Глава 9 стихи 1-3

Аюрведа радио - 21 декабря 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:37:05 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 87 | скачано: 164 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 С любовью к вам Аюрведа радио.
[Ведущая]: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Итак, мы начинаем наши прямые эфиры. Сегодня с нами Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Вопросы присылайте в чат по скайпу, а также на наш почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru, я всегда поверяю. Итак, здравствуйте, Владимир Георгиевич!

00:00:31 [Критский В.Г.]: Здравствуйте, Наталья! Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по Бхагават-гите». Я напомню, что мы в прошлый раз закончили восьмой главой «Достижение Всевышнего» и начнём сегодня девятую. Основные идеи восьмой главы, которую мы с вами изучали, основная идея в том, что с помощью сисемы аштанга йоги возможно достижение освобождения из материального мира, об этом рассказывается в первой половине восьмой главы и знаменитый стих, который мы с вами читали, 6 стих: «В каком состоянии бытия человек оставляет своё тело, он, наверняка, достигнет этого состояния в своей следующей жизни». Этот стих является основой закона реинкарнации, закона кармы, что то состояние сознания, которого человек достиг в конце жизни, является основой для его нового, так сказать, рождения, для нового состояния бытия в следующей жизни. Затем у нас было очень интересное описание духовной реальности, что из себя представляет духовный мир в комментарии Прабхупады. И, наконец, последняя идея, которая звучала – это та, что путь бхакти йоги превосходит все остальные системы йоги, он является самодостаточным. Эта идея звучала не раз и возникает вопрос: почему, почему именно бхакти является вершиной духовной деятельности? Ответ кратко состоит в том, что бхакти или преданное служение соответствует природе души. Все остальные виды йоги имеют определённый, как бы, оттенок материальной деятельности. Скажем, карма йога – это деятельность в материальном мире, гьяна йога – это деятельность с помощью нашего ума. Это философский поиск истины. Бхакти йога, которую мы сегодня будем рассматривать более подробно, является функцией души в теле, поэтому она наиболее естественна для человека и поэтому она является наиболее совершенной.

00:03:00 Итак, мы начнём читать 9 главу. Стих 1: «Верховный Господь сказал: «Дорогой Арджуна, поскольку ты никогда не завидуешь мне, я открою тебе это самое сокровенное знание, обладая которым ты избавишься от всех страданий материального существования». Комментарий: «Постоянно слушая о Верховном Господе, преданный постепенно обретает духовное знание. Метод слушания рекомендуется в Шримад Бхагаватам. Повествования о Верховной личности Бога необыкновенно могущественны, и ощутить их силу можно слушая и обсуждая их в обществе преданных. Их смысл никогда не откроется тому, кто общается с мирскими людьми, ибо это знание постигается через духовный опыт. Этот стих, открывающий 9 главу, имеет глубокий смысл. Слова «это знание относится к чистому преданному служению», бхакти йоге, которая состоит из 9 видов деятельности: 1) это слушание о Боге; 2) повторение имён Бога или рассказы о Боге; 3) памятование о Боге. Затем идёт служение, поклонение, вознесение молитв Господу, выполнение приказов Господа, дружба с ним и, наконец, полное предание себя ему. Обратите внимание, что все эти процессы - нематериальная деятельность. Это не связано с деятельностью нашего тела. Это действительно наша изначальная природа.

00:04:48 Продолжим читать комментарий Бхактиведанты Свами: «Занимаясь этими видами преданного служения, человек обретает духовное сознание, Cознание Кришны, и когда в результате этого его сердце очищается от материальной скверны, он обретает способность постичь это знание, науку о Боге. Понимание, что живое существо душа, а не материя – это только начало духовного самопознания. Весьма важно употреблённое в данном стихе слово анасуяве, что означает не завидуя. В материальном мире люди, как правило, завидуют друг другу. Даже известные учёные комментируя Бхагават-гиту, как правило, завидуют Кришне, Верховной личности Бога, поэтому они иногда искажают в своих комментариях смысл Бхагават-гиты. Авторитетны лишь комментарии, написанные преданными Господа. Но тому, кто осознал, что Кришна – это Верховная личность Бога, чистая и духовная, это знание принесёт большое благо.

