Глава 16 стихи 11-20

Аюрведа радио - 07 ноября 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:53:18 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 48 | скачано: 142 | избрано: -1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Вы слушаете «Аюрведа радио».
[Ведущая] Здравствуйте, здравствуйте, дорогие радиослушатели, с вами «Аюрведа радио». На улице становится всё холоднее и холоднее, но несмотря ни на что мы готовы стараться согревать ваши сердца. И сегодня у нас в эфире Критский Владимир Георгиевич с семинаром «Обзор различных систем йоги по “Бхагавад-гите”». Вы можете присылать свои вопросы в чат по Skype и на почтовый ящик aurvedaradio@mail.ru. Сейчас я отрегулирую громкость и буду здороваться с Владимиром Георгиевичем.

00:01:05 Здравствуйте, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Оксана. Меня хорошо слышно?
[Ведущая] Да, очень хорошо вас слышно.
[Критский В.Г.] Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем изучать 16 главу «Бхагавад-гиты» под названием «Божественные и демонические натуры». И в прошлый раз мы прочитали последний стих, десятый: «Потакая неуёмному вожделению, опьяненные гордостью и тщеславием, и чувством ложного престижа, демоны пребывают в плену иллюзий и вечно занимаются нечистой деятельностью, очарованные приходящим». И, как я говорил в прошлый раз, вот в этой части 16 главы мы слышим о достаточно таких, я бы сказал, привычных и реальных для нас отношениях, которые, к сожалению, преобладают в современном обществе. Но поскольку это повествование ведёт сам Всевышний Господь, то мы ясно видим всю неприглядность этой картины. И поэтому данные стихи вызывают не менее сильный духовный эффект, чем описание божественных качеств, которые у нас были в позапрошлой передаче.

00:02:23 И дальше мы продолжаем стихи с 11 по 12. «Демоны считают, что чувственные наслаждения являются главной целью жизни, поэтому их беспокойствам нет конца. Опутанные сетью тысячей желаний, опьянённые вожделением и гневом, они всеми способами пытаются добывать деньги ради новых чувственных наслаждений». Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Демоны считают, что высшей целью человеческой жизни является удовлетворение чувств, и они сохраняют свои убеждения до самой смерти. Они не верят в жизнь после смерти и что в соответствии со своей кармой, то есть деятельностью в материальном мире, живое существо постоянно меняет свои тела.

00:03:13 Они всё время строят нескончаемые планы, которые им никогда не удаётся завершить. Однажды мы наблюдали, как человек с демоническим складом ума, будучи на пороге смерти, просил врача продлить ему жизнь на 4 года, чтобы он успел закончить свои дела. Глупцы не знают, что врач не может продлить жизнь даже на секунду. Приходя за нами, смерть не спрашивает нашего желания. Законы природы не позволят никому прожить больше, чем отведено судьбой». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Я думаю, что вы слышали, как этот панический страх смерти заставляет людей совершать глупейшие поступки.

00:04:04 Например, на Западе существуют такие специальные фирмы, которые за огромные деньги замораживают тела безнадёжно больных с тем, чтобы разморозить их через какое-то число лет, насколько у человека хватает денег, и в надежде, что наука в будущем сможет вылечить их болезнь. Думаю, вы понимаете бессмысленность этой затеи. На самом деле наука, по сути, не может вылечить даже грипп или насморк. Эти деньги больные люди могли бы потратить с огромным благом для себя и других, они могли бы заказать какое-то служение в храме или отпевание в церкви и т.д. Вместо этого они выкидывают деньги на ветер, что, разумеется, не приносит им никакой пользы. Продолжим читать комментарий: «Демоны, неверящие в Бога и отрицающие существование Сверхдуши в сердце, безудержно грешат только для удовлетворения своих чувств.

00:05:07 Они не знают, что у них в сердце находится свидетель их поступков. Сверхдуша постоянно наблюдает за деятельностью индивидуальной души. В упанишадах говорится о двух птицах, сидящих на ветвях одного дерева. Одна из них действует и поедает сладкие и горькие плоды этого дерева материальной жизни, а другая за ней наблюдает. Однако демоны не знают Вед и не имеют веры, поэтому они считают себя вправе делать всё, что угодно, ради собственного удовлетворения, не думая о последствиях». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:05:50 Стихи с 13 по 15. «”Сегодня, — думает демоническая личность, — я имею столько богатства, а осуществив свои замыслы, получу ещё больше. Сейчас у меня огромное состояние, которое ещё увеличится в будущем. Этот человек мой враг и я убил его, а со временем я расправлюсь и с другими врагами. Я хозяин всего. Я наслаждаюсь жизнью. Я достиг всего совершенства, могущества и счастья. Я самый богатый, меня окружают знатные родственники. Нет никого могущественнее и счастливее меня. Совершая жертвоприношения и раздавая милостыню, я буду жить, радуясь и наслаждаясь”, — так эти люди становятся жертвами собственного невежества». И к этому стиху Бхактиведанта Свами Прабхупада не даёт никакого комментария, я думаю, что здесь и так всё ясно.

