Глава 3 часть 2

Аюрведа радио - 11 мая 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:53:34 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 965 | скачано: 237 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Здравствуйте, дорогие друзья. Мы с вами начинаем передачу прямого эфира радио «Аюрведа». В эфире Критский Владимир Георгиевич. Я напоминаю, что наш цикл бесед называется «Обзор йоги по Бхагавадгите». И прошлый раз мы с вами начали рассматривать третью главу, которая называется карма-йога. И это первая, очень большая и очень важная ступень йоги. Слово «карма» на санскрите означает деятельность. И это самая начальная стадия. Мы с вами прочитали несколько стихов. И главный смысл, суть стихов, которые мы с вами прочитали, в том, что человек должен исполнять свои предписанные обязанности без привязанности к результатам, не ради каких-то материальных благ, а ради исполнения долга, и ради высшей духовной цели. Эта идея была ещё во второй главе, но здесь Кришна рассматривает её более подробно, и более философски.

00:01:27 И я хочу вернуться к одному стиху, очень интересному, который заслуживает внимания. Это 6 стих, где Кришна говорит, что тот, кто удерживает свои чувства от чувственной деятельности, но в уме сохраняет привязанности к объектам чувств, безусловно, находится в заблуждении, и зовется притворщиком. То есть смысл этого стиха в том, что для исполнения своего долга, для духовного прогресса человек должен учиться контролировать свои чувства, то есть владеть собой. Если же человек на это не способен, то он может попытаться внешне, хотя бы как-то, вот, ограничить свою чувственную деятельность. Но при этом его ум остается беспокоен, он медитирует на какие-то чувственные объекты, так сказать, мечтает о каких-то наслаждениях. Кришна называет такого человека притворщиком, и он говорит, что он обманывает сам себя.

00:02:47 Это очень интересный стих. С одной стороны, как бы, он интересен с духовной точки зрения, что духовная деятельность должна быть искренней, непритворной. С другой стороны, это, на самом деле, применимо и к обычной материальной жизни. Если человек не очень честный, и он хочет обмануть других, то он, в первую очередь, обманывает сам себя. Почему? – Потому что даже, если человек полагает, что его никто не увидит, никто не поймает, но, если он, как бы, сознательно идет на обман, он убеждает себя, что все пройдет безнаказанно, что нет, как бы, высшей справедливости, каждый, вот, как бы, получает то, что он способен себе урвать. То есть человек, фактически, ну, как-то вводит себя в заблуждение и уверят, что ничего высшего не существует. «Нет высшей природы, нет высшего разума. Вот только, вот, вижу, вот, я, так сказать, сумел утащить, там, что-то из кармана так, что никто не заметил, и нормально». Мы с вами, наверняка, вы слышали о законе кармы, мы с вами говорили о нем раньше, о законе реакции на все наши действия, что то, что мы совершаем в этой жизни, в будущем получит соответствующую реакцию. И этот закон подразумевает, что существует высшая справедливость, существует высший разум, который все это контролирует. Если человек, ну, думает, полагает, что ничего этого нет, что все случайно, что человек случайно родился, случайно женился, случайно помер, то, несомненно, такой человек находится в заблуждении, и он обманывает сам себя. То есть этот стих Бхагавад-гиты допускает расширение не только на духовную, на, так сказать, любую, в том числе и материальную деятельность.

00:05:12 И мы с вами остановились прошлый раз на 16 стихе, где Кришна говорит: «Мой дорогой, Арджуна, тот, кто в человеческой жизни не выполняет своих предписанных обязанностей, приводимых Ведами, тот ведет жизнь, полную греха, живя только ради удовлетворения своих чувств. Такой человек живет напрасно». В этом стихе осуждается философия материалистов, которые проповедуют тяжелый труд в поте лица, ради чувственных наслаждений. Но для того, кто хочет наслаждаться в этом материальном мире, необходим, вот, выше упомянутый процесс жертвоприношений, то есть исполнения своих предписанных обязанностей. Если человек не следует этому процессу, то он очень рискует и подвергает себя возможности более строгого наказания по законам природы. Человеческая жизнь, по плану свыше, предназначена для самореализации одним из трех методов йоги, а именно, карма йога – это первый путь, гъяна йога или бакти йога, о чем мы будем говорить в последующих передачах.

00:06:33 И в 17 стихе говорится: «Для того, кто черпает удовлетворение в самом себе, чья человеческая жизнь направлена на самосознание, и кто находит полное удовольствие в себе самом, для такого человека нет обязанностей. Если человек полностью обладает духовным сознанием, сознанием Бога, то он доволен собой, ему нечего желать, он полностью счастлив. В отличие от материальной жизни, когда человек испытывает какое-то наслаждение от какого-то чувственного объекта, но когда объект исчезает, наслаждение кончается. То есть духовное удовлетворение принципиально отличается от материального тем, что оно постоянно, оно не зависит от каких-то внешних условий. В этом глубокий смысл данного стиха.

