Истинный прогресс в духовном развитии

Аюрведа радио - 31 августа 2007
Йога и её значение в жизни человека. Что такое самадхи, или духовное совершенство. Духовное развитие требует решительности. Предназначение души ‒ служение Богу. Что такое истинный прогресс в духовном развитии. О наиболее доступном методе постижения системы йоги. Ответы на вопросы. Каким регулирующим принципам рекомендуется следовать в современную эпоху? Употребление в пищу растений ‒ это тоже убийство? Что делать, если условия не позволяют придерживаться вегетарианского питания? Нормально ли, что дети играют в «войнушку»? Почему все священные писания сложны для изучения? Что за знаки мы можем увидеть на теле преданного Всевышнего Господа? С чего начать духовный путь?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:59:41 | качество: mp3 24kB/s 10 Mb | прослушано: 227 | скачано: 204 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:13 [Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели, рада приветствовать вас на волнах «Аюрведа» радио. Сегодня наша программа такова: в 15:00 Владимир Критский «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”» в прямом эфире, а также ответы на ваши вопросы по ведической культуре и философии. Дорогие радиослушатели, вы можете присылать свои вопросы во время лекции, и после лекции на них ответят. А также будет дан небольшой музыкальный перерыв на то, чтобы у вас была возможность дополнительно отправить появившиеся у вас вопросы. Итак, мы начнём. Здравствуйте, Владимир Георгиевич.

00:00:51 [Критский В.Г.] Здравствуйте.
[Ведущая] Вас немного плохо слышно.
[Критский В.Г.] А так получше?
[Ведущая] Да, вот, отлично. Ну что, давайте приступим.

Йога и её значение в жизни человека

00:01:03 [Критский В.Г.] Спасибо! Дорогие друзья, напомню, что мы с вами продолжаем цикл «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”», и мы с вами продолжаем изучать шестую главу, которая называется «Дхьяна-йога», или «Йога медитации». Вначале мне хочется сделать небольшое вступление о практическом смысле того, о чём мы с вами говорим, потому что на первый взгляд может показаться, что это некая абстрактная вещь. Может возникнуть вопрос: какое это имеет отношение к нашей реальной жизни, какие-то там системы йоги из древней ведической литературы. Но на самом деле связь есть, и связь прямая.

00:01:58 Что такое йога и чем она может помочь человеку в решении его насущных проблем? Мы с вами живём в Кали-югу, в эпоху духовной деградации, когда люди практически потеряли смысл своей жизни и гоняются за временными материальными благами. Есть одна ведическая история про Ломашу-риши, который имел благословение очень долгой жизни: он мог жить много тысяч лет. И он медитировал на берегу священной реки, занимался аскезами, в том числе той самой системой йоги, которую мы с вами изучаем. И однажды к нему пришли какие-то мудрецы, которые хотели узнать о секретах его духовной жизни. И они обратили внимание, что этот йог находится под открытым небом, не видно вокруг никакой хижины, никакой избушки. Они у него спросили: «Дорогой мудрец, ты в течение многих сотен лет занимаешься духовной практикой, практикой медитации, так почему бы тебе не сделать небольшую хижину, шалашик, чтобы спастись от палящего солнца, дождя?».

00:03:31 Ломаша-риши так загадочно посмотрел в небо, подумал и сказал: «Жизнь так коротка!». Это очень интересная история. Вот, наша казалось бы долгая жизнь в действительности достаточно быстро подойдёт к концу. Давно ли была у нас юность, детство, мы ходили в школу, институт… (Сейчас, я думаю, слушатели этой передачи уже взрослые люди) Незаметно придёт и пожилой возраст. То есть десятки, максимум сто лет жизни в человеческом теле – это мгновение, по сравнению с вечностью. И очень важно ценить каждую минуту человеческой жизни. Поэтому, когда люди увлекаются какими-то временными, преходящими материальными благами, то это, конечно, потеря для их духовной жизни. Ломаша-риши, жил тысячи лет, он находился на берегу реки и занимался просто медитацией, но он не считал возможным потратить несколько часов на то, чтобы соорудить себе какой-то шалаш из веток. А ведь лес кругом, дерева хватало.

00:05:18 Так вот, цель человеческой жизни – это достичь духовного совершенства. Это не обретение каких-то временных, материальных, благ, а познание своей вечной духовной природы и достижение вечного счастья. Система йоги – это система подготовки, обучения своего тела, обучения контролю над умом и чувствами, чтобы победить свою вторичную, материальную, природу, которая связана с нашим временным телом. Наша духовная природа вечна, на санскрите называется Сат-Чит-Ананда, природа вечности, знания, блаженства. Но наша временная, материальная, природа, связанная с телом, толкает нас на поиски этого временного, преходящего, материального, счастья. И система йоги предназначена для того, чтобы мы научились владеть собой, чтобы научились обуздывать свои ум и чувства и не гонялись за временными, материальными, благами. Вот в этом смысл.

00:06:39 И мы с вами уже прошли карма-йогу – это первая ступень, самая простая ступень йоги, йога исполнения своих предписанных обязанностей. Затем была гьяна-йога – уже более сложная, высокая ступень философского поиска Абсолютной Истины. И сейчас мы с вами занимаемся, вероятно, самой сложной и аскетичной аштанга-йогой, вернее, изучаем её. Кришна с Арджуной приходят к выводу, что эта йога слишком сложна для современного человека, что фактически она является для нас лишь подспорьем, подсобным инструментом для того, чтобы с помощью более совершенной системы, бхакти-йоги, достичь духовного совершенства.

00:07:39 И мы с вами говорили в прошлый раз, что эта система может быть полезной для того, чтобы успокоить свой ум и чувства, чтобы обрести хорошее здоровье, но не следует слишком полагаться на неё как на систему достижения духовного совершенства. Именно по той причине, что она слишком сложна и, можно сказать, нереальна для современного мира. Вернёмся к шестой главе.

