Глава 14 стихи 10-20

Аюрведа радио - 05 September 2008
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:58:06 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 71 | скачано: 216 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Вы слушаете Аюрведа радио.
[Наташа]: Добрый день, дорогие радиослушатели! Рада быть сегодня с вами, и нас опять двое. Здравствуй, Оксаночка!
[Оксана]: Здравствуй, Наташа!
[Наташа]: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Мы рады приветствовать вас вдвоём, дабы пожелав вам хорошего настроения, давайте начнём наш эфир. Сегодня у нас в прямом эфире Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите», а также у нас будут ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Что-то у меня программа с ума сошла. Три секунды. Вот, всё. Я её помолчать…
[Оксана]: Укротила.
[Наташа]: Помолчать попросила вежливо. Что-то она забуянила у меня. Я уже объявила, что с нами сегодня Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Оксаночка смотрит на меня глазками, ещё на память всё не помнит, но ничего, скоро всё будет знать наизусть. Меня ночью разбуди, объявлю любой эфир, честное слово. Владимир Георгиевич, здравствуйте!
[Критский В.Г.]: Здравствуйте, Наталья.
[Наташа]: С нами ещё Оксаночка.
[Критский В.Г.]: Как меня слышно?
[Наташа]: Вас слышно замечательно. Я думаю, что можно уже начать. Единственное, мы сделаем небольшое объявление для наших радиослушателей. Вопросы можно присылать в чат по скайпу, либо на адрес aurvedaradio@mail.ru. Всегда ждём ваших вопросов, особенно в прямой эфир. Если вам что-то непонятно, пожалуйста, спрашивайте. Ответим, ответим, ответим. Можно начинать, Владимир Георгиевич.

00:02:06 [Критский В.Г.]: Спасибо, спасибо. Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем изучать 14 главу Бхагават-гиты под названием «Три гуны материальной природы». И в этой главе Господь Кришна даёт общую характеристику гун, и мы говорили о том, что эта система гун очень простая и естественная, которая имеется в любой культуре, в любой человеческой цивилизации. В прошлый раз мы с вами закончили передачу, прочитав 9 стих. О, потомок Бхараты, гуна благости связывает живое существо ощущением счастья. Гуна страсти побуждает его заниматься кармической деятельностью, а гуна невежества покрывает живое существо и лишает его разума. И вот в связи с этой историей, с этим стихом, у меня есть одна интересная история ведической традиции про трёх разбойников, которая очень наглядно иллюстрирует действие этих гун. Однажды один путник шёл через лес, и в лесу на него напало трое разбойников. Они его избили, связали и стали решать, что с ним делать. Один разбойник самый крутой говорит: «Прибить его, да и всё тут». Другой, более интеллигентный сказал: «Да ну, только руки марать, привяжем его к дереву, да и всё тут, он сам подохнет». А третий был более добрый, он сочувствовал этому путнику, но не мог вмешаться, он понимал, что ничего сейчас сделать не сможет и, в общем, разбойники решили попросту привязать этого путника и сами ушли.

00:04:10 И вот этот несчастный путник, привязанный к дереву, томится, наступает вечер и вот, видит к нему прокрадывается кто-то. И он видит, это третий разбойник, тот самый, который ему немного сочувствовал. Этот третий разбойник пришёл, развязал его и отпустил и сказал:
- Иди, вот там дорога ведёт в город, я не хочу брать грех на душу, ты вернёшься спокойно домой.
Естественно путник был ему очень благодарен. Говорит:
- Пойдём вместе, домой. Ты порядочный человек.
Разбойник говорит:
- Да нет, нет-нет, с тобой не по пути, я уж лучше тоже среди разбойников.
И вот эта небольшая, но очень поучительная история, которая иллюстрирует действие трёх гун материальной природы. Первый разбойник, самый свирепый, олицетворяет тама гуну, гуну невежества, который хотел убить путника, потому что тама гуна олицетворяет собой разрушение, уничтожение как материальной, так сказать, энергии, так и разрушение личности. Второй разбойник, который предложил связать путника, олицетворяет раджа гуну, гуну страсти. И смысл в том, что гуна страсти связывает человека. Подобно тому, как этот разбойник внёс такое предложение - связать путника, точно также раджа гуна связывает человека по рукам и ногам, и не даёт ему возможности выпутаться из материальной природы. И, наконец, третий разбойник олицетворяет саттва гуну, гуну благости. Точно также, как этот разбойник освободил бедного путника, так и саттва гуна, благодаря свету знания, освобождает человека от влияния низших гун и даёт ему путь, указывает ему путь к освобождению, подобно тому, как этот третий разбойник указал путнику дорогу обратно в город.

