Глава 10 стихи 13-19

Аюрведа радио - 22 февраля 2008
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:43:05 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 80 | скачано: 194 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели! Рада-рада наконец-то вырваться к вам в прямой эфир, дабы вы услышали не только мой голос, но и замечательный голос Критского Владимира Георгиевича. Рада приветствовать вас, Владимир Георгиевич, с нами!
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья!
[Ведущая] Здравствуйте, я объявлю, что у нас с вами сегодня будет обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите, а также ответы на вопросы по Ведической культуре и философии. Все те радиослушатели, которые заинтересованы в собственном развитии, будут присылать к нам вопросы, а также ответы на тот вопрос, который вы задавали в прошлой передаче. Может быть, вы его на всякий случай напомните перед эфиром? И в принципе можно уже будет продолжить.
[Критский В.Г.] Да, дорогие друзья, я напомню, что мы с вами изучаем 10-ю главу Бхагавад-гиты, которая называется «Богатство Абсолюта», на санскрите глава называется очень интересно: «Вибхути-йога». «Вибхути» означает «богатство». И в прошлый раз мы с вами прочитали 4 стиха Бхагавад-гиты, которые считаются как бы главными, как бы квинтэссенцией, с 8-го по 11-й. В 8-м стихе Господь Кришна говорит: «Я – источник всех духовных и материальных миров, всё исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются мне всем сердцем». То есть, Господь Кришна утверждает себя как высшую Абсолютную Истину, источник всего сущего. И остальные стихи уже касаются преданного служения.

00:01:50 «Все мысли Моих чистых преданных всегда обо Мне, их жизни отданы служению Мне, и они черпают огромное удовлетворение и блаженство, просвещая друг друга в беседах обо Мне». Этот стих объясняет совершенство процесса бхакти, преданного служения. И 10-й, 11-й стихи: «Тем, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я даю разум, который помогает им придти ко Мне». И 11-й: «Чтобы оказать им особую милость, Я, находясь в их сердцах, светом знания рассеиваю тьму неведения». Эти два стиха о том, как Господь Кришна объясняет, что преданный просветляется в процессе преданного служения, и это позволяет ему достичь духовного совершенства. И мы с вами остановились на стихах 12-м, 13-м, где Арджуна сказал: «О Кришна, Ты – Верховная Личность Бога, высшая обитель Абсолютной Истины. Ты – вечная трансцендентная изначальная личность, Ты – чистейший, нерождённый, величайший. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Сита, Девала и Вьяса, подтверждают эту истину, сейчас Ты Сам говоришь мне об этом».

00:03:17 И мы сейчас с Вами почитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «В этих двух стихах Верховный Господь словами Арджуны подчёркивает, что Всевышний отличен от индивидуальной души. Услышав четыре стиха, составляющих суть Бхагавад-гиты, Арджуна освободился ото всех сомнений и признал Кришну Верховной Личностью. Ранее Господь Кришна говорил, что Он – источник всего сущего, каждый полубог и каждый человек зависит от Него. Только при неведении люди, и даже полубоги, считают себя независимыми от Верховной Личности Бога. Тьму неведения можно рассеять, занимаясь преданным служением Господу, о чём говорилось ранее. Теперь Арджуна, будучи преданным, принимает Господа Кришну как высшую истину, в полном соответствии с предписаниями Вед. Не следует думать, что желая польстить своему другу, Арджуна называет Кришну Верховной Личностью Бога и Абсолютной Истиной. Всё, о чём Арджуна говорит в этих стихах, подтверждается в Ведах. Постичь Верховного Господа как высшую Абсолютную Истину можно лишь став на путь преданного служения». Итак, Шрила Прабхупада говорит, я цитирую: «Не следует думать, что Арджуна называет своего друга Кришну Верховной Личностью Бога и Абсолютной Истиной только из лести». Давайте рассмотрим вопрос, что такое лесть и что такое достойная похвала? Как отличить эти, казалось бы, близкие по форме, но принципиально разные понятия? Современным людям понятно негативное влияние лести, поскольку она предназначена для достижения каких-то корыстных целей, и главным мотивом является получить что-то от какой-то влиятельной и могущественной личности, которой мы льстим, и заслужить её благосклонность.

