Глава 12 стихи 1-8

Аюрведа радио - 25 апреля 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:39:24 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 28 | скачано: 151 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Аюрведа радио.
[Ведущая]: Дорогие радиослушатели, здравствуйте! Рада быть с вами на волнах Аюрведа радио. И сегодня у нас пятница, 15:01 по московскому времени. Мы приступим к прямым эфирам. А эфир у нас сегодня не простой, а самый даже интересный и замечательный. Мы продолжаем «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии, которые вы обязательно будете к нам присылать в чат по скайпу и на наш почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru. И, как сложилось уже по традиции, Владимир Георгиевич Критский открывает глаза на Бхагават-гиту. Здравствуйте, Владимир Георгиевич! Здравствуйте!

00:00:47 [Критский В.Г.]: Здравствуйте! Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по Бхагават-гите». В прошлый раз у нас была такая немножко необычная встреча, беседа об играх Господа Рамачандры, поскольку был день явления Рамачандры. Но мы уже с вами завершили 11-ю главу Бхагават-гиты «Вселенская форма» и сегодня продолжим, начнём читать 12-ю главу. Кратко вспомним: смыслом этого явления вселенской формы является то, что Господь Кришна – это причина всех причин, изначальная форма Верховной личности Бога и один из последних стихов 11-й главы, которую мы с вами прочитали, 53-й стих, где Кришна говорит Арджуне: «Образ, который ты видишь сейчас своими трансцендентными глазами, нельзя постичь изучая Веды, совершая аскезы, раздавая пожертвования или проводя обряды поклонения. Таким путём нельзя понять мою истинную природу». И второй вывод, который мы сделали – это то, что постижение абсолютной истины возможно только путём преданного служения Верховной личности Бога. Почему мы утверждаем, что до определённой степени можем понять абсолютную истину? Потому что абсолютная истина – это личность и с ней возможны определённые отношения.

00:02:29 Подобно тому, как мы можем с помощью любви и преданности восстановить нарушенные отношения с каким-то человеком, так и задача йоги, и особенно бхакти йоги, в том, чтобы развить эти нарушенные отношения с Богом через процесс преданного служения. И стихи, которые мы с вами прочитали, завершающие стихи 11-й главы 54, 55: «Дорогой Арджуна, лишь путём безраздельного преданного служения можно по-настоящему постичь меня в том образе, в котором я стою перед тобой. Только так можно проникнуть в тайну моего бытия. Тот, кто занимается чистым преданным служением, не осквернённым стремлением к материальной деятельности и умственным спекуляциям, кто посвящает мне свой труд считая меня высшей целью своей жизни, и кто дружески относится ко всем живым существам, тот непременно вернётся ко мне». Это были завершающие стихи 11 главы и сегодня мы начнём читать 12-ю, которая называется «бхакти йога» или преданное служение. То есть в каком-то смысле эта глава является центральной в Бхагават-гите, поскольку вся Бхагават-гита посвящена этому процессу бхакти.

00:04:00 Стих 1: «Арджуна спросил: «О, Кришна, кто является более совершенным в йоге: тот, кто всегда служит тебе с преданностью или кто поклоняется непроявленному безличному абсолюту – брахману?» Комментарий: «Кришна уже рассказывал Арджуне о личностной, безличной и вселенской формах Господа, а также различных категориях йогов и преданных. Обычно трансценденталистов делят на две категории, а именно на имперсоналистов и персоналистов. Преданные персоналисты посвящают все свои силы и энергию служению Верховному Господу. Имперсоналисты также занимаются духовной практикой, но вместо того, чтобы преданно служить Господу Кришне, они медитируют на безличный брахман не проявленный для нашего восприятия. Из этой главы мы узнаём, что из всех методов познания абсолютной истины высшим является бхакти йога или преданное служение. Тот, кто действительно хочет получить доступ к Верховной личности Бога, должен стать на путь преданного служения.

