Духовный путь ‒ это путь без поражений

Аюрведа радио - 07 сентября 2007
Что такое жизнь? О свободе воли. Почему Арджуна отвергает аштанга-йогу. Суть бхакти-йоги. Бхактиведанта Свами Прабхупада о контроле ума. Путь духовного развития ‒ путь без поражений. Ответы на вопросы. Обязательно ли читать духовную литературу?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:26:18 | качество: mp3 24kB/s 4 Mb | прослушано: 119 | скачано: 208 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:15 [Ведущая]: Добрый день, дорогие радиослушатели, рада вновь приветствовать вас на волнах «Аюрведа» радио. Итак, продолжение нашей программы: Владимир Критский «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии.

00:00:31 [Критский В.Г.] Итак, дорогие друзья, мы продолжаем наш цикл «Обзор систем йоги по Бхагавад-гите». В эфире Критский Владимир Георгиевич. Я напомню, что в прошлый раз мы с вами остановились на стихе 33 шестой главы, в котором Арджуна выразил некоторое сомнение в эффективности данного метода йоги.

00:00:59 Арджуна сказал: «О, Кришна, метод йоги, который ты описал мне, кажется непосильным и невозможным, ибо ум беспокоен и неустойчив».

00:01:13 Мне хочется сказать несколько слов о философской значимости этой передачи, сделать небольшое философское отступление. Возможно, кто-то присоединился к нашей передаче недавно, не слушал прошлые.

Что такое жизнь?

00:01:30 «Бхагавад-гита» – это философия жизни. Примерно 30 лет назад, в годы моей учёбы, появилась на русском языке интересная книга под названием «Что такое жизнь с точки зрения физика» (ISBN 978-5-906122-24-7). Её написал знаменитый учёный, лауреат Нобелевской премии по физике Эрвин Шредингер, который является одним из создателей квантовой механики. И в этой небольшой по объёму книге он давал очень глубокое и очень изящное описание процессов, которые происходят в организме на молекулярном уровне в процессе синтеза белков, нуклеиновых кислот, рассматривал законы наследственности. Это производило очень большое впечатление, и в то время нам, студентам, казалось, что это истина в последней инстанции.

00:02:32 Прошли годы. Я убедился, что, по сути, дальше этого современная наука идти не может. Наука даёт, может быть, достаточно глубокое описание процессов, происходящих в нашем теле, но наука не способна описать природу сознания. Тело есть тело. Тело, конечно, состоит из каких-то материальных элементов, но у нас есть также ум, чувства, разум. Есть какие-то желания. Вот эти все категории находятся вне компетенции современных научных представлений, и, по сути, современный механистический подход очень ограничен. Он рассматривает только анализ деятельности нашей внешней оболочки, материального тела.

00:03:38 Ведическое знание в противовес этому даёт нам понимание именно внутреннего, глубинного, смысла жизни. Что такое жизнь? Это жизнь души, а не тела. Наше существование в настоящее время находится внутри тела, но в то же время легко понять, что мы не тождественны этому телу. Когда человек умирает, то тело остаётся, вроде бы, тем же самым, целым, но жизни нет. И напротив: есть тысячи опытов, показывающих, что сознание существует, может быть, вне тела, что человек в состоянии клинической смерти может выйти из тела и видеть тело со стороны.

00:04:32 И кроме этих общих понятий есть такая интересная проблема, как проблема свободы. Что такое свобода воли, свобода выбора? Если наше тело всего лишь молекулярный механизм, то где место свободе воли, свободе выбора? Молекулярный механизм действует по законам природы, тут всё совершенно чётко расписано, распределено. Но каждый человек понимает, что у него есть определённая свобода, что нет такого чёткого предопределения, на каждом этапе жизни у него есть какой-то выбор.

О свободе воли

00:05:17 Вот это ещё одна серьёзная проблема, которую не способна решить современная наука. Это проблема свободы воли. И, согласно Ведам, эта свобода возможна только в человеческой форме жизни. Животные и более низкие формы, растения, действуют в соответствии со своей кармой, то есть с реакциями на те поступки, которые они совершали в прошлых жизнях, особенно в человеческом теле. И, по сути, человеческая форма является единственной достаточно развитой, высокой ступенью, на которой у нас есть какая-то реальная свобода. И, согласно Ведам, эта свобода как раз заключается в том, делаем ли мы выбор в пользу материальной жизни, то есть еды, сна, секса, обороны, удовлетворения своих материальных наклонностей, что делают животные, или мы занимаемся поиском высшего смысла жизни. И вот этот поиск приводит нас к духовной жизни, к духовной практике, которая выводит человека за рамки законов материального мира.

