Глава 18 стихи 26-40

Аюрведа радио - 09 января 2009
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:40:48 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 30 | скачано: 141 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели! Ну вот сегодня 9-е января, чудесный день. В Москве, по крайней мере, хлопьями валит снег. И это так прекрасно – создаёт хорошее настроение, а главное – чистоту в Москве, серой, запруженной машинами Москве. С удовольствием сегодня шла на работу, потому что снег засыпал меня сегодня просто вот сугробами. Хорошее настроение, хорошее настроение передаёт Аюрведа-радио, и мы начинаем сегодня прямой эфир. Критский Владимир Георгиевич: «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите» в 2009-м году, и ответы на вопросы по Ведической культуре и философии. Так что пожалуйста, не стесняйтесь, дорогие радиослушатели. Я знаю, вы порой просто стесняетесь и не присылаете вопросы, которые хотите спросить, думая, что они глупые, или смешные, или просто какие-то дурацкие. Забудьте про эти слова! Все вопросы очень интересны. И если они вас беспокоят, то пожалуйста, присылайте их к нам. Кто же, как ни мы, Аюрведа-радио в лице всех наших лекторов, ответит ваши вопросы абсолютно с превеликим удовольствием? Так что вопросы в чат по Скайпу и на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru. Мы ждём, ну а сейчас я уже буду здороваться с Владимиром Георгиевичем. Здравствуйте!
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья!
[Ведущая] Очень вас хорошо слышно. Я думаю, что можно начинать. С Новым Годом вас!
[Критский В.Г.] Спасибо, вас так же, и ещё раз я поздравлю с Новым Годом всех наших радиослушателей. Итак, дорогие друзья, мы в прошлый раз продолжили изучать последнюю, 18-ю главу Бхагавад-гиты, «Совершенство отречения», которая подводит итог, обобщает всё знание Бхгавад-гиты на более высоком уровне.

00:02:01 Мы закончили в прошлый раз на 25-м стихе, который описывает различные виды деятельности в трёх гунах материальной природы. Таким образом, в начале 18-й главы Господь Кришна продолжает тему «Три гуны материальной природы», которая классифицирует все аспекты материальной жизни по 3-м уровням сознания: благости, страсти и невежества. И как мы уже говорили, эта уникальная классификация даёт возможность понять, что такое «хорошо» в материальном мире и что такое «плохо». Мы продолжим читать, начиная с 26-го стиха: «Если человек исполняет свой долг с великой решимостью и энтузиазмом, будучи свободен от влияния гун материальной природы и ложного эго, равнодушно к успеху и неудаче, то его деятельность находится в гуне благости. Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Человек, обладающий духовным сознанием, всегда трансцендентен к гунам материальной природы. Не имея ложного эго и гордости, он не стремится к результатам своего труда. Это не мешает ему работать с неслабеющим энтузиазмом до тех пор, пока порученное ему дело не будет выполнено. Даже препятствия, которые он преодолевает, не уменьшают его энтузиазма. Его не волнует успех или неудача; и в радости, и в горе он продолжает оставаться спокойным и невозмутимым. Такой человек действует в гуне благости». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:03:46 Стих 27-й: «Если человек привязан к деятельности, которую он выполняет, и к её результатам, стремится насладиться плодами своего труда, жаден, нечист, завистлив, подвержен радостям и печалям, то про него говорят, что он действует в гуне страсти». Комментарий: «Сильная привязанность к тому или иному виду деятельности или к её результатам – это следствие привязанности человека к материальному образу жизни: к семейному очагу, жене, детям и так далее. У такого человека нет стремления к более высокому пониманию жизни. Он заинтересован только в создании вокруг себя материального комфорта. Такие люди, как правило, очень жадны, и думают, что все их приобретения останутся с ними навеки. Завистливые и враждебные к другим, они готовы на все ради удовлетворения своих чувств. Поэтому такие люди нечисты, и им безразлично, каким путем они получают деньги – честно или нечестно. Они бесконечно радуются успеху и сильно страдают от неудач. Так действуют те, кто находится под влиянием гуны страсти». Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:05:14 Стих 28-й: «Если человек постоянно занимается деятельностью, противоречащей указаниям Священных Писаний, упрям и материалистичен, обманывает и оскорбляет других, ленив, всегда недоволен и откладывает всё на потом, то про него говорят, что он действует в гунне невежества». Комментарий: «Изучая Священные Писания, мы узнаем, какой деятельностью нам следует заниматься, а какой - нет. Те, кто игнорируют предписания Вед, как правило являются закоренелыми материалистами и занимаются запрещённой деятельностью. Они действуют под влиянием гун материальной природы, а не в соответствии с указаниями Писаний. Такие люди неблаговоспитанны, всегда хитрят и обманывают, и оскорбляют других. Они очень ленивы. Даже если у них есть обязанности, они не выполняют их должным образом а откладывают все дела на потом. То, что можно сделать за один час, они растягивают на целый год. Поэтому они всегда выглядят угрюмыми. Таковы признаки тех, кто находится в гуне невежества». Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Итак, Господь Кришна рассмотрел три уровня деятельности в материальном мире. То есть, иными словами уровни внешней деятельности человека. И далее Он аналогичным образом рассмотрит внутреннее состояние сознания и результат. Но в целом мы увидим, что Господь Кришна повторяет те же самые идеи, применяя к разным аспектам жизни. Поскольку этот анализ является очень важным для понимания материальной жизни.

