Рассказ о Господе Рамачандре
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Запись] Аюрведа радио.
[Ведущая] Здравствуйте, дорогие радиослушатели, рада приветствовать всех, собравшихся на волнах Аюрведа радио, дабы послушать о самом сокровенном, о Бхагавад Гите, Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите вместе с Владимиром Георгиевичем Критским, а непосредственно из его уст мы будем узнавать самое интересное, что там написано, а также мы будем отвечать на вопросы, которые вы нам пришлете по ведической культуре и философии. Не забудьте, чат у меня всегда активен, а также вы можете присылать вопросы на наш почтовый адрес Ayurvedaradio@mail.ru. Владимир Георгиевич, здравствуйте.
[Критский В. Г.] Здравствуйте. Как меня слышно?
[Ведущая] Слышно замечательно.
[Критский В. Г.] Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл Обзор систем йоги по Бхагавад Гите, и я напомню, что в прошлый раз мы с вами закончили 11 главу под названием Вселенская форма.
00:01:05 И смысл 11 главы в том, что вселенская форма является свидетельством того, что Господь Кришна является Верховной личностью Бога, он показал Арджуне эту удивительную форму, всепроникающую форму всего материального мироздания, и фактически эта глава доказывает, что Кришна является причиной всех причин, изначальной формой Верховной личности Бога. И второй вывод, который мы сделаем сейчас с вами, это то, что главный духовный процесс, путь постижения абсолютной истины, это преданное служение, или Бахти. Мы прочитаем пару последних стихов, которыми завершилась 11 глава, в которых Кришна говорит Арджуне, образ, который ты видишь сейчас своим трансцендентным видением, нельзя постичь изучая Веды, совершая аскезы, раздавая пожертвования или проводя обряды поклонения.
00:02:14 Таким путем нельзя постичь мою истинную природу. Дорогой Арджуна, лишь путем безраздельного преданного служения можно по-настоящему постичь меня в том образе, в котором я стою перед тобой, только так можно проникнуть в тайну моего бытия. Перед началом 12 главы давайте сделаем небольшое философское и также лирическое отступление. Мы с вами утверждаем, что можно до какой-то степени понять абсолютную истину. Почему? Потому что Абсолютная истина является личностью, что с ней возможно определённые отношения, и задача йоги, духовного развития в том, чтобы развить эти взаимоотношения через процесс Бахти, преданного служения.
00:03:03 То есть мы можем попытаться убедить высшую абсолютную истину, личность Бога раскрыть себя нам. Основной процесс постижения является смиренное слушание ведического знания от авторитетных представителей Господа — преданных. И как всегда у скептиком, материалистов, всегда есть сомнения, а вот есть ли Бог, вы видели Бога, нет, не видели, никто не видел Бога. Но предположим, что я никогда не видел Японии, я не был в Японии, но в тоже время я знаю, я уверен, что Япония существует. Это не просто вера, потому что есть много свидетельств, есть много независимых личностей, которые были в Японии, которые, так сказать, хорошо знают Японию, и я сам видел японцев, когда они приезжают, скажем, в Москву.
00:04:02 То есть нет сомнений в существовании Японии. Точно также у нас нет сомнений в существовании Верховной личности Бога, потому что есть свидетели, есть множество свидетельств, показаний, личностей, которые чисты сердцем, потому что в священных писаниях говорится: блаженные чистые сердца, ибо они Бога узрят. Так вот эти чистые сердца, святые личности на протяжении истории неоднократно видели Бога, и Господь являлся на земле. Во всех ведических хрониках, пуранах есть различные повествования о явления Господа, и основные две темы, это игры Кришны, и игры Рамы, два основных воплощения Господа в последней эпохе. Мы с вами прочитаем несколько стихов Бхагавад Гиты, в которых Кришна говорит о явлении в этот мир, это четвертая глава, Трансцендентное знание.
00:05:06 Каждый раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, в такое время я не схожу сам, потомок Бхараты. Чтобы освободить преданных и покарать негодяев, а также восстановить извечные законы религии, я являюсь всегда эпоха за эпохой. И комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады к этим стихам. Тело Господа никогда не было сотворено, все его формы существуют вечно, хотя Господь не сходит в материальный мир в определённое время, но он не обязан строго придерживаться этих сроков, он волен поступать так, как пожелает. Он приходит в материальный мир всякий раз, когда препирается истинная религия, и торжествует безбожие. Законы религии изложены в Ведах, нарушая их, люди превращаются в безбожников.
