Чистейший из чистых

Аюрведа радио - 22 February 2008
Просветление в процессе бхакти. Чем опасна лесть? История об императоре Акбаре и его советнике Бирбале. Важность процесса размышлений о Боге. Высший этап осознания Абсолютной Истины. Постижение Господа. Ответы на вопросы. Что Веды говорят о лести? Почему повествования о Верховной Личности Бога приносят удовлетворение душе? Как распознать человека, для которого служение – набор формальных ритуалов? О сложности обретения человеческой формы жизни. Нужно ли отказываться от мирских обязанностей ради преданного служения?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:43:05 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 83 | скачано: 211 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:09 Ведущая: Добрый день, дорогие радиослушатели! Рада наконец-то вырваться к вам в прямой эфир, дабы вы услышали не только мой голос, но и замечательный голос Критского Владимира Георгиевича. Рада приветствовать вас, Владимир Георгиевич!

00:00:24 Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья!

00:00:26 Ведущая: Здравствуйте, я объявлю, что у нас с вами сегодня будет обзор различных систем йоги по «Бхагавад-гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Все радиослушатели, которые заинтересованы в собственном развитии, будут присылать к нам вопросы, а также ответы на тот вопрос, который вы задавали в прошлой передаче. Может быть, вы его на всякий случай напомните перед эфиром? И можно будет уже продолжить.

Просветление в процессе бхакти

00:00:51 Критский В.Г.: Да, дорогие друзья, я напомню, что мы с вами изучаем главу 10 «Бхагавад-гиты», которая называется «Богатство Абсолюта». На санскрите глава называется очень интересно: «Вибхути-йога». «Вибхути» означает «богатство». И в прошлый раз мы с вами прочитали четыре стиха «Бхагавад-гиты», которые считаются главными, можно сказать, квинтэссенцией, с восьмого по одиннадцатый. В стихе 8 Господь Кришна говорит: «Я – источник всех духовных и материальных миров, всё исходит из Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне всем сердцем». То есть Господь Кришна утверждает себя как Высшую, Абсолютную, Истину, источник всего сущего. И остальные стихи уже касаются преданного служения.

00:01:50 «Мысли Моих чистых преданных всегда обо Мне, их жизни отданы служению Мне, и они черпают огромное удовлетворение и блаженство, просвещая друг друга в беседах обо Мне». Этот стих объясняет совершенство процесса бхакти, преданного служения. Стих 10: «Тем, кто постоянно служит Мне с любовью и преданностью, Я даю разум, который помогает им прийти ко Мне». И стих 11: «Чтобы оказать им особую милость, Я, находясь в их сердцах, светом знания рассеиваю тьму неведения». Эти два стиха о том, как Господь Кришна объясняет, что преданный просветляется в процессе преданного служения, и это позволяет ему достичь духовного совершенства.

00:02:46 И мы с вами остановились на стихах 12–13: «Арджуна сказал: „Ты – Верховная Личность Бога, высшая обитель. Ты – чистейший, Ты – Абсолютная Истина, Ты – вечная, трансцендентная, изначальная личность, нерождённая и величайшая. Все великие мудрецы, такие как Нарада, Асита, Девала и Вьяса, подтверждают эту истину о Тебе, и сейчас Ты сам говоришь мне об этом”».

00:03:16 И мы сейчас с вами почитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «В этих двух стихах Верховный Господь словами Арджуны подчёркивает, что Всевышний отличен от индивидуальной души. Услышав четыре стиха, составляющих суть „Бхагавад-гиты”, Арджуна освободился ото всех сомнений и признал Кришну Верховной Личностью Бога. Ранее Господь Кришна говорил, что Он – источник всего сущего, каждый полубог и каждый человек зависит от Него. Только при неведении люди и даже полубоги считают себя независимыми от Верховной Личности Бога. Тьму неведения можно рассеять, занимаясь преданным служением Господу, о чём говорилось ранее. Теперь Арджуна, будучи преданным, принимает Господа Кришну как Высшую Истину, в полном соответствии с предписаниями Вед. Не следует думать, что Арджуна называет Кришну Верховной Личностью Бога и Абсолютной Истиной, желая польстить своему другу. Всё, о чём Арджуна говорит в этих стихах, подтверждается в Ведах. Постичь Верховного Господа как Высшую, Абсолютную, Истину можно лишь став на путь преданного служения».

Чем опасна лесть?

