Глава 9 стихи 13-16

Аюрведа радио - 11 января 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:40:17 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 85 | скачано: 165 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:23 [Ведущая]: Добрый день, дорогие радиослушатели, итак мы начинаем наш прямой эфир, рада всем тем, кто сегодня с нами. Итак, прямой эфир, Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Вопросы можете присылать в чат по скайпу и на наш почтовый адрес [ayurvedaradio@mail.ru] во время лекций и после неё, ждем ваших вопросов. Итак, я думаю, что мы уже начнем, здравствуйте Владимир Георгиевич.
[Критский В. Г.]: Здравствуйте Наталья. Итак, дорогие друзья, в прошлый раз мы с вами читали стихи 9 главы, которая называется «Самое сокровенное знание» и один из очень важных стихов, которые мы сейчас снова рассмотрим, был одиннадцатый стих, где Кришна говорил: «Глупцы смеются надо мной, когда я являюсь в человеческом облике, им неведома моя трансцендентная природа и мое верховное владычество надо всем сущим». И мы в прошлый раз говорили, что причины иллюзий живых существ, которые находятся в материальном мире, является зависть к верховной личности Бога. Это проявляется через негативное отношение не только к самому Господу, к самой идее существования высшего разума, но также и к другим людям, в том числе к людям иных национальностей, иных воззрений, вероисповеданий и так далее. То есть, отсутствие сознания Бога это причина многих социальных проблем, но если я признаю Бога, тем более люблю Бога, я должен также любить его неотъемлемые частички. Даже если человек по каким-то причинам относится ко мне враждебно, я не должен отвечать ему тем же, это очень глубокий философский принцип. Мы, конечно, не обязаны соглашаться со всеми людьми, понимая что человек может ошибаться, он может быть введен в заблуждение материальной энергией, но в любом случае наше отношение должно быть всегда дружелюбным и спокойным. И очень уникальный, удивительный пример есть в этом отношении в Библии, где Господь Иисус Христос говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за бьющих и гоняющих вас и будете наречены сынами Отца вашего Небесного». То есть это достаточно сокровенные истины, которые являются общими как для ведической так и для христианской традиции.

00:03:16 И сегодня мы с вами перейдем уже к другому, уже позитивному примеру отношения к Богу, то есть как относятся к нему праведные души, чистые души преданные Господа. Итак стих 13, на котором мы остановились, где Кришна говорит: «О сын Притхи, великие души неподвластные иллюзией находятся под покровительством божественной природы, они полностью посвящают себя преданному служению ибо знают, что я верховная личность Бога, изначальная и неисчерпаемая. Комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупада. В этом стихе дается описание великой души, её главным признаком является то, что она находится под покровительством божественной природы, материальная природа не оказывает на неё никакого влияния. Как достичь такого состояния было сказано в 7 главе, тот кто предался верховной личности Бога, Господу Кришне, сразу выходит из под влияния материальной энергии. Таково условие, чтобы освободиться из под влияния материальной природы, обусловленная душа должна предаться верховной личности Бога. Живое существо является пограничной энергией Господа, поэтому выйдя из под влияния материальной энергии оно оказывается под руководством духовной. Духовную энергию, которая теперь ведет живое существо называют [Дайли Пракрити] или божественная природа.

00:05:06 Когда предавшись верховной личности Бога, человек поднимается на трансцендентный уровень, то он становится великой душой или Махатмой, если помните был такой Махатма Ганди в истории освобождения Индии из-под английского владычества. Внимание великой души сосредоточено исключительно на всевышнем Господе Кришне ибо она осознала, что Кришна это изначальная верховная личность Бога, причина всех причин. Она нисколько не сомневается в этом, стать великой душой можно общаясь с другими великими душами, чистыми, преданными Господу. Таких преданных не привлекают даже другие формы Кришны, такие как например четырехрукий Господь Махавишну, все их внимание сосредоточено на двухрукой форме Кришны, они постоянно служат Господу, находясь в сознании Кришны и никогда не сходят с пути преданного служения. Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Итак, здесь Бхактиведанта Свами подчеркивает, что преданный может поклоняться любой форме Господа, но именно прекрасная форма Кришны, юноши с флейтой в руках, является изначальной. В ведах дается вот это уникальное, сокровенное знание о том как выглядит Господь в духовном мире и какие существуют формы Бога. Я думаю что мы в будущих передачах затронем этот вопрос.

