Глава 7 стихи 1-7

Аюрведа радио - 05 октября 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:37:49 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 50 | скачано: 179 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Прекрасный мир на Аюрведа радио. [Критский В.Г.]: Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл бесед «Обзор систем йоги по Бхагават-гите» и, как обычно, перед началом чтения стихов 7 главы я сделаю небольшое вступление, которое помогает, как бы, понять философский смысл Бхагават-гиты, её место в современной жизни, потому что это древнее духовное знание, несомненно, очень сокровенное, эзотеричное. Бхагават-гита – это, по сути, наука духовной жизни. Она нам раскрывает реальность, что духовная жизнь – это не просто какая-то фантазия, иллюзия и плод воображения. По сути, в каком-то смысле материальный мир и материальную жизнь можно назвать иллюзией, потому что в материальном мире всё когда-то кончается. Всё, чего бы человек ни достиг, каким бы он ни был богатым, умным, красивым, какого бы положения ни достиг в мире – всему этому приходит конец. Есть известная история про Александра Македонского, который был одним из самых удачливых и знаменитых людей, он завоевал полмира, всю Европу и половину Азии. Он умер достаточно молодым, в 33 года. Когда он умирал, он завещал, чтобы его хоронили с поднятыми вверх ладонями, то есть, чтобы люди увидели, что его руки пусты и это имеет глубокий смысл. Александр хотел показать людям, что он, по сути, самый могущественный, самый богатый человек в мире ничего не может забрать с собой.

00:02:09 И каждый человек, по сути, приходит в этот мир с пустыми руками и с пустыми руками уходит, поэтому все материальные блага, которые человек получает по сути, как бы, так сказать, далеко не всегда приносят ему благо на самом деле, а иногда приносят великие несчастья. Как говорил Иисус Христос в Библии: «Не копите себе сокровища на земле, где ржа истребляет, вор крадёт, а копите себе сокровища на небесах». И вот как раз Бхагават-гита – древнее ведическое знание, которое раскрывает перед нами этот сокровенный смысл духовной жизни без прикрас и без иллюзий. Мы с вами прочитали в конце 6 главу в прошлый раз, и первые 6 глав Бхагават-гиты они в целом называются «карма йога» – это одно из названий, третья глава тоже называется «карма йога». Смысл в том, что это как бы наука деятельности, каким образом человек должен действовать в материальном мире. В этих 6 главах рассматривались три системы йоги – карма йога, гьяна йога и аштанга йога или гьяна йога, последняя 6-я глава как раз. И все эти три системы йоги располагаются в виде определённой лестницы. Каждая из них является определённой ступенькой духовной жизни. Скажем, карма йога – это… её суть в том, что человек должен добросовестно исполнять свои обязанности без привязанности к плодам – это, по сути, самое начало духовной жизни.

00:03:53 Каждый разумный интеллигентный человек, даже если он неверующий, должен действовать в соответствии с этими принципами карма йоги. Следующая система йоги называется гьяна йога или йога знания, когда человек с помощью философского анализа постигает смысл жизни на основании священных писаний или наставлений учителя. Это уже более высокая ступень, потому что для гьяна йоги требуется определённая чистота, определённая отречённость от мира, поэтому это следующая ступень. Следующая называется гьяна йога и аштанга йога требует ещё более высокого отречения, настолько высокого, что эта система по сути нереальна, слишком сложна для современных людей. Если вы помните, там Кришна предписывает, что йог должен удалиться в лес, должен полностью отречься от мира и, по сути, прекратить всякую материальную деятельность. Разумеется, для современных людей это попросту совершенно нереально. Когда человек настолько тесно связан с современным обществом, с цивилизацией, поэтому все эти три системы йоги имеют некий материальный оттенок. В них имеется определённая двойственность, то есть отличие цели и средства, и по сути самой совершенной и, можно сказать, абсолютной системой является бхакти йога, потому что в ней и цель, и средства идентичны.