00:05:52 Стих 2. Это знание вершина всего познания, самая большая тайна из всех тайн, это самое чистое знание, поскольку оно даёт человеку опыт постижения природы своей души. Это совершенство религии, оно извечно и его постижение наполняет человека счастьем». Комментарий: «Эту главу Бхагават-гиты называют царём знания, поскольку в ней изложена суть всех философских систем, о которых шла речь ранее. Основные направления индийской философской мысли представлены в трудах Гаутамы, Капилы и других философов. Этот ряд замыкает Шрила Вьясадева, автор веданта сутры. Таким образом, нет недостатка в философском духовном знании, однако Господь Кришна называет 9 главу Бхагават-гиты вершиной всего познания, сутью всех наставлений Вед и всех философских систем. Это самое сокровенное знание, ибо оно объясняет разницу между душой и телом, и венцом этого сокровенного знания является преданное служение Господу. В системе мирского образования люди изучают множество наук: математику, физику, химию, биологию, астрономию, технические дисциплины, также политику, социологию и так далее. В мире много университетов, где изучают различные науки, но нет ни одного учебного заведения, где бы преподавали науку о душе. Между тем душа – это самое важное в теле. Тело, лишенное души перестаёт представлять какую-то ценность, тем не менее люди сосредотачивают все свои усилия на удовлетворение потребностей тела, забывая о душе, как о источнике жизни.

00:07:48 В начале второй главы Господь говорит, что тело бренно, а душа нетленна. Знание о том, что бессмертная душа отлична от материального тела и неизменна, по своей природе она нерушима и вечна, уже само по себе является сокровенным. Но это ещё не раскрывает подлинную природу души. Некоторые думают, что душа после смерти тела попадает в пустоту и становится безличной. На самом деле это не так. Как может душа, столь активная в теле, стать пассивной после того, как освободится от его оков? Душа всегда активна. Раз она вечна, то она вечно активна и её деятельность в духовном мире составляет самую сокровенную часть духовного знания. Преданное служение ни в коем случае нельзя считать материальной деятельностью даже если порой кажется, что деятельность преданных не отличается от деятельности обычных людей. Все их действия духовны и посвящены служению Господу, поэтому не подвержены оскверняющему влиянию материальных гун. Метод сам по себе настолько чистый, что просто занимаясь преданным служением, человек очищается. В Веданта сутре об этом говорится: «Преданное служение столь могущественно, что просто занимаясь им, человек обретает духовное знание».

00:09:14 В Шримад Бхагаватам приводится интересная история жизни Нарады Муни, который родился сыном служанки. Он не мог похвастаться ни хорошим образованием, ни знатным происхождением, но когда его мать прислуживала великим преданным Господа, Нарада помогал ей и иногда в её отсутствие он сам служил им. Сам Нарада рассказывает об этом своему ученику Вьясадеве, составителю ведической литературы. Он говорит, что в течении четырёх месяцев, пока жили в их доме эти мудрецы, он служил им и с ним общался. Прислуживая мудрецам Нарада стал столь же чистым сердцем, как и они сами. Беспрерывно слушая и пересказывая рассказы о Господе эти великие преданные наслаждались вкусом преданного служения, и этот вкус со временем появился у Нарады Муни. Далее у него появилось огромное желание заниматься преданным служением, поэтому в Веданта сутре говорится, что к тому, кто преданно служит Господу, знание приходит само собой и человек обретает способность постичь высшую истину. Продолжим комментарий Бхактиведанты Свами: «Нарада был сыном просто служанки, у него не было возможности ходить в школу, он просто помогал своей матери, которой посчастливилось служить преданным Господа. Таким образом, мальчик тоже получил возможность служить им, и общение с ними позволило ему достичь высшей цели духовной жизни, которой является преданное служение Господу. Как говорилось выше, чтоб постичь свою духовную природу необходимо изучать священные писания, Веды, однако в данном случае мы видим, что Нарада никогда не учился в школе, не имел духовного учителя и не изучал Вед, но, тем не менее, он достиг высшей цели изучения Вед.

