Процесс постижения Абсолютной Истины

Аюрведа радио - 05 октября 2007
«Бхагавад-гита» ‒ наука духовной жизни. Искусство любви к Богу (бхакти). Что такое Абсолютная Истина? Процесс слушания ‒ первый шаг к постижению Абсолютной Истины. Материальные энергии Абсолютной Истины. О духовных энергиях. Духовная энергия ‒ основа творения. Ответы на вопросы. Какое отношение имеет аштанга-йога к раджа-йоге? Почему брахмачари носят дхоти шафранового цвета, а грихастхи ‒ белого? Есть ли в этом сакральный смысл? Почему бхакти йога является высшей
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:37:49 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 176 | скачано: 207 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

«Бхагавад-гита» – наука духовной жизни

00:00:13 Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл бесед «Обзор систем йоги по «Бхагавад-гите», и, как обычно, перед началом чтения стихов главы 7 я сделаю небольшое вступление, которое помогает понять философский смысл «Бхагавад-гиты», её место в современной жизни, потому что это древнее духовное знание, несомненно, очень сокровенно, эзотерично.

00:00:46 «Бхагавад-гита» – это, по сути, наука духовной жизни. Она нам раскрывает реальность, даёт понять, что духовная жизнь – это не просто какая-то фантазия, иллюзия и плод воображения. По сути, в каком-то смысле материальный мир и материальную жизнь можно назвать иллюзией, потому что в материальном мире всё когда-то кончается. Всё, чего бы человек ни достиг, каким бы он ни был богатым, умным, красивым, какого бы положения ни достиг в мире – всему этому приходит конец.

00:01:28 Есть известная история про Александра Македонского, который был одним из самых удачливых и знаменитых людей, он завоевал полмира, всю Европу и половину Азии. Он умер достаточно молодым, в 33 года. Когда он умирал, он завещал, чтобы его хоронили с поднятыми вверх ладонями, то есть чтобы люди увидели, что его руки пусты. И это имеет глубокий смысл. Александр хотел показать людям, что он, по сути, самый могущественный, самый богатый человек в мире, ничего не может забрать с собой.

00:02:09 И каждый человек, по сути, приходит в этот мир с пустыми руками и с пустыми руками уходит, поэтому все материальные блага, которые человек получает, далеко не всегда приносят ему благо на самом деле, а иногда приносят великие несчастья. Как говорил Иисус Христос в Библии: «Не копите себе сокровища на земле, где ржа истребляет и вор крадёт, а копите себе сокровища на небесах». И как раз «Бхагавад-гита» – древнее ведическое знание, которое раскрывает перед нами этот сокровенный смысл духовной жизни без прикрас и без иллюзий.

00:02:53 Мы с вами прочитали главу 6 в прошлый раз, и первые шесть глав «Бхагавад-гиты» в целом называются «Карма-йога», это одно из названий. Глава 3 тоже называется «Карма-йога». Смысл в том, что это, скажем так, наука деятельности: каким образом человек должен действовать в материальном мире. В этих шести главах рассматривались три системы йоги: карма-йога, гьяна-йога и аштанга-йога, или дхьяна-йога, последняя, шестая, глава как раз.

00:03:31 И все эти три системы йоги располагаются в виде определённой лестницы. Каждая из них является определённой ступенькой духовной жизни. Скажем, суть карма-йоги в том, что человек должен добросовестно исполнять свои обязанности без привязанности к плодам. Это, по сути, самое начало духовной жизни. Каждый разумный, интеллигентный человек, даже если он неверующий, должен действовать в соответствии с этими принципами карма-йоги.

00:04:05 Следующая система йоги называется гьяна-йога, или йога знания, когда человек с помощью философского анализа постигает смысл жизни на основании священных писаний или наставлений учителя. Это уже более высокая ступень, потому что для гьяна-йоги требуется определённая чистота, определённая отречённость от мира, поэтому это следующая ступень, она называется дхьяна-йога, или аштанга-йога. Она требует ещё более высокого отречения, настолько высокого, что эта система, по сути, нереальна, слишком сложна для современных людей.