00:08:17 Мы с вами в прошлый раз закончили на стихе 19: «Как пламя светильника не колеблется в безветренном месте, так и йог-трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда спокоен при медитации на трансцендентную сущность». Это был последний стих, который мы с вами разобрали. Он очень красиво описывает это состояние транса, безмятежности, когда йог погружён в созерцание духовной реальности, духовного мира и даже формы Верховной Личности Бога.

Что такое самадхи, или духовное совершенство

00:08:55 Стихи 20–23 ещё более красивое, яркое описание духовного совершенства:
यत्रोपरमते चित्तं निरुद्धं योगसेवया ।
यत्र चैवात्मनात्मानं पश्यन्नात्मनि तुष्यति ॥ २० ॥
सुखमात्यन्तिकं यत्तद्‍बुद्धिग्राह्यमतीन्द्रियम् ।
वेत्ति यत्र न चैवायं स्थितश्चलति तत्त्वत: ॥ २१ ॥
यं लब्ध्वा चापरं लाभं मन्यते नाधिकं तत: ।
यस्मिन्स्थितो न दु:खेन गुरुणापि विचाल्यते ॥ २२ ॥
तं विद्याद्दु:खसंयोगवियोगं योगसंज्ञितम् ॥ २३ ॥
yatroparamate cittaṁ
niruddhaṁ yoga-sevayā
yatra caivātmanātmānaṁ
paśyann ātmani tuṣyati
sukham ātyantikaṁ yat tad
buddhi-grāhyam atīndriyam
vetti yatra na caivāyaṁ
sthitaś calati tattvataḥ
yaṁ labdhvā cāparaṁ lābhaṁ
manyate nādhikaṁ tataḥ
yasmin sthito na duḥkhena
guruṇāpi vicālyate
taṁ vidyād duḥkha-saṁyoga-
viyogaṁ yoga-saṁjñitam

00:09:05 «На стадии совершенства, называемой трансом, или самадхи, ум человека полностью отстранён от материальной деятельности. Находясь в этом состоянии, йог, очистившись от материальной скверны, видит свою подлинную сущность и наслаждается духовным счастьем, ощущая его через трансцендентные чувства. Находясь на этом уровне, он никогда не отклоняется от Истины и считает, что нет большего выигрыша. Такой человек никогда не теряет самообладания, даже посреди величайших бедствий. Это есть подлинная свобода ото всех страданий, возникающих от соприкосновения с материей».

00:09:52 Эти несколько стихов шестой главы, описывают состояние транса, или духовного совершенства, когда йог полностью погрузился в свою медитацию на трансцендентную сущность. Он садится в позу лотоса, он прекращает есть, пить и даже постепенно останавливает дыхание. И здесь говорится, что он видит свою подлинную духовную сущность, он уже не отождествляет себя с телом. Это состояние йоги, когда человек практически прекращает материальную деятельность, он прекращает деятельность своих чувств, то есть его тело практически, можно сказать, умирает, умерщвляется. Он может находиться в таком состоянии годами, у него отрастают волосы, у него отрастают ногти. Он полностью удовлетворён этим состоянием медитации на духовную сущность. Он не ощущает ни голода, ни жажды.

00:11:20 И здесь говорится, что такой человек никогда не теряет равновесия даже посреди величайших трудностей. Это есть подлинная свобода ото всех страданий, возникающих от соприкосновения с материей. То есть даже вот это достаточно краткое, хотя и яркое, описание показывает, что это очень сложный процесс, процесс, требующий полного отречения от материальной жизни: йог удаляется в лес или горы и постепенно погружается в это состояние транса, или медитации.

00:12:00 Стих 24:
स निश्चयेन योक्तव्यो योगोऽनिर्विण्णचेतसा ।
सङ्कल्पप्रभवान्कामांस्त्यक्त्वा सर्वानशेषत: ।
मनसैवेन्द्रियग्रामं विनियम्य समन्तत: ॥ २४ ॥

sa niścayena yoktavyo
yogo ’nirviṇṇa-cetasā
saṅkalpa-prabhavān kāmāṁs
tyaktvā sarvān aśeṣataḥ
manasaivendriya-grāmaṁ
viniyamya samantataḥ

«Человек должен заниматься йогой со всей решимостью и верой, никогда не сходя с избранного пути. Он должен отбросить все материальные желания, порождённые умом, и контролировать свои ум и чувства».

00:12:24 Итак, тот, кто занимается йогой, должен решительно и терпеливо продолжать свой путь, он должен верить, что в конце концов достигнет успеха, двигаться вперёд с великим упорством и не отчаиваться, если достижение цели по какой-то причине откладывается. И тот, кто настойчиво следует по данному пути, непременно достигнет высшей цели. Об этом говорит ведическая литература, на которую мы опираемся.

Духовное развитие требует решимости

00:12:57 Есть интересная история о воробьихе, которая отложила свои яйца на берегу океана (эта история приводится в Ведах, это не какая-то моя спекуляция). Когда океан разлился, то волной он смыл её гнёздышко с яичками. Охваченная горем воробьиха стала умолять океан вернуть её яйца, но океан не обратил никакого внимания на её просьбу. И тогда эта маленькая воробьиха решила своим клювом осушить океан и принялась пить из него воду, и все вокруг смеялись над ней, потешались: что может маленькая птичка сделать огромному океану? Но молва о её подвиге разнеслась по всему миру и дошла до огромной птицы Гаруды, которая носит на своих плечах Господа Вишну. В Ведах описывается, что эта птица огромного размера, поскольку сам Господь Вишну огромного размера. Гаруда пожалел свою маленькую сестру, прилетел на берег океана и, будучи очень довольным решимостью воробьихи, пообещал ей помочь.