00:06:01 В Шримад Бхагаватам говорится, что законы религии — это законы, данные Богом, и установить их может только сам Господь. И вот совсем недавно, буквально два — три дня назад вся Индия, и также люди, которые следуют этой традиции в других странах, отмечали явление Господа Рамы, героя Рамаяны, и в Индии популярность Рамы сравнима только с популярностью самого Господа Кришны. И поэтому я думаю, сегодняшнюю передачу посвятить вот этому явлению жизни и миссии Господа Рамы, потому что это очень уникальная личность, естественно, что это воплощение Бога. Господь всегда уникален, и, естественно, что каждое явление Господа отличается своими особенностями. И Господь Рама был идеалом во всём.
00:07:02 Он был идеальным сыном, идеальным мужем, идеальным царем, он идеально следовал своему долгу, он был беззаветно предан своему долгу, как мы увидим и кратко сегодня с вами расскажем основной сюжет этой истории. После окончания ученичества у Ришанитри Муни, Рама вместе с братом Лакшманом пришли в город Метхилу, где правил царь Метхилы, и дочка царя Сита была очень красивой, очень целомудренной, очень умной, и было множество претендентов на её руку. Царь Джанака, царя звали Джанака, устроил церемонию Санвары, то есть церемонию выбора жениха, на котором претенденты на руку принцессы должны были натянуть тетиву огромного лука, который принадлежал когда-то Господу Шиве.
00:08:13 И поднять этот лук было и то не так просто, его везли на повозке 300 сильных каких-то воинов или стражников. И царевичи и цари подходили к этому луку один за другим, но никто не мог даже поднять его. И вот наконец, настал черед Господа Рамы, он подошел к луку и, первое, что он сделал, он оказал луку почтение, он склонился перед ним, вот так сложив перед собой руки, поскольку этот лук принадлежал Господу Шиве. Господь Шива — это великая личность, это частичная экспансия Господа Вишну.
00:09:01 И поэтому он достоин поклонения, так же как сам Господь Вишну, Господь Шива. И после этого он взял лук одной рукой и легко поднял его, и он не только поднял его, он стал натягивать тетиву, и причём на столько мощно, что лук переломился и сломался. Все были изумлены, все просто не могли поверить своим глазам, и Сита радостно, ей сразу понравился Рама, она хотела, именно благословляла его, чтобы Рама победил в этом состязании, она подошла к Раме и надела на него венок. То есть она увенчала Раму как победителя этого состязания. Спор был решен. После этого была церемония свадьбы, вначале в Метхиле, потом все отправились в Аетхию, столицу Брамачандры, и все были очень счастливы, и царь Джанака, и царь Дашаратха.
00:10:05 И через какое-то время царь Дашаратха, который был очень преклонного возраста, ему уже было трудно править царством, он решил отречься от престола и передать правление своему старшему сыну Раме, которого все любили, который был очень праведным, очень благочестивым, и он был идеальным наследником. Все не могли дождаться, когда наконец он станет царем. Все одобрили решение царя, и его советники, и кабинет министров, и все жители были очень счастливы. И вот в ночь перед коронацией к царю приходит его молодая жена Каритея, и совершенно неожиданно ставит царю условие, ты должен отказаться от своего решения короновать Раму, а сделать царем моего сына Барату, а Раму ты должен услать в лес на 14 лет.
00:11:08 Дело в том, что в своё время царь Дахаратха обещал Каритее исполнить её два любых желания. Год назад, когда царь Дашаратха сражался с демонами и в один критический момент битвы, когда царь был ранен стрелами и потерял сознание, и в этот момент из его колесницы стала выпадать колесо, и если бы колесо выпало, то колесница бы остановилась, и враги бы настигли и убили бы царя Дашаратху, царица Каритея находилась вместе с ним на колеснице, она была такого очень боевого настроя, как вроде амазонка, она могла сражаться наравне с мужчинами. И вот она в этот критический момент взяла в руки вожжи, одной рукой, а другой рукой она схватила за колесо, за ось колеса, и рукой держала, прямо буквально засунув туда палец, она удержала колесо от того, чтобы оно упало, и она сумела вывести колесницу с поля боя.
00:12:18 То есть спасти царя от неминуемой смерти. И когда царь очнулся, он был на столько восхищен подвигом своей жены, что он пообещал исполнить её два любых желания. И Каритея, будучи очень умной женщиной, сказала: «Мне сейчас ничего не нужно, но придёт время, и я что-то попрошу у тебя». И вот это время настало, на самом деле она любила Раму ни чуть не меньше своего собственного сына Барату, но её подговорила её демоническая служанка Мантара, которая фактически была послана свыше, она была как определённый план, и Каритея совершенно неожиданно, и царь не мог поверить своих ушам, требовала от него, чтобы он отказался от коронации Рамы, короновал её сына Барату, а Раму выслал.