00:04:52 Если вы помните, там Кришна предписывает, что йог должен удалиться в лес, должен полностью отречься от мира и, по сути, прекратить всякую материальную деятельность. Разумеется, для современных людей это попросту нереально, когда человек настолько тесно связан с современным обществом, с цивилизацией. Поэтому все эти три системы йоги имеют некий материальный оттенок. В них имеется определённая двойственность, то есть отличие цели и средства. И, по сути, самой совершенной и, можно сказать, абсолютной системой является бхакти-йога, потому что в ней и цель, и средства идентичны.

Искусство любви к Богу

00:05:38 Бхакти, или преданность, является, с одной стороны, средством и, с другой стороны, целью. То есть первый вариант перевода слова бхакти – это преданность, а второй – любовь. Таким образом, можно сказать, что это искусство любви, но не обычной, материальной, любви, а любви к Богу. В этом смысл системы бхакти-йоги, к которой мы сейчас с вами приступаем.

00:06:06 И последний стих главы 6, который мы с вами прочитали в прошлый раз, является связующим звеном, по сути, перекидывающим мостик между тремя первыми системами йоги, которые в целом называются условно карма-йогой, и бхакти-йогой – высшей ступенью и, по сути, целью всего духовного процесса.

00:06:31 Значит, последний стих (47) был такой:
योगिनामपि सर्वेषां मद्ग‍तेनान्तरात्मना ।
श्रद्धावान्भजते यो मां स मे युक्ततमो मत: ॥ ४७ ॥

yoginām api sarveṣāṁ
mad-gatenāntar-ātmanā
śraddhāvān bhajate yo māṁ
sa me yukta-tamo mataḥ

«Из всех йогов тот, кто с непоколебимой верой всегда думает обо Мне в глубине сердца и постоянно служит Мне с любовью и преданностью, тот наиболее тесно связан со Мной в йоге, и он из всех является наивысшим. Таково Моё мнение».

00:06:52 Это слова Господа Кришны, и мы видим, что это очень сильно отличается от основного содержания главы 6, где описывалась эта очень сложная техническая система йоги, система медитации, погружение своего разума в высшую духовную реальность.

Что такое Абсолютная Истина

00:07:18 Глава 7 рассматривает процесс постижения Абсолютной Истины, и высшим аспектом Абсолютной Истины является Верховная личность Бога – Кришна. Что такое Абсолютная Истина? В современной науке нет какого-то устоявшегося определения. Хотя такие выдающиеся философы, как Гегель, Кант, рассматривали понятие Абсолютной Истины, но в современной науке оно не является популярным, потому что более распространённое представление – о механистической картине мира. Представление о том, что мир – это некий случайный процесс, который возник в результате большого взрыва, а человек и все формы жизни появились в результате случайного процесса эволюции.

00:08:11 И, собственно, об Абсолютной Истине речи нет, имеют место какие-то случайные процессы на основании законов природы. То есть законы природы считаются абсолютными, неизменными, но это некое безличное, имперсональное, представление об Абсолютной Истине. Веды ставят вопрос гораздо глубже: почему законы природы именно такие, какие они есть? Потому что изначальным, высшим, аспектом Абсолютной Истины является не безличный, а личностный аспект, то есть Высший Разум, Верховная личность Бога.

00:08:52 То есть Веды, по сути, – это синтез духовного и материального знания. И Веды уделяют большое внимание также материальному знанию. Например, Аюрведа (наше радио называется «Аюрведа» радио) – наука о здоровье, о здоровье нашего физического, материального, тела. Это знание не является в полном смысле духовным, хотя оно, несомненно, является трансцендентным, возвышенным, оно не было создано каким-то человеческим умом. Это знание даётся нам свыше. Но, тем не менее, оно касается материального мира, материального тела.