00:06:51 Стих 14. Неустанно прославляя меня, с великой решимостью направляя свои усилия, всегда кланяясь передо мной эти великие души постоянно служат мне с любовью и преданностью. Комментарий. Обыкновенного человека нельзя сделать великой душой просто повесив на него ярлык, великая душа должна обладать соответствующими качествами, которые перечислены в этом стихе. Великая душа неустанно прославляет Господа Кришну, верховную личность Бога, у нее нет иных занятий. Говоря «прославление верховного Господа» мы имеем ввиду восхваление его святого имени, его вечные формы, трансцендентных качеств и чудесных деяний. Все это достойно прославления и таким образом великая душа выражает свою любовь к верховной личности Бога. Бхагавад Гита не относит к числу великих душ того, кто привязан к безличному аспекту верховного Господа Брахмаджьоди, описание такого имперсоналиста приводится в следующем стихе.

00:08:02 Великая душа всегда занимается различными видами преданного служения Господу, как говорится, Шримат Бхагаватом, она постоянно слушает и пересказывает повествование о Господе Вишну, таков процесс преданного служения, слушание, воспевание и памятование о Господе. Великая душа с твердой решимостью стремится получить в конечном итоге возможность общаться с верховным Господом в одной из пяти трансцендентных рас, отношений. Чтобы достичь этой цели человек телом, умом и речью, всем существом служит верховному Господу Кришне. Как было сказано во втором стихе этой главы, заниматься преданным служением, не только легко но и радостно, человеку не нужно совершать суровых аскез, он может жить занимаясь преданным служением под руководством опытного духовного учителя кем бы он ни был, домохозяином, отрешенным аскетом или учеником, и где бы он ни находился, он всегда и везде может служить верховной личности Бога и таким образом стать великой душой. Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:09:17 Возникает интересный вопрос. Для чего нужно прославлять Бога, кому это нужно? Разве всемогущий Господь нуждается в чем-то, в том числе в наших прославлениях? Этот вопрос вполне может возникнуть у нерационально мыслящего человека даже не обязательно атеиста. Ответ заключается в том, что это нужно в первую очередь нам самим, это средство нашего духовного просветления, очищения души. Суть в том, что рассказы о Боге, его святые имена, те медитации на его форму являются трансцендентной энергией, которая способна очистить нашу душу. Что касается самого Бога, то как видно из этих стихов ему это не безразлично, поскольку Господь Кришна является личностью, о чем мы уже много раз говорили раньше. Как есть поговорка «Ничто человеческое нам не чуждо» и хотя Бог не человек, но ему также присущи человеческие эмоции и переживания, то есть выражение любви и преданности приятны не только для простых людей, но и для самого Всевышнего Господа. В сокровенных ведических произведениях рассказывается об отношениях с верховной личностью Бога в духовном мире и мы в будущих передачах, возможно, об этом расскажем, но кратко можно сказать, что эти отношения гораздо более близкие и неформальные чем здесь на Земле. Причину этого понять не трудно, поскольку люди, в основном, чисто формально относятся к Богу, а некоторые вообще отрицают его существование, поэтому Всевышний Господь отвечает тем же, о чем говорится в Бхагавад Гите.

00:11:15 Примером такого достаточно формального отношения является следующий стих пятнадцатый. Кришна говорит: «Иные же совершают жертвоприношения путем обретения знания, они поклоняются верховному Господу, как единому и неделимому, распространяющему себя во множестве форм и во вселенской форме. Комментарий. Это стих подводит итог всему о чем говорилось в предыдущих стихах. Господь говорит Арджуне, что чистых преданных Господа, помыслы которых сосредоточены только на нем называют великими душами, но помимо них есть те, кто не могут считаться великими душами, но они также по-своему поклоняются Богу, о некоторых из них говорилось ранее. Это те кто обращаются к Господу в беде, в нужде, из любопытства или стремясь обрести знания, но есть люди находящиеся на более низком уровне, их разделяют на 3 категории.