00:05:25 Я хочу в качестве примера привести интересную историю про знаменитого императора Акбара, который правил в Индии в середине 16-го века, и его не менее не менее знаменитого советника Бербала. Акбар был достаточно прогрессивным мусульманским императором, который имел очень широкий склад ума, он не притеснял индусов и религию, и по сути-то на самом деле был преданным. И его друг и советник Бербал был уже преданным Господа Кришны по-настоящему, и их, так сказать, общение был исключительно интересным. Однажды ко двору императора Акбара пришли придворные поэты, которые усердно славили императора. И один из них настолько увлёкся, что явно переусердствовал, он стал восклицать: «Император, ты подобен Богу. Более того, ты выше Бога!». И Акбар был умным человеком, ну и преданным, он немножко задумался, и, понятно, сам как бы остановился, он почувствовал, что он, так сказать, перегнул лишнего. И Акбар сказал министру: «Это правда, что я выше Бога?» Те стали смущённо лепетать что-то несуразное: «Да, государь, вы выше Бога, по сути это правда…»

00:07:07 И когда дошла очередь до Бербала, Бербал сказал: «Да, государь, вы выше Бога. Вот посмотрите: если кто-то из ваших подданных провинился перед вами, то вы с позором изгоняете его из вашего царства, а Всевышний Господь не может этого сделать». Таким образом, Бербал очень тонко, не опускаясь до лести, намекнул императору, что он не может даже в своих мыслях и мечтах пытаться сравниться с Богом. Потому что всё есть владения Всевышнего Господа. И как здесь вот остроумно Бербал заметил, Бог не может выгнать кого-либо из своих владений, потому что всё есть его владения. Интересно заметить, что лесть бывает не только по отношению к сильным мира сего, но и по отношению к заурядным личностям. И подтверждением этому является знаменитая басня Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица», которую мы с вами учили в школе:
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру…», - и так далее, идёт эта драматическая история о бедной вороне, которая благодаря своим заслугам в прошлой жизни обрела милость Господа в виде куска сыра. Но лисица обрела другую милость от Бога (это качество хитрости), и очень умело это использовала это в своей жизни. И она смогла искусными речами завоевать расположение бедной вороны, усыпить её бдительность. И в конце наступила драматическая развязка, ворона выронила изо рта кусок сыра, который достался хитрой лисице. Ворона осталась ни с чем, и ей пришлось довольствоваться размышлениями о бренности, так сказать, материальной жизни.

00:09:13 Почему так опасна лесть? Дело в том, что льстец, вознося свои хвалы, оказывает объекту лести медвежью услугу. Он раздувает его ложное эго, гордыню, самоуверенность, и в результате человек деградирует, и может совершать глупейшие ошибки, как мы сейчас с вами рассмотрели на примере бедной вороны. Но так или иначе, у современных людей, понимающих негативный характер этого явления, происходит ложное отождествление лести и похвалы по отношению к достойной личности. Если лесть направлена на недостойную личность, это вызывает заслуженное презрение со стороны окружающих, которые понимают её корыстный характер. Но если искренний, чистосердечный человек возносит какую-то похвалу возвышенной личности, её замечательным качествам, то это вполне естественное, так сказать, выражение как бы своего уважения и почтения. Но как ни странно, это не принято в Западной культуре, в отличие от культуры Восточной. Мы с вами кратко разбирали в прошлый раз вопрос, для чего нужно постоянное прославление Верховной Личности Бога, какой в этом смысл? Что касается Господа Кришны, то Он в большей степени достоин похвалы, если мы понимаем, насколько Он велик, прекрасен, великодушен. Поэтому все священные писания говорят о важности восхваления Верховной Личности Бога, самой достойно личности из всех на свете. Это не только не вызывает негативных последствий, но напротив – в ответ на искреннее выражение любви и преданности Господь Кришна считает Себя в долгу перед преданным, подобно каждой великодушной личности, которая никогда не останется в долгу перед своим доброжелателем, другом.