00:09:35 То есть уникальность ведического знания в том, что Веды показывают нам путь познания абсолютной реальности. Я хочу привести слова нашего замечательного драматурга Константина Сергеевича Станиславского, который говорил, что «великий учитель способен сделать сложное простым, а простое красивым». Так вот это уникальное ведическое знание возможно постичь через посредство духовного учителя, который уже, скажем так, является обладателем этого знания. Его практически невозможно постичь самостоятельно, и, кстати, Станиславский наверняка был знаком с Ведами, с ведической традицией, потому что в его системе имеется множество элементов системы йоги, каких-то упражнений и философии.

Процесс слушания – первый шаг к постижению Абсолютной Истины

00:10:34 И фраза «Великий учитель способен сделать сложное простым, а простое красивым» наверняка свидетельствует о том, что Станиславский понимал роль гуру, духовного учителя, в процессе духовного совершенствования человека. И сейчас мы с вами начнём читать стихи главы 7, которая называется «Знание об Абсолюте».

00:11:00 Стих 1:
श्रीभगवानुवाच
मय्यासक्तमना: पार्थ योगं युञ्जन्मदाश्रय: ।
असंशयं समग्रं मां यथा ज्ञास्यसि तच्छृणु ॥ १ ॥

śrī-bhagavān uvāca
mayy āsakta-manāḥ pārtha
yogaṁ yuñjan mad-āśrayaḥ
asaṁśayaṁ samagraṁ māṁ
yathā jñāsyasi tac chṛṇu

«Верховный Господь сказал: „А сейчас, о сын Притхи, услышь, как с помощью йоги, устремив на Меня свой ум, ты сможешь постичь Меня полностью вне всякого сомнения”».

00:11:14 Стихи главы 7 очень простые. Господь Кришна начинает объяснять характер Абсолютной Истины очень просто и понятно, для этого не нужно иметь какого-то великого ума или философского образования, быть доктором философских наук. И здесь, собственно, описывается сокровенный характер Абсолютной Истины.

00:11:46 Первый процесс постижения Абсолютной Истины – это процесс слушания. И в Ведах говорится, что слушание повествований о Господе, изложенных в ведических писаниях, или же слов самого Кришны в «Бхагавад-гите» – это само по себе благоприятный процесс. Господь, находящийся в сердце каждого, действует как лучший друг преданного, который слушает о нём и очищает его сердце от материальной скверны. То есть, по сути, то, что мы с вами делаем – это и есть процесс постижения Абсолютной Истины. Это первый процесс бхакти-йоги – шраванам, или слушание о Высшей, Абсолютной, Истине.

00:12:32 Стих 2:
ज्ञानं तेऽहं सविज्ञानमिदं वक्ष्याम्यशेषत: ।
यज्ज्ञात्वा नेह भूयोऽन्यज्ज्ञातव्यमवशिष्यते ॥ २ ॥

jñānaṁ te ’haṁ sa-vijñānam
idaṁ vakṣyāmy aśeṣataḥ
yaj jñātvā neha bhūyo ’nyaj
jñātavyam avaśiṣyate

«Сейчас Я открою тебе во всей полноте знание, как явленное, так и неявленное, познав которое тебе будет нечего больше знать». Другой вариант этого стиха такой: «Я открою тебе во всей полноте знание, как материальное, так и духовное, познав которое тебе уже нечего будет больше знать».

00:12:55 То есть явленное знание – это, очевидно, материально знание, которое даётся нам через посредство наших чувств. Мы можем воспринимать окружающий мир при помощи пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. И духовное, или трансцендентное, знание недоступно нашим чувствам. Оно постигается только через духовный, трансцендентный, процесс слушания, слушания об Абсолютной Истине от духовного учителя или его представителя.

