Глава 2

Аюрведа радио - 27 апреля 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:48:11 | качество: mp3 24kB/s 8 Mb | прослушано: 453 | скачано: 264 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Критский В. Г.] Здравствуйте, дорогие друзья. Мы начинаем передачу живого эфира радио Аюрведа. В эфире Критский Владимир Георгиевич. Я напоминаю, что мы с вами в прошлый раз начали цикл бесед под названием Обзор системы йоги, и мы начали с вами изучать Бхагавад Гиту, которая считается главным писанием по системе йоги, и также по ведической философии и культуре. Мы с вами кратко напомним основные идеи, которые были в прошлый раз. Сам сюжет Бхагавад Гмиты очень интересный.

00:01:00 Бхагавад Гита была рассказана перед началом грандиозной битвы на поле Карукшетра, между двумя партиями, партией Пандалов, законных наследников престола, царства Христинапура, и партией Кауравов, которые незаконно захватили трон. И в Бхагавад Гите происходит диалог между Кришной и Арджуной. Арджуна был одним из братьев Пандалов, наиболее могущественным воином, а Кришна в то время присутствовал на земле, и он считается в ведической традиции воплощением Бога. Поскольку Арджуне приходилось сражаться со своими близкими родственниками и друзьями, то он естественно испытывал сомнения, и чувствовал сострадание к противоположной стороне.

00:02:06 И в таком состоянии он не хотел, испытывал как бы впрочем большие колебания. И мы с вами напомним основные, так сказать, моменты. Первая глава Бхагавад Гиты в русском переводе называется На поле битвы Карукшетра, в оригинале, на санскрите она называется Арджуна Викшада Йога. То есть йога сострадания Арджуны. Очень интересно, что в Бхагавад Гите каждая глава называется как некая система йоги. Мы с вами сегодня будем в основном заниматься второй главой, которая называется Санки йога. Санки означает как бы философский анализ, мировоззрение системы йоги, в которой будут перечисляться основные положения.

00:03:04 Итак, Арджуна сказал: «Мой дорогой Кришна, видя перед собой своих друзей и близкий в такой воинственном духе, я чувствую, что все мои члены трепещут и пересыхает во рту. Все мое тело дрожит и волосы встают дыбом, мой лук выскальзывает у меня из рук и кожа горит огнем. Я больше не могу стоять на ногах, и не владею собой, в голове у меня все путается. Я предвижу одни лишь несчастья, о Кришна, победитель демона Кеши». И на протяжении первой главы и начала второй, Арджуна выдвигает всевозможные аргументы, всевозможные доводы, почему ему не нужно сражаться, ему лучше удалиться куда-то в лес, жить простой чистой жизнью, чем исполнять свой долг как воину, законному наследнику престола, и завоевать трон.

00:04:15 И собственно, в ответ на его сомнения, Кришна начинает ему рассказывать Бхагавад Гиту. Мы с вами в прошлый раз дошли до начала второй главы, в которой начинаются наставления Кришны, и сейчас мы повторим как раз эти первые стихи. В это время Кришна, стоя между двух армий, с улыбкой сказал убитому горем Арджуне такие слова: «Господь сказал, говоря столь ученые слова, ты беспокоишься о том, что не достойно сожаления. Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых. Никогда не было, чтобы не существовал я, или ты, или кто-нибудь из этих царей, и в будущем никто из нас не прекратит существование».

00:05:15 То есть здесь Кришна провозглашает первый аспект философии — вечность души, душа не умирает со смертью тела, и в следующем, 13-ом стихе он это объясняет более подробно. По мере того, как душа живет в теле, от детства к юности, до глубокой старости, она аналогично после смерти переходит в новое тело, это не беспокоит того, кто осознал свою духовную природу. Итак, это самый первый момент философии Веданты, вечность души. Что наша жизнь это не материальное существование, не жизнь тела.

