Глава 3 часть 3

Аюрведа радио - 18 мая 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:44:43 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 110 | скачано: 131 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Мы продолжаем нашу программу, и сегодня у нас Обзор различных систем йоги, Владимир Критский сегодня будет с нами. Дорогие радиослушатели, у вас должны появиться вопросы, и вы можете их прислать нам на Аюрведа радио, в письменном виде на н6аш почтовый ящик, также пишите в чат по скайпу, и присылайте СМС-сообщения по номеру 8-909-933-77-09. Также можете звонить после лекции нам в скайп, и на наш номер телефона, который я уже перечислила. Владимир, здравствуйте.
[Критский В. Г.] Здравствуйте. Вы меня хорошо слышите?
[Ведущая] Да, я вас хорошо слышу.
[Критский В. Г.] Я тоже. Значит, дорогие друзья, мы начинаем передачу живого эфира, и продолжаем цикл Обзор систем йоги по Бхагавад Гите.

00:01:03 В эфире Критский Владимир Георгиевич. Я вам напомню, о чем шла речь в прошлый раз. Мы с вами изучаем третью главу Бхагавад Гиты под названием Кармайога. Кармайога — это первая большая система йоги, которая предписывает человеку добросовестное исполнение своих обязанностей, не ради какой-то материальной корысти, но ради высшей духовной цели, ради духовного совершенства. И в последний раз мы остановились на 30 стихе, где Кришна говорит Арджуне: «Поэтому, о Арджуна, посвятив все свои действия мне, полностью сознавая меня, не желая выгоды, без претензий на собственность, встряхнув эгоизм и сонливость, сражайся».

00:01:59 То есть в этом стихе Кришна по сути впрямую, можно так сказать, без обеников, говорит, что суть духовного совершенства в посвящении всех своих действий ему. То есть он признается, что он является Верховной личностью Бога, воплощением Бога на земле. Об этом он кратко говорил, намекал в прошлых стихах, где он говорил об исполнении долга, что для меня нет никаких обязанностей, но все же я исполняю свой долг, потому что если бы я не работал, то все бы последовали моим путем, то есть никто бы не стал исполнять своих обязанностей. Но здесь он ещё более как бы ясно подтверждает эту мысль. И новый 31-ый стих, где Кришна объясняет что это дает.

00:03:03 Те, кто исполняют свои обязанности в соответствии с моими указаниями, с верой и без зависти, освобождаются от рабства материальной деятельности. То есть человек, который следует указаниям Господа в священных писаниях, избавляется от материальной запутанности, избавляется от проблем материальной жизни. Мы с вами прочитаем комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады, который перевел это издании Бхагавад Гиты, как оно есть, которую мы с вами изучаем. Предписания Верховной личности Богат являются сутью ведической мудрости. Они вечно истины, ка вечны Веды, как вечна истинна философия сознания Бога. Нужно иметь твердую веру в наставления Господа, не испытывая к нему зависти.

00:04:00 Существует множество философов, которые пишут комментарии к Бхагавад Гите, но не верят в Господа Кришну. Они никогда не освободятся от оков материальной деятельности, но обычный человек, имеющий твердую веру в наставления Господа, даже будучи не в состоянии выполнять все его приказы, освобождается от оков кармы, поскольку он не противопоставляет себя этим принципам и действует искренне, не смотря на его неудачи и отчаяние, он несомненно поднимется до чистого духовного сознания. И таким образом, Кришна объясняет, что дает вот это добросовестное исполнение своих обязанностей. Ну, и тут комментарий Брабхупада пишет, что даже если человек не в состоянии полностью исполнять всех наставлений священных писаний, но он искренне пытается это сделать, он будет прогрессировать и постепенно достигнет духовного совершенства.

00:05:06 Следующий 32-ой стих. Те же, кто из зависти пренебрегает этими наставлениями и не следует им, считается лишенными всякого знания, одураченными и обреченными на невежество и рабство. Здесь ясно говорится, как опасно не находится в сознании Бога. Тот, кто не следует его указаниям, какой бы великой личностью он не был, остается в неведении в отношении своей собственной сущности. Поскольку он остается беззащитен перед лицом своего стремления к материальным чувственным наслаждениям, не ограниченные чувственные наслаждения делают человека узником материального мира, но тот, кто следует этим предписаниям священных писаний, не попадает в ловушку объектов чувств. Например, половые отношения являются потребностью обусловленной души, но они разрешаются только в браке.

