Жертвоприношение ради обретения знаний

Аюрведа радио - 14 июня 2007
О высшей цели жертвоприношений. Живые существа как множество экспансий Бога. В поисках духовного знания. Ответы на вопросы. С каким чувством следует предлагать пищу Богу. Что значат жертвоприношения для обычного человека.
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:36:17 | качество: mp3 24kB/s 6 Mb | прослушано: 299 | скачано: 267 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:14 [Ведущая] Здравствуйте, дорогие радиослушатели, мы возобновили свою программу после небольшого технического перерыва, связанного с нашей нестабильной ситуацией Интернета. Итак, всё-таки мы продолжаем, и сейчас у нас в прямом эфире очень интересная встреча с Владимиром Критским. И продолжаем семинар «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”». А также вы можете прислать свои вопросы на тему ведической культуры и философии, и Владимир Критский ответит на них. Итак, мы начинаем. Владимир, здравствуйте!
[Критский В.Г.] Здравствуйте!

00:00:49 [Ведущая] Я очень рада вас слышать. Я вас уже представила и передаю слово вам.

00:00:54 [Критский В.Г.] Здравствуйте, дорогие друзья. Мы продолжаем семинар на тему «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”» и продолжаем изучение главы 4 под названием «Гьяна-йога», или «Йога знания». Или ещё можно перевести как «Знание об Абсолюте», «Знание об Абсолютной Истине».

00:01:19 Мы с вами в прошлый раз подошли к середине главы 4, и в целом в ней продолжает раскрываться тема борьбы с вожделением. Это тема, которой завершилась глава 3. Я напомню, что в конце главы 3 Кришна говорит, что вожделение – это извечный греховный враг этого мира, которого никогда невозможно насытить и который пылает, как огонь. И фактически вся система жертвоприношений, описанная в главе 4, предназначена для этой цели: для того, чтобы помочь человеку, независимо от его статуса, от его положения в обществе и в духовной жизни, бороться с этим врагом.

00:02:09 Я буквально полчаса назад смотрел том собрания сочинений Александра Сергеевича Пушкина, и мне попались строчки из моего любимого сочинения «Борис Годунов», я хочу их вам прочитать. Это место, где царь Борис перед своей кончиной даёт наставления своему сыну. И эти строчки как раз посвящены этой теме чистоты, теме обуздания своих чувств:

00:02:43 «О милый сын, ты входишь в те лета,
Когда нам кровь волнует женский лик.
Храни, храни святую чистоту
Невинности и гордую стыдливость:
Кто чувствами в порочных наслажденьях
В младые дни привыкнул утопать,
Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
И ум его безвременно темнеет».

00:03:11 Вот небольшой отрывочек из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов», посвященный этой теме. И теперь мы с вами продолжим уже изучать ведическую традицию, «Бхагавад-гиту», и я прочитаю ещё раз стих 31:

00:03:31 Бхагавад-Гита 4.31
नायं लोकोऽस्त्ययज्ञस्य कुतोऽन्यः कुरुसत्तम ॥ ३१ ॥
nāyaṁ loko ’sty ayajñasya
kuto ’nyaḥ kuru-sattama
«О лучший из династии Куру, без жертвы невозможно жить счастливо в этой жизни, не говоря о следующей».

О высшей цели жертвоприношений

00:03:42 Для выполнения любой, даже самой незначительной цели, человек должен отказаться от чего-то низшего ради обретения высшего блага. Например, чтобы окончить школу или институт, нужна определённая жертва в виде отказа от дешёвых развлечений, баров, ресторанов и так далее ради обретения знаний. Аналогично этому в духовной жизни человек должен научиться жертвовать своими низшими интересами ради высших. В материальной жизни человек, как правило, забывает о своей изначальной духовной природе. Причиной являются греховные реакции, которые тянутся за нами из прошлых жизней. Причиной греховных реакций является наше невежество. Совершая грехи, мы попадаем в рабство материальной жизни.