00:07:04 Стих 29-й: «А сейчас, о завоеватель богатств, Я поведаю тебе о разных типах разума и решимости, соответствующих трем гунам материальной природы». Комментарий Бхактиведанты Свами: «Рассказав Арджуне о знании, о цели познания и субъекте познания, то есть личности, в разных гунах материальной природы, Господь собирается рассказать ему о различных категориях разума и решимости людей , занятых совершением той или иной деятельности». Это короткий комментарий Бхактиведанты Свами. Стих 30-й: «О сын Притхи, разум, помогающий определить, что следует делать и что не следует, чего нужно бояться и чего не нужно, что порабощает и что ведет к освобождению, является разумом в гуне благости». Комментарий: «Следует заниматься деятельностью в соответствии с указаниями Священных Писаний. Действия, противоречащие указаниям Писаний, совершать не следует. Не зная этих предписаний, человек запутывается в сетях кармической деятельности. Разум, способный отличить хорошее от дурного, находится в гуне благости». Это комментарий Бхактиведанты Свами. Стих 31-й: «О сын Притхи, разум не способный отличить религию от безбожия, дозволенное действие от запрещенного, находится в гуне страсти». Тут к нему нет комментария. Стих 32-й: «Разум, который принимает безбожие за религию, а религию за безбожие; погруженный во тьму иллюзии и стремящийся увести человека от истинного пути, о сын Притхи, является разумом в гуне невежества».

00:09:03 Комментарий: «Разум в гуне невежества всегда действует в неверном направлении. Он принимает за религию то, что ей не является, и отвергает истинную религию. Люди в гуне невежества считают великую душу обычным человеком, а обычного человека великой душой. Они называют истину ложью, а ложь принимают за истину. Что бы они ни делали, они всегда действуют в неверном направлении, поэтому их разум находится в гуне невежества». Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Таким образом, Господь Кришна дал характеристики разума в трёх гунах материальной природы. Я напомню нашим слушателям, что разум – это более высокая составляющая нашего сознания, чем ум. Деятельность разума определяется нашей системой ценностей, которую мы выработали за годы нашей материальной жизни и на основании которой мы принимаем решения. Ум – это более низкая субстанция сознания, связанная с чувствами, которым всегда что-то нравится, что-то не нравится, но разум – это высшая программа нашей деятельности, которая по идее не должна зависеть от наших чувств, но направлять человека к достижению высшей цели в жизни. Стих 33-й: «О сын Притхи, решимость, которая непоколебима, которая делает человека целеустремленным в практике йоги, позволяя ему контролировать деятельность ума, жизненной силы и чувств, является решимостью в гуне благости». Комментарий: «Йога - это метод, позволяющий живому существу постичь Высшую Душу. Тот, кто неуклонно и со всей решимостью движется к данной цели, сосредоточив на Всевышнем свой ум, чувства и жизненную силу, действует в духовном сознании, то есть в сознании Кришны. Такая решимость является решимостью в гуне благости». Это комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады

