Высшая цель Вед
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:23 Ведущая: Добрый день, дорогие радиослушатели. Итак, мы начинаем наш эфир, и сегодня пятница, 18 января. Рада вам об этом сообщить, потому что восемнадцатое – это хороший день. И сегодня с нами в прямом эфире Владимир Георгиевич Критский: «Обзор различных систем йоги по "Бхагавад-гите" и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Уважаемые радиослушатели, присылайте вопросы. Чат в скайпе у меня всегда активен, а также почту я проверяю постоянно. Вопросы ждем по лекции, во время лекции и после лекции. А сейчас я уже буду здороваться. Здравствуйте, Владимир Георгиевич.
00:01:02 Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья!
Ведущая: Здравствуйте, вас прекрасно слышно, я уже всё объявила и с нетерпением жду вашу лекцию.
00:01:11 Критский В.Г.: Спасибо! Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”», и мы с вами продолжаем изучать главу 9, которая называется «Самое сокровенное знание». Мы остановились на стихе 16, очень интересном, я бы сказал – загадочном. «Но это Я – обряд, Я – жертва, Я – подношение предкам, Я – целебная трава, Я – божественный звук, Я – масло, огонь и жертвоприношение». Чтобы понять философский смысл этого стиха, мы делали небольшой обзор различных форм религии, сейчас кратко я о них напомню.
Краткий обзор различных форм религии
00:02:03 В целом, основные формы духовной философии и теологии разделяются на две большие группы, которые называются на санскрите карма-канда и гьяна-канда. Карма-канда – так на нашем языке современной философии называется концепция трансцендентности Бога. То есть Бог, Абсолютная Истина, независим, вернее, мы независимы, отделены от Абсолютной Истины, у нас нет с ним непосредственных отношений, или в крайнем случае возможны отношения в духе формального благоговения. Это материалистическая концепция, и она подразумевает, что я поклоняюсь Богу с какой-то материальной целью. Это аспект отделённости от Бога, это традиционное понимание религии. И в этом аспекте Бог уподобляется некоему часовщику, который создаёт материальный мир и более в него не вмешивается. Есть также в этом аспекте философия деизма на западе.
00:03:11 Противоположная этому концепция называется адвайта, или «единство с Богом». Или есть ещё такой философский термин – имманентность. Это более высокая идея. Она подразумевает, что мы с Богом имеем единую духовную природу. Это действительно более высокое понимание. Подразумевается определённая отречённость от материального мира, от материальной жизни. Эта концепция также называется имперсонализмом. Имперсонализм является, скажем так, крайней формой концепции адвайты, или имманентности, единства с Богом.
00:04:00 И в философии имперсонализма в трактовке Шанкарачарьи подразумевается, что человек в конце концов должен соединиться с Богом, скажем так, слиться с Ним, и это, разумеется, уже не вполне корректное утверждение. Но, по крайней мере, это имеет место в очень многих философских и религиозных системах. И в качестве примера можно привести ту же самую философию Шанкарачарьи и множество современных интерпретаций философии веданты. Например, есть такой знаменитый на западе философ Уолш, его философия как раз соответствует вот этой концепции. Есть и другие примеры. Например, философия Рамакришны. И, на самом деле, очень многие современные духовные направления в той или иной мере следуют концепции имперсонализма, в соответствии с которой высшим аспектом Абсолюта является безличный дух.
00:05:04 Третья форма на западе называется пантеизмом, или «всё есть Бог». То есть вся вселенная и весь материальный мир являются формой или проявлением Бога. Эта концепция занимает промежуточное положение между двумя крайними формами: карма-кандой и гьяна-кандой. И она гораздо ближе к истине. Она, в общем-то, является вполне правильной, по крайней мере для начинающих преданных. И эта концепция медитации на вселенскую форму описывается и в Ведах, она даётся в «Бхагавад-гите» (например в главе 11, мы будем об этом читать), и она есть в песне 2 «Шримад-Бхагаватам». Это поклонение Богу в аспекте Его величия по отношению к материальному творению.