00:04:38 Бхагавад-гита 4.33:
श्रेयान्द्रव्यमयाद्यज्ञाज्ज्ञानयज्ञः परन्तप ।
सर्वं कर्माखिलं पार्थ ज्ञाने परिसमाप्यते ॥ ३३ ॥

śreyān dravya-mayād yajñāj
jñāna-yajñaḥ paran-tapa
sarvaṁ karmākhilaṁ pārtha
jñāne parisamāpyate

«О покоритель врагов, жертва ради знания лучше, чем принесение в жертву материальной собственности. О сын Притхи, все жертвоприношения в конце концов приводят к трансцендентному знанию».

00:04:59 Обычно люди готовы чем-то пожертвовать для того, чтобы получить что-то большее, но здесь говорится, что самое лучшее жертвоприношение – это жертва ради обретения знания, потому что любое материальное приобретение теряется со смертью нашего тела, поэтому оно не имеет особого смысла. Но знание нашей духовной природы, духовной науки позволяет нам продолжить этот процесс духовного совершенствования и в следующей жизни. Здесь говорится, что высшая цель всех жертвоприношений – это обретение высшего духовного знания, что позволит человеку освободиться ото всех материальных страданий и подняться на уровень трансцендентного служения Богу.

00:05:49 И, наконец, стих 34, на котором мы в прошлый раз закончили, очень важный:
तद्विद्धि प्रणिपातेन परिप्रश्न‍ेन सेवया ।
उपदेक्ष्यन्ति ते ज्ञानं ज्ञानिनस्तत्त्वदर्शिनः ॥ ३४ ॥

tad viddhi praṇipātena
paripraśnena sevayā
upadekṣyanti te jñānaṁ
jñāninas tattva-darśinaḥ

«Попытайся познать истину, обратившись к духовному учителю, вопрошай его со смирением и служи ему. Осознавшая себя душа способна дать тебе знание, ибо она видит истину».

00:06:09 Как вы сами понимаете, путь духовного самоосознания далеко непростой. Поэтому Господь советует обратиться за помощью к духовному учителю, который находится в цепи ученической преемственности, берущей начало от самого Господа. Она называется на санскрите словом парампара. Изначальный духовный учитель – это сам Господь. И человек, который является звеном в этой цепи, способен передать ученику послание Господа таким, как оно есть, без всяких искажений.

00:06:44 Духовного самоосознания нельзя достичь, изобретая свой собственный метод, как это делают несведущие люди. В Ведах говорится, что путь религии указывается самим Господом. Поэтому философские спекуляции или сухие аргументы не помогут человеку стать на этот путь. Духовного совершенства нельзя также достичь и самостоятельным изучением священных писаний. Чтобы получить духовное знание, нужно без ложной гордости обратиться к истинному духовному учителю и стать его слугой. В этом секрет успеха в духовной жизни.

Живые существа как множество экспансий Бога

00:07:25 Бхагавад-гита 4.35:
यज्ज्ञात्वा न पुनर्मोहमेवं यास्यसि पाण्डव ।
येन भूतान्यशेषाणि द्रक्ष्यस्यात्मन्यथो मयि ॥ ३५ ॥
yaj jñātvā na punar moham
evaṁ yāsyasi pāṇḍava
yena bhūtāny aśeṣāṇi
drakṣyasy ātmany atho mayi

«Получив духовное знание от осознавшей себя души, ты уже никогда не окажешься во власти иллюзий, ибо сможешь увидеть, что все живые существа – частицы Всевышнего. Иными словами, они принадлежат Мне».

00:07:47 В этом очень интересном стихе говорится, что душа по своей природе – это частица Верховной Личности Бога. Это уникальное утверждение. По сути, это означает, что наши духовные качества идут от Личности Бога. Качества вечности, знания, блаженства. У всех людей есть этот идеал, идеал вечной жизни – никто не хочет умирать, никто не хочет болеть, стареть. Идеал знания – все стремятся узнать как можно больше, чтобы понять этот мир, чтобы использовать его себе на благо. И все стремятся к счастью, или блаженству. Никто не хочет страдать.

