Глава 12 стихи 13-20

Аюрведа радио - 09 мая 2008
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:36:53 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 46 | скачано: 199 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:07 [Заставка радио] Красивая музыка на волнах Аюрведа-радио.
[Ведущая] Здравствуйте! Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Рада поприветствовать всех собравшихся у своих радио, компьютеров, дабы послушать сегодня интересный эфир. И, не смотря на то, что сегодня 9 мая, такой замечательный день. Я думаю, для многих этот день, все-таки, является светлым и замечательным днем. И, все-таки, давайте же мы вернемся к тому, о чем у нас радио. А радио у нас о том, что мы говорим о Ведах, о ведическом знании. И непосредственно, сегодня прямой эфир с Владимиром Георгиевичем Критским, «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Присылайте свои вопросы, и мы будем их рассматривать сейчас в скайпе, и наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru. Владимир Георгиевич, здравствуйте.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] Здравствуйте, здравствуйте. Рада Вас слышать. С Праздником Вас.
[Критский В.Г.] Спасибо, Вас также. Дорогие друзья, позвольте мне ещё раз поздравить всех с Праздником, 9 мая, Победы в Великой Отечественной войне. И продолжаем наш цикл.

00:01:26 Я напомню, что в прошлый раз мы продолжили чтение 12 главы Бхагавад-гиты, которая называется «Бакти йога», преданное служение. Мы уже говорили, что бакти йога – это центральная тема всей Бхагавад-гиты. Хотя Господь Кришна рассказывает в Бхагавад-гите о многих разных областях духовного развития, но все же конечный вывод таков, что бакти является главной, наиболее естественной системой духовного развития, которая превосходит другие системы: карма йогу, гьяна йогу, аштанга йогу, и так далее. Таким образом, бакти йога является, как бы, вершиной всей лестницы йоги и, по сути, целью всей человеческой жизни. И в нашей сегодняшней передаче мы в этом ещё раз убедимся. Последние стихи, которые мы прочитали в прошлый раз, были посвящены описанию разных уровней духовной жизни, начиная с самого высшего уровня, полной сосредоточенности сознания на Верховной личности Бога и погруженности в преданное служение. И далее Господь Кришна в последующих стихах рассказывает о промежуточных стадиях преданного служения. Мы с вами прочитаем эти несколько стихов.

00:02:53 Восьмой: «Господь Кришна сказал: «Сосредоточь на мне, Верховной личности Бога, свой ум и направь на меня свой разум. Так ты будешь всегда находиться во мне, и в этом нет никакого сомнения». Девятый: «О, Арджуна, завоеватель богатств, если ты не можешь сосредоточить на мне свой ум, то следуй предписаниям бакти йоги, так ты разовьешь в себе стремление достичь меня». Десятый: «Если ты не в состоянии следовать предписаниям бакти йоги, то просто работай для меня. Ибо, служа мне, ты достигнешь совершенства». Одиннадцатый: «Если ты не способен трудиться для меня, то постарайся хотя бы отречься от плодов своего труда и найти в этом удовлетворение». 12-й: «Если ты не можешь этим заниматься, то стремись к обретению знания. Однако, медитация выше, чем знание, а отречение от плодов своего труда выше медитации, ибо таким отречением человек обретает умиротворение».

00:04:10 Сегодня в заключительных стихах 12-й главы Господь Кришна рассказывает о качествах преданных Господа, ставших на путь бакти. Интересно, что этих возвышенных описаний качеств человека нет при смотрении кармы йоги, гьяны йоги и аштанга йоги. Мы видим их только в случае бакти йоги. Это ещё одно моральное, этическое подтверждение превосходства преданного служения над другими системами духовного развития. Мы увидим, что умонастроение преданного отвечает самым возвышенным представлениям человеческой души. В действительности, понятие добра – это абсолютное понятие, а не относительное. То есть существует абсолютное добро – это служение абсолютной истине, Верховной личности Бога. И есть абсолютное зло – это то, что противится этому служению. То есть, если раньше мы рассматривали концепцию бакти, её превосходство над другими путями с философской, теологической точки зрения, то сегодня эта тема будет рассмотрена, как бы, с моральной или этической точки зрения, где Господь Кришна описывает качество человека, достигшего совершенства в йоге.

