Молитва как форма медитации

Аюрведа радио - 30 ноября 2007
Совершенство медитации. Основа духовного знания. Кто может общаться с Богом. Пять типов бхакти-йоги. Ответы на вопросы. Почему Свами Прабхупада в комментариях называет Бога Кришной? Важны ли внешние элементы (одежда, прическа и т.д.) для преданного в его духовной жизни? Почему человек должен прилагать усилия, чтобы постичь Бога? (мнение радиослушателя)
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:32:31 | качество: mp3 24kB/s 5 Mb | прослушано: 183 | скачано: 191 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:09 Ведущая: Итак, дорогие радиослушатели, мы начинаем нашу передачу. В прямом эфире «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», Владимир Георгиевич Критский, а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Добрый день, Владимир Георгиевич.
Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья.
Ведущая: Здравствуйте.

00:00:27 Критский В.Г.: В прошлый раз я предложил небольшое домашнее задание. Вопрос заключался в следующем: почему Господь Кришна явно не говорит о себе в различных писаниях и человеку требуется прикладывать очень большие усилия, чтобы понять вот эту личностную природу Верховной Личности Бога? В чем причина, почему многие люди не имеют об этом какого-то ясного представления? Некоторые, вообще, сомневаются: есть Бог или нет Бога. Вот таков был вопрос и мое небольшое домашнее задание. И я надеюсь, что, может быть, кто-то уже прислал какие-то ответы или пришлет после, в конце нашей передачи.

Совершенство медитации

00:01:14 А сейчас позвольте мне продолжить наш цикл «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”». Я напомню, что прошлый раз мы с вами рассмотрели стих 9 главы 8, я его ещё раз прочитаю: «Следует думать о Верховном Господе как о всеведущем, как о старейшем, как о Владыке Вселенной, как о том, кто меньше меньшего и кто поддерживает всё мироздание, кто вне материальных представлений, кто непостижим и кто всегда является личностью. Он ослепителен, подобно Солнцу, Он трансцендентен, Он вне материальной природы».

00:01:51 Это был последний стих, который мы в прошлый раз рассмотрели. И, как вы помните, основная тема главы 8 – это йога-мишра-бакти, то есть достижение духовного совершенства через йогу. То есть фактически – это продолжение главы 6. И последующие стихи будут более подробно объяснять это совершенство йоговской медитации.

00:02:16 Стих 10:
प्रयाणकाले मनसाचलेन
भक्त्य‍ा युक्तो योगबलेन चैव ।
भ्रुवोर्मध्ये प्राणमावेश्य सम्य-
क्स तं परं पुरुषमुपैति दिव्यम् ॥ १० ॥

prayāṇa-kāle manasācalena
bhaktyā yukto yoga-balena caiva
bhruvor madhye prāṇam āveśya samyak
sa taṁ paraṁ puruṣam upaiti divyam

«Тот, кто в момент смерти сконцентрирует жизненный воздух между бровей и силой йоги сосредотачивает ум на Верховном Господе, думая о Нём с любовью и преданностью, тот непременно достигнет обители Всевышнего».

00:02:33 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Здесь ясно говорится, что в момент смерти нужно сосредоточить ум на Верховном Господе и думать о Нём с любовью и преданностью. Тем, кто занимается такой йогой, рекомендуется поднять жизненный воздух между бровей, где находится агья-чакра. Но чистому преданному нет нужды заниматься этим видом йоги, поскольку он всегда занят чистым преданным служением Господу и, покидая тело, помнит о Нём. Никто не может просто так помнить Господа, для этого необходимо заниматься йогой, и в первую очередь – бхакти-йогой. В момент смерти ум находится в состоянии сильного беспокойства, поэтому, чтобы достичь духовного уровня, человек должен заниматься йогой на протяжении всей жизни».

00:03:23 Стих 11:
यदक्षरं वेदविदो वदन्ति
विशन्ति यद्यतयो वीतरागा: ।
यदिच्छन्तो ब्रह्मचर्यं चरन्ति
तत्ते पदं सङ्ग्रहेण प्रवक्ष्ये ॥ ११ ॥

yad akṣaraṁ veda-vido vadanti
viśanti yad yatayo vīta-rāgāḥ
yad icchanto brahma-caryaṁ caranti
tat te padaṁ saṅgraheṇa pravakṣye

«Великие мудрецы, знающие Веды, отрекаются от мира и, произнося слог «Ом», входят в Брахман. Стремясь к такому совершенству, человек должен хранить безбрачие. Я кратко опишу тебе этот путь, с помощью которого можно обрести спасение».

