Глава 10 стихи 32-42
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Дарит вам хорошее настроение Аюрведа.
[Ведущая] Итак, дорогие радиослушатели, рада приветствовать всех, кто собрался сегодня Аюрведа радио, в предпраздничный день не носится в погоне за букетами цветов для своих любимых женщин, а послушать собрался на самом деле истинное знание, Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите, дабы получить истинное наслаждение от полученного знания, и с нами в прямом эфире Владимир Критский. Владимир Георгиевич Критский. Также он ещё будет отвечать на вопросы радиослушателей по ведической культуре и философии, в прямом эфире, после эфира.
[Критский В. Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] Ой, как я рада слышать ваш голос, даже полегче стало на душе, во истину говорят, голос святого человека успокаивает. Вы уж простите, что я вот так вас прославила, но тем не менее Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите из ваших уст звучит просто идеально. Итак, давайте же приступим, я уже с нетерпением жду продолжения.
00:01:02 [Критский В. Г.] Я хочу воспользоваться случаем, поздравить всех женщин с наступающим праздником, 8-ое марта, и пожелать всего самого наилучшего. Мы с вами продолжаем передачу Обзор систем йоги по Бхагавад Гите. Я напомню, о чем шла речь в прошлый раз. Мы с вами изучаем главу 10-ую, Верхутьи йога — богатство Абсолюта. И в этой главе Арджуна хочет понять всепроникающую природу Всевышнего Господа ради блага всех живых существ, которые могут сомневаться в том, что Господь Кришна — Верховная личность Бога. Мы сейчас кратко повторим, о чем шла речь в прошлый раз. В 16, 17 стихе Арджуна сказал: «О, Кришна, пожалуйста, расскажи мне о своих божественных проявлениях, которыми ты пронизываешь все эти миры. О высший мистик, как мне научиться все время думать о тебе, и как постичь тебя?»
00:02:03 Господь, Верховная личность Бога сказал: «Хорошо, о Арджуна, я поведаю тебе о своих ослепительных проявлениях, но лишь о самых главных из них, ибо моё богатство неизмеримо». Здесь Господь Крина учит нас как помнить, как следует думать о Всевышнем Господе, через его реальные проявления в этом мире. Это проще, это более естественно для нашего уровня, чем медитация на духовную, на трансцендентную форму. И 11-ая глава будет как раз посвящена медитации на вселенскую форму Господа. И смысл названия главы, Верхутьи йога, йога богатства, Верхуть означает богатство. Нет ли здесь противоречий? Богатство ещё никого не делало преданным, наоборот, мешало духовной жизни. Но в данном случае, это богатство Бога, то есть медитация на богатство Бога благоприятна для духовной жизни.
00:03:03 Медитация на свои собственные богатства — это ругват. И мы продолжим читать серию стихов 10-ой главы, в которой Господь Кришна перечисляет свои наиболее яркие явления в материальном мире, начиная со стиха, на котором остановились, 32-ом. Кришна говорит: «О, Арджуна, я начало, конец и середина всего творения. Из всех видов знания, я — трансцендентная наука о душе, а из логических выводов, я — окончательное исседа». Комментарий Свами Прабхупады: на первом этапе творения создается вся совокупность материальных элементов. Как говорилось ранее, материальный космос создается и поддерживается Господом Махатха Вишну, затем уничтожается Господом Шивой. Господь Брахма является вторичным праотцом.
00:03:59 Личности, которые создают, поддерживают и уничтожают мироздание являются воплощением материальных качеств Верховного Господа. Поэтому Всевышнего Господа называют началом, серединой и концом творения. И есть много книг, помогающих людям обрести духовное знание: 4 Веды, 6 дополнений, Веданта Сутра, труды по логике, Принципы религии и праны. Всего есть 14 видом книг, представляющих разные аспекты ведического знания. Из них книга, в которой изложена суть духовного знания — это Веданта Сутра, представляет Кришну. Я добавлю несколько слов от себя. Веданта Сутра — это уникальное произведение ведической литературы, которое представляет раздел логики, и мы с вами читали некоторые афоризмы Веданта Сутра, особенно вначале, я вам цитировал афоризм Чан Мадьяски Атага, Абсолютная истина, то, и чего все истекает.
00:05:06 То есть афоризмы Веданта Сутры имеют вот такую краткость, глубину и красоту, как вы можете себе представить, или скажем, начало Веданта Сутры Матхато Брахмати Чигьяса, теперь в человеческой форме жизни пора спросить, что такое истина? И ответ на этот вопрос, Абсолютная истина — это то, из чего все истекает. Ну, и для, так сказать, продолжения я вам скажу ещё третий стих Шастра Йони Дват, означает все находится в писаниях. То есть вся информация об Абсолютной истине находится в священных писаниях, и мы с вами, соответственно, изучаем квинтэссенцию ведических писаний, Бхагавад Гиту. И продолжим дальше комментарии Бхактиведанта Свами.
00:06:00 В логике используют различные типы аргументов. Доказательство своей собственной правоты с помощью аргументов противника называется Джалпей. Попытки любой ценой опровергнуть доводы противника, даже с помощью некорректных методов, называется Ветанда. Но заключительный вывод называется Вада. Такая окончательная истина является представителем Кришны, это был комментарий Бхактиведанта Свами. Я могу добавить, что ведическое искусство ведения логического спора довольно сложная тема, и здесь Прабхупада упоминает о некоторых видах или приемах ведения спора, Джалпа — это прием, когда в процессе спора человек использует аргументы противника, ну, для того, чтобы сбить с толку. Это когда противник отвлекается, то мы незаметно как бы начинаем доказывать то, что он, и это его сбивает с толку, он не знает, что он делает, и это небольшая хитрость.