00:07:39 18 стих: «Осознавший себя человек выполняет свои обязанности и не стремится к каким-то целям, но у него также нет причин не выполнять их, он не зависит при этом от других живых существ». И 19 стих: «Поэтому человек должен действовать из чувства долга, не беспокоясь о плодах своего труда, ибо, таким образом, он достигает Всевышнего». И дальше Кришна развивает уже некие новые, очень интересные идеи. И в целом, Бхагавад-гита является, конечно, шедевром духовного знания. И даже вот только в одной третьей главе мы можем увидеть очень множество глубоких и интересных идей, которые, как правило, не известны современным людям.

00:08:42 Итак, 21 стих: «Что бы не делал великий человек, обыкновенные люди идут за ним, и весь мир следует тем же путем». Смысл очень простой, что каждому человеку и каждому обществу требуется определённый лидер. Это имеет место и в духовном обществе, и в материальном, так же, как во времена Советского Союза были какие-то партийные лидеры, ушедшие или настоящие, там, Ленин, Маркс, Энгельс, там, Брежнев, и так далее. Для обычных людей не так просто найти свою дорогу в жизни, и поэтому, как правило, требуется сильная личность, которая может указать людям путь. И то же самое имеет место и в духовной жизни. Мы сами никогда бы не смогли прийти к Богу без какого-то духовного учителя, духовного наставника, который будет вести нас по этому пути.

00:10:06 И далее идут стихи, 22 и 23-й, которые очень интересны, и даже, я думаю, будут неожиданны для тех людей, которые не знакомы с Бхагавад-гитой, и, вообще, с особенностью ведического знания. Особенно это касается Бхагават-гиты. Потому что Бхагавад-гиту говорит личность, Кришна является автором Бхагавадгиты. А само слово «Бхагавад-гита» переводится «песнь Бога». То есть, фактически, вот здесь мы с вами видим, что Кришна не простой человек, какой-то, там, царь, что он является воплощением Бога на земле. И здесь вот на эту тему будет намек, вот, в последующих стихах.

00:11:05 «О, Арджуна, во всех трех мирах нет такого дела, которого я был бы обязан исполнять, и так же я ничего не желаю и не хочу что-либо иметь. Но, все же, я постоянно занят исполнением своих обязанностей. Если б я пренебрегал исполнением долга, то, несомненно, все люди последовали бы моему примеру. И, если бы я не исполнял своих обязанности, все эти миры были бы разрушены, и я бы стал причиной появления нежелательного потомства, и, таким образом, нарушил бы покой живых существ». Здесь явный, такой, я бы сказал, недвусмысленный намек, что, «если бы я не исполнял своих обязанностей, то все миры были бы разрушены». Здесь уже Кришна довольно прозрачно намекает, кто он является, кем он является, на самом деле. И понятно, что для равновесия и спокойствия в общественном устройстве необходимо определённые традиции какие-то, семейные устои, которым должен придерживаться каждый цивилизованный человек. Мы о них говорили в курсе ведической культуры. Такие правила и предписания касаются обычных, как мы говорим, обусловленных душ, они не относятся к верховной личности Бога. Но здесь Кришна намекает, что он снизошел на землю, чтобы восстановить религиозные принципы, и чтоб показать всем людям пример, он неукоснительно следует им сам. В противном случае люди пошли бы по его стопам, и это привело бы к трагическим последствиям. Нежелательное потомство, которое здесь упоминается, это дети, которые родились без желания их родителей в результате, так сказать, вожделения.

00:13:17 Стих 25-й: «Невежественные люди исполняют свои обязанности ради их плодов, но мудрые делают это ради того, чтоб вести людей по истинному пути». Человек, обладающий сознанием Бога, и человек, им не обладающий, отличаются своим настроением, своим желанием. Первый – осознающий Бога, не делает что-либо, чтобы не способствовало его духовному развитию, хотя внешне его действия могут походить на обычного материалиста, который привязан к своей материальной деятельности. Но он это делает ради собственного наслаждения, в то время, как первый делает это ради удовлетворения Господа Бога. То есть человек в сознании Бога должен показывать пример всем людям, как нужно действовать, исполнять свои обязанности.

00:14:15 Стих 26-й: «Чтобы не смущать умы невежественных людей, привязанных к плодам своего труда, мудрый не должен заставлять их прекращать работу. Напротив, он должен вникать и в деятельность, проникнутую духом служения, ради постепенного духовного прогресса». Очень интересная мысль и очень глубокая, что человек, знающий истину и знакомый с духовным знанием, Ведами, не должен побуждать обычных людей отказываться от своих обязанностей. Напротив, он должен побуждать их исполнять свои обязанности в духе преданности, ради высшей цели, не ради каких-то материальных плодов. Тогда обычный человек будет постепенно очищаться от своих заблуждений, благодаря исполнению долга, и постепенно сможет прийти к пониманию высшей духовной цели жизни.

