Глава 18 стихи 58-66

Аюрведа радио - 06 февраля 2009
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:39:56 | качество: mp3 32kB/s 9 Mb | прослушано: 60 | скачано: 138 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Запись] Аюрведа радио.
[Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели, рада поприветствовать сегодня всех возле своих компьютеров. И не важно, даже если вы не у компьютеров, и те, кто сейчас находятся где-то далеко-далеко, я тоже вас приветствую и желаю вам счастья. Сегодня хочется почему-то всем счастья пожелать, не смотря на то, что за окном солнышка в Москве нет, серенько, тучки налетели, но все равно, счастья хочу пожелать безумно. А все почему? Потому что у нас замечательные эфиры бывают почти всегда. Ну, почему почти? Всегда бывают удивительные эфиры. И каждую пятницу я не устаю об этом говорить. Обзор различных систем йоги по Бхагавад Гите — это то, что нужно, а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии только приветствуются. Потому что вопросов у нас очень много, и нам очень хочется узнать, почему происходит так, а почему эдак? Почему нельзя это есть? А почему нужно делать именно так?

00:01:02 Очень много вопросов, связанных с духовной культурой и философией. Так вот, сегодня у нас будет прямой эфир, и Владимир Георгиевич Критский будет рассказывать нам все самое интересное, то, что поведано нам в Бхагавад Гите, а также отвечать на ваши вопросы. Ждем, ждем ваших вопросов в чат, по скайпу, он у меня всегда активен, и на наш почтовый адрес Ayurvedaradio@mail.ru, во время эфира и после, во время музыкальной паузы и после. Итак, будем начинать. Владимир Георгиевич, здравствуйте.
[Критский В. Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] Здравствуйте, Владимир Георгиевич. Ну, что? Давайте начнем уже, терпения нет.
[Критский В. Г.] Ну, давайте. Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем изучать 18-ую главу Бхагавад Гиты, совершенство отречения, которая обобщает все знание Бхагавад Гиты. И мы в прошлый раз почитали стихи, которые рассматривают тему Гьянайоги.

00:02:00 В своих комментариях Бхактиведанта Свами Прабхупада подробно разъясняет понятие освобождения от материального рабства, которое достигается через процесс Гьянайоги. Но гораздо проще оно достигается через Бахтийогу, поскольку путь Бахти более естественен для души. В последующих стихах Господь Кришна переходит уже к описанию Бахти, или преданного служения Верховной личности Бога, что является высшей ступенью в лестнице йоги. Последний прочитанный нами стих был 58-ой. Господь Кришна сказал: «Всегда думая обо мне, ты по моей милости преодолеешь все препятствия обусловленной жизни. Если же, побуждаемый ложным эго, и не слыша меня, ты не будешь действовать в таком сознании, то потеряешь себя». В своем комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада разъясняет, что означают эти слова, потеряешь себя.

00:03:02 Он пишет, что тот, кто не занимается деятельностью в сознании Кришны, теряется в водовороте материального мира, в океане рождения и смерти, в котором душа может находится в течение миллионов жизней. И продолжим читать дальше. Стих 59-ый: если ты не выполнишь моего приказа, и не будешь сражаться, то изберешь не верный путь. Согласно своей природы ты будешь должен участвовать в этом сражении. Комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады: Арджуна по своему происхождению был Кшатрием, поэтому его долг был в том, чтобы сражаться, но под влиянием ложного эго он боялся, что убив своего учителя, деда и друзей, он совершит великий грех. По сути он считал себя хозяином своих действий, как будто бы он сам определял, плохими или хорошими будут последствия его поступков.

00:04:05 Он забыл, что рядом находится Господь Кришна — Верховная личность Бога, которая приказала ему вступить в бой. Такая забывчивость вполне естественна для обусловленной души. Верховная личность объясняет нам, то хорошо, а что такое плохо, и просто следуя указаниям Кришны, мы достигнем совершенства жизни. Никто не может предвидеть, что уготовила ему судьба, это знает только Верховный Господь, поэтому каждому из нас лучше всего действовать в соответствии с его наставлениями. Никто не должен нарушать указания Верховной личности Бога или духовного учителя, который является представителем Господа. Без колебаний исполняя волю Всевышнего, мы всегда будем находится в полной безопасности. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады. Стих 60-ый.

