Глава 9 стихи 16-24

Аюрведа радио - 18 января 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:37:23 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 110 | скачано: 160 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Аюрведа радио. Поделись улыбкою своей и она не раз к тебе ещё вернется. Аюрведа радио. Мы желаем вам счастья. Добрый день, дорогие радиослушатели. И так, мы начинаем наш сегодняшний эфир и сегодня пятница, 18 января. Ох, рада вам об этом сообщить, потому что 18ое, ну это хороший день. И сегодня с нами в прямом эфире Владимир Георгиевич Критский, Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите и ответы на вопросы по Ведической культуре и философии. Уважаемые радиослушатели, присылайте, присылайте вопросы. Чат в скайпе у меня всегда активен, а также почту я проверяю постоянно. Вопросы ждем по лекции, во время лекции и после лекции. А сейчас я уже буду здороваться. Здравствуйте, Владимир Геориевич.

00:01:02 [Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья!
[Ведущая] Здравствуйте, вас прекрасно слышно, я уже все объявила и с нетерпением буду слушать всю вашу лекцию.
[Критский В.Г.] Спасибо! И так, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл обзорных лекций систем йоги по Бхагавад Гите, и мы с вами продолжаем изучать 9ую главу, которая называется «Самое сокровенное знание». Мы остановились на 16ом стихе, очень интересном, я бы сказал – загадочном. «Но это я – обряд, я жертва, я подношение предкам, я целебная трава, я божественный звук, я масло, огонь и жертвоприношение». Чтобы понять философский смысл этого стиха, мы делали небольшой обзор различных форм религий, сейчас кратко я его хочу повторить.

00:02:03 В целом, основные формы духовной философии, этиологии, разделяются на две большие группы, которые называются на санскрите Карма Канда Гьяна. Карма Канда на нашем как бы языке современной философии называется концепция трансцендентности Бога. То есть, Бог – абсолютная истина, независим, мы вернее не зависимы, отделены от абсолютной истины, у нас нет с ним непосредственных отношений, или в крайнем случае отношения в духе формального благоговения. Это достаточно материалистическая концепция. И она подразумевает, что я поклоняюсь Богу с какой то материальной целью. Вот этот вот аспект отделенности от Бога, это традиционное понимание религии, и в этом аспекте Бог уподобляется некоему часовщику, который создает материальный мир и более в него не вмешивается.

00:03:07 Есть так же в этом аспекте такая философия, Деизма на западе. И в противоположность этому, называется концепция Адвайта, или единство с Богом или есть ещё такой философский термин, имманентность. Это более высокая идея. Она подразумевает, что у нас имеется общая природа, что мы с Богом имеем единую духовную природу. Это действительно более совершенное и более высокое понимание. Она подразумевает определённую отреченность от материального мира, от материальной жизни. Так же называется эта концепция Имперсонализмом. Имперсонализм является как бы крайней формой вот этой концепции Адвайты, или Имманентности, единства с Богом.

00:04:02 И в философии Имперсонализма в трактовке Шанкарачарьи подразумевается, что человек в конце концов должен воссоединиться с Богом, как бы слиться с ним и это разумеется не уже не вполне так сказать корректное утверждение, но по крайней мере, это имеет место для очень многих философских и религиозных систем. И в качестве примера можно привести вот ту же самую философию Шанкарачарьи и множество современных интерпретаций в философии Веданты. Например есть такой знаменитый философ Уолш, на западе, его философия как раз соответствует вот этой концепции. Ну есть и другие примеры. Например, философия Рама Кришны. И на самом деле очень многие современные направления духовные в той или иной мере следуют вот этой концепции Имперсонализма.

00:05:00 Что высшим как бы аспектом абсолюта является безличный дух. Третья форма, она называется на западе Пантеизм, или Всё есть Бог, то есть вся вселенная и весь материальный мир является формой или проявлением Бога. Эта концепция занимает промежуточное положение между вот этими двумя крайними концепциями, Карма Гьяной и Канта Гьяной. И она гораздо ближе к истине. Она, в общем то, является достаточно правильной, по крайней мере для начинающих преданных и это концепция медитации на вселенскую форму описывается и в Ведах, она дается в Бхагавад Гите, например в 11 главе мы будем об этом читать и она есть в Шримад Бхагаватам тоже во 2ой песне. Поклонение Богу в аспекте его величия материального творения. И вершиной философского понимания является разумеется концепция Бхакти.