00:05:39 Бхакти или преданность является с одной стороны средством и с другой стороны целью. То есть один из вариантов перевода слова бхакти – это преданность, а другой – это любовь. То есть можно сказать, что это искусство любви, но не обычной материальной любви, а любви к Богу - в этом смысл системы бхакти йоги, к которой мы сейчас с вами приступаем и последний стих 6 главы, который мы с вами прочитали в прошлый раз является связующим звеном, которое, по сути, перекидывает мостик между вот этими тремя первыми системами йоги, которые в целом называются условно карма йогой и бхакти йога, которая является высшей ступенью и, по сути, целью всего духовного процесса. Значит, последний, 47 стих был такой: «Из всех йогов тот, кто с непоколебимой верой всегда думает обо мне в глубине сердца и постоянно служит мне с любовью и преданностью, тот наиболее тесно связан со мной в йоге и он из всех является наивысшим – таково моё мнение». Это слова Господа Кришны и мы видим, что это очень сильно отличается от основного содержания 6 главы, где описывалась эта очень сложная техническая система йоги, система медитации, погружение своего разума в высшую духовную реальность.

00:07:19 И 7 глава рассматривает процесс постижения абсолютной истины, и высшим аспектом абсолютной истины является Верховная личность Бога – Кришна. И что такое абсолютная истина? В современной науке нет какого-то устоявшегося определения, хотя такие выдающиеся философы, как Гегель, Кант рассматривали это понятие абсолютной истины, но в современной науке оно не является популярным, потому что более распространённое представление о механистической картине мира, что мир – это некий случайный процесс, который возник в результате большого взрыва и человек, и все формы жизни появились в результате случайного процесса эволюции. И, собственно, об абсолютной истине речи нет, всё имеют место какие-то случайные процессы на основании законов природы. То есть законы природы считаются абсолютными неизменными, но это некое безличное имперсональное представление об абсолютной истине. И Веды ставят вопрос гораздо глубже: почему законы природы именно такие, как они есть? Потому что изначальным высшим аспектом абсолютной истины является не безличный, а личностный аспект, то есть высший разум, Верховная личность Бога.

00:08:53 То есть Веды – это синтез и духовного, и материального знания. И Веды уделяют большое внимание также материальному знанию, как собственно Аюрведа, наше радио называется Аюрведа радио, наука о здоровье, о здоровье нашего физического материального тела. Это знание не является в полном смысле духовным, хотя оно, несомненно, является очень трансцендентным, возвышенным, оно не было создано каким-то человеческим умом. Это знание даётся нам свыше. Но, тем не менее, оно касается материального мира, материального тела. То есть, уникальность ведического знания в том, что Веды дают нам путь познания абсолютной реальности. Я хочу привести слова нашего замечательного драматурга Константина Сергеевича Станиславского, который говорил, что великий учитель способен сделать сложное простым, а простое красивым. Так вот это уникальное ведическое знание возможно постичь через посредство духовного учителя, который уже, так сказать, является представителем, обладателем этого знания. Его практически невозможно постичь самостоятельно и, кстати, Станиславский, наверняка, был знаком с Ведами, с ведической традицией, потому что в его системе имеется множество элементов систем йоги, каких-то упражнений и философии.

00:10:34 И вот эта кстати фраза, я могу ещё раз её прочитать: «Великий учитель способен сделать сложное простым, а простое красивым», – эта фраза, наверняка, свидетельствует о том, что Станиславский понимал роль гуру в процессе духовного совершенствования человека. И сейчас мы с вами начнём читать стихи 7 главы, которая называется «Знание об Абсолюте». Стих 1: «Верховный Господь сказал: «А сейчас, о сын Притхи, услышь, как с помощью йоги, устремив на меня свой ум, ты сможешь постичь меня полностью вне всякого сомнения». Стихи 7 главы очень простые. Господь Кришна начинает объяснять характер абсолютной истины очень просто и очень понятно, для этого не нужно иметь какого-то великого ума или философского образования, быть доктором философских наук. И здесь, собственно, описывается, как бы, сокровенный характер Абсолютной истины. Первый процесс для постижения абсолютной истины – это процесс слушания. И в Ведах говорится, что слушание повествований о Господе изложенных в ведических писаниях или же слуг самого Кришны в Бхагават-гите – это само по себе благоприятный процесс. Господь, находящийся в сердце каждого, действует как лучший друг преданного, который слушает о нём и очищает его сердце от материальной скверны. То есть, по сути, то, что мы с вами делаем – это есть процесс постижения абсолютной истины. Это первый процесс бхакти йоги – шраванам или слушание о высшей абсолютной истине.

