Глава 8 стихи 1-7

Аюрведа радио - 16 ноября 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:42:03 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 49 | скачано: 155 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Совершенство музыки на волнах Аюрведа радио.
[Ведущая]: Добрый день, дорогие радиослушатели! Рада вновь приветствовать вас на волнах Аюрведа радио. Итак, продолжение нашей программы: Владимир Георгиевич Критский семинар «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии в прямом эфире, так что ждём ваших вопросов во время прямого эфира и после него на наш почтовый ящик aurvedaradio@mail.ru, а также в чат Скайпа. Добрый день, Владимир Георгиевич!
[Критский В.Г.]: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с вами продолжаем цикл бесед «Обзор систем йоги по Бхагават гите». В эфире Критский Владимир Георгиевич. Я напомню, что в прошлый раз мы с вами прочитали последний стих седьмой главы, которая называлась «Знание об Абсолюте». Это был 30-й стих. Кришна сказал: «Те, кто знают меня как Верховного Господа, как повелителя материального мироздания, владыку всех полубогов и жертвоприношений, смогут осознать меня, Верховную личность Бога, даже в момент смерти».

00:01:25 И мы с вами сделаем небольшой обзор седьмой главы и затем приступим к восьмой. Как говорит само название «Знание об Абсолюте» - эта глава посвящена пониманию природы абсолютной истины, то есть это очень уникальное, сокровенное знание. И также процесс познания, как познать абсолютную истину. Если вы помните самый первый стих, Кришна говорит об этом. «Послушай, Арджуна, устремив на меня свой ум, ты сможешь познать меня полностью, вне всякого сомнения». И суть этого процесса постижения абсолютной истины называется шабда или процесс слушания авторитетов. То есть Веда – это духовное знание воспринимается из священных писаний, но с помощью духовного учителя. Это процесс трансцендентного слушания, шабды, о котором здесь говорит Кришна. В 7-й главе Кришна также говорит о ложных формах религии, так называемых карма канда и гьяна канда, то есть либо какая-то фора религии с материальными целями, например поклонение полубогам. Кришна говорит: «Те, чей разум похищен материальными желаниями, поклоняются полубогам». И мы с вами говорили о опасности вожделения, которое является проблемой всей современной культуры и направляет человека к этой цели, совершенно ложной цели чувственных наслаждений, как к какому-то совершенству.

00:03:27 И другая ложная форма религии называется гьяна канда или имперсонализм – это попытка соединится с Богом, стать Богом. Если вы помните, Кришна говорил в 7-й главе, что люди, некоторые неразумные люди думают, что раньше я не был личностью, а сейчас обрёл личностную форму. То есть, есть такое представление, что Абсолют, в конечном итоге, – это не личность, а некий безличный дух и только он проявляется в виде каких-то личностей в материальном мире, но, в конечном итоге, всё есть брахман, всё есть безличный дух. Это называется имперсонализм, который имеет различные формы. Например, в европейской философии он получил такую форму, как пантеизм, то есть представление о том, что Бог – есть всё, что Бог распространил себя во всю материальную природу, во все материальные элементы и фактически утратил своё личностное существование. Подобно тому, как если мы взяли бумажку, разорвали на кусочки, то уже бумажка перестала существовать, остались отдельные кусочки. Такое чисто материалистическое представление, что, на самом деле, духовная энергия не починяется таким законам примитивной логики, хотя действительно Бог вездесущ, Бог, как мы знаем, пронизывает всё творение. Он находится в каждом атоме, как параматма, но, при этом он не теряет своей личностной формы. Он существует независимо, он вечно находится в духовном мире.

00:05:24 Вот это вот такая трансцендентная логика духовного мира, которая, может быть, непривычна с точки зрения материальных понятий. Значит, в индийской философии это известно как адваита Веданта или философия недвойственности, монизма. Но суть совершенно аналогичная. Таким образом, вот эти две формы отклонения – имперсонализм и языческое поклонение полубогам, которые уводят нас от, как бы, авторитетного пути бхакти, то есть преданного служения. Ну, и седьмая глава, и последующие несколько глав будут посвящены бхакти, преданному служению, бхакти-йоге. И последняя очень важная мысль, которая была в седьмой главе – это то, что в Кали югу Господь воплощается в форме своего святого имени, поэтому во всех духовных традициях есть вот это воспевание имён Бога – различные песнопения, гимны, баджаны. И в ведической традиции наиболее распространённым является воспевание Харе Кришна мантры, которую вы слышите на волнах радио Аюрведа.