00:06:00 То есть, концепция преданного служения и любовных взаимоотношений с Богом. И она подразумевает некий синтез вот этих двух понятий, Кармы и Гьяны, то есть одновременный единство и отличие Бога и его творения. С одной стороны, мы едины с Богом, в качественном отношении мы имеем ту же духовную природу, но в тоже время мы отличны от него в количественном отношении, мы очень малы, ограничены. Бог бесконечно велик и Веды в этой связи дают пример сравнения солнца и солнечных лучей. Что Бога, или абсолютную истину можно уподобить солнцу, а индивидуальные живые существа подобны солнечным лучам, которые качественно едины, имеют ту же природу солнечного света, но количественно очень малы. И из этой концепции следуют очень важные выводы о том, что у нас имеется вечная связь с Богом, поскольку мы его составные части, отделенные составные частички.

00:07:04 И отсюда следует естественность процесса Бхатки, преданного служения, точно так же как части естественно служить целому, и точно так же мы, как составные части абсолюта, верховной личности Бога, по своей природе должны служить ему в различных отношениях, которых, которые перечисляются 5 основных отношений. Нейтральные отношения, отношения слуги, дружеские отношения, родительские и любовные отношения. После этого философского введения мы можем как то пояснить, прокомментировать этот стих, я ещё раз его прочитаю. 16тый стих 9ой главы, где Кришна говорит: «Но это я – обряд, я жертва, я подношение предкам, я целебная трава, я божественный звук, я масло, огонь и жертвоприношение».

00:08:03 И мы можем заметить, что здесь Кришна в основном говорит о разных аспектах Ведического обряда, Ведического жертвоприношения, «Я обряд, я жертва, я подношение предкам, я масло, огонь и так далее», и поэтому, мы можем обратиться к 4ой главе, где рассматривается процесс жертвоприношений и прочитать стих 33й, и комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. И так, Кришна говорит в этом стихе о (неразборчиво) врагов, в конечном счете все жертвенные обряды предназначены для постижения трансцендентного знания, о сын Кунти, и комментарий. Все жертвоприношения предназначены для того, чтобы помочь человеку обрести совершенное знание, освободиться от материальных страданий и в конце концов получить доступ к трансцендентному служению Господу, что возможно по Его милости. Однако во всех жертвоприношениях заключена некоторая тайна, в которую необходимо проникнуть.

00:09:05 Жертвоприношения могут принимать разные формы, в зависимости от веры того, кто их совершает. Если вера человека основана на духовном знании, то это намного превосходит силы тех, кто просто совершает жертвоприношения материальной собственности. Если человек, совершающий жертвоприношения не обладает истинным знанием, то его деятельность материальна и не приносит духовного блага. Вершиной является Cознание Кришны, это высшая форма духовного знания. И что фактически для нас означает этот процесс жертвоприношений, мы об этом говорили и ещё раз повторим, поскольку это очень важно. В настоящую эпоху Кали это процесс Саркиртаны или слушание о Боге и повторение имен Бога. Как говорится в Пуране «Повторение имени Бога, имени Бога, имени Бога, в этом темном веке ссор и разногласий нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути».

00:10:10 И как раз в этом стихе Кришна говорит: «Я-Божественный звук». То есть, это как раз соответствует данному пониманию, то в данную эпоху, именно вот эти трансцендентные звуки, звуки ведических гимнов, ведических мантр или повторение имен Бога являются главным процессом жертвоприношения. И так, мы с вами рассмотрели кратко этот интересный стих Бхагавад Гиты, 16ый, и в дальнейшем, особенно в 10 главе мы увидим, что Господь Кришна в нем рассказывает о своих проявлениях не только через духовную, но и через материальную энергию. Стих 17ый. «Я отец этой вселенной, я мать, я опрора и прародитель, я цель познания, я очистительная сила и слог Ом, я так же Риг, Сама и Яджурведы.

