Всепожирающее время

Аюрведа радио - 04 April 2008
Великий разрушитель миров. Таков замысел Господа. Планы преданных – это планы Бога. Кришна – объект всеобщего поклонения. Последнее прибежище мироздания. Ответы на вопросы. Для чего нужна эта страшная вселенская форма? Имеет ли смысл просить у Господа исполнения своих материальных желаний? Об изначальной форме Кришны. Может ли душа Арджуны воплотиться в теле человека в наше время? Почему чистые души воплощаются на Земле?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:52:46 | качество: mp3 24kB/s 9 Mb | прослушано: 94 | скачано: 222 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 Ведущая: Добрый день, дорогие радиослушатели. Рада поприветствовать всех собравшихся послушать сегодня «Аюрведа» радио. Это очень радует. Итак, наш прямой эфир начинается. Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Уважаемые радиослушатели, не стесняйтесь, присылайте свои вопросы во время эфира в чат скайпа, а также на наш почтовый адрес ayurvedaradio@mail.ru. С удовольствием ждем ваших вопросов, и с удовольствием на них будем отвечать. Владимир Георгиевич, здравствуйте.
Критский В.Г.: Здравствуйте, Наталья.
Ведущая: Здравствуйте, здравствуйте. Слышно Вас замечательно, давайте же приступим!

Великий разрушитель миров

00:00:52 Критский В.Г.: Давайте. Итак, дорогие друзья, мы с вами продолжаем обзор систем йоги по «Бхагавад-гите». И сегодня у нас, как и в прошлой передаче, глава 11 под названием «Вселенская форма», или «Вишварупа-йога». Это очень интересная мистическая глава. Вселенская форма – это непроявленные энергии Вселенной, которые Господь Кришна проявил Арджуне для его блага, блага всех живых существ, чтобы сделать очевидными центральную роль Верховной Личности Бога как источника всего материального творения и разрушающую силу времени, которая уничтожает, несёт гибель всему живому. Повторим несколько стихов, наиболее ярких, которые мы в прошлый раз прочитали.

00:01:51 12 стих: «Как если бы сотни тысяч солнц одновременно взошли над горизонтом, то их свет мог бы сравниться с сиянием Верховного Господа в этой Вселенской форме». Стих 14: «Изумленный и потрясенный, с волосами, стоящими дыбом, Арджуна благоговейно склонил голову и, сложив ладони, стал возносить молитвы Верховному Господу». Стих 16: «О Господь Вселенной, я вижу в Твоем теле несметное множество рук, ртов, животов и глаз. Они находятся всюду, им нет конца. О Вселенская Форма, поистине, у тебя нет ни начала, ни конца, ни середины». Стихи 26–27: «Я вижу, как все сыновья Дхритараштры и принявшие их сторону цари, Бхишма, Дрона, Карна, и все наши воины устремляются в Твои страшные зевы». Стих 31: «О Бог богов, Твой образ столь ужасен. Поведай, кто Ты есть? Смилуйся надо мной, я припадаю к Твоим стопам. Скажи мне, кто Ты есть, о изначальный Господь, и для чего Ты явился в этот мир?». И последний стих, который мы разобрали в прошлый раз, где Господь Кришна отвечает на мольбу Арджуны. Стих 32: «Верховный Господь сказал: „Я есть время и великий разрушитель миров, несущий гибель всему живому. Кроме вас, Пандавов, все воины с обеих сторон должны погибнуть в предстоящем сражении».

Таков замысел Господа

00:03:28 Вот на этом мы с вами остановились и сейчас прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Хотя Арджуна знал, что его друг Кришна – Верховная Личность Бога, он был изумлен, увидев его бесчисленные облики. Поэтому он спрашивает Кришну об истинном предназначении этой разрушительной силы. В Ведах говорится, что Высшая Истина уничтожает всё сущее, не щадя даже брахманов, священнослужителей. В «Катха-упанишад» (1.2.25) говорится: В свой срок брахманы, кшатрии и все прочие будут поглощены Всевышним Господом в форме времени.

00:04:08 Вселенская форма подобна ненасытному и всеядному великану, и сам Кришна называет себя всепожирающим временем. За исключением нескольких Пандавов, все, кто находится на поле битвы, исчезнут в его ненасытных зевах. Арджуна не хотел этой войны и пытался уклониться от участия в сражении, надеясь избежать печального исхода. В ответ на это Господь говорит, что даже если Арджуна не станет сражаться, то все воины всё равно должны погибнуть, ибо таков замысел Господа. Если Арджуна не убьет их, то это сделает кто-то другой. Даже отказавшись от сражения, он не сможет предотвратить их гибель. В сущности, все они обречены на смерть. Время – это великая разрушительная сила, и всё сущее рано или поздно будет уничтожено волей Всевышнего Господа. Таков закон природы».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

00:05:13 Стих 33. Кришна продолжает:
तस्मात्त्वमुत्तिष्ठ यशो लभस्व
जित्वा शत्रून्भुंक्ष्व राज्यं समृद्धम् ।
मयैवैते निहता: पूर्वमेव
निमित्तमात्रं भव सव्यसाचिन् ॥ ३३ ॥

tasmāt tvam uttiṣṭha yaśo labhasva
jitvā śatrūn bhuṅkṣva rājyaṁ samṛddham
mayaivaite nihatāḥ pūrvam eva
nimitta-mātraṁ bhava savya-sācin

«А поэтому встань и приготовься к битве! Покорив врагов, ты завоюешь славу и насладишься цветущим царством. Все они уже приговорены к смерти по Моей воле, и ты, о Савьясачи, можешь быть орудием в этом сражении».