Почему Арджуна отвергает аштанга-йогу

00:06:45 Вот этот духовный путь, духовный поиск называется кратко словом йога, или связь с высшей природой. И основные системы йоги, которые мы рассматривали: карма-йога, гьяна-йога, аштанга-йога – это определённые предварительные ступеньки, которые нужны для того, чтобы прийти к наиболее полной, совершенной системе – бхакти-йоге. И, собственно, вывод данной главы будет именно таков, что данная мистическая йога, или аштанга-йога, слишком сложна и даже нереальна для современного человека, и реальный интерес для нас и реальную пользу может првинести именно вот эта духовная система бхакти-йоги.

00:07:35 Итак, после небольшого предисловия я продолжаю чтение «Бхагавад-гиты» Стих 33: .
अर्जुन उवाच
योऽयं योगस्त्वया प्रोक्त: साम्येन मधुसूदन ।
एतस्याहं न पश्यामि चञ्चलत्वात्स्थितिं स्थिराम् ॥ ३३ ॥

arjuna uvāca
yo ’yaṁ yogas tvayā proktaḥ
sāmyena madhusūdana
etasyāhaṁ na paśyāmi
cañcalatvāt sthitiṁ sthirām

«Арджуна сказал: „О Кришна, метод йоги, который ты описал, кажется мне непосильным, ибо ум мой беспокоен и неустойчив”».

00:07:53 Стих 34: चञ्चलं हि मन: कृष्ण प्रमाथि बलवद्दृढम् ।
तस्याहं निग्रहं मन्ये वायोरिव सुदुष्करम् ॥ ३४ ॥

cañcalaṁ hi manaḥ kṛṣṇa
pramāthi balavad dṛḍham
tasyāhaṁ nigrahaṁ manye
vāyor iva su-duṣkaram

«Ум настолько беспокоен, упрям и силён, о Кришна, что я думаю укротить его труднее, чем управлять ветром».

00:08:03 Итак, по сути, Арджуна отвергает этот метод йоги, который предложил Кришна, считает его слишком сложным, поскольку ум настолько силён, упрям, что порой берёт верх над нашим разумом, хотя в идеале ум должен находиться под контролем разума.

00:08:26 И в этой связи Веды приводят очень красивую аллегорию: человека сравнивают с колесницей, которая запряжена конями. Кони – это наши чувства. Пять коней – пять чувств, через которые мы воспринимаем окружающий мир, наслаждаемся миром, страдаем. Лошадьми правит возница, что отождествляется с разумом человека. Правит через посредство ума, ум – это вожжи. В самой колеснице сидит пассажир, сам человек, душа. Колесница, таким образом, уподобляется человеческому телу. И для того, чтобы колесница ехала нормально, необходимо, чтобы разум, то есть возница, правил лошадьми. Если лошади (чувства) выходят из-под контроля, то они несут и колесница вместе с седоком может погибнуть.

00:09:48 Вот это аллегорическое описание человеческой жизни и необходимости контроля ума и контроля чувств. Разумеется, в современную эпоху, кали-югу, такая сложная система йоги, как аштанга-йога, очень сложна, практически неосуществима. Обычный человек не может уйти из дома, отправиться куда-то в уединённое место в горах или в лесу и посвятить себя занятиям йогой. Это очень простое и понятное обоснование, которое не требует каких-то пояснений, тем более, что 5000 лет назад Арджуна, выдающийся воин, представитель ведической культуры, пришёл к тому же выводу, что, по сути, эта система йоги неосуществима.

Суть бхакти-йоги

00:10:47 И какой же ответ даёт Кришна? Стих 35:
श्रीभगवानुवाच
असंशयं महाबाहो मनो दुर्निग्रहं चलम् ।
अभ्यासेन तु कौन्तेय वैराग्येण च गृह्यते ॥ ३५ ॥

śrī-bhagavān uvāca
asaṁśayaṁ mahā-bāho
mano durnigrahaṁ calam
abhyāsena tu kaunteya
vairāgyeṇa ca gṛhyate

«Господь Кришна сказал: „О, могучий сын Кунти, чрезвычайно трудно обуздать беспокойный ум, но это возможно в результате постоянной духовной практики и отречения от материальной деятельности”».