00:05:54 И вершиной философского понимания является, разумеется, концепция бхакти. То есть концепция преданного служения и любовных взаимоотношений с Богом. И она подразумевает некий синтез этих двух понятий, кармы и гьяны, то есть одновременное единство и отличие Бога и Его творения. Мы едины с Богом в качественном отношении, мы имеем ту же духовную природу, но в то же время мы отличны от Него в количественном отношении, мы очень малы, ограничены. Бог бесконечно велик, и в Ведах в качестве сравнения приводится пример солнца и солнечных лучей. Бога, или Абсолютную Истину, можно уподобить солнцу, а индивидуальные живые существа подобны солнечным лучам, которые имеют ту же природу солнечного света (то есть солнце и лучи качественно едины), но количественно очень малы.
00:06:52 И из этой концепции следуют очень важные выводы: у нас имеется вечная связь с Богом, поскольку мы Его составные части, отделённые составные частички. И отсюда следует естественность процесса бхакти, преданного служения. Точно так же как части естественно служить целому, точно так же мы как составные части Абсолюта, Верховной Личности Бога, по своей природе должны служить Ему в различных отношениях. Существуют пять основных форм отношений: нейтральные отношения, отношения слуги, дружеские отношения, родительские и любовные отношения.
О жертвоприношениях
00:07:35 После этого философского введения мы можем как-то пояснить, прокомментировать стих 16 главы 9. Я ещё раз его прочитаю. Кришна говорит: «Но это Я – обряд, Я – жертва, Я –подношение предкам, Я – целебная трава, Я – божественный звук, Я – масло, огонь и жертвоприношение». И мы можем заметить, что здесь Кришна говорит в основном о разных аспектах ведического обряда, ведического жертвоприношения: Я – обряд, Я – жертва, Я – подношение предкам, Я – масло, огонь и так далее. И поэтому мы можем обратиться к главе 4, где рассматривается процесс жертвоприношений, и прочитать стих 33 и комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.
00:08:28 Итак, Кришна говорит в этом стихе:
श्रेयान्द्रव्यमयाद्यज्ञाज्ज्ञानयज्ञः परन्तप ।
सर्वं कर्माखिलं पार्थ ज्ञाने परिसमाप्यते ॥ ३३ ॥
śreyān dravya-mayād yajñāj
jñāna-yajñaḥ paran-tapa
sarvaṁ karmākhilaṁ pārtha
jñāne parisamāpyate
«О покоритель врагов, в конечном счёте все жертвенные обряды предназначены для постижения трансцендентного знания, о сын Кунти».
00:08:40 И комментарий: «Все жертвоприношения предназначены для того, чтобы помочь человеку обрести совершенное знание, освободиться от материальных страданий и в конце концов получить доступ к трансцендентному служению Господу, что возможно по Его милости. Однако во всех жертвоприношениях заключена некая тайна, в которую необходимо проникнуть. Жертвоприношения могут принимать разные формы, в зависимости от веры того, кто их совершает. Если вера человека основана на духовном знании, то он намного превосходит тех, кто просто совершает жертвоприношение материальной собственности. Если человек, совершающий жертвоприношения, не обладает истинным знанием, то его деятельность материальна и не приносит духовного блага. Вершиной является сознание Кришны – это высшая форма духовного знания».
00:09:37 О том, что для нас практически означает этот процесс жертвоприношений, мы говорили и ещё раз повторим, поскольку это очень важно. В настоящую эпоху, Кали-югу, это процесс санкиртаны, или слушание о Боге и повторение имён Бога. Как говорится в «Брихан-Нарадия-пуране»: «Повторение имени Бога, имени Бога, имени Бога. В этом темном веке ссор и разногласий нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути!».
00:10:08 И как раз в этом стихе Кришна говорит: «Я – божественный звук». То есть это как раз соответствует пониманию, что в данную эпоху именно повторение вот этих трансцендентных звуков, звуков ведических гимнов, ведических мантр или имён Бога является главным процессом жертвоприношения.
