Кармические реакции, высшая справедливость
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 В эфире Критский Владимир Георгиевич, и наш цикл называется «Обзор систем йоги по “Бхагавад-гите”». В прошлый раз мы с вами закончили читать стихи третьей главы под названием «Карма-йога», и прежде чем перейти к новой, четвёртой, главе, которая будет называться «Гьяна-йога», йога знания, я хочу кратко подвести итог третьей главы, потому что она очень важная и потому что есть определённые тонкости, которые я не рассматривал ранее по ряду причин. В основном потому, что «Бхагавад-гита» не настолько простая книга для современных людей, и мы с вами сегодня рассмотрим отдельные стихи, которые я подробно не рассматривал в прошлый раз.
Этапы карма-йоги
00:01:06 Как вы помните, карма-йога – это йога исполнения предписанных обязанностей. «Карма» в переводе на русский означает «действие» и, в частности, «долг». То есть на первом этапе своего духовного пути человек должен добросовестно исполнять свои предписанные обязанности без привязанности к результату, и эту идею Кришна повторяет во многих стихах третьей главы. В стихе 8 он говорит: «Исполняй свои предписанные обязанности, это лучше, чем бездействие. Без работы человек не может поддержать даже своего тела». Это достаточно простая идея и понятная всем даже в нашей обычной культуре.
00:01:58 В следующем, девятом, стихе Кришна говорит: «Любая деятельность должна выполняться как жертвоприношение Всевышнему, в противном случае она является причиной рабства в этом материальном мире. Поэтому, о Арджуна, исполняй свои предписанные обязанности ради Его удовлетворения, и таким образом ты будешь всегда свободен от этого рабства». Это уже вещь несколько более тонкая и неочевидная: человек должен исполнять свои обязанности ради служения Господу Богу. Но по крайней мере эта идея тоже известна в наших обычных, традиционных, религиях: христианстве, мусульманстве, и она в этом плане вполне согласуется с ведической культурой, ведической философией.
00:02:50 В следующих стихах Кришна говорит уже некоторые вещи, которые требуют разъяснения. В стихе 10 говорится: «На заре творения Господь всех существ произвёл на свет поколение людей и полубогов вместе с жертвоприношениями Господу Вишну и благословил их словами: “Пусть же эта жертва принесёт вам всё желаемое, ибо таким образом вы сможете жить без забот и печалей и обрести освобождение”». И в стихе 11: «Удовлетворённые вашими жертвоприношениями полубоги благословят также и вас, и в результате такого сотрудничества между вами воцарится всеобщее благоденствие». Здесь возникает вопрос: кто такие полубоги и откуда они вообще взялись, если в основном русле философии Веданты рассматривается концепция Абсолюта, Абсолютной Истины, Верховной личности Бога.
00:03:57 Но если мы вспомним различные другие религиозные традиции, например славянскую традицию, языческую традицию, которая имела место в Древней Греции, Риме, то там тоже были различные полубоги, которые отвечали за разные материальные стихии: бог ветра, бог огня, бог солнца и так далее… И собственно религия состояла в том, что люди приносили какие-то жертвы полубогам, молились им и получали от них, скажем так, всё желаемое, всё, что необходимо для нормальной человеческой жизни. И здесь, в этих стихах, Кришна, казалось бы неожиданно, говорит об этом.
00:04:48 С этого начинается глава «Карма-йога», потому что если мы зададим вопрос: а как исполнять свои предписанные обязанности, каким образом, в каком духе, в каком настроении, то на первом этапе Кришна «санкционирует» исполнять свои обязанности в таком, немножко материалистическом, настроении, поклоняясь полубогам и принося им какие-то жертвоприношения ради удовлетворения своих материальных потребностей, которые необходимы нам в нашей обычной, повседневной, жизни. И Кришна обещает, что таким образом между людьми и полубогами воцарится всеобщее благоденствие, процветание и во всём мире будет мир и спокойствие. И вывод таков, что на первом этапе карма-йоги, пока ещё человек полон материальных желаний, он может исполнять свои обязанности вот в этом духе поклонения полубогам ради каких-то материальных целей, что имело место, как мы с вами упомянули, в древней славянской традиции, в традициях Древнего Рима, Греции и многих государств Древнего мира.
