Сознание Бога – истинный источник радости

Аюрведа радио - 29 июня 2007
Человек ‒ частица Бога. Почему так важно быть смиренным. Сознание Бога и материальные наслаждения. Истинный источник радости. О контроле над чувствами. Секретная формула мироустройства. Ответы на вопросы. Какие живые существа относятся к категории джива-таттва и шакти-таттва. Чем отличается бхакти-йога от карма-йоги.
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:36:51 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 123 | скачано: 228 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:14 Здравствуйте, дорогие друзья. Мы с вами продолжаем цикл бесед «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”». В эфире Критский Владимир Георгиевич. Мы с вами в прошлый раз начали рассматривать пятую главу, очень интересную, она называется «Карма-санньяса-йога», или «Йога деятельности в отречении». Карма означает деятельность, а санньяса – отречение. Другой возможный перевод, который даётся в книге Бхактиведанты Свами Прабхупады, это «Карма-йога – деятельность в сознании Бога». Она описывает внутреннее состояние человека, занимающегося духовной практикой, посвятившего себя развитию духовного знания.

Человек – частица Бога

00:01:10 И мы в прошлый раз остановились на очень интересном стихе, стихе 16:
ज्ञानेन तु तदज्ञानं येषां नाशितमात्मन: ।
तेषामादित्यवज्ज्ञानं प्रकाशयति तत्परम् ॥ १६ ॥

jñānena tu tad ajñānaṁ
yeṣāṁ nāśitam ātmanaḥ
teṣām āditya-vaj jñānaṁ
prakāśayati tat param

«Когда же человека озаряет знание, рассеивающее тьму неведенья, то оно открывает ему всё, подобно тому, как днём всё освещается солнцем».

00:01:28 И что представляет собой это сокровенное знание? Во-первых, человек осознаёт, что он является маленькой частичкой Верховной Личности Бога, Высшего духа, подобно тому, как солнечный луч является частью огромного солнца. Также то, что фактически всё, что в материальном мире действует не он, а материальная природа. То есть человек только желает, человек предполагает, а Бог располагает.

00:02:05 Вся деятельность совершается гунами материальной природы, о чём мы говорили в предыдущих стихах. И когда человек это понимает, он становится очень спокойным, он понимает, что от него, по сути, мало что зависит. То есть свобода воли человека заключается в том, что он может желать, он может стремиться к чему-то, но исполнять желания может Всевышний Господь посредством гун материальной природы.

00:02:39 То есть, по сути, раскрывается механизм действия материального мира, и аналогичная идея есть в Библии, где Иисус Христос говорит: сами вы не можете сделать даже волоса на голове своей ни белым, ни чёрным.

00:02:59 Ну и, наконец, последнее: человек осознаёт, что это знание можно получить от того, кто полностью развил в себе сознание Бога, и, действуя под его руководством, человек может совершенствоваться в духовной жизни. И мы с вами продолжаем дальше, стих 17, где Господь Кришна начинает подробное описание качеств человека, находящегося в духовном сознании, сознании Бога.

00:03:30 И так, стих 17:
तद्बुद्धयस्तदात्मानस्तन्निष्ठास्तत्परायणा: ।
गच्छन्त्यपुनरावृत्तिं ज्ञाननिर्धूतकल्मषा: ॥ १७ ॥

tad-buddhayas tad-ātmānas
tan-niṣṭhās tat-parāyaṇāḥ
gacchanty apunar-āvṛttiṁ
jñāna-nirdhūta-kalmaṣāḥ

«Когда ум, разум и вера человека сосредоточены на Всевышнем как единственном прибежище, то он обретает полное знание и избавляется ото всех страхов и опасений, и тогда он твёрдо встаёт на путь, ведущий к освобождению».

00:03:52 Стержнем всей «Бхагавад-гиты» является утверждение, что Верховная Личность Бога является высшим аспектом Абсолютной Истины, и главным именем Бога является имя Кришна, означающее Всепривлекающий, то есть Господь Кришна является высшей реальностью. И тот, чей ум, разум и вера отданы служению Господу, кто ему предался, то есть развил в себе сознание Бога, без сомнения, очищается от всей материальной скверны и обретает совершенное знание.