00:14:30 И он сам приказал океану вернуть яички. Согласно Ведам, всё имеет своё олицетворение, и в океане тоже имеется определённая личность, которая контролирует океан, определённый полубог. Океан испугался, что Гаруда как достаточно мощный соперник может причинить какой-то вред, и он вернул гнёздышко с яйцами воробьихе, и воробьиха была очень счастлива. Эта интересная история иллюстрирует с какой решимостью йог должен продолжать свои усилия, даже если на первый взгляд кажется, что практически нет шансов достичь успехов. Материальный мир сравнивается в Ведах с великим океаном, но не океаном знания, а океаном невежества. И обусловленные души, по сути, тонут в этом океане, они гоняются за совершенно искусственными материальными целями и забывают об истинной цели своей жизни. И ведическое знание, ведическая система, система йоги помогает человеку найти путь, по которому можно выбраться из этого океана неведения, достичь вечной жизни счастья.

00:16:00 Стих 25:
शनै: शनैरुपरमेद्‍बुद्ध्या धृतिगृहीतया ।
आत्मसंस्थं मन: कृत्वा न किञ्चिदपि चिन्तयेत् ॥ २५ ॥

śanaiḥ śanair uparamed
buddhyā dhṛti-gṛhītayā
ātma-saṁsthaṁ manaḥ kṛtvā
na kiñcid api cintayet

«Постепенно, шаг за шагом, с помощью разума и убеждённости йог должен войти в состояние транса и сосредоточить свой ум исключительно на душе, не думая ни о чём другом».

00:16:18 Стих 26:
यतो यतो निश्चलति मनश्चञ्चलमस्थिरम् ।
ततस्ततो नियम्यैतदात्मन्येव वशं नयेत् ॥ २६ ॥

yato yato niścalati
manaś cañcalam asthiram
tatas tato niyamyaitad
ātmany eva vaśaṁ nayet

«Куда бы ни устремился ум, изменчивый и непостоянный по своей природе, йог должен неизменно возвращать его обратно под контроль своего Я».

00:16:34 комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: Ум по природе очень изменчив и неустойчив, йог, который осознал свою сущность, должен обуздать свой ум и не позволять, чтобы ум обуздал его.

00:16:47 Есть интересный рассказ о каком-то греческом мудреце, я не помню точно его имени, может, это был Диоген. И когда его увидел какой-то великий царь, то спросил: «Почему ты такой счастливый? Почему ты доволен собой, у тебя же ничего нет? Вот, у меня огромное царство, и всё равно у меня много проблем». Мудрец улыбнулся и сказал: «Потому что ты – раб своих чувств, а я – их повелитель!».

00:17:24 Вот эта маленькая притча показывает, что на самом деле даже если человек владеет всем миром, но не способен владеть своими чувствами, то он несчастен. Его чувства будут постоянно бросать его из стороны в сторону, и он не будет иметь ни счастья, ни покоя. И в то же время йог, мудрец, который посвятил себя духовной жизни, может быть счастлив, даже находясь в бочке, подобно Диогену, но это, конечно, аллегорически. Просто не гоняясь за материальными благами, а посвящая себя духовной жизни.

00:18:08 Говорится, что тот, кто может контролировать свои чувства, называется на санскрите Свами или Го-свами, что означает «господин чувств». На нашем радио «Аюрведа» с лекциями выступает замечательный преподаватель Бхакти Вигьяна Госвами. Я думаю, что вы слушаете его лекции, очень интересные, глубокие. Это пример человека, который достиг совершенства в йоге (это бхакти-йога, это не данная система йоги, но тем не менее) и получил от своего духовного учителя титул Госвами.

Предназначение души – служение Богу

00:18:55 Стих 27:
प्रशान्तमनसं ह्येनं योगिनं सुखमुत्तमम् ।
उपैति शान्तरजसं ब्रह्मभूतमकल्मषम् ॥ २७ ॥

praśānta-manasaṁ hy enaṁ
yoginaṁ sukham uttamam
upaiti śānta-rajasaṁ
brahma-bhūtam akalmaṣam

«Йог, который сосредоточил свой ум на Мне, действительно достигает высшей ступени трансцендентного счастья. Выйдя из-под влияния гуны страсти, он осознаёт своё качественное тождество со Всевышним и таким образом освобождается ото всех грехов».

00:19:17 Это слова Кришны. Кришна рассказывает Арджуне об этой системе йоге, и Кришна ещё раз намекает в этом стихе, что Он является воплощением Всевышнего Господа, что Он – не обычный человек. В первых главах «Бхагавад-гиты» Кришна не говорил об этом, Он говорил просто о Господе, о Всевышнем Господе, но в этих серединных главах Он уже, скажем так, раскрывает Себя Арджуне. «Йог, который сосредоточил свой ум на Мне, действительно достигает высшей ступени трансцендентного счастья. Выйдя из-под влияния гуны страсти, он осознает своё качественное равенство со Всевышним и таким образом освобождается ото всех грехов».

00:20:16 Духовное самоосознание означает понимание своего положения во взаимоотношениях со Всевышним Господом, того, что индивидуальная душа является неотъемлемой частичкой высшего Духа, и поэтому её предназначение заключается в том, чтобы заниматься преданным служением Богу. Подобно тому, как часть тела должна служить всему телу, так и мы духовны по своей природе, и наше предназначение в преданном служении полному целому, то есть Верховной Личности Бога.

00:20:56 Стих 30:
यो मां पश्यति सर्वत्र सर्वं च मयि पश्यति ।
तस्याहं न प्रणश्यामि स च मे न प्रणश्यति ॥ ३० ॥

yo māṁ paśyati sarvatra
sarvaṁ ca mayi paśyati
tasyāhaṁ na praṇaśyāmi
sa ca me na praṇaśyati

«Для того, кто видит Меня повсюду и всё пребывающим во Мне, Я никогда не потерян, и он никогда не потерян для Меня».