00:06:05 Согласно наставлениям писаний, не позволительно вступать в отношения иначе, как с своей женой. На всех остальных женщин следует смотреть, как на собственную мать. Но не смотря на такие предписания, человек все же склонен иметь близкие отношения с другими женщинами. Эти наклонности следует обуздывать, иначе они будут камнем преткновения на пути к духовному прогрессу. 33-ий стих. Даже человек, обладающий знанием, поступает согласно своей природе, ибо каждый зависит от влияния трех гунн материальной природы. Что же дает подавление своей природы? В этом стихе говорится, что если человек ещё не достиг духовного трансцендентного уровня сознания Бога, то он не может освободиться от влияния материальных гунн.

00:07:05 Поэтому даже самые высоко образованные в мирском понимании человек не способен выбраться из ловушки иллюзии просто с помощью теоретического знания. Поэтому не будучи полностью в сознании Бога, не следует прекращать исполнять своих обязанностей, и искусственно становиться так называемым йогом, или трансценденталистом. Гораздо лучше сохранять своё положение и стараться обрести сознание Бога под авторитетным руководством. Таким образом, человек сможет освободиться из оков Майи. 35-ый стих, очень важный, и очень принципиальный. Гораздо лучше человеку исполнять свои предписанные обязанности, даже не совершенным образом, чем обязанности другого. Лучше неудача при исполнении своего долга, чем исполнение чужого, даже совершенным образом. Поскольку следовать чужому пути опасно.

00:08:06 Итак, здесь говорится, что лучше исполнять свой долг, и пытаться обрести сознание Бога, чем пытаться исполнять обязанности другого человека, если они кажутся по каким-то причинам более привлекательными. Это очень актуальная проблема современных людей, которые, например, считают, что одна профессия более престижна, чем другая, что обязательно всем получить высшее образование, или там учиться в каком-то престижном ВУЗе, за границей и т. д. И иногда человек под влиянием этого внешнего давления окружающей среду, там своих родителей, следует такому искусственному давлению, и идет не в соответствии со своей природой, с зовом своего сердца, и занимается не любимым делом.

00:09:02 Мы с вами говорили в курсе Ведической культуре, что особенность системы Варнашрама в том, что каждый исполняет свои обязанности в соответствии со своей природой, что ему делать как бы легко и естественно. И поэтому человек может делать это бескорыстным образом. Именно в этом случае человек может прогрессировать не только материально, но и духовно, и исполнять свои обязанности в соответствии с принципом Кармайоги бескорыстным образом. Будь-то материальный долг или духовный, лучше оставаться верным своему долгу до конца, чем подражать чужому. Духовные и материальные обязанности отличаются, но этот принцип следования авторитетному руководству всегда приводит человека к духовному прогрессу и приносит ему благо. 36-ой стих.

00:09:59 Арджуна сказал: «О Кришна, что же принуждает человека поступать греховным образом даже против его воли, как будто его влечет неведомая сила?» Это очень интересный философский момент. Мы все знаем, что далеко не всегда человек совершает какие-то греховные действия умышленно. Как правило, его побуждают к этому обстоятельства. Если мы побеседуем с обитателями мест не столь отдаленных, там тюрьмы, или зоны, то большинство из них, по их мнению, совершенно случайно оказались в тюрьме. Они не хотели сделать ничего дурного, но скажем, вот увидели, что, ну, например, жену там вместе со своим, так сказать, любовником, в объятьях, так сказать, и вот в порыве гнева, или справедливого, так сказать, возмездия, схватили нож, ударили, и вот оказались в тюрьме.

00:11:04 То есть неспособность человека контролировать свои чувства приводит к тому, что страстные желания, его вожделение, заставляет его совершать греховные действия. Живое существо, будучи неотъемлемой частичкой Абсолюта, всевышнего Господа, по своей сути духовно и чисто. И поэтому по природе оно не подвластно грехам этого мира. Попав в материальный мир, попав в контакт с материальной природой, человек отождествляет себя с материальным телом, и начинает без колебаний совершать многочисленные греховные поступки, иногда даже против своей воли. Поэтому этот вопрос Арджуны к Кришне, касающийся бремени материальной природы живого существа, очень уместен.

