Глава 4 часть 1

Аюрведа радио - 25 мая 2007
Кармические реакции, высшая справедливость
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:44:49 | качество: mp3 24kB/s 7 Mb | прослушано: 255 | скачано: 249 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 В эфире Критский Владимир Георгиевич и наш цикл называется «Обзор системы йоги по Бхагават-гите». В прошлый раз мы с вами закончили читать стихи третьей главы под названием «карма йога», и прежде чем перейти к новой, четвёртой главе, которая будет называться «гьяна йога», йога знания, я хочу кратко подвести итог третьей главы, потому что она очень важная, и потому что есть определённые тонкости, которых я не рассматривал при первом рассмотрении по ряду причин. В основном, потому что Бхагават-гита не настолько простая книга для современных людей, и отдельные стихи мы с вами сегодня рассмотрим, которые я подробно не рассматривал в прошлый раз. Как вы помните, карма йога – это, как бы, йога исполнения предписанных обязанностей. Карма в переводе на русский означает «действие» и, в частности, долг. То есть, на первом этапе своего духовного пути человек должен добросовестно выполнять свои предписанные обязанности без привязанности к результату, и эту идею Кришна повторяет во многих стихах третьей главы. В восьмом стихе он говорит: «Исполняй свои обязанности. Это лучше, чем бездействие». Без работы человек не может поддержать даже своего тела. Это достаточно простая идея и понятная всем даже в нашей обычной культуре.

00:01:58 В следующем, девятом стихе Кришна говорит, что любая деятельность должна выполнятся, как жертвоприношение Всевышнему. В противном случае, она является причиной рабства в этом материальном мире. Поэтому «о, Арджуна, исполняй свои предписанные обязанности ради его удовлетворения и, таким образом, ты будешь всегда свободен от этого рабства». Это уже вещь несколько более тонкая и неочевидная, что человек должен исполнять свои обязанности ради служения Господу Богу. Но, по крайней мере, эта идея тоже известна в наших обычных традиционных религиях: христианстве, мусульманстве. И она в этом плане вполне согласуется с ведической культурой, ведической философией. В следующих стихах Кришна говорит уже некоторые вещи, которые требуют разъяснения. В десятом стихе говорится: «На заре творения Господь всех существ произвёл на свет поколение людей и полубогов вместе с жертвоприношениями Господу Вишну, и благословил их словами: «Пусть же эта жертва принесёт вам всё желаемое, ибо таким образом вы сможете жить без забот и печалей, и обретёте освобождение».

00:03:26 И в следующем, 11-м стихе: «Удовлетворённые вашими жертвоприношениями полубоги благословят также и вас, и в результате такого сотрудничества между вами воцарится всеобщее благоденствие». Здесь возникает вопрос: кто такие полубоги и откуда они вообще взялись, если в основном русле философии Веданты рассматривается концепция Абсолютной истины, Верховной личности Бога. Но если мы вспомним различные другие религиозные традиции, например, славянскую традицию, языческую традицию, которая имела место в древней Греции, Риме, то там тоже были различные полубоги, которые отвечали за разные материальные стихии. Там бог ветра, бог огня, бог солнца и так далее… И, собственно, религия состояла в том, что люди приносили какие-то жертвы полубогам, молились им и получали от них, так сказать, всё желаемое, всё, что необходимо для нормальной, так сказать, человеческой жизни. И здесь, в этих стихах, Кришна, казалось бы, неожиданно говорит об этом.

00:04:49 С этого начинается, собственно, глава «карма йога», потому что если мы зададим вопрос: а как исполнять свои предписанные обязанности, каким образом, в каком духе, в каком настроении, то на первом этапе Кришна, как бы, санкционирует исполнять свои обязанности в таком немножко материалистическом настроении, поклоняясь полубогам и принося им какие-то жертвоприношения ради удовлетворения своих материальных потребностей, которые необходимы нам в нашей обычной повседневной жизни. И Кришна обещает, что таким образом между людьми и полубогами воцарится всеобщее благоденствие, процветание и во всём мире будет, как бы, мир и спокойствие. И вывод таков, что на первом этапе карма йоги, пока ещё человек полон материальными желаниями, он может исполнять свои обязанности вот в этом духе поклонения полубогам ради каких-то материальных целей, что имело место как мы с вами упомянули в древней славянской традиции, в традициях древнего Рима, Греции и так далее, и многих государств древнего мира.

