Глава 7 стихи 19-25

Аюрведа радио - 27 октября 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:33:16 | качество: mp3 24kB/s 5 Mb | прослушано: 62 | скачано: 168 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 «Аюрведа радио».
[Ведущая] Добрый день, дорогие слушатели. Мы продолжаем нашу программу. И сегодня в эфире «Обзор различных систем йоги по “Бхагавад-гите”». Как и складывается у нас по традиции — Владимир Георгиевич Критский, а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Ждём ваших вопросов после лекций. Итак, здравствуйте, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Здравствуйте. Дорогие друзья, продолжаем наш цикл бесед «Обзор систем йоги по “Бхагавад-гите”». Я напомню, что мы с вами изучаем седьмую главу, которая называется «Знание об Абсолюте». Это одна из самых красивых и глубоких глав. И стихи, которые мы с вами читаем, и комментарии духовного учителя очень необычные, я бы сказал, трансцендентные.

00:01:07 Я буду стараться по мере сил читать наиболее существенные моменты из комментариев духовного учителя, как говорится, не мудрствуя лукаво, потому что здесь пойдёт речь об очень сокровенных духовных предметах. Мы с вами остановились на 19-м стихе: «После многих рождений и смертей тот, кто истинно обладает знанием, придаётся Мне, зная Меня как изначальную причину всех причин, источник всего сущего. Такая велика душа встречается очень редко». Это слова Господа Кришны. И комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Процесс духовной практики занимает, как правило, много жизней. И вот, наконец, живое существо обретает чистое, трансцендентное знание, понимая, что конечной целью духовного пути является Верховная Личность Бога.

00:02:05 На первом этапе человек пытается освободиться от материальных привязанностей и обнаруживает в себе склонность к имперсонализму, но поднявшись на более высокую ступень, он понимает, что духовная жизнь полна разнообразия. Это разнообразие составляет предмет бхакти, то есть преданного служения Господу. Осознав это, человек развивает в себе привязанность к Верховному Господу и посвящает себя преданному служению. Тогда он понимает, что Всевышний Господь Кришна есть всё, что он причина всех причин и материальный мир во всём зависит от него. Он также понимает, что материальный мир является искажённым отражением разнообразия, царящего в духовном мире, и что здесь всё связано с Верховным Господом.

00:03:00 Постепенно он начинаем всё видеть в связи с Верховным Господом и такое видение побуждает человека полностью предаться Ему, поскольку Он является высшей целью духовного пути. Такая великая душа, вручившая себя Господу, встречается очень редко». Как вы видите, это очень глубокий комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады и он заслуживает того, чтобы его разобрать более подробно. Первое, что говорит Бхактиведанта Свами, это то, что духовная практика занимает, как правило, много жизней, это процесс непростой. Мы много жизней находимся в материальном мире в разных телах и поэтому у нас достаточно сильны материальные привязанности. Второе Прабхупада пишет, что на первом этапе, когда человек пытается освободиться от своих материальных привязанностей, он обнаруживает в себе склонность к имперсонализму. Это очень важный момент не только философии, но и культуры.

00:04:17 Имперсонализм означает признание высшего аспекта Абсолютной Истины имперсональным, безличным. То есть, по сути, это отрицание Верховной Личности Бога. Можно сказать, что это скрытый материализм. И эта вот склонность к имперсонализму, по сути, находится во всех людях. Мы относимся к другим людям не как к личностям, а как к неким предметам для собственного удовлетворения. То есть то, что такие философы рассматривают Абсолют как безличный, не как личность Бога, неразрывно связано с вот этим эгоистическим отношением ко всем окружающим, что мы смотрим на окружающих людей как на предметы для нашего собственного какого-то удовлетворения.

00:05:28 Третье, о чём пишет Прабхупада, то, что духовная жизнь полна разнообразия и это разнообразие составляет предмет преданного служения Господу. Существуют самые разнообразные виды служения в разных расах, взаимоотношениях, которые (мы с вами как-то перечисляли) делятся на нейтральное отношение, отношение в служении, дружеские отношения, родительские и любовные отношения, супружеские.

