Глава 6 стихи 33-40

Аюрведа радио - 07 сентября 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:26:18 | качество: mp3 24kB/s 4 Mb | прослушано: 83 | скачано: 178 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Хорошее настроение с Аюрведа радио.
[Ведущая]: Добрый день, дорогие радиослушатели! Рада вновь приветствовать вас на волнах Аюрведа радио. Итак, продолжение нашей программы: Владимир Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагават-гите» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии.
[Критский В.Г.]:Итак, дорогие друзья, мы продолжаем наш цикл «Обзор системы йоги по Бхагават-гите». В эфире Критский Владимир Георгиевич. Я напомню, что в прошлый раз мы с вами остановились на 33-м стихе шестой главы, в котором Арджуна выразил некоторые сомнения насколько эффективным является данный метод йоги. Арджуна сказал: «О, Кришна, метод йоги, который ты рассказал мне, кажется непосильным и невозможным, ибо ум беспокоен и неустойчив». Мне хочется сказать несколько слов о философской значимости этой передачи, сделать небольшое философское отступление. Возможно, кто-то присоединился к нашей передаче недавно, не слушал прошлые. Бхагават-гита – это философия жизни.

00:01:34 Примерно 30 лет назад, в годы моей учёбы, появилась на русском языке такая интересная книга под названием «Что такое жизнь с точки зрения физика». Её написал знаменитый учёный, лауреат Нобелевской премии по физике Арнольд Шрейденгер, который является одним из создателей квантовой механики. И в этой книге он, небольшой по объёму, давал очень глубокое и очень изящное описание процессов, которые происходят в организме на молекулярном уровне в процессе синтеза белков, нуклеиновых кислот, законы наследственности. Это производило очень большое впечатление и в то время нам, студентам, казалось, что это истина в последней инстанции. И прошли годы, я убедился, что, по сути, дальше этого современная наука идти не может. Кроме этого, достаточно, может быть, глубокого описания процессов, происходящих в нашем теле, наука не способна описать природу сознания, поскольку тело есть тело, тело конечно состоит из каких-то материальных элементов, но у нас есть также ум, чувства, разум. Есть какие-то желания. Вот эти все категории находятся вне компетенции современных научных представлений и, по сути, современный механистический подход очень ограничен. Он касается, рассматривает только анализ нашей деятельности внешней оболочки, материального тела.

00:03:38 Ведическое знание, в противовес этому, даёт нам понимание именно внутреннего глубинного смысла жизни, что такое жизнь? Это жизнь души, а не тела. Наше существование, так сказать, в настоящее время, находится внутри тела, но, в то же время, легко понять, что мы не тождественны этому телу. Когда человек умирает, то тело остаётся, вроде бы, тем же самым, целым, снова жизни нет и напротив того, есть тысячи опытов, показывающих, что сознание существует, может быть, вне тела. Потому что человек в состоянии клинической смерти может выйти из тела и видеть тело со стороны. И кроме вот этих общих таких понятий есть такая интересная проблема, как проблема свободы. Что такое свобода воли, свобода выбора? если наше тело всего лишь молекулярный механизм, то где место свободе воли, свободе выбора? Молекулярный механизм действует по законам природы, так сказать. Тут всё совершенно чётко расписано, распределено, но каждый человек понимает, что у него есть определённая свобода, что нет такого чёткого предопределения.

00:05:13 На каждом этапе жизни он имеет какой-то выбор. Вот это ещё одна серьёзная проблема, на которую не способна ответить современная наука. Это проблема свободы воли. И, согласно Ведам, эта свобода возможна только в человеческой форме жизни. Животные и более низкие формы – растения действуют в соответствии со своей кармой, то есть, с реакциями на те поступки, которые они совершали в прошлой жизни, особенно в человеческом теле. И, по сути, человеческая форма является единственной достаточно развитой высокой ступенью, на которой у нас есть какая-то реальная свобода. И, согласно Ведам, эта свобода как раз заключается в том, делаем ли мы выбор в сторону материальной жизни, то есть еда, сон, секс, оборона, удовлетворение своих материальных наклонностей, что делают животные или мы занимаемся поиском высшего смысла жизни. И вот этот поиск приводит нас к духовной жизни, к духовной практике, которая выводит человека за рамки законов материального мира.

