Глава 8 стихи 9-15

Аюрведа радио - 30 ноября 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:32:31 | качество: mp3 24kB/s 5 Mb | прослушано: 150 | скачано: 162 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:02 [Заставка радио] Хорошее настроение с Аюрведа-радио.
[Ведущая] Итак, дорогие радиослушатели, мы начинаем нашу передачу. В прямом эфире «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите» Владимир Георгиевич Критский, а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Добрый день, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] Здравствуйте.

00:00:27 [Критский В.Г.] В прошлый раз я предложил небольшое домашнее задание
[Ведущая] Да.
[Критский В.Г.] По прошлой передачи.
[Ведущая] Угу.
[Критский В.Г.] Вопрос заключался в том, почему Господь Кришна явно не говорит о себе в различных писаниях, что требуется прикладывать очень большие усилия, чтобы понять вот эту личностную природу Верховной личности Бога. В чем причина, почему многие люди не имеют об этом какого-то ясного представления? Некоторые, вообще, сомневаются, есть Бог или нет Бога. Вот таков был вопрос, и мое небольшое, как бы, домашнее задание. И в конце, я надеюсь, что, может быть, кто-то уже прислал какие-то возможные ответы, или, может быть, пришлет после, в конце нашей передачи.

00:01:15 А сейчас позвольте мне продолжить наш цикл «Обзор системы йоги по Бхагавад-гите. Я напомню, что прошлый раз мы с вами рассмотрели 9 стих 8 главы, я его ещё раз зачитаю: «Следует думать о Верховном Господе, как о всеведущем, как о старейшем, как о Владыке Вселенной, как о том, кто меньше меньшего, и кто поддерживает все мироздание, кто вне материальных представлений, кто непостижим, и кто всегда является личностью. Он ослепителен, подобно Солнцу, он трансцендентен, он вне материальной природы». Это был последний стих, который мы в прошлый раз рассмотрели. И, как вы помните, основная тема 8 главы – это йога [неразборчиво] бакти. то есть достижение духовного совершенства через йогу. То есть, фактически, как бы, это продолжение 6 главы. И последующие стихи будут более подробно объяснять вот это, вот, совершенство йоговской медитации.

00:02:16 Стих 10-й: «Тот, кто в момент смерти сконцентрирует жизненный воздух между бровей, и силой йоги сосредотачивает ум на Верховном Господе, думая о нем с любовью и преданностью, тот непременно достигнет обители Всевышнего». Комментарий Бактивиданте–свами Прабхупады: «Здесь ясно говорится, что в момент смерти нужно сосредоточить ум на Верховном Господе, и думать о нем с любовью и преданностью. Тем, кто занимается такой йогой, рекомендуется поднять жизненный воздух между бровей, где находится агья-чакра. Но чистому преданному нет нужды заниматься этим видом йоги, поскольку он всегда занят чистым преданным служением Господу, и, покидая тело, помнит о нем. Никто не может просто так помнить Господа. Для этого необходимо заниматься йогой, и в первую очередь бакти-йогой. В момент смерти ум находится в состоянии сильного беспокойства, поэтому, чтобы достичь духовного уровня, человек должен заниматься йогой на протяжении всей жизни».

00:03:24 Стих 11-й: «Великие мудрецы, знающие Веды, отрекаются от мира, и, произнося слог «Ом», входят в браман. Стремясь к такому совершенству, человек должен хранить безбрачие. Я кратко опишу тебе этот путь, с помощью которого можно обрести спасение». Комментарий: «В предыдущем стихе Господь Кришна рекомендовал Арджуне практику чакра-йоги, занимаясь которой человек сосредотачивает жизненный воздух между бровей. Хотя браман един, но у него много разных проявлений. Имперсоналисты, как правило, отождествляют браман с [омкарой], трансцендентным слогом «Ом». В этом стихе Кришна говорит о безличном брамане, в который входят мудрецы, отрекшиеся от мира. В ведической системе образования мальчиков учат произносить слог «Ом» с раннего детства. Живя вашимами духовного учителя и храня безбрачие, они овладевают знанием о безличном брамане. И, таким образом, они постигают два аспекта брамана. Этот метод очень важен для духовного развития ученика. Но в настоящее время вести образ жизни Брахма-ачари, то есть строгого воздержания от половой жизни, практически невозможно. Структура общества в наши дни настолько сильно изменилась, что юношам очень трудно хранить целомудрие. В мире много разных учебных заведений, но нет ни одного, где бы учили принципам Брахма-ачари. Но тому, кто не воздерживается от секса, совершенствоваться в духовной жизни очень сложно. Поэтому Господь Чайтанья провозгласил, что в век Кали единственный способ постичь Всевышнего – это практика бакти-йоги, главным элементом которого является повторение святых имен Бога, Харе Кришна мантры». Таков комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады.