00:11:15 Комментарий. Отец, зачиная ребенка во чреве матери дает семя, в котором находится душа, поэтому, отец дает ребенку жизнь, а мать дает тело. По аналогии с этим, Господь Кришна творит материальный космос, и дает жизнь всем живым существам, а его материальная энергия создает различные типы тел по закону кармы, установленному Верховной личностью. Весь материальный космос, все движущиеся и неподвижные живые существа, возникают в результате разнообразной деятельности, которую совершает энергия Кришны. В материальном мире мы вступаем в различные взаимоотношения с другими существами, которые являются ничем другим, как энергией Кришны. В результате, кто-то становится нашим отцом, кто-то матерью, дедом и так далее. Не только наши отец и мать, но и родители наших родителей, даже сам творец вселенной, в сущности, любое живое существо, являются частицами Кришны.

00:12:18 Поэтому, единственная цель Вед состоит в том, чтобы познать Кришну. Все, заключенное в них знание ведет нас шаг за шагом к постижению Кришны. Далее, слог Ом, входящий во все Ведические мантры, это трансцендентная звуковая вибрация, которая также является воплощением Кришны в звуке. А поскольку Ом, входит в состав всех ведических гимнов, заключенных в четырех Ведах, Сама, Яджур, Риг и Атхарва Веде, то их также следует считать неотличными от Кришны. Таким образом объясняет этот стих Бхактиведанта Свами Прабхупада. Стих 18ый. «Я цель и опора, повелитель и свидетель, обитель прибежище и самый дорогой друг. Я творение и уничтожение, основа всего сущего, место покоя и вечное семя».

00:13:15 Комментарий. Каждое живое существо стремится к какой то цели, но высшей целью является Кришна, хотя многие об этом даже не подозревают. Тот, кто ничего не знает о Кришне, идет по неверному пути и его так называемое продвижение вперед, является либо неполным, либо мнимым. Входя в соприкосновение с различными энергиями Кришны, мы общаемся с ним косвенным образом, однако нам нужно обратиться к Кришне напрямую, что сбережет время и силы. Если на последний этаж высотного дома можно подняться на лифте, то зачем идти по лестнице, шагая со ступеньки на ступеньку? Все покоится на энергии Кришны и существует благодаря его защите. Пребывая в сердце каждого живого существа, Кришна является высшим свидетелем, Кришна – высшая цель и прибежище.

00:14:11 Поэтому, чтобы защитить себя или избавиться от страданий, нужно обратиться к Кришне. И поскольку он является источником нашего существования, нашим высшим отцом, у нас нет лучшего друга и доброжелателя, нежели Кришна. Кришна, как изначальный источник творения, и его последнее прибежище в период разрушения вселенной, поэтому Кришна является извечной причиной всех причин. Стих 19ый. «О, Арджуна, это я дарую тепло, я посылаю и останавливаю дождь, я бессмертие и я олицетворение самой смерти. И дух, и материя находятся во мне».

00:15:00 Комментарии. С помощью своих разнообразных энергий Кришна распространяет тепло и свет, действуя как солнце и электричество. Это Кришна прекращает дожди летом, и он поливает ими землю в сезон дождей. Энергия, которая поддерживает нас, увеличивая продолжительность жизни, так же является энергией Кришны, и Кришна предстает перед нами, как смерть в конце нашего жизненного пути. Изучив разнообразные энергии Кришны, мы приходим к выводу, что Кришна не отличает духа от материи, иными словами, он является и тем и другим. Поэтому, тот, кто развил в себе Cознание Кришны, не проводит подобных разграничений, он всюду видит только Кришну. Поэтому огромная вселенская форма, обхватывающая все материальное творение, также является формой Кришны. Его игры во Вриндамане, Его в широкой форме (неразборчиво) играющей на флейте, это игры Верховной личности Бога.

00:16:08 Здесь можно подвести итог, что Господь Кришна, согласно Бхагавад Гите, это Высшая Абсолютная Личность Бога, высшее проявление абсолютной истины, источник всего сущего и все в мире есть проявление Его энергий. Приведенные стихи это подтверждают. Как проверить это на опыте? Через практику Бхакти йоги. То есть, слушая рассказы о Господе Кришне, из авторитетного источника, изучая ведическую литературу, и повторяя имена Господа Кришны. И в первую очередь мантру: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, вы постепенно почувствуете эффект когда ваше понимание и вера соответственно укрепятся.