00:15:30 27 стих: «Душа, введенная в заблуждение ложным эго, считает себя, свершающей действия, которые в действительности совершаются гуннами материальной природы». Итак, у большинства людей имеются иллюзорные представления, они думают, что все, что происходит, происходит по их воле. На самом деле, все мы знаем, что иногда нам удается исполнить свои желания, достигнуть какой-то цели, иногда не удается, потому что это зависит не от нас, это зависит от высших сил, от высших, так сказать, контролирующих, ну, и, в конечном счете, от Господа-Бога. Очень интересно говорил Иисус Христос на эту тему: «Можете ли вы хоть один волос на своей голове сделать либо черным, либо белым?». Очень просто и ярко говорит здесь Господь, Иисус Христос. Разумеется, это невозможно. Конечно для современных женщин это не проблема, они могут покрасить волосы и в черный цвет, и в белый цвет, но это искусственно. Достаточно, как следует помыть их с хорошим мылом или шампунью, и волосы примут свой естественный цвет. По-настоящему, даже вот такая мелочь, и то не подвластна нашей воли.

00:17:03 28 стих: «Тот, кто ведает абсолютную истину, о Могучий, не интересуется чувственным наслаждением, хорошо понимая разницу между деятельностью в преданном служении и материальной деятельностью». Эта идея уже была, особенно во 2 главе, где говорилось, что человек, слишком привязанный к чувственным наслаждениям и к богатству, не имеет решимости в своем духовном развитии, в своей духовной жизни, он оказывается в заблуждении, он привязывается к каким-то материальным результатам. Но и здесь Кришна это, повторяет эту мысль, более красиво, более глобально: «Тот, кто ведает абсолютную истину, о Могучий, не интересуется чувственным наслаждением, хорошо понимая разницу между деятельностью в преданном служении и материальной деятельностью».

00:18:07 29 стих: «Введенные в заблуждение гуннами материальной природы невежественные люди занимаются материальной деятельностью и привязываются к её плодам. Но, не смотря на то, что действия таких людей из-за их неведения обладают низшим порядком, мудрый никогда не станет их беспокоить». Итак, поскольку невежественные люди ложно отождествляют себя с материальным телом, полны материальных желаний, они не представляют, так сказать, не имеют представления о своей духовной сущности. И невозможно сразу объяснить им, что, к чему. На это требуется время, на это требуется милость Бога. Как говорится в Библии: «Много званых, но мало избранных». Всем людям предлагается узнать вот этот, высший смысл человеческой жизни, но мало, кто этим интересуется, мало, кто хочет это понять. Поэтому мудрому человеку, который обладает духовным знанием, Кришна рекомендует не смущать, не беспокоить людей, которые ещё не готовы, которые не способны понять какие-то духовные истины. И, как говорилось в предыдущем стихе, лучше занимать их исполнением своих предписанных обязанностей бескорыстным образом, без привязанности к плодам.

00:19:46 Ну, и последний стих, который мы на сегодня рассмотрим, очень тоже яркий и интересный, где Кришна опять, как бы, выдает себя, выдает своё назначение: «Поэтому, о Арджуна, посвятив все свои действия мне, полностью сознавая меня, без желания выгоды, без претензий на собственность, отбросив эгоизм и сонливость, сражайся». Как вы помните, Бхагавад-гита начинается с того, что Арджуна выказывает сомнения в отношении своего участия в битве, должен ли он сражаться со своими близкими, со своими родственниками, со своими учителями. И в ответ на его сомнения Кришна начал рассказывать ему Бхагавад-гиту, которая раскрывает высший смысл человеческой жизни. И вот здесь, в третьей главе Кришна дает Арджуне основы духовного знания в рамках карма-йоги. И вывод, который он делает, что Арджуна должен посвятить все свои действия Господу, постоянно думать о нем, помнить о нем, отбросить претензии на собственность. А в данном случае были большие претензии, потому что они сражались за огромную империю, то есть царство [Хастинапуры]. «Отбросив эгоизм и сонливость, сражайся».

00:21:14 Вот на этом я хочу закончить свою небольшую лекцию. Мы с вами рассмотрели вторую треть, третью часть вот этой главы Бхагавад-гиты, карма-йога, и следующий раз мы рассмотрим последнюю часть, последнюю треть. Древнее изотерическое учение Кришны является основой всех религий и философий. Вот такую, универсальную, и, я бы сказал, категоричную фразу. Кроме того, в Ясной поляне сохранились книги, которые изучал Лев Николаевич Толстой, Махабхарата и Рамаяна. И там даже сохранились карандашные отметки на полях тех страниц, которые он изучал. И, в целом, если мы вспомним такие его гениальные произведения, как «Война и мир», то сам дух, сама, вот, идейная направленность его произведений очень близки к ведической традиции, к ведическому пониманию. Вот это, как бы, бесконечность, всеобъемлющая, так сказать, бесконечность и сложность этого мира. И человек в этом мире подобен пылинке, которая, так сказать, мечется, пытается обрести счастье под ударами материальной природы. Если человек не нашел прибежище у высших сил, в высшем разуме, то он подобен вот такой беспомощной пылинке или песчинке, которая, значит вот, мечется в безбрежном океане.