00:06:47 Стих 16: «Сбитые с толку тревогами и беспокойствами, опутанные сетью иллюзорных представлений, демоны привязываются к чувственным удовольствиям и, в конце концов, попадают в Ад». Комментарий: «Жажда демона к наживе не имеет предела, она бесконечна. Он думает лишь о том, сколько у него сейчас богатств и как увеличить их в будущем. Для этого он готов совершить любой грех. И, стремясь насладиться запретным плодом, постоянно занимается незаконными махинациями. Гордясь своими нынешними достояниями — землёй, домом, счётом в банке — он всё время думает, как стать ещё богаче. Он верит в собственные силы и не знает, что его богатство является результатом его прошлых благочестивых поступков. Он думает, что богатство пришло к нему в результате его усилий. Демон верит в свои собственные силы, игнорируя законы кармы, в соответствии с которым знатное происхождение, богатство, прекрасное образование или красота являются результатом благочестивой деятельности, совершённой в прошлых жизнях. Демоны считают, что все эти приобретения достались им благодаря их усилиям».

00:08:08 Итак, как вы понимаете, все богатства достаются человеку действительно благодаря его усилиям, но только в прошлой жизни. Вот это вот очень тонкий момент. Мы должны понимать, что, разумеется, есть всеобщая справедливость. Но законы материального мира устроены не так просто, не так примитивно и поэтому последствия, плоды своих действий, мы видим не сразу, а через какое-то время, и это может быть даже в следующей жизни. Почему одному человеку богатство достаётся легко, само собой, а другой трудится, как осёл, зарабатывает гроши? Это не случайная удача — это результат деятельности человека в прошлой жизни. Только так можно объяснить вот ту как бы реальность материальной жизни, которую мы видим.

00:09:05 И продолжим дальше читать комментарий: «Всякий, кто соперничает с таким человеком, тотчас же становится его врагом. На свете много демонов и они враждуют друг с другом. Эта вражда пускает глубокие корни. И, переходя за рамки межличностных отношений, охватывает семьи, классы и целые народы. Поэтому в мире не утихает борьба, идут войны, и люди постоянно враждуют друг с другом. Обычно каждый демон считает себя Богом и иногда вопрошает своих последователей: “Зачем искать Бога где-то на стороне? Каждый из вас Бог. Вы можете делать всё, что угодно. К чему вам верить в Бога? Забудьте о нём, Бога нет, он давно умер”. Так проповедуют демоны». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:09:58 Я хочу вам напомнить очень интересную историю про Фридриха Ницше. Я вам как-то рассказывал, что при входе в тот институт, где он преподавал в Германии, был повешен плакат «Бог мёртв». Подпись: «Ницше». И вот когда Фридрих Ницше пришёл к своему концу и скончался, и шла о нём какая-то панихида вот в этом же институте, то под этой подписью появилась другая: «Ницше мёртв. Бог». Вот это вот очень интересный пример, к чему ведёт демоническое настроение. Думаю, тоже тут комментарии излишни. 17 стих: «Самодовольный и бесстыдный, опьянённый богатствами и чувством ложного престижа, они из своего тщеславия порой устраивают жертвоприношения, делая это только для вида, не следуя правилам и предписаниям».

00:11:01 Комментарий: «Считая себя всем и вся, и отвергая авторитет священных писаний, демоны иногда совершают так называемые религиозные обряды и жертвоприношения. И поскольку для них не существует авторитетов, они ведут себя бесстыдно и дерзко. Всё это результат иллюзий, порождённый богатством и чувством ложного престижа. Нередко такие демоны рядятся в одежды проповедников и сбивают с толку неискушённых людей, которые почитают их как религиозных реформаторов или воплощений Бога. Они устраивают показные жертвоприношения, поклоняются полубогам или создают собственного Бога. В духовной жизни человек должен строго следовать многих правил и предписаний, однако демоны не обращают на них никакого внимания, они считают, что каждый человек должен идти собственным путём духовного развития и что единого пути не существует. Подобные действия являются следствием их невежества и иллюзий».

00:12:07 В этом комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет о лжеучителях, которые сбивают людей псевдодуховной пропагандой под видом каких-то религиозных учений. Об этом также говорит Господь Иисус Христос, что они подобны волкам в овечьей шкуре. Но он же даёт рецепт, как распознать таких людей. Он говорит: «По плодам узнаете их». Что даёт та или иная традиция? Какими становятся люди? Добрыми, терпимыми или злыми ненавистниками, гонителями инакомыслящих? Если мы встречаем какого-то человека, который неавторитетен, не очень духовен, чист и так далее, то нам нет особой нужды его осуждать, мы просто можем пройти мимо по принципу «не судите, да не судимы будите».

00:13:02 Нет нужды становится фанатиком и борцом с сектами. Разумеется, могут быть какие-то человеконенавистнические секты, которые выходят далеко за рамки закона, и с ними разбираются органы защиты правопорядка. Но в Конституции нет такого понятия, «секта», есть «религиозные организации» — одни следуют, а другие нарушают принятое законодательство. И с точки зрения светской идеологии не так просто определить авторитетность той или иной религии. На самом деле всё это происходит естественно, как бы само собой. И в Ведах есть такой афоризм, что если человек честен, то Господь пошлёт ему истинного гуру, учителя. Если человек не честен, то Господь пошлёт ему мошенника. В Америке в прошлые десятилетия была мода на так называемых депрограмматоров, которые похищали детей из так называемых сект путём психологического, а порой и физического, давления, заставляли их отказываться от своих убеждений.

