Тайна всех тайн

Аюрведа радио - 21 декабря 2007
Почему бхакти является вершиной духовной деятельности? Постижение знания через духовный опыт. Могущество преданного служения. Самая чистая форма духовной деятельности. Вера ‒ основа духовного развития. Ответы на вопросы. Почему в Ведах не говорится подробно о бхакти и её превосходстве над другими путями духовной жизни? Какова причина частых слёз в начале духовного пути? Что лучше, желать всем счастья или повторять маха-мантру? Представлен ли в Ведах сатана или подобные ему личности? Почему 108 ‒ священное число? Как обрести веру в могущество маха-мантры?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:37:05 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 125 | скачано: 203 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:8 [Ведущая]: Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Итак, мы начинаем наши прямые эфиры. Сегодня с нами Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Вопросы присылайте в чат по скайпу, а также на наш почтовый адрес aurvedaradio@mail.ru, я всегда проверяю. Итак, здравствуйте, Владимир Георгиевич!

Почему бхакти является вершиной духовной деятельности?

00:00:32 [Критский В.Г.]: Здравствуйте, Наталья! Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”». Я напомню, что мы в прошлый раз закончили восьмую главу «Достижение Всевышнего» и начнём сегодня девятую. Основная идея восьмой главы, которую мы с вами изучали, в том, что с помощью системы аштанга-йоги возможно достичь освобождения из материального мира. Об этом рассказывается в первой половине восьмой главы, и знаменитый шестой стих, который мы с вами читали, звучит так: «В каком состоянии бытия человек оставляет своё тело, он наверняка достигнет этого состояния в своей следующей жизни». Этот стих является основой закона реинкарнации, закона кармы: то состояние сознания, которого человек достиг в конце жизни, является основой для его нового состояния бытия в следующей жизни. Затем у нас было очень интересное описание духовной реальности, в комментарии Прабхупады описывается что из себя представляет духовный мир.

00:01:54 И, наконец, последняя идея, которая звучала, заключается в том, что путь бхакти-йоги превосходит все остальные системы йоги, он является самодостаточным. Эта идея звучала не раз, и возникает вопрос: почему именно бхакти является вершиной духовной деятельности? Краткий ответ состоит в том, что бхакти, или преданное служение, соответствует природе души. Все остальные виды йоги имеют определённый оттенок материальной деятельности. Скажем, карма-йога – это деятельность в материальном мире, гьяна-йога – это деятельность с помощью нашего ума, это философский поиск истины. Бхакти-йога, которую мы сегодня будем рассматривать более подробно, является функцией души в теле, поэтому она наиболее естественна для человека и поэтому она является наиболее совершенной.

Постижение знания через духовный опыт

00:03:00 Итак, мы начнём читать главу 9. Стих 1:
श्रीभगवानुवाच
इदं तु ते गुह्यतमं प्रवक्ष्याम्यनसूयवे ।
ज्ञानं विज्ञानसहितं यज्ज्ञात्वा मोक्ष्यसेऽश‍ुभात् ॥ १ ॥

śrī-bhagavān uvāca
idaṁ tu te guhya-tamaṁ
pravakṣyāmy anasūyave
jñānaṁ vijñāna-sahitaṁ
yaj jñātvā mokṣyase ’śubhāt

«Верховный Господь сказал: „Дорогой Арджуна, поскольку ты никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе это самое сокровенное знание, обладая которым ты избавишься от всех страданий материального существования”».

00:03:22 Комментарий: «Постоянно слушая о Верховном Господе, преданный постепенно обретает духовное знание. Метод слушания рекомендуется в „Шримад-Бхагаватам”. Повествования о Верховной Личности Бога необыкновенно могущественны, и ощутить их силу можно слушая и обсуждая их в обществе преданных. Их смысл никогда не откроется тому, кто общается с мирскими людьми, ибо это знание постигается через духовный опыт. Этот стих, открывающий главу 9, имеет глубокий смысл. Слова это знание (идам гьянам) относятся к чистому преданному служению, бхакти-йоге, которая состоит из девяти видов деятельности: 1) слушание о Боге; 2) повторение имён Бога или рассказы о Боге; 3) памятование о Боге; 4) служение; 5) поклонение; 6) вознесение молитв Господу; 7) выполнение приказов Господа; 8) дружба с Ним; 9) полное предание себя Ему». Обратите внимание, что все эти процессы – нематериальная деятельность. Это не связано с деятельностью нашего тела, это действительно наша изначальная природа.