00:06:31 Затем, в последующих стихах Кришна уже поднимает планку. Он говорит уже в 13 стихе: «Преданные Господа вкушают только пищу предложенную Господу в качестве жертвы. Те же, кто готовит пищу только ради себя, поистине, вкушают один лишь грех». То есть, хотя и в предыдущих стихах Кришна и упоминает о поклонении полубогам, но дальше он говорит, что преданные Господа, верующие люди, духовные люди, всё, что они не делают и даже пищу, которую они едят, они предлагают в начале Господу в качестве жертвоприношения. Те же, кто этого не делает, вкушают один лишь грех. И Кришна снова возвращается к цели, более духовной цели, высокой. Например, в 19-м стихе он говорит: «Поэтому человек должен действовать только из чувства долга, не беспокоясь о плодах своего труда, ибо таким образом он не достигает Всевышнего». То есть можно подвести итог, что вся эта глава «карма йога» разбита на два этапа. Первый этап – это так называемая саткама карма йога или йога, когда у человека имеется ещё множество материальных желаний. И второй этап называется на санскрите нишкама карма йога – это когда человек поклоняется Богу не ради каких-то материальных благ, а ради высших духовных целей.

00:08:22 И, как вы помните, заканчивается третья глава очень интересно, когда Арджуна задаёт вопрос: почему человек совершает действия против собственной воли, как бы, влекомый неведомой силой. В ответ Кришна отвечает: «Это только похоть, о, Арджуна, которая является всепоглощающим греховным врагом этого мира, которого никогда нельзя насытить и которое пылает, как огонь». И вот это последние главы, последние стихи третьей главы посвящены вот этой проблеме борьбы с похотью или вожделением, то есть ненасытным стремлением человека к чувственным наслаждениям. И Кришна говорит, что это враг живого существа в 39-м стихе. Таким образом, чистое сознание мудрого живого существа оказывается, покрыто его извечным врагом – похотью, которую никогда невозможно насытить и которая пылает, как огонь. И в последнем стихе Кришна говорит: «Таким образом, познав свою трансцендентную сущность по отношению к материальным чувствам, уму и разуму, о могучий Арджуна, человек должен укрепить ум с помощью духовного знания и таким образом духовной силой победить этого ненасытного врага – похоть». Вот так кончается третья глава, на чём мы с вами остановились в прошлый раз. То есть она начинается с самых первых этапов - карма канды, начинается с этапа исполнения обязанностей ради каких-то материальных целей и заканчивается уже этапом, можно сказать, чистого, духовного преданного служения и каким образом человек должен избавиться от стремления к материальным чувственным наслаждениям.

00:10:25 И теперь мы, наконец, приступаем к четвёртой главе. Как я уже говорил, она называется «гьяна йога» или йога знания. Она очень интересна. Она является логичным продолжением третьей главы. Когда человек успешно прошёл этот этап карма йоги, и с помощью вот этого духовного очищения избавился от этого врага вожделения, он поднимается на следующую ступень гьяна йоги, йоги знания. Первый стих. Всевышний Господь сказал: «Много веков назад я открыл эту вечную науку йоги богу солнца Вивасвану. Вивасван передал её Ману, прародителю человечества, тот же в свой черёд передал её Ишваку». Очень интересный стих.