00:11:11 Итак, Господь согласился с мнением Арджуны, что усмирить упрямый ум чрезвычайно трудно, но в то же время он говорит, что это возможно с помощью соответствующего метода йоги и отказа от материальной деятельности. И в чём заключается этот метод, мы более подробно будем рассматривать в последующих главах, но кратко можно сказать, что путь духовной деятельности, путь служения Богу является сутью процесса бхакти-йоги. Когда человек посвящает этому свою жизнь, он постоянно старается помнить о Боге и действовать в соответствии с волей Всевышнего. Этот естественный метод позволяет очистить наш ум от материальных загрязнений, достичь духовного совершенства. В основе этого метода лежит так называемый процесс киртанам, или повторение имён Бога, из которых Веды рекомендуют мантру Харе Кришна, в Индии она называется великой песнью освобождения.

00:12:23 И, как мы говорили, аналогичные рекомендации даются и в других писаниях, в Библии. «Славьте Господа с каждым дыханием, славьте его с барабаном и флейтой!», это говорится в псалмах царя Давида » («Хвалите Его звуком трубы: хвалите его гусли и арфы», Псалтирь 150:3; «Пусть все, у кого есть дыхание, восхваляют Господа. Слава Господу!», Псалтирь 150:6 – прим. ред.). Но в ведической традиции этот древний, в общем-то, метод духовной практики ввёл и способствовал его очень широкому распространению Господь Чайтанья Махапрабху. Он жил в Индии 500 лет назад и считается воплощением Господа Кришны на Земле.

00:13:00 Стих 36:
असंयतात्मना योगो दुष्प्राप इति मे मति: ।
वश्यात्मना तु यतता शक्योऽवाप्‍तुमुपायत: ॥ ३६ ॥

asaṁyatātmanā yogo
duṣprāpa iti me matiḥ
vaśyātmanā tu yatatā
śakyo ’vāptum upāyataḥ

«Для того, кто не сумел обуздать свой ум, процесс самоосознания очень труден. Однако тому, кто овладел своим умом и верно идёт к цели, успех обеспечен. Таково Моё мнение». Это слова Кришны.

Бхактиведанта Свами Прабхупада о контроле ума

00:13:19 Я прочитаю комментарий духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Верховная Личность Бога заявляет, что тот, кто не следует авторитетному методу йоги, который может оградить ум от материального осквернения, вряд ли достигнет духовной цели. Занимаясь йогой и стараясь одновременно удовлетворять свои потребности материального наслаждения, человек становится похожим на того, кто пытается разжечь костёр и в то же время поливает его водой. Для того, чей ум не обуздан, занятия йогой становятся пустой тратой времени, и такое подобие йоги может иметь какой-то смысл с материальной точки зрения, но для духовного самоосознания это бесполезно. Человек должен научиться контролировать свой ум, постоянно занимаясь трансцендентным служением Господу».

00:14:15 Стих 37:
अर्जुन उवाच
अयति: श्रद्धयोपेतो योगाच्च‍‍लितमानस: ।
अप्राप्य योगसंसिद्धिं कां गतिं कृष्ण गच्छति ॥ ३७ ॥

arjuna uvāca
ayatiḥ śraddhayopeto
yogāc calita-mānasaḥ
aprāpya yoga-saṁsiddhiṁ
kāṁ gatiṁ kṛṣṇa gacchati

«Арджуна сказал: „О Кришна, какова судьба незадачливого йога, который с верой встаёт на духовный путь, но затем оставляет его, привлечённый материальной деятельностью, так и не достигнув совершенства в йоге?”»

00:14:36 Основополагающим принципом духовного осознания является понимание того, что живое существо отлично от материального тела и счастье человека возможно там, где жизнь вечна, исполнена знания и блаженства, в то время как материальная жизнь не имеет этого. В материальном мире мы рождаемся и умираем, у нас нет духовного знания. Мы должны взять его откуда-то, позаимствовать. И блаженства тоже маловато, больше страданий. И для достижения духовного самоосознания Веды рекомендуют путь йоги, который состоит из нескольких ступеней, как мы с вами упоминали: карма-йога, гьяна-йога, система аштанга-йоги и, наконец, бхакти-йога, то есть четыре основные системы.

путь духовного развития – путь без поражений

00:15:38 И человек может, в принципе, стать на любой из этих путей, и поэтому с самого начала, как правило, рекомендуется процесс карма-йоги, поскольку карма-йога очень естественная и соответствует даже материальным наклонностям человека. Карма-йога – это йога добросовестного исполнения своих обязанностей. Затем человек будет постепенно очищать своё сердце и поднимется до более высоких ступеней: гьяна-йоги, аштанга-йоги и, в конце концов, он осознает смысл бхакти-йоги, то есть йоги преданного служения Господу.