00:17:00 Стих двадцатый: Те кто постигает мудрость Вед, стремясь попасть на райские планеты, косвенно поклоняются мне, сбросив с себя бремя греховных реакций, они рождаются на благочестивой райской планете Индры, и наслаждаются райским блаженством. Комментарий. Брахмана, который изучил три Веды, Сама, Яджур и Риг, именуют Триведьи. Каждый, кто интересуется содержащимся в них знанием, пользуется в обществе неизменным уважением. Однако есть много выдающихся ученых, знатоков Вед, которым не известны их конечные цели. Поэтому в этом стихе Кришна объявляет себя высшей целью всех Вед. Настоящие Триведьи укрываются под сенью стоп Господа Кришны и занимаются преданным служением Ему, чтобы удовлетворить Господа. Встав на путь преданного служения, человек должен повторять мантру Харе Кришна и одновременно пытаться постичь Кришну таким, каким он есть.

00:18:08 К сожалению, те, кто изучает Веды формально, чаще совершают жертвоприношения различным полубогам. Подобная деятельность безусловно очищает их и помогает им выйти из под влияния низших гун материальной природы, и в результате достичь высших райских планет. Тот, кто попал на высшие планеты, получает неизмеримо большие возможности для удовлетворения своих чувств, нежели те, кто живут на данной планете. Стих 21. «Насладившись счастьем на райских планетах, и исчерпав запас своей благочестивой деятельности, они вновь возвращаются на эту бренную землю. Таким образом, те, кто следует принципам трех Вед ради удовлетворения собственных чувств, достигают лишь мерцающего счастья».

00:19:03 Комментарии. Попадая на высшие планеты, живое существо живет значительно дольше и получает гораздо больше возможностей для удовлетворения чувств, однако ему не позволят оставаться там вечно. Исчерпав запас своей благочестивой деятельности, оно будет вынуждено вернуться на землю. Тот, кто не обрел совершенного знания в соответствии с предписанием Веданта сутры, иначе говоря, тот, кто не постиг Господа Кришну, причину всех причин, не сможет достичь высшей цели жизни. Поднимаясь на высшие планеты, а затем возвращаясь на землю, он словно находится на колесе обозрения и то поднимается вверх, то вновь опускается вниз. Вместо того, чтобы отправиться в духовный мир, откуда уже никто не возвращается обратно, живое существо вращается в круговороте рождений и смерти, перемещаясь с высших планет на низшие и обратно.

00:20:05 Поэтому, лучше всего стремиться попасть в духовный мир, чтобы обрести вечную жизнь, исполненную знаний и блаженства, и никогда не возвращаться в материальный мир, полный страдания. Стих 22ой. «Однако тем, кто всегда мне поклоняется с любовью и преданностью, и постоянно созерцают мою трансцендентную форму, я даю то, чего у них нет, и сохраняю то, что они имеют». Комментарий. Тот, кто каждое мгновение находится в сознании Кришны, думая о Господе 24 часа в сутки, и занимаясь преданным служением, состоящим из 9 видов деятельности: слушание, повторение, памятование, вознесение молитв, поклонение, служение стопам Господа, выполнении Его поручений, дружеских отношений и полной преданности Ему, посвящают себя этой деятельности.

00:21:05 Эти виды деятельности помогают преданному достичь высшей ступени духовного самосознания, тогда у него остается только одно желание, вступить в общение с Верховной Личностью Бога. Именно в этом заключается смысл йоги. Такой преданный по милости Господа уже никогда не возвращается в материальный мир. Господь защищает его, защищает всех своих преданных, и помогает преданным, которые занимаются йогой, обрести Cознание Кришны, а когда преданный полностью осознает Cознание Кришны, то Господь оберегает его от возвращения в обусловленную жизнь материального существования. 23й стих. «Те, кто с верой и преданностью поклоняются другим Богам, в действительности поклоняются мне, о сын Кунти, но делают это без должного понимания». Комментарий.