00:23:10 Теперь другой замечательный философ американский, Эмерсон, и также другой философ, Торо, не просто изучали Веды, но в их произведениях очень ярко о очень, я бы сказал, рельефно отражались ведические идеи. Вот, в частности, я читал стихотворение, в переводе уже на русский язык, естественно. Я постараюсь вам его вспомнить. Если я вспомню, если сейчас не вспомню, то попозже прочитаю. Вот, сейчас у меня перед глазами есть отрывок из, тоже письма Ральфа Эмерсона, где он, как раз, пишет о Бхагавад-гите: «Я был обязан Бхагавад-гите замечательным днем. Это первая из книг. Такое впечатление, что целая империя говорит с вами. В ней нет ничего мелкого, незначительного, все крупное, последовательное, безмятежное. Это голос древнего разума, размышлявшего в другую эпоху. И в ином климате, но над теми же проблемами, что беспокоит и нас. Ральф [Уолд] Эмерсон».

00:24:31 Теперь…. Стихотворение, вот, которое хочу вам вспомнить, называлось {Брама]. Вот, я вспомнил первые строчки, сейчас прочитаю. Они очень точно перекликаются со стихами второй главы Бхагавад-гиты: «Убийца мнит, что убивает, убитый мнит, что пал в крови. Не тот и не другой не знают, куда ведут пути мои. Кто прочь стремится в самомнении, тому я сам даю полет. Я искуситель и сомненья, тот гимн, что мне {брахман] поет». Первый стих вот этого, первое четверостишье практически слово в слово повторяют стих из Бхагавад-гиты, который, кстати, я вам сейчас могу найти. У меня перед глазами есть Бхагавад-гита, это вторая глава. По-моему, 22 стих…22-й. И вы увидите, что буквально это повторение, да, вот, нашел 27 стих. Мммм…. «Для того, кто родился, смерть неизбежна. После смерти неизбежно рождение». Нет, это не совсем то. Мммм….

00:25:54 [Ведущая] А пока Вы ищите стих, я напомню нашим радиослушателям, что мы ждем ваших писем с вопросами, звонки ждем ваши, присылайте их к нам на наш почтовый ящик ayurvedaradio@mail.ru, а также пишите в чате.
[Критский В.Г.] Так. Что-то пока я не нашел. Если я найду, то я обязательно прочитаю этот стих из второй главы, который почти в точности повторил в своих стихах [неразборчиво].

00:26:47 Вот. Значит, ещё у меня перед глазами есть слова такого замечательного философа и общественного деятеля [Махат Маганди], тоже очень красивые: «Когда меня охватывают сомнения, когда разочарования следуют одно за другим, и не видно луча надежды на горизонте, я обращаюсь к Бхагавад-гите, и нахожу стих, приносящий успокоение. Я сразу забываю о переполнявшей меня печали. Те, кто размышляет над Гитой, постоянно черпают в ней радость и открывают в ней новый смысл» - [Махат Маганди]. Вот, то, что я вспомнил, и то, что у меня есть под рукой. И, может быть, как-нибудь при случае. Я более подробно вспомню вот эти детали стихов, которые повторяются в Бхагавад-гите, и вам их прочитаю. А какой второй вопрос?

00:27:43 [Ведущая] Второй вопрос звучит так: «Пренебрежение долга. Это сейчас на каждом шагу. Как обычные люди могут понять, что у них тоже есть свои обязанности? И не только бытовые, но и возвышенные, если можно так сказать».
[Критский В.Г.] Ну, это очень интересный вопрос, и он не такой простой, как кажется. Пренебрежение своим долгом, как…, как, вот, выразилась…. А кто это писал, и кто автор?
[Ведущая] Это мой вопрос. И, на сам деле, он меня интересует.
[Критский В.Г.] Вы, Наталья, да?
[Ведущая] Да.
[Критский В.Г.] Значит, Наталья задала вопрос: «Как обычному человеку, который не занимается, так сказать, очень серьезно духовным знанием, все-таки, узнать свой долг, свои обязанности?».
[Ведущая] Да, потому что, как бы, есть люди, есть знакомые, которые, в принципе, тоже интересуются знанием, но особо ещё не могут понять, в чем же заключается их долг, и как сделать так, чтобы не пренебрегать своими обязанностями. Это я, как бы, от лица их задаю этот вопрос.
[Критский В.Г.] Ну, понятно. Спасибо.