00:03:44 Комментарий: «В предыдущем стихе Господь Кришна рекомендовал Арджуне практику чакра-йоги, занимаясь которой человек сосредотачивает жизненный воздух между бровей. Хотя Брахман един, у него много разных проявлений. Имперсоналисты, как правило, отождествляют Брахман с Омкарой, трансцендентным слогом Ом. В этом стихе Кришна говорит о безличном Брахмане, в который входят мудрецы, отрекшиеся от мира. В ведической системе образования мальчиков учат произносить слог Ом с раннего детства. Живя в ашраме духовного учителя и храня безбрачие, они овладевают знанием о безличном Брахмане. Таким образом, они постигают два аспекта Брахмана.

00:04:25 Этот метод очень важен для духовного развития ученика, но в настоящее время вести образ жизни брахмачари, то есть строгого воздержания от половой жизни, практически невозможно. Структура общества в наши дни настолько сильно изменилась, что юношам очень трудно хранить целомудрие. В мире много разных учебных заведений, но нет ни одного, где бы учили принципам брахмачари. Но тому, кто не воздерживается от секса, совершенствоваться в духовной жизни очень сложно. Поэтому Господь Чайтанья провозгласил, что в век Кали единственный способ постичь Всевышнего – это практика бхакти-йоги, главным элементом которой является повторение святых имен Бога, мантры Харе Кришна». Таков комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Основа духовного знания

00:05:16 И мы немножечко остановимся на этом моменте. Здесь Прабхупада говорит о ведической культуре и о важности духовного образования в школе, о чём мы говорили в цикле передач о ведической культуре. К сожалению, в современной культуре практически нет духовного образования. Но в ведической культуре гурукула давала детям знание в очень практичной форме, и причем оно было на духовной основе. И основа духовного знания – это понимание, кто мы такие. То есть знание о душе. Мы не есть тело. Ну, и далее, на уже более высокой ступени, человек должен научиться понимать цель человеческой жизни, что это не просто какое-то материальное богатство, но это в конце концов освобождение из материального рабства.

00:06:09 В соответствии с ведической культурой, варнашрамой, положением человека, его качествами (в зависимости от того, брахман человек, кшатрий, вайшья или шудра) он получает знание в школе в той или иной степени. Брахманы обучались больше всего, меньше – кшатрии, и ещё меньше – вайшьи. Шудры, как правило, обучались у себя дома. Это не та кастовая система, которая сейчас преобладает в Индии, поскольку положение человека в обществе определялось не его рождением, а его качествами, то есть его реальным духовным статусом.

00:06:46 И очень важно, что детям давались основы духовного знания. Сейчас, предположим, идет какая-то дискуссия: вводить ли курс «Основы православной культуры». Но в ведические времена духовное знание давалось не в рамках какой-то определённой конфессии, а с научной точки зрения, потому что такие вещи, как, например, то, что мы отличны от материального тела – это научный факт, это не просто вера, этому есть сотни доказательств. Разумеется, более сокровенной стороной духовного знания является наши взаимоотношения с Верховной Личностью Бога, но это, на самом деле, тоже не просто вера. Хотя у Бога много имен, но религиозная духовная практика по сути одна и та же во всех духовных традициях.

00:07:38 И в прошлый раз мы с вами упоминали книги Майкла Кремо «Запретная археология» и «Деволюция человека», которая недавно была опубликована на русском языке. Это серьезные исследования серьезного ученого. И таких ученых сотни, Майкл Кремо не один. То есть суть в том, что детям должно даваться какое-то духовное знание, хотя бы основы, именно с такой, внеконфессиональной, научной, философской точки зрения. Ну и ещё более тонкий момент, квинтэссенция всего духовного знания, – это наука о наших взаимоотношениях с Господом. Все люди имеют различные взаимоотношения с другими людьми, и чем личность более возвышенная, тем с большим числом людей у неё есть взаимоотношения. Но самая великая личность – это Верховная Личность Бога, потому что Он имеет взаимоотношения со всеми живыми существами.