00:08:32 Но эти идеалы недостижимы в материальном мире. У нас нет вечности – в материальном мире все стареют, болеют, умирают. Нет полного знания – большинство людей находятся в неведении относительно своей истинной природы. И нет блаженства, потому что счастье сменяется страданием. Человек в страданиях стареет, болеет и умирает. Поэтому путь духовного самоосознания является, по сути, единственным путём нашего прогресса. И здесь говорится, что, получив от осознавшей души, которая видит истинную природу вещей, духовное знание, человек понимает вечную природу живого существа как неотъемлемой частицы Верховной Личности Бога.

00:09:27 Ощущение своей независимости от Бога называется майей, или иллюзией. Некоторые думают, что они никак не связаны с Богом и автор «Бхагавад-гиты», Кришна, просто некая историческая личность, Абсолютом является безличный Брахман. Но в «Бхагавад-гите» говорится, что именно Верховный Господь является причиной, источником всего сущего и всевозможные воплощения Бога – это Его различные экспансии. И самое удивительное то, что мы с вами, живые существа, также являемся экспансиями Бога, мы также обладаем духовной природой – природой вечности, знания и блаженства.

00:10:08 Есть философы-имперсоналисты, которые полагают, что Господь, распространяя себя во множество экспансий, теряет свою индивидуальность. Но это чисто материальные идеи: если мы разрываем клочок бумаги, то бумага уже не существует, прекращает своё существование. В духовном мире царствуют другие законы, абсолютные, скажем так, в математике: 1+1=1, 1-1=1.

00:10:44 То есть Господь, распространяя себя в бесчисленное количество экспансий, остаётся тем же самым, он не меняется. И очень интересный пример, который можно привести, чтобы проиллюстрировать это положение, это пример из высшей математики, пример из теории множеств. Кто-то из вас, возможно, проходил в институте так называемые бесконечные множества, множества целых чисел, или множества натуральных чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 до бесконечности. И если взять из него подмножества чётных чисел: 2, 4, 6, 8 и т. д. и выбросить, останутся нечётные числа: 1, 3, 5, 7 и т. д.

00:11:28 Так вот, оказывается, что вот это, казалось бы, уменьшенное в два раза множество нечётных чисел в точности эквивалентно изначальному. То есть мы отняли от изначального множества целых чисел множество чётных чисел и получили множество нечётных чисел, которое в точности равно полному множеству целых чисел, потому что их можно поставить во взаимное соответствие: единице соответствует единица, двойке соответствует тройка, тройке соответствует пятёрка и т. д. Вот такой интересный пример из математики, который помогает проиллюстрировать это положение в духовной науке.

00:12:15 Бхагавад-гита 4.36:
अपि चेदसि पापेभ्यः सर्वेभ्यः पापकृत्तमः ।
सर्वं ज्ञानप्ल‍वेनैव वृजिनं सन्तरिष्यसि ॥ ३६ ॥

api ced asi pāpebhyaḥ
sarvebhyaḥ pāpa-kṛt-tamaḥ
sarvaṁ jñāna-plavenaiva
vṛjinaṁ santariṣyasi

«Даже если ты самый большой грешник из всех грешников, но, став на челн духовного знания, ты сможешь пересечь океан страдания».

00:12:30 Если человек осознаёт своё положение по отношению к Господу, то это настолько уникально, что он может прекратить свою постоянную борьбу за существование в материальном мире, которое здесь не прекращается ни на минуту. В Ведах материальный мир называют океаном неведения, а иногда – лесом, объятым пламенем. Если человек оказывается в океане, то даже самый опытный пловец окажется в затруднении, и ему понадобится приложить немало усилий, чтобы остаться в живых. Но если кто-то протянет ему руку и поможет вытащить его из воды, то это станет для него величайшим благом. И, аналогично этому, знание, полученное от Верховной Личности Бога – это путь, ведущий к освобождению.

