Глава 7 стихи 7-14

Аюрведа радио - 12 октября 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:37:45 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 226 | скачано: 176 | избрано: -1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 В объятьях прекрасного. Аюрведарадио.
[Ведущая]: Владимир Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии, и всё это в прямом эфире на волнах Аюрведа радио. Добрый день, Владимир Георгиевич!
[Критский В.Г.]: Здравствуйте, Наталья!
[Ведущая]: Здравствуйте!
[Критский В.Г.]: Тогда давайте начинать.
[Ведущая]: Давайте.
[Критский В.Г.]: Дорогие друзья, мы продолжаем наш цикл бесед «Обзор систем йоги по Бхагават-гите». Я напоминаю, что в прошлый раз мы с вами начали рассматривать седьмую главу под названием «Знание об Абсолюте», и последний стих, на котором мы с вами закончили, был седьмой стих. «О, завоеватель сокровищ, нет истины выше меня. Всё сущее покоится на мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить». Итак, в седьмой главе мы приступили к изучению сокровенного знания о всепроникающей природе абсолютной истины - Верховной личности Бога. И что такое Абсолютная истина? Испокон веков учёные философы спорят, является ли абсолютная истина личностью или нет, и в Бхагават-гите неоднократно говорится о том, что абсолютная истина – это Верховная личность Бога, Кришна. И, в частности, эти стихи доказывают, что абсолютная истина является личностью.

00:01:45 Современная культура имеет довольно-таки противоречивый характер. В ней, по сути, нет понятия абсолютной истины и абсолютной реальности и всё материальное знание предназначено для того, чтобы сделать нашу жизнь в материальном мире комфортной, но духовное, трансцендентное знание – это переход в иную, вечную реальность. Либо мы соглашаемся, что мы тело и всё должно закончится с его смертью, либо допускаем, что существует иная, высшая природа, которая находится вне нашего восприятия, которая трансцендентна по отношению к материальной энергии. Это природа души. И духовная природа является, по сути, такой же реальностью, как и материальная. И доказательством являемся мы сами, наш ум, наши чувства, сознание и так далее – всё это нематериальная энергия. Всё это духовная, трансцендентная природа. И Веды, по сути, - это синтез духовного и материального знания. В Ведах имеется также огромная информация о материальном мире – это Аюрведа, астрология, Васту шастра, Камасутра, но главной частью Вед, конечно, является духовное знание, и суть этого знания излагается в Бхагават-гите. То есть, ведическое знание уникально, оно даёт нам путь познания абсолютной реальности.

00:03:29 Итак, седьмой стих я ещё раз прочитаю. «О, завоеватель сокровищ, нет истины выше меня. Всё сущее покоится на мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить». Это слова Кришны, Верховной личности Бога. Стих восьмой: «О сын Кунти, я – вкус воды, я – свет солнца и луны, я – слог ОМ в ведических мантрах, я – звук в эфире, я – талант в человеке». В этих стихах даётся описание, как абсолютная истина проявляет себя в материальном мире. Мы узнаем, как Всевышний Господь, посредством своих энергий, пронизывает всё сущее. На начальном этапе духовного пути Господа познают в образе его многообразных энергий, то есть в его безличном аспекте. Подобно тому, как присутствие солнца можно ощутить через его вездесущую энергию – солнечный свет, так и присутствие Всевышнего можно ощутить через его энергию, которая пронизывает всё творение. Итак, Кришна говорит: «Я - вкус воды». Что такое вкус? С научной точки зрения – это некое взаимодействие молекул вещества с вкусовыми рецепторами на языке. В результате какие-то электрические импульсы посылаются в мозг. По сути это то, что нам может сказать современная наука. Но как объяснить само ощущение вкуса?

00:05:11 В мире идут миллионы химических реакций, в которых участвуют миллиарды молекул, но далеко не всегда возникает вкус. Это способность именно живого существа – сознание. И, как мы с вами уже изучали, сознание имеет 4 уровня, 4 аспекта – это чувственный уровень, чувственное восприятие, ум, разум и духовный уровень, сама душа. И самый первый, начальный уровень сознания – это чувственное восприятие. Кришна начинает именно с этого. Он говорит «Я – вкус воды». И дальше он говорит: «Я – свет солнца и луны». И то же самое, что мы говорили в отношении вкуса, можно сказать и о восприятии света. Мы можем формально описать воздействие, которое оказывают лучи света на палочки и колбочки на нашей сетчатку глаза, но мы не можем понять или описать возникновение самого зрительного образа. Я прочитаю отрывок из комментария духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады. «Солнечный и лунный свет – это тоже энергия Господа, поскольку их изначальным источником является, согласно Ведам, безличное сияние Господа, называемое брахмаджоти. Звук ОМ или омкара – это трансцендентный звук, с которого начинается каждый ведический гимн. Это форма обращения к Верховному Господу.