00:08:37 Как вы помните по курсу философии, Господь в виде экспансии Сверхдуши, параматмы, находится в сердце каждого. То есть, по сути, духовная практика заключается в том, что мы должны развить свои отношения с Богом, вспомнить о них. И один из наиболее распространенных путей – через медитацию. И в данной системе йоги главным средством обращения к Богу является мантра Ом, это основа всех ведических мантр. Мы будем с вами читать, в главе 10 Кришна говорит: «Из всех мантр Я – божественная Ом». И мантра Харе Кришна – это, как бы, развернутая мантра Ом. В ней Ом содержится в кратком виде. И в этом, главным образом, суть ведического знания, поскольку Бог находится везде, в сердце каждого человека, любой национальности, любого вероисповедания. И, начиная с детского возраста, человек должен учиться как с Ним общаться. Вся ведическая культура во все эпохи, Сатья-югу, Трета-югу, Двапара-югу была построена на мантрах, так же и в нашу эпоху – Кали-югу. В любой духовной традиции есть вознесение молитв. И молитва – это тоже форма медитации, это наша попытка общения с Господом.

Кто может общаться с богом

00:10:3 Я приведу небольшой пример из знаменитого произведения Уильяма Шекспира «Гамлет». В нём есть очень интересный момент, когда после спектакля, который Гамлет устроил для короля и королевы, своей матери, король не выдержал разыгранной сцены убийства, это напомнило ему убийство собственного брата, которое он совершил. И Клавдий уединяется в каком-то уголке дворца, становится на колени и начинает молиться. Гамлет, идя в комнату матери, видит его по дороге. Совершенно случайно проходит мимо этого уголка во дворце и видит Клавдия, который стоит на коленях, молится. И у него возникает мысль отомстить ему за убийство отца, но он понимает, что это очень, так сказать, неподходящий момент: Клавдий молится Богу. И Гамлет проанализировал и решил, что это не имеет смысла. Если убить Клавдия в момент молитвы, в момент обращения к Богу, то он обретет духовное спасение, отправится в рай. И Гамлет проходит мимо. После этого Клавдий поднимается с колен и произносит очень важную фразу: «Слова летят, мысль остается тут. Слова без мыслей к Богу не дойдут». То есть Клавдий на самом деле не молился Богу, а пытался молиться. Он не мог реально сосредоточиться на своих молитвах, поскольку по понятной причине его жизнь была построена на грехе, на великом грехе братоубийства, совершённого ради того, чтобы получить трон.

00:11:53 И мы должны понимать, что на самом деле Бог не слышит молитвы греховных людей. Обращаться к Богу не так просто, можно написать об этом в книге, можно привести какие-то молитвы, но реально это доступно только людям добродетельным, которые находятся в гуне благости, а не тем, греховным людям, чья жизнь строится на страданиях других. Это тот небольшой пример из мировой литературы, который иллюстрирует эту практику медитации, практику йоги.

00:12:27 Стих 12:
सर्वद्वाराणि संयम्य मनो हृदि निरुध्य च ।
मूध्‍न्‍‍र्याधायात्मन: प्राणमास्थितो योगधारणाम् ॥ १२ ॥

sarva-dvārāṇi saṁyamya
mano hṛdi nirudhya ca
mūrdhny ādhāyātmanaḥ prāṇam
āsthito yoga-dhāraṇām

«Йог должен полностью прекратить деятельность чувств. Закрыв все врата тела, сосредоточив ум на сердце и подняв жизненный воздух в верхнюю часть головы, йог входит в состояние транса».

00:12:45 Комментарий: «Чтобы заниматься описанном в этих стихах видом йоги, необходимо прежде всего закрыть чувствам доступ к любым удовольствиям. Это называется пратьяхара – отстранение чувств от их объектов. Йог должен научиться управлять органами чувств: глазами, ушами, носом, языком, органами осязания и не позволять им действовать ради собственного наслаждения. Тогда он сможет сосредоточить ум на Сверхдуше и поднять жизненную силу в верхнюю часть головы. Это было подробно описано в главе 6. Но, как уже было сказано, этой практикой невозможно заниматься в нынешний век. Сейчас самым лучшим методом обуздания ума является метод сознания Кришны. Если, преданно служа Господу Кришне, человек сможет держать ум, сосредоточенным на Нём, он естественным образом войдет в состояние духовного транса и будет находиться в нём постоянно».

