь духовный, путь духовного отречения от материальных привязанностей, или путь чувственных наслаждений, путь эгоизма.

00:30:02 То есть в основном авторитеты говорят, что перед индивидуальной душой стоит двоякий выбор, этот выбор много раз на протяжении дня, вы делаете выбор, это ваша свобода воли, и в соответствии с вашим выбором вы получаете реакции. Человек предполагает, Бог располагает. Уже что вы получите, какие реакции вы получите, какое тело в следующей жизни, решает сам Бог, это факт, вы не можете заказать себе то или иное тело, то или иной рождение, но тем не менее выбор вы совершаете на протяжении жизни много раз. И собственно вот это, один из аргументов людей не верующих, что почему, так сказать, Бог допустил столько зла, столько насилия, столько несправедливости. Это вот есть альтернатива такого вопроса, то есть Бог дает людям свободу воли, и материальный мир создан для тех душ, которые злоупотребляют этой свободой, и отказываются от своего вечного долга — служения Верховной личности Бога.

00:31:11 Душа изначально существует в духовном мире, и Прабхупаду говорит, что некоторые души, какой-от процент имеют возможность спуститься на некоторое время в материальный мир, когда у них появляется желание, вот это как раз свобода, она имеет место как в духовном мире, так и в материальном. И как только у души появляется такое желание попробовать самому, так сказать, поиграть роль Бога, она спускается в материальный мир и какое-то время играет эту роль в разных телах, и в разных формах жизни, играя, так сказать, роли президента, министра, царя, великого ученого, или великого воина, или великой красавицы, кого угодно. Это уже зависит от желаний.

00:32:00 Желаний бесконечное множество, поскольку Бог безграничен, и безграничное количество качеств Бога. Вот мы здесь прочитали 26 божественных качеств, это заняло целую передачу, я читал ровно пол часа. Это только основные 26 качеств, которые перечисляются в Бхагавад Гите, качества божественной природы. Но это не значит, что это все качества, если их все перечислять, то это не хватит целого дня, поскольку Бог безграничен. И соответственно могут быть самые разные желания и многообразие форм в материальном мире как раз отвечает вот этому многообразию желаний. Каждая душа имеет возможность по-разному наслаждаться. Каждая форма жизни — это свой век наслаждений. Ну, например, кошки видят по ночам. Вообще вот кошачьи, кстати я много раз наблюдал, как они охотятся за мышкой, как они бесшумно двигаются, прислушиваются к малейшему шороху.

00:33:03 То есть это вот определённые способности, которых нет у человека. Кошка видит мышку на расстоянии там несколько десятков метров, и к ней крадется. Или скажем, орел видит свою жертву на расстоянии нескольких километров с высоты и камнем падает вниз, там на зайцу или черепаху. Человеку такие способности не сняться даже, так сказать, какими обладают животные. Это тоже определённые чувства, определённый вид наслаждений. И говорится, что каждая форма жизни — это определённый вид чувственных наслаждений. Основных пять наслаждений — еда, сон, секс, оборона, но много также и вариантов каких-то там промежуточных. Вот в этом как бы смысл материального бытия. Поэтому Бог действительно наказывает души, те души, которые безнадежны, которые упорно отказываются признать Бога, и настаивают на своей вот этой тенденции, любой ценой наслаждаться за счет других, причинять другим страдания.

00:34:04 Они получат свое, они получат реакцию на свои греховные действия, поэтому здесь все справедливо, в материальном мире царствует закон кармы, то есть это закон воздаяния, что заслужил, то получил, что посеешь, то и пожнешь. Вот таков ответ на ваш вопрос.
[Ведущая] Очень интересно. Следующий вопрос. Что же Индия при всех этих знаниях так бедна? Или люди отвергают эти знания, ведь все материальное прилагается к высоким личностям. Я не хотела обидеть своим вопросом, мне просто интересно.
[Критский В. Г.] Спасибо за ваш вопрос. Вы меня не обидели, потому что этот вопрос задают многие. Я думаю, что вы никогда не были в Индии, потому что если бы вы были хотя бы раз, вы бы узнали, что Индия — это сказачно богатая страна, и это было на протяжении веков. Все великие завоеватели стремились в Индию, начиная с Александра Македонского, Наполеона Бонапарта, Адольфа Гитлера, все стремились в Индию, потому что они знали, что Индия — это страна сказочных богатств.