00:07:05 Далее Ветанда — это какой-то сильный довод, опровергающий противника, но не имеющий прямого отношения собственно к предмету спора. Ну, например, вы в ответ на какие-то возражения оппонента, не непосредственно отвечаете ему, а говорите, это слова человека, который не способен удержать себя от пагубных пристрастий, типа алкоголя, наркотиков, ну, например, так, что вы критикуете не сами аргументы, а самого человека. Ну, это тоже в принципе, вы знаете, имеет место иногда в политике, и в других предметах. И, наконец, окончательный, который уже совершенно честно имеет целью установление Абсолютной истины — он представляет Кришну, называется Вада.
00:08:01 Продолжаем, 33-ий стих: из всех букв, я буква — А, среди сложных слов, я — двойное слово, кроме того, я неисчерпаемое время, а среди творцов я — Брахма. Комментарий. А — это первая буква санскритского алфавита, является началом всей ведической литературы. Без нее ни одно слово не будет обличено в форму, поэтому А называют началом звука, также Акара. В санскрите много типов сложных слов, из них двухчленное имя, типа Рама Кришна называется Пандава, и в таких сложных словах оба слова имеют одну и туже грамматическую форму, поэтому это слово называется двучленным. Из всех разрушителей, главным является время, которое уничтожает все.
00:09:00 Время — это представитель Кришны, по истечению времени все материальное проявление погибает в великом огне вселенского разрушения. Среди живых существ, занятых созидательной деятельностью, главным является Господь Брахма, поэтому он представляет Верховного Господа Кришну. Это был комментарий Бхактиведанта Свами. Стих 34-ый. Я всепоглощающая смерть, я назидательная сила всего, что должно появиться на свет, в женщинах — я слава, удача, изящная речь, память, разум, верность и терпение. Это как раз стих, который очень подходит к сегодняшнему дню, в канун женского праздника, 8-ое марта, и как раз Крина здесь рассказывает о качествах женщин.
00:09:59 Комментарий Бхактиведанта Свами. Едва появившись на свет, человек с каждой минутой приближается к смерти. Каждое мгновение смерть отнимает у нас часть жизни, одна сама смерть — это её последний удар. Эта смерть представляет Кришну, так как происходит по воле Верховной личности Бога. В процессе жизни, все живые существа проходят через 6 стадий развития, они рождаются, растут, какое-то время существуют, размножаются, и, наконец, стареют и умирают. Из этих 6 изменений, первое — появление на свет из чрева матери представляет Кришну, ибо рождение дает начало всей последующей деятельности. Семь перечисленных в этом стихе достояний, слава, удача, изящная речь, память, разум, верность и терпение, олицетворяют женское начало. Обладая всеми этими качествами или некоторыми из них, человек обретает славу.
00:11:04 Таким образом, хорошая репутация приносит людям славу. Санскрит — во всех отношениях совершенный язык, этим он замечателен. Тот, кто быстро запоминает изученный материал, славится хорошей памятью, а способность, прочитав много книг по разным областям знаний, усвоить их содержание и при необходимости применять их на практике называется разумом. Это ещё одно из семи достояний. Способность преодолевать непостоянство называют твердостью или целеустремленностью. А если, обладая всеми этими достоинствами, человек остается скромным, кротким, не подверженным печалям и радостям, это качество называют терпением. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады. И я ещё несколько слов добавлю.
00:11:58 Очень давечне получилось, что как раз сегодня, накануне 8-го марта мы читаем этот стих, где Кришна перечисляет качества женщины, наиболее яркие, которые отличают женскую природу, и вы, я думаю, слушаете семинары, посвященные как бы развитию гармоничных отношений между мужчиной и женщиной, вот основателя радио, доктора Торсунова Олега Геннадьевича, и я скажу только несколько слов, о чем часто упоминает Прабхупада в своих комментариях, что женское начало — это начало, олицетворяющее служение. Если мужское начало олицетворяет как бы стремление к власти, к господству, то женское начало — это начало служения, и в этом смысле женщины ближе к духовной природе.
00:13:06 То есть женщины естественно ищут кого-то, на кого они могут опереться, кто мог бы их вести, и у женщин достаточно сильное восприятие, сильный ум, но, и не слабый разум, поэтому в ведической культуре считается, что женщины должны находится под защитой. Когда женщина ещё девочка, в детстве она находится под защитой отца, когда она вырастает, её выдают замуж, она находится под защитой мужа, когда муж умирает или принимает Саньясу, она остается под защитой старшего сына, или каких-то других детей. Вот это несколько слов, моё небольшое дополнение к этому стиху.
00:14:00 Стих 35-ый. Из гимнов Сама Веды я — Дрих Хатсама, из поэтических произведений я — Гаятри, из всех месяцев я — Маргаширша, это ноябрь, декабря, а из времен года, я — цветущая весна. Комментарий: Господь уже говорил, что из всех Вед он представляет Сама Веду. В Сама Веде собрано много прекрасных песнопений, которые исполняют полубоги на высший планетах. Одна из таких песен Брихатсама отличается изысканной мелодией и исполняется в полночь. В санскрите существуют определённые правила стихосложения, там рифма и ритм стиха, в отличие от современной поэзии, никогда не бывают свободными, среди произведений санскритской поэзии самым выдающимся является Гаятримантра, которую произносят квалифицированные Браманы.