00:13:30 Стих 3:
मनुष्याणां सहस्रेषु कश्चिद्यतति सिद्धये ।
यततामपि सिद्धानां कश्चिन्मां वेत्ति तत्त्वत: ॥ ३ ॥

manuṣyāṇāṁ sahasreṣu
kaścid yatati siddhaye
yatatām api siddhānāṁ
kaścin māṁ vetti tattvataḥ

«Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один знает меня полностью».

00:13:44 Кришна не торопится описывать нам Абсолютную Истину. Он, в первую очередь, говорит о том, что знание об Абсолютной Истине сокровенно и далеко не все люди стремятся к этому знанию. Большинство людей довольствуется простыми процессами, такими как еда, сон, секс, оборона. То есть их не интересует высший смысл человеческой жизни.

00:14:14 Как говорится в Евангелии: «Много званных, но мало избранных» (Мф. 20:16, 22:14). Это значит, что во всём мире звонят колокола церквей, храмов, мечетей, синагог и во всём мире духовные люди, священники призывают людей прийти на службу, услышать о Боге, но мало кто этим интересуется. Люди гораздо больше интересуются экономикой, политикой и так далее, но мало кто интересуется постижением Высшей, Абсолютной, Истины. То есть духовное знание сокровенно, оно испокон веков оставалось великой тайной, которая передавалась из уст учителя в ухо ученика, и многие великие преданные отдали свою жизнь этой великой миссии. И самый известный тому пример – это Господь Иисус Христос.

Материальные энергии Абсолютной Истины

00:15:13 Стих 4:
भूमिरापोऽनलो वायु: खं मनो बुद्धिरेव च ।
अहङ्कार इतीयं मे भिन्ना प्रकृतिरष्टधा ॥ ४ ॥

bhūmir āpo ’nalo vāyuḥ
khaṁ mano buddhir eva ca
ahaṅkāra itīyaṁ me
bhinnā prakṛtir aṣṭadhā

«Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – эти восемь элементов составляют мои отделённые материальные энергии».

00:15:28 Так, Господь Кришна начинает с описания материальных энергий Абсолютной Истины, которые изучаются в современной науке: в физике, в химии и так далее. И здесь классификация на восемь элементов, из них пять грубых и три тонких. Пять грубых элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир. Земля (Притхви) – это элемент, отвечающий за твёрдое состояние вещества, вода (Джал) отвечает за жидкое состояние вещества. Огонь (Агни) – это огненное, плазменное состояние, воздух (Вайю) – газообразное состояние [и Эфир (Акаш) - пространство].

00:16:08 Это не очень похоже на периодическую систему элементов Менделеева, но нельзя забывать, что система элементов Менделеева не состоит из изначальных элементарных частиц, она состоит из атомов, каждый из которых в свой черёд является сложной структурой. И каждый атом состоит из электронов, протонов, нейтронов, мезонов, то есть число основных частиц, входящих в атом, по сути, соответствует числу вот этих грубых элементов, которые перечисляет Кришна в «Бхагавад-гите».

00:16:43 Это очень интересный факт, который говорит о том, что по сути эта система философии санкхья не противоречит современным научным представлениям, по крайней мере физическим представлениям, и для меня это особенно важно, поскольку я физик по образованию. То есть вот эти четыре грубых элемента: земля, вода, огонь, воздух, согласно философии санкхья, имеют атомарную структуру (то есть они состоят из атомов, как, собственно, и предполагается в современной науке), и три тонких элемента, которые здесь перечисляются, ум (манас), разум (будхи) и ложное эго (ахамкара), – это наше тонкое тело, о котором вы наверняка слышали в лекциях по аюрведе, астрологии и так далее.

00:17:29 И, по сути, это тоже никак не противоречит современным научным представлениям, потому что наука физика изучает только те материальные элементы, которые доступны нашим чувствам. Ум, разум и ложное эго относятся к числу так называемых тонкоматериальных элементов, которые недоступны нашим чувствам. Они вне этого материального разнообразия, которое мы воспринимаем, то есть вне трёхмерного многообразия материального мира.