00:05:17 Есть много разных путей постижения абсолютной истины, но здесь Кришна говорит о том, что лучшим из них является бхакти йога. Это самый прямой и лёгкий и прямой путь общения с Богом. Однако, есть люди, которых не привлекает личностная форма Господа Кришны. Они столь тверды в своих убеждениях, что даже составляя комментарии к Бхагават-гите пытаются отвлечь внимание людей от Кришны и перенести их преданность на безличное сияние брахмаджйоти или имперсональный аспект. Они предпочитают медитировать на безличную форму абсолютной истины, недосягаемую для материальных чувств. И здесь Арджуна пытается установить, какой из этих двух путей легче и кто находится на более высоком уровне. Тем самым он хочет определить и своё положение, ибо сам он привязан к личностной форме Кришны, а не к безличному брахману. Он хочет знать насколько надёжно его положение. На безличное проявление Верховного Господа, как в материальном, так и в духовном мире медитировать очень трудно, поэтому задавая свои вопросы Арджуна как бы говорит: «Зачем терять на это время?» В 11 главе рассказывалось, как Арджуна убедился в преимуществе привязанности к личностной форме Кришны. Это дало ему возможность увидеть все остальные формы Господа, но при этом его любовь к Кришне нисколько не уменьшилась, поэтому Арджуна задаёт Кришне очень важный вопрос, который помогает уяснить разницу между личностным и безличностной концепцией абсолютной истины». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к 1 стиху.

00:07:08 Стих 2. Верховный Господь сказал: «Того, чей ум сосредоточен на моей личностной форме и кто всегда поклоняется мне с глубокой трансцендентной верой, я считаю наиболее совершенным». Комментарий: «Отвечая на вопросы Арджуны, Кришна со всей определённостью говорит, что тот, кто сосредоточил ум на его личностной форме и поклоняется ему с верой и преданностью должен считаться самым совершенным йогом. Любая деятельность человека полностью осознающего Кришну является нематериальной, ибо всё, что он делает, он делает ради Кришны, высшей абсолютной истины. Чистый преданный постоянно занимается чем-то полезным. Он либо повторяет имена Господа, либо слушает рассказы о нём или читает книги о Господе Кришне, готовит прасад, идёт на рынок, чтобы купить что-нибудь для Господа, убирает храм, моет посуду. Чтобы он ни делал, каждое мгновение его жизни посвящено служению Господу. Занимаясь всем этим, чистый преданный пребывает в совершенном самадхи. Стихи 3-4. «Те же, кто заботится об общем благе и обуздав чувства, и равно относясь ко всем живым существам, целиком посвящают себя поклонению не проявленному, недоступному восприятию вездесущему, непостижимому, неизменному и недвижимому безличному аспекту абсолютной истины, те, в конце концов, достигают меня.

00:08:55 Комментарий: «Те, кто не поклоняется непосредственно Верховному Господу Кришне, а пытаются достичь той же цели окольным путём, в конце концов, достигают того же самого – приходят к Господу Кришне. В Бхагават-гите говорится: «После многих рождений мудрец, дающий знание, найдя прибежище во мне, постигает, что Васудева и Кришна – есть всё сущее. Когда человек после многих жизней, в конце концов, обретает совершенное знание, он предаётся Господу Кришне. Тот, кто идёт к Богу этим путём, должен научиться владеть своими чувствами, служить каждому существу и заботиться о всеобщем благе. Иногда, прежде чем предаться Господу, человек должен пройти через множество трудностей и испытаний. Чтобы ощутить присутствие сверхдуши в своём сердце, необходимо прекратить деятельность материальных чувств: перестать видеть слышать, ощущать вкус, работать и так далее. Только тогда человек сможет ощутить, что сверхдуша находится всюду. Осознав это, он перестаёт испытывать вражду, он равно относится ко всем, будь то человек или животное, поскольку он видит только душу, а не внешнюю оболочку. Для обыкновенного человека этот метод постижения безличного аспекта Абсолюта очень сложен».