00:05:18 И мы немножечко остановимся на этом моменте. Здесь Прабхупада говорит о ведической культуре и о важности духовного образования в школе, о чем мы говорили в цикле по ведической культуре. К сожалению, в современной культуре практически нет духовного образования. Но в ведической культуре [гуру Кула] давала детям знания в очень практичной форме, и, причем, оно было основано на духовной основе. И основа духовного знания – это понимание, кто мы такие. То есть знание о душе. Мы не есть тело. Ну, и далее, на уже более высокой ступени человек должен научиться понимать цель человеческой жизни, что это не просто какое-то материальное богатство, но это, в конце концов, освобождение из материального рабства.

00:06:11 И в соответствии с ведической культурой, варнашимой, положение человека его качествами, то есть, будь то браман, кшатрии, ваиша или шудра, он получает знание в школе в той или иной степени. Браманы обучались больше всего, меньше кшатрии, и ещё меньше ваиши. И шудры, как правило, обучались у себя дома. Это не так кастовая система, которая сейчас преобладает в Индии, поскольку положение человека в обществе определялось ни его рождением, а его качествами, то есть его реальным, как бы, духовным статусом. И очень важно, что детям давались основы духовного знания. Сейчас, предположим, идет какая-то дискуссия, вводить ли курс «Основы православной культуры». Но в ведические времена духовное знание давалось не в рамках какой-то определённой конфессии, а с научной точки зрения, потому что такие вещи, как, вот, то, что мы отличны от материального тела, это научный факт, это не просто вера, этому есть сотни доказательств. Разумеется, более сокровенной стороной духовного знания является наше взаимоотношение с Верховной личностью Бога, но это, на самом деле, тоже не просто вера. Хотя у Бога много имен, но суть религиозной духовной практики, по сути, одна и та же во всех духовных традициях.

00:07:40 И прошлый раз мы с вами упоминали о книгах Майкла [Кремо] «Запретная археология и [деволюция человека]», которая недавно опубликована была на русском языке. Это серьезные исследования серьезного ученого. И таких ученых сотни, Майкл [Кремо] не один. То есть суть в том, что детям должно даваться какое-то духовное знание, хотя бы основы, вот, именно с такой, внеконфессиональной, с научной, философской точки зрения. Ну, ещё более, конечно, тонкий момент, это квинтесенция всего духовного знания. Эта наука, она о наших взаимоотношениях с господом. Все люди имеют различные взаимоотношения с другими людьми, и, чем более возвышенная личность, тем с большим числом людей у него есть взаимоотношения. Но самая великая личность – это Верховная личность Бога, потому что он имеет взаимоотношения со всеми живыми существами.

00:08:39 Как вы помните, по курсу философии, Господь в виде экспансии сверхдуши – параматмы находится в сердце каждого. То есть, по сути, духовная практика заключается в том, что мы должны развить свои отношения с Богом, вспомнить о них. И один из наиболее распространенных путей – это через медитацию. И в данной системе йоги главным средством обращения к Богу является мантра «Ом», это основа, как бы, всех ведических мантр. Мы будем с вами читать, в 10 главе Кришна говорит: «Из всех мантр я божественная «Ом»». И Харе Кришна мантра – это, как бы, развернутая мантра «Ом». В ней «Ом» содержится в кратком виде. И в этом, по сути, суть ведического знания, поскольку, Бог находится везде, в сердце каждого, человека любой национальности, любого вероисповедования. И, начиная с детского возраста, человек должен учиться, как с ним общаться.