00:12:35 Стих 2: «Сейчас я открою тебе во всей полноте знание, как явленное, так и не явленное, познав которое, тебе будет нечего больше знать». Другой вариант этого стиха такой, что «я открою тебе во всей полноте знание как материальное, так и духовное, познав которое тебе уже нечего будет больше знать». То есть явленное знание – это очевидно материально знание, которое дается нам через посредство наших чувств. То есть мы можем воспринимать этот окружающий мир при помощи 5 чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. И духовное знание или трансцендентное не доступно нашим чувствам. Оно постигается только через духовный трансцендентный процесс слушания, слушания об абсолютной истине от духовного учителя или его представителя.

00:13:32 Стих 3: «Из многих тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а из достигших совершенства едва ли один знает меня полностью». Кришна не торопится описывать нам абсолютную истину. Он в первую очередь говорит о том, что знание об абсолютной истине достаточно сокровенно, и далеко не все люди даже стремятся к этому знанию. Большинство людей довольствуется простыми процессами: еда, сон, секс, самооборона, то есть их не интересует высший смысл человеческой жизни. Как говорится в Евангелие: «Много званых, но мало избранных». Это значит, что во всём мире звонят колокола церквей, храмов, мечетей, синагог и во всём мире духовные люди, священники призывают людей прийти на службу, услышать о Боге, но мало кто этим интересуется. Люди гораздо больше интересуются там экономикой, политикой и так далее, но мало кто интересуется постижением высшей абсолютной истины. То есть духовное знание сокровенно, оно испокон веков оставалось великой тайной, которая передавалась из уст учителя в ухо ученика, и многие великие преданные отдали свою жизнь этой великой миссии. И самый известный тому пример – это Господь Иисус Христос.

00:15:16 Стих 4: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго – эти 8 элементов составляют мои отделённые материальные энергии». Так Господь Кришна начинает с описания материальных энергий абсолютной истины, которые изучаются в современной науке – в физике, в химии и так далее. И здесь классификация на 8 элементов, из них 5 грубых и три тонких. 5 грубых элементов: земля, вода, огонь, воздух, эфир. Земля – это как бы элемент, отвечающий за твёрдое состояние вещества, вода отвечает за жидкое состояние вещества. Огонь – это огненное, плазменное состояние и воздух – газообразное состояние. Это не очень похоже на систему периодических элементов Менделеева, но нельзя забывать, что система элементов Менделеева не состоит из изначальных элементарных частиц, она состоит из атомов, которые каждый в свой черёд являются сложной структурой. И каждый атом состоит из электронов, протонов, нейтронов, мизонов, то есть число основных частиц, входящих в атом, по сути, соответствует числу вот этих грубых элементов, которые перечисляет Кришна в Бхагават-гите.

00:16:47 Это очень интересный факт, который говорит о том, что по сути вот эта философия санкхья не противоречит современным научным представлениям, по крайней мере, физическим представлениям и для меня это важно, поскольку я физик по образованию. То есть вот эти 4 грубых элемента: земля, вода, огонь, воздух согласно философии санкхья имеют атомарную структуру. То есть они состоят из атомов, как собственно и предполагается в современной науке. И три тонких элемента, которые здесь перечисляются – это ум, разум и ложное эго - это наше тонкое тело, о котором вы наверняка слышали в лекциях по Аюрведе, астрологии и так далее. И, по сути, это тоже никак не противоречит современным научным представлениям, потому что наука физика изучает только те материальные элементы, которые доступны нашим чувствам. Ум, разум и ложное эго относятся к числу так называемых тонкоматериальных элементов, которые не доступны нашим чувствам. Они вне этого материального разнообразия, которое мы воспринимаем, то есть вне вот этого трёхмерного многообразия материального мира. Согласно Ведам, материальная вселенная имеет много измерений.