Единственная цель Вед – познание Кришны
00:10:33 Итак, мы с вами кратко рассмотрели этот интересный стих «Бхагавад-гиты», стих 16. И в дальнейшем, главным образом в главе 10, мы увидим, что Господь Кришна рассказывает о Своих проявлениях не только через духовную, но и через материальную энергию. Стих 17:
पिताहमस्य जगतो माता धाता पितामह: ।
वेद्यं पवित्रम् ॐकार ऋक् साम यजुरेव च ॥ १७ ॥
pitāham asya jagato
mātā dhātā pitāmahaḥ
vedyaṁ pavitram oṁ-kāra
ṛk sāma yajur eva ca
«Я – отец этой вселенной, Я – мать, Я – опора и прародитель, Я – цель познания, Я – очистительная сила и слог Ом, а также Риг-веда, Сама-веда и Яджур-веда».
00:11:12 Комментарий: «Отец, зачиная ребенка во чреве матери, даёт семя, в котором находится душа, поэтому отец даёт ребенку жизнь, а мать даёт тело. По аналогии с этим Господь Кришна творит материальный космос и даёт жизнь всем живым существам, а его материальная энергия создаёт различные типы тел по закону кармы, установленному Верховной Личностью. Весь материальный космос, все движущиеся и неподвижные живые существа возникают в результате разнообразной деятельности, которую совершает энергия Кришны.
00:11:47 В материальном мире мы вступаем в различные взаимоотношения с живыми существами, которые являются не чем другим, как энергией Кришны. В результате кто-то становится нашим отцом, кто-то матерью, дедом и так далее. Не только наши отец и мать, но и родители наших родителей, даже сам творец вселенной и, в сущности, любое живое существо являются частицами Кришны.
00:12:12 Поэтому единственная цель Вед состоит в том, чтобы познать Кришну. Всё заключённое в них знание ведёт нас шаг за шагом к постижению Кришны. Далее: слог Ом, входящий во все ведические мантры, – это трансцендентная звуковая вибрация, которая также является воплощением Кришны в звуке. А поскольку Ом входит в состав всех ведических гимнов, заключённых в четырёх Ведах: Сама-, Яджур-, Риг- и Атхарва-веде, то их также следует считать неотличными от Кришны».
Таким образом объясняет этот стих Бхактиведанта Свами Прабхупада.
Самый дорогой друг
00:12:53 Стих 18:
गतिर्भर्ता प्रभु: साक्षी निवास: शरणं सुहृत् ।
प्रभव: प्रलय: स्थानं निधानं बीजमव्ययम् ॥ १८ ॥
gatir bhartā prabhuḥ sākṣī
nivāsaḥ śaraṇaṁ suhṛt
prabhavaḥ pralayaḥ sthānaṁ
nidhānaṁ bījam avyayam
«Я – цель и опора, повелитель и свидетель, обитель, прибежище и самый дорогой друг. Я – творение и уничтожение, основа всего сущего, место покоя и вечное семя».
00:13:12 Комментарий: «Каждое живое существо стремится к какой-то цели, но высшей целью является Кришна, хотя многие об этом даже не подозревают. Тот, кто ничего не знает о Кришне, идёт по неверному пути, и его так называемое продвижение вперёд является либо неполным, либо мнимым. Входя в соприкосновение с различными энергиями Кришны, мы общаемся с Ним косвенным образом, однако нам нужно обратиться к Кришне напрямую, что сбережёт время и силы. Если на последний этаж высотного дома можно подняться на лифте, то зачем идти по лестнице, шагая со ступеньки на ступеньку? Всё покоится на энергии Кришны и существует благодаря Его защите. Пребывая в сердце каждого живого существа, Кришна является высшим свидетелем. Кришна – высшая цель и прибежище. Поэтому, чтобы защитить себя или избавиться от страданий, нужно обратиться к Кришне. И поскольку Он является источником нашего существования, нашим высшим отцом, у нас нет лучшего друга и доброжелателя, нежели Кришна. Кришна как изначальный источник творения и его последнее прибежище в период разрушения вселенной. Поэтому Кришна является извечной причиной всех причин».
