Мир глазами Знания
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:08 Ведущая: Добрый день дорогие радиослушатели, здравствуйте все, кто подключился только что или слушает радио с утра. Как хорошо, что у вас есть время послушать «Аюрведа» радио. Ну что ж, будем начинать прямой эфир. Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Пожалуйста, присылайте вопросы в чат скайпа и на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru. Всегда рада прочитать ваши вопросы. Также я рада получить ответ на ваш вопрос, потому что, когда я слышу ответы на ваши вопросы, я тоже для себя узнаю что-то новое, не могу же я знать всё, работая на «Аюрведа» радио. Итак, Владимир Георгиевич, здравствуйте.
00:00:59 Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья.
00:01:00 Ведущая: Очень рада слышать вас сегодня. Несмотря на то, что, по некоторым данным, пятница тринадцатое кажется очень загадочным числом и днем, и, может быть, кому-то покажется, что он сулит какие-то неприятности, у меня, скажу я вам, день начался замечательно, и события, происходящие в моей жизни, тоже меня радуют. Я думаю, что не только у меня, но и у вас всё замечательно. А у вас, Владимир Георгиевич, как?
00:01:26 Критский В.Г.: Пока всё хорошо.
00:01:27 Ведущая: Ну и замечательно, я думаю, что дальше будет ещё лучше, несмотря на то, что пятница тринадцатое многим кажется таким страшным днём. Ну, давайте же уже приступим к обзору различных систем йоги по «Бхагавад-гите».
Почему так важно иметь наставника?
00:01:51 Критский В.Г.: Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем наш цикл «Обзор систем йоги по «Бхагавад-гите», и я напомню, что в прошлый раз мы продолжили читать главу 13 под названием «Природа, наслаждающийся и сознание», или «Кшетра–кшетрагья–вибхага-йога», и сегодня мы должны её закончить. Я напомню, о чём шла речь в прошлой передаче. Последний стих, который мы прочитали, был стих 26. Господь Кришна сказал: «Есть и такие, кто, не имея духовного знания, начинают поклоняться Верховной Личности Бога, услышав о Нём от других. Благодаря своей склонности слушать авторитеты, они также вырываются из круговорота рождения и смерти».
00:02:43 Это интересный стих, который непосредственно относится к современным людям, к нам с вами. Мы по своему образованию не получили духовного знания ни в школе, ни в институте, ни где-либо ещё, и наша единственная надежда – найти духовных авторитетов и получить знание от них. Мы с вами читали комментарий Бхактиведанты Свами к этому стиху, и я напомню основные идеи.
00:03:12 Благочестивые люди могут обрести духовное знание, слушая авторитетных наставников. Человеку, стремящемуся к самоосознанию, не следует пытаться постичь Абсолютную Истину с помощью философских рассуждений, что очень непросто. Он должен найти тех, кто уже постигли Абсолютную Истину, и служить им. Если человеку посчастливится найти чистого преданного Господа и услышать от него о науке самоосознания, то, идя по стопам своего учителя, он со временем достигнет духовного совершенства. Даже самые обычные люди, не имеющие каких-то высоких интеллектуальных способностей, присущих ученым, философам, внимая авторитетному наставнику, также смогут освободиться из материального плена и вернуться обратно домой, к Богу. Человек может духовно совершенствоваться, особенно если он, как учил Господь Чайтанья, будет слушать трансцендентные звуки имен Бога, например мантру Харе Кришна, тогда он сможет начать своё служение Верховной Личности Бога.
Это был краткий комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к стиху 26.
Соединение двух начал
00:04:28 И теперь стих 27.
यावत्सञ्जायते किञ्चित्सत्त्वं स्थावरजङ्गमम् ।
क्षेत्रक्षेत्रज्ञसंयोगात्तद्विद्धि भरतर्षभ ॥ २७ ॥
yāvat sañjāyate kiñcit
sattvaṁ sthāvara-jaṅgamam
kṣetra-kṣetrajña-saṁyogāt
tad viddhi bharatarṣabha
«О предводитель Бхарат, знай, что всё движущееся и неподвижное в этом мире есть не что иное, как соединение поля деятельности и знающего поле».