00:18:12 Три измерения – это только основное пространство, которое мы воспринимаем через наши чувства и вот в нём как раз находятся вот эти пять материальных элементов перечисленных выше: земля, вода, огонь, воздух, эфир. Эфир, на санскрите акаша, приводит также к пространству, то есть всё вот это пространство, которое мы видим вокруг нас, говоря физическим языком вакуум - это не есть просто пустота, самый тонкий материальный элемент, а более тонкие элементы, хотя и материальные – это ум, разум, ложное эго, которые составляют наше тонкое материальное тело. Стих 5: «Помимо этой низшей энергии, о могучий Арджуна, существует иная, высшая природа, состоящая из живых существ, которые пользуются низшей материальной энергией и поддерживают вселенную. Здесь Кришна, соответственно, описывает другой класс энергии абсолютной истины, то есть – это духовные энергии, из которых состоят все живые существа, мы с вами, а также животные, растения. Мы уже много раз говорили о том, что это тоже, так сказать, высшая духовная энергия, это нематериальная энергия и у каждого живого существования имеется душа, на санскрите джива атма. Джива – русское слово «живой», а атма – это атомарная мельчайшая частица, то есть, согласно Бхагават-гите душа является мельчайшим атомарным кирпичиком творения и Кришна говорит, что, по сути, все живые существа составляют вот эту высшую духовную энергию.

00:20:10 Помимо живых существ, которые мы с вами перечислили, которые обитают на земле есть также и живые существа в более тонких телах, которые не доступны нашему видению. Например, какие-то микробы, бактерии, вирусы. Современная наука до сих пор не решила, являются вирусы живыми существами или это просто какие-то молекулы, которые обладают такой уникальной способностью. Вирус – это одна из больших загадок для современной науки, потому что вирус представляет из себя, по сути, какую-то молекулу ДНК, которая пристраивается к каким-то тканям, к другому живому существу, встраивается в нить ДНК другого живого существа и на ней начинается редубликация уже белков. То есть, по сути, она как бы является кровопийцей, которая сосёт энергию из живого существа и за его счёт растёт и размножается, и за счёт этого возникают огромные проблемы. Почему самые опасные болезни – это вирусные, потому что вирусы – это совершенно уникальное явление в этом мире, которое не доступно нашему восприятию, с которым очень трудно бороться. Помимо этого есть ещё живые существа в более тонких формах, скажем, какие-нибудь там призраки, которые находятся в тонкоматериальных телах.

00:21:47 Вы наверняка слышали о спиритических сеансах, когда вызывают души каких-то умерших тел и являются какие-то существа и беседуют с нами, отвечают на наши вопросы. Мы их не видим, но на самом деле с помощью специальной техники их можно увидеть. Есть так называемая техника фотографии Кирлиана, в красном свете, когда во время спиритического сеанса фотографировали вот эти, так сказать, личности этих душ, которые являлись и беседовали с участниками сеанса, то есть, есть множество различных научных даже фактов, которые подтверждают существование других форм жизни в более тонких телах – это и соответствует ведическому знанию, согласно которому жизнь также есть на других планетах вселенной, но она находится в более тонких формах.

00:22:42 Следующий, 6 стих: «Все сотворённые существа берут начало в этих двух природах. Знай же, что из всего, что материально в этом мире и из всего, что духовно, я как начало, так и распад». Итак, Кришна говорит о том, что он является с одной стороны причиной всего сущего, с другой стороны и концом. Во всех религиях есть такое понятие что Бог творец, Бог создал этот мир, но мало где объясняется, что на самом деле этот мир не только творение Господа, но в определённый период Господь его и уничтожает, разрушает. Согласно Ведам, изначальным творцом является Господь Вишну - экспансия всевышнего Господа Кришны, он поддерживает этот мир в течении определённого периода, так называемая жизнь Брахмы, потому что Господь Брахма является вторичным творцом. Он может творить внутри каждой вселенной и в конце он разрушается. И экспансия Господа, которая разрушает материальный мир, называется Господь Шива. Всё в этом мире есть результат соединения духа и материи, и дух, духовная энергия является основой творения. Материя – это порождение духа, поэтому представление, что дух возникает на каком-то этапе эволюции материи совершенно не соответствует реальности, не имеет никаких доказательств. Это чисто спекулятивные рассуждения, на которых построена теория эволюции Дарвина и теория возникновения жизни. И, по сути, наше материальное тело растёт и развивается благодаря тому, что в нём находится духовное существо, душа.