00:20:10 Я прочитаю комментарий духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Человек, обладающий сознанием Бога, безусловно, видит, что Господь Кришна пребывает повсюду и всё сущее пребывает в Нём. Такой человек видит различные предметы и явления материального мира существующими отдельно друг от друга, но в то же время он понимает, что всё сущее является проявлением энергии Господа. Нет ничего, что существовало бы отдельно от Господа, и Господь является Властелином всего сущего – таков основной принцип сознания Бога и сознания Кришны.

00:21:55 Метод сознания Кришны помогает человеку развить в себе любовь к Богу и таким образом занять положение, трансцендентное по отношению к материальному миру. На этом этапе духовного развития человек понимает своё тождество с Господом в том смысле, что Господь для него является высшей целью, и он наполняется чувством любви к Богу. И тогда между Господом и Его преданным устанавливаются очень тесные отношения, и на этом этапе человек побеждает смерть и никогда не теряет из виду Верховную Личность Бога».

00:22:39 Это комментарий духовного учителя, который говорит о том, что фактически то, что йог в процессе медитации начинает видеть форму Бога, Сверхдушу, является целью любой йоги. И высшая система йоги – бхакти-йога, которую мы будем изучать в последующих главах, направлена непосредственно на достижение этой цели.

00:23:08 Стих 32:
आत्मौपम्येन सर्वत्र समं पश्यति योऽर्जुन ।
सुखं वा यदि वा दु:खं स योगी परमो मत: ॥ ३२ ॥

ātmaupamyena sarvatra
samaṁ paśyati yo ’rjuna
sukhaṁ vā yadi vā duḥkhaṁ
sa yogī paramo mataḥ

«Тот, кто является совершенным йогом, о Арджуна, путём сравнения с собственной сущностью видит подлинное равенство всех существ, будь они в счастье или в горе».

00:23:24 Это очень красивый и очень глубокий стих, хочу ещё раз прочитать его, чтоб вы поняли смысл: «Тот, кто является совершенным йогом, о Арджуна, путём сравнения с собственной сущностью видит подлинное равенство всех существ, будь они в счастье или в горе». Этот стих имеет глубочайший философский смысл, потому что в материальном мире все люди страдают из-за каких-то материальных проблем. Они видят, что кто-то имеет всё: власть, деньги, положение, и они думают, что он очень счастлив. У кого-то нет ничего, кто-то живёт на одну пенсию, скажем, на 3000 рублей в месяц, и возникает ощущение какой-то несправедливости: кто-то имеет всё, кто-то ничего. А бывает так, что человек рождается с каким-то физическим уродством...

Что такое истинный прогресс в духовном развитии

00:24:27 Я недавно читал, как одна девушка пришла к духовной жизни. Она родилась со сросшимися руками и не могла сама действовать, всё время нуждалась в няньке. Она сказала такую фразу интересную, что мы, обычные люди, мы с вами, у которых есть руки, ноги, мы даже не представляем, как много нам дано от Бога.

00:25:23 И действительно, в этой материальной жизни люди буквально теряют голову в погоне за какими-то материальными благами: новый дом, новая квартира, новая машина, новая жена. И они буквально теряют свой разум, забывая о том, что в один прекрасный момент они всё потеряют. И если в этой жизни им удастся это сохранить, если это не отнимет у них правительство, или какие-нибудь кредиторы, или ещё кто-то, например родственники, то они всё потеряют в момент смерти.

00:25:59 И поэтому человек не должен привязываться к материальным благам, ему следует довольствоваться тем, что он получает по своей судьбе или, как мы говорим, по своей карме, и все свои усилия направить на достижение духовной жизни, духовного совершенства.

00:26:17 И Кришна говорит, что совершенный йог в сравнении с собственной сущностью видит подлинное духовное равенство всех существ, что разница всех душ в материальном мире находится лишь в том, какое они занимают положение на этой лестнице эволюции. Кто-то занимает более высокое положение в материальном мире, кто-то более низкое, но в следующей жизни может всё поменяться.

00:26:46 Истинное благо, истинный прогресс – это духовное совершенство, то, насколько человек понимает свою личную духовную природу и насколько он действует в соответствии с ней. То есть это путь, который ведёт его к освобождению от материального рабства и достижению духовного совершенства. Вот только в этом, по сути, разница. Материальные различия, которые мы видим и на которые люди так обращают внимания, совершенно несущественны.

О наиболее доступном методе постижения системы йоги

00:27:24 Ну и, наконец, стих 33, который мы сегодня прочитаем, и, может быть, на этом мы закончим:
अर्जुन उवाच
योऽयं योगस्त्वया प्रोक्त: साम्येन मधुसूदन ।
एतस्याहं न पश्यामि चञ्चलत्वात्स्थितिं स्थिराम् ॥ ३३ ॥

arjuna uvāca
yo ’yaṁ yogas tvayā proktaḥ
sāmyena madhusūdana
etasyāhaṁ na paśyāmi
cañcalatvāt sthitiṁ sthirām

«Арджуна сказал: „О Мадхусудана [О Кришна – прим. ВГК], метод йоги, который Ты мне вкратце описал, кажется мне непосильным и невозможным, ибо ум беспокоен и неустойчив».

00:27:53 Такой неожиданный вывод делает Арджуна. Глава ещё не кончилась, остался ещё примерно десяток стихов, но в целом Кришна закончил описание вот этой системы йоги Патанджали, так называемой аштанга-йоги. И Арджуна, по сути, отказался от перспективы заниматься этой системой йоги. Я ещё раз прочитаю стих: «О Мадхусудана, метод йоги, который Ты мне вкратце описал, кажется мне непосильным и невозможным, ибо ум беспокоен и неустойчив».

00:28:39 В следующий раз мы с вами прочитаем оставшиеся стихи шестой главы, в которых Кришна объясняет Арджуне, каким образом система йоги всё-таки может быть полезна и реальна для человека. Хотя основной вывод вы уже знаете, я вам говорил о том, что более практичным и более реальным является метод карма-йоги, который затем переходит в бхакти-йогу, то есть в йогу преданного служения Верховной Личности Бога.

