Глава 11 стихи 32-42

Аюрведа радио - 04 апреля 2008
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:52:46 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 48 | скачано: 155 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Заставка радио] С любовью к вам, Аюрведа-радио.
[Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели. Рада поприветствовать всех собравшихся послушать сегодня Аюрведа-радио. Это очень радует. Итак, наш прямой эфир начинается. Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Уважаемые радиослушатели, не стесняйтесь, присылайте свои вопросы во время эфира в чат по скайпу, а также на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru . С удовольствием ждем ваших вопросов, и с удовольствием на них будем отвечать. Владимир Георгиевич, здравствуйте.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] Здравствуйте, здравствуйте. Слышно Вас замечательно, давайте же приступим!
[Критский В.Г.] Давайте.

00:00:53 Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем обзор систем йоги по Бхагавад-гите. И сегодня у нас, как и на прошлой передаче, 11 глава под названием «Вселенская форма» или [Виша-рупа] йога. Это очень интересная мистическая глава. Вселенская форма – это не проявленные энергии Вселенной, которые Господь Кришна проявил Арджуне для его блага, блага всех живых существ, чтобы сделать очевидными центральную роль Верховной личности Бога, как источника всего материального творения, и разрушающую силу времени, которая уничтожает, несет гибель всему живому.

00:01:46 И несколько стихов, наиболее ярких, который мы в прошлый раз прочитали. 12 стих: «Как если бы сотни тысяч Солнц одновременно взошли над горизонтом, то их свет мог бы сравниться с сиянием Верховного Господа в этой Вселенской форме. Изумленный и потрясенный с волосами, стоящими дыбом, Арджуна благоговейно склонил голову, и, сложив ладони, стал возносить молитвы Верховному Господу: «О, господь Вселенный, я вижу в твоем теле несметное множество рук, ртов, животов и глаз. Они находятся всюду, им нет конца. О, Вселенская форма! По истине, у тебя нет ни начала, ни конца, ни середины. Я вижу, как все сыновья [Дритараштры] и ставшие на их сторону цари [Пхишма, Дрона, Карна] и все наши воины устремляются в твои страшные зевы. О, Бог богов, твой образ столь ужасен. Поведай, кто ты есть? Смилуйся надо мной. Я преподаю к твоим стопам (секундочку, у меня тут техническая небольшая задержка). Скажи мне, кто ты есть, о, изначальный Господь, и для чего ты явился в этот мир?». И последний, 32 стих, последний, который мы разобрали прошлый раз, где Господь Кришна отвечает на мольбу Арджуны. Верховный Господь сказал: «Я – есть время и Великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому. Кроме вас, [пандавов], все воины с обеих сторон должны погибнуть в предстоящем сражении».

00:03:28 Вот на этом мы с вами остановились и сейчас прочитаем комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады: «Хотя Арджуна знал, что его друг Кришна – Верховная личность Бога, он был изумлен, увидев его бесчисленные облики. Поэтому он спрашивает Кришну об истинном предназначении этой разрушительной силы. В Ведах говорится, что высшая истина уничтожает все сущее, не щадя даже брахманов – священно служителей. В [неразборчиво] говорится: «В свой срок брахманы, кшатрии и все прочие будут поглощены Всевышним Господом в форме времени. Вселенская форма подобна ненасытному и всеядному великану, и сам Кришна называет себя всепожирающим временем, за исключением нескольких [пандавов], все, кто находится на поле битвы, исчезнут в его ненасытных зевах. Арджуна не хотел этой войны и пытался уклониться от участия в сражении, надеясь избежать печального исхода. В ответ на это Господь говорит, что даже, если Арджуна не станет сражаться, то все воины, все равно, не должны погибнуть, ибо таков замысел Господа. Если Арджуна не убьет их, то это сделает кто-то другой. Даже отказавшись от сражения, он не сможет предотвратить их гибель. Сущности, все они обречены на смерть. Время – это великая разрушительная сила, и все сущее, рано или поздно, будет уничтожено волей Всевышнего Господа. Таков закон природы». Это был комментарий Бактивиданте-свами.

00:05:13 Стих 33-й, Кришна продолжает: «А поэтому встань и приготовься к битве. Покорив врагов, ты завоюешь славу и насладишься цветущим царством. Все они уже приговорены к смерти по моей воли. Ты же, о, [савьясачин], можешь быть орудием в этом сражении». Комментарий: «Слово [савьясачин] означает «тот, кто в совершенстве владеет боевым луком». Кришна обращается к Арджуне, как к опытному воину, стрелы которого без промаха разят врага. Господь Кришна говорит: «Просто стань орудием в моих руках». Эти слова очень важные, так как все в мире происходит по плану Верховной личности Бога. Невежественные люди считают, что в мире все возникло по воле случая. То есть, по сути, и в природе царит хаос. Некоторые, так называемые ученые, выдвигают различные гипотезы и строят предположения, но в природе нет места для предположений, все происходит по определённому плану. Этот план заключается в том, чтобы дать обусловленным душам возможность вернуться домой, обратно к Богу. До тех пор, пока у живых существ сохраняется желание господствовать над материальной природой, которая заставляет их искать материальных удовольствий, они будут оставаться рабами этой материальной жизни. Однако самым разумным среди людей является тот, кому удалось понять замысел Верховного Господа и развить в себе сознание Бога. Материальный мир создается и разрушается под надзором Верховного Господа. И битва на Курукшетре также являлась частью его плана. Арджуна не хотел принимать в ней участие, но Господь говорит ему, что он должен сражаться, ибо такова воля Всевышнего, и это сделает его счастливым. Тот, кто полностью развивает в себе оCознание Кришны и посвящает свою жизнь служению Господу, достигает совершенства в жизни». Это был комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады.