00:05:38 Комментарий: «Слово Савйа-са̄чин означает «тот, кто в совершенстве владеет боевым луком». Кришна обращается к Арджуне как к опытному воину, стрелы которого без промаха разят врага. Господь Кришна говорит: «Просто стань орудием в моих руках». Эти слова очень важные, так как всё в мире происходит по плану Верховной Личности Бога. Невежественные люди считают, что в мире всё возникло по воле случая. То есть, по сути, и в природе царит хаос. Некоторые так называемые ученые выдвигают различные гипотезы и строят предположения, но в природе нет места для предположений, всё происходит по определённому плану. Этот план заключается в том, чтобы дать обусловленным душам возможность вернуться домой, обратно к Богу.

00:06:35 До тех пор, пока у живых существ сохраняется желание господствовать над материальной природой, которая заставляет их искать материальные удовольствия, они будут оставаться рабами этой материальной жизни. Однако самым разумным среди людей является тот, кому удалось понять замысел Верховного Господа и развить в себе сознание Бога. Материальный мир создается и разрушается под надзором Верховного Господа, и битва на Курукшетре также являлась частью Его плана. Арджуна не хотел принимать в ней участие, но Господь говорит ему, что он должен сражаться, ибо такова воля Всевышнего. Это сделает его счастливым. Тот, кто полностью развивает в себе сознание Кришны и посвящает свою жизнь служению Господу, достигает совершенства в жизни».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Планы преданных – это планы Бога

00:07:36 Стих 34:
द्रोणं च भीष्मं च जयद्रथं च
कर्णं तथान्यानपि योधवीरान् ।
मया हतांस्त्वं जहि मा व्यथिष्ठा
युध्यस्व जेतासि रणे सपत्‍नान् ॥ ३४ ॥

droṇaṁ ca bhīṣmaṁ ca jayadrathaṁ ca
karṇaṁ tathānyān api yodha-vīrān
mayā hatāṁs tvaṁ jahi mā vyathiṣṭhā
yudhyasva jetāsi raṇe sapatnān

«Судьба Дроны, Бхишмы, Джаядратхи, Карны и других великих воинов уже предрешена Мной. Поэтому победи их и не беспокойся ни о чем. Смело сражайся, и ты одолеешь своих врагов».

00:07:56 Комментарий: «Поскольку Господь очень милостив к своим преданным, Он хочет, чтобы вся заслуга и почет за осуществление плана, создаваемого Господом, достались Его преданным, которые претворяют этот план в жизнь. Поэтому каждый из нас должен строить свою жизнь так, чтоб, постоянно памятуя о Кришне, осознать Верховную Личность Бога при помощи духовного учителя. Постичь план Верховного Господа можно только по Его милости, но планы преданных практически не отличаются от планов самого Бога. Поэтому каждый из нас должен стараться исполнить эти планы и таким образом выйти победителем в своей борьбе за существование».

00:08:42 Стих 35:
सञ्जय उवाच
एतच्छ्रुत्वा वचनं केशवस्य
कृताञ्जलिर्वेपमान: किरीटी ।
नमस्कृत्वा भूय एवाह कृष्णं
सगद्ग‍दं भीतभीत: प्रणम्य ॥ ३५ ॥

sañjaya uvāca
etac chrutvā vacanaṁ keśavasya
kṛtāñjalir vepamānaḥ kirīṭī
namaskṛtvā bhūya evāha kṛṣṇaṁ
sa-gadgadaṁ bhīta-bhītaḥ praṇamya

«Санджая сказал Дхритараштре: „О царь, услышав слова Верховной Личности Бога, Арджуна, охваченный трепетом, молитвенно сложил ладони и стал снова и снова кланяться Господу. Он заговорил, и голос его дрожал от страхаˮ».

00:09:02 Комментарий: «Как уже говорилось, увидев вселенскую форму Верховной Личности Бога, Арджуна был изумлен и потрясен, он стал снова и снова кланяться Господу и дрожащим от волнения голосом возносить молитвы. Теперь он обращается к Кришне не как друг, а как преданный, пораженный его величием».

00:09:26 Стих 36:
अर्जुन उवाच
स्थाने हृषीकेश तव प्रकीर्त्या
जगत्प्रहृष्यत्यनुरज्यते च ।
रक्षांसि भीतानि दिशो द्रवन्ति
सर्वे नमस्यन्ति च सिद्धसङ्घा: ॥ ३६ ॥
arjuna uvāca
sthāne hṛṣīkeśa tava prakīrtyā
jagat prahṛṣyaty anurajyate ca
rakṣāṁsi bhītāni diśo dravanti
sarve namasyanti ca siddha-saṅghāḥ

«Арджуна сказал: „О властитель чувств, весь мир наполняется ликованием при звуках Твоего имени, эти звуки привлекают к Тебе всех. Те, кто достигли совершенства, в глубоком почтении склоняются перед Тобой, и только демоны в ужасе разбегаются в разные стороны. Так всё и должно быть».

00:09:53 Комментарий: «Когда Арджуна услышал от Кришны об исходе битвы на Курукшетре, он всё понял, и, будучи великим преданным и другом Верховной Личности, он сказал, что всё, творимое Кришной, справедливо. Арджуна подтвердил, что Кришна является защитником и объектом поклонения для преданных и грозой для нечестивцев. Его действия в равной мере благотворны для всех. Арджуна понял, что во время битвы на Курукшетре многочисленные полубоги и другие высшие разумные существа, обитающие на разных планетах Вселенной, наблюдали за ходом битвы, поскольку среди его участников был сам Господь Кришна. Когда Арджуна созерцал вселенскую форму Господа, полубоги также наслаждались этим зрелищем. Однако демоны и атеисты в страхе перед Господом в образе времени, несущем гибель всему живому, разбегаются во все стороны. Поэтому здесь Арджуна восхваляет обращение Кришны с преданными и с безбожниками. Преданный всегда прославляет Господа, поскольку знает, что всё, совершаемое Им, является благом для всех».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами.