Почему так важно быть смиренным

00:04:32 Стих 18, очень интересный.
विद्याविनयसम्पन्ने ब्राह्मणे गवि हस्तिनि ।
श‍ुनि चैव श्वपाके च पण्डिता: समदर्शिन: ॥ १८ ॥

vidyā-vinaya-sampanne
brāhmaṇe gavi hastini
śuni caiva śva-pāke ca
paṇḍitāḥ sama-darśinaḥ

«Смиренный мудрец светом истинного знания равно видит учёного благородного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда».

00:04:47 Собакоедом в Индии называют низший класс неприкасаемых, которые вне кастовой системы варнашрамы. Возникает вопрос, почему здесь употребляется слово «смиренный мудрец». Дело в том, что смирение – важнейшее качество духовной жизни. Есть такое древнее изречение мудреца Насира Хосрова: «Украшен разум скромностью обычно, и простотой украшено величие».

00:05:19 И, кстати, в Библии есть аналогичное изречение, в Нагорной проповеди: блаженны нищие духом. Я много лет думал, что это значит: нищий духом. Потому что, может возникнуть такое мнение, что это духовно бедные люди. Блаженны – счастливы. На самом деле, конечно, имеется в виду, люди негордые, люди смиренные, у которых нет гордыни.

00:05:50 И человек, который сознаёт Бога, не проводит разграничения между разными типами живых существ, хотя они принадлежат к разным формам жизни или же являются представителями разных каст, сословий. Для учёного-трансценденталиста эти телесные различия не имеют особого значения, поскольку он видит единую духовную сущность и то, что Господь как Высшая Душа пребывает в сердце каждого.

00:06:25 Стих 19.
इहैव तैर्जित: सर्गो येषां साम्ये स्थितं मन: ।
निर्दोषं हि समं ब्रह्म तस्माद्‍ब्रह्मणि ते स्थिता: ॥ १९ ॥

ihaiva tair jitaḥ sargo
yeṣāṁ sāmye sthitaṁ manaḥ
nirdoṣaṁ hi samaṁ brahma
tasmād brahmaṇi te sthitāḥ

«Те, чей ум всегда остаётся неизменным и невозмутимым, уже победили рождение и смерть, став совершенными как брахман. Они уже достигли уровня брахмана».

00:06:44 То есть духовного совершенства, брахман на санскрите означает дух. Как мы говорили раньше, если ум человека находится в состоянии покоя, то он достиг осознания своей духовной сущности. Мы в этой связи приводили пример с озером: когда озеро спокойно, то вода прозрачна и можно видеть всё, что находится на дне. И поэтому человек, который поднялся на этот уровень, фактически вырвался из материального рабства, то есть круговорота рождения и смерти. Пока же живое существо отождествляет себя с телом, оно находится в обусловленном состоянии, но, осознав свою истинную сущность, оно достигает состояния покоя и освобождается из материального плена.

00:07:36 Стих 20:
न प्रहृष्येत्प्रियं प्राप्य नोद्विजेत्प्राप्य चाप्रियम् ।
स्थिरबुद्धिरसम्मूढो ब्रह्मविद्‍ब्रह्मणि स्थित: ॥ २० ॥

na prahṛṣyet priyaṁ prāpya
nodvijet prāpya cāpriyam
sthira-buddhir asammūḍho
brahma-vid brahmaṇi sthitaḥ

«Человек, который не восторгается от счастья и не скорбит от неудачи, кто твёрд разумом и не подвержен иллюзии, кто сведущ в науке о Боге, уже находится на трансцендентном уровне».

00:07:56 Тоже очень красивый стих, как вообще вот эти стихи пятой главы. Он может показаться немножко сложным, его нужно ещё раз внимательно послушать, я его даже могу ещё раз прочитать. «Человек, который не восторгается от счастья и не скорбит от неудачи, твёрдый разумом и не подверженный иллюзии, кто сведущ в науке о Боге, находится на трансцендентном уровне». Здесь перечисляются признаки, по которым можно узнать человека, достигшего духовного самоосознания. Главный из них заключается в том, что человек не подвержен материальной иллюзии, которая заставляет обусловленного человека считать тело своей сущностью. Поэтому он не радуется приобретениям и не скорбит о потерях, связанных с материальным телом.

