Глава 6 стихи 19-33

Аюрведа радио - 31 августа 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:59:41 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 140 | скачано: 177 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 [Ведущая] Хорошее настроение с Аюрведа-радио. Добрый день, дорогие радиослушатели, рада приветствовать вас на волнах Аюрведа-радио. Сегодня наша программа такова: в 15-00 Владимир Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-Гите» в прямом эфире. А также ответы на ваши вопросы по ведической культуре и философии. Дорогие радиослушатели, вы можете присылать свои вопросы во время лекции, и после лекции на них ответят. А также будет дан небольшой музыкальный перерыв на то, чтобы у вас была возможность дополнительно отправить появившиеся у вас вопросы. Итак, мы начнём. Здравствуйте, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Здравствуйте. [тихо]
[Ведущая] Вас немного плохо слышно.
[Критский В.Г.] А так получше? [громче]
[Ведущая] Да, вот, отлично. Ну что, давайте приступим.
[Критский В.Г.] Спасибо, дорогие друзья. Напомню, что мы с вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по Бхагавад-Гите», и мы свами продолжаем изучать шестую главу, которая называется «Гьяна-йога», или йога медитации. Вначале мне хочется сделать небольшое вступление о практическом смысле того, о чём мы свами говорим. Потому что на первый взгляд может показаться, что это некая абстрактная вещь, какое это имеет отношение к нашей реальной жизни, какие-то там «системы йоги» из древней ведической литературы. Но на самом деле связь есть очень прямая.

00:01:57 Что такое йога и чем она может помочь человеку в решении его насущных проблем. Мы с вами живём Кали-югу, в эпоху духовной деградации, когда люди практически потеряли смысл своей жизни и гоняются за временными материальными благами. Есть одна ведическая история про Ламаши Риши, который имел благословение очень долгой жизни – он мог жить много тысяч лет. И он медитировал на берегу священной реки, занимался аскезами, в том числе вот той самой системой йоги, которую мы с вами изучаем. И однажды к нему пришли какие-то мудрецы, которые хотели узнать о секретах его духовной жизни. И они обратили внимание, что этот йог находится под открытым небом, не видно вокруг никакой хижины, никакой там избушки. Они у него спросили: «Дорогой мудрец, ты в течение многих сотен лет занимаешься духовной практикой, практикой медитации. Почему бы тебе не сделать небольшую хижину, шалашик, чтобы спастись от палящего солнца, дождя?».

00:03:30 Ламаши Риши так загадочно посмотрел в небо, подумал и сказал: «Жизнь так коротка». Вот это очень интересная история, которая иллюстрирует, что на самом деле то, что мы воспринимаем как некую реальность, как вот наша, казалось бы, долгая жизни. В действительности она достаточно быстро подойдёт к концу. Давно ли была у нас юность, ну там, детство, мы ходили в школу, институт, сейчас, я думаю, слушатели этой передачи уже взрослые люди – незаметно придёт и пожилой возраст. То есть в нашей, так сказать, десятке, максимум сто лет жизни в человеческом теле – это мгновение по сравнению с вечностью. И очень важно ценить каждую минуту человеческой жизни. Поэтому, когда люди увлекаются какими-то временными, очень приходящими материальными благами, то это, конечно, потеря для их духовной жизни. Как этот Ламаши Риши, который жил тысячи лет, и практически что ему было делать: он находился на берегу реки и занимался просто медитацией, но он не считал, так сказать, возможным потратить там несколько часов на то, чтобы соорудить себе какай-то там шалаш… там из веток – лес кругом, дерева хватало.

00:05:18 Так вот, цель человеческой жизни – это достичь духовного совершенства. Это не обретение каких-то временных материальных благ, а познание своей вечной духовной природы и достижение вечного счастья. Системы йоги – это система как бы подготовки, обучения, так сказать, своего тела, обучению контролю над умом и чувствами, чтобы победить свою вот эту вторичную материальную природу, которая связана с нашим временным телом. Наша духовная природа вечна, на санскрите называется Сад-Чит-Ананда, природой вечности, знания, блаженства. Но наша временная материальная природа, связанная с телом, толкает нас на поиски, так сказать вот этого временного приходящего материального счастья. И система йоги предназначена для того, чтобы мы научились владеть собой, чтоб научились обуздывать свои ум и чувства и не гоняться за временными материальными благами.

00:06:34 Вот в этом смысл. И мы с вами уже прошли Карма-йогу – это первая ступень, самая простая ступень йоги, йога исполнения своих предписанных обязанностей. Затем была Гьяна-йога – уже более сложная, высокая ступень философского поиска Абсолютной Истины. И сейчас мы с вами занимаемся, вероятно, самой сложной и аскетичной вот этой Аштанга-йогой, вернее изучаем её. И в конце вы увидите, где Кришна с Арджуной приходят к выводу, что эта йога слишком сложна для современного человека, что фактически она является для нас лишь [подспорным, подсобным – не слышно] инструментом для того, чтобы с помощью более совершенной системы, Бхакти-йоги, достичь духовного совершенства.