00:06:48 Имперсоналисты, которые не считают абсолютную истину личностью, боятся обращаться к Господу через одно из его бесчисленных имён и поэтому предпочитают произносить слог ОМ. Но они не понимают, что ОМ – это звуковое воплощение Бога. Наука сознания Бога вмещает в себя всё. И тот, кто постиг эту науку, необычайно удачлив. Люди, не знающие Господа Кришну, находятся во власти иллюзии, поэтому знание о Боге означает освобождение, а забвение о нём – это обречение себя на рабство в материальном мире». Стих 9-й. Кришна продолжает: «Я – изначальный запах земли. Я – жар огня. Я – жизнь во всём живущем. Я – епитимья всех аскетов». В материальном мире всё обладает своим запахом, будь то цветок, земля, вода, воздух. И изначальный чистый запах, который пронизывает всё сущее – это тоже энергия Кришны. Точно также у всего мира есть свой неповторимый вкус, который может измениться, если добавлять какие-то другие вещества. Таким образом, каждое вещество обладает определённым запахом и вкусом.

00:08:22 Другая мистическая субстанция, о которой говорит здесь Кришна – это огонь. «Я – жар огня». Без огня невозможна деятельность фабрик и заводов. Без огня невозможно готовить пищу, и огонь – тоже проявление энергии Кришны. Согласно ведической медицине, несварение желудка возникает в результате понижения температуры в желудке, так что огонь необходим также для переваривания пищи. Человек, обладающий сознанием Бога, понимает, что земля, вода, огонь, воздух – это химические элементы и их отличительные свойства существуют только благодаря воздействию энергии Бога. Продолжительность жизни человека также зависит от Господа. По милости Бога можно продлить себе жизнь, но можно также её сократить. Таким образом, сознание Бога приложимо во всех сферах жизни. Стих 10-й. «О, сын Притхи, знай, что я – изначальное семя всего сущего, я – разум мудрого и я - сила могучего». Итак, здесь Господь Кришна говорит, что он является семенем всех видов жизни. Есть научные эксперименты, в которых учёные выращивают ребёнка в пробирке, а не во чреве матери. И ученые этим очень гордятся, говоря, что они способны создать жизнь искусственно. На самом деле, конечно, учёные не способны создать жизнь. Они берут уже оплодотворённую яйцеклетку, помещают её в питательную среду. Эта яйцеклетка начинает развиваться благодаря тому, что в ней находится живое существо – джива, находящаяся в этой оплодотворённой яйцеклетке. Ни один учёный не способен создать ни яйцеклетку, ни семя, ни сперматозоид, в котором находится душа.

00:10:37 Вот комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «В мире великое множество разнообразных существ, как движущихся, так и неподвижных: птицы, звери, люди, другие существа относятся к числу движущихся, а деревья и другие растения, которые находятся на одном месте - к числу неподвижных. Каждое живое существо принадлежит к одной из 8 400 000 форм жизни. Они из них наделены способностью двигаться, другие нет. Но, в любом случае, Кришна является семенем жизни каждого из них. В Ведах говорится, что брахман или высшая абсолютная истина – это источник всего сущего. Он также источник всего разума. Человек, который не имеет разума, пытается обрести счастье и покой в этом мире без Бога. Он не способен постичь Верховную личность Господа – Кришну». Стих 11-й, Кришна продолжает: «Я – сила сильного, свободная от страсти и желания, я - благая жизнь, не противоречащая законам религии, о предводитель Бхаратов». Комментарий: «Согласно Ведам, сильный должен использовать свою силу, чтобы защищать слабых, а не для того, чтобы притеснять других. Половая жизнь, согласно законам религии, предназначена для зачатия детей, а не для какой-либо иной цели. Родители должны воспитывать своих детей в сознании Бога».