00:14:10 Естественно, это насилие над людьми. В конце концов, это вылилось в судебные процессы и многие ведущие депрограмматоры оказались за решёткой, и после этого немного успокоились. Мы, на самом деле, не можем насильно внедрять свою идеологию, ибо каждый человек свободен. Всевышний Господь Кришна даёт человеку свободу выбора, и мы не имеем права лишать его этой свободы. Стих 18: «Сбитые с толку влиянием ложного эго, своей силой, гордыней, вожделением и гневом, демоны враждебно относятся к Верховной Личности Бога, Господу, который находится у них в сердце и в сердцах всех остальных живых существ, и порочат истинную религию».

00:15:00 Комментарий: «Демоны восстают против Верховной власти Бога, не верят словам священных писаний. Сам факт существования Верховной Личности вызывает у них чувство зависти. Причиной этого является чувство ложного престижа, а также богатство и власть, которыми они обладают. Им неизвестно, что их нынешняя жизнь является подготовкой к следующей. Не зная об этом, они, по сути, завидуют сами себе, так же как и другим живым существам. Они совершают насилие над телами других и над собственным телом. Лишённые знания, демоны не хотят считаться с Верховной властью Личности Бога. Испытывая враждебность к священным писаниям и Верховной Личности, они выдвигают ложные аргументы, якобы доказывающие, что Бога нет, и отрицают авторитет явленных писаний. Они считают себя независимыми и способными совершить всё, что угодно. Уверенный, что в мире нет никого сильнее, могущественней и богаче его, демон считает себя вправе действовать, как ему заблагорассудиться, уверенный, что никто не сможет его остановить». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:16:18 Мы с вами уже говорили о некоторых, так сказать, научных утверждениях, что якобы Бога нет. Есть примеры достаточно выдающихся учёных, которые пытаются любой ценой это доказать. Один крупный учёный-академик, публикуя статьи в Интернете, на одной странице пишет: «Вопрос о существовании Бога выходит за рамки науки, это невозможно доказать». И с этим можно согласиться, по крайней мере, с точки зрения современной науки. Но далее он пишет на другой станице: «Современная наука не подтверждает существования Бога». Но это уже противоречие. Наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть существование Бога, потому что понятие «Бог» выходит за рамки понятий современной науки, оно нематериально. Но человек иногда пытается любой ценой доказать недоказуемое и, по сути, совершает глупейшие ошибки.

00:17:22 Продолжим дальше читать. Стих 19: «Завистливых и злонравных, самых низких среди людей я бросаю в океан материального существования в разные демонические формы жизни». Комментарий: «Здесь ясно сказано, что индивидуальная душа попадает в то или иное материальное тело по воле Всевышнего. Демон может отрицать высшую власть Господа и действовать на свой страх и риск, но его следующая жизнь целиком и полностью зависит от воли Верховной Личности Бога, а не от его собственной. В третьей песне “Шримад Бхагаватам” говорится, что после смерти материального тела индивидуальная душа попадает во чрево своей новой матери, где получает новое тело, определённое ему свыше. В этом причина разнообразия форм и видов жизни в материальном мире, населённом животными, растениями, людьми, насекомыми и так далее.

00:18:22 Всё это разнообразие возникло неслучайно, оно было создано по воле Всевышнего. Что касается демонов, то они обречены снова и снова появляться на свет в утробах демонических женщин, будучи самыми низкими представителями человеческого рода». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Стих 20, последний на сегодня, который мы с вами будем читать: «Снова и снова рождаясь среди демонов, о сын Кунти, такие люди не могут приблизиться ко мне. Постепенно они деградируют в самые отвратительные формы существования».

00:19:03 Комментарий: «Господа называют Всемилостивым, однако из данного стиха мы узнаем, что он не являет свою милость демонам. Здесь ясно сказано, что демоны снова и снова попадают в утробу демонических женщин, и, лишённые милости Верховного Господа, деградируют всё больше и больше, и, в конце концов, оказываются в телах кошек и собак. Можно возразить, что если Бог так милостив ко всем, то почему он не милостив к демонам? Тогда его нельзя считать Всемилостивым. В ответ на это “Веданта-сутра” говорит, что Верховный Господь ни к кому не питает вражды или ненависти. Помещая демонов в низшие формы жизни, Господь являет им также один из аспектов своей милости. Иногда он сам убивает демонов и тем самым приносит им благо, поскольку в Ведах говорится, что каждый, кто погибает от руки Всевышнего Господа, получает освобождение из материального рабства.