00:04:43 То есть, попросту говоря, мир – это соединение двух начал: духа и материи. Комментарий Бхактиведанты Свами: «Этот стих описывает материальную природу и живое существо, которые существовали всегда, ещё до сотворения мира. Всё сотворённое представляет собой сочетание двух начал: живого существа, души, и материальной природы. На свете много неподвижных объектов: деревья, холмы, горы, и движущихся живых существ, но все они не что иное, как соединение низшей, материальной, природы и высшей, духовной, природы. Материя не может развиваться сама, пока её не коснется высшая энергия, то есть живое существо. Эта связь материальной и высшей природы существовала всегда, она создана самим Верховным Господом, поэтому Господь является повелителем и высшей и низшей энергии. Сотворив материальную природу, Он помещает в неё живых существ, в результате чего возникают бесчисленные объекты материального мира, после чего материальный мир начинает свою деятельность».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.
Неотъемлемая частица Господа
00:06:05 А теперь стих 28:
समं सर्वेषु भूतेषु तिष्ठन्तं परमेश्वरम् ।
विनश्यत्स्वविनश्यन्तं य: पश्यति स पश्यति ॥ २८ ॥
samaṁ sarveṣu bhūteṣu
tiṣṭhantaṁ parameśvaram
vinaśyatsv avinaśyantaṁ
yaḥ paśyati sa paśyati
«Тот, кто видит, что Сверхдуша сопровождает индивидуальную душу во всех телах, и понимает, что ни душа, ни Сверхдуша никогда не гибнут, видят вещи в истинном свете».
00:06:20 Комментарий: «Каждый, кто благодаря общению со святыми людьми понимает, что живые существа – это сочетание тела, владельца тела, души, и друга индивидуальной души, то есть Параматмы, обладает истинным знанием. Постичь это можно только в общении с теми, кто сведущ в духовной науке. Люди, лишенные такого общения, пребывают в невежестве, они не видят ничего, кроме тела, и считают, что со смертью тела всё кончается. На самом деле после смерти тела вечная душа и Сверхдуша продолжают существовать, переселяясь в другие тела, принадлежащие к разным формам жизни, движущимся и неподвижным. Более того, каждое живое существо является неотъемлемой частицей Всевышнего Господа, с которой Его связывает близкая дружба. Но живое существо склонно пренебрегать волей Всевышнего Господа и действовать независимо, пытаясь утвердить своё господство над материальной природой, поэтому живых существ называют пограничной энергией Господа. Они могут находиться в царстве либо материальной, либо духовной природы».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.
00:07:36 И теперь стих 29:
समं पश्यन्हि सर्वत्र समवस्थितमीश्वरम् ।
न हिनस्त्यात्मनात्मानं ततो याति परां गतिम् ॥ २९ ॥
samaṁ paśyan hi sarvatra
samavasthitam īśvaram
na hinasty ātmanātmānaṁ
tato yāti parāṁ gatim
«Тот, кто видит, что Сверхдуша в равной степени пребывает всюду, в каждом живом существе, не позволяет уму стаскивать себя вниз. Такой человек в конце концов достигает духовной обители».
00:07:56 Этот момент очень ярко объясняется в главе 6. Там говорится, что ум может быть как другом обусловленной души, так и её врагом. Для того, кто сумел обуздать свой ум, он лучший друг, а для того, кто не сумел этого сделать, ум становится величайшим врагом. Это я привел вам стих из главы 6 «Бхагавад-гиты». Теперь мы прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами к этому стиху:
00:06:26 «Приходя в материальный мир, живое существо утрачивает то положение, которое оно занимало в духовном. Но тот, кто понимает, что Верховный Господь в образе Сверхдуши пребывает повсюду, то есть видит Верховную Личность Бога в сердце каждого существа, не поддается разлагающему влиянию ума и со временем достигает духовного мира. Ум всегда жаждет чувственных наслаждений, но если нам удастся обратить его к Сверхдуше, мы будем духовно развиваться. Пока живое существо обусловлено материальной природой, Сверхдуша как его друг находится рядом с ним, чтобы помочь ему вернуться в царство духовной энергии. Господь всегда стремится вернуть живое существо в духовный мир, но душа, наделенная долей независимости, упорно отворачивается от духовного света. Именно злоупотребление своей независимостью является причиной той отчаянной борьбы, которую ведет живое существо в материальном мире. Поэтому Господь всегда старается дать ему наставление, действуя изнутри и снаружи. Извне он даёт указания как духовный учитель, а изнутри убеждает живое существо, что деятельность в материальном мире не принесет ему счастья.»
Исполнитель всех действий
00:09:49 Стих 30:
प्रकृत्यैव च कर्माणि क्रियमाणानि सर्वश: ।
य: पश्यति तथात्मानमकर्तारं स पश्यति ॥ ३० ॥
prakṛtyaiva ca karmāṇi
kriyamāṇāni sarvaśaḥ
yaḥ paśyati tathātmānam
akartāraṁ sa paśyati
«Тот, кто видит, что исполнителем всех действий является тело, созданное материальной природой, а душа, по сути, бездействует, обладает совершенным видением».