00:11:16 Преданное служение обладает такой силой, что даже не выполняя религиозных обрядов, человек может достичь высшей ступени совершенства. Как это возможно? Это подтверждается в Ведах: ачарьявам пурушоведам. Общаясь с великими учителями, ачарьями, человек даже если он необразован и не изучал Вед, способен обрести знание, необходимое для постижения истины. Далее говорится, что преданное служение приносит человеку радость. Почему? Преданное служение состоит из процессов слушания, воспевания и так далее. Иначе говоря, можно просто слушать рассказы прославляющие Господа, философские беседы великих учителей, в которых обсуждается духовное знание. И, присутствуя при таких беседах, человек сам обретает это знание, которое раскрывает человеку смысл его жизни. Он может также вкушать остатки пищи, предложенной Господу. Все эти процессы преданного служения очень простые и приносят человеку радость. Заниматься ими может даже тот, кто живёт в крайней нужде. Господь говорит, что он готов принять от преданного любое подношение, независимо от того, какое положение занимает человек в обществе. Он может предложить Господу хотя бы листок, плод или немного воды, что доступно в любой части мира и Господь примет это подношение, если оно сделано с любовью. История знает немало подобных примеров. Следовательно, преданное служение приносит человеку радость. Бог принимает только любовь, с которой мы ему предлагаем свои подношения. Это самая чистая форма духовной деятельности, заниматься которой легко и радостно». Таков был комментарий Бхактиведанты Свами. Немножко длинный, но очень интересный, в котором множество важных идей.

00:13:22 Стих 3. «Те, кто не имеют веры в преданное служение, не смогут достичь меня, о, покоритель врагов. Они снова возвращаются в круговорот рождений и смерти в этом материальном мире». Комментарий: «Неверующий человек никогда не достигнет успеха в преданном служении – таков смысл этого стиха. Обрести веру можно только в общении с преданными. Иногда даже услышав от великих душ все доводы ведической литературы люди, тем не менее, не обретают веры в Господа и в преданное служение. Вечно сомневающиеся и колеблющиеся не могут неуклонно заниматься преданным служением, таким образом, вера один из главных факторов духовного развития. В Чайтанья чаритамрите говорится, что вера означает непоколебимую убеждённость в том, что просто служа Верховному Господу можно достичь высшего совершенства жизни. В Шримад Бхагаватам говорится: «Поливая корень дерева, мы насыщаем водой все его ветви, побеги и листья, а отправляя пищу в желудок удовлетворяем все органы тела. Точно также тот, кто занимается трансцендентным служением Господу без дополнительных усилий удовлетворяет всех полубогов и всех живых существ, поэтому прочитав Бхагават-гиту, человек должен принять её главный вывод: нужно посвятить себя служению Господу, Верховной личности Бога. Тот, кто убеждён в истинности этой философии жизни, обладает истинной верой. Развитие в человеке такой веры является сутью метода Cознания Кришны».

00:15:12 Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Итак, здесь Шрила Прабхупада говорит о важности веры в преданном служении. Мы с вами не раз подчёркивали, что духовное знание не является просто верой. Это научный процесс, который расширяет наш опыт на духовную сферу, своего рода научный эксперимент. И точно также, как не каждый учёный способен провести тот или иной сложный эксперимент, поскольку для этого требуются определённые условия, подходящее время и наконец квалификация экспериментатора, также и здесь, в духовной сфере, опыт носит как объективный, так иногда и субъективный характер. То есть он может зависеть от личности человека. Например, даже обычная наука также основывается на вере в определённые аксиомы, которые могут меняться с течением времени и их проверка зависит от личности экспериментатора.

