Достижение всевышнего

Аюрведа радио - 16 ноября 2007
Краткий обзор главы «Знание Абсолюта». Что такое Брахман, что такое душа и что такое карма? История брахмана Кушибала. Истинный Владыка жертвоприношений. Душа ‒ пограничная энергия Господа. Совершенство жизни ‒ всегда помнить о Боге. Как сосредоточить свой ум на Господе. Ответы на вопросы. Можно ли достичь полного покоя и чистоты ума, не отказываясь от материальной деятельности? Можно ли обращаться к Господу через имена, которые даются в других священных писаниях: Коране, Библии и т. д.? Кому в первую очередь следует посвящать свою деятельность: Господу или другим живым существам?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:42:03 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 116 | скачано: 184 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:14 [Ведущая]: Добрый день, дорогие радиослушатели! Рада вновь приветствовать вас на волнах «Аюрведа» радио. Итак, продолжение нашей программы: Владимир Георгиевич Критский, семинар «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии в прямом эфире. Ждём ваших вопросов во время прямого эфира и после него на наш почтовый ящик aurvedaradio@mail.ru, а также в чат скайпа. Добрый день, Владимир Георгиевич!

00:00:42 [Критский В.Г.]: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы с вами продолжаем цикл бесед «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”». В эфире Критский Владимир Георгиевич. Я напомню, что в прошлый раз мы с вами прочитали последний стих седьмой главы, которая называлась «Знание об Абсолюте». Это был стих 30.
Кришна сказал: «Те, кто знают Меня как Верховного Господа, как повелителя материального мироздания, владыку всех полубогов и жертвоприношений, смогут осознать Меня, Верховную Личность Бога, даже в момент смерти».

Краткий обзор 7 главы Бхагавад Гиты «Знание Абсолюта»

00:01:26 И мы с вами сделаем небольшой обзор седьмой главы и затем приступим к восьмой. Как говорит само название «Знание Абсолюта», эта глава посвящена пониманию природы Абсолютной Истины, то есть это уникальное, сокровенное знание, а также процессу познания, тому, как познать Абсолютную Истину. Если вы помните самый первый стих, Кришна говорит об этом: «А сейчас, о сын Притхи, услышь, как с помощью йоги, устремив на Меня свой ум, ты сможешь постичь Меня полностью вне всякого сомнения».

00:02:09 И суть процесса постижения Абсолютной Истины называется шабда , или процесс слушания авторитетов (шраванам). То есть Веда, это духовное знание, воспринимается из священных писаний, но с помощью духовного учителя. Это процесс трансцендентного слушания, шабды, о котором здесь говорит Кришна. В главе 7 Кришна также говорит о ложных формах религии, это так называемые карма-канда и гьяна-канда. То есть карма-канда – это форма религии с материальными целями, например поклонение полубогам. Кришна говорит: «Те, чей разум похищен материальными желаниями, поклоняются полубогам». И мы с вами говорили об опасности вожделения, которое является проблемой всей современной культуры и направляет человека к совершенно ложной цели чувственных наслаждений как к какому-то совершенству.

00:03:27 И другая ложная форма религии называется гьяна-канда, или имперсонализм, – это попытка соединиться с Богом, стать Богом. Если вы помните, Кришна говорил в главе 7: «Люди, лишённые разума и не знающие Меня таким, какой Я есть, считают, что Я, Верховная Личность Бога, Кришна, раньше был безличен, а теперь обрёл личностную форму. Из-за скудности своих познаний они не ведают Моей высшей вечной природы».

00:03:54 Таким образом, есть такое представление, что Абсолют – это не личность, а некий безличный дух, и он только проявляется в виде каких-то личностей в материальном мире, однако всё есть брахман, всё есть безличный дух. Это называется имперсонализм, который имеет различные формы. Например, в европейской философии он получил такую форму, как пантеизм, то есть представление о том, что Бог есть всё, что Бог распространил себя во всю материальную природу, во все материальные элементы и фактически утратил своё личностное существование. Подобно тому, как если бы мы взяли бумажку, разорвали на кусочки, то уже бумажка перестала существовать, остались отдельные кусочки. Это чисто материалистическое, представление.