00:28:55 Ну, это не так просто. Значит, мы с вами читали, в третьем стихе Бхагавад-гиты Кришна говорит: «Исполняй свои предписанные обязанности. Это лучше, чем бездействие. Без работы человек не может поддержать даже своего тела». В комментарии духовный учитель [Бактивиданте-свами] Прабхупады пишет, что «под своими обязанностями следует понимать положение человека в социальной системе». То есть физическая социальная система, мы с вами говорили в курсе ведической культуры, называется варнашима. Это система четырех социальных классов, которые существуют в любом обществе: интеллектуальный класс, административный класс, торгово-экономический класс, рабочий класс. И в системе четырех [ашримов], то есть духовных укладов, является человек учеником или женатым домохозяином, или он уже удалился от активной материальной жизни. Также возможно вот таких, 4 уклада.

00:29:51 И в писаниях, которые называются [Дарма шастры], очень подробно указаны, так сказать, расписываются все эти обязанности. И мы кратко с вами об этом говорили. Скажем, мы с вами перечисляли обязанности брахманов. Их обязанности, очень такие, ясные, и, даже можно сказать, очевидные – это изучать священные писания и помогать другим изучать священные писания, совершать какие-то обряды и помогать другим совершать религиозные обряды. Ну, аналогично, обязанности административного класса, в первую очередь, это заботиться о своих подданных, подопечных. Задача, там, торгово-экономического сословия, соответственно, вот, исполнять свои обязанности в рамках своей деятельности, в зависимости от того, кто это, банкир, там, какой-то торговец или земледелец, который, так, может быть, выращивает какие-то, может, там, фрукты, овощи, злаки. Вот. То есть вот это, вот, обязанности в рамках социальной системы [варн] или социальных классов. И в зависимости от того, в каком классе находится человек, он, естественно, должен исполнять те обязанности, которые ему предписаны свыше, его авторитетами.

00:31:23 Что касается его духовных обязанностей в системе ашрамов, то есть, как бы, в духовной жизни, они тоже зависят от его статуса. Если это ученик, он ещё в процессе обучения, его главная обязанность учиться и он должен в первую очередь, ну, тратить время и усилия на то, чтобы обрести знания, духовные и материальные. Если это женатый человек, домохозяин, то у него целый, огромнейший круг материальных обязанностей, там, по поддержанию семьи, по зарабатыванию, там, денег. У женщины обязанности по воспитанию маленьких детей. А в отношении сыновей, мы с вами говорили, что воспитание сына – это, в первую очередь, обязанность отца. Ну, и так далее.

00:32:16 То есть, в зависимости от того, в каком статусе находится человек, он должен, либо сам, с помощью священных писаний определить свои обязанности или обратиться к духовному наставнику, более опытному, чем он, который поможет ему разобраться. То есть вопрос не такой простой и очевидный, потому что проблема, как раз современной эпохи в том, что люди, по сути, не только не знают своих обязанностей, но зачастую и не хотят знать. Они больше беспокоятся о своих правах. И, вот, там, движение, там, за права человека, и демонстрации всевозможные. То есть все, как говорится, качают свои права. Но ведическая культура-то, какова? Что для того, чтобы все права человека были соблюдены, каждый должен исполнять добросовестно свои обязанности, и тогда права будет не трудно соблюдать. Но, поскольку, своих обязанностей практически никто не знает и не соблюдает, то приходится, вот, организовывать такие движения, так сказать, в защиту прав человека. Вот это такая, хроническая болезнь современной эпохи, и нам есть чему поучиться, вот, в ведической культуре. Так я могу ответить.

00:33:38 [Ведущая] Угу. Вот, у нас вопрос ещё один сейчас пришел. Я его сейчас Вам отправляю. И зачитаю нашим…. напомню нашим радиослушателям, что они могут продолжать присылать свои вопросы, и я, наверное, уже много раз говорила, куда их нам присылать. Присылайте нам их в чат по скайпу, пишите смс-сообщение на номер 8-909-933-77-09, пишите нам письма на почтовый ящик ayurvedaradio@mail.ru, и звоните нам в скайп, по скайпу, это очень доступно и просто, если же вы хотите задать свой вопрос в прямом эфире. А вопрос для радиослушателей я зачитаю. Его прислал нам Николай. Вопрос звучит так: «Принятие духовного учителя в Бхагавад-гите Кришна определяет обязательным для всех. Но, насколько мне известно, что в настоящее время, это очень сложно сделать из-за отсутствия гуру в разных городах, и не каждый ещё всех принимает. Как быть людям в таких случаях?».

00:34:39 [Критский В.Г.] Угу. Да. Этот вопрос такой, я бы сказал, достаточно серьезный, и, может быть, даже специфичный, потому что, то, что человек знает о духовном учителе, о важности духовного учителя, это уже говорит о том, что он не новичок, что он уже многое понимает в духовной жизни. Мы об этом будем говорить в 4-й главе, где в 34 стихе Кришна говорит: «Обратись к духовному учителю, смиренно задавая ему вопросы и стараясь ему служить. Самопознавшая личность способна дать тебе знание, ибо она видит истину». Действительно, сейчас ведическая культура не настолько распространена, не настолько широко о ней известно, чтобы, как бы, в любом городе, деревне найти, так сказать, духовного авторитета. И тут нужно, значит, как бы, действовать в соответствии со временем, местом и обстоятельствами.