00:20:05 В истории было немало таких примеров: Равана, Камса, Хираньякашипу, которых убил сам Господь, который пришёл на Землю в разных воплощениях. Таким образом, демоны также могут получить милость Господа, если им посчастливиться погибнуть от его руки». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. И, может быть, мы в заключении ещё раз прочитаем этот двадцатый стих: «Снова и снова рождаясь среди демонов, о сын Кунти, такие люди не могут приблизиться ко мне. Постепенно они деградируют в самые отвратительные формы существования». И на этом давайте остановимся, это очень такие сильные, концентрированные стихи и, тем более, комментарии Бхактиведанты Свами Прабхупады. Мне вот уже Оксана присылает какие-то вопросы. Оксана.

00:21:03 [Ведущая] Да, вопросов уже достаточно много. Мы будем сразу на них отвечать или сделаем музыкальную паузу?
[Критский В.Г.] А вот, может быть, небольшой перерыв, чтобы я их прочитал и немножко подготовился?
[Ведущая] Да, хорошо, мы сейчас сделаем перерыв, а вы, слушатели, всё равно шлите ещё вопросы, я думаю, что… Там 4 вопроса у нас, но будет время ответить на большее количество вопросов. Шлите в чат по Skype, либо на почтовый ящик aurvedaradio@mail.ru. А сейчас будем слушать приятную музыку. Только мне её надо включить.
[Заставка] Красивая музыка на волнах «Аюрведа радио».
[Ведущая] Здравствуйте ещё раз, радиослушатели. Мы продолжаем нашу передачу «Обзор различных систем йоги по “Бхагавад-гите”», которую читает Критский Владимир Георгиевич, и дошло дело до вопросов.

00:22:03 Сейчас я зачитаю первый вопрос: «Здравствуйте, у меня следующий вопрос. Во всех книгах, что я читал (книги Шрилы Прабхупады), встречал фразу о том, что в Кали-югу единственным методом духовного роста является “Хари Кришна” мантра. Я не сомневаюсь в авторитете Олега Геннадьевича, но скажите, откуда взялась фраза “Я желаю всем счастья”?».
[Критский В.Г.] Спасибо за ваш вопрос. Насколько я знаю, эта фраза «Я желаю всем счастья» идёт из трактатов аюрведы. Веды — это очень сложная система знания и как-то мы рассказывали, наверное, вы слышали, что есть 4 основные Веды — риг-веда, сама-веда, атхарва-веда, яджур-веда. И, кроме того, у каждой Веды есть дополнительные упаведы. И вот к одной из Вед, насколько я помню атхарва-веде, относится аюрведа.

00:23:05 Есть и другие вот эти дополнительные писания, которые как бы примыкают к Ведам. Вот там васту-шастра (это наука архитектуры), затем астрология (джйотиш называется), и четвёртое не помню, что. Во всяком случае, это как бы основная структура. И Бхактиведанта Свами Прабхупада дал нам действительно самую суть ведического знания в соответствии с наставлениями от нашей гуру-парампары, духовными учителями, так сказать. Но в то же время ведическое знание, говорится, оно огромное, неисчерпаемое, как океан. И не только Олег Геннадьевич Торсунов, но и множество других специалистов как бы используют вот это знание аюрведы, чтобы помогать людям на основе ведического знания.

00:24:15 Это вполне авторитетный путь и, более того, люди, как правило, даже ещё больше интересуются и привлекаются аюрведой, чем вот абстрактными философскими какими-то лекциями, типа того, что проводит ваш покорный слуга, вот. И в любой случае, когда человек знакомится с Ведами, и в том числе в аспекте аюрведы, он постепенно очищается, он понимает важность и значимость ведического знания, ведической традиции, убеждается, что это более как бы глубокая система знаний, чем современная наука. Поэтому фраза эта вполне авторитетна. Я не могу точно привести, в каком из аюрведических писаний она взята, возможно, из чарака-самхиты (до нас дошло несколько трактатов по аюрведе, до наших дней). Вот так я могу ответить на этот вопрос.

00:25:26 Ещё одна есть такая фраза очень интересная, что Абсолют, Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога всепривлекателен. Имя Кришна означает всепривлекающий. И с какой бы стороны человек не приблизился к Абсолюту, он почувствует как бы благо знания и блаженства. И в данном случае всё как бы направление нашего радио, радио «Аюрведа», что все люди хотят быть здоровыми, счастливыми. Это нормально, это естественно. И через это естественное стремление они могут приблизиться к ведическому знанию, к пониманию Абсолютной Истины. Вот таков ответ.

00:26:13 [Ведущая] Будем следующий вопросик зачитывать. Вопрос от Алексея: «Пожалуйста, поясните, какие действия нужно совершать в повседневной жизни, чтобы осуществлять преданное служение бхакти».
[Критский В.Г.] Спасибо, Алексей. Вот то, чем мы с вами занимаемся, это есть одна из разновидностей бхакти, она называется «шраванам» и «киртанам». «Шраванам» означает слушание авторитетного знания, «киртанам» — рассказ, повествование или воспевание. Вот, в честности, в предыдущем вопросе говорилось о «Харе Кришна» мантре. И эта мантра поётся, вы наверняка её слышите на волнах радио «Аюрведа», она повторяется на чётках и она называется в Индии «Великая песня освобождения», поскольку в эту мантру входят имена Бога.