00:07:39 И мы с вами говорили в прошлый раз, что в принципе эта система может быть полезной для того, чтобы успокоить свой ум и чувства, чтобы обрести хорошее здоровье, но не следует слишком, так сказать, полагаться на неё как вот именно систему духовного совершенства. Именно по той причине, что она слишком сложна и слишком нереальна для вот современного мира. Теперь мы с вами вернёмся к шестой главе. Мы с вами в прошлый раз закончили 19-ым стихом: «Как пламя светильника не колеблется в безветренном месте, так и йог-трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда спокоен при медитации на трансцендентную сущность», – это был последний стих, который мы с вами разобрали, который очень красиво описывает вот это состояние транса, безмятежности, когда йог погружён в созерцание как бы духовной реальности, духовного мира и даже формы Верховной Личности Бога.

00:08:54 Стихи 20-ый по 23-ый ещё более красивые – яркое описание духовного совершенства: «На стадии совершенства, называемый трансом или Самадхи, ум человека полностью отстранён от материальной деятельности. Находясь в этом состоянии, йог, очистившись от материальной скверны, видит свою подлинную сущность и наслаждается духовным счастьем, ощущая его через трансцендентные чувства. Находясь на этом уровне, он никогда не откланяется от Истины и считает, что нет большего выигрыша. Такой человек никогда не теряет самообладания, даже посреди величайших бедствий – это есть подлинная свобода ото всех страданий, возникающих от соприкосновения с материей».

00:09:50 Вот это несколько: три или четыре стиха шестой главы, которые описывают вот это состояние транса или духовного совершенства, когда йог полностью погрузился в эту свою медитацию на трансцендентную сущность. Он садится в позу лотоса, он прекращает есть и пить и даже постепенно останавливает дыхание. И здесь говорится, что, видя свою подлинную духовную сущность, он уже не отождествляет себя с телом. Если разобрать вот это состояние йоги, когда человек практически прекращает материальную деятельность, он прекращает деятельность своих чувств, то его тело практически, можно сказать, умирает, умерщвляется. Он может находиться в таком состоянии годами и у него отрастают волосы, у него отрастают ногти, он полностью удовлетворён этим состоянием медитации на духовную сущность.

00:11:14 Он не ощущает ни голода, ни жажды. И здесь говорится, что такой человек никогда не теряет равновесия даже посреди величайших трудностей – это есть подлинная свобода ото всех страданий, возникающих от соприкосновения с материей. То есть даже вот это вот достаточно краткое, хотя и яркое, описание показывает, что это очень сложный процесс, процесс, требующий полного отречения от материальной жизни, когда йог удаляется в лес или горы, и постепенно погружается в это состояние транса или медитации.
24-ый стих: «Человек должен заниматься йогой со всей решимостью и верой, никогда не сходя с избранного пути. Он должен отбросить все материальные желания, порождённые умом, и контролировать свои ум и чувства». Итак, тот, кто занимается йогой, должен с решимостью и терпеливо продолжать свой путь, он должен верить, что в конце концов достигнет успеха, и двигаться вперёд с великим упорством, и не отчаиваться если достижение цели по какой-то причине откладывается. И тот, кто настойчиво следует по данному пути, непременно достигнет высшей цели – об этом говорит ведическая литература, на которую мы опираемся.

00:12:57 Есть интересная история о воробьихе, которая отложила свои яйца на берегу океана. Эта история приводится в Ведах, то есть, так сказать, не просто какая-то моя спекуляция, и когда океан разлился, то волной он смыл её гнёздышко с яичками. И охваченная горем воробьиха стала умолять океан вернуть её яйца, но океан не обратил никакого внимания на её просьбу. И тогда вот эта маленькая воробьиха решила своим клювом осушить океан, и она принялась пить воду из океана, и все вокруг смеялись над ней, потешались: что может маленькая птичка сделать огромному океану? Но молва об этом её подвиге разнеслась по всему миру и дошла до огромной птице Гаруды, которая носит на своих плечах Господа Вишну. Что птица огромного размера, поскольку Господь Вишну огромного размера. Этот Гаруда пожалел свою маленькую сестру, прилетел на берег океана, и, будучи очень доволен решимостью воробьихи, он пообещал ей помочь.

00:14:30 И он сам, так сказать, приказал океану вернуть яички. Океан, согласно Ведам, всё имеет своё олицетворение, океан тоже имеет определённую личность, которая контролирует океан, определённый Полубог, и океан испугался, что Гаруда – это достаточно мощный соперник, который может причинить какой-то вред [улыбается], и он вернул это гнёздышко воробьихе, и воробьиха была очень счастлива. Вот это интересная история, которая иллюстрирует, с какой решимостью йог должен продолжать свои усилия даже если и на первый взгляд кажется, что практически нет шансов достичь успехов. Материальный мир сравнивается в Ведах с великим океаном, но не океаном знания, а океаном невежества. И обусловленные души, по сути, тонут в этом океане, они гоняются за совершенно искусственными материальными целями и забывают об истинной цели своей жизни; и ведическое знание, ведическая система, система йоги помогает человеку найти путь, каким образом выбраться из этого океана неведения, достичь вечной жизни и счастья.

00:16:00 25-ый стих: «Постепенно, шаг за шагом, с помощью разума и убеждённости йог должен войти в состояние транса и сосредоточить свой ум исключительно на душе, не думая ни о чём другом». 26-ой стих: «Куда бы не устремился ум, изменчивый и непостоянный по своей природе, йог должен неизменно возвращать его обратно под контроль своего «Я». Ум по природе очень изменчив и неустойчив, йог который осознал свою сущность, должен обуздать свой ум и не позволять, чтобы ум обуздал его». Есть интересный рассказ о каком-то греческом мудреце, я не помню точно его имени, может это был Диоген. И когда его увидел какой-то великий царь, то царь спросил: «Почему ты такой счастливый? Почему ты доволен собой, у тебя ничего нет? У меня огромное царство, и всё равно у меня много проблем». Мудрец улыбнулся и сказал: «Потому что ты – раб своих чувств, а я – их повелитель».