00:35:40 Во-первых, сейчас по всему миру распространяется ведическая литература, и даже Бхагавадгита, то есть человек, по крайней мере, должен найти, где-то приобрести. У нас в Москве, в ведическом культурном центре метро «Динамо» Ленинградский проспект 39, пожалуйста, можно купить Бхагавад-гиту и другие ведические произведения. И поначалу человек может изучать священные писания сам. И есть поговорка, что «Господь помогает тем, кто помогает себе сам». То есть, если человек искренне и очень серьезно будет изучать Священные писания, ту же Бхагавад-гиту, то Господь, находящийся в сердце, как высшая душа, поможет ему, даст ему разум. Об этом, кстати, тоже будет говориться в Бхагавад-гите, и мы, может быть, спустя какое-то время прочитаем этот стих 7 главы, где Кришна говорит, что «тот, кто посвятил себя служению Господу, тому я даю разум, с помощью которого он может непременно вернуться ко мне». То есть, если нет, так сказать, недоступно общение с духовным учителем, то, фактически, сам Господь может быть духовным учителем, подсказывая, давая какие-то подсказки сердца, и давая человеку возможность изучать священные писания. И такие случаи были.

00:37:19 И второй момент. Даже, если нет духовного учителя, человек может постараться найти общество преданных Господа, которые следуют этим путем и искренне посвятили себя этому служению. И, общаясь с такими людьми, человек, несомненно, будет прогрессировать, и получать какой-то духовный прогресс. Есть такой стих в 10 главе, где Кришна говорит: «Мысли чистых преданных всегда обо мне. Их жизни посвящены служению мне, и они черпают огромное вдохновение и блаженство, просвещая друг друга в беседах обо мне». Здесь Кришна вот уже несколько раз повторяет, так сказать, без [обиняков], как говорится, что он является Всевышним Господом, и, фактически, зная об этом, человек может медитировать на Бхагавад-гиту, потому что в Бхагавад-гите мы читаем слова Кришны. Так сказать, сам Господь явился на земле и дал людям это сокровенное знание, которое дает человеку огромную, так сказать, радость и счастье, и духовное просветление. То есть ситуация эта не безнадежная, и можно принять духовного учителя, либо через книги, через священные писания, либо через общество других преданных Господа, с которыми человек может общаться и нести вместе какое-то духовное служение. Вот так я могу ответить.

00:39:02 [Ведущая] Спасибо большое за ответ на такой глубокий вопрос. Сейчас я хочу напомнить ещё раз радиослушателям: если же вам все сегодня понятно, это не значит, что вы будете понимать все завтра. Может быть, у вас, все-таки, возникнет вопрос, так, не стесняйтесь, присылайте его, хотя бы, завтра. Потому что следующую встречу с нашим лектором Владимиром Критским мы обязательно ответим на ваш вопрос. Владимир, я ещё хотела сказать, спросить, точнее, что, вот, когда человек начинает читать Бхагавад-гиту, ему, в принципе, очень многое становится непонятно. Такой факт, что, как бы, происходили события, да, на поле [Курукшетра] была битва, были люди, которым давались определённые наставления. Но порой очень сложно понять, что под собой несут эти наставления. Можно ли Бхагавад-гиту понять с одного, с двух, с трех раз прочтения, или же её нужно читать бесконечно?

00:40:01 [Критский В.Г.] Бхагавад-гиту можно читать бесконечно, потому что это слова Господа, и они, разумеется, очень глубоки, и помимо внешнего, поверхностного плана в них ещё есть и внутренние, глубинные планы, даже не один. Кроме того, Бхагавад-гиту, которую я цитирую, она переведена духовным учителем [Бактивиданта Свами] Прабхупадой, который дал к ней свои комментарии. Если вы читаете Бхагавад-гиту без комментариев духовного учителя, то понять её, действительно, очень сложно. И я могу сказать и про себя, и про своих знакомых, что мы никогда бы не стали на вот этот, духовный путь, если бы просто прочитали какой-то, даже очень хороший перевод Бхагавад-гиты, скажем, знаменитый перевод академика Смирнова. Но за счет того, что этот перевод был сделан духовным учителем из [пармпары], который, как бы, посвятил этому свою жизнь, и который получил это сокровенное знание от своего учителя. Мы говорили об этом в курсе ведической культуры, что ведическое знание передается по системе [парампары], то есть из уст учителя в ухо ученика. За счет этого понять Бхагавад-гиту стало не сложно. Хотя это, действительно, не простая философия и очень изотерическая. Но не случайно сейчас это учение распространяется по всему миру, в том числе и в России, на Украине, в других странах СНГ. Вот, потому что люди нашли, вообщем-то ответы на свои вопросы.