00:27:13 И, более того, рассказ о Боге, о его качествах, о как бы философском основании вот этого духовного знания тоже относится к процессу шраванам и киртанам. То есть я осуществляю процесс киртанам, вы осуществляете процесс шраванам. Вот это два основных процесса. И для того, чтобы человек научился рассказывать об Абсолютной Истине, он должен вначале прослушать. То есть, как я говорил, я около 28 лет занимаюсь этим и я прослушал много различных лекций от духовных учителей, наставников, и теперь вот я пытаюсь делиться своим опытом и своим знанием с другими людьми. И то же самое вы, когда почувствуете в себе силу и какую-то уверенность, вы сможете также это делать и рассказывать другим вот это уникальное духовное знание, которое дают нам Веды, ведическая традиция. Таков ответ на вопрос Алексея.

00:28:23 [Ведущая] Вот у нас есть третий вопрос, его прислал Андрей. «Уважаемый Владимир Георгиевич, правильно ли я понимаю, что любая натура, не находящаяся в гуне благости, а именно эти качества перечислены в стихе 1-3, считаются обладающей демоническим складом ума. Получается, что любой человек в состоянии авидья становится демонической натурой. Можно ли считать, что многие люди, находящиеся на пути духовного поиска, но не развивающиеся в ведической традиции, большей вероятностью оказываются обладающими демонической природой?».

00:29:02 [Критский В.Г.] Спасибо за ваш вопрос, Андрей. Во-первых, то, о чём вы пишите в самом начале, является ли натура, не находящаяся в гуне благости, обладающей демонической природой, демоническим складом ума. Дело в том, что в Кали-югу практически не бывает абсолютно чистых людей. Наш соотечественник, великий писатель Александр Исаевич Солженицын писал в одном из своих романов, что линия, разделяющая добро и зло, проходит через сердце каждого человека. И то же самое говорится в Ведах, что Кали-юга — это эпоха ссор и разногласий, эпоха духовной деградации. Я помню, когда я учился в школе, это 30-40 лет назад, за курение выгоняли из школы. Если какого-то старшеклассника ловили с сигаретой где-нибудь в туалете, вначале вызывали его родителей, а на второй раз его исключали из школы. Вот давайте подумаем, что будет, если сегодня за курение будут исключать из школы. То просто никого не останется, некому будет учиться в школе.

00:30:20 Вот это то же, что произошло вот на нашей жизни в течение одного поколения за каких-то 30-40 лет. Эта деградация идёт по всему миру на глазах. И это, в общем-то, так и должно быть, это предусмотрено свыше, что Кали-юга — это эпоха духовных деградаций. И поэтому особенно нужно ценить усилия тех людей, которые становятся на путь духовного развития, духовного поиска. И, разумеется (уже я перехожу ко второй части вашего вопроса), что если человек находится на пути духовного поиска, но не в рамках ведической традиции, а в рамках другой традиции, там христианской, мусульманской, то это замечательно.

00:31:11 Мы никогда не говорим, что только мы знаем истину, а остальные все от Сатаны и, так сказать, идут в Ад, как иногда некоторые религиозные деятели уверяют. Разумеется, Бог, Верховная Личность Бога, не является собственностью какой-то одной религии или одного направления. Бог безграничен. И к нему, в принципе, конечно, путь один. Путь служения Богу един, но реально он как бы воплощается в виде многих религиозных направлений. И в каждом религиозном направлении есть чистые люди, искренние, праведные, и есть мошенники. Это возможно, я думаю, и в рамках той же самой христианской традиции, мусульманской и той же самой нашей ведической. Есть учителя, и, может даже, вы о них слышали.

00:32:18 Например, Ошо, такой деятель, у которого в его, так сказать, системе духовного развития разрешается всё вплоть до оргий и, так сказать, повальных развлечений молодых людей противоположного пола. И он даже пытается дать этому некое философское обоснование, что поскольку в Кали-югу как бы чувства очень сильны, переполняют человека, то человек должен дать выплеснуться вот своим как бы негативным эмоциям, то есть выйти им наружу, чтобы затем уже посвятить себя служению Богу. Вот такое оправдание, что можно там пить, курить, заниматься сексом направо и налево, пожалуйста, если это всё ради преданного служения Богу, то это всё нормально. Вот такая бывает философия.

00:33:15 И, разумеется, эта псевдо религия, это не имеет никакого отношения к авторитетным наставлениях священных писаний. То есть в каждом случае человек должен судить не по внешней какой-то форме, не по названию его религии, а по качествам данной личности. Скажем, в той же христианской традиции, мы знаем, есть великие святые, великие учителя — Серафим Саровский, Сергий Радонежский и так далее. И в католической традиции тоже там какой-нибудь Франциск Великий и так далее. И то же самое здесь.

00:34:04 Вопрос как бы упирается вот в критерий выбора духовного учителя или наставника и этот вопрос решается индивидуально. Для того, чтобы понять человека, его нужно слушать. Прабхупада очень часто говорил, что невозможно понять глупца, пока он молчит. То есть для того, чтобы понять человека, вы должны его слушать всего-навсего. И если вы будете его внимательно слушать, не перебивая, и даже на первом этапе не нужно задавать никаких вопросов, а просто вы должны стараться понять его настроение, его внутреннюю природу. Иногда человек, конечно, говорит какие-то красивые слова и, так сказать, тут не нужно уж слишком наивно доверять словам. Вы должны уловить его настроение, уловить, насколько он искренен. Он может говорить какие-то правильные и красивые вещи. И уже в зависимости от того, что из себя представляет данный человек, вы можете сделать вывод.