00:06:03 То есть точно так же как у нас в материальном мире есть разные отношения с разными людьми — к своим детям вы проявляем родительскую заботу, по отношению к братьям и сёстрам у нас дружеские отношения, по отношению к начальству на работе или к руководству страны у нас отношения служения, мы считаем себя как бы слугами, и с нашими супругами у нас отношения любовные, по крайней мере, должны быть любовные отношения, реально это бывает не всегда, но, в принципе, это существует, — и вот точно так же духовный мир полон разнообразных трансцендентных отношений. Это называется на санскрите «расы». Материальный мир, в принципе, тоже полон разнообразия, но материальная деятельность и материальные отношения причиняют нам множество страданий. Ну, и в первую очередь потому, что любые самые совершенные отношения в материальном мире временные, они рано или поздно кончаются, и это причиняет нам массу страданий.

00:07:18 Далее Прабхупада пишет, что Всевышний Господь есть причина всех причин и материальный мир тоже полностью зависит от него. И, наконец, последняя очень глубокая идея — это то, что материальный мир является искажённым отражением духовного разнообразия, который царит в духовном мире. Вот это вот основные идеи данного комментария, которые мы с вами кратко разобрали, и они, по сути, дают нам представления о том, что такое духовный мир, духовная жизнь, и как мы можем её понять. Стих 20: «Те, чей разум похищен материальными желаниями, поклоняются полубогам, следуя предписаниям, соответствующим их собственной природе».

00:08:11 Кто такие полубоги? В нашей культуре нет этого понятия. Но если мы вспомним Древнюю Грецию, Рим, Египет, Индию, наконец, славянскую культуру, там везде присутствует поклонение полубогам. Есть как бы два вида религий — монотеизм, монотеистические религии, где поклонение единому Богу, и политеизм, политеистические религии, где поклонение многим богам, ещё это называется многобожие или язычество. На самом деле с философский точки зрения между ними нет принципиального различия, потому что поклонение многим богам подразумевает, что это всё так называемые полубоги, что Всевышний Господь един, но поскольку он непостижим, он абсолютен, то о нём как бы мы особенно не можем ничего сказать. И поэтому вот в этой языческой культуре политеизма главный акцент делается на полубогах, на том, что человек должен поклоняться полубогам, приносить ему различные жертвы.

00:09:27 И как мы увидим здесь, в «Бхагавад-гите», и в Библии, этот акцент на поклонение полубогам считается неправильным, то есть осуждается духовными учителями самых различных традиций. Есть один интересный пример в мировой литературе, который нам иллюстрирует вот это поклонение полубогам. Знаменитые поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея», в которых боги и люди борются друг с другом.

00:10:06 И, собственно, весь сюжет начинается со спора полубогов, точнее полубогинь, которые хотят решить вопрос, кто из них самая прекрасная. И богиня Афродита, богиня любви, убеждает Париса, чтобы он выбрал именно её. И в благодарность она обещает ему похитить Елену, жену царя Спарты Менелая. Из-за этого, собственно, разгорелся весь сыр-бор и начинается война между Грецией и Троей. И в результате греки побеждают, и происходит падение Трои. И во всём этом споре полубоги принимают активное участие. В этом стихе Кришна говорит: «Те, чей разум похищен материальными желаниями, поклоняются полубогам». И вот этот пример «Илиады» как раз хорошо иллюстрирует этот стих, потому что Парис, сын царя Трои, Приама, похитил Елену с помощью богини Афродиты, которая попросту подкупает Париса, дав ему возможность похитить вот эту прекрасную женщину.