00:35:07 В Индии до сих пор сохранились дворцы из золота. Но согласно ведическим описаниям, где-то примерно ещё 500 — 600 лет назад в Индии вот эти сказочные богатства были на каждом шагу. Когда Индия была завоевана вначале мусульманами в течение нескольких сот лет, мусульмане, там была империя великих маголов, потом 200 лет англичане, то иностранные завоеватели вывозили из Индии драгоценности караванами, то есть шли караваны, нагруженные золотом и драгоценными камнями. В Дели, скажем, сохранился такой знаменитый красный форт, это огромный дворец, по традиции считается, что это был дворец Пандовых, главных героев Махабхараты. И в этом огромном дворце, он из красного камня, на каждом камне там сотни углублений, может быть не сотни, десятки, то есть всего их миллионы конечно.

00:36:10 И говорят, что в каждом углублении был драгоценный камень. То есть миллионы совершенно огромного богатства, драгоценных камней украшали этот сказочный дворец, когда англичане завоевали Индию, они как бы извлекли все эти драгоценные камешки, оставили камень на месте, камней и в Англии хватает, и все это вывезли. Поэтому когда вы говорите, почему Индия так бедна, вы просто как бы не знаете, как все обстоит на самом деле. Конечно, главное богатство Индии, это не драгоценные камни и не золото, это знание. Кстати, по поводу вот того же самого золота и серебра, в Индии самое дешевое золото и серебро. Вот торговцы, коммерсанты, они едут в Индию, покупают там золотые, серебряные вещи, потому что там в 3 — 4 раза дешевле все.

00:37:06 Это Индия, где в Индии удивительно вообще все дешево, там за бесценок, человек может получать какие-то гроши и вообще питаться, потому что там все стоит какие-то копейки, там питание, например, и т. д., продукты, и в том числе какие-то вещи из золота и серебра. Но, разумеется, главным богатством Индии является знание, то есть Веды. Как говорил Иисус Христос, не копите себе сокровища на небесах, где ржа истребляет его и крадет. Так вот, собственно вот так и получилось, что Индия действительно во многом растеряла своё материальное богатство, что действительно Индию грабили на протяжении 500 лет, и до сих пор не могут, она, так сказать, сохранила такие богатства, которые не снились где-нибудь на Западе. Но ещё раз я хочу подчеркнуть, вот в третий раз, что имеется главное богатство Индии, это не золото и бриллианты, это знание, и вот этих знанием мы занимаемся с вами, это знание сейчас вышло за пределы Индии, и распространяется по всему миру.

00:38:10 И поэтому каждый человек, который серьезно познакомился с этим знанием, он получает такой энтузиазм, что ему хочется поделиться этим. Собственно я уже рассказывал, я 28 лет назад познакомился с Ведам, начал читать Бхагавад Гиту, и у меня было совершенно удивительное ощущение, что я когда-то это изучал, но когда, я никогда вообще не читал ни одно произведение Индийского пантеона, это возможно было в прошлой жизни. Но я читал Бхагавад Гиту запоем, она была тогда только на английском, и не мог от нее оторваться. И вот до сих пор я изучаю Бхагавад Гиту, и делюсь своим знанием с другими людьми, и я надеюсь, буду этим заниматься до конца своей жизни. Вот так я могу ответить.
[Ведущая] Хорошее у вас занятие.

00:39:00 Перейдем к пятому вопросу. Я читал, что ешь, тем и будешь, то есть если ешь растения, то будешь? Многоточие.
[Критский В. Г.] Да, это очень остроумно, но эта фраза такая немножко аллегорическая, что ешь, тем и будешь. Если я питаюсь яблоками, не значит, что я стану яблоком. Принцип ведической культуры Ахимса, не насилие, то есть мы не должны совершать насилие. Любое насилие, которое мы совершаем, обернется греховными реакциями. По-настоящему, даже растение убивать нельзя без нужды. Даже убийство растений влечет какие-то греховные реакции. Поэтому для Саньяси, для человека, живущего в отречение, ему рекомендуется собирать вот то, что уже, например, собирать какие-то яблоки в лесу, упадшие, то есть не срывать с дерева, а именно те, что уже упали, или там фрукты собирать, зерно.