00:06:30 Затем, в последующих стихах, Кришна уже «поднимает планку». Он говорит в стихе 13: «Преданные Господа вкушают только пищу, предложенную Господу в качестве жертвы. Те же, кто готовит пищу только ради себя, поистине вкушают один лишь грех». То есть хотя в предыдущих стихах Кришна и упоминает о поклонении полубогам, но дальше он говорит, что преданные Господа, верующие люди, духовные люди, что бы они не делали, и даже пищу, которую едят, они предлагают в начале Господу в качестве жертвоприношения. Те же, кто этого не делает, вкушают один лишь грех. И Кришна снова возвращается к цели, более высокой, духовной, цели.
00:07:37 Например, в стихе 19 он говорит: «Поэтому человек должен действовать только из чувства долга, не беспокоясь о плодах своего труда, ибо таким образом он достигает Всевышнего». То есть можно подвести итог, что вся глава «Карма-йога» разбита на два этапа. Первый этап – это так называемая сакама карма-йога, или йога, когда у человека имеется ещё множество материальных желаний. Второй этап называется на санскрите нишкама карма-йога, это когда человек поклоняется Богу не ради каких-то материальных благ, а ради высших духовных целей.
00:08:20 И, как вы помните, заканчивается третья глава очень интересно. Арджуна задаёт вопрос: почему человек совершает греховные действия против собственной воли, как бы влекомый неведомой силой? В ответ Кришна отвечает: «Это только похоть, о Арджуна, которая является всепоглощающим греховным врагом этого мира, которого никогда нельзя насытить и которое пылает, как огонь». И вот эти последние стихи третьей главы посвящены проблеме борьбы с похотью, или вожделением, то есть ненасытным стремлением человека к чувственным наслаждениям. И Кришна говорит, что это враг живого существа, в стихе 39. «Таким образом чистое сознание мудрого живого существа оказывается покрыто его извечным врагом – похотью, которую никогда невозможно насытить и которая пылает, как огонь». И в последнем стихе Кришна говорит: «Таким образом, познав свою трансцендентальную сущность по отношению к материальным чувствам, уму и разуму, о могучий Арджуна, человек должен укрепить ум с помощью духовного знания и таким образом, духовной силой, победить этого ненасытного врага – похоть». Вот так кончается третья глава, на чём мы с вами остановились в прошлый раз. То есть она начинается с самых первых этапов ‒ карма-канды, начинается с этапа исполнения обязанностей ради каких-то материальных целей, и заканчивается уже этапом, можно сказать, чистого, духовного, преданного служения и [описанием того], каким образом человек должен избавиться от стремления к материальным, чувственным, наслаждениям.
Йога знания
00:10:23 И теперь мы наконец приступаем к четвёртой главе. Как я уже говорил, она называется «Гьяна-йога», или йога знания. Она очень интересна, она является логичным продолжением третьей главы. Когда человек успешно прошёл этап карма-йоги и с помощью духовного очищения избавился от врага ‒ вожделения, он поднимается на следующую ступень ‒ гьяна-йоги, йоги знания. Стих 1: «Всевышний Господь сказал: “Много веков назад я открыл эту вечную науку йоги богу солнца Вивасвану. Вивасван передал её Ману, прародителю человечества, тот же в свой черёд передал её Икшваку”». Очень интересный стих.
00:11:19 Во-первых, Кришна снова вспоминает о полубогах: оказывается много тысяч лет назад он начал рассказывать, объяснять «Бхагавад-гиту» богу солнца Вивасвану. Согласно ведической концепции полубоги живут в течение одной манвантары (это около семидесяти махаюг, а одна только Кали-юга длится 432 000 лет), то есть где-то несколько миллионов лет. На высших райских планетах полубоги живут в течение миллионов лет, и их продолжительность жизни настолько велика, что они наблюдают жизни сотен поколений, которые проходят на Земле. И, значит, оказывается, бог солнца Вивасван был первым учеником, первым преемником этого духовного знания. Конечно, здесь возникают вопросы. Кришна играл роль обычного человека, он присутствовал на Земле около ста с небольшим лет, и даже сто лет, по сравнению с жизнью полубогов, ‒ несравнимая величина.