Кришна – объект всеобщего поклонения

00:11:12 Стих 37:
कस्माच्च‍ ते न नमेरन्महात्मन्
गरीयसे ब्रह्मणोऽप्यादिकर्त्रे ।
अनन्त देवेश जगन्निवास
त्वमक्षरं सदसत्तत्परं यत् ॥ ३७ ॥

kasmāc ca te na nameran mahātman
garīyase brahmaṇo ’py ādi-kartre
ananta deveśa jagan-nivāsa
tvam akṣaraṁ sad-asat tat paraṁ yat

«О Величайший, затмевающий своим величием даже Брахму, Ты изначальный творец. Как же им не падать ниц перед тобой? О безграничный, о Бог богов, о прибежище Вселенной! Ты неистощимый источник, причина всех причин, трансцендентная к материальному миру».

00:11:35 Комментарий: «Склоняясь перед Кришной, Арджуна говорит, что Господь Кришна – это объект всеобщего поклонения. Он вездесущий, и он же душа всех душ. Арджуна называет Кришну махатмой, имея в виду, что Кришна беспределен и он самый великодушный из всех. Другой эпитет указывает на то, что власть Верховного Господа простирается повсюду и что он повелитель всех полубогов, намного превосходящий их всех своим величием. Он прибежище всей Вселенной. Арджуна также считал справедливым то, что все совершенные живые существа и могущественные полубоги выражают Кришне своё почтение, ибо на свете нет никого более могущественного, чем он. Очень важное в этом стихе слово акшарам указывает на то, что материальный мир подвержен разрушению. Но Господь находится за пределами материального творения, он причина всех причин, и поэтому выше всех обусловленных душ, населяющих материальный мир».

00:12:47 Я хочу несколько дополнить этот комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады. Очень интересный момент: здесь и Арджуна, и Шрила Прабхупада говорят, что все поклоняются Господу Кришне. И поначалу это не совсем понятно. Многие считают Кришну индийским богом. Почему же здесь говорится, в самой «Бхагавад-гите» и в комментарии Прабхупады, что Кришна – объект всеобщего поклонения? Практически все люди, кроме, может быть, заядлых атеистов, имеют в душе какую-то веру, даже если и по долгу службы они должны исповедовать атеизм. Это глубокое ощущение существования какого-то духовного начала, духовного Абсолюта, есть у всех людей, по крайней мере у тех, кто себя не слишком одурачил.

00:13:41 В предисловии к книге «Кришна – источник вечного наслаждения» Джордж Харрисон, один из «Битлз», пишет так: «Все ищут Кришну. Некоторые этого не понимают, но это так, поскольку Кришна – это Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога, источник всего сущего». Это, я повторю, предисловие к книге «Кришна – источник вечного наслаждения», которая рассказывает об играх Господа Кришны, когда он жил на земле 5 000 лет назад.

00:14:17 Вот это очень интересный и глубокий философский момент. Я ещё раз процитирую слова Джорджа Харрисона: «На самом деле все ищут Кришну. Некоторые не понимают этого, но это так». То есть, поскольку Кришна является Высшим Абсолютом, Абсолютной Истиной, Он является идеалом всего: идеалом Красоты, идеалом Знаний, идеалом Могущества и так далее. Все люди ищут какой-то идеал и верят, что должен быть какой-то идеал. То есть они надеются на какое-то счастье в этом мире. Ну, философия такова, что в этом мире счастье временно и оно очень ограничено. Но существует духовный мир, духовная реальность. И, собственно, владыкой, верховной личностью духовной реальности является как раз Господь Кришна, который воплощение всех качеств, всего совершенства (шад-айшварья-пурнам).

Последнее прибежище мироздания

00:15:22 Стих 38. Арджуна продолжает:
त्वमादिदेव: पुरुष: पुराण-
स्त्वमस्य विश्वस्य परं निधानम् ।
वेत्तासि वेद्यं च परं च धाम
त्वया ततं विश्वमनन्तरूप ॥ ३८ ॥

tvam ādi-devaḥ puruṣaḥ purāṇas
tvam asya viśvasya paraṁ nidhānam
vettāsi vedyaṁ ca paraṁ ca dhāma
tvayā tataṁ viśvam ananta-rūpa

«Ты изначальный Господь, древнейший из древних, последнее прибежище мироздания. Ты знаешь всё, и все стремятся постичь Тебя. Ты высшая власть, выше гун материальной природы. О беспредельный, Тобою пронизан весь материальный мир!»

00:15:49 По сути, Арджуна повторяет ту же самую мысль, о которой мы говорили в предыдущем стихе. Комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Всё сущее покоится на Верховной Личности Бога, поскольку Господь является последним прибежищем мироздания. Верховная Личность Бога Кришна является основой всего, даже сияния Брахмана. Он знает всё обо всём, что творится в мире, и если у знания есть какой-то предел, то этим пределом является Верховный Господь. Поэтому он является одновременно и целью, и предметом познания, поскольку он пребывает всюду. Будучи причиной существования духовного мира, он трансцендентен и не принадлежит к этому материальному миру. Он является главным повелителем и духовного, и материального мира».

00:16:46 Стих 39:
वायुर्यमोऽग्न‍िर्वरुण: शशाङ्क:
प्रजापतिस्त्वं प्रपितामहश्च ।
नमो नमस्तेऽस्तु सहस्रकृत्व:
पुनश्च भूयोऽपि नमो नमस्ते ॥ ३९ ॥

vāyur yamo ’gnir varuṇaḥ śaśāṅkaḥ
prajāpatis tvaṁ prapitāmahaś ca
namo namas te ’stu sahasra-kṛtvaḥ
punaś ca bhūyo ’pi namo namas te

«Ты воздух. Ты огонь, вода и Луна. Ты Верховный повелитель, ты Брахма, первый обитатель этого мира, и ты прародитель всего сущего. Поэтому я тысячу раз склоняюсь перед тобой, снова и снова».