00:04:37 Итак, Шрила Прабхупада говорит, я цитирую: «Не следует думать, что Арджуна называет своего друга Кришну Верховной Личностью Бога и Абсолютной Истиной только из лести». Давайте рассмотрим вопрос, что такое лесть и что такое достойная похвала? Как отличить эти, казалось бы, близкие по форме, но принципиально разные понятия? Современным людям понятно негативное влияние лести, поскольку она предназначена для достижения каких-то корыстных целей, и главным мотивом является получить что-то от какой-то влиятельной и могущественной личности, которой мы льстим, и заслужить её благосклонность.

00:05:25 Я хочу в качестве примера привести интересную историю про знаменитого императора Акбара, который правил в Индии в середине XVI века, и его не менее знаменитого советника Бирбала. Акбар был достаточно прогрессивным мусульманским императором, который имел аналитический склад ума, он не притеснял религию индусов и на самом деле, по сути, был преданным. Его друг и советник Бирбал был преданным Господа Кришны по-настоящему, и их, так сказать, общение было исключительно интересным. Однажды ко двору императора Акбара пришли придворные поэты, которые усердно славили императора. И один из них настолько увлёкся, что явно переусердствовал, он стал восклицать: «Император, ты подобен Богу. Более того, ты выше Бога!». Акбар был умным человеком, ещё и преданным, он немножко задумался, а поэт сам уже остановился, он почувствовал, что он, так сказать, перегнул. И Акбар сказал министрам: «Это правда, что я выше Бога?» Те стали смущённо лепетать что-то несуразное: «Да, государь, вы выше Бога, это правда…»

00:07:06 И когда дошла очередь до Бирбала, тот сказал: «Да, государь, вы выше Бога. Вот посмотрите: если кто-то из ваших подданных провинился перед вами, то вы с позором изгоняете его из вашего царства, а Всевышний Господь не может этого сделать». Таким образом, Бирбал очень тонко, не опускаясь до лести, намекнул императору, что он не может даже в своих мыслях и мечтах пытаться сравниться с Богом. Потому что всё есть владения Всевышнего Господа. И как здесь остроумно заметил Бирбал, Бог не может выгнать кого-либо из своих владений, потому что всё есть Его владения.

00:08:02 Интересно заметить, что лесть бывает не только по отношению к сильным мира сего, но и по отношению к заурядным личностям. И подтверждением этому является знаменитая басня Ивана Андреевича Крылова «Ворона и лисица», которую мы с вами учили в школе: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок. Вороне где-то бог послал кусочек сыру…» и так далее. Это драматическая история о бедной вороне, которая благодаря своим заслугам в прошлой жизни обрела милость Господа в виде куска сыра, но лисица обрела другую милость от Бога (хитрость) и очень умело использовала это в своей жизни. Она смогла искусными речами завоевать расположение бедной вороны, усыпить её бдительность, и в конце наступила драматическая развязка: ворона выронила изо рта кусок сыра, который достался хитрой лисице. Ворона осталась ни с чем, и ей пришлось довольствоваться размышлениями о бренности, так сказать, материальной жизни.

00:09:11 Почему так опасна лесть? Дело в том, что льстец, вознося свою хвалу, оказывает объекту лести медвежью услугу. Он раздувает его ложное эго, гордыню, самоуверенность, и в результате человек деградирует и может совершать глупейшие ошибки, как мы сейчас с вами рассмотрели на примере бедной вороны. Но так или иначе у современных людей, понимающих негативный характер этого явления, происходит ложное отождествление лести и похвалы по отношению к достойной личности. Если лесть направлена на недостойную личность, это вызывает заслуженное презрение со стороны окружающих, которые понимают её корыстный характер. Но если искренний, чистосердечный человек возносит какую-то похвалу возвышенной личности, её замечательным качествам, то это вполне естественное, так сказать, выражение уважения и почтения. Но, как ни странно, это не принято в западной культуре в отличие от культуры восточной. Мы с вами кратко разбирали в прошлый раз вопрос: для чего нужно постоянное прославление Верховной Личности Бога, какой в этом смысл? Что касается Господа Кришны, то Он в наибольшей степени достоин похвалы, если мы понимаем, насколько Он велик, прекрасен, великодушен. Поэтому все священные писания говорят о важности восхваления Верховной Личности Бога, самой достойной личности из всех на свете. Это не только не вызывает негативных последствий, но напротив – в ответ на искреннее выражение любви и преданности Господь Кришна считает Себя в долгу перед преданным, подобно каждой великодушной личности, которая никогда не останется в долгу перед своим доброжелателем, другом.