00:06:32 Вот это небольшая, но очень поучительная притча, которая наглядно иллюстрирует, что из себя представляют эти три гуны материальной природы. И теперь мы с вами продолжим читать 10 стих: «Иногда, о потомок Бхараты, преобладает гуна благости, побеждая страсть и невежество. Иногда гуна страсти побеждает невежество и благость. А иногда берёт верх гуна невежества, побеждая благость и страсть. Так между гунами материальной природы идёт постоянная борьба за превосходство». Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Когда возрастает влияние гуны страсти, то благость и невежество отступают. Когда преобладает гуна благости, она побеждает страсть и невежество, а когда берёт верх гуна невежества, то терпят поражение благость и страсть. Борьба между гунами не утихает ни на минуту, поэтому тот, кто действительно хочет развить в себе сознание Бога, должен подняться над этими гунами материальной природы. Влияние той или иной гуны отражается на деятельности человека, на его отношениях с другими людьми, проявляется в том, какую пищу он ест, и так далее. Обо всём этом будет рассказываться в следующих главах. Если человек захочет, он может выработать в себе качества гуны благости и победить страсть и невежество. Точно также можно развить в себе гуну страсти или позволить невежеству взять верх над гуной страсти и благости. Несмотря на могущество трёх материальных гун тот, кто полон решимости, может подняться на уровень благости и затем достичь чистой духовной благости, в которой живое существо способно постичь науку о Боге».

00:08:36 Стих 11. «Когда преобладает влияние гуны благости, то все врата тела озаряются светом знания». Комментарий: «У материального тела есть 9 врат: глаза, уши, ноздри, рот, гениталии и анус. Когда все они освещаются признаками благости – это значит само живое существо находится в гуне благости. В этом случае зрение, слух, осязание воспринимают вещи такими, как они есть. Человек в гуне благости становится чистым как внутри, так и снаружи. Все врата его тела проявляют признаки счастья, что характерно для гуны благости». Стих 12: «Когда возрастает влияние гуны страсти, о предводитель Бхаратов, то в человеке проявляется сильная привязанность, стремление к материальной деятельности, а также огромное вожделение и жадность». Комментарий: «Человек в гуне страсти никогда не доволен достигнутым положением. Он стремится подняться ещё выше. Если ему нужен дом, он хочет построить настоящий дворец, будто собирается жить там вечно. В нём развивается сильное желание чувственных наслаждений, в этом он не знает пресыщения. Его желаниям и устремлениям нет конца – таковы отличительные признаки гуны страсти». Стих 13: «Когда преобладает влияние гуны невежества, о сын Куру, человек становится пассивным и погружается во тьму безумия и иллюзию».

00:10:28 Комментарий: «Человек, находящийся в гуне невежества, лишается знания, он не следует регулирующим принципам и поступает как ему заблагорассудится, действуя совершенно бесцельно. Даже имея творческие способности, он не пытается их использовать. Это результат иллюзии, хотя сознание продолжает работать. Человек проводит время в бездействии –таковы признаки человека, находящегося под влиянием гуны невежества». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады и я сделаю небольшое добавление. Насколько просто и ясно объясняет духовный учитель влияние гун материальной природы. Иногда некоторые люди требуют: «Докажите мне существование Бога». Но приведённые здесь рассуждения, фактически, доказывают существование Бога. Господь Кришна в очень простой форме даёт понимание этой науки о гунах материальной природы. Это понятно каждому разумному человеку. Благость лучше, чем страсть, страсть лучше, чем невежество, поэтому человек должен подняться над гуной страсти и невежества. Здесь нет места случайностям. Человек рождается по карме под влиянием определённой гуны материальной природы и далее он может подняться на более высокий уровень с помощью духовного знания. И небольшое добавление, связанное с современными научными представлениями: в науке есть понятие красоты или гармонии.

00:12:11 С помощью простых понятий мы можем описать достаточно сложные явления, например законы Ньютона очень просты и гармоничны. Они описывают законы материальной природы на уровне материи и несколько столетий они считались наиболее совершенными. Или, скажем, в химии есть множество кристаллов, например, кристалл алмаза. Он поражает нас своей красой и правильной формой. Даже если взять обычную соль, её кристалл имеет идеальную форму куба и так далее. Разумеется, многие учёные задавали вопрос: «Откуда идёт эта простота и гармония?», и, несомненно, что это свидетельствует о неком высшем начале, которое сотворило эту гармонию. Многие великие учёные приходили к этой идее. Так и в данной главе вот эта простая гармония гун материальной природы: благости, страсти и невежества позволяет просто и ясно описать всё происходящее в материальном мире. Вся человеческая деятельность классифицируется по этим трём гунам материальной природы. И далее Господь Кришна объясняет, к каким последствиям ведёт деятельность в той или иной гуне и как подняться до более высокого уровня сознания, то есть, фактически, как изменить в лучшую сторону свою судьбу, как преодолеть законы кармы.

00:13:43 Стих 14: «Умирая в гуне благости, воплощённое живое существо попадает в чистую атмосферу высших планет, где живут великие мудрецы». Комментарий: «Тот, кто умирает в гуне благости, достигает высших планет, где наслаждается райским счастьем. Материальный мир полон осквернения и гуна благости является чистейшей формой материального бытия. Есть разные типы планет, населённые разными видами живых существ. Тот, кто умирает в гуне благости, поднимается на планеты, где живут великие мудрецы и преданные Господа». Стих 15: «Умирая в гуне страсти, человек рождается среди тех, кто занят кармической деятельностью, а оставляя тело в гуне невежества, он попадает в царство животных». Комментарий: «Некоторые думают, что получив человеческое тело, живое существо уже никогда не возвращается в низшие формы жизни, но это неверно. Как сказано в данном стихе, умирая в гуне невежества, человек рождается среди животных. Тогда ему придётся снова подниматься по эволюционной лестнице до тех пор, пока в очередной раз он не достигнет человеческой формы. Поэтому тот, кто осознал ценность человеческой жизни, должен подняться на уровень гуны благости, и затем, в результате благоприятного общения, подняться над гунами материальной природы и обрести Cознание Кришны – таково предназначение человеческой формы жизни».