00:10:03 Комментарий: «Наше тело создано материальной природой по указанию Сверхдуши, и все наши действия совершает тело, а не мы сами. К каким бы последствиям, хорошим или плохим, не приводили его поступки, человек вынужден действовать, как ему определяется, то есть как устроено его тело. Но сама душа не имеет отношения к действиями, которые совершает тело. Форма тела живого существа определяется его прошлыми желаниями. Чтобы живое существо могло исполнять свои желания, ему дается тело, в котором оно действует соответствующим образом. В сущности, тело – это механизм, сконструированный Верховным Господом для того, чтобы помочь нам исполнять свои желания. Обуреваемые желаниями, мы оказываемся в неестественном для нас положении и страдаем или наслаждаемся. Такое трансцендентное видение помогает человеку отстраниться от деятельности тела и увидеть истинную природу вещей».
00:09:49 Это был комментарий Бхактиведанты Свами, и глубокий смысл этого комментария в том, что наши духовные привычки, наша натура материальна, она связана с нашим телом. Наша подлинная духовная природа состоит в том, чтобы служить Верховной Личности Бога в пяти расах, пяти отношениях: это служение, дружба, это могут быть родительские отношения или любовные отношения. То есть все эти трансцендентные отношения составляют истинную природу души, которая доставляет ей абсолютное счастье и знание.
00:11:55 Стих 31:
यदा भूतपृथग्भावमेकस्थमनुपश्यति ।
तत एव च विस्तारं ब्रह्म सम्पद्यते तदा ॥ ३१ ॥
yadā bhūta-pṛthag-bhāvam
eka-stham anupaśyati
tata eva ca vistāraṁ
brahma sampadyate tadā
«Когда разумный человек перестает видеть разницу между живыми существами, заключенными в разные материальные тела, и начинает понимать, что живые существа находятся всюду, он достигает уровня Брахмана».
00:12:11 Комментарий: «Тот, кто видит, что разнообразные тела, в которых находятся живые существа, порождены различными желаниями индивидуальной души, но не принадлежат ей самой, обладает совершенным видением. Материальные представления о жизни заставляют нас считать кого-то человеком, кого-то собакой, кошкой и так далее. Это материальное видение, далекое от понимания истинной природы вещей, оно порождено материальными представлениями. Все души качественно одинаковы, и это проявляется, когда материальное тело умирает. Душа облачается в разные материальные тела только из-за того, что соприкасается с материальной природой. Тот, кто это видит, обладает духовным видением и может постичь свою духовную природу. О том, как такой человек смотрит на мир, говорится в следующем стихе».
Душа: трансцендентная и вечная
00:13:07 Стих 32:
अनादित्वान्निर्गुणत्वात्परमात्मायमव्यय: ।
शरीरस्थोऽपि कौन्तेय न करोति न लिप्यते ॥ ३२ ॥
anāditvān nirguṇatvāt
paramātmāyam avyayaḥ
śarīra-stho ’pi kaunteya
na karoti na lipyate
«Те, кто имеет видение вечности, понимает, что душа трансцендентна, вечна и неподвластна гунам материальной природы. О Арджуна, даже помещенная в материальное тело, душа не совершает действий и не запутывается в их последствиях».
00:13:27 Комментарий: «Поскольку материальное тело рождается, кажется, что живое существо тоже появляется на свет, но на самом деле душа вечна, она не рождается и не умирает. Несмотря на своё пребывание в материальном теле, она является трансцендентной и вечной. Кроме того, по своей природе живое существо исполнено блаженства. Оно никогда не совершает материальной деятельности, поэтому действия, совершаемые из-за соприкосновения с материальными телами, его не связывают».
00:14:02 Стих 33:
यथा सर्वगतं सौक्ष्म्यादाकाशं नोपलिप्यते ।
सर्वत्रावस्थितो देहे तथात्मा नोपलिप्यते ॥ ३३ ॥
yathā sarva-gataṁ saukṣmyād
ākāśaṁ nopalipyate
sarvatrāvasthito dehe
tathātmā nopalipyate
«Эфир, будучи тонким по природе, ни с чем не смешивается, хотя и проникает всюду. Подобно этому душа не связана с материальным телом, хотя и находится в нём. Те, кто постиг Брахман, способны это увидеть».