00:11:20 Во-первых, Кришна снова вспоминает о полубогах, что оказывается много тысяч лет назад он начал рассказывать, объяснять Бхагават-гиту богу солнца Вивасвану. Согласно ведической концепции полубоги живут в течении одной манлантары. Это около 70 махаюг, а одна только Кали юга длится 432 тысячи лет. То есть, где-то несколько миллионов лет. На высших райский планетах полубоги живут в течении миллионов лет и, так сказать, их продолжительность жизни настолько велика, что они выдвигают в жизни сотен поколений, которые проживают на земле. И, значит, оказывается, бог солнца Вивасван был первым учеником, первым приемником этого духовного знания. Конечно здесь возникают вопросы. Кришна играл роль обычного человека, он присутствовал на земле около ста с небольшим лет и это… даже сто лет по сравнению с жизнью полубогов несравнимая величина.

00:12:45 В следующем стихе говорится: «Эта высшая наука йоги передавалась по цепи ученической преемственности и так постигали её святые цари, но с течением времени ученическая преемственность была нарушена, и суть этого знания оказалось утрачена». Кришна продолжает эту мысль, но для нас важно, что для передачи духовного знания существует определённая система называемая ученической преемственностью, называемая парампарой, и подобно тому, как человек, взобравшись на дерево, передаёт какой-то спелый плод, скажем, манго, нижестоящему человеку, который ближе к земле и тот уже передаёт его дальше, так и вот это сокровенное знание о душе, о Боге, о смысле жизни передавалось современным людям из глубины веков. Третий стих: «Те, кто древнюю науку о взаимоотношениях человека со всевышним, сегодня я открываю тебе, поскольку ты мой преданный и мой друг, и ты способен понять трансцендентную тайну этой науки». Кришна, как ни в чём не бывало, объясняет Арджуне вот эту суть процесса познания.

00:14:08 В курсе ведической культуры мы говорили, что составной частью ведической традиции является наличие гуру, духовного учителя. И как раз в этой, четвёртой главе, Кришна объясняет, что на самом деле нужен не только один гуру, а требуется множество учителей, которые являются цепью ученической преемственности, по которой это знание передаётся, и на каких-то этапах эта цепочка может ветвится. У какого-то учителя может быть множество учеников и поэтому соответственно в какие-то периоды может быть много учителей. Но что вся эта красивая теория остаётся неясной для нас, современных людей. И, как бы, предугадывая это наше недоумение Арджуна задаёт вопрос. Арджуна сказал: «Бог солнца Вивасван гораздо старше тебя по рождению. Каким же образом ты мог передать эту науку ему?» То есть Арджуна играет роль обычного материалистичного человека, который находится в недоумении, который не понимает, каким образом Кришна, который жил на земле и присутствовал вместе с Арджуной, так сказать, был внешне, казался обычным человеком, которому было в то время около ста лет, он утверждает, что миллионы лет назад он передал эту науку Бхагават-гиты Богу солнца Вивасвану.

00:15:49 И в ответ Кришна отвечает. Это уже очень трансцендентный, эзотерический момент. Верховная личность Бога сказал: «Много рождений минуло у нас с тобой. Я могу помнить все из них, но ты их не помнишь, о покоритель врагов. Много рождений минуло у нас с тобой. Я могу помнить все из них, но ты не помнишь их, о покоритель врагов». Вот в чём решение этой загадки. Разумеется, мы уже с вами говорили о концепции реинкарнации воплощения души, что любое живое существо в этом мире рождается множество раз. Об этом мы говорилось ещё во второй главе. По мере того как душа живёт в теле от детства к юности, по мере наступления старости она аналогично переходит в новое тело после смерти. Но Кришна здесь говорит, что в отношении него, как воплощения Господа на земле имеет место совершенно особый процесс, что он не просто рождается, как обычное живое существо забывая о своей прошлой жизни, что он является множество раз и причём он помнит свои предыдущие рождения.