00:06:53 Итак, я ещё раз прочитаю этот последний стих и затем мы переходим к 8 главе. «Те, кто знают меня, как Верховного Господа, повелителя материального мироздания, владыку всех полубогов и жертвоприношений, смогут осознать меня, Верховную личность Бога, даже в момент смерти». Почему это очень важно? Потому что мы увидим, что первые стихи восьмой главы как раз посвящены раскрытию, развитию вот этой вот идеи памятования о Боге всю жизнь, вплоть до момента смерти. 8 глава называется «Достижение Всевышнего». На санскрите это звучит акшара брама йога – три слова. Брама – это брахман, дух, йога – это связь с высшей природой, то есть связь с брахманом, восстановление природы. И слово акшара может переводится как душа, джива, может переводится, как совершенство, и может переводится как ОМ, то есть трансцендентный звук, который произносят йоги в процессе медитации. В целом, это дословный перевод акшара брахма йога может звучать как душа, достижение душой брахмана через процесс йоги, через процесс медитации.

00:08:22 Стих 1-й. «Арджуна спросил: О, Господь, о Верховная личность, что такое брахман? Что такое атма (это душа)? Что такое карма (то есть деятельность приносящая плоды)? И что представляет собой материальный мир? Кто такие полубоги? Пожалуйста, объясни мне всё это». То есть, Арджуна перечисляет основные элементы абсолютной истины, основные энергии, о которых мы говорили в предыдущих передачах. И, мы с вами прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. «В этой главе Господь отвечает на вопросы Арджуны, начиная с вопроса что такое брахман. Он также расскажет о карме, деятельности приносящей плоды, о преданном служении с элементами мистической йоги, а также о чистом преданном служении. В Ведах говорится, что у высшей абсолютной истины есть три аспекта: брахман, параматма – сверхдуша и бхагаван – Верховная личность Бога. Арджуна называет Кришну пурушоттама, то есть Верховная личность. Это показывает, что он задаёт вопросы не просто другу, а Верховному Господу, которого считает высшим авторитетом, способным ответить на эти вопросы». Вот такой комментарий и в этой связи есть очень интересная история из так называемой Гиты махатми. Это небольшое произведение, в котором рассказывается об уникальном месте. Об уникальных качествах Бхагават-гиты.

00:10:06 И как раз я вам прочитаю небольшую историю, посвященную именно первому стиху восьмой главы. В одном городе жил брахман по имени Кашибал, который был очень сведущим в Ведах и искушен во всех отраслях знания. Его жену звали Кумати, у неё был, однако, очень злой характер. Несмотря на своё образование этот брахман был очень жадным. Каждый день вместе с женой они принимали множество даров, жертвоприношений, но они никогда не делились этим с другими брахманами. Когда пришло время умирать, они получили тела брахма ракшасов – злых духов. И в этих телах они беспрестанно скитались по всей земле, страдая от голода и жажды. Духи или приведения – это существа, обладающие тонкоматериальным телом. Они видят, они воспринимают весь мир, всю реальность материальную, но у них нет грубого физического тела, как у нормальных людей, поэтому они не могут наслаждаться обычными материальными наслаждениями, которыми наслаждаются люди: еда, сон, секс, оборона. И могут только всё видеть и естественно страдают от того, что не могут удовлетворить свои желания.

00:11:35 Однажды они остановились отдохнуть под финиковой пальмой и в это время жена в отчаянии спросила у мужа:
- Как нам избавиться от этого проклятия брахма ракшасов?
Муж ответил:
- Знанием о брахмане, знанием о душе, знанием о карме, деятельности ради плодов – без этого невозможно освободится от наших греховных реакций.
Услышав эти слова жена, плача, спросила:
- О, мой господин, что такое брахман, что такое душа и что такое карма – деятельность ради плодов?
И эти вопросы на санскрите звучат: кимта брахма кимта адьяма кимта карма пурушоттама. Это слова, которые в точности соответствуют первому стиху восьмой главы Бхагават-гиты, точнее половине первого стиха. То есть, случайно жена произнесла половину первого стиха восьмой главы и к каким это привело последствиям – вы сейчас увидите. Как только она произнесла это, в небе появился воздушный самолёт из цветов, то есть это был самолёт из духовного мира, так называемый виман и он подлетел к брахману с женой и их пригласили сесть в этот самолёт и самолёт полетел обратно в духовный мир. Таким образом, эти вот, казалось бы, несчастный этот брахман Кушибал со своей женой, благодаря удаче, что всё таки они изучали ведическое знание, изучали Бхагават-гиту и в этот критический момент страдания они произнесли этот стих восьмой главы, первый стих и получили освобождение из материального мира и вернулись опять в духовное царство.