00:12:22 Первая – это те, кто поклоняются себе, как Всевышнему Господу, считая себя не отличным от Бога. Вторая, те кто создают некий образ Бога в воображении и поклоняются ему. И наконец, третья – это те кто поклоняются вселенской форме верховной личности Бога. Среди них преобладают те, кто относятся к первой категории, то есть поклоняются себе как Богу, они называются монисты, считая себя Всевышним, такие люди поклоняются сами себе. Это тоже своего рода поклонение Богу, потому что такие люде не отождествляют себя с материальным телом и понимают свою духовную природу, по крайней мере это лучше чем ничего. Как правило имперсоналисты поклоняются Господу таким образом. Ко второй категории относятся, те кто поклоняются полубогам. Они воображают, что любой образ божества является формой Всевышнего Господа. К третей категории относятся люди, чьи представления не выходят за пределы материальной Вселенной. Они считают Вселенную самым совершенным организмом или даже существом и поклоняются ему. Вселенная также является одной из форм Господа. Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:13:49 Этот стих довольно таки тонкий и философский. Здесь Прабхупада рассматривает возможные философские отклонения от правильного понимания абсолютной истины и мы сейчас кратко их рассмотрим более подробно. Существуют различные распространенные формы религии, из них 2 класса наиболее отличных друг от друга, один называется Карма-Канда, другой – Гьяна-Канда. Мы об этом кратко говорили в начале. Две формы религии Карма-Канда – это означает что человек относится к абсолюту, к верховной личности Бога с точки зрения кармы, то есть с точки зрения деятельности ради плодов, ради каких-то результатов. И Гьяна-Канда – это когда человек относится к Богу с точки зрения гьяны, то есть с точки зрения духовного знания, что мы имеем ту же самую духовную природу. То есть, человек понимает своё качественное, духовное тождество с абсолютом, это более высокий уровень понимания. Как вы помните, главные философские схемы это треугольник на вершине которого находится абсолютная истина и из нее исходят различные энергии.

00:15:27 Основные энергии – это материальная энергия [неразборчиво] и духовная энергия [неразборчиво], то есть живые существа и в зависимости от того каковы отношения абсолюта и его энергии, в первую очередь конечно духовных энергий живых существ, в зависимости от этого классифицируются и различные философские школы, не только ведические, но и западные традиции. Первый случай – это вот Карма-Канда или на санскрите это называется двойственность, когда человек считает себя отдельным от Бога, от абсолютной истины и он просто поклоняется ему в духе смиренного почтения, поклонения, это называется «айшвария». Это, в какой-то степени, материалистическая концепция, когда человек поклоняется Богу с какой-то материальной целью, так сказать, Бог высоко, я здесь простой человек, мне нужно что-то получить, поэтому я обращаюсь к Богу. Это аспект независимости от Бога и примерно в таком ключе обычной, традиционной религии. Другой аспект, противоположный, аспект «адвайта» или аспект единства с Богом или на санскрите называется «гьяна», то есть понимание единства, что мы имеем единую духовную природу и также это называется имперсонализмом, потому что в конечном итоге это приводит человека к тому что Бог не является личностью, что самая крайняя, самая радикальная точка зрения вот этой концепции что абсолют безличен. И человек видит как бы цель своей жизни в том чтобы слиться с Богом, стать Богом самому и поэтому Прабхупада говорит об этом, это как бы форма поклонения себе самому как Богу.

00:17:48 И два других примера, которые приводит в комментарии Прабхупада, которые также относятся к этой концепции гьяна, но находятся в более промежуточном положении, вот эти две концепции, карма и гьяна являются двумя противоположностями, аспект кармы это аспект отделенности от Бога или двойственности и аспект гьяны, это аспект единства с богом. И две другие концепции о которых здесь говорится они находятся немножко посередине. Одно – это поклонение полубогам, это тоже определённая форма преданного служения распространенного в Индии, когда человек считает что любая форма божества является формой Бога и можно поклоняться кому угодно и поэтому в Индии очень распространено поклонение таким полубогам, как Господу Шиве, Богине Дурге и так далее, Богу Солнца. В России тоже была эта традиция и она называется язычество – поклонение разным полубогам, которые олицетворяют различные стихии, это тоже реальная форма религии которая имеет место, которая конечно ниже чем Бхакти. И наконец третья концепция о которой говорит здесь Прабхупада это концепция пантеизма, она известна в западной философии, но её можно охарактеризовать словами, что все есть Бог, то есть Бог находиться во всем, все есть энергия Бога и это в общем в каком-то смысле верно. И эта концепция, здесь Прабхупада говорит, наиболее правильная, наиболее близкая к совершенному пониманию и эта концепция приводит к медитации на вселенскую форму, которая вполне правильна и возможна для начинающих преданных, которые смотрят на Вселенную и медитируют на Вселенную или вселенскую форму, как на форму Бога.