00:17:17 Обычный человек когда рождается на земле он забывает, естественно, о том, что было в прошлой жизни, хотя отдельные отрывочные воспоминания могут к нам прийти во сне или есть публикации, когда дети в первые годы жизни помнят от том, какие-то эпизоды, моменты из прошлой жизни, кто у них были родители и так далее. Но, как правило, в 99% случаев человек ничего не помнит, и поэтому многие люди даже сомневаются в том, имеет ли место реинкарнация или мы всё таки живём один раз. Мы уже с вами говорили, что это имеет определённые очень серьёзные философские причины, что когда человек рождается в новом теле, он как бы полностью меняет своё окружение, внешний мир. Его ум, привязанный к одним объектам, сейчас привязан к совсем другим объектам и поэтому создаётся полное впечатления, иллюзия того, что человек рождается впервые. То есть Господь, как бы, стирает память о прошлых жизнях, чтобы человек мог жить с самого начала и забыть о том, что было раньше. Но в отношении самого Господа имеет место нечто совершенно иное.

00:18:53 И ещё раз зачитаю вам этот стих, пятый стих четвёртой главы. «Верховная личность Бога сказал: множество рождений минуло у нас с тобой и я могу помнить все из них, но ты не помнишь, о победитель врагов». Вот в этом принципиальное отличие. Когда человек умирает и рождается снова, он полностью меняет своё тело, он находится в тонком теле ума, но материальное грубое тело умирает и человек входит во чрево матери и получает новое тело. Поэтому практически невозможно сохранить память о прошлой жизни кроме каких-то отдельных отрывочных воспоминаний. Но Господь не меняет своего тела, как об этом пишет комментарий Бхактиведанта Свами Прабхупада. И как будет говорится в следующем стихе, Господь говорит, что он обладает вечным духовным телом и он каждую эпоху является в материальном мире в своём изначальном духовном облике. То есть, если мы постоянно меняем свою форму в зависимости от нашего рождения, от внешних условий, Господь имеет вечную форму, которая как бы принадлежит не материальному, а духовному миру и в Ведах описывается эта форма Господа, то есть как выглядел Кришна. Возможно, вы слышали, что он до ста лет имел тело молодого юноши там 20-летнего возраста, очень красивого и у него цвет тела был немножко голубоватый. Цвет грозового облака.

00:21:03 Это краткое описание, которое даётся в ведической литературе. И для нас это конечно достаточно интересно. И в последующих стихах Кришна объясняет причины, то есть миссию своего явления. Седьмой стих: «Каждый раз, когда в этом мире религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, в такое время я нисхожу сам, о покоритель врагов. Когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, в такое время я нисхожу сам, о победитель врагов». И в следующем восьмом стихе: «Чтобы освободить праведников и покарать негодяев, а также восстановить извечные законы религии я являю себя эпоха за эпохой». То есть, главная миссия Господа во время его явления – это восстановить на земле справедливость и дать возможность честным праведным людям добросовестно исполнять свои обязанности, следовать этим вечным путём йоги, путём преданного служения Господу ради всеобщего блага на земле. Ну и, наконец, наверное, последний стих, который мы с вами сегодня рассмотрим 9-й стих: «Тот, кто верует в трансцендентную природу моего явления и моих деяний, тот уже не рождается в этом материальном мире, тот рождается в моей вечной обители, о Арждуна». Ещё раз.

00:22:49 Это очень важный стих и очень важные обещания Господа Кришны, что тот, кто понимает трансцендентную природу Господа и его деяний, тот уже не рождается в материальном мире, но возвращается в вечную обитель Господа, о Арджуна, то есть в духовный мир, божье царство. Вот, пожалуй, на этом мы с вами и закончим такую небольшую беседу, лекцию, чтобы оставить время на вопросы. В следующих стихах Кришна будет более подробно объяснять, каким образом человек может подняться до духовного уровня, то есть уровня, когда он может понять трансцендентную природу Бога. Я напоминаю, что в эфире Критский Владимир Георгиевич и мы продолжаем цикл «Обзор систем йоги по Бхагават-гите». Пожалуйста, звоните к нам на наши телефоны или пишите на наш сайт torsunov.ru
[Ведущая]: Или пишите также на наш почтовый ящик ayurvedaradio@mail.ru Владимир, у меня вопрос есть. Пишут… вопрос объёмный, я кратко сформулирую. Карма. Вы говорили о карме. Когда человек совершает один благочестивый поступок, как изменяется его карма? Имеется в виду, как на будущем это отразится человека?
[Критский В.Г.]: Когда человек совершает один благочестивый поступок, как изменяется его карма?
[Ведущая]: Да