00:07:36 Стих 34-й: «Судьбы [Дроны, Пхишмы, Джаядратхи, Карны] и других великих воинов уже предрешена мной. Поэтому победи их и не беспокойся ни о чем. Смело сражайся, и ты одолеешь своих врагов». Комментарий: «Поскольку Господь очень милостив к своим преданным, он хочет, чтобы вся заслуга и почет за осуществление плана, создаваемого Господом, достались его преданным, которые предваряют этот план в жизнь. Поэтому каждый из нас должен строить свою жизнь так, чтоб, постоянно памятуя о Кришне, осознать Верховную личность Бога при помощи духовного учителя. Постичь план Верховного Господа можно только по его милости. Но планы преданных, практически, не отличаются от планов самого Бога. Поэтому каждый из нас должен стараться исполнить эти планы и, таким образом, выйти победителем в своей борьбе за существование».

00:08:42 Стих 35-й: «Санджая сказал Дритараштре: «О, царь, услышав слова Верховной личности Бога, Арджуна, охваченный трепетом, молитвенно сложил ладони и стал снова и снова кланяться Господу. Он заговорил, и голос его дрожал от страха». Комментарий: «Как уже говорилось, увидев Вселенскую форму Верховной личности Бога, Арджуна был изумлен и потрясен, он стал снова и снова кланяться Господу и дрожащим от волнения голосом возносить молитвы. Теперь он обращается к Кришне не как друг, а как преданный, пораженный его величием».

00:09:26 Стих 36-й: «Арджуна сказал: «О, властитель чувств, весь мир наполняется ликованием при звуках твоего имени. Эти звуки привлекают к тебе всех. Те, кто достигли совершенства, в глубоком почтении склоняются перед тобой. И только демоны в ужасе разбегаются в разные стороны. Так все должно и быть». Комментарий: «Когда Арджуна услышал от Кришны об исходе битвы на Курукшетре, он все понял, и, будучи великим преданным и другом Верховной личности, он сказал, что все, творимое Кришной, справедливо. Арджуна подтвердил, что Кришна является защитником и объектом поклонения для преданных и грозой для нечестивцев. Его действия в равной мере благотворны для всех. Арджуна понял, что во время битвы на Курукшетре многочисленные полубоги и другие высшие разумные существа, обитающие на разных планетах Вселенной, наблюдали за ходом битвы, поскольку среди его участников был сам Господь Кришна. Когда Арджуна созерцал вселенскую форму Господа, полубоги также наслаждались этим зрелищем. Однако демоны и атеисты в страхе перед Господом в образе времени, несущем гибель всему живому, разбегаются во все стороны. Поэтому здесь Арджуна восхваляет обращение Кришны с преданными и с безбожниками. Преданный всегда прославляет Господа, поскольку знает, что все, свершаемое им, является благом для всех». Это был комментарий Бактивиданте-свами.

00:11:12 Стих 37-й: «О, Величайший, затмевающий своим величием даже Браму, ты – изначальный творец. Как же им не падать ниц перед тобой о, Безграничный, о, Бог богов, о, прибежище Вселенной?! Ты – неистощимый источник, причина всех причин, трансцендентный к материальному миру». Комментарий: «Склоняясь перед Кришной, Арджуна говорит, что Господь Кришна – это объект всеобщего поклонения. Он – вездесущий, и он же – душа всех душ. Арджуна называет Кришну [Махатмой], имея в виду, что Кришна беспределен, и он самый великодушный из всех. Другой эпитет указывает на то, что власть Верховного Господа простирается повсюду, и что он – повелитель всех полубогов, намного превосходящий их всех своим величием. Он – прибежище всей Вселенной. Арджуна также считал справедливым то, что все совершенные живые существа и могущественные полубоги выражают Кришне своё почтение, ибо на свете нет никого, более могущественного, чем он. Очень важно в этом стихе слово «акшарам» указывает на то, что материальный мир подвержен разрушению. Но Господь находится за пределами материального творения, он – причина всех причин, и поэтому выше всех обусловленных душ, населяющих материальный мир».

00:12:47 Я хочу дать небольшое добавление к этому комментарию Бактивиданте-свами Прабхупады. Очень интересный момент, здесь Арджуна и Шрила Прабхупада, оба пишут, что все поклоняются Господу Кришне. И поначалу это не совсем понятно. Многие считают Кришну индийским богом. Почему же здесь об этом говорится в самой Бхагавад-гите и в комментарии пишет Прабхупада, что Кришна – объект всеобщего поклонения. Практически все люди, кроме, может быть, заядлых атеистов, имеют в душе какую-то веру, даже если и по долгу службы они должны исповедовать атеизм. Это глубокое ощущение существования какого-то духовного начала, духовного абсолюта, есть у всех людей, по крайней мере, у тех, кто себя не слишком одурачил.

