Глава 7 стихи 25-30

Аюрведа радио - 09 ноября 2007
запись эфира для начинающих из раздела «Йога» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:30:43 | качество: mp3 24kB/s 5 Mb | прослушано: 304 | скачано: 208 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:08 [Заставка радио] С любовью к вам, Аюрведа-радио….
[Ведущая] Добрый день, дорогие радиослушатели. Рада приветствовать вас на волнах Аюрведа-радио. Продолжение нашей программы, Владимир Георгиевич Критский «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите», а также ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Ждем, ждем ваших вопросов в течение передачи. После передачи мы будем отвечать на все ваши вопросы. Добрый день, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Здравствуйте, Наталья.
[Ведущая] Здравствуйте.

00:00:42 [Критский В.Г.] Тогда мы начнем нашу беседу. Я напомню, что мы с вами рассматриваем 7-ю главу Бхагавад-гиты, под названием «Знание абсолюта», в которой мы изучали очень сокровенное знание о природе абсолютной истины Верховной личности Бога. И что такое абсолютная истина? – Это источник всего сущего. И Бхагавад-гита неоднократно подчеркивает, что высшим аспектом абсолютной истины является именно Верховная личность Бога, то есть личность. Это очень важная и сокровенная тайна, о которой мы, конечно, говорили. Но это далеко не все люди понимают, в том числе и верующие. То, что Бог личность, и мы тоже являемся личностями, приводит к очень глубоким последствиям. И главное то, что между нами должны быть определённые взаимоотношения. И проблема всех душ в материальном мире в том, что они совершенно забыли о Боге, что они, как бы, даже, если и формально признают его, живут так, как будто бы Бога нет.

00:01:58 Веды очень подробно, я бы сказал, с научной полнотой излагают это знание об абсолюте, вот, как, как раз, называется эта глава. И описывают, что все живые существа по своей духовной природе являются неотъемлемыми составными частицами, высшей абсолютной истины, высшего разума и обладают индивидуальным сознанием и определённой независимостью. Это ключ к пониманию многих стихов этой и других глав Бхагавад-гиты. То, что мы, как бы, очень малы, очень ограничены, а Бог велик, в Ведах Бог сравнивается с солнцем, а живые существа с солнечными лучами. И поэтому наше естественное положение – это подчиненное. То есть мы должны служить Богу, как говорят в религии, поклоняться ему. Это, по сути, природа живого существа. Даже в материальном мире все служат. Служат своей семье или государству, или на каком-то предприятии, фирме служат своему начальнику. Но вот эта изначальная природа живого существа, служение, в наиболее чистой и полной форме проявляется именно в духовной жизни. И то, что в материальном мире очень много страданий, несправедливости, люди недовольны своим положением, является следствием материального сознания и отождествлений себя со своим телом. На духовном уровне, на уровне сознания Бога мы воспринимаем, что Господь (на санскрите Всевышний – это Вишну, или Кришна, означает, всепревлекающий) является источником всего счастья и всего знания и блаженства, и общение с ним дает человеку полное удовлетворение.

00:04:06 И далее, в 7-й главе Кришна объясняет неверные, то есть ложные формы религии, поклонение с какими-то материальными мотивами. В прошлый раз мы с вами рассматривали такой стих: «Те, чей разум похищен материальными желаниями, поклоняются полубогам». И мы в качестве примера вспоминали очень интересную историю, Илиаду Гомера, где, как вы помните, Парис – сын царя Трои похитил прекрасную Елену, жену царя Минелая, и из-за этого разгорелась огромная война между Грецией и Троей, и, в конце концов, сам Парис и весь его род были обречены на гибель под влиянием вот этой, вот, страсти, вожделения, желания наслаждаться тем, что нам, так сказать, не принадлежит. В данном случае он похитил чужую жену. И другой известный пример, вот, опасности этого вожделения, это известный литературный герой Дон Жуан, который фигурирует в знаменитых пьесах Мольера и Пушкина. И он всю свою жизнь посвящает поиску чувственных наслаждений, и в результате бесславно погибает. По сути, такова ситуация во всей современной культуре, которая направляет человека вот к этой цели чувственного наслаждения, как к наивысшей. Это совершенно, как бы, ложная, искусственная цель, которую, в данном случае, Кришна критикует.