00:14:24 Комментарий: «Проникая в воду, грязь и так далее, эфир тем не менее не смешивается с ними. Подобно этому живое существо, хотя и попадает в разные тела, не связано с ними, поскольку обладает более тонкой природой. Поэтому материальные глаза не могут увидеть живое существо, когда оно находится внутри тела и когда покидает его в момент смерти. Ни один ученый не может экспериментально установить это».
00:14:57 Я хочу напомнить вам о многочисленных опытах, которые подтверждают, что в момент оставления тела душа выходит из него и видит тело со стороны. Мы не раз говорили о так называемых опытах вне тела, когда в состоянии клинической смерти человек ощущает выход из тела и затем через какое-то время он приходит в сознание и описывает то, что с ним происходило. И таких случаев не единицы, не сотни, а сотни тысяч. Об этом говорят самые разные источники, специалисты, врачи, и люди, живые свидетели, это подтверждают, поэтому это очень глупо отрицать. Собственно, это наглядная иллюстрация данного стиха.
О природе сознания
00:15:48 Стих 34:
यथा प्रकाशयत्येक: कृत्स्नं लोकमिमं रवि: ।
क्षेत्रं क्षेत्री तथा कृत्स्नं प्रकाशयति भारत ॥ ३४ ॥
yathā prakāśayaty ekaḥ
kṛtsnaṁ lokam imaṁ raviḥ
kṣetraṁ kṣetrī tathā kṛtsnaṁ
prakāśayati bhārata
«О потомок Бхараты, как единое Солнце освещает собой всю Вселенную, так и воплощенное живое существо озаряет сознанием всё тело».
00:16:00 Комментарий: «Существует множество теорий, описывающих природу сознания. В этом стихе „Бхагавад-гиты” Кришна приводит пример Солнца и солнечного света. Подобно тому, как Солнце, находясь в одном месте, освещает всю Вселенную, крошечная духовная частица, пребывая в сердце, озаряет сознанием всё тело. Таким образом, наличие сознания свидетельствует о присутствии души в теле, так же как солнечный свет свидетельствует о присутствии Солнца. Пока душа находится в теле, всё тело озарено сознанием, но стоит ей покинуть тело, сознание исчезает. Любой разумный человек может это понять. Сознание не является порождением материи, оно неотъемлемое свойство живого существа. Хотя сознание души качественно едино с Высшим сознанием, оно тем не менее не тождественно ему, потому что индивидуальное сознание распространяется только на одно тело и не в силах проникнуть в другие тела. Однако Сверхдуша, находящаяся в каждом теле как друг индивидуальной души, знает, что происходит во всех телах. Этим Высшее сознание отличается от индивидуального сознания живого существа».
00:17:20 Это был комментарий Бхактиведанты Свами. В одной из предыдущих глав, в главе 5, «Бхагавад-гиты» Господь Кришна даёт очень простой и точный анализ понятия сознания. Я напомню вам, если кто-то не слушал эти передачи, что сознание подразделяется на несколько уровней. Низший уровень – это чувственное восприятие. У нас есть пять чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Второй уровень – это умственная деятельность, рассуждения нашего ума. Третий уровень – это разум, или интеллект, то есть наше понимание природы, наша система ценностей. И, наконец, четвертый уровень – это эго, или Я, то есть что я из себя представляю и с чем я себя отождествляю. И в случае материального мира, ложного эго человек отождествляет себя с телом. В духовном мире душа, естественно, понимает своё духовное тождество как вечного слуги Верховной Личности Бога. Это небольшое напоминание в качестве добавления к этому стиху.
Тело, владелец тела и Сверхдуша
00:18:34 И, наконец, последний стих данной главы. Стих 35:
क्षेत्रक्षेत्रज्ञयोरेवमन्तरं ज्ञानचक्षुषा ।
भूतप्रकृतिमोक्षं च ये विदुर्यान्ति ते परम् ॥ ३५ ॥
kṣetra-kṣetrajñayor evam
antaraṁ jñāna-cakṣuṣā
bhūta-prakṛti-mokṣaṁ ca
ye vidur yānti te param
«Те, кто видят мир глазами знания, понимают разницу между телом и знающим тело и способны найти путь к освобождению от рабства в материальном мире. Они достигают высшей цели».