00:11:17 И Парис соглашается на это заманчивое предложение, и по сути обрекает на гибель себя и весь свой род. Всё кончается достаточно трагично: Троя падает, все погибают — и Парис, и Приам, и, по сути, и греки погибают все, кроме Одиссея, — почти что как на поле битвы Курукшетра. Если вы помните, в третьей главе мы говорили об опасности вожделения, этого страстного желания чувственных наслаждений. И по сути вот эта ситуация возвеличивания этого культа чувственных наслаждений имеется во всей современной культуре, которая направляет человека к этому как к некой высшей цели.

00:12:06 Но главный вопрос науки, философии и вопрос всей человеческой жизни — это что такое высшая истина, в чём смысл жизни. В «Бхагавад-гите» в той же третьей главе Кришна говорит: «На заре творения Господь, повелитель всех существ, создал поколение людей и полубогов вместе с жертвоприношениями Господу Вишну и благословил их словами: “Будьте же счастливы этой жертвой, ибо она дарует вам всё желаемое, чтоб вы могли жить счастливо и, в конце концов, обрели освобождение”». То есть человеческая жизнь предназначена не для неограниченных чувственных наслаждений в материальном мире, а для определённой жертвы. Ради освобождения от материального рабства человек должен жертвовать в первую очередь вот этой своей склонностью к материальным наслаждениям, к стремлению обладать материальной природой и её контролировать.

00:13:18 Вот в этом является как бы смысл человеческого разума, что человек использует разум, как мы читали во второй главе, не для деградации, а для продвижения, для того, чтобы подняться как бы над уровнем животных. Животные на это не способны, животные просто пытаются удовлетворять свои чувства через еду, сон, секс, оборону. Человек должен использовать разум для того, чтобы ограничить вот эту свою естественную склонность к чувственным наслаждениям. И в комментарии к этому стиху Бхактиведанта Свами пишет, что «…в настоящую эпоху Кали ведические писания рекомендуют в качестве жертвоприношения санкиртана-ягью, то есть пение и повторение имён Бога. Этот трансцендентный метод принёс на Землю Господь Чайтанья, чтобы спасти всех людей, живущих в данную эпоху».

00:14:18 Аналогичные слова есть в Библии в псалмах царя Давида: «Славьте Господа с каждым дыханием, славьте его с барабаном и флейтой. Кто грустен из вас, пусть молится, кто весел, пусть поёт псалмы». То есть мы видим здесь аналогию, что вот это главное жертвоприношение для нашей эпохи, Кали-юги, рекомендуется как в Ведах, так и в христианских писаниях, в Библии. Стих 21-й, Господь Кришна продолжает: «Я прибываю в сердце каждого как Верховная Душа. И когда человек хочет поклоняться тому или иному полубогу, Я укрепляю его веру, чтобы он мог посвятить себя этому божеству».

00:15:07 Комментарий: «Обычным людям, терпящим материальные страдания, Веды рекомендуют обращаться к полубогам. Чтобы достичь определённой цели, необходимо поклоняться соответствующему полубогу. Так больному рекомендуют поклоняться богу Солнца, тому, кто хочет прослыть учёным, нужно поклоняться богине знания Сарасвати, а человек, мечтающему о красивой жене, богине Уме, супруге Господа Шивы». Но Веды говорят, что хорошая жена — это великая удача, это гораздо лучше, чем прекрасная Елена, которая может привести человека в Ад. То есть если человек совершает это поклонение в соответствии с ведическими предписаниями, то это не будет негативным, это будет в пределах его предписанных обязанностей, и не будет препятствовать его духовному прогрессу.