00:15:33 Стих 16: «Результаты благочестивой деятельности чисты и находятся в гуне благости. Действия в гуне страсти приносит человеку страдания, а деятельность в гуне невежества лишает его разума». Комментарий: «Праведная деятельность, совершенная в гуне благости, очищает сердце человека, поэтому мудрецы, вышедшие из-под влияния иллюзии, испытывают счастье, однако действия в гуне страсти несут с собой страдания. Любая попытка обрести счастье в материальном мире обречена на неудачу. Так, например, если кто-то захочет построить небоскрёб, то он сможет это сделать только ценой огромных людских страданий. Тому, кто финансирует строительство, придётся приложить немало усилий, чтоб собрать необходимые средства, а рабочие строители будут тяжело трудиться физически и всё это означает страдания. Поэтому Бхагават-гита утверждает, что любая деятельность, совершенная в гуне страсти влечёт за собой многочисленные страдания. Человек может испытывать какое-то удовлетворение от мысли: «Это мой дом, это мои деньги, но всё это далеко от истинного счастья. Что касается деятельности в гуне невежества, то человек, совершающий её, не обладает знанием, потому он страдает как в настоящем, так и в следующей жизни, когда он получит тело животного. Жизнь животных полна невзгод и лишений, хотя сами животные этого не понимают. Те же, кто убивает несчастны животных, также находится под влиянием гуны невежества. Такие люди не знают, что в своей следующей жизни их жертва получит возможность убить их. Таковы законы природы.

00:17:38 В человеческом обществе убийцу приговаривают к смертной казни по законам государства. Но люди даже не подозревают о существовании государства, главой которого является Верховный Господь. Все живые существа – дети Бога и он не позволит безнаказанно убивать даже муравья. Человеку нет нужды убивать животных, ведь Господь дал ему столько чудесных продуктов. Самым тяжким грехом является убийство коров, которые дают такой ценный и вкусный продукт, как молоко. В Ригведе говорится: «Тот, кто пьёт молоко коровы и вместе с тем безжалостно убивает коров, находится в величайшем невежестве». А в Вишну Пурана есть такая молитва: «О, мой Господь, ты заботишься о благополучии коров и брахманов, а также всего человечества и всего мира. Брахманы являются символами духовного знания, а коровы дают самый ценный продукт – молоко, поэтому их защита необходима для истинного прогресса современной цивилизации. Современное общество пренебрегает духовным знанием и поощряет убийство коров, отсюда следует, что общество движется в неверном направлении, прокладывая себе дорогу в ад. Современная цивилизация пребывает в плену иллюзии, порождённой влиянием гун страсти и невежества». Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

00:19:15 Стих 17: «Гуна благости является источником истинного знания, гуна страсти разжигает в человеке алчность, а гуна невежества порождает в человеке глупость, безумие и иллюзию». Комментарий: «Поскольку современная цивилизация не заботится об истинном благе живых существ, то священные писания рекомендуют им развивать в себе Cознание Кришны, которое возвысит человеческое общество до гуны благости. Достигнув этого уровня, люди научатся видеть вещи такими, как они есть. Гуна невежества лишает людей способности отличать хорошее от дурного. Такие люди не понимают, что если в этой жизни они убивают животных, то в следующей жизни будут сами убиты. Лишённые истинного знания люди становятся безответственны. Чтобы положить этому конец, людям необходимо знание, которое поможет им подняться на уровень гуны благости».

00:20:21 Стих 18: «Те, кто находятся в гуне благости, после смерти поднимаются на высшие планеты, люди в гуне страсти остаются на планетах земного типа, а те, кто погружен в отвратительную гуну невежества, опускаются в адские миры». Вот здесь я хочу сказать несколько слов по поводу этого стиха. Некоторые думают, что описание ада в Библии и других священных писаниях является преувеличением, аллегорией, предназначенной для того, чтобы предотвратить людей от совершения греховных поступков. Но в Ведах даётся ещё более подробное описание адских планет, чем в Библии. Там говорится, что низшие планеты материального мира – это адские планеты, куда попадают грешники, не желающие признать существование Верховной личности Бога. Там подробно рассказывается, за какие виды грехов человек попадает на ту или иную адскую планету. Как не удивительно, но есть описания очевидцев, людей, которые оставляли тело на некоторое время и за ним приходили посланцы Бога смерти Ямараджа, который назначает грешникам наказания в аду. И хотя современные научные представления считают всё это вымыслом, плодом воображения, но такие свидетели дают ярчайшие картины, описывающие жизнь адских планет. И на эту тему было много публикаций.

00:22:03 В одной из номеров газеты «Золотой век» - это газета общества ведической культуры, есть статья о путешествии в ад, где приводятся подобные описания. И у нас нет основания сомневаться в этих описаниях, поскольку они соответствуют данным, приводимым в богооткровенных писаниях. И после этого отступления мы прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Здесь более подробно рассказывается о результатах деятельности в трёх гунах материальной природы. Во вселенной есть высшая планетная система, состоящая из райских планет, населённых возвышенными живыми существами. В зависимости от степени развития гуны благости живое существо попадает на разные планеты этой планетной системы. Среди них высшей является Брахмалока, где живёт главное существо во вселенной – Господь Брахма. Мы даже не в состоянии представить себе удивительных условий жизни на Брахмалоке, но это высшая ступень материального существования – гуна благости поможет нам туда попасть».