00:11:17 Ну и кроме того, есть очень важный, интересный духовный аспект этого вопроса. В Ведах говорится, что Святое Имя Господа Кришны не отлично от самого Господа Кришны, поэтому произнося Его, человек очищается сердцем и приобретает огромное благо. Мы, может быть, через какое-то время разберём это более подробно, но вот в этом глубокий философский смысл повторения имён Бога и прославления Бога. Мы продолжим читать комментарий Бхактиведанты Свами: «Веды называют Верховного Господа чистейшим из чистых. Тот, кто осознал это, избавляется ото всех последствий своих греховных поступков. Очиститься от духовной скверны можно только предавшись Верховному Господу. Слова Арджуны о том, что Кришна чистейший, соответствуют утверждению Вед. Это подтверждается великими личностями во главе с Нарадой Муни. Поскольку Кришна – это Верховная Личность Бога, мы должны постоянно размышлять о Нём, чтобы восстановить свои трансцендентные взаимоотношения с Ним. В Мундака-упанишад утверждается, что постичь Верховного Господа, основу всего сущего, могут только те, кто беспрестанно думают о Нём. Этот процесс размышлений о Господе является составной частью преданного служения. Только занимаясь преданным служением, человек может постичь свою истинную сущность и освободиться от оков материального тела. Но Верховная Личность Бога, олицетворение высшего трансцендентного бытия, не имеет телесных потребностей, Он вне круга рождения и смерти. Это утверждает не только Арджуна, но и все Ведические писания, Пураны, Итихасы.

00:13:14 В 4-й главе Бхагавад-гиты Верховный Господь говорит: «Хотя Я нерождённый, и Моё тело никогда не меняется, я, тем не менее, являюсь на Землю эпоху за эпохой». Чтобы проникнуть в смысл Бхагавад-гиты, мы должны принять как истину всё, о чём говорится в ней. Не получив знания от ученической преемственности, невозможно понять Бхагавад-гиту с помощью мирской учёности. К сожалению, несмотря на многочисленные свидетельства Вед, те, кто гордится своим образованием, упрямо продолжают считать Кришну обычным человеком». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. И мы продолжим читать 14-й стих, Ардхуна продолжает: «О Кришна, я принимаю как истину всё, что Ты мне поведал. Ни полубоги, ни демоны не могут постичь Тебя, о Господь». Комментарий: «По милости Верховного Господа Арджуна понял, что Высшая Истина – это Кришна, Всесовершенная Личность Бога. Поэтому каждый должен следовать по стопам Арджуны, первого авторитета в цепи ученической преемственности, которому была поведана Бхагавад-гита. В 4-й главе говорилось, что цепь ученической преемственности, по которой передавалось знание Бхагавад-гиты, была нарушена. Поэтому Кришна восстановил её, сделав Арджуну, своего друга и преданного, первым звеном в этой цепи. По примеру Арджуны нам следует принять всё сказанное Кришной как истину, и тогда мы сможем постичь сокровенный смысл Бхагавад-гиты».

00:14:59 Стих 15-й: «Поистине только Ты можешь постичь Себя своим могуществом, о Верховная Личность, источник всего сущего, о Властитель всех живых существ, Бог богов, Владыка вселенной». Комментарий: «Постичь Верховного Господа Кришну могут те, кто связан с ним через преданное служение подобно Арджуне и его последователям. Высшую Истину постигают в трёх аспектах: безличный Брахман, локализованная Параматма – Сверхдуша в сердце, и, наконец, Верховная Личность Бога. Таким образом, высшим этапом осознания Абсолютной Истины является понимание Верховной Личности Бога. Обыкновенный человек, и даже человек, который достиг освобождения из материального рабства, постиг безличный Брахман или локализованную Параматму, но не всегда он понимает Верховную Личность Бога. Обыкновенный человек… Чтобы постичь Верховную Личность Бога, таким людям нужно изучать Бхагавад-гиту, произнесённую самой этой Верховной Личностью, Господом Кришной».

00:16:15 Стих 16-й: «Пожалуйста, расскажи мне о своих божественных проявлениях, которыми Ты пронизываешь эти миры». Комментарий: «Из этого стиха явствует, что Арджуна уже удовлетворён открывшимся ему знанием о Верховной Личности Бога, Кришне. Милостью Господа у Арджуны был личный опыт, разум и знание, и он осознал, что Кришна – Верховная Личность Бога. У него самого не осталось никаких сомнений, но, тем не менее, он просит Кришну рассказать ему о своей вездесущей природе. Люди в целом, особенно имперсоналисты, интересуются всепроникающим аспектом Всевышнего. Поэтому Арджуна попросил Кришну объяснить, каким образом Всевышний Господь Кришна является вездесущим через свои разнообразные энергии. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что Арджуна задаёт этот вопрос для блага обычных людей».