В поисках духовного знания

00:13:22 Бхагавад-гита 4.37:
यथैधांसि समिद्धोऽग्न‍िर्भस्मसात्कुरुतेऽर्जुन ।
ज्ञानाग्न‍िः सर्वकर्माणि भस्मसात्कुरुते तथा ॥ ३७ ॥

yathaidhāṁsi samiddho ’gnir
bhasma-sāt kurute ’rjuna
jñānāgniḥ sarva-karmāṇi
bhasma-sāt kurute tathā

«Подобно тому, как пылающий огонь превращает дерево в пепел, о Арджуна, так и огонь трансцендентного знания дотла сжигает все последствия материальной деятельности».

00:13:40 Если человек обладает совершенным знанием о душе, о Личности Бога, об их взаимоотношениях, то это знание сравнивают с пламенем огня. И подобно тому, как огонь сжигает все дрова, так и все последствия греховной деятельности человека сжигаются посредством вот этого духовного знания. Это можно объяснить таким образом, что фактически наша карма, реакция на наши грехи, приходит на тонком уровне, на уровне нашего ума. И когда ум человека просветлён трансцендентным знанием, то эти реакции перестают действовать. Это происходит, когда ваш разум поднимается на более высокую платформу йоги, или связи с Верховной Личностью Бога.

00:14:33 Бхагавад-гита 4.39:
श्रद्धावाँल्ल‍भते ज्ञानं तत्परः संयतेन्द्रियः ।
ज्ञानं लब्ध्वा परां शान्तिमचिरेणाधिगच्छति ॥ ३९ ॥

śraddhāvāḻ labhate jñānaṁ
tat-paraḥ saṁyatendriyaḥ
jñānaṁ labdhvā parāṁ śāntim
acireṇādhigacchati

«Верующий человек, стремящийся к трансцендентному знанию и обуздавший чувства, достоин получить это знание, и, достигнув его, он обретает высший духовный покой».

00:14:49 Для духовной жизни человека очень важен покой ума. Если человек всё время обеспокоен, мечется и раздираем материальными желаниями, то духовная жизнь для него невозможна. Это можно проиллюстрировать аналогией с водой в озере. Чтобы дно озера было видно, вода должна быть чистой и спокойной. И наш ум можно сравнить с водой озера, поэтому истинное знание о природе души может понять человек, обуздавший свой ум и чувства.

00:15:25 И в данном стихе говорится, что такое знание способен получить человек, который обладает верой и не сомневается в существовании Господа Бога Кришны. Обрести эту веру можно через воспитание, образование, но в современной культуре такого образования практически не существует. Если же человек настолько удачлив, чтобы так или иначе обрести эту веру, ему следует заниматься преданным служением и повторять святые имена Бога, которые очищают наше сердце от материальной скверны. И, кроме того, необходимо подчинить себе деятельность чувств. Человек, обладающий верой в Господа и обуздавший чувства, может легко и быстро обрести совершенное знание и подняться на уровень сознания Бога.

00:16:16 Бхагавад-гита 4.40:
अज्ञश्चाश्रद्दधानश्च संशयात्मा विनश्यति ।
नायं लोकोऽस्ति न परो न सुखं संशयात्मनः ॥ ४० ॥

ajñaś cāśraddadhānaś ca
saṁśayātmā vinaśyati
nāyaṁ loko ’sti na paro
na sukhaṁ saṁśayātmanaḥ

«Но невежественные и неверующие люди, сомневающиеся в явленных писаниях, никогда не обретут сознание Бога. Для сомневающейся души нет счастья ни в этой жизни, ни в следующей».

00:16:33 Очень серьёзный приговор, который выносит здесь Кришна. Любой вид познания основан на вере в какие-то изначальные постулаты и принципы. В том числе и так называемый научный метод основан на определённых принципах, принимаемых на веру без доказательств. Мы говорили об этом в курсе «Основы ведической культуры». Самый надёжный источник духовного знания – это священные писания: Веды или другие – Библия, Коран. Между ними, по сути, нет принципиального противоречия, и какие-то различия касаются только внешних, поверхностных, второстепенных деталей.

