Глава 17 стихи 11-22

Аюрведа радио - 28 ноября 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:37:30 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 33 | скачано: 153 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Запись] Аюрведа радио.
[Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели. Рада поприветствовать всех собравшихся сегодня возле своих компьютеров. Сегодня пятница, 15.00, как вы уже успели заметить замечательный день, и с вами я, ведущая Наташа. У нас сегодня прямой эфир. Владимир Георгиевич Критский, Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Так что, пожалуйста, не стесняйтесь, дорогие радиослушатели, присылайте свои вопросы в чат по скайпу и на наш почтовый адрес Ayurvedaradio@mail.ru. Всегда ждем ваших вопросов. Владимир Георгиевич с удовольствием выслушает их все, и ответит на все ваши вопросы. Ну что? Будем приступать. Добрый день, Владимир Георгиевич.
[Критский В. Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] У меня музыка произвольно заиграла, но я думаю, что все будет хорошо. Итак, давайте же начнем. В прошлый раз вы закончили на 17 главе с 1 по 10 вы рассказали нашим радиослушателям. Ну, давайте же сегодня продолжим.

00:01:09 [Критский В. Г.] Итак, дорогие друзья, мы в прошлый раз начали изучать 17 главу, которая называется разновидности веры. Эта глава — предпоследняя глава Бхагавад Гиты, она немного сложная, она глубоко рассматривает вопрос, почему в мире существует так много религий. Для атеистов такое обилие религиозных путей является главным аргументом, подтверждающим их убеждение, что Бога не существует. Если вы помните, мы говорили в одной из прошлых передач, что в ведической традиции Бог считается трансцендентной личностью, хотя он реально существует, но он не доступен восприятию материальных чувств. Как это доказать? Доказательством является по сути весь окружающий мир, с его фантастической, невообразимой сложностью, красотой, гармонией, которая однозначно доказывает невозможность случайного творения.

00:02:10 Откуда все это взялось? На этот вопрос не может ответить современная наука. Хотя ученые выдвигают теории типа большого взрыва, или теории эволюции Дарвина, которые по сути не противоречат идее творения материального мира высшим разумом. Но идея случайного творения, конечно, не выдерживает никакой критики. Ее доказать никто никогда не смог, поскольку это невозможно в принципе. Она противоречит здравому смыслу, и гораздо более серьезным физическим теориям, которые проверены столетиями. Например, статистические физики, которые утверждают, что хаотическое состояние материи не может привести самопроизвольно к состоянию гармонии, так называемый закон энтропии.

00:03:00 Поэтому существование Бога-творца довольно очевидный факт, и доказательств вокруг мы видим множество. В Бхагавад Гите Господь Кришна говорит: «В некотором смысле я есть все, но в то же время я независим». Поэтому вместо попыток логически понять совершенного Бога, с помощью не совершенного разума, мы должны попытаться понять, что он говорит о себе сам. Ив мире существует не так уж много священных писаний, они дают знание об устройстве мира, и некоторые, наиболее сокровенные говорят о самом Всевышней Господе. Мы с вами изучаем уникальное произведение — Бхагавад Гиту, которая была сказана самим Всевышним Господом Кришной. Мы уже говорили, что духовное знание — это не просто вера, а глубокая наука, которая доступна человеку с высокими моральными принципами, в зависимости от уровня сознания, мы должны выбрать ту или иную духовную традицию, этот выбор определяет тот или иной духовный путь.

00:04:08 Но на самом деле все духовные пути не столь уж сильно отличаются друг от друга. И точно также как в любой науке есть определённые опыты и эксперименты, позволяющие найти связь между теорией и практикой, жизнью, так и в духовной науке есть определённые процедуры для установления связи между теоретическим знанием, даваемым в священных писаниях и духовной практикой, жизнью. Эта связь называется обрядом или жертвоприношением. Хотя в разных традициях они отличаются по форме, но их суть, идея очень проста. Веды говорят, что все обряды и жертвоприношения предназначены для удовлетворения Верховной личности Бога. Говоря научным языком, с их помощью мы устанавливаем связь с трансцендентной реальностью, и убеждаемся в её существовании.

