Глава 15 стихи 7-12
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [радиоведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели, прекрасная осенняя погода на дворе, не правда ли? Вы говорите – неправда, или соглашаетесь со мной. Ну, я не знаю, как у вас, в вашем родном городе, но в Москве, мне кажется, все просто замечательно. Ну и что, что немножко холоднее, чем вчера, ну и что, что листьев на деревьях стало меньше, и на улице их тоже сметает, куда-то их прячет. Не видим мы золотых листьев так долго, как хотелось бы, например, мне. Но я не буду сильно огорчаться и вас не буду сильно огорчать, потому что у нас сегодня прекрасное настроение должно быть, а для чего? Для того, чтобы подготовиться к самому интересному и удивительному эфиру. У нас сегодня обзор различных систем йоги по Бхагават-Гите, а так же ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Вопросы присылайте в чат по Скайпу или на почтовый адрес Ayurveda-Radio@mail.ru. Во время эфира я буду собирать вопросы и отправлять их Владимиру Георгиевичу Критскому, который сегодня с нами, а в конце эфира мы прочитаем и ответим на ваши вопросы.
00:01:16 Вот так вот построен наш сегодня с вами рабочий день. И [непонятно] с облегчением. Здравствуйте, Владимир Георгиевич, рада вас слышать.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья.
[радиоведущая] Очень хорошо, что вы все-таки приехали, и у вас очень хорошее настроение, и вы зарядились, наверное, большим положительным, я не знаю, комом энергии, который просто, вот, сейчас находится в сердце, и рвется наружу, чтобы поделиться с радиослушателями.
[Критский В.Г.] Да, у меня есть на это определённая интересная информация, и это касается не только фестиваля ведической культуры, который был в Кринице, я хочу сделать небольшое объявление, которое заинтересует, уверен, наших радиослушателей. Завтра с трех до четырех часов дня, по радио Маяк, состоится прямой эфир, и ответы на вопросы одного замечательного ученого института Бхактивиданте, Майкла [Кремо] автора книги «Запретная археология». Для тех, кто не знает, я напомню, что примерно, где-то 10 лет назад в Америке была опубликована книга учеными института Бхактивиданте с Майклом Кремо, археологом, и доктором Ричардом Томсоном, который, к сожалению, не так давно покинул этот мир.
00:02:43 Но эта книга стала сенсацией в общем-то, в мире современной науки, ну, и на самом деле во всём мире. Потому что в этой книге опубликованы многочисленные научные данные, которые опровергают теорию эволюции Дарвина. Теория эволюции Дарвина появилась примерно 150 лет назад, и Чарльз Дарвин, её автор, на самом деле был верующим человеком, он рассматривал свою теорию, как воплощение плана Бога, он родился в семье священника, он сам кончал семинарию духовную, но так уж случилось по воле провидения, что его теория стала неким краеугольным камнем атеизма, и основываясь на этой теории многие основоположники вот этой атеистической философии, ну в первую очередь Маркс, Энгельс, Ленин начали штурм позиций духовного знания. И пытались доказать, что никакого Бога нет, что мир и все живое появилось в мире само по себе, самопроизвольно, в процессе эволюции.
00:04:07 И в школьных учебниках, которые мы с вами читали, приводятся какие-то археологические данные, которые вроде бы подтверждают теорию эволюции. И мы не будут специалисты, не будучи профессиональными археологами, всё это воспринимали на веру, думая, что вот, да, действительно, наука, научные данные подтверждают теорию эволюции Дарвина, и примерно, где-то 15-20 лет назад вот эти двое ученых института Бхактивиданте, которые были знакомы с ведической традицией, с ведической философией решили проверить. И в течение 10 лет они вели научные исследования. Они путешествовали по всему миру, они посещали различные библиотеки, архивы, в которых хранились данные, археологические данные об исследованиях по всему миру о происхождении человека.
00:05:17 За 150 лет существования теории эволюции Дарвина таких данных накопилось достаточно много. И вот результаты своих исследований они опубликовали в книге «Запретная археология», которая по внешнему виду напоминает такое хорошее, солидное издание библии. Она огромного размера, около 1000 страниц, и там приводятся, не знаю сколько, но много сотен археологических данных, которые они собрали. И самое потрясающее то, что абсолютное большинство, практически, все данные не только не подтверждают, но напротив, опровергают представление о теории эволюции.
00:06:02 Т.е. суть этих данных в том, что современный, цивилизованный человек существовал очень давно. Не несколько там, десятков тысяч лет назад, как там по теории эволюции, а сотни, и даже миллионы лет назад. На виду с какими-то древними ископаемыми видами, каким-то первобытным человеком, который с дубиной гонялся за мамонтом существовала и развитая цивилизация. Об этом говорят многочисленные находки, в различных слоях, очень древних, скажем, какая-нибудь серебряная инкрустированная ваза, разукрашенная бриллиатнами, или жемчугами, в слое котрому, там, полмиллиона лет, где-нибудь в Англии, там, в каком-нибудь… каменно-угольных шахтах [Суссекс]. Ну, очень много таких данных, я сейчас не берусь целью их перечислять, но эта книга, естественно, вызвала большой шум в научном мире, и Майкл Кремо её представлял, он объездил весь мир, он выступал на радио, по телевидению во многих странах мира, и многие ученые-археологи её, к сожалению, не приняли, хотя, многие восприняли её с большим энтузиазмом, поскольку это дает, открывает дорогу к более правильному духовному объяснению, что на самом деле человек появился как творение Высшего разума.