00:17:24 Вот это маленькая притча показывает, что на самом деле, даже если человек владеет всем миром, но он не способен владеть своими чувствами, то он несчастен. Его чувства будут постоянно бросать его из стороны в сторону, и он не будет иметь ни счастья, ни покоя. И в то же время йог-мудрец, который посвятил себя духовной жизни, может быть счастлив, даже находясь в бочке подобно Диогену, ну, это, конечно, аллегорически. Просто не гоняясь за материальными благами, а посвящая себя духовной жизни. Говорится, что тот, кто может контролировать свои чувства, называется на санскрите «Свами» или «Госвами», что означает «Господин чувств».

00:18:20 Вот в лекциях нашего радио «Аюрведа» выступает замечательный преподаватель Бхакти Вигьяна Госвами, я думаю, что вы слушаете его лекции – очень интересные глубокие. Вот это пример человека, который достиг совершенства в йоги, это Бхакти-йога, это не данная система йога, но тем не менее, и получил от своего духовного учителя титул «Госвами». 27-ый стих: «Йог, который сосредоточил свой ум на Мне, действительно достигает высшей ступени трансцендентного счастья. Выйдя из под влияния гуны страсти, он осознает своё тождество со Всевышним – таким образом освобождается ото всех грехов», – это слова Кришны Кришна рассказывает Арджуне об этой системе йоге, и Кришна ещё раз намекает в этом стихе, что Он является воплощением Всевышнего Господа, что Он – не обычный человек. В первых главах Бхагавад-Гиты Кришна не говорил об этом, Он говорил просто о Господе, о Всевышнем Господе, но вот в этих серединных главах Он уже, ну как бы, раскрывает Себя Арджуне. «Йог, который сосредоточил свой ум на Мне, действительно достигает высшей ступени трансцендентного счастья. Выйдя из под влияния гуны страсти, он осознает своё качественное равенство со Всевышним – таким образом освобождается ото всех грехов».

00:20:16 Духовное самоосознание означает понимание своего положения во взаимоотношениях со Всевышним Господом в том, что индивидуальная душа является неотъемлемой частичкой высшего Духа, и поэтому её предназначение заключается в том, чтобы заниматься преданным служением Богу. Подобно тому, как часть тела должна служить всему телу, так и мы духовны по своей природе, и наше предназначение в преданном служении полному целому, то есть Верховной Личности. 20-ый стих: «Для того, кто видит Меня повсюду и всё пребывающем во Мне, Я никогда не потерян, и он никогда не потерян для Меня». Я прочитаю комментарий духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады:

00:21:15 «Человек, обладающий сознанием Бога, безусловно, видит, что Господь Кришна пребывает всюду, и все сущее пребывает в Кришне. Такой человек видит различные предметы и явления материального мира, существующими отдельно друг от друга, но в то же время он понимает, что все сущее является проявлением энергии Господа. Нет ничего, что существовало бы отдельно от Господа, и Господь является Властелином всего сущего – таков основной принцип сознания Бога и Cознания Кришны. Метод Cознания Кришны помогает человеку развить в себе любовь к Богу и таким образом занять положение трансцендентное по отношению к материальному миру. На этом этапе духовного развития, человек достигает, понимает своё тождество с Господом в том смысле, что Господь для него является высшей целью, и он наполняется чувством любви к Богу. И тогда между Господом и преданным устанавливаются очень тесные отношения, и на этом этапе человек побеждает смерть и никогда не теряет из виду Верховную Личность Бога».

00:22:39 Вот это комментарий духовного учителя, который говорит о том, что фактически то, что йог в процессе медитации начинает видеть форму Бога, Сверхдушу, является целью любой йоги. И высшая система йоги – Бхакти-йога, которую мы будем изучать в последующих главах, направлена непосредственно на достижение цели. 32-ой стих: «Тот, кто является совершенным йогом, о Арджуна, путём сравнения [с] собственной сущностью, видит подлинное равенство всех существ, будь они в счастье или в горе», – это очень красивый и очень глубокий стих, хочу ещё раз прочитать его, чтоб вы поняли смысл: «Тот, кто является совершенным йогом, о Арджуна, путём сравнения [с] собственной сущностью, видит подлинное равенство всех существ, будь они в счастье или в горе», – этот стих имеет глубочайший философский смысл, потому что в материальном мире все люди страдают из каких-то материальных проблем. Они видят, что кто-то имеет всё: и власть, деньги, положение, и они думает, что он очень счастлив. У кого-то нет ничего и кто-то живёт на одну пенсию, там на 3000 рублей в месяц. И возникает ощущение какой-то несправедливости: что кто-то имеет как бы всё, кто-то ничего, а бывает так, что человек рождается с какими… с каким-то физическим уродство.