00:05:49 И в следующем стихе он говорит: «Лишь недалекие люди поклоняются полубогам, ибо обретаемые ими плоды скудны и преходящи. Те, кто поклоняются полубогам, попадают на планеты полубогов. Но мои преданные достигают моей высшей обители». Вот это тоже очень интересный стих, потому что обитель полубогов, согласно Ведам, это, так называемые, высшие райские планеты. Это планеты, на которых жизнь существует в более совершенных формах, где гораздо больше счастья, блаженства, где нет материальных страданий. И для многих людей, в том числе и религиозных традициях, это считается высшей целью. Но Кришна здесь говорит, что достижение райских планет, планет полубогов – это всего лишь временное счастье. Поскольку это материальный мир, то, рано или поздно, душа вынуждена вернуться обратно на землю и родиться в человеческой форме, продолжить весь этот цикл страданий, рождения, болезни, старости и смерти, что является непреложным законом материальной жизни.

00:07:05 И в следующем стихе Кришна говорит о другой ложной форме духовной жизни. Это стих: «Люди, лишенные разума, не знающие меня таким, какой я есть, считают, что я – Верховная личность Бога. Кришна раньше был безличен, а теперь обрел личностную форму». То есть эта философская концепция имперсонализма, что высшим аспектом абсолюта является безличный браман, безличный дух. А Бог, если он и существует, является неким, так сказать, временным явлением материального мира, которое, вот, иногда появляется, иногда исчезает. А мы знаем, что Веды говорят о различных явлениях Господа на земле. И в четвертой главе Бхагавад-гиты Кришна об этом говорил. Самые знаменитые воплощения Господа – это господь Рама, герои Рамаяны, Господь Кришна, это автор, сказитель Бхагавад-гиты, Господь Будда, который основал, вот, учение буддизма. И самое последнее воплощение в данную эпоху, Калиюгу, это Господь Чайтанья Махапрабу, который жил в Индии 500 лет назад. Это особое, сокровенное воплощение Господа Кришны, благодаря которому, собственно, весь мир узнал о ведической традиции. А его особенностью было, что он постоянно воспевал святые имена Бога. И в [Чайтанья черитамрате], произведении, которое, так сказать, посвящено жизни Господа [Чайтаньи], говорится, что в Калиюгу Господь Кришна является в форме своего святого имени. И поэтому в каждой духовной традиции есть различные песнопения, [баджаны], гимны. И в нашей традиции, как вы уже знаете, главное, это воспевание Харе Кришна мантры, которая представляет имена Бога. Кришна, как знаете, означает всепревлекающий Господь.

00:09:22 Вот, на этом мы с вами остановились. И сегодня мы продолжим с 26 стиха: «О, Арджуна, как верховная личность Бога, я знаю все, что было в прошлом, все, что происходит в настоящем, и все, что будет происходить в будущем. Я также знаю все живые существа, но меня не знает никто». Как и в любой духовной традиции считается, что господь – всеведущий, он обладает всем знанием, богатством, силой, славой. И то же самое здесь. Об этом говорит Господь Кришна. Мы с вами прочитаем комментарий [Бактивиданте-свами Прабхупады] к этому стиху: «Этот стих дает ясный и убедительный ответ на вопрос: является ли абсолютная истина личностью или нет. Если бы тело Кришны, Верховной личности Бога было материальным, как полагают имперсоналисты, то он, подобно обычному человеку, переселялся бы из тела в тело, забывая все, что происходило в предыдущей жизни. Каждый, кто обладает материальным телом, не помнит, что происходило с ним в прошлом, чем закончится нынешняя жизнь, и какой будет следующая. Иначе говоря, обычный человек не знает ни прошлого, ни настоящего, ни будущего. Но Господь Кришна говорит определённо, что он, в отличие от обычного человека, знает все, что было в прошлом, в настоящем и в будущем. Господь Кришна также знает каждое живое существо, поскольку он, как сверхдуша, находится в сердце каждого». Вот такой комментарий духовного учителя [Бактивиданте-свами Прабхупады].