00:40:06 Это вот для, так сказать, отреченных монахов, которые живут подаянием и т. д. Разумеется, это древнее предписание, они может быть не очень применимы в современную эпоху. Мы по крайней мере питаемся всеми видами растительной пищи, этого нам вполне хватает, и надеемся, что не родимся растениями в следующей жизни. Потому что рождение в следующей жизни определяется тем уровнем сознания, которого вы достигли в конце. Это Кришна объясняет в Бхагавад Гите в восьмой главе, в каком, так сказать, состоянии, о каком состоянии бытия человек помнит в конце жизни, он достигнет этого состояния в своей следующей жизни. Вот это вот закон реинкарнации, закон перевоплощения, что человек как бы чем он питается, на самом деле это может быть не так уж важно.

00:41:02 У Христиан есть такое изречение, что не так важно, что в уста, а так важно, что из уст. То есть фактически при каких-то условиях можно питаться и мясом. Если вам нечего есть, если вы умираете с голоду, то в принципе считается, что человеческая жизнь более ценная, чем жизнь животных. Поэтому если какая-то экстремальная ситуация, то можно питаться и мясом. Но если у вас тут ломятся прилавки от овощей и фруктов, вот тут рядом с нами, где я живу находится Пражский рынок, так там буквально не успевают продать, и в конце дня целые ящики каких-то полу испортившихся фруктов и овощей выкидывают на улицу, потому что их привозят машинами, грузовиками, и просто вот жители нашего района их не успевают как бы выкупить и использовать. И при этом вы питаетесь мясом, питаетесь не чистыми продуктами, основанными на убийстве животных.

00:42:06 Хотя вы сами может быть не совершаете убийство, но вы поощряете убийство. Если бы люди не покупали мясо, никто бы не стал содержать бойни и убивать животных. Поэтому не бойтесь питаться растениями. Я надеюсь, что растением вы не станете, но как бы чем питаться растениями или молочными продуктами, это как кому нравится, это уже дело индивидуального вкуса, так сказать, это лучше посоветоваться с врачом аюрведистом. Гораздо важнее как бы ваше сознание, то есть вы должны понять, что со смертью тела жизнь не кончается, и мы в следующей жизни родимся в зависимости от того, как бы какого уровня сознание мы достигнем к концу. Вот это должно быть вашим принципом, что вы должны жизнь свою посвятить высшей духовной цели, а не всю жизнь как бы думать, что есть как бы, а что не есть. Это в конце концов не очень важно, но естественно, лучше питаться чистой пищей, само собой.

00:43:09 Это понятно, но в конце концов есть первичные, так называемые духовные принципы, есть вторичные принципы. Так вот первичным духовным принципом является те принципы, которые оставил Господь Читанья, самое последнее воплощение Бога на земле. И три его принципа, которые он оставил: первое, это Наморучи, то есть пение имен Бога, то есть воспевание имен, то, что имеет место в любой духовной традиции, где поют различные псалмы, песнопения, молитвы, будь-то в Христианском храме, Мусульманском храме, где угодно. Второй принцип — это Дживадоя, сострадание ком всем душам. Джива — это душа, от Джива идет русское слово живой. Сострадание ко всем душам, будь то в телах людей, или в телах растений, или в телах животных, но конечно, человеческая жизнь самая ценная, и поэтому в первую очередь это должно проявляться по отношению к людям.

00:44:06 Этот принцип Дживадоя, означает, что мы должны, как говорил Иисус Христос, любить ближнего своего как самого себя. То есть мы должны любить людей, вот как нас учит доктор Торсунов, желать всем счастья. Вот и все, должны желать всем счастья. И это любовь ваша может выражаться в том, если человек голодный, вы его можете накормить, или помочь ему чем-то там, дать ему какое-то подаяние, одежду. Если человек духовно беден, то есть он не обладает знанием, вы можете помочь ему, дать ему знание, объяснить ему, в чем цель человеческой жизни. Вот так я могу ответить на данный вопрос.
[Ведущая] Шестой вопрос от Дмитрия Горонского. Он спрашивает. Объясните, пожалуйста, как это мы являемся частичками Бога?