00:13:10 И вот наутро, когда взошло солнце, и жители ничего не подозревали, ликовали, пели песни, прославляя Господа Раму, Рама встал радостный, в хорошем расположении духа, улыбнулся Сите и сказал, что нам нужно готовиться к коронации. Сита одела своё нарядное сарри, и в этот момент приходит министр, Сумантра, который вызывает Раму во дворец к царю. Естественно, Рама ничего не знал, он сказал: «подожди меня, я скоро вернусь». И вот он является к царю, в его опочивальню, и на царе Дашаратхе не было лица, он не мог даже поднять глаза. Каритея была вместе с ним, и она сказал: «Рама, царь принял решение короновать вместо тебя моего сына Барату, а ты же должен отправиться завтра в ссылку на 14 лет. Такого решение царя».
00:14:07 И Рама услышал этот приговор, не моргнув глазом, он не проронил ни слова, немножко помолчал и потом сказал: «Хорошо, раз такова воля царя, я это принимаю, завтра я ухожу в лес». И он вернулся, рассказал об этом решении своей матери, Каушарии и жене Сите, и брату Лакшмане, который был привязан к нему. И Сита, и Лакшмана не могли жить, они были на столько привязаны к Раме, что они не представляли себе жизни без него, они уговорили его взять их вместе с собой в лес. И на следующее утро Рама вместе с Ситой и Лакшманой отправляются в лес, и горожане, жители Аетхи на столько любили Раму, для них это было на столько неожиданным ударом, что они пошли вслед за ним, они не хотели оставаться в Аетхи без Рамы, они провожали его.
00:15:05 Они шли, к вечеру они пришли у берегу Ганги, и там остановились на ночлег. Рано утром Рама разбудил Ситу и Лакшману, пока ещё все спали, до рассвета, они взяли небольшую лодочку, переправились на другой берег и пошли. Они оставили горожан на берегу, пока ещё те спали, и сами отправились в странствие. Через какое-то время Барата, царевич, ради которого Сита затеяла весь этот сыр-бор, вернулся в Аетхи, он находился в отлучке, в доме своего дяди, отца матери Каритеи, и когда он узнал об этом решении матери, что мать требовала вот короновать его вместо Рамы, он был вне себя. Барата по своей честности и праведности он не уступал Раме, и он закричал на мать: «Что ты сделала, порочная женщина? Как ты могла потребовать выслать Раму, который чистый, который идеальный царь, который должен быть царем, и потребовать моего воцарения? Я не стою его, я его младший брат. Я не хочу тебя знать, ты мне больше не мать».
00:16:31 И он с небольшим отрядом воинов пустился вдогонку за Рамой, он хотел вернуть его, и через день быстрого пути, они нашли наконец Раму, Ситу, Лакшману, они ещё недалеко ушли от берега Ганги. И как только Барата увидел Раму, он смиренно подошел к нему со сложенными руками, поклонился, и когда Барата вернулся, я упустил один момент, царь Дашаратха, не в силах вынести разлуку со своим любимым сыном, он скончался, умер, он не выдержал вот этой пытки, ждать своего любимого сына 14 лет он не смог, он покинул этот мир.
00:17:16 И когда Барата вернулся, царя уже не было, и естественно, что всё это было как бы шоком для Барата, и он так вот отчитав свою мать, пустился вдогонку за Рамой, и застал его на берегу реки, он подошел к нему со сложенными руками, поклонился, и смиренно обратился к нему с просьбой: «Дорогой Рама, ты являешься царем по праву, царь принял решение о твоей коронации. Не обращай внимание на требование моей безумной матери. Ты должен вернуться, ты должен править Аетхи». Рама улыбнулся, обнял брата.
00:17:58 И сказал: «Дорогой Барата, я никогда не сомневался в твоей честности и правдивости, и я думаю, что ты будешь хорошим царем, но я не могу вернуться, потому что я дал обещание отцу 14 лет находится в ссылке. Через 14 лет я вернусь». И тогда Барата понял, что убеждать Раму бесполезно, он сказал: «Ну, хорошо, если ты настаиваешь, я 14 лет буду править от твоего имени, но если ты не вернешься, то я покончу с собой. Если через 14 лет ты не вернешься в Аетхи, чтобы занять своё место на престоле, то я отрекусь от царства и покончу с собой». И после этого он повернулся и вместе со своим отрядом пошел обратно в Аетхию, и там на троне он, очень интересно, на трон он положил сандалии, которые он попросил у Рамы, и сандалии Рамы находились на царском троне, а сам Барата жил рядом с дворцом, и принимал министров, принимал какие-то решения, правил царством от имени Рамы.