00:11:10 Стих 27-й: «О, потомок Бхараты! О, покоритель Богов! Все живые существа, появляясь на свет, рождены в иллюзии, возникающей от двойственности желаний и гнева». Итак, здесь Господь Кришна раскрывает причину иллюзии материального мира. Это двойственность желаний и гнева. Люди пытаются наслаждаться очень простым и бесхитростным путем, удовлетворяя свои материальные чувства, и попадают в иллюзию двойственности. Во второй главе Бхагавад-гиты Господь Кришна говорит: «Созерцая чувственные объекты, человек развивает к ним привязанность. От этой привязанности развивается страсть, а из страсти рождается гнев». То есть попытки чувственных наслаждений, в конце концов, приводят человека к разочарованию. Еда приводит к перееданию, несварению желудка, о чем вы можете услышать в передачах по Аюрведе. Сон приводит к пересыпанию, потому что голова болит, ничего не соображает. Секс приводит к бесконечным проблемам, к нежелательным беременностям, к абортам, что, по сути, убийство ребенка во чреве матери, к венерическим заболеваниям, к СПИДУ, особое благословение ХХ века.

00:12:33 Бактивиданте-свами говорил, что есть 2 формы милости Господа. Одна форма – это через наставление священных писаний и духовного учителя. И другая форма – через материальную энергию [майю], которая дает суровые уроки тем, кто не понимает по-хорошему. И мы также прочитаем к этому стиху комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады: «По своей изначальной, истинной природе, каждое живое существо подвластно Верховному Господу, который воплощает собой чистое знание. Когда живое существо оказывается во власти иллюзии, которая отделяет его от чистого знания, то оно становится рабом иллюзорной энергии, которая проявляется в виде двойственности желания и ненависти. И человек уже не способен постичь Верховную личность Бога. Движимые желанием и ненавистью, невежественные люди пытаются уподобиться с Верховным Господом и не допускают даже мысли о том, что Кришна – это Верховная личность Бога. Те, кто ослеплен невежеством под влиянием иллюзии, мыслят в категориях двойственности: почета и бесчестия, счастья и горя, добра и зла. Одни из них считают себя мужчинами, другие женщинами. Таков мир двойственности. Введенные в заблуждение иллюзией, живые существа теряют способность здраво мыслить и не могут постичь Верховную личность Бога».

00:14:05 Стих 28-й; «Кто совершал благочестивые поступки в этой и в прошлых жизнях, кто полностью отказался от грехов, тот выходит из-под власти иллюзорной двойственности и с решимостью посвящает себя преданному служению». И мы снова прочитаем комментарий Бактивиданте-свами Прабхупады: «В этом стихе объясняется, как можно подняться на трансцендентный уровень. Людям, совершающим греховные поступки, атеистам и лицемерам, очень трудно выйти из-под влияния двойственности, то есть избавиться от желаний ненависти. Только те, кто в течение многих жизней, соблюдали религиозные заповеди, совершали благочестивые поступки и освободились от последствий своих грехов, могут стать на путь преданного служения, и постепенно обрести чистое знание о Верховной личности Бога. Со временем такие люди полностью погружаются в размышление о Верховной личности и входят в состояние транса. Так они поднимаются на совершенный духовный уровень. Достичь этого можно, действуя в сознании Кришны и общаясь с чистыми преданными, ибо такое общение освобождает человека из плена иллюзий. В Шримад Бхагаватам говорится, что тот, кто действительно хочет освободиться из материального плена, должен служить преданным Господа. Тот же, кто общается не с преданными, а с материалистами, прокладывает себе дорогу в темнейшие сферы бытия. Преданные господа путешествуют по всей земле с единственной целью – освободить обусловленные души из плена иллюзий, забыв свою изначальную природу. Живые существа отказываются признать над собой власть Верховного Господа, и тем самым нарушают законы Бога. Лишь, вспомнив своё изначальное положение, живое существо может постичь Верховную личность и с решимостью посвятить себя любовному преданному служению».