00:18:56 Комментарий: «Основная мысль главы 13 заключается в том, что человек должен осознать разницу между телом, владельцем тела и Сверхдушой. Осознав эту разницу, необходимо вступить на путь, ведущий к освобождению, который описан в стихах с 8 по 12. Тогда человек сможет достичь высшей цели. Человек, верящий в Господа, должен прежде всего искать общество святых людей. Слушая, как они рассказывают о Боге, он постепенно обретёт духовное знание. Обратившись к духовному учителю, он научится отличать дух от материи, и это станет основой его дальнейшего развития. Своими наставлениями духовный учитель помогает человеку избавиться от материальных представлений о жизни. Так, в «Бхагавад-гите» Господь Кришна наставляет Арджуну, чтобы избавить его от материалистических взглядов. Вся эта информация требует глубокого осмысления, и, чтобы убедиться в её истинности, каждый должен хорошо понять содержание этой главы, обратившись к духовному учителю».
00:20:13 Так заканчивается комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к главе 13 «Бхагавад-гиты» под названием «Природа, наслаждающийся и сознание». Я ещё раз прочитаю стих 35. «Те, кто видят мир глазами знания, понимают разницу между телом и знающим тело и способны найти путь к освобождению от рабства в материальном мире. Они достигают высшей цели».
00:20:37 Я хочу в заключение сказать несколько слов, поскольку, я напомню, это наша последняя передача в этом месяце. Мы продолжим где-то в начале августа. Мы с вами обсудили главы 1–6 «Бхагавад-гиты», которые посвящены карма-йоге, затем главы 7–12, которые посвящены бхакти-йоге, их взаимосвязь, и сейчас мы начали рассматривать более сложный предмет – гьяна-йогу. Мы с вами прочитали главу 13 и в следующий раз начнем главу 14. В целом это всё называется лестницей йоги, и каждый человек на любой ступени получает определённое духовное, интеллектуальное и даже физическое удовлетворение. Иногда даже некоторые полагают, что их положение самое лучшее. Мы с вами убедились, на основании наставлений Кришны в «Бхагавад-гите» и комментариев духовного учителя, что высшей ступенью йоги является бхакти, то есть преданное служение Верховной Личности Бога.
00:21:50 Причём уникальность бхакти заключается в том, что это, по сути, философия Абсолютной Истины, она даёт ответы на все вопросы. Согласно философии вайшнавизма, высшим аспектом Абсолютной Истины является Верховная Личность Бога, поэтому процесс духовной жизни является не механическим, не статическим, а экстатическим, то есть он связан с восстановлением наших личных отношений с Всевышним Господом, Верховной Личностью Бога. И так же как нам доставляет удовольствие общаться с хорошим, интересным человеком, другом, старшим товарищем, учителем или возлюбленным, точно так же мы получаем глубокое удовлетворение от развития наших отношений с Верховной Личностью Бога, который является нашим вечным другом, учителем или даже возлюбленным. Можно сказать, что бхакти – это философия любви в духовном смысле слова. Конечно, не в современном смысле, когда под любовью понимается определённый физиологический акт между мужчиной и женщиной.
00:23:10 Совсем недавно я услышал на одной лекции стихотворение замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева. Позвольте мне прочитать фрагмент, надеюсь, оно вам понравится.
«Единство, — возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней…
Вот такой красивый, интересный стих, который был написан, я думаю, около ста пятидесяти лет назад, потому что Тютчев жил в XIX веке. И на этом я хочу закончить чтение стихов «Бхагавад-гиты» с комментариями Бхактиведанты Свами Прабхупады. У нас есть ещё полчаса, вы можете нам писать, задавать вопросы, вносить предложения по нашему адресу. Наталья.
Ответы на вопросы
00:24:09 Ведущая: Да, я здесь. Дорогие слушатели, ждем от вас вопросы на наш адрес ayurvedaradio@mail.ru и в чат скайпа. А сейчас по традиции немного музыки, Владимир Георгиевич, оставайтесь с нами. Ну что ж, продолжим наш прямой эфир, ответы по ведической культуре и философии на текущий момент, и Владимир Георгиевич Критский по-прежнему с нами. Владимир Георгиевич, у нас есть два небольших вопроса, и сейчас я их прочитаю. Как понять, что исполнителем действий является тело, а душа не причастна к этому?
00:25:26 Критский В.Г.: Хорошо. Это серьезный философский вопрос, и когда я готовил передачу, думал, может, это стоит рассказать, но решил не усложнять текст, поскольку в комментариях Прабхупада в данном случае этого не касается, но об этом, конечно, стоит рассказать. Дело в том, что в материальном мире обусловленная душа отождествляет себя с телом, то есть, по сути, даже когда мы узнаём, что душа вечна, то поначалу это знание чисто теоретическое. И процесс нашего разотождествления с телом называется на санскрите словом мукти, что значит освобождение. И поэтому, можно сказать, целью ведической культуры является вот это мукти (или мокша). Если вы помните, мы об этом говорили в курсе ведической культуры, четыре традиционные цели – это дхарма, артха, кама и мокша, где дхарма – это наш долг, предписанные обязанности, артха – это экономическое развитие, материальное процветание, кама – чувство удовлетворения, и мокша – освобождение из материального рабства. И это освобождение является важной целью, потому что наше положение в материальном мире таково, что мы себя отождествляем со своим телом, и поэтому, так сказать, мы находимся у него в рабстве.