00:15:01 Гаятри мантра упоминается в Шримад Бхагаватам, и она специально предназначена для осознания Бога, она является представителем Верховного Господа Кришны. Гаятри дается тем, кто достиг высокой степени духовного развития, и должным образом произнося её, человек поднимается на трансцендентный уровень и постигает Бога. Прежде чем начать повторять мантру Гаятри, необходимо приобрести брахманические качества, которые в соответствии с законами материальной природы присущи людям в гунне благости, Брахмы. Мантра Гаятри играет важную роль в человеческом обществе, и считается звуковым воплощением Брамана. Первым её получил Господь Брахма, а от него она передавалась по цепи ученической преемственности. Меся ноябрь, декабрь считают лучшим из всех месяцев года, потому что в Индии в это время убирают урожай зерновых, это время приносит людям много счастья и радости.
00:16:06 Ну, и конечно весна — это любимое всеми время года, поскольку весной не жарко и не холодно, в эту пору повсюду цветут деревья и распускаются цветы. Весной проходит много праздников, посвященных играм Господа Кришны, поэтому весну считают самым радостным временем года, и она является представителем Господа Кришны. 36-ой стих: из всех видов мошенничества я — азартная игра, я — блеск всего, что поражает своим великолепием, я — победа, я — приключение, я — сила сильного. Комментарий: во вселенной есть великое множество мошенников, из всех видов мошенничества самым захватывающим является азартная игра, которая поэтому представляет Кришну.
00:17:04 Кришна, будучи Всевышним Господом, может провести любого. Если Кришна захочет обмануть кого-либо, он сделает это лучше, чем кто-либо другой. Его величие не односторонне, оно многогранно. Среди победителей Кришна — сама победа, он блеск всего, что поражает великолепием, среди предприимчивых и трудолюбивых, он самый предприимчивый, и самый трудолюбивый, среди искателей приключений, он самый отчаянный, и среди сильных, он самый сильный. Когда Кришна находился на земле, никто не мог превзойти его по силе, ещё в детстве он поднял Артхана, Кришна непревзойденный мальчик, никто не может затмить его своим великолепием, одержать над ним победу, превзойти его в предприимчивости и силе.
00:18:01 В качестве небольшого добавления, я хочу напомнить вам центральный момент Махабхараты, перед битвой, то явилось причиной главной битвы на поле Карукшетра, это знаменитая игра в кости в Христианопостье, когда Пандовы Кауравам проиграли все своё богатство, проиграли сами себя, проиграли свою жену. Они в результате игры отправились в изгнание на 13 лет, и когда после возвращения Кауравы отказались им половину царства, это собственно и стало непосредственной причиной битвы на поле Карукшетра. Ну, и этот пример конечно и знаменателен, что когда Пандаловы очень правильные, благочестивые, преданные Господу Кришны, и сам Юкиштира считался олицетворением Дхармы, то есть религии, но он пошел на такой риск, ну, под давлением обстоятельств, он согласился на эту игру, и собственно эта игра стала причиной краха всего рода Кауравов, потому что в результате битвы практически весь род был уничтожен, и в живых остались только пять братьев Пандаловых.
00:19:20 37-ой стих. Из потомков Кришны я — Васудэва, а из Пандалов я — Арджуна, среди мудрецов я — Вьяса, а среди великих мыслителей я — Ушана. Комментарий: Кришна — это Верховная личность Бога, а Баладэва — его первичная экспансия. И Господь Кришна и Баладэва появились на земле как сыновья Васудэвы, поэтому каждого из них можно назвать Васудэвой. С другой стороны, сам Кришна никогда не покидает Вриндавана, поэтому все формы Кришны, которые появлялись за его пределами, следует считать его экспансиями.
00:20:03 Васудэва — это непосредственная экспансия Кришны, поэтому он не отличен от Кришны. Следует отметить, что Васудэва, о котором идет речь в данном стихе Бхагавад Гиты, это Баладэва, которого также называют Баларамой, и который является источником всех воплощений Кришны, в том числе и Васудэвы. Первичный облик Господа — это его личный уполномоченный экспансия. На ряду же с ними есть ещё экспансии, относящиеся к категории, отделенных, это индивидуальные живые существа, то есть мы с вами. Из сыновей Пандовых Арджуну называют также Панаджая, лучший из людей, и поэтому он представляет Кришну. Среди мудрецов, знающих Веды, величайшим является Вьясадэва, который и сложил ведическое знание в форме, доступной для понимания обыкновенных людей Калиюги.
00:21:03 Вьясу считают одним из воплощений Кришны, поэтому Вьяса также является его представителем. Великий мыслитель — это те, кто способны глубоко проникнуть в суть предмета. Один из таких мыслителей — это — Ушана, или Шукраачария. Он был духовным учителем демонов, и необыкновенно проницательным и дальновидным политиком. Таким образом, Шукраачария олицетворяет ещё одно состояние Кришны. Стих 38-ой, среди средств подавления беззакония я — наказание, для тех, кто стремится к победе, я — мораль. Я мудрость мудрого, а во всей тайнах я — безмолвие. Комментарий: Среди многочисленных средств подавления беззакония наиболее важным являются те, которые пресекают преступную деятельность.