00:20:04 Эта вселенская форма описывается далее в 11 главе Бхагават Гиты и также во второй песне Шримат Бхагавата, поэтому это, в принципе, авторитетное начало Бхакти, преданного служения. Ну разумеется наиболее совершенной концепцией и вершиной духовного понимания является вот это сокровенное знание о Бхакти, преданном служении и философская концепция, которая здесь имеет место называется на санскрите [Чин-чин-беда-беда-татва], то есть одновременно единство и отречие Бога и его творения. То есть мы с одной стороны едины с Богом, мы имеем качественно ту же самую духовную природу и в то же время мы отличны от него в количественном отношении, мы являемся индивидуальными живыми существами и веды в этой связи приводят пример Солнца, как есть Солнце, которое является источником света и тепла и есть солнечные лучи, которые качественно равны Солнцу, но имеют совершенно иную потенцию, иное количественное содержание и живые существа подобны вот этим маленьким лучам. Из этой концепции можно сделать такие важные выводы. Первый это то, что наша связь с верховной личностью Бога является вечной, что куда бы и в какие бы формы жизни не попал человек, не попало живое существо, оно имеет вечную связь с Богом, эту связь никогда не возможно потерять. И второе – это то, что мы являемся отделенными составными частичками высшей абсолютной истины и поэтому процесс Бхакти является естественным. Это естественный процесс служения верховной личности Бога, подобно тому как части тела естественно служить всему телу. Ну и как вы слышали в комментарии есть 5 трансцендентных рас взаимоотношений с Богом, начиная с отношения нейтральности, затем отношения слуги, затем дружеские отношения, родительские и наконец любовные о чем мы уже говорили и я думаю будем говорить в следующих передачах. Вот это небольшой обзор различных форм религии и её наиболее совершенные, наиболее полные формы это именно Бхакти или преданного служения верховной личности Бога.

00:22:52 И в заключении я прочитаю следующий 16 стих, который является продолжением и развитием вот этой концепции вселенской формы и мы его рассмотрим уже в следующий раз. Итак, 16 стих, где Кришна говорит: «Ну это я, обряд – я, жертва, я подношение предкам, я целебная трава и я божественный звук, я масло, огонь и жертвоприношение». Вот такой довольно красивый и таинственный стих, мы его рассмотрим в следующий раз. И в 9 и в последующей 10 главе будет очень много таких красивых стихов, где Кришна рассказывает о своих различных проявлениях в материальной природе и каким образом человек может постичь Бога и попытаться понять его через окружающий мир. На этом я хочу закончить чтение Бхагавад Гиты и теперь, пожалуйста, можете присылать нам свои вопросы на наш сайт, звонить по нашим телефонам, напоминаю что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите».

00:24:09 [Ведущая]: Владимир Георгиевич, у нас есть 2 вопроса.
[Критский В. Г.]: Пожалуйста.
[Ведущая]: Первый вопрос очень интересного характера. Как и куда мне направить свои мысли, если я должна находиться с людьми, которые неверующие и выпивают? Часто у меня негативные мысли о них. Спасибо. Пишет [Излие] из Риги.
[Критский В. Г.]: Да, это бывает достаточно часто, когда человек верующий приходит к Богу и пытается как-то прогрессировать в духовной жизни, он нередко сталкивается с непониманием со стороны родных и близких, со стороны окружающих. И в ведической литературе есть на эту тему примеры и даже примеры достаточно драматичные, если вы читали Шримат Бхагавата, у него есть знаменитая история про Прахлада Махараджи, который родился в семье демонов и его отец был царем демонов [неразборчиво]. Он с такой непримиримой враждой относился к убеждениям своего сына, а сын его Прахлад Махарадж был чистым преданным, он слушал наставления народа Муни ещё находясь во чреве матери. То есть, вот такая была уникальная совершенно игра Господа, что очень чистый совершенный преданный родился в семье демонов и он не однократно делал попытки как-то помочь своему отцу, дать ему какие-то духовные наставления, но это только приводило отца в ярость. Эта история описывается в 7 песне Шримат Бхагавата, я вам советую её почитать, в конце концов когда отец [Кираника Шипу] вне себя от ярости пытался убить своего сына, то Господь появился из колонны его дворца в образе Нрисимха Девы, полульва получеловека и в общем расправился с этим демоном, тем самым защитив своего преданного Прахладу Махараджи.