00:18:02 Согласно Ведам, материальная вселенная имеет много измерений. Три измерения – это только основное пространство, которое мы воспринимаем через наши чувства, и вот в нём как раз находятся эти пять материальных элементов, перечисленных ранее: земля, вода, огонь, воздух, эфир. Эфир (на санскрите акаша) также переводится как пространство, то есть всё вот это пространство, которое мы видим вокруг нас. Говоря физическим языком, вакуум – не есть просто пустота, это есть самый тонкий материальный элемент, а более тонкие элементы, хотя и материальные, – это ум, разум и ложное эго, которые составляют наше тонкое материальное тело.

О духовных энергиях

00:18:51 Стих 5:
अपरेयमितस्त्वन्यां प्रकृतिं विद्धि मे पराम् ।
जीवभूतां महाबाहो ययेदं धार्यते जगत् ॥ ५ ॥

apareyam itas tv anyāṁ
prakṛtiṁ viddhi me parām
jīva-bhūtāṁ mahā-bāho
yayedaṁ dhāryate jagat

«Помимо этой низшей энергии, о могучий Арджуна, существует иная, высшая, природа, состоящая из живых существ, которые пользуются низшей материальной энергией и поддерживают вселенную».

00:19:08 Здесь Кришна, соответственно, описывает другой класс энергий Абсолютной Истины. То есть это духовные энергии, из которых состоят все живые существа: мы с вами, а также животные, растения. Мы уже много раз говорили о том, что это тоже высшая духовная энергия, это нематериальная энергия, и у каждого живого существа имеется душа, на санскрите называется джива-атма. От слова джива, вероятно, происходит русское слово живой, а атма – это атом, атомарная мельчайшая частица. То есть, согласно «Бхагавад-гите», душа является мельчайшим атомарным кирпичиком творения. И Кришна говорит, что, по сути, все живые существа составляют вот эту высшую духовную энергию.

00:20:50 Помимо живых существ, перечисленных нами и обитающих на Земле, есть также и живые существа в более тонких телах, которые недоступны нашему видению. Например, какие-то микробы, бактерии, вирусы. Современная наука до сих пор не решила, являются ли вирусы живыми существами или это просто какие-то молекулы, которые обладают такой уникальной способностью.

00:20:36 Вирус – это одна из больших загадок для современной науки, потому что вирус представляет собой, по сути, какую-то молекулу ДНК, которая пристраивается к каким-то тканям, к другому живому существу, встраивается в нить ДНК другого живого существа и на ней начинается редупликация уже белков. То есть, по сути, она является «кровопийцей», которая сосёт энергию из живого существа и за его счёт растёт и размножается, а в результате возникают огромные проблемы. Почему самые опасные болезни – вирусные? Потому что вирусы – это совершенно уникальное явление в этом мире, они недоступны нашему восприятию, и с ними очень трудно бороться. Помимо этого есть ещё живые существа в более тонких формах, скажем, какие-нибудь призраки, которые находятся в тонкоматериальных телах.

00:21:42 Вы наверняка слышали о спиритических сеансах, когда вызывают души каких-то умерших тел, и являются какие-то существа и беседуют с нами, отвечают на наши вопросы. Мы их не видим, но на самом деле с помощью специальной техники их можно увидеть. Есть так называемая техника фотографии Кирлиана, в красном свете, когда во время спиритического сеанса фотографировали, скажем так, личности этих душ, которые являлись и беседовали с участниками сеанса. То есть существует множество различных, и даже научных, фактов, которые подтверждают существование других форм жизни в более тонких телах. Это и соответствует ведическому знанию, согласно которому жизнь также есть на других планетах Вселенной, но она находится в более тонких формах.