00:24:36 [Критский В.Г.]: В общем-то, как правило, благочестивый поступок совершается в соответствии с кармой, то есть благочестивый поступок – это поступок в соотвествии со своим долгом, со своими предписанными обязанностями там по отношению к семье, к обществу, к государству. И, как правило, наша материальная деятельность находится в пределах закона кармы. То есть, нам по карме предписано определённое положение в обществе, определённый тип тела, определённое умонастроение и вся материальная деятельность находится, как бы, в рамках вот этого универсального закона справедливости или закона кармы. То есть мы, как бы, переживаем то, что мы заслужили по своей прошлой жизни, то, к чему мы стремились, что мы хотели получить. Свобода выбора наступает тогда, когда мы стоим перед выбором: то ли поступать в соответствии со своими эгоистичными материальными мотивами или посвятить себя какой-то высшей цели, то есть совершить какую-то жертву, отказаться от каких-то материальных благ ради своего служения, ради блага других людей и всеобщего блага и так далее. И это уже особое, как бы, действие, оно называется на санскрите акарма. Это будет рассматриваться где-то в середине четвёртой главы, где Кришна говорит, что хитросплетения действий очень трудно понять, поэтому точно нужно знать, что такое действие, что такое запрещённое действие и что такое бездействие. Так вот благочестивая деятельность называется карма, то есть деятельность в соответствии с нашими предписанными обязанностями. Это, как бы, в рамках нашей кармы. А греховная деятельность – это викарма, то что противоречит нашему долгу и это влечёт греховные реакции и духовная деятельность называется акарма или какое-то духовное действие, служение Богу или жертва ради других, которую мы совершаем бескорыстным образом. Вот это действительно меняет нашу карму. Вот это поднимает нас над законами кармы и даёт возможность как-то возвыситься в духовном сознании. Так я могу ответить на ваш вопрос.

00:27:12 [Ведущая]: Есть ещё один вопрос. Он, как мне уже кажется, практичный. Человек, видимо, уже предлагает пищу, как вы говорите, жертвоприношение совершает, и вопрос следующий… Сорвав яблоко с яблони, я его предлагаю, а остальные яблоки считаются предложенными, если это одно конкретное дерево?
[Критский В.Г.]: Прекрасный вопрос. Остальные яблоки считаются предложенными, если вы их тоже предлагаете. И остальные яблоки тоже будут не предложены, если вы их не предлагаете. То есть всё зависит от вашего настроения. То же самое, скажем, можно приготовить, там я не знаю, какой-нибудь салат или кашу и взять какую-то часть и предложить Богу на алтаре и, как правило, когда преданные предлагают, они имеют в виду, что они предлагают всё, потому что большую кастрюлю, котёл трудно принести на алтарь. Но, в принципе, если вы хотите, чтоб какая-то часть была не предложена, вы хотите с неё что-нибудь приготовить, положить в какой-нибудь суп или в пироги, то вы можете просто взять чашечку, предложить только её и всё остальное, как бы, в уме сказать, что Господь, я предлагаю вот только то, что в этой чашечке. То же самое с яблоней. Зависит от того, что вы предлагаете, то Господь и примет.