00:17:18 Стих 17-й: «О Кришна, о высший мистик, как мне научиться постоянно думать о Тебе, как постичь Тебя? О каком из многих Твоих проявлений мне следует размышлять, о Верховная личность?» Комментарий: «Как было сказано в предыдущей главе, Верховная Личность Бога скрыта от нас своей энергией, Йога-майей. Только Его преданные могут увидеть Господа. Сам Арджуна нисколько не сомневается в том, что Его друг Кришна – Верховная Личность Бога, но он хочет узнать, как обыкновенные люди смогут постичь вездесущего Господа. Обыкновенные люди, включая демонов и атеистов, неспособны осознать Кришну, поэтому Арджуна задаёт эти вопросы ради их блага. Возвышенный преданный стремится не только постичь Господа Кришну, но и заботится о том, чтобы о Нём узнали все другие. Будучи, как и всякий преданный Господа, очень милостивым, Арджуна хочет открыть знание людям о вездесущем характере Верховного Господа. Обыкновенный человек, не имеющий любви к Кришне, не может всё время думать о Боге, поэтому он вынужден думать материальными образами. Поскольку материалисты не способны осознать духовную природу Господа Кришны, им рекомендуется медитировать на материальные предметы, пытаясь увидеть в них проявления Кришны».

00:18:58 Стих 18-й: «О Джанардан, прошу Тебя, расскажи мне ещё о своём мистическом могуществе, ибо чем больше я слушаю Тебя, тем сильнее жажду слушать нектар Твоих речей». Комментарий: «В Шримад-Бхагаватам говорится: «Тот, кто беспрестанно слушает повествования о трансцендентных играх Господа Кришны, которого славят в прекрасных молитвах, никогда не насытится ими». Те, кто вошли в трансцендентные отношения с Кришной, каждое мгновение наслаждаются описанием игр Господа. Поэтому Арджуна хочет снова и снова слушать о Кришне, в особенности о Его вездесущей природе. Любое повествование, любое слово о Кришне подобно нектару, которым может насладиться каждый. В отличие от мирских рассказов, повестей, романов, которые скоро вызывают у читателя чувство пресыщения, повествования о трансцендентных играх Господа Кришны можно слушать бесконечно. Поэтому в Пуранах, где изложены истории предыдущих эпох, включены описания игр многочисленных воплощений Господа. Читая их снова и снова, люди продолжают удивляться их свежести и новизне».

00:20:25 И наконец, 19-й стих – последний, который мы с вами сегодня прочитаем. Господь, Верховная личность Бога, сказал: «Хорошо, о Арджуна, Я поведаю тебе о своих ослепительных проявлениях, но лишь о самых главных из них, ибо Моё богатство неизмеримо». Итак, мы с вами прочитали до 19-го стиха 20-й главы, в следующий раз прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Я хочу предложить всем нашим слушателям присылать свои вопросы, замечания на наш сайт. И может быть вы предложите какие-то варианты ответов на те вопросы, которые я предложил в прошлый раз, я могу их напомнить. Первый: для чего нужно постоянное прославление Господа Кришны? Фактически, на этот вопросы мы отвечали в данной передаче. И второй вопрос: почему Господь Кришна создаёт не только положительные, но и негативные качества людей? Я хочу передать слово Наталье, чтобы она, как бы, продолжила мою эстафету.
[Ведущая] Да, я продолжу, напомнив радиослушателям о том, что чат в Скайпе у нас активен и почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru у меня открыт, и я проверяю все вновь пришедшие письма. Так что ждём всех ваших вопросов в течение 5-7 минут. Немного музыки, Владимир Георгиевич, оставайтесь с нами.
[Критский В.Г.] Хорошо!
[Ведущая] Мы по-прежнему в прямом эфире, и у нас сейчас будут ответы на вопросы по Ведической культуре и философии. Вопросов прислали много, но начнём с самого короткого. Владимир Георгиевич, вопрос такой: «Что Веды говорят о лести?»