00:24:27 Я недавно читал, что одна девушка пришла вот к духовной жизни, и она вот родилась и у неё были сросшиеся руки. И она практически вот не могла сама действовать, она всё время нуждалась в няньке, и она сказала такую фразу интересную, что обычные люди, вот мы с вами, у которых, так сказать, есть руки, ноги, мы даже не представляем как много нам дано. Вот она, живя такой очень жалкой и несчастной жизнью, когда практически у неё не было рук, то есть руки были как бы… срослись, она сказала такую фразу, что люди даже не представляют, как много им дано от Бога. И действительно, в этой материальной жизни люди буквально теряют голову в погоне за какими-то материальными благами: новый там дом, новая квартира, новая машина, новая жена. И они буквально вот теряют свой разум, забывая о том, что в один прекрасный момент они всё потеряют, если в этой жизни им удастся сохранить, если это не отнимут у них там правительство или там какие-нибудь кредиторы, или ещё кто-то, или родственники, то они всё потеряют в момент смерти. И поэтому человек должен не привязываться к материальным благам и довольствоваться тем, что он получает по своей судьбе или, как мы говорим, по своей карме, и все свои усилия направить на достижение духовной жизни, духовного совершенство.

00:26:17 И Кришна говорит, что совершенный йог в сравнении с собственной сущностью видит подлинное духовное равенство всех живых существ, что разница всех душ в материальном мире находится лишь в том, какое они занимают положение вот как бы на этой лестнице эволюции, что кто-то занимает более высокое положение в материальном мире, кто-то более низкое, но в следующей жизни может всё поменяться. Истинной как бы благо, истинный прогресс – это духовное совершенство, это насколько человек понимает свою личную духовную природу и насколько он действует в соответствии с ней, то есть это путь, который ведёт его к освобождению от материального рабство и достижению духовного совершенства. Вот только в этом по сути разница. Материальные различия, которые мы видим, и на которые люди так обращают внимания совершенно несущественны. Ну и наконец, 33-ий стих, который мы сегодня прочитаем, и может быть, на этом мы закончим: «Арджуна сказал: «О Мадхусудана, о Кришна, метод йоги, который Ты мне вкратце описал, кажется мне непосильным и невозможным, ибо ум беспокоен и неустойчив», – такой неожиданный вывод делает Арджуна после того, как Кришна… глава ещё не кончилась, остался ещё примерно десяток стихов, но в целом Кришна закончил описание системы йоги, вот этой системы йоги Патанджали так называемая Аштанга-0йоги, и Арджуна, по сути, отказался от такой перспективы заниматься этой системой йоги. Я ещё раз прочитаю стих: «О Мадхусудана, о Кришна, метод йоги, который Ты мне вкратце описал кажется мне непосильным и невозможным, ибо ум беспокоен и неустойчив».

00:28:38 В следующий раз мы с вами прочитаем оставшиеся стихи шестой главы, в котором… в которых Кришна объясняет Арджуне, каким образом всё-таки система йоги может быть полезна и реальна для человека. Хотя основной вывод вы уже знаете – я вам говорил об этом, что более практичной и более реальной является метод Карма-йоги, который затем переходит в Бхакти-йогу, то есть в йогу преданного служения Верховной Личности Бога. Это более, так сказать, доступный метод для современного человека, потому что он не требует такого полного отречения от мира, в нём нет таких строгих регулирующих принципов как в системе Аштанга-йоге: человек может оставаться в миру, исполнять свои обязанности, иметь семью, жену, детей, и в то же время посвятить свою жизнь преданному служению. Вот это, кратко, будет тема последующих глав, вот, и в следующей передаче, через неделю, мы с вами закончим шестую главу. На этом я хочу закончить свою небольшую беседу на сегодня. Если есть у вас какие-то вопросы, пожалуйста, звоните или присылайте на наш сайт. В эфире Критский Владимир Георгиевич.

00:30:08 [Ведущая] Спасибо большое, Владимир Георгиевич. Я думаю, мы нашим радиослушателям десять минут музыки поставим, чтобы у них была возможность отправить к нам вопросы. Напомню телефон: 8 909 933 77 09. СМС-сообщения принимаем, а также звонки, у нас есть чат в skype и у нас есть почтовый ящик: аюрведарадио@маил.ру. Ждём ваших писем. А вы оставайся с нами, мы скоро вернёмся.
[Критский В.Г.] Хорошо.

00:30:48 [Ведущая] Итак, напомню нашим радиослушателям о том, что сегодня в прямом эфире В.Г. Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-Гите», а в данный момент мы сейчас начнём отвечать на вопросы наших радиослушателей по теме ведической культуры и философии. И у нас есть один вопрос, и он звучит так: «Каким регулирующим принципам рекомендуется следовать в современную эпоху?»
[Критский В.Г.] Спасибо. Это хороший вопрос, потому что в Ведах приводится для разных систем йоги немножечко различные, так сказать, регулирующие принципы. Для современной эпохи духовные учителя, в частности Бхактиведанта Свами Прабхупада, которого мы цитируем и, собственно, перевод Бхагавад-Гиты, на который мы опираемся, находится в цепи ученической преемственности так называемой Гуру-Парампаре. И в последнее столетие система регулирующих принципов, которая выработана духовными учителями данной традиции, состоит из четырёх регулирующих принципов:

00:32:13 Первый: отказ от мясоедения, то есть это соответствует христианской заповеди «Не убий» или же принципу Ахимсы – ненасилия. Для того, чтобы человек мог обрести счастье он должен по возможности не причинять страдание другим, по крайней мере в такой явно грубой форме. Вот эта заповедь «Не убий» или Ахимса означает, что мы должны не только не убивать [там] себе подобных и не убивать людей на улице, не знаю, мы не должны также поощрять убийство животных. И мясоедение – это самый такой распространённый, так сказать, способ поощрения убийства животных, особенно коров. Согласно Ведам, корова является для человека второй матерью, и убийство коровы сравнивается с убийством собственной матери, потому что она, как и мать, кормит человека молоком.
Второй принцип: отказ от интоксикаций, алкоголя, курения. Этот принцип понятен, известен из медицины, медицинских данных.