00:13:41 И в книге «Кришна – источник вечного наслаждения» [Джордж Харрисон], один ил Биттлз, пишет так, она написал предисловие к этой книге: «Все ищут Кришну. Некоторые этого не понимают, но это так. Поскольку Кришна – это абсолютная истина, Верховная личность Бога, источник всего сущего». Это, я повторю, предисловие к книге «Кришна- источник вечного наслаждения», которая рассказывает об играх Господа Кришны, когда он жил на земле 5 тысяч лет назад. Вот это очень интересный и глубокий философский момент. Вот, я ещё раз зачитаю эти слова Джорджа Харрисона, что «на самом деле все ищут Кришну. Некоторые не понимают этого, но это так». То есть, поскольку Кришна является высшим абсолютом, высшей абсолютной истиной. Он является идеалом всего: идеалом красоты, идеалом знаний, идеалом могуществ, и так далее. И все люди ищут какого-то идеала, и верят, что должен быть какой-то идеал. То есть они надеются на какое-то счастье в этом мире. Ну, философия такова, что в этом мире счастье временно, оно очень ограниченно. Но существует духовный мир, духовная реальность. И, собственно владыкой, верховной личностью, вот этой, духовной реальности является, как раз, Господь Кришна, который воплощение, воплощение всех качеств, всего совершенства.

00:15:23 Стих 38-й, Арджуна продолжает: «Ты – изначальный Господь, древнейший из древних, последнее прибежище мироздания. Ты знаешь все, и все стремятся постичь тебя. Ты – высшая власть, выше гунн материальной природы, о, беспредельный. Тобою пронизан весь материальный мир». По сути, Арджуна повторяет ту же самую мысль, о которой мы говорили в предыдущем стихе. Комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады: «Все сущее покоится на Верховной личности Бога, поскольку Господь является последним прибежищем мироздания. Верховная личность Бога – Кришна, является основой всего, даже сияния брамана. Он знает все обо всем, что творится в мире. И если у знания есть какой-то предел, то этим пределом является Верховный Господь. Поэтому он является одновременно и целью и предметом познания. Поскольку он пребывает всюду. Будучи причиной существования духовного мира, он трансцендентен, и не принадлежит к этому материальному миру. Он является главным повелителем и духовного, и материального мира».

00:16:46 Стих 39-й: «Ты – воздух, ты – огонь, вода и Луна. Ты – Верховный повелитель, ты – Брама, первый обитатель этого мира. И ты – прародитель всего сущего. Поэтому я тысячу раз склоняюсь перед тобой снова и снова». 40-й: «Поклон тебе и спереди, и сзади, и со всех сторон, о, неукротимая сила, о, повелитель безграничной мощи. Ты – вездесущий, и поэтому ты - есть все». Ну, я думаю, вы чувствуете, как Арджуна охвачен экстазом любви к Богу, любви к Кришне. И Прабхупада об этом пишет в комментарии: «Охваченный чувством экстатической любви к Кришне, его друг Арджуна приносит ему поклоны со всех сторон. Он признает, что Кришна – Всемогущий повелитель всех сил, и потому несравнимо более могущественен, чем все воины, собравшиеся на поле битвы Курукшетра».

00:17:49 Стихи 41-й, 42-й, Арджуна продолжает: «Считая себя своим другом, я небрежно обращался к тебе, о, Кришна, о [едава], о, мой друг, не ведая о твоем величии. Прости меня, пожалуйста, за все, что я делал в безумии своей любви. Я не раз принижал тебя своими шутками, когда в час досуга мы делили с тобой одно ложе или сидели за трапезой иногда наедине, а иногда в кругу друзей, о, непогрешимый, прошу тебя, прости мне все эти вольности» Комментарий: «[неразборчиво] Кришна явил Арджуне свою Вселенскую форму, Арджуна все помнил о дружеских узах, которые связывали их, и поэтому стал просить у Кришны прощения за все дружеские вольности, которые он позволял себе в отношении Кришны. Он признает, что прежде даже не подозревал о том, что Кришна может принять такую страшную Вселенскую форму, хотя Кришна говорил ему об этом, как своему близкому другу. Арджуна даже не помнил, сколько раз он не почтительно обращался к Кришне, называя его «Мой друг. Кришна. Едава», не зная о его величии. Но Кришна столь милостив, что, не взирая на своё величие, относится к Арджуне, как к своему другу. Таковы духовные узы любви, связывающие Господа и его преданных. Живое существо связывает с Кришной вечные узы, о которых невозможно забыть, как это видно на примере Арджуны. Хотя Арджуне открылось величие вселенской формы Господа, он не смог забыть о своей вечной дружбе с Кришной». Это был комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады к 41, 42 стихам.

00:19:45 И на этом, я думаю, мы сегодня закончим чтение стихов Бхагавад-гиты. Я думаю, мы прочитали достаточно много интересных вещей. И теперь, пожалуйста, присылайте вопросы или замечания на наш сайт, и звоните по телефонам. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по Бхагавад-гите».
[Ведущая] Итак, мы продолжаем наш прямой эфир. Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите», на текущий момент «Ответы на вопросы по ведической культуре и философии». Владимир Георгиевич, у нас есть три вопроса. И, я думаю, что это не все вопросы, которые будут на сегодня. Радиослушатели, все-таки, ещё что-нибудь спросят. Итак, первый вопрос: «Для чего нужна эта страшная вселенская форма? Не отвлекает ли она людей от Господа своим страшным видом?».

00:20:34 [Критский В.Г.] Да. В самом начале 11-й главы объяснялось, что, в принципе, вселенская форма – это временная форма Бога. И она не слишком привлекательна. Как здесь, вот, мы прочитали, это форма всепоглощающего времени, которая приносит гибель всему живому. И внешняя, вот, как вот в описании говорилось, она состоит из каких-то, там, ртов, рук, причем, не просто ртов, а с какими-то страшными зубами, в которые устремляются те люди, которые должны погибнуть в ближайшее время. И в комментарии Прабхупада пишет, что для преданных Господа эта форма не привлекательна, не интересна. Арджуна попросил Кришну показать эту форму с единственной целью – убедить всех в том, что Кришна – это Верховная личность Бога.