00:22:03 Когда преступник получает наказание, эту кара олицетворяет Кришну. Главным качеством, приводящим победу является нравственная чистота, или мораль. Из всех сокровенных деяний на духовном поприще слушание, повторение, толкование, молчание — самое важное, поскольку оно способствует быстрому прогрессу на духовном пути. Мудрецом называют того, кто способен отличить материю от душа, или иными словами высшую энергию Господа от низшей, это знание представляет Кришну. Комментарий Бхактиведанта Свами. И далее 39-ый стих. Кроме того, Арджуна, я — семя, дающее начало всему сущему. Ни одного сотворенное живое существо, движущееся или неподвижное, не может существовать без меня.
00:23:02 Комментарий: у всего сущего есть причина, и этой причиной, то есть семенем этого реального творения является Кришна. Все сущее покоится на энергии Кришны, поэтому его называют всемогущим. Без его могущественных энергий не может существовать ни одно живое существо, движущееся или неподвижное. Всё, что не связано с энергией Кришны реальным образом, называется Маей, то есть то, чего нет. Я хочу добавить, что согласно Ведам, живое существо, или Джива Атма находится в семени мужчины, и оплодотворяет женщину в момент зачатия. Оплодотворенная яйцеклетка развивается в плод, причём это возможно даже вне чрева матери, в искусственных условиях, это доказывают определённые научные эксперименты, и также об этом говорится и в ведической традиции.
00:24:02 Стих 40-ой. О, могучий, нет предела моим божественным проявлениям, то, что я рассказал тебе, лишь малая частица моего бесконечного богатства. Комментарий: в Ведах говорится, что хотя качества и энергии Всевышнего можно представлять по-разному, несомненно, что его достояния беспредельны, поэтому здесь Кришна рассказал лишь о некоторых из них. Он привел Арджуне несколько примеров, чтобы удовлетворить его любопытство. 41-ый стих. Знай же, что все чудесное, прекрасное и величественное в этом мире, лишь крошечная искра моего великолепия. Комментарий: все величественное и прекрасное в материальном мире или в духовном не что иное, как проявление достояний Кришны, всё, что поражает нас своим великолепием, следует считать достоянием Кришны.
00:25:06 И, наконец, 42-ой стих, последний в этой десятой главе. Но что за нужда у Арджуны в таком подробном описании, одной своей крохотной частицей я пронизываю и поддерживаю всю вселенную. Комментарий: здесь Господь Арджуне, что чтобы говорить о высоте и великолепии отдельных проявлений не имеет смысла, достаточно знать, что все сотворенное существует только благодаря тому, что в нём в форме сверх души присутствует Господь Кришна. Все существа, от гигантского Брахмы и до крошечного муравья продолжают жить только потому, что в сердце каждого из них находится Господь, поддерживающий их существование. Есть представление, что поклоняясь любому полубогу, человек вернется к Верховной личности Бога, то есть достигнет учителя жизни.
00:26:02 Но здесь Кришна отвергает необходимость поклонения полубогам, ибо даже самый великие из них, Брахма и Шива представляют собой лишь малую часть великолепия Верховного Господа. Он источник всего сущего, и никто не может превзойти его величие, на свете нет никого равного ему, или боле великого, чем он. В Паднапуране сказано, что тот, кто ставит Верховного Господа Кришну в один ряд с полубогами, будь-то даже Господь Брахма, или Господь Шива, становится атеистом. Тот же, кто досконально изучает многочисленные писания, проявления Кришны и экспансии его энергий, без сомнения постигнет Господа Кришну, и будет поклоняться только ему. Господа называют вездесущим, ибо его частичная экспансия, сверх душа пронизывает все. Поэтому преданные сосредотачивают свой ум на деятельности в сознании Кришны, и постоянно занимаются преданным служением Господу, и всегда пребывают на трансцендентном уровне.
00:27:08 Таков путь чистого преданного служения. Шрива Баладэва, великий учитель в цепи ученической преемственности, ведущий к началу Кришны, в конце своего комментария в 10 главе Бхагавад Гиты говорит следующее: «Из беспредельной энергии Господа Кришны черпает силу даже могущественное солнце, а своей частичной экспансией Кришна поддерживает целое мироздание, поэтому каждое живое существо должно поклоняться Господу Кришне». Итак, заканчивая комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады к 10 главе Бхагавад Гиты под называнием Великолепие Абсолюта. Я хочу теперь предложить вам звонить по нашим телефонам и писать вопросы на наш сайт. Напоминаю, что в эфире передача систем йоги по Бхагавад Гите.
00:28:07 [Ведущая] Да, я также напомню, что вопросы мы ваши ждем в чат, по скайпу присылайте, пожалуйста, и на почтовый адрес Ayurvedaradio@mail.ru. Владимир Георгиевич, у нас есть вопросы.
[Критский В. Г.] Я слушаю.
[Ведущая] Первый вопрос прислали в предвкушении праздников. Он такой. Почему нельзя дарить желтые цветы? Это к разлуке?
[Критский В. Г.] Согласно Ведам, желтый цвет олицетворяет Сатва гунну, то есть гунну благости, красный цвет олицетворяет страсть, черный или синий — гунну невежества. Желтый цвет — цвет благости, означает, что человек обладает знанием. Что он понимает бренность материальной жизни, и что любое счастье в материальном мире временно.