00:33:35 Третий принцип: отказ от азартных игр. Мы знаем, что в истории было не мало случаев, когда человек увлекаясь азартными играми совершенно терял голову и мог проиграть всё, чуть ли не там, не знаю, последние штаны, как говорится. Классический пример из произведения А.С. Пушкина «Пиковая дама», там я не знаю. В ведическом эпосе «Махабхарата», – основана на том, что во время знаменитой игры в кости Пандавы проиграли всё своё царство, проиграли самих себя, свою жену, и это явилось формальным поводом, в конце концов, к сражению на поле Курукшетра, в котором погиб, собственно, весь род. Это вот небольшая иллюстрация, к каким иногда жутким последствиям приводит вот это злоупотребление этим принципом. И наконец, последний, четвёртый принцип: отказ от незаконного секса, что соответствует библейской заповеди «Не прелюбодействуй» – тоже вполне понятный принцип, который хотя повсеместно нарушается. На западной территории это как бы не считается грехом, но на самом деле это ведёт к огромным проблемам, потому что рушатся семьи, рушатся отношения между людьми, нежелательные беременности, аборт, что по сути является узаконенным убийством ребёнка во чреве матери.

00:35:19 И последнее как «благословение» нашей эпохи – это болезни, которые передаются половым путём, если раньше были такие болезни, как сифилис, то сейчас появилась ещё новая, так сказать «благословение», – СПИД. И эти болезни не передаются просто, так ни с того ни с сего, а именно за счёт того, что люди злоупотребляют незаконным сексом. Вот это четыре основных регулирующих принципов. Здесь нет таких библейских принципов, как там «Не лги, не кради, чти мать, отца своего», но они подразумеваются, это само собой, мы об этом говорили в курсе ведической культуры, что четыре регулирующих принципа должны дополнять как бы основные принципы культурного человека в рамках тех же десяти заповедей или принципов ведической культуры. Так я могу кратко ответить на ваш вопрос.

00:36:31 [Ведущая] Ага, у меня есть ещё ряд вопросов, даже не знаю насколько они относятся к ведической культуре и философии, но, может быть, всё-таки вы попробуете ответить. Вопрос такой, их так много, даже не знаю с чего начать: «Вы говорите о Ахимсе, о том, что не нужно применять убийство животных, особенно коров», – опять вопрос повторяющийся, и вам придётся ещё раз на него отвечать: «А растения, растения можно убивать, ведь они тоже живые, – тогда придётся кушать минералы?» – спрашивает наш слушатель.
[Критский В.Г.] Очень хороший вопрос. Растения тоже живые – это факт, у них тоже есть душа. И мы сами говорили в одной из прошлых передач о замечательной книге, которая вышла не так давно в Америке «Тайная жизнь растений», где ставились блестящие эксперименты учёных, которые доказывают, что растения обладают сознанием. Дело в том, что растение находится на более низком этапе эволюции, и у них нет, ну как бы, развитой нервной системы, они не ощущают в такой степени боль, как люди, животные. И мы это видим, растения не мучаются. Когда убивают, там, корову или быка – это нечто страшное, люди, которые видят это, что происходят на бойне, они после этого теряют сознание, то есть это совершенно жуткие сцены, но когда мы убиваем растение, вырываем травку или даже дерево, нет таких страданий, таких мучений, поэтому как в Библии так и в Ведах, что растения рекомендуются людям в пищу. В Библии в первой главе «Бытие» говорится, что Бог дал людям в пищу растения сеющие семя. Каждой твари, в которой душа живая, Он дал в пищу растения, сеющие семя.

00:38:18 Тоже самое и в Ведах, то есть в принципе, убийство растений – это тоже убийство, и поэтому без нужды не нужно убивать даже растение. И вот йоги отречённые, когда они удаляются в лес, они стараются не убивать даже растения, они питаются какими-то плодами, которые упали, так сказать, там с ветки, в общем, какими-то, скажем… им иногда крестьяне, местные жители приносят молоко, поскольку молоко никак не связано с убийством, поэтому потребление молочных продуктов – это как бы самый чистый вид питания. То есть человек не должен без нужды убивать даже растение. Но более чистая пища, более чистая, – это растительная пища, и во всех религиях мира допускается обряд освещения, вот в ведической традиции именно вегетарианская пища допускается к освещению, то есть она освящается на алтаре. Вот таков ответ на вопрос. Ещё какие вопросы, Наталия?
[Ведущая] Вопрос такой: «Что же делать, если всё-таки мясо является основной пищей, например, чукчи, которые живут в снегу, – спрашивает, – им что, снег кушать?»