00:04:44 Продолжим читать комментарий Бхактиведанты Свами: «Занимаясь этими видами преданного служения, человек обретает духовное сознание, сознание Кришны, и когда в результате этого его сердце очищается от материальной скверны, он обретает способность постичь это знание, науку о Боге. Понимание, что живое существо – душа, а не материя – только начало духовного самопознания. Весьма важно употреблённое в данном стихе слово анасуяве, что означает не завидуя. В материальном мире люди, как правило, завидуют друг другу. Даже известные учёные, комментируя «Бхагават-гиту», как правило, завидуют Кришне, Верховной Личности Бога, поэтому иногда они искажают в своих комментариях смысл «Бхагавад-гиты». Авторитетны лишь комментарии, написанные преданными Господа. Но тому, кто осознал, что Кришна – это Верховная Личность Бога, чистая и духовная, это знание принесёт большое благо».

Могущество преданного служения

00:05:51 Стих 2:
राजविद्या राजगुह्यं पवित्रमिदमुत्तमम् ।
प्रत्यक्षावगमं धर्म्यं सुसुखं कर्तुमव्ययम् ॥ २ ॥

rāja-vidyā rāja-guhyaṁ
pavitram idam uttamam
pratyakṣāvagamaṁ dharmyaṁ
su-sukhaṁ kartum avyayam

«Это знание – вершина всего познания, самая большая тайна из всех тайн. Это самое чистое знание и, поскольку оно даёт человеку опыт постижения природы своей души, это совершенство религии. Оно извечно, и его постижение наполняет человека счастьем».

00:06:14 Комментарий: «Эту главу „Бхагавад-гиты” называют царём знания, поскольку в ней изложена суть всех философских систем, о которых шла речь ранее. Основные направления индийской философской мысли представлены в трудах Гаутамы, Капилы и других философов. Этот ряд замыкает Шрила Вьясадева – автор «Веданта-сутры». Таким образом, нет недостатка в философском и духовном знании, однако Господь Кришна называет главу 9 „Бхагавад-гиты” вершиной всего познания, сутью всех наставлений Вед и всех философских систем. Это самое сокровенное знание, ибо оно объясняет разницу между душой и телом, и венцом этого сокровенного знания является преданное служение Господу.

00:07:04 В системе мирского образования люди изучают множество наук: математику, физику, химию, биологию, астрономию, технические дисциплины, также политику, социологию и так далее. В мире много университетов, где изучают различные науки, но нет ни одного учебного заведения, где бы преподавали науку о душе. Между тем душа – это самое важное в теле. Тело, лишенное души, перестаёт представлять какую-то ценность, тем не менее люди сосредотачивают все свои усилия на удовлетворении потребностей тела, забывая о душе как о источнике жизни.

00:07:47 В начале главы 2 Господь говорит, что тело бренно, а душа нетленна. Знание о том, что бессмертная душа отлична от материального тела и неизменна, по своей природе она нерушима и вечна, уже само по себе является сокровенным. Но это ещё не раскрывает подлинную природу души. Некоторые думают, что душа после смерти тела попадает в пустоту и становится безличной. На самом деле это не так. Как может душа, столь активная в теле, стать пассивной после того, как освободится от его оков? Душа всегда активна. Раз она вечна, то она вечно активна, и её деятельность в духовном мире составляет самую сокровенную часть духовного знания. Преданное служение ни в коем случае нельзя считать материальной деятельностью, даже если порой кажется, что деятельность преданных не отличается от деятельности обычных людей. Все их действия духовны и посвящены служению Господу, поэтому не подвержены оскверняющему влиянию материальных гун. Метод сам по себе настолько чистый, что, просто занимаясь преданным служением, человек очищается. В „Веданта-сутре” говорится: „Преданное служение столь могущественно, что, просто занимаясь им, человек обретает духовное знание”».

