Плоды духовного познания

Аюрведа радио - 06 June 2008
Тайна материального творения. Источник радости и страдания. Причина бесконечной смены тел. Трансцендентный наслаждающийся. Варианты постижения Сверхдуши. По стопам духовного учителя. Ответы на вопросы. Что такое «обусловленная душа»? Что может пробудить в человеке желание и способность слушать авторитетных духовных учителей? Откуда появляется эта склонность? Каково практическое значение абстрактного знания о душе и Cверхдуше? Что такое система ИСККОН? Для чего Шрила Прабхупада создал эту организацию? Как система ИСККОН должна защищать грихастх, семейных людей, вставших на путь Сознания Кришны? Где можно прочитать верную трактовку тех философских систем, с помощью которых описывают мир?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:44:34 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 71 | скачано: 216 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:10 Ведущая: Время начинать прямой эфир. С нами в прямом эфире Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», а также ответы на ваши вопросы, дорогие радиослушатели, присылайте их в чат скайпа и на наш почтовый адрес, я жду. Итак, давайте же начнем. Владимир Георгиевич, добрый день.
Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья!
Ведущая: Здравствуйте. Слышно вас замечательно. И я думаю, что уже можно начинать.
Тайна материального творения

00:00:48 Критский В.Г.: Да. Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”», и я напомню, что в прошлый раз мы продолжили читать главу 13 под названием «Природа, наслаждающийся и сознание», или «Кшетра – Кшетра-гья – Вибхага-йога». Я напомню, о чем шла речь в прошлый раз. Последний стих, который мы прочитали, был стих 19 главы 13. Господь Кришна сказал: «Итак, Я вкратце рассказал тебе о поле деятельности (теле), о знании и объекте познания. Лишь Мои преданные могут понять это и тем достичь Моей природы». В прошлый раз мы с вами слушали, что представляет собой предмет, или цель, познания. В данном случае это Абсолютная Истина в аспекте Сверхдуши. Есть три стадии постижения Абсолютной Истины: первая стадия – это имперсональный Брахман, о котором мы говорили в прошлых передачах, а далее идет Параматма, или Сверхдуша, о которой в основном и будет идти речь сегодня.

00:02:01 Далее в прекрасном комментарии к стиху 20 Бхактиведанта Свами Прабхупада суммирует всё сказанное ранее и делает глубокие философские обобщения. Это будут очень интересные стихи и комментарии, которые для многих будут неожиданными. Великий физик и один из создателей квантовой физики Нильс Бор говорил: «Ваша идея безумна, но она недостаточно безумна, чтобы быть верной». Так, философия Веданты удивительна, её можно назвать фантастической, от которой просто иногда захватывает дух. Это неудивительно, потому что она позволяет понять Верховную Личность Бога, а это немалого стоит.

00:02:47 Итак, начнем читать стих 20 главы 13. Господь Кришна продолжает:
प्रकृतिं पुरुषं चैव विद्ध्यनादी उभावपि ।
विकारांश्च गुणांश्चैव विद्धि प्रकृतिसम्भवान् ॥ २० ॥

prakṛtiṁ puruṣaṁ caiva
viddhy anādī ubhāv api
vikārāṁś ca guṇāṁś caiva
viddhi prakṛti-sambhavān

«Знай, что материя и живые существа не имеют начала. Причиной всех происходящих изменений и источником материальных гун является сама материальная природа».

00:03:09 Комментарий Бхактиведанты Свами: «Усвоив знания, изложенные в этой главе, мы поймем природу тела (поля деятельности) и знающих тело (индивидуальной души и Сверхдуши). Тело – это поле деятельности, состоящее из материальных элементов, ведь индивидуальная душа, заключенная в теле и наслаждающаяся его деятельностью, – это живое существо, один из знающих поле деятельности. Другим является Сверхдуша. Следует понимать, что и Сверхдуша, и индивидуальное живое существо – это, по сути дела, разные проявления Верховной Личности Бога. Живое существо является одной из энергий Господа, а Сверхдуша – Его личностной экспансией».

00:03:57 На этом давайте на минутку остановимся. Обратите внимание на эти слова Бхактиведанты Свами: «И Сверхдуша, и индивидуальное живое существо – это, по сути дела, разные проявления Верховной Личности Бога». Это Его разные экспансии. Сверхдуша – это полная, сверхпроникающая экспансия, а живое существо (душа) – это атомарная экспансия, как бы лучик Солнца. Это очень глубокая истина, которая помогает понять природу души. То есть, чтобы понять Бога, нужно сначала понять себя, но, самое интересное, чтобы до конца понять себя, нужно в какой-то степени понять природу Бога. Это интересный парадокс, который кажется противоречием. На самом деле противоречий здесь нет, потому что мы имеем с Господом единую духовную природу. Продолжим читать комментарий.