00:39:37 [В.Г. Критский] А для чукчи основная пища это скорее не мясо, а рыба, там действительно… но вот это обитание на крайнем северном – это не самое лучшее место для духовного развития, в принципе метод йоги трансцендентен, и если вы обладает знанием, принципом йоги, то вы сможете заниматься йогой даже на Севере, и вот эти все принципы, которые я перечислил, – это так называемые принципы гуны благости, они не столь важны, как основополагающие принципы йоги. То есть принципы как бы духовной жизни, духовной деятельности – о чём мы с вами будем говорить в последующих передачах. В чём же они заключаются? Они заключаются в том, что человек должен посвящать свою жизнь служению другим людям и служению Богу – вот это высший духовный принцип, о котором говорится и в Библии, слова Иисуса Христа: «Возлюбить Господа всем сердцем своим, всей душою своею, всем разумением своим. Возлюбить ближнего, как самого себя», – вот это основополагающие принципы.

00:40:56 То, О чём мы свами говорим, так называемые регулирующие принципы – это принципы чистой цивилизованной жизни, это принципы гуны благости, они менее важны, они в каком-то смысле относительные. Вот духовный принцип – это абсолютный принцип. Поскольку мы по своей природе духовны, мы являемся составными частичками высшего Разума, то наше предназначение – это служение, служение Богу и служение окружающим людям, независимо от того, живём ли мы в экваториально Африке или на Севере, если вы живёте на Севере, то там наверное трудно обойтись без какой-то пищи мясной или рыбной и, несомненно, это будет влиять на ваше сознание негативном образом. Но если вы живёте в России или в Индии, где обилие вегетарианских продуктов и несмотря на это всё-таки едите мясо – то это уже плохо и это уже несомненно не позволит вам духовного совершенства. Вы будете загрязняться вот этими низшими гунами материальной природы, вам будет очень трудно как бы сосредоточить свой ум на высшей цели и у вас будут всегда какие-то беспокойства, трудности болезни и так далее. То есть с одной стороны эти принципы относительно, но если есть возможность их соблюдать – то, конечно, лучше это делать.

00:42:26 [Ведущая] Ага. Есть ещё такой вопрос: «В Бхагавад-Гите описывается с первой же главы начинается то, что на поле Курукшетра происходит война, военные действия, вопрос таков: а что если дети играют в «войнушку» во дворе, это нормальное явление?
[Критский В.Г.] Да, дети любят играть в войну.
[Ведущая] Но почему они играют в войну? Да, именно мальчишки[перебивает лектора].
[Критский В.Г.] Не все, конечно, но это кшатрийская природа. Мы знаем, что у нас есть четыре натуры: брахманическая природа – интеллектуальная природа, кшатрийская природа – это природа воинов, ну, для мужчины как бы это естественно бывает, затем природа вайшьев – это природа торговцев, которые любят торговать и природа шудр, которые не обладают особыми качествами, которые просто должны быть кем-то, должны кому-то служить, они не обладают таким разум, такой самостоятельностью, чтобы самостоятельно чем-то заниматься. И мальчики… для мальчиков вот это естественно, они все мечтают быть великими войнами, там… Я думаю, что у меня в детстве тоже был такой период, но… но с годами как правило это проходит, потому что мы все учимся на каких-то примерах, поскольку у мальчиков сильно это влияние раджо-гуны, стремление стать каким-то великим героем, и естественно, какой там великий герой, великий воин, великий полководец или там великий какой-нибудь шпион, агент или кто-нибудь ещё, разведчик. Я помню у нас был разные, так сказать, идеалы.

00:44:08 В детстве. Для них это естественно, и это с годами проходит. Если родители знакомы с духовными принципами, они должны просто знакомить своих детей с какими-то духовными историями. Например, я видел есть книга «Детская Библия», что наши христианские братья публиковали специально для детей «Библию» в таком упрощённом изложении специально для детей. И есть книги с историями ведическими для детей, например, те истории, которые я вам рассказываю, они многие очень просты и понятны, понятные для детей. Есть истории о жизни Кришны, когда Кришна провёл свои детские годы во Вриндаване, они очень интересные, занимательные. То есть просто вы должны давать своим детям семя духовной жизни, чтобы они понимали какие-то основные вещи, что существует всевышний Господь, что мы находимся в материальном мире, что наше тело – оболочка временная, что рано или поздно дедушка умирает, бабушка умирает. Я помню, для меня это было огромным потрясением. И в соответствии родители тоже умрут.

00:45:32 И дети тоже умрут. То есть вот эти азы духовного понимания можно давать с детства, чтобы во взрослом возрасте они не были шокированы такими новостями, чтобы они спокойно продолжали своё развитие, и чтобы у них уже была цель в жизни и чтобы они понимали, что цель в жизни не в достижении какого-то огромного счёта в банке, а в том, чтобы обрести духовное знание. Как говорил в Библии Иисус Христос: «Не копите сокровища на земле, где [ржа истребляет] и вор крадёт, а копите сокровища на небесах». Вот это я могу посоветовать. Все эти детские забавы, увлечения быстро проходят. В этом плане девочки, конечно, отличаются от мальчиков тем, что они развиваются гораздо быстрее, сними гораздо меньше проблем, они уже с детства начинают играть в дочки-матери, то есть женская природа проявляется достаточно рано, и их гораздо легче воспитывать. Мальчики, поскольку у мужчин более серьёзнее миссия, больше ответственность, их воспитание – это довольно серьёзная вещь. Я думаю, мы об этом, может быть, ещё поговорим. И для воспитания мальчиков совершенно необходима гармония в семье, то есть для мальчиков не достаточно только матери или только отца, необходимо, чтобы было… был и мать и отец – тогда их воспитание будет нормальным.