00:09:47 Вся ведическая культура построена на мантрах, во все эпохи, начиная, там, с Сати-юги, Трета-юги, [Двапара-юги], и, наконец, данная эпоха – Кали-юга. И в любой духовной традиции есть вознесение молитв. И молитва – это тоже форма медитации, это наша попытка общения с Господом.

00:10:06 Я приведу небольшой пример из знаменитого произведения Вильяма Шекспира «Гамлет», где есть очень интересный момент, когда после спектакля, который Гамлет устроил для короля и королевы, своей матери, король не выдержал этой сцены убийства, которая была разыграна, это напомнило ему его убийство, которое он совершил, собственного брата. И Клавдий уединяется в каком-то уголке дворца, становится на колени и начинает молиться. И Гамлет, идя в комнату матери, видит его по дороге. Случайно совершенно проходит мимо этого уголка во дворце и видит Клавдия, который стоит на коленях, молится. И у него возникает мысль отомстить ему за убийство отца, но он понимает, что он попал в очень, так сказать, неподходящий момент, когда Клавдий молится Богу. И Гамлет, как бы, проанализировал и решил, что, нет, это не имеет смысла. Если убить его в этот момент, когда Клавдий молится, то он погибнет в момент молитвы обращения к Богу, он обретет духовное спасение, он отправится в рай. И Гамлет проходит мимо. После этого Клавдий поднимается с колен и произносит очень важную фразу: «Слова летят, мысль остается тут. Слова без мыслей к Богу не дойдут». То есть Клавдий, на самом деле, не молился Богу, а он пытался молиться. Он не мог реально, как бы, сосредоточиться на своих молитвах, поскольку, ну, по понятной причине, его жизнь была построена на грехе, на великом грехе братоубийства, ради того, чтоб, значит, получить трон.

00:11:54 И мы должны это понимать, что, на самом деле, Бог не слышит молитвы греховных людей. Обращаться к Богу не так просто, это можно написать об этом книги, можно привести какие-то молитвы, но реально, это доступно только людям. Которые добродетельны, которые находятся в гунне благости, а не те, греховные люди, чья жизнь строится на страданиях других. Это тот небольшой пример из мировой литературы, который иллюстрирует вот эту практику медитации, практику йоги.

00:13:30 Стих 12-ть: «Йог должен полностью прекратить деятельность чувств, закрыв все врата тела, сосредоточив ум на сердце и подняв жизненный воздух в верхнюю часть головы, йог входит в состояние транса». Комментарий: «Чтобы заниматься описанном в этих стихах видом йоги, необходимо, прежде всего, закрыть чувствам доступ к любым удовольствиям. Это называется [пратья хара] – отстранение чувств от их объектов. Йог должен научиться управлять органами чувств: глазами, ушами, носом, языком, органами осязания, и не позволять им действовать, ради собственного наслаждения. Тогда он сможет сосредоточить ум на сверхдуше и поднять жизненную силу в верхнюю часть головы. Это было подробно описано в 6 главе. Но, как уже было сказано, этой практикой невозможно заниматься в нынешний век. Сейчас самым лучшим методом обуздания ума является метод Cознания Кришны. Если, преданно служа Господу Кришне, человек сможет держать ум, сосредоточенным на нем, он естественным образом войдет в состояние духовного транса, и будет находиться в нем постоянно».

00:13:50 Стих 13-й: «Тот, кто неустанно занимается практикой йоги и произносит священный слог «Ом», высшее сочетание букв, и, покидая тело, помнит обо мне, Верховной личности Бога, тот непременно достигнет духовного царства». Комментарий: «Слог «Ом» является безличным звуковым символом Кришны, и он содержится в мантре «Харе Кришна». В Священных писаниях говорится, что в нынешнюю эпоху люди должны повторять именно эту мантру. Преданные господа Кришны попадают на планету Кришны [Неразборчиво]. Те, кто поклоняются Господу в другом облике, попадают на многочисленные планеты вайкунхи в духовном мире, тог, как имперсоналисты достигают безличного сияния [Брахма-джати].