00:10:30 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады и небольшое пояснение хочу сделать. Поклонение безличному аспекту Абсолюта имеет место во многих течениях ведической традиции и поэтому на западе часто считается, что индийская религия, индийская культура имеет такой вот безличностный характер и это популярно теперь не только в Индии, но и на западе. Например, последователи Великананды и Рамакришны являются примером такой традиции. Господь Кришна говорит в этих стихах, что их духовный процесс сопряжен со многими трудностями и поэтому менее надёжен. Стих 5. «Для тех, чей ум сосредоточен на не проявленном, безличном аспекте абсолютной истины, очень сложно продвигаться по духовному пути. Для воплощенных живых существ, каждый шаг в этом направлении даётся с большим трудом. Комментарий: «Трасценденталистов стремящихся к познанию непостижимого непроявленного безличного аспекта абсолюта, называют гьяна йогой, а тех, кто всегда осознаёт Кришну и занимается преданным служением Господу именуют бхакти йога. В этом стихе показана разница между гьяна йогой и бхакти йогой. Гьяна йога приводит человека, в конце концов, к той же цели, что и бхакти йога, но этот путь очень сложен и тернист, тогда, когда путь бхакти йоги, непосредственного служения Господу, гораздо более естественен для воплощённой души.

00:12:22 Обусловленная душа находится в материальном теле с незапамятных времён, и ей очень трудно осознать, даже теоретически, своё отличие от материального тела. Вот почему преданные бхакти йоги поклоняются божеству, образу Кришны в храме тем самым используя свои телесные представления о жизни, которые очень прочно запечатлены в нашем уме. Поклонение верховной личности Бога в образе установленного в храме божества не имеет ничего общего с идолопоклонством. В Ведах говорится, что Всевышнему можно поклоняться в форме доступной для восприятия или же в духовной форме, недоступной для восприятия. Поклонение божеству в храме относится к первой категории, потому что изображение Господа создано из материи, однако образ Господа, воплощённый в камне, дереве и красках, которые являются материальными сами по себе, этот образ материальным не является. В этом абсолютная природа Абсолютной личности Бога. В этой связи можно привести простое сравнение. Если опустить письмо в любой из почтовых ящиков развешенных на улице, оно без труда найдёт своего адресата, но любой другой ящик, не установленный почтовым отделением, хоть даже похожий на почтовый, для этой цели не годится. Аналогичным образом божество, установленное в храме, – это трансцендентный образ Бога, который представляет его в этом мире. Господь предстаёт перед нами в этом образе, чтоб принимать таким образом наше служение. Он всемогущий, поэтому, воплощаясь в этой форме, он принимает служение преданных, чтобы обусловленным душам было легче служить ему.

00:14:14 Этот комментарий Бхактиведанты Свами поясняет, что поклонение в форме Господа в храме является очень глубоким трансцендентным процессом и не имеет ничего общего с идолопоклонством. Поскольку Господь вездесущ, он находится всюду посредством своих энергий и точно так же он находится в своём образе, который создан его преданными из каких-то материальных элементов, из камня, из металла или дерева, и находясь также и в сердце преданного, Господь принимает служение искреннего преданного в этой форме. То есть в этом проявление его милости, и так говорится в священных писаниях, в Ведах. И проверкой этого является, как обычно, духовная практика. Миллионы преданных, которые совершают такое поклонение в различных странах и не только в Индии, а фактически по всему миру убеждаются, что это приносит свои плоды.

00:15:27 Я хочу вспомнить небольшой курьёз, который был по всему миру где-то 2-3 года назад, когда божества в индийских храмах в течении 2-х дней пили молоко. Кто из вас это помнит? Было всё заснято, зафиксировано и даже показано по телевидению. Я сам это видел, своими глазами, когда божеству Господа Шивы, Господа Кришны или Господа Ганеши подносили на ложечке молоко, молоко вдруг исчезало. И это, с одной стороны, какое-то свидетельство всемогущества Господа, с другой стороны показывает, что Господь подтверждает, что он присутствует в своей форме божества и это имело место не только в Индии, но и по всему миру. Я помню в газете опубликовали, что в индийском посольстве в начале индусы подносили молоко на ложечке божеству Господа Кришны по-моему, потом они дали русской секретарше, которая работала в посольстве то же самое. Она на ложечке поднесла молоко и молоко исчезло. Господь принял это скромное подношение не только от людей, которые родились в Индии, но и от наших соотечественников.