00:06:45 Вот этот духовный путь, духовный поиск называется кратко словом йога или связь с высшей природой. И основные системы йоги, которые мы рассматривали: карма йога, джнана йога, аштанга йога – это определённые предварительные ступеньки для того, чтобы прийти к наиболее полной, наиболее совершенной системе – это бхакти йоге. И, собственно, вывод заключения данной главы будет именно таков, что данная мистическая йога или аштанга йога слишком сложна и нереальна для современного человека, и реальный интерес для нас и реальную пользу может принести именно вот эта духовная система бхакти йоги. И после небольшого предисловия я продолжу чтение Бхагават-гиты. 33-й стих: «Арджуна сказал: «О, Кришна, метод йоги, который ты описал, кажется мне непосильным, ибо ум мой беспокоен и неустойчив». 34-й стих «Ум настолько беспокоен, упрям и силён, о, Кришна, что я думаю укротить его труднее, чем сдержать метод карми». Итак, Кришна, по сути, Арджуна отвергает этот метод йоги, который предложил Кришна, считает его слишком сложным, поскольку ум настолько силён, упрям, что порой берёт верх над нашим разумом, хотя в идеале ум должен находится под контролем разума.

00:08:27 И в этой связи Веды приводят очень красивую аллегорию, когда человека сравнивают с колесницей, которая запряжена конями. Кони – это наши чувства. 5 коней – 5 чувств, через которые мы воспринимаем окружающий мир, так сказать наслаждаемся миром, также и страдаем. Лошадьми правит возница, что отождествляется с разумом человека. Через посредство ума, ум – это, так сказать, позже. В самой колеснице сидит пассажир, сам человек или душа, и колесница, таким образом, уподобляется человеческому телу. И для того, чтобы колесница ехала нормально, необходимо чтобы разум, то есть возница правила лошадьми. Если лошади – чувства выходят из под контроля, то как бы они несут и колесница вместе с седоком может погибнуть. Вот это такое как бы аллегорическое описание человеческой жизни и необходимости контроля ума и чувств. Разумеется, в современную эпоху, Кали югу, такая сложная система йоги, как аштанга йога очень сложна, практически неосуществима. Обычный человек не может уйти из дома и отправляется куда-то в уединённое место в горах или в лесу и посвятить себя занятиям йогой. Это очень просто и понятное обоснование, которое не требует каких-то объяснений, тем более, что 5000 лет назад Арджуна, выдающийся воин, представитель ведической культуры, пришёл к тому же выводу, что, по сути, эта система йоги неосуществима.

00:10:49 И какой же ответ даёт Кришна? 35-й стих. Господь Кришна сказал: «О, могучий сын Кунти, чрезвычайно трудно обуздать беспокойный ум, но это возможно в результате постоянной духовной практики и отречения от материальной деятельности». Итак, Господь согласился с мнением Арджуны, что усмирить упрямый ум чрезвычайно трудно, но, в то же время, он говорит, что это возможно с помощью соответствующего метода йоги и отказа от материальной деятельности. И в чём заключается этот метод мы более подробно будем рассматривать в последующих главах, но кратко можно сказать, что, по сути, путь духовной деятельности, путь служения Богу является сутью вот этого процесса бхакти йоги. Когда человек посвящает этому жизнь, он постоянно старается помнить о Боге и действовать в соответствии с волей всевышнего – этот естественный метод позволяет очистить наш ум от материальных загрязнений, достичь духовного совершенства. В основе этого метода лежит так называемый процесс киртана или повторения имён Бога, из которых Веды рекомендуют Харе Кришна мантру, она называется в Индии великой песнью освобождения.

00:12:26 И, как мы говорили, аналогичные рекомендации даются в других писаниях, в Библии. «Славьте Господа с каждым дыханием, славьте его с барабаном и флейтой», – это говорится в псалмах царя Давида. Но, в ведической традиции этот древний, в общем то, метод духовной практики ввёл и дал очень широкое распространение Господь Чайтанья махапрабху, который жил в Индии 500 лет назад и который считается воплощением Господа Кришны на земле. 36-й стих. «Для того, кто не сумел обуздать свой ум, процесс самоосознания очень труден, однако тот, кто владел своим умом и верно идёт к цели, - успех обеспечен, – таково моё мнение». Это слова Кришны. Я прочитаю комментарий духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Верховная личность Бога заявляет, что тот, кто не следует авторитетному методу йоги, который может оградить ум от материального осквернения, врят ли достигнет духовной цели. Занимаясь йогой, стараясь удовлетворять свои потребности в материальных наслаждениях, человек становится похожим на того, кто пытается разжечь костёр и в то же время поливает его водой.