00:04:54 На самом деле духовная энергия не подчиняется таким законам примитивной логики. Хотя, действительно, Бог вездесущ, Бог, как мы знаем, пронизывает всё творение, Он находится в каждом атоме как Параматма, но при этом Он не теряет своей личностной формы, Он существует независимо, Он вечно находится в духовном мире. Это трансцендентная логика духовного мира, которая, может быть, непривычна с точки зрения материальных понятий. В индийской философии это известно как Адвайта-веданта, или философия недвойственности, монизма. Но суть совершенно аналогичная.

00:05:49 Таким образом, это две формы отклонения: имперсонализм и языческое поклонение полубогам, которые уводят нас от авторитетного пути бхакти, то есть преданного служения. Седьмая глава и последующие несколько глав будут посвящены бхакти, преданному служению, бхакти-йоге. И последняя, очень важная мысль, которая была в седьмой главе: в Кали-югу Господь воплощается в форме своего Святого Имени, поэтому во всех духовных традициях есть вот это воспевание имён Бога, различные песнопения, гимны, бхаджаны. И в ведической традиции наиболее распространённым является воспевание мантры Харе Кришна, которую вы слышите на волнах радио «Аюрведа».

Что такое Брахман, что такое душа и что такое карма?

00:06:53 Итак, я ещё раз прочитаю этот последний стих, и затем мы переходим к главе 8. «Те, кто знают Меня как Верховного Господа, повелителя материального мироздания, владыку всех полубогов и жертвоприношений, смогут осознать Меня, Верховную Личность Бога, даже в момент смерти». Почему это очень важно? Потому что мы увидим, что первые стихи восьмой главы как раз посвящены раскрытию, развитию этой идеи памятования о Боге всю жизнь, вплоть до момента смерти.

00:07:30 Глава 8 называется «Достижение Всевышнего». На санскрите это звучит акшара-брахма-йога – три слова. Брахма – это Брахман, дух; йога – это связь с Высшей Природой, то есть связь с Брахманом, восстановление связи; и слово акшара может переводиться как «душа», «джива», может переводиться как «совершенство» и может переводиться как ОМ, то есть трансцендентный звук, который произносят йоги в процессе медитации. В целом дословный перевод акшара-брахма-йога может звучать так: «достижение душой Брахмана через процесс йоги, через процесс медитации».

00:08:21 Стих 1:
अर्जुन उवाच
किं तद्‌ब्रह्म किमध्यात्मं किं कर्म पुरुषोत्तम ।
अधिभूतं च किं प्रोक्तमधिदैवं किमुच्यते ॥ १ ॥

arjuna uvāca
kiṁ tad brahma kim adhyātmaṁ
kiṁ karma puruṣottama
adhibhūtaṁ ca kiṁ proktam
adhidaivaṁ kim ucyate

«Арджуна спросил: „О Господь, о Верховная Личность, что такое Брахман? Что такое атма (душа)? Что такое карма (то есть деятельность, приносящая плоды)? И что представляет собой материальный мир? Кто такие полубоги? Пожалуйста, объясни мне всё это”».

00:08:47 То есть Арджуна перечисляет основные элементы Абсолютной Истины, основные энергии, о которых мы говорили в предыдущих передачах. И мы с вами прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады:

00:09:02 «В этой главе Господь отвечает на вопросы Арджуны, начиная с вопроса „Что такое Брахман?”. Он также расскажет о карме, деятельности, приносящей плоды, о преданном служении с элементами мистической йоги, а также о чистом преданном служении. В Ведах говорится, что у Высшей Абсолютной Истины есть три аспекта: Брахман, Параматма (Сверхдуша) и Бхагаван – Верховная Личность Бога. Арджуна называет Кришну Пурушоттамой, то есть Верховной Личностью. Это показывает, что он задаёт вопросы не просто другу, а Верховному Господу, которого считает высшим авторитетом, способным ответить на эти вопросы».

00:09:46 Вот такой комментарий. И в этой связи есть очень интересная история из так называемой «Гиты-Махатмьи». Это небольшое произведение, в котором рассказывается об уникальном положении, об уникальных качествах «Бхагавад-гиты». И как раз я вам прочитаю небольшую историю, посвященную именно первому стиху восьмой главы.