00:22:02 Те, кто поклоняются полубогам, как говорит здесь Кришна, поступают не слишком разумно, хотя таким образом, они косвенно поклоняются Кришне. Если человек поливает водой листья и ветви дерева, но оставляет сухими корни, это значит, что у него нет необходимого знания. Точно так же заботясь о разных частях тела, нужно обеспечивать пищей желудок. Полубоги это своего рода министры, чиновники в правительстве Верховного Господа. Мы должны следовать законам, которые установлены правительством, а не чиновниками, входящими в его состав. Подобным образом, каждое живое существо должно поклоняться Верховному Господу, тогда различные должностные лица в правительстве Господа будут удовлетворены автоматически. Чиновники разных званий и рангов, представляют правительство и их подкуп карается законом, иначе Кришна не одобряет действий (дефект записи) тех, кто нет никакой необходимости.

00:23:06 И наконец последний стих 24й, который мы с вами сегодня прочитаем. «Это я – единственный наслаждающийся и владыка всех жертвоприношений, поэтому те, кто не признают моей божественной природы, неизбежно падают вниз». Это 24й стих 9ой главы и в следующий раз мы прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, а на сегодня я хочу завершить чтение Бхагавад Гиты и вы можете звонить нам или присылать нам вопросы на наш сайт. Напоминаю, в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите».

00:23:50 [Ведущая] Говорят, что Господь находится везде, а также говорят, что он находится в сердце души в духовном мире. Как это понять, если в духовном мире нет ничего материального? А в частности – сердец. Что же он там делает? Как это понять? Какая его функция? Функция Господа.
[Критский В.Г.] Да, вопрос хитрый. Но все таки мне хочется уточнить, насколько я знаю, изучая Бхагавад Гиту, Шримад Бхагаватам, Господь находится в сердце нашем, вот мы, находясь в материальном теле, имея материальные тела. В сердце имеется душа или Джива и в сердце находится Параматма, или Сверхдуша, экспансия Бога, причём эта экспансия существует только в материальном мире. В духовном мире её нет. В материальном мире здесь все понятно. Мы можем в процессе медитации, в процессе занятий йогой ощутить как бы присутствие Параматмы или Верховной Сверхдуши у себя в сердце.

00:25:01 И фактически, каждый человек может это ощутить, когда он чувствует какие то подсказки, чувствует ну скажем, через интуицию или какой то голос совести ему дает какие то подсказки. То есть, вот это вот то, что говорится в Ведах и Бхагавад Гите, это вещь достаточно понятная, но что касается духовного мира, то это уже сложнее, потому что там душа находится в чистом виде, у нее нет материального тела. И в принципе, я как бы слышал такие слова, что как бы Господь находится в сердце преданных, но там это объяснить гораздо сложнее, потому что в духовном мире нет тех, так сказать геометрических понятий, которые есть в материальном мире. В материальном мире, тут все как бы просто. Вот у нас есть определённые размеры, есть тело определённого размера, есть сердце, сердце там столько там 10-15 сантиметров и соответственно душа, будучи очень маленькой легко там помещается.

00:26:01 Но, что касается духовного мира, каким образом Господь вмещается в атомарной душе, это объяснить гораздо сложнее. Единственное, что можно сказать, что в духовном мире нет тех метрических или геометрических понятий, которые есть у нас. Вот эта так сказать, как бы геометрия материального мира, является одним из аспектов логики, то есть, логической как бы причинности. В духовном мире нет логической причинности. Духовный мир лежит за пределами причинного океана. Если вы слышали, есть такое понятие в Ведах «Причинный океан», который разделяет духовный и материальный мир. В материальном мире все как бы происходит по определённой причине, каждое действие, законы физики тоже так сказать, являются причиной каких то взаимодействий, частиц и так далее.

00:27:00 В духовном мире совсем принципиально иные законы и другие энергии. Это мир как бы любви. В материальном мире царствуют законы кармы и законы кармы, это как бы высшее проявление законов причинности. Что человек совершает, что он хочет, он получает соответствующие последствия, соответствующие как бы выводы, из того, что он как бы: что посеешь, то и пожнешь, как говорится в Библии, это фактически выражение закона кармы, но в духовном мире нет вот этой причинности, нет этой логической связи. Духовный мир, это мир любовных взаимоотношений, а любовь как мы знаем, она беспричинна. И на эту тему есть очень яркие русские поговорки, не очень хочется их цитировать. Любовь зла – одна из таких поговорок, русских, но философская суть в том, что законы любви, они не имеют логической причины.