Важность процесса размышлений о Боге

00:11:14 Ну и кроме того, есть очень важный, интересный духовный аспект этого вопроса. В Ведах говорится, что Святое Имя Господа Кришны неотличимо от самого Господа Кришны, поэтому, произнося Его, человек очищается сердцем и приобретает огромное благо. Мы, может быть, через какое-то время разберём это более подробно, но вот в этом глубокий философский смысл повторения имён Бога и прославления Бога.

00:11:48 Мы продолжим читать комментарий Бхактиведанты Свами: «Веды называют Верховного Господа чистейшим из чистых. Тот, кто осознал это, избавляется от всех последствий своих греховных поступков. Очиститься от духовной скверны можно только предавшись Верховному Господу. Слова Арджуны о том, что Кришна чистейший, соответствуют утверждению Вед. Это подтверждается великими личностями во главе с Нарадой Муни. Поскольку Кришна – это Верховная Личность Бога, мы должны постоянно размышлять о Нём, чтобы восстановить свои трансцендентные взаимоотношения с Ним.

00:12:28 В „Мундака-упанишад” утверждается, что постичь Верховного Господа, основу всего сущего, могут только те, кто беспрестанно думают о Нём. Этот процесс размышлений о Господе является составной частью преданного служения. Только занимаясь преданным служением, человек может постичь свою истинную сущность и освободиться от оков материального тела. Но Верховная Личность Бога, олицетворение высшего трансцендентного бытия, не имеет телесных потребностей, Он вне круга рождения и смерти. Это утверждает не только Арджуна, но и все ведические писания, пураны, итихасы.

00:13:11 В главе 4 „Бхагавад-гиты” Верховный Господь говорит: «Хотя Я нерождённый, и Моё тело никогда не меняется, я тем не менее являюсь на Землю эпоха за эпохой». Чтобы проникнуть в смысл „Бхагавад-гиты”, мы должны принять как истину всё, о чём говорится в ней. Не получив знания от ученической преемственности, невозможно понять „Бхагавад-гиту” с помощью мирской учёности. К сожалению, несмотря на многочисленные свидетельства Вед, те, кто гордится своим образованием, упрямо продолжают считать Кришну обычным человеком». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. И мы продолжим читать. Стих 14.

Высший этап осознания Абсолютной Истины

00:14:00 Арджуна продолжает:
सर्वमेतदृतं मन्ये यन्मां वदसि केशव ।
न हि ते भगवन्व्यक्तिं विदुर्देवा न दानवा: ॥ १४ ॥

sarvam etad ṛtaṁ manye
yan māṁ vadasi keśava
na hi te bhagavan vyaktiṁ
vidur devā na dānavāḥ

«О Кришна, я принимаю как истину всё, что Ты мне поведал. Ни полубоги, ни демоны не могут постичь Тебя, о Господь».

00:14:12 Комментарий: «По милости Верховного Господа Арджуна понял, что Высшая Истина – это Кришна, Всесовершенная Личность Бога. Поэтому каждый должен следовать по стопам Арджуны, первого авторитета в цепи ученической преемственности, которому была поведана „Бхагавад-гита”. В главе 4 говорилось, что цепь ученической преемственности, по которой передавалось знание „Бхагавад-гиты”, была нарушена. Поэтому Кришна восстановил её, сделав Арджуну, своего друга и преданного, первым звеном в этой цепи. По примеру Арджуны нам следует принять всё сказанное Кришной как истину, и тогда мы сможем постичь сокровенный смысл „Бхагавад-гиты”».

00:14:55 Стих 15:
स्वयमेवात्मनात्मानं वेत्थ त्वं पुरुषोत्तम ।
भूतभावन भूतेश देवदेव जगत्पते ॥ १५ ॥

svayam evātmanātmānaṁ
vettha tvaṁ puruṣottama
bhūta-bhāvana bhūteśa
deva-deva jagat-pate

«Поистине только Ты можешь постичь себя своим могуществом, о Верховная Личность, источник всего сущего, о властитель всех живых существ, Бог богов, владыка вселенной».