00:13:55 Для того, чей ум необуздан, занятия йогой становятся пустой тратой времени, и такое подобие йоги может иметь какой-то смысл с материальной точки зрения, но для духовного самоосознания это бесполезно. Человек должен научиться контролировать свой ум, постоянно занимаясь трансцендентным служением Господу. 37-й стих. «Арджуна сказал: «О, Кришна, какова судьба незадачливых йогов, которые с верой встают на духовный путь, но затем оставляют его, увлечённые материальной деятельностью, так и не достигнув совершенства йоги?» Основополагающим принципом духовного сознания является понимание того, что живое существо отлично от материального тела и счастье человека возможно там, где жизнь вечна, исполнена знания и блаженства. В то же время, материальная жизнь не имеет этого. В материальном мире мы рождаемся и умираем, у нас нет духовного знания. Мы должны взять его откуда-то, позаимствовать. И блаженства тоже маловато, больше страданий. И для достижения духовного самоосознания Веды рекомендуют путь йоги, который состоит из нескольких ступеней, как мы с вами упоминали.

00:15:32 Карма йога, гьяна йога, данная система аштанга йоги и наконец бхакти йога, то есть 4 основные системы. И человек может, в принципе, стать на любой из этих путей и поэтому с самого начала, как правило, рекомендуется процесс карма йоги, поскольку карма йога очень естественная и соответствует даже материальным наклонностям человека. Эта йога добросовестного исполнения своих обязанностей и затем он будет постепенно очищать своё сердце и поднимется до более высоких ступеней - гьяна йоги, аштанга йоги и, в конце концов, он осознает смысл бхакти йоги, то есть йоги преданного служения Господу. 38-й стих. «О, могучий Кришна, не лишается ли человек, оставивший путь духовной жизни, всех материальных и духовных благ, исчезая, как разорванное облако, не найдя прибежища ни на земле, ни на небе?» Я ещё раз прочитаю комментарий Бхактиведанты свами, который он даёт к этому стиху. «Есть два вида прогресса. Материалистов не привлекают духовные предметы. Их больше интересует материальный прогресс, который является экономического развития.

00:16:58 Тот, кто встаёт на путь духовного развития, должен прекратить материальную деятельность и отказаться от попыток достичь зыбкого материального счастья. Но если начинающий трансценденталист сходит с избранного пути, то может показаться, что он терпит поражение и на духовном пути, и на материальном». Иначе говоря, с одной стороны он лишается возможности обрести материальное счастье, а с другой – достичь духовного совершенства. То есть, сомнения Арджуны в том, что не слишком ли рискованно отказываться от материальной жизни и вставать на духовный путь, потому что если мы не достигнем успеха, то что мы приобретём? Не останемся ли мы ни с чем, так сказать? И Кришна будет отвечать на этот вопрос. 39-й стих. «В этом моё сомнение, Кришна, поэтому я прошу тебя его развеять, ибо никто кроме тебя не способен этого сделать». Таковы сомнения Арджуны. Он сбит с толку и обращается к Кришне, как к своему духовному учителю, в соответствии с принципами ведической культуры. И в 40-м стихе Кришна отвечает. Очень яркий такой стих.

00:18:22 Господь, Верховная личность Бога сказал: «О, сын Притхи, трансценденталист, занятый благочестивой деятельностью, никогда не погибнет ни в этом мире, ни в следующем. Того, кто творит добро, мой друг, никогда не одолеет зло. Вот Кришна даёт такое обещание, что если человек встаёт на духовный путь, то он не потерпит в жизни поражения. Его ждёт в жизни успех. Это обещает Господь Кришна. В материальном мире мы далеко не всегда достигаем успеха в своих начинаниях. Фактически, это зависит от нашей кармы. В чём то мы, так сказать, успешны, в чем-то нет и это связано с различными проблемами, страданиями. Но здесь Господь обещает, что путь духовной жизни – это путь без проигрыша, когда вы, в любом случае, получите благо, даже если вы не дойдёте до конца в этой жизни, не обретёте духовное совершенство, но это уже тогда будет отложено на нашу следующую жизнь. Я хочу закончить на этом стихе сегодняшнюю передачу. У нас осталось ещё шесть стихов. Мы их прочитаем в следующий раз, через неделю и затем у нас будет небольшой перерыв на две недели, потому что у нас будет под Новороссийском слёт последователей ведической традиции, я туда поеду. А в начале октября мы запланировали передачи уже седьмой главы, которая называется «Знание об Абсолюте». Значит, ещё раз напоминаю, что в следующую пятницу будет последняя передача по 6-й главе и после этого будет небольшой перерыв. Если у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста, пишите или звоните по нашему телефону.