00:47:06 Мать учит ребёнка любви, чуткости, состраданию. Отец учит сына ответственности, учит разуму, учит быть настоящим мужчиной.
[Ведущая] Есть ещё очень хороший вопрос, на мой взгляд, даже радиослушатели оценят: «Почему все авторитетные писания так хитро закручены, что смысл в них нужно находить разный, копаться, додумывать, глубоко понимать. Почему не описано в жёсткой форме, как например, в конституции закона?». Такой вот вопрос.
[Критский В.Г.] Да, это чудесно. Вопрос очень глубокий. Я кратко на него постараюсь ответь, хотя на эту тему можно говорит долго. Действительно священные Писание очень многоплановые. Вот даже Бхагавад-Гита, которую мы с вам изучаем – у неё много слоёв. Внешний слой – это сражение на поле Курукшетра, что Пандавы, чтобы восстановить справедливость собирают огромную армию, чтобы противостоять Кауравам, которые незаконным путём отобрали у них царский трон. Затем более глубокой план – это моральные наставления, которые Кришна даёт в Бхагавад-Гите, но даже эти наставления имеют много уровней. Это уровень внешних поучений, основных, потому что человек должен посвятить себя исполнению долга, что он должен отбросить все колебания, сомнения. Но есть более глубокий уровень, и в этом есть большой смысл.

00:48:53 Вот мы с вами будем изучать девятую главу Бхагавад-Гиты, она называется «Самое сокровенное знание», и эта глава начинается такими словами Кришны: «Это знание является вершиной всего познания, это самая большая тайна из всех тайн». И то же самое в Библии есть такая идея, что духовное знание является сокровенным, как говорил Иисус Христос, что много званных, но мало избранных. То есть духовное знание предназначено, к сожалению, не для всех. Почему? Потому что большинство духовных людей… большинство людей просто не интересуются духовным знанием, то есть им нужны чисто материальные вещи: иметь больше денег, иметь положение в обществе, славу, почёт и т.д. И то же самое в Бхагавад-Гите: «Из тысяч тысяч людей лишь один стремится к совершенству». Так устроен материальный мир, и тут ничего мы не может поделать, то есть это уже план Бога, что лишь небольшая часть людей-брахманы по природе, и брахманы тоже бывают разного уровня, есть брахманы, которые занимаются чисто формальным исполнением каких-то обрядов, ритуалов, т.н. «смарта-брахманы». В Библии кстати это соответствует Фарисеем, Иисус Христос тоже с этим боролся. Вот. И самая, так сказать, как бы возвышенная часть – это преданный Господа, который посвящает себя служению Богу, и такие есть в любой духовной традиции, это не зависит от национальной принадлежности, от конфессии.

00:50:39 Вот такая могу кратко ответить, что духовное знание многоуровневое, многоплановое, что даже в одной Бхагавад-Гите есть знание для людей разного уровня. И то же самое Веды, есть, скажем, Пураны в саттва-гуне – гуне благости, есть Пураны в раджо-гуне – в гуне страсти, есть в тамо-гуне – гуне невежества. То есть для людей разного уровня есть разные писания. И подобно тому, как мы приходим в школу, в первом классе мы проходим таблицу умножения, дальше у нас там будет алгебра, элементарные функции, а в десятом, одиннадцатом классе мы проходим производную, интегралы, то есть высшую математику. Так и здесь, духовное знание оно тоже делится по различным уровням. Вот так я могу ответить.
[Ведущая] И есть ещё один вопрос очень интересный, а также далее у нас последует звонок, есть слушатель ожидающий. Вопрос такой: «На картинках некоторых ведических писаний есть изображения с рисунками на теле, то есть это… если это татуировки, то почему, и вообще в материальном мире возможно татуировки, пирсинги, не вредно ли это? Можно ли это делать?

00:52:02 [Критский В.Г.] Я насчёт татуировок не знаю, думаю, что это вредно для здоровье, но что касается ведической традиции, то брахманы наносят на тело т.н. тилаку в двенадцати местах, то есть это знаки Господа Вишну, которые имеют глубокий сакральный смысл, они уподобляют тело как бы Храму, на лбу наносится тилака из двух линий и на двенадцати частях тела. Есть как бы определённый смысл, определённые аллегории, и я не уверен, что смогу исчерпывающе ответить на этот вопрос, более подробно сможет Бхакти Вигьяна Махараджа, если он будет выступать в эфире, то можно будет задать вопрос ему.
[Ведущая] Ага
[Критский В.Г.] Вот например две линии, которые наносят последователи, преданные Господа Вишну, можно уподобит двум видам энергии, то есть у Всевышнего Господа есть два основных вида энергии: духовная и материальная. Это двойственность материально жизни, что с одной стороны люди занимаются материальной деятельность, то есть они себя отождествляют с материей, с материальной телом и могут таким образом находится вот в этом цикле самсары: рождаться, умирать, рождаться, умирать в разных формах. Высшей энергией является духовная энергия, которая олицетворяет собой вечную жизнь, знание и блаженство – это то, что является истинной целью человеческой жизни. Вот такой аллегорический смысл можно придать вот этому знаку тилаку, который наносится на лбу.
[Ведущая] Ага. И сейчас у нас будет звоночек.
[Критский В.Г.] Ага.