00:07:38 Но не смотря на это, многие ученые достаточно консервативные, пытаются до сих пор найти, там, может быть, какие-то недостатки, и не все в этом плане ученые её приняли, но тем не менее, она произвела сенсацию, и фактически она, по сути, ответила на вопрос «откуда появился человек?» Человек не появился в результате каких-то постепенных изменений из обезьяны, или других форм жизни. Человек, в его современной форме, существовал на самой заре творения миллионы лет назад.
00:08:24 И вот ещё раз я повторяю это небольшое объявление, он сейчас гостит в России, в том числе он был на фестивале в Клинте, я ходил слушал его лекции и его выступление будет на Радио-Маяк завтра в трех до четырех часов дня. И, собственно, поскольку, книга Томсона и Кремо имеет негативный характер, т.е. она опровергает теорию эволюции, но что же позитивно остается, как же произошел мир, откуда взялись формы жизни, откуда взялся человек. Вот ответ на все эти вопросы и дает философия Веданты, и в первую очередь Бхагават Гита, которую мы с вами изучаем, и мы с вами в прошлый раз начали изучать пятнадцатую главу «Йога и верховные личности», в которой дается очень красивая аллегорическая картина материальной жизни с точки зрения Верховной личности Бога.
00:09:25 Весь материальный мир сравнивается с огромным деревом Баньян, перевернутый корнями вверх. Баньян по виду напоминает современный дуб больших размеров, поскольку диаметром доходит до 10 метров, и другая его особенность – его ветви и корни, многочисленные – их сотни, переплетаются друг с другом в огромный клубок, и иногда их очень трудно отличить друг от друга. И смысл этой красивой аллегории мы с вами собственно начали обсуждать в прошлой передаче, мы остановились на шестом стихе.
00:10:05 «Господь Кришна сказал: Моя вечная обитель не освещена ни Солнцем, ни Луной ни огнем и никаким источником света. Тот, кто однажды достиг её уже никогда не возвращается в этот материальный мир». На этом стихе мы закончили и теперь прочитаем комментарий Бхактивиданте Свами Пробхупады к этому стиху, в котором дается краткое описание духовного мира. Итак, комментарий. «В данном стихе описывается духовный мир, обитель верховной личности Бога Кришны, которую называют Кришналока, или [Галока Вриндавана] В духовном мире нет нужды ни в Солнце, ни в Луне, ни в электричестве, ибо там все планеты сами излучают свет. В нашей вселенной есть одна светящаяся планета – это Солнце, а вот в духовном небе все планеты изучают сияние. Сиянием этих планет [вайкунд] которые называют брахмаджоти, заполнено все духовное небо. Изначальным источником этого сияния является планета Кришны, называемая Галока Вриндавана.
00:11:17 Часть духовного неба покрыта духовной энергией [махататвой], которая образует материальный мир. Однако, большая его часть заполнена планетами вайкундхами, среди которых главной является Галока Вриндавана. Пребывая во тьме материального мира, живое существо остается в обусловленном состоянии, но разорвав связи с иллюзорным деревом материальной жизни, которая является искаженным отражением реальности, живое существо освобождается и достигает духовного неба. После этого оно уже не возвращается в материальный мир в обусловленном состоянии живое существо считает себя властелином материального мира, а достигнув освобождения, вступает в пределы духовного царства и становится спутником верховной личности Бога.
00:12:11 Там оно наслаждается вечной жизнью, полной знания и блаженства. Все это должно вдохновить нас вырваться из пут иллюзорной реальности и перенестись в вечную обитель Господа. Тому, кто слишком привязан к материальному миру, трудно избавиться от этой привязанности, но следуя методу Cознания Кришны он сможет с течением времени это сделать. Ему необходимо общаться с преданными, обладающими сознанием Кришны. В обществе таких людей он должен овладеть наукой преданного служения, тогда он сможет освободиться от привязанности к материальному миру. Таким образом, метод преданного служения, которому учит Бхагават Гита – это единственный способ выбраться из иллюзорного дерева материального мира.
00:13:02 В 14-й главе рассказывалось об оскверняющем влиянии различных видов материальной деятельности. Только преданное служение Господу является полностью трансцендентным, лишь с его помощью можно достичь вечной обители Господа». Это был комментарий Бхактивиданте Свами Пробхупады.
Далее стих 7-й.
00:13:38 «Живые существа в материальном мире суть моей вечной отделенные частицы пребывая в обусловленном состоянии, они ведут тяжелую борьбу с 6-ю чувствами, к числу которых относится так же ум». Комментарий. В этом стихе определена природа живого существа, которая является вечноотделенной частицей Верховного Господа. Не следует думать, будто оно обладает индивидуальностью только в материально жизни, а достигнув освобождения сливается с Верховным Господом. Оно всегда остается отделенной частицей Всевышнего.
00:14:09 Согласно Ведам, Верховный Господь проявляет себя в бесчисленных экспансиях. Его первичные экспансии называются Вишнутатвы, а его вторичные экспансии – это его живые существа, называемые на санскрите джива атма. От «джива» - происходит русское слово – «живой», а «атма» - от него греческое «атом», т.е. как бы душа – это живой атом. Иначе говоря Вишнутатва – это экспансия Господа, а живые существа – его атамарные, отделенные экспансии. К числу личных экспансий Господа относятся его разнообразные божественные формы – Господь Рана, [Есим Хадела], а также божества, царствующие на планетах [Вайкунси].