00:24:46 Стих 7: «О, завоеватель сокровищ, нет истины выше меня. Всё сущее покоится на мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить». Это, пожалуй, последний стих которым мы сегодня можем завершить нашу передачу. Очень интересный стих и очень красивый, где Кришна говорит, что он является, по сути, основой всего сущего и здесь приведён очень красивый аллегорический пример: как жемчужины нанизаны на нить, так всё сущее нанизано на высшие энергии Всевышнего Господа Кришны. И вы, может быть, помните, в 4 главе Бхагават-гиты есть стих, где Кришна говорит: «В некотором смысле я есть всё, но в тоже время я независим». То есть всё есть энергия Верховной личности Бога, энергия абсолютной истины и, в то же время, абсолютная истина существует в своём высшем личностном аспекте, и он является личностью также как мы являемся личностью. И в этом плане очень наглядное и красивое сравнение, где абсолют, абсолютная личность сравнивается с солнцем, а индивидуальные живые существа сравниваются с лучами солнца. То есть мы имеем ту же духовную природу, мы также являемся духовными существами, личностями, но атомарными по своим размерам и обладающими ограниченными возможностями по отношению к Верховной личности Бога. Пожалуй, на этом я закончу сегодняшнюю передачу.

00:26:34 Спасибо. Да, это очень интересный вопрос. Действительно, в современном мире йога, которая распространена – это как раз хатха йога и раджа йога включает в себя несколько элементов, в том числе хатха йогу и пранаяму и это в свой черёд входит в аштанга йоги или гьяна йоги, которую мы рассматривали в предыдущих передачах. Аштанга йога переводится также - восьмичленная система. Ашта – восемь означает в переводе с санскрита, анга – часть, то есть восемь частей, восьмичленная система. В ней первые части – это яма и нияма – регулирующие правила и предписания, и затем третьим элементом является хатха йога, на санскрите называется асаны, затем идёт пранаяма - четвёртый элемент, потом гьяна – отвлечение чувств от материальных объектов и так далее. И вот некой комбинацией этих ступенек йоги является раджа йога. Раджа – означает царь, царственная йога, и поэтому и в целом аштанга йогу называют иногда раджа йогой. Среди всех предыдущих трёх систем действительно можно считать, что раджа йога является наивысшей, наиболее сложной и развивающей наибольшее отречение от мира и она даёт самую большую силу.

00:28:22 В Ведах есть много историй о том, как мудрецы, йоги, которые практиковали вот эту аштанга йогу или раджа йогу, достигали огромного мистического могущества и вы, наверняка, тоже об этом слышали, что йоги могут, например, проходить сквозь стену. Есть одна интересная история про одного йога. Это было не так давно, примерно 150 или 200 лет назад во времена, когда Индия была колонией Англии. Один йог на улицах Калькутты, он как-то вёл себя не очень деликатно и критиковал англичан, английское правительство и саму королеву Англии, я не помню точно, что он говорил, не в этом суть, и полиция его арестовывала и сажала в тюрьму, в какую-то камеру, но самое интересное в том, что на другой день этот йог оказывался на улице и снова начинал то же самое. Его снова арестовывали, его заковывали в наручники и запирали снова в камеру и на другой день он снова оказывался на улице. То есть это не выдуманный пример, реальный пример, о котором говорят исторические хроники, что даже ещё 150-200 лет назад были йоги, которые обладали так называемыми сидхами, то есть определёнными мистическими силами.

00:30:05 В данном случае этот йог мог становится очень маленьким и, согласно Ведам, одна из сидх называется лахима сидхи – человек может стать очень маленьким, он может проникнуть в любую щель, затем выйти за пределы там камеры и снова принять свою обычную форму. Есть другая сидхи, другое совершенство: человек может стать очень лёгким. По-моему, вот это называется лахима сидхи и есть другой случай, который это подтверждает и это тоже было в то же время, когда один известный йог приехал в Англию и стал давать там лекцию о йоге в самом Лондоне. Это было во времена Чарльза Дарвина, то есть это была середина 19 века, и об этом написал один из подвижников Дарвина - учёный Уотсон и, собственно, от него мы и узнали об этом случае. Так вот этот йог, который давал регулярные лекции по йоге в Лондоне, однажды днём, средь бела дня, он жил в гостинице в центре Лондона, открывается окно его номера и этот йог вылетает из этого окна в позе лотоса и он так вот немножко полетал вокруг площади и вернулся обратно. И это всё видели сотни людей. Это было средь бела дня, множество очевидцев. На следующий день это всё было опубликовано в лондонских газетах и удивительно то, что никто этому не поверил. Все посчитали, что это газетная «утка», если бы такой серьёзный авторитетный учёный об этом не написал, то наврятли бы до нас дошло.