00:06:01 Но жизнь души, которая является носителем сознания, которая находится внутри нашего тела, и тело является для него как оболочкой, как одеждой. И здесь, в Бхагавад Гите говорится, что тело постоянно меняется, от детства к юности, до глубокой старости, тело растет, стареет, затем умирает. Но душа при этом не меняется. Душа является вечным, так сказать, вечным атрибутом, фактически душа — это есть мы сами. И по сути у каждого человека в душе есть такое ощущение вечности жизни, никто не хочет смириться с неизбежностью смерти.

00:07:03 То есть мы интуитивно чувствуем, что жизнь не должна кончаться, жизнь должна быть вечной. Это как бы первый аспект духовной природы, называется Сат, вечность души. Ну, мы с вами кратко говорили о том, что хотя современные люди, ученые, как правило не признают этого, но на самом деле есть много объективных, и можно сказать, научных данных, которые это подтверждают. Например, опыты по реанимации человека, находящегося в состоянии клинической смерти. И на эту тему была первая публикация доктора Ролтора Моуди, Жизнь после жизни, это было ещё лет 25 назад, и после этого появилось много книг, и многие врачи-реаниматоры опубликовали аналогичные данные, что они, беседуя со своими пациентами, которые пережили состояние клинической смерти, действительно услышали очень интересные и откровенные признания.

00:08:11 Что многие ощущали этот выход из тела и ощущение себя вне, так сказать, материального тела. Есть и другие работы, есть, так называемые опыты гипнотической регрессии, когда человек в состоянии гипноза начинает вспоминать свои прошлые жизни, и более того, есть случае, когда человек вспоминает о своей прошлой жизни, даже в нормальном состоянии, вне гипноза, и на эту тему тоже есть довольно много публикаций. То есть, в современную эпоху есть объективные, можно сказать научные подтверждения вот этого основного положения духовного знания, что душа вечна, то есть наша жизнь не кончается со смертью тела.

00:09:03 И дальше, в 14-ом стихе второй главы Кришна говорит: «О, Арджуна, временное появление счастья и несчастья, их исчезновение в должном порядке подобно приходу и уходу зимы и лета, они возникают из-за чувственного восприятия, о потомок Бхараты, и человек должен учиться переносить их, не будучи обеспокоенным». То есть это следующий момент, уже более тонкий о том, что на самом деле материальная жизнь не так проста, материальная жизнь не является сплошным счастьем и удовольствием, в материальной жизни много страданий, и сам процесс повторяющихся рождений и смертей является причиной этих страданий, как было сказано в предыдущем стихе, душа покидает тело после смерти и принимает новое рождение в следующей жизни.

00:10:07 Этот процесс рождения, и процесс смерти связан со страданиями. В последующих стихах второй главы Крина будет объяснять также глубокую философскую причину этих страданий, но кратко можно сказать, что материальная жизнь является не естественной для души, душа, будучи духовной, принадлежит к высшей духовной природе. И будучи в оболочке временного материального тела, она чувствует себя не уютно, и периодически испытывает страдания. В последующих стихах, начиная с 20-го, Кришна очень подробно, и с такой научной полнотой объясняет вечность души с самых разных аспектов, поскольку это очень важный момент.

00:11:08 Вот 20-ый стих — для души нет ни рождения, ни смерти, она никогда не возникала, ни возникает, и не возникнет, она не рожденная, вечная, всегда существующая, и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело. Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, она не горит в огне, не тонет в воде, не иссушается ветром. Индивидуальную душу нельзя ни разбить, ни растворить, ни сжечь, ни высушить, она существует всегда и везде, неизменная, недвижимая, и вечно та же.

00:12:00 Каков вывод из того, что наша душа вечна, что наша жизнь не кончается со смертью тела? Вывод, который делает Кришна, это то, что человек должен исполнять свой долг, не смотря ни на какие трудности. В данном случае, Арджуна, он должен был сражаться с риском погибнуть, и Кришна призывает его исполнять свой долг, не смотря ни на что, не смотря ни на какие препятствия, потому что в этом как бы задача человеческой жизни, исполнять свой высший долг, ради всеобщего блага, ради прогресса всего человечества. И это по сути положение первой системе йоги, которая называется Карма йога. Подробно она будет рассматриваться в следующей главе.