00:16:16 Стих 29-й: «Разумные люди, стремящиеся к освобождению от старости и смерти, находят прибежище во мне, служа мне с любовью и преданностью. Они уже, по сути, есть браман, то есть дух, ибо в совершенстве постигли законы духовной жизни». Комментарий: «Рождение, смерть, старость и болезнь связаны с материальным телом, но никак не затрагивают тело духовное. Духовное тело не рождается, не умирает, не стареет и не болеет. Поэтому тот, кто обрел духовное тело, и стал одним из приближенных Верховного Господа, получил доступ к вечному преданному служению ему и обрел истинное освобождение. Веды говорят: «[Неразборчиво] - Я – есть дух». В Священных писаниях говорится, что живое существо должно осознать себя браманом, то есть духом, вечной душой, встав на путь служения Господу. Человек по его милости полностью очищается и обретает сознание Бога, получая право наслаждаться духовным блаженством, общаясь с ним. Те же, кто поклоняются полубогам, никогда не смогут попасть на планету Верховного господа и общаться с ним. На высшую планету Бога [Неразборчиво] могут попасть только те, кто действует в сознании Бога, и стремятся достичь высшей обители Господа Кришны».

00:17:56 И, наконец, 30-й стих, это последний стих 7-й главы, и сегодня мы им закончим. «Те, кто знают меня, как Верховного Господа, повелителя материального мироздания, владыку всех полубогов и жертвоприношений, смогут осознать меня, Верховную личность Бога, даже в момент смерти. То есть духовная жизнь очень непроста. Мало, кто способен в полной мере следовать всем предписаниям Священных писаний и достичь духовного совершенства. Но Господь Кришна обещает, что те, кто стали на путь преданного служения, достигнут совершенства, хотя бы в последний момент жизни, перед лицом неминуемой смерти. Развив в себе сознание Бога, такой человек уже никогда не забудет Кришну и, покинув тело. Попадет на планету Верховного Господа [Неразборчиво]».

00:18:51 И в заключении я прочитаю отрывок из комментария Бактивиданте-свами Прабхупады: «Итак, в 7-й главе Бхагавад-гиты объясняется, как можно в полной мере развить в себе сознание Бога. Для этого необходимо, прежде всего, общаться с теми, кто уже обладает сознанием Бога. Такое общение духовно и позволяет непосредственно соприкоснуться с Господом Кришной. И тогда по его милости человек может осознать, что Кришна – это Верховная личность Бога. И, забыв о Боге, живое существо запутывается в сетях материальной жизни. Благодаря общению с преданными, человек постепенно развивает в себе сознание Бога и понимает, как он оказался во власти материальной природы. Таким образом, человеческая форма жизни в полной мере дает возможность возродить в себе сознание Бога и снискать беспричинную милость Господа». Так заканчивается комментарий Бактивиданте к 7-й главе Шримад Бхагавад-гиты, под названием «Знание абсолюта». И на этом мы закончим нашу беседу на сегодня. И в следующий раз мы начнем 8-ю главу, которая называется «Достижение Всевышнего». Пожалуйста, можете задавать вопросы, писать на наш сайт или звонить. Напоминаю, что в эфире передача «Обзор йоги по Бхагавад-гите».