00:05:01 Сейчас под влиянием иллюзий, ты отказываешься следовать моим указаниям, но твоя собственная природа, всё равно заставит тебя делать тоже самое. Комментарий: тот, кто отказывается выполнять указания Верховного Господа, будет вынужден действовать в соответствии с гуннами материальной природы, под влиянием которых он находится. Каждый из нас испытывает на себе влияние определённого сочетания материальных гунн, и действует в соответствии с этим. Но тот, кто добровольно следует указаниям Верховного Господа, поистине становится достоин славы. Это комментарий Бхактиведанта Свами к этому стиху. Стих 61-ый: Верховный Господь, о Арджуна, находится в сердце каждого, и направляет действия живых существ, которые словно находятся в машине, сделанной из материальной энергии.

00:05:59 Комментарий: Арджуна не обладал совершенным знанием, и любое его решение, принимать, или не принимать участие в битве было ограничено его несовершенным видением. Господь Кришна объясняет ему, что индивидуальное живое существо не является единственным участником событий. Верховная личность Бога, сам Господь Кришна в аспекте сверх души пребывает в сердце каждого, направляя его действия. После смены тела живое существо забывает о совершенной в прошлом деятельности, но сверх душа, которая знает прошлое, настоящее и будущее, является свидетелем всех его поступков. Таким образом, сверх душа руководит всеми действиями живого существа, сидя на колеснице тела, созданного материальной энергией по указанию сверх души, живое существо пожинает плоды своих прошлых действий, ведь тело, которое получает душа, определяет характер его будущих действий.

00:07:02 Сидя в скоростном автомобиле, человек движется гораздо быстрее, чем находясь в обыкновенной машине. Точно также в соответствии с указанием сверх души, материальная природа создает для каждого существа определённый вид тела, чтобы оно могло осуществить свои желания, которые не успела выполнить в прошлой жизни. Живое существо не является независимым, мы никогда не должны считать себя независимыми от Верховной личности Бога, так как индивидуальная душа всегда находится под контролем Всевышнего Господа. Это был комментарий Бхактиведанта Свами к 61-му стиху. Стих 62-ой: полностью предайся Господу, о потомок Бхараты. По милости Всевышнего ты достигнешь трансцендентного покоя и перенесешься в его вечную обитель. Комментарий: таким образом, долг живого существа — предаться Верховной личности Бога.

00:08:02 Господу, который пребывает в сердце каждого. Тогда оно избавиться ото всех материальных страданий. Предавшись Господу, человек не только освободится от страданий материальной жизни, но и в конечном итоге достигнет обители Всевышнего. В Рекьяведе духовный мир описывается следующим образом: Тад Вишну Парамам Тадам, поскольку все творение — это царство Бога, то все материальное в действительности имеет духовную природу. Но эти слова относятся непосредственно к вечной обители, которую называют духовным небом или Вайкунхи. Господь пребывает в сердце каждого, поэтому предаться сверх душе, находящейся в сердце — значит, предаться Верховной личности Бога Кришне. В 10-ой главе Арджуна признает Кришну Верховной личностью бога и высшей обителью всех живых существ. Он опирается не только на свой опыт, но и на мнение таких великих мудрецов, как Нарада Муни, Асита, Девала и Вьяса Судэва. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады к данному стиху.

00:09:13 Небольшой вопрос, который может возникнуть у слушателе Бхагавад Гиты, как узнать, как услышать голос сверх души в сердце? Это разумеется не так просто, поскольку мы можем принять за него рассуждения своего ума. Ответ, даваемый авторитетами таков: что духовный учитель, находящийся в цепи ученической преемственности, является внешним проявлением Параматмы — сверх души в сердце. Поэтому так важно найти авторитетного духовного учителя, который способен понять волю Верховной личности Бога, что не так-то просто для обычного человека. Далее стих 63-ий. Итак, я открыл в себе это самое сокровенное знание.

