Иллюзия материального мира

Аюрведа радио - 09 ноября 2007
Служение ‒ истинная природа живого существа. Ложные цели духовной жизни. Абсолют: личность или нет? Источник иллюзии материального мира. Можно ли выйти из-под влияния двойственности. Как развить в себе сознание Бога. Ответы на вопросы. Существуют ли писания на тему сексуальной жизни для людей в гуне страсти и благости? Почему все живые существа относятся к пограничной энергии? Почему в Ведах рекомендуется стремление к райским планетам?
запись эфира для практикующих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:30:43 | качество: mp3 24kB/s 5 Mb | прослушано: 349 | скачано: 271 | избрано: 16
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:14 [Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели. Рада приветствовать вас на волнах «Аюрведа» радио. Продолжение нашей программы: Владимир Георгиевич Критский, «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Ждем, ждем ваших вопросов в течение передачи. После передачи мы будем отвечать на все ваши вопросы. Добрый день, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] Здравствуйте.
Служение – истинная природа живого существа

00:00:42 [Критский В.Г.] Тогда мы начнем нашу беседу. Я напомню, что мы с вами рассматриваем главу 7 «Бхагавад-гиты» под названием «Знание Абсолюта», в которой мы изучали очень сокровенное знание о природе Абсолютной Истины, Верховной Личности Бога. Что такое Абсолютная Истина? Это источник всего сущего. И «Бхагавад-гита» неоднократно подчеркивает, что высшим аспектом Абсолютной Истины является именно Верховная Личность Бога, то есть личность. Это очень важная и сокровенная тайна, о которой мы, конечно, говорили. Но это далеко не все люди понимают, в том числе и верующие. То, что Бог личность, и мы тоже являемся личностями, приводит к очень глубоким последствиям. И главное – то, что между нами должны быть определённые взаимоотношения. И проблема всех душ в материальном мире в том, что они совершенно забыли о Боге, что они, даже если формально и признают Его, живут так, как будто Бога нет.

00:01:58 Веды очень подробно, я бы сказал, с научной полнотой, излагают это знание об Абсолюте (вот так как раз называется эта глава) и описывают, что все живые существа по своей духовной природе являются неотъемлемыми составными частицами Высшей, Абсолютной, Истины, Высшего Разума и обладают индивидуальным сознанием и определённой независимостью. Это ключ к пониманию многих стихов этой и других глав «Бхагавад-гиты». Мы, скажем так, очень малы, очень ограничены, а Бог велик. В Ведах Бог сравнивается с солнцем, а живые существа – с солнечными лучами. И поэтому наше естественное положение – подчиненное. То есть мы должны служить Богу, как говорят в религии: поклоняться ему. Это, по сути, природа живого существа.

00:03:03 Даже в материальном мире все служат. Служат своей семье или государству, или на каком-то предприятии, фирме служат своему начальнику. Но вот эта изначальная природа живого существа, служение, в наиболее чистой и полной форме проявляется именно в духовной жизни. И то, что в материальном мире очень много страданий, несправедливости, люди недовольны своим положением, является следствием материального сознания и отождествлений себя со своим телом. На духовном уровне, на уровне сознания Бога, мы воспринимаем, что Господь (на санскрите Всевышний – это Вишну, или Кришна, что означает всепривлекающий) является источником всего счастья, всего знания и блаженства, и общение с ним дает человеку полное удовлетворение.

Ложные цели духовной жизни

00:04:05 И далее в главе 7 Кришна объясняет неверные, то есть ложные, формы религии: поклонение с какими-то материальными мотивами. В прошлый раз мы с вами рассматривали такой стих: «Те, чей разум похищен материальными желаниями, поклоняются полубогам».

00:04:28 И мы в качестве примера вспоминали очень интересную историю, «Илиаду» Гомера, где, как вы помните, Парис, сын царя Трои, похитил прекрасную Елену, жену царя Менелая, из-за чего разгорелась огромная война между Грецией и Троей, и в конце концов сам Парис и весь его род были обречены на гибель под влиянием вот этой страсти, вожделения, желания наслаждаться тем, что нам не принадлежит. В данном случае он похитил чужую жену.