00:12:45 В следующем стихе говорится: «Эта высшая наука йоги передавалась по цепи ученической преемственности, и так постигали её святые цари. Но с течением времени ученическая преемственность была нарушена, и поэтому суть этого знания оказалось утрачена». Кришна продолжает эту мысль, но для нас важно, что для передачи духовного знания существует определённая система, называемая ученической преемственностью ‒ парампарой (санскр.). И подобно тому, как человек, взобравшись на дерево, передаёт какой-то спелый плод, скажем, манго, нижестоящему человеку, который ближе к земле, и тот уже передаёт его дальше, так и вот это сокровенное знание о душе, о Боге, о смысле жизни, передавалось современным людям из глубины веков. Стих 3: «Эту древнюю науку о взаимоотношениях человека со Всевышним сегодня Я открываю тебе, поскольку ты мой преданный и мой друг и ты способен понять трансцендентную тайну этой науки». Кришна как ни в чём не бывало объясняет Арджуне вот эту суть процесса познания.
Принцип парампары
00:14:06 В курсе ведической культуры мы говорили, что составной частью ведической традиции является наличие гуру, духовного учителя. И как раз в этой, четвёртой, главе Кришна объясняет, что на самом деле нужен не только один гуру, а требуется множество учителей, которые являются цепью ученической преемственности, по которой это знание передаётся. И на каких-то этапах эта цепочка может ветвиться: у какого-то учителя может быть множество учеников и поэтому, соответственно, в какие-то периоды может быть много учителей. Но вся эта красивая теория остаётся неясной для нас, современных людей. И, предугадывая это наше недоумение, Арджуна задаёт вопрос. «Арджуна сказал: “Бог солнца Вивасван гораздо старше тебя по рождению. Каким же образом ты мог передать эту науку ему?”» То есть Арджуна играет роль обычного материалистичного человека, который находится в недоумении, который не понимает, как Кришна, который жил на Земле, присутствовал вместе с Арджуной и внешне казался обычным человеком, которому было в то время около ста лет, может утверждать, что миллионы лет назад он передал эту науку «Бхагавад-гиты» Богу солнца Вивасвану.
О воплощении Бога на Земле
00:15:47 Далее мы видим уже трансцендентный, эзотерический момент: «Верховная личность Бога сказал: “Много рождений минуло у нас с тобой. Я могу помнить все из них, но ты их не помнишь, о покоритель врагов”». Вот в чём решение этой загадки. Разумеется, мы с вами уже говорили о концепции реинкарнации, воплощения души, о том, что любое живое существо в этом мире рождается множество раз. Об этом говорилось ещё во второй главе: «По мере того, как душа живёт в теле от детства к юности и до глубокой старости, она аналогично переходит в новое тело после смерти». Но Кришна здесь говорит, что в отношении него, как воплощения Господа на Земле, имеет место совершенно особый процесс: он не просто рождается как обычное живое существо, забывая о своей прошлой жизни, а он является множество раз и при этом помнит свои предыдущие рождения.
00:17:13 Обычный человек, когда рождается на Земле, он, естественно, забывает о том, что было в прошлой жизни, хотя отдельные, отрывочные воспоминания могут к нам прийти во сне. Или есть публикации, когда дети в первые годы жизни помнят какие-то эпизоды, моменты из прошлой жизни, кто у них были родители и так далее. Но, как правило, в 99% случаев человек ничего не помнит, и поэтому многие люди даже сомневаются в том, имеет ли место реинкарнация или мы всё-таки живём один раз. Мы уже с вами говорили, что это явление имеет очень серьёзные философские причины, что когда человек рождается в новом теле, он полностью меняет своё окружение, внешний мир. Его ум, привязанный к одним объектам, сейчас привязан к совсем другим объектам, и поэтому создаётся впечатление, иллюзия, того, что человек рождается впервые. То есть Господь как бы «стирает» память о прошлых жизнях, чтобы человек мог жить с самого начала и забыть о том, что было раньше. Но в отношении самого Господа имеет место нечто совершенно иное.