00:10:01 Обдумай все как следует, а затем поступай, как пожелаешь. Это очень важный момент. Мы с вами дошли до одного из наиболее уникальных стихов 18-ой главы Бхагавад Гиты. Господь Кришна дает Арджуне знание, но не заставляет его действовать по своей воле, а дает ему свободу выбора. Этот вопрос будет далее рассматриваться в комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупады. Итак, комментарий: Господь ещё поведал Арджуне знание о Брахмане. Тот, кто достиг уровня Брахмана, то есть имперсонального осознания Абсолютной истине, становится [неразборчиво], и ни о чем не скорбит, и ничего не желает, поскольку обладает сокровенным знанием. Кришна также открыл Арджуне знание о сверх душе, это также знание о Брахмане, но более высокого порядка. Употребленные здесь слова, поступай, как пожелаешь, свидетельствуют о том, что Господь не посягает на малую долю независимости, которой обладают живые существа.

00:11:09 В Бхагавад Гите Господь подробным образом объясняет, как живое существо может достичь более высокого уровня жизни. Самый лучший совет, который получил Арджуна, заключается в том, чтобы предаться сверх душе, пребывающей в сердце каждого. Опираясь на разум, человек должен согласиться действовать по указанию сверх души, это поможет ему всегда находится в сознании Кришны, то есть на высшей ступени совершенства, достижимой для человека. Верховный Господь лично повелел Арджуне вступить в сражение. Предаться Верховной личности Бога — значит поступать прежде всего в собственных интересах. Это не ради интересов Верховного Господа. Прежде чем это сделать, человек имеет право как следует все обдумать, опираясь на данный ему разум.

00:12:03 Именно так лучше всего принимать указания Верховной личности Бога. Эти указания мы также получаем от духовного учителя, который является истинным представителем Кришны. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады к 63-му стиху. И как можно сделать вывод этого стиха, что такое, что Господь Кришна дает нам знание, но не заставляет действовать по своей воле, предоставляя определённую свободу выбора. Стих 64-ый: поскольку ты, мой дорогой друг, я открою тебе самое высшее и сокровенное знание. Слушай же меня внимательно, ибо это ради твоего блага. Комментарий: Господь поведал Арджуне знание о Брахмане, и более сокровенное знание о сверх душе в сердце каждого существа.

00:13:03 И теперь он открывает Арджуне самую сокровенную часть знания, говоря слова «просто предайся мне, Верховной личности Бога». Мы дадим небольшое пояснение. Если вы помните, есть три аспекта Абсолютной истины: Брахман, Параматма и Бхагаван. Брахман — это безличный аспект Абсолютной истины. Параматма — это сверх душа, беспристрастный судья, который находится в сердце каждого и контролирует все наши поступки. И наконец, Бхагаван — это Верховная личность Бога, личностный аспект Абсолютной истины. Он лично присутствует перед Арджуной на поле Карукшетра и рассказывает ему Бхагавад Гиту. Дальше мы продолжим читать комментарий. В заключении 9-ой главы Господь говорит: «Всегда думай обо мне». Тоже самое наставление он повторяет здесь, чтобы подчеркнуть суть Бхагавад Гиты.

00:14:04 Постичь её может только тот, кто по-настоящему дорог Кришне, его чистый преданный. Это самое важное из всех содержащихся в ведической литературе наставлений. То, что говорит в этой связи Кришна, является основой всего знания, и слова Господа предназначены не только для Арджуны, но и для всех живых существ. Это был комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупады к 64-му стиху. Стих 65-ый: всегда думай обо мне, стань моим преданным, поклоняйся мне и почитай меня, тогда ты непременно вернешься ко мне, я обещаю тебе это, ибо ты мой самый дорогой друг. Комментарий: самое сокровенное знание состоит в том, что каждый человек должен стать чистым преданным Господа Кришны, всегда думать о нем, и посвящать ему все свои действия.