00:16:23 Стих 22-й: «Наделённый такой верой человек поклоняется этому полубогу и достигает желаемого, но на самом деле все блага даруются лишь Мной одним». Комментарий: «Без дозволения Всевышнего полубоги не могут дать своим поклонникам никаких благословений. Человек может забыть, что всё является собственностью Верховного Господа, но полубоги об этом всегда помнят. Таким образом, процесс поклонения полубогам и плоды этого поклонения зависят от Верховного Господа, а не от полубогов. Глупые люди не знают об этом и потому обращаются за исполнением своих желаний к полубогам. В отличие от них чистый преданный молится только Верховному Господу, однако такой преданный никогда не просит у Господа материальных благ. Обычно люди обращаются к полубогам с просьбой удовлетворить их страстные материальные желания. Такое нередко бывает, когда человек вынашивает какое-нибудь недозволенное, нежелательное материальное желание, которое сам Господь исполнять не станет. Тот, кто поклоняется Верховному Господу и одновременно стремится к мирским удовольствиям, сам себе противоречит. Преданное служение Господу и поклонение полубогам — совершенно разные вещи: поклонение полубогам материально, а служение Господу полностью духовно».

00:18:03 Стих 23-й: «Лишь недалёкие люди поклоняются полубогам, ибо обретаемые ими плоды скудны и преходящи. Те, кто поклоняются полубогам, попадают на планеты полубогов, но Мои преданные достигают Моей высшей обители». Комментарий: «Некоторые комментаторы “Бхагавад-гиты” утверждают, что поклоняясь полубогам, можно достичь обитель Верховного Господа, однако в этом стихе ясно сказано, что те, кто почитают полубогов, отправляются на планеты полубогов. Например, поклонники бога Луны могут попасть на Луну. Тот, кто поклоняется Индре, попадает на планету Индры. Неверно думать, что поклоняясь полубогам, можно достичь обители Верховной Личности Бога. Здесь Кришна опровергает это утверждение, говоря, что почитатели полубогов попадают на их планеты в материально мире, тогда как преданные Верховного Господа достигают высшей планеты, где обитает сам Господь».

00:19:17 Стих 24-й: «Люди, лишённые разума и не знающие Меня таким, какой я есть, считают, что Я, Верховная Личность Бога, Кришна, раньше был безличен, а теперь обрёл личностную форму. Из-за скудности своих познаний они не ведают Моей высшей вечной природы». И так снова здесь возникает вот это представление об имперсонализме. Что такое имперсонализм? Это представление, что Абсолютная Истина, в конечном счете, безлична. И, как мы упоминали, это мнение имеет глубокие причины. В этом, по сути, нет логики и, по сути, имперсонализм — это скрытый материализм. Материализм также отрицает личность Бога, объявляя изначальной материальную природу. И поэтому современные люди очень склонны к имперсонализму, поскольку им трудно допустить существование Абсолютной Верховной Личности Бога, который во всём их превосходит.

00:20:38 Вот какой написал комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупада, я его прочитаю: «В “Брахма-самхите” говорится, что Верховную Личность Бога нельзя постичь, просто изучая Веды, это возможно только по его милости. Поэтому в данном стихе “Бхагавад-гиты” говорится, что к числу не слишком разумных людей относятся не только поклонники полубогов, но и также учёные-имперсоналисты, которые изучают “Веданту” и рассуждают на темы ведических писаний. Поскольку у них нет сознания Бога, они не способны постичь личностную природу Бога. Но те, кто считают Абсолютную Истину безличной, ничего не знают о высшем аспекте Абсолютной Истины. В “Шримад Бхагаватам” говорится, что постижение Всевышнего начинается с постижения безличного Брахмана, следующая ступень — это постижение Сверхдуши, пребывающей в сердце каждого, и, наконец, высшая ступень — это постижение Личности Бога, высшего аспекта Абсолютной Истины».

00:21:48 Стих 25-й: «Я никогда не являю Себя глупцам и невеждам, от них Я вечно скрыт завесой моей внутренней энергии и потому они не знают Меня, нерождённого и непогрешимого». Итак, Господь Кришна скрыт завесой своей внутренней энергии. Как же его увидеть? Один из самых удивительных и захватывающих аспектов ведической мудрости — это повествование об аватарах, воплощениях Господа Кришны в материальном мире. Это очень редко встречается в других духовных традициях. В Библии есть упоминания о явлении Господа Моисею, один раз он явился ему в виде горящего куста. И в этом нет ничего удивительного, потому что Господь Кришна может принять любую форму. В Ведах говорится о множестве различных аватаров, являющихся как в человеческой форме, так и в форме животных, но его основная двурукая форма — человекоподобная форма с флейтой в руках.