Кришна: и дух, и материя
00:14:37 Стих 19:
तपाम्यहमहं वर्षं निगृह्णाम्युत्सृजामि च ।
अमृतं चैव मृत्युश्च सदसच्चाहमर्जुन ॥ १९ ॥
tapāmy aham ahaṁ varṣaṁ
nigṛhṇāmy utsṛjāmi ca
amṛtaṁ caiva mṛtyuś ca
sad asac cāham arjuna
«О Арджуна, это Я дарую тепло, Я посылаю и останавливаю дождь. Я – бессмертие, и Я – олицетворение самой смерти. И дух, и материя находятся во Мне».
00:14:56 Комментарий: «С помощью своих разнообразных энергий Кришна распространяет тепло и свет, действуя как солнце и электричество. Это Кришна прекращает дожди летом, и Он поливает ими землю в сезон дождей. Энергия, которая поддерживает нас, увеличивая продолжительность жизни, также является энергией Кришны, и Кришна предстаёт перед нами как смерть в конце нашего жизненного пути.
00:15:26 Изучив разнообразные энергии Кришны, мы приходим к выводу, что Кришна не отличает духа от материи. Иными словами, Он является и тем и другим. Поэтому тот, кто развил в себе сознание Кришны, не проводит подобных разграничений, он всюду видит только Кришну. Поэтому огромная вселенская форма, охватывающая всё материальное творение, также является формой Кришны. Его игры во Вриндаване в двурукой форме Шьямасундары, играющего на флейте, – это игры Верховной Личности Бога».
00:16:04 Здесь можно подвести итог, что Господь Кришна, согласно «Бхагавад-гите», – это Высшая, Абсолютная, Личность Бога, высшее проявление Абсолютной Истины, источник всего сущего, и всё в мире есть проявление Его энергий. Приведённые стихи это подтверждают. Как проверить это на опыте? Через практику бхакти-йоги. То есть слушая рассказы о Господе Кришне из авторитетного источника, изучая ведическую литературу и повторяя имена Господа Кришны. И в первую очередь мантру Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе... Вы постепенно почувствуете эффект, и тогда ваше понимание и вера укрепятся.
О достижении райских планет
00:16:53 Стих 20:
त्रैविद्या मां सोमपा: पूतपापा
यज्ञैरिष्ट्वा स्वर्गतिं प्रार्थयन्ते ।
ते पुण्यमासाद्य सुरेन्द्रलोक-
मश्नन्ति दिव्यान्दिवि देवभोगान् ॥ २० ॥
trai-vidyā māṁ soma-pāḥ pūta-pāpā
yajñair iṣṭvā svar-gatiṁ prārthayante
te puṇyam āsādya surendra-lokam
aśnanti divyān divi deva-bhogān
«Те, кто постигают мудрость Вед, стремясь попасть на райские планеты, косвенно поклоняются Мне. Сбросив с себя бремя греховных реакций, они рождаются на благочестивой райской планете Индры и наслаждаются райским блаженством».
00:17:15 Комментарий: «Брахмана, который изучил три Веды: Сама, Яджур и Риг, именуют три-веди. Каждый, кто интересуется содержащимся в них знанием, пользуется в обществе неизменным уважением. Однако есть много выдающихся учёных, знатоков Вед, которым неизвестна их конечная цель. Поэтому в этом стихе Кришна объявляет Себя высшей целью всех Вед. Настоящие три-веди укрываются под сенью стоп Господа Кришны и занимаются преданным служением Ему, чтобы удовлетворить Господа. Встав на путь преданного служения, человек должен повторять мантру Харе Кришна и одновременно пытаться постичь Кришну таким, каким Он есть.
00:18:03 К сожалению, те, кто изучают Веды формально, чаще совершают жертвоприношения различным полубогам. Подобная деятельность, безусловно, очищает их и помогает им выйти из-под влияния низших гун материальной природы и в результате достичь высших райских планет. Тот, кто попал на высшие планеты, получает неизмеримо большие возможности для удовлетворения своих чувств, нежели те, кто живут на данной планете.