00:12:01 Хотя живое существо и не желает грешить, оно все же вынуждено это делать. Что же побуждает его к греховным поступкам, Господь говорит в следующем стихе. 37-ой стих. Верховная личность Бога сказал: «Это только вожделение, о Арджуна. Оно рождается от соприкосновения с гунной страсти, и затем переходит в гнев. Оно является греховным, всепожирающим врагом этого мира». Вожделение — это стремление живого существа к безудержным материальным наслаждениям, которые как раз и заставляют совершать человека греховные действия. Это не так сложно понять, но гораздо важнее понять, как человеку побороть своё вожделение, как справиться с этим, как бы неконтролируемым желанием.

00:13:10 По своей сути каждое живое существо обладает изначально чувством любви к Богу. Но в контакте с материальной природы, под влиянием ложного эго, это чувство любви преобразуется в вожделение. Подобно тому, как молоко превращается в простоквашу при соприкосновении с кислотой. Если это вожделение не удовлетворить, оно переходит в гнев. Гнев приводит к иллюзии, а иллюзия продолжаем материальной существование. Поэтому вожделение здесь называется величайшим врагом живого существа, и только оно заставляет живое существо оставаться в ловушке материального мира. Этот материальный мир создан Господом для того, чтобы дать возможность обусловленным душам осуществить свои материальные желания.

00:14:07 Когда же человек совершенно заходит в тупик из-за своей постоянной материальной деятельности ради удовлетворения чувств, удовлетворения своей похоти, то человек начинает интересоваться своим изначальным духовным положением. С этого начинается Веданта Сутра, Атхату Брахман Джихьяса. Теперь в человеческой форме жизни пора задать вопрос, что такое истина, в чем смысл человеческой жизни? 41-ый стих. Поэтому, о Арджуна, лучший из Бхарат, с самого начала обуздай этот великий символ греха, похоть, управляя своими чувствами, и срази этого врага знания и постижения души. Господь советует Арджуне с самого начала научиться контролировать свои чувства, чтобы обуздать этого величайшего врага, величайшего грешника, вожделение, которого Бхагавад Гита считает величайшим врагом каждого человека.

00:15:15 Живые существа по своей природе духовны, то есть они являются неотъемлемыми частичками Господа, и поэтому их предназначение — служить Богу. Такое сознание называется сознанием Бога, поэтому с самого начала жизни человек должен учиться развивать в себе сознание Бога, чтобы в полной мере обрести его и действовать соответственным образом. Вожделение является всего лишь искаженным отражением нашей изначальной любви к Богу, которое естественно для каждого живого существа. Но если человек с самого начала воспитывается в сознании Бога, то его естественная любовь уже не обратится в вожделение.

00:15:59 Поэтому на любой стадии жизни или с момента понимания своей изначальной сущности, человек должен учиться контролировать свои чувства и развивать сознание Бога в преданном служении. И таким образом, постепенно обратить эту похоть в любовь к Богу, что является высшим совершенством человеческой жизни. 42-ой стих. Живые чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а душа ещё выше, чем разум. Еще раз Живые чувства выше мертвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а душа живого существа ещё выше, чем разум. Здесь Кришна дает классификацию различных уровней сознания. На первом, нулевом уровне находится материя, то есть наше материальное тело. Это мертвая машина.

00:17:00 Выше материального тела стоят чувства. Как вы знаете, у нас 5 чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, и через эти чувства мы воспринимаем окружающий мир. Это как бы каналы информации, через которые мы воспринимаем мир. Выше чувств находится ум, то есть наша способность рассуждать. Выше ума находится разум, который задает программу действий, который дает нам как бы план, с помощью разума мы оцениваем, что мы должны делать, в чем наша задача. Но ещё выше разума душа, то есть наша как бы изначальная природа, наше сознание, то есть по сути мы сами, мы имеем чисто духовную природу. Деятельность нашего тела означает деятельность чувств, если чувства прекращают действовать, то останавливается все тело.