00:09:13 В «Шримад-Бхагаватам» (1.5) приводится интересная история жизни Нарады Муни, который родился сыном служанки. Он не мог похвастаться ни хорошим образованием, ни знатным происхождением, но когда его мать прислуживала великим преданным Господа, Нарада помогал ей и иногда в её отсутствие он сам служил им. Сам Нарада рассказывает об этом своему ученику Вьясадеве, составителю ведической литературы. Он говорит, что в течение четырёх месяцев, пока жили в их доме эти мудрецы, он служил им и тесно с ними общался. Прислуживая мудрецам, Нарада стал столь же чистым сердцем, как и они сами. Беспрерывно слушая и пересказывая рассказы о Господе, эти великие преданные наслаждались вкусом преданного служения, и этот вкус со временем появился у Нарады Муни. Далее у него появилось огромное желание заниматься преданным служением, поэтому в „Веданта-сутре” говорится: к тому, кто преданно служит Господу, знание приходит само собой и человек обретает способность постичь Высшую Истину.

00:10:28 Продолжим комментарий Бхактиведанты Свами: «Нарада был сыном простой служанки, у него не было возможности ходить в школу, он просто помогал своей матери, которой посчастливилось служить преданным Господа. Таким образом, мальчик тоже получил возможность служить им, и общение с ними позволило ему достичь высшей цели духовной жизни, которой является преданное служение Господу. Как говорилось выше, чтобы постичь свою духовную природу, необходимо изучать священные писания, Веды, однако в данном случае мы видим, что Нарада никогда не учился в школе, не имел духовного учителя и не изучал Вед, но, тем не менее, он достиг высшей цели изучения Вед.

Самая чистая форма духовной деятельности

00:11:13 Преданное служение обладает такой силой, что, даже не выполняя религиозных обрядов, человек может достичь высшей ступени совершенства. Как это возможно? Это подтверждается в Ведах: а̄ча̄рйава̄н пурушо веда. Общаясь с великими учителями, ачариями, человек, даже если он необразован и не изучал Вед, способен обрести знание, необходимое для постижения Истины. Далее говорится, что преданное служение приносит человеку радость. Почему? Преданное служение состоит из процессов слушания, воспевания и так далее. Иначе говоря, можно просто слушать рассказы, прославляющие Господа, философские беседы великих учителей, в которых обсуждается духовное знание, и, присутствуя при таких беседах, человек сам обретает это знание, которое раскрывает человеку смысл его жизни. Он может также вкушать остатки пищи, предложенной Господу. Все эти процессы преданного служения очень простые и приносят человеку радость.

00:12:23 Заниматься ими может даже тот, кто живёт в крайней нужде. Господь говорит, что Он готов принять от преданного любое подношение, независимо от того, какое положение занимает человек в обществе. Он может предложить Господу хотя бы листок, плод или немного воды, что доступно в любой части мира, и Господь примет это подношение, если оно сделано с любовью. История знает немало подобных примеров. Следовательно, преданное служение приносит человеку радость. Бог принимает только любовь, с которой мы Ему предлагаем свои подношения. Это самая чистая форма духовной деятельности, заниматься которой легко и радостно». Таков был комментарий Бхактиведанты Свами, немножко длинный, но очень интересный, в котором множество важных идей.

Вера – основа духовного развития

00:13:20 Стих 3:
अश्रद्दधाना: पुरुषा धर्मस्यास्य परन्तप ।
अप्राप्य मां निवर्तन्ते मृत्युसंसारवर्त्मनि ॥ ३ ॥

aśraddadhānāḥ puruṣā
dharmasyāsya paran-tapa
aprāpya māṁ nivartante
mṛtyu-saṁsāra-vartmani

«Те, кто не имеют веры в преданное служение, не смогут достичь Меня, о покоритель врагов. Они снова возвращаются в круговорот рождений и смерти в этом материальном мире».

00:13:35 Комментарий: «Неверующий человек никогда не достигнет успеха в преданном служении – таков смысл этого стиха. Обрести веру можно только в общении с преданными. Иногда, даже услышав от великих душ все доводы ведической литературы, люди, тем не менее, не обретают веры в Господа и в преданное служение. Вечно сомневающиеся и колеблющиеся не могут неуклонно заниматься преданным служением, таким образом, вера – один из главных факторов духовного развития. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что вера означает непоколебимую убеждённость в том, что, просто служа Верховному Господу, можно достичь высшего совершенства жизни.