00:05:30 Стихи 13-14-й: «Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем существам, кто свободен от чувства собственности и ложного эго, кто не возмутим в радости и в горе, кто терпелив и всегда удовлетворен, кто обуздал чувства, и, сосредоточив свой ум на мне, с решимостью отдает себя преданному служению, такой человек очень дорог мне». Комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады: «Господь в этих двух стихах перечисляет духовные качества чистого преданного. Такой преданный при любых обстоятельствах остается спокойным и невозмутимым. Он никому не завидует и не пытает вражды, вместо того, чтоб отвечать на враждебность других, преданный думает: «Этот человек враждует со мной из-за моих прошлых грехов, поэтому лучше сносить причиняемы им страдания и не возмущаться».

00:06:35 В Шримат-бхагаваттам говорится: «Попадая в беду или сталкиваясь с трудностями, преданный видит в них милость Господа. Он думает: «В наказание за прошлые грехи, я должен был бы страдать гораздо больше, чем страдаю сейчас. Но по милости Господа, мне досталась лишь малая толика заслуженных мною страданий. Поэтому преданный всегда остается спокойным и невозмутимым. Преданный всегда добр ко всем живым существам, даже к врагам. Он не обращает особого внимания на страдание материального тела, ибо знает, что он не является телом, поэтому у него нет ложного эго, и он одинаково относится и к радости, и к горю. Он терпелив и всегда довольствуется тем, что приходит к нему по милости Господа. Не прилагая излишних усилий для достижения той или иной материальной цели, он всегда пребывает в радостном расположении духа. Следуя указаниям духовного учителя, преданный становится совершенным йогом. И, поскольку он обуздал свои чувства, он очень решительно движется к намеченной цели. Его не собьют с пути надуманные аргументы, и ничто не может поколебать его решимости заниматься преданным служением. Он полностью сознает, что Кришна – это извечный Господь, и ничто не может поколебать его веру. Все это помогает ему сосредоточить свой ум и разум на Верховной личности Бога. Редко кому удается достичь столь высокого уровня преданного служения, но преданный может подняться на эту ступень, следуя регулирующим принципам бакти йоги». Это был комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады.

00:08:27 Стих 15-й: «Тот, кто никого не беспокоит и сам ни чем не о беспокоен, кто одинаково относится и к радости, и к горю, кто не ведает страха и тревог, такой преданный очень дорог мне». Комментарий: «Здесь перечислены ещё несколько качеств, которыми обладают преданные. Такой человек никогда не ставит других в трудное положение и станет для них источником тревог, страха или неудовлетворенности. Желая добра каждому живому существу, преданный не станет причинять другим беспокойство. Вместе с тем, если его тревожат другие, он продолжает оставаться спокойным и невозмутимым. Он научился самообладанию в трудных ситуациях по милости Господа, поэтому преданный всегда погружен в Cознание Кришны и занят преданным служением, внешние обстоятельства не вызывают у него беспокойств. В материальном мире люди обычно радуются тому, что доставляет им удовольствие, но, видя, как испытывают удовольствие другие, которых у них нет, они огорчаются и страдают от зависти. Опасаясь мести своих врагов, они пребывают в постоянном страхе, а, терпя неудачи, впадают в уныние. Преданный, который трансцендентен к этим беспокойствам, очень дорог Господу Кришне». Это был комментарий Бактивиданте-свами.

00:09:58 Стих 16-й: «Преданный, отстраненный от внешнего мира, чистый, умелый, не знающий забот и тревог, и не стремящийся чего-то достичь, необыкновенно дорог мне». Комментарий: «Преданный может принимать от других, но он не должен прилагать больших усилий, чтобы получить их. Если деньги приходят к нему сами собой по милости Господа, он остается спокоен и доволен. По меньшей мере, 2 раза в день он совершает омовение и встаёт до восхода Солнца, чтобы [неразборчиво] Господу. Тем самым, он всегда остается чистым, как внутри, так и снаружи. Преданный сведущий во всём, ибо знает суть всех видов деятельности и верит словам священных писаний. Он никогда не встаёт на чью-либо сторону в споре, и потому не ведает тревог. Чистый преданный никогда не хочет того, что противоречит принципам преданного служения. К примеру, строительство большого дома требует многих затрат. И преданный не будет этого делать, если такое строительство неблагоприятно для его служения. Он может построить Храм для Господа, и взять на себя связанные с этим заботы, но не станет строить огромный дом для себя лично». Это был комментарий Бактивиданте-свами.