Сознание Бога и материальные наслаждения

00:08:53 Стих 21.
बाह्यस्पर्शेष्वसक्तात्मा विन्दत्यात्मनि यत्सुखम् ।
स ब्रह्मयोगयुक्तात्मा सुखमक्षयमश्न‍ुते ॥ २१ ॥

bāhya-sparśeṣv asaktātmā
vindaty ātmani yat sukham
sa brahma-yoga-yuktātmā
sukham akṣayam aśnute

«Такого освобожденного человека уже не прельщает материальное наслаждение, он постоянно пребывает в трансе, черпая блаженство внутри себя. Такой человек, осознавший свою сущность, наслаждается беспредельным счастьем, ибо его ум сосредоточен на Всевышнем».

00:09:16 Очень интересно, что значит человека не прельщают материальные наслаждения. Все люди, на самом деле, к этому стремятся. Один мудрец, Ямуначайя (он жил давно, примерно тысячу лет назад, в Индии), говорил: «С той поры, как я стал заниматься трансцендентным, любовным служением Господу, черпая всевозрастающее блаженство, стоит мне подумать о сексуальных наслаждениях, как на моём лице появляется гримаса, и я с отвращением сплёвываю». То есть тот, кто достиг сознания Бога, настолько поглощен своим служением, что у него пропадает вкус к материальным удовольствиям, из которых самым высшим является сексуальное. Вокруг него вращается весь мир. Но человек, занятый деятельностью в сознании Бога, работает с огромным энтузиазмом, не стремясь к таким плотским удовольствиям, но, напротив, избегая их.

00:10:24 Это является критерием его уровня духовного развития. Есть интересная фраза в Ведах (Йога-сутре), там говорится: «Кто понапрасну тратит своё семя, призывает собственную смерть, кто же бережет своё семя, обретает долгую, счастливую жизнь». То есть семя, половая энергия человека, это настолько сильная, настолько концентрированная энергия, что если человек тратит её понапрасну, он сокращает свою жизнь. Он растрачивает свою жизненную силу. И поэтому Веды рекомендуют секс только в браке, так же как в Библии есть заповедь не прелюбодействуй.

00:11:18 Стих 22.
ये हि संस्पर्शजा भोगा दु:खयोनय एव ते ।
आद्यन्तवन्त: कौन्तेय न तेषु रमते बुध: ॥ २२ ॥

ye hi saṁsparśa-jā bhogā
duḥkha-yonaya eva te
ādy-antavantaḥ kaunteya
na teṣu ramate budhaḥ

«Разумный человек никогда не стремится к наслаждениям через материальные чувства, что является источником страданий. О сын Кунти, подобные наслаждения имеют начало и конец, поэтому мудрый не находит в них никакого удовлетворения».

00:11:42 Материальные удовольствия связаны с материальными чувствами, которые являются такими же временными, как и само тело. Того, кто достиг духовного сознания, не интересуют такие временные вещи. И поэтому тот, кто познал вкус трансцендентного блаженства, не стремится к иллюзорным материальным удовольствиям. В Ведах, в «Падма-пуране», говорится: «Для йогов Абсолютная Истина является источником беспредельного блаженства. Поэтому высшую Абсолютную Истину, личность Бога, называют так же Рама». Это одно из имён Бога, означающее дающий духовное блаженство.

00:12:31 Таким образом, истинные йоги, транцеденталисты, не стремятся к чувственным удовольствиям, которые обрекают человека на вечное прозябание в плену материальной жизни. Чем сильнее привязанность человека к материальным наслаждениям, тем больше ему придётся страдать в материальном мире.

00:12:52 Стих 23:
शक्न‍ोतीहैव य: सोढुं प्राक्शरीरविमोक्षणात् ।
कामक्रोधोद्भ‍वं वेगं स युक्त: स सुखी नर: ॥ २३ ॥

śaknotīhaiva yaḥ soḍhuṁ
prāk śarīra-vimokṣaṇāt
kāma-krodhodbhavaṁ vegaṁ
sa yuktaḥ sa sukhī naraḥ

«Если до оставления своего тела человек способен сдержать побуждения материальных чувств и обуздать силу желаний и гнева, то он достиг йоги и обретает счастье уже в этом мире».