00:14:22 В «Шримад-Бхагаватам» говорится: „Поливая корень дерева, мы насыщаем водой все его ветви, побеги и листья, а отправляя пищу в желудок, удовлетворяем все органы тела. Точно так же тот, кто занимается трансцендентным служением Господу, без дополнительных усилий удовлетворяет всех полубогов и всех живых существ». Поэтому, прочитав „Бхагавад-гиту”, человек должен принять её главный вывод: нужно посвятить себя служению Господу, Верховной Личности Бога. Тот, кто убеждён в истинности этой философии жизни, обладает истинной верой. Развитие в человеке такой веры является сутью метода Cознания Кришны».

00:15:09 Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Итак, здесь Шрила Прабхупада говорит о важности веры в преданном служении. Мы с вами не раз подчёркивали, что духовное знание не является просто верой. Это научный процесс, который расширяет наш опыт на духовную сферу, своего рода научный эксперимент. И точно так же как не всякий учёный способен провести тот или иной сложный эксперимент, поскольку для этого требуются определённые условия, подходящее время и, наконец, квалификация экспериментатора, так же и здесь, в духовной сфере, опыт носит как объективный, так иногда и субъективный характер. То есть он может зависеть от личности человека. Например, даже «обычная» наука также основывается на вере в определённые аксиомы, которые могут меняться с течением времени, и их проверка зависит от личности экспериментатора.

00:16:10 В качестве примера можно привести знаменитый опыт Майкельсона – Морли, который лёг в основу обоснования теории относительности Эйнштейна. Это считается одним из основных достижений современной физики. Но самое интересное, о чём не знают многие (по крайней мере, об этом не пишется в школьных учебниках), то, что опыт Майкельсона и Морли спустя примерно десятилетие был повторён другими учёными на более точной аппаратуре и этот опыт дал другой результат. То есть, если опыт Майкельсона – Морли не подтвердил существование эфира, тонкой среды, через которую движется Земля в процессе обращения вокруг Солнца, то другой, более точный, эксперимент утвердил вот эту скорость движения Земли относительно неподвижной среды. Другими словами, фактически он подтвердил существование этого так называемого эфира, о котором, кстати, говорится также и в Ведах. Мы с вами читали в главе 5 «Бхагавад-гиты», что это самая тонкая материальная субстанция, в которой распространяются звуковые колебания. От этого научное знание не теряет своего объективного характера, просто это определённые ограничения, которые неизбежны в материальном мире. И точно так же духовное знание, основанное на авторитетных источниках, подтверждается духовным опытом людей, которые им занимаются. И то, что не все люди способны подтвердить какие-то духовные откровения людей, ни о чём не говорит, просто это знание, как здесь говорится, достаточно сокровенное, и для постижения этого знания мы должны обращаться к авторитетам.

00:18:13 В заключение я хочу привести очень интересную историю из знаменитого романа Булгакова «Мастер и Маргарита». Если вы помните, там Воланд, пришелец из иного мира, встречался с писателем Берлиозом, атеистом, который ни во что не верил и хотел получить доказательства существования Иисуса Христа. И он считал, что никаких доказательств нет, и что тех источников, которые имеются, недостаточно. И, в конце концов, он получил их в этой драматической беседе с Воландом. Тот произнёс такую загадочную фразу: «Аннушка уже разлила масло», и буквально через несколько минут этот Берлиоз выскочил, чтобы позвонить куда-то, в милицию, в какие-то органы, потому что он стал подозревать, что этот «профессор» Воланд шпион. Он выбежал на трамвайные рельсы, переходя через дорогу. Там было разлито масло. Он поскользнулся, упал. Из-за угла появился трамвай, и с Берлиозом было покончено. Он получил доказательства, которые он так хотел, и все мы должны понимать (и об этом говорится в Ведах), что тот, кто не хочет признать Бога при жизни, увидит его в виде неумолимой смерти.

00:19:54 Совсем недавно, я добавлю ещё два слова, я беседовал с одной женщиной, которая рассказывала о своём очень интересном опыте. У неё было какое-то психическое заболевание, и врачи ей кололи психотропные средства. Она при этом теряла сознание и выходила из тела. И когда она выходила из тела, она видела, как к ней присасываются какие-то тонкие существа, сосут какие-то вампирчики. И вот однажды, когда ей вкололи очень большую дозу этих психотропных средств, она почувствовала, что буквально умирает. Она внезапно увидела, что вот эти все существа, которые её облепляли, разбегаются в разные стороны. К ней приблизились трое совершенно страшных существ, лохматых, волосатых, похожих на чертей, и стали обвязывать её верёвками и вытаскивать из тела. Она почувствовала, что это конец, что за ней пришли посланцы Бога смерти. Она стала молиться Богу. Сначала она стала произносить Иисусову молитву, но это не произвело особого впечатления. Тогда она стала повторять мантру Харе Кришна, и эти ямадуты остановились и спросили: «А ты знаешь, что ты повторяешь?». А она им храбро ответила: «Да, это имена Бога». Тогда они свернули свои верёвки и ушли, а она затем пришла в себя. Потом на нашей встрече она рассказала об этом интересном опыте, который пережила. Вот это небольшая иллюстрация.