00:13:01 Значит, далее во второй главе, 27-ой стих, говорится: для того, кто родился смерть неизбежна, а после смерти неизбежно рождение, поэтому исполняя свой долг, ты не должен иметь никаких сожалений. Это очень красивые поэтические стихи, которые объясняют эту вечную науку, вечную истину о душе. И вот Кришна побуждает Арджуну сражаться в 31-ом стихе. Что касается твоего долга Кшатрия, знай, что для тебя нет ничего лучше, чем сражаться за религиозные принципы, поэтому ты не должен иметь никаких колебаний. Если же ты не исполнишь свой долг, и не станешь сражаться, то совершишь грех пренебрежения своим долгом, и поэтому потеряешь репутацию воина.

00:14:02 Люди всегда будут говорить о твоем бесчестии, а для уважаемого человека, бесчестие хуже смерти. И наконец, в 38-ом стихе говорится, сражайся лишь ради самого сражения, не принимая во внимание счастье, или несчастье, выигрыш или потерю, победу или поражение. И Таким образом ты никогда не навлечешь на себя греха. В конце концов Кришна говорит, что вот это бескорыстное и добросовестное исполнение своего долга есть начало духовной жизни, это и есть начало духовного пути, то есть самая первая йога, то есть Карма йога, которая позволяет человеку прогрессировать и обрести основы духовного знания.

00:15:06 И в 40-ом стихе говорится: На этом пути нет никаких потерь, но даже небольшое продвижение защитит человека от наиболее опасных видов страха. Стоящий на этом пути, решительный в своих намерениях, их цель едина. О, возлюбленный сын Куру, разум тех, кто нерешителен ветвист. Здесь фактически Кришна говорит, что вот этот путь духовной жизни является универсальным и беспроигрышным, то есть здесь, как вот в 40-ом стихе говорится, нет никакого убытка или потери, и даже небольшое продвижение защищает человека от наиболее опасных видов страха.

00:16:00 В 57-ом стихе Кришна говорит, что вот эта двойственность материального мира, счастье и страдание является как бы неотъемлемым качеством материальной жизни. В этом материальном мире тот, кто не слишком радуется, случись что-то хорошее, и не слишком горюет, случись плохое, обладает истинным знанием. То есть мудрый человек не обращает особого внимания на эту постоянную череду счастья и страдания, а он сосредоточен на исполнении своей высшей духовной цели. Далее Кришна рассматривает философский анализ, каким образом чувственные наслаждения приводят человека к деградации, то есть почему они приводят человека в конце концов к страданию.

00:17:02 62-ой стих. Созерцая чувственные объекты, человек развивает к ним привязанность, от этой привязанности рождается страсть, а из страсти рождается гнев. То есть когда человек пытается наслаждаться какими-то чувственными объектами, у нас четыре основных вида чувственных наслаждений, еда, сон, секс, оборона, у него естественно развивается к этому привязанность, желание получить больше наслаждений. Но материальный мир устроен таким образом, что материальное счастье, материальное наслаждение никогда не имеют предела. Человеку хочется все больше, больше, и больше. И поэтому неизбежно наступает разочарование. Не будучи в состоянии исполнить все свои желания, как есть, у нас было такое выражение в своё время, растущие потребности, человек разочаровывается и впадает в гнев.

00:18:05 Из-за гнева возникают всевозможные проблемы, это в следующем стихе говорится: от гнева происходит полное заблуждение, от заблуждения пропадает память. Когда память потеряна, пропадает разум, а когда разум потерян, человек снова падает в болото материальной жизни. Вот таким образом, Кришна философски объясняет, что стремление к чувственным наслаждениям приводит к проблемам, к тому, что человек хочет наслаждаться все больше, и больше, в конце концов разочаровывается и у него появляется гнев, и в состоянии гнева человека теряет полный контроль над собой.

00:19:15 И мы с вами приближаемся к завершению второй главы Бхагавад Гиты, где Кришна подводит итоги, этого, так сказать, первых шагов духовной жизни. В 65-ом стихе, для того, кто таким образом удовлетворен, уже не существует трех видом материальных страданий, по достижении такого состояния, разум человека становится тверд. Тот, что не связан со Всевышним, не может иметь ни трансцендентного разума, ни стойкого ума, без которого невозможно счастье.