00:17:15 Многие люди вообще не интересуются священными писаниями и не верят в них. Есть другие, которые изучают писания и их цитируют, но не имеют в них твёрдой веры. И среди них немало людей, которые не верят в существование Верховной Личности Бога и поэтому не считают нужным ему поклоняться. Такие люди не смогут остаться в духовном сознании и в конце концов падут.

00:17:44 Стих 41:
योगसन्न्यस्तकर्माणं ज्ञानसञ्छिन्नसंशयम् ।
आत्मवन्तं न कर्माणि निबध्न‍‍न्ति धनञ्जय ॥ ४१ ॥

yoga-sannyasta-karmāṇaṁ
jñāna-sañchinna-saṁśayam
ātmavantaṁ na karmāṇi
nibadhnanti dhanañ-jaya

«Тот, кто занимается преданным служением Господу без привязанности к плодам своего труда, чьи сомнения полностью разрушены трансцендентным знанием, тот действительно осознал свою истинную сущность. Поэтому он не запутывается в сетях материальной деятельности, о завоеватель сокровищ».

00:18:07 Этот стих подводит итог всему сказанному раньше. Тот, кто следует указаниям, которые Господь Кришна дал в «Бхагавад-гите», обретает трансцендентное знание, которое освобождает человека ото всех сомнений.

00:18:22 И, наконец, последний стих этой главы, стих 42:
तस्मादज्ञानसम्भूतं हृत्स्थं ज्ञानासिनात्मनः ।
छित्त्वैनं संशयं योगमातिष्ठोत्तिष्ठ भारत ॥ ४२ ॥

tasmād ajñāna-sambhūtaṁ
hṛt-sthaṁ jñānāsinātmanaḥ
chittvainaṁ saṁśayaṁ yogam
ātiṣṭhottiṣṭha bhārata

«Поэтому все сомнения, возникшие в твоём сердце от невежества, нужно сокрушить оружием знания. Вооружённый йогой, о Бхарата, встань и сражайся».

00:18:42 Я в заключение прочитаю вам комментарий духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Итак, кратко подводя итоги данной главы, можно сказать, что в ней описывалось пробуждение в человеке сознания Бога через различные виды жертвоприношений. Рассматривались жертвоприношения полубогам, что соответствует языческой традиции; жертвоприношения, совершаемые теми, кто хранит обет безбрачия, и тех, кто имеет семейную жизнь, домохозяев; жертвоприношения, связанные с обузданием чувств, занятиями мистической йогой, совершением аскез, а также принесением в жертву материальной собственности.

00:19:27 Затем изучение Вед и деятельность в рамках социальной системы варнашрама-дхарма. Все эти различные виды деятельности относятся к категории жертвоприношений и регулируются предписаниями священных писаний. Во всех этих видах деятельности главным является достижение духовного самоосознания. Поэтому Господь рекомендует изучать «Бхагавад-гиту» или любое другое священное писание под руководством духовного учителя. И такой духовный учитель является вечным звеном в цепи ученической преемственности. Он ни на шаг не отступает от указаний Господа.

00:20:05 Много миллионов лет назад Господь Кришна передал наставления «Бхагавад-гиты» всему человечеству, поэтому человек должен остерегаться людей, которые уводят их с истинного пути. Господь, вне всякого сомнения, является Верховной Личностью, его наставления обладают трансцендентной природой и указывают метод, позволяющий навсегда освободиться из материального плена и избавиться от страданий».

00:20:32 Так заканчивается комментарий к главе 4 «Бхагавад-гиты» под названием «Знание об Абсолюте». Я хочу на этом завершить небольшую лекцию, мы закончили главу 4 и в следующий раз начнём главу 5. Теперь я приглашаю вас звонить по нашим телефонам или присылать вопросы на наш сайт. Напоминаю, что в эфире Критский Владимир Георгиевич, передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гите”».