00:15:14 Комментарий: «Постичь Верховного Господа Кришну могут те, кто связан с ним через преданное служение, подобно Арджуне и его последователям. Высшую Истину постигают в трёх аспектах: безличный Брахман, локализованная Параматма (Сверхдуша в сердце) и, наконец, Верховная Личность Бога. Таким образом, высшим этапом осознания Абсолютной Истины является понимание Верховной Личности Бога. Обыкновенный человек и даже человек, который достиг освобождения из материального рабства, постиг безличный Брахман или локализованную Параматму, но не всегда он понимает Верховную Личность Бога. Чтобы постичь Верховную Личность Бога, таким людям нужно изучать „Бхагавад-гиту”, произнесённую самой этой Верховной Личностью, Господом Кришной».

00:16:12 Стих 16:
वक्तुमर्हस्यशेषेण दिव्या ह्यात्मविभूतय: ।
याभिर्विभूतिभिर्लोकानिमांस्त्वं व्याप्य तिष्ठसि ॥ १६ ॥

vaktum arhasy aśeṣeṇa
divyā hy ātma-vibhūtayaḥ
yābhir vibhūtibhir lokān
imāṁs tvaṁ vyāpya tiṣṭhasi

«Пожалуйста, расскажи мне о своих божественных проявлениях, которыми Ты пронизываешь эти миры».

00:16:24 Комментарий: «Из этого стиха явствует, что Арджуна уже удовлетворён открывшимся ему знанием о Верховной Личности Бога, Кришне. Милостью Господа у Арджуны был личный опыт, разум и знание, и он осознал, что Кришна – Верховная Личность Бога. У него самого не осталось никаких сомнений, но тем не менее он просит Кришну рассказать ему о своей вездесущей природе. Люди в целом, особенно имперсоналисты, интересуются всепроникающим аспектом Всевышнего. Поэтому Арджуна попросил объяснить, каким образом Всевышний Господь Кришна является вездесущим через свои разнообразные энергии. Необходимо ещё раз подчеркнуть, что Арджуна задаёт этот вопрос для блага обычных людей».

Постижение Господа

00:17:14 Стих 17:
कथं विद्यामहं योगिंस्त्वां सदा परिचिन्तयन् ।
केषु केषु च भावेषु चिन्त्योऽसि भगवन्मया ॥ १७ ॥

kathaṁ vidyām ahaṁ yogiṁs
tvāṁ sadā paricintayan
keṣu keṣu ca bhāveṣu
cintyo ’si bhagavan mayā

«О Кришна, о высший мистик, как мне научиться постоянно думать о Тебе, как постичь Тебя? О каком из многих Твоих проявлений мне следует размышлять, о Верховная Личность?»

00:16:34 Комментарий: «Как было сказано в предыдущей главе, Верховная Личность Бога скрыта от нас своей энергией, йога-майей. Только Его преданные могут увидеть Господа. Сам Арджуна нисколько не сомневается в том, что Его друг Кришна – Верховная Личность Бога, но он хочет узнать, как обыкновенные люди смогут постичь вездесущего Господа. Обыкновенные люди, включая демонов и атеистов, неспособны осознать Кришну, поэтому Арджуна задаёт эти вопросы ради их блага. Возвышенный преданный не только стремится постичь Господа Кришну, но и заботится о том, чтобы о Нём узнали все другие. Будучи, как и всякий преданный Господа, очень милостивым, Арджуна хочет открыть знание людям о вездесущем характере Верховного Господа. Обыкновенный человек, не имеющий любви к Кришне, не может всё время думать о Боге, поэтому он вынужден мыслить материальными образами. Поскольку материалисты не способны осознать духовную природу Господа Кришны, им рекомендуется медитировать на материальные предметы, пытаясь увидеть в них проявления Кришны».

00:18:54 Стих 18:
विस्तरेणात्मनो योगं विभूतिं च जनार्दन ।
भूय: कथय तृप्‍तिर्हि श‍ृण्वतो नास्ति मेऽमृतम् ॥ १८ ॥

vistareṇātmano yogaṁ
vibhūtiṁ ca janārdana
bhūyaḥ kathaya tṛptir hi
śṛṇvato nāsti me ’mṛtam

«О Джанардана, прошу Тебя, расскажи мне ещё о своём мистическом могуществе, ибо чем больше я слушаю Тебя, тем сильнее жажду слушать нектар Твоих речей».