00:11:16 Стих 34-й: «Однако решимость, с которой человек стремится наслаждаться плодами религиозной или экономической деятельности и таким образом удовлетворять свои чувства, находится под влиянием гуны страсти, о Арджуна». Комментарий: «Человек, который стремится насладиться результатами своей религиозной или экономической деятельности, единственное желание которого заключается в чувственном удовлетворении и который подчинил этому желанию деятельность ума, жизненной силы, чувств, находится в гуне страсти». Стих 35-й: «Решимость, которая не выходит за пределы грез, скованная страхом, скорбью, отчаянием и иллюзией -решимость в которой нет ни капли разума, о сын Притхи, является порождением гуны невежества». Комментарий: «Из выше сказанного следует, что человек в гуне благости не живет в царстве грез. В данном стихе "греза" означает чрезмерный сон. Человек всегда видит сны, в какой бы гуне он ни находился, это естественно. Но тот, кто слишком много спит, кто гордится своими возможностями наслаждаться материальным миром, кто мечтает утвердить своё господство, подчиняя этой цели всю свою жизнь, деятельность ума и чувств, обладает решимостью в гуне невежества». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к 35-му стиху.

00:12:56 Стих 36-й: «О лучший из Бхарат, сейчас Я расскажу тебе о трех видах счастья, которое испытывает обусловленная душа и благодаря которому она иногда может освободиться от всех страданий». Вот, наконец, апофеоз этой части 18-й главы. Мы с вами прочитали практически половину 18-й главы. Ответ на вопрос, что такое истинное счастье? Все люди стремятся к счастью, поэтому это цель человеческой жизни. Но материальный мир так хитро устроен, что люди принимают за счастье временное чувственное наслаждение низшего порядка, которое препятствует духовной жизни и достижению высшего трансцендентного счастья. По сути здесь Господь Кришна через духовного учителя раскрывает нам секрет подлинного счастья, то есть секрет успеха в духовной жизни. Вот мы теперь прочитаем удивительный комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к этому стиху: Обусловленная душа снова и снова пытается обрести счастье в материальном мире, и поэтому занимается пережёвыванием уже жёваного. Но иногда в процессе наслаждений материального мира она получает возможность освободиться из материального плена благодаря общению с великой душой. Иными словами, обусловленная душа всегда старается так или иначе удовлетворять свои чувства, но когда в результате благотворного общения она понимает, что пережёвывает уже жёваное, в ней просыпается истинное духовное сознание, Cознание Кришны и она освобождается из мира мерцающего так называемого "счастья"». Это был прекрасный комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады (короткий, но яркий), который будет разъясняться подробно в следующих стихах.