00:19:12 И вот Рама, Сита и Лакшмана в течении 13 лет они странствовали по лесам, нельзя сказать, что они были несчастны, потому что в лесу бывала очень чистая мирная атмосфера, они встречались со святыми отшельниками, Брахманами, которые жили в лесу. Они слушали Веды, ведические писания, то есть они не теряли время зря. Они скромно питались какими-то лесными плодами, кореньями и т. д., пили чистую воду из родников. Но наступил 13 год, то есть последний 14 год их ссылки, и наступило, так сказать, драматическое событие.
00:20:01 Царевну Ситу похитил демон Равана. Демон Равана — это другой, как бы отрицательный персонаж Рамаяны, узнал о том, что у Рамы прекрасная целомудренная жена, Равана был воплощением вожделения. Если он видел красивую женщину, он не мог совладать с собой, и он любой ценой стремился завладеть ей. Тут он только узнал, услышал о Сите, он её не видел, ему рассказала его сестра Шрапанатха. И он решил её похитить. И для этого он привлек своего друга, колдуна Маричи. Он сказал: «Ты должен принять облик золотого оленя, ты будешь прыгать перед Рамой и Лакшманом, и Сита захочет, чтобы тебя поймали, и Рама уйдет. Я не могу встретиться с Рамой». Ему сказали, кто такой Рама, ему сказали, что Рама может в одиночку сражаться с целым отрядом воинов, перед этим он перебил отряд несколько тысяч Ракшисов практически в одиночку.
00:21:08 Ему помогал только Лакшмана. И он не хотел рисковать жизнью, и он сказал: «Ты отвлечешь Раму, и я уже с Ситой сам разберусь». И вот этот Маричи, хотя он понимал, что он рискует жизнью, но Равана пригрозил ему, если ты этого не выполнишь, я тебя убью. Он принимает форму золотого оленя, появляется перед Рамой и Ситой, и Сита, естественно, восхищенная стала смотреть, не могла оторваться от этого оленя, и просить Раму: «Дорогой муж, пожалуйста, поймай мне этого оленя, мы будем вместе с ним в Аетхи, будем мы с ним играть. Если уж ты не поймаешь его живым, то хотя бы принесешь мне его шкуру».
00:22:00 И вот Рама, не долго думая, взял лук и приказал Лакшмани оберегать Ситу, и пошел вдогонку за оленем. Олень побежал в лес, Рама за ним, и через какое-то время, когда Рама углубился в чащу леса, этот, он понял, что он не может догнать этого оленя, и он тогда поднял лук, пустил стрелу, его стрела поразила без промаха, и олень упал замертво, и принял облик этого демона, но перед смертью этот демон Маричи крикнул голосом Рамы: «Сита, Лакшмана, на помощь, погибаю». И вот Сита с Лакшманой услышали этот голос Рамы, и Сита стала требовать от Лакшмана, чтобы он пошел на выручку, чтобы он помог Раме. Лакшман был не на столько наивен: «Да кто может что-то сделать. Рама сражается в одиночку с тысячами воинов». Но Сита употребила запрещенный прием, так сказать, удар ниже пояса. Она сказала: «Ты хочешь гибели Рамы. Ты хочешь, чтобы Рама погиб, и тогда ты завладеешь мной, но знай, я никогда не буду твоей, я всегда была верна своему мужу Раме, и буду верна ему всю жизнь».
00:23:12 Этого Лакшман уже не мог выдержать, он тогда оставил Ситу, отправился в лес за Рамой, и Равана воспользовался этим моментом, вышел из кустов, и он спокойно похитил Ситу, беспрепятственно её затащил на свою колесницу, и увез. А когда Рама с Лакшманом вернулись, они увидели, что Ситы нет, стали искать её, ну, и они в конце концов узнали, им рассказали, что Ситу похитил Равана. И вот Рама с Лашманом, им также помогали обезьяны, вот царство, обезьяне царство царя Сугревы, стали искать Ситу. Они долго её искали, в конце концов узнали, что Сита находится на Ланке, это остров Цейлон сейчас называется.
00:24:03 И они пришли на берег моря, и Рама вместе с этой армией обезьян построили каменный мост через пролив, отделяющий полуостров Индостан от Цейлона, тогда назывался остров Ланка. И самое удивительное, что останки этого моста сохранились до сих пор, а те, кто летят на самолете на остров Цейлон, подтверждают, что эта каменная гряда тянется от Индостана до острова Цейлона, и она видна, хорошо видна с самолета, со спутников, вот это как раз согласно Рамаяне, это остатки моста, построенного более миллиона лет назад Рамой вместе с армией обезьян. Ну, и Рама вызвал на бой Равану, он победил его в тяжелом кровопролитной сражении, и в конце концов в поединке он сразил Равану, освободил Ситу.