00:23:20 Стих 19: «Господь Кришна сказал: тот, кто видит, что всё в материальном мире совершается гунами материальной природы, и кто постиг Верховного Господа трансцендетного к этим гуннам, достигает моей вечной духовной обители». Комментарий: «Человек может выйти из сферы действия гун материальной природы, получив знание от осознавшей себя души. Изначальный духовный учитель, Господь Кришна, который открывает это духовное знание Арджуне, точно также и мы должны получить знание о деятельности в гунах материальной природы от тех, кто уже обладает этим знанием. Внимая наставлениям духовного учителя, живое существо получает знание о себе, как о духовной сущности, о материальном теле, о чувствах, и о том, как действует это тело под влиянием гун материальной природы. Но, осознав своё истинное положение, человек поднимается на трансцендентный уровень, где начинается его духовная жизнь. В действительности, живое существо вынуждено действовать определённым образом, поскольку находится в материальном теле, которым управляет та или иная гуна материальной природы. Без помощи духовного учителя мы не сможем понять наше истинное положение, но, обратившись к духовному учителю, мы сможем осознать свою подлинную сущность, что даст нам возможность развивать духовное сознание. Человек в сознании Бога неподвластен гунам материальной природы. Он видит истинную природу вещей и постепенно выходит из-под влияния гун материальной природы».

00:25:12 Стих 20, последний, который мы с вами сегодня прочитаем: «Преодолев влияние трёх гун, связанных с материальным телом, воплощённое живое существо перестаёт испытывать страдания связанные с рождением, старостью, болезнью и смертью и уже в этой жизни наслаждается нектаром духовного блаженства». Комментарий: «Этот стих рассказывает о том, как находясь в материальном теле, можно развить в себе Cознание Кришны и подняться на трансцендентный уровень. Тот, кто обрёл духовное знание, может выйти из-под влияния материальных гун даже находясь в материальном теле и может таким образом ощутить вкус духовного блаженства. Тогда, оставив тело, такой человек непременно отправляется в духовное царство, но, даже оставаясь в материальном теле, такой человек в полной мере наслаждается духовным блаженством. Иными словами, преданное служение в сознании Кришны является признаком освобождением из материального плена, о чём будет рассказываться в 18 главе. Освободившись из-под власти материальных гун живое существо вступает в царство преданного служения». И на этом мы с вами закончим читать стихи 14 главы Бхагават-гиты под названием «Три гуны материальной природы и в следующий раз мы закончим эту главу, там осталось немного стихов. Я хочу в заключении ещё раз прочитать этот последний, 20-й стих, очень красивый: «Преодолев влияние трёх гун, связанных с материальным телом, воплощённое живое существо перестаёт испытывать страдания связанные с рождением, болезнью, старостью и смертью, и уже в этой жизни наслаждается нектаром духовного блаженства». А теперь дорогие радиослушатели я предлагаю вам прислать свои вопросы, писать нам на наш сайт или звонить по телефону. Напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагават-гите»

00:27:30 [Наташа]: Нам было очень интересно, но есть небольшое дополнение для наших радиослушателей.
[Оксана]: Присылайте пожалуйста вопросы, а пока мы послушаем музыку.
[Наташа]: Да, напомню вопросы в чат по скайпу, ayurvedarafio@mail.ru – наш почтовый адрес. Ждём вопросов. Немного музыки. Владимир Георгиевич, послушаем музыку.
[Оксана]: Владимир Георгиевич, оставайтесь с нами.
[Критский В.Г.]: Хорошо.
Хорошее настроение с Аюрведа радио.
[Наташа]: Итак, дорогие радиослушатели, давайте продолжим. Владимир Георгиевич Критский, по-прежнему, с нами «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите» и сейчас у нас ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Владимир Георгиевич, у нас есть несколько вопросов для вас, но мне помнится, вы хотели что-то рассказать нашим радиослушателям. Если это не секрет, то можно уже, наверное, начать рассказывать.

00:28:32 [Критский В.Г.]: Да, спасибо, Наталья. Перед тем, как я вернулся в Москву в первых числах августа, я гостил во Владикавказе, я уже рассказывал, что я каждый год приезжаю в нашу небольшую общину ведической культуры которая находится в Курджиново в Карачаево-Черкессии. И в этот раз после Курджиново я ездил, меня пригласили во Владикавказ – это Северная Осетия, и я там проводил несколько бесед лекций по ведической культуре и до 4 числа. 4 я уехал в Москву, 6 я вернулся в Москву, и 7 началась война, то есть я был во Владикавказе 3 дня – это совершенно уникальный, цветущий город. Я вам, например, могу привести такой пример: там парк, в этом парке лебеди. У нас лебеди, в лучшем случае, плавают где-то посреди пруда, но там лебеди свободно гуляют по парку. Причём там столько лебедей, они разных видов. Не только белые, но и серые лебеди и они совершенно не боятся людей, то есть я был очень покорён, очарован природой и вот этой благостной атмосферой Владикавказа. Мне очень понравились жители Осетии, причём там были среди слушателей и не только представители Северной, но и Южной Осетии.