00:27:06 Тело, как объяснялось в этих стихах «Бхагавад-гиты», создано нашими прошлыми желаниями. Мы даже можем не помнить, что у нас было в прошлой жизни и к чему мы стремились, но то, к чему мы стремились, мы можем видеть по тому, что мы сейчас имеем. То есть наше тело в настоящий момент – результат того, что мы совершали в прошлом, то есть что мы хотели. И сама философия этого закона кармы заключается в том, что Господь даёт возможность душе удовлетворять желания, которые остались с прошлой жизни неисполненными. И душа получает тело, чтобы исполнить эти желания. Эти желания могут быть такими, что душа получает тело какого-нибудь носорога, гиппопотама или ящерицы, для того чтобы исполнить свои такие, немножко странные, желания, потому что прошлая жизнь могла быть не в человеческом теле. В случае человеческой жизни душа может либо прогрессировать и получить более возвышенное рождение, либо деградировать и получить более низкое рождение. Но в любом случае фактически мы об этом даже не знаем и не предполагаем. То есть подтверждением данного стиха является тот простой и всем известный факт, что события нашей жизни и блуждания в этой жизни могут быть для нас совершенно неожиданными, потому что они есть следствие наших прошлых желаний. То есть наше тело, наша материальная природа ведет нас дорогами жизни, которые зачастую нам совершенно непонятны. Вот это философское объяснение того, что фактически душа в обусловленном состоянии является рабом своего тела или своей кармы.
00:29:11 Вы все наверняка знаете, что на радио «Аюрведа» есть курсы по астрологии. Что такое астрология? Астрология – это наука, которая позволяет на основе вашего гороскопа определить вашу карму. Грубо говоря, узнать, что с вами было в прошлой жизни и более или менее, в общих чертах узнать, что вас ждёт в этой жизни. Поскольку наша свобода воли достаточно ограничена, она реализуется только в человеческой форме жизни. Только в человеческой. У животных нет этой свободы, животные живут по заранее написанной программе. То есть после человеческой формы, если душа деградирует, ей заранее расписывается целая серия перевоплощений в животных телах. И вот это как раз объяснение того, что наша свобода даже в человеческом теле ограничена, и, по сути, все действия совершаются телом в соответствии с кармой. Конечно, эти действия определялись нашими желаниями в прошлой жизни, но сейчас-то мы не знаем и не помним, что это были за желания, желания души. Мы можем только догадаться, что, если, скажем, человек получил тело какого-то выдающегося политика, царя, президента, он стремился к власти, он стремился к тому, чтобы властвовать над людьми, и он это со временем заслужил, и Господь дал ему такую возможность в следующей жизни. Или какой-то выдающийся философ, ученый стремился к знанию, к пониманию, к философскому, научному пониманию мира, и он, даже не прикладывая больших усилий, стал великим ученым или философом.
00:31:08 То есть фактически вся наша жизнь и закон материальной жизни состоит в том, что мы даже без нашего желания, без нашего понимания пожинаем плоды того, что совершали, к чему стремились в прошлой жизни. Или другой пример – богатство. Кто-то становится миллионером без особых усилий, а кто-то пашет с утра до ночи, как осел, и зарабатывает пять или десять тысяч в месяц, или у него какая-то очень небольшая пенсия. Вот это ещё одна иллюстрация того же самого: наше положение в материальном мире определяется нашими прошлыми желаниями, прошлыми действиями, и свобода воли заключается фактически в том, что мы можем сделать выбор: либо мы стремимся к духовному совершенству, стремимся к пониманию Абсолютной Истины, либо мы стремимся к материальным наслаждениям. По сути, выбор только в этом.
00:32:24 В первом случае человек постепенно выкарабкивается из круговорота кармы, во втором случае он просто вращается в этом колесе кармы, в колесе перевоплощений материального мира и, соответственно, может пройти тысяча жизней, прежде чем он из него выберется и достигнет вновь человеческой формы. Вот так я могу кратко ответить на этот вопрос. Если радиослушатели, задавшие вопрос, или другие хотят уточнить что-то, пожалуйста, спрашивайте, я дополню, потому что эта тема, конечно, очень большая, на эту тему можно говорить часами. Таков секрет материального мира, закона кармы, закона перевоплощения. Спасибо.