00:17:04 Стих 40:
नम: पुरस्तादथ पृष्ठतस्ते
नमोऽस्तु ते सर्वत एव सर्व ।
अनन्तवीर्यामितविक्रमस्त्वं
सर्वं समाप्‍नोषि ततोऽसि सर्व: ॥ ४० ॥

namaḥ purastād atha pṛṣṭhatas te
namo ’stu te sarvata eva sarva
ananta-vīryāmita-vikramas tvaṁ
sarvaṁ samāpnoṣi tato ’si sarvaḥ

«Поклон Тебе и спереди, и сзади, и со всех сторон! О неукротимая сила, о повелитель безграничной мощи! Ты вездесущий, и поэтому Ты есть всё!»

00:17:16 Ну, я думаю, вы чувствуете, как Арджуна охвачен экстазом любви к Богу, любви к Кришне. И Прабхупада об этом пишет в комментарии: «Охваченный чувством экстатической любви к Кришне, его друг Арджуна приносит Ему поклоны со всех сторон. Он признает, что Кришна – Всемогущий повелитель всех сил и потому несравнимо более могущественен, чем все воины, собравшиеся на поле битвы Курукшетра».

00:17:49 Стихи 41–42. Арджуна продолжает:
सखेति मत्वा प्रसभं यदुक्तं
हे कृष्ण हे यादव हे सखेति ।
अजानता महिमानं तवेदं
मया प्रमादात्प्रणयेन वापि ॥ ४१ ॥
यच्च‍ावहासार्थमसत्कृतोऽसि
विहारशय्यासनभोजनेषु ।
एकोऽथवाप्यच्युत तत्समक्षं
तत्क्षामये त्वामहमप्रमेयम् ॥ ४२ ॥
sakheti matvā prasabhaṁ yad uktaṁ
he kṛṣṇa he yādava he sakheti
ajānatā mahimānaṁ tavedaṁ
mayā pramādāt praṇayena vāpi
yac cāvahāsārtham asat-kṛto ’si
vihāra-śayyāsana-bhojaneṣu
eko ’tha vāpy acyuta tat-samakṣaṁ
tat kṣāmaye tvām aham aprameyam

«Считая Тебя своим другом, я небрежно обращался к Тебе «о Кришна», «о Ядава», «о мой друг», не ведая о Твоём величии. Прости меня, пожалуйста, за всё, что я делал в безумии своей любви. Я не раз принижал Тебя своими шутками, когда в час досуга мы делили с Тобой одно ложе или сидели за трапезой, иногда наедине, а иногда в кругу друзей. О непогрешимый, прошу Тебя, прости мне все эти вольности».

00:18:28 Комментарий: «Несмотря на то, что Кришна явил Арджуне свою вселенскую форму, Арджуна всё же помнил о дружеских узах, которые связывали их, и поэтому стал просить у Кришны прощения за все дружеские вольности, которые он позволял себе в отношении Кришны. Он признаёт, что прежде даже не подозревал о том, что Кришна может принять такую страшную вселенскую форму, хотя Кришна говорил ему об этом как своему близкому другу. Арджуна даже не помнил, сколько раз он непочтительно обращался к Кришне, называя Его «мой друг», «Кришна», «Ядава», не зная о Его величии. Но Кришна столь милостив, что, невзирая на своё величие, относится к Арджуне как к своему другу. Таковы духовные узы любви, связывающие Господа и Его преданных. Живое существо связывают с Кришной вечные узы, о которых невозможно забыть, как это видно на примере Арджуны. Хотя Арджуне открылось величие вселенской формы Господа, он не смог забыть о своей дружбе с Кришной».
Это был комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к стихам 41–42.

00:19:45 И на этом, я думаю, мы сегодня закончим чтение стихов «Бхагавад-гиты». Мы прочитали достаточно много интересных вещей, и теперь, пожалуйста, присылайте вопросы или замечания на наш сайт и звоните по телефонам. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ».

Ответы на вопросы

00:20:05 Ведущая: Итак, мы продолжаем наш прямой эфир. Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ», и прямо сейчас прозвучат ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Владимир Георгиевич, у нас есть три вопроса. И, я думаю, что это не все вопросы, которые будут сегодня. Радиослушатели, всё-таки, ещё о чём-нибудь спросят.

00:20:24 Итак, первый вопрос. Для чего нужна эта страшная вселенская форма? Не отвлекает ли она людей от Господа своим страшным видом?

00:20:35 Критский В.Г.: В самом начале главы 11 объяснялось, что, в принципе, вселенская форма – это временная форма Бога. И она не слишком привлекательна. Мы прочитали, что это форма всепоглощающего времени, которая приносит гибель всему живому. И внешне, как в описании говорилось, она состоит из ртов, рук, причем не просто ртов, а с какими-то страшными зубами, куда устремляются те люди, которые должны погибнуть в ближайшее время. И в комментарии Прабхупада пишет, что для преданных Господа эта форма непривлекательна, неинтересна. Арджуна попросил Кришну показать эту форму с единственной целью – убедить всех в том, что Кришна – это Верховная Личность Бога. Эта удивительная форма, довольно-таки страшная, по сути, является продолжением философского обоснования «Бхагавад-гиты».

00:22:00 Кришна доказал, что Он не просто некий могущественный герой, который на поле Курукшетра управляет колесницей Арджуны и даёт ему победить, а что Он – всё, всепроникающая форма времени. В Ведах говорится, что время – это имперсональный аспект Верховной Личности Бога. Всё в материальном мире развивается по законам времени, всё со временем появляется, поддерживается какое-то время, затем уничтожается. Вот, собственно, смысл вселенской формы. Это философское обоснование «Бхагавад-гиты».