00:15:03 Мы не должны заниматься формальной медитацией. Наша жизнь должна быть построена таким образом, чтобы наши повседневные занятия были так или иначе связаны с Кришной. Нужно так организовать свой день, чтобы все 24 часа в сутки думать о Кришне. И Господь обещает, что каждый, кто достигнет такого уровня духовного сознания, непременно вернется в его обитель, где будет непосредственно общаться с Господом Кришной. Господь открыл Арджуне это самое сокровенное знание, потому что Арджуна был его близким другом, и каждый, кто следует по стопам Арджуны, может стать таким же дорогим Господу, и достичь того же совершенства, какого достиг Арджуна. Здесь особо следует подчеркнуть, что преданный должен сосредоточить свой ум на Кришне в его двурукой форме прекрасного юноши с телом темно-синего цвета, флейтой в руках, и с павлиньим пером в волосах.

00:16:07 В Брахмасанхите и других ведических произведениях мы найдем много описаний Господа Кришны. Преданный должен сосредоточить свой ум на изначальной форме личности Бога, Кришне, и не отвлекаться на другие формы Господа. У Господа есть бесконечное множество разных форм: Господь Вишну, Нараяна, Рама, Вараха и т. д., но преданный должен сосредоточить свой ум на той форме, которую видел Арджуна. Медитация на форму Кришны составляет самую сокровенную часть знания, которую Господь открыл Арджуне, как своему дорогому другу. Это был комментарий Бхактиведанта Свами к 65-му стиху. Стих 66-ой: один из самых важных и центральных стихов всей Бхагавад Гиты.

00:17:04 Оставь все пути религии, и просто предайся мне. Я освобожу тебя ото всех последствий твоих греховных поступков. Ничего не страшись. Это очень интересный момент. Господь говорит дословно на санскрите «оставь все Дхармы, Сарвара Дараман Паритхеча, и просто предайся мне». Что это значит? Дел в том, что хотя русский язык произошел из санскрита, но есть существенные различия. Слово Дхарма, которое здесь употребляет Кришна имеет несколько значений. С одной стороны, это религия, путь духовной жизни, это предписанные обязанности и т. д. Поэтому можно понимать, что здесь как бы возможны разные варианты перевода: оставь все пути, оставь все религии, оставь все виды обязанностей. И все это содержится в слове Дхарма, которое употребляет Кришна.

00:18:07 Давайте прочитаем комментарий Бхактиведанта Свами к этому стиху, он довольно длинный, но очень важный. И таким образом, мы узнаем, как духовный учитель разъясняет этот стих. Итак, комментарий: Господь рассказал Арджуне о разновидностях знания и веры, он открыл ему знание о Верховном Брамане, знание о Параматме, рассказал о различных социальных укладах и ступенях духовного развития, о жизни в отречении, объяснил, как освободиться от материальных привязанностей, обуздать чувства и ум, рассказал о науке медитации и т. д. Он привел описание самых разных религиозных систем. И теперь, подводя итог всему сказанному в Бхагавад Гите, Господь говорит, что Арджуна должен отказаться от всего этого и просто предаться Кришне.

00:19:02 Предавшись Господу, он освободится ото всех последствий своих греховных поступков, ибо Господь сам обещает ему своё покровительство и защиту. Как было сказано в седьмой главе, поклоняться Господу может лишь тот, кто освободился ото всех греховных реакций. Услышав это, кто-то вероятно решит, что он не сможет предаться Кришне до тех пор, пока не избавится ото всех последствий своих грехов. Чтобы рассеять такого рода сомнения в данном стихе Кришна говорит, что даже тот, кто не избавился от греховных реакций, сможет это сделать в процессе преданного служения Господу. Ему не нужно специально прилагать усилия для того, чтобы освободиться от последствий своих грехов. Без сомнений и колебаний человек должен признать Кришну Верховным спасителем всех живых существ, и служить Господу с любовью и преданностью.