00:05:08 И другой известный пример опасности этого вожделения – это известный литературный герой Дон Жуан, который фигурирует в знаменитых пьесах Мольера и Пушкина. И он всю свою жизнь посвящает поиску чувственных наслаждений и в результате бесславно погибает. По сути, такова ситуация во всей современной культуре, которая направляет человека к цели чувственного наслаждения как к наивысшей. Это совершенно ложная, искусственная цель, которую в данном случае Кришна критикует.

00:05:48 И в следующем стихе он говорит:
अन्तवत्तु फलं तेषां तद्भ‍वत्यल्पमेधसाम् ।
देवान्देवयजो यान्ति मद्भ‍क्ता यान्ति मामपि ॥ २३ ॥

antavat tu phalaṁ teṣāṁ
tad bhavaty alpa-medhasām
devān deva-yajo yānti
mad-bhaktā yānti mām api

«Лишь недалекие люди поклоняются полубогам, ибо обретаемые ими плоды скудны и преходящи. Те, кто поклоняются полубогам, попадают на планеты полубогов, но Мои преданные достигают Моей высшей обители».

00:06:05 Это тоже очень интересный стих, потому что обитель полубогов, согласно Ведам, это так называемые высшие, райские, планеты. Это планеты, на которых жизнь существует в более совершенных формах, где гораздо больше счастья, блаженства, где нет материальных страданий. И для многих людей, в том числе и в религиозных традициях, это считается высшей целью. Но Кришна здесь говорит, что достижение райских планет полубогов, – это всего лишь временное счастье. Поскольку это материальный мир, то рано или поздно душа вынуждена вернуться обратно на Землю и родиться в человеческой форме, продолжить весь этот цикл страданий, рождения, болезни, старости и смерти, что является непреложным законом материальной жизни.

00:07:03 И в следующем стихе Кришна говорит о другой ложной форме духовной жизни:
अव्यक्तं व्यक्तिमापन्नं मन्यन्ते मामबुद्धय: ।
परं भावमजानन्तो ममाव्ययमनुत्तमम् ॥ २४ ॥

avyaktaṁ vyaktim āpannaṁ
manyante mām abuddhayaḥ
paraṁ bhāvam ajānanto
mamāvyayam anuttamam

«Люди, лишенные разума, не знающие Меня таким, какой Я есть, считают, что Я, Верховная Личность Бога, Кришна, раньше был безличен, а теперь обрел личностную форму».

00:07:25 То есть это философская концепция имперсонализма, которая заключается в том, что высшим аспектом Абсолюта является безличный Брахман, безличный дух, а Бог, если он и существует, является неким, так сказать, временным явлением материального мира, которое иногда появляется, иногда исчезает. А мы знаем, что Веды говорят о различных явлениях Господа на Земле. И в четвертой главе «Бхагавад-гиты» Кришна об этом говорил.

00:07:58 Самые знаменитые воплощения Господа – это: Господь Рама (герой Рамаяны), Господь Кришна, автор, сказитель «Бхагавад-гиты», Господь Будда, который основал учение буддизма, и самое последнее воплощение в данную эпоху, Кали-югу, – это Господь Чайтанья Махапрабу, который жил в Индии 500 лет назад. Это особое, сокровенное, воплощение Господа Кришны, благодаря которому, собственно, весь мир узнал о ведической традиции. Его особенностью было то, что он постоянно воспевал святые имена Бога. И в «Чайтанья-чаритамрите», произведении, посвященном жизни Господа Чайтаньи, говорится, что в Кали-югу Господь Кришна является в форме своего святого имени. И поэтому в каждой духовной традиции есть различные песнопения, бхаджаны, гимны. И в нашей традиции, как вы уже знаете, главное – это воспевание мантры Харе Кришна, которая представляет имена Бога. Кришна, как вы знаете, означает всепривлекающий Господь.