00:13:46 Стих 13:
ॐ इत्येकाक्षरं ब्रह्म व्याहरन्मामनुस्मरन् ।
य: प्रयाति त्यजन्देहं स याति परमां गतिम् ॥ १३ ॥

oṁ ity ekākṣaraṁ brahma
vyāharan mām anusmaran
yaḥ prayāti tyajan dehaṁ
sa yāti paramāṁ gatim

«Тот, кто неустанно занимается практикой йоги и произносит священный слог «Ом», высшее сочетание букв, и, покидая тело, помнит обо Мне, Верховной Личности Бога, тот непременно достигнет духовного царства».

00:14:05 Комментарий: «Слог Ом является безличным звуковым символом Кришны, и он содержится в мантре Харе Кришна. В священных писаниях говорится, что в нынешнюю эпоху люди должны повторять именно эту мантру. Преданные Господа Кришны попадают на планету Кришны – Голоку Вриндавана. Те, кто поклоняются Господу в другом облике, попадают на многочисленные планеты Вайкунтхи в духовном мире, тогда как имперсоналисты достигают безличного сияния брахмаджьоти.»

00:14:33 Хочу заметить небольшой интересный момент: мантра Ом, о которой говорится в Ведах, и здесь, в «Бхагавад-гите» о ней говорит Кришна, является, по всей видимости, прообразом христианского Аминь, или Амен. Ом на самом деле читается как Аум, то есть она состоит из трёх звуков. Это очень близко христианской молитве Аминь.

Пять типов бхакти-йоги

00:15:03 Стих 14:
अनन्यचेता: सततं यो मां स्मरति नित्यश: ।
तस्याहं सुलभ: पार्थ नित्ययुक्तस्य योगिन: ॥ १४ ॥

ananya-cetāḥ satataṁ
yo māṁ smarati nityaśaḥ
tasyāhaṁ su-labhaḥ pārtha
nitya-yuktasya yoginaḥ

«О сын Притхи, тот, кто постоянно помнит обо Мне, не забывая ни на мгновенье, сможет легко достичь Меня благодаря его постоянному преданному служению».

00:15:15 Комментарий: «Были описаны различные пути йоги, ведущие к освобождению: карма-йога, гьяна-йога и хатха-йога. (Здесь Прабхупада имеет в виду медитационную систему йоги, она у нас, в России, и на Западе известна как хатха-йога. – ВГК). В этих системах йоги есть определённые элементы бхакти, однако в данном стихе говорится о чистой бхакти-йоге, без примеси гьяны, кармы или хатхи. Чистый преданный ничего не желает для себя самого. Только он может обрести истинный покой, которого не смогут найти те, кто стремятся к личной выгоде. Чистый преданный неустанно служит Кришне в одном из Его образов. У Кришны есть множество экспансий и воплощений, таких как Господь Рама и Нрисимха, и преданный, служа Господу с любовью, может по своему выбору сосредоточить ум на любой из этих трансцендентных форм.

00:16:16 Путь бхакти-йоги очень чист, идти по нему совсем не сложно. Начать можно просто с повторения мантры Харе Кришна. Всего существует пять основных типов бхакти-йоги: 1) шанта-бхакта, то есть преданное служение в нейтральных отношениях с Господом; 2) дасья-бхакта – преданность в отношениях слуги и господина; 3) сакхья-бхакта, то есть преданность в отношениях с Господом как с другом; 4) ватсалья-раса – преданность в роли отца или матери Господа; 5) мадхурья-раса – преданность, когда к Господу относятся как к своему возлюбленному. Чистый преданный, к какому бы типу он ни принадлежал, неустанно служит Господу с трансцендентной любовью и никогда не забывает Его, поэтому он без труда достигает обители Всевышнего. Как чистый преданный ни на мгновенье не забывает Господа, так и Господь ни на мгновенье не забывает своего чистого преданного».

00:17:26 И, наконец, стих 15:
मामुपेत्य पुनर्जन्म दु:खालयमशाश्वतम् ।
नाप्‍नुवन्ति महात्मान: संसिद्धिं परमां गता: ॥ १५ ॥

mām upetya punar janma
duḥkhālayam aśāśvatam
nāpnuvanti mahātmānaḥ
saṁsiddhiṁ paramāṁ gatāḥ

«Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, уже никогда не возвращаются в этот бренный мир, полный страданий, ибо они достигли наивысшего совершенства».