00:18:49 И ещё раз прочитаю вам этот стих, стих 5 четвёртой главы. «Верховная личность Бога сказал: “Множество рождений минуло у нас с тобой, и я могу помнить все из них, но ты не помнишь, о победитель врагов”». Вот в этом принципиальное отличие. Когда человек умирает и затем рождается снова, он полностью меняет своё материальное тело. Он находится в тонком теле ума, но материальное, грубое, тело умирает, и человек входит во чрево новой матери и получает новое тело. Поэтому практически невозможно сохранить память о прошлой жизни, кроме каких-то отдельных, отрывочных воспоминаний. Но Господь не меняет своего тела, об этом пишет в комментарии Бхактиведанта Свами Прабхупада, и об этом будет говориться в следующем стихе. «Господь говорит, что он обладает вечным духовным телом и он каждую эпоху является в материальном мире в своём изначальном духовном облике». То есть если мы постоянно меняем свою форму в зависимости от нашего рождения, от внешних условий, Господь имеет вечную форму, которая принадлежит не материальному, а духовному миру. И в Ведах описывается эта форма Господа, то есть как выглядел Кришна. Возможно, вы слышали, что он до ста лет имел тело молодого юноши, скажем, двадцатилетнего возраста, очень красивого, и у него цвет тела был немножко голубоватый. Цвет грозового облака. Это краткое описание, которое даётся в ведической литературе.
00:21:06 И для нас это, конечно, достаточно интересно. В последующих стихах Кришна объясняет причины, то есть миссию своего явления. Стих 7: «Каждый раз, когда в этом мире религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, в такое время я нисхожу сам, о потомок Бхараты». И в стихе 8: «Чтобы освободить праведников и покарать негодяев, а также восстановить извечные законы религии, я являю себя эпоха за эпохой». То есть главная миссия Господа во время его явления – это восстановить на Земле справедливость и дать возможность честным, праведным людям добросовестно исполнять свои обязанности, следовать этим вечным путём йоги, путём преданного служения Господу ради всеобщего блага на Земле. Ну и наконец, наверное, последний стих, который мы с вами сегодня рассмотрим, стих 9: «Тот, кто верует в трансцендентную природу моего явления и моих деяний, тот уже не рождается в этом материальном мире, тот рождается в моей вечной обители, о Арджуна».
00:22:45 Это очень важный стих и очень важные обещания Господа Кришны: тот, кто понимает трансцендентную природу явления Господа и его деяний, тот уже не рождается в материальном мире, но возвращается в вечную обитель Господа, то есть в духовный мир, Божье царство. Вот, пожалуй, на этом мы с вами и закончим эту небольшую беседу, лекцию, чтобы оставить время на вопросы. В следующих стихах Кришна будет более подробно объяснять, каким образом человек может подняться до духовного уровня, то есть уровня, когда он может понять трансцендентную природу Бога. Я напоминаю, что в эфире Критский Владимир Георгиевич, и мы продолжаем цикл «Обзор систем йоги по “Бхагавад-гите”». Пожалуйста, звоните по указанному номеру или пишите на наш сайт torsunov.ru.
Ответы на вопросы
Когда человек совершает один благочестивый поступок, как изменяется его карма? Как в будущем это отразится на человеке?
00:24:30 В общем-то, как правило, благочестивый поступок совершается в соответствии с кармой, то есть благочестивый поступок – это поступок в соответствии со своим долгом, со своими предписанными обязанностями: по отношению к семье, к обществу, к государству. И, как правило, наша материальная деятельность находится в пределах закона кармы. То есть нам по карме предписано определённое положение в обществе, определённый тип тела, определённое умонастроение и вся материальная деятельность находится в рамках вот этого универсального закона справедливости, или закона кармы. То есть мы переживаем то, что мы заслужили по своей прошлой жизни, то, к чему мы стремились, что мы хотели получить. Свобода выбора наступает тогда, когда мы стоим перед выбором: то ли поступать в соответствии со своими эгоистичными материальными мотивами или посвятить себя какой-то высшей цели, то есть совершить какую-то жертву, отказаться от каких-то материальных благ ради своего служения, ради блага других людей и всеобщего блага и так далее. И это уже особое действие, оно называется на санскрите акарма.
00:26:04 Это будет рассматриваться где-то в середине четвёртой главы, где Кришна говорит, что хитросплетения действий очень трудно понять, поэтому нужно точно знать, что такое действие, что такое запрещённое действие и что такое бездействие. Так вот, благочестивая деятельность называется карма, то есть деятельность в соответствии с нашими предписанными обязанностями. Это в рамках нашей кармы. А греховная деятельность – это викарма, то, что противоречит нашему долгу, и это влечёт греховные реакции. И духовная деятельность называется акарма, или какое-то духовное действие, служение Богу или жертва ради других, которую мы совершаем бескорыстным образом. Вот это действительно меняет нашу карму. Вот это поднимает нас над законами кармы и даёт возможность как-то возвыситься в духовном сознании. Так я могу ответить на ваш вопрос.