Абсолют: личность или нет?

00:09:19 Вот на этом мы с вами остановились. И сегодня мы продолжим со стиха 26:
वेदाहं समतीतानि वर्तमानानि चार्जुन ।
भविष्याणि च भूतानि मां तु वेद न कश्चन ॥ २६ ॥

vedāhaṁ samatītāni
vartamānāni cārjuna
bhaviṣyāṇi ca bhūtāni
māṁ tu veda na kaścana

«О Арджуна, как Верховная Личность Бога, Я знаю всё, что было в прошлом, всё, что происходит в настоящем, и всё, что будет происходить в будущем. Я также знаю все живые существа, но Меня не знает никто».

00:09:43 В любой духовной традиции считается, что Господь – всеведающий, он обладает всем знанием, богатством, силой, славой. И то же самое здесь. Об этом говорит Господь Кришна. Мы с вами прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады к этому стиху:

00:10:05 «Этот стих даёт ясный и убедительный ответ на вопрос: является ли Абсолютная Истина личностью или нет. Если бы тело Кришны, Верховной Личности Бога, было материальным, как полагают имперсоналисты, то Он, подобно обычному человеку, переселялся бы из тела в тело, забывая всё, что происходило в предыдущей жизни. Каждый, кто обладает материальным телом, не помнит, что происходило с ним в прошлом, чем закончится нынешняя жизнь и какой будет следующая. Иначе говоря, обычный человек не знает ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Но Господь Кришна говорит определённо, что Он, в отличие от обычного человека, знает всё, что было в прошлом, в настоящем и в будущем. Господь Кришна также знает каждое живое существо, поскольку Он как Сверхдуша находится в сердце каждого». Вот такой комментарий духовного учителя Бхактиведанты Свами Прабхупады.

Источник иллюзии материального мира

00:11:07 Стих 27:
इच्छाद्वेषसमुत्थेन द्वन्द्वमोहेन भारत ।
सर्वभूतानि सम्मोहं सर्गे यान्ति परन्तप ॥ २७ ॥

icchā-dveṣa-samutthena
dvandva-mohena bhārata
sarva-bhūtāni sammohaṁ
sarge yānti paran-tapa

«О потомок Бхараты, о покоритель врагов, все живые существа, появляясь на свет, рождены в иллюзии, возникающей от двойственности желаний и гнева».

00:11:20 Итак, здесь Господь Кришна раскрывает причину иллюзии материального мира: это двойственность желаний и гнева. Люди пытаются наслаждаться очень простым и бесхитростным путём, удовлетворяя свои материальные чувства, и попадают в иллюзию двойственности. Во второй главе «Бхагавад-гиты» Господь Кришна говорит: «Созерцая чувственные объекты, человек развивает к ним привязанность. От этой привязанности развивается страсть, а из страсти рождается гнев».

00:11:52 То есть попытки чувственных наслаждений в конце концов приводят человека к разочарованию. Еда приводит к перееданию, несварению желудка, о чем вы можете услышать в передачах по аюрведе. Сон приводит к пересыпанию, потому что голова болит, ничего не соображает. Секс приводит к бесконечным проблемам, к нежелательным беременностям, к абортам, что, по сути, убийство ребенка во чреве матери, к венерическим заболеваниям, к СПИДУ, это «особое благословение» ХХ века.