00:05:03 «И материальная природа, и живое существо – вечны. Это значит, что они существовали до сотворения материального мира. Материальный мир возникает из низшей энергии Господа, тогда как живое существо относится к Его высшей энергии. И живые существа, и материальная природа существовали до того, как был проявлен материальный космос. Материальная природа покоилась в теле Верховной Личности Бога – Махавишну, а когда возникла необходимость, она была проявлена с помощью Его энергии. Живые существа также покоились в теле Махавишну, и в силу своей обусловленности они не хотели служить Господу и тем самым закрывали себе доступ к духовному миру. Но когда материальная природа перешла в проявленное состояние, то есть появился материальный мир, то обусловленные живые существа вновь получили возможность действовать в материальном мире, чтобы подготовиться к возвращению в духовное царство.

00:06:03 В этом заключается тайна материального творения. Изначально живое существо является неотъемлемой частицей Верховного Господа, но, восстав против Его власти, оно попадает в царство материальной природы, где ведет обусловленное существование. И, обратите внимание, то, каким образом живые существа, частицы высшей энергии Господа, пришли в соприкосновение с материальной природой, не имеет большого значения». Это пишет Бхактиведанта Свами Прабхупада. «Однако Верховной Личности Бога известно, как и почему это произошло. В писаниях Господь говорит, что живые существа, зачарованные материальной природой, ведут в ней тяжелую борьбу за существование».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

Источник радости и страдания

00:06:54 И далее стих 21:
कार्यकारणकर्तृत्वे हेतु: प्रकृतिरुच्यते ।
पुरुष: सुखदु:खानां भोक्तृत्वे हेतुरुच्यते ॥ २१ ॥

kārya-kāraṇa-kartṛtve
hetuḥ prakṛtir ucyate
puruṣaḥ sukha-duḥkhānāṁ
bhoktṛtve hetur ucyate

«Говорится, что материальная природа является причиной всех материальных причин и следствий, а живое существо – причиной разнообразных страданий и радостей, которые оно испытывает в материальном мире».

00:07:14 Иными словами, всё, что происходит в материальном мире, – это действие гун материальной природы. Можно спросить: «Что же тогда зависит от самого человека?» Краткий ответ даётся в этом стихе. Если кажется, что человек совершает какое-либо действие, то, по сути, это действие материальной природы, орудием которой, становится сам человек. Небольшая независимость живого существа заключается в том, готово ли оно исполнять волю Верховной Личности или нет. Если человек добросовестно исполняет свой долг, то он получает милость Всевышнего Господа и испытывает счастье, если нет, то испытывает страдание. Это было моё, так сказать, небольшое дополнение. Теперь мы прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами, достаточно обширный, интересный.

00:08:12 «Различными телами и органами чувств живых существ наделяет материальная природа. Существует всего 8 400 000 видов жизни. И всё это многообразие является творением материальной природы. Живое существо хочет испытывать те или иные наслаждения и поэтому выбирает соответствующие материальные тела. Находясь в разных телах, оно по-разному наслаждается и страдает. Источником материальных радостей и страданий является тело, а не само живое существо, так как в материальном мире душа полностью отождествляет себя с телом. Но в своем изначальном состоянии живое существо полностью счастливо, иначе говоря, состояние счастья является естественным для души, но желание господствовать над материальной природой приводит её в материальный мир, и в духовном мире живое существо не может осуществить это желание. Духовный мир чист, тогда как в материальном мире каждый изо всех сил старается получить как можно больше плотских наслаждений.

00:09:25 Можно сказать, что тело порождено желанием испытывать чувственные наслаждения, а органы чувств – это инструменты для удовлетворения наших желаний. Получив тело, живое существо оказывается во власти материальной природы, поскольку тело, будучи материальным, подчиняется его законам. Само живое существо бессильно изменить эти законы. Предположим, душа получает тело собаки, и, оказавшись в нём, оно вынуждено вести себя как собака, оно не может действовать иначе. Или, когда живое существо попадает в тело свиньи, ему приходится питаться отбросами и делать всё, что делают свиньи. Таков закон природы. Однако при любых обстоятельствах Сверхдуша находится рядом с индивидуальной душой. В Ведах („Мундака- упанишад”, 3.1.1) говорится: „Верховный Господь столь милостив к живому существу, что в образе Сверхдуши всегда и всюду сопровождает индивидуальную душу”.
Это был комментарий Бхактиведанты Свами к стиху 21.