00:29:01 И поэтому в каком-то смысле разлука с материальной точки зрения — это конечно печально, но с высшей точки зрения это не плохо, потому что человек вспоминает, что в материальном мире нет ничего вечного, что со всем придется со временем расстаться, даже с собственным телом. Вот в этом смысле я могу прокомментировать, почему действительно возможно желтый цвет ведет к разлуке, потому что благость — это как раз гунна качества материальной природы, которая дает человеку понимание смысла материального бытия, что в материальном мире все недолговечно.
[Ведущая] А вот цветочки белого цвета?
[Критский В. Г.] Белый цвет, два есть мнения. С одной стороны, я слышал, что тоже олицетворяет гунну благости, но есть мнение одного учителя, которое я слышал на лекции, что белый цвет считается как бы ниже, чем желтый, он олицетворяет как бы пустоту.
00:30:08 И действительно, если мы чисто эмоционально посмотрим в букете цветов желтые цветы смотрятся гораздо красивее, чем белые. Белые в этом плане как бы действительно, они не дают какой-то красоты и изящества, подобно желтым. Вот то, что я могу добавить, что знаю.
[Ведущая] Тогда я зачитаю следующий вопрос. А можно ли новичкам произносить или слушать Гаятри мантру? Прислал к нам вопрос новичок Дмитрий.
[Критский В. Г.] Чудесный вопрос. Гаятри мантру можно и слушать, можно произносить, но особого эффекта это давать не будет. В Индии основная Гаятри мантра, или Брахма Гаятри мантра известна всем, её публикуют в книжках, но по-настоящему её дают при инициации духовный учитель своему ученику.
00:31:02 Тогда она приобретает определённую Шакти, то есть энергию, и она не является таким уж большим секретом, её даже поют какие-то певцы индийские, и во время Маджанов. В любом случае ведические мантры, я думаю, благоприятны, так сказать, для сознания человека, но особого эффекта не будет, эффект дается именно через духовного учителя, в процессе посвящения.
[Ведущая] Следующий вопрос. Что такое Бхава?
[Критский В. Г.] Бхава? Бхава — это санскритское слово, означает настроение. Например, пять основных рас, а то есть взаимоотношений, начиная с Шантра расы, нейтральное отношение, вот потом Дасья — это отношения слуги и господина, Сакья раса — дружеские отношения, Ваксадья раса — родительские, Матхулья раса — любовные отношения.
00:32:00 И каждой расе соответствует своя Бхава, то есть настроение влюбленных, начнем с того же конца, поскольку сегодня у нас, женский день завтра будет, или настроение родительское, Ватсалья Бхава, или настроение дружеское, Сакья Бхава. То есть основное значение этого слова — настроение.
[Ведущая] Еще один вопрос. Почему Брахман Ушана стал учителем у демонов?
[Критский В. Г.] Да, в многих ведических писаниях, Пуранах, есть истории о том, что главным учителем полубогов является Брихаспати, и главным учителем демонов является Ушана, или Шукра Ачария. И это действительно интересный момент. Почему Брахман, то есть человек, обладающий ведическим знанием, становится учителем демонов, хотя он знает, что демоном быть плохо, что лучше быть преданным и служить Богу?
00:33:09 Но, как мы сегодня читали, Кришна безграничен, его богатства не поддаются какому-то однозначному логическому описанию, что все должны стать преданными Кришны, остальные все, это, так сказать, Эрудват. Нет, Кришна дает всем свободу воли, свободу выбора, и в том числе все люди, даже вот Брахманы, которые имеют какое-то настроение, ну, например, соперничество с Богом, то он, пожалуйста, Кришна отвечает человеку на его отношения к нему, соответствующим образом. Один из интересных моментов Махабхараты — когда на поле битвы Карукшетра, демон Пхишма сражался с Кришной. Но Кришна, как вы помните, был возничим у Арджуны, поэтому на самом деле сражался Арджуна, но колесницей правил Кришна, и частенько ему доставались стрелы от Пхишмы.
00:34:09 И поэтому, как говорят наши учителя, Кришна, чтобы доставить удовольствие своему преданному Пхишме, сделал как бы такую иллюзию, что из него хлестала кровь. Поскольку у него из груди торчали стрелы Пхишмы, то текла кровь, и для Пхишмы это было трансцендентное такое блаженство, что он сражался с самим Богом, и Бог, как бы желая доставить удовольствие, создал такую иллюзию, что он ранен, что он истекает кровью под стрелами своего преданному, Пхишма Дэвы, который был очень великим воином. Ну, и кульминацией этого эпизода сражения, был момент, когда Пхишма полностью победил Арджуну, и собственно, он уже мог его убить, прикончить, Арджуна уже не мог ему отвечать.
00:35:10 И тогда Кришна, чтобы спасти Арджуну вскочил из колесницы, схватил какое-то колесо, валявшееся, и бросился на Пхишму. Перед началом битвы Кришна дал обещание, что он не будет принимать участие в сражении, а только будет колесничым, то есть играть пассивную роль. Но для того, чтобы спасти своего друга Арджуну, Кришна нарушил своё обещание, и схватил это колесо, и бросился на Пхишму. И Пхишма был на столько изумлен этим эпизодом, что он бросил оружие, и отказался сражаться, и был готов, чтобы Кришна его прикончил. Но в этот момент по воле проведения раздался Рог, возвещающий окончание битвы в этот день, и так было конечно устроено по воле Господа, Кришна поднял своё колесо, но он так и не нанес удара Пхишме, а значит, все закончилось, так сказать, окончанием битвы.