00:20:07 То есть, здесь Кришна объясняет, что вот это состояние отрешенности от материальных наслаждений, и наоборот, погруженность в духовную жизнь является основой счастья, причём счастья не временного, материального, а счастья духовного, которое не кончается со смертью тела. Это очень интересный 69-ый стих, очень красивый, аллегорический. Мы о нем сейчас говорим. То, что ночь для всех существ, время пробуждения для владеющего собой мудреца. Когда же все живые существа пробуждаются, то для мудреца, обладающего внутренним видением наступает ночь.

00:21:04 Я вам прочитаю комментарий духовного учителя Бхактиведанта Свами Прабхупада, очень интересный, то есть как бы кратко говоря, для материалиста духовная жизнь является ночью, то есть не понятным, и напротив, материальная жизнь чувственных наслаждения является ночью для святой личности, для мудреца, который посвятил себя духовному самоосознанию. Вот этот комментарий. Умные люди подразделяются на две категории, одни действуют с умом ради материального чувственного наслаждения, а дургие обладают внутренним видением, и готовы к самоосознанию. Деятельность мудрецов, то есть думающих людей, это темная ночь для тех, кто поглощен интересами материального мира.

00:22:00 В следствии своего невежества в области духовного самоосознания, материалистически настроенные люди такой ночью в кавычках спят. Но мудрый, углубленный в себя человек, бодрствует этой ночью. То ест фактически эту ночь для материалистов, можно условно назвать раннее утро для духовных, для святых личностей. Потому что, как правило, те, кто ведут духовную жизнь, они рано ложатся, и рано встают. Во всех церквях и храмах мира рано утром начинается служба. Потому что утренние часы — это гуна благости, это наиболее чистое время дня. И если вы помните, даже у Льва Николаевича Толстого есть вот это сравнение в одном из его романов, что рано утром, так сказать, материалистические люди как бы засыпают, они разъезжаются по домам после ночной оргии, после, так сказать, бурной ночной жизни.

00:23:12 А для простых, честных людей — это начало дня, они рано утром выходят на работу, занимаются как бы своими обязанностями, и, так сказать, будут естественно прогрессировать, и будут получать милость Господа. Значит, я продолжу этот комментарий. Мудрый человек находит трансцендентное довольствие в постепенном развитии духовной культуры, тогда как человек, занимающийся материальной деятельностью, остается слепым в науке самоосознания, и он погружен в сон, грезя о различных чувственных удовольствиях. При этом иногда он испытывает радость, а иногда горе.

00:24:00 Самоуглубленный человек, безразличный к материальному счастью и горю, он продолжает заниматься самореализацией, не обращая внимания на материальные условия. Вот такой небольшой, но очень интересный комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады о том, что фактически как бы духовная жизнь противоположна материальной жизни, и то, что является ценным для материалистов, для духовного человека не имеет цены. Вот эти как бы материальные, так сказать, богатства, наслаждения, и положение в обществе, все это временные атрибуты, которые неизбежно будут потеряны со смертью нашего тела. И хотя современные люди к этому стремятся изо всех сил, это фактически потеря времени.

00:25:00 И цель духовной жизни в том, чтобы развивать в себе духовные знания, духовное сознания, и не смотря на какие-то внешние материальные условия, будь то благоприятные, или не благоприятные, продвигаться на духовном пути. И вот, наконец, мы с вами переходим к последнему 72-му стиху второй главы Бхагавад Гиты, я его сейчас прочитаю. Таков путь духовной и божественной жизни, став на который, человек уже не попадает в заблуждение, находясь в таком состоянии даже в момент смерти, человек возвращается в царство Бога. Здесь Кришна объясняет, что даже если человек не смог достичь такого духовного сознания в течение жизни, но сумев сделать это в конце, поскольку в молодые годы у нас много увлечений, много желаний, хочется, так сказать, пожить и по наслаждаться жизнью, но к старости, когда, так сказать, уже тело дряхлеет, и уже нет таких страстей, и нет возможностей для чувственных наслаждений, человек естественным образом может и должен задуматься о высших духовных ценностях, о смысле своей жизни.