00:21:50 Я в заключение ещё раз прочитаю стих, который мы с вами читали, стих 3 главы 9: «Те, кто не имеют веры в преданное служение, не смогут достичь Меня, о покоритель врагов. Они снова возвращаются в круговорот рождения и смерти в этом материальном мире». На этом позвольте завершить чтение «Бхагавад-гиты» на сегодня. В следующий раз мы продолжим. Пожалуйста, если у вас есть какие-то вопросы или замечания, присылайте на наш сайт.

Ответы на вопросы

00:22:20 [Ведущая]: Итак, Владимир Георгиевич, я начинаю читать вопросы.
[Критский В.Г.]: Давайте.
[Ведущая]: Вопрос первый:
Почему в Ведах не говорится подробно о бхакти и её превосходстве над другими путями духовной жизни?

00:22:36 [Критский В.Г.]: Хорошо. Дело в том, что так же как в любой науке есть различные уровни познания, так же и ведическая философия имеет разные разделы, о которых мы с вами говорили: карма-канда, затем, на более высоком уровне, – карма-йога, затем гьяна-канда и, наконец, упасана-канда, или бхакти-канда. И Веды на 90% состоят из карма-канды, то есть это различные жертвоприношения полубогам. На первом этапе человек учится возносить молитвы и совершать жертвоприношения полубогам ради каких-то материальных благ, и это укрепляет его веру. Когда человек на первом этапе жизни, он, естественно, хочет каких-то материальных благ, достижения каких-то материальных целей, и ведический процесс познания построен таким образом, что самое простое и самое естественное – это путь карма-канды. И в Индии до сих пор им занимаются, хотя сейчас, в Кали-югу, считается, что этот процесс уже теряет свою силу, теряет эффективность.

00:23:48 Перейдя на более высокий уровень, человек понимает свою духовную природу и может заниматься гьяна-кандой, то есть философским постижением истины, и, в конце концов, он должен прийти к бхакти, к преданному служению. Вот это традиционный ведический путь. И бхакти посвящены только отдельные, очень небольшие разделы Вед, так называемые бхакти-шастры. К бхакти-шастрам относятся «Бхагавад-гита», которую мы с вами читаем, «Шримад-Бхагаватам» и ещё несколько произведений, некоторые пураны. «Шримад-Бхагаватам» относится к пуранам. Всего есть 18 пуран, из них 6 считается в гуне благости (чистая пурана, посвящённая бхакти, – «Бхагавата-пурана», или «Шримад-Бхагаватам»). То есть здесь противоречия нет, действительно, в Ведах практически не говорится о бхакти, о преданном служении Верховной Личности Бога. Там, можно сказать, бхакти по отношению к полубогам. Каким образом человеку поклоняться полубогам. Таков ответ на ваш вопрос.

00:25:00 [Ведущая]: Вопрос второй.
Совсем недавно начал изучать ведическое знание, по утрам желаю всем счастья, и вот пришло время, что хочется плакать. Слушаю лекции – хочется плакать, думаю о своей жизни – хочется плакать. Почему так происходит?
[Критский В.Г.]: Интересно, кто это писал: мужчина или женщина?
[Ведущая]: Молодой человек.
[Критский В.Г.]: Я спросил, потому что для женщины, например, плакать очень просто. У женщин природа более гибкая, они могут заплакать, когда это необходимо, мужчине это сложнее, но, на самом деле, мужчины тоже должны учиться плакать. И даже если это пишет молодой человек, мужчина, то это совсем не плохо, потому что слёзы говорят об определённой мягкости, чистоте вашего сердца. Человек очень чёрствый, грубый никогда не будет плакать. Он будет спокойно, скажем так, идти к намеченной цели, совершать какое-то насилие, идти по головам других, и это не вызовет у него никаких сомнений и колебаний. Человек мягкий, естественно, сострадает другим, пытается им как-то помочь. Конечно, иногда слёзы бывают следствием сентиментальности, когда человек просто сострадает, не имея какого-то духовного понимания. Но если человек плачет, изучая священные писания, то это очень хороший признак. Это говорит, что он чувствует их красоту, их совершенство, и у него происходит настолько сильное очищение, что появляются слёзы. Это неплохо. Ещё какие есть вопросы, Наталья?