00:14:37 Хочу заметить небольшой интересный момент, что вот эта мантра «Ом», о которой говорится в Ведах, и здесь о ней пишет Кришна в Бхагавад-гите, является, по всей видимости, прообразом Христианского «Аминь» или «Амен». «Ом», на самом деле, читается: «Аоооммм», то есть она состоит из 3-х звуков «Аом». Это очень близко, вот, христианской молитве «Аминь», «Аминь».

00:15:07 Стих 14-й: «О, сын [Притхи]. Тот, кто постоянно помнит обо мне, не забывая ни на мгновенье, сможет легко достичь меня, благодаря его постоянному преданному служению». Комментарий: «Были описаны различные пути йоги, ведущие к освобождению: карма-йога, гьяна-йога и хатха-йога. (ну, здесь Прабхупада имеет в виду медитационную систему йоги, она, как бы, у нас в России, на Западе известна, как хатха-йога). В этих системах йоги есть определённые элементы бакти. Однако, в данном стихе говорится о чистой бакти-йоге, без примеси гьяны, кармы или хатхи. Чистый преданный ничего не желает для себя самого. Только он может обрести истинный покой, которого не смогут найти те, кто стремятся к личной выгоде. Чистый преданный неустанно служит Кришне в одном из его образов. У Кришны есть множество экспансий, воплощений, таких, как Господь Рама и Нарюсимха. И преданный, служа Господу с любовью, может по своему выбору сосредоточить ум на любой из этих трансцендентных форм. Путь бакти-йоги очень чист, идти по нему совсем несложно. Начать можно просто с повторения мантры «Харе Кришна». Всего существует 5 основных типов бакти-йоги. Первое, это [шанта бакта]. То есть это преданное служение в нейтральных отношениях с Господом. Второе, это [дассия], это преданность в отношениях слуги и господина. Затем идет [сакья бакта], то есть это преданность в отношениях с Господом, как с другом. Затем идет [ватсалья раса] – преданность в роли отца или матери господа. И, наконец, [матхурья раса] – это преданность, в которой к Господу относятся, как к своему возлюбленному. Чистый преданный, к какому бы типу он не принадлежал, неустанно служит Господу с трансцендентной любовью и никогда не забывает его. Поэтому он без труда достигает обители Всевышнего. Как чистый преданный ни на мгновенье не забывает господа, так и Господь ни на мгновенье не забывает своего чистого преданного».

00:17:31 И, наконец, стих 15-й: «Придя ко мне, великие души йоги преданные уже никогда не возвращаются в это бренный мир, полный страданий, ибо они достигли наивысшего совершенства». Комментарий: «Временный материальный мир – это место страданий, связанных с рождением, старостью, болезнью и смертью. Поэтому тот, кто достиг высшей ступени совершенства и попал на планету Всевышнего [Неразборчиво], не желает возвращаться обратно. В Ведах говорится, что планету Верховного Господа нельзя увидеть материальным зрением и описать слова, однако, эта планета – высшая цель, к которой стремятся великие души. Они получают трансцендентное знание от преданных, осознавших свою духовную природу и уже не стремятся ни на одну из материальных или даже духовных планет. Их единственное желание – находиться вместе с Кришной и общаться с ним. Это высшая ступень духовного совершенства». Такой комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады.

00:18:42 Мы с вами, в заключение, прочитаем 16-й стих, с которого начнем в следующий раз. Очень красивый стих, и он логично подводит итог вот этому разделу: «Начиная с высшей планеты материального мира и до самой низшей, все являются местом страданий, где повторяется рождение и смерть. Но кто достигает моей вечной обители, о, Арджуна, уже не рождается вновь». Вот. Очень такой, поэтичный и красивый стих. Хотя он внешне кажется немножко трагичным, что «начиная с высшей планеты этого мира и до самой низшей, все являются местом страданий». Но, на самом деле, Кришна говорит, что, кто достигает вечной обители господа, духовного мира, тот обретает вечную жизнь.