00:20:37 [Ведущая]:Скажите пожалуйста, вот такой вопрос есть: что будет с человеком, если он всецело полагаясь на духовного учителя, но не использует литературу, которая предназначена для духовного роста? По крайней мере, не читает её. Как, в целом, будет складываться его жизнь, если же он всецело полагается на духовного учителя, на его приезд? То есть учитель духовный ещё не принят, но, по крайней мере слушать, заглядывать ему в рот по приезду. Что будет с таким человеком?
[Критский В.Г.]:Это такой вопрос задают радиослушатели?
[Ведущая]:Такой вопрос задаю я.
[Ведущая]: Если человек серьёзно относится к духовной жизни, он понимает, что духовный учитель – это представитель Бога, то он должен очень серьёзно относится к его словам и наставлениям, и все духовные учителя дают, в принципе, аналогичные наставления. Как раз мы их разбираем в наших передачах, что мы должны очень серьёзно относится к своей жизни и если, предположим, сложно читать Бхагават-гиту или другие ведические произведения, то, по крайней мере, нужно слушать лекции духовных учителей, потому что в лекциях они в более популярной форме объясняют то, что описано в ведических писаниях.

00:22:03 [Ведущая]: Тогда складывается такой вопрос: если же человек не читает писания, у него автоматически появляется вопрос. То есть не у меня, ситуацию прокручиваю немного вперёд. Если есть духовный учитель, то зачем тогда какие-то книги читать. Вот такое вот.
[Критский В.Г.]:Что значит - есть духовный учитель? Есть духовный учитель – это не просто у вас какая-то картина или фотография.
[Ведущая]:Не то, что картина, вот именно.
[Критский В.Г.]:Это означает что вы принимаете духовного учителя своим сердцем.
[Ведущая]:Всё правильно.
[Критский В.Г.]:Вы его внимательно слушаете и вы понимаете, что через него с вами говорит сам Господь.
[Ведущая]:Да.
[Критский В.Г.]:И если духовный учитель советует вам следовать принципам духовной жизни, в том числе, изучать книжки, то вам нужно постараться следовать его указаниям.
[Ведущая]:Замечательно. Почему я подняла этот вопрос – у меня не так давно была встреча с представителем одной из религиозных конфессий, который всецело полагался на такие приезды учителей, не читая авторитетных писаний. Даже если они относятся к его религии, которую он практикует! На что я была очень удивлена, потому что на самом деле, книги, ведь, они на то и написаны авторитетные, что там заложены знания.

00:23:14 Ну да. Значит, Наталья, есть, в принципе, отдельные исключения. В Чайтанья чаритамрите приводится рассказ про одного человека, хотя он был рождён в брахманской семье, но он был не очень, как бы, грамотный и очень плохо умел читать. Он был преданный в душе, очень простой, чистый человек. И Господь Чайтанья, когда путешествовал по Южной Индии, его однажды встретил. И он увидел, что этот человек держит в руках Бхагават-гиту перевёрнутую вверх ногами. И он спросил у него: «Дорогой друг, для чего вы держите Бхагават-гиту да ещё и вверх ногами?» И этот человек ответил: «Духовный учитель поручил мне читать Бхагават-гиту, но я толком читать то не умею, я просто смотрю картинки. Но, по крайней мер,е когда я вижу изображение Кришны и Арджуны, то у меня сердце тает, насколько милостив Кришна, как он согласился стать возничим на колеснице Арджуны и у меня из глаз капают слёзы». Господь Чайтанья обнял его и сказал: «Ты понял Бхагават-гиту». Понимаете, что бывают отдельные исключения?
[Ведущая]: Да. Конечно.
[Критский В.Г.]:Очень простые какие-то люди, не имеющие образования. Может быть, старушки какие-то в платочках или кто-то ещё. Им, конечно, трудно изучать священные писания и для них может быть этого достаточно. Но для интеллигентного человека с образованием, который работает на компьютере, в интернете, слушает Аюрведа радио, я думаю, что можно относится серьёзно и читать книжки.

00:25:00 [Ведущая]:Спасибо большое. На этой ноте мне хотелось бы пожелать, чтобы сердца радиослушателей стали мягче и добрее, а ум и разум стали податливее для того, чтобы легко усваивать авторитетные знания. Спасибо вам большое, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами. С нетерпением ждём вашего приезда через неделю, то есть следующая встреча у нас в пятницу, как я поняла, будет. А ваш приезд с Новороссийска мы ждём небольшой рассказ от вас о том, как прошёл тот слёт и вообще о чем говорили там.
[Критский В.Г.]: Хорошо. Спасибо.
[Ведущая]: Спасибо. Всего доброго!
[Критский В.Г.]: До свиданья!
[Ведущая]: Дорогие радиослушатели, это был Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагават гите» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии, которые я думаю, что вы можете прислать и на следующей неделе мы зачитаем ваши вопросы и ответим. Наш почтовый ящик ayurvedaradio@mail.ru, я также могу принять ваш вопрос по телефону 8909337709 и есть чат, чат в скайпе. Пишите нам. Вы продолжаете слушать Аюрведа радио.
Хорошее настроение с Аюрведа радио.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 25 ноября 2012