Причина бесконечной смены тел

00:10:33 Далее стих 22:
पुरुष: प्रकृतिस्थो हि भुङ्क्ते प्रकृतिजान्गुणान् ।
कारणं गुणसङ्गोऽस्य सदसद्योनिजन्मसु ॥ २२ ॥

puruṣaḥ prakṛti-stho hi
bhuṅkte prakṛti-jān guṇān
kāraṇaṁ guṇa-saṅgo ’sya
sad-asad-yoni-janmasu

«Таким образом живое существо в материальном мире следует дорогами жизни, наслаждаясь тремя гунами материальной природы. Так оно приходит в соприкосновение с материей и встречается с добром и злом в разных формах жизни».

00:10:54 Комментарий: «Этот важный стих помогает понять, каким образом живые существа переселяются из одного тела в другое. В главе 2 „Бхагавад-гиты” говорилось, что живое существо меняет свои тела, подобно одежде. Причиной тому его привязанность к материальному существованию. До тех пор, пока душа не разочаруется в этом иллюзорном мире, она будет вынуждена переселяться из одного тела в другое. Душа оказалась в столь плачевном положении из-за своего желания господствовать над материальной природой. Материальные желания приводят к тому, что душа рождается то человеком, то зверем, то птицей, то червем, то рыбой, то праведником, то насекомым. Это повторяется вновь и вновь. И каждый раз живое существо считает себя творцом своей судьбы, хотя на самом деле находится во власти материальной природы».

00:11:55 Я хочу здесь добавить, что, по сути, Господь Кришна раскрывает нам вселенский закон судьбы, причину счастья и страданий, которые мы испытываем в материальном мире. В то же время сами события в материальном мире не зависят от нашей воли, поэтому нам нет смысла изо всех сил добиваться каких-то материальных целей. Мы автоматически получаем то, что мы должны получить по своей карме. Мы должны просто стремиться добросовестно исполнять свои обязанности в соответствии с волей Верховной Личности Бога. И дальше мы продолжим читать комментарий.

00:12:39 «Здесь объясняется, каким образом душа попадает в разные материальные тела. Причина этому – соприкосновение живого существа с разными гунами материальной природы. Отсюда следует, что человек должен подняться над материальными гунами и достичь трансцендентного уровня. Это называется духовным сознанием, или сознанием Кришны. Пока человек не разовьет в себе сознание Кришны, материальное сознание будет заставлять его переселяться из тела в тело, идя на поводу у материальных желаний, которые живут в его сердце с незапамятных времен. Поэтому необходимо изменить своё сознание. Сделать это можно слушая тех, кто сведущ в духовной науке. И лучший тому пример – сам Арджуна, услышавший изложение науки о Боге от Самого Кришны.

00:13:27 Тот, кто слушает авторитетных духовных наставников, может постепенно избавиться от навязчивого желания господствовать над материальной природой. И по мере того, как это желание будет ослабевать, человек будет всё больше ощущать трансцендентное блаженство. В одной из ведических мантр говорится, что в общении с Верховной Личностью Бога, живое существо постепенно обретает знание и одновременно всё больше наслаждается вкусом вечной жизни, полной знания и блаженства».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами к стиху 22.

Трансцендентный наслаждающийся

00:14:03 Стих 23:
उपद्रष्टानुमन्ता च भर्ता भोक्ता महेश्वर: ।
परमात्मेति चाप्युक्तो देहेऽस्मिन्पुरुष: पर: ॥ २३ ॥

upadraṣṭānumantā ca
bhartā bhoktā maheśvaraḥ
paramātmeti cāpy ukto
dehe ’smin puruṣaḥ paraḥ

«В этом теле есть иной, трансцендентный, наслаждающийся. Это сам Господь, верховный владыка, который наблюдает за живым существом и даёт санкцию на его действия и который именуется Сверхдушой».

00:14:21 Комментарий: «Здесь говорится, что Сверхдуша, всегда сопровождающая индивидуальную душу, – это проявление Верховной Личности Бога. Сверхдушу нельзя считать обыкновенным существом. Поскольку последователи философии монизма считают, что существует только один знающий тело, они отождествляют Сверхдушу с индивидуальной душой. Чтобы внести ясность, Господь говорит, что Он находится в теле каждого в образе Сверхдуши. Он трансцендентен и отличается от индивидуальной души. Индивидуальная душа наслаждается действиями своего «поля», то есть тела, тогда как Сверхдуша не причастна к деятельности тела. Сверхдуша присутствует в теле в качестве свидетеля, который наблюдает за всеми действиями души и дает санкцию на их совершение. Её называют Параматмой, а не атмой (атма – душа; Параматма – это Высшая душа), и она трансцендентна. Совершенно очевидно, что атма и Параматма отличаются друг от друга. И поскольку Параматма – это сам Всевышний Господь, она находится как высший наслаждающийся в сердце индивидуальной души, чтобы санкционировать исполнение её материальных желаний. Без дозволения Сверхдуши индивидуальная душа ни на что не способна. Живых существ бесконечно много, и Господь находится в сердце каждого из них как друг».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:16:01 Стих 24:
य एवं वेत्ति पुरुषं प्रकृतिं च गुणै: सह ।
सर्वथा वर्तमानोऽपि न स भूयोऽभिजायते ॥ २४ ॥

ya evaṁ vetti puruṣaṁ
prakṛtiṁ ca guṇaiḥ saha
sarvathā vartamāno ’pi
na sa bhūyo ’bhijāyate