00:05:04 Можно сказать, что определённый как бы канал связи, канал информации, через который мы можем воспринимать вот эту трансцендентную реальность. Например, научные эксперименты в физике, химии, биологии позволяют раскрыть какие-то закономерности реального творения, и подтверждают справедливость открытых законов. И точно также религиозные обряды и жертвоприношения, выполняемые в соответствии со священными писаниями, это некие процедуры, дающие возможность косвенного общения с Верховной личностью Бога. И также раскрывающие более сокровенные тайны мироздания. Мы с вами говорили, что во всей традициях главным жертвоприношением является воспевание святых имен Бога. И это по сути постоянно происходит во всех храмах, церквях, мечетях.

00:06:02 Каким образом? Вернее, в каком настроении следует совершать эти обряды, будет как раз идти речь в данной главе. И теперь мы продолжим читать стихи Бхагавад Гиты, начиная с 11-го. Господь Кришна сказал: «Из всех видов жертвоприношений то, которое совершается в соответствии с указаниями священных писаний, из чувства долга и без желания получить что-либо взамен, называют жертвоприношением в гунне благости». Комментарий: обычно жертвоприношение совершают с тем, чтобы достичь той или иной цели. Одна здесь сказано, что те, кто совершают жертвоприношения, должны освободиться от корыстных желаний. Жертвоприношения следует совершать из чувства долга. Возьмем к примеру религиозные обряды, проводимые в церквях и храмах. Обычно люди совершают их ради материальных благ.

00:07:01 Но подобные жертвоприношения не находятся в гунне благости. Человек должен приходить в церковь или храм из чувства долга, чтобы выразить почтение Верховной личности Бога, и предложить ему свои подношения — цветы и вкусные блюда. Сегодня многие думают, что ходить в храм для того, чтобы просто поклоняться Богу не имеет смысла. Однако писания не рекомендуют поклоняться Господу ради улучшения своего материального положения. Мы должны приходить в храм, чтобы выразить почтение Господу, находящемуся там в форме божества. Это поможет нам подняться на уровень благости. Долг каждого цивилизованного человека выполнять предписания священных писаний, и выражать почтение Верховной личности Бога. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады. Стих 12-ый.

00:07:59 Однако жертвоприношение ради достижения материальных целей, совершаемые на показ, из гордости, о предводитель Баратов, являются жертвоприношениями в гунне страсти. Комментарий: некоторые люди совершают жертвоприношения для того, чтобы подняться на райские планеты, ил достичь каких-то материальных благ и преуспеть в этом мире. Подобные обряды и жертвоприношения находятся в гунне страсти. Я от себя добавлю, что все верующие люди считают, что преданное служение Господу, которое лежит в основе всех духовных традиций нужно для достижения каких-то материальных целей. Но здесь однозначно говорится в комментарии и самим Господом Кришной, что гораздо лучше — это бескорыстное преданное служение. Стих 13-ий: всякое жертвоприношение, совершаемое не по указаниям священных писаний, без раздачи освещенной пищи, без исполнения ведических гимнов, без вознаграждения священнослужителем, и без веры считается жертвоприношением в гунне невежества.

00:09:14 Комментарий: вера людей, находящихся в гунне невежества, по сути является безверием. Не редко люди поклоняются какому-нибудь полубогу, только для того, чтобы разбогатеть, а затем тратят эти деньги на развлечения, вопреки всем указаниям священных писаний. Эти показные религиозные обряды, ритуалы не являются авторитетными, все они совершаются в гунне невежества, и культивируют демоническое умонастроение, не принося блага человеческому обществу. Это был комментарий Бхактиведанта Свами. Стих 14-ий: аскезой для тела является поклонение Верховному Господу, Брахману, духовному учителю, и старшим, например, отцу и матери, а также чистота, простота, целомудрие и не насилие.

00:10:12 Я поясню, что аскеза — это добровольное самоограничение, отказ от каких-то чувственных наслаждений, например, вина, сигарет, мяса, незаконного секса, это добровольные аскезы, которые совершают преданные Господа Кришны. Комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады: здесь Верховный Господь рассказывает Арджуне о различных видах аскез. Сначала он говорит об аскезах для тела — человек должен учиться выражать своё почтение Богу и различным полубогам: квалифицированным Браманам, духовному учителю и старшим, например, отцу и матери, а также любому, кто обладает ведическим знанием. Всех их следует должным образом почитать.

