Глава 13 стихи 20-26

Аюрведа радио - 06 июня 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:44:34 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 24 | скачано: 148 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] В объятьях прекрасного. Аюрведа – радио. Ох, какая замечательная музыка заиграла на волнах Аюрведа – радио, моя прямо самая любимая. Но, ничего не поделаешь, время начинать прямой эфир. И мы его начнем. С нами в прямом эфире Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите», а также ответы на вопросы дорогие радиослушатели, на ваши вопросы, которые вы пришлете в чат, по скайпу я их жду и на почтовый адрес Аюрведа радио собака мейл точка ру. И так, давайте же начнем. Владимир Георгиевич, добрый день.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья!
[Ведущая] Здравствуйте. Слышно вас замечательно. И я думаю, что уже можно начинать.
[Критский В.Г.] Да. И так, дорогие друзья, мы я вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по Бхагавад Гите», и я напомню, что в прошлый раз мы продолжили читать 13ую главу, под названием «Природа наслаждающегося и сознание или Кшетра, Кшетра Бьяви Бхага йога».

00:01:06 Я напомню, о чем шла речь в прошлый раз. Последний стих, который мы прочитали, был 19ый стих 13ой главы. Господь Кришна сказал: «И так, я вкратце рассказал тебе о природе поля деятельности тела, о знании и объекте познания. Только мои преданные могут до конца понять это, как достичь моей природы». В прошлой беседе мы с вами слышали объяснения, что представляет собой предмет и цель познания. В данном случае, это абсолютная истина, в аспекте Сверхдуши. Есть 2 стадии постижения абсолютной истины. Первая стадия, это Имперсональный Браман, о котором мы говорили в прошлых передачах. Далее идет Параматма, или Сверхдуша, о которой будет идти речь в основном сегодня.

00:02:01 Далее в прекрасном комментарии к 20ому стиху Бхактиведанта Свами Прабхупада суммирует все сказанное раньше и делает глубокие философские обобщения, это будут очень интересные стихи и комментарии, которые для многих будут неожиданны. Один великий физик и один из создателей квантовой физики Нильс Бор говорил такие слова: «Ваша идея безумна, но недостаточно безумна, чтобы быть верной». И вот философия Веданты удивительна, её можно назвать фантастической, от которой просто иногда захватывает дух. Это не удивительно, потому что она позволяет понять Верховную личность Бога, а это немалого стоит. И так, начнем с вами читать 20ый стих 13ой главы. Господь Кришна продолжает: «Знай, что как материя, так и живые существа не имеют начала. Причиной всех происходящих изменений и источником материальных гун является сама материальная природа».

00:03:10 Комментарии Бхактиваданты Свами: Усвоив знания, изложенные в этой главе, мы поймем природу тела, поля деятельности и знающих тело индивидуальной души и сверхдуши. Тело, это поле деятельности, состоящее из материальных элементов, ведь индивидуальная душа, заключенная в теле и наслаждающаяся его деятельностью это живое существо, один из знающих поле деятельности. Другим является Сверхдуша. Следует понимать, что и Сверхдуша и индивидуальное живое существо, это по сути разные проявления Верховной личности Бога. Живое существо является одной из энергий Господа, а Сверхдуша – его личностной экспансией. На этом давайте на минутку остановимся. И обратите внимания на эти слова Бхактиведанты Свами.

00:04:07 «И Сверхдуша и индивидуальное живое существо это по сути дела разные проявления Верховной личности Бога. Его разные экспансии. Сверхдуша – это полная сверхпроникающая экспансия, а живое существо это атомарная экспансия, как бы лучик солнца. Это очень глубокая истина, которая помогает понять природу души. То есть, чтобы понять Бога, нужно сначала понять себя, но самое интересное, чтобы до конца понять себя, нужно в какой-то степени понять природу Бога. Это интересный парадокс, который кажется противоречием. На самом деле это не так, противоречий здесь нет, потому что мы имеем с Господом единую духовную природу. И продолжим читать комментарии.