00:25:07 Но поскольку Сита находилась целый год в доме чужого мужчины, Рама сказал: «Я освободил тебя, Сита, теперь ты свободна, но я не могу принять тебя, потому что согласно ведической традиции, ты уже не чиста, ты была в доме другого мужчины». Хотя Рама не сомневался в чистоте и честности Ситы, поскольку на самом деле Равана не мог ничего с ней сделать. У Раваны было наложено проклятие, женщина, которую он изнасиловал, наложила на него проклятие, что если он ещё раз попытается взять какую-то женщину насильно, то его голова разлетится на тысячу частей, и Равана знал об этом проклятии, и он остерегался, он боялся как бы погибнуть раньше времени, поэтому он не мог овладеть Ситой насильно, а добровольно, естественно, Сита даже и думать не могла о каких-то взаимоотношениях с Раваной.
00:26:05 И Сита выслушала то все, эти слова конечно для нее очень тяжелые, она сказала: «Если я хотя бы раз изменила моему супругу Раме, хоть словом или мыслью, я подумала о другом мужчине, то пускай огонь сожжет меня. Если же я была чиста, то огонь оставит меня невредимой». И по приказу Рамы развели костер, Сита вошла в него, и она вышла из костра целой и невредимой, даже вот Бог огня вынес её на руках, и он вручил её Раме и сказал: «Твоя жена чиста, ты можешь принять ее». Но после того, как публично при всех была доказана чистота Ситы, Рама принял её и они вернулись в Аетхию, они как раз успели к концу 14-летнего срока.
00:27:00 Потому что Барата с нетерпением ждал Раму. Ну, и Рама был возведен на престол, была церемония коронации, он стал царем в Аетхии, и казалось бы, все кончилось благополучно, хепи энд, но не тут то было. Рамаяна не была бы Рамаяной, если бы все кончилось очень просто и благополучно. И через какое-то время Рама узнал, у него были свои соглядатаи, которые рассказывали, что происходит в народе, о чем говорят граждане. Он узнал, что один какой-от глупый человек, когда его жена пришла домой утром, а она ночевала в доме у своих родственников, он сказал: «Я тебе не Рама, я не приму тебя после того, как ты провела ночь где-то еще, в чужом доме. Иди куда хочешь, иди на все четыре стороны. Я тебя выгоняю».
00:28:04 То есть Рама понял, что его поступок, что он все-таки принял Ситу, хотя он убедился, он не сомневался в её чистоте, может стать примером, может стать прецедентом, как говорят, что люди уже не будут верить в абсолютную истину священных писаний, будут их нарушать, и он принимает трагическое роковое решение, он приказывает Лакшмане взять Ситу на колесницу и увезти её в лес, и там оставить. И вот Лакшмана вместе с Ситой едут в лес, Сита ничего не подозревает, ей конечно ничего не сказали, её отвозят в чащу леса, и Лакшмана дрожал, он обожал Ситу. Сита была всеобщей любимицей, и он не мог посмотреть ей в глаза, и Сита это заметила.
00:29:03 Они сошли, Сита стала гулять, собирать цветы, и она обратила внимание, что Лакшмана, на нем как бы нет лица, что он не может проронить ни слова. И она вначале была очень счастлива, говорила: «Да, мне так нравится, я люблю гулять в лесу, я готова здесь вообще остаться». И вдруг она оборвалась, она осеклась на этом слове, она увидела лицо Лакшманы, что Лакшмана был покрыт потом, он не мог проронить ни слова, он не мог даже поднять глаз. И она сказала: «Лакшмана, что с тобой? Что-о случилось?» Но Лакшмана молчал, и она тогда все поняла, она догадалась. Она сказала: «Что мой муж Рама приказал тебе?» И Лакшмана кивнул, подтвердил: «Да, Рама приказал мне оставить тебя в лесу».
00:30:00 Сита зашаталась, она чуть не потеряла сознание, к тому времени она была беременна, она должна была родить ребенка, наследника Рамы, она как мы знаем родит даже двух мальчиков, Лаву и Кушу, двух близнецов. И Лакшмана не мог дальше выдержать, и он просто сел на колесницу, и уехал, он не мог смотреть на Ситу, он мог буквально чуть не потерять сознание от этой трагической ситуации, он не мог ослушаться воли своего брата, старший брат был для него повелителем, к тому же Рама был царем. И Сита осталась в лесу. Конечно Господь устроил, что с ней как бы ничего не случилось, её встретили брахмачарии, учении Валвыки Муни, которого находился поблизости его Ашрам, они привели её в Ашрам. Валвыки Муни уже знал заранее, что это должно произойти.