00:19:32 На этом я хочу завершить. И прошлый раз было домашнее задание. И, если кто-то прислал ответы, то, я надеюсь, Наталья нам зачитает.
[Ведущая] Ну, вот, писем нет с ответами.
[Критский В.Г.] А я хотел….
[Ведущая] Что, что вы хотели?
[Критский В.Г.] будет какой-то отклик.
[Ведущая] Ну, вот, к нам….
[Критский В.Г.] Новое домашнее задание состоит в том, почему человек должен помнить о Господе в момент смерти? То есть это, как бы, такой, философский вопрос на понимание, на сколько, вот, те мои беседы доходят до слушателей, мне бы очень хотелось знать.

00:20:04 Тогда, может быть, мы подождем 5 минут?
[Ведущая] Хорошо. Ну, я хотела напомнить о том, что в прошлый раз у нас был отзыв. Сразу слушатель написал, как он понимает, почему господь перед нами не открывается. Помните?
[Критский В.Г.] Да, помню. Был один отзыв.
[Ведущая] Вот, я думаю, что…. Один.
[Критский В.Г.] Ну, я надеюсь, что, все-таки, нас слушает не один человек.
[Ведущая] Конечно, не один.

00:20:25 Есть один вопрос у нас. И сейчас я его зачитаю: «Скажите, пожалуйста, почему Прабхупада в комментариях все время называет Бога Кришной?».
[Критский В. Г.] Угу. Да, хорошо. Никаких предложений пока на мои вопросы пока не поступило, я так понимаю.
[Ведущая] Нет.
[Критский В.Г.] Вопрос очень интересный. И Прабхупада, как правило, действительно называет Всевышнего господа Кришной. Согласно Ведам, Кришна – это главное имя Бога, означает, Всепревлекающий. Как мы с вами упоминали, Веды говорят, что у Бога много имен. Один из знаменитых стихов [Неразборчиво], оставленных Господом Чайтаньей, в котором, в котором он говорит, что у господа тысячи и тысячи имен, таких, как Кришна и Говинда. Имя Кришна означает всепревлекающий. И смысл этого имени в том, что Бог является источником всех богатств, всей красоты, знания, силы, славы и отречения, источник всех качеств. Есть разные имена Бога, которые отражают его разные аспекты, и, скажем, в христианской традиции, как правило, называют просто Бог или Господь. Но имя Бог родственно санскритскому «Бах», что означает богатство. И санскритское имя, соответствующее, [Багаван] – обладатель всех богатств. То есть это одно, ещё один из аспектов Бога, что он самый богатый. Все у нас, так сказать, стремятся к богатству, разбогатеть. Это самое, как бы популярное. Сейчас «новые русские». Вот. И, соответственно, Бог – он самый, так сказать, крутой из «новых русских», самый богатый.

00:22:09 Есть другие аспекты, например, другое имя – Вишну. От Вишну идет русское слово «вышний» или «всевышний». И Вишну означает в переводе «всепроникающий», то, что господь – всепроникающий разум, он все, пронизывает все, все творение. Ну, скажем, в мусульманской традиции есть имя Аллах. Я точно не знаю перевода этого имени, но уверен, что есть какой-то перевод и какой-то смысл. Ну, по крайней мере. Вот, мы можем сравнить с…, вот это, имена Бога в ведической и христианской традиции. От имени Кришна, которое индусы произносят часто «Кришта», идет имя «Кристос», латинское «Кристос», от которого наш «Христос». Вот, то есть, фактически Христос тоже происходит из имени Кришна. Вот. Вот это некоторые, такие, лингвистические особенности связи, что имен у Бога много, поскольку у него бесконечное количество качеств. Каждое имя отражает определённое качество Бога. Вот такой, краткий ответ на этот вопрос.

00:23:12 [Ведущая] Вот такого плана вопрос: «Некоторые люди стремятся, зная, что последователи вайшнавизма достаточно грамотные люди и изучающие дополнительно Аюрведу, стремятся все выше и выше, и дальше, и познавать себя, и помогать другим. Тае вот, некоторые атрибуты их одежды или, может быть, даже, там, какие-то прически, и, вот, это заостряет у себя очень сильно некоторые люди. Как может отразиться тот момент, если они будут с точностью копировать их одежды, прически, или же, может быть, стоит обратить внимание на содержимое? То есть на их поведение, на их желание изучать тот или иной материал. То есть на качество характера, а не на внешность».
[Критский В.Г.] Угу. Ну, это тоже очень интересный вопрос. И Прабхупада на эту тему писал, что одежда не самое главное. Это, как бы, внешняя форма, и, конечно, гораздо важнее, это внутренние качества человека, его духовное сознание. Но одежда тоже помогает.