«Тот, кто понял это знание о материальной природе, о живом существе и о взаимодействиях гун материальной природы, непременно достигнет освобождения. Он уже не родится в этом материальном мире, какое бы положение ни занимал в настоящее время».

00:16:23 Комментарий: «Человек, познавший материальную природу, Сверхдушу, индивидуальную душу и их взаимоотношения, освобождается из материального плена и переносится в духовный мир, чтобы больше не возвращаться в материальный. Таковы плоды духовного познания. Цель процесса познания – уяснить, что живое существо оказалось в материальном мире случайно, по ошибке. Поэтому человек должен приложить все усилия, чтобы в общении с авторитетными наставниками, святыми людьми и духовными учителями, понять своё положение и развить в себе духовное сознание, сознание Бога, изучая „Бхагавад-гиту” в том виде, в каком её поведал сам Верховный Господь. Тогда он больше не попадет в материальный мир, а вернется в духовное царство, где жизнь вечна, исполнена знания и блаженства».

Варианты постижения Сверхдуши

00:17:18 Стих 25:
ध्यानेनात्मनि पश्यन्ति केचिदात्मानमात्मना ।
अन्ये सांख्येन योगेन कर्मयोगेन चापरे ॥ २५ ॥

dhyānenātmani paśyanti
kecid ātmānam ātmanā
anye sāṅkhyena yogena
karma-yogena cāpare

«Одни постигают Сверхдушу в сердце через медитацию, другие – путём философских рассуждений, а третьи – действуя без привязанности к плодам своего труда».

00:17:33 Комментарий: «Господь говорит Арджуне, что все обусловленные души можно разделить на две категории в зависимости от их подхода к самосознанию. Атеисты, агностики, скептики не имеют ясного представления о природе духа. Но есть и другие – люди, верящие в духовную практику. К ним относятся преданные, погруженные в медитацию, философы и те, кто отрекается от плодов своего труда. Убежденные последователи философии монизма относятся к категории атеистов и агностиков. Преданные Верховной Личности Бога лучше всех понимают природу духа, поскольку знают, что кроме материального мира существует духовный мир и Господь, Верховная Личность, присутствует в форме своей экспансии, Сверхдуши, в сердце каждого.

00:18:29 Некоторые люди пытаются постичь Абсолютную Истину с помощью философских рассуждений. Последователи философии санкхьи, анализируя материальный мир, раскладывают его на двадцать четыре материальных элемента, а индивидуальная душа по их классификации является двадцать пятым. Когда же они осознают, что индивидуальная душа трансцендентна к материальным элементам, они так же начинают понимать, что над ней стоит Господь, Верховная Личность Бога. И так они постепенно достигают уровня преданного служения Господу. Те, кто отказывается от плодов своего труда, также стоят на верном пути, и со временем они получают возможность достичь уровня преданного служения.

00:19:14 Итак, здесь говорится о людях с чистым сознанием, которые пытаются обнаружить Сверхдушу в процессе медитации. Достигая этой цели, они поднимаются на трансцендентный уровень. Другие же пытаются постичь Высшую душу с помощью философских рассуждений, а третьи, занимаясь хатха-йогой, пытаются своими гимнастическими забавами удовлетворить Верховную Личность Бога».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

По стопам духовного учителя

00:19:46 И последний стих, который мы с вами прочитаем. Стих 26:
अन्ये त्वेवमजानन्त: श्रुत्वान्येभ्य उपासते ।
तेऽपि चातितरन्त्येव मृत्युं श्रुतिपरायणा: ॥ २६ ॥

anye tv evam ajānantaḥ
śrutvānyebhya upāsate
te ’pi cātitaranty eva
mṛtyuṁ śruti-parāyaṇāḥ

«Есть и такие, кто, не имея духовного знания, начинают поклоняться Верховной Личности Бога, услышав о Нём от других. Благодаря своей склонности слушать авторитеты, они также вырываются из круговорота рождения и смерти».