00:23:02 И именно в этой форме он явился на Земле 5 тысяч лет назад, и ему посвящены практически все ведические произведения, в том числе и «Бхагавад-гита», которая была рассказана им самим. Его имя Кришна, или Говинда, что означает «дающий наслаждение чувствам». Его тело духовно, полно знания и блаженства. Кто-то может спросить: «Когда Кришна находился на Земле, его мог видеть каждый, почему же он говорит, что не являет себя всем?». Но на самом деле Кришна не являл себя всем. Когда он находился на Земле, лишь очень немногие знали о том, что он Верховная Личность Бога. Некоторые открыто ему завидовали, например, Шишупала, который выступал на собрании Кауравов с возражениями против того, чтоб этим собранием руководил Кришна. За Кришну вступился Бхишмадева и провозгласил, что он является Верховным Господом.

00:24:06 О том, что Кришна Всевышний Господь, знали также Пандавы и ещё несколько человек, так что это было известно далеко не каждому. Господь не открывает себя непреданным и обычным людям, поэтому в «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что большинство людей, за исключением Его чистых преданных, считает Его обыкновенным человеком. Только своим преданным Он явил Себя как вечный, неиссякаемый источник счастья. Есть очень красивый стих в «Шри Ишопанишад», где преданный молит Господа: «О Господь, Ты хранитель Вселенной, Твой божественный образ скрыт завесой Твоей внутренней энергии, йога-майи, будь милостив, убери это ослепительное сияние, которое не даёт мне увидеть Твой вечный образ, исполненный знания и блаженства».

00:25:04 В Ведах также говорится, что в Кали-югу Господь Кришна является в форме своего святого имени, то есть через пение баджанов и каких-то песнопений. И главным, наиболее важным, является пение и повторение Харе Кришна мантры, которую вы наверняка слышали на волнах радио «Кришналока»: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе. Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе». И, наконец, последний 26-й стих, который мы с вами сегодня прочитаем, очень красивый и яркий: «О Арджуна, как Верховная Личность Бога, Я знаю всё, что было в прошлом, всё, что происходит в настоящем, и всё, что произойдёт в будущем. Я также знаю все живые существа, но меня не знает никто».

00:26:05 Вот мы с вами закончили на этом 26-м стихе и с него мы начнём в следующий раз. Я его ещё раз прочитаю, потому что в нём ещё раз Кришна открыто объявляет о своей удивительной божественной природе Верховной Личности Бога: «О Арджуна, как Верховная Личность Бога, Я знаю всё, что было в прошлом, всё, что происходит в настоящем, и всё, что произойдёт в будущем. Я также знаю все живые существа, но меня не знает никто». На этом я хочу закончить сегодняшнюю передачу. Пожалуйста, звоните нам по нашим телефонам или присылайте вопросы на наш сайт. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по “Бхагавад-гите”».
[Ведущая] Владимир Георгиевич, у нас есть два вопроса и я их сейчас зачитаю.

00:27:00 Первый вопрос звучит так: «Если в “Бхагавад-гите” осуждается поклонение полубогам, то почему Веды это рекомендуют?».
[Критский В.Г.] Да, это интересный вопрос. Действительно, Кришна говорит здесь, вот мы прочитали с вами стих, что те, чей разум похищен материальными желаниями, поклоняются полубогам. И несмотря на это, в Ведах очень значительный раздел, так называемый «Карма-канда», посвящён поклонению полубогам, там описываются различные гимны, молитвы полубогам и совершение жертвоприношений в честь полубогов. Дело в том, что большинство людей в материальном мире не готовы принять Верховную Личность Бога как она есть. Это не только сейчас, это было так же и в ведической культуре. И поэтому Вьясадева большую часть Вед посвятил вот этому разделу «Карма-канда», то есть поклонению полубогам.