00:14:59 Стих 37-й: «То, что вначале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек достигает самоосознания, называется счастьем в гуне благости». Комментарий: «Человек, который стремится достичь самоосознания, должен следовать многочисленным правилам и предписаниям, чтобы, обуздав свои чувства и ум, сосредоточить его на своей духовной сущности. Все это очень трудно и подобно яду, но если, выполнив все правила и предписания, человек поднимается на трансцендентный уровень, он будет наслаждаться подлинным нектаром жизни». Это был комментарий Бхактиведанты Свами к данному 37-му стиху. Стих 38: «Счастье, которое человек испытывает, когда его чувства соприкасаются с объектами чувств, которое вначале кажется нектаром, а в конце становится подобным яду, является счастьем в гуне страсти». Комментарий: «Когда юноша встречает девушку, его чувства вызывают в нем желание её видеть, касаться её тела и мечтать о сближении с ней. Вначале это доставляет чувствам огромное удовольствие, но в конце, или спустя какое-то время их отношения становятся подобны яду. Они расстаются или разводятся, что причиняет им немало горя и страданий. Такое счастье находится в гуне страсти. Счастье, которое человек испытывает, когда его чувства соприкасаются с объектами чувств, всегда приводит к страданиям, поэтому его следует всячески избегать». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады, который проясняет нам природу подлинного счастья. Большинство людей представляют себе счастье именно как возможность наслаждаться чувствами. И как объясняется в данном комментарии, это ведёт человека к неизбежному разочарованию. Но истинное счастье – это в гуне благости – вначале оно человеку не нравится, но в дальнейшем он понимает верность своего решения.

00:17:39 Стих 39-й: «Счастье, которое ослепляет человека, лишая его возможности достичь духовного самоосознания, которое с начала и до конца является призрачным, порожденное сном, ленью и иллюзией, называют счастьем в гуне невежества. Комментарий: «Тот, кто находит удовольствие в праздности и сне, - безусловно, находится в гуне тьмы (или невежества), во власти которой оказывается также и тот, кто не знает, как следует и как не следует поступать. Для человека в гуне невежества всё является иллюзией. Он не испытывает счастья ни в начале, ни в конце. Человек под влиянием гуны страсти может ощущать некое подобие счастья в начале, а в конце -мучиться и страдать, тогда как человек в гуне невежества, испытывает одни лишь страдания». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Удивительно красивый и глубокий, что здесь, по сути, нечего добавить. Истина достаточно простая. Она такова, что существует Бог, Высший Разум, и мы все являемся Его крохотными частицами. Если мы находимся в таком сознании и действуем как Его слуги, то это позволяет нам постепенно освободиться от страданий материального мира и начать духовную жизнь, ведущую нас к истинному вечному счастью. Стих 40-й: «Нигде в этом мире - ни здесь, ни на планетах полубогов - нет ни одного живого существа, которое бы ни испытывало на себе влияние трех гун материальной природы». Комментарий: «Подводя итог вышесказанному, Господь Кришна рассказывает здесь о влиянии трех гун материальной природы на всю вселенную».

00:19:31 И таким образом, он заканчивает свой анализ трёх гун материальной природы, и общий вывод таков, что всё в этом мире – любая деятельность, личность, его умонастроение, и даже счастье – находится в определённых гунах материальной природы: благости, страсти и невежества. Это уникальное знание, которое Господь Кришна даёт нам, приносит человеку радость познания Высшей Реальности, которое постепенно освобождает нас ото всех страданий материального мира. На этом я хочу закончить читать стихи Бхагавад-гиты, и в следующий раз мы начнём с 41-го стиха, с которого начинается уже другой раздел, рассматривающий уже другие темы. А сейчас я приглашаю вас звонить нам, писать на наш сайт, присылать свои вопросы. Напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагавад-гите».
[Ведущая] Итак, дорогие радиослушатели, мы продолжаем ответы на вопросы по Ведической культуре и философии. Критский Владимир Георгиевич в прямом эфире по-прежнему с вами, и он готов отвечать на ваши вопросы. Владимир Георгиевич, у нас есть сегодня два вопроса, и я начинаю их зачитывать. Вопрос первый: «Почему знание о счастье в материальном мире может иногда привести к освобождению человека из материального плена?»
[Критский В.Г.] Да, это фраза из стиха, который мы с вами сегодня прочитали, где Кришна начинает объяснять различные виды счастья в материальном мире. И самый первый стих говорит, что благодаря знанию о трёх видах счастья человек может иногда избавиться ото всех страданий.