00:22:47 Для преданных более интересна прекрасная форма Кришны, двурукая форма. Есть также четырехрукая форма господа Вишну. Вот эти человекоподобные формы, конечно, прекрасны, они являются всепривлекающими. Вселенская форма является ужасной, отталкивающей, она символизирует несовершенство материального мира, напоминает том, что в материальном мире все обречены на страдание, все обречены на смерть. Вот так я могу ответить.

00:23:24 Ведущая: Отвечая на один вопрос, Вы сразу ответили на второй. Нам был прислан вопрос: «Что символизирует вселенская форма Господа?», и ответ уже прозвучал. Я прочитаю следующий. Спрашивает Николай из Риги.
Имеет ли смысл просить у Господа исполнения своих материальных желаний? Например, связанных с работой, которая не устраивает по этическим вопросам, или просто нехваткой средств на существование. Или всё-таки правильнее просто рассчитывать на милость Верховной Личности, так как Господь знает наши истинные нужды и в своё время предоставит и средства, и работу? Нужно просто молить о спокойствии и терпении, чтобы перенести эти временные материальные трудности?

00:24:10 Критский В.Г.: Николай, большое спасибо, это чудесный вопрос. Вопрос конкретный, практический, ведь всем известен тот психологический факт, что в материальном мире всем чего-то не хватает. Причём большинству людей не хватает денег, или, может быть, кому-то не хватает жилья или чего-то еще. Это свойство материальной природы, материальная психология. При этом человек может получать пенсию 3000 рублей, и, естественно, этого не хватает, маловато, даже за квартиру толком не заплатишь. Или он может получать 300 тыс. долларов в месяц, и это будет его «скромная», минимальная зарплата, как у «новых русских», и всё равно не хватает, всё равно мало.

00:25:02 То есть, по сути, уровень нашей материальной жизни – это следствие нашей кармы, это то, что мы заслужили в прошлой жизни, в прошлом рождении, и то, что можно рассчитать по гороскопу. Но наше счастье, наше духовной благополучие, к счастью, от этого не зависит. Оно зависит от того, насколько серьезно мы относимся к своей жизни, насколько мы хотим достичь духовного совершенства, насколько мы хотим стать преданными Бога.

00:25:44 То есть человек может быть счастлив, даже имея 3000 рублей пенсии, и человек может быть несчастлив, имея 300 тысяч долларов, так сказать, в месяц. Не в деньгах счастье. Разумеется, какой-то необходимый минимум нужен. И я знаю, что в большинстве случаев всё-таки Кришна посылает своим преданным то, что необходимо. Но главное, что Он посылает, – это разум. Потому что человек может иметь большие деньги, сотни тысяч долларов, тратить впустую и не приносить никакого блага ни себе, ни людям. И в то же время человек может иметь какую-нибудь скромную пенсию и расходовать её настолько разумно и рационально, что ему всего будет достаточно, поесть, пить, покупать одежду какую-то, платить за жилище.

00:26:45 То есть знание выше богатства, но ещё выше знания – это йога. Йога – это наука о связи с Всевышним, то есть то, чем мы с вами занимаемся. У нас «Обзор систем йоги по „Бхагавад-гитеˮ». То есть духовное знание, знание йоги, не оценивается никакими деньгами. И то знание, которое получают наши дорогие слушатели, невозможно купить ни за какие деньги.

00:27:22 Я вам приведу небольшой пример. Я где-то неделю назад, как раз на другой день после прошлой передачи, заболел. Я что-то, вероятно, не то, может быть, сделал, но факт в том, что у меня началась простуда. Сначала я подумал, что простуда, потом оказалось, что это грипп, причём в очень тяжелой форме. И какие-то обычные средства, которые я применял, не помогали. Быть может, вы ещё чувствуете, что у меня немножко хриплый голос. Я через пару дней дозвонился Олегу Геннадьевичу Торсунову, основателю, руководителю нашего радио, и с ним посоветовался. Он мне по телефону дал консультацию, объяснил, что у меня сейчас довольно неприятная, тяжелая форма гриппа, которая, в общем-то, не лечится никакими обычными средствами. Но он прописал мне определённые веточки, которые надо носить. Я, хотя очень неважно себя чувствовал, сходил в лес, тут недалеко у меня есть, нашел там веточки ели. И через два дня у меня температура спала, и вот сейчас, через несколько дней уже практически, я себя чувствую нормально.

00:28:30 Вот пример. Может быть, по своей карме или за какие-то свои ошибки я получил довольно тяжелую форму гриппа и мог бы неделями валяться в постели, мог не быть способным вообще ничего делать. Но благодаря тому, что у меня есть доступ к этому трансцендентному знанию, я сейчас на ногах и могу с вами общаться. Это пример того, что духовное знание и в целом духовная жизнь гораздо выше, чем материальные блага, которые являются временными и которые далеко не всегда приносят человеку счастье, а часто наоборот.

00:29:16 Вот, Николай пишет: «Молиться о спокойствии и терпении, чтобы перенести эти временные трудности». Да, это хорошо, хороший совет. Всегда нужно молиться Богу о терпении и смирении. Можно, конечно, дать несколько советов, я ещё в заключение два слова добавлю. Дело в том, что богатство и материальное благополучие – это тоже определённая личность. То есть вы должны относиться к этой личности с соответствующим почтением и благоговением, её зовут Лакшми. Например, вы не должны делать что-то, что ей не понравится. Например, ей не нравится небрежное отношение к деньгам, если они на полу валяются или, я не знаю, грязные какие-то…

00:30:08 Ведущая: В кошельке как попало лежат.
Критский В.Г.: Или, предположим, у вас кран течет в ванной, и вы его не закрываете. То есть, если вы неуважительно относитесь к этим различным проявлениям богини процветания, то она будет вами недовольна и у вас будут проблемы. То есть поймите, что всё есть личности. Так же как Кришна – Верховная Личность Бога, также и всё, по сути, это определённые, скажем так, персонификации. И вы должны с почтением относиться вот к этой личности и надеяться, молиться, чтобы у вас было всё необходимое для жизни. Я думаю, что это вполне нормально. Так я могу ответить

00:30:58 Ведущая: Владимир Георгиевич, у меня в блокнотике есть одна цитата из «Шримад-Бхагаватам» (6.9.48). У меня санскрит не записан, но у меня есть перевод, я думаю, что он подходит сегодня просто идеально: «Несомненно, о мудрейший среди полубогов, тот, кем Я остался доволен, без труда обретет всё, что пожелает. Однако чистый преданный, все помыслы которого сосредоточены на Мне, никогда не станет просить Меня ни о чём, кроме возможности преданно служить Мне».