00:21:47 Вот это удивительная форма, и довольно-таки, страшная, по сути, является продолжением, как бы, философского обоснования Бхагавад-гиты. Кришна доказал, что он не просто, вот, некий могущественный герой, который на поле Курукшетра ведет колесницу Арджуны и ему дает победу, что он, вот, все, всепроникающая форма времени. В Ведах говорится, что время – это имперсональный аспект Верховной личности Бога. Все в материальном мире развивается по законам времени, все со временем появляется, поддерживается какое-то время, затем уничтожается. Вот, собственно, смысл вселенской формы – это именно философское обоснование, вот, Бхагавад-гиты. для преданных гораздо более интресна прекрасная форма Кришны. Двурукая форма, есть также четырех-рукая форма господа Вишну. Вот эти человекоподобные формы, они, конечно, очень прекрасны, они являются всепревлекающими. Вселенская форма, как раз, это ужасная, отталкивающая форма, которая и символизирует несовершенство материального мира, что в материальном мире все обречены на страдание, все обречены на смерть. Вот так я могу ответить.

00:23:24 [Ведущая] Отвечая на один вопрос, Вы сразу ответили на 2. Так как нам был прислан вопрос еще: «Что изображает собой Вселенская форма Господа?». Но, тем не менее, вопрос уже…, ответ уже был. Я зачитаю следующий: «Имеет ли смысл свои материальные желания направлять Господу? Например, работа, которая не устраивает по этическим вопросам, нехватка просто средств на существование. Или, все-таки, правильней просто рассчитывать на милость Верховной личности, понимая, что Господь знает наши истинные нужды, и в своё время предоставит и средства и работу, и молить только о спокойствии и терпении, чтобы перенести эти временные материальные трудности?» - спрашивает Николай из Риги.
[Критский В.Г.] Да. Николай, большое спасибо. Это чудесный вопрос. И вопрос очень конкретный, очень практический. Потому что известный психологический факт, что в материальном мире всем чего-то не хватает, и, причём большинству людей не хватает денег, ну, или, может быть, кому-то не хватает, там, я не знаю, жилья, или чего-то еще.

00:24:36 Вот это, вот, свойство материальной природы, материальная психология. Причем, человек может получать пенсию 3000 рублей, и, естественно, это не хватает, маловато, даже на квартиру толком не заплатишь. Или он может получать 300 тысяч долларов, так сказать, в месяц, это его скромная, минимальная зарплата, ну, вот, как у новых русских, и всё равно не хватает, и, все равно, мало. То есть, по сути, уровень нашей материальной жизни – это следствие нашей кармы, то, что мы заслужили по прошлой, в прошлой жизни, в прошлом рождении, и то, что можно рассчитать по гороскопу. Но наше счастье, наше духовной благополучие, к счастью, от этого не зависит. Оно зависит от того, насколько мы серьезно относимся к своей жизни, насколько мы хотим достичь духовного совершенства, насколько мы хотим стать преданными Бога. То есть человек может быть счастлив, даже имея 3000 рублей пенсии, и человек может быть не счастлив, имея 300 тысяч долларов, так сказать, в месяц. Не в деньгах счастье. Разумеется, какой-то необходимый минимум нужен. И я знаю, что в большинстве случаев, все-таки, Кришна посылает то, что необходимо, своим преданным. Но главное, что он посылает, это он посылает разум. Потому что человек может иметь, вот, и большие деньги, сотни тысяч долларов, и их тратить впустую, и не приносить никакого блага ни себе, ни людям.

00:26:27 И в то же время, человек может, вот, иметь скромную, там, какую-нибудь пенсию и расходовать её настолько разумно и рационально, что ему всего будет достаточно, там, поесть, пить, там, одежду какую-то, и так далее, заплатить за жилище. То есть знание выше богатства. Но ещё выше знания – это йога. Йога – это, как бы, наука о связи со Всевышним, то есть то, чем мы с вами занимаемся. У нас «Обзор систем йоги по Бхагавад-гите», то есть знание, духовное знание, знание йоги, оно не оценивается никакими деньгами. Это то знание, которое, вот, наши дорогие слушатели получают на радио Аюрведа, его невозможно купить ни за какие деньги.

00:27:22 Вот, я вам приведу небольшой пример. Я, где-то неделю назад, как раз, после прошлой передачи заболел на другой день. Ну, там, я что-то, вероятно, не то, может быть, сделал, но факт тот, что у меня началась простуда. Сначала я подумал, что простуда. Потом оказалось, что это грипп, причём в очень тяжелой форме. И все какие-то обычные средства, которые я применял, не помогали. Быть может, вы ещё чувствуете, что у меня немножко хриплый голос. Я через пару дней дозвонился Олегу Геннадьевичу Торсунову – основателю, руководителю нашего радио и с ним посоветовался. Он мне по телефону дал консультацию, он объяснил, что, вот, у меня сейчас довольно неприятная, тяжелая форма гриппа, которая, Вообщем-то, не лечится никакими обычными средствами. Но он прописал мне определённые веточки, которые надо носить. Я, хотя очень неважно себя чувствовал, сходил в лес, тут недалеко у меня есть, нашел там веточки ели. И через 2 дня у меня температура спала, и вот сейчас, через несколько дней уже, практически, себя чувствую нормально.