00:45:02 То есть если мы все соберемся вместе, мы будем Бог, или мы часть его личности? Я совсем запутался.
[Критский В. Г.] Здорово. Да, остроумный вопрос. Мы являемся частичками Бога, и Веды в этой связи приводят пример солнца, что существует само солнце, и существуют солнечные лучи. Каждый солнечный лучик несет в себе энергию солнца, и когда солнце входит в комнату, то оно освещает все, и нам приятно, нам тепло, нам светло, но это не значит, что само солнце вошло в комнату. Если бы солнце вошло в комнату, то ничего бы не осталось, все был сгорело. То есть мы с одной стороны, несем энергию Бога, Верховной личности Бога, но с другой стороны, мы не равняемся Богу, мя являемся его маленькими составными частичками.

00:45:58 Поэтому Веды не случайно приводят примеры, потому что конечно философию может быть сразу понять не так просто, но благодаря таким наглядным примерам, это возможно. С одной стороны мы обладаем качествами Бога. Веды говорят эти качества Саттитананд, вечных знаний блаженства, Бог вечен, Бог обладает всем знанием, и Бог обладает всем счастьем. Мы также обладаем качествами вечности, потому что душа вечна, душа не умирает со смертью тела. Мы в принципе обладаем качеством знания, но в материальном мире это знание ограничено и несовершенно, поэтому мы изучаем Веды, чтобы расширить своё знание, чтобы понять, как устроен мир. И у нас тоже есть качество Ананды или блаженства, но тоже в материальном мире счастья маловато, а больше страданий. Но по крайней мере в принципе мы понимаем, поскольку материальный мир является искаженным отражением духовного, что есть какое-то счастье.

00:47:04 Так молодые люди влюбляются, и какое-то время у них счастье, медовый месяц, потом когда они начинают жить, то эта эйфория проходит, они понимают, что все не так просто, что оказывается этот человек не тот идеал, о котором я мечтал, но это уже потом. Потом Кришна возвращает все на свои места, а первоначально вот какая-то эйфория, молодые люди встречаются, они влюбляются, они обо всем забывают, и только вот как бы видят цель своей жизни — это вот любовь к своему объекту. И это вот некий аналог духовной Ананды, духовного блаженства. В Ведах говорится, что духовное блаженство является беспрерывным, что оно не прерывается такими периодами разочарования, что когда мы достигнем духовного сознания, то есть восстановим свою связь, потерянную связь с Богом, она называется словом йога, то мы будем ощущать безграничное трансцендентное счастье, которое мы будем ощущать через трансцендентные чувства.

00:48:13 Поскольку у нас душа обладает духовными чувствами. Тело обладает материальными чувствами, которые являются некими каналами, через которые мы воспринимаем материальный мир, но душа обладает духовными чувствами, которые покрыты телом как оболочкой, поэтому мы особенно не воспринимаем духовную природу, мы, самый как бы надежный способ воспринять духовную энергию, это Шабда, или духовный звук. То есть каким образом вы можете понять что к чему? Через процесс слушания. Слушать духовных авторитетов, слушать лекции святых личностей, и постепенно вы будете прогрессировать, вы будете понимать что к чему, и у вас уже не будет таких вопросов, что если все частички объединить, то получится сам Бог.

00:49:03 Если объединить все солнечные лучи, то солнца от этого не получится, то есть это энергия, которая называется отделенной энергией, то есть мы качественно едины с Богом, но мы количественно как бы сильно от него отличаемся. То есть, в принципе есть философские школы, называется Адванта Веданта, которые говорят, что мы в конце концов должны слиться с Богом. Согласно нашей философии Вьешна Висма, это не правильно. То есть мы не должны стремиться слиться с Богом. То есть это фактически означает духовное самоубийство. Бог является личностью, и мы являемся личностями. Бог является бесконечно большим, бесконечно мудрым, бесконечно могущественным. Мы являемся ограничено, так сказать, мудрыми, ограничено, так сказать, счастливыми и т. д.

00:50:00 И хотя вот эти школы есть, кроме того бытует мнение, что как бы основное направление ведической традиции, но это не правильно. И Бхактиведанта Свами во всех своих книгах подчеркивал ложность вот этой концепции имперсоанализма, что высшим аспектом Абсолюта является имперсональный Браман, и цель жизни соответственно, как бы слиться с этим имперсональным Абсолютом. Это не правильно. Мы вечные индивидуальности, вечные души, и мы ими останемся вечно. Если мы достигнем духовного совершенства, то вернемся в духовный мир, и будем вечно жить в знании и блаженстве, общаться с Богом, и с другими преданными. Если мы этого пока не достигли, то мы будем рождаться в разных телах материального мира, но в любом случае мы останемся индивидуальными личностями, поэтому вам тут бояться нечего. Таков ответ.
[Ведущая] Спасибо. Вопрос такой.