00:20:03 Разумеется, здесь возникает вопрос, что это значит предаться Господу Кришне, если его нет рядом с нами, и мы его не видим? Далее Бхактиведанта Свами Прабхупада это разъясняет, ссылаясь на Харибахтивеласу, одно из произведений Гасвами из Вриндавана. Метод преданного служения предполагает, что человек должен следовать тем религиозным принципам, которые помогут подняться ему на уровень преданного служения Господу. Человек может выполнять предписанные ему обязанности, которые определяются его положением в обществе, но если, выполняя эти обязанности, он не разовьет в себе Cознание Кришны, то все его усилия окажутся напрасными. Следует избегать всего, что не ведет нас к совершенству духовного сознания. Мы должны верить, что Господь Кришна поможет нам преодолеть любые трудности. Нам не нужно слишком беспокоиться о том, как добывать средства к существованию.

00:21:02 Об этом позаботится Кришна. Мы должны всегда ощущать себя беспомощными, и считать, что только Кришна может помочь нам достичь духовного совершенства. Тот, кто со всей серьезностью занимается преданным служением Господу Кришне, очищается ото всей материальной скверны. Есть много религиозных систем и методом очищения сознания: Кармайога, процесс философских изысканий, процесс медитации и занятия мистической йогой, но тому, кто предался Господу Кришне, нет нужды следовать этим методам духовного самоосознания. Просто предавшись Кришне, он избежит напрасной траты времени. Действуя таким образом, он быстро достигнет духовного совершенства и освободится ото всех последствий своих греховных поступков. Это мы с вами продолжаем читать комментарий Бхактиведанта Свами.

00:22:00 И я от себя добавлю, как здесь можно понять, для того, чтобы предаться Господу Кришне, следует изучить его наставления в Бхагавад Гите, тогда мы поймем, в чем заключается его воля, и сможем найти себе духовного учителя, под руководством которого мы будем нести преданное служение. И продолжим далее читать последнюю часть комментария Бхактиведанта Свами к этому стиху. Мы должны развить в себе привязанность к прекрасному облику Кришны, его зовут Кришна, потому что он привлекает всех. Тому, кого пленил облик прекрасного всемогущего Кришны, выпала редкая удача. Есть разные типы трансценденталистов, одних привлекает безличный Браман, других Господь в аспекте Параматмы — сверх души в сердце. Однако самым лучшим из всех трансценденталистов является тот, кого привлекает личностный аспект Верховной личности Бога, в особенности сам Кришна.

00:23:07 Иными словами, преданные служению Кришне в полном сознании Бога является самой сокровенной частью духовного знания и сутью всей Бхагавад Гиты. Кармайогов, философов-импириков, мистиков и преданных называют трансценденталистами, но самый лучший трансценденталист — это чистый преданный Господа. Кришна говорит: «Ничего не страшись, отбрось все сомнения, и ни о чем не беспокойся». Это очень важно. Мы можем недоумевать, как можно отказаться от всего, оставить другие пути и предаться Кришне, однако подобные тревоги совершенно напрасны. На этом мы с вами закончим чтение стихов. Этими словами кончается комментарий Бхактиведанта Свами к 66-му стиху. И в следующий раз мы продолжим с 67-го стиха.

00:24:03 А сейчас можете нам звонить, писать на наш сайт. Напоминаю, что в эфире передача Обзор систем йоги по Бхагавад Гите.
[Ведущая] Есть у нас на текущий момент четыре вопроса. Владимир Георгиевич, я зачитываю первый. Добрый день. Наши души попадают в материальный мир, рождаются как в мужском теле, так и в женском. Скажите, есть ли у души пол, или она бес пола? С уважением, Андрей.
[Критский В. Г.] Спасибо, Андрей, за ваш вопрос. Вопрос довольно серьезный, философский, и на него по-настоящему отвечать, это читать целую лекцию. Я очень кратко упомяну, что души как бы делятся на пять рас, пять взаимоотношений с Богом, начиная с нейтральных отношений, отношений слуги, дружеские отношения, родительские и любовные отношения.