00:13:48 Стих 2. «Кого называют владыкой жертвоприношений и каким образом он пребывает в этом теле? Как те, кто занимается преданным служением, могут помнить о тебе в момент смерти?» Вот эти вопросы задаёт Арджуна Кришне и первый вопрос о том, что такое владыка жертвоприношений, естественно, как мы можем догадаться – это сам Господь, более точно Кришна это разъяснит. Это как раз экспансия параматмы, сверхдуши. И далее Арджуна начинает беспокоиться о проблеме смерти. Если мы вспомним, он находился на поле боя перед решающей битвой, поэтому он задаёт здесь гамлетовский вопрос: быть или не быть и вот такая интересная аналогия, что для Арджуны это очень актуально, очень важно. Как же он должен поступать? Должен ли он сражаться или нет? Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Владыкой жертвоприношений называют Господа Вишну. Вишну повелевает главными полубогами, в том числе, Брахмой, Шивой. Господь Индра повелевает полубогами, которые ведают различными ведомствами материальной вселенной. Поэтому, как Вишну, так и Индре поклоняются, совершая жертвоприношения. Но здесь Арджуна спрашивает о том, кто является истинным владыкой жертвоприношений и каким образом он прибывает в теле живого существа».

00:15:37 Как вы можете понять, здесь перечисляются имена главных полубогов ведического пантеона: Вишну, Брахма и Шива, которые управляют материальным миром, ну, и конечно огромное значение имеет употреблённые здесь слова: «Каким образом те, кто занимается преданным служением тебе, могут помнить о тебе в момент смерти?» В Ведах говорится, что всё, чего мы достигли при жизни, будет проверено в момент смерти. И Арджуна хочет знать, что ждёт тех, кто постоянно занят деятельностью в сознании Кришны, как они могут выдержать это последнее испытание. Потому что когда наступает смерть, все функции тела нарушаются и ум человека приходит в беспокойство. В таком состоянии немудрено забыть о Верховной личности Бога, поэтому в этом стихе Бхагават-гиты Арджуна спрашивает, как можно сосредоточить свой ум на Господе в момент смерти.

00:16:46 Стих 3: «Верховный Господь сказал: «Нетленное и вечное живое существо называется брахманом, а его индивидуальное сознание – это его вечная природа. Карма или деятельность, приносящая последствия, - это деятельность, в процессе которой живые существа создают свои будущие материальные тела». Комментарий Бхактиведанты Свами: «Брахман, то есть дух, существует вечно и никогда не меняет своей природы. Но выше брахмана стоит парабрахман, то есть Верховная личность Бога. В материальном мире, обладая материальным сознанием, живое существо стремится господствовать над материей, а в духовном сознании, сознании Кришны оно служит Верховному Господу. Находясь в плену материального сознания, живое существо вынуждено переселяться из одного материального тела в другое. Его деятельность называется кармой, творением будущих материальных тел, под влиянием материального сознания. Душа, джива может иногда погружаться во тьму материальной природы и отождествлять себя с материей, а иногда она считает себя принадлежащей к высшей, духовной природе, поэтому дживатму, душу, называют пограничной энергией Господа. В зависимости от того с какой природой – материальной или духовной она себя отождествляет душа получает либо материальное, либо духовное тело.