00:12:29 Бхактиведанта Свами говорил, что есть две формы милости Господа. Одна форма – через наставления священных писаний и духовного учителя, другая – через материальную энергию, майю, которая дает суровые уроки тем, кто не понимает по-хорошему. И мы также прочитаем к этому стиху комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады:

00:12:53 «По своей изначальной, истинной, природе каждое живое существо подвластно Верховному Господу, который воплощает собой чистое знание. Когда живое существо оказывается во власти иллюзии, которая отделяет его от чистого знания, то оно становится рабом иллюзорной энергии, которая проявляется в виде двойственности желания и ненависти. И человек уже не способен постичь Верховную Личность Бога. Движимые желанием и ненавистью, невежественные люди пытаются уподобиться с Верховным Господом и не допускают даже мысли о том, что Кришна – это Верховная Личность Бога. Те, кто ослеплен невежеством, под влиянием иллюзии мыслят в категориях двойственности: почета и бесчестия, счастья и горя, добра и зла. Одни из них считают себя мужчинами, другие – женщинами. Таков мир двойственности. Введенные в заблуждение иллюзией, живые существа теряют способность здраво мыслить и не могут постичь Верховную Личность Бога».

Можно ли выйти из-под влияния двойственности

00:14:01 Стих 28:
येषां त्वन्तगतं पापं जनानां पुण्यकर्मणाम् ।
ते द्वन्द्वमोहनिर्मुक्ता भजन्ते मां दृढव्रता: ॥ २८ ॥

yeṣāṁ tv anta-gataṁ pāpaṁ
janānāṁ puṇya-karmaṇām
te dvandva-moha-nirmuktā
bhajante māṁ dṛḍha-vratāḥ

«Кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях, кто полностью отказался от грехов, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя преданному служению».

00:14:19 И мы снова прочитаем комментарий Бхактиведанты Свами Прабхупады: «В этом стихе объясняется, как можно подняться на трансцендентный уровень. Людям, совершающим греховные поступки, атеистам и лицемерам очень трудно выйти из-под влияния двойственности, то есть избавиться от желаний и ненависти. Только те, кто в течение многих жизней соблюдали религиозные заповеди, совершали благочестивые поступки и освободились от последствий своих грехов, могут стать на путь преданного служения и постепенно обрести чистое знание о Верховной Личности Бога. Со временем такие люди полностью погружаются в размышления о Верховной Личности и входят в состояние транса. Так они поднимаются на совершенный, духовный, уровень. Достичь этого можно, действуя в сознании Кришны и общаясь с чистыми преданными, ибо такое общение освобождает человека из плена иллюзий.

00:15:23 В «Шримад-Бхагаватам» (5.5.2) говорится, что тот, кто действительно хочет освободиться из материального плена, должен служить преданным Господа. Тот же, кто общается не с преданными, а с материалистами, прокладывает себе дорогу в темнейшие сферы бытия. Преданные Господа путешествуют по всей земле с единственной целью – освободить обусловленные души из плена иллюзий. Забыв свою изначальную природу, живые существа отказываются признать над собой власть Верховного Господа и тем самым нарушают законы Бога. Лишь вспомнив своё изначальное положение, живое существо может постичь Верховную Личность и с решимостью посвятить себя любовному преданному служению».

00:16:12 Стих 29:
जरामरणमोक्षाय मामाश्रित्य यतन्ति ये ।
ते ब्रह्म तद्विदु: कृत्स्नमध्यात्मं कर्म चाखिलम् ॥ २९ ॥

jarā-maraṇa-mokṣāya
mām āśritya yatanti ye
te brahma tad viduḥ kṛtsnam
adhyātmaṁ karma cākhilam

«Разумные люди, стремящиеся к освобождению от старости и смерти, находят прибежище во Мне, служа Мне с любовью и преданностью. Они уже, по сути, есть Брахман, то есть дух, ибо в совершенстве постигли законы духовной жизни».