00:05:03 И материальная природа, и живое существо – вечны. Это значит, что они существовали до сотворения материального мира, материальный мир возникает из низшей энергии Господа, тогда как живое существо относится к его высшей энергии. И живые существа и материальная природа существовали до того, как был проявлен материальный космос. Материальная природа покоилась в теле Верховной личности Бога Маха Вишну, а когда возникла необходимость, она была проявлена с помощью Его энергии. Живые существа также покоились в теле Маха Вишну, и в силу своей обусловленности, они не хотели служить Господу и тем самым закрывали себе доступ к духовному миру. Но когда материальная природа перешла в проявленное состояние, то есть, появился материальный мир, то обусловленные живые существа вновь получили возможность действовать в материальном мире, чтобы подготовиться к возвращению в духовное царство.

00:06:05 В этом заключается тайна материального творения. Изначально живое существо является неотъемлимой частицей Верховного Господа, но восстав против его власти, оно попадает в царство материальной природы, где ведет обусловленное существование. И обратите внимание, то, каким образом живые существа, частицы высшей энергии Господа пришли в соприкосновение с материальной природой, не имеет большого значения. Это пишет Свами Прабхупада. Однако, Верховной личности Бога известно как и почему это произошло, в писании Господь говорит, что живые существа зачарованные материальной природой, ведут в ней тяжелую борьбу за существование. Это был комментарий Бхактиведанты Свами. И далее стих 21й.

00:07:00 Говорится, что материальная природа является причиной всех материальных причин и следствий, а живое существо, причиной разнообразных страданий и радостей, которые оно испытывает в материальном мире. Иными словами, все что происходит в материальном мире, это действие гунн материальной природы. Можно спросить: «Что же тогда зависит от самого человека?». Краткий ответ дается в этом стихе. Если кажется, что человек совершает какое либо действие, то по сути, это действие материальной природы, которое, орудием которой, становится сам человек. Небольшая независимость живого существа заключается в том, готово ли оно исполнять волю Верховной личности или нет. Если человек добросовестно исполняет свой долг, то он получает милость Всевышнего Господа и испытывает счастье, если нет, то испытывает страдание.

00:08:03 И это были мои так сказать небольшие добавления, теперь мы прочитаем комментарии Бхактиведанты Свами, достаточно обширные, интересные. Различными телами и органами чувств живые существа наделяет материальная природа. Существует всего 8 миллионов, 400 тысяч видов жизни. И все это многообразие является творением материальной природы. Живое существо хочет испытывать те или иные наслаждения и поэтому выбирает соответствующие материальные тела. Находясь в разных телах, оно по разному наслаждается и страдает. Источником материальных радостей и страданий является тело, а не само живое существо, так как в материальном мире душа полностью отождествляет себя с телом. Но в своем изначальном состоянии, живое существо полностью счастливо, иначе говоря, состояние счастья является естественным для души, но желание господствовать над материальной природой приводит её в материальный мир, и в духовном мире живое существо не может осуществить это желание.

00:09:16 Духовный мир чист, тогда как в материальном мире каждый изо всех сил старается получить как можно больше плотских наслаждений. Можно сказать, что тело порождено желанием испытывать чувственные наслаждения, а органы чувств, это инструменты для удовлетворения наших желаний. Получив тело, живое существо оказывается во власти материальной природы, поскольку тело, будучи материальным, подчиняется его законам, само живое существо бессильно изменить эти законы. Предположим, душа получает тело собаки и оказавшись в нем оно вынуждено вести себя как собака, оно не может действовать иначе. Или попадая в тело свиньи, ему приходится питаться отбросами и делать все, что делают свиньи. Таков закон природы.

00:10:10 Однако, при любых обстоятельствах, сверхдуша находится рядом с индивидуальной душой. В Ведах говорится: «Верховный Господь столь милостив к живому существу, что в образе Сверхдуши всегда и всюду сопровождает индивидуальную душу». Это был комментарий Бхактиведанты Свами к 21ому стиху. Далее стих 22ой. Таким образом живое существо в материальном мире следует дорогами жизни, наслаждаясь тремя гунами материальной природы. Так оно приходит в соприкосновение с материей. И встречается с добром и злом в разных формах жизни. Комментарий. Этот важный стих помогает понять каким образом живые существа переселяются из одного тела в другое.

00:11:06 Во второй главе Бхагават Гиты говорилось, что живое существо меняет свои тела, подобно одежде. Причиной тому, его привязанность к материальному существованию. До тех пор, пока душа не разочаруется в этом иллюзорном мире, она будет вынуждена переселяться из одного тела в другое. Душа оказалась в столь плачевном положении, из за своего желания господствовать над материальной природой. Его материальные желания приводят к тому, что душа рождается то человеком, то зверем, то птицей, то червем, то рыбой, то праведником, то насекомым. Это повторяется вновь и вновь. И каждый раз живое существо считает себя творцом своей судьбы, хотя на самом деле находится во власти материальной природы. Я хочу здесь добавить, что по сути Господь Кришна раскрывает нам здесь вселенский закон судьбы, причину счастья и страданий, которые мы испытываем в материальном мире.