00:29:14 Это наиболее доступный метод для современного человека, потому что он не требует такого полного отречения от мира, в нём нет таких строгих регулирующих принципов, как в системе аштанга-йоги: человек может оставаться в миру, исполнять свои обязанности, иметь семью, жену, детей, и в то же время посвятить свою жизнь преданному служению.

00:29:45 Такова будет тема последующих глав, и в следующей передаче, через неделю, мы с вами закончим шестую главу. На этом я хочу закончить свою небольшую беседу на сегодня. Если есть у вас какие-то вопросы, пожалуйста, звоните или присылайте на наш сайт. В эфире Критский Владимир Георгиевич.

00:30:08 [Ведущая] Спасибо большое, Владимир Георгиевич. Я думаю, мы нашим радиослушателям десять минут музыки поставим, чтобы у них была возможность отправить к нам вопросы. Напомню телефон: 89099337709. СМС принимаем, а также звонки, у нас есть чат в скайпе и есть почтовый ящик ayurvedaradio@mail.ru. Ждём ваших писем. А вы оставайтесь с нами, мы скоро вернёмся.
[Критский В.Г.] Хорошо.

Ответы на вопросы

Каким регулирующим принципам рекомендуется следовать в современную эпоху?

00:30:50 [Ведущая] Итак, напомню нашим радиослушателям о том, что сегодня в прямом эфире Владимир Георгиевич. Критский и «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», а сейчас мы начнём отвечать на вопросы наших радиослушателей по теме ведической культуры и философии. И у нас есть один вопрос, который звучит так: «Каким регулирующим принципам рекомендуется следовать в современную эпоху?»

00:31:16 [Критский В.Г.] Спасибо. Это хороший вопрос, потому что в Ведах для разных систем йоги приводятся немножечко различные регулирующие принципы. Духовные учителя, в частности Бхактиведанта Свами Прабхупада, которого мы цитируем (собственно, перевод «Бхагавад-гиты, на который мы опираемся), находятся в цепи ученической преемственности, так называемой гуру-парампаре. И в последнее столетие система регулирующих принципов, которая выработана духовными учителями данной традиции, состоит всего лишь из четырёх регулирующих принципов.

00:32:13 Первый: отказ от мясоедения, что соответствует христианской заповеди не убий или же принципу ахимсы – ненасилия. Для того чтобы человек мог обрести счастье, он должен по возможности не причинять страдание другим, по крайней мере в такой явно грубой форме. Заповедь не убий, или ахимса, означает, что нам запрещается не только убивать себе подобных (скажем, убивать людей на улице), а мы также не должны поощрять убийство животных. И мясоедение – это самый распространённый, скажем так, способ поощрения убийства животных, особенно коров. Согласно Ведам, корова является для человека второй матерью, и убийство коровы сравнивается с убийством собственной матери, потому что она, как и мать, кормит человека молоком.

00:33:24 Второй принцип: отказ от интоксикаций: алкоголя, наркотиков, курения. Этот принцип понятен, известен из медицины, медицинских данных.

00:33:38 Третий принцип: отказ от азартных игр. Мы знаем, что в истории было немало случаев, когда человек, увлекаясь азартными играми, совершенно терял голову и мог проиграть всё, чуть ли не последние штаны, как говорится. Классический пример – произведение А.С. Пушкина «Пиковая дама». В ведическом эпосе «Махабхарата» во время знаменитой игры в кости Пандавы проиграли всё своё царство, проиграли самих себя, свою жену, и это явилось формальным поводом для сражения на поле Курукшетра, в котором погиб, собственно, весь род. Вот небольшая иллюстрация того, к каким иногда жутким последствиям приводит злоупотребление этим принципом.

00:34:39 И, наконец, четвёртый принцип: отказ от незаконного секса, что соответствует библейской заповеди не прелюбодействуй. Тоже вполне понятный принцип, который, тем не менее, повсеместно нарушается. В западной культуре это не считается грехом, но на самом деле это ведёт к огромным проблемам, потому что рушатся семьи, рушатся отношения между людьми, наступают нежелательные беременности, женщины делают аборты, которые по сути являются узаконенным убийством ребёнка во чреве матери. И последнее, как... «благословение нашей эпохи», – это болезни, которые передаются половым путём. Если раньше были такие болезни, как сифилис, то сейчас появилось ещё новое «благословение» – СПИД. И эти болезни не передаются просто так, ни с того ни с сего, а возникают именно потому, что люди злоупотребляют незаконным сексом.

00:35:54 Вот четыре основных регулирующих принципа. Здесь нет таких библейских принципов, как «не лги, не кради, чти мать и отца своего», но они подразумеваются. Мы говорили в курсе ведической культуры, что четыре регулирующих принципа должны дополнять основные принципы культурного человека в рамках тех же десяти заповедей или принципов ведической культуры. Так я могу кратко ответить на ваш вопрос.

Вегетарианцы убивают растения - это тоже убийство?

00:36:31 [Ведущая] У меня есть ещё ряд вопросов, даже не знаю, насколько они относятся к ведической культуре и философии, но, может быть, всё-таки вы попробуете ответить. Вопросов так много, даже не знаю с чего начать.
Вы говорите об ахимсе, о том, что не нужно убивать животных, особенно коров, а растения можно убивать, ведь они тоже живые? Придётся кушать минералы?

00:37:04 [Критский В.Г.] Очень хороший вопрос. Растения тоже живые – это факт, у них тоже есть душа. И мы с вами говорили в одной из прошлых передач о замечательной книге, которая вышла не так давно в Америке, «Тайная жизнь растений», где ставились блестящие эксперименты учёных, которые доказывают, что растения обладают сознанием.