00:35:13 И, как я уже говорил в комментарии к стихам «Бхагавад-гиты», если человек не искренен, не чист душой, то нет нужды его осуждать, нужно просто его поблагодарить, повернуться и уйти. Вот в соответствии с наставлениями Иисуса Христа «не судите, да не судимы будите». Потому что, во-первых, вы могли ошибиться, вы могли не понять его внутренней какой-то чистоты. И даже если вы не ошиблись, всё равно не нужно никого критиковать, но просто нужно найти как бы достойную чистую личность и уже эту личность вы можете выбрать в качестве своего наставника и слушать его, и задавать ему вопросы, и тогда вы будете прогрессировать в духовной жизни. Вот так я могу ответить на этот вопрос Андрея.

00:36:10 [Ведущая] Следующий вопрос у нас от Майи. «Самое устойчивое положение в любой системе самое нижнее, — пишет она, — так как не требует затрат энергии. Что подталкивает, что питает просветлённые личности в их движении вверх?». Интересный вопрос, по-моему.
[Критский В.Г.] Да, великолепный вопрос Майи. В материальном мире для законов материальной природы, да, действительно есть такой закон как бы минимума энергии и как бы наиболее устойчивого положения. Это можно, в принципе, обобщить на духовную жизнь, что самое простое для человека в материальном мире — это жить, как придётся: еда, сон, секс, оборона. И это, собственно, жизнь в гунах страсти и невежества, которая, естественно, приводит к духовной деградации и к занятию самого нижнего, самого как бы надёжного положения вот по этому остроумному выражению Майи.

00:37:17 Но для того, чтобы двигаться наверх, довольно сложно делать это собственными усилиями, для этого нужна помощь человека, который находится вне материальных законов, вне материального мира. И вот этот человек называется гуру, духовный учитель, который находится в контакте с Богом, который получает от Бога энергию, вдохновение, чистоту, мудрость. И такой человек становится как бы очень привлекателен, люди его начинают слушать, начинают ему следовать. И точно так же, как Господь Кришна (Кришна означает всепривлекающий), такой человек тоже обретает очень привлекательные качества, которые видны честным людям, они их чувствуют, что это необычная личность, что стоит его слушать, стоит с ним общаться и слушать его советы какие-то.

00:38:22 То есть в материальном мире действительно самое простое, самое устойчивое положение — это внизу: еда, сон, секс, оборона. И это возможно не только в человеческой, но и в иных формах жизни. Но для того, чтобы двигаться наверх, нужна помощь сверху, нужна помощь просветлённых личностей, которые вне вот этих законов физического мира, которые, несомненно, влияют на людей, несомненно, как говорил Маркс-Энгельс, бытие определяет сознание. Это закон материального мира, что материальное окружение влияет на наше сознание и иногда стаскивает нас вниз. Мы должны быть достаточно сильны, мы должны периодически заряжаться духовной энергией, духовной силой, чтобы противостоять этому.

00:39:13 Обычные люди, которые не пытаются этому противостоять, вот мы видим, что с ними происходит, — ничего хорошего, что они просто как бы сползают вниз, они теряют интерес к духовной жизни. И что их ждёт, я не знаю. По закону кармы, что они заслужили, то они и получат в следующей жизни. Вот так я могу ответить на этот очень остроумный и в то же время глубокий вопрос Майи, который как бы сравнивает жизнь в материальном мире с законами физики.
[Ведущая] Вот у нас ещё есть такой интересный вопрос от Ани. Я так думаю, что она хотела спросить, могут ли вселяться демоны в людей. Она написала: «Демоны могут находиться в людях? И какое наказание может им быть?».

00:40:03 [Критский В.Г.] Спасибо. Да, конечно, демоны — это необязательно какие-то вот существа с рогами и копытами, они могут иметь вполне цивилизованный облик, культурный. Но понять, что из себя представляет данный человек, как я сказал в ответе на предыдущий вопрос, нужно его слушать. Нужно его послушать, что он говорит, что он проповедует, каковы его убеждения, его ценности. И тогда вы можете понять, кто он по своей природе, стоит ли с ним общаться или лучше его избегать. И то, что демоны находятся в телах людей, да, я об этом говорил в ответе на предыдущие вопросы, что линия, разделяющая добро и зло, проходит через сердце каждого человека. То есть в каком-то смысле демонические качества есть у всех людей, даже у тех, кто стремится к духовному совершенству, и в этом смысл духовного прогресса, что мы стараемся избавиться от своих демонических качеств, от влияния гун страсти и невежества, и обрести в полной мере гуну благости. Она даёт нам ощущение счастья и знания, и возможность напрямую как бы общаться с Верховной Личностью Бога через гуру, через духовного учителя. Вот так я могу ответить.