История брахмана Кушибала

00:10:13 В одном городе жил брахман по имени Кушибал, который был очень сведущим в Ведах и искушен во всех отраслях знания. Его жену звали Кумати, у неё был, однако, очень злой характер. Несмотря на своё образование, этот брахман был очень жадным. Каждый день вместе с женой они принимали множество даров, жертвоприношений, но они никогда не делились этим с другими брахманами. Когда пришло время умирать, они получили тела брахма-ракшасов – злых духов. И в этих телах они беспрестанно скитались по всей земле, страдая от голода и жажды.

00:10:59 Духи, или привидения, – это существа, обладающие тонкоматериальным телом. Они видят, они воспринимают весь мир, всю материальную реальность, но у них нет грубого, физического, тела, как у нормальных людей, поэтому они не могут наслаждаться обычными материальными удовольствиями, которыми наслаждаются люди, такими как еда, сон, секс, оборона. И могут только всё видеть и, естественно, страдают от того, что не могут удовлетворить свои желания.

00:11:33 Однажды они остановились отдохнуть под финиковой пальмой, и в это время жена в отчаянии спросила у мужа: «Как нам избавиться от этого проклятия брахма-ракшасов?» Муж ответил: «Знанием о Брахмане, знанием о душе, знанием о карме, деятельности ради плодов. Без этого невозможно освободиться от наших греховных реакций». Услышав эти слова, жена, плача, спросила: «О мой господин, что такое Брахман, что такое душа и что такое карма, деятельность ради плодов?»

00:12:16 И эти вопросы на санскрите звучат так: kim tad brahma kim adhyatmam kim karma purusottama. Это слова, которые в точности соответствуют первому стиху восьмой главы «Бхагавад-гиты», точнее – половине первого стиха. То есть случайно жена произнесла половину первого стиха восьмой главы, и к каким это привело последствиям, вы сейчас увидите.

00:12:47 Как только она произнесла это, в небе появился воздушный самолёт из цветов, то есть это был самолёт из духовного мира, так называемый виман. Он подлетел к брахману и его жене, их пригласили сесть в этот самолёт, и самолёт полетел обратно в духовный мир. Таким образом, этот несчастный брахман Кушибал со своей женой, благодаря удаче, что всё-таки они изучали ведическое знание, изучали «Бхагавад-гиту» и в этот критический момент страдания произнесли первый стих восьмой главы, получили освобождение из материального мира и вернулись опять в духовное царство.

Истинный Владыка жертвоприношений

00:13:45 Стих 2:
अधियज्ञ: कथं कोऽत्र देहेऽस्मिन्मधुसूदन ।
प्रयाणकाले च कथं ज्ञेयोऽसि नियतात्मभि: ॥ २ ॥

adhiyajñaḥ kathaṁ ko ’tra
dehe ’smin madhusūdana
prayāṇa-kāle ca kathaṁ
jñeyo ’si niyatātmabhiḥ

«Кого называют Владыкой жертвоприношений и каким образом Он пребывает в этом теле? Как те, кто занимается преданным служением, могут помнить о Тебе в момент смерти?»

00:14:04 Эти вопросы задаёт Арджуна Кришне. И Владыка жертвоприношений, естественно, как мы можем догадаться, – это сам Господь, более точно Кришна это разъяснит. Это как раз экспансия Параматмы – Сверхдуши. И далее Арджуна начинает беспокоиться о проблеме смерти. Если мы вспомним, он находился на поле боя перед решающей битвой, поэтому он задаёт здесь гамлетовский вопрос: быть или не быть? Вот такая интересная аналогия, для Арджуны это очень актуально, очень важно. Как же он должен поступать? Должен ли он сражаться или нет?

00:14:56 Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Владыкой жертвоприношений называют Господа Вишну. Вишну повелевает главными полубогами, в том числе Брахмой и Шивой. Господь Индра повелевает полубогами, которые ведают различными ведомствами материальной вселенной. Поэтому как Вишну, так и Индре поклоняются совершая жертвоприношения. Но здесь Арджуна спрашивает о том, кто является истинным Владыкой жертвоприношений и каким образом он пребывает в теле живого существа».

00:15:35 Как вы можете понять, здесь перечисляются имена главных полубогов ведического пантеона: Вишну, Брахма и Шива, которые управляют материальным миром. Ну и, конечно, огромное значение имеют употреблённые здесь слова: «Каким образом те, кто занимается преданным служением Тебе, могут помнить о Тебе в момент смерти?»