00:37:24 Дело в том, что растения находятся на более низком этапе эволюции сознания, и у них нет развитой нервной системы, они не ощущают в такой степени боль, как люди, животные. И мы это видим, растения не мучаются. Когда убивают корову или быка – это нечто страшное. Люди, которые видят, что происходит на бойне, после этого теряют сознание, это совершенно жуткие сцены. Но когда мы убиваем растение, вырываем травку или даже дерево, нет таких страданий, таких мучений, поэтому как в Библии, так и в Ведах говорится, что растения рекомендуются людям в пищу. В Библии, в первой главе «Бытия», говорится, что Бог дал людям в пищу растения, сеющие семя 1. Каждой твари, в которой душа живая, Он дал в пищу растения, сеющие семя.

00:38:18 То же самое и в Ведах. То есть в принципе убийство растений – это тоже убийство, и поэтому без нужды не нужно убивать даже растение. И йоги отречённые, когда удаляются в лес, стараются не убивать даже растения, они питаются, например, какими-то плодами, которые упали с ветки, или им иногда крестьяне, местные жители приносят молоко, поскольку молоко никак не связано с убийством, поэтому потребление молочных продуктов – это самый чистый вид питания. То есть человек не должен без нужды убивать даже растение. Но более чистая пища – это растительная пища, и во всех религиях мира допускается обряд освящения, и в ведической традиции именно вегетарианская пища допускается к освящению, она освящается на алтаре. Вот таков ответ на вопрос. Ещё какие вопросы, Наталия?

Что делать, если человек живёт в условиях, которые не позволяют придерживаться вегетарианского питания?

00:39:30 [Ведущая] Вопрос такой: «Что же делать, если всё-таки мясо является основной пищей? Например, чукчи живут в снегу, им что, снег кушать?»

00:39:38 [В.Г. Критский] Для чукчи основная пища это, скорее, не мясо, а рыба… Но обитание на Крайнем Севере – это не самое лучшее место для духовного развития. В принципе, метод йоги трансцендентен, и если вы обладает знанием принципов йоги, то вы сможете заниматься йогой даже на севере. И все эти принципы, которые я перечислил, так называемые принципы гуны благости, они не столь важны, как основополагающие принципы йоги, то есть принципы духовной жизни, духовной деятельности, о чём мы с вами будем говорить в последующих передачах. В чём же они заключаются? Они заключаются в том, что человек должен посвящать свою жизнь служению другим людям и служению Богу. Вот это высший духовный принцип, о котором говорится и в Библии. Слова Иисуса Христа: «Возлюбите Господа всем сердцем своим, всей душою своею, всем разумением своим. Возлюбите ближнего, как самого себя». Вот эти основополагающие принципы.

00:40:56 То, о чём мы с вами говорим, так называемые регулирующие принципы – это принципы чистой цивилизованной жизни, это принципы гуны благости, они менее важны, они в каком-то смысле относительные. А духовный принцип – это абсолютный принцип. Поскольку мы по своей природе духовны, мы являемся составными частичками Высшего Разума, то наше предназначение – это служение, служение Богу и служение окружающим людям, независимо от того, живём ли мы в экваториальной Африке или на севере.

00:41:35 Если вы живёте на севере, то там, наверное, трудно обойтись без мясной или рыбной пищи, и, несомненно, это будет влиять на ваше сознание негативным образом. Но если вы живёте в России или в Индии, где обилие вегетарианских продуктов, и, несмотря на это, всё-таки едите мясо, то это уже плохо и это уже, несомненно, не позволит вам достичь духовного совершенства. Вы будете загрязняться низшими гунами материальной природы, вам будет очень трудно сосредоточить свой ум на высшей цели, и у вас будут всегда какие-то беспокойства, трудности, болезни и так далее. То есть, с одной стороны, эти принципы относительны, но если есть возможность их соблюдать, то, конечно, лучше это делать.

Нормально ли то, что дети играют в «войнушку»?

00:42:26 [Ведущая] Есть ещё такой вопрос: «В „Бхагавад-гите” с первой же главы начинается описание того, что на поле Курукшетра происходит война, военные действия, вопрос таков: а что если дети играют в «войнушку» во дворе, это нормальное явление?

00:42:46 [Критский В.Г.] Да, дети любят играть в войну.
[Ведущая] Но почему они играют в войну? И именно мальчишки.
[Критский В.Г.] Не все, конечно, но это кшатрийская природа. Мы знаем, что у нас есть четыре натуры: брахманическая природа (интеллектуальная природа), кшатрийская природа (природа воинов, что для мужчины бывает естественно), природа вайшьев (природа торговцев), которые любят торговать, и природа шудр, которые не обладают особыми качествами, а просто должны быть с кем-то, должны кому-то служить, они не обладают таким разумом, такой самостоятельностью, чтобы самим чем-то заниматься. И для мальчиков это естественно, они все мечтают быть великими воинами.

00:43:35 Я думаю, что у меня в детстве тоже был такой период, но с годами, как правило, это проходит, потому что мы все учимся на каких-то примерах. Поскольку у мальчиков сильно влияние раджа-гуны, стремление стать каким-то великим героем естественно. И какой великий герой? Великий воин, великий полководец или какой-нибудь великий шпион, агент или кто-нибудь ещё. Разведчик. Я помню, у нас были разные идеалы. в детстве. Для детей это естественно, и это с годами проходит.

00:44:16 Если родители знакомы с духовными принципами, они должны просто знакомить своих детей с какими-то духовными историями. Например, я видел, что есть книга «Детская Библия». Наши христианские братья опубликовали специально для детей «Библию» в упрощённом изложении, специально для детей. И есть книги с ведическими историями для детей, например, многие истории, которые я вам рассказываю, очень просты и понятны для детей.

00:44:55 Есть истории о жизни Кришны. Истории о том, как Кришна провёл свои детские годы во Вриндаване, очень интересные, занимательные. То есть вы просто должны давать своим детям семя духовной жизни, чтобы они понимали какие-то основные вещи: что существует Всевышний Господь, что мы находимся в материальном мире, что наше тело – оболочка временная, что рано или поздно дедушка умрёт, бабушка умрёт (я помню, для меня это было огромным потрясением), и, соответственно, родители тоже умрут, и дети тоже умрут.