Духовная энергия – основа творения

00:22:39 Стих 6:
एतद्योनीनि भूतानि सर्वाणीत्युपधारय ।
अहं कृत्स्नस्य जगत: प्रभव: प्रलयस्तथा ॥ ६ ॥

etad-yonīni bhūtāni
sarvāṇīty upadhāraya
ahaṁ kṛtsnasya jagataḥ
prabhavaḥ pralayas tathā

«Все сотворённые существа берут начало в этих двух природах. Знай же, что из всего, что материально в этом мире, и из всего, что духовно, Я как начало, так и распад».

00:22:57 Итак, Кришна говорит о том, что Он является, с одной стороны, причиной всего сущего, с другой стороны – концом. Во всех религиях есть понятие того, что Бог – творец, Бог создал этот мир, но мало где объясняется, что на самом деле этот мир не только творение Господа, но в определённый период Господь его и уничтожает, разрушает.

00:23:27 Согласно Ведам, изначальным творцом является Господь Вишну, экспансия Всевышнего Господа Кришны, он поддерживает этот мир в течение определённого периода (это так называемая жизнь Брахмы, потому что Господь Брахма является вторичным творцом, он творит уже непосредственно внутри каждой Вселенной). В конце он разрушается, и экспансия Господа, которая разрушает материальный мир, называется Господь Шива.

00:23:57 Всё в этом мире есть результат соединения духа и материи, и дух, духовная энергия, является основой творения. Материя – это порождение духа, поэтому представление, что дух возникает на каком-то этапе эволюции материи, совершенно не соответствует реальности, не имеет никаких доказательств. Это чисто спекулятивные рассуждения, на которых построена теория эволюции Дарвина и теория возникновения жизни. И, по сути, наше материальное тело формируется и развивается благодаря тому, что в нём находится духовное существо, душа.

00:24:39 Стих 7:
मत्त: परतरं नान्यत्किञ्चिदस्ति धनञ्जय ।
मयि सर्वमिदं प्रोतं सूत्रे मणिगणा इव ॥ ७ ॥

mattaḥ parataraṁ nānyat
kiñcid asti dhanañ-jaya
mayi sarvam idaṁ protaṁ
sūtre maṇi-gaṇā iva

«О, завоеватель сокровищ, нет истины выше Меня. Всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить».

00:24:54 Пожалуй, этим стихом мы сегодня можем завершить нашу передачу. Очень интересный стих и очень красивый, где Кришна говорит, что Он является, по сути, основой всего сущего. И здесь приведён очень красивый аллегорический пример: как жемчужины нанизаны на нить, так всё сущее нанизано на высшие энергии Всевышнего Господа Кришны.

00:25:23 И вы, может быть, помните, в главе 4 «Бхагавад-гиты» есть стих, где Кришна говорит: «В некотором смысле Я есть всё, но в то же время Я независим». То есть всё есть энергия Верховной Личности Бога, энергия Абсолютной Истины, и в то же время Абсолютная Истина существует в своём высшем личностном аспекте, и Он является личностью так же, как мы являемся личностью. И в этом плане очень наглядное и красивое сравнение, где Абсолют, Абсолютная Личность, сравнивается с Солнцем, а индивидуальные живые существа сравниваются с лучами солнца. То есть мы имеем ту же духовную природу, мы также являемся духовными существами, личностями, но атомарными по своим размерам и обладающими ограниченными возможностями по отношению к Верховной Личности Бога. Пожалуй, на этом я закончу сегодняшнюю передачу.

Ответы на вопросы

Какое отношение имеет аштанга-йога к раджа-йоге?

00:26:29 Спасибо. Да, это очень интересный вопрос. Действительно, в современном мире йога, которая распространена, – это как раз хатха-йога. И раджа-йога включает в себя несколько элементов, в том числе хатха-йогу и пранаяму. И это в свой черёд входит в состав аштанга-йоги, или дхьяна-йоги, которую мы рассматривали в предыдущих передачах. Аштанга-йога также переводится как восьмичленная система. Ашта в переводе с санскрита означает восемь, анга – часть, то есть восемь частей, восьмичленная система.