00:28:04 Вот таким образом я могу ответить на первый вопрос и если автор может как то уточнить, где он прочитал, каким образом Господь находится в сердце души, то может быть тогда мы это проясним.
[Ведущая] У меня здесь гости пришли, и естественно они и задают такие серьезные вопросы, и комментируют, что это было прочитано в Рамаяне, когда Хануман разорвал своё сердце, а в сердце были Сита и Рама.
[Критский В.Г.] Ну поскольку Хануман находился в материальном мире и он имел материальное тело и материальное сердце, то это все не выходит за рамки того объяснения, что я дал, что действительно в сердце Ханумана находился вместо параматмы находился сам Господь Рамачандра. Таким образом, ответ на вопрос таков.
[Ведущая] Я тогда зачитаю второй вопрос. В духовном мире есть ум у души?

00:29:01 [Критский В.Г.] Да, в духовном мире душа имеет так сказать тело, духовное тело, и это тело как раз состоит из ума, разума. Здесь в материальном мире у нас есть различные оболочки, помимо грубой физической оболочки материального тела у нас есть оболочка ума, разума и ложного эго, как об этом говорится в Бхагавад Гите. В духовном мире тоже есть ум и разум, но там нет вот этого деления, там нет этого как бы составляющих частей. В духовном мире все целое, душа это единое целое, которое имеет ум, имеет разум, в отличие от материального мира и материального тела, где тело в материальном мире состоит из определённых составляющих. Вот у нас там есть руки, ноги и они состоят из каких то атомов, молекул и так далее. И тоже самое, у нас есть тонкие составляющие нашего тела, это ум, интеллект, ложное эго.

00:30:00 И духовный мир, это мир цельности, где душа по своей природе имеет духовный ум, имеет духовный разум. Так я могу ответить на этот вопрос и он имеет совершенно аналогичные функции, для того чтобы как бы думать, наслаждаться. Потому что три аспекта духовного бытия это вечность, вечная жизнь, знания и блаженство. А раз знания, значит должен быть ум. Иначе как постигать знания без ума?
[Ведущая] Еще один вопрос, не менее интересный. Прислала его к нам Любовь Кузьмина, она пишет: «Владимир Георгиевич, в Бхагавад Гите в 8ом тексте в главе 8ой, тексте 214ом, комментарий, последний абзац. В этом абзаце перечисляются типы Бхакти йоги. Отношения нейтральные, слуги и господина, друзья, родители и возлюбленные. Не совсем понятно, как использовать эту информацию. Нужно себя как то определить во взаимоотношениях с Богом, или это возможно только в духовном мире? Тогда как относиться к Богу сейчас имея небольшой духовный опыт. Эти типы переходящи или статичны? В общем, просьба, хоть немного раскрыть эти вопросы».

00:31:14 [Критский В.Г.] Спасибо! Любовь, имя очень красивое, потому что любовь это высшее чувство и в духовном мире и материальном. Дорогая Любовь, те расы, которые перечисляются, это наши извечные отношения с Господом Богом, их 5, как вы правильно перечислили, это нейтральные отношения, отношения слуги, дружеские, родительские и любовные отношения. Здесь в материальном мире мы находимся на Садхана Бхакти, это то, о чем я вам сейчас рассказываю, содержится в книге «Нектар преданности». Вот как бы вся эта наука преданного служения, она подробно обсуждается там. Я вам советую эту книжку достать, она не большая, и там кроме этого содержатся гораздо более интересные и сокровенные вещи о взаимоотношениях души с Богом.