00:16:18 Стих 38:
कच्च‍िन्नोभयविभ्रष्टश्छिन्नाभ्रमिव नश्यति ।
अप्रतिष्ठो महाबाहो विमूढो ब्रह्मण: पथि ॥ ३८ ॥

kaccin nobhaya-vibhraṣṭaś
chinnābhram iva naśyati
apratiṣṭho mahā-bāho
vimūḍho brahmaṇaḥ pathi

«О могучий Кришна, не лишается ли человек, оставивший путь духовной жизни, всех материальных и духовных благ, исчезая, как разорванное облако, не найдя прибежища ни на земле, ни на небе?»

00:16:37 Я ещё раз прочитаю комментарий Бхактиведанты Свами, который он даёт к этому стиху: «Есть два вида прогресса. Материалистов не привлекают духовные предметы. Их больше интересует материальный прогресс, который является следствием экономического развития. Тот, кто встаёт на путь духовного развития, должен прекратить материальную деятельность и отказаться от попыток достичь зыбкого материального счастья. Но если начинающий трансценденталист сходит с избранного пути, то может показаться, что он терпит поражение и на духовном пути, и на материальном. Иначе говоря, с одной стороны, он лишается возможности обрести материальное счастье, а с другой – достичь духовного совершенства».

00:17:25 То есть, сомнения Арджуны заключаются в следующем: не слишком ли рискованно отказываться от материальной жизни и вставать на духовный путь? Потому что если мы не достигнем успеха, то что мы приобретём? Не останемся ли мы ни с чем, скажем так? И Кришна будет отвечать на этот вопрос.

00:17:49 Стих 39:
एतन्मे संशयं कृष्ण छेत्तुमर्हस्यशेषत: ।
त्वदन्य: संशयस्यास्य छेत्ता न ह्युपपद्यते ॥ ३९ ॥
etan me saṁśayaṁ kṛṣṇa
chettum arhasy aśeṣataḥ
tvad-anyaḥ saṁśayasyāsya
chettā na hy upapadyate

«В этом моё сомнение, Кришна, поэтому я прошу тебя его развеять, ибо никто, кроме тебя, не способен этого сделать».

00:17:59 Таковы сомнения Арджуны. Он сбит с толку и обращается к Кришне как к своему духовному учителю в соответствии с принципами ведической культуры.

00:18:10 И в стихе 40 Кришна отвечает. Очень яркий стих:
श्रीभगवानुवाच
पार्थ नैवेह नामुत्र विनाशस्तस्य विद्यते ।
न हि कल्याणकृत्कश्चिद्दुर्गतिं तात गच्छति ॥ ४० ॥

śrī-bhagavān uvāca
pārtha naiveha nāmutra
vināśas tasya vidyate
na hi kalyāṇa-kṛt kaścid
durgatiṁ tāta gacchati

«Господь Верховная Личность Бога сказал: „О сын Притхи, трансценденталист, занятый благочестивой деятельностью, никогда не гибнет ни в этом мире, ни в следующем. Того, кто творит добро, мой друг, никогда не одолеет зло”».

00:18:36 Кришна даёт такое обещание: если человек встаёт на духовный путь, то он не потерпит в жизни поражения. Его ждёт в жизни успех. Это обещает Господь Кришна. В материальном мире мы далеко не всегда достигаем успеха в своих начинаниях. Фактически это зависит от нашей кармы. В чём-то мы, скажем так, успешны, в чём-то нет, и это связано с различными проблемами, страданиями. Но здесь Господь обещает, что путь духовной жизни – это путь без проигрыша. Вы в любом случае получите благо, даже если вы не дойдёте до конца в этой жизни, не обретёте духовное совершенство. Тогда это будет отложено на вашу следующую жизнь.

00:19:41 Я хочу закончить на этом стихе сегодняшнюю передачу. У нас осталось ещё шесть стихов, мы их прочитаем в следующий раз, через неделю, и затем у нас будет небольшой перерыв на две недели, потому что у нас будет под Новороссийском слёт последователей ведической традиции, я туда поеду. А в начале октября мы возобновим передачи, они будут посвящены уже седьмой главе, которая называется «Знание об Абсолюте». Ещё раз напоминаю, что в следующую пятницу будет последняя передача по шестой главе, и после этого будет небольшой перерыв. Если у вас есть какие-то вопросы, пожалуйста, пишите или звоните по нашему телефону.