00:41:28 [Ведущая] Вот ещё у нас вопрос от Дмитрия: «Говорят, глаза — зеркало души. Но душа ведь нематериальна, так чего же зеркало глаза?».
[Критский В.Г.] Да, глаза — зеркало души. Это выражение — народная мудрость древняя, я её, конечно, слышал. Я не знаю точно, какое дать этому физическое объяснение, но то, что через глаза мы можем понять душу — это факт. То есть, например, известно, что честный человек, чистый человек, он не боится смотреть людям в глаза. Через глаза мы можем до какой-то степени понять, что из себя представляет данный человек.

00:42:18 Если у человека глаза очень такие обеспокоенные, бегающие, что он отводит взгляд, он боится смотреть вам прямо, то это признак, что вот что-то такое не то, что у него какие-то есть корыстные мотивы, что он боится, что вы о них узнаете, и хочет их спрятать. То есть это действительно факт, что через глаза можно до какой-то степени понять человека. Но более надежно, как я говорил при ответе на предыдущие вопросы, не через глаза — через уши, слушая данного человека, через его речь мы можем понять, что он из себя представляет.

00:43:02 Потому что, в конце концов, если человек хороший актёр, то он сможет смотреть вам в глаза и делать очень как бы невинный вид, но если вы будете его внимательно слушать, даже если он хороший актёр, вы почувствуете в его речи фальшивые нотки, фальшивые интонации, потому что даже самый хороший актёр, он не может очень долго играть искусственную роль. Он какой-то отрезок сможет сыграть роль, затем он, в конце концов, собьется, и вы это почувствуете. Вот так я могу ответить на этот вопрос.
[Ведущая] Следующий вопрос: «Бога нельзя понять разумом, как вы могли бы пояснить, кто такой Бог? Как его открыть в своём сердце?».

00:44:00 [Критский В.Г.] Ну, в общем-то, да, Бога нельзя понять разумом, но его можно понять через разум духовного учителя. Через разум духовных учителей, которые дают нам знание о Боге. Вот то, о чём мы сейчас с вами говорим, это система йоги по «Бхагавад-гите», это как раз попытка понять Бога разумом. И то, что было со мной где-то 25 лет назад, я пытаюсь донести до вас, что всё-таки до какой-то степени мы можем понять Бога с помощью разума, если при этом мы используем разум более чистых душ, духовного учителя, который имеет какой-то непосредственный контакт с Богом. И второй ваш вопрос, как открыть Бога в своем сердце. Мы тоже этим занимаемся, мы пытаемся открыть Бога в своём сердце. Потому что, например, когда я впервые услышал лекцию по Бхагавад-гите, это было в конце 1979 года, я ничего не понимал, и тогда не было речи о каком-то понимании с помощью разума, но я почувствовал, что в этом что-то есть. То есть Господь, Параматма, находящийся в сердце, подсказал мне, он дал мне какой-то намёк, что это вот то, что нужно. Я стал ходить на лекции от ученика Прабхупады, это был Анатолий Фёдорович, его духовное имя Ананда Шанти, вот он в то время давал лекции. Я стал ходить на его лекции, я стал его слушать и постепенно я начал что-то понимать уже с помощью разума. Вот так я могу ответить на этот вопрос.

00:45:39 [Ведущая] Следующий вопрос от Дмитрия. Он пишет: «Я мужчина и в этой жизни я люблю готовить, почему так? Я что-то не доделал в прошлой жизни? Плохо выполнял женские обязанности?».
[Критский В.Г.] Да, Дмитрий хочет глубоко понять закон кармы. И действительно это так, что если, скажем, у мужчины есть какие-то наклонности вот, так сказать, ну, женские качества, то это, скорее всего, указывает на его прошлую жизнь, что он в прошлой жизни был в женском теле и он унаследовал какие-то эти качества с прошлой жизни. И то же самое в отношении женщин, потому что сейчас многие современные женщины пытаются имитировать мужчин, там пьют, курят, ходят в брюках, ругаются матом и так далее. И тоже, очевидно, это какие-то их качества, оставшиеся с прошлой жизни. Например, если женщина становится успешным каким-то руководителем предприятий, директором и даже вот президентом (бывают случаи, что женщины становятся руководителем государства, хотя и редко), то это несомненно проявление у женщины мужских качеств, которые достались ей из прошлой жизни.

00:47:00 И уже я не могу, конечно, тут вот точно спекулировать, исполняла она свои обязанности или не исполняла, но, по крайней мере, у неё остались эти желания играть роль мужчины. И Господь милостиво даёт ей эту возможность в женском теле, и они играют роль мужчины, иногда более, иногда менее успешно, но в любом случае, они при этом что-то теряют. Они теряют свои женские качества, они теряют женскую привлекательность, они теряю то счастье, которое может получить женщина. То есть ничего даром в материальном мире на даётся, за всё надо платить. И, соответственно, если женщина пытается каким-то образом имитировать мужчину и командовать в семье, так сказать, и всем распоряжаться, ей это, может, и удастся, но при этом как женщина она, несомненно, теряет и в том числе теряет какую-то женскую привлекательность. Так я могу ответить.