00:11:26 17 стих: «Тот, кто не ликует от счастья и не страдает от горя, кто ни о чем не скорбит и ничего не желает, кто отрекается, как от хорошего, так и от дурного, такой преданный очень дорог мне». Комментарий: «Чистый преданный никогда не радуется приобретениям и не горюет о потерях, он не стремится иметь много учеников и не сокрушается, что у него их нет. Потеряв, что ему дорого, преданный не скорбит о потери, и не впадает в уныние, когда не может получить то, что он желает. Ради удовлетворения Верховного господа, он готов пойти на любой риск. Ничто не может помешать ему заниматься преданным служением. Такой преданный очень дорог Господу Кришне».

00:12:20 Стихи 18 и 19-й: «Тот, кто равно относится к друзьям и врагам, кто одинаково встречает почет и бесчестие, жару и холод, счастье и горе, славу и позор, кто не оскверняет себя дурным общением, всегда молчалив и удовлетворен, кто не беспокоится о жилище, кто обладает знанием и преданно служит мне, того я считаю своим самым дорогим преданным». Комментарий: «Преданный всегда избегает дурное общение. Порой он нас возносят, а порой бесчестят. Такова природа человеческого общества. Преданный же всегда трансцендентен к иллюзорной славе и позору, счастью и страданиям. Его терпение по истине беспредельно. Он не любит ни о чем говорить, кроме Кришны, поэтому его называют молчаливым. Это не означает, что человек должен перестать говорить вообще. Он не должен болтать о пустяках. Говорить нужно на жизненно-важные темы, и для преданного такой темой является прославление Верховного Господа. Преданный счастлив в любых обстоятельствах. Иногда ему предлагают вкусные блюда, иногда нет. Но он всегда остается удовлетворенным, он не заботится о крыше над головой. Порою, он находит приют в скромном жилище, а порою живёт во дворце. Но он не привязан ни к тому, ни к другому. Его называют целеустремленным, ибо он тверд в своей решимости и знании. В описании качеств чистого преданного можно обнаружить некоторые повторения. Но их смысл – подчеркнуть, что преданный должен развивать в себе эти качества. Без этого он не может стать чистым преданным. Разумеется, он не прилагает особых усилий для развития этих качеств, они появляются у него естественным образом, как результат преданного служения Господу». Это был комментарий Бактивиданте-свами к этим стихам.

00:14:33 И последний, 20-й стих, вот, данной, 12 главы: «Те, кто с непоколебимой верой идут вечным путем преданного служения, считая меня высшей целью своей жизни, более всех дороги мне». Комментарий: «В данной главе Верховный Господь рассказал о формах трансцендентного служения, занимаясь которым, живое существо может прийти к нему. Все виды преданного служения очень дороги Господу. И всех, кто, так или иначе, служит ему, он считает своими преданными. Отвечая на вопрос Арджуны о том, что лучше: стремиться к осознанию безличного брамана или служить непосредственно Верховной личности, Господь ясно сказал, что преданное служение личности Бога, безусловно, является лучшим методом духовного самосознания. В этой главе было установлено, что, общаясь с преданными, человек развивает в себе привязанность к чистому преданному служению и обращается к истинному духовному учителю. Выполняя указания гуру, он начинает слушать и повторять святые имена и следовать регулирующим принципам. Развив в себе веру, привязанность и преданность господу, он с течением времени поднимается на уровень трансцендентного преданного служения. В этой главе Господь призывает каждого встать на этот путь. Поэтому преданное служение является совершенным методом духовного самосознания, дающим живому существу возможность постичь Верховную личность Бога. Безличной концепцией абсолютной истины можно руководствоваться до тех пор, пока человек не начал путь духовного самосознания. Иными словами, пока человек не вступил в общение с чистым преданным Господа, безличная концепция абсолютной истины может принести благо. Стремясь к познанию безличного аспекта абсолюта, человек отказывается от результатов своего труда, занимается медитацией [неразборчиво] отличить дух от материи. Но если человеку посчастливится, и у него появится желание обрести сознание Бога, став на путь чистого преданного служения, то ему не придется проходить весь многоступенчатый процесс духовного самосознания. Преданное служение, как следует из Бхагавад-гиты, более соответствует природе живого существа. И милостью господа, он получает для этого все необходимое». Так заканчивается комментарий Бактивиданте в 12 главе Бхагавад-гиты, который называется «преданное служение».