00:26:36 И если хотя бы в последние годы жизни он станет на духовный путь, то он имеет шанс, это не гарантия, но он имеет шанс достичь такого духовного сознания в конце, перед оставлением своего материального тела. И здесь Кришна обещает, что даже если человек достигнет этого состояния в последний момент, в момент смерти, он возвращается в царство Бога.

00:27:07 Вот на этом кончается вторая глава Бхагавад Гиты под названием Санки йога или в русском переводе Обзор, краткое содержание Бхагавад Гиты. Следующая глава называется Карма йога. Это уже более подробное, и более детальное обсуждение. Мы начнем с этого нашу следующую передачу. Но вы уже в принципе знаете, что принцип Карма йоги — это принцип добросовестного исполнения своих предписанных обязанностей, без привязанности к результату. Но в третьей главе Кришна будет это объяснять более подробно, более научно, как бы обосновывая всю эту концепцию. На этом я хочу закончить свою небольшую беседу, и приглашаю вас обращаться с какими-то вопросами на наш сайт, или звоня по нашему... [звучит музыка].

00:28:30 [Ведущая] Итак, мы продолжаем принимать ваши вопросы на почтовый ящик Ayurvedaradio@mail.ru, а также ваши СМС-ки на номер 8-909-933-77-09. И также мы ждем ваших звонков по скайпу. К нам поступил вопрос от Андрея из Харькова. Владимир, я вам сейчас зачитаю вопрос. Объясните, пожалуйста, более подробно, такое из 12 качеств Брамана, как самообладание.

00:29:00 [Критский В. Г.] Спасибо за вопрос. Значит, одно из качеств Брамана, самообладание. Это описание дается в Шримад Бхагаватам. В Бхагавад Гите более краткое перечисление качеств, там их всего 9, а в Шримад Бхагаватам более подробно, 12. На английском это софтконтрол, или самоконтроль, подразумевает два аспекта, контроль ума, и контроль чувств. Значит, более простая вещь — это контроль чувств. То есть человек должен учиться владеть собой, и в самой сложной, в самой такой неприятной ситуации он должен достойно вести себя, исполнять свои обязанности, и это первый шаг к духовной жизни.

00:29:59 По сути не только духовной, но и цивилизованной, материальной жизни, потому что если человек не может владеть собой, не контролирует себя, то он не считается культурным, цивилизованным человеком, и с ним не будут как-то особенно серьезно к нему относиться. И он не будет считаться достойным, как бы уважаемым членом общества. Примером является вот, скажем, какие-нибудь там пьяницы, наркоманы, которые в принципе знают, что вредно употреблять наркотики, но они не могут себя сдержать, они не могут ничего сделать со своими чувствами. И собственно, идут по этому самоубийственному пути. Порой более высокий этап духовного прогресса — это контроль ума.

00:31:02 Если человек, который идет по духовному пути, уже достиг первого этапа, то есть он владеет собой, то есть внешне, по крайней мере, он ведет себя достойно, прилично, в соответствии со всеми предписаниями духовных писаний, то более сложная вещь, это контроль ума. То есть он должен не только внешне, но и внутренне вести себя достойно. У нас на эту тему была передача, где-то три недели назад, внутренняя чистота. Внутренняя чистота — это чистота сознания, и она достигается после определённого пути, определённой духовной практики, это может занять ни один год, и даже может быть всю жизнь. В Бхагавад Гите, когда вот, в 6-ой главе, Кришна описывает медитационную систему йоги, восьмиступенчатую систему йоги.