00:16:01 В Ведах говорится, что всё, чего мы достигли при жизни, будет проверено в момент смерти, и Арджуна хочет узнать, что ждёт тех, кто постоянно занят деятельностью в сознании Кришны, как они могут выдержать это последнее испытание. Потому что когда наступает смерть, все функции тела нарушаются и ум человека приходит в беспокойство. В таком состоянии немудрено забыть о Верховной Личности Бога, поэтому в этом стихе «Бхагавад-гиты» Арджуна спрашивает: как можно сосредоточить свой ум на Господе в момент смерти?

Душа – пограничная энергия Господа

00:16:42 Стих 3:
श्रीभगवानुवाच
अक्षरं ब्रह्म परमं स्वभावोऽध्यात्ममुच्यते ।
भूतभावोद्भ‍वकरो विसर्ग: कर्मसंज्ञित: ॥ ३ ॥

śrī-bhagavān uvāca
akṣaraṁ brahma paramaṁ
svabhāvo ’dhyātmam ucyate
bhūta-bhāvodbhava-karo
visargaḥ karma-saṁjñitaḥ

«Верховный Господь сказал: „Нетленное и вечное живое существо называется Брахманом, а его индивидуальное сознание – это его вечная природа. Карма, или деятельность, приносящая последствия, – это деятельность, в процессе которой живые существа создают свои будущие материальные тела”».

00:17:10 Комментарий Бхактиведанты Свами: «Брахман, то есть дух, существует вечно и никогда не меняет своей природы. Но выше Брахмана стоит Парабрахман, то есть Верховная Личность Бога. В материальном мире, обладая материальным сознанием, живое существо стремится господствовать над материей, а в духовном сознании, сознании Кришны, оно служит Верховному Господу. Находясь в плену материального сознания, живое существо вынуждено переселяться из одного материального тела в другое. Его деятельность называется кармой – творением будущих материальных тел под влиянием материального сознания. Душа, дживатма, может иногда погружаться во тьму материальной природы и отождествлять себя с материей, а иногда она считает себя принадлежащей к высшей, духовной, природе, поэтому дживатму, душу, называют пограничной энергией Господа. В зависимости от того, с какой природой – материальной или духовной – она себя отождествляет, душа получает либо материальное, либо духовное тело».

00:18:25 Стих 4:
अधिभूतं क्षरो भाव: पुरुषश्चाधिदैवतम् ।
अधियज्ञोऽहमेवात्र देहे देहभृतां वर ॥ ४ ॥

adhibhūtaṁ kṣaro bhāvaḥ
puruṣaś cādhidaivatam
adhiyajño ’ham evātra
dehe deha-bhṛtāṁ vara

«О лучший из людей, материальная природа постоянно меняется. Вселенское тело Господа, в которое входят полубоги солнца, луны и другие, называют адхидайвой. Меня же, Верховного Господа, пребывающего в теле как Сверхдуша, именуют адхиягьей, то есть Владыкой жертвоприношений».

00:18:55 Комментарий: «Материальный мир постоянно меняется. Все материальные тела проходят через шесть стадий. Они появляются на свет, растут какое-то время, существуют, производят побочные продукты, затем стареют и умирают. Материальная природа создаётся в определённое время и в определённое время разрушается. Это, кстати, соответствует и научным представлениям. Воображаемое вселенское тело Верховного Господа, которое включает в себя всех полубогов и их планеты, называется на санскрите адхидайвата. В материальном теле вместе с индивидуальной душой пребывает Сверхдуша, могущественная экспансия Всевышнего Господа, которую называют Параматмой. Она находится в сердце живого существа рядом с индивидуальной душой и является свидетелем всех её поступков. Она же наделяет индивидуальную душу определённым типом сознания. Сверхдуша предоставляет индивидуальной душе свободу действий и наблюдает за ней».

Совершенство жизни – всегда помнить о Боге

00:20:08 Стих 5:
अन्तकाले च मामेव स्मरन्मुक्त्वा कलेवरम् ।
य: प्रयाति स मद्भ‍ावं याति नास्त्यत्र संशय: ॥ ५ ॥

anta-kāle ca mām eva
smaran muktvā kalevaram
yaḥ prayāti sa mad-bhāvaṁ
yāti nāsty atra saṁśayaḥ

«Тот, кто в конце жизни, покидая тело, помнит только обо Мне, немедленно достигает Моей природы, и в этом нет никакого сомнения».