00:18:03 И выше чувств находится ум. Даже если тело молчит или отдыхает, то ум продолжает действовать, например, это происходит во сне. Вше ума находится разум, а выше разума — сама душа. Поэтому если душа занята непосредственным служением Господу, то естественно, что все остальные подчиненные аспекты, то есть разум, ум и чувства будут заняты тем же. Если ум постоянно занимать служением Господу, думать о нем, то чувства также будут соответственно заниматься именно этим, служением, и у человека уже не будет возможности предаваться своим низшим наклонностям. Несомненно душа — это выше всего, выше чувств, выше ума и разума. Поэтому понимание нашего истинного положения является основой решения всей проблемы.

00:19:06 43-ий стих. Итак, познав свою духовную сущность по отношению к материальным чувствам, уму и разуму, о могучий Арджуна, человек должен укрепить свой ум с помощью духовного разума, и таким образом, духовной силой победить этого ненасытного врага — похоть. Комментарий — третья глава Бхагавад Гиты направляет человек к сознанию Бога через познание себя, как вечного слуги Всевышнего. В материальной жизни человек несомненно находится под влиянием своих похотливых наклонностей, и желания властвовать над материальной природой. Стремление к господству и чувственному наслаждению является главным врагом обусловленной души, но сила сознания Бога дает возможность контролировать материальные чувства и ум, и постепенно развивать в себе сознание Бога.

00:20:05 Человеку нет нужды бросать работу и свои предписанные обязанности, он может посвятить себя служению Господу и постепенно достичь трансцендентного положения, и освободиться из-под влияния материальных чувств и ума, направляя свой разум к своей истинной духовной сущности. Поэтому человеческая форма представляет для живого существа уникальную возможность вырваться из ловушки материального мира, одержав победу над своим извечным врагом — похотью, путем развития сознания Бога под руководством духовного учителя. Такой смысл данной главы. Искусственные попытки контролировать чувства практикой по так называемой йоги, не могут направить человека к высшей духовной жизни. С помощью высшего разума он должен возвыситься до сознания Бога.

00:21:02 Так кончается третья глава Бхагавад Гиты под названием Кармайога, и я думаю, на сегодня вполне достаточно. В следующий раз мы начнем четвертую главу под названием Гьянайога, или трансцендентное знание. Это следующее, как бы более высокая ступень. И теперь я приглашаю вас, пожалуйста, если у вас есть какие-то вопросы, вы можете звонить или присылать их.
[Ведущая] Присылать их, да, в чат по скайпу.
[Критский В. Г.] Наталья, если есть, пожалуйста, прочитайте.
[Ведущая] Да, я зачитаю вопрос. К нам пришли два вопросы. Звучат они так: с какого возраста, это по прошлой теме, я понимаю, с какого возраста вступают в силу предписанные обязанности человека? И второй вопрос. Если же у ребенка есть предписанные обязанности, то какие они?

00:22:01 [Критский В. Г.] Спасибо. Хорошо, я постараюсь ответить. Мы с вами говорили в теме Основы ведической культуры, что ребенку до пяти лет позволяется все. У него по сути нет никаких предписанных обязанностей, родители просто следят, чтобы он каким-то образом не навредил себе, там не упал куда-нибудь, не обжегся, и он может делать все, что он хочет. Обязанности начинаются у ребенка после 5 — 6 лет, когда он начинает процесс обучения. В ведической культуре он отдается в Гарукулу, и у нас тоже с семи лет начинается школа, впрочем иногда отдают ребенка и раньше, с 6 лет. То есть в этом имеется полная аналогия между, так сказать, общепринятой традицией и ведической культурой. Уже с 5 — 6 лет у ребенка начинает развиваться какой-то разум, понимание.

00:23:03 И уже следует приучать его делать что-то полезное. Во-первых, у него уже есть какие-то идеалы доброты, справедливости, потому что родители должны с самого детства читать ему какие-то поучительные сказки, истории из ведической традиции, из христианской традиции, или просто какие-то интересные книжки, написанные светскими поэтами. То есть должны прививать ему идеалы добра и справедливости. И постепенно приучать ребенка исполнять какие-то простые обязанности, скажем, убирать за собой своё место, мыть за собой посуду, ну, и какие-то другие очень простые вещи, на которые он способен. И можно постепенно обучать его основам грамматики, там таблица умножения и т. д., многие начинают это делать ещё до школы, до первого класса.