00:16:35 Комментарий: «Рождение, смерть, старость и болезнь связаны с материальным телом, но никак не затрагивают тело духовное. Духовное тело не рождается, не умирает, не стареет и не болеет. Поэтому тот, кто обрел духовное тело и стал одним из приближенных Верховного Господа, получил доступ к вечному преданному служению Ему и обрел истинное освобождение. Веды говорят: Ахам брахмасми – Я есть дух. В священных писаниях говорится, что живое существо должно осознать себя Брахманом, то есть духом, вечной душой. Встав на путь служения Господу, человек по Его милости полностью очищается и обретает сознание Бога, получая право наслаждаться духовным блаженством, общаясь с Ним. Те же, кто поклоняются полубогам, никогда не смогут попасть на планету Верховного Господа и общаться с Ним. На высшую планету Бога, Голоку Вриндавана, могут попасть только те, кто действует в сознании Бога и стремится достичь высшей обители Господа Кришны».

Как развить в себе сознание Бога

00:17:51 И, наконец, последний стих главы 7, сегодня мы им закончим. Стих 30:
साधिभूताधिदैवं मां साधियज्ञं च ये विदु: ।
प्रयाणकालेऽपि च मां ते विदुर्युक्तचेतस: ॥ ३० ॥

sādhibhūtādhidaivaṁ māṁ
sādhiyajñaṁ ca ye viduḥ
prayāṇa-kāle ’pi ca māṁ
te vidur yukta-cetasaḥ

«Те, кто знают меня как Верховного Господа, повелителя материального мироздания, владыку всех полубогов и жертвоприношений, смогут осознать Меня, Верховную Личность Бога, даже в момент смерти».

00:18:13 То есть духовная жизнь очень непроста. Мало кто способен в полной мере следовать всем предписаниям священных писаний и достичь духовного совершенства. Но Господь Кришна обещает, что те, кто стали на путь преданного служения, достигнут совершенства хотя бы в последний момент жизни, перед лицом неминуемой смерти. Развив в себе сознание Бога, такой человек уже никогда не забудет Кришну и, покинув тело, попадет на планету Верховного Господа, Голоку Вриндавана».

00:18:46 И в заключение я прочитаю отрывок из комментария Бхактиведанты Свами Прабхупады: «Итак, в главе 7 „Бхагавад-гиты” объясняется, как можно в полной мере развить в себе сознание Бога. Для этого необходимо, прежде всего, общаться с теми, кто уже обладает сознанием Бога. Такое общение духовно и позволяет непосредственно соприкоснуться с Господом Кришной. И тогда по Его милости человек может осознать, что Кришна – это Верховная Личность Бога. И, забыв о Боге, живое существо запутывается в сетях материальной жизни. Благодаря общению с преданными человек постепенно развивает в себе сознание Бога и понимает, как он оказался во власти материальной природы. Таким образом, человеческая форма жизни в полной мере дает возможность возродить в себе сознание Бога и снискать беспричинную милость Господа».

00:19:48 Так заканчивается комментарий Бхактиведанты Свами к главе 7 Шримад Бхагавад-гиты под названием «Знание Абсолюта». На этом мы закончим нашу беседу на сегодня. И в следующий раз мы начнем главу 8, которая называется «Достижение Всевышнего». Пожалуйста, можете задавать вопросы, писать на наш сайт или звонить. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор йоги по „Бхагавад-гите”».

Ответы на вопросы

00:20:15 [Ведущая] У нас есть один вопрос, и я его прочитаю. Вопрос нескромный. Слушал лекцию Тугутова на волнах «Аюрведа» радио, и там он говорит, что в ведической культуре существуют писания на каждый случай жизни, но эти писания разделяются по трем гунам: благости, страсти, невежества. В качестве примера он упомянул «Кама-сутру», книгу в невежестве. Каковы же писания на эту же тему, но в страсти и благости? Или же их нет, потому что необходимо отказаться от чувственных наслаждений?