00:13:12 Очень интересный момент. Если до оставления своего тела человек способен сдержать побуждения материальных чувств и обуздать силу желания и гнева…. Понятно, что обуздать свои чувства не так просто, но по крайней мере человек должен сделать это перед окончанием своего материального бытия, хотя бы в конце жизни, и для того чтобы научиться этому, нужно следовать этому, учиться этому следовать всю жизнь. В этом, по сути, назначение человеческой культуры, человеческой цивилизации.

Истинный источник радости

00:13:58 Стих 24:
योऽन्त:सुखोऽन्तरारामस्तथान्तर्ज्योतिरेव य: ।
स योगी ब्रह्मनिर्वाणं ब्रह्मभूतोऽधिगच्छति ॥ २४ ॥

yo ’ntaḥ-sukho ’ntar-ārāmas
tathāntar-jyotir eva yaḥ
sa yogī brahma-nirvāṇaṁ
brahma-bhūto ’dhigacchati

«Тот, кто счастлив и активен, и радостен в самом себе, чей взор устремлён в глубь себя, является поистине совершенным йогом. Он обретает освобождение и в конечном итоге достигает Всевышнего».

00:14:19 До тех пор пока человек не откроет в себе самом источник радости и счастья, он не сможет отказаться от внешней материальной деятельности, которая приносит только временное, иллюзорное счастье. Но человек, который достиг духовного освобождения, испытывает подлинное, духовное, счастье. И он может сидеть в каком-то месте и наслаждаться своей внутренней жизнью, и в таком состоянии он уже не желает внешнего, материального, наслаждения. И достигнув этого уровня, человек способен вернуться обратно домой, к Богу.

00:14:57 Стих 25:
लभन्ते ब्रह्मनिर्वाणमृषय: क्षीणकल्मषा: ।
छिन्नद्वैधा यतात्मान: सर्वभूतहिते रता: ॥ २५ ॥

labhante brahma-nirvāṇam
ṛṣayaḥ kṣīṇa-kalmaṣāḥ
chinna-dvaidhā yatātmānaḥ
sarva-bhūta-hite ratāḥ

«Тот, кто поднялся над двойственностью, проистекающей из сомнений, чей ум погружен внутрь себя, кто всегда занят деятельностью на благо других и свободен ото всех грехов, достигает духовного освобождения».

00:15:22 Если человек полностью развил в себе сознание Бога, то он способен заниматься деятельностью на благо всех. Тот, кто осознал, что Всевышний Господь Кришна является источником всего сущего, способен действовать на благо других. Причиной страдания людей кроется в забвении своих извечных отношений с Господом, который является высшим наслаждающимся, владыкой всего сущего и другом каждого живого существа. Поэтому деятельность, направленная на то, чтобы возродить в человеческом обществе подобное духовное сознание, является высшей благотворительной деятельностью, и заниматься ей может только тот, кто достиг сознания Бога.

О контроле над чувствами

00:16:13 Стих 26:
कामक्रोधविमुक्तानां यतीनां यतचेतसाम् ।
अभितो ब्रह्मनिर्वाणं वर्तते विदितात्मनाम् ॥ २६ ॥

kāma-krodha-vimuktānāṁ
yatīnāṁ yata-cetasām
abhito brahma-nirvāṇaṁ
vartate viditātmanām

«Тот, кто освободился от гнева и материальных желаний, достиг самоосознания, обуздал свой ум и прилагает все усилия, чтобы достичь совершенства, в скором времени получит духовное освобождение».

00:16:42 Каждая обусловленная душа стремится наслаждаться плодами своего труда. И это стремление настолько глубоко пустило корни, что даже великие мудрецы испытывают трудности, пытаясь обуздать свои желания, и прилагают к этому огромные усилия.

00:17:01 Есть очень известная история из русской классики, рассказ Льва Николаевича Толстого «Отец Сергий». Я напомню, в ней рассказывается о молодом, блестящем офицере, дворянине, князе Касатском. Он провёл бурную молодость, затем он поступил на военную службу и служил в Императорском полку, был приближенным императора. И он полюбил девушку, которая была фрейлиной при дворе императрицы. И в то же самое время он обожал императора, Николая Первого, который был его идеалом. И вот в один прекрасный день он узнаёт, что его девушка, которую он считал идеалом чистоты, была в своё время любовницей императора. Это вызвало в нём огромное потрясение, и он отрёкся от своей материальной жизни, оставил службу и ушел в монастырь, а вскоре принял монашеский сан и имя отец Сергий.