00:27:14 Первые её части – это яма и нияма, регулирующие правила и предписания, третьим элементом является хатха-йога (на санскрите называется асана), затем идёт пранаяма – четвёртый элемент, потом дхьяна – отвлечение чувств от материальных объектов и так далее. И вот, некой комбинацией этих ступенек йоги является раджа-йога. Раджа означает царь, царственная йога, и поэтому в целом аштанга-йогу иногда называют раджа-йогой. Среди всех предыдущих трёх систем, действительно, можно считать, что раджа-йога является наивысшей, наиболее сложной и подразумевающей наибольшее отречение от мира, и она даёт самую большую силу.

00:28:15 В Ведах есть много историй о том, как мудрецы, йоги, которые практиковали вот эту аштанга-йогу, или раджа-йогу, достигали огромного мистического могущества. И вы, наверняка, тоже слышали о том, что йоги могут, например, проходить сквозь стену. Есть интересная история про одного йога. Это было не так давно, примерно 150 или 200 лет назад, во времена, когда Индия была колонией Англии. Один йог на улицах Калькутты вёл себя не очень деликатно и критиковал англичан, английское правительство и саму королеву Англии, я не помню точно, что он говорил, не в этом суть. Полиция его арестовывала и сажала в тюрьму, в какую-то камеру, но самое интересное в том, что на другой день этот йог оказывался на улице и снова начинал то же самое. Его снова арестовывали, его заковывали в наручники и запирали снова в камеру, и на другой день он снова оказывался на улице. То есть это не выдуманный пример, реальный пример, о котором говорят исторические хроники: даже ещё 150–200 лет назад были йоги, которые обладали так называемыми сиддхами, то есть определёнными мистическими силами. В данном случае этот йог мог становиться очень маленьким.

00:30:00 Согласно Ведам, одна из сиддх называется лахима-сиддхи, когда человек может стать очень маленьким, он может проникнуть в любую щель, затем выйти за пределы, скажем, камеры и снова принять свою обычную форму. Есть другая сиддхи, другое совершенство: человек может стать очень лёгким. По-моему, вот это называется лахима-сиддхи. И есть другой случай, который это подтверждает, и это тоже было в то время. Один известный йог приехал в Англию и стал давать там лекцию о йоге, в самом Лондоне. Это было во времена Чарльза Дарвина, то есть это была середина XIX века, и об этом написал один из сподвижников Дарвина, учёный Уотсон, и, собственно, от него мы и узнали об этом случае.

00:31:00 Так вот, этот йог, который давал регулярные лекции по йоге в Лондоне, жил в гостинице в центре Лондона. И однажды средь бела дня открылось окно его номера, и этот йог вылетел из этого окна в позе лотоса, немножко полетал вокруг площади и вернулся обратно. И всё это видели сотни людей. Это было средь бела дня на глазах у множества очевидцев. На следующий день это всё было опубликовано в лондонских газетах, и удивительно то, что никто этому не поверил. Все посчитали, что это газетная «утка». Если бы такой серьёзный, авторитетный учёный об этом не написал, то вряд ли бы до нас дошло.

00:31:51 Но это факт, существуют сотни, тысячи свидетельств того, что аштанга-йога даёт возможность человеку достичь определённых мистических способностей, которые никак не укладываются в современное научное представление, можно так сказать. Вероятно, по этой причине аштанга-йогу также называют раджа-йогой. Но мы уже с вами говорили в наших беседах, что вот эти всевозможные совершенства аштанга-йоги не являются в полном смысле духовными. Они дают возможность с помощью этой огромной энергии совершать какие-то преобразования материи. В частности, менять своё тело. Человек может принять очень маленькую форму, стать очень лёгким, но это не даёт постижения высшей духовной реальности, и человек может к этому привязаться и на этом остановиться.