00:16:51 Стихи 6 и 7. «Но тех, кто поклоняется мне с безраздельной преданностью, посвящая мне все свои действия, кто занят преданным служением и постоянно размышляет обо мне в глубине сердца, таких людей, о сын Притхи, я быстро вызволяю из океана рождений и смерти». Комментарий: «Здесь ясно сказано, что на долю преданных выпала великая удача, ибо Господь сам, без промедления высвобождает их из материального существования. Занимаясь преданным служением, человек осознаёт величие Бога и подчинённое положение индивидуальной души. Её долг служить Господу, и если она этого не делает, то ей придётся служить майе, иллюзорной энергии Господа Кришны. Как уже говорилось постичь Господа можно только в процессе преданного служения. Чтоб прийти к Кришне, необходимо полностью сосредоточить на нём свой ум. Всё, что мы делаем, нужно посвящать Господу Кришне. В этом суть преданного служения. Единственное желание преданного – доставить удовольствие Верховной личности Бога и ради этого он готов пожертвовать всем. Метод очень простой. Мы должны посвящать все свои действия Господу и повторять святые имена, например Харе Кришна мантру. Эти трансцендентные звуки привлекают внимание преданного к Верховной личности Бога.

00:18:22 В данном стихе Господь обещает без промедления освободить чистого преданного, посвятившего себя служению ему из океана материальной жизни. Великие йоги мистики с помощью йоги могут переместить свою душу на любую планету, другие пользуются иными методами, но что касается преданного, то здесь ясно сказано: «Господь сам вызволяет его из материального плена». Подобно тому, как родители берут на себя заботу о ребёнке, и малыш чувствует себя в безопасности, также и преданному нет нужды прилагать особые усилия, чтобы с помощью йоги попасть на другие планеты, поскольку Верховный Господь сам освобождает его из плена материального бытия. Человек, тонущий в океане, может быть хорошим пловцом и изо всех сил бороться за жизнь, но ему всё равно не удастся спастись самому. Но если кто-то другой придёт к нему на помощь и вытащит его из воды, то он спасется безо всякого труда. Также и Господь по своей милости сам спасает преданного из океана материальной жизни». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:19:36 Стих 8. «Сосредоточь на мне, Верховной личности Бога свой ум и направь на меня свой разум, так ты всегда будешь находится во мне и в этом нет никакого сомнения». Комментарий: «Тот, кто преданно служит Господу Кришне непосредственно связан с Господом, поэтому с самого начала находится на трансцендентном уровне. Преданный уже живёт не в материальном мире, он живёт в Кришне. Господь и его энергии не отличны друг от друга, поэтому когда преданный повторяет звуковое воплощение Господа - Харе Кришна мантру, то Господь находится у него на языке. Когда преданный предлагает Кришне пищу и Кришна принимает его подношение, преданный вкушая затем остатки пищи, как бы, постепенно наполняется Кришной. Тому, кто не занимается преданным служением, невозможно понять, как это происходит, хотя он может читать об этом в Бхагават-гите и других ведических писаниях». Это был комментарий Бхактиведанты Свами. И я сделаю небольшое дополнение. Мы с вами говорили уже о принципиальном отличии бхакти от других систем йоги. Если различные ступени йоги носят промежуточный характер и поэтому имеют какой-то материальный оттенок, то бхакти – это чисто духовный процесс, принципиально отличный от всего остального в этом мире. Он позволяет человеку разорвать свои узы с материальным миром и достичь высшей духовной цели.

00:21:24 На самом деле любовь к Богу дремлет в сердце каждого человека и её можно пробудить путём процесса бхакти. На прошлой передаче мы с вами говорили об играх Господа Рамачандры, который был примером идеального исполнения своего долга. И наш с вами долг состоит в том, чтобы нести преданное служение верховной личности Бога, поскольку мы его неотъемлемые частички и это для нас также естественно, как для детей естественно служить своим родителям. В следующей передаче мы прочитаем оставшиеся стихи 12 главы, в которых Господь Кришна рассказывает о различных стадиях преданного служения. Поскольку всегда легче достичь высокой цели, если на этом пути есть какие-то промежуточные этапы. На этом мы закончим с вами читать 8 стих Бхагават-гиты 12-й главы, она небольшая, прочитали с вами уже половину, в следующий раз, я думаю, закончим. Если есть какие-то вопросы или замечания пожалуйста, звоните, пишите в скайп, напомню, в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагават-гите».