00:12:11 В то же время, сами события в материальном мире не зависят от нашей воли, поэтому нам нет смысла изо всех сил добиваться каких то материальных целей, мы автоматически получаем то, что мы должны получить по своей карме. Мы должны просто стремиться добросовестно исполнять свои обязанности, в соответствии с волей Верховной личности Бога. И дальше мы продолжим читать комментарий. Здесь объясняется каким образом душа попадает в разные материальные тела. Причина этому, соприкосновение материального существа с разными гунами материальной природы. Отсюда следует, что человек должен подняться над материальными гунами, и достичь трансцендентного уровня. Это называется духовным сознанием или сознанием Кришны.

00:13:04 Пока человек не разовьет в себе Cознание Кришны, материальное сознание будет заставлять его переселяться из тела в тело, идя на поводу у материальных желаний, которые живут в его сердце с незапамятных времен. Поэтому, необходимо изменить своё сознание. Сделать это можно слушая тех, кто сведущ в духовной науке. И лучший тому пример, сам Арджуна. Тот, кто слушает авторитетных духовных наставников, может постепенно избавиться от навязчивого желания господствовать над материальной природой, и по мере того как это желание будет ослабевать, человек будет все больше ощущать трансцендентное блаженство. В одной из Ведических мантр говорится, что в общении с Верховной Личностью Бога, живое существо постепенно обретает знание и одновременно все больше наслаждается вкусом вечной жизни, полной знания и блаженства. Это был комментарий Бхактиведанты Свами к 22ому стиху.

00:14:07 Стих 23й. В этом теле есть иной, трансцендентно наслаждающийся, это сам Господь, Верховный Владыка, который наблюдает за живым существом и дает санкцию на его действия, и который именуется Сверхдушой. Комментарий. Здесь говорится, что сверхдуша всегда сопровождающая индивидуальную душу, это проявление Верховной Личности Бога. Сверхдушу нельзя считать обыкновенным существом, поскольку последователи философии монизма считают, что существует только один знающий тело, они ото,ждествляют Сверхдушу с индивидуальной душой. Чтобы внести ясность, Господь говорит, что он находится в теле каждого в образе Сверхдуши. Он трансцендентен и отличается от индивидуальной души. Индивидуальная душа наслаждается действиями своего поля, то есть тела, тогда как Сверхдуша не причастна к деятельности тела.

00:15:12 Сверхдуша присутствует в теле, в качестве свидетеля, который наблюдает за всеми действиями души и дает санкцию на их свершение. Ее называют Параматмой, а не Атмой. То есть, Атма – значит душа, Параматма – это высшая душа и она трансцендентна. Совершенно очевидно, что Атма и Параматма отличаются друг от друга, и поскольку Параматма это сам Всевышний Господь, она находится как высший наслаждающийся в сердце индивидуальной души, чтобы санкционировать исполнение её индивидуальных желаний. Без дозволения Сверхдуши индивидуальная душа не на что не способна. Живых существ бесконечно много, и Господь находится в сердце каждого из них как друг. Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:16:05 Стих 24й. Тот, кто понял это знание о материальной природе, о живом существе и о взаимодействиях гун материальной природы, непременно достигнет освобождения, он уже не родится в этом материальном мире, какое бы положение не занимал в настоящее время. Комментарий. Человек познавший материальную природу, сверхдушу, индивидуальную душу, их взаимоотношения, освобождается из материального плена и переносится в духовный мир, чтобы больше не возвращаться в материальный. Таковы плоды духовного познания. Цель процесса познания объяснить, что живое существо оказалось в материальном мире случайно по ошибке, поэтому человек должен приложить все усилия, чтобы в общении с авторитетными наставниками, святыми людьми и духовными учителями понять своё положение и развить в себе духовное сознание, сознание Бога, изучая Бхагавад Гиту, как её поведал сам Верховный Господь.