00:20:13 Комментарий: «Сказанное в этом стихе в первую очередь относится к современному обществу, в котором люди практически лишены возможности получить духовное образование. Даже те, кто считают себя атеистами, агностиками или философами, по-настоящему не понимают философии. Но обыкновенные люди, если они достаточно разумны и благочестивы, могут обрести духовные знания в процессе слушания. Этот метод очень важен. Господь Чайтанья, который проповедовал сознание Кришны в нашу эпоху, придавал ему огромное значение, ибо, просто внимая авторитетным наставникам, обыкновенный человек может духовно совершенствоваться, особенно если он, как учил Господь Чайтанья, будет слушать трансцендентные звуки мантры Харе Кришна.

00:21:01 Поэтому каждый человек должен слушать тех, кто осознал свою духовную природу, и с течением времени ему откроется всё. Тогда он обязательно начнет служение Верховной Личности Бога. Господь Чайтанья говорил, что человеку, стремящемуся осознать себя, нет нужды менять своё положение, однако он должен отказаться от попыток постичь Абсолютную Истину с помощью сухих философских рассуждений и служить тем, кто уже постиг Абсолютную Истину. Если человеку посчастливится найти прибежище у чистого преданного Господа и услышать от него о науке самоосознания, то, идя по стопам своего учителя, он сам со временем станет чистым преданным Господа. Хотя обыкновенные люди зачастую не обладают способностями, присущими ученым и философам, но, с верой внимая авторитетному наставнику, такие люди также смогут освободиться из материального рабства и вернуться домой, обратно к Богу».

00:22:08 На этом мы сегодня закончим чтение комментариев Бхактиведанты Свами Прабхупады к стихам главы 13 «Бхагавад-гиты». Я хочу ещё раз прочитать стих 26, очень красивый: «Есть и такие, кто, не имея духовного знания, начинают поклоняться Верховной Личности Бога, услышав о Нём от других. Благодаря своей склонности слушать авторитеты, они также вырываются из круговорота рождения и смерти».

00:12:39 Я хочу предложить вам звонить по телефону, присылать вопросы на наш сайт, и, пока вы думаете, я хочу сделать небольшое объявление о том, что послезавтра, 8 июня, в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького состоится очень большой фестиваль ведической культуры. Он начнется в 15 часов. Вначале будет так называемая Ратха-ятра, шествие колесниц, которые будут везти Господа Джаганнатху, а затем будет концерт в Зеленом театре.

00:23:12 Это будет очень большое мероприятие. Официально этот фестиваль называется «Битлз и Индия». Знаменитый английский квартет «Битлз» имел очень тесную связь с ведической культурой, по крайней мере два человека: Джордж Харрисон и Джон Леннон. Они не просто интересовались, а занимались духовной практикой в соответствии с ведической традицией. Возможно, в этом одна из причин их блестящего успеха. Будет показан фильм о «Битлз», в частности о Джордже Харрисоне, поэтому я приглашаю всех наших слушателей, а также ваших друзей, знакомых, прийти на этот, я думаю, очень интересный фестиваль, который состоится 8 июня, в воскресенье, послезавтра в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького. Ну, и там, я думаю, будут все ведущие нашего радио «Аюрведа», в том числе ваш покорный слуга. Если у вас есть большое желание, можно будет встретиться и поговорить, если у вас есть какие-то вопросы.

00:24:23 Ведущая: Спасибо большое за объявление, Владимир Георгиевич. Я думаю, что все, кто проживает в Москве и Московской области, смогут приехать на это грандиозное празднование. Я там точно буду, потому что два года подряд я ездила во Владимир на этот грандиозный праздник, который проводится в центральном парке города Владимира. Уважаемые радиослушатели, не стесняйтесь, приходите в воскресенье в гости к Господу Джаганнатхе, покатаем его на колеснице. А сейчас, если у вас есть вопросы, присылайте, я обязательно их прочитаю в прямом эфире. Немного музыки, и мы продолжим.

Ответы на вопросы

00:25:13 Ведущая: «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите” и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Уважаемые радиослушатели, если вы пропустили эфир, будьте любезны, приходите в три часа ночи, если вы не будете спать, или же прослушайте их в записи. Ну а сейчас у нас ответы на вопросы. Владимир Георгиевич Критский по-прежнему с нами и готов выслушать заданные вами вопросы. Я их сейчас начну читать. Владимир Георгиевич, вопрос номер один. Он коротенький. Что такое «обусловленная душа»?