00:11:00 Необходимо также всегда держать тело в чистоте, как внутри, так и снаружи, быть простым в обращении. Мы не должны делать того, что не соответствует указаниям священных писаний. Половая жизнь разрешается только в браке. Такого предписание Вед. Вот что значит целомудрие. Все это аскезы, связанные с телом. Стих 15-ый: совершая аскезы для речи, мы должны быть правдивыми, и говорить слова, приятные людям, несущие благо, и не вызывающие у них беспокойств, а также в регулярном чтении ведических писаний. Комментарий: своими словами мы никогда не должны причинять беспокойства другим, безусловно, духовный учитель, обучая своих учеников, должен говорить правду, но с другими людьми он должен поступать очень тактично, чтобы не вызывать в их умах беспокойства.

00:12:05 Такова аскеза речи. Кроме того, мы не должны говорить о пустяках. Те, кто занимаются духовной практикой, говорят лишь то, что подтверждено авторитетом священных писаний. Поэтому нужно регулярно их цитировать, вместе с тем их речь должна быть приятна слуху. Используя таким образом свою речь, человек получает высшее благо и способствует духовному развитию других. В нашем распоряжении имеется огромное количество произведений ведической литературы, и мы должны изучать их. Все это составляет аскезу для речи. Это был комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупады. Стих 16-ый: удовлетворенность, простота, немногословие, самообладание и чистота сознания являются аскезой для ума.

00:13:00 Комментарий: чтобы сделать ум аскетичным, необходимо отстранить его от чувственных удовольствий. Ум следует приучить к тому, чтобы он всегда заботился о благе других. Самый лучший способ обуздать ум — это контролировать свои мысли. Человек должен всегда оставаться в сознании Кришны и избегать чувственных удовольствий. Очистить своё сознание — это значит развивать в себе Cознание Кришны. Удовлетворить ум можно только запретив ему думать о чувственных удовольствиях. Чем больше мы думаем о них, тем меньше удовлетворения получает наш ум. В нынешнюю эпоху люди без всякой необходимости занимают ум мыслями о чувственных наслаждениях, лишая его возможности достичь удовлетворения. Самое лучшее — занять ум изучением ведической литературы, где имеется множество интересных и увлекательных повествований, особенно в Махабхарате и Пуранах.

00:14:03 Воспользовавшись изложенным там знанием, мы очистимся от материальной скверны, необходимо отучить ум от двуличия, и занять его мыслями о всеобщем благе. Хранить молчание — значит всегда думать о духовном осознании. В этом смысле человек в сознании Кришны всегда остается молчаливым. Обуздать ум — значит избавиться от мыслей о чувственных удовольствиях. Мы должны быть прямолинейны в отношениях с другими людьми, и таким образом очистить своё сознание. Все это составляет аскезу для ума. Это был комментарий Бхактиведанта Свами к этому стиху. Стих 17-ый: эти три вида аскез, совершаемые человеком с трансцендентной верой, не стремящимся к материальным целям, и действующим ради удовлетворения Всевышнего, называют аскезой в гунне благости.

00:15:02 18-ый стих: аскеза, совершаемая из гордости, ради завоевания почета и уважения со стороны других, являются аскезами в гунне страсти. Они приносят временные плоды, и носят неустойчивый характер. Комментарий: иногда аскезы покаяния совершают для того, чтобы привлечь к себе внимание людей, заслужить почет, уважение, и стать объектом всеобщего поклонения. Те, кто находятся в гунне страсти, заставляют своих подчиненных им поклоняться и делать им дорогие подарки. Аскезы, совершаемые с этой целью, чтобы искусственно достичь нужного результата, называют аскезами в гунне страсти. Они дают временный результат и носят неустойчивый характер. Это комментарий Бхактиведанта Свами. Стих 19-ый: аскезы, которые совершаются из глупости, сопровождаются самоистязанием, несут гибель или причиняют вред другим, являются аскезами в гунне невежества.