00:17:42 Комментарий: «Временный материальный мир – это место страданий, связанных с рождением, старостью, болезнью и смертью. Поэтому тот, кто достиг высшей ступени совершенства и попал на планету Всевышнего, Голоку Вриндавана, не желает возвращаться обратно. В Ведах говорится, что планету Верховного Господа нельзя увидеть материальным зрением и описать словами, однако эта планета – высшая цель, к которой стремятся великие души. Они получают трансцендентное знание от преданных, осознавших свою духовную природу и уже не стремятся ни на одну из материальных или даже духовных планет. Их единственное желание – находиться вместе с Кришной и общаться с Ним. Это высшая ступень духовного совершенства». Таков комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:18:37 Мы с вами в заключение прочитаем стих 16, с которого начнем в следующий раз. Очень красивый стих, и он логично подводит итог вот этому разделу:
आब्रह्मभुवनाल्ल‍ोका: पुनरावर्तिनोऽर्जुन ।
मामुपेत्य तु कौन्तेय पुनर्जन्म न विद्यते ॥ १६ ॥

ā-brahma-bhuvanāl lokāḥ
punar āvartino ’rjuna
mām upetya tu kaunteya
punar janma na vidyate

«Начиная с высшей планеты материального мира и до самой низшей – все являются местом страданий, где повторяется рождение и смерть. Но кто достигает Моей вечной обители, о Арджуна, уже не рождается вновь».

00:19:04 Очень поэтичный и красивый стих. Хотя он внешне кажется немножко трагичным («Начиная с высшей планеты этого мира и до самой низшей – все являются местом страданий».), далее Кришна говорит: «Кто достигает вечной обители Господа, духовного мира, тот обретает вечную жизнь». На этом я хочу завершить.

Ответы на вопросы

00:19:32 И в прошлый раз было домашнее задание. И если кто-то прислал ответы, то, я надеюсь, Наталья нам их прочитает.
Ведущая: Писем с ответами нет.
Критский В.Г.: А я думал, будет какой-то отклик. Новое домашнее задание: подумать, почему человек должен помнить о Господе в момент смерти? Мне бы очень хотелось знать, понимают ли слушатели то, о чём я говорю. Может быть, мы подождем пять минут?
Ведущая: Хорошо. Я хотела напомнить о том, что в прошлый раз у нас был отзыв. Сразу слушатель написал о том, как он понимает, почему Господь перед нами не открывается. Помните?
Критский В.Г.: Да, помню. Был один отзыв. Ну, я надеюсь, что всё-таки нас слушает не один человек.

00:20:19 Ведущая: Конечно, не один. Есть один вопрос у нас, сейчас я его прочитаю.
Почему Прабхупада в комментариях всё время называет Бога Кришной?

00:20:28 Критский В.Г.: Да, хорошо. Никаких предложений пока на мои вопросы не поступило, я так понимаю.
Ведущая: Нет.
Критский В.Г.: Вопрос очень интересный. И Прабхупада, как правило, действительно называет Всевышнего Господа Кришной. Согласно Ведам, Кришна – это главное имя Бога, которое означает всепривлекающий. Как мы с вами упоминали, Веды говорят, что у Бога много имён. В одном из знаменитых стихов Шри Шикшаштаки, оставленном Господом Чайтаньей, Он говорит, что у Господа тысячи и тысячи имён, таких как Кришна и Говинда. Имя Кришна означает всепривлекающий, и смысл этого имени в том, что Бог является источником всех богатств, всей красоты, знания, силы, славы и отречения, источник всех качеств. Есть разные имена Бога, которые отражают Его разные аспекты, и, скажем, в христианской традиции, как правило, называют просто Бог или Господь. Но имя Бог родственно санскритскому «Бах», что означает богатство. И санскритское имя, соответствующее – Бхагаван, или обладатель всех богатств. То есть это один из аспектов Бога – Он самый богатый. Все у нас, так сказать, стремятся к богатству, стремятся разбогатеть. Это самое популярное сейчас. «Новые русские». И, соответственно, Бог – Он самый, скажем так, крутой из «новых русских», самый богатый.