Если одно яблоко с яблони было предложено Господу, остальные яблоки также считаются предложенными, если это одно конкретное дерево?
00:27:30 Прекрасный вопрос. Остальные яблоки считаются предложенными, если вы их тоже предлагаете. И остальные яблоки тоже будут не предложены, если вы их не предлагаете. То есть всё зависит от вашего настроения. Можно приготовить какой-нибудь салат или кашу и взять какую-то часть и предложить Богу на алтаре, и, как правило, когда преданные предлагают, они имеют в виду, что они предлагают всё, потому что большую кастрюлю, котёл трудно принести на алтарь. Но, в принципе, если вы хотите, чтоб какая-то часть была не предложена, вы хотите из неё что-нибудь приготовить, положить в какой-нибудь суп или в пироги, то вы можете просто взять чашечку, предложить только её и всё остальное, а в уме сказать: «Господь, я предлагаю только то, что в этой чашечке». То же самое с яблоней: что вы предлагаете, то Господь и примет.
Чем отличается карма-йога от гьяна-йоги?
00:28:37 Спасибо. Это интересный вопрос, и он не такой простой, как кажется, потому что третья глава «Бхагавад-гиты» называется «Карма-йога», четвёртая называется «Гьяна-йога», а пятая называется снова «Карма-йога», но уже как деятельность в сознании Бога. То есть эти ступени йоги располагаются в виде лестницы. Известен такой термин ‒ «лестница йоги». И «Бхагавад-гита» как раз описывает эту лестницу йоги, поэтому она на санскрите так же называется «Йога-шастра», то есть писание по йоге. Каждая глава, как я уже говорил, ‒ это определённая йога, начиная с самой первой главы Арджуна-вишада-йога ‒ «Йога уныния Арджуны». Хотя в русском переводе она называется «Обзор армий на поле битвы Курукшетра», но в санскритском оригинале – это «Йога уныния Арджуны». То есть уныние и скорбь Арджуны тоже являются йогой, они побудили его задавать вопросы Кришне и интересоваться смыслом человеческой жизни, и поэтому на самом деле принципиальной разницы нет. Карма-йога – это йога действия, и поэтому она ставит акцент на внешней деятельности, то есть на том, каким образом человек должен поступать, действовать физически, материально. Подробно рассказано о предписанных обязанностях для всех, для различных варн общества, в зависимости от положения человека.
00:30:20 Гьяна-йога – это уже йога знания, и вот мы с вами начали [рассматривать] самый первый этап этой гьяна-йоги, то есть что такое знание и как вообще обретается знание. Оказывается, стандартные методы познания, через логику и через восприятие, несовершенны. И совершенное знание об Абсолютной Истине постигается через преемственность духовных учителей, называемую парампарой. И, собственно, самые главные знания и уникальные знания – это знания об Абсолюте. Одна из глав, глава 7, будет называться «Знания об Абсолюте» ‒ Гьяна-вигьяна-йога. И здесь уже Кришна выдаёт основные идеи, связанные с тем, что из себя представляет Абсолют. Абсолют, Абсолютная Истина имеет три основных аспекта: безличный аспект – это безличные законы природы, безличная материя, затем аспект локализованный, который называется параматма, или Бог в сердце (каждый человек и каждое живое существо имеет экспансию Господа в своём сердце). Мы это ощущаем как интуицию, какой-то голос внутри, который нам иногда подсказывает, может быть, часто подсказывает, но мы это просто не слышим. И, наконец, высшим аспектом является Верховная личность Бога, на санскрите Бхагаван – владыка всех богатств.
00:32:00 И в четвёртой главе Кришна уже, собственно, и начинает об этом говорить: что из себя представляет личность Бога. Оказывается, это не просто некое безличное сияние, не старичок, сидящий на облаках, это личность, которая периодически является на Земле, эпоха за эпохой. Конечно, эта эпоха может длиться миллионы лет, но факт заключается в том, что есть свидетельства, есть определённые исторические памятники, что Господь был на Земле. И вот как раз то, о чём мы говорим сейчас: в «Бхагавад-гите» Кришна является воплощением Господа, который жил на Земле более ста лет и совершал удивительные деяния и в том числе поведал нам «Бхагавад-гиту». И, изучая «Бхагавад-гиту», мы видим, что это действительно необычное знание, оно настолько тонкое, настолько совершенное, что его не так просто придумать искусственно какому-то учёному, философу или святому, что это высшее знание, данное человеку. И дальше будут более высокие ступени йоги, как я говорил.