00:16:09 Комментарий: есть не мало примеров аскез, которые демоны совершали из глупости. Например, демон Хирани Кашипу прошел через суровые аскезы для того, чтобы обрести бессмертие, победить полубогов. Он просил об этом благословения Господа Браму. Но в конечном итоге был убит Верховной личностью Бога. Совершать аскезы ради достижения недостижимых целей, значит, действовать в гунне невежества. Стих 20-ый: пожертвования, которые делаются из чувства долга, а не для того, чтобы получить что-либо взамен, которые совершаются в надлежащее время, в надлежащем месте, и даются достойной личности, считаются пожертвованиями в гунне благости.

00:17:02 Комментарий: ведические писания рекомендуют давать пожертвования тому, кто занимается духовной деятельностью. Не рекомендуется давать их всем без разбору. Пожертвования следует совершать для того, чтобы достичь духовного совершенства, поэтому их рекомендуется совершать в местах паломничества, в период лунного или солнечного затмения, или в конце месяца, давая их достойному Браману, или преданному Господа, или жертвовать храму. Такие пожертвования следует совершать, не рассчитывая получить что-либо взамен. Иногда движимые состраданием, люди дают милостыню нищим. Но если такой человек не достоин получить подаяние, то жертвуя ему, мы не продвинемся по духовному пути. Веды не рекомендуют давать пожертвования кому попало. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады.

00:18:02 Пожертвование, совершаемое для того, стих 21-ый, пожертвования, совершаемые для того, чтобы получить что-либо взамен, насладиться плодами своего труда, или сделанное неохотное, является пожертвованием в гунне страсти. Комментарий: иногда люди занимаются благотворительной деятельностью ради того, чтобы подняться на райские планеты. Иногда они делают пожертвования с большой неохотой, а затем раскаиваются — зачем я отдал так много денег. А порой они совершают вынужденные пожертвования, подчиняясь требованию вышестоящих лиц. Такие пожертвования относятся к гунне страсти. Есть много благотворительных фондов, которые выделяют средства организациям, поощряющие процесс удовлетворения чувств. Ведические писания не рекомендуют совершать подобные пожертвования. Они рекомендуют заниматься исключительно благотворительностью в гунне благости.

00:19:03 Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады. Стих 22-ой: пожертвования, совершенные в не чистом месте, в не подходящее время, предложенные не достойным людям, или сделанные без должного внимания и уважения, являются пожертвованиями в гунне невежества. Комментарий: в этом стихе осуждается употребление одурманивающих средств и участие в азартных играх. Пожертвования, о которых идет здесь речь, совершаются в гунне невежества. Они никому не приносят благо, и только поощряют греховную деятельность. Точно также, если мы даем пожертвование достойному человеку, но при этом не выказываем ему должного уважения и внимания, то мы совершаем пожертвование в гунне невежества. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады.

00:20:06 Итак, мы с вами рассмотрели аскезы, а также дары или подношения, которые имеют место в любой духовной традиции. Они имеют глубокий смысл, и совершаются ради установления связи, взаимоотношения с Верховной личностью Бога. И по словам Господа Кришны в Бхагавад Гите, очищают даже великие души. На этом мы с вами остановимся. В следующий раз мы дочитаем оставшиеся стихи 17-ой главы. Сейчас, пожалуйста, можете звонить или присылать вопросы. Напомню, что в эфире передача Обзор систем йоги по Бхагавад Гите.
[Ведущая] Уважаемые радиослушатели, ждем ваших вопросов в чат, по скайпу и на наш почтовый адрес Ayurvedaradio@mail.ru. Ну, а сейчас немного музыки. Владимир Георгиевич, оставайтесь с нами. Продолжим после музыкальной паузы.

00:21:02 Итак, дорогие радиослушатели, мы продолжаем наш прямой эфир. Владимир Георгиевич Критский, Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите, а также и именно сейчас ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Владимир Георгиевич, у нас есть три вопроса к вам, и наши радиослушатели спрашивают. А как узнать, что мы имеем много рождений, а не одно?
[Критский В. Г.] Спасибо за ваш вопрос. Да, действительно, в ведической традиции признается учение реинкарнации, и более того, поскольку Веды — самое древнее писание, то фактически впервые вот это уникальное, так сказать, качество жизни, перевоплощение души провозглашается в Ведах, и в Бхагавад Гите во второй главе Кришна говорит: «По мере того, как душа живет в теле, от детства к юности, до глубокой старости, она аналогично переходит в новое тело после смерти».