00:21:06 [Ведущая] Хорошо, спасибо большое вам, Владимир. А я напомню нашим радиослушателям о том, что они могут присылать свои вопросы по теме и, если же у них есть какие-то более серьёзные вопросы, обсудить их в прямом эфире. Так что, пожалуйста, не стесняйтесь, мы ждём ваши вопросы на наш почтовый ящик ayurvedaradio@mail.ru. Это в самом последнем случае. А в первую очередь вы можете позвонить по номеру 8 (909) 933-77-09, а также прислать СМС на этот номер и написать нам в чат по скайпу. Ждём! Владимир, я хочу, наверное, объявить небольшую музыкальную паузу, и, если у нас будут вопросы, мы с вами вернёмся в прямой эфир. Хорошо?
[Критский В.Г.] Хорошо.

Ответы на вопросы

Что я должен чувствовать, когда предлагаю пищу на алтаре с изображением Бога?

00:21:46 [Ведущая] Итак, дорогие радиослушатели, мы продолжаем нашу программу, сегодня у нас Владимир Критский, и сейчас у нас будут ответы на вопросы по ведической философии. К нам пришёл вопрос в виде СМС от Станислава. «Что я должен чувствовать, когда предлагаю пищу на алтаре с изображением Бога?» Вот, насколько я понимаю, Владимир, у нас подобный вопрос уже был как-то от радиослушателя, но я думаю, что вы сейчас ещё раз ответите?

00:22:14 [Критский В.Г.] Да, такой вопрос был. Но повторение – мать учения. И, кроме того, духовное знание, в отличие от материального знания, в Ведах называется новайована, то есть вечно свежее, оно не надоедает. Предположим, если одну и ту же математическую теорему долбить весь день, то это надоест, и вообще слушать о ней не захочешь. Но когда мы говорим о каких-то духовных предметах, о Боге и о душе, то мы можем говорить об этом весь день. В этом отличие духовной жизни от материальной, потому что духовная жизнь вечна. Так же, как вечна наша душа. Итак, отвечаю на вопрос о предложении пищи на алтаре, это очень важный момент.

00:23:08 «В Бхагавад-гите» говорится, что Господь вездесущ, что своими энергиями он пронизывает всё мироздание, и поэтому он находится в том числе и в своих изображениях. В принципе, в Христианской традиции есть изображения, иконы, на которых изображается Господь, Иисус Христос например, или какие-то пророки, а в ведической традиции это развито в ещё большей степени, потому что кроме изображений там также есть статуэтки, так называемые мурти, где изображается Господь Кришна или Господь Вишну. В ведическом пантеоне очень много полубогов, и так называемый индуизм – это поклонение всем полубогам подряд. Поскольку индуисты не знают, кто из них главный, то они поклоняются всем в надежде на то, что кто-то главный из них найдётся. [смеётся] Вот.

00:24:09 А серьёзно говоря, Господь всепроникающ, своими энергиями он пронизывает всё творение. И поэтому в том случае если преданные делают его авторитетное изображение, в виде статуэтки или рисуют его на холсте, какую-то картину, то фактически очень важно, чтобы это делал преданный. Это не получится, скорее всего, если это делает какой-то мирской человек, то есть такой алтарь, такое изображение может не обрести трансцендентной силы. Но если изображение или статуэтка делаются преданными, которые находятся в сознании Бога, то ими, их рукой ведёт как бы сам Господь. И изображение получается именно таким, каким он хочет. То есть, как выглядит Господь?

00:25:11 Это не так просто понять, потому что у нас материальное восприятие, мы воспринимаем материальный мир, у нас нет духовного видения. Но, так или иначе, в Ведах говорится, что Господь имеет форму, и из различных экспансий описывается, скажем, как выглядит Господь Кришна или Господь Вишну. У них тело голубоватого цвета, у Кришны две руки, у Господа Вишну четыре руки. Ну и, так сказать, Кришна – это вечный юноша, очень прекрасный, у него чёрные вьющиеся волосы с павлиньим пером и т. д. Так вот, алтарь, должен быть сделан авторитетным образом, то есть в соответствии с указаниями писаний, должен быть сделан преданными. Мы можем купить в магазине, который этим занимается, если мы знаем, что это не просто коммерческий магазин, а где продают именно преданные, делающие это не ради денег. Тогда мы можем купить себе это изображение.