00:17:17 Итак, сегодня мы с вами завершили средние 6 глав Бхагавад-гиты, которые условно называются «Бакти йога», начиная с 7 и по 12 главы. И в заключительных стихах 12 главы мы узнали о качествах преданных, которые стали на путь бакти. И мы видим, что эти возвышенные качества есть только [неразборчиво] описания бакти йоги. Это ещё одно подтверждения соседства бакти, или преданного служения с другими системами духовного развития. Вот на этом, значит, мы, естественно, заканчиваем чтение. В следующий раз мы начнем уже читать 13-ю главу, которая начинает серию из заключительных 6 глав, которые называются «Гьяна йога». И это исключительно интересные главы, исключительно глубокие, в которых дается философский анализ понятия абсолютной истины. Вот, а сейчас я хочу на этом завершить и предложить вам присылать свои вопросы на наш сайт. Напомню, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагавад-гите».

00:18:23 [Ведущая] У нас есть вопрос: «Описание преданного, получается, очень [неразборчиво]. Кто ровно относится к друзьям и врагам, кто одинаково встречает [неразборчиво] почет и бесстрастие, холод и жару, счастье и горе, славу и позор. Пожалуйста, объясните это с духовной точки зрения».
[Критский В.Г.] Угу. Спасибо. Спасибо. Да, действительно, в этой части Бхагавад-гиты, в 12-й главе Кришна дает описание чистого преданного, который достиг совершенства. Но все же это не значит, что все чистые преданные совершенно одинаковы. Подобно, вот, каким-то таким шарикам, так сказать, которые отполированы, и так далее. Есть различные расы, то есть настроение преданности. И авторитеты говорят, что здесь, в 12 главе Кришна дает описание Чистого преданного в [шантарасе], то есть в нейтральных отношения с Господом. Или это ещё называется на санскрите гьяна [мишера бакти], то есть преданный, который пришел к чистому преданному служению через гьяну, через знание, философию.

00:19:42 И действительно такой, чисто философской точки зрения, первое, что должен это понять, чему должен научиться человек, он должен научиться не привязанности к материальному миру и к материальному общению. Поскольку материальное общение затягивает человек и привязывает его к материальной жизни. Потому здесь во многих стихах Кришна подчеркивает вот эту, вот, [шанту], то есть равнодушие человека к различным двойственностям материального мира. Друзья и враги. Почет и бесчестие, жара и холод, счастье и горе, слава и позор, и так далее. То есть все вот эти виды материальной двойственности, которые держат обусловленную душу в болоте материальной жизни. Что касается духовной жизни, то есть более сокровенные произведения, чем Бхагавад-гита, которые описывают это. Я вам немножко говорил о, скажем, [Неразборчиво], и другое основное произведение – это Шримат-бхагаваттам, которая у нас издана на русском языке. Потому что [Неразборчиво] пока нет на русском языке, она только на английском. А вот в Шримат-бхагаваттам в 12 письмах, 12 частей из них, уже 9 с половиной уже переведены на русский язык, там рассказывается об играх Верховной личности Бога и его взаимоотношениях с преданными.