00:19:13 Комментарий: «В „Шримад-Бхагаватам” говорится: „Тот, кто беспрестанно слушает повествования о трансцендентных играх Господа Кришны, которого славят в прекрасных молитвах, никогда не насытится ими”. Те, кто вошли в трансцендентные взаимоотношения с Кришной, каждое мгновение наслаждаются описанием игр Господа. Поэтому Арджуна хочет снова и снова слушать о Кришне, в особенности о Его вездесущей природе. Любое повествование, любое слово о Кришне подобно нектару, которым может насладиться каждый. В отличие от мирских рассказов, повестей, романов, которые скоро вызывают у читателя чувство пресыщения, повествования о трансцендентных играх Господа Кришны можно слушать бесконечно. Поэтому в пуранах, где изложены истории предыдущих эпох, включены описания игр многочисленных воплощений Господа. Читая их снова и снова, люди продолжают удивляться их свежести и новизне».

00:20:21 Стих 19, последний, который мы с вами сегодня прочитаем:
श्रीभगवानुवाच
हन्त ते कथयिष्यामि दिव्या ह्यात्मविभूतय: ।
प्राधान्यत: कुरुश्रेष्ठ नास्त्यन्तो विस्तरस्य मे ॥ १९ ॥

śrī-bhagavān uvāca
hanta te kathayiṣyāmi
divyā hy ātma-vibhūtayaḥ
prādhānyataḥ kuru-śreṣṭha
nāsty anto vistarasya me

«Господь, Верховная Личность Бога, сказал: „Хорошо, о Арджуна, Я поведаю тебе о своих ослепительных проявлениях, но лишь о самых главных из них, ибо Моё богатство неизмеримо».

Ответы на вопросы

00:20:46 Итак, мы с вами прочитали до стиха 19 главы 20, в следующий раз прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Я хочу предложить всем нашим слушателям присылать свои вопросы, замечания на наш сайт. И, может быть, вы предложите какие-то варианты ответов на те вопросы, которые я предложил в прошлый раз, я могу их напомнить. Первый: для чего нужно постоянное прославление Господа Кришны? Фактически, на этот вопрос мы отвечали в этой передаче. И второй вопрос: почему Господь Кришна создаёт не только положительные, но и негативные качества людей? Я хочу передать слово Наталье.

00:21:43 Ведущая: Да, я продолжу, напомнив радиослушателям о том, что чат в скайпе у нас активен и почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru у меня открыт, и я проверяю все вновь пришедшие письма. Так что ждём ваших вопросов в течение 5-7 минут. Немного музыки. Владимир Георгиевич, оставайтесь с нами.
Критский В.Г.: Хорошо!
Ведущая: Мы по-прежнему в прямом эфире, и сейчас нас ждут ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Вопросов прислали много, но начнём с самого короткого. Что Веды говорят о лести?

00:22:13 Критский В.Г.: В ведических предписаниях, по-моему, в «Законах Ману», есть такая рекомендация: «Никого не хвалите, никого не ругайте». То есть в отношениях с людьми в миру Веды рекомендуют не увлекаться ни тем ни другим: ни похвалой в адрес других людей, ни критикой. О похвале мы с вами говорили, это может перейти в лесть, и это будет оказывать какое-то негативное влияние на человека. А что касается излишней критики, то об этом говорить не приходится, современные люди этим слишком увлекаются, и в этом тоже нужно знать меру, потому что, критикуя человека, особенно без каких-то серьёзных оснований, мы тоже можем вызвать какие-то негативные последствия. И, согласно ведическим предписаниям, критиковать может только человек, у которого есть какие-то от него зависящие подопечные, подчинённые. Например, глава какого-то предприятия, фирмы может критиковать своих подопечных. Или глава государства, царь может критиковать своих подданных. Но не должно быть критики в отношении равных или вышестоящих. Вот такая рекомендация вот в дхармашастрах.

00:23:52 Ведущая: Второй вопрос. Почему повествования о Верховной Личности Бога приносят удовлетворение душе?

00:24:11 Критский В.Г.: Да, интересный вопрос. Господь относится к духовному, трансцендентному миру. Мы говорили в сегодняшней беседе, что имя Бога имеет тоже трансцендентный характер. Его игры, Его форма имеют абсолютный, или трансцендентный, характер, и поэтому, когда мы говорим, беседуем о Боге, обсуждаем Его качества, законы, которые Он установил, то мы фактически общаемся с Богом, мы находимся в потоке духовной энергии, которая очищает наше сердце. Фактически, самые сокровенные части Вед, вот как «Бхагавад-гита» и «Шримад-Бхагаватам», говорят о том, что это самое главное в человеческой жизни: человек должен развивать, восстанавливать свои взаимоотношения с Богом. Собственно, вот это и есть смысл слова «йога». И весь наш цикл называется «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”». И через беседы, через обсуждение игр и качеств Господа человек постепенно очищается и развивает вкус к этому, потому что это самая чистая, самая совершенная деятельность, которая является высшей дхармой, высшей обязанностью человеческого существа. Вот так я могу ответить.