00:16:14 В качестве примера можно привести знаменитый опыт Мелькенсона-Морли, который лёг в основу обоснования теории относительности Энштейна. Это считается одним из, как бы, основных достижений современной физики. Но самое интересное, о чём не знают многие, по крайней мере, об этом не пишется в школьных учебниках то, что опыт Мелькенсона и Морли спустя десятилетия был повторён другими учёными на более точной аппаратуре этот опыт дал другой результат. То есть, если опыт Мелькенсона-Морли не подтвердил существование эфира, тонкой среды, в которой движется земля в процессе обращения вокруг солнца. То вот этот другой более точный эксперимент утвердил, как бы, вот эту скорость движения земли относительно неподвижной среды. То есть, фактически, он подтвердил существование вот этого так называемого эфира, о котором, кстати, говорится также и в Ведах, о чём мы с вами читали в пятой главе Бхагават-гиты, что это самая тонкая материальная субстанция, в которой распространяются звуковые колебания. От этого научное знание не теряет своего объективного характера, просто это определённое ограничение, это неизбежно в материальном мире. И точно также духовное знание, основанное на авторитетных источниках и подтверждается духовным опытом людей, которые им занимаются. И то, что не все люди способны подтвердить какие-то духовные откровения людей, ни о чём не говорит, просто это знание как здесь говорится, достаточно сокровенное и для постижения этого знания мы должны обращаться к авторитетам.

00:18:16 В заключении я хочу привести очень интересную историю из знаменитого романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Если вы помните там Воланд, пришелец из иного мира, встречался с писателем Берлиозом, атеистом, который ни во что не верил и хотел получить доказательства существования Иисуса Христа. И он считал, что никаких доказательств нет, и что те источники, как бы, которые имеются, недостаточны. И, в конце концов, он получил их в этой драматической беседе с Воландом. Тот произнёс такую загадочную фразу: «Аннушка уже пролила масло на рельсы». И буквально через несколько минут этот Берлиоз выскочил, чтобы позвонить, потому что он стал подозревать, что этот вот профессор Воланд шпион, хотел позвонить куда-то в милицию, в какие-то органы. Он выбежал на трамвайные рельсы, переходя через дорогу. Там было разлито масло. Он поскользнулся, упал. Из-за угла появился трамвай, и с Берлиозом было покончено. Он получил доказательства, которых он так хотел и все мы должны понимать и об этом говорится в Ведах, что тот, кто не хочет признать Бога при жизни, увидит его в виде неумолимой смерти.

00:19:58 Совсем недавно, я ещё добавлю два слова, я беседовал с одной женщиной, которая рассказывала о своём очень интересном опыте. У неё было какое-то психическое заболевание и ей кололи психотропные средства врачи, и она при этом теряла сознание, она выходила из тела. И когда она выходила из тела, она видела как к ней присасываются какие-то тонкие вещества, сосут какие-то вампирчики. И вот однажды, когда ей сделали очень большую дозу этих психотропных средств, она почувствовала, что буквально умирает и она внезапно вышла из тела и увидела, что вот эти все существа, которые её облепляли, разбегаются в разные стороны. И к ней приблизилось трое совершенно страшных существ, лохматых, волосатых, похожих на чертей, и они стали обвязывать её верёвками и вытаскивать её из тела. Она почувствовала, что это конец, что за ней пришли посланцы бога смерти. Она стала молиться Богу. Сначала она стала произносить Иисусову молитву и это как-то не произвело особого впечатления. Тогда она стала повторять Харе Кришна мантру, тогда эти Ямадуты остановились и спросили: «А ты знаешь, что ты повторяешь?» А она им храбро ответила: «Да, это имена Бога». И тогда они свернули свои верёвки и ушли. Она затем пришла в себя и потом рассказала на нашей встрече об этом интересном опыте, который она пережила. Вот это небольшая иллюстрация. Я в заключении ещё раз прочитаю этот стих, который мы с вами читали 3 стих 9 главы. «Те, кто не имеют веры в преданное служение, не смогут достичь меня, о покоритель врагов. Они снова возвращаются в круговорот рождений и смерти в этом материальном мире». На этом позвольте завершить чтение Бхагават-гиты на сегодня. В следующий раз мы продолжим. Пожалуйста, если у вас есть какие-то вопросы или замечания, присылайте на наш сайт.