00:32:10 То есть здесь, в материальном мире мы не, пока что ещё мы не можем знать свои извечные отношения с Богом. У каждого из нас душа, то есть, мы и есть душа, и душа уже имеет определённую духовную природу, которая называется на санскрите Раса. То есть это вечные отношения с Богом. Вот этих Рас 5 основных. Есть ещё 7 дополнительных. И соответственно, когда мы вернемся в духовный мир, мы попадем туда именно в своей Расе, в своих отношениях. Но пока мы находимся в материальном мире, пока на нас действуют гуны материальной природы, нам понять свою Расу довольно сложно. И поэтому, в «Нектаре преданности», автор Рупа Госвами, это переведено Свами Прабхупадой, но начальный автор является Рупа Госвами, один из учеников Господа Чайтаньи.

00:33:08 Он перечисляет, что в процессе духовной практики, преданный начинает с нейтральных отношений с Богом, потом он переходит на отношения слуги. Вот это вот то начало преданного служения, это называется стадия Садхана Бхакти, когда мы относимся к Богу, как к своему господину. Вот это вот то, с чего нужно начать. В принципе мы знаем, что наши отношения с Богом могут быть более возвышенные, у нас могут быть дружеские отношения, у нас могут быть даже отношения возлюбленных, это так сказать соответствует женской форме, женским отношением, потому что Бог это высший мужчина, вот. Но об этом не надо беспокоиться, Прабхупада говорил на такие вопросы которые вот типа вы задали , что придёт время и вы все узнаете. Придет время и вы сами поймете каковы ваши отношения с Кришной. Сейчас просто мы должны считать себя слугами Господа и слугами духовного учителя, потому что он является представителем Бога. Вот это вот наше настроение в начале духовной жизни.

00:34:16 Есть в Индии определённый класс преданных, они называются Схаджая, которые внушают этот принцип и которые пытаются имитировать какие то отношения с Богом, особенно любовные отношения. Поскольку в принципе то, тела могут быть любые, тело материальное может быть телом мужчины или женщины, это не зависит от нашей духовной Расы, то им всем очень хочется иметь высшие отношения с Богом, то есть любовные отношения, и они соответственно вот разыгрывают соответствующие игры. То есть любовные так сказать сцены, что зачастую заканчивается не духовными, а материальными так сказать любовными отношениями и по сути приводит ну к таким, достаточно некрасивым вещам, то есть к незаконным сексуальным отношениям по сути.

00:35:08 Поэтому, чтоб чтобы избежать такой опасности, наши духовные учителя, авторитеты советуют не пытаться как бы перепрыгнуть свой уровень и считать себя слугами Верховной Личности Бога и слугами духовного учителя, это положение более надежное и более безопасное, которое защитит вас от соблазна танцевать там где то в танце Раса, ещё как бы не преодолев материальной обусловленности, материальных желаний.
[Ведущая] Только что к нам пришел ещё один очень интересный вопрос, я его зачитаю. В русских Ведах Коляда изображался с русыми волосами и голубыми глазами. В Ведической традиции Индии мы видим Кришну черноволосого и кареглазого. Насколько формы Господа подчиняются таким материальным описаниям? Есть ли у него какая то конкретная материальная форма или с развитием трансцендентного видения, такие вещи как цвет волос и тому подобное, уходят на второй план. Мы видим Кришну совершенно другими картинками.

00:36:00 [Критский В.Г.] Спасибо за ваш вопрос. Дело в том что когда Кришна появился на земле 5000 лет назад, он появился вместе со своим братом Баларамой, и Кришна действительно имел цвет тела темный, или точнее может быть голубовато – фиолетовый, а Баларама был как раз таки светлый. И поэтому, фактически Кришна и Баларама они являются как бы одновременным воплощением Верховной Личности Бога на земле. И таким образом можно понимать, что в этой книге Коляды, описывается именно Господь Баларама. Так я могу ответить.
[Ведущая] Ну вот, на этом наши вопросы окончены, все слушатели благодарят вас за ответы, за чудесную лекцию, сегодня мы рассмотрели стихи с 16ого по 24й и это я думаю только все ещё самое начало. Спасибо большое что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.] Всего хорошего, до свидания.

00:37:11 [Ведущая] Уважаемые радиослушатели, Владимир Георгиевич Критский, «Различные системы йоги по Бхагавад Гите», ответы по ведической культуре и философии. Оставайтесь, оставайтесь с нами. С любовью к вам, Аюрведа – радио.

транскрибирование: Наталья Лимаренко | Москва | Россия | 28 декабря 2012