00:41:42 И мне ещё хочется сделать небольшое замечание, поскольку иногда представители других религий, например, христиане критикуют нас, что мы, как бы, следуем чужой традиции, не русской традиции, что, почему, вот, мы, русские, не принимаем нашу религию, православие. И я не случайно, вот, в процессе своих лекций часто цитирую Библию, потому что, на самом деле, поучение Иисуса Христа и поучение Кришны в Бхагавад-гите, это, по сути, то же самое. Иисус Христос жил 2000 лет назад, Кришна жил 5000 лет назад. Но по, так сказать, многим данным, Иисус Христос был в Индии, он учился, вот, до того, как он начал проповедовать в Иудее, в Галилее, он больше 10 лет провел в Индии. И, разумеется, он был знаком с ведическим знанием. И вот этот основной принцип, который провозгласил Иисус Христос: «Возлюбите Господа всей душой, всем сердцем, всем разумением своим», он в точности соответствует самым последним наставлениям Господа Кришны, особенно Господа Чийтаньи, который жил 500 лет назад, и который изложил в доступной и популярной форме учение Кришны для нас.

00:43:07 Исторически так сложилось, что по всему миру Веды известны, как, ну, так сказать, учение о Верховной личности Бога, и различные, так сказать, божества, которые в Ведах упоминаются, главные среди них, это господь Вишну, Господь Кришна. И мало кому известно, что 500 лет назад было удивительное явление, рождение [Неразборчив] Чийтаньи Махапрабу. Это историческая личность, о котором писал даже Карл Маркс, и который так, вроде, известен, как основатель движения гражданского неповиновения. Но на самом деле его миссией было распространить по всему миру ведическую культуру, и он сделал это в пределах Индии. Ведическая традиция, он лично объездил всю Индию, и он дал людям ведическое знание и ведическую культуру в той форме, в какой это было людям доступно. Поскольку уже была другая эпоха, Калиюга – эпоха духовной деградации, то методы духовной реализации должны быть не то, чтобы иные, но достаточно простые и достаточно очевидные. Мы об этом будем говорить. Пока мы сейчас изучаем основу философии, вот эту систему карма-йоги, потом будет система гьяна йоги, потом [аштанга йоги] и бакти йоги. И вот, когда мы дойдем до бакти-иоги, то мы увидим, что, на самом деле, поучения Кришны не отличны от наставления [Шри Кришны Чийтаньи Махапрабу], который жил даже позже Иисуса Христа. Он жил 500 лет назад, то есть полторы тысячи лет после Иисуса Христа. И вот эти наставления Иисуса Христа, которые я процитировал, они в точности соответствовали, вот, духу философии поучения [Шри Кришны Чийтаньи].

00:45:13 Вот это момент, который очень важный, с моей точки зрения, что, на самом деле, как бы, истина едина. И человек, как даже в Библии есть такие слова того же Иисуса Христа: «Ищите, и найдете, стучите, и отворят вам». Если человек будет очень искренне стремиться к познанию, истины познанию Бога, то Господь ему поможет, и он, как бы, найдет себе и духовного учителя, найдет путь, так сказать, к духовному прогрессу, и ему не будет слишком уж сильно мешать вот эти проблемы современной эпохи.

00:46:01 [Ведущая] Спасибо большое. Я на днях получила новости в Интернет-рассылке, и тема такова была (я слежу за религиозными новостями в мире), и там проскакивала такая новость, что лидеры религиозных конфессий сейчас направляют свои лекции и темы на то, чтобы объединить все религиозные конфессии, так как все едино, во всех святых книгах, которые есть, это, как Библия, Коран и Бхагавад-гита, там пишется одно и то же, но на разных языках. И вот меня радует тот факт, что потихонечку люди начинают объединяться. [Неразборчиво]
[Критский В.Г.] Д а. Это очень интересный момент и момент достаточно, я бы сказал, изотерический. Потому что, если мы посмотрим, вот, скажем, сомнения людей не верующих, атеистов, для них очень, можно сказать, решающий аргумент, почему они не верят в Бога, они говорят: «Если был бы Бог, то почему так много религий?».
[Ведущая] Угу.
[Критский В.Г.] То есть, на самом деле, вот этот момент, как бы, различий, кажущихся различий различных религиозных путей сбивает с толку людей неверующих. Потому что они думают, что, вот, много религий, много Богов, ну, это полный, так сказать абсурд. Если был бы Бог, он ясно, как бы, сказал, что к чему.