00:22:06 И в настоящее время есть много этому подтверждений, достаточно объективных. Это опыты вне тела, когда человек выходит из тела в состоянии клинической смерти, это воспоминания о прошлых жизнях, много разных есть вещей, что мы не зависим от тела, что тело — это наша внешняя оболочка, со смертью тела жизнь кончается. Правда современные христиане, как правило, не признают реинкарнации, они считают, что душа рождается только один раз, затем отправляется либо в рай, либо в ад. Но это очень не логичная концепция, потому что тогда не понятно почему разным людям, разным душам Бог дал абсолютно разную судьбу, кто-то рождается богатым, кто-то нищим, кто-то умным, кто-то глупым, кто-то святым праведником, а кто-то негодяем.

00:23:03 Не понятно как мог справедливый всемилостивый Бог всем дать разную судьбу, если душа только один раз появляется на свет. Как раз концепция реинкарнации очень уникальна тем, что она легко объясняет все, что происходит, все происходящее в мире, причём не только как бы людей, человеческую судьбу, но и другие формы жизни, животных, что душа на самом деле может находиться не только в теле человека, но и в других формах жизни, если она соответственно деградирует, опускается до животного уровня, или до уровня растений. Согласно Ведам, жизнь есть и на других планетах, есть более высокие формы жизни, чем человеческая, так называемые полубоги, и этому тоже есть определённые свидетельства, и в разных традициях, в древнегреческой традиции, в древнеримской, древнеегипетской, вавилонской и т. д.

00:24:00 То есть, практически во всех древних учениях всего мира есть вот это представление о том, что существуют различные формы жизни, помимо человеческой, более высокие, чем человеческая форма жизни, так называемые полубоги. То есть это все не имеет отношения к Верховной личности Бога, это все различные души, индивидуальные личности, которые являются философски вечными частичками, слугами Бога. Верховная личность Бога — это единственная уникальная личность, не в коем случае не нужно путать с полубогами. Полубогом может родится в принципе человек, если он заслужит, то он может родиться даже Брахмой, или Господом Индрой, или практически любым полубогом. Но мы не можем родиться Верховной личностью Бога. Верховная личность Бога, так называемая Вишну Татва, это вот изначальная Верховная личность, причина всех причин, источник всего сущего.

00:25:07 Так я могу ответить на данный вопрос, потому что вопрос, с одной стороны, простой, с другой стороны, очень фундаментальный. Потому что на концепции реинкарнации, перевоплощение души построена вся ведическая философия, все огромное очень стройное здание философии Веданты. Если у вас какие-то уточнения будут, то, пожалуйста, присылайте.
[Ведущая] А я второй вопрос пока зачитаю. Он звучит так: что значит жертвоприношение? Что мы жертвуем?
[Критский В. Г.] Да, значит, слово жертвоприношение звучит немножко, так сказать, страшновато, потому что в школе нам рассказывали, что были какие-то жертвоприношения дикарей, когда они там людей приносили в жертву, но это не имеет отношения к ведическим обрядам жертвоприношения.

00:25:59 В жертву, например, приносятся там фрукты, овощи, масло, злаки, то есть какие-то продукты, в процессе жертвоприношения приносятся иногда на огне, традиционные ведические жертвоприношения, когда в огонь бросаются какие-то продукты. Также жертвоприношением является наша деятельность, наше служение Богу, это тоже процесс жертвоприношения, мы жертвуем своим временем, жертвуем, так сказать, своим вниманием, и посвящаем свою жизнь этому, это тоже жертва, она ничуть не менее важна, чем пожертвование каких-то материальных благ. Мы можем действительно что-то такое делать пожертвование деньгами для храма, или какой-то святой личности, это считается очень благоприятным. В Ведах, в законам Манну говорится, что если мы что-то жертвуем не достойной личности, то то, что мы пожертвовали обратно один к одному, то есть это нам вернется через какое-то время.