00:45:35 То есть вот эти азы духовного понимания можно давать с детства, чтобы в будущем дети не были шокированы такими новостями, чтобы они спокойно продолжали своё развитие и у них уже была цель в жизни, и чтобы они понимали, что цель заключается не в достижении какого-то огромного счёта в банке, а в том, чтобы обрести духовное знание. Как говорил в Библии Иисус Христос: «Не копите сокровища на Земле, где ржа истребляет и вор крадёт, а копите сокровища на небесах». Вот это я могу посоветовать.

00:46:10 Все эти детские забавы и развлечения быстро проходят. В этом плане девочки, конечно, отличаются от мальчиков тем, что они развиваются гораздо быстрее, с ними гораздо меньше проблем, они уже с детства начинают играть в дочки-матери, то есть женская природа проявляется достаточно рано, и девочек гораздо легче воспитывать. А воспитание мальчиков (поскольку у мужчин более серьёзная миссия, больше ответственность) – это довольно серьёзная вещь. Я думаю, мы об этом, может быть, ещё поговорим. И для воспитания мальчиков совершенно необходима гармония в семье, то есть для мальчиков недостаточно только матери или только отца, необходимо, чтобы были и мать, и отец, тогда их воспитание будет нормальным. Мать учит ребёнка любви, чуткости, состраданию. Отец учит сына ответственности, учит разуму, учит быть настоящим мужчиной. Вот так я могу кратко ответить.

Почему все священные писания сложны для изучения?

00:47:06 [Ведущая] Есть ещё очень хороший вопрос, на мой взгляд. Я думаю, даже радиослушатели оценят: «Почему все авторитетные писания так хитро закручены, что смысл в них нужно находить разный, копаться, додумывать, глубоко понимать. Почему не описано в жёсткой форме, как, например, в Конституции?». Такой вот вопрос.

00:47:49 [Критский В.Г.] Да, это чудесный вопрос. Вопрос очень глубокий. Я кратко на него постараюсь ответить, хотя на эту тему можно говорить долго. Действительно, священные писания очень многоплановые. Даже в «Бхагавад-гите», которую мы с вам изучаем, много слоёв. Внешний, поверхностный, слой – это сражение на поле Курукшетра. Пандавы для восстановления справедливости собирают огромную армию, чтобы противостоять Кауравам, которые незаконным путём отобрали у них царский трон. Более глубокой план – это моральные наставления, которые даёт Кришна в «Бхагавад-гите», но даже они имеют много уровней: уровень основных поучений, касающихся того, что человек должен посвятить себя исполнению долга, отбросить все колебания, сомнения, и есть более глубокие уровни. И в этом есть большой смысл.

00:48:53 Мы с вами будем изучать девятую главу «Бхагавад-гиты», она называется «Самое сокровенное знание». Эта глава начинается такими словами Кришны: «Это знание является вершиной всего познания, это самая большая тайна из всех тайн». И в Библии тоже есть такая идея, что духовное знание является сокровенным. Как говорил Иисус Христос: «много званных, но мало избранных». То есть духовное знание предназначено, к сожалению, не для всех. Почему? Потому что большинство людей просто не интересуются духовным знанием, то есть им нужны чисто материальные вещи: иметь больше денег, иметь положение в обществе, славу, почёт и т. д. И то же самое в «Бхагавад-гите»: «Из тысяч и тысяч людей лишь один стремится к совершенству».

00:49:53 Так устроен материальный мир, и тут ничего мы не можем поделать, то есть в этом уже план Бога: лишь небольшая часть людей – брахманы по природе. И брахманы тоже бывают разного уровня: есть брахманы, которые занимаются чисто формальным исполнением каких-то обрядов, ритуалов, так называемые смарта-брахманы. В Библии, кстати, это соответствует фарисеям, Иисус Христос тоже с этим боролся. Вот. И самая, скажем так, возвышенная часть – это преданные Господа, которые посвящают себя служению Богу, и такие есть в любой духовной традиции, это не зависит от национальной принадлежности, от конфессии.

00:50:39 Вот так я могу кратко ответить: духовное знание многоуровневое, многоплановое, и даже в одной «Бхагавад-гите» есть знания для людей разного уровня. И то же самое Веды: есть, скажем, пураны в саттва-гуне, гуне благости, есть пураны в раджо-гуне, в гуне страсти, есть пураны в тамо-гуне, гуне невежества. То есть для людей разного уровня есть разные писания. И подобно тому, как в первом классе школы мы проходим таблицу умножения, дальше у нас будет алгебра, элементарные функции, а в десятом-одиннадцатом классе мы проходим производную, интегралы, то есть высшую математику, так и здесь: духовное знание тоже делится на различные уровни. Вот так я могу ответить.

Что за знаки мы можем увидеть на теле преданного Всевышнего Господа?

00:51:33 [Ведущая] И есть ещё один вопрос, очень интересный, а также у нас есть слушатель, ожидающий ответа по телефону. Вопрос такой: «На картинках некоторых ведических писаний есть изображения с рисунками на теле. Это татуировки? В материальном мире допускается пирсинг, нанесение татуировок? Не вредно ли это?»

00:52:02 [Критский В.Г.] Я насчёт татуировок не знаю, думаю, что это вредно для здоровья, но, что касается ведической традиции, то брахманы наносят на тело так называемую тилаку в двенадцати местах (лоб, пупок, сердце, горло, обе стороны живота, руки, плечи, заднюю часть шеи и поясницу – прим. ред.), то есть это знаки Господа Вишну, которые имеют глубокий сакральный смысл, они уподобляют тело храму. На лоб наносится вертикальная тилака из двух линий и на 12 частях тела. Есть определённый смысл, определённые аллегории, и я не уверен, что смогу исчерпывающе ответить на этот вопрос, более подробно сможет Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж. Если он будет выступать в эфире, то можно будет задать вопрос ему.