00:20:22 Это очень важный стих, здесь Кришна начинает объяснять уже сокровенные вещи: человек, который в конце жизни помнит о Боге, достигает духовной природы, духовного совершенства, возвращается в духовный мир. То есть, по сути, это означает, что он понял, он достиг понимания высшего положения Верховной Личности Бога, поэтому он помнит о Боге до конца и возвращается обратно – в духовный мир. Если вы помните последний стих шестой главы, в нём Кришна говорил: «Из всех же йогов тот, кто с непоколебимой верой всегда думает обо Мне в глубине сердца, служит Мне с любовью и преданностью, тот наиболее тесным образом связан со Мной в йоге, и он из всех является наивысшим». То есть ещё с шестой главы, посвящённой йоге медитации, Кришна говорит о том, что совершенство жизни – это всегда помнить о Боге. В этом совершенство йоги.

00:21:36 Комментарий Прабхупады: «Любой, кто покидает тело в сознании Кришны, тотчас обретает трансцендентную природу Верховного Господа. Господь – самый чистый из всех, поэтому тот, кто всё время пребывает в сознании Кришны, тоже становится абсолютно чистым. Но душа, осквернённая материей, которая не занимается практикой сознания Кришны, не способна помнить о Боге, поэтому развивать в себе сознание Кришны нужно с самого начала жизни. Тот, кто хочет, чтобы его жизнь увенчалась успехом, должен научиться всегда помнить о Господе. Для этого необходимо постоянно повторять святые имена Бога. Лучше всего мантру Харе Кришна, чтобы в конце жизни получить все блага в сознании Кришны».

00:22:29 Это очень интересная мысль: по сути, для нас понимать Бога – это значит всегда помнить о нём. И здесь мы видим связь с последним стихом седьмой главы, где Кришна говорит: «Тот, кто постоянно помнит Меня, сможет осознать Меня как Верховную Личность Бога даже в момент смерти». Это последний, тридцатый, стих, который мы с вами прочитали в начале.

Как сосредоточить свой ум на Господе

00:23:02 Стих 6:
यं यं वापि स्मरन्भावं त्यजत्यन्ते कलेवरम् ।
तं तमेवैति कौन्तेय सदा तद्भ‍ावभावित: ॥ ६ ॥

yaṁ yaṁ vāpi smaran bhāvaṁ
tyajaty ante kalevaram
taṁ tam evaiti kaunteya
sadā tad-bhāva-bhāvitaḥ

«О сын Кунти, о каком бы состоянии бытия ни помнил человек, покидая тело, он достигнет этого состояния в своей следующей жизни».

00:23:16 То есть это уже более общий закон реинкарнации, закон перевоплощения, по которому душа получает в следующей жизни то тело, которое соответствовало его сознанию в прошлой жизни. Мы об этом говорили в курсе, посвящённом ведической философии, и здесь мы читаем стих «Бхагавад-гиты», где об этом Кришна говорит непосредственно. То есть в своей следующей жизни человек получает то состояние сознания, в каком он оставил своё тело. И тело в следующей жизни он получает соответствующее этому состоянию сознания. В комментарии Прабхупады будет очень интересный пример, который это иллюстрирует.

00:24:05 Комментарий Бхактиведанты Свами: «Здесь говорится о смене состояния бытия, которое происходит в момент смерти. Тот, кто в конце жизни, покидая тело, думает о Господе Кришне, обретает трансцендентную природу Всевышнего. Как же в момент смерти сохранить соответствующее состояние ума? Очень интересная история Махаражди Бхараты. Он был великим преданным, но в конце жизни привязался к оленёнку и, умирая, думал о нём, поэтому в следующей жизни он получил тело оленя. И, находясь в теле оленя, он помнил свою предыдущую жизнь, хотя и родился в теле животного. То есть мысли, которые возникают в уме человека в течение жизни, определяют характер его мыслей в момент смерти. То есть ещё в этой жизни мы уже фактически творим свою будущую жизнь. Если человек в этой жизни находится в гуне благости, постоянно думает о Господе, то он сможет вспомнить о Нём в свой последний час. Это позволит ему обрести трансцендентную природу Господа. Если человек поглощён трансцендентным служением Кришне, то его следующее тело будет духовным».