00:22:02 Есть другие аспекты. Например, другое имя – Вишну. От Вишну произошло русское слово «вышний» или «всевышний». И Вишну в переводе означает всепроникающий. То есть Господь – всепроникающий разум, он пронизывает всё, всё творение. Скажем, в мусульманской традиции есть имя Аллах. Я точно не знаю перевода этого имени, но уверен, что есть какой-то перевод и какой-то смысл. Ну, по крайней мере мы можем сравнить имена Бога в ведической и христианской традиции. От имени Кришна, которое индусы произносят часто как Кришта, происходит имя Кристос: латинское Кристос, от которого произошло имя Христос. То есть фактически Христос тоже происходит из имени Кришна. Вот это некоторые лингвистические особенности связи: имён у Бога много, поскольку у него бесконечное количество качеств. Каждое имя отражает определённое качество Бога. Вот это краткий ответ на этот вопрос.

00:23:05 Ведущая: Вот такого плана вопрос: «Некоторые люди, зная, что последователи вайшнавизма достаточно грамотные, изучают дополнительно аюрведу, стремятся всё выше и дальше, стремятся познавать себя и помогать другим. Так вот, некоторые из них большое внимание уделяют не развитию внутренних качеств, а внешним атрибутам: одежде или, может быть, прическе. Как это может отразиться на человеке?».

00:23:53 Критский В.Г.: Это тоже очень интересный вопрос. И Прабхупада на эту тему писал, что одежда не самое главное. Это, как бы, внешняя форма, и, конечно, гораздо важнее – внутренние качества человека, его духовное сознание. Но одежда тоже помогает. И в этой связи Прабхупада приводил пример военного или полицейского: в принципе, человек может исполнять обязанности полицейского в городе и в штатском (есть определённые полицейские, например сыщики, которые ходят в обычной, гражданской, одежде), но если полицейский или милиционер находится в своей форме, то он этим представляет власть, у него сразу меняется статус. Одно дело, если к нам подходит человек просто в каком-нибудь плаще или куртке и просит какие-то документы предъявить. Мы скажем: «А кто вы такой? С какой стати я вам должен показывать документы?». Другое дело, если к нам подойдет милиционер в форме. В этом случае нам может и в голову не прийти проверять действительно ли он милиционер, потому что форма его сразу представляет. То есть форма, хотя и не является самым главным, всё же существенна. И Прабхупада в этой связи писал, что военный или полицейский, находящийся в своей форме, чувствует себя более решительно, потому что, скажем так, его внутреннее состояние соответствует его внешности, внешней форме.

00:25:21 И точно так же в духовной жизни: хотя внешность преданного – это не самое главное, но есть определённая традиция. И вот эта немножко странная форма, которая непривычна для обычных людей, на самом деле тоже определённый атрибут духовной жизни. Мужчины ходят в дхоти, это очень легкая, свободная одежда, которую можно регулярно стирать. И она особенно удобна, конечно, в Индии, где жаркий климат. Может, в России, когда холодная погода, она кажется неуместной, но в Индии эта одежда вайшнавов не только уместна, но и привычна, её все знают, её все уважают. И точно так же женщины: они ходят в сари. Это очень красивая одежда, женская, там нет брюк. Женщина заворачивается в красивую материю, она выглядит очень изящной и женственной. И я думаю, об этом, конечно, нужно спросить у женщин, что женщины в сари тоже имеют соответствующее сознание. Скажем так, сознание женщины. Но если женщина ходит в брюках, курит, пьет и с мужчинами ругается, то я не думаю, что она чувствует себя женщиной. Скорее всего, она пытается играть роль мужчины. По крайней мере, внешне создаётся такое впечатление.

00:26:51 То есть одежда, несомненно, накладывает отпечаток на человека, на его сознание. И когда мы находимся в Индии или на каком-то фестивале, на празднике или в храме, то многие преданные, придя из дома, переодеваются в вайшнавскую одежду: в дхоти и сари. Если мы на улице, то, как правило, преданные ходят в обычной одежде. Вот так я могу ответить.
Ведущая: А если это начинающий человек сразу начинает копировать какие-то внешние атрибуты? Кто-то говорит, что сережка в ухе у вайшнавов есть, кто-то бусы на себя навешивает, не зная, что за смысл они несут. Такой момент.
Критский В.Г.: Насчет сережек, я точно не знаю, но бусы – это есть. У вайшнавов на шее бусы из туласи. Это считается священным деревом, это любимое растение Господа Кришны. И считается, что тот, кто носит бусы из туласи до самой смерти, тот уже не попадает в ад. То есть слуги Ямараджа, Бога смерти, не могут забрать душу того человека, который до смерти носит эти бусы из туласи. А умереть-то мы можем, на самом деле, в любое время. Вот, по поводу бус.