00:31:00 Ее устроили, дали ей комнату, она стала жить спокойно и мирно в этом Ашраме, и там через какое-то время родила двух сыновей, Лаву и Кушу. Хотя Валвыки знал, что это Сита — супруга Рамы, но он чтобы не было лишних разговоров, он скрыл это, то есть никто не знал, кто такая эта женщина. Просто какая-то женщина оказалась в лесу, без мужа, и она родила двух детей, и её приютили, и никто даже не подозревал, что это сама Сита, супруга царя, царица фактически. И когда Лава и Куша подросли, Валвыки Муни научил их, он рассказал им эту поэму Рамаяна, Валвыки является автором Рамаяны, то есть он уже к тому времени знал всё, что произойдет, весь сюжет он знал заранее. И эта удивительная поэма, Лава и Куша выучили, они пели, играли на музыкальных инструментах.
00:32:07 Они её пели вначале в Ашраме, для обитателей Ашрама, потом они пошли в город, и стали петь Рамаяну для горожан, и когда во дворце узнали об этом, то Рама пригласил их во дворец, и они стали петь Рамаяну для придворных, для обитателей дворца. И Рама тоже присутствовал. И слушая Рамаяну, Господь Рамачандра почувствовал такой экстаз, такое блаженство, что у него из глаз полились слезы, и он не знал, чем наградить мальчиков. И он схватился за голову и подумал: «Как я мог расстаться с Ситой, как я мог отослать ее? Сита так любит меня, она верна мне». И когда Рамаяна кончилась, Лава и Куша, которые не знали, кто их мать, они не знали, что их мать Сита, а Рама их отец.
00:33:07 Они сказали: «Дорогой царь, мы хотели бы увидеть твою целомудренную супругу Ситу, почему она не присутствует при этом? Она больна? Мы бы хотели принести ей свои поклоны, мы уважаем её также, как уважаем тебя». И когда Рама это услышал, он закачался, и он не мог этого выдержать, он повернулся и убежал, ничего не ответив. И тогда Лава и Куша обратились к придворным, к матери Рамы, к другим царям: «Что случилось? Почему Рама нам не ответил? Где мать Сита?» И придворным было конечно тяжело, они не могли в то же время скрывать правду и сказали, что Ситу выслали в лес, Ситу по приказу царя отвезли в лес, из-за того, что в городе поползли слухи и т. д.
00:34:03 И когда Лава и Куша это услышали, они были ошарашены, как Ситу, целомудренную супругу, богиню процветания, Рама отослал в лес. Мы не хотим его как бы признать, он для нас уже не идеал, мы не можем считать его что ли идеальным царем. И они убежали, они повернулись и убежали из дворца. И через какое-то время, когда Рама совершал жертвоприношение в Шаньетхаяге, это лошадь, жертвенная лошадь шла впереди войска, Лава и Куша похитили эту лошадь, и когда были начальники воска, пытались её отобрать, они победили всех военачальников, они были, мало того, что они были талантливыми артистами, они ещё были могучими воинами, хотя ещё были мальчиками.
00:35:01 И когда сам Рама явился за своей лошадью, и он увидел этих мальчиков, которые играли Рамаяну, он пытался их усовестить, пытался их как-то успокоить, и сказал: «Как вот, вы же знаете правила хорошего тона, правила поведения. Почему вы поймали мою лошадь? Отпустите ее». Мальчики довольно дерзко отвечали, что да кто вы такой, чтобы нам приказывать? Вот мы захотели и похитили лошадь». В общем они не подчинились ему, и тогда Раме ничего не оставалось, как с ними сражаться, и он стал, поднял лук. И к счастью, трагедии не произошло, и конечно Рама мог сразить их, он уже натягивал тетиву с стрелой, которой был сражен сам Равана.
00:35:58 Но в это время Халуман, узнав об этом, о том, что Рама сражается со своими детьми, побежал за Ситой, и они прибежали в последний момент, и Сита прибежала, и закричала: «Рама, остановись». Рама услышал голос Ситы, и он потерял дар речи. И тогда Сита обратилась к своим сыновьям: «Что вы сделали? Что вы с ним сделали? Почему он потерял сознание? Что с Рамой? Вы знаете, кто это такой? Вы знаете, что Рама ваш отец?» Но Лава и Куша конечно этого не знали, они были ошеломлены, они были в восторге, они поклонились Раме, они стали просить у него прощения. И казалось бы все должно было закончиться благополучно, Рама пришел в себя, он был вне себя от счастья, что Сита вернулась, что Сита нашлась. Но в это время уже Сита как бы приняла своё решение.