00:12:26 Стих 12-й: «Знай, что все состояния бытия, будь то благость, страсть или невежество, созданы моей энергией. В некотором смысле, я есть всё, но, в то же время, я полностью независим. Я неподвластен гунам материальной природы». Комментарий Бхактиведанты Свами: «Любая материальная деятельность в этом мире находится под влиянием трёх гун материальной природы, но Верховный Господь Кришна неподвержен влиянию гун, ибо он является их источником. К примеру, действие законов, которые издаёт царь, распространяется на всех его подданных, но не на него самого. Точно так же материальные гуны: благость, страсть и невежество – это три уровня сознания в материальном мире исходят из Верховного Господа, но сам он не подчиняется законам материальной природы. Это одно из отличительных свойств Верховной личности Бога». Стих 13: «Введённый в заблуждение тремя гунами материальной природы, весь мир узнает меня, стоящего над гунами и неисчерпаемого».

00:13:49 Комментарий: «Весь мир околдован тремя гунами материальной природы. Те, кто находятся под их влиянием, не понимают, что Верховный Господь Кришна – это высшая абсолютная истина и он трансцендентен к материальному миру. Каждое живое существо, подвластное материальной природе, обладает определённым типом тела, а также психическими и физиологическими особенностями, определяющими характер его деятельности. Люди, действующие под влиянием трёх гун делятся на 4 класса: людей в гуне благости называют брахманами – это наиболее чистая гуна. Людей в гуне страсти, преобладающих в материальном мире, называют кшатриями. Она побуждает всех к материальной деятельности ради плодов. Тех, кто находится под смешанным влиянием гун страсти и невежества, называют вайшьями, а людей, находящихся под влиянием гуны невежества – шудрами. Ниже их находятся животные, а также люди, ведущие животный образ жизни. Впрочем, принадлежность к этим группам не является постоянной. Кем бы я ни был в этой жизни: брахманом, кшатрием, вайшьей или шудрой, моя нынешняя жизнь не будет длиться вечно. Но, хотя наша жизнь временна, и мы не знаем когда она закончится, кем мы будем в следующей жизни, мы околдованы иллюзорной энергией и отождествляем себя с материальным телом, и считаем себя американцами, индийцами, русскими или же брахманами, кшатриями, вайшьями, шудрами. Попав в ловушку гун материальной природы, мы забываем о Верховном Господе, который находится над этими гунами, поэтому Господь Кришна говорит, что живые существа, повергнутые в иллюзию тремя гунами, не понимают что над материальным миром стоит Верховная личность Бога – Кришна».

00:16:01 Стих 14-й. И, видимо, последний, который мы сегодня прочитаем. «Эту мою божественную энергию, состоящую из трёх гун материальной природы, очень трудно преодолеть. Но тот, кто предался мне, может легко выйти из-под её влияния». Итак, здесь появляется понятие преданности Верховной личности Бога, бхакти. Это, по сути, основная тема Бхагават-гиты, её стержневая идея. И мы будем более подробно рассматривать её в наших последующих передачах. А сейчас мы читаем комментарий Бхактиведанты Свами к этому стиху: «Энергия Верховной личности Бога делится на бесчисленное множество видов. Все они имеют божественную природу. Будучи частицами энергии Всевышнего, живые существа также обладают божественной природой, но когда они входят в соприкосновение с материей, то она затмевает их изначальное высшее сознание. Покрытое оболочкой материальной энергии живое существо не в силах выйти из под её власти. Как уже было сказано, материальное и духовная энергии исходят из Верховной личности Бога и поэтому являются вечными.

00:17:25 Живое существо по своей природе принадлежит к высшей, духовной энергии, но осквернённое материальной природой, оно с незапамятных времён пребывает в плену иллюзии. Такие души называются вечно обусловленными. Никто не может установить, когда именно живое существо попало под власть материальной природы. Хотя материальная природа является низшей энергией Господа, но она настолько могущественна, что живому существу очень трудно выйти из под её власти, поскольку она выполняет волю Всевышнего, противится которой не может никто. Низшая материальная энергия здесь называется божественной, потому что она связана с Богом и послушна его воле. Направляемая божественной волей материальная природа творит настоящие чудеса, создавая и разрушая материальный космос». В Ведах это подтверждается следующим стихом: «Сама по себе майя, иллюзия, не является реальностью, поскольку она не вечна, однако за ней находится высший волшебник, Всевышний Господь, которого называют Махишварой – верховным повелителем. Это цитата из [Шриташатар Уппанишад].