00:22:18 [Критский В.Г.] Значит, в Ведических предписаниях… По-моему, в Законах Ману, есть такая рекомендация: «Никого не хвалите, никого не ругайте». То есть, в отношении обычных как бы отношения с людьми в миру Веды рекомендуют не, так сказать, увлекаться тем или другим - ни похвалой в адрес других людей, ни критикой. О похвале мы с вами говорили, что это, как бы, может перейти в лесть, и это будет оказывать какое-то негативное влияние на человека. Ну а что касается излишней критики, то об этом говорить не приходится, современные люди этим увлекаются сверх всякой меры, и на самом деле это тоже… нужно как бы знать в этом меру, потому что критикуя человека, так сказать, особенно без каких-то серьёзных оснований, мы тоже можем, так сказать, какие-то вызвать негативные последствия. И согласно Ведическим предписаниям критиковать может только человек, у которого есть какие-то от него зависящие подопечные, подчинённые. Например, там, глава какого-то предприятия, фирмы может критиковать своих подопечных. Или глава, там, государства, царь может критиковать своих подданных. Но не должно быть критики в отношении равных или вышестоящих. Вот такая рекомендация есть вот в Дхарма-шастрах.

00:23:58 [Ведущая] Второй вопрос: «Почему повествования о Верховной Личности Бога приносят удовлетворение душе?»
[Критский В.Г.] Почему повествования…
[Ведущая] …о Верховной Личности Бога приносят удовлетворение душе?
[Критский В.Г.] Да, интересный вопрос… Значит, дело в том, что поскольку Господь относится к духовному трансцендентному миру… Вот как мы говорили в сегодняшней беседе, Его Имя имеет тоже трансцендентный характер, Его игры, Его форма имеют как бы абсолютный, или трансцендентный характер, и поэтому когда мы говорим, беседуем о Боге, обсуждаем Его качества, Его законы, которые Он установил, то мы фактически общаемся с Богом, мы находимся в потоке духовной энергии, которая очищает наше сердце. Фактически, самые сокровенные части Вед, вот как Бхагавад-гита и Шримад-Бхагаватам, говорят о том, что это самое главное в человеческой жизни, это как бы человек должен развивать, восстанавливать свои взаимоотношения с Богом. Собственно, вот это и есть смысл слова «йога». И весь наш цикл называется «Обзор систем йоги по Бхагавад-гите». И через беседы, через обсуждение игр и качеств Господа человек постепенно очищается и развивает вкус к этому, потому что это самая чистая, самая совершенная деятельность, которая является высшей дхармой, высшей обязанностью человеческого существа. Вот так я могу ответить.

00:25:55 [Ведущая] И я второй вопрос зачитаю: «Как определить человека, который за счёт каких-либо религиозных принципов или традиций погружается в них с головой, не понимая истинного смысла иных, тем самым хочет этим выделиться в народных массах, порой совершая губительные поступки для самого себя». Я так понимаю, это относится, в принципе, к любой из религии. Как определить такого человека?
[Критский В.Г.] Ну, о таких людях говорил очень много Иисус Христос, Он называл их «фарисеи». И аналогичный термин есть в Ведической традиции, они называются «смарта-брахманы». Это люди, которые следуют внешней какой-то форме религиозных заповедей, которые играют явно второстепенный характер – каким-то принципам, там, я не знаю, чистоты, поведения и так далее. Главным фундаментальным принципом Священных Писаний, как об этом говорится в Ведах, является два: это всегда помнить о Боге, и никогда не забывать о Нём. Вот собственно, сейчас мы с вами вот в этих главах – в 9-й, в 10-й – пришли к самой сути процесса бхакти, процесса преданного служения. На самом деле, это суть всей йоги. Как мы с вами говорили ещё на первых занятиях, что йога – это не просто система каких-то гимнастических упражнений, которые, несомненно, помогают поддержать здоровье, но смысл йоги в том, чтобы восстановить свои взаимоотношения с Богом. Вот это люди, которые этого не понимают, для которых духовная жизнь сводится к каким-то формальным предписаниям. Ну там, вовремя вставать, вовремя ложиться, совершать в определённое время какие-то омовения, там, соблюдать строго посты и так далее. И все эти принципы очень хороши, они характеризуют как бы гуну благости, высшую гуну материальной природы, но не они являются целью духовной жизни. Целью духовной жизни является вот то, о чём мы с вами сейчас говорили – это преданное служение Верховной Личности Бога, восстановление наших отношений с Ним и возвращение в духовный мир, в божье царство.