00:25:06 То есть в принципе душа в целом обладает женской природой. Мужская природа — природа как бы независимости, природа доминирования, контроля. Женская природа — это подчиненная природа служения. И поскольку мы все по природе слуги, то основная наша природа, это женская природа. Но у каждой души есть своя как бы индивидуальность. Во-первых, в зависимости от расы, и в разных расах в той или иной степени проявляется женская природа, в основном, и в какой-то степени мужская природа. Мужская природа — это природа так же ответственности и независимости. В максимальной степени женская природа проявляется в Матхурьерасе, то есть в любовных отношениях.

00:26:00 Если вы читали книги Прабхупады, Шримад Бхагаватам, источник вечного наслаждения, то самыми чистыми преданными Господа считаются пастушки Вриндавана, девушки. В других расах есть какие-то примеси вот такой независимости, то есть мужской природы. Я очень кратко могу, Андрей, ответить на ваш вопрос. Потому что вот это деление на мужское и женское начало в духовном мире отличается от того, что имеется в материальном мире. В материальном мире как бы мужчины и женщины отличаются по типу тела, по своей карме какие-то души рождаются в мужских телах, а какие-то в женских. А в следующей жизни вообще все может поменяться, мужчина может родится женщиной, а женщина мужчиной. То есть наши материальные тела являются временными оболочками.

00:27:00 Но как бы с высшей духовной точки зрения вот те формы, которые есть в материальном мире, они же есть и в духовном. То есть, там есть формы и мужчин, формы женщин, и причём в разных расах, то есть разных взаимоотношениях в Богом. Поэтому вот вопрос такой, ответ на этот вопрос немножко сложных, что у каждой души есть как бы свои отношения с Богом, и у каждой души есть женская природа, хотя, так сказать, по-разному, в разной степени также есть и мужская. Так я могу ответить на ваш вопрос.
[Ведущая] Я зачитаю второй вопрос. Его к нам прислала Нина. Вкус к преданному служению не так-то просто почувствовать, пишет она, я так понимаю, только Джапа помогает к очищению сердца и желанию служить.
[Критский В. Г.] Спасибо, Нина. Не только Джапа. Действительно вкус к преданному служению не так просто почувствовать.

00:28:02 Джапа — это первый метод Бахти, который Господь Читанья называет Наморучи, то есть Наме — это святое имя Бога, Ручи — вкус. То есть вкус к воспеванию святого имени. И здесь есть также процесс Киртана, то есть совместного пения святых имен. Если вы когда-то видели Харе Наму, у нас на Арбате проходит, когда преданные выходят и поют имена Господа совместно, это тоже относится к этому первому типу — Наморучи. Джапа — это означает тихое повторение святых имен, когда вы только для себя тихонечко повторяете святые имена Бога — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе — это не предполагает какого-то афиширования. Даже в принципе можно повторять святые имена про себя.

00:29:00 Если у вас нет возможности повторять вслух, то можно повторять про себя, это тоже дает эффект. Значит, второй вид служения, который очень благоприятен, Господь Читанья назвал Вайшнавасэва, то есть служение преданным Господа. То есть если вы будете в той или иной мере, то ли духовно, то ли материально помогать преданным Господа Кришны, то вы будете автоматически как бы очищать своё сердце, и все больше чувствовать вкус к преданному служению. И третий называется Дживадоя, Джива — это душа, Доя — сострадание, то есть сострадание к душам. И сострадание к душам означает, что мы помогаем нуждающимся, и помощь, имеется в виду, не столько материальная помощь, хотя это тоже имеет место, сколько духовная, потому что современные люди в основном не имеют духовного знания, и поэтому миссия преданных Господа — это давать людям духовное знание, которое в Калиюгу практически отсутствует.