00:32:04 То там, как раз требуется через вот эту систему Ямы, Ниямы, Асаны достичь вот полного равновесия и спокойствия ума. И в ответ Арджуна говорит, что это система слишком сложна для меня, поскольку ум упрям, непокорен и очень силен, и сдержать его труднее, чем сдержать ветер руками. Это будет в шестой главе, я думаю, мы дойдем до шестой главы где-то через две — три недели. Но в другой системе йоги, Бахтийоге или Мантрайоге, контроль ума достигается легче. Эта система основана на более простых, более эффективных методах, Шраланам, Киртанам, слушание об абсолютной истине, и рассказы об абсолютной истине.

00:33:05 Но об этом тоже поговорим немножко позже. Но кратко можно, вот как я уже сказал, вот это качество, самообладание рассмотреть в двух аспектах, контроль ума, и контроль чувств, оба из которых как бы относятся к данному понятию. Спасибо за ваш вопрос.
[Ведущая] Хорошо, у нас есть ещё один вопрос, я его зачитаю. Он пришел к нам из Минска, от Сергея. В прошлой лекции вы говорили об исполнении своего долга, и приводили пример, долг мужа — это забота о благополучии семьи, долг жены — это сохранение семейного очага и воспитание детей, а также смиренное отношение к супругу. Что же делать мне? Каков мой долг, если я намеренно отказываюсь создавать семью?
[Критский В. Г.] То есть, я так понимаю, что Сергей является неженатым человеком, то есть он к этому Ашраму семейной жизни не имеет никакого отношения.

00:34:05 Если он не хочет создавать семью, он является по статусу Брахмачари — неженатым учеником. Таких довольно много, и это не плохо, если Сергей может быть не слышал, пропустил предыдущую передачу, что четыре Ашрама духовной жизни, это первый Ашрам, Брахмачари — это неженатые ученики, которые не только не женятся, но даже как бы об этом не думают в идеале, они думают о других вещах, думают об учебе, думают о том, как исполнять свои обязанности, духовные обязанности в той духовной школе, где они находятся. Если Брахмачари думает о женитьбе, то это уже первый шаг к тому, что он вскоре женится. Так вот если вы остаетесь таким неженатым учеником, и таким неженатым учеником Брахмачари можно оставаться всю жизнь. [смеется].

00:35:07 В этом нет ничего зазорного, потому что век живи, ве6к учись, и реальность такова, что это возможно для очень немногих. Большинство мужчин, 90, может быть даже 99% рано или поздно женятся, вступают в брак, иногда даже после 50 лет. Как говорит русская поговорка, седина в бороду, бес в ребро. Но если у вас нет к этому какого-то стремления, если у вас нет тяги, так сказать, к семейной жизни, а также если у вас нет возможности, потому что семейная жизнь подразумевает определённую ответственность, нужно как бы не просто жениться, нужно поддерживать семью. Для этого нужны какие-то удобства, какая-то квартира или домик, или комната хотя бы.

00:36:04 То вы просто должны сосредоточиться на ваших предписанных обязанностях вашего Ашрама, Брахмачари. Ну, скажем, вы работаете может быть, зарабатываете деньги, у вас может быть есть родители, вы помогаете родителям, вы интересуетесь духовной жизнью, изучаете писания, слушаете радио Аюрведа, и стараетесь следовать тем предписаниям, которые дают духовные авторитеты, учителя. Вот в этом должен быть ваш интерес, ваше занятие, и это не только не плохо, это может быть даже ещё лучше, это может дать вам более быстрый духовный прогресс, чем семейная жизнь. Потому что в семейной жизни у человека половина времени, половина сил примерно уходит на поддержание семьи, жены, детей, дома и т. д.

00:37:05 А то и больше половины. У материалистов уходят все 100%, у них какой-то процент уходит на работу, на зарабатывание денег, а все остальное на поддержание как бы материального устройства семьи, и у них нет времени на духовную жизнь, и они даже иногда не знают, для чего это нужно, что это такое. Поэтому Брахмачари, неженатые, в этом плане имеют преимущества. Они могут и должны уже с молодых лет посвятить все своё свободное время духовной жизни, в рамках какой-нибудь духовной традиции, которые они выбрали, авторитетной, потому что есть конечно не авторитетные традиции, там сатанинские секты и прочие. Он должен иметь разум, голову на плечах, чтобы выбрать что-то достойное, то, что ему ближе.