00:28:13 А в том, что молодые преданные пытаются копировать одежду вайшнавов, я ничего страшного не вижу. Может быть, это небольшой фанатизм, но гораздо лучше фанатизм в духовной жизни, чем фанатизм в материальной жизни, когда ходят в какой-то рваной одежде с какими-то цепями, палками и носят какие-то дикие прически. В этом состоит другая крайность, когда человек пытается быть очень модным, крутым, и, по сути, вообще теряет какой-то культурный, человеческий облик. Гораздо лучше быть фанатом в духовной жизни.

00:28:53 Ведущая: Хорошо. Вопросов больше нет. Напоследок посмотрю, пришел ли ответ на тот вопрос, который Вы задавали. Может быть, Вы повторите ещё раз его для наших радиослушателей?
Критский В.Г.: Значит, домашнее задание на следующий раз: ответьте, почему человек должен помнить о Боге в момент смерти?
Ведущая: У меня есть ответ на вопрос, который Вы задавали в прошлой передаче.
Критский В.Г.: Так, давайте.
Почему человек должен прилагать усилия, чтобы постичь Господа? (мнение радиослушателя)

00:29:26 Ведущая: Слушатель пишет: «Я думаю, что Господь Кришна не открывается так явно, как этого желали бы очень материалистичные люди, так как Он создал этот мир согласно их желаниям. Если кто-то не может смириться со своей количественной разницей по сравнению с Ним и хочет заменить Верховного Наслаждающегося, так и будет, но до тех пор, пока человек не поймет, что в материальном мире существует закон сохранения энергии и все его ложные радости обратятся в такие же по силе страдания. Но страдания не присущи нашей душе и поэтому воспринимаются труднее. Господь проявляется во всём, но не видит этого тот, кто не хочет этого видеть. Простите, если неправильно понял вопрос».

00:30:20 Критский В.Г.: Спасибо большое. Мне кажется, ответ очень удачный. Я попробую выразить это в, может быть, более краткой, лаконичной форме. Действительно, знание о Боге является сокровенным, и об этом говорится в Библии: много званных, но мало избранных. То есть далеко не всем людям дается возможность узнать о Боге. Большинство людей приходит в материальный мир именно для того, чтоб здесь играть роль Бога, то есть наслаждающегося, контролирующего. И они ничего не знают о Боге по той простой причине, что просто не хотят ничего о Нём знать. И эта мысль, по-моему, была в ответе нашего радиослушателя. Я с ней согласен.

00:31:04 В этом главная причина того, что знание о Боге не является явным, это нельзя прочитать на каждом углу, в любой газете, а человек должен приложить усилия и найти священные писания. И далеко не во всех священных писаниях есть эта информация, потому что в большинстве священных писаний даются просто какие-то основные моральные принципы, например не убий, не лги, не кради, не прелюбодействуй, которые помогают человеку приблизиться к Богу и являются, скажем так, предварительным условием гуны благости, чтоб человек жил благостной, честной жизнью. И если он в этом преуспеет, тогда уже по милости Бога он получит доступ вот к этому сокровенному знанию. И следующая глава «Бхагавад-гиты», глава 9, как раз так и называется – «Самое сокровенное знание». Вот, таков мой небольшой комментарий.

00:32:04 Ведущая: Спасибо большое, Владимир Георгиевич, за интересную лекцию, а также за интересное домашнее задание, которое, я думаю, радиослушатели всё-таки постараются выполнить и написать нам.
Критский В.Г.: Спасибо.
Ведущая: Спасибо большое Вам, что были сегодня с нами. До новых встреч.
Критский В.Г.: До свидания.
Ведущая: До свидания. Дорогие радиослушатели, вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио.

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 05 декабря 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 06 апреля 2022
тегирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 31 мая 2022