00:25:48 Ведущая: И ещё вопрос я прочитаю. Как определить человека, который погружается с головой в какие-либо религиозные принципы или традиции, не понимая их истинного смысла, и тем самым хочет этим выделиться в народных массах, порой совершая губительные поступки для самого себя?

00:26:14 Критский В.Г.: Ну, о таких людях очень много говорил Иисус Христос, Он называл их фарисеями. В ведической традиции есть термин смарта-брахманы. Это люди, которые следуют какой-то внешней форме религиозных заповедей, играющих явно второстепенный характер, каким-то, скажем, принципам чистоты, поведения и так далее. Главными, фундаментальными принципами священных писаний, как говорится в Ведах, являются два принципа: всегда помнить о Боге и никогда не забывать о Нём. Вот, собственно, сейчас мы с вами, читая главы 9 и 10, пришли к самой сути процесса бхакти, процесса преданного служения. На самом деле это суть всей йоги. Как мы с вами говорили ещё на первых занятиях, йога – это не просто система каких-то гимнастических упражнений, которые, несомненно, помогают поддержать здоровье, но смысл йоги в том, чтобы восстановить свои отношения с Богом. Вот это люди, которые этого не понимают, для которых духовная жизнь сводится к каким-то формальным предписаниям. Скажем, вовремя вставать, вовремя ложиться, совершать в определённое время какие-то омовения, соблюдать строго посты и так далее. И все эти принципы очень хороши, они характеризуют гуну благости, высшую гуну материальной природы, но не они являются целью духовной жизни. Целью духовной жизни является то, о чём мы с вами сейчас говорили, – преданное служение Верховной Личности Бога, восстановление наших отношений с Ним и возвращение в духовный мир, в божье царство.

00:28:09 Каким образом определить такого человека? Этот человек, по крайней мере, не является чистым преданным. А может, он вообще не является преданным Бога, и для него религия – это средство просто поддержать себя в этом мире, заслужить почитание со стороны других людей и, естественно, заработать себе на жизнь. Я думаю, что определить его не так сложно, потому что преданный человек, в первую очередь, – это человек искренний, человек, скажем так, чистый. И каждый, кто следует этим принципам духовной жизни, легко поймёт другого человека, который следует тем же принципам. Поэтому это не такая уж сверхсложная задача – увидеть человека, который следует религии как некому формальному ритуалу. Так я могу ответить.

00:29:08 Ведущая: Я задам следующий вопрос. В Ведах описывается трудность попадания в человеческое тело: шанс сравнивается с дощечкой, попавшей на случайно вынырнувшую черепаху. Если энергия и возможности Господа неограниченны, почему материальный мир не был создан в другой пропорции, например 2/4? Что делают души во время очереди, и в чём смысл такого простоя?

00:29:35 Критский В.Г.: Значит, здесь не один, а сразу несколько вопросов. Первое: в Ведах описывается трудность попадания в человеческое тело. Да, это так. Об этом говорят все наши учителя, все авторитеты духовной традиции. В том случае, если человек не использует человеческую форму жизни для преданного служения, то он рискует попасть в эволюционный цикл рождения и смерти. То есть он, вследствие своих греховных действий, каких-то материальных привязанностей, может родиться в следующей жизни уже не в человеческом теле, а, например, в теле животного или растения. И он начнёт процесс перевоплощений из одного тела в другое, пока не вернётся вновь в человеческую форму. Естественно, что этих форм жизни очень много, около восьми миллионов, так что этот процесс может занять, соответственно, миллионы лет. Это ответ на первый вопрос.

00:30:38 Второй вопрос совсем на другую, вроде бы, тему: если энергии и возможности Господа неограниченны, почему материальный мир не был создан в другой пропорции, например 2/4? Ну, честно говоря, на этот вопрос ответить довольно сложно, потому что, скажем так, здесь наш ум ограничен. Есть такие вопросы, на которые мы в принципе не можем ответить в материальном мире. Например, почему Кришна – юноша голубоватого цвета? Почему Он играет на флейте, а не на трубе или на барабане? То есть вот так устроена Истина, абсолютная духовная реальность. В Ведах говорится, что соотношение духовного и материального мира 1/3, то есть три части занимает духовный мир, одну часть занимает материальный мир. Вот, собственно, и всё, что я могу на эту тему сказать: не все вопросы допускают логическое, рациональное объяснение.