00:31:31 Критский В.Г.: Спасибо. Хороший стих.
Ведущая: Обожаю этот стих. Я каждый раз, когда его читаю, и даже просто, когда вспоминаю его, стараюсь думать только о преданном служении Господу.
Критский В.Г.: Спасибо, здорово.

00:31:48 Ведущая: Уважаемые радиослушатели, если же у вас есть вопросы, пишите их, присылайте скорее. А я, Владимир Георгиевич, хочу от своего имени спросить.
Вы говорили о вселенской форме Господа. Эта форма неприятна для обычного человека, но что является самым главным в этой форме? Вы сказали, что цель – показать несовершенство этого материального мира. Но когда и в каких случаях Господь появляется в своей привлекательной форме? Приведите примеры. На Курукшетре он ведь не появился в привлекательной форме?
Критский В.Г.: Почему?
Ведущая: Появился?
Критский В.Г.: Он был на Курукшетре, Он был на колеснице вместе с Арджуной в своей самой привлекательной, двурукой, форме. И (мы, может быть, ещё будем читать) в результате сражения на поле Курукшетра практически все воины погибли, и в Ведах говорится, что если человек гибнет в присутствии Верховной Личности Бога, он обретает освобождение от материального мира. И поэтому, фактически, все присутствующие на поле Курукшетра, и друзья Арджуны, и его противники, получили благо, получили освобождение, вернулись в духовный мир, в божье царство. Вот в этом милость Кришны: Он одинаково милостив и к друзьям, и к врагам.

00:33:18 Ведущая: Я, видимо, изначально неправильно поняла. Когда Господь был на колеснице с Арджуной, он был, как нам кажется, в материальном теле и выглядел, как обыкновенный человек, две руки, две ноги. Но на самом деле это уже…

00:33:35 Критский В.Г.: Он, как обычный человек, две руки, две ноги. Но это изначальная форма Кришны. И Прабхупада в комментарии пишет, что в соответствии с хронологией Кришне было более ста лет, так же, как Арджуне, они были ровесники. Им было около 120 лет, но выглядел Он, как двадцатилетний юноша. Вот в этом прелесть: Кришна никогда не стареет, потому что его тело духовно. У него были уже внуки и правнуки, но он выглядел, как двадцатилетний юноша. Мы с вами в «Бхагавад-гите» найдем этот момент в следующий раз. Об этом Прабхупада пишет специально, что Кришна в возрасте ста двадцати с лишним лет выглядел, как двадцатилетний юноша. Он был прекрасный, молодой, цветущий. Другие воины, например убеленный сединами Бхишма или Дрона, уже были стариками, хотя ещё были мощные, сражались. Но Кришна выглядел, как прекрасный двадцатилетний юноша. Это что? Это материальное тело? Это духовное тело, оно не стареет.

00:34:44 Ведущая: Да. Сразу вспоминаются православные храмы, в которых почему-то Господа изображают стареньким и седым. Несоответствие такое. Скорее всего, по большей части, они изображают лики каких-либо святых.
Критский В.Г.: Да, скорее, это какие-то святые, старцы, мудрецы, может быть.
Ведущая: Ну, почему-то подписывают, что это Господь.

00:35:06 У нас слушатель появился новый, как я понимаю, и сейчас он пишет вопрос...
А я хотела рассказать историю одной моей знакомой женщины, которая познакомила меня с ведическим знанием. Знаете, что бы она ни делала, она делает это с мыслями о Боге. Утром она просыпается, читает определённые молитвы, благодарности Вселенной, о прощении матушке-земле, что она сейчас ступит на нее. Она говорит: «Господь, я проснулась, вот тебе мои глаза – смотри. Вот тебе мои руки – твори. Вот тебе мои ноги – веди меня, куда нужно». В нашем маленьком городке, где я живу, у нее есть своя небольшая лавочка в которой она продает специи, ведическую литературу, различную вайшнавскую атрибутику.

00:35:54 И как-то к ней однажды приехали ребята, очень деловые, которые называют себя покровителями города, «крыша» так называемая. И они говорят ей: «Ну, дамочка, у вас тут бизнес хорошо налажен, нужно платить». Она им говорит: «Кто среди вас главный?». Они говорят: «Главного сейчас нет». Она им отвечает: «Когда придёт главный, я с ним и поговорю». На следующий день, как ни странно, приезжает главный – большой-большой молодой человек, больших размеров, весь в драгоценных украшениях, садится перед ней в её офисе и говорит: «Ну что? Будем платить? Кто у тебя „крышаˮ?» «Знаешь, – отвечает она ему, – я боюсь тебе говорить кто, но всё-таки мне придется сказать. У меня есть „крышаˮ, да, и Его зовут Кришна». Он так приподнял бровь удивительно. И она начала свою проповедь ему. И, как ни странно, этот человек прислушался к её словам, он увидел в её внешнем виде, в её голосе, в её манере вести себя такую уверенность в том, что, действительно, Господь её защищает. Он вышел от нее с «Бхагавад-гитой» под мышкой.