00:28:30 Вот пример. Когда, может быть, по своей карме или за какие-то свои ошибки я получил довольно тяжелую форму гриппа, и мог бы неделями, так сказать, валяться, и так сказать, быть в постели, и быть не способным, вообще, ничего делать. Но благодаря тому, что, вот, у меня есть доступ вот к этому трансцендентному знанию, я сейчас, как бы, на ногах и могу с вами общаться. Вот это пример того, что духовное знание и, в целом, духовная жизнь, гораздо выше, чем материальные блага, которые временно, и которые далеко не всегда приносят человеку счастье, а часто наоборот. Ну, последнее, то, что вот здесь пишет у нас Николай: «Молиться, спокойствие и терпение, перенести эти временные трудности», да, это хорошее, хороший совет, что всегда нужно молиться Богу о терпении и смирении, и можно, конечно, дать несколько советов, я, вот, ещё в заключении два слова добавлю. Дело в том, что богатство и материальное благополучие – это тоже определённая личность. То есть вы должны относиться к этой личности с соответствующим почтением и благоговением, её зовут Лакшми.

00:29:51 И, например, вы не должны совершать какие-то вещи, которые ей не понравятся. Ну, например, такую вещь, как, вот, небрежное отношение к деньгам, там, некоторые, там, на полу валяются, деньги или, там, я не знаю, грязные, там, какие-то…
[Ведущая] [В кошельке как попало лежат]
[Критский В.Г.] … грязные пачки. Или даже, вот, у вас кран течет, предположим, в ванной, и вы его не закрываете. Ну, что там, все равно, как бы, платить, так сказать, то же самое. То есть, если вы неуважительно относитесь, вот, к этим различным проявлениям богини процветания, то она будет вами недовольна, и у вас будут проблемы. То есть поймите, что все есть личности. Так же, как Кришна – Верховная личность Бога, это личность, и также и все, по сути, это определённые личностные, так сказать, какие-то есть персонификации. И вы должны с почтением относиться вот к этой личности, и, так сказать, надеяться и молиться, чтобы вам было все необходимое для жизни. Я думаю, что это вполне нормально. Вот так я могу ответить

00:30:58 [Ведущая] Угу. Владимир Георгиевич, у меня в блокнотике есть одна цитатка, Шримат-бхагаваттам 6.9 стих 48, как бы, у меня санскрит не записан, но у меня есть перевод. Я думаю, что он подходит сегодня просто идеально: «Несомненно, о мудрейший среди полубогов, тот, кем я остался доволен, без труда обретет все, что пожелает. Однако чистый преданный, все помыслы которого сосредоточены на мне, никогда не станет просить меня ни о чем, крое возможности преданно служить мне»
[Критский В.Г.] Угу. Спасибо. Очень [неразборчиво]
[Ведущая] Обожаю этот стих. Я просто каждый раз, когда его читаю, да, и даже просто, когда вспоминаю его, вот, стараюсь думать чисто, вот, о преданном служении Господу.
[Критский В.Г.] Угу. Спасибо, здорово.

00:31:48 [Ведущая] Вот. Уважаемые радиослушатели, если же у вас есть вопросы, давайте-давайте, пишите их, присылайте скорее. А я, как бы, еще, Владимир Георгиевич, хотела от своего имени спросить. Вот, Вы говорили о вселенской форме Господа. Она являет собой, ну, нелицеприятную, может быть, для обычного человека форму и вид, но что является, как бы, самым главным в этой форме, Вы тоже сказали, что это, вот, показать неприязнь, несовершенство этого материального мира. Но когда, и в каких случаях Господь появляется в своей привлекательной форме? Приведите примеры. Вот, на Курукшетре он, ведь, не появился в такой привлекательной форме?
[Критский В.Г.] Почему?
[Ведущая] Появился?
[Критский В.Г.] Он был на Курукшетре, он был на колеснице вместе с Арджуной в своей самой привлекательной двурукой форме.
[Ведущая] Ага.
[Критский В.Г.] И, значит, мы, может быть, ещё будем читать, в итоге сражения на поле Курукшетра практически все воины погибли и в Ведах говорится, что, если человек гибнет в присутствии Верховной личности Бога, он обретает освобождение от материального мира. И поэтому, фактически, все, присутствующие на поле Курукшетра, и друзья Арджуны, и его противники, получили благо, получили освобождение, вернулись в духовный мир, в божье царство. Вот в этом милость Кришны, что он одинаково милостив и к друзьям, и к врагам.

00:33:18 [Ведущая] Угу. Ну, вот, я, видимо, не правильно изначально понимала, что, когда Господь был на колеснице с Арджуной, он был, как бы, ну, как нам кажется, в материальном теле, и выглядит, как обыкновенный человек, две руки, две ноги. Но, на самом деле, это уже…
[Критский В.Г.] Он, как обычный человек, две руки, две ноги. Но это изначальная форма Кришны. И Прабхупада об этом в комментарии пишет, что по исчислению такому, хронологическому, Кришне было более ста лет, так как же, как Арджуне, они были ровесники.
[Ведущая] О!
[Критский В.Г.] Им было около 120 лет, но выглядел он, как 20-летний юноша. Вот в этом прелесть, что Кришна никогда не стареет, потому что его тело [неразборчиво]. У него были уже внуки и правнуки, но он выглядел, как двадцатилетний юноша. Мы с вами в Бхагавад-гите найдем этот момент в следующий раз. Об этом Прабхупада пишет специально, что Кришна в возрасте сто, там, 20 с лишним лет выглядел, как 20-летний юноша. Он был прекрасный, молодой, цветущий. Там какие-то другие воины, там, убеленный сединами [Пхишма или Дрона], они уже были старики, хотя так, и можно ещё сражались. Но Кришна выглядел, как прекрасный юноша 20-летнего возраста. Это что? Это материальное тело?
[Ведущая] Нет.
[Критский В.Г.] Это духовное тело, оно не стареет.
[Ведущая] Да. Сразу вспоминаются православные Храмы, в которых, почему-то, Господа изображают стареньким и седым. Ну, вот, несоответствие такое. Скорее всего, по большей части, они изображают лики каких-либо святых.
[Критский В.Г.] Скорее, это, да, какие-то святые, старцы, мудрецы, может быть.
[Ведущая] Ну, почему-то подписывают, что, вот, Господь.