00:17:12 Тогда он больше не попадет в материальный мир, а вернется в духовное царство, где жизнь вечна и исполнена знания и блаженства. Стих 25й. Одни постигают Сверхдушу в сердце через медитацию, другие путем философских рассуждений, а третьи, действуя без привязанности к плодам своего труда. Комментарии. Господь говорит Арджуне, что все обусловленные души можно разделить на две категории, в зависимости от их подхода к самосознанию: атеисты, агностики, скептики, не имеют ясного представления о природе духа. Но есть и другие, люди, верящие в духовную практику. К ним относятся преданные, погруженные в медитацию, философы и те, кто отрекается от плодов своего труда.

00:18:09 Убежденные последователи философии монизма, относятся к категории атеистов и агностиков. Преданные Верховной Личности Бога лучше всех понимают природу духа, поскольку знают, что кроме материального мира существует и духовный мир, и Господь, Верховная Личность присутствует в форме своей экспансии Сверхдуши в сердце каждого. Некоторые люди пытаются постичь Абсолютную истину с помощью философских рассуждений. Последователи философии Сандхи, анализируя материальный мир, раскладывают его на 24 материальных элемента, а индивидуальная душа по их классификации является 25ым. Когда же они осознают, что индивидуальная душа трансцендентна к материальным элементам, они так же начинают понимать, что над ней стоит Господь, Верховная Личность Бога. И так они постепенно достигают уровня преданного служения Господу.

00:19:09 Те, кто отказывается от плодов своего труда, также стоят на верном пути, и со временем они получают возможность достичь уровня преданного служения. Так здесь говорится о людях с чистым сознанием, которые пытаются обнаружить Сверхдушу в процессе медитации. Достигая этой цели, они поднимаются на трансцендентный уровень, другие же пытаются постичь высшую душу с помощью философских рассуждений, а третьи, занимаясь хатха йогой, пытаются своими гимнастическими забавами удовлетворить верховную личность Бога. Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прапхупады. И наконец, стих 26ой, сегодня будет последний стих, который мы с вами прочитаем.

00:20:00 Есть и такие, кто не имея духовного знания, начинают поклоняться Верховной Личности Бога, услышав о нем от других, благодаря своей склонности слушать авторитеты, они также вырываются из круговорота рождений и смерти. Комментарии. Сказанное в этом стихе в первую очередь относятся к современному обществу, в котором люди практически лишены возможности получить духовное образование, даже те, кто считают себя атеистами, агностиками или философами, по настоящему не понимают философии, но обыкновенные люди, если они достаточно разумны и благочестивы, могут приобрести духовные знания в процессе слушания. Этот метод очень важен. Господь Чайтанья, который проповедовал Cознание Кришны в нашу эпоху придавал ему огромное значение, ибо просто внимая авторитетным наставникам, обыкновенный человек может духовно совершенствоваться, особенно, если он, как учил Господь Чайтанья будет слушать трансцендентные звуки мантры Харе Кришна.

00:21:07 Поэтому каждый человек должен слушать тех, кто осознал свою духовную природу и с течением времени ему откроется все. Тогда он обязательно начнет служение Верховной Личности Бога. Господь Чайтанья говорил, что человеку стремящемуся осознать себя нет нужды менять своё положение, однако он должен отказаться от попыток постичь абсолютную истину с помощью простых философских рассуждений и служить тем, кто уже постиг абсолютную истину. Если человек, если человеку посчастливится найти прибежище у чистого преданного Господа и услышать от него о науке самоосознания, то идя по стопам своего учителя, он сам со временем станет чистым преданным Господа, хотя обыкновенные люди зачастую не обладают способностями присущими ученым и философам, но с верой внимая авторитетному наставнику такие люди также смогут освободиться от материального рабства и вернуться домой, обратно к Богу.

00:22:13 На этом мы закончим на сегодня чтение комментариев Бхактиведанты Свами Прабхупады, и стихов Бхагавад Гиты 13ой главы. Я хочу ещё раз прочитать этот стих 26ой, очень красивый. Есть и такие, кто не имея духовного знания начинают поклоняться Верховной Личности Бога, услышав о нем от других, благодаря своей склонности слушать авторитеты, они так же вырываются из круговорота рождения и смерти. Я хочу предложить вам звонить нам по телефону, присылать вопросы на наш сайт, и пока вы думаете, я хочу сделать небольшую информацию, о том, что послезавтра 8 июня, в центральном парке культуры и отдыха имени Горького состоится очень большой фестиваль Ведической культуры, он начнется в 15 часов. В начале будет так называемая Радха Ятра, шествие колесниц, которые будут везти Господа Джиганатху, и затем будет концерт в зеленом театре.