00:26:16 В Индии, между прочим, если вы попадете вот в такие святые места, как Вриндаван и Маяпур, то сможете увидеть, что таких магазинчиков, где торгуют параферналиями для алтаря, сотни. И с коммерческой точки зрения это абсолютно бессмысленно. Вы идёте вдоль Ганги, и там десятки магазинчиков, и в них продаётся практически то же самое. Те же самые статуэтки, те же самые изображения, алтарные принадлежности, раковины и т. д. То есть отличается очень немногое. Какой смысл? Так вот, с коммерческой точки зрения это полная бессмыслица. Если бы это было ради бизнеса, то нужно было бы, скажем так, сменить тему и продавать что-то другое, потому что слишком большая конкуренция. Но дело-то всё в том, что эти люди, так сказать торговцы, в Индии – они преданные. И они не хотят заниматься бизнесом только ради бизнеса, ради денег.

00:27:16 Они продают какие-то алтарные принадлежности, изображения Бога, статуэтки, картинки и предпочитают заработать какие-то гроши, но зато на какой-то духовной, благочестивой деятельности, а не просто продавать табак, сигареты и прочее, на чём можно было бы сделать в десятки или сотни раз больше денег. Это маленькое замечание, которое мне пришло в голову, потому что в Индии, особенно в святых местах, практически во всех домах есть эти маленькие храмы, алтари. И преданные в Индии все предлагают Кришне или Господу Чайтанье вот эту пищу. Затем она называется прасад, что означает милость Бога. То есть естественно, что когда вы предлагаете эту пищу Господу, у вас должна быть какая-то вера, но поскольку это не так просто, насильно веру не приобретёшь, вы должны по крайней мере чисто теоретически признать, что Бог всеведающ, всемогущ, он может быть во всём и в том числе в этом алтаре.

00:28:32 То есть вы должны как-то молиться и просить, чтобы Господь проявил себя через этот алтарь, через изображение и осветил ту пищу, которую вы ему предлагаете. Вот как я могу ответить на этот вопрос Станиславу.
[Ведущая] Спасибо вам большое. Наши радиослушатели сегодня неактивны. Наверное, это связано либо с погодой, либо с тем, что у нас полдня не было эфира. Может быть, по этой причине. Но я думаю, что всё равно то, что вы рассказываете – это очень и очень интересно людям. Спасибо вам большое!
[Критский В.Г.] Может, ещё пятиминутную паузу музыкальную сделаем?
[Ведущая] А, ну давайте, хорошо, я согласна. Итак, дорогие радиослушатели, мы ждём ваши вопросы!

Что означают эти сложные жертвоприношения практически для обычного человека?

00:29:15 [Ведущая] Итак, дорогие радиослушатели, у нас есть ещё один вопрос, я его сейчас прочитаю. Напомню, что вы слушаете Владимира Критского и ответы на вопросы по ведической культуре и философии. «Что означают эти сложные жертвоприношения практически для обычного человека?»

00:29:32 [Критский В.Г.] Очень важный вопрос. И ответ таков, что реально предписания для духовной жизни должны быть конкретными для каждого человека. В целом духовный учитель даёт какие-то общие предписания. Например, Бхактиведанта Свами Прабхупада, который привёз это ведическое знание на Запад и который перевёл основные книги ведической мудрости, приводит четыре основных регулирующих принципа: отказ от мясоедения, отказ от интоксикации (алкоголя, наркотиков, курения), отказ от азартных игр и отказ от незаконного секса. Легко увидеть, что эти принципы соответствуют принципам, скажем, Библии: не убий, не лги, не кради, не прелюбодействуй. Принцип не убий соответствует отказу от мясоедения, то есть мы не должны поедать пищу, основанную на убийстве. Скажем, отказ от прелюбодеяний означает отказ от незаконного секса и т. д.