00:18:35 Стих 21:
ते तं भुक्त्वा स्वर्गलोकं विशालं
क्षीणे पुण्ये मर्त्यलोकं विशन्ति ।
एवं त्रयीधर्ममनुप्रपन्ना
गतागतं कामकामा लभन्ते ॥ २१ ॥
te taṁ bhuktvā svarga-lokaṁ viśālaṁ
kṣīṇe puṇye martya-lokaṁ viśanti
evaṁ trayī-dharmam anuprapannā
gatāgataṁ kāma-kāmā labhante
«Насладившись счастьем на райских планетах и исчерпав запас своей благочестивой деятельности, они вновь возвращаются на эту бренную Землю. Таким образом, те, кто следует принципам трёх Вед ради удовлетворения собственных чувств, достигают лишь мерцающего счастья».
00:18:59 Комментарий: «Попадая на высшие планеты, живое существо живёт значительно дольше и получает гораздо больше возможностей для удовлетворения чувств, однако ему не позволят оставаться там вечно. Исчерпав запас своей благочестивой деятельности, оно будет вынуждено вернуться на Землю. Тот, кто не обрёл совершенного знания в соответствии с предписанием «Веданта-сутры», иначе говоря, тот, кто не постиг Господа Кришну, причину всех причин, не сможет достичь высшей цели жизни. Поднимаясь на высшие планеты, а затем возвращаясь на землю, он словно находится на колесе обозрения и то поднимается вверх, то вновь опускается вниз. Вместо того чтобы отправиться в духовный мир, откуда уже никто не возвращается обратно, живое существо вращается в круговороте рождений и смерти, перемещаясь с высших планет на низшие и обратно. Поэтому лучше всего стремиться попасть в духовный мир, чтобы обрести вечную жизнь, исполненную знаний и блаженства, и никогда не возвращаться в материальный мир, полный страданий».
Истинный смысл йоги
00:20:16 Стих 22:
अनन्याश्चिन्तयन्तो मां ये जना: पर्युपासते ।
तेषां नित्याभियुक्तानां योगक्षेमं वहाम्यहम् ॥ २२ ॥
ananyāś cintayanto māṁ
ye janāḥ paryupāsate
teṣāṁ nityābhiyuktānāṁ
yoga-kṣemaṁ vahāmy aham
«Однако тем, кто всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью и постоянно созерцают Мою трансцендентную форму, Я даю то, чего у них нет, и сохраняю то, что они имеют».
00:20:31 Комментарий: «Тот, кто каждое мгновение находится в сознании Кришны, думая о Господе 24 часа в сутки и занимаясь преданным служением, состоящим из девяти видов деятельности: слушания, повторения, памятования, вознесения молитв, поклонения, служения стопам Господа, выполнения Его поручений, дружеских отношений и полной преданности Ему, посвящают Себя этой деятельности. Эти виды деятельности помогают преданному достичь высшей ступени духовного самоосознания, тогда у него остаётся только одно желание: вступить в общение с Верховной Личностью Бога. Именно в этом заключается смысл йоги. Такой преданный по милости Господа уже никогда не возвращается в материальный мир. Господь защищает всех своих преданных и помогает преданным, которые занимаются йогой, обрести сознание Кришны. А когда преданный полностью осознает Кришну, то Господь оберегает его от возвращения в обусловленную жизнь материального существования».
О поклонении полубогам
00:21:40 Стих 23:
येऽप्यन्यदेवताभक्ता यजन्ते श्रद्धयान्विता: ।
तेऽपि मामेव कौन्तेय यजन्त्यविधिपूर्वकम् ॥ २३ ॥
ye ’py anya-devatā-bhaktā
yajante śraddhayānvitāḥ
te ’pi mām eva kaunteya
yajanty avidhi-pūrvakam
«Те, кто с верой и преданностью поклоняются другим богам, в действительности поклоняются Мне, о сын Кунти, но делают это без должного понимания».