00:35:06 Вот, у нас слушатель появился, новый, как я понимаю, и сейчас он пишет вопрос. А я хотела рассказать историю одной совей знакомой женщины, которая познакомила меня с ведическим знанием, и знаете, вот, что бы она не делала, она делает это с мыслями о Боге. Вот, начинается утро, она просыпается, читает определённые молитвы благодарности Вселенной, прощение у матушки-земли, что она сейчас ступит на нее. И говорит: «Господь, я проснулась. Вот тебе мои глаза - смотри. Вот тебе мои руки – твори. Вот тебе мои ноги – веди меня, куда нужно». И у нее есть своя небольшая лавочка, в которой она продает специи, ведическую литературу, различную атрибутику вайшнавскую. И, вот, как-то к ней однажды в нашем маленьком городке, в котором я живу, приехали ребята, очень такие деловые, которые называют себя, вроде бы, как покровителями города, крыша так называемая.
[Критский В.Г.] Угу.
[Ведущая] И они говорят ей: «Ну, дамочка, как бы, у Вас тут бизнес хорошо налажен, ну, нужно платить». Она им говорит: «Кто среди вас главный?». Они говорят: «Главного сейчас нет». Она им отвечает: «Вот, когда придёт главный, и с ним я и поговорю». На следующий день, как ни странно, приезжает главный – большой-большой молодой человек, больших размеров, весь в драгоценных украшениях, садится перед ней, вот, в её офисе и говорит: «Ну, что? Будем платить? Кто у тебя крыша?» А она ему отвечает: «Знаешь, - говорит, - я боюсь тебе говорить, кто, но, все-таки, мне придется сказать. У меня есть крыша, да, и его зовут Кришна».
[Критский В.Г.] Угу.
[Ведущая] Он так приподнял бровь удивительно. И она начала свою проповедь ему. И, как ни странно, этот человек прислушался к её словам, он увидел в её внешнем виде, в её голосе, в её манере вести себя такую уверенность того, что, действительно, Господь её защищает, и вышел он от нее в подмышку с Бхагавад-гитой.
[Критский В.Г.] Угу. Хорошо.

00:37:18 [Ведущая] Удивительная история. И, вот, мне потом рассказывали продолжение, как бы, этой ситуации. Он частенько к ней захаживал, и вел беседы непосредственно, вот, на тему Кришны, «крыши», как бы, вот, Кришны.
[Критский В.Г.] Хорошо.
[Ведущая] Вот. Так, сейчас посмотрим, может быть у нас здесь…
[Критский В.Г.] Вот, как мы сегодня читали, что Кришна, на самом деле привлекает всех, даже представителей вот этого, вот, как это называется, преступного мира.
[Ведущая] Бандитского мира.
[Критский В.Г.] Тоже, Вообщем-то, они ищут какого-то идеала, у них тоже есть какое-то понятие о чести. Там есть какие-то воры в законе, свой, там, кодекс у них. Они, предположим, вот, как правило, вот, считают, что они не у всех берут, они не берут у бедных людей, они берут у богатых, у кого лишнее. То есть они себя считают, вот, как бы, вершителями справедливости. То есть у них тоже свой, как бы, идеал.

00:38:13 [Ведущая] Угу. Вопрос интересный поступил к нам от Матвея с Украины. Он пишет: «Скажите, пожалуйста, душа Арджуны может переродиться в наше современное время?».
[Критский В.Г.] А почему нет? Более того, если вы читали учение Господа Чайтаньи, душа Арджуны не только может, но она, реально, переродилась, и Арджуна жил 500 лет назад, как [Рамананда Рая]. Господь Кришна явился, как [Шри Кришна Чайтанья Махапрабу]. И, фактически, все, что мы знаем о Кришне, о его жизни, о его философии, это через миссию Господа Чайтаньи Махапрабу. Кришна – Верховная личность Бога, и он не слишком, как бы, нам все подробно о себе рассказывал, разъяснял. То, что мы знаем, вот эти сокровенные вещи, которые излагаются в Бхагавад-гите и в Шримат-бхагаваттам, это работа духовных учителей, которые являются последователями Господа Чайтаньи. Во времена Господа Чайтаньи Арджуна жил, как Раманда Рае, был очень интересной личностью, он был губернатором какой-то там провинции. Он был великим преданным Кришны. И Господь Чайтанья в один прекрасный момент его встретил, и они сразу, как бы, друг друга узнали, обнялись и стали друзьями на всю жизнь. Господь Чайтанья попросил Раманда Раю уйти в отставку, чтобы вместе жить и провести последние годы, вот, в такой, чисто духовной деятельности. Они друг другу рассказывали об играх Кришны, его преданных. Вот.