00:52:48 Вот, например, две линии, которые наносят преданные Господа Вишну, можно уподобить двум видам энергии, то есть у Всевышнего Господа есть два основных вида энергии: духовная и материальная. Это двойственность материальной жизни: с одной стороны, люди занимаются материальной деятельностью, то есть они себя отождествляют с материей, с материальной телом и могут таким образом находиться в цикле самсары: рождаться, умирать, рождаться, умирать, в разных формах, с другой стороны, высшей энергией является духовная энергия, которая олицетворяет собой вечную жизнь, знание и блаженство – это то, что является истинной целью человеческой жизни. Вот такой аллегорический смысл можно придать вот этому знаку, который наносится на лоб.
[Ведущая] Сейчас примем звонок.

С чего начать свой духовный путь?

00:54:14 Фаина: «Первый вопрос такой:С чего начинать? Кроме четырёх регулирующих принципов».

00:54:25 [Критский В.Г.] Хороший вопрос, разумный. Начинать нужно с начала, то есть начинать нужно с основ духовного знания. Вы должны внимательно прочитать авторитетные книги. Если сможете начать с «Бхагавад-гиты», то это очень хорошо. Есть книги более популярные, например «Наука самоосознания» того же автора – Бхактиведанты Свами Прабхупады. И я очень часто привожу оттуда какие-то идеи, примеры, потому что в этой книге духовный учитель более наглядно и популярно разъясняет те идеи, которые составляют суть, основы «Бхагавад-гиты». Затем очень хорошо, если вы найдёте людей, которые следуют этой системе, то есть системе йоги, системе бхакти-йоги, и уже в общении с ними будете следовать регулирующим принципам, будете изучать литературу, будете заниматься духовной практикой. Мы упоминали, что основой духовной практики является киртанам, то есть пение имён Бога. Об этом мы будет в будущем говорить.

00:55:39 Мы в прошлой передаче говорили, что для бхакти-йоги главными методами являются шраванам и киртанам. Шраванам – это слушание, слушание священных писаний, то, чем сейчас мы с вами занимаемся. И второе, киртанам, – это рассказ, повествование, и сюда же входит воспевание имён Бога, повторение имён Бога. И, кстати, в Библии на эту тему есть слова: «Славьте Господа каждым дыханием, славьте Его с барабаном и флейтой» («Хвалите Его звуком трубы: хвалите его гусли и арфы», Псалтирь 150:3; «Пусть все, у кого есть дыхание, восхваляют Господа. Слава Господу!», Псалтирь 150:6 – прим. ред.). Это начало духовной жизни. И затем на каком-то этапе вы повстречаете духовного учителя, можете получить от него посвящение и уже будете чувствовать прогресс, будете чувствовать свою связь с Богом. Какой ещё вопрос?

00:56:35 [Радиослушательница] Я не уверена, что он для вас, наверное, нужно спрашивать у тех, кто говорит о кулинарных рецептах. Моя проблема в том, что я стала вегетарианкой и где-то три месяца продолжала следовать всем рекомендациям в книжках, на CD, но, к сожалению, у меня организм не переносит зернобобовые, и с молочными продуктами тоже не очень хорошо.
[Критский В.Г.] А что он переносит?
[Радиослушательница] Овощи и вот немножко мясного протеина, курицу например. Мясо я не кушаю давно, но вот курицу, рыбу и овощи…
[Критский В.Г.] Скажите, а кисломолочные продукты, творог, сметану, вы переносите? Ряженку, кефир?
[Радиослушательница] Тоже нет, к сожалению. Всё то, что прошло ферментацию, видимо, из-за большого количества кандиды в организме, тоже не переношу.
[Критский В.Г.] А сыры? Сыры и творог?
[Радиослушательница] И сыры. Это всё продукты ферментации. К сожалению, я их не переношу.

00:57:46 [Ведущая] Владимир Георгиевич, я думаю, что я помогу радиослушательнице. Она сможет справиться с этой ситуацией, если она пришлёт к нам заявку на консультацию к О.Г. Торсунову.
[Критский В.Г.] Да, хорошо.
[Ведущая] Он расскажет, как вам питаться, какой диеты придерживаться, в какое время какие продукты кушать, каких продуктов избегать, а на какие налегать. Также он порекомендует вам всё необходимое для вашего организма.
[Критский В.Г.] Да, это правильно, Олег Геннадиевич более квалифицированно ответит на ваш вопрос.
[Ведущая] Есть ли у вас ещё вопросы, Фаина?
[Радиослушательница] Спасибо большое. Я стою в очереди, я послала свою заявку и надеюсь, что мне удастся получить консультацию.
[Ведущая] Конечно, конечно, вы получите консультацию. Все, кто присылает нам заявки, проходят её, если же сами от неё не отказываются. Но очередь большая: желающих много. Спасибо большое вам, Фаина, что вы нам позвонили.
[Радиослушательница] Вам тоже большое спасибо. Всего хорошего! Доброго дня.

00:52:02 [Ведущая] До свидания! Итак, Владимир Георгиевич, я думаю, мы на этом закончим и подведём итоги. Сегодня было сказано очень много и было очень много вопросов, радиослушатели нас внимательно слушают. И то, что их много, я тоже знаю, я вижу каждого радиослушателя. Большое вам спасибо, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Всего хорошего!
[Ведущая] До свидания. Итак, дорогие радиослушатели, это был Владимир Критский и «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”» в прямом эфире на волнах «Аюрведа» радио, а также ответы на ваши вопросы по ведической культуре и философии. Вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио, оставайтесь с нами!

  • Быт.1:29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу.
транскрибирование: Святояр Жинган | Кишинев | Молдова | 09 января 2013
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 25 ноября 2021