00:28:16 Каким образом определить такого человека? Этот человек не является ну по крайней мере чистым преданным. А может даже и вообще не является преданным Бога, и для него религия – это средство просто поддержать себя в этом мире, заслужить почитание со стороны других людей, и, естественно, как бы, заработать себе на жизнь. Я думаю, что определить его не так сложно, потому что преданный человек – в первую очередь, это человек искренний, человек, так сказать, чистый. И каждый, кто следует этим принципам духовной жизни – он легко поймёт другого человека, который следует тем же принципам. Поэтому это не такая уж сверхсложная задача – увидеть человека, который следует религии как некому формальному ритуалу. Так я могу ответить

00:29:16 [Ведущая] Я задам следующий вопрос: «В Ведах описывается трудность попадания человека в человеческое тело: шанс сравнивается с дощечкой, попавшей на случайно вынырнувшую черепаху. Если энергия и возможности Господа неограниченны, почему материальный мир не был создан в другой пропорции 2/4, например? Что делают души во время очереди, и в чём смысл такого простоя? Спасибо»
[Критский В.Г.] Значит, здесь не один, а сразу несколько вопросов. Значит, первое: в Ведах описывается трудность попадания в человеческое тело. Да, это так. Об этом говорят все наши учителя, все авторитеты духовной традиции. В том случае, если человек не использует свою человеческую форму жизни для преданного служения, то он рискует попасть в эволюционный цикл рождения и смерти. То есть, он вследствие своих греховных действий, каких-то материальных привязанностей может родиться в следующей жизни уже не в человеческом теле, а в каком-то теле там животного или растения, и он начнёт процесс перевоплощений из одного тела в другое, пока не вернётся в нашу человеческую форму. Естественно, что этих форм жизни очень много, там восемь миллионов, и так что этот процесс может занять, соответственно, миллионы лет. Вот это вот первый вопрос. Другой вопрос совсем на другую, вроде бы, тему: если энергии и возможности Господа неограниченны, почему материальный мир не был создан в другой пропорции, например 2/4? Ну, честно говоря, на этот вопрос ответить довольно сложно, потому что, так сказать, здесь наш ум ограничен.

00:31:11 Есть такие вопросы, на которые мы в принципе не можем ответить в материальном мире. Ну например, почему Кришна-юноша голубоватого цвета? Почему Он играет на флейте, а там не на трубе, там, или не на барабане? То есть, вот так вот устроено, так устроена вот абсолютная духовная реальность, что в Ведах говорится, что соотношение духовного и материального мира 1/3, то есть 3 части занимает духовный мир, одну часть занимает материальный мир. Вот, и собственно вот, и всё, что я могу на эту тему сказать, что не все вопросы допускают как бы логически рациональное объяснение. Теперь ещё вопрос, что делают души во время простоя в очереди, в чём смысл этого простоя? Тоже мне довольно трудно ответить, потому что то, что вот я знаю, я вот сказал, что душа может перевоплощаться по различным формам жизни, и вот этот эволюционный цикл имеет философский смысл. Почему? Потому что в каждом теле душа испытывает определённый вид чувственных наслаждений. То есть, каждое тело создано Богом с определённым предназначением. Например, известно, что рыбы очень любят поесть, то есть рыба хватает любую приманку на крючке. Даже, так сказать, понятно, что червяк, он не может болтаться посреди реки, так сказать, и плавать, но рыба об этом не думает. Рыба хватает червяка, и даже не думает, что внутри может находиться крючок. То есть, вот эта вот слабость рыбы, скажем.