00:30:00 Меня даже в конце приглашали заехать туда, но, поскольку, это как-то не входило в мои планы, у меня уже был взят билет в Москву, я 4 числа выехал. И вот, как вы знаете, 7 числа началась эта страшная бойня, когда Грузия напала на Южную Осетию, на Синвали, вначале это был обстрел, потом вторжение грузинских войск. И где-то за 3-4 эта цветущая Южная Осетия превратилась в сущий ад. Ну, и северной Осетии это может так сильно не коснулось, но, по крайней мере, в Северную Осетию хлынули потоки беженцев и в том числе, как я узнал, многие мои слушатели, которые были на лекциях, стали принимать участие в помощи беженцам. Их требовалось кормить, им требовалось устраивать жильё, потому что так сказать Осетия превратилась, Южная Осетия в ад кромешный. И вот это, как бы, небольшая иллюстрация каким образом в материальном мире, казалось бы, цветущая гуна благости, гуна, конечно не чистая гуна благости, смешанная с гуной страсти, может превратится неожиданно в гуну невежества. Это как бы мой небольшой комментарий, иллюстрация к этой главе.

00:31:37 И затем у нас с прошлого раза оставался вопрос, который задал Евгений: «Можете ли вы прокомментировать связь культуры ведической и культуры авестийской?» И, там, с его точки зрения, есть диаметрально противоположные понятия, что в ведической культуре божественные натуры – это девы, а демонические называются суры, а в авестийской, вроде бы, наоборот ахуры – называются божественной природы, а дайвы, но не девы, а дайвы – немножко другое слово – это значит демонические. На самом деле, в Ведах тоже дайва может означать последователей демонической природы. Поскольку вопрос довольно сложный, я его послал нашему наибольшему авторитету ведической культуры - Бхактивигьяну Госвами Махараджу. И я получил от него буквально вчера ответ по интернету, и я вам сейчас его прочитаю: «Разумеется, древняя персидская культура имеет также ведические корни, и Авеста во многом повторяет Веды. В Ведах говорится о последователях Шукрачарьи – демонах и о последователях Брихаспати, полубогах или девах. И тот, и другой учителя учили Ведам, но Шукрачарья учил тому, как наслаждаться этим миром с помощью священный писаний и ведической мудрости. Брихаспати, учитель полубогов учил, что, в конце концов, нужно отречься от этого мира с его временными наслаждениями.

00:33:37 Само слово «асура» происходит от санскритского слова асу, что значит жить. Иначе говоря, асуры – означает жизнелюбы. То есть, вот этот термин, когда мы асурами называем демонических существ – это фактически перевод санскрита означает, что это люди, которые любят наслаждаться жизнью. Слово дев в переводе с санскрита означает сияющий, лучезарный. Это, по сути, расставляет всё по своим местам. Персы – это последователи Шукрачарьи - это и доказывает их история». Вот такой ответ Бхактивигьяна Махараджа. Я два слова добавлю ещё от себя, что в прошлый раз я говорил о том, что, согласно ведическим представлениям, где-то в конце Сатья-юги Парашурама стал уничтожать демонических кшатриев, которые появились в ведической традиции и эти кшатрии расселились по различным территориям. И мы видим, что в самых разных древних культурах – в египетской, ассирийской, вавилонской, и в том числе в персидской, имеются следы, имеются какие-то ведические корни. И в данном случае это видно по названиям двух видов существ.

00:35:10 То есть асуры, что в ведической традиции негативный термин, демонический, на самом деле, значение слова асуры – те, кто любит наслаждаться жизнью. И, соответственно, поскольку в Персию попали последователи как бы отклоняющиеся от ведической традиции, то они назвали асурами, для них это положительный термин, то есть это как бы герои. Те, кто защищают мир, те, кто так сказать являются защитниками и руководителями современной культуры, цивилизации. Вот так я могу ответить на этот вопрос Евгения, что фактически вот этот небольшой переворот не случайный, потому что в ведической культуре, как пишет Бхактивигьян Госвами последователи Брихаспати или полубоги исповедовали философию так называемую неврити марк, то есть отречения. Потому что материальный мир с его чувственными наслаждениями не ведёт к счастью и от него в конце концов нужно отречься. А последователи Шуркачарьи, то есть демоны, демонические личности, асуры, исповедовали противоположную философию, что материальный мир создан для наслаждения. Это разумеется чисто материалистическая позиция, но это представление, как мы видим, проникло в другие культуры, в том числе, в культуру авестийскую. Так я могу ответить на этот вопрос.