00:22:25 [Ведущая]: Итак, Владимир Георгиевич, я начинаю зачитывать вопросы.
[Критский В.Г.]: Давайте.
[Ведущая]: Вопрос первый: «Почему в Ведах не говорится так подробно о бхакти и её превосходстве над другими путями духовной жизни?»
[Критский В.Г.]: Хорошо. Дело в том, что также, как в любой науке, есть различные уровни познания, точно также и ведическая философия имеет разные разделы, о которых мы с вами говорили – это карма канда, затем на более высоком уровне - карма йога, затем гьяна канда и наконец упасана канда и бхакти канда. И в основном Веды на 90% состоят из карма канды, то есть различные жертвоприношения полубогам. На первом этапе человек учится возносить молитвы и совершать жертвоприношения полубогам ради каких-то материальных благ и это укрепляет его веру, когда человек на первом этапе жизни, естественно, хочет каких-то материальных благ, материальных целей и ведический процесс познания таким образом построен, что самое простое и самое естественное – это путь карма канды. И в Индии до сих пор им занимаются, хотя сейчас, в Кали югу считается, что этот процесс уже теряет свою силу, теряет эффективность. Затем на более высоком уровне человек понимает свою духовную природу он может заниматься гьяна кандой, то есть философским постижением истины и, в конце концов, он должен прийти к бхакти, к преданному служению. Вот это вот традиционный ведический путь. И в бхакти посвящены только очень отдельные, очень небольшие разделы Вед, так называемые бхакти шастры. К бхакти шастрам относится Бхагават-гита, которую мы с вами читаем, Шримад Бхагаватам и ещё несколько произведений, некоторые Пураны. Шримад Бхагаватам относится к Пуранам. Всего есть 18 Пуран. Из них 6 считается в гуне благости и полностью как бы чистая Пурана посвящённая бхакти – Бхагаватам Пурана или Шримад Бхагаватам. То есть, здесь противоречия нет, действительно, в Ведах практически не говорится о бхакти, о преданном служении Верховной личности Бога. Там, как бы, бхакти по отношению к полубогам. Таким образом человек поклоняется полубогам. Таков ответ на ваш вопрос.

00:25:07 [Ведущая]: Вопрос второй зачитаю. «Совсем недавно начал изучать ведическое знание, по утрам желаю всем счастья и вот пришло время, что хочется плакать. Слушаю лекции – хочется плакать, думаю о своей жизни – хочется плакать. Почему так происходит?»
[Критский В.Г.]: Интересно кто это писал: мужчина или женщина?
[Ведущая]: Молодой человек.
[Критский В.Г.]: Потому что для женщины, например, плакать очень просто. У женщин природа более такая гибкая, они могут заплакать, когда это необходимо, мужчине это сложнее, но, на самом деле, мужчины тоже должны учиться плакать. И даже если это пишет молодой человек, мужчина, то это совсем неплохо, потому что слёзы говорят об определённой мягкости, чистоте вашего сердца. Человек очень чёрствый, грубый никогда не будет плакать. Он будет спокойно, как бы, идти к намеченной цели, совершать какое-то насилие, идти по головам других и это не вызовет у него никаких сомнений и колебаний. Человек мягкий, естественно, он сострадает другим, пытается им как-то помочь. Конечно, иногда слёзы бывают следствием сентиментальности, когда человек просто сострадает, не имея какого-то духовного понимания. Но если человек плачет, изучая священные писания, то это очень хороший признак. Это говорит, что он чувствует их красоту, их совершенство и у него происходит настолько сильное очищение, что появляются слёзы. Это неплохо. Ещё какие есть вопросы, Наталья?