00:37:19 Ведущая: Удивительная история. Мне потом рассказывали, что этот человек частенько к ней захаживал и вел беседы непосредственно на тему «крыши» в лице Кришны. Так, сейчас посмотрим, может быть у нас здесь…

00:37:37 Критский В.Г.: Мы сегодня читали, что Кришна, на самом деле, привлекает всех, даже представителей вот этого, что называется, преступного мира. Они тоже, в общем-то, ищут какого-то идеала, у них тоже есть какое-то понятие о чести. Там есть какие-то воры в законе, свой кодекс у них. Они, как правило, считают, что они не у всех берут, они не берут у бедных людей, они берут у богатых, у кого лишнее. То есть они себя считают, как бы, вершителями справедливости. То есть у них тоже свой, скажем так, идеал.

00:38:13 Ведущая: Вопрос интересный поступил к нам от Матвея с Украины.
Может ли душа Арджуны воплотиться в теле человека в наше время?

00:38:23 Критский В.Г.: А почему нет? Более того, если вы читали учение Господа Чайтаньи, душа Арджуны не только может, но она реально переродилась, и Арджуна жил 500 лет назад как Рамананда Рай. Господь Кришна явился как Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. И, фактически, всё, что мы знаем о Кришне, о его жизни, о его философии, мы знаем благодаря миссии Господа Чайтаньи Махапрабху.

00:38:58 Кришна – Верховная Личность Бога, и Он не слишком, скажем так, подробно о себе рассказывал, разъяснял. То, что мы знаем, вот эти сокровенные вещи, которые излагаются в «Бхагавад-гите» и в «Шримад-Бхагаватам», это работа духовных учителей, которые являются последователями Господа Чайтаньи. Во времена Господа Чайтаньи Арджуна жил как Рамананда Рай и был очень интересной личностью, он был губернатором какой-то там провинции. Он был великим преданным Кришны. И Господь Чайтанья в один прекрасный момент его встретил, и они сразу, как бы, друг друга узнали, обнялись и стали друзьями на всю жизнь. Господь Чайтанья попросил Рамананду Рая уйти в отставку, чтобы вместе жить и провести последние годы в чисто духовной деятельности. Они друг другу рассказывали об играх Кришны, Его преданных.

00:39:57 Вот, это то, что было 500 лет назад и о чём говорится, скажем, в «Чайтанья-чаритамрите» или в книге «Учение Господа Чайтаньи». О воплощении его в наши дни мне уже ответить труднее, но, может быть, кто-то из духовных учителей может более подробно ответить. Кстати, я вспомнил. Да-да-да. Несколько лет назад я был в Индии, во Вриндаване, и там есть такое знаменитое озеро Радха-кунда. Так вот, несколько десятилетий назад на берегу этого озера велись раскопки и было обнаружено пять деревьев. И попытки их выкопать не увенчались успехом. И там, в общем, даже показалась какая-то кровь. Ночью руководителю этих работ явились Пандавы: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна. Они сказали: «Это мы здесь стоим в форме деревьев, чтобы общаться с Кришной».

00:41:08 Согласно нашей теологии, Кришна всегда находится во Вриндаване, даже если Он не в проявленной форме. Вриндаван – это место его детских игр. И очень сокровенное место во Вриндаване – озеро Радха-кунда, это любимое озеро Радхарани, возлюбленной Кришны. И как раз пятеро братьев Пандавов, уже после Господа Чайтаньи, родились в форме деревьев и стояли на берегу Радха-кунды. Я не уверен, что они до сих пор там стоят, потому что мне их, по крайней мере, не показали. Но не исключено, что и стоят. Я был там, но не могу точно сказать, может быть, это было, но, может быть, какие-то деревья ещё и сохранились на берегу Радха-кунды. Вот это более позднее явление Арджуны.

00:41:59 Конечно, для нас это немножко странно. Как это, родиться в форме дерева? Тем более, что некоторые христиане не признают, что душа может родиться форме какого-то животного или растения. Но на самом деле это так, и мы с вами разбирали, что растения тоже живые, у растений тоже имеется сознание. И наиболее возвышенные преданные могут находиться в счастливом духовном сознании даже в форме растения, как в данном случае братья Пандавы.

00:42:39 И другой пример из вайшнавской теологии – это растение туласи, которое является воплощением тоже очень близкой преданной Господа – Вринда-деви. Она принимает форму различных маленьких деревьев, туласи, которые есть во всех храмах Индии. И считается, что она находится в чистом духовном сознании, то есть она осознаёт всё происходящее.

00:43:10 Эти интересные примеры говорят о таких эзотерических вещах, что на самом деле преданные могут какое-то время рождаться в таких непривычных, странных формах, как, например, дерево. И в этой форме они не просто где-то рождаются, они рождаются в святом месте, там, где постоянно находится Кришна, и они наслаждаются общением с Ним и с Его преданными. Вот так я могу ответить на этот интересный вопрос.

00:43:42 Ведущая: Владимир Георгиевич, Матвей, который задавал вопрос про Арджуну, пишет, что ему очень часто снятся сны, что он пребывает на поле битвы Курукшетра, и всё это словно в реальности. Он также пишет, что он общается с Кришной во сне, и ночью волосы шепчут Махамантру. Он говорит, что только недавно, поспрашивав у преданных, узнал, что это такое, ему рассказали, он начал изучать «Бхагавад-гиту». Вот, как-то прокомментируйте этот момент.

00:44:17 Критский В.Г.: Да, интересно, что Матвею видится во сне это поле Курукшетра. Это поле историческое, оно находится в ста километрах от Дели, и там это место сохранено, там такой исторический заповедник. И там есть статуя колесницы, на которой Кришна с Арджуной под таким стеклянным колпаком. То есть в Индии очень свято чтят вот такие традиции. И битва на поле Курукшетра – это одно из совершенно великих исторических традиций древней Индии и фактически всего мира.