00:33:01 В принципе, аштанга-йога – это авторитетная система йоги, которая приводится в «Бхагавад-гите» и которая также может помочь нам в достижении духовного совершенства. Сейчас в основном она используется для поддержания здоровья. Несомненно, она позволяет человеку поддержать в здоровом состоянии ум и тело, но с духовной точки зрения она не является высшей системой, согласно «Бхагавад-гите», как мы с вами читали, но будут и другие упоминания, где Кришна однозначно говорит, что бхакти, то есть преданное служение Господу, является высшей целью человеческой жизни. Вот таков ответ на данный вопрос.

Почему брахмачари носят дхоти шафранового цвета, а грихастхи – белого? Есть ли в этом сакральный смысл?

00:33:44 Спасибо. Это вопрос более частный, что в вайшнавской традиции брахмачари носят одежду (дхоти) шафранового цвета, который очень близок к оранжевому, а домохозяева (грихастхи) носят одежду белого цвета. Я могу в какой-то степени ответить на данный вопрос, но более полный ответ я постараюсь приготовить в следующий раз, спросить у авторитетов, потому что я не знаю высшего эзотерического смысла.

00:34:19 Но каждый цвет связан с определённой гуной материальной природы, и ученики (брахмачари) носят одежду шафранового цвета, который является, по сути, комбинацией желтого и красного цвета. Желтый цвет, так же как белый, – это цвет саттва-гуны (гуны благости). Красный цвет – это цвет раджа гуны (гуны страсти). То есть первый этап жизни брахмачари – это когда он ещё имеет какую-то гуну страсти, у него нет ещё чистой гуны благости, у него ещё есть какие-то желания. В юности всегда много всего, амбиций и так далее…

00:35:05 И когда он достигает зрелого возраста и заводит семью, он носит белый цвет, и белый цвет – это саттва-гуна, гуна благости. То есть человек учится уже не только что-то брать, но он учится и давать, поскольку грихастха (домохозяин) должен поддерживать свою семью, жену и детей, и он должен, по сути, стать наставником для своих подопечных. То есть это уже гораздо более высокий этап духовного развития человека.

00:35:37 Далее он может принять ванапрастху, как мы говорили в курсе ведической культуры, или саньясу – отречение от мира, и тогда, собственно, он может носить любой цвет. Для этих высоких ашрамов уже нет таких строгих предписаний, но для начальных ашрамов система такая, что ученики (брахмачари) носят дхоти оранжевого цвета, или шафранового, а домохозяева – белого. Это то, что мне известно, а более подробно я постараюсь ответить в следующий раз.

Почему бхакти йога является высшей

00:36:11 Хороший вопрос. Я частично ответил на него в начале лекции. Все три системы йоги: карма-йога, гхьяна-йога и аштанга-йога – имеют небольшой материальный оттенок, то есть у них цель и средства отличны друг от друга. Они не являются в полном смысле духовными, или абсолютными. Абсолютной является бхакти-йога. Почему? Потому что в ней всё совершенно. Это говорится в одном из стихов «Бхагавад-гиты», где Кришна говорит, что в бхакти-йоге всё имеет духовную природу. И всё, что предлагается на огне жертвоприношения, и сам процесс жертвоприношения, и плоды – всё имеет трансцендентную природу. Это один из стихов «Бхагавад-гиты», по-моему, в главе 4, где как раз описан процесс жертвоприношений. По этой причине аштанга-йога, уникальная и поражающая воображение теми чудесами и трюками, которые она позволяет человеку совершать, имеет всё же какой-то материальный оттенок, не является, скажем так, высшей духовной системой, поэтому нельзя их назвать просто кармическими, но они имеют определённый кармический оттенок. Так я могу ответить на данный вопрос.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 25 января 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 17 января 2022
тегирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 19 января 2022