00:27:08 [Ведущая]: Что лучше, желать всем счастья или повторять махамантру? Может быть, повторять и то и другое?
[Критский В.Г.]: И то, и другое хорошо. Самое лучшее – повторять махамантру и в уме желать всем счастья. Это не противоречит одно другому, потому что желать всем счастья не обязательно словами, а достаточно об этом думать, то есть иметь соответствующее сознание. И поскольку самой совершенной мантрой, как мы с вами читали в Бхагават-гите говорится, является ОМ, более полное, развёрнутое ОМ – это как раз Харе Кришна мантра, то я бы посоветовал повторять Харе Кришна мантру и в уме желать всем счастья.

00:27:53 [Ведущая]: Вот так всё просто. Ещё один вопрос, который прислала нам Ольга: «Скажите, пожалуйста, в христианстве есть понятие Сатаны, а в Ведах есть что-то похожее?»
[Критский В.Г.]: Да. В Ведах есть всё. Веды называют безграничным океаном знания. Сатана, насколько я понимаю, в христианстве – это олицетворение тёмных сил, который вершит зло. И иногда думают, по крайней мере, у меня такое впечатление, что многие христиане подозревают, что Сатана как-то соперничает с Богом. Это неправильно, потому что Бог является началом всего, источник всего сущего, как мы с вами говорили. Веданта сутра с этого начинается джан мадья стьятаха. Абсолютный источник всего сущего, и в том числе так называемое зло в материальном мире тоже является осуществлением какого-то плана Бога. Скажем, взять какие-то несчастья, там войны, эпидемии и так далее. С одной стороны, можно сказать формально, что это следствие кармы, что люди за свои грехи получили наказание и так далее, но это ещё не полный ответ, только одна сторона медали. Потому что глубокий смысл вот этих так называемых негативных явлений в материальном мире в том, что Господь хочет как бы подтолкнуть нас к духовному пути, к тому, чтобы мы не засиживались здесь, в этом материальном мире полном страданий, как мы с вами читали один из стихов 8 главы: «Начиная с высшей планеты этого мира до самой низшей - все являются местом страданий, где повторяются рождение и смерть. Но кто достигает моей обители, о Арждуна, уже не рождается вновь».

00:29:52 То есть цель не в том, чтобы как можно лучше устроится в материальном мире, а цель в том, чтобы достичь духовного совершенства и вернуться обратно домой к Богу. И для осуществления этой цели иногда не достаточно каких-то хороших вещей и иногда в мире в этом происходят какие-то несчастья, особенно в Кали югу. Вы знаете, что Кали юга в Ведах называется эпохой ссор и разногласий, эпохой духовной деградации. Эта Кали юга - тоже план Бога. Вот эта последовательность четырёх юг: Сатья юга – золотой век, Трета юга – серебряный век, Двапара юга – бронзовый век и наконец Кали юга – железный век. Казалось бы, для чего Господь всё так устроил, что в Кали югу всё деградирует. Смысл в том, что в Кали югу люди получают наилучшую возможность для духовной жизни. Вот это сокровенное ведическое знание, которое на протяжении веков было доступно только узкому классу брахманов в Индии, сейчас вышло за пределы Индии, сейчас оно распространяется по всему миру и люди далёкие от ведической культуры, мы с вами имеем возможность приобщиться к этому знанию, получить от этого благо и это всё происходит в Кали югу, в самую мрачную, тяжёлую эпоху, потому что в эту Кали югу Господь даёт самую большую милость.

00:31:20 Поскольку материальные условия самые тяжёлые, то, соответственно, Господь проявляет самую большую милость и даёт очень легко то знание, которое в общем-то является достаточно сокровенным. Поэтому вот эти так называемые личности Сатаны там или чёрт, или кто-то ещё – всё это есть, всё это существует. Это определённые личности. Например, в Ведах говорится о личности Кали. То есть, в Кали югу есть определённый полубог, который устраивает все эти несчастья, который, как бы, планирует и осуществляет эту деградацию. Это как раз Кали. Есть и другие личности, которых вот можно сопоставить с Сатаной. Например, есть бог смерти Ямарадж, который наказывает грешников в аду, к которому души грешников попадают после смерти и он им назначает определённое наказание. Может быть это является прототипом образа Сатаны. Я не настолько искушен в христианской традиции, но, по крайней мере, философски совершенно понятно, что двойственность добра и зла является неотъемлемой прерогативой материального мира. Этого нет в духовном мире. В духовном мире, там как бы абсолютная природа, там нет зла, поэтому в материальном мире такие личности тоже играют определённую роль, тоже выполняют определённую миссию в общем плане Господа. Таков ответ на вопрос.