00:30:47 И кроме этого духовным принципом является принцип повторения имён Бога, так называемых мантр. Мантра переводится с санскрита как освобождение ума. Манас – ум, трайате – освобождать. То есть это трансцендентные звуки, состоящие из имён Бога. И в данную эпоху рекомендуется в первую очередь повторение мантры Харе Кришна. Это обращение к Господу Кришне через его внутреннюю энергию Радхарани, это его потенция наслаждения. И там также имя Рама. Рама означает дающий духовное блаженство.

00:31:35 Мы с вами упоминали о Кришне как об авторе, сказителе «Бхагавад-гиты», и я вам приводил отдельные истории о Раме, который является главным героем «Рамаяны». И согласно Ведам, Рама жил не много тысячелетий, а много, может быть, десятков тысячелетий назад, то есть ещё до Господа Кришны, но, по крайней мере, это две самые популярные личности, которые описаны в эпосах «Махабхарата» и «Рамаяна». И как раз мантра Харе Кришна состоит из имён Кришны, имён Рамы и имён внутренней энергии наслаждения Харе, или Хара.

00:32:26 Это кратко о пути духовной жизни, духовных принципах. У кого из вас есть книги в переводе Бхактиведанты Свами Прабхупады, там в конце, как правило, есть два приложения: одно называется «Йога приёма пищи», о том, как правильно питаться, и другое – о мантрах. Там рассказывается о том, как правильно повторять мантру на чётках. В самых различных книгах Бхактиведанты Свами Прабхупады, например «Наука самоосознания», «Совершенные вопросы, совершенные ответы» и других, вы можете прочитать всё это в приложении.

00:33:19 Вот кратко о каких-то общих указаниях, которые даются духовным учителем, особенно таким выдающимся, как Бхактиведанта Свами Прабхупада, который совершил духовную революцию во всём мире. И кроме того, у каждого человека может быть наставник. Уже, может быть, не такой великий учитель, а просто человек, более опытный в духовной жизни, который может также дать вам какие-то советы и рекомендации в отношении конкретно вашей жизни. Точно так же, как в институте или университете есть профессор, который читает лекции, который является специалистом, крупным специалистом в данной области, и есть ведущий семинарских занятий, какой-то преподаватель, являющийся, скажем, кандидатом наук или даже просто аспирантом, который уже даёт вам какие-то практические задачи, их проверяет и является просто более опытным в этой сфере, в этой науке. И точно так же в духовной жизни: нам желательно найти духовного учителя.

00:34:32 Причём не просто духовного учителя, а великого учителя. Такого, который находится в цепи ученической преемственности, ачарью. И в данном случае это Бхактиведанта Свами Прабхупада. И очень хорошо, если у вас будет какой-то человек, более опытный, чем вы, в данной духовной науке, и вы сможете с ним регулярно советоваться. Потому что, конечно, Прабхупада совершил революционный переворот в жизни миллионов людей, но он покинул этот мир в 77-м году, и мы не можем с ним непосредственно советоваться, мы можем только читать его книги. И для того, чтобы получать ответы на наши вопросы, рядом должен быть живой учитель, какой-то живой наставник, с которым мы можем общаться. Вот так я могу кратко ответить на этот вопрос.

00:35:22 [Ведущая] Хорошо, спасибо вам большое за такие интересные ответы, потому что не каждый человек может действительно искренне понять, как всё это правильно делать. Благодарю ещё раз за то, что были с нами. До свидания!
[Критский В.Г.] До свидания, всего хорошего!
[Ведущая] Итак, дорогие радиослушатели, вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио. И далее по программе у нас астрологические консультации с Альбиной Курмышевой. Так что, пожалуйста, присылайте свои заявки на консультацию, мы их всегда ждём. А те, кто в прошлый раз прислал заявочки на консультацию, сегодня будут рассмотрены. Ожидайте, будет интересно!

транскрибирование: Расананда дас | Донецк | Украина | 08 декабря 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 07 октября 2021