00:21:24 Действительно, возникает вопрос, почему иногда в комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет, что человек, не знакомый с Ведическим знанием и не понимающий, собственно, как устроен мир, что такое жизнь – ему очень трудно ориентироваться в жизни, и он неизбежно попадает в [неразборчиво], в какую-то иллюзию, и совершает ошибку [?] духовного действия [?]. А для того, чтобы избавиться от этого невежества, человек должен быть достаточно удачлив, чтобы встретить личность, которая ему всё это расскажет, то есть, по сути, личность духовного учителя – то, что было вот с нами, когда мы познакомились с Ведической традицией. Самому это очень трудно, даже если вы случайно встретите в книге какой-то… книгу встретите по Ведической традиции. Например, до того, как я познакомился с этим, я в Ленинской библиотеке ни раз читал какие-то книги по йоге, и я ничего там толком не мог понять. То есть, я считал, что это действительно что-то не наше, что-то чужое, индийское, потому что не было человека, не было личности, который мог бы передать мне это знание авторитетным образом, чтобы я вообще что-то понял – на моём языке. И нам с вами повезло тем, что мы встретили такую личность, мы, так сказать, изучаем его книги, слушаем лекции – его и его учеников. И собственно, это открывает перед нами так сказать врата к духовному знанию; к тому, чтобы мы начали понимать, что к чему, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

00:23:18 И естественно Господь Кришна неслучайно говорит, что понимание, так сказать, знание об этих видах счастья может привести человека к избавлению ото всех страданий, если человеку повезёт, во-первых, встретить такого учителя, во-вторых - следовать его указаниям и воспринять его достаточно серьёзно, то тогда он действительно сможет решить все проблемы материальной жизни. А в противном случае это может и не случиться. Вот таков ответ.
[Ведущая] Мне многие слушатели пишут о том, что они слушают Аюрведа-радио, сталкиваются со знаниями, начинают применять их в жизнь, отказываются от дурманящих напитков и неправильной пищи, и… Им страшно выходить потом в люди, потому что люди, окружающие их, они не сделали так, как они, они по-прежнему злы и агрессивны. И люди становятся одинокими, они замыкаются, они попадают в ступор и в апатию, они не знают, что дальше делать. Как тут быть?
[Критский В.Г.] Да, это, конечно, очень актуальный вопрос. И так сказать какого-то универсального решения сейчас найти трудно, но, по крайней мере, можно подсказать. Вот точно так же, как птицы, как бы, роятся по своим качествам… скажем, лебеди с лебедями, вороны с воронами… Точно так же и люди, которые стремятся к такой какой-то духовной цели, должны общаться друг с другом, и по возможности меньше общаться с материалистами. Вот, собственно, наше радио Аюрведа помогает вам общаться с такими людьми через Интернет, найти каких-то знакомых, друзей, найти духовного наставника, с которым вы можете познакомиться и задавать какие-то вопросы, и он будет вам помогать в духовной жизни.

00:25:21 Мы с вами говорили, вот, в цикле «Основы Ведической культуры», что один из принципов Ведической культуры – это необходимость гуру, духовного наставника. Самостоятельно понять вот это уникальное Ведическое знание невозможно. Я в этом убедился много раз, и об этом написано, собственно, и в Ведах: «Обратись к духовному учителю, смиренно задавай ему вопросы и старайся услужить. Самопознавшая личность способна дать тебе знание, ибо она видит истину». Это стих из 4-й главы Бхагвад-гиты. Поэтому, если вы, дорогие слушатели, уже начали понимать, уже начали чувствовать уже всё совершенство и всю красоту Ведического знания, то вы должны делать какие-то шаг. Для того, чтобы воплотить это знание в своей жизни, нужно найти людей, которые также этому следуют. Обратиться в радио Аюрведа, прийти к нам в Центр Ведической культуры около метро «Динамо» (Ленинградский проспект, 39», и уже среди этих людей вы сможете найти каких-то единомышленников, и вместе с ними будете успешно прогрессировать, расти в духовной жизни и в материальной. Когда вы поднимаетесь на иной уровень сознания, то то, что было раньше, уже кажется вам не очень приятным, ошибкой, и те люди, которые остались сзади, когда вы были на своём предыдущем, так сказать, уровне, они для вас уже как бы немножечко не очень интересны. Тут, конечно, возникает вопрос общения со своими родственниками. Это вопрос не такой простой. И в отношении своих близких, родственников нельзя дать однозначный ответ, потому что у нас перед ними есть определённый долг, определённые обязательства. Особенно, перед старшими – перед отцом, матерью и т.д.