00:18:30 Стих 4. «О, лучший из людей, материальная природа постоянно меняется. Вселенское тело Господа, в которое входят полубоги солнца, луны и другие называют адидайтой. Меня же Верховного Господа, пребывающего в теле как сверхдуша, именуют адягьей, то есть владыкой жертвоприношений». Комментарий: «Материальный мир постоянно меняется. Все материальные тела проходят через 6 стадий. Они появляются на свет, растут какое-то время, существуют, производят побочные продукты, затем стареют и умирают. Материальная природа создается в определённое время и в определённое время разрушается. Это кстати соответствует научным представлениям. Воображаемое вселенское тело Верховного Господа, которое включает в себя всех полубогов и их планеты называется на санскрите адидаита. В материальном теле вместе с индивидуальной душой пребывает сверхдуша, могущественная экспансия Господа, которую называют параматмой. Она находится в сердце живого существа рядом с индивидуальной душой и является свидетелем всех его поступков. Она же определяет индивидуальную душу определённым типом сознания. Сверхдуша предоставляет индивидуальной душе свободу действий и наблюдает за ней.

00:20:11 Стих 5-й. «Тот, кто в конце жизни, покидая тело, помнит только обо мне, немедленно достигает моей природы, и в этом нет никакого сомнения». Это очень важный стих. Здесь Кришна начинает объяснять уже сокровенные вещи, что человек, который в конце жизни помнит о Боге, достигает духовной природы, духовного совершенства, возвращается в духовный мир. То есть, по сути, это означает, что он понял, он достиг понимания, высшего положения Верховной личности Бога, поэтому он помнит о Боге до конца, и возвращается обратно в духовный мир. Если вы помните, в конце шестой главы последний стих был, Кришна говорил: «Из всех же йогов тот, кто с непоколебимой верой всегда думает обо мне в глубине сердца, служит мне с любовью и преданностью, тот наиболее честным образом связан со мной в йоге и он из всех является наивысшим». То есть, ещё из шестой главы, посвящённой йоге медитации, Кришна говорит о том, что совершенство жизни – это всегда помнить о Боге. В этом совершенство йоги. Комментарий Прабхупады: «Любой, кто покидает тело в сознании Кришны, тотчас обретает трансцендентную природу Верховного Господа.

00:21:52 Господь самый чистый из всех, поэтому тот, кто всё время пребывает в сознании Кришны, тоже становится абсолютно чистым. Но душа осквернённая материей, которая не занимается практикой Cознания Кришны, не способна помнить о Боге, поэтому развивать в себе Cознание Кришны нужно с самого начала жизни. Тот, кто хочет, чтобы его жизнь увенчалась успехом, должен научиться всегда помнить о Господе. Для этого нужно постоянно повторять святые имена Бога. Лучше всего Харе Кришна мантру, чтоб в конце жизни получить все блага в сознании Кришны». Это очень интересная мысль, что, по сути, для нас понимать Бога – это значит всегда помнить о нём. Ну и здесь мы видим связь с последним стихом седьмой главы, где Кришна говорит, что тот, кто постоянно помнит меня, сможет осознать меня как Верховную личность Бога даже в момент смерти. Это последний, 30-й стих, который мы с вами прочитали в начале.

00:23:08 Стих 6. «О, сын Кунти, о каком состоянии бытия бы не помнил человек покидая тело, он достигнет этого состояния в своей следующей жизни». То есть это уже более общий закон реинкарнации, закон перевоплощения по которому душа получает в следующей жизни то тело, которое соответствовало её сознанию в прошлой жизни. Мы об этом говорили в курсе ведической философии и здесь мы читаем стих Бхагават-гиты, где об этом Кришна говорит непосредственно. То есть, в каком сознании человек оставляет своё тело, этому состоянию, то есть он получит это же состояние сознания и тело, которое соответствует этому состоянию сознания в своей следующей жизни. Сейчас в комментарии Прабхупады будет очень интересный пример, который это иллюстрирует. Значит комментарий Бхактиведанты Свами: «Здесь говорится о смене состояния бытия, которое происходит в момент смерти. Тот, кто в конце жизни, покидая тело, думает о Господе Кришне, обретает трансцендентную природу Всевышнего. Как же в момент смерти сохранить состояние ума? Очень интересная история Махаражди Бхараты. Он был великим преданным, но в конце жизни привязался к оленёнку и, умирая, думал о нём, поэтому в следующей жизни он получил тело оленя. И, находясь в теле оленя, он помнил свою предыдущую жизнь, хотя и родился в теле животного. То есть мысли, которые возникают в уме человека в течении жизни, определяют характер его мыслей в момент смерти. То есть ещё в этой жизни мы уже фактически творим свою будущую жизнь. Тот, кто находится в гуне благости, постоянно думает о Господе и может вспомнить о нём в свой последний час – это позволит ему обрести трансцендентную природу Господа. Если человек поглощён трансцендентным служением Кришне, то его следующее тело будет духовным.