00:27:02 Что лучше, желать всем счастья или повторять маха-мантру? Может быть, повторять и то и другое?

00:27:09 [Критский В.Г.]: И то и другое хорошо. Самое лучшее – повторять маха-мантру и в уме желать всем счастья. Одно другому не противоречит, потому что желать всем счастья не обязательно словами, достаточно об этом думать, то есть иметь соответствующее сознание. И поскольку самой совершенной мантрой, как мы с вами читали в «Бхагавад-гите», является мантра ОМ, а более полное, развёрнутое ОМ – это как раз мантра Харе Кришна, то я бы посоветовал повторять мантру Харе Кришна и в уме желать всем счастья.

00:27:47 [Ведущая]: Вот так всё просто. Ещё один вопрос, который прислала нам Ольга:
В христианстве есть понятие сатаны, а в Ведах есть что-то похожее?

00:27:57 [Критский В.Г.]: Да, в Ведах есть всё, Веды называют безграничным океаном знания. Сатана, насколько я понимаю, в христианстве – это олицетворение тёмных сил, он вершит зло. И у меня такое впечатление, что многие христиане видят какое-то соперничество, борьбу сатаны с Богом. Это неправильно, потому что Бог является началом всего, источником всего сущего, как мы с вами говорили. «Веданта-сутра» с этого начинается: Janmadyasya yatahа (Абсолютный истинный источник всего сущего). И в том числе так называемое зло в материальном мире тоже является осуществлением какого-то плана Бога. Скажем, взять какие-то несчастья, войны, эпидемии и так далее. С одной стороны, можно сказать формально: что это следствие кармы, что люди за свои грехи получили наказание и так далее, но это ещё не полный ответ, это только одна сторона медали. Потому что глубокий смысл этих так называемых негативных явлений в материальном мире в том, что Господь хочет подтолкнуть нас к духовному пути, к тому, чтобы мы не засиживались здесь, в этом материальном мире, полном страданий. Мы с вами читали один из стихов главы 8: «Начиная с высшей планеты этого мира и до низшей – все являются местом страданий, где повторяются рождение и смерть. Но кто достигает Моей вечной обители, о Арджуна, уже не рождается вновь».

00:29:44 То есть цель не в том, чтобы как можно лучше устроиться в материальном мире, а цель в том, чтобы достичь духовного совершенства и вернуться обратно домой, к Богу. И для осуществления этой цели иногда недостаточно каких-то хороших вещей, и иногда в этом мире происходят какие-то несчастья, особенно в Кали-югу. Вы знаете, что Кали-юга в Ведах называется эпохой ссор и разногласий, эпохой духовной деградации. Эта Кали-юга – тоже план Бога. Последовательность четырёх юг такова: Сатья-юга – золотой век, Трета-юга – серебряный век, Двапара-юга – бронзовый век и, наконец, Кали-юга – железный век. Казалось бы, для чего Господь всё так устроил, что в Кали-югу всё деградирует? Смысл в том, что в Кали-югу люди получают наилучшую возможность для духовной жизни. Сокровенное ведическое знание, которое на протяжении веков было доступно только узкому классу брахманов в Индии, сейчас вышло за пределы Индии и распространяется по всему миру. И люди, далёкие от ведической культуры, мы с вами, имеем возможность приобщиться к этому знанию, получить от этого благо, и это всё происходит в Кали-югу, в самую мрачную, тяжёлую эпоху, потому что в эту Кали-югу Господь даёт самую большую милость.