00:21:20 И у нас есть 5 стадий взаимоотношений Господа с преданными. Вот, нулевая, как бы, стадия – это [шанта раса], которую я упоминал, нейтральные отношения. Затем [дасья раса] – отношение служения. Затем [сакья раса] – это дружеские отношения, [ватсалья раса] – это родительские отношения. И, наконец, [матхурья раса] – любовные отношения. То есть, подобно тому, как в материальном мире есть различные отношения между людьми, начиная с нейтральных отношений, затем отношения слуги и господина, дружеские отношения, отношения родительские, наконец, любовные отношения. Точно также всё это есть в духовном мире. Потом, великий учитель нашей традиции [Бактивинода такура] говорил, что материальный мир есть искаженное отражение духовного мира. То есть в духовном мире есть, в принципе, те же самые отношения, что и в материальном, но в совершенной форме. Там нет вот этих гунн материальной природы: благости, страсти и невежества. Поскольку все состоит из духовной энергии. Там нет вот этой материальной энергии, которая, ну, вносит вот это, вот, нежелательный, так сказать, оттенок корысти, эгоизма. Вот основа, так сказать, ложного эго, самоотождествление себя со своим телом.

00:22:42 И на уровне духовной жизни есть вот эти 5 рас. И там, разумеется, уже далеко не все так бесстрастно и безразлично. Слава и позор, почет и бесчестие, жара и холод, и так далее. Например, в 10 песне есть описание игр Господа Кришны в Аврендаване. Я советую нашим слушателям, которые интересуются этим вопросом, достать Шримат-бхагаваттам, и самые интересные, самые сокровенные описания даются в 10-й песне, где рассказывается о детских играх Господа Кришны в Аврендаване. И это считается самой сокровенной частью, как бы, духовного знания. Это то, что происходит в духовном мире. Здесь Господь Кришна сыграл этот спектакль здесь у нас на земле. Точно так же, как какой-нибудь театр выезжает на гастроли летом, и его приглашают, например, в город. И там, на сцене, которую ему предоставили. Он разыгрывает спектакль, который отрепетирован и сделан у себя дома. И подобно этому господь Кришна вместе с близкими преданными периодически появляется на Земле и разыгрывает вот эти спектакли, которые постоянно проходят в духовном мире. И поэтому мы можем судить о том, что происходит в духовном мире по тем играм, которые совершает Господь здесь, в материальном.

00:24:23 Вот так я могу ответить на этот интересный вопрос. Если что-то ещё у нас есть, Наталья….
[Ведущая] Да. Вот, я сейчас запустила проверку писем. Новых писем пока не вижу.
[Критский В.Г.] Угу. Ну, может быть, эта тема немножко сложная.
[Ведущая] Возможно, да. Наши радиослушатели не очень активно сейчас пишут….
[Критский В.Г.] К тому же праздник, 9 мая. Активность проявляется в другом.
[Ведущая] Да. Вот вопрос пришел: «5100 лет назад в мире господствовала ведическая культура. Была ли в это время религия, и что она из себя представляла?».
[Критский В.Г.] Интересный вопрос.

00:25:09 5000 лет назад, ещё это был конец Двапара-юги, и как раз, это было время, когда на Земле явился Господь Кришна. Действительно, практически во всём мире господствовала ведическая культура. И мы, кстати, видим очень много остатков ведической культуры. Во многих странах мира находят, находят какие-то остатки городов от того периода. Например, у нас, в России на Урале найден город [Аркаим], который построен по ведическим канонам. Где-то 6-7 тысяч лет назад он существовал. Ну, есть и другие тоже свидетельства этому. И в то время не было такого разделения на религию и, как бы, науку, которая существует сейчас. Это разделение появилось в мире несколько сот лет назад. Вот, с бурным развитием научных открытий, где-то, вот, в 17-18 веке появилась, там, в начале классическая физика, механика Ньютона, потом термодинамика появилась, оптика. И, в конце концов, в 20 веке были сделаны новые, так сказать, [неразборчиво], квантовые теории, теория относительности. И вот, как раз, вот эти столетия характеризуются таким разделением современной культуры на религию и, как бы, светскую культуру, которая в основном опирается на науку, научные представления. В ведические времена этого не было. То есть было сословие брахманов.