00:47:34 Это немножко наивное представление. И я, как раз хочу сказать об этом несколько слов. Потому что, да, Бог един, но Бог безграничен. Бог – это не ограниченный разум, подобно нашему, это безграничный разум, это источник всего сущего, как мы с вами определи абсолютную истину. Абсолютная истина – есть то, из чего все истекает. Так вот, если у каждого человека есть какие-то качества. Есть качества, там, силы, красоты, там, богатства, знания и отречения, то у Бога эти качества в полной мере. Тут в Ведах приводится такой аллегорический пример с Солнцем, что «каждый солнечный лучик несет в себе энергию и качество солнца, но в количественном отношении солнечный лучик не сравним с безграничным солнцем. Солнце качественно едино с лучом, но по силе, по могуществу своего влияния оно бесконечно превосходит солнечный лучик». И, вот, аналогично мы. Мы качественно едины с Богом, мы имеем духовую природу, но мы… сознание, мы, как бы, духовные существа, но Бог – это высшее сознание, это верховная личность, который обладает всеми возможными качествами. И если в материальном мире постоянно есть вот эта, вот, двойственность добра и зла, что-то хорошо, что-то плохо, то Бог абсолютен. То есть все, что связано с Богом, несет человеку благо.

00:49:17 И вот, в данном случае мы с вами изучаем Бхагавад-гиту, в которой, вот, Арджуна не хотел сражаться, а Кришна его вдохновляет на сражение. И с материальной точки зрения можно сказать, что, почему Кришна заставляет Арджуну сражаться? Арджуна был хороший, он не хотел сражаться, убивать своих близких. А Кришна его побуждает. Значит, Кришна плохой? Но дело в том, что для Бога нет понятий «хороший – плохой», Бог всегда хорош. И то, что, как говорится, что Господь делает, все к лучшему. Есть такая русская поговорка. И в данном случае, Кришна, как Верховная личность Бога, он несет благо всем, кто соприкасается с ним. Другое дело, что некоторые люди, вообще, не хотят знать о Боге, не хотят даже слышать о Боге. И это уже их проблема, потому что каждому дается определённая, небольшая независимость выбора.

00:50:13 И, вот, значит вот, на эту тему, которую вы сказали, о единении, так сказать, всех религиозных направлений, я ещё в заключении хочу сказать несколько слов, что некоторые религиозные учения отличаются по философии. Скажем, философия веданте и философия буддизма отличаются сильно, потому что в буддизме нет понятия Бога и вот этого личностного аспекта Верховной личности, там некое понятие нирваны, безличной какой-то пустоты. Но философии могут отличаться, но, если посмотреть духовную практику буддистов, и духовную практику преданных Господа, то они, практически, те же самые. Если мы возьмем предписания Библии, они, практически, те же самые, что в Ведах: «Не убий, не лги, не кради, не прелюбодействуй, чти мать и отца своего». То есть, хотя теоретически есть какие-то разногласия, какие-то, казалось бы, противоречия, но, с чисто практической точки зрения почти все религии авторитетны и проповедуют то же самое. Вот это, так сказать, намек, как бы, на решение вот этого, кажущегося противоречия, что, на самом деле, даже, во что, как бы, верит человек. То ли он верит в реинкарнацию, то ли он верит, вот, как христиане некоторые, что душа рождается один раз.

00:51:45 Но с практической точки зрения то выводы те же самые, что человек должен жить праведной, благочестивой жизнью, он должен добросовестно исполнять свои обязанности, он должен поклоняться Господу Богу, он должен помогать другим людям прийти к Богу и исполнять свои обязанности. То есть вот эта, практическая сущность всех религий та же самая. А то, что Господь допустил такое разнообразие религий, тоже имеет своё объяснение, что Господь, как бы, любому человеку дает возможность найти тот духовный путь, который ему близок, который соответствует его, как бы, вот, внутренним представлениям, даже, если это, может быть, не совсем точно с точки зрения философии, конечно, с логической точки зрения мы не можем совместить, скажем, философию персонализма и имперсонализма, но с точки зрения духовной практики эти учения очень близки. Вот так я могу ответить на Ваш вопрос.

00:52:50 [Ведущая] Угу. Я в заключении хотела пожелать нашим радиослушателям, чтобы их сердца переполнялись счастьем, и знания, которые они черпают, слушая наше радио, они могли передавать другим. Так как, познав сам, нужно, не то, чтобы нужно, а очень даже благоприятно передать это знание другим, «обретя счастье, подели счастье другим». Я больше спасибо хотела сказать Вам, Владимир, за те лекции, которые Вы читаете у нас на радио. Спасибо Вам.
[Критский В.Г.] Угу. Спасибо Вам.
[Ведущая] И на сегодня мы уже закончим встречу с Вами. Я буду с нетерпением ждать нашей следующей встречи.
[Критский В.Г.] Всего хорошего. До свиданья.
[Ведущая] До свидания, Владимир. Итак, дорогие радиослушатели, мы продолжаем нашу программу. В течение часа вы будете слушать музыку для души, мы её так называем. И далее нашу программу в 7 часов продолжит Гадецкий Олег Георгиевич. Будьте с нами, будьте счастливы. Слушайте Аюрведа-радио.

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 18 ноября 2012