00:27:27 Поэтому даже если вы стали на духовный путь, вы не должны из-за этого терять уважение по отношению к своим старшим – к отцу, матери и другим. Вы должны общаться с ними очень вежливо, очень как бы проникновенно, чтобы они почувствовали ваше уважение, даже если раньше они этого не чувствовали, то теперь, обретя духовное знание, вы уже знаете, как с ними общаться; вы знаете, что это принцип духовной культуры – почитать мать, отца и других старших. Потому что мы, по сути, не можем оплатить этим тот долг, который у нас перед ними за то, что они нас родили, воспитали, и так далее. И в конце концов, они помогли нам (ну сами того, может, не сознавая) прийти к духовному знанию, к Ведам. Поэтому мы должны быть им очень благодарны, и не следует сразу пытаться им проповедовать и пытаться их сделать преданными. Просто можно в какой-то общей ненавязчивой форме объяснить, почему вы не едите мясо, почему вы не пьёте, не курите. Потому что это плохо, это вредно для здоровья, это греховная деятельность. – об этом говорится в Библии, не только в Ведах. Священные Писания, они те же самые в любой традиции. Вот так я могу кратко ответить на этот вопрос.
[Ведущая] Есть ещё вопрос, дополнение. Ну как бы вот к этому же вопросу спрашивает Надежда: «Как можно помочь человеку ощутить этот высший вкус счастья? К сожалению, авторитетных людей в этой области вокруг нет. Как можно помочь человеку, когда ты видишь, что он очень несчастен? Ведь не каждый человек сразу станет на путь истинного счастья».

00:29:26 [Критский В.Г.] Да, это хороший вопрос. Помочь нужно стараться. То есть, в любом случае, вы должны желать всем счастья. Один из как бы лозунгов, афоризмов, который Олег Геннадьевич Торсунов ввёл на радио Аюрведа: «Я желаю всем счастья». Это один из Ведических афоризмов, что мы должны желать счастья всем людям. И близким, и дальним. О том же самом говорил, кстати, Иисус Христос: «Возлюбите врагов ваших», - он говорил. А также возлюбить ближнего своего как самого себя. То есть, наставления абсолютно те же самые, я это ещё раз подчёркиваю. И поэтому те люди, которые утверждают, что Ведическая традиция – это не наша, это какая-то чужая – это люди, которые сами не знают, о чём толкуют. Потому что Бог един и законы Бога тоже едины. Вот для того, чтобы помогать окружающим, требуется определённая как бы тонкость, деликатность. И не всегда это удаётся - впрямую читать человеку какие-то лекции. Иногда просто с человеком нужно общаться, нужно как-то заслужить его доверие, чтобы он почувствовал, что вы ему желаете блага. Если человек начнёт вам доверять, вот если он станет у вас спрашивать, задавать какие-то вопросы, вот тогда вы сможете ему ответить и рассказать ему вот то сокровенное духовное знание, которое вы узнали на радио Аюрведа. Ну затем есть такие вещи, как можно, например, молиться за человека. Скажем, если вы никак не можете повлиять на человека впрямую, но вы можете молиться Господу Богу и просить Его, чтобы Он мог… скажем, если, так сказать, у жены муж материалист там пьёт, курит… или наоборот, у мужа жена не очень, так сказать, порядочная женщина, то в любом случае можно молиться Богу.