00:27:00 Как мы с вами помним, по курсу ведической культуры, брахманы, кшатрии, ваиши, шудры. И брахманы – это были духовные лидеры общества, которые отвечали за духовное просвещение людей. То есть Веды, Веды – это не просто религия, как мы с вами говорили, Веды означает знание. И, соответственно, ведическая культура, ведическое знание – наиболее фундаментальное знание в мире и оно касается самых разных сфер, как духовных, так и материальных. Вот. И, собственно, эта идея о единстве ведического знания, я, вот, провожу [неразборчиво] в течение всего семинара. И, кстати, сама тематика нашего радио, радио Аюрведа, здесь у нас основные курсы по Аюрведе, астрологии, психологии, это все тоже разделы ведической культуры.

00:27:54 То есть вот эти, казалось бы, материальные аспекты знания. Знание – это о здоровье, психологии, это тоже разделы ведической культуру, за которые отвечают соответствующие писания. Их называют [упо-веды] или дополнительные Веды. Помимо основных Вед, 4 Веды вы знаете, [неразборчиво], есть ещё Пураны, 18 Пуран. И в эти Пураны входит Шримат-бхагаваттам [неразборчиво]. И есть ещё Упанишады. Вот это основные Веды, основные ведические произведения. К ним, к каждой Веде прилагается ещё [упо-веда]. К одной из Вед прилагается, там, Аюрведа, к какой-то [неразборчиво]. То есть вот эти дополнительные разделы Вед играют очень большую роль в образовании человека, потому что они помогают человеку укрепить его веру. Разумеется, в Ведах говорится очень много о каких-то ложных трансцендентных вещей, там, о явлении Господа Кришны на Земле, и так далее. И это все невозможно проверить. Но такие разделы, как Аюрведа или астрология, поскольку они очень практичны, они касаются каких-то реальных, так сказать, наших вопросов, это легко проверить.

00:29:16 Скажем, Я уже говорил о том, что я, как бы, много лет лечился у обычных врачей без особого успеха, но оказалось, что, вот, Аюрведа позволяет человеку естественно поправлять своё здоровье, даже иногда без помощи врачей, зная какие-то принципы, как надо жить, [неразборчиво] правильный образ жизни. Ну, и, вы знаете, наверняка, многие достижения в астрологии. Дайте хорошему астрологу вашу дату рождения, он вам предскажет ваши качества. То есть, кто вы, какие у вас качества, какие способности, он это все предскажет даже, как бы, не глядя на вас. Вот это все, практически, подтверждение авторитетности ведического знания. И вот эти дополнительные Веды очень помогали пониманию, укреплению веры в людей, что действительно Веды – это авторитетное знание, идущее свыше, идущее от высшего разума, от Верховной личности Бога. Таким образом, в ведической культуре не было этого разделения, а было единое знание – веда, которая, казалось, касалась и духовных и материальных аспектов жизни. Вот так я могу ответить на вопрос.

00:30:32 [Ведущая] У нас есть ещё вопрос, и все от того же слушателя: «Когда была битва темных сил со светлыми, проявлением воли Кришны было их нападение, или же проявлением воли Кришны было разрешение дать им напасть?». И дополнение к этому вопросу: «Получается ли, что Кришна играет сам с собой?».
[Критский В.Г.] Угу. Да, интересный вопрос. Битва темных сил со светлыми описывается в ведической литературе, в Пуранах. Там рассказывается о различных битвах между демонами и полубогами. Они идут, как бы, на вселенском уровне. И, собственно, здесь, на Земле у нас тоже есть какие-то отголоски, когда какая-то более праведная сторона борется, там, с нашими за свою свободу, независимость. И какие-то, там, агрессоры. Вот сегодня, как раз, у нас День Победы, когда удалось одержать победу над, там, агрессорами – нацистами, которые пытались захватить весь мир.