00:36:57 [Наташа]: Спасибо большое Владимир Георгиевич! У нас ещё есть вопросы.
[Оксана]: Есть вопрос из Екатеринбурга от Баткина Александра. Он пишет что пришёл к ведическому знанию в раннем возрасте, старается культивировать благость, вот только мешают греховные привычки, приобретённые в студенческие годы. И сам вопрос: «Какие греховные действия, совершенные в прошлой жизни, говорят об употреблении одурманивающих веществ сейчас?»
[Критский В.Г.]: Спасибо. Спасибо за этот вопрос. Автор вопроса тут не указан.
[Оксана]: Автор: Баткин Александр.
[Критский В.Г.]: Александр. Спасибо, Александр за ваш вопрос. В общем-то, какие греховные действия в прошлом привели к нашим проблемам сейчас - не так важно. Это можно в принципе попытаться понять с помощью гороскопа, с помощью астрологии. В Бхагават-гите Кришна говорит, что из жизни в жизнь живое существо переносит свои жизненные концепции подобно тому, как воздух переносит аромат. То есть, в общем можно сказать, что если человек склонен к какой-то греховной деятельности, в данном случае вы говорите о наркотиках, о наркотических веществах или это может быть вожделение, стремление к чувственным наслаждениям, то эта концепция была у вас в прошлой жизни.

00:38:35 То есть, на самом деле тут очень простой закон, что тот тип материальных наслаждений, который приносил вам счастье в прошлой жизни – вот это вот ложное представление, концепция осталась, сохранилась в этой. И вы пытаетесь наслаждаться хотя, фактически, ещё не почувствовали, не поняли, что это ведёт к страданиям, к проблемам и гораздо важнее понять, как от этого избавится. Разумеется, в материальном мире обусловленные существа все имеют какие-то проблемы, свои какие-то греховные привязанности и общий метод избавления от всех этих нежелательных вещей Кришна приводит уже во второй главе Бхагават-гиты, где он говорит, что обусловленное живое существо неизбежно испытывает желание к чувственным наслаждениям. Этот вкус остаётся, но если живое существо развивает в себе высший вкус, то постепенно оно может отказаться от низшего. То есть, суть в том, что для того, чтобы отказаться от каких-то нежелательных привычек есть прямой и более примитивный способ – это способ подавления. Например, метод Хатха йоги или метод аскез, когда человек… например, если вы знаете, в христианской традиции были такие аскеты, которые ходили в каких-то веригах, в цепях и хлестали себя какими-то кнутами. То есть это путь очищения через грубое подавление материальных чувств.

00:40:26 Этот путь является ненадёжным и несовершенным и я бы сказал не очень приятным. Гораздо лучше тот путь, который советует Кришна в Бхагават-гите, что вы сможете естественно отказаться от своих нежелательных привычек, когда вы разовьёте в себе положительный вкус от положительной духовной деятельности. То есть через духовную практику, через повторение святых имён Бога, через преданное служение где-то в храме, через общение с преданными или чтение священных писаний, через изучение трансцендентных игр Господа Кришны и Господа Рамы. Вот этот положительный вкус постепенно уменьшит, как бы, лишит силы вот этот вкус старый греховным привычкам, наслаждениям и вы сможете легко от него отказаться естественным образом. Это очень простой и естественный совет, который даётся в Бхагават-гите и он всегда действует. Фактически то, чем мы с вами занимаемся – это процесс шраванам и киртанам, слушание о Боге, о духовной жизни и киртанам – это рассказ, то есть когда вы другим даете духовное знание, автоматически избавляет вас от привязанностей к низшим видам чувственных наслаждений и очищает ваше сердце. Так я могу ответить на вопрос Александра.

00:42:10 [Наташа]: Тогда мы второй вопрос зачитаем. Вопрос прислал нам… Катя прислала из Москвы. Она пишет: «Здравствуйте! Вопрос Владимиру Георгиевичу: скажите, как можно выйти из гуны невежества кроме слушания голоса святого человека и совершения молитв?» И второй вопрос, содержащийся в письме: «Можно ли порвать с родственниками или это не есть хорошо?»
[Критский В.Г.]: Значит, два вопроса: как избавиться от гуны невежества – это вопрос вполне понятный, логичный и второй вопрос: можно ли порвать с родственниками – это уже не очень понятный логичный вопрос. Я сразу хочу сказать, что с родственниками рвать не нужно и объясню почему. Фактически, этот вопрос непосредственно связан с предыдущим. Потому что привычка к нежелательным чувственным наслаждениям – это влияние как раз двух гун – страсти невежества. То есть, разумеется, для того, чтобы приблизится к духовной жизни и ощутить духовное счастье мы должны постепенно избавится от влияния этих двух гун. И на первом этапе мы можем каким-то образом ограждать себя от каких-то соблазнов. Это небольшое дополнение к тому, что я сказал немного раньше.

00:43:48 Например, курильщик не может бросить курить, он знает, что курить вредно, он пытается, но ничего сделать с собой не может. Как говорил Марк Твен: «Нет ничего проще, чем бросить курить, я делал это тысячу раз». И вот он на какое-то время бросает курить, но потом снова попадает в компанию курильщиков, ему предлагают сигарету и он не может выдержать – опять начинает курить. То есть человек слаб, он не может отказаться от своей привычки и по началу, как бы, с помощью разума, с помощью понимания вы просто должны избегать этих всех соблазнов. Если вы, скажем, идёте на работу мимо какой-то табачной лавки и у вас не хватает сил удержаться, вы покупаете пачку сигарет, то вы должны обходить эту табачную лавку стороной. То есть, с помощью своего разума вы должны немножко оградить свои чувства от их объектов. Это путь немножко механический, искусственный и он не действует постоянно, но на какое-то время он может помочь. Более, так сказать, надёжный путь – это тот, о котором я говорил, отвечая на предыдущий вопрос – это путь развития духовного знания. То есть для того, чтобы отказаться по настоящему от влияния гун страсти и невежества, вы должны развить в себе по началу привязанность к гуне благости, а потом и привязанность к духовой благости, к трансцендентной.