00:20:51 [Критский В.Г.] Ну, да. Вопрос интересный. Ведические писания, действительно, разделяются на три категории: в благости, в страсти и в невежестве. И, в частности, в нашей, вайшнавской, традиции основными произведениями являются пураны. И мы не раз с вами упоминали «Шримад-Бхагаватам», которая является одной из пуран, так называемая «Бхагавата-пурана». То есть пурана, посвященная Верховной Личности Бога. Всего имеется 18 пуран, из них шесть относится к гуне благости, шесть относится к гуне страсти и шесть относится к гуне невежества. «Шримад-Бхагаватам», «Вишну-пурана» и некоторые другие [«Нарадия-пурана», «Гаруда-пурана», «Падма-пурана», «Вараха-пурана» – прим. ред.] относятся к гуне благости. К гуне страсти относятся «Брахма-пурана», «Брахма-вайварта-пурана» и другие [«Брахманда-пурана», «Маркандея-пурана», «Бхавишья-пурана», «Вамана-пурана» – прим. ред.]. И к гуне невежества относятся: «Шива-пурана», «Линга-пурана» и так далее [«Сканда-пурана», «Агни-пурана», «Курма-пурана», «Матсья-пурана» – прим. ред.]. В пуранах в гуне благости рекомендуется поклонение Господу Вишну или Кришне. В пуранах в гуне страсти рекомендуется поклонение Господу Брахме. И в пуранах в гуне невежества рекомендуется поклонение Господу Шиве.

00:22:10 Вот три главных божества материального мира: Брахма, Вишну и Шива, которые являются, скажем так, основными божествами ведического пантеона. И, соответственно, эти произведения, пураны, а также другие подразделяются по различным гунам материальной природы. Вот так кратко я могу ответить на этот вопрос. Но более конкретно, мне кажется, нужно задать вопрос автору Тугутову: что он имел в виду и почему он считает, что «Кама-сутра» в гуне невежества? Дело в том, что «Кама-сутра» начинается с очень серьезных наставлений по дхарме, по благочестивой жизни. Это современные люди пытаются использовать «Кама-сутру» как руководство для освоения техники секса. На самом деле в «Кама-сутре» огромное количество очень глубоких философских рассуждений, наставлений по нравственности. Секс – это не главная тема «Кама-сутры», это уже, скажем так, извращение ведических произведений в современную эпоху. Так я могу ответить на ваш вопрос.

00:23:24 [Ведущая] Есть ещё один вопрос. В одном из писаний, «Шри Ишопанишад», не помню, в какой главе, говорится, что у Господа есть три энергии: внутренняя, пограничная и внешняя. И все живые существа относятся к пограничной энергии. Почему? Как это можно понять?

00:23:43 [Критский В.Г.] Это простой вопрос. На него дается ответ в той же книге «Шри Ишо-панишад». Живые существа считаются относящимися к пограничной энергии. И есть аналогия с океаном: если Всевышнего Господа, Абсолют, мы уподобим океану, а материальную энергию уподобим берегу, то живые существа, индивидуальные души, находятся на границе между океаном и берегом. То есть они попадают или под влияние океана (это состояние духовной жизни, состояние преданного служения), или их выбрасывает волной на берег, и они тогда, так сказать, высыхают на солнце, лишенные воды. То есть мы по природе, так сказать, ограничены.

00:24:33 Живое существо имеет духовную природу, и поэтому, говорится в Ведах, живое существо качественно едино с высшей Абсолютной Истиной, с Высшим Разумом. Но поскольку мы очень ограничены по своим возможностям (я уже приводил аллегорию, что живые существа сравниваются с солнечными лучами), то мы можем попадать под влияние материальной природы, майи. Это зависит от нас, это зависит от нашего желания. Либо человек пытается совершенствоваться и пытается стать чистым, совершенным, или он пытается, скажем так, уподобиться Богу и наслаждаться независимо, сам. В том же «Шри Ишопанишад» есть такое сравнение, что в материальном мире люди, забыв о Боге и пытаясь контролировать материальную природу, пытаются сами стать богами.