00:22:36 [Ведущая]: Уважаемые радиослушатели, вы, пожалуйста, не стесняйтесь, присылайте свои вопросы в чат по скайпу и на наш почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru. Владимир Георгиевич, у меня вопрос есть, мне его дочь задала. Мы смотрим по вечерам с семьёй Махабхарату, видеофильм и она задаёт такой вопрос: «Почему все персонажи данного эпоса не повторяют имён Харе Кришна и не повторяют махамантру?» Как бы вот ей грамотно это объяснить?
[Критский В.Г.]: Дело в том, что сюжет Махабхараты происходит 5000 лет назад, это конец Двапара юги, предыдущей эпохи, когда на земле воплотился Господь Кришна. Он является, как бы, юга аватаром, то есть воплощением для Двапара юги и в ту эпоху основным методом служения было не воспевание святых имён, а поклонение в храме. В настоящую эпоху, в Кали югу, аватаром является Господь Чайтанья, то есть главным воплощением Господа в данную эпоху является Господь Чайтанья Махапрабху, который посвятил свою жизнь этому процессу воспевания святых имён и обучал этому других. То есть, в принципе, как мы с вами говорили, этот процесс воспевания святых имён универсален, но сейчас, в настоящую эпоху, он уже является практически единственным. Он был и тогда, поскольку в процессе служения всегда преданные молятся, возносят какие-то молитвы, но это не имело такого преобладающего характера.

00:24:32 [Ведущая]: Вопрос прислала Татьяна. «Здравствуйте! Благодарю вас за ваши лекции. Вопрос звучит так: «Скажите пожалуйста, после того, как душа наконец попадёт в духовный мир, как душа служит Господу, как она работает или как развивается? Каков духовный мир?»
[Критский В.Г.]: Спасибо, Татьяна. Это вопрос такой немножечко такой эзотерический. Бхагават-гита, в основном касается первого или второго раздела самбадха гьяна или учения о связи, основные понятия о нашей связи с Абсолютом, с Верховной личностью Бога. Второй раздел называется абхидея – это означает духовная практика. Определённая культура, определённые предписания и методы, как бы, духовного сознания и так далее. Третья часть, которой мы с вами пока не касались, называется прайоджана, что означает высшее совершенство, что ждёт человека после окончания как бы материального бытия и возвращения в духовный мир. Этой темы касаются наиболее сокровенные ведические произведения, например, я недавно слышал лекции, ещё этой книги нет на русском, она только на английском. Называется Брихат бхагавтамрита. И там рассказывается о возвращении души в духовный мир и герои этого произведения такой пастушок из Вриндавана Гопа Кумар проходит путь по различным уровням материального бытия. Он попадает на райские планеты, в начале на первый уровень планет Индры, затем более высокий уровень Махалоки затем Гьяналока, Тапалока. В конце концов, Бхахмалока, которая является высшей планетой материального мира, где находится Господь Брахма.

00:26:33 И затем через какое-то время он покидает материальный мир и достигает духовного мира, начиная с уровня Вайкунтхи, то есть, там где находится Всевышний Господь Вишну или Нараяна. Более высокий уровень – это Айодхья, где находится Господь Рамачандра, как раз о котором мы рассказывали на нашей прошлой передаче. Господь Рамачандра – это одна из экспансий Верховной личности Бога Кришны, который вечно находится в духовном мире вместе со своей супругой Ситой и своими преданными. Затем Гопа Кумар попадает в Двараку, где Кришна царствует, как царь и, в конце концов, он попадает во Вриндаван, где Кришна совершает свои вечные игры, как пастушок. То есть в этом уникальном произведении, которое написал Санатана Госвами, один из ближайший учеников Чайтаньи Махапрабху, рассказывается о различных уровнях материальной вселенной и о различных стратах или сферах духовного мира, хотя, с какой-то точки зрения духовный ми р – это совершенство и там вечная жизнь, знание и блаженство. Но, в то же время, есть более высокие расы, более уникальные отношения с Господом, например отношения дружеские или родительские, или отношения возлюбленных. И есть более, так скажем, формальные отношения – отношения служения.