00:36:10 Что с одной стороны, Кришна спас Арджуну, и в тоже время он не осмелился как бы ударить Пхишму, нанести ему удар, поскольку сражение было закончено. Вот это вот очень интересный пример из Махабхараты, который показывает, что иногда даже преданные Господа, как Пхишма, играют роль противников Бога, но это не сколько не снижает экстаз этих взаимоотношений. И точно также Шукра Ачария, или Ушана, хотя он является учителем демонов, но он прекрасно знает, что Господь Кришна, или Вишну является Всевышним Господом. Но его такое настроение, как бы вот такая гордыня, что он своей мощью, брахманской силой противостоит Богу и демоны под его руководством успешно сражаются с полубогами. Так я могу ответить на этот вопрос.
00:37:12 [Ведущая] Я зачитаю ещё вопрос. Добрый день, пожалуйста, пролейте свет на такой вопрос. Почему в преклонном возрасте верующий в Бога Иисуса Христа человек, узнал об отце Кришне, он находился уже при вере в сына, считая Иисуса Христа изначальным Господом, и веря в слова самого Христа, кто видел меня, тот видел Бога, я Альфа и Омега, начало и конец, в следующей жизни получит ли сознание и служение отцу, или будет приверженцем сознания сына? Благодарю за ваш ответ, с глубоким уважением Анна.
[Критский В. Г.] Да, это очень серьезный вопрос. Мы немножко говорили об этом раньше, что согласно Ведам, Иисус Христос является одним из очень полномочных представителей Господа, его сыном возлюбленным, как то и говорится в Библии.
00:38:07 И поэтому представление, что Иисус Христос является Всевышним Господом — это не верно, об этом собственно и в самой Библии говорится, что Иисус Христос говорит, что Отце мой сущий на небесах, да святится имя твое, он себя называет сыном Господа. Но почему-то есть такое представление, что Иисус Христос является изначальным Господом, и в Ведах всё это достаточно хорошо разъясняется изначальным Всевышним Господом, или Абсолютным началом всего сущего. Помимо Иисуса Христа есть и другие великие учителя, великие воплощения Господа, которые несут людям его миссию. И так вот случается по воле проведения, что мы узнаем о Кришне не с самого детства, то есть мы что ли не заслужили того, чтобы узнать во всей полноте духовное знание в детстве.
00:39:11 Но так или иначе, я считаю, что наша большая удача, что мы хотя бы уже в зрелом возрасте познакомились вот с этой уникальной ведической традицией. Это нисколько не умоляет славу и величие Господа Иисуса Христа, потому что, я считаю, что именно по его милости мы пришли к пониманию Кришны, как Верховной личности Бога, поскольку Иисус Христос называет себя сыном, представителем отца, то есть через сына мы собственно узнали об отце. И для меня конечно странно вот какие-то попытки противопоставить учение Иисуса Христа, и учение Кришны, даже само имя Кришна индусы произносят часто Крисна.
00:40:01 Это Крисна идет с латинского произнесения Христос. Кришна и Крисна очень близко по звучанию. И я думаю, что если вы уже с детства христианин, и поклоняетесь Иисусу Христу, то нет нужды как бы вот это бросать и становиться преданным Кришны. Вы можете собственно, тут нет противоречий, вы можете продолжать поклоняться Иисусу Христу, и в тоже время почитать Господа Кришну, и повторять Хари Кришна мантру, которая обращена к Кришне, его духовной энергии. Я считаю, тут нет никакого противоречия, но мне кажется, что не красиво, не лояльно порывать с Христианской традицией, потому что это как-то немножко похоже на измену, если у вас уже есть какие-то обязательства, вы дали обещание верности Иисусу Христу.
00:41:00 Что касается меня лично, то я никогда не был Христианином, хоть я и читал Библию, и у меня нет каких-то угрызений совести, как говорят, что мы предаем Иисуса Христа. Здесь мы никого не придаем, здесь и речи быть не может о каком-то предательстве, потому что предать можно в том случае, если мы кому-то были верны и дали какие-то обязательства, но если у человека нет никаких обязательств перед данной традицией, то в чем его можно упрекать. Поэтому вы собственно сами должны решить, каков ваш духовный путь, вот я высказал своё мнение, но не значит, что оно единственно возможное, фактически путь духовной жизни — это путь выбора, свобода воли. В материальном мире, как вы знаете, мы живем по закону кармы, то есть наша материальная жизнь предписана заранее законами кармы, и человек заранее как бы уже известно о моменте его смерти.
00:42:02 Все это есть в гороскопе, и опытный астролог может это предсказать. Когда человек становится на духовный путь, то он фактически начинает освобождаться от рабских законов кармы, и он становится под защиту высшей энергии Господа, духовной энергии. Вот когда мы произносим мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Харе как раз олицетворяет духовную Энергию Кришны. Поэтому, Анна, я не могу давать вам какие-то наставления, но я просто честно высказал своё мнение по этому вопросу, что если человек был христианином, и следовал этой традиции, это одно, если человек не давал никаких обязательств, то я считаю, что независимо от того, где он родился, и знал он о ведической традиции, или не знал, он может сделать свой выбор, вот такого моё представление.