00:51:00 Будет ли благо для супруга, если плоды от повторения мантр отдавать супругу? Если да, то какие последствия для повторяющего мантру? Может быть он получает карму, и сможет ли супруг воспользоваться этим благом в этой жизни? Правильно ли это?
[Критский В. Г.] Спасибо, да, вопрос это простой, в любой духовной традиции есть такое понятие молиться за кого-то. И, как правило, люди не очень как бы духовные, не очень продвинутые, но скажем, богатые подают милостыню в какой-то храм, монастырь, и просят: «Вот помолитесь за меня там, за прощение грехов и т. д.». То есть это вполне нормальный процесс, и тоже самое в ведической традиции. Вы можете повторять мантру за своего супруга, или супругу, или за какого-то родственника, и просить Господа, чтобы он ему помог, это вполне правильно.
[Ведущая] Следующий вопрос. Многие духовные школы сейчас говорят о 2012 годе, что это важный этап Вселенной. Что ведические учителя говорят об этом? Спасибо.

00:52:05 [Критский В. Г.] Я, к сожалению, не могу ответить на этот вопрос. Я плохо знаю астрологию. Здесь на радио Аюрведа выступают, я знаю, различные астрологи, поэтому думаю, что лучше обратится к ним с этим вопросом.
[Ведущая] Тогда последний вопрос. Если все люди будут стремиться к духовному просвещению, примут обет безбрачия, и станут Саньяси, люди перестанут воспроизводить потомство, и человеческая раса перестанет существовать. Разве это правильно?
[Критский В. Г.] Нет, это не правильно. Но это абсолютно нереальная ситуация, что все вдруг станут на столько отреченными, на столько чистыми, что они бросят всю материальную жизнь, и ото всего отрекутся, станут Саньяси. Теоретически, ну, как бы это может быть было бы не так плохо. Что реально? Это то, что все люди могут и должны стать цивилизованными, культурными людьми.

00:53:03 То есть они должны понять азы духовной жизни, духовной культуры. Что человеческая жизнь вечна, она не кончается со смертью тела, что душа в следующей жизни получит то рождение, которое мы заслужили. И если мы хотим достичь как бы счастья, избавиться от страданий, мы должны как-то прогрессировать, мы должны избавиться от своих грехов, мы должны вести жизнь на уровне гунны благости, чтобы получить по крайней мере более благоприятное рождение, и в конце концов мы должны стремиться вернуться обратно домой, к Богу. Вот когда человек ставит перед собой высшую духовную цель, то перед ним уже встаёт вот эта перспектива принять отречение, то есть принять обет безбрачия, и принять Саньяси. Реально в любой духовной традиции это не так просто, и тоже самое в нашей традиции, далеко не каждый, не всякий может принять этот обет отречения, да и не каждому дадут.

00:54:03 Потому что это только с благословения духовного учителя. И эта ситуация, как я говорю, не очень реальная, но если появится много отреченных, много Саньяси, то это не плохо, то это значит, что будет много духовных учителей, много личностей, которые будут проповедовать духовные знания, и от этого будет более благоприятной как духовная, так и материальная жизнь. Материальная жизнь тоже будет более благостной, более процветающей, на уровне гунны благости. Сейчас у нас в жизни преобладают гунны страсти и невежества, по всему миру разразился экономический кризис, и не знают, что с этим делать. Это вот следствие гунн страсти и невежества, что люди пытаются любой ценой разбогатеть, и выжать из материальной жизни как можно больше удовольствий, даже ценой страданий других людей.

00:55:08 И поэтому такие кризисы неизбежны, и в принципе даже периодически такие кризисы кончаются военным конфликтом, как было недавно в Южной Асетии, то есть что сейчас бушует вот этот мировой экономический кризис, это ещё не самый худший вариант. Вот так я могу ответить на ваш вопрос, что если будет много отреченных людей, Саньяси, то это будет очень-очень замечательно.
[Ведущая] Ну, что ж вопросов больше нет. Спасибо вам за интересную, как всегда поучительную, передачу.
[Критский В. Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] Всего доброго.
[Критский В. Г.] Всего хорошего. До свидания.
[Ведущая] До свидания.
[Запись] Аюрведа радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 12 января 2013