00:33:12 Ведущая: Хорошо вы сказали, можно говорить часами. Есть ещё вопрос. Что такое Ганга Пуджа и как проводить этот день?
Критский В.Г.: Я немного знаю и расскажу то, что мне известно. Ганга – это самая великая, самая священная река Индии. Другая знаменитая река – Ямуна. Ямуна знаменита тем, что в ней купался Господь Кришна. Ямуна протекает через Вриндаван, и Кришна, как вы знаете, провел свои детские годы во Вриндаване. Ямуна меньше по размерам, чем Ганга. Ганга протекает через всю Индию с севера на юг, и это самая священная река, о ней говорится в Ведах. То есть это в Ведах говорится, что омовение в Ганге смывает все грехи, и человек, принимая омовение в Ганге, может избавиться от грехов. То есть это совершенно потрясающая вещь. Я был несколько раз в Индии, я купался в Ганге и могу вам сказать, что ощущения удивительные, ощущение такое, как будто вы заново родились. Хотя Ганга не всегда бывает очень чистой, иногда бывает мутной, там какой-то ил и прочее, несмотря на эту кажущуюся нечистоту (потом там можно помыться простой чистой водой), после того, как вы искупались в Ганге, у вас ощущение такое, как будто вы начинаете жизнь с начала.
00:35:03 Ещё один интересный случай со мной произошёл лет десять назад. Это был один из моих первых визитов в Индию, я не очень серьезно относился к ведической традиции. И однажды мы поднялись на Самадхи Прабхупады, там есть смотровая площадка, довольно высоко, где-то на уровне десятиэтажного дома, и там как раз проводилась церемония Ганга Пуджи, то есть поклонения Ганге. Всё, в общем-то, имеет своё олицетворение, и Ганга – это тоже личность. То есть это не просто река, какой-то поток воды, который течет с Гималаев по равнине к Индийскому океану, Ганга – это личность, богиня. Есть интересные истории в пуранах о том, что Ганга, супруга Всевышнего Господа Нараяны, как-то поссорилась с другими женами, они друг друга прокляли, и Ганга и Сарасвати вследствие взаимных проклятий родились на Земле в форме рек.
00:36:09 Это вот такая эзотерическая подоплёка, но, как бы там ни было, я поднялся на Самадхи Прабхупады, и там совершалась Ганга Пуджа. И индус, который совершал её, подошел ко мне, когда я проходил мимо, и протянул руку, просил что-нибудь пожертвовать на Ганга Пуджу. В общем-то, индийская традиция такая, что посетители, как правило, что-то такое обязательно жертвуют, когда они приходят в храм или проходит какая-то религиозная церемония. Естественно, каждый жертвует кто сколько сможет, тут нет никаких правил, вы можете хоть десять рупий, это примерно как десять рублей, даже ещё меньше в два раза. Я не помню, то ли у меня была мелочь, то ли у меня не было никакой мелочи. Если не было мелочи, я мог бы попросить, я был не один, а с друзьями, но я ничего не дал. Я помню только, что я отнесся к этой просьбе как-то равнодушно, я подумал, что это чистая формальность, ритуал, что там мне до Ганга Пуджи.
00:37:21 Через какое-то время мы спустились, и вторая половина дня мне запомнилась тем, что это был один из самых тяжелых и неприятных дней для меня. То есть у меня было какое-то такое настроение, что мне был белый свет не мил, причем без всякой причины. Я ни с кем не поругался, не поссорился и ничего не случилось. Просто без всякой причины я ощутил полную апатию, и у меня пропал, собственно, весь интерес к жизни. Вот это я запомнил надолго, и, конечно, нужно понимать, что все эти обряды, ритуалы, которые проходят в храмах, имеют глубокий духовный смысл. Мы с вами читали, что санкиртана-ягья, или жертвоприношение, связанное с воспеванием славы Господа, – это необходимая обязанность каждого цивилизованного человека. Если этого не делает какой-то мирской человек, который ничего не знает об Абсолютной Истине, о Верховной Личности Бога, то с него и взять нечего. То есть он, как ребенок, и с него трудно что-то спросить, потому что он просто ничего не понимает. Но если человек что-то знает, если у него есть понимание, что мир – это не просто случайная комбинация молекул, что существует Высший Разум, который контролирует жизнь в материальном мире, то он должен ответственно относиться к своей жизни.