00:32:00 Но это факт, этих свидетельств сотни, сотни, тысячи, что йога, вот эта аштанга йога даёт возможность человеку достичь вот этих мистических способностей, которые никак не укладываются в современное научное представление, так можно сказать. Вероятно это причина почему аштанга йога также называется раджа йогой, но мы уже с вами говорили в наших беседах, что вот эти все совершенства аштанга йоги не являются в полном смысле духовными. Они дают возможность с помощью вот этой огромной энергии совершать какие-то преобразования материи. В частности – менять своё тело. Человек может принять очень маленькую форму, стать очень лёгким, но это не даёт постижение высшей духовной реальности и человек может к этому привязаться и на этом остановится. В принципе аштанга йога – это авторитетная система йоги, которая приводится в Бхагават-гите и которая также может помочь нам в достижении духовного совершенства. Сейчас в основном она используется для поддержания здоровья. Она позволяет человеку поддержать в здоровом состоянии ум, тело, но с духовной точки зрения она не является высшей системой. Согласно Бхагават-гите, как мы с вами читали, будут и другие упоминания где Кришна однозначно говорит что бхакти, то есть преданное служение Господу, является высшей целью человеческой жизни - вот таков ответ на данный вопрос.

00:33:51 Спасибо. Это вопрос более частый, что в вайшнавской традиции брахмачарьи носят доти, одежду шафранового цвета, который очень близок к оранжевому, а домохозяева - грихастхи носят одежду белого цвета. Я могу сказать какие-то вещи, которые в какой-то степени отвечают на данный вопрос. Более полный ответ я постараюсь приготовить в следующий раз, спросить у авторитетов, потому что я не знаю высшего эзотерического смысла. Но каждый цвет связан с определённой гуной материальной природы и ученики брахмачарьи носят одежду шафранового цвета, который является, по сути, комбинацией желтого и красного цвета. Желтый цвет, также как белый цвет, - это цвет саттва гуны, гуны благости. Красный цвет – это цвет гуны страсти. И то есть первый этап жизни брахмачарьи – это когда он ещё имеет какую-то гуну страсти, у него нет ещё чистой гуны благости, у него ещё есть какие-то желания в юности всегда много всего, амбиций и так далее… И когда он достигает зрелого возраста и заводит семью, он носит белый цвет и белый цвет – это саттва гуна, гуна благости. То есть человек учится уже не только что-то брать, но он учится и давать, поскольку грисастха домохозяин, он должен поддерживать свою семью, жену и детей, и он должен, по сути, стать наставником для своих подопечных, то есть это гораздо уже более высокий этап духовного развития человека. Далее он может принять ванапрастху, как мы говорили в курсе ведической культуры, и саньясу – отречение от мира и тогда, собственно, он может носить любой цвет. Для вот этих высоких ашрамов уже нет таких строгих предписаний, но для начальных ашрамов система такая, что ученики брахмачарьи носят доти оранжевого цвета или шафранового, а домохозяева белого. Это то, что мне известно, а более подробно я постараюсь ответить в следующий раз.

00:36:21 Хороший вопрос. Я частично ответил на него в начале лекции. Вот эти все три системы йоги – карма йога, джнана йога и аштанга йога имеют небольшой материальный оттенок, то есть у них цель и средства отличны друг от друга. Они не являются в полном смысле духовными или абсолютными. Абсолютной является бхакти йога. Почему? Потому что в ней, как бы, всё совершенно. Это говорится в одном их стихов Бхагават-гиты, где Кришна говорит, что в бхакти йоге всё имеет духовную природу и всё, что предлагается на огне жертвоприношения и сам процесс жертвоприношения, и плоды – всё имеет трансцендентную природу. Это один из стихов Бхагават-гиты, по-моему, в 4 главе, где как раз описан процесс жертвоприношений. По этой причине аштанга йога, которая очень уникальна, которая поражает воображение теми чудесами и трюками, которые она позволяет человеку совершать имеет всё же какой-то материальный оттенок, не является как бы высшей духовной системой, поэтому нельзя их назвать просто кармическими, но они имеют определённый кармический оттенок. Так я могу ответить на данный вопрос.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 25 января 2012