Личные экспансии Верховного Господа, его индивидуальные формы существуют вечно. Отделенные экспансии Всевышнего – живые существа, будучи вечными слугами Господа, так же обладают индивидуальностью, как отделенные частицы всевышнего, живые существа частично обладают Его качествами, в том числе, независимостью. Злоупотребляя этой независимостью, живое существо обуславливается, а используя его должным образом, оно вечно пребывает в освобожденном состоянии.
00:15:29 Будучи отделенной частицей верховного Господа, живое существо вечно, и качественно не отлично от него, как крупинка золота не отлична от золотого слитка. В освобожденном состоянии живое существо находится на трансцендентном уровне и служит Господу, а обуславливаясь попадает под влияние трех гунн материальной природы, и забывает о своем служении. В следствие этого, ему приходится вести тяжелую борьбу за существование в материальном мире.
00:16:05 Мы с вами прочитали первую часть этого, довольно длинного комментария Бхактивиданте Свами Пробхупады, и эта часть очень важна, насыщенна. Бхактивиданте Свами прекрасно объясняет механику материального мира, которая довольно сложна, если мы пытаемся понять её сами, но по сути, она не так сложна, если есть наставления авторитетного учителя. По этой аналогии каждая ветвь дерева Баньян – это определённый вид материальной деятельности, в которой запуталось живое существо. А преданное служение – это способ выбраться из иллюзорного дерева материального мира, которое является искаженным отражением реальности. Обусловленные души запутались, блуждая по ветвям огромного дерева материального мира, и пытаются обрести счастье без Бога. В этом главные причины их страданий. Господь Кришна дает всем душам знание о своем положении и о том, как можно разрешить проблемы материальной жизни. Преданное служение Господу – это естественный процесс, служение частей полному целому, самому Господу. Таково краткое содержание этих стихов, 15-й главы, и дальше продолжим читать комментарии.
00:17:27 Обусловленная душа, словно закована в железные кандалы ложного эго, и главной силой, которая удерживает его в темнице материального мира – это его ум. Когда ум находится в гунне благости, то его действия приносят живому существу благо, ум в гунне страсти является для него источником страданий, а ум в гунне невежества заставляет его деградировать в низшие формы жизни. Как следует из данного стиха, обусловленная душа покрыта материальным телом, частью которого является ум.
00:18:04 Когда же она достигает освобождения, материальные оболочки исчезают и живое существо обретает духовное тело, оставаясь при этом индивидуальной личностью. В Ведах говорится: «Освободившись от материального плена, живое существо вступает в духовный мир, где получает духовное тело, которое дает ему возможность воочию увидеть верховную личность Бога. Он может общаться с Господом, слышать его, говорить с ним, постигая Ему, какой он есть. Например, из Вед мы узнаем, что все обитатели верховных планет обладают такой же внешностью, как и верховная личность Бога. Между живыми существами и отделенными частицами Господа, его экспансиями нет разницы в форме. [Непонятно] пишет тоже самое.
00:18:57 Здесь объясняется так же, что главной силой, которая держит обусловленную душу в темнице материального мира – это его ум, поэтому система йоги – это процесс обуздания ума, чтобы научить его действовать по воле верховной личности Бога, и освободившись от материального плена, живое существо по милости Господа попадает в духовный мир, где получает духовное тело и общается с верховной личностью Бога в различных трансцендентных отношениях: службы, дружеских отношений, родительской привязанности, и наконец любовных, по сути, тех же самых, что мы видим в материальном мире. Поэтому есть такой замечательный духовный учитель с нашей традиции Бхактинода Дакур, он называл материальный мир словарем духовного мира. И дальше мы продолжим читать стихи Бхагават Гиты.
00:19:53 Стих 8-й. «В материальном мире живое существо переносит свои представления о жизни из одного тела в другое, как воздух переносит аромат. Получив одно материальное тело, оно со временем оставляет его, чтобы затем получить новое». Комментарий: «Живое существо здесь называется хозяином своего тела, в зависимости от своего желания, оно может получить более совершенное тело, или отправиться в низшие формы жизни. Так живое существо использует данную ему независимость. Каким будет его следующее тело зависит он него самого. Сознание, которое человек развил в этой жизни в момент смерти перенесет его в новое тело, если его сознание мало отличается от сознания кошек и собак, то в следующей жизни оно получит тело кошки или собаки. Тот, кому удалось развить в себе божественные качества в следующей жизни станет полубогом, если же он обладает сознанием Кришны, то отправится на высшую планету духовного мира, и будет общаться с верховной личностью Бога Кришны.