00:25:27 И, наконец, последний стих, который мы с вами сегодня прочитаем. Стих 7:
तस्मात्सर्वेषु कालेषु मामनुस्मर युध्य च ।
मय्यर्पितमनोबुद्धिर्मामेवैष्यस्यसंशय: ॥ ७ ॥

tasmāt sarveṣu kāleṣu
mām anusmara yudhya ca
mayy arpita-mano-buddhir
mām evaiṣyasy asaṁśayaḥ

«Поэтому, о Арджуна, ты должен всегда думать обо Мне в образе Кришны и в то же время исполнять свой долг и сражаться. Посвящая все свои действия Мне и сосредоточив на Мне свой ум, ты непременно достигнешь Моей обители».

00:25:54 Комментарий: «Наставления, которые Кришна даёт Арджуне в этом стихе, имеют большое значение для всех людей, особенно для тех, кто заняты мирскими делами. Господь не говорит, что надо во что бы то ни стало отказаться от своих обязанностей. Человек может продолжать выполнять свои обязанности, но в то же время он должен думать о Кришне. Это возможно путём повторения мантры Харе Кришна. Это поможет человеку очиститься от материальной скверны и сосредоточить на Кришне свой ум и разум. Тот, кто повторяет имена Кришны, непременно достигнет Его высшей обители».

00:26:37 Вот на этом я хочу остановиться, и в следующий раз мы уже продолжим со стиха 8, а сейчас вы можете звонить нам или присылать вопросы на наш сайт. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”».

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

00:26:56 [Ведущая]: Вопрос первый, очень большой, но я его прочитаю полностью.
«Когда йог достигает этой ступени совершенства, именуемой трансом, или самадхи, его ум полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума он обретает способность видеть своё истинное Я, и оно становится для него источником радости и счастья. Обретя удовлетворение, йог своими духовными чувствами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не забывает её и считает, что нет ничего превыше неё. Такой человек не теряет самообладания, даже столкнувшись с величайшими трудностями. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром. (БГ; 6 : 20–23)».

00:27:45 И вопрос: Что такое самадхи? Означает ли это превратиться в ничто или слиться с пустотой? Но ведь это невозможно. Некоторые йоги утверждают, что нужно отказаться от всякой деятельности и достичь состояния полного покоя, но как это сделать в потоке мирской суеты? [Ведущая] Вот такой большой вопрос.

00:28:06 [Критский В.Г.]: Спасибо, вопрос интересный. Наш слушатель процитировал очень знаменитые стихи из главы 6 «Бхагавад-гиты», стих 20–23, где Кришна описывает состояние транса, или самадхи. И мы с вами говорили о том, что глава 6 «Бхагавад-гиты» посвящена медитационной системе йоги. И хотя принципы йоги являются универсальными, но в целом эта система неприменима для современной эпохи, поэтому не все детали описания годятся для современной ситуации, что признаёт и сам Арджуна, когда говорит, что ум упрям, неустойчив и очень силён, и сдержать его труднее, чем сдержать ветер руками. Поэтому даже Арджуна 5000 лет назад посчитал, что эта система йоги для него неосуществима.

00:29:07 И эти описания для нас имеют в каком-то смысле теоретическое значение. В принципе, человек может полностью отстраниться от материальной деятельности и обрести полный покой и чистоту ума с помощью системы йоги. В нашем случае, конечно, это невозможно, и наш слушатель, задавший этот вопрос, делает абсолютно правильный вывод.

00:29:38 Для нас реальна система бхакти-йоги, которую описал наш духовный учитель и которая идёт со времён Господа Чайтаньи. Она основана на процессе нама-киртана, повторения имён Бога, о чём в своих комментариях Прабхупада постоянно напоминает. То есть полностью отстраниться от материальной деятельности для людей Кали-юги, да ещё в таком городе, как Москва, совершенно невозможно. Собственно, и 5000 лет назад йоги, которые занимались медитацией, не занимались этим в каких-то больших городах: Мадхуре или Хастинапуре. Они удалялись в горы или в лес. То есть несмотря на то, что 5000 лет назад обстановка была более чистой, более благостной, не сравнить с современной Москвой, йоги удалялись от мирской суеты куда-то в лес, в горы. Поэтому не нужно слишком сильно привязываться и пытаться осуществить идеал этого стиха главы 6 «Бхагавад-гиты», потому что более конкретная и более практичная система йоги, бхакти-йога, описывается в последующий главах. Вот таков ответ.