00:18:32 Он много лет очень серьезно занимался духовной практикой, и однажды возник очень интересный момент, когда его испытывала материальная иллюзия, майя. Он находился в своей келье, была глубокая ночь, лил дождь, и мимо проезжала тройка с какими-то молодыми людьми, которые его знали, и среди них была светская красавица. И она заключила пари со своими друзьями, что она сможет обольстить бывшего князя, теперь отца Сергия. И она пришла к нему в келью посреди ночи, постучалась и попросила пустить её переночевать, потому что была непогода, дождь.

00:19:23 Отец Сергий открыл ей, пустил её, она устроилась и, поскольку она промокла до нитки, стала снимать с себя сырую одежду, платье, не стесняясь отца Сергия. Ну и, поскольку отец Сергий, бывший князь Касатский, был ещё человеком достаточно молодым, он понял, что находится на грани падения, что, скорее всего, это всё подстроено и она хочет обольстить его. Он вышел в переднюю, взял топор и отрубил себе палец руки. То есть он решил спасти себя, свою душу, ценой пальца.

00:20:21 То есть он вызвал, естественно, нестерпимую боль, замотал свой палец краешком своей одежды, и эта красавица в это время как раз звала его, что-то хотела от него, попросить воды или чего-то ещё, еды. И она увидела, что у него из пальца хлещет кровь, палец замотан одеждой. Она всё поняла, и, к чести для неё, устыдилась, быстро оделась и ушла. Она поняла, насколько этот человек решителен, насколько он целеустремлён, что он пошёл на такую жертву, отсёк свой палец, чтобы не поддаться искушению.

00:21:17 После этого, прошли годы, и уже в другой, более, казалось бы, невинной ситуации, всё же отец Сергий не выдержал, когда к нему привели купеческую дочку, молодую девушку двадцати лет, которая была не такой уж большой красавицей, но достаточно чувственной. Она, скажем так, очень невинно и очень просто взяла его руку и прислонила к своей груди. В общем, отец Сергий не выдержал, поддался её чарам, провел с нею ночь. После этого он раскаялся, отказался полностью от жизни даже в своей келье и ушел странствовать.

00:22:03 Это очень интересный пример, описанный великим русским писателем, гением русской классической литературы. Он очень ярко описал эту проблему контроля чувств: даже для выдающихся личностей, которые получили хорошее образование и воспитание, эти соблазны материальной природы бывают очень сильны, и человек не всегда способен их сдержать. Но, как здесь Кришна говорит, он должен стремиться к этому, и если он сумеет достичь такого самообладания хотя бы к концу жизни, то он возвращается обратно домой, обратно к Богу.

Секретная формула мироустройства

00:22:50 И, наконец, мы с вами рассмотрим последний стих этой главы. Стих 29:
भोक्तारं यज्ञतपसां सर्वलोकमहेश्वरम् ।
सुहृदं सर्वभूतानां ज्ञात्वा मां शान्तिमृच्छति ॥ २९ ॥

bhoktāraṁ yajña-tapasāṁ
sarva-loka-maheśvaram
suhṛdaṁ sarva-bhūtānāṁ
jñātvā māṁ śāntim ṛcchati

«Человек, полностью развивший в себе сознание Бога, который постиг Меня как владыку всех жертвоприношений и аскез, как Верховного Господа всех планет и полубогов, благодетеля и доброжелателя всех существ, такой человек достигает мира и избавляется от материальных страданий».

00:23:26 Во-первых, Кришна откровенно называет себя здесь Верховной Личностью Бога, владыкой всех жертвоприношений, Господом всех планет и полубогов и доброжелателем всех существ. И если йог, преданный, понимает это, обретает это знание, то он избавляется от всех материальных страданий.