00:31:12 Поскольку материальные условия самые тяжёлые, то, соответственно, Господь проявляет самую большую милость и даёт очень легко то знание, которое, в общем-то, является достаточно сокровенным. Поэтому эти так называемые личности: сатана, чёрт или кто-то ещё, – всё это есть, всё это существует. Это определённые личности. Например, в Ведах говорится о личности Кали. То есть в Кали-югу есть определённый полубог, который устраивает все эти несчастья, который, скажем так, планирует и осуществляет эту деградацию. Это как раз Кали. Есть и другие личности, которых можно сопоставить с сатаной. Например, есть Бог смерти Ямарадж, который наказывает грешников в аду, к которому души грешников попадают после смерти, и он им назначает определённое наказание. Может быть, это является прототипом образа сатаны. Я не настолько искушен в христианской традиции, но, по крайней мере, философски совершенно понятно, что двойственность добра и зла является неотъемлемой прерогативой материального мира. Этого нет в духовном мире. В духовном мире, можно сказать, абсолютная природа, там нет зла, поэтому в материальном мире такие личности тоже играют определённую роль, тоже выполняют определённую миссию в общем плане Господа. Таков ответ на вопрос.

00:32:50 [Ведущая]: У нас есть ещё один вопрос. Прислала вопрос Инга.
Почему на чётках у вайшнавов 108 бусин? Откуда взялось это число, а также 16 108 жен у Бога? Акцент на число 108. Разъясните, пожалуйста.

00:33:05 [Критский В.Г.]: Число 108 очень интересное. Во-первых, в Ведах есть 108 упанишад. Упанишады – это философские трактаты, которые описывают природу Абсолютной Истины, и «Бхагавад-гита», которую мы с вами изучаем, является квинтэссенцией всех упанишад. И «Бхагавад-гиту» поэтому называют также «Гитопанишад», то есть пение всех упанишад. И в «Бхагавад-гите» есть прямые цитаты из всех упанишад. Наиболее важная из всех упанишад – «Шри Ишопанишад», её Бхактиведанта Свами перевёл. Она есть в нашем ведическом центре, и она начинается с очень важного афоризма: «Всё живое и неживое принадлежит Господу и находится в Его владении, поэтому человек должен брать только то, что необходимо, что отводится как его доля, и не брать ничего другого, хорошо зная, кому это принадлежит». Вот это первый афоризм «Шри Ишопанишад», самой главной из упанишад. Но кроме этого число 108 имеет более тонкий, эзотерический, смысл: у Кришны было 108 главных гопи, то есть возлюбленных. И самое интересное, что число 108 встречается также в других традициях. Насколько я знаю, на буддийских чётках тоже 108 бусинок. Мне, по крайней мере, рассказывали, что в других, не ведических, традициях тоже число 108 фигурирует, но навряд ли там знают смысл числа 108. Это действительно священное число, и мы повторяем мантру Харе Кришна кругами, по 108 повторений. Вот то, что я могу ответить.

00:34:55 [Ведущая]: Ещё один вопрос пришёл.
Скажите, сможет ли мне помочь маха-мантра в жизни или нет, если я пока не верю в её спасительную силу? Как обрести эту веру?

00:35:09 [Критский В.Г.]: Прекрасный вопрос. Вера придёт со временем, когда вы получите опыт. Сначала вы просто должны иметь какое-то доверие к людям, которые вам это рассказывают, в частности, если вы слушаете радио «Аюрведа», если вы понимаете, что это не какая-то афера, махинация, потому что материально мы ничего с этого не имеем. Никто не платит нам тысячи долларов, ни ЦРУ нас не финансирует, ни какая-то другая организация, само радио существует на пожертвования каких-то очень благостных и щедрых людей, которые делятся своим богатством для просвещения масс. Если у вас есть какое-то доверие к нам, к сотрудникам, к создателям радио «Аюрведа», то вы просто можете провести эксперимент и повторять эту мантру на чётках или без чёток, вслух или про себя – это не существенно. Эффект вы ощутите достаточно быстро. Попробуйте посидеть пять минут, ничего не делайте, просто повторяйте мантру. Вы почувствуете сначала, что у вас лучше настроение, у вас как-то успокаивается ум. Я тоже вначале не имел никакой веры, просто попробовал повторять, убедился, что это даёт эффект. Вера придёт со временем. Таков ответ.

00:36:35 [Ведущая]: Замечательные вопросы и не менее замечательные ответы. Спасибо большое, Владимир Георгиевич, вопросы закончились, больше пока не пишут. Мне остаётся только поблагодарить вас за то, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.]: Спасибо вам.
[Ведущая]: Спасибо вам. До новых встреч на волнах «Аюрведа» радио. До свиданья.
[Критский В.Г.]: До свиданья.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 08 декабря 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 05 августа 2022