00:25:33 И, наконец, 7 стих, последний, который мы с вами сегодня прочитаем. «Поэтому, о Арджуна, ты должен всегда думать обо мне в образе Кришны и в то же время исполнять свой долг и сражаться. Посвящая все свои действия мне, и сосредоточив на мне свой ум, ты непременно достигнешь моей обители». Комментарий: «Наставления, которые Кришна даёт Арджуне в этом стихе, имеют большое значение для всех людей, особенно для тех, кто заняты мирскими делами. Господь не говорит, что надо во что бы то ни стало отказаться от своих обязанностей. Человек может продолжать выполнять свои обязанности, но, в то же время, он должен думать о Кришне. Это возможно путём повторения мантры Харе Кришна. Это поможет человеку очиститься от материальной скверны и сосредоточить на Кришне свой ум и разум. Тот, кто повторяет имена Кришны, непременно достигнет его высшей обители. Вот на этом я хочу остановиться и в следующий раз мы уже продолжим с 8 стиха, а сейчас вы можете звонить нам или присылать вопросы на наш сайт. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагават-гите».

00:27:02 [Ведущая]: Вопрос первый, очень большой, но я его зачитаю полностью. «Когда йог достигает этой ступени совершенства, именуемой трансом или самадхи, его ум полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума он обретает способность видеть своё истинное Я и оно становится для него источником радости и счастья. Обретя удовлетворение, йог своими духовными чувствами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он никогда уже не забывает её и считает, что нет ничего превыше её. Такой человек не теряет самообладания, даже столкнувшись с величайшими трудностями. Вот подлинная свобода от страданий, от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром. Бхагават-гита, глава шестая, текст 20-23». И вопрос: что такое самадхи? Означает ли то превратиться в ничто или слиться с пустотой? Но ведь это невозможно. Некоторые йоги утверждают, что нужно отказаться от всякой деятельности и достичь состояния полного покоя, но как это сделать в состоянии мирской суеты?» Вот такой большой вопрос.

00:28:12 [Критский В.Г.]: Спасибо! Вопрос интересный и наш слушатель процитировал очень знаменитые стихи из 6-й главы Бхагават-гиты, 20-23 стих, где Кришна описывает состояние транса или самадхи. И мы с вами говорили о том, что 6-я глава Бхагават-гиты посвящена медитационной системе йоги. И хотя, в принципе, йоги являются универсальными, но, в целом, эта система неприменима для современной эпохи, поэтому не все детали описания годятся для современной ситуации, что в общем признаёт и сам Арждуна, когда он говорит, что ум упрям, неустойчив и очень силён, и сдержать его мне кажется труднее, чем сдержать ветер руками. Поэтому, даже Арджуна 5000 лет назад посчитал, что эта система йоги для него неосуществима и то же самое эти описания для нас имеют в каком-то смысле теоретическое значение, что, в принципе, человек может полностью отстраниться от материальной деятельности и обрести полный покой и чистоту ума с помощью системы йоги. В нашем случае, конечно, это невозможно и наш слушатель, задавший этот вопрос, абсолютно правильный делает вывод.

00:29:47 Для нас реальна система бхакти йоги, которую описал наш духовный учитель, которая идёт со времён Господа Чайтаньи, которая основана на процессе намакиртана, повторения имён Бога, о чём в своих комментариях Прабхупада постоянно напоминает. То есть полностью отстраниться от материальной деятельности для людей Кали юги, да ещё в таком городе, как Москва, совершенно невозможно. Собственно и 5000 лет назад йоги, которые занимались медитацией, они не занимались этим в каких-то больших городах - Мадхуре или Хастинапуре. Они удалялись в горы или в лес. То есть несмотря на то, что 5000 лет назад обстановка была более чистой, более благостной, не сравнить с современной Москвой, но несмотря на это йоги удалялись от мирской суеты куда-то в лес, в горы. Поэтому не нужно слишком привязываться и пытаться осуществить идеал этого стиха 6 главы Бхагават-гиты, потому что более конкретная и более практичная система йоги, бхакти йога описывается в последующий главах. Вот таков ответ.