00:39:58 Это то, что было 500 лет назад, и о чем говорится, скажем, в Чайтанья Черитамрате или в книге «Учение Господа Чайтаньи». Если уже в наши дни, мне уже ответить труднее, но, может быть, вот, если у кого из духовных учителей спросить, может быть, они могут и более подробно ответить, возможно, ли рождение Арджуны и в наши дни. Кстати, я вспомнил. Да-да-да. несколько лет назад я был в Индии в Аврендаване, и там есть такое знаменитое озеро [Ратхакунда]. Так вот, несколько десятилетий назад на берегу этого озера велись раскопки, и натолкнулись на 5 деревьев. И, значит, когда их пытались выкопать, то никак не могли их выкопать. И там, вообщем, даже какая-то показалась кровь. Ночью, вот, руководителю этих работ явился, явились пандовы [Неразборчиво], Пхима, Арджуна, и сказали: «Это мы здесь в форме деревьев стоим, чтобы общаться с Кришной». Согласно нашей теологии, Кришна всегда находится в Аврендаване, даже если он в не проявленной форме. Аврендаван – это место его детских игр.

00:41:18 И очень сокровенное место в Аврендаване – озеро Ратхакунда, это любимое озеро Ратха Рани, возлюбленной Кришны. И вот, как раз, 5 братьев-пандовов, уже после Господа Чайтаньи, родились в форме деревьев и стояли на берегу Ртахакунды. Я не уверен, что до сих пор они там стоят, потому что мне их, по крайней мере, не показали. Но не исключено, что и стоят. Я был там, но не могу точно сказать, может быть, это было, но, может быть, какие-то деревья ещё и сохранились на берегу Ратхакунды. Вот это, вот, более позднее явление Арджуны. Конечно, для нас немножко странно. Но, как это, родиться в форме дерева? Тем более, что, вот, христиане некоторые не признают, что душа может родиться в какой-то форме, там, животного или растения. Но, на самом деле, это так, что мы с вами разбирали, что растения тоже живые. И у растений тоже имеется сознание. И наиболее возвышенные преданные могут находиться, как бы, в счастливом духовном сознании, даже в форме растения, вот, как в данном случае братья-пандовы. И другой пример из вайшнавской теологии, это растение тулуси, которое является воплощением тоже очень близкой преданной Господа [неразборчиво]. И, вот, она принимает форму различных деревьев маленьких, тулуси, которые есть во всех храмах Индии. И считается, что она находится в чистом духовном сознании, то есть она сознает все происходящее.

00:43:10 Вот это, вот, такие интересные примеры, которые говорят о таких, эзотерических вещах, что, на самом деле, преданные могут какое-то время рождаться в таких, вот, непривычных, странных формах, как, вот, дерево, например. И в этой форме, они не просто где-то рождаются, они рождаются в святом месте, там, где, находится постоянно Кришна, и они наслаждаются общением с ним и с его преданными. Вот так я могу ответить на этот интересный вопрос.

00:43:42 [Ведущая] Угу. Владимир, Георгиевич, вот, Матвей, который задавал вопрос про Арджуну, он пишет, что ему очень часто снятся сны, что он пребывает на поле битвы Курукшетра, и все это словно в реальности. Он также пишет, что он общается с Кришной во сне и ночью волосы шепчут [маха-мантру]. И далее он продолжает, он только недавно узнал, поспрашивав у преданных, что это такое, и ему рассказали, он начал изучать Бхагавад-гиту. Вот, как-то прокомментируйте этот момент.
[Критский В.Г.] Да, интересно, что, вот, Матвею видится это поле Курукшетры во сне. Это поле историческое, оно находится в ста километрах от Дели, и там это место сохранено, там исторический такой заповедник. И там есть статуя колесницы, на которой Кришна с Арджуной, вот, под таким стеклянным колпаком. То есть в Индии очень свято чтят вот такие, вот, традиции. И поле Курукшетра и битва на поле Курукшетра – это одно из великих, великих, совершенно исторических традиций, вот, древней Индии и, фактически, всего мира.

00:44:58 И то, что Матвею снится битва на поле Курукшетра, он возможно был его участником. Не обязательно он был Арджуной, он мог бы быть, там, слав Богу, было несколько миллионов участников, и это была колоссальная битва, может быть, даже самая огромная в истории человечества. Там принимало участие 11 [неразборчиво] со стороны [неразборчиво], и где-то 7 со стороны пандавов, 18 [неразборчиво]. А каждый [неразборчиво] – это более 200 тысяч воинов, а, может быть и больше. То есть, вот, посчитайте сами, и вы увидите, что это, минимум, 3 миллиона. Это только, вот, только основной состав, как бы. Вот. И… 4 миллиона, не 3. Значит, не исключено, что в одной из прошлых жизней Вы, вот, Матвей, там были, и вы все это видели. И теперь спустя какое-то количество рождений, Вы об этом познакомились в процессе, как бы, ваших духовных поисков, вы получили возможность узнать эту философию из наиболее, такого, авторитетного источника, из духовной преемственности, которую, вот, представляет наш духовный учитель Бактивиданте-свами Прабхупада. И я хочу несколько слов сказать о том, что духовное знание является сокровенным. Вот, если вы помните, 9 глава у нас называлась «Самое сокровенное знание». Это знание, как бы, как я уже говорил, не оценивается никакими деньгами, никакими материальными мерками. Потому что любые материальные богатства временные, они кончаются со смертью тела. Духовное знание – это, оно вечно, и оно будет вас вести из жизни в жизнь до той поры, пока вы не достигните высшей, как бы, духовной обители божьего царства. И там уже будете общаться с Господом Кришной вечно, потому что духовная реальность, она вечна.