00:20:21 [Ведущая] У нас есть один вопрос, и я его зачитаю: «Вопрос нескромный. Слушал лекцию Тугутова на волнах Аюрведа-радио, и там он говорит, что в ведической культуре существуют писания на каждый случай жизни, но эти писания разделяются по трем гуннам: благости, страсти, невежества. В качестве примера он упомянул «Камасутру», книгу в невежестве. Каковы же писания на эту же тему, но в страсти и благости? Или же их нет, потому что необходимо отказаться от чувственных наслаждений?» - спрашивает слушатель.
[Критский В.Г.] Ну, да. Вопрос интересный. И писания ведические, действительно, разделяются на три категории: в благости, в страсти и в невежестве. И, вот, в частности, в нашей, вайшнавской традиции основными произведениями являются Пураны. и мы не раз с вами упоминали Шриматбхагаваттам, который является одной из Пуран, так называемая Багавата-пурана. То есть Пурана, посвященная Верховной личности Бога. И всего имеется 18 Пуран. Из них 6 относится к гунне благости, 6 относится к гунне страсти и 6 относится к гунне невежества. Вот, в Шриматбхагаваттам, также Вишну-пурана и некоторые другие, 6 Пуран относятся к гунне благости. А, там, также [Падма-пурана], из очень известных. 6 Пуран относится к гунне страсти – это [Брама-пурана, Брамавайварта-пурана], и другие. И 6 Пуран относятся к гунне невежества: [Шива-пурана, Линго-пурана] и так далее. В Пуранах в гунне благости рекомендуется поклонение Господу Вишну или Кришне. В Пуранах в гунне страсти рекомендуется поклонение Господу Браме. И в Пуранах в гунне невежества рекомендуется поклонение Господу Шиве.

00:22:16 Вот эти три главные божества материального мира: Брама, Вишну и Шива, которые являются, как бы, основными божествами ведического пантеона. И, соответственно, вот, эти произведения, Пураны, есть и другие также, которые подразделяются по различным гуннам материальной природы. Вот это, вот, кратко, что я могу ответить на этот вопрос. Но более конкретно, мне кажется, нужно задать вопрос автору Тугутову о том, что он, так сказать, имел в виду, и почему он считает «Камасутру» в гунне невежества. Дело в том, что в «Камасутре», «Камасутра» начинается с очень, так сказать, серьезных наставлений по дхарме, по благочестивой жизни. Это современные люди пытаются использовать «Камасутру», как руководство для освоения техники секса. На самом деле, «Камасутра», там огромное количество очень глубоких философских рассуждений, наставлений по нравственности. Секс – это не главная тема «Камасутры», это уже, как бы, извращение ведических произведений в современную эпоху. Так я могу ответить на Ваш вопрос.

00:23:30 [Ведущая] Угу. Есть ещё один вопрос: «В одном из писаний [Шри-ишы-панишад], не помню, в какой главе, говорится, что у Господа есть три энергии: внутренняя, пограничная и внешняя. И все живые существа относятся к пограничной энергии. Почему? Как это можно понять?
[Критский В.Г.] Это простой вопрос. На него дается ответ и в той же книге [Шри-иша-панишад]. Живые существа считаются относящимися к пограничной энергии. И есть аналогия с океаном: если Всевышнего Господа, абсолют, мы уподобим океану, а материальную энергию уподобим берегу, то живые существа, индивидуальные души находятся на границе между океаном и берегом. То есть они попадают или под влияние океана (это состояние духовной жизни, состояние преданного служения), или их выбрасывает волной на берег, и они тогда, так сказать, высыхают на солнце, лишенные воды. То есть мы по природе, так сказать ограничены.

00:24:40 Живое существо имеет духовную природу, и поэтому говорится в Ведах, что «живое существо качественно едино с высшей абсолютной истиной, с высшим разумом». Но, поскольку мы очень ограничены по своим возможностям, как я уже приводил аллегорию, что живые существа сравниваются с солнечными лучами, то мы можем попадать под влияние материальной природы [майи]. Это зависит от нас, это зависит от нашего желания. Либо человек пытается совершенствоваться и пытается стать чистым, совершенным, или он пытается, как бы, уподобиться Богу и наслаждаться независимо сам. Вот, в том же [Шри-иша-панишад] есть такое сравнение, что в материальном мире люди, забыв о Боге и пытаясь контролировать материальную природу, пытаются сами стать Богами.