00:18:50 В Библии есть аналогичные слова: «Без воли Господа ни один волос не упадёт с головы человека». Другое назначение слова гуна – это верёвка. Оно указывает на то, что обусловленная душа крепко связана верёвками иллюзорной энергией. Человек, связанный по рукам и ногам, не может освободиться сам. Ему необходима помощь того, кто уже свободен. Ему не поможет другой связанный. Развязать верёвки может только тот, кто сам свободен от этих пут. Другими словами, освободить душу от материального плена может только всевышний Господь или его истинные представители, духовный учитель. С их помощью обусловленная душа может сбросить оковы материального рабства, путём преданного служения Господу, то есть метода сознания Бога. Кришна - повелитель неодолимой иллюзорной энергии может приказать ей освободить обусловленную душу. Отдавая такой приказ, он являет придавшейся ему душе свою беспричинную милость. Господь, движимый чувствами отеческой любви к живым существам, которые изначально являются его любимыми детьми. Таким образом, единственный способ выйти из под власти неумолимых законов материальной природы – это предаться Господу и служить его стопам». Это был комментарий Бхактиведанты Свами к стиху, который мы сегодня прочитали, к 14-му. Ещё раз его прочитаю. Это очень красивый и интересный стих: «Эту мою божественную энергию, состоящую из гун материальной природы очень трудно преодолеть, но тот, кто придался мне, может легко выйти из под её власти». На этом я хочу закончить эту беседу. Теперь вы можете звонить по нашим телефонам или присылать вопросы на наш сайт. Напоминаю, что в эфире цикл «Обзор систем йоги по Бхагават-гите»

00:21:08 [Ведущая]: У нас есть вопросы и вопрос очень интересный. Человек недавно познакомился с ведической культурой, стал совершать Экадаши, соблюдать, и сейчас появилось желание попробовать читать махамантру. Вопрос. «Очень трудно запомнить целиком махамантру. Фразы путаются, и хочется их повторять чуть большее количество раз. Можно ли считать, что я слишком загрязнён для повторения этой мантры или не готов?»

00:21:46 [Критский В.Г.]: Это интересный вопрос. Маха мантра или Харе Кришна мантра называется в Ведах «великая песнь освобождения», и она занимает особое место во всём пантеоне ведических мантр. И, по сути, её даже называют не просто мантрой, а святым именем Бога. Она состоит из трёх слов: Харе, Кришна и Рама. Из этих трёх слов составляется такой стишок: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Запомнить его очень легко. Он состоит из двух частей. В первой части повторяется Харе Кришна, во второй части повторяется Харе Рама. Значит два раза в начале Харе Кришна Харе Кришна, потом переставляется Кришна Кришна Харе Харе и вторая часть совершенно аналогична, только вместо имени Кришна идёт имя Рама. Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. И, по началу, я тоже, помню, путался, когда пытался повторять эту мантру. Это не страшно, потому что в Ведах говорится, что даже невнимательное и такое путанное, с ошибками повторение имён Бога приносит человеку благо. В Ведах говорится, что имя Бога трансцендентно, оно духовно, оно неотлично от самого Господа. То есть, невнимательно повторяя эту мантру, человек может ощутить присутствие Бога. Очень интересно, что в Библии есть аналогичные слова в отношении имён Бога. Говорится, что каждый, кто призовёт имя Бога, спасётся и есть также в псалмах царя Давида: «Славьте Господа с каждым дыханием, славьте его с барабаном и флейтой. Кто грустен из вас – пусть молится. Кто весел – пусть поёт псалмы». То есть, во всех духовных традициях мира есть вот эта духовная практика повторения имён Бога. В разных молитвах, песнопениях, гимнах… В христианстве, например: Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешного, то есть имя Иисуса Христа. Есть даже такое мнение, что имя Христос аналогично имени Кристос, это вариант произношения Кришна, то есть, есть мнение отдельных специалистов, что имя Христос происходит от имени Кришна, что родственность есть имён Кришны и Христа. Ну, вот то, что я могу сказать на эту тему кратко.