00:45:27 И, что касается гуны благости, то вы должны следовать принципам гуны благости. То есть, есть чистую пищу, поддерживать чистоту у себя дома, одевать чистую одежду, каждый день принимать омовения по утрам, менять по утрам после омовения ту нижнюю одежду, в которой вы спали. То есть, главным признаком гуны благости является чистота. Чистота как внешняя, так и внутренняя, и Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил, что чистота сопутствует божественности. То есть, фактически культивируя очень целенаправленно эту чистоту, вы сможете развить в себе по началу гуну благости и затем сможете подняться и до более высокой гуны, трансцендентной гуны, то есть духовного уровня. Теперь, что касается второго вашего вопроса: конечно не всегда обстановка в семье бывает благоприятной дл духовной жизни. Если ваши родители неверующие материалисты, особенно если есть в семье там, скажем, алкоголики, которые пьют, курят и так далее, и нарушают принципы культурной, цивилизованной жизни, то вам будет довольно сложно, но вы должны смотреть на это всё позитивно с точки зрения сознания Бога, Cознания Кришны. Мы получили ту обстановку, которую заслужили по прошлой жизни.

00:47:12 Если в этой жизни какие-то живые существа, в том числе родители, доставляют нам беспокойства, то это значит, что в прошлой жизни мы доставляли им беспокойства. То есть, по законам кармы мы должны отдать им долг. Это касается не только родителей. Это касается друзей, знакомых, любых людей с которыми мы общаемся. Если кто-то причиняет нам какие-то страдания – это значит, что мы в прошлой жизни причиняли ему аналогичные страдания и потому наше настроение должно быть не просто как бы отомстить этому человеку, что-то такое с ним сделать, ему грубо ответить, а мы должны относится к нему, как ни странно, с любовью. Кстати об этом говорил Иисус Христос. Если вы помните Евангелие от Матфея, Иисус Христос говорит: «Любите врагов ваших. Благословляйте проклинающих вас, молитесь за бьющих и гонящих вас, и будете наречены сынами отца вашего небесного». То есть, это идее не новая, она не является какой-то сокровенной тайной ведической философии. Об этом же…этому же учил Иисус Христос. Другой вопрос: насколько современные христиане следуют этому принципу – это я не берусь судить. Но, по крайней мере, это наставление Господа Иисуса Христа и то же самое говорится в Бхагават-гите и других священных писаниях. В случае с родителями вы должны понимать, что дети всегда должны уважать родителей, всегда их уважать при любых обстоятельствах независимо от того хорошие родители, плохие родители, верующие они или не верующие, в гуне благости они или в гуне страсти или в гуне невежества.

00:49:06 То есть, это ваш долг перед родителями. И, как правило, если вы относитесь к родителям с любовью и уважением, то есть родителям особо ничего не нужно, и они будут вами довольны и, соответственно, у вас будет всё в порядке. Если это какие-то совершенно деградированные падшие личности ваши родители, какие-то алкоголики или наркоманы – это уже конечно особый случай очень тяжелой кармы, они вас там бьют, издеваются над вами, заставляют вас там пить или принимать наркотики, к сожалению, такие случаи бывают. В этом случае вы имеете право уйти из дома, вы имеете право оставить своих родителей, но, всё равно, продолжая их уважать и молится за них и просить Господа Бога, чтобы он простил их за их грехи и их оскорбления, которые они совершили – вот так я могу ответить на вопрос Катерины из Москвы. Как правило, если родители нормальные люди, если они вас не избивают каждый день, не заставляют там пить, принимать наркотики, бросать дом не нужно. Нужно постараться наладить в семье какие-то добрые семейные отношения. Не пытайтесь родителям проповедовать, потому что яйцо курицу не учит, а просто постарайтесь им дать какое-то духовное понимание через вашу заботу, через ваше уважение, чтоб они поняли, чтобы ваши духовные убеждения возвышают вас. То есть для родителей это главное. Для них вот эта философия может быть непонятна кто там Бог – Кришна или Христос – им это всё до лампочки, но они зато оценят ваше к ним уважение и ваше хорошее отношение, и тогда они смогут, может быть, и в будущем стать людьми более благостными, более понимающими и даже прийти к Богу. Вот так я могу ответить на вопрос Катюши.

00:51:19 [Наташа]: Да. Я бы хотела поделиться жизненным опытом с Катюшей. Всё очень просто. Когда мы сбегали от родителей, которые нас если честно просто, ну, правда, достали, получается, переехав в Москву, в окружении нашем появляются точно такие же люди по характеру, по мыслям, по верованиям, убеждениям. Точно такие же люди.
[Критский В.Г.]: То есть от кармы своей не убежишь.
[Наташа]: Да. Но когда мы с супругом просто приняли своих родителей такими, какие они есть, просто приняли их, пожелали им счастья, побывали у них в гостях, так, очень по-доброму пообщались и всё таки сознательно оградили себя от их общения, то здесь уже всё намного лучше происходит. Уже не появляются такие люди, как родители, потому что мы их приняли. Мы стали принимать таких людей, которые нам тяжелы в общении и просто-напросто теперь легко живётся – жизненный опыт показывает.
[Критский В.Г.]: Спасибо.
[Наташа]: Не знаю, у Оксаны было такое или нет.
[Оксана]: У меня были тоже небольшие разногласия с папой, но недавно совершенно я решила, что надо уметь прощать, потому что с обидой очень тяжело жить, с обидой в сердце и, в любом случае, я это заслужила, если такое со мной произошло и сейчас мне гораздо легче, я счастлива.
[Наташа]: Знаю, недавно Оксана встречалась с папой на его Дне рожденья, пришла вдохновлённая.
[Оксана]: 60 лет ему исполнилось.