00:32:58 [Ведущая]: У нас есть ещё один вопрос. «Почему на чётках у вайшнавов 108 бусин? Откуда взялось это число, а также 16108 жен у Бога? Акцент на число 108. Разъясните пожалуйста». Прислала вопрос Инга.
[Критский В.Г.]: Число 108 очень интересное. Во-первых, в Ведах есть 108 Упанишад. Упанишады – это философские трактаты, которые собственно описывают природу абсолютной истины и Бхагават-гита, которую мы с вами изучаем является квинтэссенцией всех Упанишад. И Бхагава-гиту называют также Гитопанишад, то есть пение всех Упанишад. И в Бхагават-гите есть прямые цитаты из всех Упанишад. Наиболее важная из всех Упанишад называется Шри-Ишопанишад, её Бхактиведанта Свами перевёл. Она есть в нашем ведическом центре, и она начинается с очень важного афоризма: «Всё живое и неживое принадлежит Господу и находится в его владении, поэтому человек должен брать только то, что необходимо, что отводится как его доля, и не брать ничего другого, хорошо зная, кому это принадлежит». Вот это первый афоризм Шри Ишопанишад, самой главной из Упанишад. Но кроме Упанишад число 108 имеет более тонкий эзотерический смысл, что у Кришны было 108 главных гопи, то есть возлюбленных. И самое интересное, что это число 108 встречается также в других традициях. Насколько я знаю, на буддийских чётках тоже 108 бусинок. Мне, по крайней мере, рассказывали, что в других, не ведических традициях тоже число 108 фигурирует, но навряд ли там знают смысл этого числа 108. Это действительно священное число и мы повторяет Харе Кришна мантру кругами по 108 повторений. Вот то, что я могу ответить.

00:35:04 [Ведущая]: Ещё один вопрос пришёл. «Скажите, сможет ли мне помочь махамантра в жизни или нет, если я пока не верю в её спасительную силу? Как обрести эту веру?»
[Критский В.Г.]: Прекрасный вопрос. Вера придёт со временем, когда вы получите опыт. По началу вы просто должны иметь какое-то доверие к людям, которые вам это рассказывают, в частности, если вы слушаете радио Аюрведа, если вы понимаете, что это не какая-то афёра, махинация, потому что мы ничего материально с этого не имеем. Никто не платит нам тысячи долларов, ни ЦРУ нас не финансирует, никакая другая организация, что само радио существует на пожертвования каких-то очень благостных и щедрых людей, которые делятся своим богатством для просвещения масс. Если у вас есть какое-то доверие к нам, к сотрудникам, к создателям радио Аюрведа, то вы просто можете провести эксперимент и повторять эту мантру на чётках или без чёток, вслух или по себя – это не существенно. Эффект вы ощутите достаточно быстро. 5 минут попробуйте посидите и ничего не делайте, просто повторяйте мантру. Вы почувствуете по началу, что у вас лучше настроение, что у вас как-то успокаивается ум. По началу я тоже не имел никакой веры, просто попробовал повторять, убедился, что это даёт эффект. Вера придёт со временем. Таков ответ.

00:36:44 [Ведущая]: Замечательные вопросы и не менее замечательные ответы. Спасибо большое, Владимир Георгиевич, на этом вопросы подошли к концу, больше пока не пишут. Мне остаётся только поблагодарить вас за то, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.]: Спасибо вам.
[Ведущая]: Спасибо вам. До новых встреч на волнах Аюрведа радио. До свиданья.
[Критский В.Г.]: До свиданья. Аюрведа радио

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 08 декабря 2012