00:24:06 Вот таким образом я могу ответить на этот вопрос. Собственно эти два вопроса, они сливаются в один, они совершенно идентичны, каковы предписанные обязанности детей. И по мере развития ребенка, когда он начинает ходить в школу, учиться, естественно его обязанности нужно расширять, увеличивать, и скажем, приучать самому разогревать себе пищу, и даже можно помогать чистить овощи, какие-то другие простые вещи, подметать. И в зависимости от того, мальчик это или девочка, конечно обязанности могут отличаться. Девочки, как правило, развиваются быстрее, и их можно учить очень многим вещам. Мальчики развиваются медленнее, они больше склонны к играм, к развлечениям.

00:25:03 И девочкам, например, в ведической культуре уже с самого детства объясняется, что со временем она выйдет замуж, у нее будет муж, который будет её защищать, любить и у нее будут дети, без объяснения, так сказать, физиологических подробностей, каким образом, и она будет о них заботится, нянчить, и соответственно, девочки играют в куклы во всем мире. Ну, и соответственно, через какое-то время мальчиков, а мальчиков нет нужды так рано знакомить как бы с их судьбой, мальчики развиваются более медленно. Но где-то к 10 — 12 годам у них начинается созревание, и с этого возраста можно им также объяснять, что они должны очень уважать, заботится о женщинах, о девочках, и в будущем они женятся и станут главой семьи.

00:26:00 И у них будут жена и дети, и объяснять основные обязанности. Вот это самые простые, элементарные вещи в соответствии с ведической культурой, и какие-то вещи естественно, общие, они в любой культуре мира имеют место. Но в ведической культуре ребенку с этого возраста, где-то с 10 — 12 лет, когда у него уже появляется разум, начинают объяснять основы духовного знания, что человек не есть это тело, что тело — это наша временная оболочка, и мы, так сказать, рождаемся в соответствии с законом кармы, то есть эти элементарные вещи в ведической культуре дети узнают достаточно рано. И самое интересное, что если вы слышали, дети иногда вспоминают о своей прошлой жизни.

00:27:00 Взрослым это очень трудно, потому что наша материальная жизнь очень сильно увлекает нас, и как бы погружает в это вращение материальной деятельности, но дети, у которых ещё ум достаточно чист, очень часто помнят о своей прошлой жизни. Вот я слышал такой случай интересный. Буквально мальчик где-то 5 — 6 лет говорит своей матери: «Мама, ты знаешь, а раньше ты не была моей мамой». И мать удивляется ему: «Что такое, что ты говоришь, Сашенька? Я твоя мама. Я всегда была твоей мамой». «Да, ты сейчас моя мама, но раньше, в прошлом, у меня была другая мама». Мать изумляется, вообще пугается, иногда тащит ребенка к психиатру. Но на самом деле это естественный процесс. Если такое встречается, родители не должны пугаться, и думать, что ребенок сошел с ума. Просто у детей легче пробуждается память о прошлой жизни, более естественным образом.

00:28:05 Они конечно со временем это могут забыть, но вот этот уникальный период, где-то 4 — 5 лет, когда родители могут услышать от своих детей какие-то истины, которые для них будут достаточно неожиданными, о которых они как бы не чаяли, не подозревали. Вот такой интересный момент в воспитании детей. Алло, Наталья.
[Ведущая] Да, мы с вами опять на связи. Вы меня хорошо слышите?
[Критский В. Г.] Вопрос есть, повторите его, пожалуйста, ещё раз.
[Ведущая] Да, я повторю свой вопрос о том, что вы говорили о том, что девочкам не надо в подробностях рассказывать о том, как она станет мамой, выйдя замуж. Все-таки как же ей правильно маме преподать ту информацию о том, что она все-таки станет мамой? Так как она же может узнать эту информацию во дворе, от подружек, или от каких-то других искаженных источников, и достаточно в раннем возрасте.