00:26:33 Ну конечно, это очень крайняя ситуация, надеюсь что у нашей слушательницы нет таких драматических условий и мы должны просто проявлять смирение, терпение, не нужно очень сильно афишировать свои духовные воззрения. Есть такие слова в той же Библии, где Иисус Христос говорит «Не мечите бисер перед свиньями», то есть это достаточно мудрое наставление, что если вы чувствуете, что люди абсолютно не интересуются духовной жизнью, то вы имеете право, в принципе, просто молчать и ничего не говорить об этом. У каждого свои убеждения, у каждого свои воззрения, каждый имеет право на свободу, но если вы чувствуете что среди людей есть кто-то кто вам сочувствует, кто вас понимает, то с этим человеком вы можете как-то побеседовать, рассказать ему, раскрыть свою душу и помочь, помочь этому человеку в духовной жизни, тогда вы получите не только моральное удовлетворение, но и огромное духовное благо. В Бхагавад Гите в 18 главе, мы её будем читать в самом конце, Господь Кришна говорит: «Для меня нет никого дороже, чем тот кто рассказывает ту истину обо мне моим преданным». Обратите внимание, говорит сам Господь Кришна, что для меня нет никого дороже, чем тот кто рассказывает эту истину обо мне моим преданным, поэтому тут нельзя дать какого-то однозначного совета, вы должны просто ориентироваться на обстоятельства. Если среди вас окружающих людей нет понимания или люди, так сказать, атеистичны, тогда самое простое, просто молча исполняете свои обязанности, своё дело и никому не навязываетесь со своими взглядами. Если же вы чувствуете какое-то взаимопонимание, то с этим человеком или с несколькими вы можете поделиться найдя какой-то удобный момент. Вот таким образом я могу ответить.

00:29:14 [Ведущая]: Я зачитаю второй вопрос. Почему иногда между разными религиями существует враждебное отношение?
[Критский В. Г.]: Да, действительно мы видим, что в современном мире это бывает не раз, когда в каких-то странах между представителями разных религиозных традиций существуют какие-то конфликты, но это характерно для начинающих преданных неофитов. У меня был один хороший друг, он был православный священник, он в одном городе на Урале жил какое-то время, это было лет 15-20 назад. Он обучался в Троицкой Сергиевской Лавре в семинарии и он мне рассказывал, что время от времени в Лавру приезжают представители разных конфессий, в том числе индусы, то есть представители каких-то индийских конфессий и буддисты. И они беседуют с руководителями православной церкви, он конечно был в то время студентом-семинаристом, он не мог при этом присутствовать, но по крайней мере он рассказывал что такие встречи имеют место. То есть на высшем уровне, естественно, все представители религий понимают, что Бог един и что все в общем-то религии, по крайней мере авторитетные религии имеют ту же самую цель, ту же самую концепцию, даже если есть какие-то философские отличия, скажем некоторые христиане не признают закон кармы, реинкарнации, но принципиально с точки зрения наставлений духовной практики она совершенно аналогична, как в христианской традиции, так и в нашей ведической традиции те же самые духовные принципы. Поэтому вот эти разногласия имеют место на низшем уровне, но мы из-за этого не должны делать великую проблему, потому что между людьми такого материалистичного сознания разногласия всегда были, есть и будут, особенно в данную эпоху Кали-Югу, она как вы знаете называется эпохой ссор и разногласий.

00:31:47 То есть, люди ссорятся по любому поводу, из-за разных религий, из-за разных мировоззрений, из-за разных национальностей, из-за разного цвета кожи, то есть по любому поводу какой только представится люди готовы ссориться и враждовать с друг другом. Это не свидетельствует о высоком уровне их сознания и как мы с вами говорили, духовное понимание таково, что все живые существа, даже не только в человеческой, а и в животной форме являются вечными составными частичками верховной личности Бога и имеют право на жизнь и на то чтобы постепенно прийти к совершенству, к совершенству своей духовной жизни, пониманию своих вечных отношений с верховной личностью Бога. И ведическая традиция поэтому дает такой принцип ахимсы, ненасилия. Ненасилие означает, что мы не должны причинять без нужды вреда никаким живым существам, не только в человеческой, а и в животной форме жизни. Поэтому вы наверняка слышали, что один из принципов ведической культуры это вегетерианство, что мы не питаемся плотью других живых существ, мы только потребляем растительную пищу, молоко, молочные продукты. Это минимальное насилие, на самом деле растения тоже живые и без нужды не надо убивать даже растения. Но по крайней мере вот этот принцип «ахимса» очень важный в ведической культуре и нас не должно смущать иногда возникающие конфликты или противоречия между представителями разных духовных традиций, это неизбежная дань современной эпохи ссор и разногласий Кали-Юги, это не является чем-то принципиальным, каким-то противоречием в духовной философии. Вот так я могу ответить на этот вопрос.