00:23:53 Мы с вами прочитаем комментарии духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады. «Обусловленные души, томящиеся в плену иллюзорной энергии, стремятся обрести мир и покой в материальном мире, но им неизвестна формула мира, раскрытая в этой части «Бхагавад-гиты». Эта формула проста и величественна. Плодами всех наших действий наслаждается Господь Кришна. Всё, что у нас есть, необходимо использовать в служении Господу, поскольку он владыка всех планет и управляющих ими полубогов. Нет никого, кто мог бы превзойти Господа в его величии, но, пребывая в иллюзии, живые существа пытаются утвердить своё господство над окружающим миром, хотя сами находятся во власти материальной энергии. Господь же является повелителем материальной природы, а обусловленные души вынуждены подчиняться её законам. Пока люди не поймут эти простые истины, они никогда не достигнут мира и покоя, в этом заключается суть философии Вед. Достигнуть полного умиротворения можно только развив в себе сознание Бога».

00:25:10 Вот такой комментарий к этому стиху дал духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада, который подводит итог этой главы, пятой главы «Карма-йога – деятельность в сознании Бога», которая рассказывает о духовной деятельности человека, о внутреннем состоянии, о сознании такого человека, который понимает свои взаимоотношения с Высшей, Абсолютной, Истиной, с Верховным Господом Кришной, и понимает, что он как чистая душа является неотъемлемой частичкой Господа и его вечным слугой. Если же человек пытается утвердить своё господство над материальной иллюзией, майей, то он попадает в её царство, то есть в материальный мир, где претерпевает всевозможные страдания, пытаясь удовлетворить потребности своего тела. Но, посвятив себя преданному служению Господу, живое существо постепенно возвращается к духовной реальности, и чем человек дальше продвигается по этому пути, тем меньше он зависит от материальной природы.

00:26:21 Таким образом, мы с вами закончили рассматривать пятую главу «Бхагавад-гиты» «Карма-йога» – деятельность в сознании Бога». Следующая, шестая, глава называется «Дхьяна-йога», или «Йога медитации». У нас с вами будет небольшой перерыв, примерно на месяц, потому что я уезжаю в другой город. И в следующий раз у нас будут лекции где-то в начале августа, об этом будет объявлено в программах передач. И мы начнем её с шестой главы. Она посвящена этой медитационной системе йоги, или дхьяна-йоге, которая достаточно широко известна в этом мире. В неё входят такие элементы, как асана, или хатха-йога, пранаяма, или йога дыхательных упражнений. И, на самом деле, это тоже определённый этап, определённый путь духовного развития, духовного совершенствования, поэтому для нас будет очень интересно посмотреть, каким образом метод карма-йоги, или деятельности в преданном служении, соотносится с вот этой так называемой классической йогой, или аштанга-йогой. Это, как я уже говорил, будет следующая наша передача, следующая лекция, где-то в начале августа. На этом я хочу закончить, и вы можете присылать нам свои вопросы.

Ответы на вопросы

Какие живые существа относятся к категории джива-таттва и шакти-таттва?

00:28:36 [Ведущая] И так, я зачитываю вопрос, вопрос такой: «Скажите пожалуйста, что это за живые существа, относящиеся к категории джива-таттва и шакти-таттва».

00:28:50 Хорошо. Значит, джива-таттва. Слово джива на санскрите означает душа, и, кстати, от слова джива происходит русское слово живой. И все живые существа, которые находятся в материальном мире, будь то в телах людей, животных и растений, относятся к этой категории джива-таттва. То есть это индивидуальные их души, говоря русским языком. Это достаточно просто. Что касается шакти-таттвы, то здесь немножко сложнее. Если вы помните, основные категории философии Веданты – это, во-первых, Абсолют, или Брахман, который является источником всего сущего. Из этого Брахмана появляются различные энергии. Энергии, с одной стороны, материальные, с другой стороны – духовные. Вот духовные энергии делятся на две большие категории: вишну-таттва и шакти-таттва.