00:28:08 Дело в том, что если это совершается правильно, в соответствии с ведическими предписаниями, то сам процесс ведических жертвоприношений очищает сердце человека. Человек общается с брахманами, он слушает пение ведических гимнов, он совершает какие-то подношения брахманам и бедным людям, то, что требуется по ритуалу, и тем самым он фактически косвенно исполняет указания Верховной Личности Бога, который, собственно, и дал Веды. Как говорится, Веды исходят из Верховной Личности Бога, это дыхание Господа в процессе творения Вселенной.

00:29:07 Таким образом через вот этот процесс ягьи, жертвоприношения полубогам, человек постепенно прогрессирует, он очищается от материальных привязанностей и через какое-то время поймёт, что в этих процедурах жертвоприношений нет особого смысла. Если в конечном итоге всё зависит от Господа Кришны, то почему не поклоняться ему непосредственно? О чём здесь, собственно, и говорилось, в стихах этой седьмой главы. То есть поклонение полубогам — это определённая уступка для людей, которые не могут совладать со своими материальными желаниями, таким образом, через поклонение полубогам исполнить свои желания и в то же время постепенно прогрессировать в духовной жизни. Таким образом я могу ответить на этот вопрос.

00:30:05 [Ведущая] Есть ещё один вопрос и я его зачитаю. Вопрос звучит так: «Познакомился с ведической культурой и пропало желание работать на работе. Теперь по 10 часов работать не могу — не доставляет былой радости эта работа, хочется работать над собой. Добрался до “Бхагавад-гиты”. Пока не начал её читать, домой возвращался поздно. Что же делать — оставить работу и погрузиться в обучение ведическому знанию?».
[Критский В.Г.] Спасибо. Да, это очень интересный практичный вопрос. Действительно, когда человек знакомится с ведической мудростью, то у него пропадает интерес к материальной деятельности. У обычного мирского человека материальная деятельность как бы стимулируется определённым стремлением получить какую-то материальную выгоду, материальную награду (зарплаты или повышения по службе), но когда человек понимает, что не это главная цель человеческой жизни, что духовное благо и процесс духовного совершенствования гораздо важнее и гораздо более блажен, приносит огромное удовлетворение, то человек действительно теряет интерес к материальной деятельности. Но, тем не менее, до определённого этапа человек должен заниматься исполнением своих предписанных обязанностей. И об этом мы с вами говорили и в «Бхагавад-гите» в третьей главе, где Кришна говорит: «Исполняй свои предписанные обязанности, это лучше, чем бездействие. Без работы человек не может поддержать даже своего тела».

00:31:54 То есть мы должны исполнять свои предписанные обязанности дома, на работе, в семье, делать это в той мере, как это необходимо. Мы не должны этим слишком увлекаться. Скажем, если обычный мирской человек может работать с утра до ночи, как осёл, для того, чтобы получить какую-то награду, чтобы получить повышение по службе, для него это цель жизни, то духовно развитый человек не будет слишком увлекаться, как бы переусердствовать, а будет исполнять свои обязанности в той мере, как это необходимо, всё же свободное время и свободные силы он будет посвящать своей духовной практике, духовному совершенствованию. Так я могу ответить на этот вопрос.

00:32:45 [Ведущая] Ну вот, вопросов нет. И что нам остаётся делать? Мы закончим передачу. Спасибо, большое вам, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.] Спасибо вам.
[Ведущая] До свидания, до новых встреч.
[Критский В.Г.] До свидания.
[Ведущая] Уважаемые радиослушатели, я напомню, что с нами был Владимир Георгиевич Критский, обзор различных систем йоги по “Бхагавад-гите”, а также ответы на ваши вопросы, которые вы нам присылаете. Вы продолжаете слушать «Аюрведа радио», оставайтесь с нами.
Дарит вам хорошее настроение «Аюрведа радио»...

транскрибирование: Василий Чернавский | Россия | 30 ноября 2012