00:31:47 Теперь ещё вопрос: что делают души во время простоя в очереди, в чём смысл этого простоя? Мне так же довольно трудно ответить. Я сказал, что душа может перевоплощаться в различные формы жизни, и вот этот эволюционный цикл имеет философский смысл. Почему? Потому что в каждом теле душа испытывает определённый вид чувственных наслаждений. То есть каждое тело создано Богом с определённым предназначением. Например, известно, что рыбы очень любят поесть, то есть рыба хватает любую приманку на крючке. Скажем так, понятно, что червяк не может болтаться посреди реки и плавать, но рыба об этом не думает. Рыба хватает червяка и даже не думает, что внутри может находиться крючок. То есть в этом, скажем так, слабость рыбы.

00:32:51 Например, олени, как пишет Прабхупада в комментариях, очень любят красивые звуки, поэтому охотники приманивают оленей с помощью звуков какой-то дудочки, и олени слушают, как заворожённые, эти звуки, и охотник их на этом ловит. И так далее. Про слонов тоже говорится, что они очень склонны к сексуальным излишествам, и на этом ловят слонов. То есть смысл в том, что каждая форма жизни имеет преобладающую какую-то форму чувственных наслаждений. И, соответственно, для того, чтобы испытать все возможные радости материальной жизни, душа проходит вот этот длинный эволюционный цикл по разным формам. И, так сказать, пресытившись всем этим, она в конце концов достигает человеческой формы жизни, в которой может превзойти вот этот опасный процесс чувственных наслаждений.

00:33:56 Можно добавить ещё два слова, что есть определённые души, которые находятся в тонких телах, которые вообще не могут обрести материального тела. Например, души привидений и призраков. Это считается уже очень суровым наказанием. Почему? Потому что душа в тонком теле видит материальные наслаждения (даже животные имеют возможность иметь материальные чувственные наслаждения: какой-нибудь червячок и то ест всё время что-нибудь и наслаждается жизнью), но, находясь в тонком теле, сама наслаждаться не может, потому что у неё нет физического тела. И это огромное мучение – смотреть, как наслаждаются другие, а самому не иметь возможности наслаждаться. Есть такой этап эволюции, когда душа какое-то время вообще не может получить никакого тела. И, соответственно, это наказание за какие-то очень тяжёлые грехи. В частности, говорится в Ведах, что души самоубийц какое-то время находятся в тонких материальных телах призраков и приведений. Это наказание за тяжёлый грех самоубийства. Так я могу ответить

00:35:13 Ведущая: Я прочитаю ещё один вопрос. Он очень большой и очень-очень-очень грамотно составлен, на мой взгляд.
В «Бхагаватам» (11.5.41) говорится: «Тот, кто укрылся под сенью лотосных стоп Мукунды, дарующего освобождение, кто оставил все мирские обязанности и с непоколебимой решимостью следует по пути преданного служения, освобождается от всех долгов перед полубогами, мудрецами, обыкновенными живыми существами, членами своей семьи, своими предками». Как можно поменять свои мирские обязанности, которые тоже даны Господом для нашего духовного роста и являются своеобразным преданным служением, на какое-то другое преданное служение? Ведь отказаться от мирских обязанностей можно из фанатизма и заняться кажущимся преданным служением. Как понять это высказывание? Как и от чего следует отказаться и каким преданным служением стоит заниматься? Разве Господь, видя желание бескорыстно и преданно служить, сам не направит человека нужной дорогой? Почему Прабхупада в своём комментарии, или уже в переводе на русский, трактует это как призыв к преданному служению?

00:36:30 Критский В.Г.: Вопрос, на самом деле целая серия вопросов, очень интересный и глубокий. Дмитрий, обратите внимание, что вы процитировали песню 11 «Шримад-Бхагаватам», которой ещё даже нет на русском языке. То есть это фактически завершение наставлений Господа Кришны в «Шримад-Бхагаватам». И это не относится к начинающим преданным. Мы с вами начали изучать «Бхагавад-гиту» с глав 2 и 3. Глава 3 – это у нас «Карма-йога». И первый этап преданного служения – это карма-йога, то есть добросовестное исполнение своих предписанных обязанностей. Вы абсолютно правы, когда говорите, что на самом деле преданное служение невозможно начать, пренебрегая своими мирскими обязанностями по отношению к обществу, государству, по отношению к своей семье, родным, близким и так далее. Если у вас будет возможность, вы можете послушать лекции «Основы ведической культуры», по-моему, они есть на сайте. Об этом говорилось (это было год назад, примерно), что основа ведической культуры – это система варнашрамы. И система варнашрамы – это добросовестное исполнение своих предписанных обязанностей в соответствии с вашим социальным положением. В этом стихе говорится, что тот, кто укрылся по сенью лотосных стоп Всевышнего Господа Мукунды, дарующего освобождение, кто оставил все мирские привязанности и с непоколебимой решимостью следует по пути преданного служения, освобождается от всех долгов. Это уровень чистого преданного служения, до которого нам с вами, так сказать, как до Луны.