00:30:14 Вот так я могу ответить на ваш вопрос.
[Ведущая] Есть ещё один вопрос. Также от Нины. Она пишет, что мне подарили маленькую статуэтку Кришны, и у меня есть бумажный алтарь. Первое, где мне хранить лучше эту статуэтку? Второе, сделать ему отдельный алтарь? И третье, нужно ли носить такую статуэтку в сумке или в кармане одежды? Будет ли это являться оскорблением или нет?
[Критский В. Г.] Спасибо, Нина. Еще один более эзотерический вопрос, это поклонение на алтаре. Действительно есть эта система поклонения Господу, которая называется Панчаратика, и она тоже является достаточно сильной и эффективной, хотя вторичной по отношению к Бхагаватамарку, то первые три пункта, которые перечислены не относятся к так называемому Бхагаватамарк, или путь служения Богу, дословно.

00:31:13 Второй путь, Панчаратрика — это служение на алтаре в храме. И этот процесс считается вторичным, но тем не менее в Калиюгу он также очень важен, и по всему миру имеются храмы Кришны. Раньше они были только в Индии, сейчас эти храмы Кришны есть практически во всех странах мира, в Лондоне, и там в Нью-Йорке, во многих столицах, в Париже есть храмы Кришне, и в принципе планируется в Москве тоже строительство такого храма. Пока храма нет, то вы можете осуществлять этот процесс дома, сделав какой-то алтарь. Если вы видели, где-то были может быть в храме Кришны, или может быть за границей, или у нас, как делается алтарь.

00:32:08 Самое лучшее на алтаре держать не Кришну, а Господа Читанью. Есть божества, которые называются Горнитай, Господь Читанья Нитьянанды. Завтра у нас кстати будет день явления Господа Нитьянанды, с чем я вас всех поздравляю. Нитьянанда считается воплощением Баларамы, то есть брата Кришны. Это самое милостивое воплощение Бога, даже более милостивое, чем Господь Читанья, хотя Господь Читанья является самым милостивым, но Господь Нитьянанда ещё более милостивый. Так вот, поэтому для современных людей Калиюги рекомендуется держать на алтаре не Кришну, а Господа Читанью, Нитьянанду. Конечно, если у вас есть Кришна, то ничего страшного, вы можете его поставить где-то наверху, на алтаре, но постоянное служение нести божествам Господа Читанья, Нитьянанды, или его изображению.

00:33:03 Есть фотографии Панчитаквы, есть фотографии божеств Горнитай, которые вы можете держать на алтаре, и также носить с собой в своей сумочке. Никаким оскорблением это не будет, потому что вы можете куда-то приехать в гости, к друзьям, знакомым, достать это изображение, и предложить этому изображению какие-то продукты вегетарианские, фрукты, овощи, злаки, молочные продукты. Сегодня у нас Икадыш, сегодня злаков есть не полагается, значит, сегодня можно предлагать фрукты, овощи и молочные продукты. Так я могу вам ответить.
[Ведущая] Слушательница уточняет, а вот первый и второй пункты, именно в виду воспевания и прославления, и что тогда делать с маленькой статуэткой Кришны?
[Критский В. Г.] С маленькой статуэткой Кришны ничего делать не нужно, нужно её просто поставить на алтарь, пускай она там стоит.

00:34:04 Кришна более строгий, чем Господь Читанья, ему нужно обязательно поклоняться, перевозить его может туда-сюда не стоит. Это первое. Теперь вот я не совсем понял ваше уточнение, вот слушание о Господе, воспевание имен Бога, это все является процессом преданного служения. В чем ваш вопрос?
[Ведущая] Я думаю, она ещё уточнит, ага, вот вижу. Пишет, просо поставить где-нибудь и все, да?
[Критский В. Г.] Просто поставить, и поклоняться по утрам, внизу, под Кришной вы должны поставить изображение или статуэтки Горнитай, Господа Читаньи, Нитьянанды. Если вы этого не сделаете, то Кришна будет учить вас более строго, чем Читанья и Нитьянанда.