00:31:02 [Ведущая]: Я прочитаю второй вопрос. Можно ли обращаться к Богу через имена, которые даются в других писаниях: Библии, Коране и так далее?

00:31:10 [Критский В.Г.]: Конечно. К Богу можно обращаться по именам, которые указываются в тех священных писаниях, которым вы следуете. Скажем, в Коране это имя Аллах, и мусульманские молитвы все содержат имя Аллаха. В Библии есть имя Иегова. В иудейской традиции есть обряд священного произнесения имени Бога. Один раз в году устраивается праздник, церемония в большом храме, и главный священник шепотом, чтоб никто не слышал, произносит это имя Бога. В нашей, ведической, традиции всё более открыто и более доступно, имена Бога поются и воспеваются даже на улицах города, они звучат на волнах радио «Аюрведа» и не только «Аюрведа», была у нас раньше радиостанция «Кришналока», на которой я несколько лет работал. Так что вполне можно обращаться к Богу через те святые имена, которые указываются в священных писаниях, которым вы следуете.

00:32:26 [Ведущая]: Следующий вопрос. Посвящать свою деятельность другим живым существам, то есть бескорыстно действовать на их благо – это тоже посвящать свою деятельность Верховной Личности Бога или нужно всё, что бы ни делал, посвящать именно Кришне? Например, я работаю в офисе, как можно всю эту суету посвящать Богу?

00:32:46 [Критский В.Г.]: Тоже хороший вопрос. Иисус Христос говорил, что первая заповедь – возлюбить Господа всем сердцем своим, всей душою своей, всем разумением своим. Вторая заповедь – возлюбить ближнего своего, как самого себя. То есть на первом месте, если следовать наставлениям Иисуса Христа и наставлениям Господа Чайтаньи, – это воспевание имён Бога. То есть мы должны помнить о Боге и медитировать на Его святые имена. И на втором месте идёт служение людям, и это уже подразделяется. С одной стороны, вы можете исполнять свои материальные обязанности, служить своим ближним, семье, обществу в соответствии со своим положением. Кто вы? Тот, кто работает в офисе, сидит за столом, исполняет свои обязанности, дворник подметает метлой улицы. Президент руководит страной ради блага всех граждан. В зависимости от того, какое место занимает человек в общественной иерархии, он исполняет свои обязанности. Это уровень гуны благости.

00:34:05 Кроме того, есть преданные Бога, есть ваши братья и сёстры, которые тоже следуют духовной традиции. Они являются нашей духовной семьёй, и по отношению к ним наши обязанности даже ещё более важны. Почему? Потому что отношения с нашими мирскими родственниками временны. Скажем, матери и отцу мы вечно обязаны, но они рано или поздно умирают, и мы уже не можем им служить, можем только молиться, чтоб Господь им помог, простил им грехи и так далее. Скажем, муж и жена, как правило, разводятся. Сейчас у нас 70% браков кончаются разводом, да и те 30%, что остаются, тоже не все являются счастливыми, а часто люди живут чисто формально, ради какого-то спокойствия в семье, ради того, чтобы у детей была какая-то нормальная атмосфера. Затем дети. Мы их любим, всё им отдаём, но когда дети вырастают и становятся самостоятельными, они говорят: «Всё. Спасибо, мама, спасибо, папа, я пошёл, у меня своя жизнь». И из-за этого можно очень расстраиваться, это становится трагедией для многих родителей: они посвящают детям свою жизнь, но не факт, не гарантия, что они ответят вам благодарностью, что они будут всю жизнь помнить об этом и пытаться вас отблагодарить. В конце концов, как говорится, се ля ви.

00:35:50 По этой причине более важны наши отношения с духовными братьями и сестрами, с которыми у нас есть какая-то общая цель, единство интересов, потому что в материальном мире всё временно. Как мы с вами прочитали, в стихе 6 главы 8 Кришна говорит: «Материальная природа постоянно меняется». То есть это закон природы. Вы не можете это изменить. У ваших детей своя карма, у вашего супруга, мужа или жены, своя карма.