00:21:10 В утверждении, что со смертью тела всему приходит конец – ложно. Индивидуальная душа переходит из одного материального тела в другое и его нынешнее тело, и его деятельность в этой жизни определяют то, каким будет его тело в следующей жизни. В зависимости от кармы живое существо получает определённый вид материального тела, которое ему придется покинуть в определённый срок. Здесь говорится, что тонкое тело живого существа несет в себе концепцию будущего тела, которое живое существо получит в следующей жизни. Это был комментарий Бхактивиданте Свами, стих 9-й:
00:21:55 «Войдя в новое тело, живое существо получает новые уши, глаза, язык, нос и органы осязания. Центром всех чувств является ум, тогда оно получает возможность наслаждаться соответствующими объектами чувств». Комментарий: Если сознание живого существа опускается до уровня кошек и собак, то в следующей жизни оно получает соответствующее тело и соответствующий вид наслаждений. Изначально сознание живого существа чисто, как чиста сама душа, но если добавить в воду какую-то краску, вода изменит свой цвет, и подобным образом, хотя сознание души изначально чисто, но соприкасаясь с гуннами материально природы, сознание живого существа претерпевает различные изменения. Изначально каждое живое существо обладает духовным сознанием, поэтому, развивая Cознание Кришны мы возвращаемся в состояние чистого бытия, но если наше сознание осквернено материальным влиянием, то в следующей жизни мы получим соответствующее материальное тело. Это может быть не только тело человека, но и тело кошки, собаки, свиньи, полубога, т.е. любой из 8 миллионов 400 тысяч форм жизни.
00:23:23 Итак, здесь Бхактивиданте Свами делает очень сильное утверждение, что сознание Бога, или Cознание Кришны – это изначальное духовное сознание каждого живого существа. Этот принципиальный философский момент, который следует изначальной философии Виданте, практически это можно проверить в процессе духовной практики, когда человек ощущает огромную легкость и счастье по мере своего духовного развития. Стих 10-й:
00:23:59 «Глупцы не могут понять, как живое существо оставляет материальное тело, каким телом оно будет наслаждаться под влиянием гунн материальной природы, но то, чьи глаза открыты знанию ясно видит все это». Комментарий. Люди лишенные знания не могут понять ни как живое существо оставляет своё нынешнее тело, ни того, какое тело оно получит в следующей жизни. Но даже того, почему оно находится в том… ни того, почему оно находится в том или ином материальном теле. Чтобы всё это понять, необходимо обладать знанием, даваемом в Бхагават Гите и других священных писаниях, слушая его от духовного учителя. Каждое живое существо живёт в определённых обстоятельствах и наслаждается жизнью под влиянием трех гунн материальной природы. Порой оно испытывает счастье, а порой, страдает, но пребывая в иллюзии оно продолжает считать себя наслаждающимся.
00:25:06 Люди, находящиеся в рабстве своих желаний, не понимают, как они меняют тела, и почему они находятся в том или ином материальном теле, однако, те кто обрели духовное знание видит, что душа отлична от тела, и как в процессе смены тела она по-разному наслаждает в каждом из них. Человек, обладающий знанием, понимает, почему живое существо страдает, находясь в материальном мире, те, кто достигли высокой ступени Cознания Кришны стараются передать это знание обычным людям, страдающим в материальном мире. Это был комментарий Бхактивиданте Свами. Далее стих 11-й:
00:25:47 !Трансценденталисты, неуклонно стремящиеся к высшей цели и осознавшие свою истинную сущность и обладают подобным видением, но те, чей ум поражен материально скверной, кто не достиг самоосознания не могут разобраться в происходящем, даже если пытаются это сделать». Комментарий: Среди множества трансценденталистов, стремящиеся осознать свою истинную духовную сущность, только те, кто уже достигли самоосознания, способны видеть, как живое существо меняет свои тела. Сегодня многие пытаются заниматься йогой, объединяясь в так называемые общества йоги, но все они, как правило ничего не знают о науке самоосознания, они ограничиваются выполнением различных физических упражнений-асан, только для того, чтобы сделать своё тело красивым и здоровым. Это всё, что они знают о йоге. С великим усердием занимаясь так называемой йогой, они тем не менее не достигают самоосознания, они не понимают каким образом душа переселяется из одного тела в другое, понять как это происходит могут только те, кто занимаясь истинной йогой познали свою духовную сущность, познали окружающий мир и верховного Господа. Одним словом Бхакти-йоги, занимаясь чистым, преданным служением.
00:27:15 Стих 12-й: «Я источник сияния Солнца, который рассеивает тьму этого мира, и свет Луны и свет огня так же исходит от Меня» Комментарий: Глупцы и невежды не знают, как устроен и действует окружающий мир. Но поняв, о чем Господь говорит в данном стихе, человек начинает обретать знание. Каждый из нас знаком с такими феноменами, как Луна, Солнце, огонь, электричество, но мы должны понять, что источником света, который они излучают – является верховная личность Бога. Принимая эту концепцию жизни, обусловленная душа начинает развивать в себе Cознание Кришны и получает возможность достичь духовного совершенства, находясь в материальном мире.
00:28:06 Из данного стиха так же следует, что Солнце освещает всю солнечную систему. Есть много различных вселенных, много солнечных систем, много разных солнц, лун и других планет, но в каждой вселенной солнце только одно. В Бхагават Гите говорится, что Луна относится к категории звезд, источником света является сияние верховной личности Бога, разлитое в духовном небе. С восходом Солнца начинается деятельность всех людей. Они разводят огонь, и готовят на нем пищу, затем разжигают печи, чтобы вдохнуть жизнь в заводские цеха и так далее. У огня много разных сфер применения. Поэтому восход Солнца, свет Луны и огня доставляет людям много радости. Не будь их они просто не выжили бы.