00:43:01 [Ведущая] Да, и ваше мнение, оно тоже имеет право быть. У меня тоже есть своё мнение, и я бы хотела, если вы позволите, поделиться. Дело в том, что по большей части люди разных религий, как бы сами себя разделяют, да? Они ищут различия в другой религии, говорят, что это ваш Бог, это наш Бог, не надо искать различий, давайте будем искать сходства, тогда тем для разговоров будет больше интересных, а только когда мы ищем различия, то получаются одни споры да ссоры. Так вот такое пожелание хотелось бы.
[Критский В. Г.] Я с этим согласен, Наталья. Я мог бы подписаться под вашими словами.
[Ведущая] Да, замечательно. И вот есть ещё один вопрос. Добрый день. Бог создал все. Почему он дал боль? Спасибо за лекцию и ответ, Николай, город Рига.
[Критский В. Г.] Если вы помните, на одной из прошлых передач я задал вопрос, почему Господь Кришна создает не только позитивные, но и негативные качества?
00:44:05 К сожалению, ответа я не получил. И как раз это вопрос на эту тему. Почему Кришна создал в материальном мире все негативное, болезни, старость, смерть и т. д.? Ответ на самом деле очень простой, потому что материальный мир — это не место для джентльмена. Материальный мир — это временное творение, это можно назвать школой, учебным заведением, где души, которые отвернулись от Бога, должны вспомнить о нём и вернуться обратно в духовный мир, в Божье царство. В процессе этого обучения, мы получаем то, к чему мы стремимся. То есть, у каждого человека есть свои желания, и в том числе человек попадает в материальный мир, имея какие-то свои желания, но главное желание — это желание в чем-то подражать Богу, то есть быть, так сказать, Богом самим.
00:45:08 И это по сути главная причина нашего падения в материальный мир. Для того, чтобы избавиться от этого заблуждения, что наша вечная природа, природа слуги — это означает Бахти, это преданное служение или любовь. И для того, чтобы обрести как бы духовное совершенство, духовное счастье, мы должны действовать соответствующим образом, не как материальные личности, и отождествлять связь с телом, а как духовные души, слуги Верховной личности Бога. До той поры, пока человек это не понимает, он находится во власти законов кармы, и он находится в круговороте рождения и смерти, что естественно, сопровождается страданиями. Человек в страданиях рождается, и стареет, болеем и умирает. То есть боль — это необходимый атрибут материальной жизни для того, что помочь человеку понять своё истинное положение.
00:46:08 Через боль, через страдания Всевышний Господь направляет нас на преданное служение. Такой ответ на данный вопрос.
[Ведущая] У нас есть ещё вопрос, и я зачитаю. Если человек практиковался в знании Кришны, а потом упал вниз и потерял связь с Господом из-за оскорблений и т. д., есть ли возможность, что по милости Господа, он вернется обратно на путь, или это произойдет только в следующей жизни с той точки, где он закончил служение? И как бы есть дополнение к тому, что если это лучший друг, как теперь с ним общаться? Ведь общение с оскорбляющим преданных, может самого сбить с толку. Вот такой вопрос прислал Николай из Риги.
[Критский В. Г.] Спасибо. Большинство вопрос у нас почему из Риги.
[Ведущая] О, да.
00:46:59 [Критский В. Г.] Несомненно, Рига очень такой город, я бы сказал, город интеллигенции, мне там один раз удалось побывать. Еще когда я был молодым человеком, я помню ездил туда на отдых, где-то месяц в Юрмоле под Ригой я отдыхал. Несомненно это город высокой культуры. И чтобы ответить на этот вопрос Николая, в любом случае, человек в материальном мире совершает какие-то ошибки, оскорбления умышленные, или не умышленные. Говорится, что не умышленные оскорбления прощаются. Если человек не умышленно кого-то оскорбил, он получит какие-то реакции, и будет за это страдать, но по крайней мере это не будет безнадежно, он в процессе преданного служения, он попросит извинений, и вернется обратно на путь. Если это оскорбления более тяжелые и умышленные, то человек какое-то время действительно падет, и ему придется как бы расстаться со своим духовным прогрессом.
00:48:09 И в зависимости от тяжести, это может в принципе как бы быть до конца жизни. То есть действительно говорится, что самый тяжелый грех, самый тяжелый, это оскорбление преданных Господа, и этого нужно тщательно избегать, потому что понятно, что преданные дороги Господу, и за это будут какие-то плохие реакции. Что касается конкретно, что произойдет, тут уже нужно смотреть, в конкретном случае нужно разбираться. Я могу посоветовать Николаю, что общие советы, рекомендации всем иметь какого-то духовного учителя, или духовного наставника. И все эти вопросы нужно решать с ним. Так, в общем виде, дать ответ на все случае жизни невозможно.
00:49:02 Если это лучший друг, как теперь с ним общаться? Общение с оскорбляющим преданных может сбить с пути. Да, это факт. Общение с человеком, который совершает какие-то духовные оскорбления, или как говорят христиане, богохульство, очень опасно и самое лучшее от такого человека отстраниться и с ним не общаться. Но если этот человек ваш близкий друг, то можно сделать исключение, то есть вы можете на основании своей дружбы попытаться каким-то образом поставить его на путь истинный, то есть в какой-то очень мягкой деликатной форме намекнуть ему, указать ему на его ошибки, что он должен как-то раскаяться, попросить прощения. В ином случае это невозможно. Если у вас с человеком нет каких-то доверительных, близких отношений, то учить такого человека бесполезно, и может получиться только хуже.