00:38:20 Поэтому не нужно слишком серьёзно к этому относиться. Это просто некая высшая цель, высокий уровень преданного служения (санньяси – это уровень отречённой личности, который оставляет семью, оставляет дом, работу и полностью посвящает себя преданному служению), на котором находятся наши духовные учителя, Бхакти Вигьяна Махарадж и другие. Поэтому преданные, которые начинают преданное служение или какое-то время его продолжают, но в семье, конечно, вы абсолютно правы, должны исполнять свои обязанности варнашрамы, то есть исполнять долг по отношению к родным, близким и так далее. Вот это ответ на ваш первый вопрос, на который по сути вы сами же и ответили, потому что ваше собственное замечание совершенно корректное.

00:39:22 Как понять это высказывание? Как от этого отказаться? Каким преданным служением заниматься? Преданным служением вы должны заниматься таким, каким вы можете заниматься, начиная со шраванам, то есть слушать о Кришне, читать, изучать книги духовного учителя и слушать лекции. Затем, когда вы уже сами чему-то научились, что-то стали понимать, вы можете рассказывать об этом другим. Это будет второй процесс – киртанам. Также вы можете повторять имена Бога и главную мантру «Харе Кришна». Это тоже очень важный процесс. Я вам цитировал пурану: «Повторение имени Бога, имени Бога, имени Бога; в этот тёмный век ссор и разногласий нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути». Это тоже преданное служение. Но будет лучше, если уже более конкретно чем заниматься, где работать вы выясните со своим духовным учителем или по крайней мере с каким-то вашим наставником, то есть более опытным преданным, с которым у вас достаточно доверительные отношения. Это путь, собственно, надёжного духовного прогресса. Самостоятельно, действительно, это сложно, и ваш вопрос вполне оправдан. И самое лучшее (как говорится, одна голова хорошо, а две – лучше) в каких-то сложных принципиальных вопросах обращаться за советом к людям, более продвинутым в духовном отношении. Вот так я могу ответить.

00:41:03 Ведущая: Есть ещё вопрос, лично от меня. Правда ли, что когда человек повторяет 16 кругов Махамантры, то какая-то часть благ, получаемых за прочтение половины кругов, отчисляется полубогам или ещё куда-то?
Критский В.Г.: Наталья, к сожалению, я об этом не слышал, и ответа на этот вопрос не знаю.
Ведущая: Вот меня кто-то озадачил таким вопросом, и я сама решила озадачить вас.

00:41:42 Критский В.Г.: Дело в том, что мы можем обращать повторение Святых Имён на какую-то личность, то есть фактически можем превратить это в молитву. И мы можем просить Господа, чтобы Он помог кому-то. Ну, например, нашим родным, близким, какому-то любимому человек, и так далее. И тогда, естественно, часть заслуги за повторение пойдёт этой личности. Вот я могу сказать только, что фактически это зависит от нас, от нашего сознания. Вот всё, пожалуй, что я могу на эту тему сказать.

00:42:19 Ведущая: Иссякли вопросы сегодня и у меня, и у наших радиослушателей, поэтому, Владимир Георгиевич, я с нетерпением буду ждать нашей с вами встречи в следующем эфире. А сейчас попрошу напомнить, какие стихи главы 10 мы сегодня прочитали?
Критский В.Г.: Стихи с 13 по 19.
Ведущая: Уважаемые радиослушатели, если вы хотите освежить в памяти, откройте главу 10 «Бхагавад-гиты» и прочитайте эти стихи ещё раз. Это принесёт благо вам и вашим близким, если вы это прочитаете им вслух. Спасибо большое, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами.
Критский В.Г.: Спасибо вам!
Ведущая: До свидания!
Критский В.Г.: Всего хорошего!

транскрибирование: Расананда дас | Донецк | Украина | 15 January 2013
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 17 December 2022