00:31:09 [Ведущая]: Я зачитаю второй вопрос: «Можно ли обращаться к Богу через его имена в других писаниях: Библии, Коране и так далее?»
[Критский В.Г.]: Конечно. К Богу можно обращаться по именам, которые указываются в тех священных писаниях, которым вы следуете, скажем, в Коране это имя Аллах и мусульманские молитвы все содержат имя Аллаха. В Библии есть имя Иегова и, особенно в иудейской традиции, там есть обряд священного произнесения имени Бога. Один раз в году устраивается праздник, церемония большая в храме и главный священник шепотом, чтоб никто не слышал, произносит это имя Бога. В нашей, ведической традиции, гораздо всё более открыто и более доступно, что имена Бога поются и воспеваются даже на улицах города, они звучат на волнах радио Аюрведа и не только Аюрведа… Была у нас раньше радиостанция Кришналока, на которой я несколько лет работал, так что вполне можно обращаться к Богу через те священные святые имена, которые указываются в священных писаниях, которым вы следуете.

00:32:36 [Ведущая]: Следующий вопрос. «Посвящать свою деятельность другим живым существам, то есть бескорыстно действовать на их благо – это тоже посвящать свою деятельность Верховной личности Бога или нужно всё, что бы ни делал, посвящать именно Кришне? Например, работаю я в офисе, как можно всю эту суету посвящать Богу?»
[Критский В.Г.]: Тоже хороший вопрос. Иисус Христос говорил, что первая заповедь – возлюбить Господа всем сердцем своим, всей душою своей, всем разумение своим. Вторая заповедь – возлюбить ближнего своего, как самого себя. То есть, на первом месте, следуя наставлениям Иисуса Христа, то же самое наставения Господа Чайтаньи – это воспевание имён Бога. То есть, мы должны помнить о Боге и медитировать на его святые имена. И на втором месте идёт служение людям и это уже подразделяется. С одной стороны, вы можете исполнять свои материальные обязанности, служить своим ближним, семье, обществу в соответствии со своим положением, кто вы. Если вы просто рабочий в офисе, там за столом сидите исполняете свои обязанности, дворник просто подметает метлой на улице. Если президент страны, то он руководит страной ради блага всех граждан. В зависимости от того, какое место занимает человек в общественной иерархии, он исполняет свои обязанности. Это уровень гуны благости.

00:34:13 Кроме того, есть преданные Бога, есть ваши братья и сёстры, которые тоже следуют духовной традиции, которые для нас являются как бы нашей духовной семьёй, и по отношению к ним наши обязанности даже ещё более важны. Почему? Потому что отношения с нашими мирскими родственниками временны. Скажем, мать и отец, мы им вечно обязаны, но они рано или поздно умирают и мы уже не можем им служить, можем только молиться чтоб Господь им помог, простил им грехи и так далее. Скажем, муж и жена, как правило, разводятся. Сейчас у нас 70% браков кончаются разводом, да и те 30%, что остаются, тоже не все являются счастливыми, а часто чисто формально люди живут ради какого-то спокойствия в семье, ради того, чтобы у детей была какая-то нормальная атмосфера. Затем дети, тоже, хотя мы их любим, им всё отдаём, но рано или поздно, дети когда вырастают становятся самостоятельными, говорят: «Всё. Спасибо, мама, спасибо, папа, я пошёл, у меня своя жизнь». И вот так можно из-за этого очень расстраиваться и это становится трагедией для многих родителей, что вот они как бы посвящают детям свою жизнь, но не факт, не гарантия, что они ответят вам благодарностью, что они будут всю жизнь как бы помнить об этом и пытаться вас отблагодарить. В конце концов, как говорится, селяви.