00:37:01 Она сказала: «Что для меня это слишком, я уже много испытала, много раз прошла через все испытания, я больше не хочу». И она стала молиться матери земли, а в своё время Сита появилась из земли, она считалась как бы дочерью земли. Ее нашли как младенца, она появилась в шкатулке, в драгоценной шкатулке, которую нашли под землей. И по её просьбе земля раздвинулась, и оттуда появилась богиня Пхуми на троне, она позвала Ситу, Сита к ней подошла, села вместе с ней, и они опустились под землю, и земля закрылась. Рама, когда это увидел, он бросился на землю, он хотел буквально потерял себя от гнева, и сказал: «Я разобью землю своими стрелами».
00:37:59 Но к нему подошли какие-то старшие, которые успокоили его, сказали: «Дорогой Рама, вспомни, ты необычный человек, ты Господь, который явился в этот мир со своей миссией. Придет время и ты вернешься, ты соединишься с Ситой в духовном мире, а сейчас ты должен исполнять свой долг». И Рама успокоился, он встал, но он не мог уже долго находится, и через какое-то время он покинул этот мир, он передал правление царством Лаве и Куше, и вот так закончилась эта драматическая история Рамаяны, полная всевозможных приключений, и драматических коллизий. И вывод Рамаяны таков, что в материальном мире нет счастья, материальный мир не создан для счастья. Даже в самой идеальной ситуации, совершенных мужа и жены, которые беззаветно любили друг друга, вот это главная драматическая как бы завязка.
00:39:10 Смысл человеческой жизни в том, чтобы постичь высшую истину, то есть познать себя, свою природу, и свои взаимоотношения с Абсолютом, с абсолютной Верховной личностью Бога. Но как бы то ни было, рассказы об играх и качествах Верховной личности Бога оказывают удивительное и облагораживающее влияние на человека, не зависимо от того, верите вы в них, или не верите. Вы можете считать Раму легендарным героем индийского эпоса, не важно. Если вы будете читать Рамаяну, думать над её смыслом, анализировать эту удивительную историю, вы со временем поймете, что это не просто сказка, это вечные духовные игры Верховной личности Бога, который периодически является на земле, ради того, чтобы принести людям благо.
00:40:00 Я в заключении прочитаю пару стихов из Шримад Бхагаватам и Бхагавад Гиты, которые посвящены этой теме, явлению Господа на земле. Шримад Бхагаватам, первая песня, вторая глава, говорится разумные люди, помятую о Верховной личности Бога, как мечом разрубают запутанные узлы кармы, то есть материальной деятельности. Поэтому найдется ли кто-нибудь, кто останется равнодушным к его посланию. И вот стих из Бхагавад Гиты, четвертой главы, где Кришна говорит: «Тот, кто знает божественную природу моего явления, и моих деяний, уже никогда не рождается вновь в материальном мире, но достигает моей личной обители, о Арджуна». И вот небольшой комментарий Бхактиведанта Свами, вернее отрывок из этого комментария: в этом стихе рассказывается о том, как Господь нисходит в материальный мир из своей духовной обители. Тот, кто постиг истинную природу его явления, освобождается из материального плена, поэтому покинув своё нынешнее материальное тело, он возвращается обратно в царство Бога.
00:41:08 Вырваться из материального мира необычайно трудно, однако преданный, постигший божественную природу Господа и его деяний, покидает тело, попадает в царство Бога и больше никогда не возвращается в материальный мир. Вот это кратко я рассказал основные события этой замечательной поэмы Рамаяны. И если у нас есть какие-то небольшие вопросы, то можно попытаться на низ ответить, но не очень долго, потому что у меня сегодня, к сожалению, есть другие дела. Наталья, если какие-то уже есть готовые вопросы, то, пожалуйста.
[Ведущая] Да, да, я вам в чат скинула, и сейчас зачитаю несколько. Слушательница интересуется: Уважаемый Владимир Георгиевич, скажите, пожалуйста, сопровождалось ли явление Господа Рамы рождением на земле божественных и демонических личностей, подобно тому, как это произошло при явлении Господа Кришны?
00:42:10 Знали другие люди, преданные и родственники Рамы во время его пребывания на земле о том, что он воплощение Верховного Господа?