00:24:50 [Ведущая]: Хорошо. Это отличный ответ на вопрос, на хороший вопрос, правильно?
[Критский В.Г.]: Может быть, если нет других вопросов, мы 5 минут подождём?
[Ведущая]: Да, давайте. 5 минут музыки, для того, чтобы у радиослушателей была возможность написать вопросы. Это Владимир Георгиевич Критский с нами в прямом эфире ждёт вопросов от вас, дорогие радиослушатели. Итак, уважаемые радиослушатели, мы продолжаем. Несмотря на то, что у нас в эфире звучит такая прекрасная музыка, я думаю, что её потом продолжу, но у нас сейчас есть вопросы. Вопрос пришёл от того же слушателя, что спрашивал про махамантру. «Важно ли произношение?» То есть слушатель пишет о том, что на слух она звучит иначе нежели он её повторяет. То есть, важно ли само фонетическое произношение или можно произносить как произносится?

00:25:56 [Критский В.Г.]: Спасибо за вопрос. Мантра, вообще ведический звук – это, конечно, определённое искусство и в древности брахманы обучались этому много лет, чтобы произносить правильно мантры. И в Ведах есть различные истории о том, как неправильное произнесение мантр приносит, так сказать, какие-то негативные результаты или никаких результатов вообще не приносит. Но, что касается Харе Кришна мантры, Веды специально её выделяют, что как святое имя Бога оно трансцендентно, оно не зависит от произношения. Даже если вы произносите его не очень правильно, с не тем акцентом, произношением, оно всё равно приносит эффект. Конечно, эффект тем больше, чем более чисто вы его произносите. И поэтому самый первый процесс духовного, так сказать, развития называется шраванам или слушанье. То есть, по началу мы слушаем Веды и ведические истории от духовного учителя. Я думаю, что вы на радио Аюрведа не раз слушали разные баджаны и пения мантр, которые исполняют духовные учителя. То есть, у вас есть, что слушать и чему поучиться. В ведическом центре на метро Динамо есть запись различных, так сказать, тоже песнопений и специальные записи мантр, которые читают духовные учитель. Но, в целом, вы можете не опасаться. Вот именно Харе Кришна мантра настолько уникальна и совершенна, что даже её несовершенное произношение приносит, как бы, положительный эффект. Так я могу ответить на ваш вопрос.

00:28:08 [Ведущая]: Есть ещё один вопрос. Не то, чтобы вопрос. Но может и вопрос. Я сейчас зачитаю. Все эти слова Кришны звучат так «Я - вкус воды, я - свет солнца и луны…» звучат, как аллегория или метафора. Помогите понять.
[Критский В.Г.]: Спасибо. Да, действительно, эта глава Бхагават-гиты, седьмая, «Знание об Абсолюте» очень уникальна и в ней очень много стихов на подобии этого. Я не случайно предупреждал ещё когда мы заканчивали шестую главу, что последующие 4 главы самые сокровенные. Вот 7-я называется «Знание об Абсолюте». Само название чего стоит «Знание об абсолюте», об абсолютной истине. Восьмая глава называется «Достижения всевышнего», а девятая называется «Самое сокровенное знание». То есть в 9-й главе Кришна даёт самое сокровенное знание и здесь есть такие я бы сказал мистические слова, как мы с вами сегодня читали: «Я – вкус воды, я – свет солнца и луны, я – звук в эфире, я – способность, талант в человеке». На первый взгляд, это непонятно. Если мы представляем себе, что Всевышний является обычным человеком, то как, скажем, я могу сказать: «Я – вкус воды, я – свет солнца и луны»? Это не имеет смысла. Но, в том то и дело, что Всевышний Господь не является обычной личностью. Он не имеет какой-то материальной оболочки, материального тела. Он является, как бы, высшим сознанием.

00:30:07 То есть, представьте себе, что мы с вами говорили с вами о том, что в своём всепроникающем аспекте брахмана или в аспекте параматмы – высшей души, Господь пронизывает всё творение. Наше сознание пронизывает наше тело. То есть, наша душа ограничена и мы ощущаем своё собственное тело, которое является экспансией нашей души. Всевышний Господь, на санскрите Вишну, является всепроникающим. Он пронизывает своим сознанием всю Вселенную и одним из аспектов его высшего сознания являются вкусы. То есть, у нас есть чувства, у нас есть свои чувства и эти чувства произошли, как бы, из чувств Бога. Наши чувства ограничены. Они имеют ограниченную сферу восприятия и возможностей, а Бог имеет безграничные чувства. Он осознаёт весь мир, всю вселенную. В, то же время, Кришна говорит, что наше чувство вкуса – это часть и его чувства вкуса, что он даёт нам вот эту экспансию: ощущать вкус воды, видеть свет солнца и луны и так далее. То есть наше сознание является частичкой высшего сознания, абсолютного сознания Бога. В этом смысл данных стихов и этих стихов будет довольно много в 7 главе, в 9-й главе и в 10-й главе, где Кришна будет говорить о своих различных проявлениях в материальном мире.