00:21:54 Комментарий: «Те, кто поклоняются полубогам, как говорит здесь Кришна, поступают не слишком разумно, хотя таким образом они косвенно поклоняются Кришне. Если человек поливает водой листья и ветви дерева, но оставляет сухими корни, это значит, что у него нет необходимого знания. Точно так же, заботясь о разных частях тела, нужно обеспечивать пищей желудок. Полубоги – это своего рода министры, чиновники в правительстве Верховного Господа. Мы должны следовать законам, которые установлены правительством, а не чиновниками, входящими в его состав. Подобным образом каждое живое существо должно поклоняться Верховному Господу, тогда различные должностные лица в правительстве Господа будут удовлетворены автоматически. Чиновники разных званий и рангов представляют правительство, и их подкуп карается законом. Иначе говоря, Кришна не одобряет бессмысленное поклонение полубогам».
00:23:00 И, наконец, последний стих, который мы с вами сегодня прочитаем. Стих 24:
अहं हि सर्वयज्ञानां भोक्ता च प्रभुरेव च ।
न तु मामभिजानन्ति तत्त्वेनातश्च्यवन्ति ते ॥ २४ ॥
ahaṁ hi sarva-yajñānāṁ
bhoktā ca prabhur eva ca
na tu mām abhijānanti
tattvenātaś cyavanti te
«Это Я – единственный наслаждающийся и владыка всех жертвоприношений. Поэтому те, кто не признают Моей божественной природы, неизбежно падают вниз».
00:23:19 Это стих 24 главы 9, и в следующий раз мы прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, а на сегодня я хочу завершить чтение «Бхагавад-гиты». Вы можете звонить нам или присылать вопросы на наш сайт. Напоминаю, в эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”».
Ответы на вопросы
Как понять, что Господь находится в серджце живого существа?
00:23:42 Ведущая: Говорят, что Господь находится везде, а также говорят, что Он находится в сердце души в духовном мире. Как это понять, если в духовном мире нет ничего материального? А в частности – сердец. Что же Он там делает? Как это понять? Какая Его функция? Функция Господа.
00:24:01 Критский В.Г.: Да, вопрос хитрый. Но всё-таки мне хочется уточнить. Насколько я знаю, изучая «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам», Господь находится в сердце нашем. Вот мы находимся в материальном теле, имеем материальные тела. В сердце имеется душа, или джива, и в сердце находится параматма, или сверхдуша, экспансия Бога. Причём эта экспансия существует только в материальном мире. В духовном мире её нет. В материальном мире всё понятно. Мы можем в процессе медитации, в процессе занятий йогой ощутить присутствие параматмы, или верховной души, у себя в сердце. И фактически каждый человек может это ощутить: он может чувствовать какие-то подсказки, чувствовать, скажем, через интуицию, или какой-то голос совести может ему давать какие-то подсказки. То есть это то, о чём говорится в Ведах и «Бхагавад-гите». Эта вещь достаточно понятная.
00:25:05 Но с духовным миром уже сложнее, потому что там душа находится в чистом виде, у неё нет материального тела. И я слышал такие слова, что Господь находится в сердце преданных, но там это объяснить гораздо сложнее, потому что в духовном мире нет тех, скажем так, геометрических понятий, которые есть в материальном мире. В материальном мире всё проще. У нас есть определённые размеры, есть тело определённого размера, есть сердце, сердце столько-то сантиметров, 10–15, и, соответственно, душа, будучи очень маленькой, легко там помещается. Но, что касается духовного мира, каким образом Господь вмещается в атомарной душе, объяснить гораздо сложнее. Единственное, что можно сказать: в духовном мире нет тех метрических или геометрических понятий, которые есть у нас. Эта, скажем так, геометрия материального мира является одним из аспектов логики, то есть как бы логической причинности. В духовном мире нет логической причинности. Духовный мир лежит за пределами Причинного океана. Возможно, вы слышали, что есть такое понятие в Ведах – Причинный океан, который разделяет духовный и материальный мир. В материальном мире всё происходит по определённой причине, каждое действие, законы физики тоже являются причиной каких-то взаимодействий частиц и так далее.