[Критский В. Г.] Да, хороший вопрос. Несомненно, что явление Господа Рамы сопровождалось рождением различных божественных личностей, но что касается демонической личности, мы об этом говорили, это был Равана, великий демон. Но фактически все родственники Рамы, его братья, Барата, Лакшмана и Шатругана, были воплощениями Бога. И мы может быть когда-то этот вопрос рассмотрим, это так называемое царство Вайкунхи. То есть это царства, в которых Господу поклоняются как Верховной личности, как Господину. И вот эти Лакшмана, Барата и Шатругана, это очень близкие преданные Господа, которые вместе с ним находятся в духовном мире, и вместе с ним явились на земле, чтобы способствовать, чтобы помогать его играм.
00:43:09 И были также великие преданные, как, например, царь Дашаратха, это отец Рамы, его мать была Каушалья, и конечно самый главный герой — это супруга Сита, которая является воплощением богини процветания Лакшми. Вот таков ответ.
[Ведущая] А также одна слушательница поделилась следующим, она недавно смотрела передачу в новостях, и там показывали в программе будильник про пчелу и муху, говорилось про это сознание. Оказывается, чтобы увидеть испражнения, нечистоты, пишет нам слушательница достаточно двух глаз, как у мухи, а вот чтобы найти мед, надо как у пчелы их пять иметь. Бог объяснил человеку все на пальцах, достаточно присмотреться к его творениям. Вопрос у слушательницы. Но как все-таки быть? Где взять ещё три глаза?
00:44:01 Я хотела конечно ответить с философской точки зрения, и вспомнила, что сегодня у нас будет с вами эфир. И я думаю, что вы как никто лучше сможете ответить на этот вопрос. Где взять ещё три глаза, и как они выглядят?
[Критский В. Г.] Да, как взять три глаза. Вот например, Господа Шиву, про него говорят, что у него есть третий глаз, что у Господа Шивы во лбу открывается третий глаз в процессе его медитации, и через трети глаз он как бы способен видеть духовный мир, духовную реальность. Но что касается обычных людей, у нас нет, так сказать, впрямую не открывается даже третьего глаза, но в процессе духовной практики, у человека открывается духовное видение. Это несомненно, что в процессе вашей духовной практики, по мере вашего очищения, ваше восприятие мира изменится, ваш ум и разум очистится, и в начнете понимать духовную реальность. Вот это видение или понимание духовной реальности, это фактически как третий глаз.
00:45:04 Самое главное, интересно, что по-английски слово Си, с одной стороны, означает видеть, а с другой стороны, понимать. То есть точно также в санскрите, и в русском языке, кстати, видеть, видеть — это не просто видеть глазами, я вижу тоже имеет смысл я понимаю. Вот это не случайно, вот эта лингвистическая аналогия, что фактически наше видение не в том, мы видим какое-то новое измерение, а в том, что мы понимаем своим умом, и своим разумом, мы понимаем существование духовной реальности. И в Бхагавад Гите Кришна говорит: «Ум может быть как другом обусловленной души, так и её врагом. Для того, кто сумел обуздать свой ум, ум — его лучший друг, кто не смог этого сделать, собственно ум становится величайшим врагом». То есть если мы сумеем обуздать свой ум с помощью практики йоги, Бахти йоги в первую очередь, то существование духовной реальности доя нас будет очевидным.
00:46:09 И напротив, если человек не пытается обуздать свой ум, но увлекается какими-то соблазнами материального мира, то естественно, что вот эта трансцендентная реальность для него будет закрыта. Та я могу ответить на этот вопрос.
[Ведущая] Изумительно, я тоже подумала, что вот нашим третьим, четвертым и пятым глазом могут послужить наши органы чувств. Почему-то я так представила, что именно ими мы можем видеть все то, и ощущать все то благостное, что нас окружает и принимать его в себя. И также, переработав, приняв, поняв его, отдавать другим людям. Я вот это почему-то так поняла.
[Критский В. Г.] Спасибо.
[Ведущая] Ну, это вот моя точка зрения, и она может оставаться только моей.
00:47:00 [Критский В. Г.] Ну, не только вашей, потому что многие с этим согласятся.
[Ведущая] Мне здесь пишут слушатели из Риги, что ваш рассказ о Раме, как нектар, пролившийся на раны сердца, и просто очень порадовал и вдохновил, именно этот рассказ, потому что совсем недавно был этот большой замечательный праздник.
[Критский В. Г.] Спасибо большое, дорогие радиослушатели. Я хочу всех поздравить с праздников прошедшим, явлением Господа Рамачандры. Пожелать всего наилучшего, и всем вам следовать долгую, и следовать своим духовным обетам также верно, как следовал Господь Рама.
[Ведущая] Спасибо, спасибо большое за пожелание.
[Критский В. Г.] Всего хорошего.
[Ведущая] Всего доброго, Владимир Георгиевич, до скорой встречи.
[Запись] Аюрведа радио.