00:39:06 Это означает, что мы должны по мере сил стараться как-то одухотворить нашу жизнь. Хотя мы в материальных условиях, вокруг нас могут быть мирские люди, мы должны постараться сами постичь духовный смысл жизни и помочь другим. И поэтому все эти духовные обряды, которые проходят в различных храмах всех религиозных традиций, в том числе и ведической традиции, имеют большой смысл для того, чтобы помочь человеку, дать возможность очистить душу. Если человек этой возможностью не пользуется и просто проявляет элементарную жадность, как было в моем случае, то последствия будут самые печальные. То есть последствия будут такие, что он будет просто деградировать. Вот это мой небольшой философский комментарий к этому событию, Ганга Пудже. И в Индии, я знаю точно, в этот день проходят многочисленные церемонии: индусы ставят какие-то зажженные светильнички на банановые листики, лодочки пускают по реке, то есть индусы проводят эту церемонию поклонения матери Ганги очень пышно.
00:40:25 У нас, может быть, Ганга и не протекает, но кому-то, может быть, удастся побывать в Индии, и тогда он сможет принять участие в этой церемонии. Кроме того, у нас в Центре (метро Динамо) есть фильм, который называется «Мать Ганга». Можно купить этот фильм, посмотреть его и хотя бы таким образом приобщиться к этой древней духовной культуре. Это то, что я могу сказать на эту тему.
Ведущая: Замечательно, даже я так много не знала, сколько вы рассказали, Владимир Георгиевич. Также слушатель пишет о том, что завтра экадаши, и спрашивает: будем ли мы его соблюдать?
00:41:06 Критский В.Г.: Да, завтра у нас экадаши, при чем особый экадаши, называется Пандава-нирджала-экадаши (Бхима-экадаши). Экадаши – это одиннадцатый день или с новолуния, или с полнолуния, то есть он отмечается два раза в месяц. Экадаши – день, когда желательно поститься, то есть это день, когда пища, которую мы вкушаем, имеет определённые загрязнения, и традиционно в вайшнавской культуре в этот день воздерживаются полностью от зернобобовых. То есть самое опасное – есть зернобобовые: хлеб, рис, пшеницу, или бобы: горох, фасоль и так далее. Как правило, в этот день держат разумный, умеренный пост: едят фрукты, овощи, молочные продукты. Некоторые в этот день соблюдают полный пост, это считается наилучшим, но это не для всех. Возможно, самый строгий пост именно завтра. Об этом дне есть история в «Махабхарате», он потому неслучайно называется Бхима-экадаши. Бхима, один из героев «Махабхараты», старший брат Арджуны, не мог соблюдать пост в экадаши в течение года и просил Господа, чтоб тот дал ему один день, в который он бы полностью постился и который искупил бы все грехи за то, что он не постился в предыдущие дни экадаши. И Господь Кришна по просьбе Бхимы назначил этот день. Именно в экадаши, который будет завтра и который называется в его честь, Бхима-экадаши, преданные стараются поститься полностью. В другие дни экадаши преданные, как правило, соблюдают частичный пост, то есть едят фрукты, овощи, молоко. А в завтрашний пост преданные стараются поститься полностью. Вот то, что я могу сказать на эту тему.
00:43:14 Ведущая: Я думаю, большего и не нужно, потому что кто знает, тот знает, а те, кто не знает, могут просто в поисковой строке набрать слово «экадаши» и прочитать более подробно, что это за дни. Я, например, с удовольствием люблю узнавать о других праздниках, будь то не только праздники ведической культуры, а праздники и христианские, и буддийские, и мусульманские. Так что если у вас есть какая-то информация, присылайте, будет интересно. Ну вот, я думаю, на сегодня мы закончим эфир. Было всего пара вопросов, но это не страшно, потому что, на самом деле, люди в раздумьях, тема непростая, как только им станет что-то непонятно, они обязательно начнут спрашивать, Владимир Георгиевич.
00:44:03 Критский В.Г.: Да, я тоже так думаю. И, кроме того, нельзя забывать, что уже середина июня и начинается пора отпусков. У меня тоже небольшой, так сказать, отпуск, я где-то на полтора месяца поеду из Москвы в нашу общину в Курджиново на Кавказе и вернусь где-то в начале августа, тогда мы возобновим нашу передачу.
Ведущая: Замечательно, отдых нужен всем, даже вам, ну, и мне, конечно, и всем тем, кто работает и слушает «Аюрведа» радио. Мы желаем вам всего доброго и до новых встреч.
Критский В.Г.: Спасибо, до свидания!
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 25 February 2023