00:30:04 То есть вишну-таттва это, как бы, мужское начало, это личности, экспансии Верховной Личности Бога, которые обладают всеми потенциями Господа, и о которых говорится в ведической литературе. Шакти – это женское начало, или женские энергии, которые служат Господу, которые находятся у него в подчинении. И, согласно Ведам, существуют различные категории живых существ, находящихся в духовном мире, которые находятся в отношениях дружеских, родительских, братских и в отношениях супружеских. И шакти-таттва – это те живые существа, которые находятся именно в отношениях любовных, супружеских. То есть, можно сказать, женщины духовного мира. И к ним относятся богиня процветания Лакшми, затем гопи, пастушки Вриндавана, и самый главный из всех шакти-таттв – это Шримати Радхарани, возлюбленная Господа Кришны. Вот так кратко я могу ответить на этот вопрос. Это достаточно сложные категории философии, приблизительно я постарался объяснить. Шакти – это души, имеющие женскую природу.

00:31:55 [Ведущая] Просто, видимо, один из наших радиослушателей прочитал литературу, где это упоминалось. И сейчас я хочу ещё раз напомнить о том, что вы можете звонить на наш номер 8 909 933 77 09 или присылать смс, задавать вопросы в формате писем или писать в чат сообщений в скайп. А я думаю, что мы можем объявить небольшую музыкальную паузу, дабы подождать вопроса. Как вы думаете, Владимир?

00:32:31 [Критский В.Г.] Конечно.

00:32:32 [Ведущая] Хорошо. Итак, небольшая музыкальная пауза. Мы ждем ваших вопросов.

Чем отличается бхакти-йога от карма-йоги?

00:32:42 [Ведущая] Итак, мы продолжаем и у нас есть еще один вопрос: Чем отличается бхакти-йога от карма-йоги?

00:32:50 Угу, Понятно. Вопрос очень интересный. Как вы помните, глава, которую мы только что закончили, называется «Карма-йога – деятельность в сознании Бога». И также была ещё третья глава «Бхагавад-гиты», которая называлась просто «Карма-йога». Слово карма в переводе означает деятельность, а бхакти означает преданность или любовь. То есть эти два этапа, карма-йоги и бхакти-йоги, являются различными ступеньками лестницы йоги.

00:33:32 Те главы «Бхагавад-гиты», которые мы с вами изучили, с первой по пятую, и иногда к ней также относят шестую главу, называется в целом «Карма-йога». Суть в том, что это этап духовной жизни, когда вы ещё направляете максимальное внимание на свою внешнюю, материальную, деятельность, карму. Вы знаете, что карма – это действие, а бхакти уже означает некое внутреннее состояние, то есть когда вы ощущаете свою связь с Богом, ощущаете какие-то чувства, что Он вас знает, Он вас любит, Он каким-то образом отвечает на ваши желания, и у вас, естественно, появляется ответное чувство, которое может побуждаться различными вещами, какими-то событиями вашей внешней жизни или, может быть, каким-нибудь прекрасным пением, восхваляющим Бога, какими-то мантрами или очень красивыми божествами в храме.

00:34:55 То есть бхакти-йога – это уже более высокий этап духовной жизни, когда вы уже не полагаетесь только на карму, то есть на материальную деятельность, когда вы способны нести своё служение из чистой, любовной, спонтанной привязанности к Богу. Или вы можете, например, молиться или в каком-то трансцендентном состоянии общаться, Господь может вам явиться, вы можете беседовать с Ним.

00:35:33 Вот это уже более высокий этап, который для нас пока не очень реален, но как бы там ни было, так это объясняется в священных писаниях. Tсть такая книга «Нектар преданности», написанная Бхактиведантой Свами Прабхупадой, где подробно описываются этапы преданного служения. Так кратко я могу ответить на этот вопрос об отличиях бхакти-йоги от карма-йоги.

00:35:57 [Ведущая] Наши телефоны молчат, радиослушателям всё понятно. Спасибо вам большое за лекцию и за ответы на вопросы. Всего доброго!

00:36:11 [Критский В.Г.] Я хочу ещё раз напомнить, что следующая наша лекция состоится примерно через месяц, сейчас мы закончили пятую главу, вот этот большой раздел карма-йоги. По определённым причинам я должен уехать и вернусь примерно через месяц.
[Ведущая] Хорошо, да, вы уже об этом говорили, спасибо вам, до свидания.
[Критский В.Г.] До свидания.

транскрибирование: Денис Дворинович | 25 января 2013
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 16 ноября 2021