00:31:22 Если ничто не помогает и как бы все средства кончаются ничем, тогда уже можно как бы ставиться вопрос о целесообразности как бы совместной жизни. Но не раньше! Вначале мы должны использовать все средства для возможности вот какого-то компромисса. Как говорится, семь раз примерь – один отрежь. Вот так я могу ответить.
[Ведущая] А я зачитаю следующий вопрос. И прислала его к нам мама. Молодая мама Жанна, она спрашивает: «Подскажите, пожалуйста, как объяснить ребёнку шести лет, кто такой Бог и откуда Он взялся? Заранее благодарю вас!»
[Критский В.Г.] Да, Жанна, это чудесный вопрос. Действительно, ребёнку можно уже с ранних лет, где-то с пяти-, шестилетнего возраста рассказывать о Боге. Если вы хотите, чтобы ваш сын или дочь стали чистыми духовными личностями, чтобы они не повторяли тех ошибок, которые мы совершали в молодости, то им с детства нужно давать какие-то основы духовного знания. Ну может быть, проще начать ни с того, откуда взялся Бог, а проще, может быть, начать с того, откуда взялись мы. Вот мы, как все знают, так сказать, родились от мамы с папой. Но на самом деле от мамы с папой родились только наши тела, потому что душа вечная и душа не умирает со смертью тела. И вот, может быть, с этого стоит начать. То есть, объяснить ребёнку, что хотя в материальном мире все рождаются и умирают, но на самом деле душа вечна и существует вечный духовный мир. Ну и доказательств этому есть сотни, в том числе опыты вне тела, когда человек выходит из тела, видит тело со стороны – то, о чём говорится во всех Писаниях мира.

00:33:26 Вот нужно начать, вероятно, с этого, что мы вечны по своей природе. Душа вечна, это высшая духовная энергия. А материя – это действительно временная и как бы низшая энергия Бога. Кто такой Бог? Ну вот нужно как-то объяснить, что это самый высший, самый лучший, самый могущественный, который обладает всеми качествами, и который является, ну собственно вот, источником всего сущего. И раз ребёнок задаёт такие вопросы, это значит, что у него было к этому стремление из прошлой жизни, и я не думаю, что ему будет это сложно понять, что он вспомнит; он вспомнит то, что было в прошлой жизни - его прошлый опыт, раз уже с таких лет он этим интересуется. Наше несчастье в том, что мы об этом не знали и не слишком интересовались. По крайней мере, я могу про себя сказать, что я только где-то после окончания института, уже мне было двадцать с лишним лет, начал вот искать смысл жизни. И если действительно ваш ребёнок проявляет интерес к духовным вопросам, вы должны быть очень счастливы. Потому что в Ведах говорится, что если человек (ну в данном случае, там, ребёнок) становится чистым преданным, ну святой личностью, то он освобождает из материального рабства несколько поколений своих предков. То есть, не только вы, но и там ваши мама с папой, дедушка с бабушкой, и вот вплоть до десятого поколения смогут освободиться из материального мира и вернуться в духовный мир, в божье царство.

00:35:21 Вот настолько Бог ценит вот это качество преданности, духовной чистоты, что Он не только этого человека спасает, забирает в духовный мир, но и десять поколений его предков. Вот такое вот очень интересное свидетельство в Ведической литературе, которое, я думаю, должно вдохновить вас, Жанна, и всех других слушателей.
[Ведущая] Очень интересно вы отвечаете на вопросы: даже маленьким карапузам можно помочь, рассказав им потихонечку, понемножечку Ведическое знание, и с детства просто вот сделать так, что дети будут верить… Хотя мне кажется, они на самом деле верят, что Бог есть, они даже Его немного боятся. Ну в силу каких-то наблюдений я могу об этом говорить, потому что порой ребёнок не делает это и говорит: «Я боюсь». Я спрашиваю: «А почему?» «Я боюсь, что увидят». Я говорю: «А кто? Никого же нет!» Он говорит: «Бог». И такое вот я встречала уже неоднократно. Так что сейчас рождаются очень удивительные дети. Ну правда, не все, можно так сказать. Но в любом случае, любая личность, она удивительна. Вопросов на текущий момент нет, Владимир Георгиевич. Сегодня наши радиослушатели после Нового Года, после Рождества, они как-то не очень активны. Может быть, ещё просыпаются, только встают… Ну в смысле, я имею в виду: просыпаются – не физически просыпаются, а как бы вот…
[Критский В.Г.] Духовно.
[Ведущая] Духовно, да, просыпаются, пытаются войти в мир опять, от всех праздников психологически так вот настроиться на получение знаний и задавание вопросов. Но в любом случае, у нас сегодня был удивительный эфир. И сейчас я подсмотрю, у меня какой-то вопрос пришёл… О да, сейчас я быстренько его гляну глазами! Да, я могу его зачитать, вопрос: «А молитвой за человека можно каким-то образом наполнить сердце этого человека любовью, радостью жизни, чтобы он это прямо почувствовал? Или человек только сам может прийти к этому?»