00:36:25 В Ведах приводятся совершенно потрясающие истории. Например, в шестой песне Шримад Бхагаватам приводится история царя Читракету, у которого не было детей. У него было много жен, но ни одна не могла родить ему сына. Он молил Господа. В конце концов, к нему явился великий мудрец Ангира. Он сказал: «Ты не должен иметь детей, тебе по карме не суждено». Но царь не мог с этим смириться, тогда мудрец согласился: «Ну хорошо, я совершу ягью, у тебя родится сын, но имей в виду, он будет для тебя причиной как счастья, так и горя». Царь говорит: «Ничего, давай, пускай будет сын». И мудрец, действительно, своей мистической силой сделал так, что у жены царя родился сын.

00:37:17 И во дворце наступил праздник. Все были счастливы. В то же время другие жены царя, которых он оставил, позабыл в этой своей родительской радости, в родительском счастье, были этим очень недовольны. Они устроили заговор, договорились убить мальчика. Они его отравили, и годовалый сын неожиданно умер. Они ему подсунули яд вместе с едой. И можете себе представить, что было с отцом и матерью. Они убивались, они рвали на себе волосы. Царь бился головой о стену, жена проклинала Бога. Она говорила: «Господь, если Ты есть, почему Ты это творишь? Почему Ты разбиваешь жизнь людей, которые Тебе поклоняются?».

00:38:14 И на их вопли пришёл мудрец Ангира Муни в сопровождении Нарады Муни. Они сказали: «Царь, мы же предупреждали тебя, ты сам выпросил сына, мы говорили, что он будет для тебя причиной счастья и горя. И вот, ты получил всего-навсего то, что заслужил». И дальше случилось чудо. Мудрец Нарада Муни своей мистической силой вернул мальчика к жизни. Он произнёс какие-то мантры, и бездыханное тело мальчика ожило. Он вернулся к жизни и, более того, стал говорить, как взрослый человек. Фактически, душа вернулась в своё тело, но, поскольку она вышла из тела, она побывала в каком-то, может быть, духовном мире или где-то ещё, она поняла себя. То есть это уже был фактически не мальчик. И он стал говорить со своим отцом, как взрослый человек.

00:39:21 Он сказал: «Дорогие родители, что вы убиваетесь? По своей карме я родился как ваш сын, и по своей карме я был вынужден умереть и оставить своё тело. В прошлой жизни у меня были другие родители, а в следующей жизни будут другие родители. Так какой смысл вам убиваться? В каждой новой жизни мы имеем новых родителей, рождаемся в новой семье». То есть он стал объяснять им вот эту потрясающую философию реинкарнации, законы кармы. И можете себе представить реакцию царя Читракету и его жены, которые слушали своего маленького сына, годовалого, который мало того, что ожил, вернулся в тело, но ещё заговорил, как взрослый человек, как мудрец. И мальчик продолжал: «Поэтому нет смысла вам убиваться. Пожалуйста, успокойтесь. Позвольте мне отправиться дальше, к своей следующей жизни...» Мудрецы Ангира Муни и Нарада Муни кивнули головой, и после этого мальчик снова затих, он оставил тело и ушёл.

00:40:41 И когда царь всё это увидел своими глазами, эту потрясающую картину, он упал на колени перед мудрецами и попросил, чтобы те взяли его в ученики, просветили духовным знанием и избавили его от невежества материальной жизни. Вот такая потрясающая история есть в Ведах, в «Шримад-Бхагаватам», в песне 6, в которой говорится насколько бывают временны и иллюзорны эти так называемые материальные отношения с нашими родственниками. Вот таков ответ на ваш вопрос. Немножко пространный получился.

00:41:23 [Ведущая]: В любом случае, я думаю, что те радиослушатели, которые задавали этот вопрос, поняли, что всё-таки стоит посвящать свою деятельность Богу. На этом вопросы исчерпаны. Спасибо вам большое, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.]: Пожалуйста.
[Ведущая]: До новых встреч на следующей неделе. С нетерпением будем ждать нашей с вами встречи.
[Критский В.Г.]: До свиданья.
[Ведущая]: До свиданья.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 03 декабря 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 19 февраля 2022
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 09 апреля 2022