00:29:02 От лунного света созревают овощи, радуясь приятной прохладе лунного света мы понимаем, что живем по милости верховной личности Бога, вот некоторые мысли, способные пробудить в человеке Cознание Кришны». На этом мы с вами закончим сегодня чтение стихов 15-й главы. Я в заключение ещё раз прочитаю этот 12-й стих, очень красивый, где Кришна говорит: «Я источник этого Солнца, который рассеивает тьму этого мира и свет Луны и свет огня так же исходит от меня». В следующий раз мы продолжим и прочитаем оставшиеся стихи 15-й главы, их осталось не так много, всего семь, а сейчас, пожалуйста, я приглашаю вас звонить или писать на наш сайт, задавать вопросы.
00:30:01 Аюрведа-радио.
[радиоведущая] Давайте продолжим. Дорогие радиослушатели наш прямой эфир сегодня. Владимир Георгиевич Критский поделился снами удивительным знанием из Бхагават Гиты, глава 15-я, стихи не помню с какого по 12-й, правильно ли я говорю?
[Критский В.Г.] С 6-й по 12-й
[радиоведущая] И сейчас у нас ответы на вопросы наших дорогих радиослушателей. Я зачитываю вопросы, которые поступили к нам за маленький перерывчик. «Что такое преданное служение, в чем суть этого процесса? Возможно ли преданное служение в других духовных традициях?» Спасибо больше за вопрос.
[Критский В.Г.] Да, я тоже поблагодарю нашего радослушателя радио Аюрведа. Преданное служение – это естественный процесс служения всех живых существ верховной личности Бога, подобно тому, как детям естественно служить своим родителям. Но во многих духовных традициях Бога называют Отцом, природу… материальную природу называют Матерью, а Господа – Отцом, поскольку в Бхагават Гите Господь Кришна говорит: «Все живые существа появляются в материальной природе и Я – Отец, дающий семя»
00:31:29 Подобно тому как в обычной материальной жизни отец дает жизнь, т.е. дает семя человеку, когда происходит момент зачатия, то половые клетки мужчины, сперматозоиды, согласно Ведам они содержат Джива атмы, т.е. души. И та душа, которой суждено появиться на свет оплодотворяет яйцеклетку матери, и после этого начинается развитие плода. Аналогично этому Господь является высшим, как бы изначальным отцом всех живых существ, и в материальном мире, как я уже упоминал, осуществляется непосредственно, что наши тела оплодотворяются Господом, когда в процессе создания материального мира.
00:32:27 И процесс преданного служения – это естественный процесс служения всех живых существ, особенно в человеческой форме, и на самом деле это служение, или Бхакти, оно присуще живому существу. В Ведах говорится, что для нас состояние Бхакти, преданности – оно так же естественно, как для рыбы вода. И все существа в этом мире кому-то служат, даже иногда этого не осознавая. Дети должны служить родителям, хотя они не всегда это делают, родители, естественно, служат детям, потому что без их помощи дети не могли бы вырасти, там, на предприятии рабочие служат своему хозяину, на самом деле хозяин тоже в какой-то степени служит рабочим, он обеспечивает их зарплатой, всем необходимым, какими-то условиями труда. Кто-то служит лучше, кто-то – хуже, это другой вопрос, но вот эта взаимосвязь всех живых существ через преданное служение, или Бхакти, является всеобщим универсальным принципом.
00:33:48 Но в материальном мире различные виды служения не могут нам принести полного счастья, в материальном мире есть пять основных видов отношений: это нейтральные отношения, отношения слуги и господина, отношения дружбы, родительские отношения, и любовные отношения. И, в конце концов, любые отношения в материальном мире кончаются разочарованием, потому что объект нашего служения не совершенен. И если мы зададим вопрос, есть ли идеально, совершенный объект, которому мы можем служить, и который даст нам полное удовлетворение, полное счастье, то единственным и более естественным объектом служения является всевышний Господь Бог.
00:34:40 Поскольку служение ему для нас естественно, это духовный процесс, который присущ живому существу, поскольку мы являемся по сути его составными частицами, о чем говорится в данном стихе и комментариях. Вот так я могу ответить на этот, казалось бы простой, но на самом деле, достаточно глубокий, философский вопрос, что такое преданное служение. Ну, и по поводу второй части вопроса, есть ли оно в других духовных традициях, - разумеется, оно есть во всех духовных традициях, и в Бхагават Гите Кришна анализирует различные формы духовной практики, если вы слушали наш цикл, начиная с Карма-йоги, Гьяна-йоги, и в конце концов, Бхакти-йога является вершиной. Т.е. преданное служение является вершиной духовной деятельности, но на предварительных стадиях человек занимается Карма-йогой, т.е. какой-то деятельностью ради материальных плодов.
00:35:42 Далее, если он духовно развивается, то он доходит до уровня Гьяна-йоги, т.е. философского постижения истины, и в конце концов, если ему повезет, он встречает какого-то преданного, то он понимает, что высшей целью духовного процесса является Бхакти, т.е. преданное служение. Вот эта вот лестница йоги, которая описывается в Бхагават Гите, которая является главной темой нашего вот этого семинара, собственно, отвечает на ваш вопрос, что в разных духовных традициях, в той или иной степени есть смесь, процентное содержание Карма-йоги, Гьяна-йоги и Бхатки-йоги. Карма-йога – это какие-то религиозные обряды и ритуалы, для достижения материальных целей. Гьяна-йога – это философское постижение мире, чем мы с вами занимаемся, и Бхакти-йога – это чистое, преданное служение, когда человек посвящает себя служению Богу без всяких условий, без желания каких-то материальных выгод. Это совершенство духовной жизни. Вот так я могу ответить.