00:26:53 В духовном мире принципиально иные законы и другие энергии. Это мир любви. В материальном мире царствуют законы кармы, и законы кармы – это высшее проявление законов причинности. Что человек совершает, что он хочет, он получает соответствующие последствия, соответствующие выводы. «Что посеешь, то и пожнёшь» говорится в Библии. Это фактически выражение закона кармы. Но в духовном мире нет этой причинности, нет этой логической связи. Духовный мир – это мир любовных взаимоотношений, а любовь, как мы знаем, она беспричинна. И на эту тему есть очень яркие русские поговорки, не очень хочется их цитировать («Любовь зла» – одна из таких русских поговорок), но философская суть в том, что законы любви не имеют логической причины.
00:27:55 Вот таким образом я могу ответить на первый вопрос, и если автор может как-то уточнить, где он прочитал, каким образом Господь находится в сердце души, то, может быть, тогда мы это проясним.
00:28:10 Ведущая: У меня здесь гости пришли, и они задают такие серьезные вопросы. Комментируют, что это было прочитано в «Рамаяне», когда Хануман разорвал своё сердце, а в сердце были Сита и Рама.
00:28:28 Критский В.Г.: Ну, поскольку Хануман находился в материальном мире и он имел материальное тело и материальное сердце, то это всё не выходит за рамки того объяснения, что я дал. Действительно, в сердце Ханумана вместо параматмы находился сам Господь Рамачандра. Таким образом, ответ на вопрос таков.
В духовном мире есть ум у души?
00:28:49 Ведущая: В духовном мире есть ум у души?
00:29:01 Критский В.Г.: Да, в духовном мире душа имеет, скажем так, тело, духовное тело, и это тело как раз состоит из ума, разума. Здесь, в материальном мире, у нас есть различные оболочки. Помимо грубой физической оболочки материального тела у нас есть оболочка ума, разума и ложного эго, как об этом говорится в «Бхагавад-гите». В духовном мире тоже есть ум и разум, но там нет этого деления, там нет этих составляющих частей. В духовном мире всё целое. Душа – это единое целое, которое имеет ум, имеет разум, в отличие от материального мира и материального тела, где тело в материальном мире состоит из определённых составляющих. У нас есть руки, ноги, они состоят из каких-то атомов, молекул и так далее. И то же самое: у нас есть тонкие составляющие нашего тела – это ум, интеллект, ложное эго.
00:29:52 Духовный мир – это мир цельности, где душа по своей природе имеет духовный ум, имеет духовный разум. Так я могу ответить на этот вопрос. Он имеет совершенно аналогичные функции, для того чтобы думать, наслаждаться. Потому что три аспекта духовного бытия – это вечность (вечная жизнь), знание и блаженство. А раз знание, значит, должен быть ум. Иначе как постигать знания без ума?
00:30:18 Ведущая: Ещё один вопрос, не менее интересный. Прислала его нам Любовь Кузьмина, она пишет: «Владимир Георгиевич, в „Бхагавад-гите” в последнем абзаце комментария к тексту 14 главы 8 перечисляются типы бхакти-йоги: отношения нейтральные, слуги и господина, друзья, родители и возлюбленные. Не совсем понятно, как использовать эту информацию. Нужно ли как-то определить свои взаимоотношения с Богом, или это возможно только в духовном мире? Тогда как относиться к Богу сейчас, имея небольшой духовный опыт? Эти типы переходящие или статичные?».
00:31:05 Критский В.Г.: Спасибо! Любовь, имя очень красивое, потому что любовь – это высшее чувство и в духовном мире, и в материальном. Дорогая Любовь, те расы, которые перечисляются, – это наши извечные отношения с Господом Богом. Их пять, как вы правильно перечислили, это нейтральные отношения, отношения слуги, дружеские, родительские и любовные отношения. Здесь, в материальном мире, мы находимся на этапе садхана-бхакти. То, о чём я вам сейчас рассказываю, содержится в книге «Нектар преданности». Вся эта наука преданного служения подробно обсуждается там. Я вам советую эту книжку достать, она небольшая, и там кроме этого содержатся гораздо более интересные и сокровенные вещи о взаимоотношениях души с Богом.