00:24:20 И в этой связи Прабхупада приводил пример военного или полицейского, что, в принципе, человек может исполнять обязанности полицейского в городе и в штатском. Есть определённые полицейские, там, сыщики, которые ходят в обычной, гражданской одежде. Но, если полицейский или милиционер находится в своей форме, то он этим представляет власть, и у него сразу, как бы, меняется статус. Одно дело, к нам подходит человек в каком-нибудь просто, там, плаще или куртке, там, что-то такое, просит какие-то документы предъявить, мы скажем: «А кто Вы такой? С какой стати я вам должен показывать документы?». А если к нам подойдет милиционер в форме, то нам особо-то в голову и не придёт проверять, действительно ли он милиционер, потому что его форма его сразу представляет. То есть форма, хотя не является самым главным, все же, существенна. И Прабхупада в этой связи писал, что военный или полицейский, находящиеся в своей форме, чувствует себя более решительно, потому что он, как бы, его внутреннее состояние соответствует его внешности, внешней форме.

00:25:28 И точно так же в духовной жизни. Хотя внешность преданного – это не самое главное, но есть определённая традиция. И вот эта немножко странная форма, которая не привычна для обычных людей, на самом деле, тоже определённый атрибут духовной жизни. Скажем, то, что мужчины ходят в [доте], это очень такая, легкая и чистая одежда, которую можно регулярно стирать, которая свободная. И она особенно удобна, конечно, в Индии, где жаркий климат. Может, в России, когда холодная погода, она кажется неуместной. Но в Индии вот эта одежда вайшнавов, не только уместна, она очень привычна, её все знают, её все уважают. И точно так же женщины ходят в сари. Это очень красивая, так сказать, вот такая, вот, одежда женская, там нет такой, какой-то, там, юбок или брюк. А женщина, как бы, заворачивается в такую, красивую материю, и она выглядит очень изящной и женственной. И я думаю, это, уж, конечно, нужно спросить у женщин, что женщины в сари тоже имеют соответствующее, как бы, сознание женщины. Но, если женщина ходит в брюках, курит, там, пьет и с мужчинами, там, ругается, то я не думаю, что она чувствует себя женщиной, скорее всего, она пытается, как бы, играть роль мужчины. Ну, по крайней мере, внешне такое впечатление.

00:26:58 То есть одежда, несомненно, накладывает отпечаток на человека, на его сознание. И. когда мы находимся с Индии или на каком-то фестивале, на празднике или в Храме, то многие преданные, даже, вот, придя из дома, переодеваются, вот, в вайшнавскую одежду, в [доте] и в сари. Если мы на улице, то, как правило, преданные ходят в обычной одежде. Вот так я могу ответить.

00:27:23 [Ведущая] А что касается, если это начинающий человек, который сразу начинает копировать внешне какие-то атрибуты? Кто-то говорит сережка в ухе у вайшнавов есть, кто-то бусы на себя навешивает, не зная, что они за собой несут. Такой момент.
[Критский В.Г.] Насчет сережек, я точно не знаю, что представляют собой сережки. Но бусы – это есть. У вайшнавов на шее бусы из [тулуси], это считается священным деревом. Это любимое растение Господа Кришны. И считается, что тот. Кто носит вот эти бусы из [тулуси] до самой смерти, тот уже не попадает в ад. То есть слуги Ямараджа – Бога смерти, не могут забрать, как бы, душу того человека, который, вот, до смерти носит эти бусы [тулуси]. А умереть-то мы можем, на сам деле, в любое время. Вот, по поводу бус.
[Ведущая] Угу.
[Критский В.Г.] Что касается того, что молодые преданные пытаются копировать одежду вайшнавов, я ничего в этом страшного не вижу, может быть, это небольшой фанатизм. Но гораздо лучше фанатизм в духовной жизни, чем фанатизм в материальной жизни, когда ходят в какой-то, там, рваной, драной одежде с какими-то цепями, палками и с какими-то дикими прическами. Вот это, вот, как бы, другая крайность, когда человек пытается быть очень модным, крутым, и, по сути, теряет, вообще, какой-то культурный, человеческий облик. [Неразборчиво], то лучше быть фанатом в духовной жизни.