00:33:12 В главе 5, которая будет называться «Карма-йога ‒ деятельность в сознании Бога» – это более высокая ступень карма-йоги. Поэтому ответ на данный вопрос таков, что принципиального отличия нет, но каждая ступенька йоги – это определённый шаг к духовной реализации человека, в зависимости от его уровня. На первых этапах карма-йоги человек просто должен добросовестно исполнять свои обязанности, пускай даже он имеет какие-то материальные цели, материальные интересы. Он должен просто добросовестно трудиться, но не ради каких-то очень больших корыстных, скажем так, запросов, и тогда он постепенно будет прогрессировать, постепенно он будет продвигаться за счёт этой благочестивой деятельности, он будет избавляться от низших гун страсти и невежества и подниматься до уровня гуны благости. Это краткий ответ на данный вопрос. По сути, все эти системы йоги располагаются в виде определённой лестницы, в которой много ступеней, сколько точно даже трудно сказать, но основные четыре системы йоги описаны в «Бхагавад-гите»: карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога и бхакти-йога. Мы их соответственно будем рассматривать в наших беседах, в наших передачах радио «Аюрведа».
Как, с точки зрения кармы, объяснить причину того, что люди рождаются близнецами? Делят ли одну карму на двоих близнецы? Как объяснить тот факт, что при внешнем сходстве они имеют разные привычки и вкусы?
00:35:00 Чудесный вопрос, потому что мы очень часто видим, что два брата или две сестры, которые родились от одной матери, от одного отца и внешне похожи, имеют разные качества, разный характер. Это неслучайно и неудивительно, потому что каждый человек – это индивидуальная душа. По своей карме они родились вместе как сыновья или дочери одной матери и одного отца. Это означает, что у них приблизительно одинаковая карма, то есть одинаковые заслуги. Они заслужили одни условия: одних родителей, одно окружение, уровень материальных благ, образование и так далее, но судьба может быть совершенно различна, поскольку карма каждого человека индивидуальна. Один человек может быть праведником, другой ‒ негодяем. Это тоже возможно.
00:36:04 Это бывает, и отдельные случаи даже описаны. Я помню, в Библии: Иаков и его второй брат, который был, скажем так, недостойный, хотел его погубить. Во всяком случае, такие примеры есть, так что ответ именно таков: каждое живое существо – это индивидуальность, и наше рождение в том или ином теле, в той или иной семье – это всего лишь небольшой участок, небольшой эпизод нашей жизни, потому что жизнь на самом деле вечна и наша жизнь в материальном теле – это маленький шажок в нашей истории эволюции в материальном мире. И мы должны просто понять, в чём цель этой эволюции, в чём смысл этой цепи перевоплощений, и [объяснение этого] является основной целью «Бхагавад-гиты». Так я могу ответить на ваш вопрос.
Какова кармическая причина рождения сиамских близнецов?
00:37:22 Я тоже вспомнил этот момент, потому что по телевизору иногда показывают такие случаи. Это случаи очень тяжёлой кармы. Когда две души рождаются не в виде двух тел, а они получают общее тело. У них может быть две головы, но тела сросшиеся. У меня отец был биолог, доктор наук. Он меня водил в анатомический музей, я даже это видел.. Если они умирают (а очень велика вероятность, что им не удастся выжить, это очень тяжёлый случай), то родственников просят передать тела сиамских близнецов анатомическому музею, чтобы использовать их каким-то образом для научных исследований, но, собственно, сейчас их можно увидеть и по телевизору.