00:28:11 Отношения служения или дасья раса преобладает на планетах Вайкунтх, там находится Господь Кришна Нараяна и там происходят вот эти вечные взаимоотношения или игры Верховной личности Бога со своими преданными. И игры тем более интересны, тем более сокровенные, чем на более высоком уровне духовного бытия мы находимся. То есть, в этом произведении рассказывается о нескольких уровнях, которые я вам перечислил: уровень Вайкунтхи, уровень Айодхьи, уровень Двараки и, в конце концов, Вриндаван. Вот это вот кратко можно ответить на этот вопрос таким образом. И один из наших учителей Бхакативинода Тхакур, он является учителем учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады, он говорил, что материальный мир является искаженной копией духовного мира. То есть то, что мы видим в материальном мире, есть, в принципе, всё в духовном мире. Есть там города, деревни, леса, озёра, ручейки и таки далее. Есть люди, есть животные даже, в духовном мире какие-то существа есть в животной форме. Но, в отличии от материального мира, где животные находятся под влиянием гуны невежества, практически они как бы не могут напрямую общаться с людьми, там абсолютно все существа находятся в сознании Бога. То есть там все являются преданными Господа, независимо от того, в какой форме они находятся. Вот это кратко я могу таким образом ответить на вопрос Татьяны.

00:29:58 [Ведущая]: Хорошо. Тогда я зачитаю второй вопрос: «Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, почему в Бхагават-гите и других священных писаниях практически ничего не рассказывается о Радхарани, вечной возлюбленной Господа Кришны?»
[Критский В.Г.]: Замечательный вопрос и ответ является продолжением ответа на предыдущий вопрос. О Радхарани ничего не говорится, потому что Радхарани – это слишком сокровенная сторона духовной жизни Господа Кришны. Это его возлюбленная. О Радхарани говорится о той же Брихат бхагаватамрите. Даже в Шримад Бхагаватам хотя рассказывается об играх Господа Кришны во Вриндаване, но напрямую нет описания Шримати Радхарани. На неё есть отдельные намёки, есть даже один эпизод, рассказывается как Шримати Радхарани переживает разлуку с Кришной, без упоминания её имени, именно по той причине, что Радхарани, точно также как для обычного человека его возлюбленная является нечто очень сокровенным, он не захочет, как бы, чтобы все окружающие слишком широко об этом говорили, знали о его взаимоотношениях с его возлюбленной супругой или просто возлюбленной. В любом случае это сокровенная тема и поэтому о ней говорится в самых сокровенных произведениях.

00:31:33 И Бхактиведанта Свами Прабхупада открыл перед нами сокровища духовного мира, как вещи более такие обычные, стандартные, так и вещи более сокровенные. Можно задать вопрос: почему это ведическое знание сейчас широко проповедуется по всему миру, ведь оно является сокровенным, там какие-то вещи, которые испокон веков не давались всем людям в целом, а давались только посвящённым брахманам из уст духовного учителя в ухо ученика? Ответ заключается в том, что в настоящую эпоху Кали югу, это эпоха духовной деградации, практически все люди, большинство людей, не интересуются духовной жизнью, для них духовная жизнь – это некая абстракция и всё, что изложено не только в Ведах, но и в других священных писаниях, они считают вымыслом и сказкой, и фантазией.

00:32:36 Я хочу привести небольшую историю, которая была в прошлом веке. Один очень известный философ, который отрицал существование Бога ввёл такую фразу, что Бог мёртв. И на входе в университет, в котором он преподавал, это было в Германии, была написана эта фраза, что Бог мёртв. То есть его было такое представление, что Бога или нет, а если он и есть, то он не принимает никакого участия в материальном мире, поэтому всё равно, что его не существует. Бог умер, о Боге не думайте. И вот настал один прекрасный момент, когда этот великий философ, его имя Фридрих Ницше, покинул этот мир и в этом университете состоялась траурная церемония, что-то вроде гражданской панихиды и самое удивительное, что на этом плакате, который висел при входе в университет «Бог мёртв» было приписано кем-то «Ницше мёртв», подпись «Бог». Значит первая подпись «Бог мёртв» и была подпись «Ницше», а под ней появилась вторая надпись «Ницше мёртв» и подпись «Бог».