00:33:00 Например, олени, вот как пишет Прабхупада в комментариях, очень любят красивые звуки, поэтому охотники приманивают оленей с помощью звуков какой-то дудочки, и олени слушают как заворожённые эти звуки, и охотник, так сказать, их на этом ловит. Ну и так далее, про слонов тоже говорится, что они очень склонны, так сказать, к сексуальным излишествам, и на этом ловят слонов. То есть, смысл в том, что каждая форма жизни имеет преобладающую какую-то форму чувственных наслаждений. И соответственно, для того, чтобы испытать все возможные радости материальной жизни, душа проходит вот этот длинный эволюционный цикл по разным формам. И в конце концов, так сказать, пресытившись всем этим, она в конце концов достигает человеческой формы жизни, в которой может превзойти вот этот, как бы, опасный процесс чувственных наслаждений. Ну так же ещё можно добавить два слова, что есть определённые души, которые находятся в тонких телах, которые вообще не могут обрести материального тела. Например, души, там, привидений и призраков. Это, считай, уже очень суровое наказание. Почему? Потому что душа в тонком теле видит материальные наслаждения, даже животные имеют возможность иметь материальные чувственные наслаждения. Там какой-нибудь червячок, и то он ест всё время что-нибудь, и наслаждается жизнью. Но находясь в тонком теле, душа видит наслаждения других, но сама наслаждаться не может, потому что у неё нет физического тела. И поэтому это огромное мучение, так сказать. Ну как бы смотреть, как наслаждаются другие, и сам в то же время как бы наслаждаться не может.

00:34:54 Вот это тоже есть такой этап, так сказать, эволюции, когда душа какое-то время вообще не может получить никакого тела. И соответственно, это наказание за какие-то очень тяжёлые грехи. В частности, говорится в Ведах, что души самоубийц какое-то время находятся в тонких материальных телах призраков и приведений. Это вот как наказание за свой тяжёлый грех самоубийства. Так я могу ответить
[Ведущая] Я зачитаю ещё один вопрос. Он очень большой, и очень-очень-очень грамотно составлен на мой взгляд: «В Бхагаватам, 11.5.41 говорится: «Тот, кто укрылся под сенью лотосных стоп Мукунды, дарующего освобождение, кто оставил все мирские обязанности и с непоколебимой решимостью следует по пути преданного служения, освобождается от всех долгов перед полубогами, мудрецами, обыкновенными живыми существами, членами своей семьи, своими предками». Я не понимаю, как можно оставить свои мирские обязанности, которые тоже даны Господом для нашего духовного роста и являются своеобразным преданным служением, на какое-то другое преданное служение (имеется в виду поменять)? Ведь отказаться от мирских обязанностей можно из фанатизма, и заняться «преданным служением». Как понять это высказывание? Как и от чего следует отказаться и каким преданным служением стоит заниматься? Разве Господь, видя желание бескорыстно и преданно служить, сам не направит человека нужной дорогой? Вопрос: почему Прабхупада в своём комментарии, или уже переводе на русский, трактует это как призыв к преданному служению?» Вопрос прислал Дмитрий.

00:36:41 [Критский В.Г.] Вопрос… на самом деле, целая серия вопросов… очень интересный и глубокий. Дмитрий, обратите внимание, что вы процитировали 11-ю Песню Шримад Бхагаватам, которой ещё даже нет на русском языке. То есть, это фактически как бы завершение наставлений Господа Кришны в Шримад Бхагаватам. И это не относится к начинающим преданным. Мы с вами начали изучать Бхагавад-гиту, начиная со 2-й и 3-й главы. 3-я глава – это у нас карма-йога. И первый этап преданного служения – это карма-йога, то есть добросовестное исполнение своих предписанных обязанностей. Вы абсолютно правы, когда говорите, что на самом деле преданное служение невозможно начать, пренебрегая своими мирскими обязанностями по отношению к обществу, государству, по отношению к своей семье, родным, близким, и так далее. То есть, на самом деле система варнашрамы, о которой мы говорили в цикле если у вас будет возможность, вы можете послушать эти лекции. По-моему, есть на сайте, «Основы Ведической культуры». И об этом говорилось… Наверное, это было год назад, примерно… Говорилось, что основа Ведической культуры – это система варнашрамы. И система варнашрамы – это добросовестное исполнение своих предписанных обязанностей в соответствии с вашим социальным положением. То, о чём говорится в этом стихе, что тот, кто укрылся по сенью лотосных стоп Всевышнего Господа Мукунды, дарующего освобождение, кто оставил все мирские привязанности, и с непоколебимой решимостью следует по пути преданного служения, тогда он освобождается ото всех долгов. Это уровень чистого преданного служения, до которого нам, так сказать, с вами как до Луны.