00:36:50 [радиовещущая] Я зачитаю второй вопрос: «Ведический духовный мир и христианский рай – одно ли это и тоже?»
[Критский В.Г.] Да, это интересный вопрос, спасибо. Да, действительно в Библии… Библии, мы на самом деле встречаем понятие рая, и мы в Библии встречаем понятие «царство Бога», «Божье царство». Согласно Ведам – это разные вещи. Рай, или райские планеты материального мира, куда душа попадает за свои благочестивые действия, т.е. в 5-й песне Шримад Бхагаватам описываются уровни планетных систем нашей вселенной, и все планеты, выше земного уровня – это так называемые высшие, или райские планеты. [Имберлока], [Махарлока], [Гьяналока], [Тапалока], и высшая – это Брахмалока, планета Господа Брахмы. Вего 7 уровней выше земли.
00:37:57 И на этих планетах живые существа более высокого рождения, чем у нас на Земле, у них более совершенное тело, у них гораздо большая продолжительность жизни, но это тоже материальный мир, это тоже материальные планеты, поэтому рано или поздно эти живые существа покидают эти материальные планеты, либо они возвращаются обратно на Землю, чтобы продолжить духовный прогресс, либо это очень возвышенные и духовные личности, преданные Господа, они могут вернуться в духовный мир, это возможно так же после райских планет.
00:38:37 Самым благоприятным для духовного освобождения, достижения духовного мира является Земля, т.е. планета среднего типа, почему? Потому что в раю достаточно много соблазнов, материальных наслаждений, поэтому души там счастливы и у них нет большого стимула покидать материальный мир, они ощущают материальное счастье, вот так я могу ответить на этот вопрос.
00:39:08 [радиоведущая] Вопрос следующий: «Как правильно молиться?»
[Критский В.Г.] Молитва – это естественное обращение нашей души к Богу, и даже очень часто неверующие люди обращаются подсознательно к Богу. Суть в том, что молитва должна быть искренней, и молитва должна быть сердечной. Есть один момент, который я как-то упоминал, в знаменитой трагедии Шекспира «Гамлет». После того, как Гамлет разыграл перед придворными убийство царя, чтобы проверить своего дядю царя Клавдия, действительно ли он убийца его отца, и царь Клавдий попался на эту приманку, и он изменился в лице, и в конце концов не выдержал, с ним случилась истерика, и он убежал, и после этого Гамлета вызвала мать Гертруда, чтобы отчитать его за эту такую шутку, довольно злую. И Гамлет по дороге к своей матери увидел короля Клавдия, который молился, и он первоначально хотел его убить, потом раздумал, потому что он решил, что во время молитвы убивать человека – это отправить его сразу в духовный мир, в Божье царство. И когда Гамлет ушел, Клавдий поднялся с колен и произнес такие риторические слова:
00:40:40 «Слова летят, мысль остается тут, слова без мысли к Богу не дойдут». Т.е. Король Клавдий, но на самом деле Вильям Шекспир, понимал, что молитва должна быть медитацией, она должна быть сосредоточена на объекте своей медитации, т.е. вы должны думать о Боге, а для того, чтобы думать о Боге, вы должны представлять себе Бога. Это не так просто. И если вы не знакомы со священными писаниями, если у вас нет, как говорят христиане, слова Божьего, то это очень трудно сделать.
00:41:19 На первом этапе самое простое – медитировать на Бога, через его наставления в священных писаниях, т.е. через слово Бога, через его имена, как в нашей традиции мы повторяем мантру Хари Кришна, Кришна – это имя Бога, которое означает – всепривлекающий Господь, т.е. самый простой способ молитвы – это обращение к Богу через его имена, т.е. не просто молиться мысленно, это достаточно сложно, а именно, повторять имена Бога вот в таком молитвенном настроении. Так я могу ответить.
[радиоведущая] Еще от одной слушательницы пришло много вопросов. Я их скомпоновала в один под номером 5, Владимир Георгиевич, и сейчас зачитаю все вместе.
00:42:05 «Большой [непонятно] эффект [непонятно], или главное – сильный настрой, кто фальсифицировал Библию, ведь раньше не было постов, все было вегератианское, люди… зачем это было сделано?»
[Критский В.Г.] Вопрос, немножечко, я бы сказал, коварный, потому что мне сложно судить другую духовную традицию. Кто фальсифицировал Библию? Да, согласно нашим представлениям первоначальное христианство признавало реинкарнацию души, и как следствие этого – признавало вегетарианство, мы знаем, что все великие святые были вегетарианцами, Сергий Радонежский, Серафим Соровский… Вот, и мы знаем, что современные монахи в монастырях тоже вегетарианцы, тоже не едят мяса.