00:50:00 Поэтому данный случай может быть каким-то таким достаточно приятным исключением, что вы имеете моральное право то-то такое человеку сказать, подсказать, поскольку он имеет к вам какое-то доверие. В общем случае это невозможно.
[Ведущая] Владимир Георгиевич, но в любом же случае этот человек, он, ну, не прокаженный. В моей жизни тоже такое было, люди знакомые, очень достаточно близкие, хорошие друзья, просто наносили действительно оскорбления, но тем не менее мы как бы не прекращали с ними отношения, и просто своим примером показывали, что не все такие, на кого как бы в кавычках они нарвались. И человек просто постепенно менял отношение, и вновь возвращался к тому, на чем остановился. И даже если у человека не появляется желания вновь продолжать духовную практику, то в любом случае, ведь он же на самом деле, как я уже сказала, не прокаженный, просто относится к нему как к человеку, уважать и ценить его за его мнение.
00:51:01 Мне кажется, это всё, что нам остается делать, а отстраняться, мне кажется, совсем, ну, я бы не стала отстраняться.
[Критский В. Г.] Наталья, я с вами согласен, что мы можем давать человеку как бы наставление через свой пример. Здесь вопрос был как теперь с ним общаться. Общение с оскорбляющим, с оскорбителем может отрицательно повлиять на самого человека. Поэтому напрямую общаться с таким человеком, я думаю, не стоит, а вот держать дистанцию, и давать ему какие-то, ну, помощь своим примером, и своим правильным отношением, это вполне нормально, и в этом плане я с вами согласен. Тем более, если этот человек ваш друг, тем более это имеет основание.
[Ведущая] Да, на самом деле люди, окружающие нас, ну, тех, кто как бы в Cознание Кришны ударился с головой, окружают люди достаточно далекие от этого знания, и тем самым тоже наносят очень много оскорблений.
00:52:07 Но мы же от них не шарахаемся. Да, мы держимся как-то, я согласна с вами, на расстоянии, и тем не менее мы проявляем к ним интерес, мы как-то общаемся с ними, поддерживаем беседу, отношения, связи. То есть все-таки да.
[Критский В. Г.] Есть ещё один такой интересный момент, который я хочу добавить, что если вы из своей, так сказать, доброты, кстати у женщин это есть, это фактически доброта переходит в сентиментальность, вот как будто бы ничего не произошло продолжаете с человеком общаться, не смотря на то, что он совершил какое-то оскорбление, то это тоже плохо.
[Ведущая] Тоже плохо.
[Критский В. Г.] То есть, потому что вы ему не даете понять, что он в чем-то не прав. Поэтому вы должны каким-то образом своим видом, поведение намекнуть ему, что вы чем-то недовольны, то есть это будет проявление милости, а не в том, что вы как бы не повели бровью, что он совершил какую-то глупость, оскорбление.
00:53:06 И он тогда думает: «Все нормально, пожалуйста, у меня отношения с другом такие же хорошие». Поэтому все-таки нужно знать меру, но для женщин как раз, поскольку у нас завтра 8-ое марта, характерно такое качество всепрощения. И собственно, и Кришна об этом говорит, что женщины очень милостивы, но мужская природа немножко другая, мужчины любят как бы, чтобы все было разумно, логично, все было расставлено по полочкам, и это очень сказывается при воспитании детей, особенно сына, поскольку сыновей воспитывать сложнее. Мать, она всегда любит сына безусловно, и всегда его балует. Это, вот я этому правилу ещё не видел исключений. Отец всегда воспитывает строго, и всегда требует от сына какой-то дисциплины, послушания и т. д. И то, и другое для сына нужно.
00:54:00 Для того, чтобы у сына развивалась любовь, ему нужно общение с матерью, для того, чтобы у сына развивался разум и дисциплина, ему нужно общение с отцом. Вот так я могу добавить.
[Ведущая] Да, замечательно. Путь каждый выполняет свой долг. Так как по природе писано, женщины более сентиментальны, а мужчины более строги в отношениях. Замечательный итог. Просто мне очень нравится сегодняшняя беседа, но, к сожалению, вопросов больше нет. Я думаю, мне придется прощаться на сегодня с вами, Владимир Георгиевич.
[Критский В. Г.] К сожалению.
[Ведущая] Есть одно... Да, к сожалению. Но есть одно очень приятное сообщение, его прислал к нам Дмитрий. Ему очень понравилась история, которую вы рассказывали, он написал, Ай, какая красивая, и поблагодарил. Спасибо огромное лектору за отличнейшую, интереснейшую лекцию. Низкий поклон вам. Вот это тоже я знаю из Риги.
[Критский В. Г.] Спасибо Большое.
00:54:59 [Ведущая] Спасибо вам, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами, рада была слышать вас.
[Критский В. Г.] До свидания.
[Ведущая] До свидания. Уважаемые радиослушатели, вы продолжаете слушать Аюрведа Радио. Если у вас возникают вопросы, не стесняйтесь, по любому поводу присылайте их в чат, по скайпу, или на почтовый адрес Ayurvedaradio@mail.ru. По своим силам и возможностям я буду отвечать на ваши вопросы, если я же не смогу на них ответить, я найду того, кто поможет вам. Вы продолжаете слушать Аюрведа радио, оставайтесь, оставайтесь с нами.
[Запись] Дарит вам хорошее настроение Аюрведа радио.