00:25:47 Критский В.Г.: Значит, термин обусловленная душа (также встречается термин обусловленная жизнь), означает что душа, духовная по природе, зависит от материальных условий. Имеется в виду именно зависимость души в материальном мире. Поскольку она находится в материальном теле, то она как бы отождествляет себя с телом и привязана к материальной жизни. Этот термин имеет очень глубокий философский смысл: хотя душа духовна, трансцендентна и не имеет материальных качеств, в материальном мире она кажется материальной, и человек отождествляет себя с телом, у него появляются какие-то материальные качества, какие-то материальные недостатки и так далее. Вот в этом смысл термина обусловленная душа. Душа по природе чиста, но в материальном мире, будучи в материальном теле, она кажется несовершенной. Таков ответ.

00:26:53 Ведущая: Хорошо, я прочитаю второй вопрос. Что может пробудить в человеке желание и способность слушать авторитетных духовных учителей? Откуда появляется эта склонность?

00:27:11 Критский В.Г.: Эта склонность появляется из естественной природы души. То есть по мере того, как душа очищается, в ней проявляется это стремление к бхакти. В одном из стихов «Шри Чайтанья-чаритамриты» говорится, что любовь к Богу изначально дремлет в сердце каждого живого существа, каждого человека. По крайней мере, в человеческой форме это проявляется. Конечно, в животной форме этого нету, это как бы чисто теоретически. Так вот, это желание проявляется тогда, когда у человека интуитивно появляется желание какой-то чистоты. Сначала, может быть, чисто внешней чистоты, физической, затем чистоты умственной, и в конце концов он придёт к чистоте духовной. Он начнет понимать, что природа нашей жизни нематериальна, душа нематериальна, по природе она духовна. И то материальное окружение, материальная жизнь, которую мы ведём, – это временное, это как школа обучения или какая-то лечебница, в которую попадает душа, для того чтобы пройти какой-то процесс излечения от своей материальной болезни. То есть это стремление проявится тогда, когда у человека появится желание. Или у него самого есть склонности из прошлой жизни, или в результате общения с духовными наставниками у него может появиться это желание к самосознанию, то есть постижению своей духовной природы. И тогда, естественно, у него будет развиваться вот это желание слушать духовных авторитетов.

00:29:05 Ведущая: Еще один вопрос. Каково практическое значение абстрактного знания о душе и Cверхдуше?

00:29:14 Критский В.Г.: Действительно, это теоретическое, философское знание, и поначалу оно кажется сложноватым. Мне, по крайней мере, в процессе подготовки приходится несколько часов сидеть, я стараюсь немного подредактировать комментарий, который приводится в русском тексте «Бхагавад-гиты». Какие-то наиболее сложные вещи я сокращаю, потому что это знание нужно, главным образом, для укрепления нашей веры, нашего понимания того, что, действительно, эта философия Веданты, философия Абсолютной Истины, даёт ответы на все вопросы. Ведь у современных людей, по крайней мере у неверующих, атеистов, постоянно возникает непонимание и проблема: если есть Бог, то почему в мире столько зла, столько несправедливости, столько насилия? То есть вот эти извечные вопросы всегда возникают. И человек, даже верующий, иногда начинает сомневаться: всё-таки, есть Бог или нет? Почему же, так сказать, всё так плохо кругом, если Бог всемогущий и все совершенны. Либо Он не всемогущий, либо Он не милостивый, вот что-то такое не то. Но удивительный ответ таков, что Господь всемогущий и всемилостивый, но в материальный мир душа попадает по собственной воле, из-за своих материальных желаний, господствует над материальной природой, как мы читали сегодня в комментариях Бхактиведанты Свами Прабхупады, и Господь даёт ей эту возможность, творя материальный мир. Но в то же время Он не бросает нас на произвол судьбы, а в форме Сверхдуши сопровождает душу в её странствиях по материальному миру и периодически помогает ей.

00:31:14 То есть Он проявляется иногда как голос совести, как какой-то голос интуиции, и особенно ярко Он проявляется тогда, когда человек становится на путь бхакти, на путь преданного служения. И тогда Он, по сути, начинает вести человека обратно домой, обратно к Богу, об этом были стихи в «Бхагавад-гите», и мы будем об этом читать в следующих главах, главным образом в главе 15 Господь Кришна будет это объяснять. Таков краткий ответ. Это знание действительно немного кажется абстрактным и даже заумным, но на самом деле в нём глубокий смысл, философский и практический, который заключается в том, что в конце концов человек должен ощутить это присутствие Сверхдуши в своем сердце. Более того, скажем, в системе аштанга-йоги йоги через вот эту суровую практику отречения как бы умерщвляют все свои чувства, своё тело, и они постепенно начинают видеть Сверхдушу в своем сердце. Поскольку их внешние чувства как бы замирают, то внутри (в сердце находится душа и вместе с ней находится Сверхдуша) постепенно открывается духовное виденье, духовные чувства начинают созерцать. И первое, что они видят, – они видят Сверхдушу. Это процесс мистической йоги, и он, конечно же, сложен, и практически неосуществим в современную эпоху, но по крайней мере теоретически мы об этом знаем из «Бхагавад-гиты» и других произведений ведической литературы. То есть это пример, когда человек может впрямую, так сказать, лицезреть Сверхдушу, находящуюся в сердце. Так я могу ответить.