00:23:18 Это очень будет большое мероприятие. Значит, официально этот фестиваль называется «Битлз и Индия». То есть, знаменитый английский квартет Битлз имел очень тесную связь с Ведической культурой, по крайней мере два человека Джорж Харрисон и Джон Леннон, очень серьезно, не просто интересовались а занимались духовной практикой в соответствии с Ведической традицией. Возможно в этом одна из причин их блестящего успеха. Там будет показан фильм о Битлз, особенно о Джорже Харрисоне, и поэтому я приглашаю всех наших слушателей, и также всех ваших друзей, знакомых, прийти на этот я думаю очень интересный фестиваль, который состоится 8 июня, в воскресенье, послезавтра в центральном парке культуры и отдыха имени Горького.

00:24:14 Ну и также там я думаю будут все ведущие нашего радио Аюрведа, в том числе ваш покорный слуга. Если у вас будет большое желание будет встретиться и поговорить, если у вас есть какие то вопросы. А теперь, пожалуйста, я буду
[Ведущая] Кстати, да. Спасибо большое за объявление, Владимир Георгиевич. А я думаю, что все те, кто проживает территориально в Москве и Московской области смогут приехать на это грандиозное празднование. Я то там точно буду, потому что два года подряд я умудрялась ездить во Владимир именно на этот грандиозный праздник, который там проводится в центральном парке города Владимира. Ну что ж, так что уважаемые радиослушатели, не стесняйтесь, приходите в воскресенье к Господу Джаганатхе, покатаем его на колеснице. Ну а сейчас вопросы, если у вас есть, давайте присылайте, я обязательно их зачитаю в прямом эфире Владимиру Георгиевичу. Немного музыки и мы продолжим.

00:25:14 [Хорошее настроение. С Аюрведа радио.] Обзор различных систем Бхагавад Гите и ответы на вопросы по Ведической культуре и философии. Так что, уважаемые радиослушатели, если вы прослушали эфир, будьте любезны, приходите в три часа ночи, если вы спать почти не будете, или же прослушайте их в записи. Ну а сейчас у нас ответы на вопросы и Владимир Георгиевич Критский по прежнему с нами и готов выслушать заданные вами вопросы и я их сейчас начну зачитывать. Владимир Георгиевич, вопрос номер один, он такой очень очень коротенький. Что означает обусловленная душа?
[Критский В.Г.] Значит, термин обусловленная душа и так же встречается обусловленная жизнь, означает что душа духовная по природе зависит от материальных условий. Имеется ввиду зависимость души именно в материальном мире, поскольку она находится в материальном теле, то она как бы отождествляется с телом и привязана к материальной жизни и поэтому этот термин имеет очень глубокий философский смысл.

00:26:28 Он означает, что хотя душа духовна, она в общем то трансцендентна, не имеет материальных качеств, но в материальном мире она кажется материальной и собственно человек отождествляет себя с телом и у него появляются какие то материальные качества, материальные какие то недостатки, и так далее. Вот в этом смысл термина обусловленная душа. Что душа по природе чиста, но в материальном мире, будучи в материальном теле, она кажется несовершенной. Вот таков ответ.
[Ведущая] Хорошо, я зачитаю второй вопрос. Здравствуйте, спасибо большое вам за лекцию и вопрос, что может развить в человеке желание и способность слушать авторитетных духовных учителей? Откуда появляется эта склонность?

00:27:18 Эта склонность появляется из естественной природы души, то есть по мере того как душа очищается, в ней проявляется это стремление к Бхакти. В одном из стихов говорится что любовь к Богу изначально дремлет в сердце каждого живого существа, каждого человека. По крайней мере в человеческой форме это проявляется. Конечно в животной форме этого нету, это как бы чисто теоретически. Так вот это желание проявляется тогда, когда у человека интуитивно появляется желание вот какой то чистоты. Чистоты по началу может быть чисто внешней, физической, затем чистоты умственной, и в конце концов он придёт к чистоте духовной.