00:33:54 Вот такая курьёзная история была, возможно, что реальная, может быть это анекдот, но, в любом случае, анекдот очень остроумный, который имеет глубокий смысл, что сколько бы современные учёные атеисты, материалисты не отрицали существование Бога, настанет один прекрасный момент, когда по ним будет гражданская панихида и, соответственно, им придётся оставить этот мир, перейти и отвечать за свои поступки, в том числе за своё безбожие, за то что они использовали свои возможности, свой разум не для того, чтобы давать людям духовное знание, знание о Боге, о наших отношениях с ним, а пытались сбить людей с толку умышленно или неумышленно, и уводили людей от поиска высшего смысла человеческой жизни. Вот такая интересная история была в прошлом веке и ответ на этот вопрос очень простой, который вот задала наша слушательница, что эта тема сокровенная и в данном случае сокровенность ведического знания обеспечивается не тем , что оно какое-то тайное и оно в каких-то закрытых фондах КГБ находится, а тем, что большинство людей не воспринимают духовное знание всерьёз. Они его слушают и считают, что это просто сказка. Так я могу…

00:35:29 [Ведущая]: Также слушательница просит ещё пожалуйста, расскажите что-нибудь об Радхарани.
[Критский В.Г.]: Я боюсь, что это немножко входит за рамки нашего эфира на радио Аюрведа. О Шримати Радхарани вы можете прочитать в книге «Источник вечного наслаждения» или сейчас вышла новая редакция этой книги, название изменилось «Кришна. Верховная личность Бога». Но текст тот же самый, та же самая книга, просто в советское время из конспиративных соображений она была переименована и названа «Источник вечного наслаждения», как вот я её читал. Сейчас вышла новая редакция этой книги. И сейчас в одной из глав, в которой Уддала приезжает во Вриндаван, Уддала – это близкий друг Кришны, который его сопровождает в Двараке, приезжает во Вриндаван, в котором все жители очень грустят, скорбят в разлуке с Кришной. И Кришна для того, чтоб успокоить своих преданных во Вриндаване присылает туда своего близкого друга Уддалу, который был даже внешне, телом похож на Кришну, и он пишет письмо, Уддала приносит во Вриндаван письмо адресованное пастушкам Вриндавана.

00:36:51 Глава, собственно, называется: «Уддала посещает Вриндаван» и где-то в середине этой главы есть очень сокровенный рассказ о Радхарани. В самом Шримад Бхагаватам Радхарани не упоминается, но книга «Источник вечного наслаждения» является не просто пересказом Шримад Бхагаватам, а неким дополнением, которое дал наш духовный учитель Бхакиведанта Свами Прабхупада, и поэтому там он рассказывает подробно о поведении Радхарани и в частности её беседа со шмелём. Это считается самая сокровенная, уникальная часть Шримад Бхагаватам, когда Радхарани не в силах забыть Кришну принимает шмеля, который вокруг неё вился за посланца Кришны и начинает с ним беседовать. Я вам очень советую эту книжку достать, прочитать эту главу, глава исключительно интересная и вы немножечко представите себе, что из себя.. поймёте, что из себя представляет Шримати Радхарани. То есть вот эта книга «Источник вечного наслаждения» уникальна тем, что это не просто какой-то перевод или пересказ Шримад-бхагаватам, это по сути опыт нашего духовного учителя. То есть там он комментирует и добавляет какие-то свои духовные реализации к этому тесту, изначальному тексту 10-й песни Шримад-Бхагаватам, поэтому эта книжка считается ещё более интересной, чем оригинальный текст Шримад-Бхагаватам. Я вам советую её прочитать.

00:38:34 [Ведущая]: Обязательно радиослушатели последуют вашему совету. К сожалению, на текущий момент вопросов нет и я даже не знаю [неразборчиво]
[Критский В.Г.]: Это признак того, что нам Господь Кришна даёт намёк, что мы можем закругляться.
[Ведущая]: Закруглиться да мы можем. Ещё раз напомним радиослушателям о том, что в эфире был Критский Владимир Георгиевич. Мы говорили, точнее вы говорили о Бхагават-гите, вы делали обзор и отвечали на вопросы по ведической культуре и философии. Спасибо вам большое за это.
[Критский В.Г.]: Спасибо вам.
[Ведущая]: До новых встреч на волнах Аюрведа радио.
[Критский В.Г.]: До свиданья.
[Ведущая]: До свиданья. Аюрведа радио

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 28 декабря 2012