00:36:00 Более важны по этой причине наши отношения с духовными братьями и сестрами, с которыми у нас есть какая-то общая цель, единство интересов, потому что в материальном мире всё временно, как мы с вами читали в шестом стихе восьмой главы Кришна говорит: «Материальная природа постоянно меняется». То есть это закон природы. Вы не можете это изменить. У ваших детей своя карма, у вашего супруга, мужа или жены своя карма. То есть в Ведах приводятся совершенно потрясающие истории. История, например, в шестой песни царя Чартакету, у которого не было детей. У него было много жен, но ни одна не могла родить ему сына. Он молил Господа. В конце концов, к нему явился великий мудрец Ангира муни. Он сказал:
- Ты не должен иметь детей, тебе по камее не суждено.
Но царь не мог с этим смириться, тогда мудрец согласился.
- Ну, хорошо, я сделаю так, я совершу ягью, у тебя родится сын, но имей в виду, он будет для тебя причиной как счастья, так и горя.
Царь говорит:
– Ничего, давай, пускай будет сын.
И вот мудрец действительно своей мистической силой сделал так, что у жены царя родился сын. И во дворце наступил праздник. Все были счастливы.

00:37:30 И вот в один прекрасный момент другие жены царя, которых он как-то так немножко оставил, позабыл вот в этой своей родительской радости, в родительском счастье, были этим очень недовольны. Они устроили заговор, подговорились убить мальчика. Они его отравили и маленький годовалый сын неожиданно умер. Они ему подсунули яд вместе с едой. И можете себе представить, что было с отцом и матерью. Они убивались, они рвали на себе волосы. Царь бился головой об стену и жена проклинала Бога. Она говорила:
- Господь, если ты есть, почему ты это творишь, почему ты разбиваешь жизнь людей, которые тебе поклоняются.
И вот в ответ на их вопли пришёл этот мудрец Ангира муни в сопровождении Нарады муни и они сказали:
- Царь, мы же предупреждали тебя что, ты сам выпросил царя, мы говорили, что он будет для тебя причиной счастья и горя, и вот, всего-навсего, ты получил то, что заслужил и дальше случилось совершенно удивительное чудо. Мудрец Нарада муни своей мистической силой вернул мальчика к жизни. Он произнёс какие-то мантры и мальчик, бездыханное тело мальчика ожило. И он вернулся к жизни, заговорил, и более того, он стал говорить, как взрослый человек. Фактически душа вернулась в своё тело, но поскольку она вышла из тела, она побывала в каком-то, может быть духовном мире, где-то ещё, она поняла себя. То есть это уже был фактически не мальчик. И он стал говорить со своим отцом как взрослый человек.

00:39:32 Он сказал:
- Дорогие родители, что вы убиваетесь? По своей карме я родился как ваш сын и по своей карме я был вынужден умереть и оставить своё тело. И в прошлой жизни у меня были другие родители, а в следующей жизни будут ещё другие родители. Так какой смысл вам убиваться? В каждой новой жизни мы имеем новых родителей, рождаемся в новой семье. То есть он стал объяснять им вот эту потрясающую философию реинкарнации, законы кармы. И, можете себе представить, когда царь Чатракету и его жена слышали своего маленького сына годовалого, который мало того что ожил, вернулся в тело, но ещё заговорил, как взрослый человек, как мудрец. И мальчик продолжал:
- Поэтому нет вам смысла убиваться, пожалуйста, успокойтесь. Позвольте мне отправиться дальше к своей следующей жизни?
И мудрецы Ангира муни и Нарада муни кивнули головой и после этого мальчик снова затих, он оставил тело и ушёл. И когда царь всё это увидел своими глазами эту потрясающую картину, он упал на колени перед мудрецами и попросил, чтобы те взяли в ученики его, просветили духовным знанием и избавили его от невежества материальной жизни. Вот такая потрясающая история есть в Ведах, в Шримад-Бхагаватам, в 6 песне, в которой говорится насколько бывают временны и иллюзорны вот эти, так называемые отношения с нашими родственниками. Вот таков ответ на ваш вопрос немножко пространный получился.

00:41:34 [Ведущая]: В любом случае, я думаю, что радиослушатель поняли те, которые задавали этот вопрос, как всё таки стоит посвящать свою деятельность Богу. На этом вопросы исчерпаны. Спасибо вам большое, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.]: Пожалуйста.
[Ведущая]: До следующей недели, до новый встреч. С нетерпением будем ждать вашей встречи с нами.
[Критский В.Г.]: До свиданья.
[Ведущая]: До свиданья.
Вы слушаете Аюрведа радио.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 03 декабря 2012