00:28:17 Он начнет понимать, что природа нашей жизни не материальна, душа не материальна, по природе она духовна. И то материальное как бы окружение, материальная жизнь, которую мы ведем, это некоторое временное, как школа обучения, или какая то лечебница, в которую попадает душа, для того, чтобы пройти какой то процесс излечения от своей материальной болезни. То есть, это стремление проявится тогда, когда у человека появится желание или у самого, у его так сказать может склонность в прошлой жизни или через каких то духовных наставников, у него появится это желание к самосознанию, то есть постижению своей духовной природы, и тогда естественно у него будет развиваться вот это желание слушать духовных авторитетов.

00:29:13 [Ведущая] Еще один вопрос. Для чего практически нужно это абстрактное знание о душе и Cверхдуше?
[Критский В.Г.] Это действительно достаточно теоретическое философское знание и по началу оно так немножечко кажется сложноватым, мне по крайней мере в процессе подготовки приходится несколько часов сидеть, я стараюсь немножечко подредактировать комментарий, который приводится в русском тексте Бхагавад Гиты. Какие то вещи, наиболее сложные, я сокращаю, потому что это знание нужно для, во-первых для укрепления нашей веры, нашего понимания, что действительно вот эта философия Веданты, философия абсолютной истины, дает ответы на все вопросы. Ведь у современных людей, по крайней мере у неверующих атеистов постоянно возникает непонимание и проблема.

00:30:17 Если был бы Бог, то почему в мире столько зла, столько несправедливости, столько насилия? То есть вот эти извечные вопросы, они не всегда возникают, и человек, даже верующий, он иногда начинает сомневаться: «Все таки есть Бог или нет?». Почему же так сказать все так плохо кругом? Если Бог всемогущий и все совершенны, либо он не всемогущий, либо он не милостивый, вот что то такое не то. Но, удивительный ответ таков, что Господь Всемогущий и Всемилостивый, но в материальный мир душа попадает по собственной воле, из за своих материальных желаний, господствует над материальной природой, как мы читали сегодня в комментариях Бхактиведанты Свами Прабхупады, и Господь дает ей эту возможность даря материальный мир, но в то же время он не бросает нас как бы на произвол судьбы, а в форме сверхдуши он сопровождает душу в её странствиях по материальному миру, и периодически помогает ей.

00:31:20 То есть он проявляется иногда как голос совести, как какой то голос интуиции, и особенно ярко он проявляется тогда, когда человек становится на путь Бхакти, на путь преданного служения, и тогда он по сути начинает вести человека обратно домой, обратно к Богу, об этом были стихи в Бхагавад Гите и мы будем об этом читать в будущих главах, в 15ой главе Господь Кришна будет это объяснять. Вот таков кратко ответ, что это знание действительно кажется немножко абстрактным и даже заумным, но на самом деле в нем глубокий смысл, философский и практический, что в конце концов человек должен ощутить вот это присутствие сверхдуши в своем сердце и более того, скажем в системе Аштанга йоги, йоги через вот эту суровую практику отречения, они как бы умерщвляют в себе свои чувства, своё тело и они постепенно начинают видеть сверхдушу в своем сердце, поскольку их внешние чувства как бы замирают, то внутри, так сказать в сердце находится душа и вместе с ней находится сверхдуша, и постепенно открывается духовное виденье, духовные чувства начинают созерцать. И первое что они видят, они видят сверхдушу.

00:32:45 Это процесс мистической йоги, и он конечно же сложен, навряд ли осуществим для современной эпохи, но по крайней мере теоретически мы об этом знаем из Бхагавад Гиты и других произведений Ведической литературы, то есть это пример, когда человек может в прямую так сказать лицезреть сверхдушу, находящуюся в сердце. Так я могу ответить.
[Ведущая] Владимир Георгиевич, вот вопросик ещё один пришел. Что значит система ИСКОН, для чего Шрила Прабхупада создал эту организацию?

00:33:19 [Критский В.Г.] ИСККОН это английская аббревиатура, международная организация, которая объединяет последователей Ведической традиции именно, именно в трактовке Прабхупады, то есть учеников Прабхупады, и как это также называется Сознание Кришны, поскольку как бы главная идеалогия этой философии и организации – достижение Cознания Кришны. Когда Прабхупада зарегистрировал эту организацию, были предложения создать Общество Сознания Бога, поскольку Кришна, мало кто известен имя Кришны, и считают что это некое имя индийского Бога, то было такое предложение, но Прабхупада все таки посчитал, что более правильно назвать Общество Сознания Кришны, почему?