00:47:07 Наша душа вечна, и Бог тоже вечен. Материальный мир временен, и в этом его проблема, что здесь все, как бы, начинается в один момент и в другой момент все прекрасно и заканчивается. И в этом, собственно, проблема материального мира, что здесь ничего не может быть, не может быть вечного счастья. Вот, все люди, как бы, стремятся, там, к счастью, к любви, но в материальном мире все это кончается разочарованием. Поэтому Вам можно позавидовать. Вот, у меня нет таких, к сожалению, воспоминаний, что я когда-то был на поле Курукшетра, где-то еще. Вот. И я, вот, начал этим заниматься примерно 20 с лишним лет назад. И надеюсь со временем достичь успеха. Вот. И, несомненно, для Вас это очень большой стимул, что у Вас где-то в подсознании дремлет какое-то знание, какая-то информация о том, что когда-то вы имели к этому отношение, когда-то Вы, может быть, были участником битвы на поле Курукшетра, может быть, каким-то, там, возничим, колесничим, кем угодно, но факт тот, что вы при этом присутствовали, у вас это сохранилась об этом память. Так что это интересный момент, конечно.

00:48:21 [Ведущая] Момент интересный, да. Но, вы знаете, у меня, вот, вопрос сразу возник. Если же все, присутствующие на поле Курукшетра в момент своей гибели сразу обрели духовные, духовное, как бы, освобождение, да? То, то почему опять душа появляется здесь в материальном мире и страдает от болезни, и прочее, старение?
[Критский В.Г.] Ну, вот, я, все. Понял Ваш вопрос, Наталья. Значит, дело вот, в чем, что, если говорится, что все, там, предположим, присутствующие вместе с Кришной на поле Курукшетра обрели освобождение, это не значит, что они, вот, тут же возвращаются в духовной мир, и, все, больше к материальному не имеют никакого отношения. Все преданные очень милостивы, и они периодически спускаются из духовного мира в материальный на какое-то число, может быть, на 1-2 жизни, для того, чтобы помочь обусловленным душам. И то же самое Арджуна. Арджуна, мы знаем, был чистым преданным, и сам лично общался с Кришной, и Кришна ему рассказывал Бхагавад-гиту. так для чего ему ещё понадобилось рождаться спустя 4 тысячи лет вместе, как [Рамананда Рае], чтобы, вот, беседовать с Господом Сайтаньей? Вот по той самой причине, что он исполнял волю Господа, он способствовал его миссии, поскольку сам Кришна явился, как Господь Чайтанья, и он, фактически, разъяснил, он раскрыл тайну явления Кришны. Тайну, вообще, кто такой Кришна и для чего он жил 5 тысяч лет назад. И {Рамананда Рай] был одним из его близких спутников, который способствовал его миссии (Арджуна).

00:50:07 И поэтому этому не нужно удивляться. Когда человек соприкоснулся с Кришной или с чистым преданным, это означает, что он обрел освобождение, и его пребывание в материальном мире уже может быть чисто временным, чисто, вот, таким, как бы, не борьба за существование, а помощь в осуществлении миссии Господа. То есть это совсем другой, другая, другая вещь. Как Прабхупада в своих комментариях пишет: «Предположим, в тюрьме находятся заключенные, и они там мучаются, они страдают, они ждут - не дождутся, когда закончится их срок заключения. И в тюрьму может приехать, там, царь или президент и посетить их. И с ними побеседовать, как-то кому-то постараться помочь. Это не значит, что он от этого становится узником тюрьмы. Или может посетить какой-то его министр, царя, какой-то его доверенный слуга, который тоже приходит в эту тюрьму. Ему открывают двери, он приходит в камеру, он беседует с заключенными, и смотрит их нужды, старается им помочь. И после этого камера отрывается, его выпускают наружу. Понимаете, да, Наталья?
[Ведущая] Угу.
[Критский В.Г.] То есть тут, как говорится, две большие разницы. Одно дело, в материальном мире находятся обусловленные души, которые не знают, когда, вообще, кончится их срок заточения. Другое дело, когда спускаются освобожденные души, которые на короткий срок сюда спускаются с миссией, чтоб помочь, вот, обусловленным душам.

00:51:40 [Ведущая] Понятно.
[Критский В.Г.] Это отвечает на Ваш вопрос?
[Ведущая] Да. Отвечает.
[Критский В.Г.] Ну, ещё есть какие-нибудь у нас, там?
[Ведущая] Нет. Вопросов нету больше.
[Критский В.Г.] Ну, и время тоже нет.
[Ведущая] Угу. Хорошо. Замечательно. Спасибо большое, Владимир Георгиевич. Ответили на вопрос радиослушателя, а также рассказали нам Бхагавад-гиту с.… Эх, забыла. С 32 по 43, да?
[Критский В.Г.] По 42-й, 43-й мы начнем в следующий раз.
[Ведущая] 42-й. замечательно. Спасибо. Я Вам благодарна, я думаю, что радиослушатели тоже.
[Критский В.Г.] Спасибо Вам. Всего хорошего.
[Ведущая] До новых встреч.
[Критский В.Г.] До свидания.
[Ведущая] Уважаемые радиослушатели, вы продолжаете слушать Аюрведа-радио. Не расходитесь, очень скоро, в 17-00 Ольга Маслова «Здоровый стиль жизни. Радостное утро». Я думаю, что вам безумно понравится эта лекция, так что оставайтесь с нами.

00:52:39 [Заставка радио] В объятьях прекрасного…. Аюрведа-радио.

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 22 декабря 2012