00:29:04 [Критский В. Г.] Ну, в принципе это возможно. Все зависит от того, на сколько у нее быстро развивается к этому интерес. Если интерес появляется в раннем возрасте, то нужно ей в раннем возрасте ей кратко объяснить, что вот у тебя со временем родится ребеночек, когда ты женишься, у тебя появится маленький мальчик, или девочка, и ты будешь о нем заботится. Вот на таком уровне. И конечно, естественно, мы не можем полностью защитить ребенка от влияния улицы, если у нее есть какие-то подруги или друзья, не слишком как бы чистые, то они могут помимо этого рассказать очень много о, так сказать, о сексе, о каких-то сексуальных отношениях. Но естественно, что в любой культуре мира известно, что лучше детей до поры, до времени от этого беречь, и для этого стоит ограничивать круг общения детей.

00:30:02 Чтобы дети общались только с детьми как бы своего уровня, а не с детьми на улице. Это принцип как раз ведической культуры, что, например, девочек воспитывали дома, их не выпускали на улицу. Дома к ним приглашали подруг, которых знали, что они достаточно порядочные, из хороших семей, потому что для девушки особенно важна чистота, особенно важен этот принцип целомудрия, чтобы не было этого развращающего влияния, поскольку по природе женщины в большей степени подвержены внешнему влиянию, чем мужчины. Мальчики и юноши, они как бы, поскольку у них иначе работает психология головного мозга, то они легче могут абстрагироваться от всего лишнего, не нужного.

00:31:02 Если вы знаете, вот два полушария головного мозга, и у женщин оба полушария работают одновременно, и полушарие, которое отвечает за эмоциональную деятельность, это правое полушарие, и полушарие, которое отвечает за логическую деятельность, это левое полушарие. У мужчин работают попеременно, либо правое полушарие, либо левое. То есть мужчина может как бы абстрагироваться от эмоционального окружения, и мыслить логически. А женщине это очень трудно, она всегда, у нее всегда включены чувства, она всегда эмоционально восприимчива. Вот это особенность женской психологии, которая требует определённой чистоты, и большей заботы о женщине, что женщины во всем мире считаются слабым полом, и они требуют защиты. Ведический принцип таков, что пока девочка подрастает, она находится под защитой отца.

00:32:02 Когда её выдают замуж, она находится под защитой мужа. Если муж умирает, или принимает отреченный образ жизни, она остается под защитой старших детей, старшего сына. То есть женщина всегда должна оставаться под защитой. Это в принципе естественно, и я думаю, что женщины сами это чувствуют, что они интуитивно стремятся иметь какое-то плечо, на которое они могут опереться. Современная культура, так называемого равноправия женщин, освобождения, фактически приводит к тому, что женщинам дают свободное общение с улицей, с низшими как бы элементами, и это приводит к её, так сказать, загрязнению, к тому, что она теряет свою чистоту и целомудрие. В ведической культуре женщина должна оставаться чистой, невинной до той поры, пока она не выйдет замуж.

00:33:05 Ну, и мне кажется, что это вот интуитивно чувствует любой нормальный человек, будь-то женщина или мужчина, но вот это искусственная современная традиция, которая пытается поставить женщин как бы на одну доску с мужчинами, она является продуктом деградации современной эпохи, Калиюги, и она женщинам ничего хорошего не приносит, кроме вот этого искусственного ощущения равенства, на самом деле женщины и мужчины устроены по-разному, это равенство полов быть не может. Если бы было равенство, надо было бы договориться детей рожать по очереди. Но реально детей рожают женщины. Вот так я могу ответить на этот вопрос.
[Ведущая] Спасибо, у нас есть второй вопрос. Подскажите, пожалуйста, как вести себя с отцом, который очень эгоистичен. Лет с 17 я уже чувствовала, что чуть ли не мамой являюсь ему, а не он для меня папой.