00:34:10 [Ведущая]: Вот у нас только что пришел ещё один вопрос. Его прислал нам Сергей из города Минусинска. Христиане говорят, что все другие религии от лукавого, от сатаны. Поясните пожалуйста, как понять слово «лукавый» и возможно слово «сатана» как-то переводится с санскрита. Спасибо за возможность задавать вопросы. Спасибо вам, Сергей.
[Критский В. Г.]: Ну вот данный вопрос как раз является иллюстрацией того о чем я говорил, что некоторые, так сказать, христиане произносят такую достаточно неразумную фразу, что все религии от лукавого, от сатаны, помимо христианства. Это конечно не верно и не имеет отношения к действительности, сам Иисус Христос такого никогда не говорил. У Иисуса Христа есть такая фраза что «Я есть свет, я – путь, я – истинная жизнь, никто не приходит к Богу кроме как через меня» и анализ этого текста, по-моему с арамейского языка на котором была записана Библия, говорит о том что это слова произнесенные в настоящем времени, в настоящем продолженном времени, то есть они относятся к настоящему моменту. Если их пояснить более подробно, вот эти слова Иисуса Христа, то это означает что сейчас, в настоящее время никто не может привести к Богу кроме как через меня. И с этим вполне можно согласиться, в ту эпоху 2000 лет назад древние иудеи в Галилее, Иисус Христос был единственным представителем Бога, но это не значит что никогда во все эпохи и времена никогда не было других посланцев Бога, это собственно сама философия Библии это не подтверждает, потому что сам Иисус Христос говорил, что он является для того чтобы людям дать закон, чтобы продолжить линию, которая идет ещё из Ветхого Завета, линию иудейских пророков этого Завета, Моисея и других. То есть этот принцип ученической приемственности есть также и в ветхозаветной традиции.

00:36:31 Сейчас, конечно, в христианстве есть определённые проблемы, христианство разделилось на три большие ветви, на католицизм, на православие и протестантизм, но это уже выходит за рамки нашей передачи и я не считаю возможным анализировать проблемы современного христианства, это пускай уже делают сами христиане. Я являюсь представителем ведической традиции, я этому посвятил свою жизнь, по крайней мере последние 25 лет и, собственно, всю свою сознательную жизнь и то что представители религии делают какие-то неразумные высказывания вроде того, что все религии от сатаны, но это не свидетельствует о большом уме. Ну мы уже с вами как-то говорили о том, что вот это понятие сатаны и представителей каких-то темных сил есть тоже и в ведической культуре и я помню 2 передачи назад отвечая на вопрос говорил, что в ведической традиции есть тоже определённые личности, например личность полубога Кали, которая олицетворяет вот эту полную деградацию современной эпохи. Есть личность Бога смерти Химараджи, который наказывает грешников после смерти, то есть в ведическом пантеоне есть несколько личностей которые вроде тоже могут претендовать на якобы представителя темных сил, но на самом деле философия совсем другая. Что светлые силы, что темные силы все являются энергиями Бога и вот в этом, наверное, есть некое философское отличие, потому что у некоторых христиан есть представление, что Бог там борется с сатаной.

00:38:27 Но Богу не с кем бороться, потому что это Всевышний Господь, ведь он является изначальным, причиной всех причин, началом всех начал. В ведической традиции есть рассказы о играх Бога, когда Господь является в форме каких-то аватаров, например вот я сегодня рассказывал о Нрисимха-аватаре, о явлении Господа в форме льва и когда он убил этого демона [неразборчиво], если он сражается с какими-то демонами, то это его лилы или игры. Вот эти рассказы о играх Господа в материальном мире составляют очень уникальный момент ведической философии, который излагается в пуранах, в том числе бхагавата пуране Шримат Бхагавата и там описывается около десятка наиболее известных аватар Господа, которые являлись на протяжении тысячелетий данного дня Брахма в котором мы сейчас живем. Вот то что я могу сказать в ответ на данный вопрос, что я не хочу вдаваться какую-то трактовку христианских понятий, типа вот сатаны или лукавого, а я просто могу рассказать о том, что есть похожее в ведической традиции, это я считаю более соответствует моему назначению как ведущего передачи «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите». Таков ответ.

00:40:01 [Ведущая]: Спасибо большое, Владимир Георгиевич за ответ, за интересную, содержательную лекцию по Бхагавад Гите. Спасибо вам, до новых встреч на следующей неделе.
[Критский В. Г.]: Всего хорошего, до свидания.

транскрибирование: Игорь Витюгин | 08 декабря 2012