00:35:00 Если вы хотите, чтобы особых проблем в духовной жизни не было, то лучше поклоняться Кришне через Господа Читанью. Господь Читанья — это тоже Кришна в самом милостивом воплощении. Вот это я вам советую.
[Ведущая] Итак, я продолжаю зачитывать наши вопросы. Здравствуйте, доброго вам дня, пишет Михаил. У меня дома на алтаре изображен Будда, но мантру я читаю Харе Кришна, так как считается, что она самая сильная и подходящая в нашу Югу. Для меня Бог един и не имеет значения, в каком он обличье, но я хотел бы все-таки понять, правильно ли я делаю или нет? Спасибо.
[Критский В. Г.] Спасибо вам, Михаил. Господь Будда считается воплощением Кришны, который жил на земле 2 с половиной тысячи лет назад, то есть примерно пол тысячи лет до Иисуса Христа, и он явился с особой миссией — остановить убийство животных под видом ведических жертвоприношений.

00:36:02 О Господе Будде рассказывается в Шримад Бхагаватам, причём не просто рассказывается, а предсказывается, потому что Веды были записаны, как вы знаете, 5 тысяч лет назад, а 5 в 2 раза больше, чем 2 с половиной, то есть за 2 с половиной тысяч лет до явления Будды, его явление было предсказано в Ведах, в Шримад Бхагаватам. И предсказана его миссия, были названы место, где он родится, имена его родителей и т. д. Вот в этом, когда я иногда спрашиваю, вот все это выдумки, все это сочинения там каких-то древних мудрецов, какие есть доказательства? Вот это одно из доказательств, что авторитетное знание, идущее из абсолютного источника, может предсказывать события за несколько тысяч лет до их осуществления, как в данном случае с явлением Господа Будды.

00:37:04 Теперь, что касается вашей как бы духовной жизни, то вполне можно держать Господа Будду, поскольку он является воплощением Кришны, и хорошо, что вы повторяете мантру Харе Кришна, это действительно самая сильная и подходящая в эпоху Кали. Вы правильно пишете, что Бог един, и не так важно в каком он обличье. Единственное, что я вам посоветую, тоже самое, что я сказал до этого Нине, чтобы вместе с Господом Буддой, вы поместили изображение Господа Читаньи и Нитьянанды, или фотографию Пантьятатвы, его пятерых спутников. Поскольку в Пантичитавате говорится, что в Калиюгу если человек не поклоняется Господу Читанье, то самые простые дела будут для него сложными, а если человек постоянно помнит о Господе Читанье, то даже сложные дела будут для него простыми.

00:38:07 То есть, не смотря на то, что вы пишете все правильно, все-таки я вам советую также обзавестись изображением Господа Читаньи и Нитьянанды, и поставить их на алтарь вместе с изображением Господа Будды. Так я могу ответить на вопрос Михаила.
[Ведущая] Я услышал, что сегодня Икадыш. А разве Икадыш не в воскресенье? Спрашивает меня слушатель. О, нет, по крайней мере в Москве точно сегодня. Если вы проживаете в Риге, то может быть у вас как-то смещение происходит? Посмотрите, пожалуйста, в календарик.
[Критский В. Г.] Да, я тоже самое могу подтвердить, что по нашему календарю, который рассчитан для Москвы, Икадыши 6 февраля, то есть сегодня. На других широтах, вернее не широтах, а долготах, тот, кто живет восточнее или западнее, это может сместиться.

00:39:10 [Ведущая] Ну, на текущий момент вопросиков нет. Быстренько проверяю почту, хотя у нас почему-то почта доходит не очень сразу, когда её отправляют, но тем не менее. Тихо, вопросов нет, но есть благодарность. Владимир Георгиевич, спасибо вам большое, что были с нами и отвечали на вопросы радиослушателей.
[Критский В. Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] До новых встреч на следующей неделе. Приятного взаимопрепровождения вам в праздничные дни.
[Критский В. Г.] Спасибо, всего хорошего.
[Ведущая] До свидания.
[Запись] Прекрасное настроение на Аюрведа радио.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 25 января 2013