00:43:06 Т.е. самые лучшие, самое полезные диеты, конечно, это вегетарианство, что соответствует заповеди – не убий. Почему и когда вегетарианство все-таки было разрешено вот, в христианстве было разрешено мясоедение, я не знаю, это нужно спросить у представителей христианской традиции. Что касается первой части вашего вопроса, большой ли эффект в церкви или главное – сильный настрой – и то и другое хорошо. Очень хорошо молиться в церкви или храме божием, там более чистая духовная атмосфера. Но не всегда находится рядом храм, поэтому, на самом деле храм должен быть в каждом доме, должен быть какой-то алтарь, на котором вы молетесь или предлагаете там, пищу Богу. И нужно молиться каждый день, это факт, факт и уже как вы сможете согласно ведическим представлениям, да и согласно Библии тоже, там есть такие слова в псалмах царя Давида – «Славьте Господа с каждым дыханием, славьте с барабаном и флейтой»
00:44:24 Это полностью соответствует нашей ведической традиции, это соответствует наставлениям Господа Чайтаньи, который является последним воплощением Господа в Кали Югу, он жил 500 лет назад, и он как раз начал движение воспевания святых имен Бога, которое сейчас вышло за пределы Индии, и распространяется по всему Миру. Вот так я могу ответить на ваш вопрос, что и то и другое хорошо, и в храме молиться, и сильный настрой очень важен. Спасибо вам.
00:45:00 [радиоведущая] у нас появился вопрос, который был прислан радиослушательницей по поводу собачек. В прошлом эфире задавался вопрос, почему [непонятно] держать дома животных, а именно собак? [Непонятно], Владимир Георгиевич, и слушательница прислала, что слушательница прислала комментарий, что ей не очень понятно, сейчас я зачитаю часть того вопроса, что я перевела с транслита вам на русский, чтобы напечатать остальное вам в тетрадке. Вот, вопрос о собачках. Вопрос больше в духовном плане, «потому что собаки едят мясо, плохую карму, сама я с ними чувствую себя хорошо, и насколько я себя помню, они меня сделали лучшим человеком. С их помощью я лучше понимаю, как себя чувствуют маленькие живые создания. У них сердце получше, чем у многих людей, поэтому я не могу принять то, что мне надо от них избавиться, и отправить куда по дальше. Я не пойму, почему многие считают, что собаки плохо пахнут и делают дом грязным. У меня сейчас две маленькие собачки, о которых я забочусь, мою и расчесываю, и все волоски остаются на расческе… так, … Веды нас учат любить всех живых существ и не быть в своем ощущении мира слишком гордыми. Собаки тоже живые существа, и от их преданности и доброты можно только поучиться».
00:46:32 [Критский В.Г.] мгм, спасибо за вопрос, вопрос очень интересный. Интересно что? В различных произведениях в ведической традиции приводятся примеры, когда животные являются преданными, в том числе собаки. Т.е. в вашем вопросе есть глубокий смысл, например, в [Чайтанья Чилитамроте] жизнеописание Господа Чайтаньи приводятся два примера, как собачки общаясь с Господом Чайтаньей стали преданными, когда ещё Господь Чайтанья был маленьким ребенком, мальчиком, он… ему кто-то подарил щенка очень красивого, он принес его домой, стал за ним ухаживать, но поскольку он жил в семье брахманов, для брахманов требуется идеальная чистота, то мать была против, и когда маленький Чайтанья вышел, куда-то пошел на речку купаться, мама этого щенка унесла, кому-то отдала. Так вот, интересно, что этого щенка потом видели в деревне, когда он бегал, этот щенок гавкал Хари-Кришна мантру. Хари Кришна. Т.е. общаясь с маленьким Господом Чайтаньей этот щенок своим собачьим лаем стал произносить имена Бога, имена Кришны. Ну, и другой интересный пример, когда уже Господь Чайтанья был достаточно взрослым, вот, и у его спутника Швананды Сене была собака, которую он любил, и Господь Чайтанья кормил её остатками своей пищи, и эта собака тоже стала преданной и тоже стала произносить имена Бога, и вскоре, она, покинув своё тело, вернулась в духовный мир, для нее тоже такая есть история.
00:48:21 У собак, несомненно, есть хорошие качества, и главное качество собак – это верность, они очень верно служат своим хозяевам. У разных животных есть разные качества, ну, например, кошки славятся своей хитростью, у них прекрасное зрение, очень хорошее, они видят в темноте, и они, как бы, отличаются тонкостью, изысканностью, деликатностью, в отличие от собак, которые более прямолинейны, более примитивны в этом плане. И в ведической традиции, как я как-то упоминал, держали домашних животных, но не дома, не в квартире, а на улице, потому что живые существа, ниже человеческой формы жизни, находятся под влиянием тамагуны, и как бы вы старательно не мыли собачек, не расчесывали, всё равно время от времени они будут справлять свои надобности, вы за ними не уследите, это будет негативно сказываться на атмосфере, поэтому я не думаю, что это плохо, что вы любите собак, что вы о них заботитесь, это я думаю, нормально. Даже чему-то у них научились, но, тем не менее, в ведической культуре считалось, что домашних животных нужно держать на улице, во дворе.