00:28:39 [Ведущая]: Чем отличается карма йога от гьяна йоги?
[Критский В.Г.]: Спасибо. Это интересный вопрос и на самом деле он не такой простой, как кажется, потому что третья глава Бхагават-гиты называется «карма йога», четвёртая называется «гьяна йога», я пятая называется снова «карма йога», но уже деятельность в сознании Бога. То есть вот эти ступени йоги, они располагаются в виде лестницы. Известный такой термин «лестница йоги». И Бхагават-гита как раз описывает эту лестницу йоги. Поэтому она на санскрите также называется «йога шастра», то есть писание по йоге. Каждая глава, как я уже говорил, это определённая йога, начиная с самой первой главы Арджуна вишада йога, йога уныния Арджуны, хотя в русском переводе она называется [армина пурми] Курукшетра, но в санскритском оригинале – это йога уныния Арджуны. То есть, таким образом, как бы, уныние Арджуны тоже является йогой, которой побудили его задавать вопросы Кришне и, как бы, интересоваться смыслом человеческой жизни. Вот. И поэтому, на самом деле, принципиальной разницы нет. Карма йога – йога действия и поэтому она ставит акцент на внешнюю деятельность, то есть, каким образом человек должен поступать, действовать физически, материально и подробно описываются предписанные обязанности для всех, для различный варн общества, в зависимости от положения человека.

00:30:28 Гьяна йога – это уже йога знания и вот мы с вами начали самый первый этап этой гьяны йоги, то есть, что такое знание и как вообще обретается знание, что, оказывается, обычные стандартные методы познания через логику и через воспиятие несовершенны. И совершенное знание об абсолютной истине постигается через преемственность духовных учителей, называемая парампарой. И, собственно самые главные знания, и самые уникальные знания – это знания об Абсолюте. Одна из глав, 7 глава будет называться «знания об Абсолюте», гьяна вигьяна йога. И здесь уже Кришна выдаёт какие-то основные идеи, что из себя представляет Абсолют. Абсолют, абсолютная истина имеет, как бы, три основных аспекта: безличный аспект – это законы природы, безличная материя, затем аспект локализованный, который называется параматма или Бог в сердце, то есть каждый человек и каждое живое существо имеет экспансию Господа в своём сердце. Мы это ощущаем, как интуицию, какой-то голос внутри, который нам иногда подсказывает, может быть часто подсказывает, но мы это просто не слышим. И, наконец, высшим аспектом является верховная личность Бога, на санскрите бхагаван – владыка всех богатств

00:32:08 И в этой, четвёртой главе, Кришна уже, собственно, и начинает об этом говорить, что из себя представляет личный аспект Бога, что оказывается это не просто некое безличное сияние, не старичок сидящий на облаках, что это личность, которая периодически является на земле, эпоха за эпохой. Конечно эта эпоха может длиться миллионы лет, но факт тот, что есть свидетельства, есть определённые памятники, исторические памятники, что Господь был на земле и вот как раз то, о чём мы говорим сейчас в Бхагават-гите Кришна является воплощением Господа, который жил на земле более ста лет и совершал удивительные деяния и в том числе поведал нам Бхагават-гиту. И, изучая Бхагават-гиту, действительно мы видим, что это необычное знание, оно настолько тонкое, настолько совершенное, что его не так просто придумать искусственно какому-то учёному, философу или ещё какому-то святому, что это высшее знание данное человеку. И дальше будут более высокие ступени йоги, как я говорил.

00:33:22 В 5-й главе будет называться карма йога деятельности в сознании Бога – это более высокая ступень карма йоги. Поэтому ответ на данный вопрос таков, что принципиального отличия нет, но каждая ступенька йоги – это определённый шаг к духовной реализации человека, в зависимости, как бы, от его уровня. Начиная с первых этапов карма йоги, когда человек просто должен добросовестно исполнять свои обязанности, пускай даже он имеет какие-то материальные цели, материальные интересы. Он должен просто добросовестно трудиться не ради каких-то уж очень больших корыстных, так сказать, запросов и он постепенно будет прогрессировать. Постепенно он будет продвигаться за счёт вот этой своей благочестивой деятельности он будет избавляться от низших гун страсти и невежества, и подниматься до уровня гуны благости. Это краткий ответ на данный вопрос, что по сути все вот эти системы йоги располагаются в виде определённой лестницы, в которой много ступеней, сколько точно даже трудно сказать, но основные четыре системы йоги описаны в Бхагават-гите: карма йога, гьяна йога, аштанга йога и бхакти йога. Мы их соответственно будем рассматривать в наших беседах, в наших передачах радио Аюрведа.