00:27:15 Если мы жертвуем достойной личности, но не очень как бы святой, хорошему человеку, так сказать, мы получим обратно вдвое больше. Если же мы пожертвуем достойному Браману, то мы получим в десятки раз больше, так сказать, в качестве награды за своё пожертвование мы получим в десятки раз больше того, чем мы пожертвовали. Вот это небольшой фрагмент, что жертвовать можно в принципе чем угодно, это может быть пожертвование или деньгами, или своим временем, или вот иногда приносятся какие-то продукты, овощи, злаки, фрукты.

00:28:03 Но что касается каких-то кровавых жертвоприношений, то в принципе в священных писаниях говорится о жертвоприношениях животных. К сожалению, это факт, это есть и в Ведах, и в Библии говорится о жертвоприношениях животных, ну, типа там каких-то, не знаю, быков, телят или коз, баранов, и в мусульманской традиции это есть, и в Ветхозаветной традиции, но в Ведах говорится, что в Калиюгу все эти жертвоприношения животных запрещены. То есть Калиюга — эпоха духовной деградации, и здесь есть определённые ограничения. Люди, кстати это было миссия Господа Будды, Господь Будда явился на земле две с половиной тысячи лет назад, за примерно пол тысячи лет до Иисуса Христа, и он отрицал авторитет Вед, поскольку Веды формально разрешали вот эти жертвоприношения животных, он отменил все это, запретил, и провозгласил принцип Ахимсы — не насилия.

00:29:06 Он говорил, что любое насилие над личностью, будь-то над людьми или животными, приносит негативное влияние на сознание человека, к деградации приводит. И он, так сказать, развил свою проповедь Буддизма, основанную на принципе Ахимса, не насилия, и формально отвергал авторитет Вед. Вот я могу так кратко ответить на этот вопрос.
[Ведущая] А я зачитаю следующий вопрос, и он звучит так. Если праведное поведение, и в скобочках перечисляется, без курение, без излишеств в любви, питании, развлечениях, с ежедневными молитвами и т. д. является нормой для одного определённого человека, то можно ли считать, что он соблюдает аскезы?

00:30:04 [Критский В. Г.] Да, я об этом говорил, что эти ограничения, которые рекомендуются в ведической традиции, там отказ от мяса, от курения, наркотиков, алкоголя, это форма аскезы. Вообще традиционно как бы аскезой считается боле какие-то серьезные вещи, например, в йоге есть определённые аскезы, что человек, например, спит на голой земле, или на полу, обливается холодной водой по утрам, а некоторые йоги для медитации отправляются в Гималаи, то есть вообще традиционными считаются аск5езами более суровые вещи, но в практике Бахти йоги, вот этих излишних аскез нет, и аскезой является фактически вот те ограничения, которым мы следуем, которые мы проповедуем, то, что вы перечислили, отказ от мяса, курения, алкоголя, наркотиков и незаконного секса, это четыре основных регулирующих принципа. Так я могу ответить.

00:31:06 [Ведущая] Я зачитаю следующий вопрос. Подскажите, пожалуйста, тот Кришна, про которого столько написано, кто в детстве таскал масло и играл со своими ливами, тот, от лица которого написана Бхагавад Гита и т. д., это явление Верховного Бога, Господа Вишну, или я совсем не прав. Заранее благодарю. И вот ещё дополнение пришло от Александра. Есть ли различия вообще между Верховной личностью Бога и Господом Вишну, или это одна и та же личность?
[Критский В. Г.] Спасибо Александр за ваш очень интересный вопрос. Значит, согласно Бхагавад Гите, согласно той традиции, которой мы следуем, называется Гаудеявишновизм науки, то есть последователи Господа Читаньи, вот эта наша Парампара называется Гаудеявишновизм, которая сейчас вышла за пределы Индии и распространяется по всему миру.