00:31:34 И то же самое идет, имеет место на вселенском уровне. Как, вот, сейчас популярные какие-то есть фильмы, космические воины. И, на самом деле, эти космические войны действительно имею место. По крайней мере, в Пуранах рассказывается о сражениях между демонами и полубогами. И в 8-й песне Шримат-бхагаваттам тоже рассказывается об этом. Значит, смысл в том, что в материальном мире рождаются в основном не преданные. То есть рождаются души, которые сознательно приняли решение покинуть духовный мир и забыть о Боге. И наиболее такие, выдающиеся личности, талантливые, которые, как бы, ведут за собой других, лидеры, они возглавляют, как бы, эту борьбу и пытаются других людей, более чистых, более преданных заставить, как бы, забыть о Боге, и жить только по законам материального мира, то есть по законам Джунглей, иными словами. Материальный мир – это место, где каждый живёт по законам Джунглей, [неразборчиво]. Полубоги – это преданные Господа. Но они, в основном, вот, на райских планетах, так называемые, [неразборчиво]. И они, естественно, пытаются восстановить во Вселенной порядок и справедливость. Но это удается не всегда.

00:33:05 Почему? Потому что материальный мир это так устроен, что здесь Господь дает определённую свободу. И в том числе те души, которые заслужили по своей карме, вот, что-то такое достичь, чего-то завоевать, властвовать. На какое-то время они могут обрести власть и завоевать весь мир. Как в Шримат-бхагаваттам есть знаменитые истории про Прохлада Махараджу, у которого был отец [Хираньи Кашипу], который завоевал, практически, всю Вселенную. То есть господь дает периодически демонам возможность на какое-то время захватить власть. Но затем, рано или поздно, полубоги восторжествуют. И иногда это с помощью господа. В данном случае господь явился, как Нарюсимхадева, полубог, получеловек, чтоб убить вот этого великого демона Хираньи Кашипу. поскольку полубоги с ним справиться не могли. Он стал настолько могущественным, он получил такие благословения от Господа Брахмы, что его не может убить ни человек, ни зверь, ни днем, и не ночью никаким оружием. То есть он хотел себе обеспечить бессмертие. И, в конце концов, он был сражен Господом в форме полульва, получеловека. То есть он был наполовину человек, наполовину зверь. Он выпросил себе благословение, что «меня ни убьет, ни человек и не зверь», а его убил и ни зверь, и ни человек – Господь Нарюсимхадева. То есть Господь перехитрил этого демона и убил его, и, в то же время, не нарушил те обещания, которые дал ему Господь Брахма.

00:34:46 Вот так действует Господь Кришна, что, с одной стороны, он восстанавливает справедливость, и в то же время, он делает это настолько тонким образом, что он не нарушает обещание, которое дают его преданные. В данном случае, вот, демону Хираньи Кашипу были даны обещания, что его, так сказать, никто на Земле убить не сможет. А Господь явился из духовного мира, и он его убил. Вот это известная история об одной из таких битв темных и светлых сил. И у нас 18 мая будет праздник явления Нарюсимхадевы. В нашем ведическом культурном центре на метро Динамо, я хочу всех пригласить, пользуясь таким случаем, что зашла об этом речь. 18 мая, то есть…. (это сегодня у нас 9-е) через неделю с небольшим будет у нас праздноваться явление вот этого Господа Нарюсимхадевы. И в Индии сохранились очень древние Храмы вот этого господа Нарюсимхадевы в горах, в том месте, где он явился. Вот это очень интересный [неразборчиво] момент, что в Индии сохранились определённые, как бы, места, связанные с явлением Господа. Например, сохранился Аврендаван, где Кришна провел свои детские годы, и сохранились отдельные даже…., хотя здания разрушились, но отдельный фундамент, отдельные какие-то кусочки стены, вот, с того самого периода, 5000 лет назад, когда там жил Господь Кришна. То есть какие-то археологические, архитектурные, так сказать, свидетельства того времени. Вот так я могу ответить на этого вопрос.

00:36:39 [Ведущая] Слушатель пишет: «Большое спасибо Вам, Владимир Георгиевич, за ваш удивительный ответ». На текущий момент я проверила почту, писем нет, вопросы отсутствуют. Спасибо Вам. До новых встреч на волнах Аюрведа-радио, Владимир Георгиевич. С праздником, ещё раз.
[Критский В.Г.] Еще раз спасибо и до свидания.
[Ведущая] До свидания.

00:36:58 [Заставка радио] Аюрведа-радио…

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 28 декабря 2012