00:34:53 [Ведущая]: У нас пришёл вопрос. Я его зачитаю. Вопрос такой: «Два младенца в одном чреве – как понять, - одна карма на двоих или же я не прав? Они похожи, но привычки и вкусы разные. Что послужило тому, что они стали близнецами в данном рождении?»
[Критский В.Г.]: Интересный вопрос, потому что мы очень часто видим, что два брата или две сестры, которые родились от одной матери, от одного отца и они внешне похожи, но имеют разные качества, разный характер – это не случайно и не удивительно, потому что каждый человек – это индивидуальная душа. По своей карме они родились вместе, как сыновья или дочери одной матери и одного отца. Это означает, что у них приблизительно одинаковая карма, то есть одинаковые заслуги. Они заслужили одни условия: одних родителей, одно окружение, уровень материальных благ и так далее… образование, но судьба может быть совершенно различна, поскольку карма каждого человека индивидуальна. Один человек может быть праведником, другой негодяем. Это тоже возможно.

00:36:14 Это бывает и отдельные случаи даже описываются в истории, там двух братьев, я помню, в Библии, там, значит, Иаков и его второй брат, который был, как бы, недостойный, так сказать, хотел его погубить. Во всяком случае, такие примеры есть, так что ответ именно таков, что каждое живое существо – это индивидуальность и наше рождение в том или ином теле, в той или иной семье – это всего лишь небольшой участок, небольшой, как бы, эпизод нашей жизни, потому что жизнь, на самом деле, вечна и наша жизнь в материальном теле – это маленький шажок в нашей истории эволюции в материальном мире. И мы должны просто понять, в чём цель этой эволюции, в чём смысл этой цепи перевоплощений, что является, как бы, основной целью Бхагават-гиты. Так я могу ответить на ваш вопрос.

00:37:24 [Ведущая]: И вот ещё пришло дополнение: «А как понять сиамских близнецов? Тело одно, а души две?»
[Критский В.Г.]: Я тоже вспомнил этот момент, потому что по телевизору иногда показывают такие случаи. Случаи очень тяжёлой кармы. Когда две души рождаются не в виде двух тел, они получают общее тело. У них может быть две головы, но тела сросшиеся.
[Ведущая]: Да, такое бывает.
[Критский В.Г.]: У меня отец был биолог, доктор наук. Он меня водил в анатомический музей, я даже это видел, так сказать их. Если они умирают, потому что очень велика вероятность, что им не удастся выжить. Это очень тяжёлый случай. Если они умирают, то просят родственников, так сказать, для анатомического музея, чтобы использовать их каким-то образом для научных исследований, но, собственно, сейчас их можно увидеть и по телевизору.

00:38:31 Это случай очень тяжелой кармы, когда две души за свои грехи таким образом, как бы, связаны, слеплены, так сказать, судьбой и имеют поэтому очень ограниченную свободу, очень ограниченную независимость. Скажем, один хочет есть, а другой хочет пить, там я не знаю, в туалет или что-то ещё и поэтому это по сути очень тяжёлая, это адская жизнь. Иногда люди говорят, что мы не верим в ад, но на самом деле ад и адские условия бывают даже на земле и вот данный случай рождения этих сиамских близнецов – это, по сути, адские условия жизни, потому что их практически невозможно разделить, хотя делаются такие операции, но они далеко не всегда кончаются успешно, потому что представьте себе, что у них общая кровеносная система, общая пищеварительная система. Как это всё разделить? Это просто совершенно головоломные вопросы, неразрешимая проблема. Но, факт тот, что это бывает и, так сказать, наука объяснить это не может, почему это получается, почему такие совершенно дикие мутации, так сказать, происходят. Но, с точки зрения закона кармы, это вполне объяснимо, что внешне они, вроде бы, рождаются в благополучной, хорошей семье, но за какие-то свои греховные поступки, за какие-то страдания, которые они причинили другим живым существам они теперь получают автоматически в виде реакции страдания своей такой вот необычной жизни. Вот я могу таким образом ответить.