00:32:59 Ведущая: Владимир Георгиевич, ещё один вопрос пришел. Что такое система ИСККОН? Для чего Шрила Прабхупада создал эту организацию?

00:33:10 Критский В.Г.: ИСККОН – это английская аббревиатура, что означает International Society for Krishna Consciousness. Это международная организация, которая объединяет последователей ведической традиции именно в трактовке Прабхупады, то есть учеников Прабхупады. Это также называется Сознание Кришны, поскольку главная идеология этой философии и организации – достижение сознания Кришны. Когда Прабхупада зарегистрировал эту организацию, были предложения создать «Общество Сознания Бога». Поскольку мало кому известно имя Кришны и многие считают, что это некое имя индийского Бога, то было такое предложение, но Прабхупада всё-таки посчитал, что более правильно назвать Общество Сознания Кришны. Почему? Потому что в мире много религиозных организаций, которые тоже, в принципе, ставят эту цель – достижение, как бы так сказать, сознания Бога, и Прабхупада хотел подчеркнуть, что всё же ведическая традиция, с одной стороны, наиболее древняя, с другой стороны – она уникальна тем, что дает ответы на все вопросы. И поскольку это знание идет из Абсолютного Источника, от Абсолютной Истины, вы не найдете этой уникальной философии, скажем, в других священных писаниях, в Библии или Коране. Там есть общие представления о том, что существует Бог, что есть душа, что душа по природе должна служить Богу. Эти основные понятия есть везде, в любых священных писаниях, но только в Ведах, особенно в философии Бхактиведанты, дается исчерпывающее и глубокое объяснение вот этой науки взаимоотношения души и Высшей Души, то есть Верховной Личности Бога. Именно по этой причине, как я думаю, Бхактиведанта Свами Прабхупада решил назвать организацию Международное Общество Сознания Кришны, чтобы подчеркнуть это уникальное положение ведической традиции и ведической философии. Так я могу ответить на вопрос.

00:35:36 Ведущая: Тут следом поступил ещё один. Как система ИСККОН должна защищать грихастх, семейных людей, вставших на путь Сознания Кришны?

00:35:45 Критский В.Г.: Это уже практический вопрос, не уверен, что он интересен для всех, потому что, согласно системе варнашрамы, первый уклад жизни – это брахмачари, или жизнь учеников, и в первую очередь система ИСККОН защищает, конечно, отреченный уклад жизни, брахмачарьев, которые посвятили себя служению Богу. Они живут где-то в храмах, каких-то ашрамах и находятся на обеспечении Общества Сознания Кришны. Грихастхи – это уже люди более или менее независимые, которые имеют работу, сами зарабатывают деньги, периодически приходят в храм, ходят на лекции, принимают участие в общественной жизни. То есть их защита, скорее, духовная, они находятся под духовной защитой Господа Кришны, который защищает всех живых существ и в первую очередь своих преданных. И по своему положению смысл грихастха-ашрамов в том, что человек хочет попытаться получить счастье в такой, так сказать, достаточно обычной материальной жизни. Когда он работает, зарабатывает деньги, имеет дом, семью и так далее. Но Сознание Кришны – это трансцендентный процесс, и в любом ашраме человек может прогрессировать, а значит, двигаясь по нашему, так сказать, пути возвращаться обратно домой, обратно к Богу. Вот так я могу ответить на этот вопрос. Что такой, так скажем, очень «плотной» защиты, может, нету, но духовная защита, конечно, всегда есть, в том числе и грихастх, то есть семейных людей.

00:37:46 Ведущая: Вот ещё вопрос поступил. Я его прочитаю, а потом скопирую вам, Владимир Георгиевич. Где можно прочитать верную трактовку тех философских систем, с помощью которых описывают мир?