00:53:00 [Наташа]: Брависсимо! Владимир Георгиевич, у нас есть вопрос от слушательницы Ольги, она пишет: «Владимир Георгиевич, поясните, пожалуйста, падала ли джива из духовного мира в материальный или она изначально обусловлена? Что говорит об этом Шрила Прабхупада?» Хороший вопрос задаёт Ольга.
[Критский В.Г.]: Да. Это вопрос серьёзный, так сказать, быка за рога – каким образом душа попадает в материальный мир. Бхактиведанта Свами, наш духовный учитель много раз употреблял выражение «вернутся обратно домой, обратно к Богу», то есть, согласно его представлениям, душа изначально была в духовном мире и она попала в материальный мир по какой-то причине. Эта причина может быть, в принципе, различные. То есть для разных душ это может быть не одинаково. Мы, душа имеет свободу воли, свободу выбора, вот она хотела попробовать самой попасть в материальный мир и сыграть роль Кришны. Есть такая возможность, и в Бхагават-гите Кришна говорит, что тот, кто возвращается из материального мира в духовный, уже не возвращается обратно. То есть эта попытка возможна один раз. Душа может упасть из духовного мира в материальный, то есть убедится, испытать вот это вот счастье материального мира и затем вернуться обратно. Это одна возможность, но есть и другая возможность: душа может прийти в материальный мир с определённой миссией, то есть она может спустится по воле Господа, чтобы спасать обусловленные души, как, скажем, в случае с Бхактиведантой Свами Прабхупадой и другими великими учителями.

00:54:58 Тот же Иисус Христос… мы не можем сказать, что там это душа Бхактиведанты Свами или Иисус Христос упали из духовного мира. Они попытались сыграть какую-то роль здесь. Это великие учителя, великие преданные Господа, которые спустились сюда добровольно, исполняя миссию Бога. Вот. Вот - это вот кратко в двух словах. Но также Прабхупада, когда у него спрашивали, задавали этот вопрос не один раз и разные люди, каким образом душа попала из духовного мира в материальный, он иногда также отвечал: «Это не важно. Это несущественно, каким образом мы попали, важно то, что мы здесь оказались и то, что нам нужно отсюда выбраться». То есть Прабхупада подчёркивал, что на самом деле этот вопрос не очень существенный, как мы сюда попали. Мы сюда попали, в этом сомнения нет. Если у вас есть сомнение в материальном мире вы или в духовном, то вам скоро материальная природа напомнит в каком вы мире. Вот то, что мы в материальном мире – сомнений нет. И также нет сомнений, что нам нужно отсюда выбраться и вернуться в духовный мир, полный знания и блаженства. Вот это должно быть целью человеческой жизни, а спорить, как бы, и размышлять о том как мы сюда попали размышлять можно долго и прямого ответа в священных писаниях нет. Нет однозначного указания и различные духовные учителя, ачарьи, приводят какие-то точки зрения отличные друг от друга, как вот я вам привёл пример и в этом нет никакого противоречия, потому что есть бесчисленное множество душ, и совсем не обязательно, что все души должны попадать в материальный мир по одной и той же схеме. Вот так, я могу ответить на вопрос.

00:56:51 [Наташа]: Вопрос хороший, ответ замечательный. Наши радиослушатели продолжают внимательно слушать и пока нас не закидывают больше вопросами. Я думаю, что, наверное, можно подвести итог сегодняшней передачи, сказав нашим радиослушателям, что у нас сегодня был обзор 14 главы и закончили мы на 20-м стихе. Правильно, Владимир Георгиевич?
[Критский В.Г.]: Всё правильно.
[Наташа]: Отлично. Ну что, будем прощаться с радиослушателями?
[Критский В.Г.]: Да, всего самого наилучшего, до следующих встреч в эфире!
[Наташа]: До следующих встреч с вами Владимир Георгиевич! До свиданья!
[Оксана]: До свиданья!
[Критский В.Г.]: До свиданья!
[Наташа]: Уважаемые радиослушатели, сейчас будет музыка для вас, а вечером у нас интересная программа. Ну вы знаете уже, что по пятницам у нас Лаланочка. Хотите божественного ребёнка? Запросто! Вот. Тема для вас, тема для размышлений. Ну, а если не хотите ребёночка, то всё равно интересно послушать например. Я услышала такую интересную вещь, когда можно, а когда нельзя заниматься супружеской паре тем… ну, вы поняли, не буду говорить дальше, мы люди все взрослые, так что, в любом случае, присоединяйтесь к нам, когда вы сможете, а если сможете, то оставайтесь сейчас, потому что далее очень интересная музыка.
Хорошее настроение с Аюрведа радио.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 08 January 2013