00:53:47 [Ведущая] Алло, Фаина, здравствуйте! Здравствуйте, Фаина, вы нам звонили и хотели задать вопрос в прямом эфире.
[Фаина] Я надеюсь, вы меня слышите.
[Ведущая] Да, мы вас слышим, говорите только чуть-чуть погромче.
[Фаина] Я тоже вас слышу, я только подключилась к skype и надеюсь всё правильно работает. Вы меня слышите, да?
[Ведущая] Да, всё отлично работает, вы можете задать свой вопрос, вы в прямом эфире на волнах «Аюрведа-Радио».
[Фаина] Спасибо большое. Первый вопрос такой: «С чего начинать. Вот кроме четырёх регулирующих принципов?»
[Критский В.Г.] Хороший вопрос, разумный. Начинать нужно сначала, то есть начинать нудно с основ духовного знания, то есть вы должны внимательно прочитать авторитетные книги. Если для вас нормально как бы идёт Бхагавад-Гита, то это очень хорошо. Есть книги более популярнее, например, «Наука самоосознания» того же автора – Бхактиведанта Свами Прабхупада. И я очень часто привожу оттуда какие-то идеи, примеры, потому что в этой книге духовный учитель более наглядно и популярно разъясняет идеи, которые составляют суть, основы Бхагавад-Гиты. Затем очень хорошо если вы найдёте людей, которые следуют этой системе, то есть системе йоги, системе Бхакти-йоге, и уже в общении с ними будете следовать регулирующим принципам, будете изучать литературу, будете заниматься духовной практикой. А мы упоминали, что основа духовной практики является киртанам, то есть пение Имён Бога. Об этом будет в будущем говорится, и мы в прошлой передачи говорили, что для Бхакти-йоги главными методом является шраванам и киртанам.

00:55:47 Шраванам – это слушание, слушание священных писаний – то, чем сейчас мы с вами занимаемся, и второе, киртанам – это рассказа, и рассказ и повествование и сюда же входит воспевание Имён Бога, повторение Имён Бога… и, кстати, в Библии на эту тему есть слова: «Славьте Господа каждым дыханием, славьте Его с барабаном и флейтой», – вот это начало духовной жизни. И затем на каком-то этапе вы повстречаете духовного учителя, можете получить от него посвящение, и уже будете чувствовать прогресс, и будете чувствовать свою связь с Богом. Какой ещё вопрос?
[Фаина] Спасибо большое! Можно задать ещё один вопрос?
[Критский В.Г.] Конечно.
[Фаина] Я не уверена… спасибо. Я не уверена, что он для вас, наверное нужно спрашивать у тех, кто говорит о кулинарных рецептах. У меня проблема в том, что я стала вегетарианкой и где-то три месяца продолжала следовать всем рекомендациям в книжках, на CD, но, к сожалению, у меня организм не переносит зернобобовые, и с молочными продуктами тоже не очень хорошо.
[Ведущая] Ага
[Критский В.Г.] А что он переносит?
[Фаина] Овощи и вот немножко мясного протеина, как курица, например. Мясо я не кушаю давно, но вот курицу, рыбу и овощи…
[Критский В.Г.] Вот скажите, а молочные продукты… кисломолочные: творог, сметана вы переносите? Ряженку там, кефир?
[Фаина] Тоже, к сожалению. Тоже к сожалению, всё то, что прошло ферментацию.. Видимо из-за большого кол-ва [не слышно.. Кандиды?] тоже не переношу.

00:57:36 [Критский В.Г.] А сыры? Сыры и творог?
[Фаина] И сыры. Это всё, да, это всё продукты ферментации. К сожалению, я их не переношу.
[Ведущая] Владимир Георгиевич, я думаю, что я помогу радиослушательнице, ответив на её вопрос, что она сможет справиться с этой ситуацией, если она пришлёт к нам заявку на консультацию к О.Г. Торсунову.
[Критский В.Г.] Да, хорошо.
[Ведущая] И он расскажет, как правильно, какое питание вам нужно применять, какие диеты, в какое время какие продукты кушать, каких продуктов избегать, а на какие налегать. Также он порекомендует вам всё необходимое для вашего организма.
[Критский В.Г.] Да, это правильно, Олег Геннадиевич более квалифицированно ответит на ваш вопрос.
[Ведущая] Ага. Есть ли у вас ещё вопросы, Фаина?
[Фаина] Спасибо большое. Я вообще стою на очереди, я послала свою заявку, и надеюсь, что мне удастся получить консультацию.
[Ведущая] Конечно, конечно, у вас получиться получить консультацию. Все, кто присылают к нам заявки, проходят её, если же сами от неё не отказываются. Но очередь большая: желающих много. Спасибо большое вам, Фаина, что вы нам позвонили.
[Фаина] Вам тоже большое спасибо. Всего хорошего! Доброго дня.
[Ведущая] До свидания! Итак, Владимир Георгиевич, я думаю, мы на этом закончим.
[Критский В.Г.] Ага
[Ведущая] И подведём итоги того, что сегодня у нас было сказано очень много и было очень много вопрос, радиослушатели нас внимательно слушают. И то, что их много, я тоже знаю, я вижу каждого радиослушателя. Большое вам спасибо, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Всего хорошего!
[Ведущая] До свидания. Итак, дорогие радиослушатели, это был Владимир Критский в прямом эфире на волнах «Аюрведа-Радио» «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-Гите», а также ответы на ваши вопросы по ведической культуре и философии. Вы продолжаете слушать «Аюрведа-Радио», оставайтесь с нами!

транскрибирование: Святояр Жинган | Кишинев | Молдова | 09 января 2013