00:38:21 Это случай очень тяжелой кармы, когда две души за свои грехи таким образом связаны, слеплены, так сказать, судьбой и поэтому имеют очень ограниченную свободу, очень ограниченную независимость. Скажем, один хочет есть, а другой хочет пить, в туалет или что-то ещё, и поэтому это, по сути, очень тяжёлая, адская жизнь. Иногда люди говорят, что мы не верим в ад, но на самом деле ад и адские условия бывают даже на Земле, и вот данный случай, рождение сиамских близнецов, – это, по сути, адские условия жизни, потому что их практически невозможно разделить. Хотя делаются такие операции, но они далеко не всегда кончаются успешно, потому что, представьте себе, что у них общая кровеносная система, общая пищеварительная система. Как это всё разделить? Это просто совершенно головоломные вопросы, неразрешимая проблема. Но, факт заключается в том, что это бывает, и наука объяснить это не может, почему это получается, почему такие совершенно дикие мутации происходят. Но, с точки зрения закона кармы, вполне объяснимо, что внешне они, вроде бы, рождаются в благополучной, хорошей семье, но за какие-то свои греховные поступки, за какие-то страдания, которые они причинили другим живым существам, они теперь получают автоматически в виде реакции страдания в своей такой вот необычной жизни. Вот я могу таким образом ответить.
О миссии человека
00:40:17 [Ведущая]: И я вот сейчас скопировала вам дополнение к этому вопросу, я его прочитаю. «А какова их миссия? Они должны смириться? Я так понимаю, что друг с другом в прошлой жизни они не очень ладили, за что их в одно тело поместили».
[Критский В.Г.]: Должны ли они смириться? В любом случае, человек должен смириться со своей судьбой, родился ли он сиамским близнецом или он родился в императорской семье, в царской, и его ждёт самое блестящее будущее, – он в любом случае должен смириться со своей судьбой и понять, что наша материальная судьба нам задана ещё с прошлой жизни. Когда человек рождается, говорится, уже заранее известен час, момент его смерти. В чём состоит свобода? То есть в чём наша жизненная миссия? В том, чтобы понять, что материальный мир – это не место для джентльмена. Это не место для наслаждений. Это место учёбы, где мы должны понять своё положение: кто мы такие, откуда мы идём и в чём смысл нашей жизни. Поэтому я ответ на этот вопрос хочу сформулировать таким образом: с чем-то человек должен смириться, и, в частности, со своим положением в этом мире, и с теми благами, которые он получает, включая уровень материального комфорта, потому что в современной культуре вошло в моду, что человек борется за свои права, борется за повышение зарплаты и так далее. Но святые личности борются совсем не за это, не за свою зарплату (они, как правило, вообще не получают никакой зарплаты)
00:42:07 Они борются за то, чтобы понять смысл жизни, чтобы понять свои отношения с Верховной личностью Бога, потому что как говорится в стихе 9 четвертой главы «Бхагавад-гиты», на котором мы с вами закончили (совершенно удивительный стих): «Тот, кто постиг трансцендентную природу Моего явления и Моих деяний, тот после оставления тела уже не рождается вновь в материальном мире, но возвращается в Мою вечную обитель, о Арджуна». Вот в этом стихе, который, можно сказать, задаёт нам миссию, то есть программу действий человека, Кришна объясняет, в чём задача человека независимо от того, родился он в семье царя или сиамским близнецом. Человек должен понять природу Абсолютной Истины, Абсолютного знания, и поскольку Абсолют является личностью, то есть Богом, Верховной личностью Бога, то человек должен понять свои отношения с Ним.
00:43:12 В Ведах говорится, что точно так же, как на Земле есть разные отношения между людьми: нейтральные, отношения служения, дружеские, братские, родительские, любовные отношения ‒ точно так же в духовном мире имеется пять основных рас, начиная с нейтральных отношений, отношений безразличия, до любовных отношений. И сокровенное знание, которое даётся Ведами, также состоит в том, что Бог, как я уже говорил, ‒ это не некое безличное сияние и не старичок на облаке, это личность, с которой у нас могут быть какие-то отношения, которые мы должны прояснить, восстановить, и это даст нам возможность освободиться от материальных привязанностей и вернуться обратно в духовный мир, в царство Бога. Таким образом я немножко обобщил этот вопрос Сергея. Спасибо вам. О миссии человеческой жизни, независимо от того, кем он рождается.
[Ведущая]: Да, и меня сейчас посетила такая мысль: мать, которая рождает таких детей, – это тоже ведь кармическая ситуация, она должна прожить её и что-то как-то отработать, какой-то свой прошлый грех, правильно?
[Критский В.Г.]: Да. Конечно.
[Ведущая]: Тяжело. Спасибо вам большое, Владимир за очень интересную лекцию и интересные ответы на вопросы. До скорых встреч!
[Критский В.Г.]: Всего хорошего! до свиданья!
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 07 June 2021