00:34:05 Отцовскую защиту я особо никогда не чувствовала. Папа скорее воспринимал подрастающую меня как конкурентку. Про жен и говорить нечего. Сейчас я стараюсь о нем заботиться. Когда приходит ко мне, стараюсь уходить от всевозможных споров на научные и политические темы. Но папа продолжает вести себя шокирующе, и выражать только потребительское отношение. Наверное, я заслуживаю такое поведение по прошлым заслугам. Но все, как мне вести себя с папой?
[Критский В. Г.] Спасибо за ваш вопрос. Это довольно печальная ситуация, потому что отец должен быть защитником дочери, а в данном случае мы видим, что он не только не защищает дочь, но даже наоборот, как бы на неё посягает. И это значит, что она должна найти другую защиту. Я не знаю сколько ей лет.
[Ведущая] 17 лет девочке.
[Критский В. Г.] 17, значит, она очевидно ещё не замужем.

00:35:03 Нужно найти в семье какого-то мужчину, который смог бы за неё постоять. Это может быть старший брат, или какой-то дядя, или какой-то друг семьи, то есть достаточно сильный и достойный мужчина, который может её защитить. Потому что конечно самой девушке защитить себя от другого мужчины, да ещё собственного отца сложно. Просто нужно поставить какую-то границу. Если у нее допустим, разумная мать, мать может в принципе как-то защитить ее. Потому что естественно, матери такое поведение мужа не понравится. Не знаю, какую роль занимает вот в этом конфликте мать. Но несомненно это карма, это греховная деятельность за прошлую жизнь. Отца нужно в любом случае уважать, то есть она ни в коем случае не должна как-то на него ругаться, и его как-то там проклинать, обзывать.

00:36:02 Она должна ему говорить: «Как можешь ты себя вести так некрасиво, так недостойно. Ты мой отец, я тебя люблю и уважаю. Ты роняешь себя, роняешь своё мужское достоинство». Она должна постараться найти в нем какое-то чувство, какую-то крупицу честности, порядочности и взывать к этому чувству. В тоже время, сохраняя уважительное отношение. Потому что это ведическое предписание универсальное, что родители должны почитаться всегда, даже если родители недостойные, как в данном случае, и не исполняют по сути своих обязанностей. Обязанность детей — всегда уважать родителей. Но она должна вести себя как бы на голову выше, более тонко.

00:36:59 И если это не помогает, то найти другого мужчину, который сможет её защитить физически. Вот так я могу ответить.
[Ведущая] Хорошо, спасибо большое, Владимир. Я думаю, вас внимательно слушали и учли все ваши пожелания и советы. Дорогие радиослушатели, в течение трех минут мы будем ещё принимать ваши сообщения, а я пока хотела спросить у Владимира. Почему все-таки происходит так, что молодые люди, они все-таки позже взрослеют, и раньше, ну, так скажем, теряют молодость? С чем это связано? Это может быть не по теме вопрос, но это от себя я спрашиваю.
[Критский В. Г.] Я не знаю точного ответа. Это факт, который имеет место в любой культуре. Я несколько лет преподавал в духовной школе, в Гурукуле. И практически во всех школах мира известно, что девочки учатся лучше.

00:38:04 Вот этот период, где-то с 7 лет до 15 — 16 девочки развиваются очень быстро, и они очень быстро все схватывают, и, как правило, девочки становятся отличницами. Мальчики действительно в этом плане более медлительные, менее серьезные, менее сосредоточенные, и любят там дурачиться, играть, баловаться, и т. д. У них развитие наступает позже. Когда они уже становятся юношами, когда они понимают уже свою роль, свою как бы ответственность, и немножечко как бы отстраняются от своих детских игр, вот тогда они начинают развиваться, и догоняют девочек, и даже перегоняют. Вот это психологическая особенность, вероятно, она связана с мышлением, что вот эти два полушария головного мозга действуют попеременно у мужчин.

00:39:04 И на первом этапе, когда ещё ребенок, он увлекается чувственными наслаждениями, чувственными удовольствиями, там играми всевозможными, сладостями, развлечениями. И у него ещё как бы с трудом включается логическое полушарие. Постепенно в процессе обучения логическое полушарие работает все больше, и больше, и наконец, он понимает, что рациональная, разумная жизнь более осмысленна, и более уместна, чем его стремление к постоянным развлечениям и наслаждениям. И он начинает осознанно все чаще включать именно свою логическую составляющую, разумную, и уже пытается разумно строить свою жизнь, и тогда у него наступает достаточно быстрый период развития.