00:32:03 Я могу с другой точки зрения объяснить это таким образом. Как я упоминал в лекции в эфире, что, по сути, современная наука и современные научные концепции не могут понять, как у нас возникает какое-то чувство, чувство вкуса или чувство видения формы. И, в целом, само понятие сознания вне пределов постижения, так сказать, современной науки. И как раз Кришна в эту самую чувствительную точку бьёт и он говорит, что вот это непостижимые аспекты бытия – это как раз аспекты высшей абсолютной истины Верховной личности Бога или его различные энергии. Вот так я постарался ответить на этот, довольно таки коварный, вопрос и конечно объяснить абсолютную истину не так просто, тем более, с помощью нашего несовершенного языка. Но, по крайней мере, я это пытаюсь с помощью своего опыта, с помощью наставлений духовного учителя каким-то образом логично рационально объяснить эту логичную трансцендентную науку. Спасибо.

00:33:35 [Ведущая]: Вопрос ещё есть. Очень интересный. «Выходит, что наслаждаясь вкусом воды, человек наслаждается Богом? Чем бы человек не наслаждался, даже низшим чем-то – он продолжает наслаждаться Богом? Тогда зачем же разделять на низшее и высшее, если и то и другое есть Бог?»
[Критский В.Г.]: Да. Чудесно! Значит, наслаждаясь вкусом воды, человек наслаждается Богом? Это факт. Вкус даёт нам Бог, также, как и остальные чувства: ум, разум. Это всё определённая энергия, то есть, по сути, - милость Бога. И, действительно, с абсолютной точки зрения всё есть энергия Бога. В, как бы… когда мы с вами рассмотрим игры Кришны, каким образом Кришна в материальном мире совершает свои игры, мы увидим, что его игры бывают совершенно непостижимы, которые с материальной точки зрения кажутся некрасивыми, не соответствуют нормам морали и нравственности, но суть здесь в том, что мы находимся в материальном мире. И в материальном мире есть определённые законы, которым мы должны следовать. Чисто формально мы можем сказать так, как процитировал наш слушатель, что всё в каком-то смысле есть энергия Бога, и для чего тогда делить на высшее и низшее?

00:35:20 Но, если с такой точки зрения я подойду к вам и скажу: «Вот у вас деньги в кошельке, но всё есть энергия Бога, какая разница, что этот кошелёк в вашем кармане, что в моём. Давайте возьмём ваш кошелёк и положим в мой карман». То есть, это рассуждение, которое, вроде бы, логично с точки зрения абсолютной и, как бы, нелогично с точки зрения норм обычной человеческой морали. То есть, это будет просто воровством или даже грабежом. То есть, мы не должны искусственно имитировать какой-то духовный уровень. Сами мы пока что находимся на материальном уровне. Мы обусловленные существа, у нас ограниченное сознание и мы должны следовать тем предписаниям и тем нормам, которые соответствуют нашему уровню. С абстрактной, философской точки зрения мы можем сказать эту красивую фразу, что, в некотором смысле, всё есть милость Бога, всё есть энергия Бога, о чём говорится в священных писаниях, но, в то же время, мы, находясь на своём ограниченном уровне, должны следовать тем принципам, которые соответствуют нашему уровню. На высшем, духовном уровне этих ограничений нет и в духовном мире, когда Кришна совершает свои игры, он может воровать масло, йогурт и это приносит его преданным только безграничное блаженство. Вот таким образом я могу ответить на этот вопрос.

00:37:00 [Ведущая]: Замечательно! Замечательно. Что я могу сказать… вопросы исчерпаны, но это не страшно, так как у нас на следующей неделе будет с вами очень интересная передача и будут вновь вопросы. Спасибо вам большое, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами!
[Критский В.Г.]:Спасибо вам!
[Ведущая]: До свиданья! До новых встреч!
[Критский В.Г.]: До свиданья!
[Ведущая]: Уважаемые радиослушатели, это был с нами в прямом эфире Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Вы продолжайте слушать Аюрведа радио. Оставайтесь с нами.
С любовью к вам Аюрведа радио.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 28 ноября 2012