00:49:42 Как я уже говорил в одной из своих передач, в ведической традиции не было таких небоскребов, как сейчас, а у представителей ведической культуры – ариев, они жили в домах невысоких, максимум два-три этажа, не больше. И у каждого был какой-то двор, там, садик, огород, и можно было держать животных во дворе, собаку в конуре, и т.д. не было нужды держать животных дома, по указанным мной причинам, поскольку они негативно влияют на атмосферу. Ну, в любом случае, поскольку у вас эти собачки живут, вы к ним привязались, то вы должны с ними продолжить свои отношения, не нужно их никуда девать, рано или поздно они покинут этот мир, как и полагается, все живые существа в этом мире, в том числе собаки, имеют ограниченный период жизни. И когда они покинут естественным образом своё тело, то я вам не советую заводить новых, а общаться больше с людьми, которые следуют так же духовной традиции, это общение более благоприятное для вашей духовной жизни. Так я могу ответить на этот вопрос.
00:51:08 [радиоведущая] [непонятно] эковопросов очень внимательная радиослушательница, как считаете, в христианстве возможным возврат первоначального неедения мяса? И можно ли алтарь на кухне сделать, если квартира однокомнатная, а в спальне мало места?
[Критский В.Г.] Алтарь можно сделать на кухне, потому что если у вас однокомнатная квартира, вы спите в комнате, сон – это пребывание состояния Тамагуны, и после сна нужно как-то комнату опрыскать, если вы, скажем, спите на матрасе, скажем, мужчинам, особенно молодым, рекомендуется спать на полу, естественно, не на голом полу, постелить какой-то матрас, накрыться одеялом, спать в спальном мешке, почему, потому что матрас легко свернуть и пол протереть водой. Если у вас кровать или диван, её уже не уберешь. Поэтому в храмах ведической традиции разрешают спать на полу, в спальных мешках, на матрасах, чтобы затем пол можно было протереть.
00:52:21 Значит, если в обычной западной традиции есть диван, кровать, и прочие… софа, естественно, что это … на ней вы спите, вот этот налет тамагуны остается, его, практически, невозможно убрать, поэтому вполне возможно делать алтарь на кухне, где вы не спите, где более чистая атмосфера. Говорится, что кухня должна быть столь же чистой, как храм, для того, чтобы готовить пищу в чистых условиях, затем предлагать её Богу. Вот так я могу ответить на ваш вопрос. Что касается вашего вопроса по христианской традиции, то я уже не раз говорил, что я считаю неэтичным, некорректным мне сейчас как-то обсуждать, делать какие-то предложения христианам, как-то, вот, судить о христианской традиции, кратко, с философской точки зрения я уже не раз говорил, что Бог един, что в знаниях священных писаний… основные священные писания это Библия, Коран и Веды. Веды – это самые древние писания дают наиболее полные знания. В Библии, в Коране дается, в принципе, тоже самое знание, в более ограниченной форме, и каждый человек имеет право выбрать то священное писание, ту традицию, которую он считает более правильной, вот, собственно, и все что я могу сказать. И я предпочитаю о том, что я знаю, чем я занимаюсь, и не пытаться быть каким-то всеобщим судьей, который судит все духовные направления.
00:53:59 [радиоведущая] Ну, и правильно. На самом деле все так, как есть. Все так, как сказал Владимир Георгиевич, и ведическое знание – оно дает ведическое знание, а другие знание – лишь только черпают из них небольшие истоки. Права ли я?
[Критский В.Г.] Думаю, что вы правы. Что если вы слышали есть очень много данных о том, что Иисус Христос учился в Индии, хотя, официально его христианская церковь это не признает, но есть документальные свидетельства, данные исследователей, первый был журналист Натович, потом был Рерих, значит, Николай Рерих путешествовал в Индию, и затем такой был Санья Пхенанда, по-моему, т.е. независимое источники, независимые исследователи читали манускрипт в одном монастыре, в котором говорится о святом Иссе, который путешествовал в Индию, это было где-то в первых годах нашей эры, и через там какое-то количество лет, через 15 по-моему лет, вернулся обратно, и эти сроки совпадают со временем жизни Иисуса Христа, т.е. есть вот такие данные.
00:55:12 В Индии тоже есть такая традиция, особенно в Кашмире, что Иисус Христос после своего воскресения, он ожил, он вернулся снова туда, где он учился, в Индию, и там он уже оставил своё тело, и там есть могила Иисуса Христа, в Кашмире. Т.е. эта традиция существует до сих пор и есть мнение исследователей о том, что на самом деле учение Иисуса Христа, оно неразрывно связано с ведическим.
[радиоведущая] Удивительно. Я даже слышала что есть очень замечательных храм в Индии, в котором сохранились тело [непонятно] жизни Иисуса Христа. Вы должны помнить [непонятно] или [сандалити] что-то вот такое вот мне [непонятно] подсказывает. Сама не видела, хотелось бы с удовольствием съездить, посмотреть. Напомню нашим радиослушателям о том, что сегодня с нами в прямом эфире был Владимир Георгиевич Критский, мы говорили сегодня о 15-й главе, и стихи у нас были, опять забыла, с 6-го по 12-й.
[Критский В.Г.] С шестого по двенадцатый.
00:56:19 [радиоведущая] да, с 6-го, по 12-й. Далее мы будем продолжать, и непосредственно наши радиослушатели будут продолжать вместе с нами изучать Бхагават Гиту, задавать вопросы, а на текущий момент, Владимир Георгиевич, вопросов нет. Мне остается вас поблагодарить. Спасибо вам.
[Критский В.Г.] Спасибо вам.
[радиоведущая] До свидания, до новых встреч на волнах Аюрведа-радио.
[Критский В.Г.] До свидания