00:48:00 [Ведущая] Следующий вопрос от Антона. Он пишет: «Я нахожусь под влиянием страсти и невежества, поэтому у меня такой вопрос: не кажется ли вам, что мы, желая духовного роста, сейчас идём против воли Бога, ведь Кали-юга создана для деградации людей? Значит, даже самые падшие души, реализуя свой свободный выбор, выполняют какой-то очень важный вселенский замысел».
[Критский В.Г.] Великолепный вопрос, дорогой Антон. Да, действительно Кали-юга создана для духовной деградации, но это не значит, что Господь этого хочет. Это очень часто материалисты задают вопрос, вот если Бог всемилостивый, почему он создал зло, насилие, несправедливость. Бог создаёт систему для того, чтобы все люди могли удовлетворять свои желания. Это афоризм, который звучит в Ведах неоднократно, в упанишадах например, что Всевышний Господь с незапамятных времён удовлетворяет все желания живых существ. И в том числе Кали-юга создана не просто для деградации, а для того, чтобы люди могли исполнять свои греховные желания, что невозможно в другие эпохи (в Сатья-югу, Двапара-югу, Третта-югу), когда была ещё ведическая культура, когда люди были в основном праведные и благочистивые.

00:49:23 Сейчас, в Кали-югу, возможно всё: заключаются браки между мужчиной и мужчиной, женщиной и женщиной, то есть я не знаю, куда уже дальше ехать, или чуть ли не на улице занимаются сексом и так далее. То есть люди впрямую уподобляются животным. Что вы ещё хотите, вам этого мало? Убивают президентов и каких-то ответственных чиновником или военных и так далее. То есть Господь милостиво даёт людям исполнять свои желания и для этого он создаёт вот эту эпоху Кали-югу, чтобы люди могли деградировать как бы законным путём со всеми удобствами. Но не значит, что он этого хочет.

00:50:09 И Бхактиведанта Свами Прабхупада в этой связи приводит пример тюрьмы, что в государстве создаётся тюрьма не потому, что правительство хочет, чтобы люди были преступниками, просто натура людей такая, что часть людей не могут жить честно, что какая-то часть людей пытается нечестными способами как бы обрести желаемые какие-то вещи (власть, богатство и так далее). И зная это заранее, правительство создаёт тюрьму. И точно так же Господь, зная заранее природу людей, что какие-то люди не хотят быть праведниками, он для них создаёт материальный мир. И в материальном мире вот происходит ротация этих эпох. Сатья-юга — эпоха всеобщей такой благости, когда все были праведными и совершали процесс йоги. Затем идёт Третта-юга, когда начинается духовная деградация. Потом Двапара-юга. И, в конце концов, Кали-юга, когда деградация становится повсеместной. И даже в Индии, где ведическая культура была из спокон веков, эта деградация на каждом шагу видна — и пьют, и курят, и едят мясо, и всё что хочешь, занимаются сексом. Так я могу ответить на ваш вопрос.

00:51:27 [Ведущая] Вопросик у нас от Нины: «Считается ли оскорблением, если после предложения пищи Господу перед вкушением дополнительно сдобрить специями, например, посолить или добавить сметаны? Считается ли это оскорблением или осквернением? Теряет ли прасад при этом свои свойства полностью или частично?».
[Критский В.Г.] Спасибо за вопрос, дорогая Нина. Прасад никогда не теряет своих свойств, не подвергается загрязнению, поэтому если случилось, что его не досолили, то можно его посолить потом. Может быть, это не самый идеальный случай, но, по крайней мере, это не грех и никакое не оскорбление. Это бывает очень часто. К тому же, когда мы готовим что-то, один, предположим, любит несолёное, особенно у кого больная печень, а другие, молодые и здоровые, они любят более солёное, более перчёное. И, естественно, им приходится добавлять, если готовил человек с расчётом на своё здоровье. Это вполне нормально. Так я могу ответить.

00:52:30 [Ведущая] Сейчас я проверю ещё разочек почтовый ящик, может быть, у нас придёт что-то. Пока вопросов больше нет. Нет, всё, вопросов больше нет.
[Критский В.Г.] Ну, и как раз уже 4 часа.
[Ведущая] Да. Уложились сегодня вовремя. Ну, спасибо вам, Владимир Георгиевич, за, как всегда, замечательное повествование и ответы на вопросы.
[Критский В.Г.] Спасибо вам, Оксана за интересное общение.
[Ведущая] Общение у вас было со слушателями, я была только…
[Критский В.Г.] Вы были посредником.
[Ведущая] Да.
[Критский В.Г.] Представителем.
[Ведущая] Да, так и есть. Всего доброго вам и счастья, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Большое спасибо, до свидания.
[Ведущая] До свидания. Ну, что, дорогие мои радиослушатели, с вами я тоже на сегодня прощаюсь. Слушайте, пожалуйста, «Аюрведа радио», оставайтесь с нами. Будет сейчас красивая музыка и ещё предстоит вам слушать лекции в записи, не прямые, к сожалению, но я думаю, что в скором времени у нас будет больше прямых трансляций.
Вы слушаете «Аюрведа радио».

транскрибирование: Василий Чернавский | Россия | 15 января 2013