00:40:04 Девочки в этом плане кстати, поскольку у них одновременно работают два полушария, они в большей мере как бы ограничены, у них нет той свободы выбора как у мужчин, у мальчиков. Они как бы по карме получают все, что они заслужили, они как бы отрабатывают свою карму, и они достаточно быстро развиваются, но в любом случае, они должны на определённом этапе понять как бы свою роль, своё положение и ка женщины, и как живого существа, духовного существа, и стараться духовно прогрессировать, совершенствоваться. И конечно у женщин это немножко по-другому, что для женщины рекомендуется найти себе какую-то защиту, или через отца, через мужа, или через старшего сына, если это уже пожилая женщина.

00:41:03 То есть для женщины естественно стать под чью-то защиту, это считается нормальным, соответствует её психологии.
[Ведущая] Понятно, вот здесь, от нашей радиослушательницы пришло уточнение по поводу того вопроса, который я уже задавала. Девочка, то есть это сейчас женщина, ей 35 лет, можно так сказать, женщина. Она с 5 лет осталась без мамы, и так я правильно ли читаю сейчас, ещё раз посмотрю. В доме мужчин нет, мама с папой разведены, когда ей было 5 лет. Вот такая ситуация. И хотелось бы узнать подробнее, отца она любит, и он тоже меня любит, но по-своему, но его любовь какая-то эгоистическая, и более детская. Вот хотелось бы ей подробнее все-таки узнать, в доме мужчин как бы больше нет, не на кого больше положиться.
[Критский В. Г.] То есть, я так понимаю...
[Ведущая] Мама, к счастью, жива, вот девушка пишет.

00:42:00 [Критский В. Г.] 35 лет, конечно, в принципе женщина уже должна в это время быть замужем. Но если так случилось, что она по каким-то причинам не вышла замуж, во-первых, она должна попытаться каким-то образом наладить свои отношения с отцом, подчеркивая ему свою любовь и уважение, и взывая к его чувству совести. И в случае, если это не помогает, то ей видимо нужно найти какого-то мужчину на стороне, какого-то друга, знакомого, который бы вот немножечко поставил отца на место, если он ведет себя не очень как бы красиво иногда. Попытаться, может быть кто-то есть из друзей отца, может быть, она может поговорить с каким-то другом своего отца, который может поговорить с отцом один на один, и объяснить ему ситуацию, что он не всегда ведет себя подобающим образом.

00:43:01 То есть в любом случае ей самой довольно трудно решить эту ситуацию, по той причине, что она дочь. А дочь, естественно, находится в подчиненном положении по отношению к отцу, поэтому ей лучше всего найти какую-то защиту на стороне.
[Ведущая] Может быть это где-то среди коллективов, в котором она постоянно общается, или может быть это человек такого же возраста как её отец, но более авторитетный, да?
[Критский В. Г.] Да, более авторитетный, более разумный, который может поговорить с отцом так достаточно деликатно, мягко, но все-таки твердо, и как-то попытаться поставить его на место.
[Ведущая] И вот её девушка пишет, что папа слушает только тех людей, которых ему выгодно слушать.
[Критский В. Г.] Ну, это печально, что он эгоист, что он слушает только то, что ему приятно. Ну, 35 лет, это уже взрослый человек.

00:44:01 И она уже в принципе в какой-то степени должна уметь постоять за себя, и найти какого-то мужчину, друга семьи, который постепенно как бы, деликатно поставит какой-то барьер и оградит ее.
[Ведущая] Понятно, скажем большое спасибо девушке за вопрос. Владимир, я хотела сказать вам спасибо, что вы сегодня были с нами. Вопросы больше почему-то к нам никто не присылает, наверное всем все понятно. Спасибо вам большое.
[Критский В. Г.] Спасибо, Наталья, спасибо.
[Ведущая] До свиданья, да, до скорых встреч.
[Критский В. Г.] Всего хорошего, до свиданья.
[Ведущая] Итак, дорогие радиослушатели, мы продолжаем нашу программу, за окном весна, хорошее настроение, и Аюрведа радио дарит вам хорошую музыку для вас и ваших близких. Оставайтесь с нами.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 02 марта 2013