00:38:03 Иногда материалисты говорят, что если Бог един, то почему он создан так много путей, так много религий? Бог действительно един, но он создал много религий, потому что много людей, которые находятся на разных уровнях сознания. Точно также как в школе есть первый класс, где изучают таблицу умножения, а есть 10 класс, где изучают там может быть дифференциальные исчисления. Так и есть духовные пути разного уровня, разных категорий, для разных людей. В частности в ведической традиции мы будем рассматривать четыре системы йоги, Кармаойга, Гьянайога, Штангайога, Бахтийога. Это тоже определённая шкала как бы духовных ценностей, духовного пути. И самый первый этап — это Кармайога, о которой мы будем говорить в следующий раз.

00:39:05 Это начало духовной жизни, добросовестное исполнение предписанных обязанностей. Есть дальше более сложные пути, которые естественно, более эффективны и благоприятны. Так что нам, Сергей, нет нужды особенно огорчаться и сомневаться, что ваши обязанности более простые, чем семейного человека, и более ясны. У семейного человека, как правило, много проблем, которые не так просто решить. Самая первая — это он должен установить хорошее отношение со своей женой, это удается в современном мире далеко не всем, потому что около 70% браков кончаются разводом. А как раз жизнь неженатого человека, она гораздо более простая. Так я могу ответить на ваш вопрос.

00:40:02 [Ведущая] Спасибо большое. К нам в студию пришло сейчас такое замечательное письмо. Уважаемый Владимир Георгиевич, спасибо вам огромное за интересные беседы. С уважением Анна.
[Критский В. Г.] Спасибо, Анна. Дело в том, что интересные беседы вести не трудно, если знать рецепт, если знать этот как бы талисман. Духовное знание передается, как мы упоминали в цикле Ведическая культура, по цепи ученической преемственности, то есть авторитетный представитель — это не тот, кто придумывает что-то оригинальное, а тот, кто следует авторитетной духовной традиции. И что касается меня, то я рассказывал, что я где-то до 28 лет жил как обычный человек, я закончил физический факультет МГУ, учился в аспирантуре.

00:41:05 И у меня постепенно пришло как бы определённое разочарование материальной жизнью. Я увидел, что современная наука не может ответить на многие самые простые, естественные вопросы. Я начал какие-то поиски, вначале чисто интеллектуально, поиски каких-то философий, религий, прочитал Библию, вот Новый завет полностью прочитал. И я не находил полного удовлетворения ответом на все вопросы. Мне тут ещё прижало здоровье, что у меня в 23 года, после окончания МГУ, была куча хронических болезней. И я стал пробовать различные медицинские системы оздоровления, Шелтона, Брага, Джефи. В конце концов столкнулся с системой йоги, и начал заниматься йогой. Где-то около полу года я занимался йогой.

00:42:00 На одной из лекций я услышал о философии Веданты. То есть до этого я занимался йогой просто как спортивными упражнениями, ходил, у нас были занятия в физкультурном зале в одной школе. И такое как бы осмысленное изучение началось потом, когда я встретил ученика духовного учителя. И я понял, что это нечто необычное, что-то удивительное, чего я раньше никогда не слышал. Стал ходить на лекции этого человека, и затем достал себе Бхагавад Гиту. Кстати Бхагавад Гита, которую мы с вами обсуждаем — это первая книга по философии Веданты, которую я прочитал. Она ещё тогда была на английском языке. Сейчас она есть уже на русском. И когда я начал её читать, вот именно эту вторую главу, которую мы с вами сегодня обсуждали, я почувствовал, что это что-то такое, что я когда уже слышал.

00:43:00 Вот эти стихи, особенно перевоплощение души по мере того, как душа живет в теле, от детства к юности, до глубокой старости, она переходит в новое тело после смерти, меня просто охватывала дрожь как бы, волнение, как Арджуну. Потому что я чувствовал, что это что-то такое, что для меня не является совершенно новым, я когда-то уже слышал. Такое удивительное свойство авторитетного духовного знания, что оно не просто дает формальное знание, теоретическое, как некоторые философии, Дегеля, философия Канта, и т. д. Она дает вам возможность понять и почувствовать, как правильно жить. Дает возможность найти ответы на какие-то вопросы в своей реальной жизни. Еще раз вам спасибо, Анна, за ваши добрые пожелания.
[Ведущая] Владимир, у мня ещё есть от себя вопрос.