00:34:18 Потому что в мире много религиозных организаций, которые тоже в принципе ставят эту цель – достижения как бы так сказать Сознания Бога, и Прабхупада хотел подчеркнуть, что все же Ведическая традиция с одной стороны наиболее древняя, с другой стороны она уникальна тем, что она дает ответы на все вопросы, что поскольку это знание идет из абсолютного источника, знание идет от абсолютной истины, вы не найдете вот этой уникальной философии скажем в других священных писаниях, в Библии или в Коране. Там есть общие представления, что существует Бог, что есть душа, что душа она по природе должна служить Богу, то есть, вот эти основные понятия есть везде, в любых священных писаниях, но только в Ведах и особенно в философии Бхактиведанты дается исчерпывающее и глубокое объяснение вот этой науки взаимоотношения души и высшей души. То есть Верховной личности Бога.

00:35:20 И именно по этой причине, как я думаю, Бхактиведанта Свами Прабхупада, решил назвать организацию Общество Международное Общество Сознания Кришны, чтобы подчеркнуть вот это уникальное положение Ведической традиции и Ведической философии. Вот так я могу ответить на вопрос.
[Ведущая] Тут следом поступил ещё один. Как система ИСККОН должна защищать Грехастх, семейных людей, вставших на путь Сознания Кришны?
[Критский В.Г.] Это уже такой, очень практический вопрос, не уверен, что он интересен для всех, потому что согласно системе Варнашрамы, первый уклад жизни, это у нас Брахмачарьи, или жизнь учеников и в первую очередь система ИСККОН защищает конечно Брахмачарьев, то есть отреченный уклад жизни, которые посвятили себя служению Богу.

00:36:23 Они живут где то в храмах, каких то ашрамах, и находятся на обеспечении Общества Сознания Кришны. Грихастхи это уже люди более или менее независимые, которые сами имеют свою работу, сами зарабатывают деньги и они периодически приходят в храм и значит ходят на лекции, принимают участие так сказать в общественной жизни, то есть их защита скорее духовная, они находятся под духовной защитой Господа Кришны, который защищает все живые существа и в первую очередь своих преданных. И по своему положению смысш Грихаст ашрамов в том, что человек хочет как бы попытаться получить счастье вот в такой так сказать достаточно обычной материальной жизни. Когда он так сказать работает, зарабатывает деньги, имеет дом семью и так далее.

00:37:24 Но Сознание Кришны это трансцендентный процесс и в любом ашраме человек может прогрессировать и значит приближаться на нашем так сказать пути обратно домой, обратно к Богу. Вот так я могу ответить на этот вопрос. Что такой так казалось очень плотной защиты может нету, но духовная защита конечно всегда есть, в том числе и Грихастх, то есть семейных людей.
[Ведущая] Вот ещё вопрос поступил, я его зачитаю, а потом скопирую его вам, Владимир Георгиевич. Скажите пожалуйста, где можно прочитать верное трактование тех философских систем с помощью которых описывают мир.

00:38:15 [Критский В.Г.] Где прочитать авторитетные трактования философских систем, которые описывают мир? Философских систем очень много, и все они описывают мир по разному, даже вот описание материальной природы, скажем то, которое приводится в Ведах, в философии Сантхьи, в современной науке, оно отличается, более того, Ведическое описание материальной природы имеются разные варианты, разные варианты философии Сантхьи. Вот Прабхупада тут приводит наиболее распространенную философию Сантхьи, которая делит мир на 24 материальных элемента, но есть и другие варианты философии Санхтьи, в которых там другое число материальных элементов. Скажем, мы знаем, что есть 5 основных материальных начал: земля, вода, огонь, воздух, эфир. Но кроме них ещё есть 3 тонких, это то, что Кришна говорит в Бхагавад Гите, ум, интеллект и ложное эго.

00:39:15 Поэтому, самое простое, и самое примитивное описание, это вот то, что приводится в Бхагавад Гите, 8 основных элементов, но конечно, мы с вами говорили, что есть и более тонкие, как проявления, которые в Бхагавад Гите перечисляются, тоже в 13 главе мы об этом говорили. И есть специальные трактаты по философии Санхьи, которые это описывают. Например есть такая философская система, которая специально посвящена описанию разных материальных элементов и их взаимодействию. Более важна для нас духовная философия. Вот Бхагавад Гита, которую мы с вами читаем и изучаем, относится к разделу ну как бы самой сокровенной части Ведической литературы, которая называется Бхакти Шастры, к ним так же относится Шримад Бхагаватам, ну ещё некоторые другие произведения.