00:25:41 И, кстати, на эту тему есть слова в Библии, в Ветхом Завете, где, там, в самой первой главе говорится, там, при искушении, так сказать, Адама и Евы, искуситель говорит: «Будете, как Боги». То есть вот это, вот, соблазн материального мира в том, что люди пытаются поставить себя на место Бога и контролировать, как бы, жизнь, контролировать материальный мир. Вот в этом, собственно чуть, что у нас есть выбор: или мы находимся под контролем духовной энергии, энергии преданного служения, бакти, или мы находимся под контролем материальной энергии [майи], и тогда мы оказываемся в материальном мире, и рождение за рождением, страдаем, испытывая рождение, болезнь, старость и смерть. Вот это, вот, смысл термина «пограничная энергия», что у живых существ есть выбор, есть свобода воли, где оказаться, по, под каким, так сказать, контролем, под каким влиянием. Таков ответ.

00:26:55 [Ведущая] «Если Кришна не рекомендует стремление к райским планетам, почему это рекомендуется в Ведах?». Вот такой, вот, вопрос, Владимир Георгиевич.
[Критский В.Г.] Угу, спасибо. Это хороший вопрос, хотя аналогичный был несколько передач назад, примерно, в прошлом месяце. Дело в том, что Веды содержать разные предписания для разных типов людей. Вот, точно так же, как на предыдущем вопросе было вот это деление на три гунны: благость, страсть и невежество, большая часть Вед предназначена для обычных материалистичных людей, которые находятся под влиянием страсти и невежества. И для таких людей, вот, стремление к райским планетам, то есть благочестивая жизнь, исполнение своих предписанных обязанностей является прогрессом. То есть для них это шаг вперед.

00:27:53 И поэтому большая часть Вед, действительно, описывает различные ритуалы жертвоприношений [неразборчиво] полубогам для достижения чисто материальных целей: богатства, положения в обществе, как получить хорошую жену, как обрести сына. Вы, наверняка слышали, что [Рамаяна] начинается с того, что царь [Дошу-ратха], он не имел сына. И он совершает огромные жертвоприношения, ради обретения сына. И у него рождается сын, да, ещё какой – Господь Рамачандра, это Верховная личность Бога. Вот. И много других примеров. То есть то, что мы сейчас изучаем с вами Бхагавад-гиту, относится к разделу, так называемых, бакти-шастр. То есть Священные писания, посвященные бакти, преданному служению. Это самая высшая и сокровенная часть Вед. К ним относятся также Шриматбхагаваттам, [Шри-иша-панишад], которую сегодня уже цитировали, [Брахма-самхита], и ещё несколько произведений. Очень немного, они составляют, может быть, меньше 1% ведических писаний. Но это вершина айсберга.

00:29:10 То, что, вот, мы с вами изучаем, то, что, как бы, перевел на английский язык Бактивиданте-свами Прабхупада, является самым важным и, по сути, квинтесенцией всей ведической мудрости. Противоречия здесь только кажущиеся. Для каких-то людей, которые ещё не готовы к тому, чтоб принять Кришну, как Верховную личность Бога, для них стремление к райским планетам и благочестивая жизнь являются шагом вперед, прогрессом. Но для разумных, интеллигентных людей, которые уже понимают, что мы не есть тело, что существует духовный мир, духовная реальность, для них более высокие цели. И вот эта, высшая цель, о которой мы с вами говорим, и будем говорить, это чистое преданное служение Верховной личности Бога. Вот это суть наставлений Кришны в Бхагавад-гите. Вот таков ответ на данный вопрос.

00:30:11 [Ведущая] Вот вопросы и закончились. Мне всегда печально об этом говорить. Но, что поделаешь?! Вопросов нет. Спасибо большое Вам, Владимир Георгиевич, что были сегодня с нами.
[Критский В.Г.] Спасибо вам. Всего хорошего.
[Ведущая] Всего хорошего. До новых встреч на волнах Аюрведа-радио на следующей неделе. До свидания.
[Критский В.Г.] До свидания.

00:30:29 [Ведущая] Итак, уважаемые радиослушатель, это был Владимир Георгиевич Критский на волнах Аюрведа-радио «Обзор различных систем йоги по Бхагавад-гите», а также были ответы на вопросы по ведической культуре и философии. Вы продолжаете слушать Аюрведа-радио. Оставайтесь с нами.
[Заставка радио] С любовью к вам. Аюрведа-радио…

транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 30 ноября 2012