00:38:04 Критский В.Г.: Где прочитать авторитетную трактовку философских систем, которые описывают мир? Философских систем очень много, и все они описывают мир по-разному. Даже, скажем, то описание материальной природы, которое приводится в Ведах, в философии Санкхьи, в современной науке отличается. Более того, имеются разные варианты ведического описания материальной природы, разные варианты философии Санкхьи. Прабхупада приводит тут наиболее распространенную философию Санкхьи, которая делит мир на 24 материальных элемента, но есть и другие варианты философии Санкхьи, в которых приводится другое количество материальных элементов. Скажем, мы знаем, что есть пять основных материальных начал: земля, вода, огонь, воздух, эфир. Но кроме них ещё есть три тонких, это то, о чём Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: ум, интеллект и ложное эго. Поэтому самое простое, самое примитивное описание – то, что приводится в «Бхагавад-гите»: восемь основных элементов. Но, конечно, мы с вами говорили, что есть и более тонкие проявления, которые в «Бхагавад-гите» перечисляются, в главе 13 мы об этом тоже говорили. И есть специальные трактаты по философии Санкхьи, которые это описывают. Например, есть такая философская система Вайшешика, которая специально посвящена описанию разных материальных элементов и их взаимодействия. Более важна для нас духовная философия. «Бхагавад-гита», которую мы с вами читаем и изучаем, относится к разделу самой сокровенной части ведической литературы, которая называется «Бхакти-шастры», к ним так же относится «Шримад-Бхагаватам» и ещё некоторые другие произведения.

00:40:08 И самые авторитетные, самые совершенные трактовки вот этих произведений – в «Бхакти-шастрах». Это в первую очередь «Бхагавад-гита», затем «Шримад-Бхагаватам» и также есть менее крупные произведения: «Брахма-самхита», «Шри Ишопанишад». Я думаю, когда мы с вами закончим «Бхагавад-гиту», если Олег Геннадьевич, руководитель нашего радио «Аюрведа», одобрит моё предложение, то, возможно, мы с вами будем аналогичным образом читать и изучать «Шримад-Бхагаватам», начиная с первой песни, где уже на более высоком уровне, более подробно изучается вся философия. Я могу ответить, что нужно в первую очередь читать вот эти произведения, которые дают наиболее точную, наиболее совершенную трактовку вот этой философии Абсолютной Истины, – «Бхагавад-гиту» и «Шримад-Бхагаватам».

00:41:02 Ведущая: Замечательно! Но я думаю, может быть, наши радиослушатели выскажут свои пожелания, захотят ли они дальше изучать ведическое знание, в частности, как вы сказали, «Шримад-Бхагаватам», и, когда у нас накопится приличное количество заявок, Олег Геннадьевич Торсунов не сможет отказать, и мы сможем продолжить изучать ведическую философию с вашей помощью, Владимир Георгиевич. Как вам такая идея?

00:41:29 Критский В.Г.: Это очень хорошая идея. Мнение радиослушателей очень важно, если большого интереса не будет, то, может быть, и нет смысла тратить много времени и сил. Поэтому это прекрасное предложение – провести опрос общественного мнения. Вероятно, ближе к зиме закончим изучать «Бхагавад-гиту», у нас остались пять глав, с 14 по 18. Я, вероятно, в следующей передаче перед перерывом кратко расскажу об этих главах. Например, следующая глава, глава 14, которую мы продолжим изучать где-то в августе месяце, очень интересная, она называется «Три гуны материальной природы», и в ней Кришна описывает вот эту философию более понятно и более доступно, чем в главе 13. Глава 13 всё-таки немножко заумная, в ней душа, Сверхдуша, атма, Параматма, не каждый сразу в этом разберется, но в главе 14 Кришна говорит Арджуне: «Я поведаю тебе знание более совершенное, чем поведал тебе раньше». И достоинства главы 14 в том, что Кришна ухитряется просто и ясно объяснить вот эту главную философскую науку, науку Абсолютной Истины, через рассмотрение гун материальной природы.

00:43:11 Вы, наверное, слышали, мы упоминали, что есть три материальные гуны: гуна благости, гуна страсти и гуна невежества. И Кришна, собственно, всю нашу материальную жизнь, разные виды деятельности материальной жизни классифицирует по этим трем гунам. Что есть пища в гуне благости, в гуне страсти и гуне невежества. Есть действия, есть сознание в гуне благости, гуне невежества и страсти и так далее. И тогда человеку становится понятным, что такое хорошо и что такое плохо. Потому что понятно, что гуна благости лучше, чем гуна страсти, гуна страсти лучше, чем гуна невежества. И всё выстраивается очень логично. Вот, я рассказал заодно несколько слов о наших планах на будущее.

00:43:57 Ведущая: Да, а все заявки и пожелания с предложениями продолжить изучать ведическое знание присылайте, пожалуйста, на почтовый адрес радио «Аюрведа». Владимир Георгиевич, спасибо вам огромное за то, что были сегодня с нами и поделились с радиослушателями знаниями.
Критский В.Г.: Спасибо вам.
Ведущая: До свидания. До новых встреч на новой неделе.
Критский В.Г.: До свидания. Аюрведа радио.

транскрибирование: Наталья Лимаренко | Москва | Россия | 04 January 2013
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 25 February 2023