00:40:14 И самые авторитетные и самые совершенные трактовки вот этих произведений, в Бхакти Шастрах. Это в первую очередь Бхагавад Гита, затем Шримад Бхагаватам, ну и так же есть менее крупные произведения, Брахма Самхита, Шриниша Упанишад, и я думаю, когда мы с вами закончим Бхагавад Гиту, если Олег Геннадиевич, руководитель нашего радио Аюрведа одобрит мое предложение, то возможно что мы с вами будем аналогичным образом читать и изучать Шримад Бхагаватам, начиная с первой песни. Где уже на более высоком уровне, более подробно изучается вся философия. Вот то, что я могу ответить, что нужно в первую очередь читать вот эти произведения, которые дают наиболее точную, наиболее совершенную трактовку вот этой философии абсолютной истины Бхагавад Гиты и Шримад Бхагаватам.

00:41:14 [Ведущая] Замечательно! Но я думаю, может быть наши радиослушатели выскажут свои пожелания, захотят ли они дальше изучать Ведическое знание и участвовать как вы сказали в Шримад Бхагаватам, только потом, когда у нас накопится достаточно приличное количество желающих, в смысле заявок на продолжение, то Олег Геннадиевич Торсунов не сможет отказать и мы сможем продолжить изучать Ведическую философию с вашей помощью Владимир Георгиевич. Как вам такая идея?
[Критский В.Г.] Это очень хорошая идея, так сказать, на Олега Геннадиевича воздействующее средство, радиослушатели нашего радио Аюрведа, ну и в конце концов это существенно их мнение, если большого интереса не будет, то может быть и нет смысла тратить много времени и сил, поэтому, это прекрасное предложение, провести опрос общественного мнения, и соответственно, если интересно, вероятно ближе к зиме закончим изучать Бхагавад Гиту, у нас осталась, 14, 15, 16, 17 и 18 глава, то есть 5 глав.

00:42:20 И я вероятно, вот в следующей передаче перед перерывом кратко расскажу об этих главах. Например, 13ая, 14ая глава, вот следующая, которую мы продолжим где то в августе месяце, очень интересная, она называется 3 гуны материальной природы, и в них Кришна описывает вот эту философию более понятно и более доступно чем в в 13ой главе. 13ая глава все таки немножко заумная, в ней там и душа и сверхдуша, Атма, Параматма, и не каждый сразу в этом разберется, но в 14ой главе Кришна говорит: «Я поведаю тебе, - Арджуне говорит- поведаю тебе знание более совершенное, чем поведал тебе раньше. И вот достоинства 14ой главы в том, что Кришна ухитряется настолько просто и ясно объяснить вот главное, вот эту главную философскую науку Абсолютной истины, на основании рассмотрения гун материальной природы.

00:43:21 Вот вы наверное слышали, мы упоминали, что есть 3 материальные гуны, гунна благости, страсти и гуна невежества. И Кришна собственно всю нашу материальную жизнь, разные виды деятельности материальной жизни классифицирует по этим трем гунам. Что есть там пища в гуне благости, в гуне страсти и гуне невежества. Есть действия, есть сознание, там в гуне благости, невежества и страсти и так далее. И тогда человеку становится понятным, что такое хорошо и что такое плохо. Потому что понятно, что гуна благости лучше чем гуна страсти, гуна страсти лучше чем гуна невежества. И все как бы выстраивается очень логично. Вот это вот я сказал за одно несколько слов о наших так сказать планах на будущее.

00:44:10 [Ведущая] Да, а все заявки и пожелания с предложениями продолжения изучения Ведического знания присылайте пожалуйста в письменном виде на почтовый адрес Аюрведа радио, собака мейл точка ру, так будет нагляднее показать то, что вы желаете слышать на волнах Аюрведа радио. Владимир Георгиевич, спасибо вам огромное за то, что были сегодня с нами и поделились с радиослушателями знаниями.
[Критский В.Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] До свидания. До новых встреч на новой неделе.
[Критский В.Г.] До свидания.
Аюрведа радио.

транскрибирование: Наталья Лимаренко | Москва | Россия | 04 января 2013