00:25:35 И, кстати, на эту тему есть слова в Библии, в Ветхом Завете. В самой первой главе, искушая Адама и Еву, искуситель говорит: «Будете как боги». То есть соблазн материального мира в том, что люди пытаются поставить себя на место Бога и контролировать жизнь, контролировать материальный мир. Вот в этом, собственно, суть, что у нас есть выбор: или мы находимся под контролем духовной энергии, энергии преданного служения, бхакти, или мы находимся под контролем материальной энергии, майи, и тогда мы оказываемся в материальном мире, [проходим] рождение за рождением, страдаем, испытывая рождение, болезнь, старость и смерть. В этом смысл термина «пограничная энергия», у живых существ есть выбор, есть свобода воли: где оказаться, под чьим контролем, под каким влиянием. Таков ответ.

00:26:47 Если Кришна не рекомендует стремиться к райским планетам, почему это рекомендуется в Ведах? Вот такой вопрос, Владимир Георгиевич

00:26:55 [Критский В.Г.] Это хороший вопрос, хотя аналогичный был несколько передач назад, примерно, в прошлом месяце. Дело в том, что Веды содержат разные предписания для разных типов людей. Отвечая на предыдущий вопрос, я упоминал деление на три гуны: благость, страсть и невежество. И большая часть Вед предназначена для обычных материалистичных людей, которые находятся под влиянием страсти и невежества. И для таких людей стремление к райским планетам, то есть благочестивая жизнь, исполнение своих предписанных обязанностей, является прогрессом. То есть для них это шаг вперед. И поэтому большая часть Вед, действительно, описывает различные ритуалы жертвоприношений и гимны полубогам для достижения чисто материальных целей: богатства, положения в обществе, обретения хорошей жены, обретения сына.

00:28:05 Вы, наверняка слышали, что «Рамаяна» начинается с того, что царь Дашаратха не имел сына. И он совершает огромные жертвоприношения ради обретения сына. И у него рождается сын, да ещё какой – Господь Рамачандра, это Верховная Личность Бога. Вот. И много других примеров. То есть то, что мы сейчас изучаем с вами «Бхагавад-гиту», относится к разделу так называемых бхакти-шастр. То есть священные писания, посвященные бхакти, преданному служению, – это высшая и самая сокровенная часть Вед. К ним относятся также «Шримад-Бхагаватам», «Шри Ишопанишад», которую сегодня уже цитировали, «Брахма-самхита» и ещё несколько произведений. Очень немного, они составляют, может быть, меньше 1% ведических писаний, но это вершина айсберга.

00:29:03 То, что мы с вами изучаем, то, что перевел на английский язык Бхактиведанта Свами Прабхупада, является самым важным и, по сути, квинтэссенцией всей ведической мудрости. Противоречие здесь только кажущееся. Для каких-то людей, которые ещё не готовы к тому, чтобы принять Кришну как Верховную Личность Бога, стремление к райским планетам и благочестивая жизнь являются шагом вперед, прогрессом. Но для разумных, интеллигентных людей, которые уже понимают, что мы не есть тело, что существует духовный мир, духовная реальность, для них более высокие цели. И вот эта высшая цель, о которой мы с вами говорим и будем говорить, это чистое преданное служение Верховной Личности Бога. Вот это суть наставлений Кришны в «Бхагавад-гите». Вот таков ответ на данный вопрос.

00:30:03 [Ведущая] Вот вопросы и закончились. Мне всегда печально об этом говорить, но что поделаешь. Вопросов нет. Спасибо большое Вам, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.] Спасибо вам. Всего хорошего.
[Ведущая] Всего хорошего. До новых встреч на волнах «Аюрведа» радио на следующей неделе. До свидания.
[Критский В.Г.] До свидания.

00:30:20 [Ведущая] Итак, уважаемые радиослушатели, это был Владимир Георгиевич Критский на волнах «Аюрведа» радио: «Обзор различных систем йоги по „Бхагавад-гите”», а также были ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Вы продолжаете слушать «Аюрведа» радио. Оставайтесь с нами.

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 30 ноября 2012
обработка текста: Ирина Коргушова | Петропавловск-Камчатский | Россия | 13 февраля 2022
тегирование: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 18 февраля 2022