00:44:00 Как бы в жизни сталкиваюсь с таким понятием, как самоуверенный человек. Может быть уверен в себе, я может быть про себя могу сказать, уверена в какой-либо области, в которой у меня все прекрасно получается, но самый страшный шаг, которые меня может быть ждет впереди, или других людей, это когда ты все прекрасно делаешь, хорошо, замечательно, все у тебя получается, тобой восхищаются люди, и наступает такой момент, когда гордыня, или гордость начинает переполнять сердце. Как избавиться от этого, или как оградить себя, как заметить, что самоуверенность в себе начинает перерастать в гордость?
[Критский В. Г.] Спасибо, Наталья, это очень хороший вопрос. И я думаю, что мы в будущем это разберем, что на духовном пути есть много препятствий, и вот эта гордыня или самоуверенность, одно из наиболее тонких и опасных препятствий.

00:45:04 Когда человек знакомится с духовным знанием, и он видит, что это нечто удивительное, необычное, что это как бы меняет всю его жизнь, что его жизнь начинает как бы светиться новым светом, то его переполняет, в первую очередь, радость, счастье и уверенность в себе, что он действительно нашел такой путь, что он необычный человек, что он необычная личность, вот никто этого не знает. Вот взять тысячу людей, из тысячи людей может быть только несколько человек знает о реинкарнации, перевоплощении души а он знает. И это одна из ловушек в духовной жизни. Об этом есть замечательные слова в Библии, слова Иисуса Христа. И блаженны нищие духом, ибо они идут в царствие небесное. То есть что значит нищие духом?

00:46:00 Я думал, когда я впервые читал Библию, что значит нищие духом. И только спустя годы, когда я стал изучать Веды, я понял, нищие духом — это как раз смиренные люди, которые не гордые, которые не, так сказать, гордятся собой, что они вот знают о душе, о Боге, о смысле жизни. И человек должен использовать весь свой разум, и свои мыслительные способности, чтобы, с одной стороны, как бы изучать духовное знание, в то же время знать о возможных подводных камнях, о препятствиях, и вот то, что вы назвали, гордыня, об этом во всех духовных традициях говорится. Вот я вам привел пример из Библии, и тоже самое в Ведах, один из великий учителей, Читанья Махапрабу писал 500 лет назад, что нужно заниматься духовной практикой в смирении, ощущая себя ничтожнее травы на улице, будучи терпеливее, чем дерево.

00:47:06 Нужно оказывать почтение каждому и не ожидать почтения взамен. Вот это тоже такие стихи, они называются Шрившакштиком, 8 наставлений, которые нам оставил один из великих учителей, Шри Читанья Махапрабу 500 лет назад. Тут тоже самое говорится, даже более подробнее и ярко, что человек должен быть смиреннее, чем трава на улице, и терпеливее, чем дерево. Вот так я могу ответить вам, Наталья.
[Ведущая] Спасибо. Вот вы ещё упомянули о смирении. На сколько я понимаю, что смирение и терпение — это абсолютно разные вещи. Что смирение — это когда ты внутри уже смирился с ситуацией, а терпение — это только внешне. Правильно?
[Критский В. Г.] Да, правильно, согласен.
[Ведущая] Спасибо вам большое за интересную лекцию, и за интересные ответы на присланные вам вопросы.

00:48:01 До скорых встреч, Владимир. Спасибо ещё раз большое вам.
[Критский В. Г.] Спасибо. До свидания.
[Ведущая] До свидания. Уважаемые радиослушатели, вы продолжаете оставаться с нами. Далее в программе у на музыка, и мы всегда будем с вами, если вы этого захотите. Аюрведарадио. Будьте счастливы.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 22 ноября 2012