00:38:31 Поэтому не нужно слишком серьёзно, как бы, к этому относиться. Это просто, ну как бы, некая высшая цель, что человек на высоком уровне преданного служения, ну это вот санньяси, это уровень отречённой личности, который оставляет семью, оставляет дом, работу, и поставляет себя полностью преданному служению. Это ну на котором находятся наши духовные учителя, Бхакти Вигьян Махарадж, и другие. Вот поэтому для преданных, которые начинают преданное служение, или там какое-то время его продолжают, ну в семье, - конечно, вы абсолютно правы, они должны исполнять свои обязанности, вот, варнашрамы, то есть долг по отношению к родным, близким, и так далее. Вот это ваш первый вопрос, по сути вы сами же на него и ответили, потому что ваше собственное замечание совершенно корректное. Как понять это высказывание? Как от этого отказаться? Каким преданным служением заниматься? Преданным служением вы должны заниматься тем, каким вы можете заниматься, начиная со шраванам, слушания о Кришне, то есть чтения, изучения книг духовного учителя и слушания лекций. И затем, когда вы уже сами что-то научились, что-то стали понимать, вы можете рассказывать об этом другим. Это будет второй процесс, киртанам. И также вы можете повторять имена Бога, и главную мантру: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе…» Это тоже очень важный процесс. Как я вам цитировал Пурану: «Повторение имени Бога, имени Бога, имени Бога в этом тёмном Веке ссор и разногласий. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути». Вот это тоже преданное служение. Но уже более конкретно, чем заниматься, где работать – самое лучшее если вы сможете выяснить это со своим духовным учителем, или по крайней мере с каким-то вашим наставником, то есть более опытным преданным, с которым у вас есть достаточно доверительные отношения. Это путь, собственно, надёжного духовного прогресса. Самостоятельно действительно это сложно, и ваш вопрос вполне оправдан, и самое лучшее, как говорится, одна голова хорошо, а две – лучше. В каких-то сложных принципиальных вопросах самое лучшее – обращаться за советом к людям, более продвинутым в духовном отношении. Вот так я могу ответить.

00:41:14 [Ведущая] Есть ещё вопрос, лично от меня вопрос такой: я слышала, что когда человек повторяет 16 кругов Маха-мантры, то из них какая-то часть автоматически… блага, получаемые за прочтение половины кругов, отчисляется то ли полубогам, то ли ещё куда-то. Вот могли бы вы этот аспект рассказать? Потому что я вот в неведении таком нахожусь…
[Критский В.Г.] Наталья, к сожалению, в точно таком же неведении нахожусь я, потому что я этот вопрос не слышал и ответа я на него не знаю.
[Ведущая] Вот как-то вот меня кто-то озадачил таким вопросом, и я сама тоже вот решила озадачить вас.
[Критский В.Г.] Дело в том, что мы можем обращать повторение Святых Имён на какую-то личность, то есть фактически это можем превратить в молитву. И мы можем просить Господа, чтобы Он помог кому-то. Ну например, нашим родным, близким, какому-то любимому человеку, и так далее. И тогда естественно, часть заслуги за повторение пойдёт этой личности. Вот я могу только это сказать, что фактически это зависит от нас, от нашего сознания.
[Ведущая] Понятно.
[Критский В.Г.] Вот всё, пожалуй, что я могу на эту тему…
[Ведущая] Ну вот, вопросов нет. Иссякли вопросы сегодня и у меня, и у наших радиослушателей. Поэтому Владимир Георгиевич, я с нетерпением буду ждать нашей с вами встречи в следующем эфире. А сейчас попрошу напомнить, мы сегодня прочитали стихи, 10-ю главу, стихи по …?
[Критский В.Г.] Стихи с 13-го по 19-й.
[Ведущая] Так что вот уважаемые радиослушатели, если же вы хотите освежить в памяти, откройте Бхагавад-гиту 10-ю главу, и прочтите эти стихи ещё раз. Это принесёт благо вам и вашим близким, если вы это прочтёте им вслух. Спасибо большое, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.] Спасибо вам!
[Ведущая] До свидания!
[Критский В.Г.] Всего хорошего!

транскрибирование: Расананда дас | Донецк | Украина | 15 января 2013