00:32:01 То есть здесь, в материальном мире, мы ещё не можем знать свои извечные отношения с Богом. У каждого из нас душа… То есть, мы и есть душа, и душа уже имеет определённую духовную природу, которая называется на санскрите раса. То есть это вечные отношения с Богом. Вот этих основных рас – пять. Есть ещё семь дополнительных. И, соответственно, когда мы вернёмся в духовный мир, мы попадём туда именно в своей расе, в своих отношениях. Но пока мы находимся в материальном мире, пока на нас действуют гуны материальной природы, нам понять свою расу довольно сложно. И поэтому, в «Нектаре преданности» автор, Рупа Госвами, (переведено Бхактиведантой Свами Прабхупадой, но изначальный автор – Рупа Госвами, один из учеников Господа Чайтаньи) перечисляет, что в процессе духовной практики преданный начинает с нейтральных отношений с Богом, потом он переходит на отношения слуги. Это то начало преданного служения (это называется стадия садхана-бхакти), когда мы относимся к Богу, как к своему господину. Вот это то, с чего нужно начать. В принципе, мы знаем, что наши отношения с Богом могут быть более возвышенные, у нас могут быть дружеские отношения, у нас могут быть даже отношения возлюбленных, это, скажем так, соответствует женской форме, женским отношениям, потому что Бог – это высший мужчина. Но об этом не надо беспокоиться. Прабхупада на подобные вопросы отвечал так: придёт время, и вы всё узнаете. Придет время, и вы сами поймёте, каковы ваши отношения с Кришной. Сейчас просто мы должны считать себя слугами Господа и слугами духовного учителя, потому что он является представителем Бога. Таково наше настроение в начале духовной жизни.
00:34:05 Есть в Индии определённый класс преданных, они называются сахаджия, которые нарушают этот принцип и пытаются имитировать какие-то возвышенные отношения с Богом, особенно любовные отношения. Поскольку, в принципе, тела могут быть любые (тело материальное может быть телом мужчины или женщины, это не зависит от нашей духовной расы), то им всем очень хочется иметь высшие отношения с Богом, то есть любовные отношения, и они разыгрывают соответствующие игры. То есть любовные сцены, что зачастую заканчивается не духовными, а материальными любовными отношениями и, по сути, приводит к достаточно некрасивым вещам, то есть к незаконным сексуальным отношениям по сути.
00:34:59 Поэтому, чтобы избежать такой опасности, наши духовные учителя, авторитеты, советуют не пытаться перепрыгнуть свой уровень, а считать себя слугами Верховной Личности Бога и слугами духовного учителя. Это положение более надежное и более безопасное, которое защитит вас от соблазна танцевать где-то в танце раса, ещё не преодолев материальной обусловленности материальных желаний.
00:35:32 Ведущая: Только что к нам пришел ещё один интересный вопрос, я его зачитаю: «В «русских Ведах» Коляда изображался с русыми волосами и голубыми глазами. В Ведической традиции Индии мы видим Кришну черноволосого и кареглазого. Насколько формы Господа подчиняются таким материальным описаниям? Есть ли у него какая-то конкретная материальная форма или с развитием трансцендентного видения такие вещи, как цвет волос и тому подобное, уходят на второй план? Мы видим Кришну совершенно другими картинками.»
00:36:03 Критский В.Г.: Спасибо за ваш вопрос. Дело в том, что Кришна появился на Земле 5000 лет назад вместе со своим братом Баларамой. Кришна действительно имел темный цвет тела, или точнее, может быть, голубовато-фиолетовый, а Баларама был как раз светлый. И поэтому фактически Кришна и Баларама являются как бы одновременным воплощением Верховной Личности Бога на Земле. И, таким образом, можно понять, что в этой книге Коляды описывается именно Господь Баларама. Так я могу ответить.
00:36:40 Ведущая: На этом наши вопросы окончены, все слушатели благодарят вас за ответы, за чудесную лекцию. Сегодня мы рассмотрели стихи с 16 по 24, и это, я думаю, только всё ещё самое начало. Спасибо большое, что были сегодня с нами.
Критский В.Г.: Всего хорошего, до свидания.
Ведущая: Уважаемые радиослушатели, Владимир Георгиевич Критский, «Обзор систем йоги по „Бхагавад -гите”», ответы по ведической культуре и философии. Оставайтесь с нами.
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 18 September 2022