00:29:00 [Ведущая] Угу. Понятно. Хорошо. Теперь, вот, уже вопросов нет. Напоследок, быстренько гляну, пришел ли нам ответ на тот вопрос, который Вы задавали. Может быть, Вы повторите ещё раз его для наших радиослушателей?
[Критский В.Г.] Значит, домашнее задание на следующий раз – это ответ на вопрос: в чем смысл, почему человек должен помнить о Боге в момент смерти?
[Ведущая] Угу. Вот, у меня есть ответ на Ваш вопрос, который Вы задавали в прошлой передаче.
[Критский В.Г.] Так, давайте.
[Ведущая] Слушатель пишет: «Я думаю, что Господь Кришна не открывается так явно, как этого желали бы очень материалистичные люди, так как он создал этот мир, согласно их желаниям. Если кто-то не может смириться со своей количественной разницей, по сравнению с ним и хочет заменить его вместо Верховного наслаждающего, так и будет, но до тех пор, пока человек не поймет, что в материальном мире существует закон сохранения энергии. И все его ложные радости обратятся в таких же по силе страданиях...
[Критский В.Г.] Угу.
[Ведущая] Угу. Страдания.
[Критский В.Г.] Ну, смысл понятный.
[Ведущая] Но страдания не присущи нашей душе, и поэтому воспринимаются труднее. Господь проявляется во всем. Но не видит этого тот, кто не хочет этого видеть. Простите, если неправильно понял вопрос».

00:30:28 [Критский В.Г.] Спасибо большое. Мне кажется, ответ очень удачный. И я попробую выразить это, ну, в более такой, может быть, краткой, лаконичной форме, что действительно знание о Боге является сокровенным. И об этом в Библии говорится, что много званных, но мало избранных. То есть далеко не всем людям дается возможность узнать о Боге. Большинство людей приходит в материальный мир именно для того, чтоб здесь играть роль Бога. То есть наслаждающегося, контролирующего. И поэтому они ничего не знают о Боге по той простой причине, что просто не хотят ничего о нем знать. И это, по-моему, была мысль, вот, в этом ответе наших радиослушателей. Я с ней согласен. В этом главная причина того, что знание о Боге не является явным, это нельзя прочитать на каждом углу, в любой газете, а человек должен приложить усилия и найти священные писания. И далеко не во всех священных писаниях есть эта информация. Потому что в большинстве священных писаний даются просто какие-то основные моральные принципы, там, «Не убий, не лги, не кради, не прелюбодействуй», которые помогают человеку приблизиться к Богу, являются, как бы, предварительным условием гунны благости, чтоб человек жил благостной, честной жизнью. И, если он в этом преуспеет, тогда уже по милости Бога он получит доступ вот к этому, более сокровенному знанию. И следующая глава Бхагавад-гиты, которая будет после восьмой, 9 глава, как раз, так и называется «Самое сокровенное знание». Так что, вот, таков мой, так сказать, небольшой комментарий.

00:32:12 [Ведущая] Угу. Спасибо большое, Владимир Георгиевич, за интересную лекцию, а также за интересное домашнее задание, которое, я думаю, радиослушатели, все-таки, постараются выполнить и написать нам письма, дабы порадовать Владимира Георгиевича Критского.
[Критский В.Г.] Спасибо.
[Ведущая] Спасибо большое Вам, что были сегодня с нами. До новых встреч.
[Критский В.Г.] До свидания.
[Ведущая] До свидания. Дорогие радиослушатели, вы продолжаете слушать Аюрведа-радио.

00:32:35 [Заставка радио] Аюрведа-радио….

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 05 декабря 2012