00:32:12 Верховной изначальной личностью Бога является Кришна. Вишну — это его экспансия, которая управляет, не только управляет, творит материальный мир. Я вас рассказывал, что материальная вселенная исходит из тела Маха Вишну в виде шариков, которые затем расширяются во Вселенной, это кстати соответствует научным представлениям о расширяющейся Вселенной. Но в Индуизме есть распространенное мнение, что Кришна является аватаром Вишну. Традиционные последователи индийской религии, например, в Южной Индии, считают, что изначальной личностью Бога является Вишну, а Кришна является его аватаром, то есть это как бы ливой Господа Вишну, что он явился в форме мальчика пастушка 5 тысяч лет назад, и играл вот все эти игры, о которых вы пишите, упоминаете, и это как бы детские игры Всевышнего Господа. То есть, в каком-то смысле все наоборот.

00:33:18 Мы как бы не хотим особенно с этим спорить, и ломать из-за это копья, мы ссылаемся на авторитет священных писаний, которые я вам перечислил, это Бхагавад Гита, Шримад Бхагаватам, Брахманасанхита и другие, которые относятся к категории Бахтишастр, это наиболее сокровенные ведические произведения. Но в таких более распространенных произведениях, Ведах, там возносится молитвы Господу Вишну, как Всевышнему Господу. Господь Вишну является Всевышним Господом, мы с этим не спорим, само имя Вишну, от имени Вишну исходит русское Вышний, или Всевышний. Вот Вишну — это Всевышний Господь, но Кришна -это изначальная личность Бога, Вишну — это его экспансия.

00:34:05 Вот такая небольшая тонкость. И фактически это одна личность, и Всевышний Господь, в отличие от индивидуальных душ, он может существовать одновременно в бесчисленном количестве экспансий. Наше сознание — это атамарное сознание, оно ограничивается рамками тела. Сознание Господа, оно пронизывает всю Вселенную, все мироздание. Вот это принципиальное отличие Верховной личности Бога от нас. Мы — это индивидуальные души, как лучики солнца, а Всевышний Господь — это солнце, который пронизывает своими энергиями всю вселенную. Так я могу ответить.
[Ведущая] Я зачитаю следующий вопрос. Очень интересный, написал слушатель из Санкт-Петербурга. Нашел в интернете утверждение. Авторитетно ли оно? Когда в Махамантре имена Ратхи и Кришны стоят рядом, Харе Кришна, то происходит встреча Ратхи и Кришны, а когда их имена не рядом, то есть Кришна Кришна и Харе Харе, то это Кришна и Ратха в разлуке.

00:35:15 Таким образом, Махамантра соединяет нас со всеми играми Ратхи и Кришны, в разлуке и во встречах, и поэтому Харе Кришна мантру называют великая, Маха.
[Критский В. Г.] Спасибо за ваш вопрос. Действительно очень изетеричный. Я об этом слышал на лекции, и действительно, для меня это было неким открытием, что вот очень это интересное такое построение мантры. Харе, Кришна, Харе, Кришна. Вот это первая строчка — это как бы единение Ратхи и Кришны, союз Харе означает звательный падеж имени Ратхи, а Кришна — это Кришна, и Кришна и Ратха вместе.

00:36:01 А потом Кришна, Кришна, Харе, Харе, они как бы отдельно, это их разлука, это их любовь в разлуке. Два настроения, одно называется Випаламасева, другая Самбога, то есть любовь либо в разлуке, либо любовь в союзе, единение. Спасибо большое за ваше это замечание, я об этом слышал, но это как бы не очень по теме лекции, может быть мы когда-нибудь дойдем до таких сокровенных вещей, которые описывают любовные взаимоотношения между Кришной и его преданными.
[Ведущая] Замечательно. Но на текущий момент у нас нет вопросов. Наши радиослушатели сегодня немножко наверное как сонные мушки. Зима такая снежная пришла, поэтому как-то двигаться активно не очень хочется. Мне, например, достаточно прохладно, и как-то сегодня, действительно, такое вот сонное состояние. Может быть это и передается даже через голос. Ну, что? Нет вопрос на текущий момент, я не могу их вытягивать из наших радиослушателей.

00:37:07 [Критский В. Г.] На нет, как говорится, суда нет.
[Ведущая] Хорошо. Ну, что? Спасибо большое, Владимир Георгиевич, за то, что были сегодня с нами.
[Критский В. Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] До новых встреч на следующей неделе.
[Критский В. Г.] До свидания.
[Ведущая] До свидания.
[Запись] Аюрведа радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 21 января 2013