00:44:58 Возможно Матвей, которому снится битва на поле Курукшетра, был его участником. Необязательно, что он был Арджуной, там, слава Богу, было несколько миллионов участников, это была колоссальная битва, может быть, даже самая огромная в истории человечества. Там принимало участие 11 акшаухини со стороны Кауравов и где-то 7 – со стороны Пандавов. 18 акшаухини. А каждый акшаухини – это более 200 тысяч воинов, а может быть, и больше. Посчитайте сами и увидите, что это как минимум три миллиона. И это только основной состав. Нет, четыре миллиона, не три. Не исключено, что в одной из прошлых жизней, вы Матвей, были там и всё это видели. И теперь, спустя какое-то количество рождений, вы с этим познакомились в процессе духовных поисков и получили возможность узнать эту философию из авторитетного источника, цепи духовной преемственности, которую представляет наш духовный учитель Бхактиведанта Свами Прабхупада.

00:46:23 И я хочу несколько слов сказать о том, что духовное знание является сокровенным. Если помните, глава 9 у нас называлась «Самое сокровенное знание». Это знание, как я уже говорил, не оценивается никакими деньгами, никакими материальными мерками. Потому что любые материальные богатства временные, они кончаются со смертью тела. Духовное знание – вечно, и оно будет вас вести из жизни в жизнь до той поры, пока вы не достигните высшей духовной обители – божьего царства. И там уже будете общаться с Господом Кришной вечно, потому что духовная реальность – вечна.

00:47:07 Наша душа вечна, и Бог тоже вечен. Материальный мир временный, его проблема в том, что здесь всё начинается в один момент и в другой момент всё прекрасно и заканчивается. В этом, собственно, проблема материального мира, здесь не может быть вечного счастья. Все люди стремятся к счастью, к любви, но в материальном мире всё это кончается разочарованием. Поэтому Вам можно позавидовать. У меня, к сожалению, нет воспоминаний, что я когда-то был на поле Курукшетра, где-то ещё. Я начал этим заниматься примерно 20 с лишним лет назад, и надеюсь со временем достичь успеха. Несомненно, для вас это очень большой стимул, что где-то в вашем подсознании дремлет какое-то знание, какая-то информация о том, что когда-то вы имели к этому отношение, когда-то вы, может быть, были участником битвы на поле Курукшетра, может быть, каким-то возничим, колесничим, кем угодно, но факт тот, что вы при этом присутствовали, у вас сохранилась об этом память. Так что это интересный момент, конечно.

00:48:21 Ведущая: Момент интересный, да. Но, вы знаете, у меня сразу возник вопрос.
Если же все присутствующие на поле Курукшетра в момент своей гибели сразу обрели духовное освобождение, то почему душа опять появляется здесь, в материальном мире, и страдает от болезней, старости и прочего?

00:48:45 Критский В.Г.: Я понял ваш вопрос, Наталья. Дело в том, что если говорится, предположим, что все присутствующие вместе с Кришной на поле Курукшетра обрели освобождение, это не значит, что они тут же возвращаются в духовный мир и всё, больше к материальному не имеют никакого отношения. Все преданные очень милостивы, они периодически спускаются из духовного мира в материальный на какое-то время, может быть, на одну-две жизни, для того чтобы помочь обусловленным душам. И так же Арджуна. Он, мы знаем, был чистым преданным, и сам лично общался с Кришной. Кришна ему рассказывал «Бхагавад-гиту». Так для чего ему ещё понадобилось рождаться спустя четыре тысячи лет как Рамананда Рай, чтобы беседовать с Господом Чайтаньей? По той самой причине, что он исполнял волю Господа, он способствовал Его миссии, поскольку сам Кришна явился как Господь Чайтанья и фактически разъяснил, раскрыл тайну явления Кришны. Тайну кто такой Кришна и для чего Он жил пять тысяч лет назад. И Рамананда Рай (Арджуна) был одним из Его близких спутников, который способствовал его миссии.

00:50:07 Поэтому не нужно удивляться. Когда человек соприкоснулся с Кришной или с чистым преданным, это означает, что он обрел освобождение и его пребывание в материальном мире уже может быть чисто временным, и смысл его уже не в борьбе за существование, а в помощи в осуществлении миссии Господа. То есть это совсем другая вещь. Об этом Прабхупада пишет в своих комментариях. Предположим, в тюрьме находятся заключенные, и они там мучаются, страдают, они ждут не дождутся, когда закончится их срок заключения. И в тюрьму может приехать царь или президент и посетить их. Может побеседовать с ними, кому-то как-то постараться помочь. Это не значит, что он от этого становится узником тюрьмы. Или может посетить какой-то министр, какой-то доверенный царя, слуга, который тоже приходит в эту тюрьму, ему открывают двери, он заходит в камеру, беседует с заключенными, смотрит их нужды, старается им помочь. И после этого камера открывается, его выпускают наружу. Понимаете, да, Наталья? То есть это, как говорится, две большие разницы. Одно дело, когда в материальном мире находятся обусловленные души, которые вообще не знают, когда кончится их срок заточения. Другое дело, когда спускаются освобожденные души, которые приходят сюда с миссией, на короткий срок, чтоб помочь обусловленным душам.

00:51:40 Ведущая: Понятно.
Критский В.Г.: Это отвечает на Ваш вопрос?
Ведущая: Да. Отвечает.
Критский В.Г.: Ещё есть какие-нибудь вопросы?
Ведущая: Нет. Вопросов больше нет.
Критский В.Г.: Ну, и времени тоже нет.
Ведущая: Спасибо большое, Владимир Георгиевич. Ответили на вопрос радиослушателя, а также рассказали нам «Бхагавад-гиту», стихи с 32 по 42.
Ведущая: Спасибо. Я Вам благодарна, я думаю, что радиослушатели тоже.
Критский В.Г.: Спасибо Вам. Всего хорошего.
Ведущая: До новых встреч.
Критский В.Г.: До свидания.
Ведущая: Уважаемые радиослушатели, вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио.

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 22 December 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 26 December 2022
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 06 October 2023