00:37:30 [Критский В.Г.] Можно ли молитвой наполнить сердце человека любовью?
[Ведущая] Да.
[Критский В.Г.] Я думаю, что, в принципе-то, возможно. Но в первую очередь, когда мы молимся, мы обращаемся к Богу, мы обращаемся к аспекту Бога, находящемуся в нашем сердце. Это вы знаете, называется Параматма или Высшая душа. И присутствие в нашем сердце Высшей души гарантирует, что Бог нас услышит. Потому что Бог – это Всепроникающий Разум, и Он находится в сердце каждого. И можно не бояться, на каком бы языке – громко или тихо – вы произнесёте свою молитву – Бог вас услышит. Но для того, чтобы услышал вас кто-то другой (человек, о котором вы молитесь) – это уже зависит от Господа, от Всевышнего, захочет ли Он, чтобы этот человек это услышал. И в принципе, это возможно, потому что таких случаев есть довольно много, когда человек чувствует, что происходит с другим. Например, матери очень часто чувствуют, что происходит с их детьми, если с ними какое-то несчастье, например, и так далее. Таких примеров очень много я читал в литературе. И в этом плане женщины, они более чувствительны, более у них эмоциональная натура. Мужчины в этом плане более такие как бы твердолобые, у них более рациональное, логическое мышление, поэтому они менее чувствительны. Но в любом случае это возможно. Так я могу ответить.

00:39:11 [Ведущая] И очень даже хорошо. Я думаю, что наша слушательница услышала ответ. И она даже прислала смайлик: такого очаровательного мишку. Ну кто знаком со Скайпом – все знают смайлики Скайпа. Спасибо большое, уважаемые радиослушатели за ваши вопросы. Они очень интересные и очень полезные не только для вас, потому что вы их просто задаёте, а ещё слушаете, и слушаете не вы одни, а слушают все те, кто слушает Аюрведа-радио! Ох люблю я накаламбурить! Спасибо вам большое, Владимир Георгиевич, что были с нами, отвечали на вопросы радиослушателей.
[Критский В.Г.] Спасибо вам!
[Ведущая] До новых встреч на волнах Аюрведа-радио! На следующей неделе с нетерпением будем ждать вас и обзор из ваших уст Бхагавад-гиты.
[Критский В.Г.] До свидания!
[Ведущая] До новых встреч! Уважаемые радиослушатели, не стесняйтесь – присылайте свои вопросы! Будьте решительнее! Продирайтесь, пожалуйста, к знаниям через свои вопросы! [смеётся] Ну если не вы спросите, то кто же ещё? [смеётся] Вы продолжаете слушать Аюрведа-радио, сегодня будет ещё один прямой эфир с Лаланой. Обратите внимание, в расписании новый семинар. Ммм… не скажу какой… В расписании посмотрите! [смеётся] Или всё-таки скажу! «Идеальное государство – это миф или реальность?» Так что, пожалуйста, добро пожаловать на прямой эфир! Ну что, музыка на волнах Аюрведа-радио, и я пока молчу.

транскрибирование: Расананда дас | Донецк | Украина | 25 января 2013