00:40:28 [Ведущая]: И я вот сейчас скопировала вам дополнение к этому вопросу, я его зачитаю. «А какова их миссия? Они должны смириться?» Я так понимаю, что друг с другом или с прошлых жизней они не очень ладили и что их в одно тело поместили. Вопрос объёмный, я просто…
[Критский В.Г.]: Должны ли они смириться? В любом случае, человек должен смириться со своей судьбой, даже родился он сиамским близнецом или он родился там в императорской семье, в царской и его ждёт самое блестящее будущее – он в любом случае должен смириться со своей судьбой и понять, что наша материальная судьба нам задана ещё с прошлой жизни. Когда человек рождается, говорится, уже заранее известен час, момент его смерти. В чём состоит свобода? То есть в чём, как бы, наша жизненная миссия? В том, чтобы понять, что материальный мир – это не место для джентльмена. Это не место для наслаждений. Это место учёбы, где мы должны понять своё положение: кто мы такие, откуда мы идём и в чём смысл нашей жизни, поэтому я ответ на этот вопрос хочу сформулировать не то, что вот должны ли они смириться, что с чем-то человек должен смириться и, в частности, со своим положением в этом мире и с теми благами, которые он получает, там уровень материального комфорта, потому что в современной культуре вошло в моду, что человек борется за свои права, борется там за повышение зарплаты и так далее.

00:42:11 Но святые личности, они борются совсем не за это. Не за свою зарплату, они как правило, вообще не получают никакой зарплаты. Они борются за то, чтобы понять смысл жизни, чтобы понять свои отношения с Верховной личностью Бога, потому что как вот мы с вами читали в этом стихе Бхагават-гиты, на котором мы с вами закончили, 9-й стих, это совершенно удивительный стих. Я вам ещё раз зачитаю: «Тот, кто постиг трансцендентную природу моего явления и моих деяний, тот после оставления тела уже не рождается вновь в материальном мире, но возвращается в мою вечную обитель, о Арджуна». Вот в этом стихе, который, можно сказать, задаёт нам миссию, то есть программу действий человека, Кришна объясняет, в чём задача независимо от того родился он в семье царя или сиамским близнецом. Человек должен понять природу абсолютной истины, абсолютного знания и поскольку Абсолют является личностью, то есть Богом, Верховной личностью Бога, то он должен понять свои отношения с ним.

00:43:25 В Ведах говорится, что точно также, как на земле есть разные отношения между людьми. Есть отношения нейтральные, есть отношения служения, есть отношения дружеские, братские, родительские отношения, есть любовные отношения, точно также в духовном мире имеется пять основных рас, начиная с нейтральных отношений – отношений безразличия до любовных отношений. И сокровенное знание, которое даётся Ведами также состоит в том, что Бог как я уже говорил это не некое безличное сияние и не старичок на облачке. Это личность, с которой у нас могут быть какие-то отношения, которые мы должны, как бы, прояснить, восстановить и это даст нам возможность освободится, как бы, от материальных привязанностей и вернутся обратно в духовный мир, в царство Бога. Таким образом, я немножко обобщил этот вопрос Сергея. Спасибо вам. О миссии, как бы, человеческой жизни, независимо от того, кем он рождается.
[Ведущая]: Да, и меня как бы сейчас посетила такая мысль: мать, которая рождает таких детей – это тоже ведь кармическая ситуация, она должна прожить её и что-то как-то отработать, какой-то свой прошлый грех, правильно?
[Критский В.Г.]: Да. Конечно.
[Ведущая]: Тяжело. Спасибо вам большое, Владимир за очень интересную лекцию и интересные ответы на вопросы. До скорых встреч!
[Критский В.Г.]: Всего хорошего! до свиданья!
[Ведущая]: До свиданья!

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 22 ноября 2012