Ответы на вопросы

Обязательно ли читать духовную литературу?

00:20:33 [Ведущая] Такой вопрос есть: что будет с человеком, если он всецело полагается на духовного учителя, но не использует литературу, которая предназначена для духовного роста? По крайней мере, не читает её. Как в целом будет складываться его жизнь, если он всецело полагается на духовного учителя, на его приезд? То есть учитель духовный ещё не принят, но человек слушает его, заглядывает ему в рот по приезде. Что будет с таким человеком?

00:21:05 [Критский В.Г.] Это такой вопрос задают радиослушатели?
[Ведущая] Такой вопрос задаю я.
[Критский В.Г.]: Если человек серьёзно относится к духовной жизни, понимает, что духовный учитель – это представитель Бога, то он должен очень серьёзно относиться к его словам и наставлениям, а все духовные учителя дают, в принципе, аналогичные наставления. Их мы и разбираем в наших передачах. Мы должны очень серьёзно относиться к своей жизни, и если, предположим, сложно читать «Бхагавад-гиту» или другие ведические произведения, то по крайней мере нужно слушать лекции духовных учителей, потому что в лекциях они в более популярной форме объясняют то, что описано в ведических писаниях.

00:21:57 [Ведущая] Тогда возникает такой вопрос: если есть духовный учитель, то зачем тогда какие-то книги читать?

00:22:13 [Критский В.Г.] Что значит «есть духовный учитель»? Есть духовный учитель – это не просто у вас какая-то картина или фотография. Это означает, что вы принимаете духовного учителя своим сердцем, вы его внимательно слушаете и понимаете, что через него с вами говорит сам Господь. И если духовный учитель советует вам следовать принципам духовной жизни, в том числе изучать книги, то вам нужно постараться следовать его указаниям.

00:22:44 [Ведущая] Замечательно. Почему я подняла этот вопрос, у меня не так давно была встреча с представителем одной религиозной конфессии, который всецело полагался на такие приезды учителей, не читая авторитетных писаний. Даже если они относятся к его религии, которую он практикует. Чему я была очень удивлена, потому что в книгах заложены знания.

00:23:14 [Критский В.Г.] Значит, Наталья, есть, в принципе, отдельные исключения. В «Чайтанья-чаритамрите» приводится рассказ про одного человека, который хоть и был рождён в брахманской семье, был не очень грамотный и очень плохо умел читать. Он был преданный в душе, очень простой, чистый человек. И Господь Чайтанья, когда путешествовал по Южной Индии, его однажды встретил. И он увидел, что этот человек держит в руках «Бхагавад-гиту», перевёрнутую вверх ногами. И он спросил у него: «Дорогой друг, для чего вы держите «Бхагавад-гиту» да ещё и вверх ногами?» И этот человек ответил: «Духовный учитель поручил мне читать «Бхагавад-гиту», но я толком читать-то не умею, я просто смотрю картинки. Но, по крайней мере, когда я вижу изображение Кришны и Арджуны, то у меня сердце тает. Насколько милостив Кришна, что согласился стать возничим на колеснице Арджуны, у меня из глаз капают слёзы». Господь Чайтанья обнял его и сказал: «Ты понял „Бхагавад-гиту”».

00:24:25 Понимаете? Бывают отдельные исключения, когда очень простые люди, не имеющие образования, может быть, старушки в платочках или кто-то ещё, которым трудно изучать священные писания, для них, может быть, этого достаточно. Но для интеллигентного человека с образованием, который работает на компьютере, в интернете, слушает «Аюрведа» радио, я думаю, что нужно относиться серьёзно и читать книжки.

00:24:54 [Ведущая]: Спасибо большое! На этой ноте мне хотелось бы пожелать, чтобы сердца радиослушателей стали мягче и добрее, а ум и разум стали податливее для того, чтобы легко усваивать авторитетные знания. Спасибо вам большое, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами. С нетерпением ждём вашего приезда через неделю, то есть следующая встреча у нас в пятницу, как я поняла, будет.

00:25:32 [Критский В.Г.]: Да, до свиданья!

00:25:36 [Ведущая]: Дорогие радиослушатели, это был Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”» и ответы на вопросы по ведической культуре и философии, которые вы можете прислать, и на следующей неделе мы прочитаем ваши вопросы и ответим. Наш почтовый ящик ayurvedaradio@mail.ru, я также могу принять ваш вопрос по телефону 89099337709 и есть чат, чат в скайпе. Пишите нам. Вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 25 ноября 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 10 декабря 2021